Дедовщина в армии что и как » Военное обозрение

Как распознать «Деда»?

Это несложно, ибо внешний вид и манеры ‘стариков ‘ служат лучшей визиткой. Их ‘опознавательные признаки’: растёгнут крючок на вороте гимнастёрки или шинели; пилотка (фуражка, шапка) лихо сдвинута на затылок; волосы длиннее уставной нормы; бляха ремня выгнута, а сам он болтается ниже пояса. Ну и морда, естественно, наглая и ухмыляющаяся (я веду речь, естественно, только о вредных и мерзких ‘дедах’, поэтому последняя примета на нормальных ‘второгодников’ не распространяется). Ну а если кто в столовой запустил тарелкой в дневального, так это, ясно, он, ‘дедушка родненький’, коему кухонная утварь показалась недостаточно чистой. Держитесь, ребята, подальше от таких идиотов, равно как и от наряда по кухне, который ввиду ‘безудержного веселья’ именуют ещё ‘дискотекой’.


Виды дедовщины в армии

Дедовщина в армии по сути — культ, своеобразная религия, со своими призывами к смирению и непротивлению, многочисленными заповедями и ритуалами, с обилием ‘можно’ и ‘нельзя’. А религию,как известно, используют как во благо, так и во зло. Церковь способна не только дать человеку свободу духа, но и закрепостить его; дедовщина, конечно, в первую очередь — инструмент насилия, но может выступать и гарантом порядка и боеспособности подразделения, когда принимает вид наставничества и опеки старослужащими молодых. Зависит это от вида дедовщины, господствующего в части, а таковых я рискну выделить три.

Дедовщина, не связанная с унижением человеческого достоинства, состоит в том, что новобранцы выполняют некоторые виды работ, рассчитанные, по идее, на весь личный состав. Ну ,скажем, ‘дедушке’ рядовому Пупкину приказали вымыть пол в казарме. Естественно, на на втором году службы парня от этого просто воротит, и он быстренько напрягает ‘салабона’ (т.е. не отпахавшего ещё и полгода) рядового Тулупкина, которому сам армейский бог велел вооружаться веником и тряпкой. В общем-то это нормально, никого чаша сия не минует. Положено новичкам ‘шуршать’ (вкалывать), зато последние месяцы службы не будут омрачены черновой работой. Ещё ‘деды’ могут приказать сгонять в столовую за хлебцем и сахарком или чистить картошку. Разгребать снег тоже не станут — посидят, покурят, пока вы будете горбатиться. Hичего, мужики, это всё законно, и ‘возникать’ тут не стоит. К такому же ‘ненасильному дедовству ‘ относиться и упомянутое выше наставничество, когда даже младшие по званию ‘старики’ учат молодняк уму-разуму в плане службы, заставляют (без рукоприкладства !) подкачать мускулы в спортгородке и следят за внешним видом (пришит ли чистый подворотничок, начищены ли сапоги и т.п.). Такая дедовщина даже полезна, и многие отслужившие, с кем довелось общаться, небезосновательно полагают, что на ней держится вся армия.

Дедовские игры и обычаи

пограничный вид между ‘полезным дедовством’ и насилием. ‘Дедушки’ — они ведь порой, как дети. Чего только ни придумают, дабы скрасить унылые дни ожидания дембельского приказа. Вот некоторые виды развлечений. Шофёры (они же ‘рули’, ‘карданы’) принуждают ‘салабонов’ ‘сдавать вождение’. Рядовой Тулукин ползает на карачках под койками, двигая перед собой тазик с водой и бибикая, а ‘деды’ сверху подают команды : ‘Налево !’, ‘Газу прибавь !’, ‘Задний ход !’. У связистов свой фирменный ‘прибамбах’ — заставляют встать на табуретку и шваброй отгонять помехи от антенны радиоприёмника. Иногда предлагается задуть лампочку, потренироваться в облачении в форменную одежку за 48 секунд (так полагается обмундировываться по тревоге). Но самым любимым игрищем стариковской братии является ‘дембельский поезд’. Это когда ефрейтору Пупкину страсть как охота почувствовать себя едущим домой в мягком вагоне. И вот возлежит он на своей коечке, которую слегка покачивают два-три ‘салабона’ (вроде как ‘голубой вагон бежит-качается … ), а вокруг носятся солдатики с ветками в руках (это за окошком деревья проплывают). Фон звуковой, вестимо,создаётся : чух — чух — чух, чух — чух — чух, ту-ту-ууу ! Ну и, наконец, ‘проводник’ со стаканом в руках: ‘Чайку не желаете ли ?’. Такие вот ‘кренделя’ — цирк, да и только ! Отнеситесь к этому с юмором : мол чембы дитя не тешилось, лишь бы с кулаками не лезло. Выпустят ‘деды’ пар в эдаких театральных постановках — глядишь, злиться и свевольничать поменьше будут…

Наконец, третий, самый жестокий вид неуставных отношений — диктатура ‘дедов’. Систематические избиения, террор, изощрённые издевательства, часто замаскированные под тренировки молодых (длительное ползание в противогазе; отжимания до потери сознания), глумление над человеческим достоинством, принуждение к полному обслуживанию ‘элиты’ (стирка портянок, даже несение за ‘дедов’ боевого дежурства).

Мне известен случай, когда молодые ребятки из караульной роты не спали три дня подряд,подменяя сладко храпящих второгодних подонков. Такой дедовщиной в армии славяться легендарные стройбаты, автороты, морфлот (там он называется ‘годковщина’), мотострелковые войска и т.д. В меньшей степени распространена она у пограничниеов, так как служба там напряжённая (наряд — сон — наряд — сон) и на дедовские выкрутасы просто не остаётся времени. А вообще интенсивность дедовства определяется уровнем культуры подразделения. Скажем, всегда было так : чем больше в роте (на заставе, на судне) студентов, тем мягче нравы. Теперь учащихся не призывают, и нормальному хорошему парню, ‘проехавшему мимо института’ и оказавшемуся в сапогах, зачастую неоткуда ждать поддержки в среде не обременённых интеллектом и культурой сослуживцев. А всякая шпана, к сожалению, чувствует себя в армии, как рыба в воде.

Офицеры и дедовщина

Увы, подавляющее большинство офицеров равнодушно относятся к тому, что происходит в казарме в их отсутствие. Дедовщина им даже немного выгодна — старослужащие всегда проконтролируют, как вкалывает молодняк. Толковый лейтенант умеет поддерживать в коллективе первый тип неуставных отношений, пресекая попытки издевательства. Таких, кстати, и уважают. Есть экземпляры, пытающиеся воевать с любым проявлением дедовщины (даже лёгким), заставляющие личный состав жить строго по уставу. Застегивают ‘дедам’ крючки, выпрямляют бляхи, требуют, чтобы те мыли пол наравне с ‘салабонами’… Глупое и бесполезное занятие, ибо, пока они сражаются со второстепенной атрибутикой, за спиной нередко творятся бесчинства. В целом же офицеры — слабая защита от казарменного произвола, а стукачам, кстати, обычно достаётся ещё больше тумаков. Попытайтесь, ребятки, решать свои проблемы самостоятельно, приняв к сведению некоторые наши рекомендации.

Как-же все-таки сопротивляться ?

Прежде всего, друзья, имейте в виду, что боьше других гоняют этаких непутёвых «Чонкиных», слабаков, неумех. Если ты не умеешь мыть пол, не можешь вдеть нитку в иголку, излишне задумчив и не тороплив, знай, что ты кандидат N1 на роль козла отпущения. Не любят маменькиных сынков ,воображал, жмотов. Неумение, впрочем, можно компенсировать старанием, желанием научиться, исполнительностью (но только не лебезить !). Не очень-то ‘наедешь’ на физически крепкого парнишку, поэтому обязательно ‘подкачайтесь’ перед призывом. Не будут особенно донимать художника, способного помочь ‘дедам’ оформлять ‘дембельские альбомы’, уважают владеющего гитарой. Обязательно попытайтесь разыскать ‘деда’ — земляка ! В случае чего будет обеспечена поддержка и заступничество.

И всё же в одиночку от ‘стариков’ не отбиться (заклюют, сломают, даже если ты крутой культурист). Только сообща, сплотившись всем молодняковым составом. Поэтому, молодые, ни в коем случае не грызитесь между собой!


Ну а если вокруг одни мучители и допекли они до предела ? Куда жаловаться ? Своим офицерам, как я уже сказал, малоэффективно. Лучше написать письмо в военную прокуратуру, но постарайтесь при этом опустить его в почтовый ящик не на территории части. И неприменно информируйте о своей горькой доле родителей — им легче будет поднять шум, заявить о творящихся безобразиях в соответствующие инстанции. Главное же — упаси вас бог пытаться наложить на себя руки или расправиться с обидчиками посредством АКМ ! Ребята ! Жизнь одна — оборвёшь её или сломаешь — всё, ничего уже не исправить… И это из-за каких — то подонков… Подумайте…

Подводя итог разговору о дедовщине ,рискну предположить, что этот недуг будет излечим только с проведением в армии глубоких и эффективных реформ, с переводом её на профессиональные рельсы.

topwar.ru

«Дедовщина» в российской армии, причины и следствия – Голоса городов

Однако в этот звучный термин вкладываются совершенно разные понятия. И молодым людям, планирующим службу в армии, и их родителям необходимо знать различия в их трактовке.

С юридической точки зрения под «дедовщиной» в армейской среде понимаются неуставные взаимоотношения между военнослужащими, сопровождающиеся грубым нарушением требований уставов и обычно являющимися нарушением общегосударственных законов со всеми вытекающими последствиями. Другими словами с точки зрения закона «дедовщина» и неуставные взаимоотношения в армии – это абсолютно разные понятия, которые следует различать.

С практической точки зрения «дедовщина» в армии с давних времен подразумевала процесс передачи опыта военной службы старослужащими (военнослужащими более раннего срока призыва, или по-другому «дедами») молодому пополнению. На флоте такое явление называлось «годковщиной» («годок» – прослуживший не менее 2,5 лет военнослужащий). Ранее в армии Российской Империи таких военнослужащих называли также «дядьками». Вспомните знаменитые строки стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова: «Скажи ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?».

На гражданке передача опыта молодым специалистам носит название наставничества и не вызывает таких негативных эмоций, как в армии. Хотя в каждой профессии при этом имеется немало различных шутливых и даже экзотических процедур в отношении молодежи (при приеме на работу, при посвящении в профессию и т. д.).

Следует отметить также, что в современном обществе подобные явления между старшими и младшими отмечаются в высших учебных заведениях, школах и даже в детских садах. В СМИ приводится немало примеров подобных случаев. Тем более, что сейчас в нашем капиталистическом обществе, в которое мы попали после эпохи развитого социализма, действует право сильного и богатого. Тем не менее, так уж сложилось в нашем обществе, что под «дедовщиной» стали однозначно понимать любые неуставные действия старослужащих в отношении новобранцев (так называемых «духов»), в том числе побои, издевательства и другие противоправные поступки.

Конечно, атмосфера в воинских коллективах во многом зависит от качества подготовки и опыта работы командного состава, от задач, выполняемых подразделениями и частями, уровня образования и качества воспитания солдат и сержантов и многих других причин. Как правило, менее всего «заражены» этой болезнью части и подразделения полного состава, особенно те, которые решают боевые и другие важные задачи (Спецназ, ВДВ, пограничные войска). Чаще всего «дедовщина» проявляется в тыловых и вспомогательных подразделениях, в небольших воинских коллективах удаленных гарнизонов.

Вообще, при нынешнем сроке службы в один год, называть «дедами» военнослужащих срочной службы язык не поворачивается. Их в нашей армии в принципе не может быть. Разница в продолжительности службы между военнослужащими разных призывов составляет 4–5 месяцев, что не является основанием считать старослужащих («слонов») более опытными воинами, чем новобранцы.

Но, тем не менее, и в современных условиях отмечаются случаи проявления этой «болезни». Объяснение следует искать в первую очередь в том, что в ряды вооруженных сил призываются иногда люди с различными отклонениями психики, с низким социальным статусом и уровнем образования, духовно ущербные типы, стремящиеся любыми средствами добиваться признания и уважения окружающих. Чаще всего, они трусливы и боятся огласки своих противоправных действий, сбиваясь, как волчья стая, в группы по национальному или земляческому принципам. При надлежащем отпоре быстро отстают, но могут мстить исподтишка. К сожалению, зарождению дедовщины иногда способствует равнодушие или не профессионализм командного состава.

Считается, что «дедовщина» в её худшем понимании возникла ещё в Советской Армии.

Причины этого явления многие исследователи видят по-разному. Одни считают, что первые «деды» появились в 1968 году, когда происходил переход с 3-летнего на 2-летний срок службы. По другой версии, что ее сформировали уголовники, которых также стали призывать в армию, однако тюремные понятия сильно отличаются от армейских. По мнению третьих, «казарменное хулиганство» занесли в армию «пэтэушники» и дворовая шпана, которая в 70-е годы прошлого века окончательно отбилась от рук. Утверждается также, что «дедовщина» стала расти после ликвидации института ротных старшин сверхсрочной службы. Ранее такой старшина, напоминавший царского фельдфебеля или вахмистра, жил и ночевал прямо в роте и постоянно следил за порядком.

Сегодня дедовщина в значительной степени приняла иной характер, чем в Советской Армии. Вооруженные силы меняются вместе с обществом. И если на гражданке сегодня в качестве главной ценности навязаны деньги, то и в армии проявляется их влияние.

Имеется немало фактов того, что неуставные отношения превратились в казарменный рэкет в отношении новобранцев, которым родные переводят крупные суммы денег, чтобы те могли откупиться от издевательств. Шокирует и то, что «в доле» с «дедами» зачастую оказываются и некоторые командиры. Возможно, именно коммерческая составляющая современных неуставных отношений, вкупе с участием в ней начальствующего состава, служит одной из причин того, что дедовщина в ВС РФ стала более скрытой.

Справедливости ради следует отметить, что «дедовщина» в российской (советской) армии имеет глубокие исторические корни, которые уходят в глубину веков и традиции армии Российской Империи. «Дедовщина» и издевательства офицеров и унтер-офицеров над солдатами в царской армии получили свое распространение во многом из-за официально введенной и долгое время действующей системы телесных наказаний.

Имеется множество свидетельств того, что в качестве наказания младших чинов использовались кулачное «внушение», их секли плетьми, шпицрутенами, отбирали часть жалованья. За применение к солдатам шпицрутенов высказывались такие выдающиеся полководцы, как Румянцев и Суворов.

Жестокое отношение к подчиненным со стороны царских офицеров считается основной причиной неуставных отношений в армии до ХIХ века. В результате таких издевательств солдаты массово дезертировали из частей. Ситуация начала меняться в лучшую сторону только в конце столетия, когда в России ввели всесословную воинскую повинность. Количество побегов сократилось, поскольку уменьшился и срок воинской службы (в царской армии солдаты прежде служили 25 лет).

«Дедовщина» и неуставные взаимоотношения были распространены и в царских военных училищах и кадетских корпусах, в которых в попытках самоутверждения старшекурсники издевались над младшими. Это явление называлось «цук» и было перенесено в Россию из немецких и французских университетов.

Впервые телесные наказания были отменены в Красной Армии. Хотя рецидивы рукоприкладства со стороны бывших унтер-офицеров, занявших в РККА многие командные посты, иногда случались, но с этим жестко боролись. Ни о каком широком распространении неуставных отношений тогда и речи не шло, поскольку любой популяризатор таких методов воспитания рисковал тюрьмой. Не отмечалось широкого применения неуставных отношений перед Великой Отечественной войной и, особенно, во время неё, хотя отдельные случаи имели место быть.

Неуставные отношения были и есть почти во всех армиях мира. Любая армия – жесткая иерархическая организация, основанная на насилии. Рядом с узаконенным принуждением всегда гнездится не легитимное насилие. Полным решением проблемы может быть только радикальное изменение самой природы вооруженных сил – как и общества, которому они служат.

www.golosagorodov.info

Дедовщина в армии 2016

Дедовщина в армии в 2016 году — миф или реальность? Дедовщина и неуставные взаимоотношения в армии. Что это такое? И различаются ли эти понятия друг от друга? Или же, наоборот, дедовщина и неуставщина в армии — это примерно одно и то же?

Давайте в этой статье расставим все точки над i в разборе каждого из этих понятий. И, главное, ответим на вопрос, есть ли дедовщина в армии в 2016 году?

Начать, как и всегда, я хочу с разбора основных понятий. Уверен, что таким образом мне удастся прояснить смысл и дедовщины, и неуставных отношений. А здесь все не так уж и просто…

Дедовщина и неуставные отношения

Дедовщина в армии

Друзья, вы не поверите. Но я сейчас заглянул во всезнающую Википедию и понял, что понятие дедовщины там описано не совсем верно. Википедия ошиблась. Теперь я видел в жизни все.

Давайте я поясню свои слова конкретным доказательством. Вот определение понятия дедовщины из Википедии.

«Дедовщина» (аналог в ВМФ — «годковщина») — сложившаяся в Вооружённых Силах неофициальная иерархическая система взаимоотношений между военнослужащими низшего армейского звена (солдатами, ефрейторами, сержантами), основанная на их ранжировании, «сортировке» по признаку величины фактически выслуженного срока службы каждого конкретного индивида и связанной с этим дискриминации, одна из разновидностей неуставных взаимоотношений. Имеет полукриминальный характер и проявляется обычно в виде эксплуатации, психологического и физического насилия.

Это просто ужас. Мне аж страшно читать эти строки.

Тем не менее доля правды в этом определении есть. Я согласен с определением ровно до слов «… и связанной с этим дискриминацией». Потому что дальше — подмена понятий.

В наших головах уже твёрдо засел стереотип, что дедовщина в армии — это ад. Мордобои, избиения дедами духов стульями по ночам и всякий подобный ужас.

Я же хочу сказать, что это неправда. И хочу разъяснить истинный смысл этого понятия, с которым познакомился только благодаря службе в Учебном батальоне ВА МТО.

Не буду придумывать много умных слов. Скажу кратко и максимально просто.

Дедовщина в армии — это процесс обучения правильной службе солдат молодого пополнения (последнего призыва) старослужащими (дедами и дембелями). По состоянию на 2015 год — солдатами предыдущего призыва, так как срок службы сейчас всего 1 год.

Что такое дедовщина в конкретных примерах? Это внеочередные занятия по строевой подготовке, которые проводят старослужащие, потому что поначалу никто в строю ходить не умеет, наглядное объяснение новеньким правил обращения к товарищам и офицерам, развитие воинской дисциплины среди только что призванного личного состава.

Подобных примеров можно привести ещё не один десяток. Смысл остаётся одинаковым. Дедовщина — это процесс помощи скорейшей адаптации вновь прибывшего военнослужащего под присмотром одного или нескольких старослужащих. В первую очередь — младшего сержанта, который назначается заместителем командира взвода.

На деле же получается так. Ты призываешься в армию, тебя распределяют в часть, ты туда приезжаешь. А на момент твоего прибытия в части ещё осталось N человек предыдущего призыва, то есть старослужащих. Именно они и займутся твоим обучением азам воинской службы.

Без драк, унижений и публичных оскорблений.

Дедовщина — это добрая и полезная традиция, а не мордобой, который можно увидеть в тысячах видео на YouTube при запросе «дедовщина в армии 2015».

У нас так было. Нас так научили. И мы в своём батальоне эту традицию продолжим. Потому что в нашей части Устав любят и чтят. Теперь же давайте поговорим о тех, кто этого не делает.

Неуставные взаимоотношения

Вот здесь уже с Википедией поспорить сложно. Определение краткое и точное.

Неуставные взаимоотношения в Вооружённых Силах — взаимоотношения между военнослужащими, грубо нарушающие требования уставов и, обычно, являющиеся нарушением закона.

Согласен на 100%. Неуставщина — это те самые мордобои, унижения и массовые драки, которые также присутствуют в нашей армии.

Я не смогу ответить за все воинские части России, конечно. Но поверьте мне. За последние полгода я пообщался со многими военнослужащими из разных уголков нашей необъятной Родины.

И вот что я могу сказать со 100%-й уверенностью. Неуставные отношения в рядах Вооружённых Сил РФ есть. Во многих частях, к сожалению.

Точно могу сказать, что у нас их нет. Любые попытки не то что подраться, но и подумать об этом пресекаются на корню.

С первого дня моей службы нас начали шпиговать историями о том, как особо дерзкие курсанты и солдаты подрались между собой, а то и просто толкнули товарища, после чего последний упал и рассек бровь.

Рассёк бровь и все! Понимаете, какая мелочь по сравнению с тем, что происходит в других частях? А какой итог истории? Виновника отправили в дисциплинарный батальон на 2 года.

После возвращения будет дослуживать свой срок в армии. То есть сначала 2 года в дисбате, а затем дослуживать в армии. Нормально толкнул, да? А теперь представьте, какие мысли царят в голове этого парня прямо сейчас, учитывая то, что он до сих пор служит в дисбате? Как думаете, пожалел он о том, что сделал?

Я думаю, что да. Но сейчас не о нём.

Недавно разговаривал с несколькими своими друзьями, которые сейчас также служат в армии. В их частях присутствуют неуставные взаимоотношения и развиты довольно сильно. Достаточно сказать, что на мой вопрос одному из них: «Сколько раз дрался?» я получил ответ: «Сбился со счёта».

После этого он добавил: «Я считаю, что неуставные взаимоотношения — это правильно. Они должны присутствовать в армии. Без этого служба не та».

И подобные слова я слышал не от одного человека. Ну… Друзья, я не буду растягивать своё мнение о неуставных отношениях в армии на всю следующую половину статьи. Его вы узнаете в самом конце.

Моя задача в этой статье — показать разницу между понятиями дедовщины и неуставщины и в некотором смысле восстановить справедливость.

Поэтому давайте подводить итоги и резюмировать.

Итоги

  1. Понятия «дедовщины» и «неуставных взаимоотношений» — разные вещи.
  2. Нельзя называть «дедовщину» — видом неуставных взаимоотношений. Дедовщина — старая добрая традиция. И никакого рукоприкладства и тому подобных вещей никогда не имела.
  3. И дедовщина, и неуставные взаимоотношения присутствуют в армии России.
  4. Хочу ещё раз отдельно отметить: в моей части дедовщина есть, а неуставных взаимоотношений нет.
  5. Есть люди, которые считают неуставные взаимоотношения неотъемлемой частью современной службы. Есть те, кто категорически с ними не согласен. Мы живём в свободной стране и имеем право на своё мнение.

P.S. Уважаемые читатели блога Армия: взгляд изнутри. Я искренне надеюсь, что мне удалось донести до вас главную мысль, ради которой я и написал эту статью. В двух словах её можно выразить таким образом:

Дедовщина — хорошо. Неуставные взаимоотношения — плохо. В армии России присутствует и первое, и второе.

Какое бы отношение ни было у Вас к этим двум особенностям армейской жизни, я прошу Вас о помощи.

Как я и говорил в начале статьи, меня охватила безумная мысль перед её написанием: восстановить справедливость и вернуть понятию «дедовщины» её истинный смысл в умах наших граждан.

Я прошу передать мои слова или текст этой статьи как можно бОльшему количеству людей, окружающих нас. Личные рекомендации/репост/отправка статьи ссылкой личным сообщением или публикация в собственном паблике. Я буду рад любой поддержке.

Заранее благодарю всех причастных к этому большому делу!

army-blog.ru

Дедовщина — Традиция

Дедовщи́на — неуставные отношения между военнослужащими в армиях СССР и Российской Федерации. Неформальная иерархия среди солдат и сержантов срочной службы.

Критерий — срок пройденной службы.

Описание явления[править]

Дедовщина заключается в наличии неофициальных иерархических отношений, параллельных основным формальным. Как правило, сопровождается унижением человеческого достоинства (иногда — опусканием[Источник?]) и физическим насилием (рукоприкладством). Непосредственными жертвами явления становятся члены коллектива, имеющие по тем или иным причинам низкий статус в неофициальной иерархии (статус может определяться стажем, психо-физиологическими особенностями, национальной принадлежностью, половой ориентацией, и тому подобное). Основой статуса является физическая сила и конфликтоустойчивость (умение настоять на своём). При этом дедовщина может являться вспомогательным инструментом в руках начальствующего состава, который может большую часть своих обязанностей по поддержанию порядка переложить на лидеров неформальной иерархии[Источник?], взамен предлагая им некие блага (внеочередные увольнения, снисходительное отношение к проступкам, уменьшение физической нагрузки и другие).

Проявления дедовщины могут быть очень разным. В мягких формах она не связана с угрозой жизни и здоровью или серьёзным унижением достоинства: новобранцы выполняют хозработы за старослужащих и, время от времени, их бытовые поручения. В своём крайнем выражении дедовщина доходит до группового садизма, когда новобранцев вынуждают полностью обслуживать «дедов» (например, стирать их бельё), отбирают деньги, вещи и продукты питания, подвергают систематическим издевательствам и даже пыткам, жестоко избивают, нередко нанося тяжкие телесные повреждения. Также нередки случаи сексуального насилия, когда тех кто слабее заставляют подставлять анальное отверстие или делать минет «дедам». Т.е зачастую военная часть не сильно отличается от «зоны». Дедовщина является основной причиной регулярных побегов солдат срочной службы из частей и высокого уровня самоубийств среди них. Кроме того, с дедовщиной связана значительная часть насильственных преступлений в армии: в одних случаях это выявленные и доведённые до суда преступления «дедов», в других — ответные действия новобранцев. Известны случаи, когда новобранец, впервые заступивший в караул с боевым оружием, немедленно расстреливал своих сослуживцев, которые перед этим над ним издевались.

Иерархические ступени[править]

Условно живущих по дедовщине солдат можно разделить на две когорты «шуршащие» и «расслабленные». «Шуршащие» это солдаты, которые обязаны соблюдать устав, питаться только пищей из солдатской столовой (т.н.уставной пищей), выполнять различные распоряжения старших по призыву, ходить в наряды и т.д. Так же шуршащим запрещается подшиваться толстым, более трёх слоев, подворотничком. В большинстве случаев им также не положено носить «золотые» бляхи и заворачивать бушлат за ремень «делать ласточку».По этим внешним признакам можно легко отличить шуршащего от расслабленного. Так же, по наличию разных «стилей» ношения формы одежды можно судить о степени неуставных отношений в части. Шуршащие делятся на несколько групп, различающихся степенью личной свободы и неуставными обязанностями. Распределение по группам идет, в основном, по сроку службы, однако нередко в шуршащие переводят солдат, серьёзно нарушивших неформальные дедовские законы. Переход из одной группы в другую происходит по мере того, как солдат отслужит определённое количество месяцев и/или выполнит определённое условие (как правило оттянет «первый полтинник»). Вот эти группы: 1.»Духи». По прибытию в часть солдаты принявшие присягу и согласившиеся жить по дедовщине становятся духами (бесами, салагами).Духам предписывается жить строго по уставу и одновременно, на них ложиться вся тяжесть дедовщины. Помимо запрета питаться вне столовой им запрещается громко смеяться, класть руки в карманы, подгонять по размеру обувь и обмундирование, произносить определённые слова и т.п. Духи обязаны служить дембелям, выполняя беспрекословно любые их требования. Большую часть свободного времени в казарме духи обязаны, находится в спальном помещении, выравнивая дужки кроватей и полосы на одеялах. Духам строжайше запрещается сидеть в присутствии старослужащих. За провинности, «косяки» старослужащие могут наложить на духа (а чаще на весь его призов) неуставное взыскание. Это может быть физическое наказание и/или денежное взыскание («плата за косяк»). Самая главная обязанность духов «тянуть сотку», т.е. в течение 100 дней до приказа выполнять особые ритуалы для чествования дебелей — «поздравление».Сотку передают духам мотора, оттянувшие»первый полтинник» (т.е. поздравлявшие своих дедов первые 50 дней сотки). От качества выполнения духом своих обязанностей зависит дальнейшее его продвижение по иерархической лестнице дедовщины. 2 «Мотора» «слоны». Духа успешно оттянувшего первый полтинник (т.е. второй полтинник своим дембелям) и не имеющего нареканий со стороны старослужащих перебивают в мотора – Моторят. Ритуал примерно сводится к следующему: дух встаёт на перевёрнутую вверх ногами табуретку и ему наносят от32 до 36 ударов ремнями по ягодицам. В некоторых случаях бьют бляхами. После один из черпаков наносит «закрепляющий» удар, как правило, табуреткой. Во время проведения ритуала дух не должен издавать звуков, доказывая этим свою мужественность и готовность стойко переносить дальнейшие тяготы службы. После перебивки «уставших» дедов следует угостить, как правило, спиртным. После перебивки «мотор» получает ряд послаблений в соблюдении устава и некоторые льготы по неуставным правилам. Обычно разрешают подшиваться трёхслойной подшивой (в отличие от строго уставной двухслойной «гандончика» которым подшиваются духи и запахи), открыто держать одну руку в кармане, есть семечки. Некоторых частях разрешается спать без маек. Остальные запреты остаются, а к обязанностям добавляется руководство новобранцами (если они есть в части).Мотора тянут второй полтинник (т.е. первый полтинник своим дедам). Это называется «открывать сотку». По окончании первого полтинника сотка передаётся новым духам. После передачи сотки контроль за новобранцами и обучение их неуставным законам становится главной обязанностью мотора. Если он хорошо стравляется со своими обязанностями, его перебивают в «черпаки»- черпуют. 3 «Черпаки», «черепа», «черпачьё» верх когорты шуршащих. В их обязанности входит управление моторами и духами, исполнение наказаний, назначенных дембелями и дедами. Черпаки обязаны следить за тем, чтобы духи и мотора не позволяли себе больше положенного им по дедовщине и строго выполняли свои неуставные обязанности. О случаях неповиновения духов и моторов черпак обязан сообщать дембелям, которые определяют меру наказания. Если духи и мотора плохо подчиняются старослужащим, не выполняют свои обязанности, ведут себя дерзко и вызывающе то наказываются в первую очередь черпаки. Черповка, один из главных ритуалов дедовщины. Он символизирует освобождение от тягот уставной службы. С солдата дембель срывает тонкую подшиву, а так же отрывает пуговицы и погоны. В некоторых частях солдата бьют ремнём по ягодицам 62 раза. Черпаки переходная группа между шуршащими и расслабленными. У них есть многие личные права и свободы расслабленных, но, по сути, они всё равно шуршат (находятся на побегушках у старослужащих). Черпакам можно сидеть на стульях в присутствии старослужащих, разрешается, относительно свободно, есть гражданскую пищу. Черпаки первые, кто надевает «золотую бляху». Так же им разрешается подшиваться толстой подшивой (но не толще подшивы дедов и дембелей) и расстёгивать верхнюю пуговицу воротника. Во многих частях им можно держать в карманах обе руки. Черпакам разрешается употреблять спиртное, но только по договорённости с дембелями. При этом дембелям обычно покупается такое же количество спиртного, какое планируют выпить сами черпаки. Главными запретами для черпаков является запрет бить моторов и духов, а так же запрет лежать на кроватях в форме. Когда дембеля увольняются деды автоматически становятся новыми дембелями, а черпаки дедами. Только в случае крайних проступков со стороны черпака его на «собрании» старших призывов решают не переводить в деды. Как правило, такой черпак подвергается унизительному обряду расчерповки. С него перед строем или в присутствии всех старослужащих срывают толстую подшиву и заставляют подшиться гандончиком. После этого черпак снова становится духом.


Наивысший статус — «деды» или «дембеля»: солдаты, служащие последние полгода. От устойчивого термина «дед» и происходит название явления.

Солдат, не принявших ещё присягу, в некоторых воинских частях называют «запахами» или «тараканами» (значение терминов может варьироваться от одной воинской части к другой).

Смена уровней иерархии[править]

Переход с одного иерархического уровня на другой осуществляется во время ритуала «перебивания». Солдат, не пользовавшийся уважением своих сослуживцев или нарушавший принципы дедовщины может остаться «неперебитым» — в этом случае он не имеет права на привилегии более высоких уровней неофициальной иерархии, а приравнивается к «духам» или даже «запахам».

Места бытования[править]

Обычно полагают, что наиболее злостные формы дедовщины характерны для «второсортных» частей и родов войск, в особенности для стройбата, но факты дедовщины нередко вскрываются в частях и соединениях, считающихся «элитными». В погранвойсках дедовщина традиционно значительно менее распространена, как утверждают многие источники и, прежде всего, сами пограничники[1][2].

Известны также этническая дедовщина, и даже «дедовщина» в женских общежитиях и так далее.

При достаточно значительном распространении в СССР, в войсковых подразделениях РФ и в армиях стран-участников СНГ дедовщина представляет собой многоуровневое социально-психологическое явление, требующее изучение со стороны экспертов различных дисциплин.

Причины появления[править]

Существуют различные точки зрения на причины возникновения дедовщины. По мнению некоторых экспертов, происхождение дедовщины напрямую связано с практикой призыва в армию СССР заключённых из тюрем. Если так, то в довоенной РККА (а до этого в армии дореволюционной России) дедовщины не было, и она ведёт своё начало с 1942-43 гг. Именно тогда в действующую армию стали призывать заключённых[Источник?], которые и внесли часть своей «зоновской» субкультуры в Советскую Армию. Существует также мнение, что «старт» дедовщине был дан в 1960-е годы, в момент сокращения срока службы в Советской Армии (с трёх до двух лет в сухопутных войсках и с четырёх до трёх в ВМФ), когда старослужащие, вынужденные дослуживать свои три или четыре года, начали вымещать зло на пришедших новобранцах, которым предстояло служить на год меньше. Окончательно дедовщина как явление приобрела свой настоящий вид в конце 80-х — начале 90-х годов, после выведения советских войск из Афганистана (откуда пришло слово «дух», обозначающее низшую иерархическую ступень дедовшины) и во время разрухи первых годов независимости постсоветских государств, когда беспорядок и запущенность армии достигли апогея.

Все перечисленные, как и другие часто называемые причины касаются только армии СССР и России, в то время как дедовщина была и остаётся обычным явлением, хотя, возможно, в менее острой форме, в армиях некоторых других государств и во многих закрытых сообществах, не имеющих ни к России, ни к армии никакого отношения. В частности, очень похожие ситуации (рукоприкладство, несправедливое распределение работы, моральные унижения) наблюдались — по крайней мере на протяжении определённого периода — в английских закрытых элитных школах. Дедовщина была характерна для армии США до перехода на контрактный принцип комплектования. В связи с этим высказывается мнение, что появление дедовщины в той или иной форме является закономерным при наличии ряда провоцирующих факторов, среди которых можно отметить следующие:

  • Закрытость сообщества, невозможность легко покинуть его, тем более — принудительность нахождения в сообществе (в армии — служба по призыву).
  • Отсутствие внутренних механизмов, предназначенных для защиты одних членов сообщества от агрессии со стороны других (в армии — за порядок официально отвечают офицеры, фактически они выполняют эту функцию настолько, насколько хотят).
  • Культивируемое в сообществе представление об аморальности противодействия насилию с помощью обращения к органам охраны правопорядка или лицам, выполняющим их функции. В армии — жалоба офицеру на старослужащего, избившего новобранца, автоматически делает этого новобранца изгоем среди своего призыва, и, прежде всего, в своих глазах. Однако, некоторые считают, что лучше быть «изгоем», чем подвергаться физическому и психологическому насилию. Каждый сам выбирает как ему поступать в зависимости от конкретных обстоятельств.
  • Необходимость выполнения работ, не относящихся к непосредственным целям и задачам сообщества, но отнимающих время и не являющихся популярным (в армии — хозработы). Существует противоположная точка зрения, согласно которой дедовщина развивается в условиях лишнего свободного времени у военнослужащих, и что новобранцу лучше заниматься хозработами, чем сидеть в казарме и быть объектом иерархических экспериментов «дедов».
  • Незаинтересованность руководства в поддержании порядка. В армии офицеры часто поддаются искушению отстраняться от текущей работы, перекладывая её на «дедов».
  • Оценка деятельности руководства по отсутствию официально зарегистрированных происшествий (в армии — даже явные преступления на почве дедовщины предпочитают скрывать, поскольку за выявленные случаи командиров подразделений наказывают). Тем не менее, поскольку следствием дедовщины нередко бывают самоубийства (часто являющиеся следствием унижения, гораздо реже — изнасилования), то факты дедовщины «всплывают», и проводится разбирательство с участием армейской прокуратуры.

В реальности, наиболее вероятные корни дедовщины — в воспитании мужского населения на «гражданке».[3] В той или иной мере элементы дедовщины проявляются и в школах, и в высших учебных заведениях, и даже в производственных коллективах.[4] Затрагивает дедовщина и такую возрастную категорию, как лица, проживающие в домах престарелых.[5]

Отражение в художественных произведениях[править]

Дедовщина получила большой общественный резонанс в СССР в период так называемой гласности после публикации в 1987 году повести Юрия Полякова «Сто дней до приказа» (написана в 1980). Это произведение было посвящено острым социальным проблемам в армии, до того времени находившимся под негласным табу.

В художественном фильме «ДМБ: Армейская байка» (2000) режиссёра Романа Качанова предпринята попытка комедийными средствами снять социальное напряжение, вызванное в российском обществе дедовщиной и реакцией на нее со стороны солдатских матерей. Фильмы «ДМБ-2» и «ДМБ-3» снискали у зрителя гораздо меньший успех.

Как показывает опыт других государств, дедовщина, на самом деле, может быть без больших затруднений изжита в кратчайшие сроки. Для этого достаточно сделать совсем немного.

  1. Внутри сообщества обеспечить жёсткий контроль за соблюдением писаных правил с немедленной реакцией на любые проявления насилия. Решению этой задачи в армиях других государств помогает наличие отдельного института военной полиции, неподконтрольной командованию частей, а потому незаинтересованной в сокрытии преступлений. Кроме того, систему оценки деятельности командиров частей необходимо изменить таким образом, чтобы взыскание за сокрытие фактов дедовщины в подразделении было существенно более серьёзным, чем за сами эти факты.
  2. Повысить открытость сообщества, дать возможность общаться с «внешним миром» и проводить максимально возможную часть свободного времени вне сообщества. В армии, например, при устранении казарменности (дать солдату возможность ночевать и проводить выходные вне части) число случаев дедовщины значительно снижается. В этом отношении имеется положительный опыт в армии Израиля, где, несмотря на большое число выходцев из СССР и России, дедовщина практически отсутствует[Источник?]. Очевидно, для многих удалённых воинских частей этот способ нереализуем. Тем более это невозможно в условиях военных действий (хотя, по опыту тех, кто участвовал в военных действиях, явления дедовщины в таких условиях снижаются до минимума).
  3. Активная пропаганда внутри сообщества (в Российском обществе в целом) отношения к дедовщине не как к «внутренней проблеме», а как к преступлению (каковым она является с любой точки зрения), и, соответственно, разъяснение правильности и необходимость обращения членов сообщества в органы охраны правопорядка при любом нарушении их законных прав и интересов.
  4. По опыту армий других государств, практически полное прекращение дедовщины наступает после перехода к добровольному принципу комплектования. Для России этот путь считается неприемлемым, по крайней мере, в полном объёме, по соображениям экономического характера.

Широко обсуждаемая «проблема дедовщины в армии России» не решается не потому, что никто не может найти мифической «таблетки от дедовщины», а потому, что на самом деле в устранении дедовщины никто, в общем, не заинтересован. Дедовщина не слишком беспокоит руководство государства, потому что считается, что никаких по-настоящему серьёзных социальных последствий она не вызывает. Дедовщина беспокоит руководство армии лишь постольку, поскольку является фактором, стимулирующим уклонение от службы в армии; но армейское руководство предпочитает бороться с этим явлением не устранением дедовщины, а умолчанием о ней, ужесточением ответственности уклоняющихся и силовыми методами призыва. К сожалению, часто отсутвует понимание того, что дедовщина является прежде всего следствием несоблюдения уставов самими офицерами, и значительно ослабляет боеспособность Российской армии. Дедовщина существует при попустительстве офицеров, потому что борьба с ней требует дополнительных усилий, а результатом победы станет лишь увеличение объёма работы по управлению подразделениями. Дедовщина безразлична основной массе населения, за исключением призывников и их семей, а среди последних социально-активных людей минимум, большинство либо ищет возможность избежать службы в армии, либо считает, что всё равно ничего сделать нельзя, поэтому нужно просто пойти в армию и постараться перетерпеть.

  • ДМБ-91 (документальный фильм Алексея Ханютина)
  • Сычёв, Андрей Сергеевич — российский военнослужащий, рядовой, история которого получила известность в начале 2006 года в связи с судебным расследованием издевательств, в результате которых он стал инвалидом.
  • Дембельский аккорд
  • Уставщина — вариант ефрейторско-сержантской дедовщины. Иерархия поддерживается за счет гиперболизировано строгого следования уставу, и официальной иерархии. Физические наказания сводятся к различным дополнительным упражнениям-прокачкам: подъём-отбой, упражнение на брусьях, отжимания, приседания строем, кроссы и тому подобное. Характерна для карантина (период от прибытия в часть до принятия присяги), КМБ (курс молодого бойца), «учебок» (учебная воинская часть). За счёт жёсткого контроля за соблюдением писаных правил с немедленной реакцией на любые проявления насилия может быть средством от дедовщины. По сравнению с дедовщиной, которая иногда сопровождается изнасилованием (опусканием[Источник?]) и другими изощрёнными издевательствами, уставщина часто воспринимается как благо. Противоположный термин — неуставщина — часто употребляется как синоним дедовщины[6][7].
  • Землячество — вариант дедовщины, основанной не на иерархии срока службы, а на принадлежности определённой группировке солдат в одном подразделении, которых призвали на службу из одного города, области или республики. Часто эти солдаты одной национальности. Не всегда эта группировка составляет большинство, но всегда она выступает единым фронтом, сообща, и они подминают под себя силой всех других солдат и диктуют свои правила, которые «неземляки» обязаны соблюдать.
  • Сэмпай — японский термин, иногда используемый как именной суффикс, для человека в какой-либо организации, обычно школе или колледже, иногда в спортивном или ином клубе, который является старшим по возрасту или просто более опытным. Японский вариант «дедушки».

Источники и примечания[править]

traditio.wiki

Дедовщина в армии России

Дедовщина в армии современных постсоветских государств – это явление, которое искоренить очень трудно. Тому способствуют: преемственность «поколений» служащих, низкий уровень культуры и другие факторы. Многие защитники Отечества по этой причине хотят закосить от армии, чтобы не подвергать свое здоровье и психику опасности. Один из способов это сделать – «подмазать» кого надо в военкомате. Размеры взяток, периодически оседающих в карманах офицеров, колеблются от сотен до тысяч долларов.

Армия нашей великой Отчизны никогда не была комфортным местом для рядовых. Еще во времена царей-батюшек немало солдат дезертировало по причине жесткого произвола офицеров, невыносимых условий, палочного режима, огромного срока службы, исчислявшегося для рекрутов десятилетиями. Лишь в 1870-е годы ситуация в вооруженных силах Российской Империи заметно улучшилась. Срок службы был сокращен, телесные наказания применялись реже, уменьшилось количество побегов.

В первые десятилетия существования советского государства дедовщина в армии была редким явлением. Для нее просто не было места – дисциплинарные полномочия

командиров были широкими, а система призыва – классовой. Но все изменилось уже в середине пятидесятых годов. В это время в армию стали призывать амнистированных, бывших зэков. Очевидно, это стало крупной ошибкой руководства Вооруженных Сил. Вчерашние зэки принесли в ряды служащих блатные повадки, которых они нахватались на зонах. Появилось то, чего раньше в войсках Советского Союза никогда не было. Старшие по призыву стали бить и угнетать младших, заставляя выполнять за них грязную работу. Такие явления еще в 50-х были редки и происходили в основном на гауптвахтах. Однако в конце пятидесятых все это появилось и в казармах. А в 60-х дедовщина в армии уже была состоявшимся фактом. Тому способствовало и сокращение срока службы.

Дедовщина в армии – не просто негативное явление. Это система, которая выработала со временем свои традиции, ритуалы и даже определенный фольклор. У служащих до сих пор существует неуставная иерархия. Низшей ступенью в ней

являются «духи бесплотные» или «запахи» — ребята, которые еще не дали присяги. Они вынуждены терпеть различные шутки от «старожилов», которые испытывают моральные качества новичков. Но надо сказать, что «запахов» особо не напрягают. Обычно им дают возможность освоиться. Следующая ступень — собственно «дух». Это «звание» действует несколько первых месяцев после присяги. Главное предназначение «духов» — прислуживать «дедам», выполняя самую непочетную работу, а также быть объектом юмора со стороны последних. Третья ступень – это «слон». Ритуал перевода на этот уровень довольно прост: «дед» бьет солдата несколько раз ремнем по заднице. «Слоны» выполняют все те же функции, что и «духи». Следующий уровень куда более почетный – «череп». Ритуал перевода из «слонов» — та же самая порка ремнем, реже делается «проверка фанеры» — сильный удар в грудь. Но самый привилегированный статус – это, естественно, «дедушка». Следующий уровень – это дембель, которому «до приказа» остается сто дней. В результате сокращения срока службы в некоторых частях кое-какие из неуставных званий канули в прошлое. Однако можно смело говорить о том, что «система рангов» в целом осталась та же.

Дедовщина в российской армии потрепала нервы многим «духам» и «слонам». К сожалению, не слишком редки случаи издевательств, которые вылились в потерю здоровья, а то и жизни молодых солдат. Если вы готовитесь к службе, то знайте, что вам пригодятся три основных качества: смекалка, физическая сила и стойкость характера. Владение каким-либо единоборством также не будет лишним для вас. Некоторые солдаты сразу наотрез отказывались быть на побегушках у дедов, и их решение уважали. Другие же половину срока службы не выпускали швабры из рук. Многое зависит не только от сложившейся системы, но и от самого человека. Несмотря на все ее недостатки, неплохой школой жизни является армия России. Дедовщина, которая в ней все еще сохраняется, не так уже страшна, как ее малюют.

fb.ru

Как правильно себя вести и какая дедовщина в армии

Попав в армию, солдат подчиняется строгому распорядку: регулярно проходят утренние и вечерние построения, групповые занятия и занятия на спортивных снарядах, и даже на часы отдыха с просмотром телевизионных программ отводится определенное время. В начале службы также тревожит новобранцев и такое понятие, как дедовщина в армии. Но есть она или нет — решает каждый сам для себя… Все это является «скелетом» армейской жизни и строго контролируется командирами, доводится до автоматизма.

Между тем солдат – все-таки не заводной механизм, и характер любого бойца проявляется в отношениях с себе подобными. «Прижиться» в армии – это еще и установить понимание с такими же, как и ты, призывниками. Тот, кто не «приживется» — станет жертвой «армейской дедовщины». О том, какое поведение в казарме приемлемо, пойдет разговор ниже.

Как влиться в новый коллектив?

Прежде всего, необходимо усвоить: лидеров не любят в любом коллективе, а особенно их не любят старослужащие. Да и лидеры бывают разные: кто-то слишком «правильный», кто-то превосходит остальных в спортивной подготовке или учебе, кто-то сразу ставит «барьер» между собой и окружающими. Любые «барьеры» в отношениях отделяют человека от группы. В армии необходимо сделать наоборот – влиться в коллектив, стать его частью.

Чем больше у солдата будет друзей из своего призыва, тем лучше. Взаимопомощь, выручка, поддержка товарищей – непременное условие того, что вас будут считать своим. Отдельный разговор – принятие пищи. Если из дома пришла посылка, поделись продуктами с друзьями. Поедание консервов в одиночку – первый шаг на пути к дедовщине в армии. Если все-таки влиться в коллектив по каким-то причинам не получилось, или дедовщина стала реальным кошмаром, жаловаться вышестоящему командованию, писать об этом родным, согласно негласным солдатским правилам, ни в коем случае нельзя. О жалобе обязательно узнают, а письмо могут прочитать, и тогда ситуация намного усложнится. Лучше сразу обращаться в военную прокуратуру с жалобой на неуставные отношения.

Однако нужно помнить, что жалоба жалобе рознь. Одно дело – пожаловаться на зарвавшуюся группу «дедов», и совсем другое – непосредственно на командира, который изнуряет солдат муштрой. В обязанность любого солдата входит своевременное выполнение поручений вышестоящего командного состава. За невыполнение приказа можно сурово поплатиться.

Уборка и порядок — это святое

Например, кто-то из солдат решает отказаться от уборки казармы: «Почему опять я?» «Опять я» в случае с уборкой не «прокатывает». В уборке участвует поочередно каждый солдат, ведь казарма – это общий дом для призывников, и от того, как чисто в нем будет, зависит и самочувствие, и настроение. Кроме того, большинство просто не поймет твое нежелание убираться: «Мы убираемся, а ты что – какой-то особенный?»

Противоположная ситуация с уборкой туалетов. Если ты проштрафился, уборка туалетов – обычное наказание. Но вот если тебя не наказывали, никто не имеет права направить солдата на такую уборку. Вообще любое поручение, которое унижает человеческое достоинство, находится вне закона. Если кто-то считает себя «выше», а другого зачислил в «рабы» и поучает его, как себя вести в армии, такого человека необходимо ставить на место. Желательно, совместно с товарищами, чтобы униженный чувствовал крепкую руку взаимопомощи.

За что еще можно проштрафиться? За неряшливость – в первую очередь. Неопрятный внешний вид – основной повод для издевательств. Плохой запах от ног – то же самое. Слабый ремень – замечание. Не понял с первого раза – получил за непонимание.

Если к солдату нет замечаний, его и не трогают. Дисциплина, соблюдение устава в армии ценится превыше всего. Верный способ избежать «армейской дедовщины» — быть хорошим солдатом.

russianarmya.ru

Нужна ли в Армии «ДЕДОВЩИНА»? » Военное обозрение

Сразу хочу заметить,что это не РЕКОМЕНДАЦИИ,как ДОЛЖНО быть,а РАЗМЫШЛЕНИЯ на тему… Мысли выскажу спорные( в том числе и для меня самого),и буду благодарен за комментарии, особенно взвешенные и не переполненные эмоциями!

Итак,о «дедовщине » в армии. Наверное, надо сначала определить, а что ИМЕННО скрывается за этим термином: «дедовщина»? Политкорректное название «неуставные отношения» по-моему, только запутывает вопрос! Моё мнение такое: если (не дай Бог!) армия попытается действовать СТРОГО по букве уставов, она окажется не только деморализванной, как сейчас, но ПОЛНОСТЬЮ парализованной: какие-либо отношения между солдатами и между солдатами и офицерами станут попросту невозможными! Представьте на минуту,что ВСЕ и ВСЕГДА в армии подходят друг у другу строевым шагом! Отдают друг другу честь, обращаютчся только по званию…


Нет, кто спорит, когда идёт речь о СЛУЖЕБНЫХ делах, так и бывет, так и должно быть, но не в постоянной и повседневной жизни! Так в состоянии общаться друг с другом только роботы! Мы, в 75-77 годах наказывали «Уставщиной» СТУКАЧЕЙ. К ним ВСЕ ОБРАЩАЛИСЬ СТРОГО ПО УСТАВУ, и от НИХ все сержанты требовали того же. Действовало более жестоко, чем физическая расправа- подавались рапорты о переводах в другие подразделения, были даже поытки суицида, хотя ИЗДЕВАТЕЛЬСТВ не было: просто БУКВАЛЬНОЕ СОБЛЮДЕНИЕ УСТАВА! но- это одна сторона медали! Я хочу поговорить несколько о другом: о том, возможна ли в ПРИНЦИПЕ армия без той или иной формы «дедовщины», и какая «дедовщина» идёт армии на пользу, а какая- несёт недопустимый вред и подлежит неуклонному искоренению. Давайте попробуем разобраться!

По-моему, совершенно не принципиально для ДАННОГО вопроса, комплектуется ли армия на профессиональной основе, на основе призыва, или на смешанной основе, когда службу несут, как контрактники, так и призванные на определённый срок Граждане. Так или иначе, на службу приходят люди абсолютно морально не готовые к самому главному, что составляет смысл существования любой армии… Если отбросить все красивые слова и посмотреть в самую суть, то задачей армии является…что? Защита отечества?- Правильно! Но что это такое?- ведение боевых действий! Война, то есть! И в мирное время АРМИЯ ОБЯЗАННА быть готовой к войне! А на войне-убивают… И убивают прежде всего сорлдат (и офицеры, конечно, тоже). Если кто скажет,что оборона отечества не связана с УБИЙСТВОМ врагов, то я ему не поверю! Не было еще бескровных войн! Так вот, приходят в армию люди, для которых убийство человека являектся абсолютно непремлемым! Оно противоречит внутренним установкам нормального человека! Тем более, убийство не в состоянии Аффекта, не после оскорбления, не в борьбе за свою жизнь- нет! зачастую это убийство по приказу того, кто тебе лично пока ничего плохого не сделал! И так ли важно, как осуществляется убийство, нажатием ли на спуск автомата, броском ли гранаты, или нажатием кнопки «пуск» на пульте- всё равно результатом боевого применения армии является убийство, назови его хоть отпором агрессору, хоть защитой священных рубежей, хоть отстаиванием «Демократии»- кровь есть кровь! не буду резонёрствовать, и делать вид, что всё едино, нет! Но так или иначе, солдат должен быть морально готов УБИВАТЬ! И задача псхологической подготовки на начальном этапе службы ДОЛЖНА решить эту задачу! Иначе-грош цена такой Армии, она пригодна лишь для парадов…

Но сырьё, так сказать, для будущих солдат, совершенно не готово убивать! Как этого добиться? Со времен древнейших армий мира, с времен Древнего Египта и Китая, Ассирии и Вавилона, рецепт был прост: Давильный чан! Постоянный психологический прессинг с самого первого дня службы! Прессовали молодых и в македонских фалангах, и в римских когортах и в славянских ратях- всегда! В большинстве современных армий мира этот прессинг возложен на младших командиров- сержантов и капралов. Они первое время постоянно прессингуют молодое пополнение, ломая устоявшиеся с гражданской жизни стереотипы! Да, они вызывают ненависть подчиненных, и когда тот готов УБИТЬ своего сержанта- дело сделано! Штатский остался в прошлом, родился сролдат!Как правило в этот момент отношение к молодым РЕЗКО меняется,они СТАЛИ СВОИМИ в армии! и нужды гонять ТАК их дальше уже нет!

Но в Советской, а позже- в Российской армии, к сожалению, значение сержансткого корпуса резко принижено!(было принижено). Одно дело, когда 18-19-летних пацанов гоняет 25-28-летний сержант, другое- когда сержант старше на полгода, а то и ровесник! Вот так и появилась в СА дедовщина… Как водится, особенно когда планка отбора в войска упала ниже плинтуса, и в армию стали попадать люди с уже исковерканной психикой, дедовщина эта стала принимать извращенные, страшные формы, перестала работать на ВОСПИТАНИЕ стойкости и выносливости, стала просто махровым издевательством одних над другими! Причем, что характерно, там, где служба характеризовалась повышенным риском, высокими физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, там дедовщина не приняла гоблиновских, уродливых форм! Так было (во всяком случае в середине 70-х годов прошлого века) В ВДВ, На Флотах, в РВСН, В войсках технических, там,где требовались либо физическая готовность высочайшего уровня, либо хорошие знания военной специальности. Там же, где нагрузки психологические, интеллектуальные и физические были ниже (Автороты,хозвзводы,Стройбат и т.д.) там дедовщина приняла ужасающие, уродливые формы, не воспитаывающие, а калечащие солдат! Скажу про то, что знаю лично. Деды в части, уже после учебки, шпыняли нас в хвост и в гриву, но! Никогда не было попыток заставить работать на себя(«рабство»), всяких подшиваний воротничков, стрики и глажения формы, и тому подобного! Если попытки случались, они, как правило, жестко прескались либо самими старослужащими, либо офицерами! А вот нажать на тебя во время физ подготовки- да, это было в порядке вещей! Оружие после стрельбыы- тоже каждый чистил сам! Но врезать зазевавшемуся духу-могли, чтобы ворон клювом не ловил! И объясняли при этом: «парень,враг тебя предупреждать не будет!» Правда,когда один дух в ответ приложил деда, что назывектся, «От души!», и тот «полез в бутылку» его удержали сами «старики»-» а чего ты докапываешься? Ёж всё правильно сделал!» И ещё такой момент! В нас постоянно культивировалось чувство гордости: мы-десант! Другие не выдержат то, что мы! Можно было подать рапорт и тебя переводили дослуживать в другие войска…Всё это приводило к тому, что явного антагонизма меж призывов не было! И молодые и старослужащие понимали, когда можно (и нужно) гонять молодыХ, а когдав необходимо помочь. Ведь завтра ты можешь оказаться в тылу врага, и у того,кого ты гоняешь сегодня, будет автомат! К чести офицеров, эту мысль они регулярно доносили до каждого старослужащего. Не буду лукавить,что у нас было братсво и благорастворение воздусей, но особых зверств я что-то не упомню.

Совсем другое дело, когда охамевшие «Дедушки», считая себя пупом земли, начинают именно издевательства над молодыми…Тут можно, пожалуй, сказать только одно. Командиров, допустивших ТАКОЕ развитие событий, надо беспощадно судить по статье «подрыв обороноспособности вооруженных сил»,ибо ничем иным это быть не может. Прессинг, даже жесткий, почти жестокий, но продуманный и рассчитанный, ничего общего не имеет с нравами «черной зоны»! Задача «дедовщины» делать из призывников солдат, а не калек, физических и моральных. И от Офицеров очень зависит то, какие именно формы приняла в его подразделении или части пресловутая дедовщина!

Буду признателен за комментарии, и мысли,высказанные в обсуждении!

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *