Варвары — это… Что такое Варвары?

  • ВАРВАРЫ — ВАРВАРЫ, у древних греков и римлян название всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев и др.). В переносном смысле грубые, некультурные, жестокие люди …   Современная энциклопедия

  • ВАРВАРЫ — (греч. barbaroi) у древних греков и римлян название всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев и др.). В переносном смысле грубые, некультурные, жестокие люди …   Большой Энциклопедический словарь

  • Варвары — (греч. барбарой). Изнач. варварами греки называли представителей всех других племен и народов, язык к рых был для них непонятен и казался неблагозвучным. Позднее с этим словом стало ассоциироваться представление о более низком уровне образования… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Варвары — (Barbari, Βάρβαροι). В древности этим названием обозначались люди, говорящие на чужеземном языке, и с этим названием соединялось некоторое презрение к иноязычным народам. Греки считали себя выше варваров, и мало помалу слово варвар стало… …   Энциклопедия мифологии

  • Варвары — Варвары. Этим именем (barbaroi) греки называли всех непринадлежавших к их народности, придавая ему оттенок пренебрежения.Римляне в том же смысле употребляли это выражение, называя всехне римлян и не греков barbari; но в конце империи, в виду… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Варвары — (греч. barbaroi) – у древних греков и римлян называли всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре. Перен. – грубые, некультурные люди. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии

  • Варвары — (др. греч. βάρβαρος, barbaros «негреческий, иноземный») люди, которые для древних греков, а затем и для римлян были чужеземцами, говорили на непонятном им языке и чуждые их культуре. Слово греческого и по видимому, звукоподражательного… …   Википедия

  • варвары — (греч. bárbaroi), у древних греков и римлян название всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев и др.). В переносном смысле  грубые, некультурные, жестокие люди. * * * ВАРВАРЫ ВАРВАРЫ (греч. barbaroi), у… …   Энциклопедический словарь

  • Варвары — (греч. bárbaroi, лат. barbari)         звукоподражательное слово, которым древние греки, а затем и римляне называли всех чужеземцев, говоривших на непонятном им языке и чуждых их культуре. В начале н. э. название «В.» особенно часто применяли к… …   Большая советская энциклопедия

  • Варвары — этим именем (βάρβαροι) греки называли всех, не принадлежавших к их народности, придавая ему оттенок пренебрежения. Римляне в том же смысле употребляли это выражение, называя всех неримлян и негреков barbari; но в конце империи, ввиду частых… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • dic.academic.ru

    Кто такие варвары?. Кто есть кто во всемирной истории

    Кто такие варвары?

    Название «варвары» возникло в Древней Греции. Греки были уверены, что все созданное ими, в том числе и язык, является самым лучшим. Вот почему всех чужеземцев, которые не знали их языка, они называли варварами, то есть «бормочущими».

    От древних греков это название переняли и древние римляне. Когда в I в. до н. э. был построен оборонительный вал, ставший рубежом Римской империи, все народы, жившие за его пределами, получили название варваров.

    Это были прежде всего германские племена, а также кельты и славяне. Они проживали на обширных территориях и занимались земледелием, скотоводством, выплавкой различных металлов.

    Продукты своего труда племена доставляли в пограничные города Римской империи, где продавали их или обменивали на рабов, предметы роскоши, оружие, вино и пряности.

    Римляне ценили храбрость и умение варваров владеть оружием. Свободные мужчины-варвары могли вступать в римскую армию. Со временем в римском обществе появились и хорошо образованные богатые варвары, зачастую они занимали важные должности при императорском дворе.

    Большое влияние варвары оказали и на культуру своего времени. Их костюмы, прически нередко получали широкое распространение. Император Марк Аврелий Антонин вошел в историю под именем Каракаллы. Причиной этого прозвища послужило его пристрастие к варварской одежде (каракаллой германцы называли длинный плащ).

    Что же произошло с варварами, когда перестала существовать Римская империя? У простого народа появились новые повелители, а римская знать стала служить тем, кого она еще недавно презирала и называла варварами. Дети и внуки прежних варваров, ненавидевшие античные города и называвшие их «позолоченными гробницами», стали строить не менее шикарные города – столицы, крепости, замки. Так варвары перестали быть варварами.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    info.wikireading.ru

    Варвар – это … Значение слова «варвар» и первое упоминание

    Слово «варвар» существует очень давно. Его можно встретить в старославянском языке, древнерусском и современном. История происхождения этого термина необычайно интересна. В статье будет рассмотрено значение слова «варвар» и то, как менялось оно с течением времени. Каждая эпоха вносила свои изменения в это понятие и трактовала в свою угоду.

    Где встречается слово «варвар»?

    Оно распространено повсеместно и употребляется многими народами. Вызвано это тем, что слово имеет древнее происхождение и со временем стало использоваться не только в области своего появления, но и по всему свету.

    Родина слова – Древняя Греция

    Именно эта великая страна, колыбель современной цивилизации, дала миру новое слово. Греки тысячелетия назад называли так всех чужаков. Для них варвар – это любой чужеземец, который жил за пределами греческого, а затем и римского государства. Этимология слова до сих пор спорна. Считается, что это звукоподражание непонятных и чуждых для греков языков – вар-вар. Слово имело презрительный оттенок, поскольку другие племена греки считали менее образованными и культурными. Впрочем, многие ученые не согласны с этой версией и считают, что у данного термина было нейтральное значение.

    Причем изначально этим понятием древние греки назвали всех, говорящих на ином языке, и только потом стали применять именно для обозначения других народов.

    Позднее слово перешло к римлянам, но получило другое значение. Для жителей Римского государства варвар – это грубый, необразованный человек. Так стали называть северные народы, которые по развитию культуры намного отставали от населения Балканского полуострова и Италии.

    По-гречески варвар звучал как barbaros. Латинское название – barbarus в том же значении (чужеземец, чужак). Интересно, что в современном французском языке есть слово barbare. Оно означает «жестокий, варварский» и очень похоже на другое слово – barbe (борода). Как считают специалисты-языковеды, сходство это вовсе неслучайное. Древние греки предпочитали носить аккуратные небольшие бородки, которые завивали и умащивали ароматными маслами. Северные племена, жившие по соседству, о красоте своих волос и бород не заботились, поэтому вид они имели неопрятный.

    Первое упоминание слова и изменение отношения к варварам

    Если верить письменным источникам тех лет, впервые это понятие применил в конце VI в. до н. э. греческий историк Гекатей Милетский. Эллины не принимали многих привычек и обычаев соседей, например, шумных пиров скифов и фракийцев. Об этом писал поэт Анакреонт. Философ Гераклит в своих трудах применил такое метафизическое понятие, как «варварская душа». Таким образом, со временем слово стало принимать все более негативный оттенок. Варвар – это иноземец, для которого характерен общий низкий уровень развития культуры и у которого отсутствуют приемлемые для греков нормы морали и правила поведения.

    Переломным моментом стали греко-персидские войны, тяжело давшиеся эллинам. Стал формироваться негативный образ человека не греческого происхождения и создаваться стереотип варвара – трусливого, коварного, жестокого и ненавидящего Грецию.

    Затем был период, когда появился интерес к иноземной культуре и даже восхищение ею.

    В IV—V вв. н. э., в эпоху Великого переселения народов, слово вновь приобрело негативную оценку и ассоциировалось с жестокими племенами захватчиков-дикарей, разрушивших римскую цивилизацию.

    Кто такие варвары: племена и занятия

    Какие же народы были названы так древними греками? Как было уже сказано выше, это были северные племена: германские, славянские, скифские, а также кельты и фракийцы.

    В I в. до н. э. германские племена пытались занять римскую провинцию Галлию. Отпор им тогда дал Юлий Цезарь. Захватчики были отброшены за Рейн, по которому пролегла граница римского мира и варварского.

    Все вышеперечисленные племена имели схожий образ жизни. Они занимались скотоводством, земледелием и охотой. Знали ткачество и гончарное дело, умели обрабатывать металл.

    Отвечая на вопрос, кто такие варвары, нужно коснуться и их культурного уровня. Он не достиг таких высот, которых добилась греческая цивилизация, но и невежественными и дикими эти племена не были. Например, изделия скифских и кельтских мастеров считаются ценными произведениями искусства.

    История слова в Средневековье

    Античное понятие было заимствовано у греков и римлян Западной Европой и Византией. Оно поменяло значение. Варвар – это безбожник, как считало тогда христианское и католическое духовенство.

    Множество значений

    Слово «варвар» может похвастаться тем, что на протяжении веков значение его менялось. Для древних греков оно обозначало чужеземца, жившего за пределами страны, римляне так называли те племена и народы, которые вторглись на территорию империи и уничтожили ее. Для Византии и Западной Европы это слово стало синонимом язычника.

    В наши дни это понятие применяется в переносном значении. В нарицательном смысле варвар – это жестокий, невежественный человек, разрушающий культурные памятники и ценности.

    Интересно, что слово не потеряло своей актуальности и, несмотря на давность происхождения, используется по сей день.

    fb.ru

    эволюция термина: sergeytsvetkov — LiveJournal

    Впервые понятие «варвар», по свидетельству географа и историка Страбона (ок. 63 г. до н.э. – ок. 20 г. н.э.), появляется в конце VI в. до н. э. у историка Гекатея Милетского, который «сообщает про Пелопоннес, что там до греков обитали варвары». Живший несколько позднее поэт Симониде Кеоса называет персов варварами и говорит о победе Гелона над карфагенянами как о триумфе греков над варварами.

    Насколько можно судить по дошедшим до нас источникам, греки не имели представления о генетическом различии народов. Они считали, что человеческий род один, а различия между народами случайны. Поэтому обычно полагают, что первоначально для грека варвар – это тот, кто говорит на ином, чем он сам, языке, на языке, непонятном для говорящих по-гречески (возможно звукоподражательное происхождение слова: βάρ-βαρ ), т.е. происхождение понятия «варвар» носило, как и этноним «эллин», лингвистический характер. Еще Фукидид в «Археологии» утверждал, что Гомер «нигде не обозначает все племена одним общим именем эллинов и никого так не называет… не употребляет он и слова «варвары», -очевидно, оттого, что эллины тогда еще не отделились от них и не объединились под одним именем». Например, поэт говорит о карийцах как о βαρβαρόφωνοι («варварофоны», «говорящие по-варварски карийцы»).

    Но постепенно у греков формируется этническое самосознание – в противостоянии по отношению к негрекам. Как определенный шаг в создании образа иноплеменника-дикаря можно, по-видимому, рассматривать творчество Архилоха, который сам принимал участие в колонизации. У него мы находим изображение ближайших соседей греков – фракийцев, как свирепых дикарей с экзотической внешностью. Неприятие греками скифских обычаев, в том числе пьяного бесчинства и буйства, отражено в следующем фрагменте Анакреонта, пользовавшимся широкой известностью:

    Ну, друзья, не будем больше
    С таким шумом и ораньем
    Подражать попойке скифской
    За вином, а будем тихо
    Пить под звуки славных гимнов.

    У Гераклита из Эфеса дан такой метафорический образ, как «варварская душа»: «Глаза и уши — дурные свидетельства для людей, если души у них варварские». Тем самым противопоставление имеет в виду культурную ущербность варваров.

    Переломным этапом в истории отношений греков с другими народами становятся греко-персидские войны. Угроза персидского нашествия сплотила эллинов, вызвав национальный подъем и ненависть к варварам, которых олицетворяли персы. Создав четкую полярность между эллинами и варварами, война стала мощным стимулом для консолидации греков и оформления этнического самосознания, их идентичности. Геродот уже утверждает, что если египтяне «варварами… называют всех, кто не говорит на их языке», то афиняне в своем ответе спартанским послам ссылались на «наше кровное и языковое родство с другими эллинами, общие святилища богов, жертвоприношения на празднествах и одинаковый образ жизни», т.е. у него на первом месте стоит этнический фактор, а уже затем язык, религия и культура.

    Победа в сознании эллинов знаменовала торжество идеалов гражданской свободы над деспотизмом и рабством. Она преисполнила их чувством собственного превосходства и презрения к варварам. Началось формирование негативного образа негрека и перевод его из обыденного сознания в идеологию. Создается стереотип варвара, обычно перса, как воплощение трусости, коварства, жестокости, вероломства и ненависти к грекам. Оппозиция «эллин — варвар» превращается в конфронтацию.
    Отныне для греков «варвар» и «раб» — понятия тождественные, а тезис о природном превосходстве эллинов над варварами активно используется для идеологического оправдания рабства.
    Убеждение в том, что эллины и варвары по природе враги и что рабская участь невозможна для эллинов, предназначенных для господства, отчетливо выражена Платоном в «Государстве». Он пишет об опасности порабощения греков самими греками и варварами: «…насчет обращения в рабство: …надо приучать щадить род эллинов из опасения, как бы он не попал в рабство к варварам… Значит, и нашим гражданам нельзя иметь рабом эллина, и другим эллинам надо советовать то же самое… Таким образом, их усилия будут скорее направлены против варваров».

    Но наиболее четко и ясно эту господствующую идею сформулировал Аристотель, цитируя строки Еврипида из «Ифигении в Авлиде»: «Прилично властвовать над варварами грекам» и продолжая: «…варвар и раб по природе своей понятия тождественные». Ведь у варваров, по мнению философа, «отсутствует элемент, предназначенный по природе своей к властвованию. У них бывает только одна форма общения — общение раба и рабыни».

    Таким образом определяется новое, имперское по существу представление о цивилизации. В мировоззрении эллинистической эпохи варвары с периферии греческого мира вытесняются в свой, особый, чуждый мир. Это проявилось в эллинистической астрологии, в которой выделялись две сильно отличающиеся небесные карты – «варварская сфера» и «греческая сфера». Таким образом, даже судьбы эллинов и варваров оказались разделены и противопоставлены друг другу.

    Однако, наряду с этим набирает силу и другая тенденция: интерес к «варварскому» Востоку и восхищение им. В римское время признаком «эллинства» все более считается не национальная принадлежность, а владение языком и культурой. Страбон, характеризуя кельтские племена вольков, салиев и каваров, заявляет о том, что «…они уже не варвары, а большей частью преобразовались на римский образец, став римлянами по языку, образу жизни, а иные даже по государственному устройству». Плутарх (ок. 46 — ок. 126 гг. н.э.) при распознании эллинов и варваров ставил моральные и культурные критерии выше разницы в обычаях и языке. Те же тенденции отличают и более позднего древнегреческого писателя Элиана (кон. II — первая пол. III в. н.э.), который писал о варварстве афинян и других греков по рождению и одновременно — о мудрости и благочестии кельтов, персов, египтян, индусов. Это было признаком «политкорректности» для того времени. На волне этих тенденций в 212 г. н.э. свободные жители Римской империи, вне зависимости от культурной принадлежности, получили статус граждан.

    В IV—V вв. н.э., в связи с разрушительными событиями Великого переселения народов, слово варвар снова приобретает резко негативную окраску, ассоциируясь не столько с невежественным чужеземцем или соотечественником, сколько с агрессивным и непредсказуемым агрессором, вооруженной толпой дикарей — разрушителей высокой культуры. У последнего великого римского историка Аммиана Марцеллина (ок. 330 — ок. 400 гг. н.э.) варвары все чаще ассоциируются со зверями, которых влекут неконтролируемые инстинкты и лучше всего характеризуют выражения «дикость нравов», «разнузданное безрассудство», «безумие свирепых варваров».

    Античное понятие варвар заимствовуется в христианской Византии и Западной Европе, где оно приобретает значение «безбожник». В Византии варварами назывались, кроме того, западноевропейские, а также другие христианские народы (из-за конфессиональных разногласий).

    А вот на юге Балканского п-ова и в Болгарии в XIV в. Βάρβαρος – это имя особо чтимого святого. Миро от его мощей употреблялось в болгарской церкви вместо того, которое раньше присылалось от вселенского патриарха. С целью оправдать такой порядок и тем самым прекратить зависимость от патриархии в Болгарии было написано житие Варвара. Египтянин по происхождению, он долго был пиратом на Средиземном море, многих убил и ограбил, но, спасшись один из всех пиратов во время бури, дал обет посвятить всю жизнь Богу.

    В Новое время Жан-Жак Руссо провозглашает принципы «естественной добродетели», в основе которых бескорыстное постижение других людей посредством отождествления себя с ними. «Варвар» трансформируется в «естественного человека», не испорченного цивилизацией и потому способного к подлинно человеческому общению.

    В ХХ в. К. Леви-Строс показывает, что мировоззрение, основывающееся на односторонне толкуемой идее прогресса, само по себе может стать предпосылкой расизма. Наиболее опасным заблуждением он считает формулу ложного эволюционизма, когда различные одновременно существующие состояния человеческих обществ толкуются как разные стадии, или шаги, единого процесса развития цивилизации, движущейся к одной цели.
    Типичный пример такой ложной посылки в науке – когда бесписьменные туземные племена XX в. напрямую сопоставляются с архаическими формами европейских культур, хотя так называемые «примитивные общества» прошли длительный путь развития, в силу чего не являются ни первобытным, ни «детским» состоянием человечества. Их принципиальное отличие от технически развитых цивилизаций не в том, что они не развивались, а в том, что история их развития не сопровождалась кумуляцией изобретений, но ориентировалась на сохранение изначальных способов установления связи с природой.
    Резюмируя предпосылки разнообразных форм ксенофобии, Леви-Строс дает парадоксальную на первый взгляд формулу: «Варвар – это прежде всего человек, который верит в варварство», — что, в общем, распахивает ворота в мир варварства перед каждым из нас.

    Использованы материалы:
    Л.П. Маринович. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТРИНЫ ПРЕВОСХОДСТВА ГРЕКОВ НАД ВАРВАРАМИ.http://www.sno.pro1.ru/lib/antichnaya_civilizaciya_i_varvary/1.htm
    Ионов И.Н.Циклические явления в развитии цивилизационного сознания // Цивилизация. Восхождение и слом: Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса. М., 2003, с. 116-118.http://ec-dejavu.ru/v/Varvar.html

    sergeytsvetkov.livejournal.com

    Варвары — это… Что такое Варвары?

    Ва́рвары (др.-греч. βάρβαρος, barbaros — «негреческий, иноземный») — люди, которые для древних греков, а затем и для римлян были чужеземцами, говорили на непонятном им языке и чуждые их культуре. Слово греческого и по-видимому, звукоподражательного происхождения[1]. В ряде европейских языков слово заимствовано через лат. barbarus. Русское «варвар» — через др.-русск., ст.-слав. варваръ, варъваръ (заимствовано из среднегреческого).

    В новое время варварами стали обозначать совокупности народов, вторгавшихся в пределы Римской империи (варварские завоевания) и основывавших на её территории самостоятельные государства (королевства).

    В переносном значении варвары — невежественные, грубые, жестокие люди, разрушители культурных ценностей.

    В античном мире слово использовалось греками для обозначения негреческих народов. В Древнем Риме термин применяется по отношению к народам, проживавшим за пределами Римской республики (позднее — империи). Таким образом, в археологическом смысле термин «варвары» синонимичен термину «железный век» для народов, существовавших во времена античного мира, но не входивших в круг цивилизаций того времени:

    Китай

    Тема взаимоотношения с варварами закрепилась в классической китайской историографии, начиная с Сыма Цяня. По его утверждению, варвары выступают противниками Хуан Ди, имея черты хтонических чудовищ.

    Cимволом разделения между цивилизацией и варварством становится Великая китайская стена, условно отделившая «цивилизованную» земледельческую культуру от кочевой. Одним из следствий этого разделения стал закрепившийся в китайской кулинарии отказ от молочных продуктов — в знак пренебрежения к скотоводству.

    Отношение «цивилизованных» китайцев к «варварам» выразилось в даннической дипломатической системе и знаменитом обряде коутоу, осложнившем контакты Поднебесной с державами Нового Времени (см. Русская миссия в Пекине, посольство Макартни).

    Чень Ань (9 в.) утверждал, что «различие между китайцем и варваром проходит в сердце». Согласно другим мыслителям, это различие имело расовую основу. Притягательность китайской культуры выразилась в синификации киданей, чжурчженей, монголов, маньчжуров и др. народов. Правление сильных инородных династий (Юань, Цин) сделало вопрос варварства в Китае сложным культурным феноменом.

    В повседневной речи

    В настоящее время это слово сделалось вполне нарицательным во многих языках и нередко употребляется в повседневной жизни, однако, необходимо иметь в виду, что правильное словоупотребление не позволяет смешивать это выражение с термином «дикие, дикари».

    В Японии

    Понятия для «чужих народов» (правда с коннотацией «дикости») есть и в японской культуре (см.намбандзин).

    В Китае

    Китайцы называли монголов «татарами» (тар-тар).

    Для иностранцев европейской внешности в Китае в разные периоды истории местными жителями использовались разные обращения или понятия, но в сегодняшнем Китае чаще всего можно услышать: «Хэллоу, лаовай!».

    См. также

    Литература

    Ссылки

    Примечания

    dic.academic.ru

    Кто такие «варвары» и почему их так назвали?

    варвары — это такие любопытный тёлки которым на рынке носы отрывали

    Варвары это норвежцы, от слова вар это война

    Древние предревние племена, живущие захватом чужих земель. Прозвали их так, потому что язык их был незнаком тем, кого они захватывали. казалось что они разговаривали «вар-вар». Монголо-татарское иго.

    чужие, не свои, относящиеся к другой культуре, разрушители, немытые,..

    Varvary -naverno nemeckie plemena, kotorye govorili na neponjatnom dlja rimljan jazyke:»War,war»

    Название «варвары» возникло в Древней Греции. Греки были уверены, что все созданное ими, в том числе и язык, является самым лучшим. Вот почему всех чужеземцев, которые не знали их языка, они называли варварами, то есть «бормочущими» . От древних греков это название переняли и древние римляне. Когда в I в. до н. э. был построен оборонительный вал, ставший рубежом Римской империи, все народы, жившие за его пределами, получили название варваров. Это были прежде всего германские племена, а также кельты и славяне. Они проживали на обширных территориях и занимались земледелием, скотоводством, выплавкой различных металлов. Продукты своего труда племена доставляли в пограничные города Римской империи, где продавали их или обменивали на рабов, предметы роскоши, оружие, вино и пряности. Римляне ценили храбрость и умение варваров владеть оружием. Свободные мужчины-варвары могли вступать в римскую армию. Со временем в римском обществе появились и хорошо образованные богатые варвары, зачастую они занимали важные должности при императорском дворе. Большое влияние варвары оказали и на культуру своего времени. Их костюмы, прически нередко получали широкое распространение. Император Марк Аврелий Антонин вошел в историю под именем Каракаллы. Причиной этого прозвища послужило его пристрастие к варварской одежде (кара-каллой германцы называли длинный плащ) . Что же произошло с варварами, когда перестала существовать Римская империя? У простого народа появились новые повелители, а римская знать стала служить тем, кого она еще недавно презирала и называла варварами. Дети и внуки прежних варваров, ненавидевшие античные города и называвшие их «позолоченными гробницами» , стали строить не менее шикарные города — столицы, крепости, замки. Так варвары перестали быть варварами.

    Германские племена на закате Римской Империи. Шли в атаку с боевым кличем ВАР-ВАР-аналог русскому УРА. Отличались дикостью и бескультурьм. Разрушили Рим.

    В древнем языке иврит барбар-значит *дикий*,слово употребляется и в наши дни. Древняя Иудея долгое время находилась под властью греков, а затем и римлян. Возможно, произошло заимствование этого понятия

    Ва́рвары (βάρβαροι — нечленораздельно говорящие) — этим именем греки называли всех, не принадлежавших к их народности, придавая ему оттенок пренебрежения: им казалось, что эти люди говорят «bar-bar-bar». Римляне в том же смысле употребляли это выражение, называя всех неримлян и негреков «barbari»; но в конце империи, ввиду частых столкновений с германцами, этот термин преимущественно прилагался к последним. 555 Нравится

    Колонизация началась в V в. до н. э В это время шли войны с Персией, а затем междоусобные войны между греческими государствами. В самих городах шла борьба между аристократами и демосом. Побеждены, или люди, которые не хотели участвовать в этих кровавых схватках, покидали родные места и переселялись за море. Возникали колонии и как купеческие фактории — временные укрепления с рынком и складами. Постепенно и они превращались в города-государства. Осваивали новые земли представители всех слоев населения Эллады. Местных жителей они называли «варварами».

    Ва́рвары (др. -греч. βάρβαρος, barbaros — «негреческий», «чужеземец») — люди, которые для древних греков, а затем и для римлян были чужеземцами, говорили на непонятном им языке и были чужды их культуре

    Варвар — перекрёсток путей (распутье), не человек. Варяг — лесной путь.

    Тюркские племена на закате Римской Империи. Шли в атаку с боевым кличем АРУАХ — (отсюда русское УРА). Отличались храбростью и ловкостью. Разрушили Рим.

    Ах, вы «учёные», варвары были тюркскими воинами. Да, они были отважные, храбрые воинами и побеждали греков и римлян. Сегодня все пишут про бритов, франков, славян, только не про турков. В ответ на Лену Устюжанина, скажу, что каракаллы-это тюркское слово, а не германское, и переводится как «черная родинка».Они разрешали всё, подобно нынешней Российской армии

    touch.otvet.mail.ru

    Варвары Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Варвары. Гунны — олицетворение варварства во времена Римской империи.

    Ва́рвары (др.-греч. βάρβαρος, barbaros — «негреческий», «чужеземец»[1]) — люди, которые для древних греков, а затем и для римлян были чужеземцами, говорили на непонятном им языке и были чужды их культуре. Слово греческого и, по-видимому, звукоподражательного происхождения[2]. В ряде европейских языков слово заимствовано через лат. barbarus. Русское «варвар» — через др.-русск., ст.‑слав. варваръ, варъваръ (заимствовано из среднегреческого).

    В новое время варварами стали обозначать совокупности народов, вторгавшихся в пределы Римской империи (варварские завоевания), пользуясь её ослаблением, и основывавших на её территории самостоятельные государства (королевства).

    В переносном значении варвары — невежественные, грубые, жестокие люди, разрушители культурных ценностей.

    Европа железного века

    В античном мире слово использовалось греками для обозначения негреческих народов, включая цивилизованные. В Древнем Риме термин применяется по отношению к народам, проживавшим за пределами Римской республики (позднее — империи). Таким образом, в археологическом смысле термин «варвары» синонимичен термину «железный век» для народов, существовавших во времена античного мира, но не входивших в круг цивилизаций того времени[3]:

    Н. И. Басовская, исследовавшая восприятие войны и мира в западноевропейском средневековом обществе, выделяет представления германцев-варваров, которые воспринимали войну как «естественное общее дело», а потому — акт «достойный восхваления и одобрения»[4].

    У 37 варваров VI века из Солада (Szólád, Венгрия) и Колленьо (Северная Италия) определены Y-хромосомные гаплогруппы R1b (21), I2a2 (8, все из Солада), E1b (2), I1a (2), T1a (2), R1a-S200 (1, из Солада), G2a1 (1)[5].

    Европа Средневековья

    В средние века варварами считались викинги (дат. Viking, швед. Vikingar, норв. Vikingene) — раннесредневековые скандинавские мореходы, в VIII—XI веках совершавшие морские походы от Винланда в Северной Америке до Биармии на севере Восточной Европы (Карельское поморье) и от Каспия до Северной Африки. В основной массе это были свободные крестьяне, жившие на территории современных Швеции, Дании и Норвегии, которых толкали за пределы родных стран перенаселение (после периода средневекового потепления на севере Европы) и жажда лёгкой наживы. По религии — в подавляющем большинстве язычники.

    Причины экспансии викингов, принимавшей различные формы (поиски новых земель и переселения, грабительские нападения, пиратство и большие военные походы, торговля), были многообразны. Разложение общинно-родового строя у шведов, датчан и норвежцев сопровождалось усилением знати, для которой военная добыча служила важнейшим источником обогащения; многие рядовые общинники (бонды) покидали родину вследствие относительной перенаселённости приморских районов Скандинавского полуострова и нехватки пригодных для обработки земель. Прогресс кораблестроения у скандинавов — издревле искусных мореходов — сделал возможным их плавание не только по Балтийскому морю, но и в водах Северной Атлантики и в Средиземном море.

    В других культурах

    В Древнем Египте для обозначения понятия «множество варваров» (а также внешних врагов) использовался фразеологизм Девять луков[6].

    В Армении представителей не армянского народа — народа, носящего иную культуру, с давних времён называют «хуж».

    В Индии представителей иных, не индо-арийских культур назвали «млеччха».

    Понятия для «чужих народов» (с коннотацией «дикости») есть и в японской культуре (см. намбандзин). В молодёжном сленге особо закрепилось прозвище американцев «бака-гайдзин» («дурной иностранец»).

    Китай

    Китайская экспедиция против «южных варваров» народа Мяо (1795).

    Тема взаимоотношения с варварами закрепилась в классической китайской историографии, начиная с Сыма Цяня. По его утверждению, варвары выступают противниками Хуан Ди, имея черты хтонических чудовищ.

    Символом разделения между цивилизацией и варварством становится Великая китайская стена, условно отделившая «цивилизованную» земледельческую культуру от кочевой. Одним из следствий этого разделения стал закрепившийся в китайской кулинарии отказ от молочных продуктов — в знак пренебрежения к скотоводству.

    Отношение «цивилизованных» китайцев к «варварам» выразилось в даннической дипломатической системе и знаменитом обряде коутоу, осложнившем контакты Поднебесной с державами Нового Времени (см. Русская миссия в Пекине, посольство Макартни).

    Чень Ань (IX век) утверждал, что «различие между китайцем и варваром проходит в сердце». Согласно другим мыслителям, это различие имело расовую основу. Притягательность китайской культуры выразилась в синификации киданей, чжурчженей, монголов, маньчжуров и др. народов. Правление неавтохтонных династий (Юань, Цин и др.), во многом повлиявших на облик китайской цивилизации в её современном виде, сделало вопрос варварства в Китае сложной культурологической проблемой.

    Китайцы называли монголов «татарами» (тар-тар)[источник не указан 2012 дней].

    Для иностранцев европейской внешности в Китае в разные периоды истории местными жителями использовались разные обращения или понятия, но в сегодняшнем Китае чаще всего можно услышать: «Хэллоу, лаовай!».

    См. также

    Примечания

    1. ↑ Толковый словарь Ушакова
    2. ↑ Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986—1987.
    3. Буданова Вера Павловна. Великое переселение народов.
    4. О.В. Ауров, В.И. Журавлева, А.В. Шарова. НАТАЛИЯ ИВАНОВНА БАСОВСКАЯ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ УЧЕНОГО И ПЕДАГОГА (неопр.). Новый исторический вестник. www.nivestnik.ru (2001). — Журнал РГГУ. Дата обращения 3 апреля 2019.
    5. Krishna R. Veeramah, Patrick J. Geary, David Caramelli, Johannes Krause, Guido Barbujani. Understanding 6th-century barbarian social organization and migration through paleogenomics (англ.) // Nature Communications. — 2018-09-11. — Vol. 9, iss. 1. — P. 3547. — ISSN 2041-1723. — DOI:10.1038/s41467-018-06024-4.
    6. ↑ Вестник древней истории / Институт истории (Академия наук СССР), Институт всеобщей истории (Российская академия наук). — Наука, 2002. — С. 4. — 532 с.

    Литература

    • Варвары // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    • Альфан Л. Великие империи варваров: от Великого переселения народов до тюркских завоеваний XI века. — М.: Вече, 2006.
    • Щукин М. Б. На рубеже эр. — СПб., 1994.
    • В. М. Макаревич, И. И. Соколова. Энциклопедия всемирная история. — Дрофа, 2003. — ISBN 5710774316.
    • Мюссе Л. Варварские нашествия на Западную Европу. — СПб., 2006.
    • Ancient Europe. Encyclopedia of the Barbarian World. Vol. 1-2. / Bogucki, P. (ed.).

    Ссылки

    wikiredia.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *