Что такое оружие массового уничтожения в век стремительного развития науки и технологий?
Бацанов считает, что участники Конференции должны иметь в виду ключевые параметры, которые были предложены в качестве критериев понятия оружия массового поражения много лет назад. Однако он не советует слепо следовать этим определениям, поскольку в результате динамичного развития науки появляются новые технологии, увеличивается мощь существующих вооружений и создаются новые системы, которые могут изменить природу воздействия того или иного оружия.
Как правило, к оружию массового поражения относят ядерное, химическое и биологическое оружие. По словам директора женевского офиса Пагуошского движения, в 1975 году Советский Союз предложил запретить все возможные новые виды оружия массового уничтожения и новые системы такого оружия. Идея заключалась в том, чтобы обеспечить превентивный контроль над вооружениями. В то время, как сказал Бацанов, речь шла о том, что в будущем некоторые виды оружия массового уничтожения, вероятно, будут создаваться на основе иных физических, химических и биологических принципов.
Позднее Советский Союз назвал четыре категории новых опасных технологий: радиологическое оружие, оружие с использованием частиц, инфракрасное и электромагнитное оружие.
Действительно, технологии развиваются, но, как отметил Бацанов, не все они, так же как и эти технологии или «экзотические» виды оружия, сравнимы по мощности с традиционными видами оружия массового уничтожения.
«И в этой ситуации возникает вопрос о том, что можно в наше время считать оружием массового уничтожения. Следует ли исходить из того, какое количество городов может разрушить такое оружие? Или к какому числу жертв привести? Может быть, правильнее было бы называть его оружием массового поражения, особенно если речь идет о химическом и биологическом оружии?», — предположил эксперт.
Он отметил, что за появлением новых технологий следят Организация по запрещению химического оружия и механизм Конвенции о запрещении биологического оружия. Большое внимание в процессе отслеживания и обсуждения новых видов оружия уделяется иммунологии, поскольку люди окружены всевозможными микробами.
«Если бы был найден способ ослаблять иммунную систему, то …. микробы автоматически стали бы биологическим оружием и начали бы убивать. Подпадает это под действие механизма Конвенции о биологическом оружии или нет?», — спросил Бацанов. Он призвал не забывать о возможности враждебного использования киберпространства, что может привести к массовым разрушениям и хаосу.
К тому же сегодня в военных кругах обсуждается возможность использования искусственного интеллекта, причем Бацанов имеет в виду не только роботов-убийц, а, например, гиперзвуковые ракеты.
В заключение Сергей Бацанов подчеркнул необходимость выделить и рассмотреть конкретные технологии и попытаться дать им характеристику, а также выяснить, подпадают ли они под существующий режим запрета оружия массового разрушения, и вынести рекомендации на этот счет.
«До тех пор, пока мы не сможем применить более современный подход ко всем этим вопросам, в повестке дня Конференции по разоружению следует сохранять традиционный пункт повестки дня о новых типах оружия и новых системах оружия массового уничтожения. Конференция по разоружению должна сыграть важную роль в обсуждении концепции ведения войны с применением нового оружия массового поражения», — считает эксперт.
Напомним, что Конференция по разоружению была создана для разработки договоров и соглашений по ограничению гонки вооружений. Ее задача – определять первоочередные меры, направленные на полное и всеобщее прекращение ядерных испытаний, запрещение оружия массового уничтожения, химического оружия, ограничение и сокращение обычных вооружений и вооруженных сил. В состав этого органа входят 65 государств, в том числе Беларусь, Казахстан, Россия и Украина.
В своем нынешнем формате Конференция приступила к работе в 1979 году как преемник Совещания Комитета по разоружению. Именно тогда было решено, что Конференция будет единственным многосторонним переговорным форумом международного сообщества для выработки соглашений по разоружению.
Конференция по разоружению формально не является органом ООН, однако ее финансирование осуществляется Организацией из средств ее бюджета, предназначенных для чрезвычайных конференций.
За годы своего существования Конференция по разоружению и ее предшественники – комитеты – разработали такие важные документы, как Договор о нераспространении ядерного оружия и конвенции о запрещении химического и биологического оружия.
Оружие массового поражения | это… Что такое Оружие массового поражения?
Ядерный взрыв
Оружие массового поражения | |
---|---|
По типу | |
Ядерное оружие | |
По странам | |
Австралия | Мексика |
Албания | Мьянма |
Алжир | Нидерланды |
Аргентина | Пакистан |
Болгария | Белоруссия |
Бразилия | Россия |
Великобритания | Румыния |
Германия | Саудовская Аравия |
Египет | Сирия |
Израиль | США |
Индия | Норвегия Тайвань |
Ирак | Украина |
Иран | Франция |
Канада | |
Казахстан | |
Швеция | |
Китай | ЮАР |
КНДР | Япония |
Польша | |
Оружие массового поражения (оружие массового уничтожения) — оружие большой поражающей способности, предназначенное для нанесения массовых потерь или разрушений. [1].
Такими возможностями обладают, и, следовательно, могут считаться оружием массового поражения (ОМП) в частности следующие виды оружия:
- химическое оружие;
- биологическое оружие;
- ядерное оружие.
Многие виды ОМП имеют экологически опасные побочные эффекты. (Например, радиоактивное загрязнение местности продуктами ядерного взрыва.)
Последствия, сравнимые с последствиями применения экологически опасных видов ОМП, могут наступить также в случае применения обычного оружия или совершения террористических актов на экологически опасных объектах, (например: АЭС или химических заводах, плотинах и гидроузлах, и т. д.).
Также воздействие ОМП деморализует как войска, так и гражданское население.
На вооружении современных государств стоят такие виды ОМП:
- химическое оружие;
- биологическое оружие;
- ядерное оружие.
Содержание
|
Характеристики
Характеризуются большой поражающей способностью и большой территорией действия. Объектами воздействия могут являться как сами люди, конструкции, так и природная среда обитания: плодородные почвы, местность (в целях сковывания противника), растения, животные.
Поражающие факторы ОМП всегда имеют как мгновенное действие, так и более или менее протяжённое во времени. Характерные примеры поражающих факторов мгновенного действия:
- ударная волна,
- сильная световая вспышка (сильное световое излучение),
- потоки высокоэнергичных частиц,
- электромагнитный импульс,
- искусственное цунами,
- искусственные подземные толчки.
Характерные примеры долговременных поражающих факторов:
- загрязнение местности продуктами ядерного взрыва и вызванное этим резкое повышение местного радиационного фона,
- химическое загрязнение.
Для примера поражающие факторы следующих известных видом ОМП.
- Поражающие факторы ядерного взрыва:
- воздушная ударная волна,
- сейсмическая волна,
- световое излучение ядерного взрыва,
- интенсивный поток высокоэнергичных частиц, рентген- и γ-излучения — проникающая радиация,
- электромагнитный импульс,
- загрязнение продуктами ЯВ.
- Поражающими факторами химического оружия является:
- собственно, отравляющее вещество в различных видах (газообразном, аэрозоль, на поверхности предметов),
- химическое загрязнение воздуха, воды, почвы;
Продолжительность действия изменяется в зависимости от вида отравляющего вещества и метеорологических условий.
- Поражающие факторы биологического оружия — следующие возбудитель болезни (аэрозоль, на поверхности предметов).
(Продолжительность может меняться в зависимости от возбудителя и внешних условий от нескольких часов или дней до десятков лет (естественные очаги сибирской язвы существуют как минимум десятилетиями)).
Гипотетические и перспективные виды оружия массового поражения
Возможные перспективные виды ОМП:
- Инфразвуковое оружие
- Радиологическое оружие
- Геофизическое оружие
- Тектоническое оружие
- Климатическое оружие
- Аннигиляционное оружие (Бомба из Антиматерии, ускоритель релятивистских электронов, гамма-лазер)
- Орбитальная пушка
Не известно ни одного принятого на вооружение образца подобного оружия.
Гипотетические виды ОМП:
- Генетическое оружие
- Сверхрадиочастотное оружие
Опасность войны
Развитие исследований в области разработки оружия массового поражения привело к существенному повышению опасности войны как для стран-участниц, так и для всего мира. В некоторых случаях ОМП, напротив, выступает как гарант мира. Например, страна, обладающая небольшим военным потенциалом, способна удержать более сильную страну от агрессии угрозой нанесения неприемлемого ущерба в случае применения ОМП. Во время Холодной войны мир между НАТО и ОВД поддерживался угрозой взаимного гарантированного уничтожения.
См. также
- Электромагнитное излучение
- Машина судного дня
- Конвенция о запрещении химического оружия
Примечания
- ↑ Оружие массового поражения
Ссылки
- Де-лазари Александр Николаевич «Химическое оружие на фронтах Мировой войны 1914—1918 гг.»
- Расследование биологического террористического акта глава из книги Супотницкого М. В. «Микроорганизмы, токсины и эпидемии»
- Супотницкий М. В. ЗАБЫТАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ВОЙНА 1915—1918 гг. (цикл статей о применении химического оружия в годы Первой мировой войны)
Missiles – UNODA
Ракеты продолжают оставаться в центре повышенного внимания, дискуссий и деятельности международного сообщества. Их способность быстро и точно нести и доставлять полезную нагрузку оружия массового уничтожения (ОМП) делает ракеты
качественно важной политической и военной проблемой. Кроме того, разнообразие международных взглядов на вопросы, связанные с ракетами, создает особую проблему для усилий по решению этого вопроса на многосторонних форумах.
В настоящее время не существует юридически обязывающего многостороннего документа по проблеме ракет.
В соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи в рамках Организации Объединенных Наций были созданы три Группы правительственных экспертов, занимающихся проблемой ракет. Первая Группа была создана с июля 2001 г. по июль 2002 г., вторая Группа – в 2004 г., а третья Группа завершила свою работу в июне 2008 г., приняв свой отчет на основе консенсуса.
В настоящее время существует несколько других многосторонних режимов, направленных на предотвращение распространения ракет и связанных с ними технологий. К ним относятся, в частности, Гаагский кодекс поведения (ГКП) и Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ).
Ракетный вопрос во всех его аспектах: доклады Генерального секретаря
A/63/176 – Ракетный вопрос во всех его аспектах: доклад Генерального секретаря (2008 г. )
Настоящий доклад подготовлен Группа правительственных экспертов, учрежденная резолюцией 59/67 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 2004 года для рассмотрения вопроса о ракетах во всех его аспектах, включая определение областей, в которых может быть достигнут консенсус.
В докладе рассматриваются предыстория и нынешняя ситуация с ракетами, а также определяется ряд ключевых вопросов, которые необходимо учитывать для комплексного решения проблемы ракет во всех ее аспектах. Эти проблемы включают в себя inter alia , фон глобальной и региональной безопасности, который обеспечивает мотивацию (или ее отсутствие) для разработки, испытаний, производства, приобретения, передачи, владения, развертывания и использования ракет; обстоятельства передачи и использования определенных типов ракет и ракетных технологий государственными или негосударственными субъектами; проблема разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения; взаимосвязь между доктринами, стратегиями и поведением, связанным с ракетами; относительная значимость баллистических и крылатых ракет, а также ракет как средств доставки оружия массового уничтожения или обычных вооружений; противоракетная оборона; и увеличение вклада космического потенциала в широкий круг человеческих усилий.
Группа пришла к выводу, среди прочего, что важно продолжать международные усилия по решению все более сложной проблемы ракет в интересах международного мира и безопасности и продолжать обсуждение этого вопроса, уделяя особое внимание существующим и возникающие области консенсуса. Группа также подчеркнула важную роль Организации Объединенных Наций в создании более структурированного и эффективного механизма для достижения такого консенсуса.
А/59/278 – Вопрос о ракетах во всех его аспектах: Доклад Генерального секретаря (2004 г.)
В своей резолюции 58/37 Генеральная Ассамблея просила Генерального секретаря при содействии группы правительственных экспертов создана в 2004 году для дальнейшего изучения вопроса о ракетах во всех его аспектах и представления доклада для рассмотрения Генеральной Ассамблеей на ее пятьдесят девятой сессии.
Группа провела три сессии в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в 2004 году: первую с 23 по 27 февраля, вторую с 17 по 21 мая и третью с 19до 23 июля. «Однако, учитывая сложность рассматриваемого вопроса, не было достигнуто консенсуса по подготовке окончательного доклада».
Резолюция A/59/67 Генеральной Ассамблеи просила Генерального секретаря подготовить доклад при поддержке квалифицированных консультантов и Института Организации Объединенных Наций по исследованию проблем разоружения, в зависимости от обстоятельств, с учетом мнений, выраженных государствами-членами, внести вклад в усилия Организации Объединенных Наций по решению проблемы ракет во всех ее аспектах путем определения областей, в которых может быть достигнут консенсус, и представить его Генеральной Ассамблее на ее шестьдесят первой сессии. Он также просит Генерального секретаря при содействии Группы правительственных экспертов, которая будет создана в 2007 году на основе справедливого географического распределения, изучить дальнейшие пути и средства решения в рамках Организации Объединенных Наций вопроса о ракетах во всех его аспектах. аспектов, включая определение областей, в которых может быть достигнут консенсус, и представить доклад для рассмотрения Генеральной Ассамблеей на ее шестьдесят третьей сессии.
A/57/229 – Вопрос о ракетах во всех его аспектах: Доклад Генерального секретаря (2002 г.)
Приведенный выше доклад был подготовлен Группой правительственных экспертов, учрежденной резолюцией 55/33 Генеральной Ассамблеи. А от 20 ноября 2000 года для рассмотрения вопроса о ракетах во всех его аспектах. В отчете представлен обзор, отражающий предысторию и текущую ситуацию в области ракет. В нем также описывается ряд проблемных областей.
Эти проблемы связаны с, inter alia , увеличение количества, дальности, технологической сложности и географического распространения ракет и их способности доставлять оружие массового уничтожения, в частности ядерное оружие, а также обычные вооружения, противоракетную оборону и их стратегические последствия, потенциальное использование технологии космических ракет-носителей для разработки ракет, роль ракет в военных доктринах, а также роль и масштабы мер укрепления доверия.
Группа, среди прочего, пришла к выводу, что эти и другие вопросы вызывают серьезную обеспокоенность по поводу международного мира и безопасности. Он отметил, что в настоящее время существует несколько подходов к решению проблемы ракет как внутри Организации Объединенных Наций, так и за ее пределами. Группа также заявила о важности продолжения усилий в этом отношении и отметила роль Организации Объединенных Наций в этом контексте. Наконец, он пришел к выводу, что все подходы, предпринятые на национальном, двустороннем, региональном, плюрилатеральном и многостороннем уровнях, включая инициативы, описанные в докладе, нуждаются в дальнейшем изучении.
Тема: Оружие массового поражения
- Последнее обновление: 27 фев. 2023 10:29
- Английский
- Французский
- Русский
- украинец
Распространение оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки может иметь непредсказуемые последствия для национальной, региональной и глобальной безопасности. Потенциальное воздействие этих видов оружия, включая ядерные устройства, радиологические материалы, биологические патогены и химические вещества, представляет собой одну из самых серьезных угроз, с которыми сталкивается НАТО. Поэтому Североатлантический союз работает над предотвращением распространения ОМУ посредством активной политической программы контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения, одновременно укрепляя свои возможности по защите от нападений.
- Страны НАТО постоянно работают над укреплением своего оборонительного потенциала против оружия массового уничтожения и повышением своей устойчивости к химическим, биологическим, радиологическим и ядерным (ХБРЯД) угрозам, в том числе от терроризма и военных действий.
- Альянс также сотрудничает со своей широкой и разнообразной сетью партнеров, включая другие международные организации, чтобы остановить распространение ОМУ.
- Центр по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению ОМУ (ACDC) в штаб-квартире НАТО укрепляет диалог между союзниками; оценивает риски для населения, сил и территорий союзников; и поддерживает усилия по защите от ХБРЯ.
- НАТО проводит обучение и учения, предназначенные для проверки оперативной совместимости и подготовки сил к действиям в условиях ХБРЯ.
- Пока существует ядерное оружие, союзники по НАТО будут продолжать поддерживать ядерные силы в качестве основного компонента общего потенциала сдерживания и обороны Североатлантического союза. Тем не менее, после окончания холодной войны союзники резко сократили количество ядерных вооружений, размещенных в Европе, и свою зависимость от ядерного оружия в стратегии НАТО. Ни одна страна-член НАТО не имеет программы химического или биологического оружия. Североатлантический союз привержен контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению всех видов оружия массового уничтожения.
Инициативы НАТО по борьбе с ОМУ
Страны НАТО работают над предотвращением распространения ОМУ государственными и негосударственными субъектами посредством активной политической программы контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Они также делают это, развивая и гармонизируя оборонный потенциал и, когда это необходимо, применяя этот потенциал в соответствии с политическими решениями в поддержку целей нераспространения.
НАТО готова к восстановительным работам — если она подвергнется нападению с применением оружия массового уничтожения или ХБРЯ — за счет комплексного военно-политического подхода.
Несмотря на значительный прогресс, серьезные проблемы остаются. С момента запуска Инициативы по ОМУ в 1999 г., которая была разработана для интеграции политических и военных аспектов работы НАТО по реагированию на распространение ОМУ, союзники продолжали активизировать и расширять вклад НАТО в глобальные усилия по нераспространению. Благодаря сотрудничеству с партнерами и соответствующими международными организациями НАТО исторически оказывала сильную поддержку переговорам и реализации ряда соглашений о контроле над вооружениями и нераспространении. Кроме того, союзники усилили ответные меры обороны НАТО на риски, создаваемые ОМУ, путем улучшения гражданской готовности и возможностей ликвидации последствий в случае применения ОМУ или аварии или инцидента с ХБРЯ.
Центр по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению ОМУ (ACDC)
Центр был создан в 2017 году путем слияния Отдела контроля над вооружениями и координации НАТО с Центром по нераспространению ОМУ. ACDC находится в Отделе по политическим вопросам и политике безопасности в штаб-квартире НАТО и состоит из национальных экспертов, а также сотрудников Международного штаба НАТО и Международного военного штаба.
Улучшение возможностей защиты от ХБРЯ
НАТО продолжает значительно улучшать свою оборону от ХБРЯ путем создания Объединенной объединенной оперативной группы по защите от ХБРЯД, Объединенного центра передового опыта по защите от ХБРЯД и связанного с ним подразделения по реагированию на РХБЯ, Центра передового опыта по защите от терроризма и других ЦП и агентств, которые поддержать ответ НАТО на угрозу оружия массового уничтожения. Союзники продолжают инвестировать значительные ресурсы в возможности, начиная от разведки и дезактивации ХБРЯ и заканчивая предупреждением и отчетностью, индивидуальной защитой и управлением опасностью ХБРЯ.
Объединенная совместная оперативная группа по защите от ХБРЯД
Объединенная совместная оперативная группа по защите от ХБРЯД — это развертываемое подразделение НАТО, предназначенное для выполнения полного спектра задач по защите от ХБРЯД. В его состав входят многонациональный батальон защиты от ХБРЯД и Совместная группа по оценке.
Оперативную группу возглавляет отдельный союзник на ротационной основе в течение 12 месяцев. В нормальных условиях он действует в составе Сил реагирования НАТО (NRF), которые представляют собой многонациональные силы, предназначенные для быстрого реагирования на возникающие кризисы по всему спектру задач Североатлантического союза. Тем не менее, оперативная группа может действовать независимо от NRF для решения других задач по мере необходимости — например, поддержка гражданских властей в странах-членах НАТО, если требуется.
Объединенный передовой центр защиты от ХБРЯД
Объединенный передовой центр защиты от ХБРЯД (COE) в Вышкове, Чехия, был активирован в июле 2007 года. Это международная военная организация, спонсируемая и укомплектованная Канадой, Чехией, Францией, Германией, Греция, Венгрия, Италия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Великобритания и США. Он также открыт для партнеров, которые хотят стать странами-донорами. Австрия присоединилась к Центру в 2016 г. как первая страна-участник.
СЕ предлагает признанные знания и опыт в области ХБРЯ в интересах Альянса. Он предоставляет возможности для улучшения оперативной совместимости и возможностей за счет расширения многонационального образования, обучения и учений; помощь в разработке концепции, доктрины, процедур и стандартов; а также тестирование и проверка концепций посредством экспериментов. Таким образом, она поддержала процесс трансформации НАТО.
ЦБ включает в себя элемент CBRN Reachback Element (RBE), который достиг полной боеготовности в январе 2016 года. Этот компонент Reachback обеспечивает своевременную и всестороннюю научную, техническую и оперативную экспертизу CBRN, оценки и рекомендации командующим НАТО, их штабу и развернутым силам во время планирование и выполнение операций. RBE вместе со своей вторичной сетью (которая включает в себя различные гражданские и военные учреждения) может при необходимости работать круглосуточно и без выходных.
Стандартизация, обучение, исследования и разработки
НАТО создает и совершенствует необходимые документы по стандартизации, проводит обучение и учения, а также развивает необходимые улучшения потенциала в области защиты от ХБРЯ путем работы многих групп, органов и учреждений, в том числе:
- Объединенная группа по развитию потенциала защиты от ХБРЯД;
- Медицинская рабочая группа ХБРЯ;
- Организация НАТО по науке и технике; и
- Комитет по партнерству и совместной безопасности.
Североатлантический союз также продолжает создавать и совершенствовать стандартные соглашения НАТО, регулирующие операции союзников в ХБРЯ среде. Эти соглашения определяют все аспекты подготовки, начиная от стандартов наблюдения за болезнями и заканчивая правилами ограничения передвижения войск. Кроме того, Организация проводит учения и семинары для руководителей высшего звена, призванные проверить оперативную совместимость и подготовить гражданский и военный персонал и силы НАТО к действиям в условиях ХБРЯ.
Наращивание потенциала и научное сотрудничество
Программа НАТО «Наука ради мира и безопасности» (SPS) обеспечивает сотрудничество между НАТО и странами-партнерами по вопросам, представляющим взаимный интерес. Это сотрудничество укрепляет взаимную безопасность, способствуя международным исследовательским усилиям по решению возникающих проблем безопасности, поддерживая операции и миссии под руководством НАТО, а также продвигая раннее предупреждение и прогнозирование для предотвращения бедствий и кризисов.
Основная цель деятельности СФС в области нераспространения ОМУ и защиты от ХБРЯД состоит в повышении способности НАТО и ее партнеров защищать свое население и силы от угроз ХБРЯ. Программа поддерживает исследования, направленные на развитие возможностей защиты от ХБРЯ, учебные мероприятия и семинары в следующих областях:
- защита от ХБРЯ агентов, а также диагностика их воздействия, обнаружение, дезактивация, уничтожение, утилизация и локализация;
- стратегии и технологии управления рисками и восстановления; и
- медицинские меры противодействия агентам CBRN.
Контроль над вооружениями, разоружение и нераспространение
Контроль над вооружениями, разоружение и нераспространение являются важными инструментами предотвращения использования ОМУ и распространения этого оружия и средств его доставки. Именно поэтому союзники будут и впредь поддерживать многочисленные усилия в этих областях, исходя из принципа обеспечения ненанесения ущерба безопасности для всех членов НАТО.
После окончания холодной войны союзники резко сократили количество ядерного оружия, размещенного в Европе, и свою зависимость от ядерного оружия в стратегии НАТО. Ни одна страна-член НАТО не имеет программы химического или биологического оружия. Кроме того, союзники привержены делу уничтожения запасов отравляющих веществ и поддерживают ряд партнеров и другие страны в этой работе. НАТО осудила применение химического оружия в России, Сирии, Великобритании, Малайзии и Ираке, и союзники продолжают добиваться привлечения к ответственности виновных в применении химического оружия.
Все союзники по НАТО являются государствами-участниками Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который был подписан в 1968 г. и вступил в силу в 1970 г. ДНЯО является краеугольным камнем международных усилий по предотвращению распространения ядерного оружия и оружейных технологий, и для достижения цели ядерного разоружения. Он обеспечивает правовую основу для государств, обладающих ядерным оружием, для предоставления гарантий безопасности против применения ядерного оружия неядерным государствам, являющимся участниками Договора. Он также обеспечивает сбалансированную пошаговую основу для ядерного разоружения и опирается на три взаимодополняющих элемента: нераспространение (статьи I, II), ядерное разоружение (статья VI) и использование ядерной энергии в мирных целях, наука и техника (статья IV).
ДНЯО представляет собой единственное связывающее обязательство в многостороннем договоре, включающем как государства, обладающие ядерным оружием, так и государства, не обладающие ядерным оружием, в отношении цели ядерного разоружения. По случаю 50-летия ДНЯО 5 марта 2020 года союзники по НАТО выступили с заявлением, в котором они подтвердили свою твердую приверженность полному осуществлению ДНЯО во всех его аспектах и заявили, что надежной альтернативы этому Договору не существует.
В отношении Договора о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО) Североатлантический совет в 2017 году заявил, что договор игнорирует реалии все более сложной международной обстановки в области безопасности, и подтвердил эту позицию по случаю его вступления в силу. 22 января 2021 года. В то время, когда мир должен оставаться единым перед лицом растущих угроз, договор противоречит существующей архитектуре нераспространения и разоружения. В отличие от ДНЯО, в ДЗЯО отсутствуют какие-либо строгие механизмы проверки, он не был подписан ни одним государством, обладающим ядерным оружием, и, следовательно, не приведет к ликвидации ни одного ядерного оружия. ДЗЯО рискует подорвать как ДНЯО, который уже более 50 лет лежит в основе глобальных усилий по нераспространению и разоружению, так и поддерживающий его режим гарантий Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
3 февраля 2021 года США и Россия договорились о пятилетнем продлении действия Нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-СНВ). Североатлантический совет в опубликованном по этому поводу заявлении выразил полную поддержку такому продлению Договора, а также подтвердил свой большой вклад в международную стабильность. Союзники по НАТО подчеркнули, что они рассматривают продление Договора как начало, а не конец усилий по противодействию ядерным угрозам и новым и возникающим вызовам стратегической стабильности. Однако 3 февраля 2023 года Североатлантический совет опубликовал еще одно заявление, в котором с обеспокоенностью отметил, что Россия не выполнила юридически обязывающие обязательства по новому договору о СНВ. Союзники по НАТО призывают Россию выполнить свои обязательства по Договору, содействуя инспекциям по СНВ на территории России и вернувшись к участию в органе по реализации Договора — Двустороннем консультативном комитете.
Повышение гражданской готовности
Национальные власти несут главную ответственность за защиту своего населения и критически важных объектов инфраструктуры от последствий террористических атак, инцидентов ХБРЯ и стихийных бедствий. В рамках НАТО союзники согласовали базовые требования к национальной устойчивости. Вместе с пакетом руководств по устойчивости, критериями оценки, оценками и специализированным набором инструментов цель базовых требований состоит в том, чтобы поддержать союзников в повышении их устойчивости и предоставить ориентиры для оценки их состояния гражданской готовности.
Для поддержки этих усилий существует обширная сеть гражданских экспертов со всего евроатлантического региона. Их опыт охватывает все гражданские аспекты, имеющие отношение к планированию и операциям НАТО, включая кризисное управление, ликвидацию последствий и защиту критически важной инфраструктуры. Эксперты, привлеченные из правительства и промышленности, участвуют в обучении и учениях и отвечают на запросы о помощи.
Сотрудничество с партнерами
Альянс активно участвует в укреплении международной безопасности посредством партнерства с соответствующими странами и другими международными организациями. Поэтому программы партнерства НАТО разработаны как инструмент, обеспечивающий эффективную основу для диалога, консультаций и координации. Они вносят активный вклад в усилия НАТО по контролю над вооружениями, нераспространению и разоружению.
Примеры институционализированных форумов вышеупомянутого сотрудничества включают Совет евроатлантического партнерства, Комиссию НАТО-Украина, Комиссию НАТО-Грузия и Средиземноморский диалог. НАТО также консультируется со странами ближневосточного региона, которые принимают участие в Стамбульской инициативе сотрудничества, а также с партнерами по всему миру.
Международная информационно-просветительская деятельность
Информирование партнеров и международных и региональных организаций помогает выработать общее понимание угрозы ОМУ и поощряет участие и соблюдение международных усилий по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению, участниками которых они являются. Он также укрепляет глобальные усилия по защите и защите от угроз ХБРЯ и совершенствованию кризисного управления и восстановления, если оружие массового уничтожения применяется против Североатлантического союза или его интересов.
Особое значение имеет взаимодействие НАТО с Организацией Объединенных Наций (ООН), Европейским союзом (ЕС) и другими региональными организациями и многосторонними инициативами, направленными на борьбу с распространением ОМУ, и сотрудничество с ними. Продолжающееся сотрудничество с региональными организациями, такими как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), может способствовать усилиям по поощрению государств-членов к соблюдению соответствующих международных соглашений.
С 2004 года НАТО организует ежегодную Конференцию НАТО по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению ОМУ. Это уникальное мероприятие является площадкой для неофициальных дискуссий между высокопоставленными национальными должностными лицами обо всех типах угроз, связанных с оружием массового уничтожения, а также возможных политических и дипломатических ответов. В нем регулярно принимают участие более 150 человек из 50 стран мира. Конференция проводится как союзниками, так и партнерами с тех пор, как она впервые состоялась в Военном колледже НАТО в Риме в 2004 г.
Альянс также участвует в соответствующих конференциях, организованных другими международными организациями, включая Управление ООН по вопросам разоружения, ЕС, ОБСЕ, Организацию по запрещению химического оружия, Конвенцию о биологическом и токсинном оружии и другие.
Многие виды деятельности НАТО в рамках программы SPS сосредоточены на гражданской стороне ядерных, химических и биологических технологий. Ученые из стран НАТО и стран-партнеров сотрудничают в исследованиях, которые приносят ощутимые результаты в этих областях. Некоторые примеры включают вывод из эксплуатации и утилизацию ОМУ или его компонентов, безопасное обращение с материалами, методы осуществления контроля над вооружениями и обнаружение агентов ХБРЯ.
Органы, принимающие решения
Североатлантический совет, главный орган НАТО, принимающий политические решения, обладает общими полномочиями в отношении политики и деятельности Североатлантического союза по противодействию распространению ОМУ. Совет поддерживается рядом комитетов и групп НАТО, которые предоставляют стратегические оценки, политические советы и рекомендации.
Комитет по нераспространению является высшим консультативным органом для обсуждения политических и оборонных усилий Североатлантического союза по борьбе с распространением ОМУ. Он объединяет национальных должностных лиц, отвечающих за политические вопросы и вопросы безопасности, связанные с нераспространением, с экспертами по военному потенциалу, необходимому для противодействия распространению ОМУ, сдерживания угроз и применения такого оружия, а также для защиты населения, сил и территорий НАТО. Комитет по нераспространению возглавляет Международный штаб НАТО.
Эволюция
Применение или угроза применения ОМП существенно повлияли на обстановку в области безопасности в 20-м и начале 21-го веков и будут продолжать влиять на международную безопасность в обозримом будущем. Успехи современных технологий и научные открытия открыли двери для еще более разрушительного оружия.
Во время холодной войны использование ядерного оружия было предотвращено перспективой гарантированного взаимного уничтожения. Гонка ядерных вооружений замедлилась в начале 1970-е годы после заключения первых договоров о контроле над вооружениями.
Улучшение условий безопасности в 1990-х годах позволило государствам, обладающим ядерным оружием, значительно сократить свои ядерные арсеналы. Однако распространение знаний и технологий позволило другим странам создать собственное ядерное оружие, распространив общие риски на новые части мира.
На саммите НАТО в Вашингтоне в 1999 г. лидеры стран Североатлантического союза выдвинули Инициативу по оружию массового уничтожения для устранения рисков, связанных с распространением этого оружия и средств его доставки. Инициатива была разработана для содействия пониманию проблем, связанных с ОМУ, разработки способов реагирования на них, улучшения разведки и обмена информацией, повышения существующей военной готовности союзников к действиям в среде, связанной с ОМУ, и противодействия угрозам, создаваемым этим оружием. В связи с этим в 2000 г. был создан Центр нераспространения оружия массового уничтожения9.0004
На саммите НАТО в Праге в 2002 году союзники запустили процесс модернизации, направленный на то, чтобы Североатлантический союз был в состоянии эффективно решать новые задачи 21-го века. Это включало создание Сил реагирования НАТО, рационализацию командной структуры Североатлантического союза и ряд мер по защите населения, сил и территорий НАТО от химических, биологических, радиологических и ядерных (ХБРЯД) угроз.
В 2003 г. НАТО создала Многонациональный батальон ХБРЯ защиты и Совместную группу по оценке, которые с 2007 г. входят в состав Объединенной объединенной оперативной группы ХБРЯ защиты.
На саммите НАТО в Риге в 2006 году руководители стран НАТО одобрили Всеобъемлющее политическое руководство (ВКП), в котором содержится анализ будущей обстановки в области безопасности и фундаментальное видение продолжающейся трансформации НАТО. В нем прямо упоминается распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки как основных угроз безопасности, которые особенно опасны в сочетании с угрозами терроризма или несостоявшихся государств.
В июле 2007 г. НАТО запустила Объединенный передовой центр защиты от ХБРЯД в Вышкове, Чехия.
В апреле 2009 г. главы государств и правительств стран НАТО одобрили «Всеобъемлющую политику стратегического уровня по предотвращению распространения ОМУ и защите от угроз ХБРЯД». 31 августа 2009 года Североатлантический совет принял решение обнародовать этот документ.
На саммите НАТО в Лиссабоне в 2010 году руководители стран НАТО приняли новую Стратегическую концепцию. В Лиссабоне они также договорились о создании специального комитета, дающего рекомендации по вопросам контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Этот комитет начал работу в марте 2011 г.
На саммите НАТО в Чикаго в 2012 году лидеры НАТО утвердили и обнародовали результаты Обзора сдерживания и обороны. В этом документе подтверждается приверженность НАТО «поддержанию надлежащего сочетания сил ядерной, обычной и противоракетной обороны в целях сдерживания и обороны для выполнения своих обязательств, изложенных в Стратегической концепции». Саммит также подтвердил, что «контроль над вооружениями, разоружение и нераспространение играют важную роль в достижении целей Североатлантического союза в области безопасности», и поэтому союзники будут продолжать поддерживать эти усилия. Главы государств и правительств союзников далее подчеркнули, что «распространение угрожает нашему общему видению создания условий, необходимых для мира, свободного от ядерного оружия, в соответствии с целями Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)».
На саммите НАТО в Варшаве в 2016 году союзники заявили, что они обеспечат дальнейшую готовность НАТО как в стратегическом, так и в оперативном отношении с помощью политики, планов и средств для противодействия широкому спектру государственных и негосударственных ХБРЯ угроз.
На саммитах НАТО в Брюсселе в 2018 и 2021 годах союзники подтвердили свою приверженность защите Североатлантического союза и его населения, территории и сил от угроз ХБРЯ. Они также обязались продолжать активно заниматься вопросами контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения как важнейшего элемента политики безопасности НАТО.