Русские викинги » Военное обозрение

Кем были хлыновские ушкуйники и как они основали Вятку


К 835-летию с начала освоения русскими Вятской земли в Кирове установили памятник хлыновским ушкуйникам, основавшим столицу этого края. «Русская планета» решила рассказать, кем были ушкуйники, какую роль сыграли в истории и за что московские князья приказали вымарать из летописей всякое упоминание о них.

Страшный сон псов-рыцарей

Первые ушкуйники появились в IX–XI веках в Новгородской республике. Так стали называть профессиональных воинов, которые объединялись в вооруженные дружины.

— Одни исследователи называют ушкуйников первым русским спецназом, служившим Новгородской республике, защищая ее от внешних угроз. Другие — русским вариантом викингов, перенявшим в результате тесных контактов их стиль поведения, по сути — пиратами, руководствовавшимися исключительно своими интересами и работавшими ради наживы. Третьи видят в ушкуйниках первооткрывателей и покорителей новых земель, предшественников Ермака с его казачьими отрядами. Четвертые — профессиональных наемников, которых финансировали новгородские купцы, чтобы собирать дань на подконтрольных им территориях и охранять торговые караваны, — говорит корреспонденту РП историк Анатолий Лысенко. — На мой взгляд, наиболее обоснованная точка зрения состоит в том, что ушкуйники были пассионарной частью жителей Новгорода Великого, которая в зависимости от обстоятельств могла выступать в самых различных ролях.

Свое прозвище ушкуйники получили по имени кораблей, на которых плавали — ушкуев. Это были легкие, маневренные и скоростные суда, которыми можно было управлять как веслами, так и с помощью парусов. Их название, по одной из версий, происходит от поморского слова «ошкуй» — полярный медведь. На высоком носу ушкуев красовалась вырезанная из дерева голова именно этого животного. В одну ладью могло поместиться до 30 человек. На этих судах ушкуйники и совершали свои стремительные походы, многие из которых изменили ход истории.

— Если перечислять самые впечатляющие деяния ушкуйников раннего периода их существования, то именно они вынудили Шведское королевство в 1323 году подписать с Новгородской республикой Ореховский мирный договор. А полутора веками ранее, в 1187 году, объединившись с карелами, настолько основательно разграбили древнюю столицу Швеции Сигтун, что город так и не смог до конца оправиться от разрушений. Так они отомстили шведам, которые первые напали на Новгород. Обратите внимание: некоторые исследователи полагают, что дружины ушкуйников были совсем небольшими. – Но разве в этом случае они могли бы брать города? — продолжает рассказ Анатолий Лысенко. — Ушкуйники несколько веков снились в страшных снах всем скандинавским соседям Великого Новгорода, на чьи земли они совершали набеги с завидным постоянством. Кстати, существует мнение, что одним из их предводителей был посадник Василий Буслаев, главный герой новгородского былинного эпоса.

В 1348 году шведский король Магнус решил нарушить Ореховский мир и снова напал на Новгородскую республику. Ему даже удалось взять крепость Орешек. И тогда в ответ ушкуйники вторглись в шведскую провинцию Халогаланд и захватили хорошо укрепленную крепость Бьаркей. Это настолько поразило шведского короля, что он сразу же прекратил войну, а в своем завещании написал: «Приказываю своим детям, своим братьям, и всей земле Шведской: не нападайте на Русь, если крест в этом целовали; нет нам в этом удачи…»

К середине XVI века, во многом благодаря усилиям ушкуйников, серьезные военные действия на севере Руси фактически прекратились. Попыток организовать новые крестовые походы Ливонский орден больше не предпринимал, как и Швеция, Литва и Норвегия. И тогда оставшиеся без дела новгородские воины нашли себе нового противника — Золотую Орду.

— В 1360 году ушкуйники по Волге дошли на своих ладьях до ордынского города Жукотин, который был расположен неподалеку от современного Чистополя, и перебили почти всех его жителей, — рассказывает Анатолий Лысенко. — Этот их поход привел в восторг Святителя Дионисия Суздальского, но он же, как и следовало ожидать, вызвал горячее возмущение Золотой Орды. Хизр-хан, правивший в тот период, потребовал от великого князя Дмитрия Суздальского схватить и выдать ему ушкуйников. И когда те по дороге домой «пропивали зипуны» в Костроме, русские князья схватили победителей, связали и отослали в Орду, где они были проданы в рабство. Разумеется, такой исход не устроил их товарищей, оставшихся на свободе. Они организовали несколько новых походов, заставив ордынских ханов пожалеть о своем решении. А через 14 лет ушкуйники захватили и саму столицу Золотой Орды, город Сарай. И в этот же год основали город Хлынов, который позднее стал Вяткой, а потом — Кировом.


Ушкуйник. Картина Н. К. Рериха.



Пиратское государство

Историк Николай Костомаров писал: «Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли ее. Начало этой колонии летописец Вятской Земли относит к 1174 году и несколько противоречит сам себе: в одном месте говорит, что жители новгородские отправились в путь самовольно и отделились от Великого Новгорода, а в другом — что они отправились с согласия Великого Новгорода. Вероятнее первое, потому что эта колония не признавала власти Новгорода, несколько раз являлась враждебною Новгороду, никогда не бывала с ним во взаимодействии и испытывала против себя — по сказанию той же местной летописи — злобу своей метрополии».

— Если не забывать, что Хлынов был основан ушкуйниками, то никакой загадки в этом нет. Новгороду, который много веков пользовался их услугами, конечно, не могло понравиться, что они решили отделиться и жить самостоятельно, — рассказывает корреспонденту РП историк Виктор Хохрин. — Тем более что вольный Хлынов очень быстро рос. Ушкуйники устроили в нем все по своему вкусу: многие исследователи называют созданное ими государство Вятской вечевой республикой. По сути, порядки в Хлынове были такими же, как в Великом Новгороде. В нем было собственное вече, но не было посадников и князей. Чтобы сохранить независимость, маленькое государство периодически объединялось то с одними, то с другими князьями, но не подчинялось им, что категорически не устраивало ни Великий Новгород, ни Москву.

Получив в распоряжение собственное государство, ушкуйники не отказались от прежних привычек, не осели на месте и продолжали ходить в походы. Так, в 1471 году они совершили еще один набег на столицу Золотой орды — город Сарай — во главе с воеводой Костей Юрьевым. Об этом даже говорится в Типографской летописи. После разграбления столицы экономическое могущество Сарайской орды было окончательно подорвано, и московские князья наконец-то перестали платить ханам дань.


Предки донских казаков

Конец существованию Вятской вечевой республики положили московские князья. В 1489 году великий князь Иван III, расправившийся ранее с Великим Новгородом, отправил на захват Вятки 64-тысячное войско во главе с боярами Даниилом Щеней и Григорием Морозовым. Они осадили город. Вятичи пытались подкупить воевод, но все, чего сумели добиться щедрыми подарками, — затянуть капитуляцию. Правда, это тоже оказалось не бесполезным — части жителей за это время удалось сбежать. Зато остальных ждала не менее суровая кара, чем ранее жителей Новгорода. Часть казнили, остальных расселили по другим городам московского княжества. Даже само название города Хлынов на несколько десятилетий исчезло изо всех документов.

Часть уцелевших от разгрома ушкуйников ушла жить на Дон и Волгу. Вскоре там сформировалось волжское казачество, чьи обычаи поразительно напоминали обычаи ушкуйников, а стремление к вольной жизни и речным походам было не меньшим, чем у них. А лингвисты видят черты сходства в говоре новгородцев, вятичей и донских казаков. Кстати, само слово «казак» впервые упоминается в летописях именно в роковом для Хлынова 1489 году.

— Историк Вадим Теплицын приводит еще один веский аргумент — предводителей ушкуйников называли ватаманами, — рассказывает Анатолий Лысенко. — Это слово напомнило ему английское слово waterman, что можно перевести как «гребец», «человек, живущий у воды». Сложно сказать, насколько оправданна параллель с английским словом, но зато сходство с казачьим «атаманом» опровергнуть сложно.

В летописях сохранилось совсем немного упоминаний об ушкуйниках — победители, московские князья, приказали вымарать их летописей всякое упоминание о них. Поэтому намного больше сведений об этих воинах можно найти в эпосах «О Куликовом поле» и «Стояние на реке Угре».

topwar.ru

Была ли Россия основана викингом? | История | ИноСМИ

В наши дни политические отношения между Россией и Западной Европой, в том числе Данией и Скандинавией в целом, хуже, чем когда-либо.


Даже в советский период у нас не было санкций в отношении России. Если верить СМИ, то российское общество существенно отличается от нашего.


Но что касается культуры, то у нас не только такая общая основа, как христианство, но и культура, в сущности, скандинавская, поскольку викинги играли ключевую роль в создании русского государства.


Поэтому в России у викингов репутация совершенно иная, чем на британских и французских берегах. И, возможно, первое русское государство было основано шведом.


Дискуссия совершенно не нова. Но в последних российских исследованиях историки все более дистанцируются от так называемой норманнской теории, в то время как в скандинавских трудах можно наблюдать обратную тенденцию.


Вопрос о том, где и как возникло государство, является решающим для каждой нации, стремящейся к самопознанию.


В России спор идет вокруг норманнского или же славянского происхождения.


Достаточно примечательно, что история России началась в IX веке за пределами нынешней России. Происхождение славян не вполне известно, но они в самые ранние известные нам времена жили в области между Вислой или рекой Одер и современной Белоруссией. А центральные части современной России и территории вокруг Москвы были заселены литовцами и финнами.


Нынешнюю Россию населял тогда целый ряд различных народностей, в том числе и народы, оставившие, конечно, свой след, но исторически никак не связанные с теми, кто живет в России сегодня.


В течение VIII века славяне распространились на восток и поселились на большей части той территории, которую мы сегодня именуем Европейской частью России.


Они жили вместе небольшими семейными и родовыми общинами, впоследствии начали образовываться большие общие структуры, крупные соседние общины и собственно города.


Ими правили местные князья с помощью своих дружин, например, Гостомысл в начале IX века в Новгороде на озере Ильмень, в области, которая сегодня является Северо-Западной Россией.


Русские историки говорят о ряде объединений на этих территориях, в частности, о крупном объединении под названием «Русь», предшественнике российского государственности. История же России как государства начинается — как это ни странно — с иностранца, викинга Рюрика, который, если верить более поздней исторической летописи, так называемой Несторовой летописи, написанной монахом Нестором в XII веке «Повести временных лет», был приглашен на Русь (вместе с Тревором и Синеусом), точнее, в город Новгород на реке Волхов к северу от озера Ильмень, в паре сотен километров от сегодняшнего Санкт-Петербурга.


Рюрика пригласили прийти и «править, поскольку у нас порядка нет». Довольно примечательное начало для рассказа государства о самом себе, рассказа, который много раз оспаривался и на протяжении истории России, и вплоть до сегодняшнего дня.

Die Welt
Yle
Jyllands-Posten
Svenska Dagbladet
The Guardian

Это означает, что основной миф в истории России довольно символичен для истории как таковой. Историография интересуется в значительной степени историей народа, нации, страны и государства и историей культуры, в данном случае, русской культуры.


И наоборот, миф о Рюрике, естественно, вызывает особый интерес в Скандинавии, потому что неужели Россию основал швед, а, может быть, датчанин? В России же наблюдается противоположная тенденция — к преуменьшению значения викингов.


Но, тем не менее, в первых веках истории России они присутствовали. Об этом свидетельствует много следов в виде таких находок, как украшения, могилы, слова, топонимы, оставшиеся от викингов. Но в российской историографии отрицается образ викинга Рюрика, который приходит и наводит порядок во всем том, о чем речь идет в летописи Нестора. Здесь упор делается на том, что славяне сами распространялись вдоль рек по той территории, что является Россией сейчас, и где возникает и обретает форму целостное государство и его культура.


Но давайте посмотрим чуть внимательнее на страну, в которую прибывает Рюрик. Рюрик — фигура историческая, и мы знаем, что он пришел в Новгород и стал там княжить в 862 году.


Не так давно было найдено место чуть к югу от нынешнего города, где был его двор. До того, как в середине XX века была сделана эта находка, полной уверенности в том, что слова в летописи Нестора о том, что Рюрик действительно прибыл в Новгород, не было, потому что следы его пребывания были обнаружены и в других местах (викинги называли Новгород, что означает «новый город», Хольмгардом, «городом на острове»).


Поселения славян были разбросаны на местности, поклонялись славяне богу Перуну. В наши дни существует, в частности, небольшой отшельнический монастырь, он по-прежнему называется «Перунов монастырь», назван он так в честь культового места в честь бога Перуна, немного к югу от Новгорода у озера Ильмень, где впоследствии, когда пришло христианство, был основан большой средневековый монастырь Святого Георгия. Но Рюрик основал типичное поселение викингов, с королевским залом, культовым сооружением, где поклонялись скандинавским богам, а также дома для своих людей на берегу реки.


Сюда было легко добраться судам из Скандинавии, многие из них потом продолжали путь дальше. Отсюда пошла его династия. Два человека из его свиты — Аскольд и Дир — продолжали завоевывать земли к югу, в направлении Киева, куда Рюрик в 879 году посылает опекуна своего сына, чтобы обеспечить себе господство над Киевом ради сына и своих потомков. Такие находки, как украшения и оружие, свидетельствуют о том, что Рюрик привез с собой и древнюю скандинавскую религию, поскольку находки, сделанные по берегам российских рек, говорят о том, что там было нечто, характерное для поселений викингов.


Но в основе того государственного образования, которое появилось после Рюрика, под названием Киевская Русь, столицей которого был тогда Киев, лежит создание новой столицы Киева к югу от Новгорода, в современной Украине.

© AFP 2016, Andy BuchananУчастники ежегодного фестиваля викингов. Шетландские острова,


Так что, в определенной степени, первая Россия находилась за пределами границ России нынешней, хотя включала в себя и нынешнюю Россию благодаря рекам. Потомки Рюрика стали князьями в целом ряде более мелких княжеств по всей стране, но резиденция великого князя была в Киеве.


Но насколько ли велика та роль, которую представители различных направлений в историографии приписывают викингам в связи с образованием русского государства?


Эта тема была предметом споров несколько сотен лет, поскольку она касается самого происхождения государства. Могло ли быть так, как писал монах Нестор, что пришлось призывать князей, потому что сами государство создать не могли? Или же картина была иная?


Любое толкование истории имеет значение для самопознания нации сегодня. Образ Киева как столицы первого русского государства и обозначение «мать городов русских» имеет значение для точки зрения России на современную Украину. Можно ли ее действительно считать самостоятельным государством? Или же она на самом деле — часть России, к тому же то место, где стояла колыбель нации — точно так же, как сербы воспринимают Косово как колыбель Сербии?


Историки нередко смотрят на все в соответствии со своим собственным временем и своими собственными политическими или религиозными представлениями. Так было и с Нестором.


Нестор был монахом и жил в Киеве в 1056-1114. В своей летописи он начинает русскую историю с ветхозаветных племен, происшедшими от патриархов Сима и Иафета, то есть, получается, что русский народ восходит к еще библейским временам.


Это существенно для Нестора как летописца, для которого отправная точка связана с церковью. Больший исторический вес имеют его рассказы о своем собственном времени, а также о нескольких поколениях до него, которые он мог записать на основании информации, полученной от современников или от тех, кто слышал пересказ этих событий из вторых рук.


В конце концов, Нестор, как отмечал великий русский историк Соловьев (1820-1879 гг.), — первый русский летописец, который рассматривает все под национальным углом зрения, поскольку речь в летописи идет именно об истории возникновения русского государства. И рассказ о Рюрике, который для государства стал фигурой объединяющей, служит именно этой цели.


Нельзя забывать о том, что, когда Нестор жил в Киеве, город был столицей и церковным центром в стране, принявшей христианство более чем за сто лет до этого. Он жил в большом Пещерном монастыре в городе, где его земные останки находятся и поныне.


Предпосылкой того, что Нестор вообще смог стать тем, кем был, было введение христианства на Руси в 988 году.


Еще сын Рюрика Игорь совершил несколько поездок в Византию, а его вдова приняла христианство в 955 году. Но только ее внуку, Владимиру, одержавшему победу над своими братьями, удалось ввести христианство в Киеве и Новгороде и значит, во всей Руси.


Легенда говорит о том, что он разослал своих людей в разные места, чтобы познакомиться с крупными религиями, существовавшими в то время, и выбор его пал на греческую православную церковь, потому что богослужения были очень красивы и потому что эта религия не запрещала пить, а без этого русские, по его мнению, жить не могли. Может, и викинги тоже?


В конце XVII века и начале XVIII века появились первые солидные труды по истории России — сначала труд самоучки Василия Татищева и Михаила Ломоносова (1711-65), одного из основателей Московского Университета.


Последний резко отвергает так называемую «норманнскую теорию», излагаемую немецкими учеными Байером, Миллером и Шлёцером, теорию о том, что русское государство основал шведский викинг Рюрик.


Но и самые последние трактовки русской истории, предлагаемые, в частности, историками Орловым, Полуновым и Терещенко в учебниках по истории в Московском Университете «Основы курса истории России» (2016 г.) отвергают «норманнскую теорию» как антинаучную.


Они преуменьшают то обстоятельство, что некоторые из первых русских князей имели имена, являвшиеся славянскими вариантами скандинавских имен, в частности, Хельге и Хельга (Олег и Ольга), то же касалось и топонимов вдоль рек по так называемому пути из варяг (викингов) в греки, торговому пути в Византию.


Но они позаботились о том, чтобы упомянуть, что Рюрик и варяги, которых «ряд историков» часто считают шведами, возможно, скорее, были «русскими племенами», жившими на южном побережье Балтийского моря и на Рюгене».


Здесь следует понимать, что слово «рус» вовсе не означает «швед», как это часто утверждается в западных исторических трудах, и не происходит от местности Roslagen недалеко от нынешнего Стокгольма, но просто обозначает славянское племя.


Таким образом, Рюрик неожиданно оказывается славянином по происхождению. Авторы утверждают, что нет сомнений в самом присутствии варягов, которых тогда воспринимали как скандинавов, на службе у славянских князей, их участии в жизни государства Русь, нет также сомнений и в существовании взаимных связей между скандинавами и государством Русь. Но следов более существенного влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян или на их язык и культуру нет.


Археологические находки указывают, якобы, на то, что число варягов на Руси «было невелико». Викинги не колонизировали Русь, утверждают авторы. И вообще отмечают, что рассказы об иностранном происхождении той или иной династии типичны для средневековья, например, истории об англосаксах в Англии, а также основании Рима Ромулом и Ремом.


Британский историк Ричард Пайпс (Richard Pipes) подчеркивает в своем классическом труде «Russia Under the Old Regime» (1974 год) значение викингов для создания единой династии и единого государства, но обращает внимание на то, что правление носило лишь «полуколониальный» характер, поскольку основные интересы викингов были связаны со взиманием налогов и получением контроля над торговлей.


Далее он описывает династию первых столетий, многочисленных местных князей, принадлежавших к роду Рюрика, почти как коммерческую структуру, которая на самом деле правила в стране лишь в ограниченной степени.


Если же следовать датской версии, как, например, «Истории России» Politiken, вышедшей в конце 1980-х и написанной последним значительным поколением датских историков, специализирующихся на России, то они отдают варягам несколько большую роль — не говоря уж о последних трудах о викингах в России, таком, как «Викинги у колыбели Руси» (Vikingerne ved Ruslands vugge) Фрица Волдера (Fritz Wolder), вышедшем в прошлом году.


В течение XI века культура викингов исчезла и ассимилировалась с довольно новой русской (славянской) культурой, развивавшейся в такт с распространением в России христианства. Викинги и славяне перемешались с финнами — да, Пайпс прямо говорит, что этническое смешение финнов и славян создало новый «расовый тип» с высокими скулами и маленькими глазами, что характерно для регионов к востоку от Москвы, куда столица переносится в XII веке.


Разве это практически не описание Путина? Приняв новую религию — христианство — в 988 году, русская культура обрела ту форму, которая окаймляет русскую ее вплоть до нынешнего дня.


Вопрос о том, где и как возникло государство, является решающим для каждой нации, стремящейся к самопознанию.


В России спор идет вокруг норманнского или же славянского происхождения.


На самом деле было бы правильнее сказать, что русское государство и культура возникли на стыке славянской, скандинавской и христианской византийской культур, которым суждено было создать объединяющую культуру для той Руси, которая благодаря этому и возникла.


И это означает, в сущности, что у нее гораздо больше общего со Скандинавией.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Сибирские викинги. Как реконструкторы воссоздают целые эпохи | КУЛЬТУРА

Всё чаще на различных городских мероприятиях и праздниках можно увидеть людей, которые одеты в костюмы разных исторических эпох, – наполеоновской, времён Первой и Второй мировых войн и даже викингов. В Новокузнецке есть свой клуб исторической реконструкции «Хирдман». Пока он единственный. О том, почему новокузнецкие реконструкторы решили хранить культуру викингов, корреспондент «АиФ в Кузбассе» спросила у руководителя клуба, историка Егора Киреева.

А где рога?

Инна Меняйлова, «АиФ в Кузбассе»: Егор, почему взрослые мужчины переодеваются в рыцарей, викингов, немцев, солдат? Некоторые не понимают такого хобби, пожимают плечами, мол, не наигрались в детстве… Зачем такой маскарад?

Егор Киреев

Егор Киреев: начну с того, что существует два направления – это ролевики – люди, которые одеваются в стилизованные исторические костюмы, допуская неточности в пошиве одежды, выборе оружия, они принимают участие в разных мероприятиях и играют определённые роли, к примеру, в сражениях. Их цель – хорошо и интересно провести время, встретиться с единомышленниками. Второе направление – это реконструкторы. Мы себя относим к ним. Наша цель – максимально исторически точно реконструировать материальную культуру определённой эпохи. Выбрали мы раннее Средневековье ІX-XІ вв., так называемое время викингов. Мы носим носки, которые связаны костяной иглой; обувь, сделанную по образцам, которые нашли археологи; пьём из кувшинов, которые использовали викинги; надеваем чулки, у которых такие же швы, как и десять столетий назад; сражаемся оружием, точь-в-точь похожим на оружие викингов. А на мероприятиях даже есть стараемся пищу, которую употребляли жители Скандинавии. Это каши, молочная продукция, мясо, овощи, которые преобладали у скандинавов. Цель реконструкторов – наглядно проиллюстрировать людям ту или иную эпоху. Нам приходится прорабатывать достаточно много научных трудов и исторических источников – от изучения книг до анализа экспозиций различных музеев.

Реконструкторы стараются с максимальной точностью восстановить материальную культуру определенной эпохи. Фото: Из личного архива/ Алексей Вакуленко

– Кому интересна такая подача истории? Полно фильмов, книжек, Интернет, в конце концов…

– Сейчас люди очень плохо представляют себе ту или иную эпоху. Вы только посмотрите, откуда они берут информацию. Наши телеканалы, особенно те, что специализируются на мистике, «особом» взгляде на историю, порождают кучу мифов и лженаучных теорий, множество дилетантов в Интернете пишут с такой напускной важностью, будто они всю жизнь посвятили изучению того или иного вопроса.

Я тут недавно зашёл в магазин и на полке исторической литературы на самом видном месте стоят книги Игоря Прокопенко! А он ведь даже не историк, он – шоумен! Отдельные современные исторические фильмы оставляют желать лучшего. Достаточно вспомнить последний кассовый фильм «Викинг», который формирует неверный образ исторической эпохи. На всём этом люди зарабатывают огромные деньги и порождают неверные представления о том, что было на самом деле. Отсюда лжеисторический образ разъярённого викинга в огромном шлеме с рогами на голове с большущим топором, который несётся с диким воплем на врага. Нам чаще всего на мероприятиях зрители задают один и тот же вопрос: «А где рога?» Да не было их на шлемах в то время! Это миф, который появился в XIX веке, во времена становления национализма. Шлемы с рогами были, но в более архаичную эпоху, и носили они сугубо ритуальный характер. Никто в них не сражался! Также очень удивляются нашим маленьким одноручным топорам – в реальности их лезвия были не больше 12 см! И не были викинги столь агрессивными. Они рыбу ловили, землю пахали. Агрессия была сезонной, когда шли в поход, что интересно, не только за добычей, но ещё и за удачей. Это целый мир, к которому мы пытаемся приблизиться, к которому мы хотим приобщить людей.

Военные походы викингов носили сезонный характер, они, как и другие народы, пахали и сеяли, занимались рыболовством. Фото: Из личного архива/ Алексей Вакуленко

Ещё наша работа может быть полезной и учёным, ведь наши представления способствуют популяризации науки.

Чем викинги интересны?

– Название вашего клуба – это что-то скандинавское – «Хирдман»? Что это за человек?

– Ещё в 2013 году, будучи студентами исторического факультета КемГУ, мы вдвоём с другом начали посещать подобные мероприятия. Поскольку мы историки, нам это было очень интересно! В 2013 году организовали клуб, но лишь год назад стали называть себя клубом исторической реконструкции. Сейчас у нас 12 реконструкторов и 15 человек, как говорится, в процессе. Большинство – в прошлом студенты исторического факультета. В переводе с древнескандинавского языка «хирд» – дружина, «ман» – человек.

Эпоха викингов очень популярна среди реконструкторов. Постоянно проходят фестивали в России и Европе. Именно через неё многие «заходят» в мир реконструкции. А потом выбирают другую эпоху. Мы, к примеру, планируем заняться реконструкцией польской шляхты Речи Посполитой XVІІ века, я уже начал делать комплект. Злодеи всегда привлекают к себе больше внимания!

Эпоха викингов – понятие мультинациональное. Оно фигурирует во французской, английской истории. Эта эпоха – колыбель российской истории. Образование древнерусского государства проходило при участии викингов. Давно доказано, что имя первого русского князя — Рюрик — скандинавское.

– Что конкретно вы реконструируете?

– Мы реконструируем материальную культуру эпохи. Зритель видит мою одежду, оружие, доспехи, сено, на котором я сплю, кувшин с мёдом, из которого я пью. Видит, как мы разжигаем костёр с помощью кремня. Видит наши бои. Они не такие зрелищные, как в кино, я вам сразу скажу. Зато помогают понять эпоху. Викинг носил льняную рубаху, штаны, ремень, длинные чулки или шаровары, обмотки (длинное узкое тканое полотно накручивали на голень), сражался, в основном, мечом. Для зрителей у нас есть пластиковые доспехи, мягкие щиты и мечи. Можно хорошо подраться. Есть и фотозона, где каждый может надеть на себя настоящие костюмы, взять в руки настоящее оружие и сфотографироваться. У нас есть не только мужские костюмы, но и женские комплекты. Но особенное внимание, конечно, привлекают кольчуги. Мы носим их на каких-то особенно важных мероприятиях. Плетёт их наш же одноклубник Никита Бубнов.

Какая эпоха самая лучшая?

– Одно из самых известных новокузнецких мероприятий – это фестиваль «Кузнецкий фронтир», который проходит на Кузнецкой крепости. Там собираются реконструкторы из разных городов. Что вы как новокузнечанин знаете об истории крепости? Чем для вас важна эта историческая площадка?

– Кузнецкая крепость – одно из моих самых любимых мест в городе. Конечно, она не подходит нам ни по эпохе, ни по географии. Но это единственный исторический музей в городе. Это уникальный памятник Сибири. Скажу вам больше, в Сибири нигде нет таких крепостей. Остроги были, но деревянные, а не каменные. Многие думают, что крепостная стена недостроена. На самом деле крепость никогда не была полностью окружена стеной. Большую часть занимал насыпной земляной вал, по которому можно пройти и сегодня. В XIX веке крепость выглядела не совсем так, как сейчас. Не все знают, что к концу XIX века на месте башни была возведена Ильинская надвратная церковь для заключённых. Сейчас крепость реконструирована, но, к сожалению, не до конца. Не достроен штаб-офицерский дом, цейхгауз. Надеюсь, что со временем она приобретёт законченный стилизованный вид.

Бои реконструкторов, конечно, отличаются от тех, что мы видим в кино, но они помогают лучше понять историческую эпоху. Фото: Из личного архива/ Алексей Вакуленко

– Понятно, что такое хобби не из дешёвых. Зачем вы этим занимаетесь? И какая эпоха, на ваш взгляд, лучшая?

– Я историк, сейчас учусь в магистратуре. Собираюсь дальше заниматься наукой. Тема моей работы не связана никак с викингами, потому что научных руководителей по этой теме сложно найти. Но тщательный подход к изучению материальной культуры, отслеживание археологических исследований – всё это помогает в моём становлении. К тому же проще наглядно объяснить детям на уроке какую-то тему.

Этой эпохой я не живу, хотя многие полностью в неё погружаются, разве что иногда ношу серьгу X века. И дома у меня два шкафа: один для современной одежды, а другой – для исторической. Но я считаю, что лучше эпохи, чем сейчас, в истории человечества не было. В нашей сфере много не историков, а людей, которые просто любят историю. У кого-то эта любовь началась с подаренной когда-то книжки о Древнем Риме, а кто-то полюбил скандинавские саги. Скажу честно, это затягивает. Погрузившись в историю, хочется узнавать всё больше и больше. Надеюсь, что наша работа окажется нужной не только нам, но и горожанам.

Егор Киреев родился в 1995 году в Новокузнецке. В 2017 году закончил историко- филологический факультет НФ КемГУ, учитель истории и обществознания. С 2017 года учится в магистратуре Новосибирского государственного педагогического университета. В 2015 году получил Грант губернатора области за организацию социально значимого проекта «Клуб исторической реконструкции «Хирдман», победитель, обладатель диплома I степени Международной научной конференции в Новосибирске.

www.kuzbass.aif.ru

Молодежная хоккейная лига — Викинги в Сибири

Впервые участие в Кубке Мира примет команда из Дании

Официальный сайт МХЛ продолжает представлять участников второго Кубка Мира IIHF среди молодежных клубных команд. Сегодня речь пойдет о сборной Дании U20.

Идея развития датского молодежного хоккея витает в этой стране уже последний десяток лет. За это время сразу семь хоккеистов королевства смогли освоиться в НХЛ, и даже стать там локальными лидерами. Как, к примеру, нападающие Франс Нильсен и Петер Регин, выступающие за «Нью-Йорк Айлендерс» и «Оттаву Сенаторз» соответственно.

Буквально пять-шесть лет потребовалось датчанам, чтобы подняться со второго эшелона мирового хоккея в «элитный» класс. Причем, после выхода скандинавов в четвертьфинал чемпионата мира 2010 года, в стране начался настоящий хоккейный бум. Глядя на успехи взрослой команды, подтянулась и молодежная дружина, которая впервые в своей истории через сито квалификации смогла пробиться на молодежный чемпионат мира этого года. Хоть датчане на нем славы и не сыскали, но все-таки смогли заявить о себе – безусловно, в скором времени с ними будет считаться каждая сборная.

Следующим шагом развития юниорского хоккея станет участие объединенной сборной Дании U20 на Кубке Мира среди молодежных клубных команд в Омске. В ноябре минувшего года в Копенгагене состоялась встреча руководителей Датского хоккейного союза с Исполнительным директором МХЛ Алексеем Антоновым. В итоге была достигнута договоренность, что на почетный турнир «викинги» поедут, что называется, единым фронтом. Сборную Дании U20 составят сильнейшие ребята из молодежных команд страны.

Как умеет сражаться довольно обученная команда Мортена Хагена, сборная МХЛ Red Stars Junior смогла убедиться на собственном примере, когда сошлась с нею в очном поединке на Турнире Трех Наций в Хернинге. Тогда лучшие юниоры России смогли одержать победу со счетом 2:1.

Какой предстанет сборная Дании на турнире в Омске, пока не может сказать никто, но в том, что  проявить характер эти ребята смогут в матче с любым соперником, сомневаться не приходится.

Пресс-служба Молодежной хоккейной лиги

mhl.khl.ru

Викинги — посреди Сибири | Братский городской информационный портал

Клуб исторической реконструкции в Братске. Что это такое: серьёзное увлечение или просто «игра в войну» для взрослых? Эти вопросы мы задали одному из членов братского клуба исторической реконструкции. 


Клуб «Двор ворона» существует в Братске с 2007 года. Однако участников в нём всего шесть человек. Многие приходят, но немногие остаются, говорит один из членов клуба, Алексей Обухов. Человек, пришедший сюда в поисках романтики, свои иллюзии теряет быстро. Внешняя, видимая обывателю часть — костюмированные баталии — всего лишь «верхушка айсберга». Куда больше сил уходит на поиск и изучение исторических документов. То, что может показаться простым хобби, на деле оборачивается кропотливым трудом. Который тем сложнее, чем дальше эпоха — как исторически, так и географически. Например, основное направление работы «Двора ворона» — эпоха викингов, c девятого по одиннадцатый век.

Алексей «Рёкин Гундерсон» Обухов член исторической реконструкции «Двор ворона» «В основном, эта информация сохранилась в англо-саксонских хрониках. Также в хрониках французских, древних франков. Находим описания там. Также сохранились остатки кораблей этой эпохи, остатки жилищ, которые позволяют восстановить облик.»

Конечно, изучать историю скандинавов, находясь при этом в Восточной Сибири — занятие не из лёгких. Тем более что настоящая реконструкция требует не просто внешнего сходства. Куда важнее понять — «как» и «зачем». Зачем предназначались вот эти предметы быта? Как они создавались? Почему применялись именно эти материалы? Потому что были доступны, или потому что несли сакральный смысл? Свой выбор такой непростой для изучения эпохи в клубе объясняют, как ни странно, её духовной близостью к современности.

Алексей Обухов («Рёкин Гундерсон»), член клуба исторической реконструкции «Двор ворона»

«Тут период был интересен тем, что тогда происходило становление множества государств. И было «бурление». То есть, если в период до этого и после этого человек, родившийся, скажем так, сапожником, сапожником и умирал, то в эпоху викингов этот человек имел все шансы выбиться в правители государства. То есть, эта эпоха близка нашей нынешней эпохе тем, что всё зависит от человека.»

Нередко в процессе работы приходится сталкиваться и с разрушением мифов. Например, только начав заниматься реконструкцией, собирались построить настоящую ладью — драккар. Но в процессе поняли, что сил на такой масштабный проект не хватит. Впрочем, в более крупных клубах, бывает, реализуют проекты и солиднее. Так, на новосибирском фестивале «Сибирский огонь», где накануне побывал «Двор ворона», в реконструкции сражений Великой Отечественной Войны используют настоящую технику тех лет.

«Там были показаны реконструкции батальных сцен. Была также использована боевая техника той эпохи. В частности, Т-34, Т-26 и немецкий StuG Ш» — делится впечатлениями Алексей Обухов, член клуба исторической реконструкции «Двор ворона»

Есть свой масштабный проект и у братчан: они мечтают построить настоящую скандинавскую деревню. В эпохе викингов такую отстраивали за лето. Сейчас, говорят реконструкторы, такое уже сходу не повторишь — технология забыта. А значит — впереди снова кропотливый труд — который теперь и не назовёшь «Игрой в войну».

Клуб «Двор ворона» существует в Братске с 2007 года. Однако участников в нём всего шесть человек. Многие приходят, но немногие остаются, говорит один из членов клуба, Алексей Обухов. Человек, пришедший сюда в поисках романтики, свои иллюзии теряет быстро. Внешняя, видимая обывателю часть — костюмированные баталии — всего лишь «верхушка айсберга». Куда больше сил уходит на поиск и изучение исторических документов. То, что может показаться простым хобби, на деле оборачивается кропотливым трудом. Который тем сложнее, чем дальше эпоха — как исторически, так и географически. Например, основное направление работы «Двора ворона» — эпоха викингов, c девятого по одиннадцатый век.
Алексей «Рёкин Гундерсон» Обухов член исторической реконструкции «Двор ворона» «В основном, эта информация сохранилась в англо-саксонских хрониках. Также в хрониках французских, древних франков. Находим описания там. Также сохранились остатки кораблей этой эпохи, остатки жилищ, которые позволяют восстановить облик.»
Конечно, изучать историю скандинавов, находясь при этом в Восточной Сибири — занятие не из лёгких. Тем более что настоящая реконструкция требует не просто внешнего сходства. Куда важнее понять — «как» и «зачем». Зачем предназначались вот эти предметы быта? Как они создавались? Почему применялись именно эти материалы? Потому что были доступны, или потому что несли сакральный смысл? Свой выбор такой непростой для изучения эпохи в клубе объясняют, как ни странно, её духовной близостью к современности.
Алексей Обухов («Рёкин Гундерсон»), член клуба исторической реконструкции «Двор ворона»»Тут период был интересен тем, что тогда происходило становление множества государств. И было «бурление». То есть, если в период до этого и после этого человек, родившийся, скажем так, сапожником, сапожником и умирал, то в эпоху викингов этот человек имел все шансы выбиться в правители государства. То есть, эта эпоха близка нашей нынешней эпохе тем, что всё зависит от человека.«
Нередко в процессе работы приходится сталкиваться и с разрушением мифов. Например, только начав заниматься реконструкцией, собирались построить настоящую ладью — драккар. Но в процессе поняли, что сил на такой масштабный проект не хватит. Впрочем, в более крупных клубах, бывает, реализуют проекты и солиднее. Так, на новосибирском фестивале «Сибирский огонь», где накануне побывал «Двор ворона», в реконструкции сражений Великой Отечественной Войны используют настоящую технику тех лет.»Там были показаны реконструкции батальных сцен. Была также использована боевая техника той эпохи. В частности, Т-34, Т-26 и немецкий StuG Ш» — делится впечатлениями Алексей Обухов, член клуба исторической реконструкции «Двор ворона»Есть свой масштабный проект и у братчан: они мечтают построить настоящую скандинавскую деревню. В эпохе викингов такую отстраивали за лето. Сейчас, говорят реконструкторы, такое уже сходу не повторишь — технология забыта. А значит — впереди снова кропотливый труд — который теперь и не назовёшь «Игрой в войну».

 


bratsk.org

Викинги Чукотки | Etnic.ru

21 ноября в государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО при поддержке Министерства культуры Российской Федерации открылась выставка «Чукотка. Фотографии Константина Лемешева». В день открытия состоялась встреча с чукотским этнографом, кинодокументалистом и фотографом Владимиром Пуя и фотокорреспондентом Николаем Бобровым.

Чукчи — аборигены Чукотки. Их предки появились здесь на рубеже IV—III тыс. до н. э. и, скорее всего, были первыми, кто забрел в эти суровые края (позднее на чукотском побережье Северного Ледовитого океана поселилось эскимосское племя мамаллов). Оказавшись посреди снегов, на вечной мерзлоте, чукчи не только выжили, но вскоре приступили к завоеваниям. Они начали многовековую экспансию в район Колымы и на момент встречи с русскими кочевали как на восток, так и на запад от этой реки, вытеснив оттуда племена коряков. Это было, так сказать, западное направление чукотской внешней политики, на звостоке же чукчи начали столь же многовековую войну с эскимосами Аляски, обмениваясь набегами через Берингов пролив. С точки зрения чукчей, вопрос, кто открыл Америку, не имеет смысла — для них Америка всегда была открыта. Задолго до плавания Эрика Рыжего (не говоря о Колумбе) чукчи воспринимали Аляску примерно так же, как викинги воспринимали Европу, свою вечную жертву.

…Все это время маленький народ на отшибе цивилизации развивался очень медленно. Взять хотя бы основу чукотского хозяйства и экономики — северных оленей. Чукчи с IV тысячелетия охотились на них и лишь незадолго до встречи с русскими додумались разводить («чаучу» в переводе с их языка «богатый оленями»: чукчи хвастались перед казаками своими богатствами, а те решили, что это их название). Почти не развиваясь в мирных технологиях, чукчи успешно вели «гонку вооружений»: как скандинавы изобрели драккар, так же и чукчи усовершенствовали свои каяки и байдары для морских путешествий. Как даны опустошали Англию, «викинги Чукотки» опустошали Аляску, помимо имущества, забирая женщин и детей.

Всерьез чукотско-эскимосская война развернулась уже после знакомства чукчей с русскими, а до этого основное направление чукотской экспансии было на запад, вглубь материка. Чукчи, конечно, не догадывались, что с запада к ним идет, переворачивая вверх дном всю Сибирь, встречная сила Русского царства.

Они встретились в XVII веке: у русских казаков — ружья и пушки, у чукчей — каменные топоры и костяные ножи… Думаете, исход был предопределен? Как бы не так: после 150 лет войны поражение пришлось признать обеим сторонам. Чукчи были вытеснены с Колымы, а планы русских покорить Чукотку потерпели крах. Правительство Екатерины II приказало оставить Анадырский острог, опорный русских пункт в регионе. «Ничья» между племенем каменного века и государством Новейшего времени стоит дорого: ни один другой народ Сибири отразить наступление русских казаков не смог.

«Покорение Сибири Ермаком»
В.И. Суриков

Тем не менее, запад для чукчей теперь был закрыт, и они обратили все свое внимание на восток. Документы начала XVIII века отмечают нападения чукчей на население Аляски, захват имущества и угон женщин и детей. Русский миссионер А. Аргентов описал один такой набег, случившийся уже в XIX веке:

«Движимые чувством мщения за какие-то старые обиды и имея в виду корысть, чукчи задумали сделать набег. Это было в 1840 году. В числе 70-ти человек пристали они к какому-то острову в туманную ночь; первым делом их было продырявить у туземцев байдары (чтобы те не бежали в море), затем они врасплох напали на сонных обитателей и многих перекололи. Испуганные гамом нападающих и отчаянными воплями своих, оставшиеся в живых кинулись было спасаться в своих байдарах: оттолкнулись на море и перетонули. Все годные женщины и дети взяты в плен, а хилые, хворые, увеченные и престарелые убиты без остатка».

Зачем чукчи убили старых и больных? Из гуманизма, как они его понимали, — оставшись без кормильцев, немощные члены племени были обречены на голодную смерть, чукчи избавили их от мучений.

Что интересно, грабеж и убийства не мешали торговле между народами. В 1789 году сотнику И. Кобелеву удалось уговорить чукчей взять его с собой, и он рассказал, как торгуют враждующие народы:

«Чукоч собралось полторы сотни человек на десяти грузовых байдарах. Подъезжая к острову, чукчи остановили байдары, оделись в куяки, в руках копье, луки и стрелы на тетивах так, как ратиться должно. Обмен проходил в виде «немого торга» — одна сторона оставляла свои товары и отходила. Представители другой стороны клали напротив нужной им вещи свои и тоже отходили…»

В 1793 году в российский Сенат поступило необычное обращение: американские эскимосы просили у Белого царя защиты от нападений чукчей. Коренные американцы жаловались, что чукчи «почти ежегодно на байдарах приходя на их землю, истребляют их убийством, имение их грабят, а жен и детей берут в плен».

А чукчи только начали входить во вкус грабежа. Даже живущие далеко от побережья те из них, кто не имел своих байдар, договаривались со своими береговыми соплеменниками и тоже шли в поход, собираясь иногда в огромные (для Крайнего Севера) группы. Сотник Кобелев упоминает о плавании на Аляску сборных армад из сотни байдар и восьми сотен «десантников». Чукотские «викинги» в походах вдоль побережья иногда доходили до территории Канады (самыми ценными пленниками таких дальних экспедиций считались негритянки). Вскоре эскимосы также освоили морские путешествия и начали набеги на Чукотку.

Длительная война постепенно начала менять облик поселений на Чукотке и на Аляске. Для защиты от взаимных нападений и чукчи, и эскимосы теперь старались располагать поселения на возвышенности, выступающем в океан скалистом мысу или галечной косе, откуда удобнее было обороняться, а в мирное время легче разглядеть добычу в море. Рядом или между поселением и берегом сооружали укрепления, самыми простыми и быстровозводимыми из которых были стены из натянутых моржовых шкур, в которых копьем прокалывались небольшие бойницы.

Существовали и капитальные стационарные каменные крепости (по-эскимосски «умкы») с бойницами двух видов: для стрельбы из лука и скатывания камней. Вход закрывался каменной плитой. Рвом, правда, эти замки не обносили: в вечной мерзлоте копать каменными и костяными орудиями траншеи глубже полуметра затруднительно даже летом. На длительную осаду такие крепости рассчитаны не были, но арктические народы ее вести и не умели. Часто жителей поселка мог спасти сам факт наличия крепости — нападающие, увидев в поселке крепость, могли обойти поселение стороной.

Обращение в Сенат никак не помогло эскимосам: если уж царская власть не смогла чукчей покорить, то и контролировать их она не могла… Чукотско-эскимосская война продолжалась еще очень долго.

В 1897 году этнограф Владимир Тан-Богораз записал рассказ чукотского торговца о ходе войны с эскимосами. Тот обрисовал ситуацию так: «Войны кончились. Пришло время мира. Каждый думает только о выгоде, и все племена и народы перемешались».

Однако позднее, уже в советское время, опять появлялись сообщения о набегах через Берингов пролив. По некоторым данным, последняя серьезная чукотско-эскимоская война — с нападениями, битвами, трупами и пепелищами — произошла совсем недавно, в 1947 году и в ней, якобы, победили чукчи.

Источник http://regnews.ru/society/chukotsko-eskimosskaya-vojna-231/

Поделиться ссылкой:

etnic.ru

Какими на самом деле были викинги

Берсерки без наркотиков

Одним из самых привлекательных образов, связанных с викингами, является образ викинга-берсерка. Об этой элите дружин викингов до сих пор ходит масса мифов и ложным представлений, одним из которых является уверенность в том, что эти воины шли в бой после того, как выпивали одурманивающий мухоморный напиток.

Первым об опьянении берсерков заговорил исланский скальд Снорри, он уверял, что берсерки пьют напиток троллей. Однако ни одного упоминания об этом нет в сагах о берсерках.

Затем, в конце XVIII века, об одурманивании берсерков себя психотропными средствами заговорил исследователь С. Эдман. При этом он без всяких на то оснований связывал религию викингов с восточносибирским шаманизмом. Так произошло рождение мифа. Ученые, такие, например, как Рейкборн-Хьеннеруд пусть и допускают, что кто-то из берсерков действительно бился в состоянии опьянения, указывают, что это не подтверждено никакими фактами. Берсерки входили в личную охрану конунгов. Хочется спросить: стал бы держать при себе дюжину наркоманов с топорами и мечами?

Тем представлением о берсерках, которые мы имеем сегодня, мы обязаны историку-медиевисту, одному из теоретиков нацизма, члену НСДАП и сотруднику Анненербе Отто Хёфлеру. Он развивал мысль о том, что берсерки — воины самого Одина, некая мужская каста избранных воинов, которые за свое бесстрашие попадают после смерти прямиком в Валгаллу, где образуют союз и наслаждаются жизнью. Между тем, по мифологическим представлениям, воины в Валгалле не образуют никаких союзов. Днем они предаются «военным потехам», то есть сражаются и убивают друг друга, а ночью уже предаются веселью. Такой «вечный бой».

Однако созданный Хёфлером образ берсерка и его идеи о государственнообразующей функции мужских союзов стали для ученого «пропуском» и в НДСАП, и в Анненербе. Это была новая мифология нацизма, в которой расово-правильные берсерки считались настоящими «псами войны», не привязанными к жизни, безрассудно следующими за Одином. Такая героизация была выгодна новой немецкой власти, она хорошо укладывалась в рамки пропаганды.

russian7.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *