History (США): когда в Древней Руси правили викинги

https://inosmi.ru/20191206/246380211.html

History: когда в Древней Руси правили викинги

History: когда в Древней Руси правили викинги

History: когда в Древней Руси правили викинги

Автор описывает историю правления скандинавов в Древней Руси, излагая норманскую теорию, а также известные мифы и легенды. Упоминая «Повесть временных лет»,… | 06.12.2019, ИноСМИ

2019-12-06T01:15

2019-12-06T01:15

2022-10-07T15:35

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.inosmi.ru/images/sharing/article/246380211.jpg?2463786741665146114

киевская русь

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

2019

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Новости

ru-RU

https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

общество, история, острые углы истории, киевская русь, князь владимир, княгиня ольга, князь олег, князь игорь

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Читать inosmi.ru в

Автор описывает историю правления скандинавов в Древней Руси, излагая норманскую теорию, а также известные мифы и легенды. Упоминая «Повесть временных лет», автор вкратце пишет о правителях славян начиная с трех братьев-варягов и заканчивая завоеванием Руси монголами.

Беки Литл (BECKY LITTLE)

Викинги, исторически происходящие из Скандинавии и Северной Европы, сегодня хорошо известны своими деяниями на западе. Но эти купцы и воины также попали в Восточную Европу, где помогли основать средневековую федерацию на части территорий, которые сегодня известны как Белоруссия, Украина и Россия. Это непрочное объединение княжеств под названием Киевская Русь просуществовало почти 400 лет, но в XIII веке распалось во время монгольского нашествия.

Первые скандинавские поселения на востоке

Викинги основали Киевскую Русь в середине IX века, но скандинавские поселения в Восточной Европе существовали еще в 750 году. Это было еще до викингов. Вероятно, в те годы скандинавы осели в северо-западном русском городе Старая Ладога, который находился на озере Ладога напротив сегодняшней Финляндии. Среди найденных там археологами артефактов есть талисман с изображением древнескандинавского бога войны Одина.

«Ранних скандинавов особенно привлекали в Ладогу появившиеся там исламские серебряные монеты дирхамы, — пишет ученый Томас Нунен (Thomas S. Noonan). — Регулярное поступление исламских дирхамов из России в Скандинавию через Ладогу началось в первые годы IX века. Это является еще одним свидетельством присутствия викингов в Ладоге задолго до 840 года».

Князь Олег расширяет территорию, переносит столицу в Киев

После 840 года скандинавские викинги, которых в Восточной Европе называли варягами или русами, начали править славянскими племенами в Киевской Руси. Поначалу этот регион был поделен между тремя братьями из знати.

«Старший Рюрик сел в Новгороде, второй Синеус в Белоозере, а третий Трувор в Изборске, — говорится в истории этих земель под названием „Повесть временных лет», которую составили в XII веке киевские монахи. — Благодаря этим варягам окрестности Новгорода стали называть землей русов». Слово «Русь», от которого происходит название России, предположительно является древнескандинавским и переводится как «люди, которые гребут».

© CC0 / Public DomainПризвание варягов. В. М. Васнецов

© CC0 / Public Domain

Братья Рюрика вскоре умерли, и поэтому он забрал их земли, сделав Новгород столицей своих владений. После смерти Рюрика его преемник князь Новгородский Олег (Олег Вещий) в 882 году захватил Киев и перенес туда столицу из Новгорода. Захватывая новые территории и увеличивая размеры Киевской Руси, Олег также увеличил ее богатства и заключил выгодное торговое соглашение с Константинополем, столицей Византийской империи.

Беды после Олега

Археологические находки в этом регионе как минимум частично подтверждают историческое повествование из «Повести временных лет» о викингах. Но историки предупреждают читателей, что к этому повествованию надо относиться с долей сомнения, поскольку некоторые эпизоды там приукрашены и сродни мифам.

Одна из таких историй — смерть Олега. Согласно «Повести», при жизни Олег услышал пророчество, что примет смерть от одного из своих коней. Чтобы избежать такой участи, Олег никогда не садился на этого коня. Он успешно расширял пределы Киевской Руси, занимался торговлей и со временем стал слишком самонадеянным и начал подумывать о том, чтобы все-таки сесть на этого коня. Но к тому времени скакун умер. Олег нашел его останки и с издевкой наступил на конский череп. В этот миг, согласно летописи, из-под черепа выползла змея и укусила Олега. Князь умер.

© CC0 / Public DomainОлег у костей коня. В. М. Васнецов, 1899

© CC0 / Public Domain

После Олега наступили тяжелые и тревожные времена. Его преемником стал сын Рюрика Игорь, женившийся на женщине по имени Ольга. Подобно Олегу, Игорь собирал дань с покоренных народов. Однако размеры дани были слишком велики, и одно из племен убило его. После смерти Игоря власть перешла к Ольге.

То, что случилось потом с Ольгой, в большей степени кажется мифом, чем правдой. Ольга (по вполне понятным причинам) разгневалась на славянское племя древлян, убившее ее мужа. Поэтому, когда посланники древлян прибыли к Ольге с предложением выйти замуж за одного из их князей, она заманила их в ловушку и похоронила заживо. В «Повести» также говорится, что она пригласила в гости мудрецов из племени древлян и сожгла их заживо в бане.

Конец Киевской Руси

До конца X века Киевская Русь была в основном языческой. Но когда к власти пришел князь Владимир, он ввел христианство. На самом деле принятие христианства стало результатом сделки между Владимиром и византийским императором. Владимир согласился принять христианство и направить императору шесть тысяч воинов для защиты его трона. В ответ на это он получил возможность жениться на сестре императора.

Отправленные в Византию воины положили начало Варяжской страже — элитному отряду императорских телохранителей. Кроме того, благодаря этой сделке в Киевской Руси начала распространяться византийская культура. Владимир строил храмы для распространения христианства и школы для распространения грамотности (и христианства тоже). Экономика процветала, и Киевская Русь продолжала расширяться. Культурный и экономический рост достиг наивысшей точки при сыне Владимира Ярославе Мудром, который приступил к строительству Собора Святой Софии в Новгороде.

После этого в федерации Киевской Руси начались междоусобицы и борьба князей за власть. Крестовые походы еще больше усилили нестабильность. Поэтому к моменту вторжения монголов в XIII веке Киевская Русь была ослаблена и раздроблена и быстро пала под напором завоевателей.

Препринт: «История викингов: Дети Ясеня и Вяза»

В Норвегии первые государства сосредоточивались во фьордах (с намерением контролировать морские пути) и на небольших полосках пригодной для обработки земли в долинах. В Швеции более крупные государства располагались в районе центральных и южных равнин и озер, а мелкие были сосредоточены в устьях рек на севере, что позволяло держать под присмотром водные пути, направлявшиеся с гор вниз. В Дании — регионе, территориально менее обширном и с более плоским рельефом, а также более близком к союзам великих держав на континенте — зарождающиеся государства были еще крупнее: косвенные подвижки к ускоренному политическому объединению ощущались здесь еще в раннем железном веке. 

Эти миниатюрные владения, по-видимому, считались королевствами, хотя на взгляд современного человека были крайне малы. Важнейшим элементом новых властных структур было право на владение землей, которое, в свою очередь, зависело от того, каким образом эта земля была приобретена. В общественном укладе, возникшем после Фимбульвинтер, или Великанской зимы, право на землю, по-видимому, снова сосредоточилось в руках меньшинства и распределялось между всеми остальными в форме аренды.

Практика заочного землевладения (отсутствующего землевладельца), вероятно, возникла задолго до пылевой завесы 536 года, но после этого явно начала активно расширяться. Такого рода передача земель могла происходить насильственным путем, или, возможно, пустующие хозяйства — пустующие, поскольку их обитатели погибли либо ушли в другие места, — просто присваивались, и в этом контексте вооруженный захват сам по себе становился легитимным обоснованием права собственности. 

В дальнейшем совершившийся де-факто захват земельных владений стремились закрепить и упрочить с помощью разнообразных и разносторонних мер. Об этом говорит строительство величественных залов и «королевских» резиденций для новых «монархов». На это указывает раздача земельных наделов проверенным военным сторонникам, чьи верность и силовая поддержка помогали подняться к власти и служили надежной гарантией ее сохранения. Это проявляется в энергичной поддержке внутреннего и внешнего торгового обмена, обеспечивавшего приток предметов роскоши, необходимых для платы приближенным.

Это прослеживается в создании фиктивных родовых традиций, подтверждающих законное право на власть через связь с богами и легендарными предками и подкрепленных религиозными ритуалами в честь этих воинственных покровителей. И наконец, по окончании земного пути это проявлялось в сооружении погребальных курганов, превосходивших размерами все существовавшее прежде, — незыблемого проявления власти, воздвигнутого на виду у всех и каждого. Средоточием всех этих усилий были конкретные люди, самозваные представители объединений, созданных по их воле и отчасти их же руками, делавшие первые шаги к основанию династий, которые должны были перенести память о них в будущее. 

Так выглядели новые военные вожди, пришедшие к власти после кризиса периода Великого переселения народов. Фотография: Линдси Керр (© Lindsey Kerr / Wulfheodenas Living History group). Источник: «История викингов: Дети Ясеня и Вяза»

Новая знать целенаправленно заполняла собой пустоту, оставшуюся на месте римской власти, которая когда-то служила для нее политической ролевой моделью, и даже имитировала символический язык бывшей имперской власти: восходящая к богам родословная, портретные изображения и величественные памятники (в том виде, как это понимали в Скандинавии).

В этом нет ничего удивительного, поскольку эти люди или их непосредственные предшественники были хорошо знакомы с Римской империей и ее визуальной культурой. Они никогда не были полностью изолированы от того, во что превратился Рим. Власть на Севере стала отождествляться с демонстрацией власти, причем эта демонстрация производилась достаточно незамысловатыми визуальными средствами, с тем, чтобы смысл увиденного не вызывал ни у кого сомнений. 

Учитывая экологические проблемы VI века и их последствия, мы в самом буквальном смысле можем считать эту новую знать продуктом своей среды. Более того, каждый самопровозглашенный скандинавский король в дальнейшем делал окружающую среду продолжением самого себя, поскольку он вместе со своими дружинниками оставлял определенный след на земле и в жизни людей. За двести лет, непосредственно предшествовавшие эпохе викингов, эта система в том или ином виде распространилась по всему Северу, расширяясь и укрепляясь с каждым последующим правителем каждого крошечного королевства.

В этот процесс также были вовлечены все их сподвижники и последователи, их семьи и их арендаторы. Такие правители и такие народы населяют поэзию эпохи викингов, истории о предках и предания, благодаря которым прошлое оставалось близким. Эпическая поэма «Беовульф», хотя это староанглийский текст, рассказывает исключительно скандинавскую по духу историю о данах, свеях и гетах, об их войнах и распрях и об их культуре, величайшей ценностью в которой считалась честь. Смутные отголоски общих воспоминаний, а иногда и упоминания одних и тех же людей появляются в исландских легендарных сагах. В каждом случае главными героями выступают представители семейных династий: Инглинги, Скьёльдунги, Вёльсунги и другие. Это были новые богачи и добившиеся всего сами люди железного века, с боем прорвавшиеся к власти и создавшие крошечные миры по своему образу и подобию. Один историк назвал таких военно-феодальных правителей неистовыми авантюристами, и он был прав. 

Этот жизненный уклад отразился в монументальных курганах и огромных залах, остатки которых до сих пор можно увидеть в таких местах, как Гамла-Уппсала (буквально — «Старая высокая палата») в шведском Уппланде, Борре в норвежском Вестфолде и Лейре близ Роскилле в Дании. В них сходятся воедино признаки, знакомые нам с более ранних времен, в частности претензии на исключительность и важность принадлежности к определенной группе. Воинственные обычаи процветали, опираясь на идеи благородного товарищества, узы долга и клятвы взаимной поддержки. В некотором смысле они представляли собой усовершенствованную версию той идеологии, которая существовала в Скандинавии по крайней мере с бронзового века. Выстроенные вокруг явления, которое один ученый назвал «красота воина», они сочетали в себе эстетику насилия, культ верности и поражающую воображение материальную культуру убийства. 

На гребне возвышенности хорошо просматриваются монументальные погребальные курганы. Фотография: Дэниел Лёвенборг (© Daniel Löwenborg). Источник: «История викингов: Дети Ясеня и Вяза»

Все королевские курганы в Уппсале относятся к категории кремационных захоронений, поэтому все богатства, которые когда-то в них лежали, превратились в обугленные обломки, но археологам все же удалось восстановить золотые шейные гривны, шлемы, оружие, усыпанное гранатами, и привезенные из-за рубежа предметы роскоши. Данные с других площадок, таких как Хогом в Норрланде, позволяют понять, какую одежду носили эти люди: облачения, полностью сшитые из ярко-красной ткани, с золотыми пуговицами, вышитые по подолу и рукавам золотой и серебряной нитью. Вероятно, все это сверкало и переливалось при каждом движении — такой наряд никак нельзя было назвать скромным. 

В нескольких километрах от Уппсалы находится могильное поле Вальсгарде, место захоронения, по-видимому принадлежавшее одному обширному клану на протяжении всего железного века. Здесь было найдено около пятнадцати погребальных кораблей, по одному на поколение, с великолепным убранством: огромные щиты, иногда по три в одной могиле, с декоративными накладками с изображениями животных и переплетающимися узорами, тяжелые боевые копья и позолоченное оружие, украшенное характерным красно-золотым клуазонне с гранатами. 

Ладейное захоронение в Осеберге, ок. 834 г. Судно только наполовину засыпали землей, оставив открытое пространство для контакта с умершим.

Реконструкция: Андерс Квале Руэ (© Anders Kvåle Rue). Источник: «История викингов: Дети Ясеня и Вяза»

Высшим символом в системе социальных сигналов были мечи с кольцами, неоднократно встречающиеся в стихах и во множестве представленные среди археологических находок — оружие, в рукоять которого в буквальном смысле вбиты золотые кольца. Это был знак верности в бою, принесенной и принятой клятвы верности, отличительный знак полководца. Среди артефактов больших ладейных захоронений VI и VII веков самое глубокое впечатление производят шлемы с боевыми масками, полностью закрывавшими лицо, иногда дополненными защищавшим нижнюю часть головы и шею кольчужным занавесом. Их поверхность состоит из десятков небольших пластинок, украшенных рельефными сценами из северной мифологии: крошечными пешими и конными воинами, чудовищами, крылатыми существами, оборотнями и, вероятно, даже богами войны. Эти люди были ходячей иллюстрацией своего мировоззрения. В захоронениях также найдены останки бойцовых собак в шипастых ошейниках с поводками из цепей, и ловчих птиц, приученных к запястью.

Ладьи были окружены забитыми животными — лошадьми и крупным рогатым скотом, чья кровь, вероятно, глубоко пропитала землю. Украшены были даже сами корабли: планшир щетинился завитками железных спиралей, вероятно имитирующих гриву драконьей головы, установленной на носу корабля. 

Это были люди, которых любой мог узнать с первого взгляда, выделявшиеся из толпы везде, куда бы ни направлялись, — буквальное воплощение иерархии. 

В Швеции первое из обнаруженных захоронений такого типа — ладейное захоронение в Венделе, в Уппланде, — дало название целому периоду, приблизительно с 550 до 750 года, двум векам, предшествовавшим эпохе викингов. В терминологии имеются расхождения: в Норвегии вендельский период называется меровингским, а в Дании он соединяется с эпохой Великого переселения народов и называется германским железным веком. 

Новый общественный порядок распространялся на всех членов общины, не только на элиту, состоявшую преимущественно из мужчин. На Вальсгарде ладейные захоронения чередуются с кремационными захоронениями и погребальными камерами, во многих из которых находились женщины, похороненные с такими же статусными предметами, как и владельцы кораблей. Считать, будто эффектные ладейные захоронения важнее остальных, — не более чем современный предрассудок. Стихи того времени подчеркнуто воспевают могущество королев, которые блистали в высоких залах и подносили самопровозглашенным героям хмельной мед в украшенных драгоценными камнями чашах. 

Знатная женщина эпохи викингов. Реконструкция платья богатой женщины, похороненной в корабле в Гамла-Уппсала (Швеция) (© Gamla Uppsala Museum). Источник: «История викингов: Дети Ясеня и Вяза»

Необходимо также оценить масштабы этих погребальных пейзажей. Только на территории центральных шведских провинций Уппланд, Содерманланд и Вестманланд, окружавших озеро Меларен (а значит, имевших выход к Балтийскому морю), имеется около трехсот монументальных курганов диаметром более 20 метров. Это намного превышает размеры любого обычного кургана, и эти захоронения — могилы новых «королей», их знатных сподвижников и высокопоставленных членов их свиты. Сходную картину можно наблюдать на западе Швеции и, с гораздо меньшим размахом, на севере. 

Сопоставив эти захоронения с картой, можно оценить размеры дружин, находившихся в распоряжении у этих военных вождей. Судя по могильным курганам, в районе Уппсалы, вероятно, могло быть от 40 до 50 предводителей такого же ранга, как похороненные в ладьях Вальсгарде, и за ними стояли отряды численностью, вероятно, от пяти до восьми сотен воинов. Если бы они захотели отправиться в плавание, для их перевозки потребовалось бы около 50 ладей вальсгардского типа. Такую «армию» короли Уппсалы приводили с собой на войну. 

Некоторые аспекты монументальных захоронений вызывают и другие вопросы — например, в некоторых крупных ладейных погребениях найдены саамские палаточные тенты из бересты с характерным выжженным орнаментом. Ими накрыты некоторые погребальные корабли; с точки зрения саамов, это превращало все судно в могилу, обустроенную согласно их обычаям. Трудно понять, что это означало, — возможно, дипломатический подарок, что-то вроде похоронного венка, который в наше время высокий гость из другой страны может возложить на могилу современного политика, или нечто более интерактивное? Так или иначе, похоже, что тесные отношения между скандинавами и саамами существовали на самом высоком уровне. 

Охватившие Север общественные изменения коснулись и домов крестьян: даже планировка и внешний вид построек изменились сообразно новому укладу домашней жизни. Произошел переход от общинных застолий под открытым небом и приготовления пищи в земляных печах к культуре закрытых залов, которая с меньшим размахом воспроизводилась в домах сельских жителей. 

Архитектура построек имела особое значение для новой идеологии Севера, поскольку спектакль новой власти требовал подобающей сцены и декораций. Именно с этого времени прослеживается подъем зальной культуры. По сути, зал был преемником традиционного скандинавского длинного дома, с жилой зоной, преобразованной в специально открытое для обозрения общественное пространство. Кухонная зона была отгорожена с одного конца и находились вне поля зрения, личные покои правителя располагались по другую сторону и были также отделены от главного зала. Эти постройки имели разные входы для гостей разного ранга и иногда приемные помещения или вестибюли, где можно было оставить броню и оружие, прежде чем получить допуск в главный зал. 

В центре зала располагались длинные очаги. По обе стороны от них тянулись помосты со скамьями, на которых сидели гости. Позднее, после того как мебель уносили, они могли там же улечься спать. В одном конце комнаты либо в середине длинной стороны стояло высокое кресло хозяина зала, притягивавшее все взгляды. Гостей радушно приветствовали — их присутствие в какой-то мере придавало смысл всему происходящему и диктовалось угрюмой логикой обязательного и взаимного гостеприимства, входившего в кодекс поведения знати. Зал служил местом выражения взаимного признания, рассказов за пирами и выпивкой (особенно выпивкой), вручения и получения колец и других знаков щедрости, с помощью которых правитель контролировал своих людей, а те, в свою очередь, добивались осуществления его воли среди народа. Кроме того, зал был в высшей степени гендерно дифференцированным пространством и изобиловал символикой, связанной с ролями мужчин и женщин. 

Домашний очаг в эпоху викингов. Усадьба среднего достатка дождливой осенью, по материалам археологических раскопок (© Arkikon). Источник: «История викингов: Дети Ясеня и Вяза»

В зале была своя словесная валюта, особый язык самовосхваления и заказного прилюдного величания, максимально доходчиво раскрывающий идею силы и власти, заложенную в архитектуре и убранстве здания. Зал был местом обитания поэзии и ее знатоков — скальдов. В сложном бесписьменном обществе, таком как вендельская, а затем и викингская Скандинавия, одной из важнейших задач поэта было изложить емким запоминающимся языком все то, что людям необходимо знать, и позволить им сохранить важные сведения из своего коллективного прошлого. Со временем этот замысел разросся и стал частью самовоспроизводящегося механизма, приводящего в движение эти общества. Сегодня мы можем спросить, что значит то или иное стихотворение, но для скальдов этот вопрос не имел никакого смысла. Сплетая свои сложные словесные полотна, они просто позволяли вещам, о которых шла речь, полнее проявить свою истинную суть. 

В каком-то смысле жизнь историй позднего железного века была неразрывно связана с обстановкой человеческого жилища и колеблющимся светом от очага, будь то в длинном доме крестьянина или в эпическом пространстве зала. Внутри собирался тесный круг рассказчиков и слушателей — снаружи была темнота. В величайшей раннесредневековой поэме «Беовульф» знаменитый королевский дворец Хеорот воспринимается почти как один из главных героев истории. Здесь королевские палаты олицетворяют цивилизацию, свет, славу, почести, память, историю и веселье, в то время как за стенами таятся (а в поэме буквально врываются внутрь, выломав двери) чудовищные порождения хаоса и ночи.  

Многие древнескандинавские стихотворения подробно и многословно рассказывают о деяниях королей и доблести героев, часто противопоставляя их менее достойным поступкам людей низшего происхождения. В стихах представлены разнообразные сложные размеры и схемы рифмовки, фигуры речи и игра слов. Кроме этого, существовала богатая традиция поэтических сравнений, или кённингов, в которых соединяли несколько ключевых характеристик предмета, чтобы вызвать его мысленный образ или указать на него метафорически. Так, океан назывался «дорога китов», корабль — «конь волн», а мысли человека уподоблялись волнам, набегающим на берег моря-разума. Людей часто сравнивали с деревьями, что почти наверняка было отсылкой к истории Ясеня и Вяза (прим. согласно скандинавской мифологии первыми людьми были мужчина Аск, то есть ясень, и женщина Эмбла, то есть вяз). В этой системе поэтических образов люди были «стволами», на которые опирались другие предметы, — так, мужчину можно было назвать «дерево оружия», а женщину — «дерево драгоценностей» и так далее, при этом руки и запястья были «ветвями», на которые предметы могли усаживаться, словно птицы. Игру света на оружии или доспехах уподобляли блеску солнца на поле разбитого льда. Всякому, кто сомневается в изощренности скандинавского ума позднего железного века, стоит лишь обратиться к поэзии того времени, этому неиссякаемому источнику чудес. 

Харальд III Сигурдссон | король Норвегии

Год рождения:
1015 Норвегия
Умер:
25 сентября 1066 г. (51 год) Стэмфорд Англия
Должность/Офис:
король (1045-1066), Норвегия
Роль в:
Битва при Гастингсе

Просмотреть весь связанный контент →

Харальд III Сигурдссон , имя Харальд Безжалостный , норвежец Харальд Хардраде , (род. 1015, Норвегия — умер 25 сентября 1066, Стэмфорд Бридж, Йоркшир, Англия), король Норвегии (1045–66) ). Его жесткое подавление меньших норвежских вождей стоило ему их военной поддержки в его безуспешной борьбе за завоевание Дании (1045–1062).

Сын Сигурда Соу (Сир), вождя восточной Норвегии, и Эстрид, матери норвежского короля Олафа II Харальдссона (Святого Олафа), Харальд в возрасте 15 лет сражался против датчан вместе с Олафом II в знаменитая битва при Стиклестаде (1030 г.), в которой Олаф был убит. Затем он бежал в Россию, где служил при великом князе киевском Ярославе I Мудром, на дочери которого Елизавете он позже женился. Поступив на военную службу к византийскому императору Михаилу IV (годы правления 1034–1041 гг.), он сражался с имперскими армиями на Сицилии и Болгарии и, как говорят, совершил паломничество в Иерусалим. Его военные подвиги при Михаиле IV были описаны как византийскими, так и норвежскими средневековыми историками.

Викторина «Британника»

История: правда или вымысел?

Прикоснитесь к истории, поскольку эта викторина выясняет прошлое. Узнайте, кто на самом деле изобрел подвижную литеру, кого Уинстон Черчилль называл «мама», и когда раздался первый звуковой удар.

Когда Харальд вернулся в Норвегию в 1045 году, он согласился разделить норвежский престол с правящим королем, своим племянником Магнусом I Олафссоном. Харальд стал единоличным правителем в 1047 году, когда Магнус погиб во время военной экспедиции, которую два правителя начали против Дании. Следующие 15 лет он провел, пытаясь отобрать датский престол у Свейна (Свейна) II. После поражения Свейна в битве при Низе (1062 г.) два правителя признали друг друга суверенными в своих странах. Харальд также поссорился с папой Александром II и Адальбертом, архиепископом Бременским и наместником императора Священной Римской империи в скандинавских странах. Харальд противодействовал двум прелатам, поддерживая независимость норвежской церкви.

Харальд расширил колониальные владения Норвегии на Оркнейских, Шетландских и Гебридских островах и в 1066 году попытался завоевать Англию, объединившись с мятежным графом Тостигом против нового английского короля Гарольда II. После первых побед силы Харальда были разбиты английским королем в сентябре 1066 года у Стэмфорд-Бридж, где Харальд был убит. Его сын Магнус ( г. ок. 1048–69) сменил его и правил вместе с Олафом III, еще одним из сыновей Харальда, до смерти Магнуса в 1069 г. .

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Мелиссой Альберт.

Хронология викингов: что произошло и когда?

Эпоха викингов длилась несколько сотен лет. Но что случилось и когда? Мы подробно рассмотрим временную шкалу викингов.

Эпоха викингов — период после германского железного века. Примерно с 793 по 1066 год скандинавы использовали реки и океаны, чтобы исследовать Европу для торговли, набегов и завоеваний.

Конечно, столь давняя история далеко не точна. Многое из того, что мы знаем об этой эпохе, основано на исландских сагах, историях, которые были написаны через сотни лет после того, как произошли события. Если они вообще когда-либо имели место. Это одна из самых больших критических замечаний в отношении историй о викингах.

Исторические записи, как правило, оставлены людьми, которых завоевали северяне. Таким образом, хотя эти отчеты, вероятно, нарисуют однобокую картину, они, по крайней мере, помогут нам начать собирать временную шкалу викингов.

Подробнее : Полная история викингов

При чтении этих дат и фактов имейте в виду, что многие историки расходятся в деталях! В некоторых случаях даты не ясны, в других есть некоторые сомнения в том, что события вообще произошли.

Первые дни

791: Рейды начинаются на Британских островах . Первыми целями были христианские монастыри на небольших островах, которые часто оставались незащищенными. Один из самых известных ранних набегов был совершен в 793 году в Линдисфарне, на северо-востоке Англии. Англо-саксонские писатели описали его как «Язычники пришли и с жалкой смертью разрушили Божью церковь на Линдисфарне, грабежом и резней», согласно английскому наследию.

830: Осебергский корабль похоронен . Вероятно, лучший артефакт, переживший эпоху викингов, корабль Осеберг, обнаруженный недалеко от Тёнсберга, был похоронен примерно в это время. Вместе с кораблем были найдены скелеты двух женщин. Корабль сегодня выставлен в Осло, а его реконструкция качается в гавани Тёнсберга.

Корабль Осеберг в Музее кораблей викингов в Осло

840: Норвежские поселенцы нашли Дублин . Вернее, они захватили церковное поселение и начали строить собственные лагеря, которые впоследствии стали столицей Ирландской Республики.

Отовсюду

844: Мусульмане отражают набег викингов на Испанию . Викинги поднялись по реке Гвадалквивир, чтобы совершить набег на Севилью. Мусульманская армия сопротивлялась, и быстрый ответ мусульман отговорил викингов от дальнейших нападений на Испанию.

866: Викинги основывают королевство в Йорке . Датские викинги захватывают Йорк на севере Англии и основывают королевство. Однако короли Нортумбрии Элле и Осберт не попали в плен. Вы можете узнать больше о взглядах Йорка на историю той эпохи в Центре викингов Юрвика.

Читать дальше : Интересные факты о викингах

Контроль и создание

872: Харальд I получает контроль над Норвегией . Согласно средневековым исландским историкам, Харальд Фэйрхейр (Харальд Хорфагре) стал первым королем Норвегии и правил до 930 года. Считалось, что он объединил Норвегию после битвы при Хафрсфьорде. Знаменитая скульптура мечей Ставангера увековечивает этот момент.

878-890: Пакт Данелага . Подписан договор Альфреда и Гутрума, определивший политический раскол Англии между Альфредом и датчанами. Древнеанглийский документ сохранился в Кембриджском колледже Корпус-Кристи.

Южная Европа

900: Рейды по Средиземноморью . Викинги начали серию набегов на Средиземное море. Несколько лет спустя швед Олеф Мудрый повел войска в Константинополь, город, ныне известный как Стамбул. Ему хорошо заплатили, чтобы он развернулся и ушел.

911: Ролло основывает Нормандию во Франции . Франки предоставили вождю викингов Ролло землю после осады Парижа. Потомки Ролло и его последователей переняли местные языки и стали норманнами.

Сражения в Британии

910: Битва при Теттенхолле / Веднесфилде . Силы Мерсии и Уэссекса объединились, чтобы победить нортумбрийских викингов. В битве потерпела поражение последняя великая датская армия, опустошившая Англию.

915-918: Битвы за Корбридж . На берегу реки Тайн армия англичан, сражавшихся под командованием норвежского короля Регналда, нанесла поражение шотландцам. Второе столкновение также известно как Битва за Кровавые Акры.

Еще дальше, еще шире

941: Русские варяги нападают на Константинополь . Русы и их союзники воспользовались малочисленностью византийского флота и армии. Имперская столица оказалась практически беззащитной. Говорят, что русы жестоко убивали своих жертв. Это была одна из многих войн между двумя сторонами.

981: Эрик Красный открывает Гренландию . Изгнанный из Норвегии, а затем из Исландии, Эрик Рыжий поселился в Гренландии с 25 кораблями, людьми и товарами. Говорят, что в течение примерно 20 лет более 3000 викингов жили в Гренландии в качестве фермеров.

Статуя Лейва Эрикссона в Тронхейме, Норвегия

986: вид на корабли викингов Ньюфаундленд . Национальный исторический памятник Л’Анс-о-Медоуз — единственный подтвержденный скандинавский памятник в Северной Америке. Лейфу Эриксону приписывают открытие этого региона, но, согласно рассказам, именно Бьярни Херйолфссон первым открыл землю, сбившись с пути после путешествия в Гренландию. Примерно через 10-15 лет Эриксон возглавит экспедицию в Новый Свет.

Влияние христианства

995: Король викингов Норвегии строит христианскую церковь . Основатель Тронхейма Олав Трюггвассон построил первую христианскую церковь в Норвегии. Он провел время на островах Силли, где, как говорят, провидец предсказал битву, в которой Трюггвейсон получит тяжелые раны, а затем обратится. Вскоре после встречи он пережил жестокое нападение и должным образом обратился. Он вернулся в Норвегию, чтобы занять трон, и так началось медленное обращение Норвегии.

10:00: Христианство приходит в Исландию и Гренландию . Хотя вера уже начала распространяться, она по-настоящему укрепилась, когда король Норвегии Олаф начал обращать вождей в свою веру. Он также ввел торговые ограничения для тех, кто отказался.

Последние дни

1015: Североамериканское поселение заброшено . Область, известная как «Винланд», была заброшена, скорее всего, из-за ограниченных запасов и долгого пути, необходимого для торговли со Скандинавией.

10:30: Битва при Стиклестаде . Христианский король Норвегии Олав Харальдссон потерпел поражение в битве при Стиклестаде. Церкви и святыни Святого Олафа были построены в его честь по всей Европе. Однако некоторые историки сомневаются в подлинности битвы и говорят, что Олав мог быть убит своими людьми.

1066: Сражения в Англии . Король Англии Гарольд Годвинсон победил Харальда Хардрада из Норвегии в битве при Стэмфорд Бридж, а герцог Нормандии Вильгельм победил саксонского короля Гарольда в битве при Гастингсе.