Буайе Р. Викинги. История и цивилизация

Краткий отрывок из начала книги (машинное распознавание)

REGIS BOYER
LES VIKINGS
t
HISTOIRE ET CIVILISATION
Paris
Perrin
2004
викинги
ЫРАЗШ1
Санкт-Петербург
2014
ББК 63.3(0)4
УДК 94(48).021
Б90
Научный редактор: к. и. н. Карачинский А. Ю.
Буайе Режи
Б90 Викинги: История и цивилизация. Пер с франц. М. Ю. Некрасов. — СПб.:
ЕВРАЗИЯ, 2012. — 416 с.: ил.
ISBN 978-5-91852-100-7
Внезапно хлынув на просторы Европы в vfil веке, викинги огнем и мечом
вписали свое имя в мировую историю. Казалось бы, нам все известно об этих ярост¬
ных воинах и отважных мореплавателях — в любом школьном учебнике без труда
можно найти все необходимые сведения: даты, основные маршруты передвижения,
историю битв и вторжений. Но история викингов по-прежнему таит в себе немало
нераскрытых загадок. Остались вопросы, о которых по-прежнему спорят историки,
политики и читатели, в том числе и пресловутый «спор о варягах». Действительно,
как и почему викинги смогли, ворвавшись в пределы Европы, не встречая особого
сопротивления, хозяйничать в ней на протяжении целых столетий, расшатав осно¬
вы могущественных государств, таких как империя Карла Великого? Как им удалось
удержаться и осесть в Нормандии, Сицилии, Исландии? Стояли ли они у истоков
русской государственности или нет? Были ли они двигателем торговли своего времени
или наоборот, тормозили е?Они ли открыли Америку?
Опираясь на новейшие археологические данные и оригинальную трактовку источ¬
ников, признанный знаток скандинавской истории, профессор Сорбонны Режи Буайе
создал не просто книгу — он написал настоящую энциклопедию. В каждой главе
досконально рассматривается отдельная сторона истории викингов: их повседневный
уклад, быт, отношения между мужчинами и женщинами, право и судебные собрания,
оружие, корабли, походы и военная стратегия, законы воинского братства, торговля
и экономика, верования и мифы, контакты с соседними народами и государствами,
жизнь викингов в традиционном скандинавском сообществе и за его пределами.
От большинства энциклопедий представленную книгу отличает только одно, но
существенное обстоятельство: Режи Буайе — великолепный рассказчик, который
умеет подать материал ярко и увлекательно. Истинным украшением книги являются
красочные и тщательно выписанные портреты ключевых персонажей того времени:
Харальда Прекрасноволосого, Олава Трюггвасона, Кнута Великого, Владимира Святого
и Ярослава Мудрого. Эта книга предназначена для широкого читателя и рассчитана на
то, чтобы не оставить его равнодушным.
© Editions Perrin, 2004
© Некрасов М. Ю., перевод с франц., 2011
© Лосев П. П., дизайн обложки, 2014
ISBN 978-5-91852-100-7 © Оформление, ООО «Издательство «ЕВРАЗИЯ», 2014
ВСТУПЛЕНИЕ
Начнем с рунической надписи в Тимансе, Готланд (XI в.):
ORMIGA : ULFUAIR : KRIKIAR : IAURSALIR : ISLAT : SERKLAT
то есть: Ормига, Ульфиар, Греция, Иерусалим, Исландия, Серкланд
(Ормига и Ульфиар — мужские имена, под «Грецией» подразумева¬
ется Константинополь и его империя, Серкланд означает страну «са¬
рацин»). Таким образом, оба викинга, в память которых воздвигнут
этот камень, объехали весь мир, известный в ту эпоху; громких и до¬
статочно темных для нас названий, на которые щедр этот короткий
текст, достаточно для создания почти легендарного ореола, дающего
нашей фантазии безграничные возможности разыграться.
О викингах, особенно за последние десятилетия, написано много, ча¬
сто без знания предмета, обычно на основе шаблонных и ложных пред¬
ставлений, с готовностью поддерживаемых как самими скандинавами,
так и нами, в силу закоснелого романтизма, который вскормлен аме¬
риканскими фильмами и смутными средневековыми реминисценциями
(A furore Normannorum libera nos Domine [От жестокости норманнов
избави нас, Господи [лат.]), порожденными их контекстом. Смутное
и почти неодолимое очарование побуждает нас смешивать «пиратов
Севера», «первооткрывателей, пришедших с холода», с «великими бе¬
лыми варварами», дорогими сердцу Шатобриана. «Миф о викингах»1,
поскольку это именно миф, неизменно подогревает наш исторический
и литературный пыл, даже если информации прибавляется — мы не
хотим ее знать. В созданном нами образе «гордых детей Севера», бес¬
спорно перевернувших историю Западной Европы с IX по XI вв., по
определению есть нечто преувеличенное.
1 См.: Boyer, R€gis. Le Mythe viking dans les lettres franchises. Paris: fiditions
du Porte-Glaive, 1986.
6
Режи Буайе. Викинги. История и цивилизация
Вот почему я и написал эту книгу. Я хотел бы попытаться объ¬
ективно, если это возможно, рассмотреть обе стороны предмета —
историю и цивилизацию, необходимо уточнить: тесно связанные.
Конечно же, не претендуя на то, чтобы исчерпать вопрос, пугающе
обширный и комплексный, во многих отношениях требующий про¬
яснений, внести которые может только сложное взаимодействие
очень разных наук. Но не воспрещено и не слишком самонадеянно
попытаться изобличить самые распространенные ошибки, бытующие
в этой сфере, а также пролить свет на то, что составляет ее специфи¬
ку и объясняет ее успех. Как во Франции бывает очень часто, в этом
круге понятий необходимо проделать двоякую работу: попробовать
дать информацию, если, конечно, это возможно, а также развеять
легенды и мифы. Это не значит, что я сумею прояснить все много¬
численные тайны, окутывающие эту историю1, но пусть мне зачтется,
что я попробовал рассеять наиболее одиозные «северные туманы».
Ведь нужно сразу же сделать три замечания.
«Феномен» викингов занимает около двухсот пятидесяти лет
(приблизительно с 800 по 1050 гг.: его началом чаще всего считается
8 июня 793 г., когда разграбили аббатство Линдисфарн в Нортум¬
брии, а концом — 14 октября 1066 г., день битвы при Гастингсе)
, долгий отрезок времени в жизненно важный период европейской
истории, на который пришлись ликвидация каролингской империи,
эпоха Аббасидов, потом первый феодальный век и постепенное фор¬
мирование того, что станет совокупностью сильных и централизо¬
ванных государств. А ведь в течение этих двух с половиной веков
феномен, о котором идет речь, явно эволюционировал: между пер¬
выми набегами, систематической колонизацией (Денло, Исландия,
Нормандия, Русь и т. д.) и великими датскими нашествиями особой
преемственности, во всяком случае внешней, нет. Нет и большого
сходства между более или менее мифическим Рагнаром Лодброком,
Гнгу-Хрольфом — Роллоном (если это вообще одно и то же лицо:
современные историки уже откровенно усомнились в исторической
реальности данного персонажа), Лейфом Эйриксоном Счастливым
и Хрреком-Рюриком. Так что рассматривать людей и события, обще¬
го между которыми мало, используя одно и то же название, кстати,
крайне неясное и обычно плохо понимаемое, неправомерно.
1 Подробно перечислить их я попытался в статье: Boyer, I^gis. Les Vikings
et leur civilisation: les mysteres qui subsistent sur ces questions // Comptes-
rendus des s4ances de I’Acaddmie des inscriptions et belles-lettres. 1989 (133).
№ 3. P. 782-803.
Вступление
1
Ведь, несмотря на очевидное органическое сходство, важно так¬
же не смешивать без разбору шведов, датчан, норвежцев, а после
исландцев, называя их «скандинавами» или «викингами». Они были
и остались представителями разных этносов, несмотря на сравни¬
тельную похожесть языков, они имели разные интересы, их образ
действия ощутимо различался, даже если судьбе было угодно в те
или иные периоды объединять их историю. Например, они действо¬
вали в разных регионах, что в основном объясняется географи¬
ческим положением их стран, но ведь нельзя подходить с одной
меркой, описывая их в одинаковых терминах, к маршруту Бьргюн
(Берген) — Фарерские острова — Оркнейские острова — Исландия,
к медленному каботажу из Лим-фьорда через Северное море, Ла-
Манш и Атлантику до Гибралтара и к движению на юг от того места,
где сегодня находится Санкт-Петербург, через ряд русских рек и озер
до Константинополя.
В-третьих, успех авантюры викингов, то, что П. Г. Фут и Д. М. Уил¬
сон очень удачно назвали the Viking achievement1 [достижение ви¬
кингов (англ.)], ни в коем случае не мог быть следствием взрыва
ex nihilo [из ничего (лат.)], пусть даже ему способствовало воистину
исключительное стечение обстоятельств — в Истории, как известно,
иногда бывают такие удивительные и уникальные случаи. Все-таки,
надо полагать, у него была историческая и культурная основа (в ши¬
роком смысле), которой вс и объясняется. Кстати, с этого мы и нач¬
нем: скандинавы, отчалившие в начале VIII в. от берегов на своих
кноррах, скейдах, снеккьях и т. п., были детьми долгой традиции.
У них имелась предыстория, уроки которой мы изучим, они унасле¬
довали дух, который в конечном счете один только по-настоящему
и обеспечил им успех. И у них, как и в других местах Европы, «со¬
зрела» ситуация для проявления феномена такого рода.
1 Foote, Peter G.; Wilson, David Mackenzie. The Viking achievement: The society
and culture of early medieval Scandinavia. London: Sidgwick and Jackson, 1970.
Впоследствии несколько раз переиздано. Примечательно, что эта книга входит
в авторитетную серию «Great civilizations series». См. также: Boyer, Rёgis.
L’Islande mёdiёvale. Paris: les Belles lettres, 2001. [Guide Belles lettres des civi¬
lisations; 4.] [Русский перевод: Буайе, Режи. Средневековая Исландия. / Пер.
А. Н. Степановой. М.: Вече, 2009.]
/1индаш1ьм-
Аггвосбопг /*j? ~t gf
ВИКИНГСКАЯ СКАНДИНАВИЯ
мыс Нордкап
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ИСТОРИЯ
L НАСКОЛЬКО МЫ ИХ ЗНАЕМ?
Прежде всего надо подробно развить одну из идей, выдвинутых
во вступлении: исключено, что движение викингов, какой бы ни
была его природа, все двести пятьдесят лет было повернуто к на¬
блюдателям одной-единственной гранью. Действительно, как будто
установлено, даже если специалисты могут спорить о переломных
датах, что в общих чертах этот феномен прошел через четыре по¬
следовательных стадии, по меньшей мере в главных проявлениях.
В зависимости от места действия и происхождения участников мог¬
ли возникать совпадения или наложения, или расхождения, но если
не в деталях, то в целом в этой сфере есть некая синхронность,
удивительная, хоть и достаточно привычная для того, кто знаком со
старинными реалиями Севера1.
Исходной точкой условно считается набег 8 июня 793 г. на аббат¬
ство Линдисфарн (Нортумбрия), где находилась рака святого Кут-
берта. Процитируем «Англосаксонскую хронику» за 793 г.: «В том
году в Нортумбрии явились страшные предзнаменования, напугав
и удручив жителей: это были необыкновенные молнии, и в воздухе
были замечены свирепые драконы. Вскоре после этих знамений слу¬
чился великий голод, а через недолгое время в том же году, на ян¬
варские иды [явная ошибка: дело было в июне], язычники, устроив
набег, разрушили церковь Божью в Линдисфарне, творили грабеж
и убийство». За этим последовали разграбления монастырей Ярроу
(794), Моргануга в Южном Уэльсе и Ионы на священном остро¬
ве у западного побережья Шотландии, где хранилась рака святого
Колумбы, в 795 г.; потом разорили монастыри Рехру (на острове
1 Напомню, например, о некоем единообразии перехода от старого рунического
футарка к новому или о странном параллелизме еще до эпохи викингов, ко¬
торый можно отметить в столкновениях скандинавов и гуннов на востоке,
а потом на западе.
12
Часть первая. История
Ламбей, в Ирландии), Кинтайр (на острове Мэн) в 797 г., Монквер-
мут близ Сандерленда в 798 г.; наконец, в 799 г. были разграблены
разные обители в Аквитании, прежде всего монастырь Сен-Филибер
в Нуармутье.
Я сказал — условно, потому что мы обнаруживаем многочислен¬
ные признаки активности викингов задолго до 793 года1 и потому что
просто по соображениям здравого смысла невероятно, что

freedocs.xyz

Викинги и мусульманская цивилизация / История и археология / YaUmma.Ru

Перстень с арабской надписью из могилы женщины из викингов

 

В феврале 2015 года археологи сообщили о находке, взорвавшей все ведущие СМИ: в древнем захоронении женщины из племени викингов был обнаружен перстень с надписью на арабском языке «Аллаху/для Аллаха».

«Загадочный перстень» вызвал оживленные толки и споры среди ученых, возникли различные гипотезы насчет его появления в Швеции. Однако стоит отметить, что находка не была первым свидетельством контактов между викингами и мусульманской цивилизацией.

Эта статья – краткое изложение исследования «Сказание о двух цивилизациях: Викинги и мусульманский мир»(A Tale of Two Civilisations: The Vikings and the Muslim World) Джема Низамоглу (Cem Nizamoglu) и Сайры Яссир (Sairah Yassir) с выдержками из него.

 
1. Письменные свидетельства

Страницы рукописей Ибн Фадлана и аль-Идриси, содержащие упоминания о русах/викингах, с рисунком В.Васнецова, изображающим Олега Новгородского

Среди различных письменных источников, несомненно, следует отметить хронику мусульманского путешественника X века Ахмада ибн Фадлана как самую известную и наиболее содержательную. Впрочем, зарисовки о быте и нравах сакалиба – термин, впервые употребленный в X веке в значении «светловолосое, краснолицее население Центральной, Восточной и Северо-восточной Европы» – оставили многие историки и ученые. Вих числе Мухаммад аль-Идриси (1100-1165), Ибн Хуррадазбих / Ибн Хордадбех (820-910), аль-Тартуши (1059-1127), аль-Масуди (896-956), аль-Мукаддаси (940-991), Ибн Русте (в старых русскоязычных источниках Ибн Даста) (X в.), Мискавайх (932-1030), Ибн Хаукаль (X в.), Ахмад аль-Якуби (897-898), Ибн Кутия (X в.), Йакут аль-Руми (1179-1229), Яхья ибн Хакам аль-Бакри (772 — 866), аль-Маккари (1578-1632), Ибн аль-Асир (1160-1233).

Например, исследователь и географ Ибн Русте, живший в X веке, называет их «красивыми, чистыми и хорошо одетыми» и хвалит другие их качества:

«Русы опрятны, заботятся о своей одежде, так как занимаются торговлей; мужи их носят золотые браслеты… Русы оказывают почет гостям и хорошо обращаются с чужеземцами, которые ищут у них приюта, они не позволяют никому обидеть гостя или чужеземца, защищают их… когда русы начинают войну, то прекращаются усобицы и все действуют единодушно, пока не победят врага» (цитата приводится по Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе – прим. пер.)

Даже ибн Фадлан (877-?), бывший невысокого мнения о привычках этого народа в том, что касается личной гигиены, отдавал должное их физическому совершенству:

«Я не видал [людей] с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам»

— на то время весьма лестное сравнение из уст араба.

 
2. Викинги-воины

Вторжения сарацин (арабов), мадьяр и викингов в Европу в X в.

В VIII-XI веках викинги были признанными мореходами. На своих кораблях они проплывали большие расстояния и, по мнению некоторых историков, были первооткрывателями многих земель.

Предположительно во время своих походов викинги доплывали до Западной Европы и Центральной Азии – отсюда выводы об обширных связях викингов с мусульманской цивилизацией в древние времена. Викинги совершали набеги на многие города Западной и Восточной Европы, но историки подчеркивают, что именно на территориях, управляемых мусульманами, например, во времена Аббасидов, викинги находили торговые поселения, своим богатством «превосходившие их самые смелые мечты».

Возможно, они не пользовались большим уважением среди жителей аль-Андалуса, тем не менее, во время своих набегов они демонстрировали и военную силу, и стратегическое искусство. Археолог Бьорн Мире (Bjørn Myhre) утверждает, что «они [викинги] не были невежественными варварами. Они точно знали, с каким военным и идеологическим давлением им придется столкнуться».

«Флот викингов совершал набеги на Лиссабон, Севилью, Кадис и Альхесирас в Кордовском эмирате и на Асилу в Марокко. В отместку войска эмира захватили флот викингов на реке Гвадалквивир, уничтожили 30 кораблей и убили 1000 викингов…», – пишет современный исследователь Умар Мубайдин (Omar Mubaidin).

 
3. Викинги-торговцы

Национальный музей Финляндии: исламские, английские и германские монеты, 1006-1029 гг.

Викинги и народы мусульманской цивилизации торговали между собой в таких городах, как Киев и Новгород, что на волжском торговом пути. Считается, что именно в этот период путешественники и ученые из мусульманских земель начали записывать свои наблюдения за викингами, или русами, как называли этот народ арабы.

Исследователи считают, что расцвету эпохи викингов способствовало хождение арабских дирхемов, которые были настолько «твердой валютой», что служили единой денежной единицей в Йорке и Дублине после захвата викингами.

В погоне за этими серебряными дирхемами скандинавы отправлялись в рискованные походы, в первую очередь, на Восток.

Кроме того, викинги сталкивались с тюркскими племенами, преимущественно с хазарами и булгарами, которые преобладали в регионах, куда приходили русы. При этом, согласно летописям, это были очень сильные племена, так что «русы не могли просто прийти, размахивая мечом и захватить территории». Как пишет современный исследователь Джонатан Клементс (Jonathan Clements):

«Викинги оставили мусульманский мир в покое, они предпочитали служить в их армиях наемниками или торговать своими ценными товарами… викинги продолжали грабить города, находившиеся на европейском участке торгового пути, но в ближневосточном они были торговцами…»

«Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились (высадились) на реке Атиль [Итиль]…» (ибн Фадлан), «с рабами обращаются хорошо, об одежде своей заботятся, потому что занимаются торговлею» (Ибн Русте)

 
4. Викинги-мусульмане

Кадр из фильма «Тринадцатый воин» (1999) об арабском путешественнике Ахмаде ибн Фадлане (Антонио Бандерас, справа). Слева – Мельхиседек в исполнении Омара Шарифа

К свидетельствам, позволяющим говорить о том, что викинги принимали ислам, относится высказывание географа XVI века Амина Рази:

«…Они [викинги] высоко ценят свинину. Ее очень любят и мечтают о ней даже те, кто обратились в ислам».

«Викинги совершали набеги и на мусульманские, и на христианские государства Пиренейского полуострова. Со временем появились оседлые викинги, принявшие ислам и поселившиеся на юго-востоке Севильи, они прославились своим сыром, который поставляли в Кордову и Севилью», – пишет Умар Мубайдин.

 
5. Открытия

23 февраля 2015 года вышла научная статья, в которой сообщалось, что во время раскопок захоронения женщины, относящегося, по-видимому, к IX веку, был найден серебряный перстень с фиолетовым камнем. Следует отметить, что, собственно, находка была сделана еще в XIX веке, но только теперь удалось прочесть арабскую надпись на камне, сделанную куфическим шрифтом: «илля-Ллах», что значит «Аллаху» или «для Аллаха». Одежда умершей женщины традиционная скандинавская, по останкам сложно установить религиозную или этническую принадлежность.

Отсюда вопросы: был ли перстень военной добычей? Подарком? Или частью ее традиционного костюма? Не исключено, что женщина была обращенной мусульманкой. Пока все эти вопросы остаются без ответа.

В настоящее время перстень хранится в Шведском историческом музее в Стокгольме.

По свидетельству Ибн Фадлана, женщины викингов носили многочисленные ювелирные украшения, например золотые и серебряные кольца на шее:

«На шеях у них мониста из золота и серебра, так что если человек владеет десятью тысячами дирхемов, то он справляет своей жене один [ряд] мониста, а если владеет двадцатью тысячами, то справляет ей два [ряда] мониста… Самым великолепным украшением [считаются] у них [русов] зеленые бусы из той керамики, которая бывает на кораблях. Они делают [для приобретения их] исключительные усилия, покупают одну такую бусину за дирхем и нанизывают [их] в качестве ожерелий для своих жен».

Кольцо в сочетании с кладом дирхемов и записями мусульманских астрономических вычислений, обнаруженных на астрономических часах в Лундском соборе – все это дает надежду на обнаружение новых доказательств прочных взаимосвязей, веками существовавших между европейской и мусульманской цивилизациями.

Пока же имеющиеся в нашем распоряжении артефакты демонстрируют взаимовыгодные отношениями между мусульманским и немусульманским миром и большой потенциал исследований обширного поликультурного наследия, относящегося к народам и языкам, недостаточно изученным с этой точки зрения.

Хочется надеяться, что нам предстоят новые открытия, касающиеся цивилизаций прошлого, главное, чтобы мы сбросили шоры стереотипов и заблуждений, которые не дают нам извлечь на свет потрясающие находки, порой лежащие у всех на виду.

Погребальный ритуал викингов (на территории нынешней России). Картина польского художника Генрика Семирадского, по описаниям Ибн Фадлана

Такие факторы отношений между викингами и мусульманской цивилизацией, как торговля, политика, война и иммиграция, уже достаточно изучены, но находки, вроде перстня с арабской надписью в могиле женщины из викингов, показывают их в новом свете. Та легкость, с которой СМИ удалось окружить находку сенсационно-загадочным духом, на самом деле говорит о недостаточном освещении исследовательской работы или недосказанности по данному предмету.

В заключение хотелось бы привести слова доктора Анны-Марии Бреннан (Anne-Maria Brennan) из просветительской организации Curriculum Enrishment for the Future (CE4tF):

«Перстень нашли в XIX веке, но арабскую надпись заметили только недавно. Хочется спросить: сколько еще артефактов остаются неоткрытыми? Тысячи, если не миллионы, рукописей ждут своего перевода и изучения – какие жемчужины, какая бесценная информация, какие исторические факты в них скрываются? Европа наводнена свидетельствами о связях с исламской культурой, но многие до сих пор видят в них два отдельных мира. Стоит присмотреться, и мы увидим замки, фонтаны, книги, керамику, ремесленные изделия, инструменты и много других вещей по всей Европе, которые являются прекрасным напоминанием о золотом веке ислама. Этот перстень доказывает, какой плодовитой была исламская культура: люди путешествовали по странам исламской цивилизации ради торговли и ради образования. Дирхем был самой твердой валютой. Этот перстень – удивительное напоминание о времени, когда люди всех происхождений и вероисповеданий жили и работали в гармонии между собой».


1001inventions.com, islam.com.ua

yaumma.ru

§ 5. Время викингов. История мировых цивилизаций

§ 5. Время викингов

В VIII–XI вв. в Европе происходит немало важных событий и динамичных изменений. На исторической арене появляются новые возмутители спокойствия: в Западной Европе их называли викингами («королями морей») или норманнами («северными людьми»), а в русских землях – варягами. Викинги располагались севернее других европейских народов, на Скандинавском и Ютландском полуостровах, на территориях, где находятся современные Дания, Норвегия и Швеция, для населения которых «эпоха викингов» представляется чуть ли не «золотым веком», окрашенным в героико-романтические тона.

Земли викингов были малоплодородными. Примитивное натуральное хозяйство давало не слишком много средств к жизни быстро росшему населению. На этот «вызов» вожди норманнов нашли своеобразный «ответ»: со второй трети VIII в. начались многочисленные набеги северян на соседние земли, в ходе которых они грабежом и разбоем отнимали у других то, чего не хватало им самим[79].

Походы викингов стали новым стимулом для общественно-политической, государственной консолидации во многих европейских странах.

В 829 г. потребности обороны обусловили объединение англосаксонских королевств – Нортумбрии, Мерсии и Уэссекса – в единое государство, которое с этого времени стало называться Англией. IX в. прошел в борьбе англосаксов против датского владычества. Одновременно шел процесс феодализации. На землях военно-служилого сословия (тэны) и крупных землевладельцев (эрлы) становилось все больше зависимых работников. Крестьяне делились на различные категории. Сокмены считались лично свободными, но в судебном отношении зависели от землевладельцев. Гениты, владея землей, платили своему лорду оброк и несли небольшую барщину. Гебуры сидели на господской земле и были обязаны барщиной 2–3 дня в неделю в течение года. Коссетли (коттеры) за пользование небольшим участком несли постоянную барщину и другие тяжелые повинности. Единое государство, возникшее у англосаксов, стояло на страже интересов землевладельцев.

Британские острова были не единственным объектом экспансии воинственных предков датчан, шведов и норвежцев. По рекам Эльбе, Везеру и Рейну они проникали в глубь Германии. Со стороны Ла-Манша, Бискайского залива и Средиземного моря нападали на Францию. В 885–886 гг. норманны в течение 10 месяцев осаждали Париж, но не смогли его захватить. В начале X в. в устье Сены норманны основали герцогство Нормандия, быстро слились с французским населением и утратили свой язык, восприняв местные диалекты.

Выходцы из Нормандии в XI в. прошли через Гибралтар в Средиземное море и, завоевав Южную Италию и Сицилию, основали там ряд графств и герцогств (Апулия, Калабрия, Сицилия и др.).

Активные внешнеполитические акции требовали объединения сил самих викингов. Уже в VIII в. король (конунг) Гаральд Боевой Зуб объединил всю Данию и часть юга Скандинавии. Во второй половине X в. датское королевство вело войны с племенами пруссов и поморских славян. В Дании стало распространяться христианство. При короле Кануте (1017–1035) власть Дании распространилась на Англию и Норвегию[80].

• Инновации. Мореплавание

Норманны были не только завоевателями, но и прекрасными мореходами. В VIII–IX вв. были колонизованы Фарерские острова и Исландия. В 874 г. основан Рейкьявик, нынешняя столица Исландии. Около 982 г. исландец Эрик Рыжий открыл Гренландию, а около 1000 г. его сын Лайф оказался у берегов Северной Америки. Все большее место во взаимоотношениях «северных людей» с другими народами занимала торговля: вывозились изделия из дерева, кожи, металла, в частности оружие. Викинги казались в эту эпоху вездесущими.

Объединение Норвегии произошло при Гаральде Прекрасноволосом около 872 г. Во второй половине X в. развернулась христианизация страны. В 1000 г. общеисландское народное собрание – альтинг – приняло решение о введении христианства. После распада державы Канута Норвегия стала полностью самостоятельной. Раумы, рюги, хорды, тренды, халейги и другие мелкие племена консолидировались, стали норвежцами.

Геты (еты) и свей в начале XI в. под руководством конунга Олафа Шетконунга создали раннефеодальное шведское государство, одновременно приняв христианство.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Буайе Р. Викинги. История и цивилизация [PDF]

СПб.: Евразия, 2012. — 414 с. — ISBN 978-5-91852-139-7.Внезапно хлынув на просторы Европы в VIII веке, викинги огнем и мечом вписали свое имя в мировую историю. Казалось бы, нам все известно об этих яростных воинах и отважных мореплавателях — в любом школьном учебнике без труда можно найти все необходимые сведения: даты, основные маршруты передвижения, историю битв и вторжений. Но история викингов по-прежнему таит в себе немало нераскрытых загадок. Остались вопросы, о которых по-прежнему спорят историки, политики и читатели, в том числе и пресловутый «спор о варягах». Действительно, как и почему викинги смогли, ворвавшись в пределы Европы, не встречая особого сопротивления, хозяйничать в ней на протяжении целых столетий, расшатав основы могущественных государств, таких как империя Карла Великого? Как им удалось удержаться и осесть в Нормандии, Сицилии, Исландии? Стояли ли они у истоков русской государственности или нет? Были ли они двигателем торговли своего времени или, наоборот, тормозили её? Они ли открыли Америку? Опираясь на новейшие археологические данные и оригинальную трактовку источников, признанный знаток скандинавской истории, профессор Сорбонны Режи Буайе создал не просто книгу — он написал настоящую энциклопедию. В каждой главе досконально рассматривается отдельная сторона истории викингов: их повседневный уклад, быт, отношения между мужчинами и женщинами, право и судебные собрания, оружие, корабли, походы и военная стратегия, законы воинского братства, торговля и экономика, верования и мифы, контакты с соседними народами и государствами, жизнь викингов в традиционном скандинавском сообществе и за его пределами. От большинства энциклопедий представленную книгу отличает только одно, но существенное обстоятельство: Режи Буайе — великолепный рассказчик, который умеет подать материал ярко и увлекательно. Истинным украшением книги являются красочные и тщательно выписанные портреты ключевых персонажей того времени: Харальда Прекрасноволосого, Олава Трюггвасона, Кнута Великого, Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Эта книга предназначена для широкого читателя и рассчитана на то, чтобы не оставить его равнодушным.

www.twirpx.com

Сколько же лет цивилизации викингов?

Когда речь заходит о древних цивилизациях, большинство людей вспоминают египетскую и месопотамскую (шумерскую), реже — древнекитайскую цивилизации, которые популяризированы кинематографом и литературой. Особенно часто массовая культура обыгрывает различные сюжеты на тему Древнего Египта, предлагая потребителям высоко-бюджетные фильмы и книжные блокбастеры, в которых от реального положения вещей в то время осталось очень мало. И только занимающиеся историей древних народов Западной Европы ученые добавляют, что в один ряд с египетской, шумерской, древнекитайской и цивилизацией майя, скоро нужно будет ставить цивилизацию викингов.

По существующей сегодня официальной версии, викингами называют разрозненные дикие племена, ореол проживания которых ограничивался Скандинавией. В школах по всему миру детям рассказывают, что викинги создали подобие государства с несколькими точками управления, а по сути — независимыми друг от друга центрами, в начале VIII века. Викингов представляют нам, как грубых, жестоких и физически развитых людей, которые всю свою сознательную жизнь вели нескончаемые войны с соседними племена и друг с другом. Впрочем, хрестоматийная история, все же отмечает, что населявшие более десяти веков назад земли современной Швеции, Норвегии и Дании люди были отличными мореплавателями.

Сегодня доподлинно известно, что на своих примитивных судах викинги плавали не только в Балтийском море и вдоль северо-западного побережья Западной Европы, а также посещали Средиземное моря, останавливаясь на ночлег на берегах северной Африки.



То мирно торгуя, то ведя разорительные набеги, викинги как цивилизация просуществовала чуть более трех веков, уйдя в небытие под напором уже сформировавшихся в то время первых государств на землях современной Франции и Германии. И если с закатом эпохи викингов в Западной Европе все понятно, то 725 год н.э., от которого принято вести летосчисление цивилизации викингов, вызывает сомнения все у большего числа ученых.

В настоящее время существует как минимум три древних артефакта, которые разрушают стройную теорию о жизни племен викингов. Один из них был найден на Британских островах, второй археологи раскопали в древнем кургане в Скандинавии, а третий — обнаружен совсем недавно в Северной Америке. Но что еще более поразительней, так это сам характер находки, которая удивительным образом перекликается с одной из величайших загадок современного мира, комплексом Стоунхендж в в графстве Уилтшир, Великобритания.

Оказалось, что найденная за тысячи километров от Британских островов группа камней не только похожа на мегалитическое сооружение в Англии, а также содержит на себе высеченные узоры, традиционные только для викингов.

По последним данным археологических исследований, Стоунхендж воздвигнут между 2400 и 2200 годами до н.э. Если предположить, что комплекс был построен не проживающими на территории Туманного Альбиона племенами, а викингами, то получается, что древний воинствующий народ Скандинавии сформировался в качестве единого этноса как минимум три тысячелетия назад. Но более интересна для ученых, все же уменьшенная копия Стоунхенджа в Северной Америке, возраст которой по предварительной оценке составляет не менее четырех тысячи лет. Если предположить, что к нему также приложили руку викинги, то их цивилизация по праву может считаться одной из древнейших на Земле.

Так называемый «Североамериканский Стоундхенж» сегодня находится под пристальным вниманием ученых и археологов со всего мира. Вести полноценные раскопки возле него пока не позволяет хозяин земли, на которой стоит сооружение. Однако, по появившейся в одном из исторических изданий заметке можно понять, что переговоры о допуске к месту проведения раскопок между исследователями древних цивилизаций и владельцем земельного участка практически завершились. «Человеку банально нужно деньги, причем небольшая сумма, которую можно получить, оформив займ без проверок. Но поскольку у человека были проблемы с законом, то банки отказываются идти ему навстречу. Поэтому мы решили выделить хозяину земли деньги из нашего археологического фонда», — сообщается в статье.



Добавить комментарий

Самые популярные статьи блога за неделю

post-factum.net

Викинги: История и цивилизация | Pirate Books

Буайе Р.
Викинги: История и цивилизация

Издательство: Евразия
Жанр: История средних веков

Качество: Хорошее
Страниц: 416
Формат: pdf, fb2, epub

«Внезапно хлынув на просторы Европы в VIII веке, викинги огнем и мечом вписали свое имя в мировую историю. Казалось бы, нам все известно об этих яростных воинах и отважных мореплавателях — в любом школьном учебнике без труда можно найти все необходимые сведения: даты, основные маршруты передвижения, историю битв и вторжений. Но история викингов по-прежнему таит в себе немало нераскрытых загадок. Остались вопросы, о которых по-прежнему спорят историки. политики и читатели, в том числе и пресловутый «спор о варягах». Действительно. как и почему викинги смогли, ворвавшись в пределы Европы, не встречая особого сопротивления, хозяйничать в ней на протяжении целых столетий, расшатав основы могущественных государств, таких как империя Карла Великого? Как им удалось удержаться и осесть в Нормандии, Сицилии, Исландии? Стояли ли они у истоков русской государственности или нет? Были ли они двигателем торговли своего времени или наоборот, тормозили её? Они ли открыли Америку? Опираясь на новейшие археологические данные и оригинальную трактовку источников, признанный знаток скандинавской истории, профессор Сорбонны Режи Буайе создал не просто книгу — он написал настоящую энциклопедию. В каждой главе досконально рассматривается отдельная сторона истории викингов: их повседневный уклад, быт, отношения между мужчинами и женщинами, право и судебные собрания, оружие, корабли, походы и военная стратегия, законы воинского братства, торговля и экономика, верования и мифы, контакты с соседними народами и государствами, жизнь викингов в традиционном скандинавском сообществе и за его пределами. От большинства энциклопедий представленную книгу отличает только одно, не существенное обстоятельство: Режи Буайе — великолепный рассказчик, который умеет подать материал ярко и увлекательно. Истинным украшением книги являются красочные и тщательно выписанные портреты ключевых персонажей того времени: Харальда Прекрасноволосого. Олава Трюггвасона, Кнута Великого, Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Эта книга предназначена для широкого читателя и рассчитана на то, чтобы не оставить его равнодушным.»

 

piratebooks.ru

Викинги: История и цивилизация | Bookwinx

Буайе Р.
Викинги: История и цивилизация

Издательство: Евразия
Жанр: История средних веков

Качество: Хорошее
Страниц: 416
Формат: pdf, fb2, epub

Внезапно хлынув на просторы Европы в VIII веке, викинги огнем и мечом вписали свое имя в мировую историю. Казалось бы, нам все известно об этих яростных воинах и отважных мореплавателях — в любом школьном учебнике без труда можно найти все необходимые сведения: даты, основные маршруты передвижения, историю битв и вторжений. Но история викингов по-прежнему таит в себе немало нераскрытых загадок. Остались вопросы, о которых по-прежнему спорят историки. политики и читатели, в том числе и пресловутый «спор о варягах». Действительно. как и почему викинги смогли, ворвавшись в пределы Европы, не встречая особого сопротивления, хозяйничать в ней на протяжении целых столетий, расшатав основы могущественных государств, таких как империя Карла Великого? Как им удалось удержаться и осесть в Нормандии, Сицилии, Исландии? Стояли ли они у истоков русской государственности или нет? Были ли они двигателем торговли своего времени или наоборот, тормозили её? Они ли открыли Америку? Опираясь на новейшие археологические данные и оригинальную трактовку источников, признанный знаток скандинавской истории, профессор Сорбонны Режи Буайе создал не просто книгу — он написал настоящую энциклопедию. В каждой главе досконально рассматривается отдельная сторона истории викингов: их повседневный уклад, быт, отношения между мужчинами и женщинами, право и судебные собрания, оружие, корабли, походы и военная стратегия, законы воинского братства, торговля и экономика, верования и мифы, контакты с соседними народами и государствами, жизнь викингов в традиционном скандинавском сообществе и за его пределами. От большинства энциклопедий представленную книгу отличает только одно, не существенное обстоятельство: Режи Буайе — великолепный рассказчик, который умеет подать материал ярко и увлекательно. Истинным украшением книги являются красочные и тщательно выписанные портреты ключевых персонажей того времени: Харальда Прекрасноволосого. Олава Трюггвасона, Кнута Великого, Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Эта книга предназначена для широкого читателя и рассчитана на то, чтобы не оставить его равнодушным.

 

bookwinx.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *