700 лет назад в Европе бушевала чума. Ее последствия мы ощущаем до сих пор
До того, как в Европу пришла чума, больницы в Старом Свете больше напоминали гостиницы, где давали кров и еду не только путешественникам, но и беднякам, а вот лечению болезней уделялось гораздо меньше внимания.
С приходом «черной смерти» все изменилось: медики и ученые стали искать причины болезни и способы борьбы с нею. Стало понятно, что от чумы не скрыться даже за высокими стенами замков: богатые и знатные гибли точно так же, как и бедняки.
Одним из самых больших «достижений» чумы стало появление понятия «карантин» — слова, в переводе с итальянского означающего «время, из 40 дней состоящее». В 1348 году власти Венеции все приходящие в порт корабли стали отправлять к расположенному недалеко от берега острову Лазаретто, где они стояли 40 дней. После истечения этого срока на борт корабля поднимались доктора, которые искали тех, кто был заражен чумой. Если таковых не находилось, корабль мог зайти в порт. Кстати, в том же году на острове была открыта больница, где содержались чумные больные.
Первый «карантинный» закон был принят в 1374 году в итальянском городе Реджо-нель-Эмилия. Он предписывал не только 40-дневную задержку кораблей, но и отселение людей, имевших признаки заболевания чумой, на отдельные территории и запрет их контактов со всеми остальными.
Церковь начала терять свою власть
Мартин Лютер, инициатор Реформации.
Несмотря на то, что период Реформации, в результате которой религия перестала играть главную роль в европейской политике, начался лишь 2 века спустя, предпосылки к ней появились именно в середине XIV века.
Люди, до этого времени всецело доверявшие духовенству, увидели, что никакой помощи в борьбе с эпидемией от церковников нет, тогда как светские власти пытались помешать распространению болезни: они организовали уборку тел с улиц и их захоронение, а также принудительно закрыли таверны и публичные дома, где из-за близких контактов зараза быстро распространялась.
В результате эпидемии погибло более 40 % всего духовенства, и многие монастыри фактически опустели. Это привело к укоренению суеверий и началу гонений на ведьм: «отбор» монахов в полупустые монастыри стал менее требовательным, и в церковь, которая до того момента запрещала подобную ересь, попало много невежественных людей, верящих в колдовство. Кстати, закрепление в сознании людей и литературе понятия «шабаш» относят именно к «послечумному» периоду.
Ускорилось развитие городов и промышленности
Чума во Флоренции. Изображение, созданное на основе описания эпидемии Джованни Боккаччо.
Как мы уже говорили, города были затронуты чумой гораздо больше, чем деревни, однако и там жертвы были многочисленны. Эпидемия «черной смерти» изменила сельское хозяйство. Если раньше крестьяне были в основном земледельцами, то после эпидемии больше внимания стало уделяться животноводству: оно требует меньшего количества рук, чем работа на земле, ведь всего пара человек может справиться даже с большим стадом. Кроме того, у крестьянства появилась возможность добиться большего количества прав: в условиях дефицита работников феодалам пришлось идти на уступки.
До середины XIV века цехи — объединения ремесленников одной или схожих профессий — были довольно закрытыми сообществами, в которых секреты мастерства передавались по наследству, однако после эпидемии они были вынуждены принимать новых членов из числа хлынувших в города крестьян. Именно в это время к традиционно мужской работе стали подключаться и женщины, так как людей, способных трудиться, катастрофически не хватало.
Кроме того, нехватка рабочих рук в долгосрочной перспективе также стала катализатором промышленной революции, поскольку люди стали делать попытки механизировать производство.
«Черная смерть», обрушившаяся на Европу в середине XIV века, не была последней эпидемией чумы, однако именно она полностью изменила развитие европейской цивилизации, а значит, и всего мира в целом.
xn--e1aaajzchnkg.ru.com
«Чёрная Смерть» в России » Военное обозрение
Нельзя исключить того факта, что мир может снова поразить эпидемия чумы. Слово «чума» несмотря на своё страшное звучание, в настоящее время не воспринимается как реальная опасность. В Советском Союзе был очень серьёзный подход к эпидемиям. Однако сейчас эпидемиологическая обстановка в непосредственной близости от границ России явно неспокойна: различные эпидемии, в том числе чума, распространяются и имеется постоянная тенденция роста. А какую огромную опасность представляет чума и как эта болезнь может быстро распространиться, мы можем узнать из примеров прошлого.Число чумных эпидемий жертв порой значительно превышало потери во время самых кровопролитных войн. В мировой истории отмечены три наиболее страшные эпидемии чумы. Это т. н. «чума Юстиниана» (в 6 в. н. э.), она началась в Египте и длилась почти шесть десятилетий, опустошив почти все страны бассейна Средиземного моря. Вторая колоссальная и самая страшная в истории Европы – это «Чёрная смерть» середины 14 века. Третья пандемия произошла уже в Новое время, начавшись в 1892 году в Индии, где её жертвами стало несколько миллионов человек. Она затронула территорию Южной Америки и некоторые другие регионы планеты.
Надо отметить, что изучение истории эпидемий представляет значительный интерес. Можно выявить опасные области, с точки зрения появления и распространения эпидемий, где чума проявляется сравнительно часто. В других же регионах чума проявляется редко и виде исключений, заносится извне. История эпидемических болезней, являясь разделом истории медицины, одновременно является частью истории цивилизации. В средние века причины эпидемий практически не были известны. Их часто связывали с «божьей карой» или стихийными бедствиями, землетрясениями, которые, как говорил немецкий историк медицины Генрих Гезер, «во все времена совпадали с опустошениями от повальных болезней». По словам других исследователей, эпидемии были вызваны «миазмами», т. е. «заразными испарениями», которые порождало «гниение», которое совершалось под землей, и выносится на поверхность при извержении вулканов. Третьи предполагали, что развитие массовых болезней зависит от положения небесных тел, и предлагали покидать населенные пункты при определённом расположении звёзд. Первую научную концепцию распространения заразных болезней выдвинул итальянский учёный Джироламо Фракасторо (1478-1533). По его мнению, инфекционное начало передавалось тремя способами: при непосредственным соприкосновении с больным человеком, через заражённые предметы и воздушным путём.
Чума в России
Первое, более или менее подробное сообщение о массовой болезни на Руси, можно обнаружить в русских летописях за 1092 год. «Повесть временных лет» сообщает, что в лето 6600 (1092) «предивное было чудо в Полоцке: ночью слышали цокот; со стоном, будто люди, по улицам рыскали бесы. Если кто выйдет из хоромины, желая их видеть, того невидимо уязвляли бесы, и оттого он умирал. И не смели люди выходить из хором. … Люди говорили, что души скончавшихся убивают полочан. Это бедствие шло от Друцка». По этому описанию ясно, что эта болезнь была небывалым, необычайным явлением для Руси. Внезапность заболевания и быстро наступавший роковой исход, до того поразили современников, что они начали искать сверхъестественную причину болезни. «Это было за грехи наши, ибо умножились грехи наши и неправды. Это навел на нас бог, велел нам покаяться и воздержаться от зависти и прочих злых дел враждебных». Кроме того, очевидно, что это была эпидемия – заболеваемость и смертность была весьма высокой, заболевали те, кто выходил из дома. Пределы распространения и число жертв неизвестны. Исторические источники также сообщают, что мор охватил и Киев. Кроме того, летопись сообщает, что от Филиппова дня (14 (27) ноября) до мясопуста (кануна Масленицы, по Карамзину, до 1 февраля) погибло 7 тыс. человек. Судить о характере этой, видимо, эпидемической болезни, на основании обрывочных, сказочных летописных данных, нельзя. О симптомах также нет сведений. Болезнь называется «язвой» и «раной», поэтому можно предположить, что она сопровождалась наружными признаками.
Следующая эпидемия и одновременно эпизоотия отмечены в летописях за 1158 год в Новгороде. «Мор бысть мног», сообщает летопись, «в Новгороде в людях и в конех, и нельзя было пройти сквозь город, ни на поле выйти, из-за смрада мёртвых», и скот рогатый помре».
В следующий раз мор посетил Русь в 1187 году. Летописец сообщает, что болезнь «силна в людях», не было ни единого двора без больных, а в некоторых болели все. В то же время смертность не упоминается, что обычно делалось. Поэтому можно предположить, что болезнь не сопровождалась высокой смертностью. Страшная эпидемия разразилась в 1230 году в Смоленске, она сопровождалась очень высокой смертностью. В источниках он резко отличается «от мора и глада» (смерти от голода), который в это же время свирепствовал на Руси. Число жертв эпидемии измерялось тысячами. В 1237 году эпидемия поразила Псков и Изборск, умирали и старые, и молодые люди, женщины, мужчины и дети. Смертность была настолько высокой, что при церквях вырыли братские могилы. «Моры» также отмечены в 1265 и 1278 гг. Видимо, массовые болезни, господствовавшие в 13 столетии почти по всей Западной Европе, время от времени заносились и на Русь. Так, названные города – Полоцк, Смоленск, Киев, Новгород и Псков, были в то время большими торговыми центрами, которые посещало значительное количество иностранцев. В тот период практически ничего не знали о происхождении массовых болезней, методах борьбы с ними, приписывая их божьей каре за грехи людей. Позже развились суеверные представления о том, что мор был вызван колдовством или отравлением воды татарами. Это походило на схожие представления в Западной Европе, где за эпидемии преследовали «ведьм» и «колдунов», приписывали появление чумы отравлению источников воды евреями.
Первое известие о море в 14 столетии обнаруживается под 1308 год. Новгородская летопись сообщает: «бысть казнь от Бога, на люди мор и на кони…». В 1321 году снова сообщается о море, который затронул людей и коней. Новое упоминание об эпидемии в Пскове и Изборске за 1241 год, во время войны с ливонскими рыцарями. «Бяше мор зол», говорит летопись, болезнь имела такой охват, что приходилось рыть братские могилы на целые семьи. Это последнее известие о море на Руси, которое можно найти в источниках до прихода на русские земли «Чёрной Смерти».
Чумные эпидемии на Руси со 2-й половины до конца XIV столетия. Черная Смерть
В XIV веке по Западной Европе прошла страшная эпидемия «Чёрной Смерти», занесённая из Восточного Китая. Она отличалась от предыдущих и последующих чумных эпидемий необычайными масштабами о особенной злокачественностью, которая привела к миллионам жертв. Так, в 1348 году она унесла жизни почти 15 млн. человек, что составляло четверть всего населения Европы, а к 1352 году в Европе умерло 25 млн. человек, т. е. треть населения.
Впервые чума появилась в Крыму в 1346 году, во владениях Золотой Орды, а в 1351 году в Польше и Руси. Летопись сообщает: «бысть мор силен на бесермены и на татары, и на черкесы и на всех тамо живущих яко не кому их погребати». Татары вступили в конфликт с генуэзцами в Кафе и осаждали три года эту итальянскую колонию. Среди татар началась чума, и ежедневно их умирало огромное количество. Тогда они в ярости и отчаянии стали бросать трупы погибших от чумы при помощи метательных машин, в крепость, с целью погубить врага. Среди итальянцев началась паника и они бросив город, бежали на родину. Габриель де Мюсси сообщает, что по дороге чума началась и среди них, из 1000 отплывших осталось в живых только 10 человек. Так, с Востока чума попала в Европу. Интересно, что на Русь чума пришла не с владений Золотой Орды, а из Западной Европы, 5-6 лет спустя после появления её в Крыму. Первым русский город, который подвергся мору стал Псков, который располагался в то время в оживленных торговых сношениях с западноевропейскими, и в частности с городами Ганзы.
Мор 1352 года во всех русских летописях описывается обстоятельно, поэтому мы можем из этого описания составить себе вполне ясную картину этого чрезвычайного и страшного события. Чума появилась в городе летом 1352 г. и, видимо, сразу приняла значительные масштабы. Смертность была огромная. Люди не успевали хоронить умерших, а священники провести все необходимые обряды. За ночь у каждой церкви накоплялось до 30 и более тел. В одну могилу клали по 3-5 трупов. Псков охватил страх и ужас. Видя везде и постоянно смерть и считая печальный исход неизбежным, многие стали помышлять только о спасении души, раздавая имущество свое и принимая монашеский постриг. Горожане, не видя нигде спасения, отправили послов в Великий Новгород к архиепископу Василию, попросив его приехать в Псков благословить его жителей и помолиться с ними о прекращении болезни. Церковный иерарх выполнил их просьбу и обошёл Псков с крестным ходом. Однако на обратном пути заболел и вскоре умер. Таким образом, чума попала в Новгород – новгородцы привезли тело в город и захоронили его в соборе Святой Софии. Это говорит о том, что люди того времени не знали о необходимости карантина. Последствия этого события привели к вспышке эпидемии в Новгороде, а затем чума распространилась по другим городам, появилась в Ладоге, Смоленске, Суздале, Чернигове, Киеве и распространилась по всей Руси. Летописи сообщают и краткое описание болезни, которое схоже с описаниями западноевропейских источников. Болезнь начиналась с кровохарканья, а примерно, на третий день человек умирал. Очевидно, на Русской земле преобладала лёгочная форма чумы, т. к. о «бубонах» (появлением резко болезненных конгломератов, чаще всего в области лимфатических узлов) летописи не сообщают. Также как и в предшествующий период – 13 столетие, нет сообщений ни о способах лечения, ни о методах предупреждения.
В 1360 году новая вспышка эпидемии снова произошла в Пскове. Отчаявшиеся горожане, опять отправили послов в Великий Новгород, попросив архиепископа помочь им. Владыка Алексий приехал, благословил город, обошёл его крестным ходом, и после этого, по сообщению летописца, болезнь отступила. В описании этой эпидемии впервые сообщается о припухании желез, о кровохаркании не упоминается. В 1364 году страшная болезнь объявилась в низовьях Волги и стала подниматься вверх по реке. Особенно от мора пострадали: Нижний Новгород, Коломна, Рязань, Москва, Переяславль, Тверь, Ярославль, Владимир, Суздаль, Дмитров, Можайск, Кострома, Белозерск, Волок. Болезнь унесла огромное количество людей. В Москве не успевали хоронить погибших, тела клали в братские могилы. Летописцы довольно обстоятельно описали симптомы страшной болезни. У одних сразу началось кровохарканье и через 2-3 дня они умирали. Кровохарканью предшествовали острые боли в груди, затем начинался жар, обильный пот, озноб. У других опухали лимфатические узлы в различных местах: шейные, паховые и др. В 1374 году по Руси и также Золотой Орде прокатился ещё один мор, который сопровождался падежом скота. О симптомах этой эпидемии ничего не сказано.
В 1387 году страшная чума полностью уничтожила население Смоленска. По данным летописей, неизвестная страшная повальная болезнь свирепствовала так, что в городе осталось 5-10 человек! Однако о симптомах этой чумы ничего не сообщается. В 1388-1389 гг. чума снова ударила по Пскову, а затем проникла в Великий Новгород. В описании мора сообщается о припухании желез, поэтому можно считать, что это было новое возвращение чумы. Псковичи снова попросили новгородского архиепископа приехать в город и благословить его. Иерарх исполнил пожелание горожан. В летописях сообщается, что архиепископ и его сопровождающие вернулись в Новгород благополучно, но, тем не менее, город вскоре повторил участь Пскова. Новгородцы спаслись тем, что решили построить церковь Св. Афанасия и всем миром срубили её за один день. Болезнь после этого отступила. Надо отметить, что это была для средневековой Руси обычная практика. В случае мора жители городов и селений всей общиной-миром строили церковь. В Пскове же о чуме сообщается и в записи за 1390 год, было ли это продолжение прежнего мора, или новая волна, неизвестно. Источники сообщают, что эпидемии 1388-1390 гг. сопровождались появлением бубонов и смертельный исход наступал на 2-3 день.
Продолжение следует…
topwar.ru
Средневековая история чумы
«Чёрная смерть» — катастрофа вселенского масштаба эпохи Средних Веков, которая унесла около 25 миллионов человеческих жизней. Это название в литературе появилось лишь в XVI веке. Страданиям подверглась не только Европа, но и Азия. Всем прекрасно известно, что очаги доселе невиданной хвори находились в отдельных районах Восточной и Центральной Азии. Впрочем, их находят там и сейчас. Эпидемиологи ещё в конце XIX века смогли хорошо изучить природу болезни и выявить две её инфекционные формы.
Лёгочная чума всегда имела как финал летальный исход. Бубонная же оставляла каждому четвёртому надежду на выздоровление.
«Чёрная смерть». (sundukistorii.blogspot.com)
На пике эпидемии в XIV столетии европейцам пришлось столкнуться с первой формой болезни. Этот факт сильно повлиял на восприятие эпидемии средневековым социумом. Ужас и страх управлял людьми. Но современники, которые писали о событиях тех лет, отображали скорее последствия и симптомы бубонной чумы. Тем не менее, процент исцелённых к концу XV века заметно возрастал.
Что делать?
Как же эта зараза передавалась? В Средние века считалось, что передача происходит путём прикосновения к вещам больного или непосредственно к нему. Отсюда и тяга к сожжению вещей покойного. Но эта мера никоим образом не решала проблему. Кремация трупов в христианской традиции была строго запрещена. Распознать переносчика было ещё сложнее: проблемы доставлял тогдашний европейский менталитет и небылицы, о которыми полнилась народная молва. Во всём были виноваты евреи, которые заливали яд в колодцы, или движение небесных тел, а также божий гнев. Укусам крыс и блох никто значения не придавал.
Крысы. (sundukistorii.blogspot.com)
А что же могла тогдашняя медицина? К сожалению, ничего хорошего. Местные эскулапы вскрывали бубоны, пускали кровь, принося урон не только больному, но и себе. Риск заражения возрастал многократно. Пластыри из внутренностей птиц и опиумные компрессы (да, такие методы считались действенными) негативно сказывались на лёгких больного. Инфекция распространялась молниеносно в местах, где скапливался народ, спасавшийся от чумы.
Чума и современники
Смерть на лошади. (earth-chronicles.ru)
За 3 года с 1348 по 1351 год Западная Европа потеряла около 30% населения. Но болезнь не распространялась равномерно. Это связывают с отсутствием водных и сухопутных коммуникаций, а также с небольшой долей концентрации народа в отдельных городах.
Эпидемия вспыхнула ещё несколько раз: во второй половине XIV века нам известны как минимум 3 случая. Хронисты не так ярко описывали новые напасти — народ постепенно привыкал к лишениям. В основном гибли старики, беременные женщины и дети: болезнь будто выбирала себе жертв. При этом сохранялся и постепенный демографический подъём, и экономический рост. Учёные вскрыли интересную деталь: доказано, что третья группа крови менее восприимчива к атакам чумной бациллы. Преобладала она у европейских народов кельтского и азиатского происхождения: венгры, шотландцы, ирландцы, валлийцы не оставили после себя много упоминаний о «чёрной смерти» в своих землях.
Послесловие
Инфицированные. (www.historytoday.com)
Людские потери за годы эпидемий не всегда зависели лишь от распространения заразы. Паника и страх несли гораздо больший ущерб людскому роду. Историописцы искали причины: расположение звёзд, перемены погоды, бедственное финансовое положение, династические перипетии, социальные проблемы в первой половине XIV века. Тем не менее, рост смертности совпал с началом распространения бациллы чумы по Европе, расправы над неблагонадежными представителями социума продолжались, религиозные коллизии набирали обороты. Человек был ослаблен и подвержен заражению. Но к середине XV века ситуация нормализуется: постепенно заселяются ранее незнакомые земли, народ возвращается в заброшенные деревеньки.
Григорий Великий молит бога об окончании эпидемии. (www.pinterest.com)
К сожалению, некоторые сюжеты остались за кулисами истории. Хронисты не обращали внимания на эпидемии VI-VII веков, которые сильно зачистили средиземноморское побережье. Упадок на юге подкрепился экспансией мусульман и установления главенства ислама в регионе. В данном примере следует рассматривать эпидемию как катализатор экономического и социального кризиса. И в случае со вспышкой болезни в XIV-XV веках можно провести подобную параллель. Мы обычно смотрим на демографические показатели, бытовые изменения, но оставляем за скобками последствия отступления заразы. Социальные катаклизмы, нехватка ресурсов, перераспределение материальных благ в первые годы после эпидемии влияли гораздо больше на демографию Европы.
В какой-то степени средневековые хронисты списывали все общественные беды на эпидемии и болезни. Теперь нам видится вполне оправданным стремления европейцев к великим географическим открытиям и новым конфликтам.
diletant.media