Вооруженные силы России получили ракеты «Вихрь-1» на 13 миллиардов рублей

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • www.arms-expo.ru

    Комплекс управляемого оружия армейской авиации «Вихрь-М»

     

    Комплекс управляемого оружия армейской авиации

    «Вихрь-М»

     

    УР «Вихрь-1» КУВ «Вихрь-М»

     

    Противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» начал разрабатываться в 1980 году, как основное противотанковое средство перспективного боевого вертолета Ка-50 и самолета Су-25Т — модификации штурмовика Су-25 с расширенными возможностями по поражению бронетехники. Головным разработчиком комплекса стало тульское КБП.

    При разработке ракет комплекса «Вихрь» определяющим было ограничение по диаметру, так как для наружной подвески вертолета предполагалось разместить до 12 ПТУР в ТПК, а на штурмовике до 16 ПТУР в ТПК. Поэтому для ракеты было принято рекордно высокое удлинение корпуса. Это способствовало снижению аэродинамического сопротивления и, соответственно, обеспечению требуемых характеристик по скорости и дальности.

    Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка» со складным дугообразным крылом и складным ПГО. В полете, ракета вращается вокруг своей продольной оси.

    В передней части корпуса расположен отсек с лидирующим зарядом тандемной БЧ, воздушно-динамическим рулевым приводом закрытого типа с лобовым воздухозаборником и четырьмя аэродинамическими рулями, выдвигаемыми из ниш назад по ходу ракеты. Там же в головной части ракеты расположен неконтактный взрыватель необходимый для повышения эффективности применения по воздушным целям. Далее следует основная кумулятивно-осколочно-фугасная БЧ.

    За БЧ расположены топливо маршевого двигателя и сам твердотопливный двигатель ракеты, имеющий два косонаправленных сопла. В конце хвостового отсека ракеты расположена аппаратура управления с приемником лазерного излучения.

    При нахождении в ТПК к корпусу ракеты прилегают Х-образно расположенные 4 раскрываемые специальным механизмом консоли крыла, имеющие в плане пятиугольную форму, а при виде от носка ракеты загнутые по часовой стрелке.

    Хранение, транспортировка и применение ракеты осуществляются с использованием транспортно-пускового контейнера, с гарантийным сроком складского хранения 10 лет.

    Первый вариант комплекса «Вихрь» с управляемой ракетой 9А4172 был принят на вооружение в 1985 году. Высокая эффективность комплекса подтвердилась в ходе сравнительных испытаний вертолетов В-80 с комплексом «Вихрь» и Ми-28 с ПТРК «Штурм-ВМ» с ПТУР «Атака», проводившихся с сентября 1986 г . по октябрь 1986 г . на Гороховецком полигоне, а позднее в ходе войсковых учений в Закарпатье, где штурмовик Су-25Т успешно действовал против условного противника, оснащенного самыми новейшими в то время, образцами зенитных ракетных комплексов ПВО Сухопутных войск СССР.

     

    Су-25Т

     

     

    Ка-50

     

    Дальнейшим развитием комплекса «Вихрь» стал высокоточный авиационный КУВ армейской авиации «Вихрь-М» с УР «Вихрь-1» принятый на вооружение в 1990 году и предназначенный для поражения широкого спектра бронированных наземных, надводных и малоскоростных воздушных целей на дальностях до 10000 м включительно. Он включает в себя: сверхзвуковые ракеты с высоким поражающим действием; многоканальные средства связи, целеуказания, автоматического прицеливания; различные системы управления огнем, объединенные информационно и технически в единый блок. Все это позволяет обеспечить полную автономность средств поражения после пуска.

    Оснащение армейской авиации комплексами управляемого вооружения «Вихрь-М» обеспечивает эффективное использование вертолетов и штурмовиков  в условиях современного боя, позволяет в короткие сроки решать самый широкий круг задач и продуктивно взаимодействовать с сухопутными подразделениями.

    Отличительными особенностями КУВ «Вихрь-М» являются:

     

    * Большая дальность стрельбы, в сочетании с малым полетным временем сверхзвуковой ракеты и высокой помехоустойчивостью системы управления, обеспечивает выживаемость воздушного носителя в дуэльном бою со средствами ПВО противника.

    * Высокая сверхзвуковая скорость ракеты способствует снижению уязвимости носителя во время атаки и позволяет в одном заходе поразить несколько целей.

    * Высокая вероятность попадания в малоразмерную цель за счет применения автоматической системы слежения за целью и высокоточной лазерно-лучевой системы управления ракетой;

    * Полная помехоустойчивость системы управления в условиях оптических и радиопомех;

    * Поражение широкой номенклатуры наземных, надводных и воздушных целей.

     

    Всесуточный оптико-электронный прицельный комплекс «Шквал-М» входящий в КУВ «Вихрь-М», осуществляет автоматический поиск и опознавание цели с последующим захватом, сопровождением и выполнением атаки. Автоматическая аппара­тура прицельного комплекса «Шквал-М» разработанного Красногорским механическим заводом «Зенит» включает в себя телевизионный и тепловизионный каналы обнаружения и слеже­ния за целью, лазерный дальномер и канал наве­дения ПТУР, а также систему двухплоскостной стабилизации.

    При приближении к району вероятного нахождения цели, на расстоянии 12 — 15 км пилот включает режим сканирования местности прицельным комплексом «Шквал-М». Если координаты района вероятного нахождения цели заранее заведены в БЦВМ авиационного носителя, то сканирование местности комплекс «Шквал-М» начинает автоматически.

    После обнаружения цели, пилот в режиме максимального увеличения осуществляет ее опознание, совмещает метку на экране телевизионного индикатора с целью таким образом, что она занимала 3/4 ее площади, а затем нажатием кнопки автоматического слежения переводит аппаратуру в режим автосопровождения. Прицельный комплекс переходит на автоматическое сопровождение цели, а по достижении разрешенной дальности производит пуск ракеты. При пилотировании вертолета цель должна была оставаться в переделах углов слежения аппаратуры «Шквал-М»: до ±35° по азимуту и от +5° до -80° по углу места. Прицельный комплекс способен обеспечить автоматическое сопро­вождение цели даже после кратковременного исчезновения ее изображения — например, в тех случаях, когда между вертолетом и танком оказывается другой объект. В том случае, если все-таки имел место сбой автоматического слежения, летчик осуществлял повторный захват цели.

    Пуск ракеты производится после захвата цели на автосопровождение. Комплекс обеспечивает возможность одновременного обстрела одной цели двумя ПТУР и обстрел до четырех целей в течение 30 секунд. Вероятность уничтожения малоразмерной подвижной цели класса «танк» ракетой «Вихрь-1» не менее 0,8.

    Для расширения номенклатуры поражаемых целей комплексом «Вихрь-М» разработаны и приняты на вооружение управляемые ракеты с фугасной (термобарической) и осколочной БЧ.

    Основные достоинства ракеты «Вихрь-1» и автоматической прицельной аппаратуры наиболее полно реализуются в составе обеспечивающего достаточный обзор вертолетного комплекса или вооружения штурмовика. Тем не менее, стремясь расширить область применения комплекса, КБП провело инициативную проработку самоходного комплекса с размещением на легкобронированных шасси типа БМП-3 и даже на джипах. С учетом возможности многоцелевого применения — по наземным и воздушным целям, летящим на скоростях до 800 км/час включительно, а также упрощающей эксплуатацию унификации с вертолетным комплексом можно достаточно оптимистично оценить перспективы наземных вариантов комплекса, особенно для поставок в страны с ландшафтом и климатическими условиями, способствующими достаточно частой реализации уникальных возможностей комплекса по максимальной дальности стрельбы.

     

     

    Дальнейшее развитие комплекса «Вихрь» связано в первую очередь с установкой на авиационные носители (Ка-52, Ми-28Н) оборудования обеспечивающее применение ПТУР во всех метеоусловиях днем и ночью, а также с разработанными в 90-х годах новыми ПТУР 9М227, 9М227О-1 с лазерно-лучевой ГСН, реализующих принцип «вижу-стреляю», 9М227М1, 9М227Ф, 9М227О-2 с ИК (тепловизионной) ГСН, реализующих принцип «выстрелил-забыл» и 9М227М2 с пассивной радиолокационной ГСН. Новые ракеты имеют увеличенную дальность пуска до 12 — 14 км и несколько большую скорость полета.

     

    ОСНОВНЫЕ ТТХ ПТРК «ВИХРЬ-М» С УР «ВИХРЬ-1»

     

    Год принятия на вооружение

    1990

    Длина ТПК, мм

    2870

    Диаметр ТПК, мм

    152

    Масса ракеты в ТПК, кг

    59

    Длина ракеты, мм

    2750

    Диаметр корпуса ракеты, мм

    130

    Размах крыла ракеты, мм

    240

    Размах стабилизаторов ракеты, мм

    380

    Масса ракеты, кг

    45

    Масса БЧ, кг

    12

    Масса ВВ, кг

    около 6,0

    Число ступеней

    2

    Двигатель

    РДТТ

    Максимальная скорость, м/с

    610

    Время полета на максимальную дальность, с

    28

    Диапазон дальностей пуска, м

    400 — 10000

    Диапазон высот пуска, м

    5 — 4000

    Тип БЧ

    тандемная

    кумулятивная — осколочно-фугасная

    Взрыватель

    комбинированный — контактный мгновенного действия и неконтактный (радиус срабатывания до 5 метров )

    Гарантированная бронепробиваемость гомогенной стальной брони при угле встречи 900 за НДЗ, мм

    1000 мм

    Система управления

    лазерно-лучевая

    Система сопровождения цели

    автоматическая

    Носители

    Ка-50, Ка-52 Ми-28Н, Ми-8, Ми-17, Су-25, Су-25Т, Су-25ТМ, Су-25СМ.

     

    Использованные материалы: 

    «УРАЛ ЭКСПО АРМЗ-2000»: РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ

    http://rbase.new-factoria.ru/search/index7.htm

    А.В.Карпенко, С.М. Ганин «Отечественные авиационные тактические ракеты», «Бастион» N1, 2000г.

    В.Ильин. «Вестник Авиации и Космонавтики», 8-9, 1997.

     

    btvt.narod.ru

    «Калашников» поставил в войска первую партию ракет «Вихрь-1»

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • www.arms-expo.ru

    Ракетный противолодочный комплекс РПК-1 «Вихрь» » Военное обозрение

    Появление атомных субмарин, вооруженных баллистическими ракетами, привело к серьезному изменению баланса сил на море. Для борьбы с новой угрозой требовались новые средства, поскольку имеющееся вооружение уже не позволяло эффективно уничтожать подлодки противника. В пятидесятых годах советские конструкторы создали несколько реактивных бомбометов, однако их характеристики могли быть недостаточными для выполнения некоторых задач. К примеру, реактивный бомбомет РБУ-2500 стрелял на дальность до 2,5 километра и посылал к цели глубинные бомбы с зарядом в 25,8 кг взрывчатого вещества в каждой. Каждый залп состоял из 16 глубинных бомб, однако и в таком случае вероятность поражения цели не превышала 30-40%. Требовалось новое оружие с большей дальностью стрельбы и большим могуществом боевой части.
    Пусковая установка противолодочного ракетного комплекса РПК-1 «Вихрь» на крейсере «Москва» (фото http://flot.sevastopol.info)

    13 октября 1960 года вышло постановление Совмина СССР о начале работ над перспективными противолодочными системами для вооружения кораблей военно-морского флота. Основной задачей, поставленной перед конструкторами, стало значительное повышение дальности стрельбы в сравнении с существовавшими в то время системами. Первым оружием, созданным в соответствии с постановлением, стал ракетный противолодочный комплекс РПК-1 «Вихрь». Головным разработчиком комплекса стал НИИ-1 (ныне Московский институт теплотехники). В проекте участвовал ряд других организаций, отвечавших за различные компоненты и составляющие комплекса.

    Для эффективного уничтожения подлодок противника на сравнительно больших дистанциях было решено использовать несколько решений, не свойственных отечественным системам этого класса. Комплекс РПК-1 должен был состоять из пусковой установки с системами хранения боеприпасов и заряжания, неуправляемой баллистической ракеты с требуемой дальностью полета, оснащенной специальной боевой частью и способной поражать цели в радиусе нескольких сотен метров от эпицентра взрыва.

    Запуск противолодочных ракет предлагалось производить с новой пусковой установки, оснащенной двумя балочными направляющими. Пусковая установка МС-18 состояла из вращающейся тумбы и поворотной конструкции с направляющими. Конструкция пусковой установки позволяла производить горизонтальное наведение в пределах сектора шириной около 300° (за исключением сектора, перекрываемого надстройкой корабля) и вертикальное в пределах от +16° до +54°. По некоторым данным, изначально планировалось разработать пусковую установку, убирающуюся под палубу, однако сложность подобной системы заставила конструкторов использовать стационарную конструкцию.

    Под пусковой установкой, в подпалубном погребе поместили механизированную укладку для ракет и автомат заряжания. 8 противолодочных ракет должны были храниться в горизонтальном положении и автоматически подаваться на пусковую установку. Последняя при перезарядке должна была подниматься на максимальный угол возвышения, после чего направляющие пусковой установки и автомата заряжания совпадали и позволяли поднять ракету. В ходе развития проекта «Вихрь» была создана пусковая установка МС-32, отличавшаяся от базового варианта подпалубными агрегатами. Боезапас обновленного комплекса увеличился до 16 ракет.


    Пуск ракеты 82Р с установки МС-18 (Коршунов Ю.Л., Строков А.А., Противолодочное оружие. С.-Пб., «Гангут», 1997 г.) (фото http://militaryrussia.ru)

    Наведение пусковой установки должно было осуществляться при помощи системы управления «Спрут». Информацию о местонахождении цели предлагалось получать с гидроакустического комплекса, установленного на корабле, с гидроакустических буев или иных источников. На основании полученной информации система «Спрут» должна была вырабатывать углы наведения направляющей с ракетой, а также определять и вводить установки взрывателя. Была предусмотрена возможность стрельбы одной или двумя ракетами. При необходимости допускалась стрельба противолодочными ракетами по надводным или наземным целям.

    В качестве вооружения для противолодочного комплекса РПК-1 «Вихрь» была разработана неуправляемая ракета 82Р. Боеприпас длиной 6 м с корпусом диаметром 540 мм имел стартовый вес 1800 кг. Ракету оснастили твердотопливным двигателем и двигателями поворота. Последние должны были придавать ракете вращение и стабилизировать ее в полете. Кроме того, ракета получила стабилизаторы, так же предназначенные для придания вращения в полете.

    Дальность стрельбы ракетой 82Р определялась углом возвышения пусковой установки. При минимальном угле дальность достигала 10 км. Максимальная дальность стрельбы – 24 км. При пусках на максимальную дальность круговое вероятное отклонение достигало 1200 м.

    Для компенсации сравнительно невысокой точности стрельбы неуправляемая ракета 82Р получила мощную боевую часть. В качестве боевой части для ракеты была предложена ядерная глубинная бомба мощностью около 10 кт. После попадания в воду эта бомба погружалась со скоростью до 12 м/с. Взрыватель позволял производить подрыв боевой части на глубинах до 200 м. При этом обеспечивалось поражение подлодок противника на глубине до 400-500 м в радиусе 1500 м.

    Создание ракетного противолодочного комплекса РПК-1 «Вихрь» продолжалось несколько лет. Серийное производство ракет стартовало в 1964 году. К этому времени завершились заводские испытания и началась подготовка к государственным. В ходе испытаний и доводки ракеты запускались как с наземных пусковых установок, так и с опытового судна. В качестве последнего использовался бывший сторожевой корабль проекта 159, на котором смонтировали пусковую установку, автоматику заряжания и системы управления.

    В 1967 году стартовал второй этап государственных испытаний, в котором платформой для ракетного комплекса «Вихрь» стал головной корабль проекта 1123, противолодочный крейсер «Москва». В дальнейшем оба корабля проекта 1123, «Москва» и «Ленинград», получили по одному комплексу РПК-1 «Вихрь» с пусковой установкой МС-18 (боекомплект 8 ракет).


    Опытовое судно ОС-332 с ПУ МС-18 комплекса «Вихрь» (фото http://www.atrinaflot.narod.ru)

    Следующими носителями комплекса «Вихрь» стали тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143 «Кречет». Корабли «Киев», «Минск» и «Новороссийск» получили по одному комплексу РПК-1. На этот раз в комплекс были включены пусковые установки МС-32 с увеличенным боекомплектом. По некоторым данным, на «Кречетах» также использовалась модернизированная система управления «Спрут».

    К моменту начала серийного производства комплекса «Вихрь» и ракет 82Р завершилось эскизное проектирование его модернизированной версии под названием «Вихрь-2» (в других источниках «Вихрь-22»). Предлагалось обновить ряд компонентов комплекса, а также серьезно модернизировать ракету. Боеприпас обновленного комплекса должен был лететь на дальность от 15 до 44 км. В 1971 году стартовала разработка проекта «Вихрь-М». Этот вариант комплекса подразумевал использование новой боевой части. Вместо ядерной глубинной бомбы ракета должна была доставлять в заданный район малогабаритную торпеду «Колибри». Оба проекта модернизации комплекса РПК-1 так и остались на бумаге. Их реализации помешали трудности с созданием отдельных компонентов, а также появление новых более совершенных противолодочных систем, по своим характеристикам заметно превосходивших модернизированный «Вихрь».

    Ракетный противолодочный комплекс РПК-1 «Вихрь» и неуправляемая ракета 82Р были приняты на вооружение ВМФ СССР 12 июня 1968 года. Эксплуатация комплекса продолжалась до конца службы пяти кораблей, на которых он был установлен. Последний из кораблей проектов 1123 и 1143 был списан и отправлен на утилизацию в середине девяностых годов.

    По материалам:
    http://flot.sevastopol.info/
    http://ship.bsu.by/
    http://prowars.ru/
    http://militaryrussia.ru/blog/topic-365.htm
    Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001

    topwar.ru

    “Калашников” поставит на экспорт противотанковые ракеты “Вихрь-1”

    Всё новое — хорошо забытое старое, как гласит известная поговорка. В полной мере это относится и к авиационному противотанковому комплексу «Вихрь». Созданный ещё в середине 80-х годов для вооружения перспективного тогда вертолёта Ка-50 и перспективного «истребителя танков» штурмовика Су-39 (Су-25ТМ), созданного на базе легендарного Су-25, был принят на вооружение в 1990 году. Однако производство ракет крупными партиями так и не было налажено, а вскоре комплекс и вовсе был снят с вооружения. Причин тому множество — колоссальные экономические проблемы 90-х годов, недоведённость комплекса, а также бортового оборудования вертолёта Ка-50 и отсутствие перспектив его крупномасштабного производства.

    В 2013 году комплекс «Вихрь-1» снова был запущен в производство на заводах концерна «Калашников». Современное бортовое радиоэлектронное оборудование, применяемое на вертолёте Ка-52 и новая элементная база, позволили ликвидировать большинство выявленных недостатков этих ракет. В апреле текущего года «Калашников» успешно выполнил, заключённый в 2013 году контракт на поставку ракет «Вихрь-1». При этом в кратчайшие сроки было не только налажено крупномасштабное производство этих ракет, но и удалось обеспечить их сборку исключительно из отечественных комплектующих. И фактически сразу же были заключены ещё два контракта на производство «Вихрей» — один для Министерства обороны, другой для иностранного заказчика. Страна-заказчик пока не раскрывается. Очевидно, достоинства данной ракеты были в полной мере оценены и за рубежом.

    Главное преимущество противотанковой управляемой ракеты (ПТУР) «Вихрь-1» — это сверхзвуковая скорость полёта, позволяющая гораздо быстрее других ПТУР покрывать дистанцию от носителя до цели. Ракета имеет лазерную систему наведения. Однако в отличии от «первого» «Вихря», имевшего полуактивную лазерную головку самонаведения, принимавшую отражённый от цели луч лазера, современный «Вихрь-1» имеет систему наведения, в которой луч лазера используется для передачи команд управления на ракету, которые в свою очередь вырабатываются по данным полученным от оптико-телевизионного прицельного комплекса вертолёта. Высочайшая скорость полёта позволяет использовать «Вихрь-1» не только для борьбы с бронетехникой противника, но и для поражения вертолётов, а мощная боевая часть — поражать даже боевые катера и корабли с малым водоизмещением.

    В российских ВВС «Вихрь-1» станет «главным калибром» вертолётов Ка-52, для вооружения которых он изначально и создавался.

    Павел Румянцев

    По материалам «РИА Новости»

    dfnc.ru

    РПК-1 Вихрь — SUW-N-1 / FRAS-1

    Первоначально предполагалась следующая схема применения комплекса: после обнаружения старта первой БРПЛ с ПЛАРБ противника по точке старта наносится удар двумя ракетами противолодочного комплекса с ядерными БЧ по 10 кт. Парный пуск ракет компенсирует погрешность определения точки нахождения ПЛ противника. Основная задача — обеспечение поражения ПЛ до  последующих пусков БРПЛ.

    Пусковая установка — МС-18 / МС-32 — двухбалочная наводимая пусковая установка с нижней подвеской ракет и автоматом заряжания барабанного типа на 8 (МС-18) или 16 (МС-32) ракет. Разработана СКБ-203 МАП (ныне КБ «Старт») под руководством  А.И. Яскина. На ранней стадии проекта предполагалась убирающаяся под палубу корабля ПУ — позже отказались из-за сложности реализации. В подпалубном погребе горизонтально размещалось устройство хранения барабанного типа на 8-16 ракет. Зарядка ПУ осуществлялась при угле наклона направляющих 54 град. Погреб оборудован системами контроля микроклимата, пожаротушения, контроля уровня излучений. Перезарядка ПУ может осуществляться как одной, так и двумя ракетами. ПУ обеспечивает наведение по азимуту и углу места, ввод уставки во взрыватель БЧ,  снятие первой ступени предохранения ядерной БЧ, запуск заряда твердого топлива двигателя проворота после отрыва электроразъема после схода ракеты с направляющей. Пуски могут производиться одиночными ракетами или двухракетным залпом.
    ТТХ ПУ МС-18:
    Углы вертикального наведения — от +16 до +54 град
    Углы горизонтального наведения — сектор 300 град

    Ракета 82Р: стабилизация ракеты производилась вращением за счет косопоставленных сопел двигателя проворота и аэродинамических стабилизаторов.


    Пуск ракеты 82Р с установки МС-18 (Коршунов Ю.Л., Строков А.А., Противолодочное оружие. С.-Пб., «Гангут», 1997 г.)
    Двигатель — двухкамерный РДТТ, с осевым соплом и двумя группами сопел проворота. Запуск двигателя проворота осуществлялся после схода ракеты с направляющей.. Конструкция аналогична тактическим ракетам 3Р9 – 3Р10 комплекса 2К6 «Луна» (НИИ-1 ГКОТ, главный конструктор — Н.П.Мазуров). РДТТ разработан при участии НИИ-6 Министерства сельхозмашиностроения (занимался вопросами исследования ВВ и пороховых зарядов для двигателя; сейчас ГНЦ РФ ФГУП «ЦНИИХМ»). Стендовые испытания проводились на Софринском полигоне). Производство зарядов — НИИ-9 ГКОТ (позже НПО «Алтай», г.Бийск) — в 1964 г. сданы в серийное производство три заряда для РДТТ. Запуск двигателя проворота осуществлялся после схода ракеты с направляющей.

    ТТХ ракеты и комплекса:

    Длина ракеты — 6000 мм (6500 мм по др.данным)
    Диаметр ракеты — 540 мм (544 мм по др.данным)

    Масса — 1800 кг

     

    Дальность действия:

    — 4 км (минимальная, по ТТЗ на ОКР)
    — 28 км (максимальная, по ТТЗ на ОКР)
    — 10 км (минимальная)

    — 24 км (максимальная)
    КВО — 1200 м (при пусках на максимальную дальность)

    Минимальная глубина подрыва — 0 м
    Максимальная глубина подрыва — 200 м
    Максимальная глубина поражения:
    — 400 м (по ТТЗ на ОКР)
    — 500 м
    Скорость погружения БЧ — 12 м/с
    Радиус поражения ядерной БЧ — 1500 м Боевая часть — ядерная глубинная бомба, предположительная мощность 10 кт, вероятно разработки ВНИИЭФ (г.Саров). Взрыватели разработаны НИИ-22 (ныне — ФГУП «НИИ «Поиск»).

    Модификации:
    РПК-1 «Вихрь», ракета 82Р — первоначальный серийный вариант противолодочного комплекса.

    «Вихрь-2» — к январю 1964 г. завершено создание эскизного проекта комплекса «Вихрь-2». Получение целеуказания предполагалось от корабельно-вертолетной ГАС «Прибой». Боевая часть — ядерная. Расчетное КВО по одному варианту – 1200 м, по другому – 1800 м. Вероятность уничтожения ПЛ противника – 0,5-0,7. Дальность стрельбы – от 15 до 44 км.

    «Вихрь-М» — постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 23 апреля 1971 г. № 530-152 в МИТе начаты ОКР по созданию неуправляемой баллистической ракеты, в которой специальная боевая часть заменялась малогабаритной торпедой «Колибри».. В августе 1973 г. разработка проекта завершена. Работы по теме «Вихрь-М» не удалось завершить созданием модернизированного комплекса в основном из-за систематических срывов сроков их исполнения смежными организациями.

    Носители:
    — ОС-332 (1964 г.) — опытовое судно — бывший СКР-1 пр.159. В 1964 г. на корабле проводился первый этап государственных испытаний комплекса (полигон «Песчана балка», Феодосия).


    — противолодочные крейсера пр.1123 «Кондор» – 2 корабля («Москва», «Ленинград»), по 1 комплексу с ПУ МС-18 и системой управления ПУСТБ-1123 «Спрут», боекомплект 8 ракет.

    — ТАКР пр.1143 «Кречет» — 3 корабля («Киев», «Минск», «Новороссийск»), по 1 комплексу с ПУ МС-32 и системой управления «Спрут-1143», боекомплект 16 ракет.


    Примерные проекции ракеты 82Р (Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. Минск, «Харвест», М., «АСТ», 2000 г.)Статус: СССР
    — 1964 г. — начало серийного производства. НПО «Алтай» (г.Бийск) сданы в серийное производство три заряда РДТТ ракеты.

    — 1969-1970 г.г. — на полигоне Капустин Яр проведен отстрел 80 ракет 82Р комплекса «Вихрь» в целью составления таблиц стрельбы. Смонтирована пусковая установка. В феврале-ноябре 1970 г. экспериментальный материал обработан и составлены таблицы стрельбы.

    — 1980-е годы начало — комплекс РПК-1 «Вихрь» снят с вооружения ВМФ СССР.

    Источники:
    60 лет в строю полигон Капустин Яр. 1946 — 2006. М., 2006 г.
    Балакин С.А. Противолодочный крейсер «Москва». Морская коллекция, №5 (47), 2002 г.
    Балакин С.А., Заблоцкий В. Советские авианосцы. Авианесущие крейсера адмирала Горшкова. М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007 г.
    Григорьев А., «Набор ненастий» для подлодок противника. // Независимая газета. 30.01.2009 г.
    Гусев Р.А. Основания минерского ремесла. С.-Пб., Коста, 2006 г.
    Доценко В.Д., История военно-морского искусства. Том II. Флоты ХХ века. Книга 2. М., Эксмо, 2003 г.
    Литинский Д.Ю. Предыстория «Кондора». // Тайфун. № 6 / 1997 г.
    НПО «Алтай» — 50 лет. // Бийский вестник. №1-2 / 2009 г.
    Обозрение армии и флота. №6 / 2006 г.
    Рябец А.Ф., Несостоявшийся «Тайфун». // Техника и вооружение. 2010 г.
    Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. Харвест, Минск, АСТ, М.,2000 г.
    Широкорад А.Б. Ракеты над морем. Ракетная техника отечественного ВМФ. Авиация и космонавтика №11-12 1997 г.
    Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественного ракетного оружия 1817-2002. Харвест, Минск, АСТ, М.,2003 г.
    Russian Arms forum. Сайт http://russianarms.ru, 2010 г.

    militaryrussia.ru

    Ка-52 начали применять в Сирии новейшие управляемые ракеты «Вихрь-1» — Naked Science

    Неофициальный и неформальный блог Центра анализа стратегий и технологий bmpd сообщает, что на одном из сирийских ресурсов выложили фотографию российского Ка-52 с подвешенной к нему ракетой «Вихрь-1», являющейся частью ракетного комплекса 9К121М «Вихрь-М». Также запечатленный на фото вертолет вооружен уже привычными блоками неуправляемых ракет.

     

    По словам военного эксперта Юрия Лямина, до недавнего времени действующие в Сирии ударные вертолеты Ка-52 применяли только более легкие управляемые ракеты «Штурм-ВУ». Стоит отметить, что как «Вихрь-1», так и «Штурм-ВУ» имеют лазерную систему наведения. Вертолет-носитель (или другой источник) должен подсвечивать свою цель вплоть до момента попадания. Такая же концепция сейчас применяется на многих ударных вертолетах мира, но американский AH-64D Apache Longbow получил принципиально иные возможности. Используя ракету AGM-114L Longbow Hellfire, его оператор может действовать по принципу «выстрелил-забыл».

     

    Ка-52 и «Вихрь-1» / ©Syrian Armed Forces/www.facebook.com/syrianforces

     

    Для российских ВКС применение новой ракеты – большой шаг вперед. Управляемое вооружение долгие годы оставалось слабым местом новых российских ударных вертолетов Ми-28Н и Ка-52. ПТУР «Вихрь» имеет неплохую дальность полета (до 10 км) и высокую сверхзвуковую скорость.

     

    У комплекса «Вихрь» сложная судьба. Его начали тестировать еще в 1980-м: предполагалось, что ПТУР станет основным вооружением вертолета Ка-50. Трудности 90-х не позволили начать крупносерийное производство, поэтому эксплуатировать ракетный комплекс начали только в 2015 году.

     

    Ранее, напомним, сообщалось о том, что Сирия может стать испытательным полигоном для новейших российских ПТУРов «Гермес». Их якобы должны были применять Ка-52, базирующиеся на борту ТАВКР «Адмирал Кузнецов». 

    naked-science.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *