Содержание

Военное время

Военное время – это период фактического нахождения воюющих сторон в состоянии войны. В.в. начинается с объявления войны одной воюющей стороной другой стороне или фактическое начало военных действий между ними. Окончанием В.в. считается фактическое прекращение военных действий и подписание соответствующих соглашений. Окончание войны не всегда сопровождается немедленным подписанием мирного соглашения (договора). Например, прекращение войны в 1945 году СССР с Германией и Японией было оформлено актами о безоговорочной капитуляции. В случае разрыва между реальным временем, в течение которого происходили военные действия, и его международно-правовым закреплением за В.в. принимается период фактического нахождения воюющих сторон в состоянии вооруженной борьбы.

В.в. обусловливает международно-правовые, внутригосударственные политические, экономические, социальные и юридические последствия, в частности, прекращение действия политических, экономических и иных договоров, разрыв дипломатических отношений. По отношению к гражданам или представителям противной стороны м.б. применен специальный режим – интернирование и др. Государственная собственность противника, за исключением имущества дипломатических представительств, может быть конфискована, запрещаются торговые сделки с представителями неприятельских государств или нейтральных стран, находящихся в экономическом или каком-то другом контакте с неприятелем.

В.в., как правило, предопределяет глубокие изменения во всех сферах жизни страны: вступают в действие законы В.в., возлагающие на гражданские учреждения и организации дополнительные обязанности и функции в интересах повышения боеспособности ВС на отдельных территориях или на всей территории вводится военное положение и т.д. Объявление начала войны и ее завершение – компетенция государственной власти или руководства противоборствующих социальных сил.

В соответствии с Гаагскими конвенциями 1899 года, 1907 года неправомерно начинать войну без предварительного, недвусмысленного предупреждения, имеющего форму мотивированного объявления или ультиматума, содержащего требования выполнить определенные условия в указанный срок под угрозой применения мер воздействия вплоть до вооруженного нападения. Тем не менее, известно множество случаев нарушения этих положений, среди которых наиболее показательными являются вероломное нападение Германии на СССР и Японии на Перл-Харбор (США) в 1941 году.

В РФ общественные отношения в условиях военного времени регулируются в соответствии с установлениями Конституции РФ, положениями и нормами ФКЗ «О военном положении», иных нормативных правовых актов РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.

Источники: О военном положении. О чрезвычайном положении. Федеральные законы. —М., 2004; Военное право. Арцибасов И.Н. и др. —М., 1984.

fireman.club

Военное время — это… Что такое Военное время?


Военное время

период фактического нахождения государства в состоянии войны. Начало В. в. — объявление состояния войны или момент начала военных действий, конец — объявленные день и час прекращения военных действий, а в случае их продолжения после объявления — момент фактического окончания. Характеризуется введением законов военного времени.

Словарь военных терминов. — М.: Воениздат. Сост. А. М. Плехов, С. Г. Шапкин.. 1988.

  • Военно-врачебная комиссия (ВВК)
  • Военное дело

Смотреть что такое «Военное время» в других словарях:

  • Военное время — Военное время  период, в течение которого два государства, группа государств, либо две политические силы внутри одного государства (гражданская война) находится в состоянии войны между собой. Состояние войны возникает с момента ее объявления …   Википедия

  • Военное время — период нахождения государства в состоянии войны с другим государством. Начало военного времени объявление состояния войны или момент фактического начала военных действий, конец объявленный день и час прекращения военных действий. В военное время… …   Морской словарь

  • ВОЕННОЕ ВРЕМЯ — период, когда государство находится в состоянии войны с другой страной. Состояние войны возникает с момента ее объявления высшим органом государственной власти либо с момента фактического начала военных действий. Согласно ч. 1 ст. 331 УК РФ… …   Юридический словарь

  • Военное время — период фактического нахождения воюющих сторон в состоянии войны. Началом В.в. считается объявление войны одной воюющей стороной другой стороне или фактическое начало военных действий между ними. Фактическое прекращение военных действий между… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Военное время — см. Война …   Энциклопедия права

  • военное время — период, когда государство находится в состоянии войны с другой страной. Состояние войны возникает с момента ее объявления высшим органом государственной власти либо с момента фактического начала военных действий. Согласно ч. 1 ст. 331 УК РФ… …   Большой юридический словарь

  • ВОЕННОЕ ВРЕМЯ — см. Преступления против военной службы …   Словарь-справочник уголовного права

  • Военное время — период времени с момента объявления состояния войны или от начала военных действий, до момента объявления о прекращении военных действий и их фактического прекращения …   Пограничный словарь

  • Сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время

    — одна из основных задач гражданской обороны, соответствующая законодательству РФ и международному гуманитарному праву. Означает обеспечение устойчивого функционирования объектов жизнеобеспечения здравоохранения, транспорта, связи и информации,… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Устойчивое функционирование организации в военное время — способность организации выполнять возложенные на нее задачи в условиях дестабилизирующих воздействий в военное время. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 …   Словарь черезвычайных ситуаций


military_terms.academic.ru

Военное положение в России — Википедия. Что такое Военное положение в России

Военное положение — особый правовой режим, который вводится в условиях внешней агрессии или ее угрозы. Этим оно отличается от чрезвычайного положения, которое вводится в случае внутренней угрозы — попытки переворота, беспорядков или катастроф.

Военное положение также следует отличать от состояния войны (военного времени) — термина, который обозначает период между началом военных действий и их завершением.

Порядок введения и отмены военного положения в России определён в федеральным конституционном законом «О военном положении» (2002).

В современной России военное положение не вводилось ни разу.

История

Русское законодательство различало военное положение и состояние охраны, усиленной или чрезвычайной. В юридической литературе имперской России (также СССР в 20-е годы XX века) военное положение часто определяли через полицейское (милицейское) понятие «охрана», которое рассматривалось в контексте государственного управления как охраны государственного порядка.

В Российской империи военное положение объявлялось в военное время в пограничных областях государства, прилегающих к театру войны. В мирное время на таком же положении могли быть объявляемы области или города, возмутившиеся против установленного порядка правительством, или в которых для поддержания порядка были признаны необходимыми особые строгие меры. Пример: Польское царство 1905 год[1], Сумской уезд (Харьковская губерния)[2].

В СССР военное положение мог объявить, в соответствии с пунктом «т» статьи 49 Конституции, только Президиум Верховного Совета СССР как сказано в статье «в интересах обороны СССР или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности». В соответствии с этим при объявлении военного положения все функции органов государственной власти по вопросам обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности переходили к органам военного управления — военным советам и командованию формирований ВС СССР.

Военное положение в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов было последовательно объявлено, на основании статьи 49 пункта «п» Конституции СССР, Указами Президиума Верховного Совета СССР и не отменялось до конца войны с:

  • 22 июня 1941 года[3], в Москве, Ленинграде и большинстве областей, краёв, республик Европейской части СССР[4];
  • августа 1942 года, в некоторых городах Закавказья, на Черноморском и Каспийском побережьях[4];
  • сентября 1942 года, в Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Армянской ССР[4];
  • апреля 1943 года, на всех железных дорогах СССР[4];
  • мая 1943 года, на морском и речном транспорте[4].

Введение и отмена

Военное положение в России или в отдельных её местностях вводится указом президента, который должен быть немедленно обнародован по радио и телевидению и официально опубликован. Кроме того, президент должен немедленно сообщить о введении военного положения Совету Федерации и Государственной думе.

Совет Федерации в течение 48 часов решает, утвердить ли президентский указ — и если указ не утвержден, он теряет силу.

Основанием для введения военного положения считается агрессия против России или ее непосредственная угроза. Закон относит к агрессии:

  • вторжение иностранных войск или нападение иностранных войск на российские, где бы они ни находились;
  • бомбардировка иностранными войсками или другое применение оружия против России;
  • засылка иностранными государствами агрессивных вооруженных групп в Россию;
  • блокада российских портов или берегов иностранными войсками;
  • разрешение иностранного государства использовать свою территорию для атаки на Россию.

Непосредственной угрозой агрессии закон считает действия иностранного государства в нарушение международного права, которые непосредственно указывают на подготовку к агрессии. В качестве примера закон приводит объявление войны.

[5]

Введение военного положения предполагает также мобилизацию и организацию территориальной обороны.

После отражения агрессии или устранения ее угрозы военное положение отменяется.

Допустимые ограничения

Закон предполагает две группы ограничений, которые могут быть введены в условиях военного положения (а при необходимости и до него).

1. Ограничения в зоне военного положения:

  • особый режим работы критической инфраструктуры и опасных объектов;
  • эвакуация важных объектов и людей;
  • усиление охраны общественного порядка, критической инфраструктуры и других важных объектов;
  • ограничение въезда, выезда и свободы передвижения, досмотр, ограничение выборы места жительства;
  • комендантский час;
  • военная цензура в сфере коммуникаций;
  • усиление секретности в государственных и местных органах;
  • ограничение продажи оружия, опасных веществ, наркотиков, лекарств и алкоголя, их временное изъятие у граждан;
  • запрет митингов и забастовок;
  • запрет общественных, международных или иностранных организаций, подрывающих безопасность страны;
  • принудительные работы для нужд обороны, по восстановлению разрушенных объектов и борьбе с пожарами и эпидемиями;
  • изъятие частного имущества с последующей компенсацией;
  • интернирование граждан стран-агрессоров (применяется только непосредственно в случае агрессии).[6]

2. Всеобщие ограничения, которые могут быть введены даже там, где военное положение не действует:

  • ограничение экономической деятельности, в том числе оборота имущества;
  • ограничение поиска и распространения информации;
  • изменение форм собственности организаций;
  • изменение режима трудовой деятельности.[7]

Порядок управления

При введении военного положения не проводятся выборы и референдумы, а полномочия выборных органов власти, органов местного самоуправления и должностных лиц автоматически продлеваются.

Основные полномочия по обеспечению военного положения сосредоточены в руках президента. Правительство осуществляет в основном технические функции, кроме того на время действия военного положения президент может изменить его структуру. Парламент принимает необходимые для обеспечения военного положения законы и растрогает договоры с государствами-агрессорами.

Судебная система и прокуратура в условиях военного положения действуют в прежнем виде, создание чрезвычайных судов в России запрещено.[8]

Если военное положение установлено на части территории России, там может быть введено военное управление, ответственное за применение наложенных ограничений.[9]

См. также

Примечания

Литература

  • Газета «Начало» № 6, 19 (2 декабря) ноября 1905 год, Л. Троцкий, «Военное положение в Польше сброшено!»
  • Ответ на запрос Государственной думы о Щербаке 8 июня 1906 года (Столыпин)
  • Военная энциклопедия. — 1911 — 1914 годов.
  • Указ Президиума ВС СССР от 22.06.1941 об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения.
  • Контрразведывательный словарь. — Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского, 1972 год.
  • Большой Энциклопедический словарь, 2000 год.
  • Юридический словарь, 2000 год.
  • Политика. Толковый словарь. — М.: ИНФРА-М, Издательство «Весь Мир». Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И. М., 2001 год.
  • Толковый Военно-морской Словарь, 2010 год.
  • Политическая наука: Словарь-справочник. составитель профессор политических наук Санжаревский И. И.. 2010 год.

Ссылки

wiki.sc

4. Россия в условиях военного времени. Россия в XVIII веке

4. Россия в условиях военного времени

Заключив летом 1700 г. мирный договор с Турцией, Россия объявила войну Швеции и двинула свои армии в сторону крепости Нарва. Формально целью войны провозглашалось возвращение «отчин» и «дедин», т. е. прибалтийских земель, некогда входивших в состав Русского государства. Принято также считать, что выход к берегам Балтики был необходимым условием успешного экономического развития страны. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что у Петра важнейшим побудительным мотивом к войне была его страстная любовь к морю, а флот и морская торговля для него, ранее побывавшего в Англии и Голландии, были символами могущества государства. Однако особенности социальной структуры русского общества в конечном счете так и не позволили России превратиться в крупную морскую державу.

Вопреки надеждам царя, осада Нарвы оказалась безуспешной, а Северная война началась с сокрушительного поражения русской армии под стенами этой крепости в ноябре того же года. Это событие заставило Петра предпринять ряд энергичных шагов, направленных на укрепление обороноспособности страны: было набрано 10 новых полков, продолжено строительство кораблей в Архангельске и началось литье пушек на первых уральских железоделательных заводах. Уже к началу 1702 г. здесь стали производить железо, по качеству превосходящее европейское.

Перенесение шведским королем Карлом XII основных военных действий на территорию Польши дало России передышку и позволило русской армии предпринять в 1701–1703 гг. несколько опустошительных походов в шведские владения в Прибалтике, в результате которых к весне 1703 г. под контролем русских оказалась р. Нева от ее истоков до устья. В мае 1703 г. здесь была заложена крепость Санкт-Петербург, которой суждено было стать новой столицей России.

Основание Петербурга стало одним из важнейших событий русской истории XVIII столетия. Для Петра I этот город был символом победы разума над силами природы и одновременно моделью, образцом организации социальной жизни и быта подданных в регулярном, «правильном» городском пространстве. Со временем Петербург стал и важнейшим символом новой России в целом, ее имперского могущества: претензия на имперский статус изначально содержалась в символике Петербурга, в его гербе, в названии города и его главного Петропавловского собора. Именно Петербург стал также центром формирования, развития и распространения новой светской русской культуры. Моды и нравы Петербурга, его уклад жизни стали на два последующих столетия образцом для подражания всей России.

С самого своего основания Петербург создавался как многонациональный и поликонфессиональный город, что также отражало концепцию империи, предполагавшую объединение различных народов, культур и религий. Еще весной 1702 г. был издан царский Манифест о вызове иностранцев в Россию, в котором провозглашалась необходимость распространения просвещения, укрепления армии и отмечалось, что уже осуществленные реформы направлены на то, чтобы «наши подданные могли тем более и удобнее научаться поныне им неизвестным познаниям». Приглашение с этой целью иностранных специалистов было обычной практикой европейских государств той эпохи, но важнейшее отличие России состояло в том, что она нуждалась в профессионалах практически всех специальностей.

Продолжение войны на фоне дальнейших успехов русской армии в Прибалтике и расширения территории, на которой она действовала, требовало постоянного пополнения ее рядов. В 1705 г. была осуществлена радикальная военная реформа, закрепившая новые принципы комплектования армии на основе введения рекрутской повинности, распространявшейся на все сельское и городское (посадское) население. Поскольку для дворянства государственная служба и так была обязательной, фактически от рекрутской повинности было освобождено лишь духовенство. При этом государство стремилось рекрутировать в армию всех годных к службе «людей разных чинов», не приписанных к посаду, «вольных», «гулящих» и т. д. Служба в армии была бессрочной, а ответственность за поставку рекрут возлагалась на крестьянскую и городскую общины, где устанавливались очередность и круговая порука. Позднее, в 1712 г., борясь с дезертирством и уклонением от военной службы, Петр I повелел делать рекрутам специальные татуировки на руке в виде креста, по которым можно было сразу узнать беглого рекрута и донести на него, что, в свою очередь, рассматривалось как гражданская обязанность. Крепостной крестьянин, взятый в армию в качестве рекрута, а также его жена и дети считались свободными от крепостной зависимости. Позднее, когда первые петровские рекруты стали выходить в отставку по болезни или старости, из них сформировалась особая социальная группа. Как правило, инвалиды, как их стали называть, образовывали особые команды и селились в городах: сперва в качестве постояльцев в домах горожан, а затем — отдельными слободами. Введенная же Петром I рекрутская повинность сохранялась более полутора сотен лет, а источник пополнения армии стал фактически неисчерпаемым, что позволило России на протяжении последующих столетий иметь одну из самых многочисленных армий мира.

Рекрутская повинность была лишь одной из многих повинностей, которые тяжелым бременем ложились на плечи населения в условиях военного времени: вводились разнообразные чрезвычайные налоги, объявлялись мобилизации крестьян и горожан на строительство флота, крепостей, заводов, Петербурга; от городов постоянно требовали присылки кузнецов, плотников и других мастеровых; осуществлялось насильственное переселение купеческих семей в Петербург. Все это не могло не вызвать попыток сопротивления. Так, в 1705 г. вспыхнул мятеж стрельцов и казаков в Астрахани, а в 1707 г. началось восстание донских казаков под предводительством К. Булавина. Оба восстания были жесточайшим образом подавлены, причем в ходе последнего погибло до 20 тыс. человек.

Вместе с тем Петр не мог не понимать, что продолжение изнурительной войны чревато новыми социальными потрясениями и пытался вести со шведами переговоры о заключении мира, соглашаясь возвратить все завоеванные земли, за исключением Петербурга. Однако Карл XII и слышать не хотел о мире и в декабре 1707 г. начал поход против России, закончившийся разгромом шведов в Полтавской битве в июне 1709 г. Победа под Полтавой стала поворотным событием русской истории, выведшим Россию на мировую арену. Именно с этого времени Россия становится одной из ведущих мировых держав, активным и полноправным участником международных отношений.

Вместе с тем рост военного могущества России не мог не беспокоить ее соседей и, прежде всего, Турцию, начавшую готовиться к войне. Следствием напряжения в отношениях двух стран стал в 1711 г. Прутский поход Петра I, завершившийся окружением и капитуляцией русской армии. Согласно заключенному мирному соглашению Россия обязалась возвратить Турции Азов и разрушить недавно основанные крепости Таганрог на Азовском море и Каменный Затон на Днепре, а также вывести войска из Польши. Выполнять данные Турции обещания Россия не спешила и в 1712 г. Турция дважды вновь объявляла войну, но военные действия не вела.

Последующие годы ознаменовались новыми, в том числе морскими, победами над шведами. В 1716–1717 гг. Петр предпринял еще одно путешествие за границу, посетив Польшу, Голландию и Францию. Все это время шли интенсивные поиски возможного посредника для переговоров со Швецией и, наконец, в 1718 г. открылся Аландский мирный конгресс, продолжавшийся до осени 1719 г., когда после смерти Карла XII он был закрыт без всякого результата. Россия вновь вынуждена была активизировать военные действия на суше и на море, что привело к окончательному разгрому Швеции, и в мае 1721 г. наконец был заключен Ништадтский мирный договор, по которому в вечное владение России перешли Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия, города Выборг и Кексгольм.

Во время празднования окончания войны осенью 1721 г. Петр I получил от Сената императорский титул, а также прозвания «Отец Отечества» и «Великий», а Российское государство отныне стало называться Российской империей. Так официально были оформлены изменения в характере российской государственности, происходившие на протяжении нескольких предшествующих десятилетий. Новый, имперский характер государства вызвал к жизни проблемы, характерные для такого типа государств, и, прежде всего, проблемы управления.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Военное положение — что это такое? Что означает введение военного положения в стране?

При наступлении определенных негативных обстоятельств, угрожающих существованию государства или безопасности его граждан, согласно законодательству большинства стран мира может быть применено военное положение. Что это такое? При каких конкретных условиях оно может быть введено? Как себя при этом нужно вести? В общем, давайте выясним, что значит военное положение.

Общая суть термина

Военное положение – это введение специального режима правовых отношений в стране, которые предназначены для обеспечения сохранения жизнеспособности государства и защиты его граждан в определенных чрезвычайных условиях.

Чаще всего поводом для введения данной меры является внешняя агрессия или её угроза. Но в истории известна и масса случаев, когда при внутренних беспорядках вводился режим военного положения. Это объяснялось необходимостью защиты мирных жителей или обеспечением сохранения конституционного строя. Подобные прецеденты имели место как в США, так и во многих европейских государствах.

В большинстве современных стран за введение военного положения отвечает не армейское руководство, а глава государства. Но чаще всего с обязательным одобрением данного решения парламентом страны. В некоторых случаях законодательный орган берет инициативу введения особого режима на себя.

Зачастую условия военного положения предусматривают предоставление дополнительных полномочий центральной власти для обеспечения более оперативного руководства ситуацией, а также определенное сокращение перечня прав и свобод граждан.

Это наиболее типичные причины и следствия ввода военного положения, которые являются идентичными для большинства стран мира. Теперь же взглянем на условия введения и действия военного положения в отдельных государствах, узнаем, в чем состоят их нюансы, а также остановимся на конкретных исторических прецедентах.

Военное положение в законодательстве Российской Федерации

В территориальных границах Российской Федерации условия введения и порядок действия данного режима устанавливает специальный закон «О военном положении», принятый в январе 2002 года. Он был одобрен парламентом в декабре 2001 года.

В данном акте оговаривается весь механизм введения военного положения в России, основание, причины, порядок его действия, а также условия снятия.

Когда вводится военное положение в России?

Закон о военном положении предусматривает введение данного режима только в случае внешней агрессии иностранного государства или угрозы нападения. Внутренние причины как повод для применения данного инструмента исключаются. Для этого случая предусмотрен режим чрезвычайного положения.

Право ввести военное положение в стране в случае существования необходимых оснований имеет президент Российской Федерации. Делает он это путем издания указа. С ним в обязательном порядке немедленно должны быть ознакомлены парламентская Дума и Совет Федерации. СовФед должен утвердить указ либо отклонить его.

Обязательными атрибутами данного документа является причина введения военного положения, территория, на которую его действие распространяется, точная дата начала действия режима.

Что предусматривает военное положение в России?

С момента, который обозначен в указе, начинает действовать военное положение. Что это значит для обычных россиян? О чем они должны знать?

Прежде всего военное положение — это ограничение некоторых прав и свобод человека. А именно: начинает действовать запрет собраний, митингов, забастовок. Запрещается деятельность партий и других политических организаций на территории, где введено военное положение. Кроме того, вводится ограничение на право перемещения граждан и передвижение с помощью транспортных средств, применяется режим комендантского часа, вплоть до полного запрета въезда на определенные территории. Срок задержания до выяснения обстоятельств увеличивается до 30 суток. Правда, дольше этого времени вас никто не имеет права держать.

Но не только подобные действия подразумевает под собой введение военного положения. Что это не просто ряд мер, связанных с ограничением свобод граждан, доказывает присутствие в законе и других пунктов. Прежде всего — установление специальных режимов на стратегически важных объектах, а в случае надобности — и эвакуация последних.

Также предусмотрена изоляция граждан воюющего с Россией государства, находящихся на момент боевых действий на её территории. Причем это делается не только в целях государственной безопасности, но и для обеспечения неприкосновенности самих иностранцев.

Кроме того, вводится цензура, а в отдельных случаях ограничивается выезд россиян за рубеж.

Но главным пунктом данного закона является возможность привлечения вооруженных сил для обеспечения правопорядка.

Отмена военного положения в России

Военное положение в Российской Федерации, как и его введение, может быть отменено указом президента страны. Это осуществляется в том случае, если глава государства решит, что обстоятельства, вынудившие пойти на введение особого режима, устранены. Также военное положение отменяется, если его не утвердил Совет Федерации. Других способов снятия особого режима законодательство не представляет.

Прецеденты введения военного положения на территории России

Во времена Российской империи такого термина, как «военное положение», не существовало, но зато был идентичный ему термин — «состояние охраны». Вводился этот режим на территориях, близких к фронту военных действий, а также в губерниях, охваченных народными возмущениями. Особенно много прецедентов введения состояния охраны было в 1905-1906 годах, когда страна была охвачена революционным движением.

В советское время термин «военное положение» вошел в законодательство страны. Право на его введение имел только Президиум Верховного Совета СССР. Но воспользовался он этими полномочиями только во время Великой Отечественной войны. Тогда военное положение вводилось на оккупированных и прифронтовых территориях, а также на стратегически важных объектах.

Случаи применения военного положения в Российской Федерации

С момента образования Российской Федерации до нынешнего времени на её территории военное положение никогда не вводилось. Даже во времена Чеченской войны на территориях, охваченных боевыми действиями, было введено только чрезвычайное положение и режим контртеррористической операции. Правда, на контролируемой боевикам территории военное положение вводил Джохар Дудаев, но делал он это не как глава субъекта Российской Федерации, а как президент независимой Ичкерии.

Военное положение в Украине

Теперь давайте взглянем, при какой ситуации в других странах вводится военное положение. Что это такое, например, для Украины?

В украинском законодательстве также существует это понятие. Его регулирует «Закон о правовом режиме военного положения». Данный акт был принят Верховной Радой ещё в 2000 году, но после этого он не один раз подвергался изменениям, последнее из которых было внесено в мае 2015 года, в связи с боевыми действиями на Донбассе и с многократно возросшей вероятностью применить военное положение. Что это значит в свете новой редакции закона?

Нововведения в украинском законодательстве

Итак, по украинскому законодательству военное положение может быть введено не только по причине внешней агрессии, но и в связи с обстоятельствами, угрожающими независимости или территориальной целостности страны.

Решение о введении данного режима принимает президент, но утверждает его в обязательном порядке Верховная Рада. Действие военного положения может распространяться как на всю страну, так и на её отдельную часть.

Согласно данному закону, при введении режима возможно существенное ограничение прав и свобод человека. В первую очередь ограничивается право на свободу передвижения, вводится жесткий паспортный режим и комендантский час. Также при необходимости может быть введена обязательная трудовая повинность на нужды оборонной промышленности.

Законодательно предусматривается возможность запрета действия политических партий, работы интернета, телевидения и других источников информации.

Кроме того, закреплена возможность эвакуации населения из мест боевых действий и обязанность жителей населенных пунктов, в которые будет производиться переселение, обеспечивать беженцев всем необходимым.

Ограничения прав человека, которые будут происходить в рамках данного законодательства в случае введения особого режима, в международных судах оспорены быть не могут.

Вот что значит военное положение по законодательству Украины.

Военное положение в Беларуси

Теперь взглянем, как законодательство Республики Беларусь смотрит на военное положение. Что это такое по законам данной страны?

В Беларуси действует законодательный акт «О военном положении» ещё с 2003 года. Согласно ему основанием для введения особого режима является нападение другого государства или военная угроза с его стороны. Но также поводом для запуска в действие военного положения может считаться наличие очагов вооруженных конфликтов, направленных против государства. Таким образом, закон формально можно использовать не только против внешнего врага.

Военное положение вступает в силу на основании указа президента, но с обязательным одобрением в трехдневный срок Советом Республики. В первой же статье закона указывается, что в случае введения данного режима предусматривается определенное ограничение прав и свобод человека и возложение на граждан дополнительных обязанностей.

Отмена военного положения следует после издания президентом соответствующего указа.

Военное положение в других странах мира

До сих пор мы говорили только о странах постсоветского пространства. Но как в дальнем зарубежье применяют военное положение? Что это такое, например, для жителей Испании или США?

Нужно сказать, что законодательство о военном положении у большинства демократических стран очень схоже. Так что нет принципиальной разницы, при сравнении с законами России, Украины и Беларуси. Так же и в остальных странах: в случае введения военного положения предусматривается урезание прав и свобод человека. Разница только в величине этих ограничений.

Единственное принципиальное отличие в законодательствах различных стран – это возможность применять военное положение в случае внутригосударственного конфликта. Законы одних стран разрешают это, а других допускают введение данного режима только при существовании внешней агрессии. Так, военное положение в различное время вводилось при внутренних протестах в США, Франции, Польше.

Нужно также отметить, что в испаноязычных странах чаще законодательно закреплен другой термин, а именно – «осадное положение».

Если же говорить о странах, где существует жесткая диктатура, то там процесс введения военного положения намного проще и зависит фактически от воли одного человека. Да и ограничения прав и свобод при введении подобного режима намного жестче, чем в демократических странах.

Общие итоги

Конечно, лучше бы закон о военном положении применять никогда не пришлось. Но, как показывает практика, стоит перестраховаться и иметь в наличии уже готовый план действий на случай угрозы независимости и целостности страны, чем потом принимать в спешке соответствующие законы.

Конечно, закон о введении военного положения практически каждой страны предполагает определенные ограничения прав и свобод своих граждан, но это все-таки неизбежный шаг при внешней агрессии.

fb.ru

Законы военного времени — это… Что такое Законы военного времени?

ЗАКÓНЫ ВОÉННОГО ВРÉМЕНИ, правовые акты или нормы, действующие только в период войны и распространяющиеся на всю терр. страны либо только на р-ны, объявленные на военном положении, а также на отд. отрасли гос. управления.

В СССР необходимость превращения всей страны в единый боевой лагерь повлекла за собой серьёзные изменения в системе правовых норм по двум направлениям: принятие новых законодат. актов на период воен. времени и внесение соответств. изменений и дополнений в действовавшее законодательство. Все З. в. в. были основаны на общих конституц. принципах сов. права и действовали во всех его отраслях. С нач. войны были изданы новые законодат. акты о введении воен. положения, об установлении перечня терр., на к-рых вводилось воен. положение, о мобилизации военнообязанных и другие. Этими спец. актами закреплялось создание системы чрезвычайных органов, устанавливались компетенция воен. властей в местностях, объявленных на воен. положении, правовой режим в местностях, объявленных на осадном положении, и т. п.

Перестройка нар. х-ва на воен. лад также вызвала необходимость издания ряда законодат. актов, регулирующих трудовую деятельность граждан на всей терр. страны. В годы войны были приняты новые законодат. акты и внесены изменения в действующие в сфере установления прав и обязанностей военнослужащих, льгот и преимуществ для членов их семей (напр., были приостановлены все гражд. дела, ответчиками в к-рых были военнослужащие). В годы войны на граждан СССР были возложены дополнительные по сравнению с мирным временем обязанности: по противовозд. и противохимич. обороне, обучению воен. делу, мобилизации автотракторного и гужевого транспорта и другие.

Большие изменения были внесены в сов. уголовное и уголовно-процессуальное законодательство (напр., принята ст. 192 «Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик» от 1924 об отсрочке исполнения приговоров, присуждающих в воен. время военнослужащих к лишению свободы, до окончания военных действий; введена уголовная ответственность за действия, к-рые в условиях мирного времени не были наказуемы; повышены санкции за отдельные виды правонарушений).

Ряд законодат. актов был направлен на реорганизацию суд. системы применительно к условиям военного времени (напр., Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в р-нах боевых действий 1941).

З. в. в. характеризовались в целом более суровыми санкциями в отношении к правонарушителям. Они имели приоритет перед законами мирного времени как законы специальные. С окончанием войны З. в. в. прекращали своё действие или отменялись соответствующими актами. Смотри также Военные трибуналы, Гражданское право, Инвалиды войны, Налоги, Уголовное право и др.


Лит.: Сов. право в период Вел. Отечеств. войны, ч. 1–2, М., 1948.

Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др.. 1985.

velikaya_otechestvennaya_voyna.academic.ru

Военное время — Википедия. Что такое Военное время

Военное время — период, в течение которого два государства, группа государств, либо политические силы внутри одного государства (гражданская война) находится в состоянии войны между собой.

Состояние войны возникает с момента её объявления высшим органом государственной власти либо с момента фактического начала военных действий[1].

Военное время, это особые условия жизни государства и общества, связанные с возникновением форс-мажорного обстоятельства — войны.

Каждое государство обязано выполнять свои функции по защите своих граждан от внешней угрозы. В свою очередь, для выполнения этих функций, законами всех стран предусмотрено расширение полномочий государства с одновременным ограничением прав и свобод граждан.

Юридические, экономические, социальные последствия объявления о начале войны

Наступление военного времени, согласно законодательству всех стран, автоматически влечет за собой определенные последствия.

Юридические последствия

В соответствии с Федеральным Законом «Об обороне» в России состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооружённого нападения на Россию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров России. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

Чрезвычайные меры, направленные на оборону страны, связанные с ограничением гражданских свобод предпринимаются всеми государствами. В годы Гражданской войны президент Авраам Линкольн временно отменил основополагающие гражданские права. То же самое сделал Вудро Вильсон после начала Первой мировой войны и Франклин Рузвельт в период Второй мировой войны.

Состояние войны влечет за собой ряд правовых последствий: прекращение дипломатических и иных отношений между воюющими государствами, прекращение международных договоров и др.

В военное время вступают в действие определенные уголовно-правовые акты, или части этих нормативных актов, ужесточающие ответственность за отдельные преступления. В то же время факт совершения преступления в военное время является квалифицирующим признаком отдельных составов воинских преступлений. Ужесточается дисциплинарная ответственность военнослужащих. Командир для прекращения нарушений дисциплины, либо в случае неповиновения получает дополнительные права вплоть до применения оружия[2].

Согласно ч. 3 ст. 331 УК России уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время, либо в боевой обстановке, определяется законодательством России военного времени[3].

В исключительно тяжелой обстановке возможны изменения в уголовном судопроизводстве, либо полная отмена отдельных его стадий. Так в осажденном Ленинграде во время блокады действовало Постановление органов местной власти, предписывающее органам охраны правопорядка расстреливать мародёров, грабителей и разбойников, задержанных на месте совершения преступления. Таким образом весь уголовный процесс ограничивался двумя стадиями — задержание и исполнение наказания, минуя предварительное расследование, судебное слушание, апелляционное и кассационное производства.

Экономические последствия

Экономические последствия военного времени характеризуются чрезмерными расходами государственного бюджета на оборонные нужды. Все ресурсы страны направляются на обеспечение потребностей армии. В оборот запускаются золотовалютные резервы, расходование которых для государства крайне нежелательно. Как правило, эти меры ведут к гиперинфляции. Транспорт, в том числе и железнодорожный в первую очередь выполняет военно-экономические заказы в ущерб коммерческим и пассажирским перевозкам[4].

Социальные последствия

Социальные последствия военного времени характеризуются, прежде всего, существенным ухудшением уровня жизни населения. Перевод экономики на выполнение военных нужд требует максимальной концентрации экономического потенциала в военном секторе. Это влечет за собой отток средств из социальной сферы. В условиях крайней необходимости, при отсутствии возможности обеспечить товарно-денежный оборот, продовольственная система может перейти на карточную основу со строгим дозированным отпуском продуктов на одного человека.

См. также

Примечания

  1. ↑ Понятие Военного Времени
  2. ↑ Специфика юридической ответственности военнослужащих в военное время
  3. ↑ Уголовный Кодекс Российской Федерации
  4. ↑ Железные дороги в военное время Архивная копия от 11 мая 2009 на Wayback Machine

Ссылки

wiki.sc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *