Содержание

тактико-технические характеристики. ОАО «Концерн «Калашников»»

Танки, едва только появившись первый раз на поле боя, оказали на всю военную мысль того времени колоссальное влияние. Моментально появились противотанковые ружья, специальные боеприпасы, второе рождение переживала полковая артиллерия.

Сегодня «танкобоязнь» уже не проявляется в столь яркой форме, потому как войска получили в свое распоряжение немало эффективных средств, которые помогают эффективно бороться с бронетехникой противника. К примеру, к таковым относится управляемая ракета «Вихрь-1».

Основные сведения

Разработка ракеты началась в начале 80-х годов прошлого века. Изначально она предназначалась для оснащения вертолетов Ка-50, а также Су-25Т. Последний являлся модификацией знаменитого «Грача», предназначенной специально для борьбы с тяжелой бронетехникой потенциального противника.

Сложности компоновки

Разработчики сразу столкнулись с жестким ограничением по диаметру, так как на пилонах Ка-50 необходимо было разместить не менее 12, а на подвесках Су-25Т – не менее 16 ракет. Именно из-за этого управляемая ракета «Вихрь-1» отличается рекордно удлиненным корпусом. Это не только позволило «втиснуться» в нужный диаметр, но и обеспечило максимально возможную дальность и скорость полета, так как аэродинамические характеристики у такой схемы максимально оптимальные.

Выполнена ракета по конструктивной схеме «утка», ее крылья в походном положении сложены. Чтобы обеспечить максимально стабильную курсовую устойчивость, конструкторы «наградили» ее способностью к продольному вращению в полете.

Конструктивные особенности

В передней части корпуса традиционно расположился отсек с тандемной боевой частью, а также скрытыми в нишах «крыльями», то есть стабилизаторами курсовой устойчивости. Кроме того, там же находится неконтактный взрыватель, который был использован в конструкции ради повышения эффективности ракеты для возможного ее применения по воздушным целям противника. Всю среднюю часть занимает простая осколочно-тандемная боевая часть.

Весь остальной объем занят твердотопливным маршевым двигателем с двумя конусовидными соплами, слегка отклоненными в стороны. В самом конце хвостового отсека расположена различная аппаратура, служащая для наведения ракеты на цель.

Хранение в походном положении

Как мы и говорили, за ходовую устойчивость отвечают стабилизаторы, находящиеся в носовой части. Их четыре, они образуют Х-образную проекцию. Для обеспечения продольного вращения в полете конструкторы придали им легкое закручивание по часовой стрелке. Храниться управляемая ракета «Вихрь-1» может только в транспортном контейнере. Гарантия – не более десяти лет при соблюдении всех условий.

Принятие на вооружение и первые испытания

Принятие на вооружение этого оружия состоялось сравнительно недавно, в 1985 году. Впервые испытания в условиях, предельно приближенных к боевым, проводились в 1986 году, когда «Вихрями» отстреливались с борта вертолета Ми-28 и штурмовиков Су-25Т. Особенно высокую эффективность показали именно штурмовики, показавшие способность к преодолению эшелонированной противовоздушной обороны условного противника.

Проще говоря, было доказано, что «Грачи» могут успешно атаковать танковые колонны условного противника на марше, нанося им серьезный ущерб. Каковы основные характеристики «Вихрь-1»? ТТХ ракеты следующие:

  • Длина – 2,75 м.
  • Диаметр корпуса – 152 мм.
  • Вес ракеты (вместе с транспортировочным контейнером) – 59 кг.
  • Скорость максимальная – 610 м/с.
  • Высота запуска – от 4 до 4000 метров.
  • Дальность запуска – от 400 метров до 10 километров.
  • Максимальное время полета к цели – до 28 секунд.

Дальнейшее развитие концепции

В 1990 году, перед самым развалом Советского Союза, на вооружение была принята управляемая ракета «Вихрь-1 М», обладающая впечатляющей универсальностью. Ее предполагалось использовать не только по наземным, но также по воздушным, надводным, прочим видам целей, включая скопления живой силы противника. В отличие от предшественника, ракета была сделана полностью автономной, с использованием наиболее совершенной и сложной электронной начинки.

Благодаря этому, вертолеты и штурмовики, оснащенные этим типом оружия, могут эффективно и в кратчайшие сроки выполнять очень широкий спектр задач. Из-за этого «противотанковая» ракета «Вихрь-1» является, по сути, широкопрофильной и полностью универсальной. Сегодня за разработку и выпуск отвечает ОАО «Концерн «Калашников»», расположенный в городе Ижевске, Удмуртия.

Важные особенности ракет семейства «Вихрь»

Отличительными особенностями ракет последних поколений являются следующие черты:
  • Большая дальность полета, в сочетании с прекрасной аэродинамикой и гиперзвуковой скоростью, обеспечивают высокую вероятность боевой живучести даже в условиях преодоления эшелонированной противовоздушной обороны условного противника.
  • Сверхзвуковая скорость полета также позволяет одновременно атаковать несколько целей, обеспечивая повышенную живучесть самолета или вертолета-носителя. Проще говоря, противнику становится не до них.
  • Автоматическая система наведения по лазерному лучу позволяет с гарантией поражать даже цели малого размера.
  • Отличная защищенность от станций РЭБ вероятного противника, что опять-таки повышает вероятность успешного преодоления эшелонированной противовоздушной обороны.
  • Широчайшая номенклатура поражаемых целей, вплоть до крупных надводных кораблей и даже подлодок в надводном положении.

Порядок боевого применения ракеты

Пилот, приблизившись к месту вероятной дислокации противника (примерно за 10-15 километров до него) должен активировать систему сканирования местности «Шквал-М». В случае когда координаты вероятного нахождения цели были введены заранее, система активируется автоматически, без участия человека.

После того как цель обнаружена, пилот должен опознать ее, используя визуальные и технические средства опознавания. Ему необходимо совместить отметки цели и прицела таким образом, чтобы первая занимала не менее ¾ контрольного дисплея. После этого автоматика сама переходит в режим сопровождения предполагаемой цели. Пуск ракеты может быть произведен только в том случае, когда пилот достиг максимально возможной дистанции поражения.

Кроме того, на пилоте лежит работа по недопущению сильного отклонения цели от азимута, захваченного аппаратурой автоматического сопровождения, так как, в противном случае, гарантировать удачный запуск невозможно.

Особенности боевого применения

Впрочем, не стоит считать здешнюю автоматику «глупой». Специалисты ОАО «Концерн «Калашников»» ее значительно доработали. Аппаратура вполне способна вести цель какое-то время даже после того, как потеряла ее из видимости (между штурмовиком и танком возник какой-то объект). Если все же имел место сбой автоматического сопровождения, летчик должен был повторно захватить ее в ручном режиме.

Как мы уже говорили, запуск ракеты производился только по достижении нормальной дистанции, а также при уверенном удерживании объекта автоматикой ракеты. В новых разновидностях комплекс «Вихрь-1» способен на одновременное удержание и сопровождение до четырех целей с отстрелом ракет по ним в течение примерно 30 секунд. Считается, что вероятность поражения даже малоразмерного объекта составляет не менее 0,8.

Для расширения номенклатуры боевого применения уже в сегодняшние дни были разработаны ракеты с термобарической и осколочно-фугасной боевой частью, предназначенные специально для работы по крупным скоплениям живой силы и техники противника. За счет этого сверхзвуковая ракета «Вихрь-1» становится еще более универсальной.

Штурмовая «специализация»

Несмотря на то что за весь период эксплуатации ракеты делалось немало попыток приспособления ее под наземные ракетные комплексы, практика доказала, что самым оправданным способом их применения является запуск с борта боевых вертолетов и штурмовиков.

Впрочем, сегодня все же существуют и даже эксплуатируются комплексы, предназначенные для установки на легкобронированной технике и даже джипах. Их создание – заслуга ОАО «Концерн «Калашников»». На вооружении нашей армии ничего подобного, по словам военных экспертов, нет, так как с подобными целями значительно лучше справляется комплекс «Корнет».

Перспективы комплекса

В связи с тем, что этот тип вооружения может быть использован по наземным, надводным и воздушным целям, скорость которых не превышает 800 км/ч, а также с учетом имеющихся наработок по унификации с наземными ракетными комплексами, достаточно привлекательно выглядят перспективы поставок «Вихря» в те страны, рельеф которых благоприятствует использованию комплекса в качестве ПВО.

Кроме того, ПТРК «Вихрь-1» пользуется стабильной популярностью в арабских государствах, так как они заинтересованы в покупках многофункционального и надежного оружия.

fb.ru

«Вихрь» (ракета). Противотанковый ракетный комплекс

«Вихрь» — ракета из состава российского противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) 9К121 «Вихрь» (по натовской классификации — АТ-16 Scallion), имеющая лазерное наведение. Она запускается с кораблей, а также с вертолетов Ка-50, Ка-52 и штурмовиков Су-25. Впервые была показана в 1992 году на авиасалоне в Фарнборо.

История разработки

Комплекс «Вихрь» был разработан в бывшем Советском Союзе как аналог американского ПТРК AGM-114 Hellfire. Работа началась в 1980 году и проводилась тульскими конструкторами из КБП под руководством А. Г. Шипунова. Первые экземпляры были поставлены в войска в 1985 году. Какую же дальнейшую судьбу имела ракета «Вихрь»? Испытания комплекса на вертолетах В-80 и штурмовиках Су-25Т, проведенные в 1986 году, подтвердили его высокую эффективность. В дальнейшем комплекс подвергся модернизации, завершившейся в 1990 году. Однако из-за напряженной финансовой ситуации для российских войск было закуплено лишь небольшое число готовых изделий для целей тестирования. Серийное производство началось в 2014 году, а первые комплексы поставлены в российские ВС в конце 2015 года для оснащения вертолетов Ка-52.

Варианты ПТРК

Известны два варианта этого противотанкового комплекса:

  • 9K121 «Вихрь» – ранняя версия, разработка которой полностью завершилась в 1997 году. Каким боеприпасом был оснащен данный комплекс «Вихрь»? Ракета 9M127 с дальностью стрельбы до 8 км входила в его состав. Ее гарантийная бронепробиваемость составляла 900 мм.
  • 9K121 «Вихрь-М» — серийная модифицированная версия. В ее состав входит ракета «Вихрь-1» (стандартное обозначение — 9M127-1) с дальностью стрельбы до 10 км, оснащенная тандемным зарядом, пробивающим броню до 1200 мм.

Основы поражающий способности ракеты

Каковы особенности ПТРК «Вихрь»? Ракета комплекса предназначена для поражения жизненно важных наземных целей, в том числе бронированных, оснащенных основной или дополнительной взрыво-реактивной броней (динамической защитой). Практически все противотанковые боеприпасы работают на основе кумулятивного действия, т. е. путем прокалывания брони струей раскаленного металла. Взрыво-реактивная броня может быть пробита только несколькими попаданиями в одно и то же место. Этот принцип реализован в тандемных боеприпасах, вроде ракеты «Вихрь-1», в которой имеются два кумулятивных заряда, срабатываемых в быстрой последовательности. Без тандемных зарядов попасть в одно и то же место на броне практически невозможно.

Состав ПТРК «Вихрь»

Ракета «Вихрь-1» является боевой частью противотанкового комплекса «Вихрь-М», который также включает в себя следующие составные части:

  • пусковая установка для авиатехники (вертолеты, самолеты) типа АПУ-6 или АПУ-8;
  • автоматическая система обзора и прицеливания типа И-251 «Шквал-М».

Автоматическая прицельная система «Шквал-М» разработки красногорского завода «Зенит» снабжена телевизионным и тепловизионным (инфракрасным) каналами прицеливания, каналом лазерного луча для управления ракетой, лазерным дальномером, автоматическим блоком отслеживания цели, цифровым компьютером и системой стабилизации ракеты в полете в двух плоскостях. Система И-251 обеспечивает обнаружение целей и идентификацию их в дневное и ночное время, автоматическое слежение за целями и наведение на них ракет, а также выдает точную информацию для артиллерийского и ракетного обстрела.

Технология прицеливания

Если координаты цели предварительно занесены в бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК) вертолета (самолета), в памяти которого должна храниться карта района полета, то при подлете к цели на расстояние 12-15 км автоматически включается система «Шквал-М». Если координаты цели известны лишь ориентировочно, то систему прицеливания комплекса «Вихрь-М» включает пилот. Она начинает сканирование местности по телевизионному (или тепловизионному) каналу, отображая его результаты на телеэкране в кабине.

После появления цели на телеэкране летчик включает режим максимального увеличения, опознает цель и наводит на ее изображение метку прицельной сетки. После этого система «Шквал-М» переводится пилотом на автосопровождение опознанной цели. В этом режиме летчик должен удерживать вертолет в таком положении по отношению к цели, чтобы она находилась в допустимых для аппаратуры слежения пределах азимутального угла (до ±35°) и угла места (от +5° до -80°). Когда достигается разрешенная дальность стрельбы, автоматически пускается противотанковая ракета «Вихрь». По одной цели можно одновременно пустить две ракеты или полминуты обстреливать до 4 целей.

Ракета «Вихрь»: характеристики

Ракета предназначена для поражения бронированных наземных целей, в том числе оснащенных основной или дополнительной взрыво-реактивной броней, на расстоянии до 8 км при ведении обстрела с вертолета и до 10 км с самолета в дневное время (до 5 км ночью), а также для поражения воздушных целей при условии прикрытия средствами ПВО. Она оснащена как контактным, так и неконтактным взрывателями. Последний позволяет поражать воздушные цели при приближении к ним на расстояние до 5 м.

Скорость полета ракеты является сверхзвуковой и достигает 610 м/с, так что расстояние в 4 км она преодолевает за 9 с. При этом ПТУР комплекса AGM-114K Hellfire для покрытия этой дистанции требуется 15 с, поскольку летит она с дозвуковой скоростью.

При угле встречи с препятствием в 90° ракетой гарантированно пробивается гомогенная стальная броня толщиной 1000 мм.

Конструкция ракеты

Боевой заряд ракеты выполнен по тандемной схеме и разнесен по ее длине. Спереди расположен лидирующий кумулятивный заряд, за которым находится привод четырех аэродинамических рулей, способных выдвигаться из ниш в направлении назад относительно хода ракеты. Далее расположен второй комбинированный боезаряд, имеющий как кумулятивную, так и осколочно-фугасную части.

За боезарядом размещено топливо для маршевого двигателя и собственно сам твердотопливный двигатель с двумя соплами, направленными под углом к оси ракеты. Здесь же, в хвостовом отсеке ракеты, находится приборный контейнер с аппаратурой системы управления, а также приемник лазерного светолуча.

В задней части корпуса расположено аэродинамическое оперение ракеты в виде четырех загнутых по часовой стрелке (при взгляде с носа ракеты) крыльев пятиугольной формы, которые перед пуском (при нахождении внутри транспортно-пускового контейнера (ТПК)) прилегают к корпусу, а затем раскрываются при помощи спецмеханизма.

Наличие управляемых рулей-крыльев в передней части, а также неуправляемых в задней позволяет отнести аэродинамическую схему ракеты к типу «утка».

Работа механизмов ракеты при пуске и полете

Она транспортируется в армированном стекловолокном пластиковом ТПК, из которого и стартует под действием порохового аккумулятора давления. При запуске происходит небольшой выброс сгоревших газов из заднего торца ТПК. Сразу после выхода из пускового контейнера выдвигаются крылья и запускается двигатель ракеты. Лазерный прицел расположен на корме ракеты, которая стремится остаться в лазерном луче во время полета.

Наведение по лазерному лучу на цель является гарантией высокоточной стрельбы, которая не снижается при увеличении дальности цели. При этом мощность излучения лазерного прицела настолько низка, что она оказывается на порядок меньше, чем пороговая мощность срабатывания, которой обладают зарубежные системы сигнализирования о лазерном облучении. Это обеспечивает предельную скрытность применения оружия. Ракета «Вихрь» способна уничтожить подвижную малоразмерную цель класса «танк» с вероятностью 80 %.

fb.ru

РПК-1 «Вихрь» Википедия

РПК-1 «Вихрь»

Две ПЛУР 82Р на ПУ МС-32
Тип Противолодочный ракетный комплекс
Статус Снят с вооружения
Разработчик НИИ-1/СКБ-203
Главный конструктор Н. П. Мазуров
Годы эксплуатации 1968-1994
Основные эксплуатанты

Масса 1800 кг
Длина 6,00 м
Диаметр 0,540 м
Боевая часть ядерная, 10 кт
Двигатель твердотопливный
Дальность 10-24 км
Управление инерциальное

РПК-1 «Вихрь» (Индекс ГРАУ 82Р, по классификации МО США и НАТО FRAS-1) — советский противолодочный ракетный комплекс корабельного базирования. Принят на вооружение Постановлением правительства № 440—168 от 12 июня 1968 года.

Ракета комплекса оснащалась инерциальной системой наведения, систем самонаведения на цель или внешнего телеуправления не предусматривалось. Поражение цели обеспечивалось ядерной боевой частью мощностью 10 килотонн с радиусом поражения до 1,5 км.

Описание

Головной разработчик НИИ-1 (ныне Московский Институт Теплотехники)[1] под руководством главного конструктора Н. П. Мазурова. Пусковые установки разрабатывались в СКБ-203 МАП (ныне КБ «Старт») под руководством А. И. Яскина.

Головной корабль проекта 159 был середине 1960-х переоборудован в опытное судно для испытаний первого комплекса.[2] Для этого с корабля было демонтировано всё вооружение, размещённое в носовой части, а вместо него установили двухбалочную наводящуюся пусковую установку МС-18 и систему заряжания на восемь ракет.

Комплекс был установлен на авианесущих кораблях проектов 1123 и некоторых проекта 1143.

Комплекс был принят на вооружение ВМФ СССР 12 июня 1968 года. Эксплуатация комплекса продолжалась до конца службы пяти кораблей, на которых он был установлен. Последние из кораблей проектов 1123 и 1143 были списаны в середине девяностых годов.

Пусковые установки

  • МС-18 — двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания. Боезапас хранился в подпалубном погребе и размещался в 2 вращающихся барабанах под ПУ. Барабан вмещал 8 ракет расположенных вертикально и имел один подающий люк. Для пуска следующей ракеты барабан поворачивался, чтобы очередная ракета заняла позицию под подающим люком. Погреб оборудован системами контроля микроклимата, пожаротушения, контроля уровня излучений. Использовалась на опытовом судне ОС-332 и противолодочных крейсерах проекта 1123 «Москва» и «Ленинград».
  • МС-32 — двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания. Боезапас хранился в 2 барабанах под ПУ. Барабан вмещал 16 ракет расположенных вертикально и имел один подающий люк. Для пуска следующей ракеты барабан поворачивался, чтобы очередная ракета заняла позицию под подающим люком. Погреб оборудован системами контроля микроклимата, пожаротушения, контроля уровня излучений. Использовалась на авианесущих крейсерах проекта 1143 «Киев», «Минск» и «Новороссийск».

Противолодочная ракета

82Р— неуправляемая, с двухкамерным твердотопливным двигателем и нормальной аэродинамической конфигурацией. При старте ракеты с короткой направляющей включался твердотопливный двигатель ракеты с осевым соплом. После схода ракеты с направляющей ПУ происходил запуск двигателя проворота, с помощью которого осуществлялась стабилизация ракеты, путём её вращения за счет косо поставленных сопел двигателя проворота и аэродинамических стабилизаторов.

Подрыв ядерной боевой части осуществлялся на глубине от 0 до 200 метров, с радиусом поражения от 1,2-1,5 км соответственно.

Скорость хода корабля при пусках ракет могла быть до 32 узлов.

Система управления

Корабельная система управления и наведения «Спрут» (система управления стрельбой ПУСТБ-1123) разрабатывалась ЦКБ-209[3] и включала:

  • Центральный прибор управления стрельбой (ЦПУС), который обеспечивал наведение ПУ по азимуту и углу места, управление предстартовой подготовкой и одиночный или залповый пуск с ПУ.
  • Приставку «Тифон» вычислительную машину (ВМ) обеспечивающую обработку информации целеуказания, выработку данных, классификацию целей с выбором типовой схемы использования противолодочного оружия корабля и определение главной цели, распределение целей между противолодочным оружием.
  • Гировертикаль, которая автоматически выдавала данные учета углов бортовой и килевой качки в систему управления ПУ.
  • Главным средством целеуказания служили корабельные гидроакустические средства освещения надводной и подводной обстановки.
  • Станция измерительных приборов, которая обеспечивала контроль параметров сети и распределения электропитания по приборам КСУ.
  • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления.

Корабельная система управления и наведения «Спрут» имела силовой электрический привод дистанционного автоматического поворота ПУ в вертикальной и горизонтальной плоскостях, работала от системы обмена информацией МВУ-200 «Море-У» или гидроакустических средств по типовым схемам в зависимости от обстоятельств ведения боя.

По подводным целям принятые данные целеуказания поступали в вычислительную машину (ВМ) приставки «Тифон», которая определяла оптимальный алгоритм поражения цели противолодочным оружием корабля в зависимости от дальности до неё. Ракета или ракеты при залповой стрельбе подавались из барабана на направляющие ПУ. ПУ разворачивалась по азимуту и углу места в направлении на цель. После старта ракеты или ракет при залповой стрельбе они выводились на траекторию полёта в направлении цели. Полет ракеты или ракет проходил неуправляемым методом. При подходе к цели в точке ожидаемых координат ракета или ракеты совершали сброс боевой части (бомбы). Атака цели происходила с высотной траектории полёта ракеты. Сброшенная носителем бомба имела предустановленную перед стартом глубину подрыва СБЧ до 200 метров. За счет огромной фугасной энергии ядерного взрыва она могла уничтожить любые цели в радиусе 1,5 км от точки подрыва, на глубине до 500 метров и на дальности до 24 км от места старта.

По надводным кораблям принятые данные поступали в вычислительную машину (ВМ) приставки «Тифон», которая определяла оптимальный алгоритм поражения цели с учётом расчётного упреждения. Ракета или ракеты при залповой стрельбе подавались из барабана на направляющие ПУ. ПУ разворачивалась по азимуту и углу места в направлении на цель. После старта ракеты или ракет при залповой стрельбе они выводились на траекторию полёта в направлении цели. Полет ракеты или ракет проходил неуправляемым методом. При подходе к цели в точке ожидаемых координат ракета или ракеты совершали сброс боевой части (бомбы). Атака цели происходила с высотной траектории полёта ракеты. Сброшенная носителем бомба имела предустановленную перед стартом глубину подрыва СБЧ 0 метров. За счет огромной фугасной энергии ядерного взрыва она могла уничтожить надводную цель или ордер кораблей в радиусе 1,2 км от точки подрыва и на дальности от 10 до 24 км от места старта.

Вихрь-М

В начале 1970-х гг. НИИ-1 разрабатывался модифицированный вариант «Вихрь-М», который в итоге не был реализован (проект закрыт в 1973 г.).[1]

См. также

  • Вьюга (ракетный комплекс) — аналогичный противолодочный комплекс первого поколения, предназначенный для вооружения подводных лодок.

Примечания

Литература

  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. —
    М.
     : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
  • Широкорад А. Б. Ракеты над морем. Ракетная техника отечественного ВМФ. Авиация и космонавтика № 11-12 1997 г.
  • Журнал «Обозрение армии и флота.» № 6 2006 г.
  • Владимир Асанин. Противолодочные ракеты (рус.) // Техника и вооружение. — М., 2014. — № 8. — С. 11—15.

Ссылки

wikiredia.ru

Вихрь (ракетный комплекс) — Википедия

РПК-1 «Вихрь»
Две ПЛУР 82Р на ПУ МС-32
Основная информация
НазначениеПротиволодочная
БазированиеНадводные корабли
ГосударствоСССР
ПроизводительНИИ-1/СКБ-203
На вооружении1968-1994
Современный статусСнят с вооружения
Параметры
Масса1800 кг
Длина6,00 м
Диаметр0,540 м
Боевая частьядерная, на 10 кт
Технические данные
ДвигательДвухкамерный твердотопливный
Дальность10-24 км
Глубинадо 500 м
УправлениеИнерциальное

РПК-1 «Вихрь» (82Р) (по классификации МО США и НАТО — FRAS-1) — советский противолодочный ракетный комплекс корабельного базирования. Принят на вооружение Постановлением правительства № 440—168 от 12 июня 1968 года. «Вихрь» и предназначенная для использования на подводных лодках «Вьюга» стали первыми системами такого типа в ВМФ СССР.

Головной разработчик НИИ-1 (ныне Московский Институт Теплотехники) под руководством главного конструктора Н. П. Мазурова. Пусковые установки разрабатывались в СКБ-203 МАП (ныне КБ «Старт») под руководством А. И. Яскина.

Пусковые установки[править]

  • МС-18 — двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания. Боезапас хранился в подпалубном погребе и размещался в 2 вращающихся барабанах под ПУ. Барабан вмещал 8 ракет расположенных вертикально и имел один подающий люк. Для пуска следующей ракеты барабан поворачивался, чтобы очередная ракета заняла позицию под подающим люком. Погреб оборудован системами контроля микроклимата, пожаротушения, контроля уровня излучений. Использовалась на опытовом судне ОС-332 и противолодочных крейсерах проекта 1123 «Москва» и «Ленинград».
  • МС-32 — двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания. Боезапас хранился в 2 барабанах под ПУ. Барабан вмещал 16 ракет расположенных вертикально и имел один подающий люк. Для пуска следующей ракеты барабан поворачивался, чтобы очередная ракета заняла позицию под подающим люком. Погреб оборудован системами контроля микроклимата, пожаротушения, контроля уровня излучений. Использовалась на авианесущих крейсерах проекта 1143 «Киев», «Минск» и «Новороссийск».

Противолодочная ракета[править]

82Р— неуправляемая, с двухкамерным твёрдотопливным двигателем и нормальной аэродинамической конфигурацией. При старте ракеты с короткой направляющей включался твердотопливный двигатель ракеты с осевым соплом. После схода ракеты с направляющей ПУ происходил запуск двигателя проворота, с помощью которого осуществлялась стабилизация ракеты, путём её вращения за счет косо поставленных сопел двигателя проворота и аэродинамических стабилизаторов.

Подрыв ядерной боевой части осуществлялся на глубине от 0 до 200 метров, с радиусом поражения от 1,2-1,5 км соответственно.

Скорость хода корабля при пусках ракет могла быть до 32 узлов.

Система управления[править]

Корабельная система управления и наведения «Спрут» включала:

  • Центральный прибор управления стрельбой (ЦПУС), который обеспечивал наведение ПУ по азимуту и углу места, управление предстартовой подготовкой и одиночный или залповый пуск с ПУ.
  • Приставку «Тифон» вычислительную машину (ВМ) обеспечивающую обработку информации целеуказания, выработку данных, классификацию целей с выбором типовой схемы использования противолодочного оружия корабля и определение главной цели, распределение целей между противолодочным оружием.
  • Гировертикаль, которая автоматически выдавала данные учета углов бортовой и килевой качки в систему управления ПУ.
  • Главным средством целеуказания служили корабельные гидроакустические средства освещения надводной и подводной обстановки.
  • Станция измерительных приборов, которая обеспечивала контроль параметров сети и распределения электропитания по приборам КСУ.
  • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления.

Корабельная система управления и наведения «Спрут» имела силовой электрический привод дистанционного автоматического поворота ПУ в вертикальной и горизонтальной плоскостях, работала от системы обмена информацией МВУ-200 «Море-У» или гидроакустических средств по типовым схемам в зависимости от обстоятельств ведения боя.

По подводным целям принятые данные целеуказания поступали в вычислительную машину (ВМ) приставки «Тифон», которая определяла оптимальный алгоритм поражения цели противолодочным оружием корабля в зависимости от дальности до неё. Ракета или ракеты при залповой стрельбе подавались из барабана на направляющие ПУ. ПУ разворачивалась по азимуту и углу места в направлении на цель. После старта ракеты или ракет при залповой стрельбе они выводились на траекторию полёта в направлении цели. Полет ракеты или ракет проходил неуправляемым методом. При подходе к цели в точке ожидаемых координат ракета или ракеты совершали сброс боевой части (бомбы). Атака цели происходила с высотной траектории полёта ракеты. Сброшенная носителем бомба имела предустановленную перед стартом глубину подрыва СБЧ до 200 метров. За счет огромной кинетической энергии взрыва ядерной БЧ она могла уничтожить любые цели в радиусе 1,5 км от точки подрыва, на глубине до 500 метров и на дальности до 24 км от места старта.

По надводным кораблям принятые данные поступали в вычислительную машину (ВМ) приставки «Тифон», которая определяла оптимальный алгоритм поражения цели с учётом расчётного упреждения. Ракета или ракеты при залповой стрельбе подавались из барабана на направляющие ПУ. ПУ разворачивалась по азимуту и углу места в направлении на цель. После старта ракеты или ракет при залповой стрельбе они выводились на траекторию полёта в направлении цели. Полет ракеты или ракет проходил неуправляемым методом. При подходе к цели в точке ожидаемых координат ракета или ракеты совершали сброс боевой части (бомбы). Атака цели происходила с высотной траектории полёта ракеты. Сброшенная носителем бомба имела предустановленную перед стартом глубину подрыва СБЧ 0 метров. За счет огромной кинетической энергии взрыва ядерной БЧ она могла уничтожить надводную цель или ордер кораблей в радиусе 1,2 км от точки подрыва и на дальности от 10 до 24 км от места старта.

  • Широкорад А. Б. Ракеты над морем. Ракетная техника отечественного ВМФ. Авиация и космонавтика № 11-12 1997 г.
  • Журнал «Обозрение армии и флота.» № 6 2006 г.
  • Владимир Асанин Противолодочные ракеты (рус.) // Техника и вооружение. — М., 2014. —. —.

www.wiki-wiki.ru

Вихрь (ракетный комплекс) — Википедия

РПК-1 «Вихрь»
Две ПЛУР 82Р на ПУ МС-32
Основная информация
НазначениеПротиволодочная
БазированиеНадводные корабли
ГосударствоСССР
ПроизводительНИИ-1/СКБ-203
На вооружении1968-1994
Современный статусСнят с вооружения
Параметры
Масса1800 кг
Длина6,00 м
Диаметр0,540 м
Боевая частьядерная, на 10 кт
Технические данные
ДвигательДвухкамерный твердотопливный
Дальность10-24 км
Глубинадо 500 м
УправлениеИнерциальное

РПК-1 «Вихрь» (82Р) (по классификации МО США и НАТО — FRAS-1) — советский противолодочный ракетный комплекс корабельного базирования. Принят на вооружение Постановлением правительства № 440—168 от 12 июня 1968 года. «Вихрь» и предназначенная для использования на подводных лодках «Вьюга» стали первыми системами такого типа в ВМФ СССР.

Головной разработчик НИИ-1 (ныне Московский Институт Теплотехники) под руководством главного конструктора Н. П. Мазурова. Пусковые установки разрабатывались в СКБ-203 МАП (ныне КБ «Старт») под руководством А. И. Яскина.

Пусковые установки[править]

  • МС-18 — двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания. Боезапас хранился в подпалубном погребе и размещался в 2 вращающихся барабанах под ПУ. Барабан вмещал 8 ракет расположенных вертикально и имел один подающий люк. Для пуска следующей ракеты барабан поворачивался, чтобы очередная ракета заняла позицию под подающим люком. Погреб оборудован системами контроля микроклимата, пожаротушения, контроля уровня излучений. Использовалась на опытовом судне ОС-332 и противолодочных крейсерах проекта 1123 «Москва» и «Ленинград».
  • МС-32 — двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания. Боезапас хранился в 2 барабанах под ПУ. Барабан вмещал 16 ракет расположенных вертикально и имел один подающий люк. Для пуска следующей ракеты барабан поворачивался, чтобы очередная ракета заняла позицию под подающим люком. Погреб оборудован системами контроля микроклимата, пожаротушения, контроля уровня излучений. Использовалась на авианесущих крейсерах проекта 1143 «Киев», «Минск» и «Новороссийск».

Противолодочная ракета[править]

82Р— неуправляемая, с двухкамерным твёрдотопливным двигателем и нормальной аэродинамической конфигурацией. При старте ракеты с короткой направляющей включался твердотопливный двигатель ракеты с осевым соплом. После схода ракеты с направляющей ПУ происходил запуск двигателя проворота, с помощью которого осуществлялась стабилизация ракеты, путём её вращения за счет косо поставленных сопел двигателя проворота и аэродинамических стабилизаторов.

Подрыв ядерной боевой части осуществлялся на глубине от 0 до 200 метров, с радиусом поражения от 1,2-1,5 км соответственно.

Скорость хода корабля при пусках ракет могла быть до 32 узлов.

Система управления[править]

Корабельная система управления и наведения «Спрут» включала:

  • Центральный прибор управления стрельбой (ЦПУС), который обеспечивал наведение ПУ по азимуту и углу места, управление предстартовой подготовкой и одиночный или залповый пуск с ПУ.
  • Приставку «Тифон» вычислительную машину (ВМ) обеспечивающую обработку информации целеуказания, выработку данных, классификацию целей с выбором типовой схемы использования противолодочного оружия корабля и определение главной цели, распределение целей между противолодочным оружием.
  • Гировертикаль, которая автоматически выдавала данные учета углов бортовой и килевой качки в систему управления ПУ.
  • Главным средством целеуказания служили корабельные гидроакустические средства освещения надводной и подводной обстановки.
  • Станция измерительных приборов, которая обеспечивала контроль параметров сети и распределения электропитания по приборам КСУ.
  • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления.

Корабельная система управления и наведения «Спрут» имела силовой электрический привод дистанционного автоматического поворота ПУ в вертикальной и горизонтальной плоскостях, работала от системы обмена информацией МВУ-200 «Море-У» или гидроакустических средств по типовым схемам в зависимости от обстоятельств ведения боя.

По подводным целям принятые данные целеуказания поступали в вычислительную машину (ВМ) приставки «Тифон», которая определяла оптимальный алгоритм поражения цели противолодочным оружием корабля в зависимости от дальности до неё. Ракета или ракеты при залповой стрельбе подавались из барабана на направляющие ПУ. ПУ разворачивалась по азимуту и углу места в направлении на цель. После старта ракеты или ракет при залповой стрельбе они выводились на траекторию полёта в направлении цели. Полет ракеты или ракет проходил неуправляемым методом. При подходе к цели в точке ожидаемых координат ракета или ракеты совершали сброс боевой части (бомбы). Атака цели происходила с высотной траектории полёта ракеты. Сброшенная носителем бомба имела предустановленную перед стартом глубину подрыва СБЧ до 200 метров. За счет огромной кинетической энергии взрыва ядерной БЧ она могла уничтожить любые цели в радиусе 1,5 км от точки подрыва, на глубине до 500 метров и на дальности до 24 км от места старта.

По надводным кораблям принятые данные поступали в вычислительную машину (ВМ) приставки «Тифон», которая определяла оптимальный алгоритм поражения цели с учётом расчётного упреждения. Ракета или ракеты при залповой стрельбе подавались из барабана на направляющие ПУ. ПУ разворачивалась по азимуту и углу места в направлении на цель. После старта ракеты или ракет при залповой стрельбе они выводились на траекторию полёта в направлении цели. Полет ракеты или ракет проходил неуправляемым методом. При подходе к цели в точке ожидаемых координат ракета или ракеты совершали сброс боевой части (бомбы). Атака цели происходила с высотной траектории полёта ракеты. Сброшенная носителем бомба имела предустановленную перед стартом глубину подрыва СБЧ 0 метров. За счет огромной кинетической энергии взрыва ядерной БЧ она могла уничтожить надводную цель или ордер кораблей в радиусе 1,2 км от точки подрыва и на дальности от 10 до 24 км от места старта.

  • Широкорад А. Б. Ракеты над морем. Ракетная техника отечественного ВМФ. Авиация и космонавтика № 11-12 1997 г.
  • Журнал «Обозрение армии и флота.» № 6 2006 г.
  • Владимир Асанин Противолодочные ракеты (рус.) // Техника и вооружение. — М., 2014. —. —.

www.wikiznanie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *