Содержание

Чему война во Вьетнаме научила американцев. Отрывок из книги британского историка

5 ноября 2020, 08:00

Статья

Фрагменты новых книг

Почти полвека назад, в 1975 году, США завершили вьетнамскую войну — самую неудачную для себя кампанию в XX веке. Ее сопровождали победы на поле боя, карательные операции в тылу, растущее чувство изоляции и неприятие местных жителей. Это война, на которой американцам не хватило мягкой силы, а симпатии большинства, вопреки всем усилиям, достались коммунистам.

Об этом — в книге Макса Хейстингса «Вьетнам: история трагедии. 1945–1975» (издательство «Альпина нон-фикшн»). Автор прошел через 11 военных конфликтов, возглавлял издание Daily Telegraph, по совокупности заслуг был посвящен в рыцари. Его новая работа основана на новаторском в историографии принципе — показе войны через личный опыт большого числа ее участников. ТАСС публикует фрагмент, посвященный итогам противостояния.

© «Альпина нон-фикшн»

Некоторые утверждают, что нельзя проводить параллели между войной США во Вьетнаме и их военными кампаниями в Ираке и Афганистане в XXI в. Но одно фундаментальное сходство все же бросается в глаза, а именно хроническая неспособность США и их союзников трансформировать военные успехи в устойчивые государственно-политические конструкции. Генерал-лейтенант Макмастер, описывая свой опыт войны в Ираке, где он командовал бронетанковым кавалерийским полком, с сожалением подытожил: «Проблема была в том, что там нечего было защищать. Но, даже не выиграв войну на поле боя, США могли бы нанести гораздо меньший ущерб своей репутации как знаменосца цивилизационных ценностей, если бы уделяли больше внимания сдерживанию эксцессов своих вооруженных сил. Это распространенная иллюзия, что молодые люди из цивилизованных западных обществ, надев военную форму и отправившись воевать в страны третьего мира, остаются такими же хорошими порядочными парнями, какими были дома. Кто-то остается, но кто-то — нет. Солдат учат быть убийцами. В условиях военных действий они чаще всего вынуждены вести полуживотное существование, которое огрубляет чувства. В результате многие перестают ценить жизнь не только врага, но и гражданских лиц, представителей чужого для них народа, особенно когда сами несут большие потери. Во Вьетнаме рядовые часто выражали недоумение и недовольство по поводу правил применения военной силы, призванных ограничить жертвы среди гражданского населения. Один из них, Майкл Герр, с возмущением писал: «Что за дерьмовый способ воевать?.. Я имею в виду, если нам нельзя стрелять в этих людей, что мы здесь делаем?» 

© Tim Page/CORBIS/Corbis via Getty Images

Очень трудно добиться безупречного поведения от молодых людей со смертоносным оружием в руках, которые — как и большинство солдат во всей войнах — страдают от холода или жары, голода и жажды, запора или диареи, вечной грязи и проливных дождей, находятся на пределе своих сил и нервов, постоянно держа палец на спусковом крючке, потому что это их единственный способ выжить. Как показывает пример Второй мировой войны, оккупанты могут подавить сопротивление силой. Однако американцы во Вьетнаме проявляли достаточно бесцеремонности и расового пренебрежения с периодическими всплесками кровопролития, чтобы вызвать враждебность местного населения, однако недостаточно безжалостности, чтобы удержать крестьян от поддержки коммунистов. Они сожгли достаточно деревень, чтобы навлечь на себя осуждение мировой общественности, но недостаточно для того, чтобы местные жители перестали укрывать партизан.

В то же время не может не шокировать спокойное отношение широкой американской общественности к массовой резне в Милай и другим подобным инцидентам: опрос, проведенный журналом Time, показал, что большинство американцев считают: «Такое происходит во всех войнах. Между тем мерой нравственности любого общества является не то, совершают ли его солдаты периодические бесчинства, но считаются ли они приемлемыми на институциональном уровне, как это было в гитлеровской Германии, Японии во время Второй мировой войны — обществ, чрезвычайно далеких от культуры современной западной демократии. Кровопролитные эксцессы со стороны американских военных во Вьетнаме, хотя и не были повсеместными, оказались достаточно распространенным явлением, чтобы показать, что многие американцы в военной форме считают вьетнамцев низшими существами, чья жизнь почти ничего не стоит по сравнению с жизнью «круглоглазых».

Читайте также

Нейросеть ускорила поиск неразорвавшихся бомб времен войны во Вьетнаме

Американцы совершили еще одну фатальную ошибку, нанимая вьетнамцев чистить ботинки для своих рядовых солдат и убирать их казармы. Американские командиры на местах уделяли достаточно много внимания программам помощи гражданскому населению. Но, будучи профессиональными военными, они считали своим главным делом войну. Большинство было убеждено, что, если их войска не воюют, они не отрабатывают свой хлеб. Кроме того, честолюбие заставляло кадровых офицеров пополнять свой счет боевых побед и заслуг, чтобы получить повышение по службе. Вряд ли они могли получить очередную звездочку, рапортуя об открытии новых школ или количестве деревень, обслуженных их военными медицинскими бригадами MEDCAP: никто не заработал медаль Почета, развозя конфеты по детским домам. Главной мерой успеха было количество огневых контактов и уничтоженных врагов. Каждое государство нуждается в солдатах для защиты своих интересов, однако крайне опасно посылать их вести «войну среди народа», находясь бок о бок с гражданским населением. Военврач Русс Зайчук в конце концов возненавидел свою работу в медицинской бригаде MEDCAP: «Трудно описать, что чувствует врач, когда ты приезжаешь в деревню с витаминами и мылом и находишь там людей с ранениями и ожогами, потому что деревню недавно разбомбили. Мягко говоря, я чувствовал себя лицемером».

На поздних этапах, когда партизанская война сменилась классическими военными действиями, американцы со своей подавляющей огневой мощью, вполне вероятно, могли бы победить коммунистов, если бы к тому времени американский народ окончательно не потерял волю к борьбе. Но даже в случае военной победы сложно сказать, к чему бы все это привело: сайгонский режим пользовался ничтожной поддержкой населения, и не было никаких предпосылок к тому, что это может измениться. Возможно, только непосредственно испытав на себе, что такое коммунизм, и заплатив за это ужасную цену, народ Южного Вьетнама мог бы отвергнуть этот путь. 

Читайте также

Во Вьетнаме отмечают 60-летие «тропы Хо Ши Мина». Эта дорога помогла стране пережить войну

Война обошлась США намного дешевле, чем война в Ираке два поколения спустя. Однако истинная цена была заплачена не деньгами и даже не жизнями погибших американцев — в пересчете на процентную долю населения это было даже меньше, чем потери в Корейской войне. Главной платой за эту войну стала национальная травма, нанесенная Америке. Нил Шиэн отмечает, что предыдущий исторический опыт показал американцам, что вести зарубежные войны — неплохая идея: «Вы выигрываете войну и возвращаетесь домой победителями. Но из Вьетнама мы вернулись проигравшими, потеряв столько людей. Все остальные военные мемориалы посвящены победам. Мемориал ветеранам вьетнамской войны — это символ поражения и напрасных смертей». Армии США и Корпусу морской пехоты потребовалось много лет, чтобы из сборища мятежного сброда, в который они деградировали на последних этапах войны, снова стать впечатляющей боеспособной силой.

© Bettmann/Getty Images

Война во Вьетнаме нанесла сокрушительный удар по вере американского народа в свое военное и моральное превосходство, которая была порождена результатом Второй мировой войны и подкреплена настолько потрясающим экономическим прогрессом, что этому, казалось, есть единственное логичное объяснение: такова воля Всевышнего. Генерал Уолт Бумер сказал: «Эта война изменила нашу страну больше, чем любое другое событие в недавней истории. Она породила недоверие и неуверенность, которые мы до сих пор не сумели преодолеть».

Хотя преклонение молодых антивоенных активистов перед Хо Ши Мином, Мао Цзэдуном, Че Геварой и им подобными свидетельствовало не более чем о наивной слепоте, сторонники этого движения были абсолютно правы, называя войну во Вьетнаме катастрофой. Когда в одном из интервью у Даниэля Эллсберга спросили, как он может оправдать свое решение опубликовать 7000 страниц разоблачительных секретных «документов Пентагона», он ответил вопросом на вопрос: «Интересно, приходило ли вам в голову спросить у кого-либо из должностных лиц [причастных к эскалации войны], как они оправдывают свое решение не сделать того же, что сделал я? Почему они сочли, что имеют право хранить молчание, не разоблачая всю звучавшую ложь… совершавшиеся преступления, незаконные действия и обман, которому подвергалась американская общественность?» Действительно, Эллсберг высказал справедливую мысль, которая заставляет задуматься. Уолт Бумер, командовавший экспедиционными силами морской пехоты в первой войне в Персидском заливе, сказал, что вынес из вьетнамской войны главный урок: «Говори правду».

Бывший штурман ВВС США озвучил такую оценку: «Конечно, я горжусь тем, что был членом экипажа B-, но последние сорок с лишним лет я пытался забыть эту проклятую войну… Это было бесполезной тратой времени, денег и человеческих жизней…» 

Теги:

СШАВьетнамФрагменты новых книгИстория

Участник Вьетнамской войны рассказал о советских солдатах в военных событиях Индокитая

https://ru.sputnik.kz/20190512/voyna-vietnam-voennyy-10125647.html

Война во Вьетнаме: казахстанский ветеран рассказал, как спасал раненого ребенка

Война во Вьетнаме: казахстанский ветеран рассказал, как спасал раненого ребенка

Иса Бисенов из Кызылординской области – свидетель и участник военных событий во Вьетнаме 12.05.2019, Sputnik Казахстан

2019-05-12T14:40+0600

2019-05-12T14:40+0600

2022-02-01T14:05+0600

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://sputnik. kz/img/1012/55/10125562_0:0:2074:1174_1920x0_80_0_0_0ec24e0dfbb3dfffeeb1b49d388a80c7.jpg

вьетнам

советский союз

Sputnik Казахстан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2019

Sputnik Казахстан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Новости

ru_KK

Sputnik Казахстан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

1920

1080

true

1920

1440

true

https://sputnik.kz/img/1012/55/10125562_0:0:2074:1304_1920x0_80_0_0_dbd9e4a08582caea745964f25b7d0b45.jpg

1920

1920

true

Sputnik Казахстан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Sputnik Казахстан

общество , регионы , вьетнам, советский союз

общество , регионы , вьетнам, советский союз

КЫЗЫЛОРДА, 12 мая — Sputnik. В поселке Кармакшы в Кызылординской области 77-летнего Ису Бисенова ровесники называют «вьетнамец».

«Я не обижаюсь, — рассказывает Бисенов. – Если люди меня знают как участника той войны, это неплохо. Я рассказываю им правду о событиях в Индокитае, если они хотят».

Сейчас Бисенов — единственный казахстанец, принимавший участие в длительной вьетнамской войне в составе группы специалистов, отправленных на помощь братской республике Советским Союзом. 

© Sputnik / Ляля ЛиловаУчастник войны во Вьетнаме Иса Бисенов

Участник войны во Вьетнаме Иса Бисенов

© Sputnik / Ляля Лилова

«С тех пор я уважаю гордый народ Вьетнама, его действительно есть за что уважать, — говорит ветеран. – С достоинством ношу государственную награду этой Социалистической Республики и завещаю хранить ее своим детям, внукам как часть истории нашей семьи».

В юности у Бисенова, по его словам, и мысли не было, что он попадет на войну в другую страну.

Казахстан отправил первую партию зерна во Вьетнам через Китай

«Я родился в 1942 году в семье школьного учителя, был у отца с матерью единственным ребенком, — рассказал он.

— Когда в школе учился, знал, что недавно закончилась Великая Отечественная, и больше некому с Советским Союзом воевать. Это самая могущественная в мире страна, доказавшая свою мощь. Восемь классов я закончил в поселке Кармакшы. Поступил в техническое училище, работал в юрточном цехе, со своей будущей женой Алияш познакомился в вечерней школе. В 1964 году закончил еще и медучилище, женился на Алияш, пошел работать фельдшером. В армию меня забрали, когда нашему первенцу исполнилось всего 15 дней».

Служба в армии и война

Поначалу Иса Бисенов служил в Гатчине, в войсках ПВО фельдшером. Служба ему нравилась.

«Но вскоре командир вызывает, говорит, что Родина формирует полк помощи дружественному вьетнамскому народу, мол, «хотим тебя, сержант, отправить с нашими специалистами фельдшером», — вспоминает Иса Бисенов. — Мысли отказаться не возникло, я же присягу давал! До отправки во Вьетнам и сразу после прибытия мне позволили съездить домой, с родными повидаться. Те волновались, но старались меня подбодрить. Я тоже волновался».

Как советским солдатам покупали дорогую одежду

Не одну неделю заняли сборы тех солдат и офицеров, что должны были работать в чужой стране, был получен и четкий инструктаж.

«Операция была секретная, с нас форму военную сняли, — рассказал Иса Бисенов. — Через Китай с дипломатическими паспортами мы летели как гражданские лица, у каждого были чемоданы с одеждой, нам ее специально подбирали в ЦУМе — очень хорошую и дорогую. Нельзя было показывать военную выправку, пока не прибыли на место, было велено и между собой говорить как можно меньше».

История казахского акына-пулеметчика, участвовавшего в Великой Отечественной войне

Кстати, чемодан с дорогой одеждой из Московского универмага Бисенову почти не пригодился, во Вьетнаме все время он и товарищи ходили в майках и шортах.

Учили партизан сбивать самолеты

Большинству специалистов, отправленных из СССР, пришлось работать в партизанских отрядах инструкторами.

«Я был прикомандирован к тем, что обучали партизан противовоздушной обороне, — рассказывает Бисенов. – Несколько недель мы не выходили на открытую местность, зенитные установки изучали в теории, потом вышли в поле. Задача была — сбивать самолеты противника на дальнем расстоянии. Месяца три это делали наши ребята, вьетнамские солдаты наблюдали, потом их самих посадили за установки, уже наши смотрели. И после анализировали, обсуждали, опять вели обучение. Бомбили нас часто, меня контузило во время одной из бомбежек. Раненых среди наших спецов почти не было, наши умели воевать, укрываться во время налетов, а у вьетнамцев были большие потери, в том числе среди мирного населения».

Как спасали вьетнамского мальчика

«Я же фельдшер, да еще очень жалко было детей и женщин, — пояснил он. — Женщины из деревень целыми днями работали на рисовых полях, маленьких детей носили на спинах. Деревни часто выжигали при налетах, и люди строили их заново. А сил у них не было, потому что было очень мало еды. Даже у солдат. Они выиграли войну на силе духа и на патриотизме. За свободу там готовы были умереть все и, недоедая, держали в руках оружие».

Как отмечали 8 марта на войне — воспоминания ветерана

Навсегда в память Бисенова врезалась история спасения вьетнамского мальчика.

«Ребенку руку бомбой оторвало, — вспоминает он. — Я перевязал рваные сосуды, чтобы потерю крови уменьшить, взяли мы с товарищами малыша и пошли через джунгли искать полевой госпиталь. Знали только примерные ориентиры, шли ночью и не простили бы, наверное, себе, если бы мальчик умер. Когда нашли госпиталь, хирурги нам обещали, что спасут его. И спасли».

Возвращение на родину

В конце 1966 года, после года и трех месяцев пребывания в СРВ, Бисенов вернулся в свою часть в Гатчину. Вьетнамское правительство наградило его медалью дружбы, а на Родине он получил медаль «За отвагу». 

© Sputnik / Ляля ЛиловаБлагодарность от вьетнамского правительства Исе Бисенову

Благодарность от вьетнамского правительства Исе Бисенову

© Sputnik / Ляля Лилова

По приезду домой мужчина работал сначала отгонным фельдшером, потом в ауле Куандарья возглавил больницу на 25 коек. До пенсии лечил людей.

Семь детей, два с лишним десятка внуков и правнуков у Бисенова. Самой главной ценностью этот мудрый пожилой мужчина называет мир.

«На войне страшно! – говорит он. – Не надо воевать народам и странам! Меня когда в траншее во время взрыва присыпало, я мать, отца, Бога вспомнил».

Надо мир беречь, чтобы не платить за него человеческими жизнями, заключил ветеран.

Война во Вьетнаме | Энциклопедия Первой поправки

Война во Вьетнаме стала центром протестов, которые привели к попыткам правительства ограничить защиту Первой поправки, в основном касающуюся права на собрания и того, что представляет собой уместную критику войны со свободой слова. Другие жалобы, поступившие в Верховный суд, касались закона, запрещающего повреждение или сжигание призывных карточек (оставлено в силе) и предварительных ограничений в отношении прессы, связанных с публикацией секретной информации (отклонено, документы Пентагона). Здесь протестующие студенты прошли маршем по Лэнгдон-стрит в Университете Висконсин-Мэдисон во время войны во Вьетнаме, 19 января.

65. (Фото из UW Digital Collections, под лицензией CC BY 2.0)

 

Война во Вьетнаме была результатом динамики холодной войны между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Лидеры США определили национальный интерес как работу по сдерживанию коммунистической экспансии во всем мире и предотвращению развития предполагаемых советских суррогатных государств в любой точке мира.

Вьетнам и США боролись за попытки воссоединить Северный и Южный Вьетнам

Вьетнам был разделен на Северный и Южный Вьетнам в результате международных соглашений и создания Организации Договора о Юго-Восточной Азии, которая установила военные отношения между Южным Вьетнамом и Соединенные Штаты. Эти договоренности усилили решимость лидеров Северного Вьетнама следовать стратегии, которая в конечном итоге привела бы к объединению двух стран под руководством Хо Ши Мина, президента Северного Вьетнама. Стратегия США по предотвращению этого включала в себя цепь событий, которые привели к 1964 Резолюция о Тонкинском заливе, которую президенты использовали для оправдания военной эскалации США в Южном Вьетнаме.

Освещение во Вьетнаме вызвало критику войны

На момент убийства президента Джона Ф. Кеннеди в 1963 году вооруженные силы США во Вьетнаме насчитывали менее 15 000 человек. При президенте Линдоне Джонсоне их численность резко возросла, и к 1966 году в регионе было развернуто более 500 000 военнослужащих. Война во Вьетнаме была первой, которую транслировали по телевидению, и в репортажах транслировались боевые действия, в которых принимали участие американские солдаты. Это освещение, наряду с ночными отчетами о потерях, поставило под сомнение, достигла ли военная эскалация США обещанных результатов.

30 января 1968 года северовьетнамская армия захватила Сайгон, столицу Южного Вьетнама, и начала дерзкую предрассветную атаку на посольство США. 30 ноября 1969 года газеты сообщили, что войска армии США убили несколько сотен мужчин, женщин и детей в отдаленной деревне Май Лай. Подобно фотографиям из Ирака, изображающим издевательства над заключенными в тюрьме Абу-Грейб со стороны американских солдат, или новостным сообщениям о жестокой тактике допросов и экстраординарной выдаче подозреваемых в терроризме, эти изображения и отчеты вызвали резкую критику ведения войны. 900:03 Ветераны Вьетнама против войны и другие антивоенные активисты маршируют в знак протеста в Майами, штат Флорида, 22 августа 1972 года, когда открылся Республиканский национальный съезд. Ветеран-инвалид из Вьетнама Рон Кович держит перевернутый американский флаг в знак бедствия. (Фото AP использовано с разрешения Associated Press.)

 

Протесты против войны привели к попыткам правительства ограничить защиту Первой поправки

Несмотря на широкую социальную активность, характерную для 1960-х годов, война во Вьетнаме быстро стала центром крупных протестов, которые привело к усилению попыток правительства ограничить защиту Первой поправки. Эти усилия в основном касались права на собрания и того, что представляло собой уместную критику войны свободой слова. Оппозиция вмешательству США во Вьетнам росла во многих кругах, и студенческая активность быстро переросла в антивоенное движение, когда администрация президента Линдона Джонсона объявила 19 января66 об отмене автоматических отсрочек от призыва для студентов. Вопли «Студентов за демократическое общество» (SDS) «Занимайтесь любовью, а не войной!» «Жечь карты, а не людей!» и «Черт, нет, мы не пойдем!» стал лозунгом растущего антивоенного движения.

Доктор Мартин Лютер Кинг-младший возглавил антивоенные протесты

4 апреля 1967 года доктор Мартин Лютер Кинг-младший сделал свое наиболее публичное и всестороннее заявление против войны. Обращаясь к толпе из 3000 человек в церкви Риверсайд в Нью-Йорке, Кинг произнес речь под названием «За пределами Вьетнама», в которой он заявил, что военные действия «берут молодых чернокожих, искалеченных нашим обществом, и отправляют их за 8000 миль». чтобы гарантировать свободы в Юго-Восточной Азии, которых они не нашли в юго-западной Джорджии и Восточном Гарлеме». Две недели спустя он возглавил антивоенный марш тысяч демонстрантов к Организации Объединенных Наций. Однако в антивоенном движении участвовали не только студенты и группы гражданских прав, но и вернувшиеся ветераны, в том числе Джон Керри, который впоследствии стал сенатором США и был кандидатом в президенты от Демократической партии 2004 года. Керри, член организации «Ветераны Вьетнама против войны», предстал перед Сенатом и публично осудил своих товарищей-ветеранов Вьетнама как военных преступников.

Хотя можно утверждать, что антивоенное движение и его протесты были хорошей драмой, это была не единственная форма протеста, вдохновленная участием США во Вьетнаме. Также возник значительный объем судебных разбирательств. Так совпало, что два крупных дела касались секретных правительственных документов, которые впоследствии стали известны как документы Пентагона. В этих документах излагалась стратегия и цели правительства по ведению войны во Вьетнаме, а также содержались детали, которые могли бы поставить правительство в неловкое положение, если бы они были обнародованы. На этом фото сотрудники отдела компоновки «Нью-Йорк Таймс» рассматривают корректуру страницы, содержащей секретный отчет Пентагона о Вьетнаме, в Нью-Йорке, 30 июня 19 года.71. (AP Photo/Marty Lederhandler, использовано с разрешения Associated Press)

Освещение в новостях Вьетнама привело к принятию Верховным судом решения по секретным документам

Хотя можно утверждать, что антивоенное движение и его протесты были хорошей драмой, это была не единственной формой протеста, вызванной участием США во Вьетнаме. Также возник значительный объем судебных разбирательств. Так совпало, что два крупных дела касались секретных правительственных документов, которые впоследствии стали известны как «9».0031 Документы Пентагона . В этих документах излагалась стратегия и цели правительства по ведению войны во Вьетнаме, а также содержались детали, которые могли бы поставить правительство в неловкое положение, если бы они были обнародованы.

Первым было дело New York Times Co. против США (1971). The New York Times получила просочившуюся копию Документов Пентагона, которая была опубликована в серии статей. Документы предполагали, что правительство ввело американский народ в заблуждение относительно войны и продолжает это делать. Правительство издало судебный запрет на дальнейшую публикацию документов, который Верховный суд США отменил. Суд установил, что этот судебный запрет представляет собой незаконное «предварительное ограничение» в нарушение гарантий свободы прессы. Таким образом, это подтвердилось, как позже объяснил судья Поттер Стюарт в 1974 речи, что Первая поправка стремилась «создать четвертый институт вне правительства в качестве дополнительной проверки трех официальных ветвей власти» (исполнительной власти, законодательной власти и судебной власти).

В деле Гравел против Соединенных Штатов (1972 г.) Суд также поддержал право сенаторов зачитывать выдержки из документов Пентагона в отчет Конгресса , а также защитил права сотрудников Конгресса, помогающих членам в выполнении официальных обязанностей. в соответствии с пунктом о выступлениях и прениях. Однако суд установил, что пункт о выступлениях и дебатах не защищал членов Конгресса, которые добивались коммерческой публикации документов Пентагона.

Антивоенные протесты привели к случаям символического выражения

Многие другие случаи, возникшие во время войны во Вьетнаме, были связаны с антивоенными протестами, многие из которых смешивали вербальную речь с символическим выражением. В деле United States v. O’Brien (1968) Верховный суд оставил в силе обвинительный приговор человеку, который сжег призывной билет в знак протеста против войны во Вьетнаме. Придя к выводу, что заинтересованность правительства в сохранении проекта перевешивает право О’Брайена на символический протест, Суд разработал тест, который до сих пор используется в делах, касающихся символической речи. В отличие от осуждения О’Брайена, в Tinker v. Des Moines Independent Community School District (1969), суд поддержал право старшеклассников носить черные повязки на руках в знак протеста против войны.

В деле Watts v. риторическая гипербола, чем действительно угрожающая. И хотя дело не имело прямого отношения к войне, эпоха Вьетнама также ознаменовала решение в Brandenburg v. Ohio (1969), в котором указывалось, что Суд не будет поддерживать законы, запрещающие высказывания, которые вряд ли могут привести к неминуемым противоправным действиям.

Эта статья была впервые опубликована в 2009 году. Уильям В. Риггс был профессором Техасского международного университета A&M.