Минобороны расширило список обязательств военных при заключении контракта

  © Игорь Самохвалов/ПГ

В Минобороны РФ утвердили приказ об изменениях типовой формы контракта о военной службе для солдат, матросов, сержантов и старшин. В частности, расширен перечень обязательств, которые даёт военнослужащий при заключении контракта о прохождении военной службы. Соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

В настоящее время, заключая контракт, военнослужащие добровольно дают всего три обязательства: проходить военную службу по контракту в течение установленного срока; в период её прохождения добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные российским законодательством и возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку.

Все эти обязательства приводятся в типовой форме контракта на военную службу.

Новый приказ Минобороны расширяет этот список. В него включаются ещё девять дополнительных обязательств, таких как: 

— в течение трёх месяцев со дня поступления на службу по контракту пройти испытания в целях проверки на соответствие требованиям федеральных законов, общевоинских уставов Вооруженных сил РФ и иных нормативных правовых актов;

— соответствовать требованиям физической подготовленности военнослужащих ВС РФ;

— соблюдать требования закона «О персональных данных» и предоставлять сведения для обработки персональных данных в ВС РФ;

— соблюдать закон «О государственной тайне»

— участвовать в боевых действиях, выполнять задачи в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженных конфликтов, а также участвовать в поддержании или восстановлении международного мира и безопасности либо пресечении международной террористической деятельности за пределами территории РФ;

— соблюдать регламент служебного времени, установленный в ВС РФ;

— совершенствовать воинское мастерство;

— освободить жильё, которое занималось по договору найма специализированного жилого помещения, в случаях расторжения или прекращения договора;

— соблюдать ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы, установленные законом «О противодействии коррупции».

Кроме того, в типовую форму контракта о прохождении военной службы включается 10 дополнительных обязательств для федерального органа исполнительной власти или госоргана, с которым заключается контракт. Ранее орган, с которым заключён контракт, был обязан обеспечить соблюдение прав военнослужащего и членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательством. 

Однако приказ Минобороны устанавливает, что, помимо этого, орган власти, заключивший контракт с военнослужащим, ещё и организует проведение его подготовки (переподготовки) по военно-учётной специальности в соответствии с его служебным предназначением.

Кроме того, он обязан обеспечить продолжительность еженедельного служебного времени контрактника таким образом, чтобы оно не превышало нормальную продолжительность рабочего времени, установленную законодательством. Привлечение военнослужащего к обязанностям военной службы сверх установленного времени компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели.

При невозможности предоставить ему такой отдых время исполнения обязанностей сверх установленной продолжительности суммируется, и военнослужащему предоставляются дополнительные сутки отдыха. При желании он сможет присоединить эти сутки к основному отпуску. Также военнослужащему, в соответствии с приказом, предоставляются дополнительное время отдыха или денежная компенсация за привлечение к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности служебного времени.

Также орган, заключивший с военнослужащим контракт о прохождении службы, обеспечивает защиту его персональных данных, предоставляет ему жильё из специализированного жилищного фонда, а при отсутствии такого жилья ежемесячно выплачивает контрактнику компенсацию за наём жилых помещений. Военнослужащему, проходящему службу по контракту, гарантируется обеспечение жильём также в форме предоставления денег на его приобретение или строительство.

Помимо этого, орган власти, заключивший с военнослужащим контракт о прохождении службы, организует оказание для него бесплатной медицинской помощи и осуществляет обязательное государственное личное страхование за счёт средств федерального бюджета.

Вдобавок он обязан обеспечить реализацию прав контрактника на образование, в том числе на обучение в военных профессиональных образовательных организациях и военных организациях высшего образования, на обучение по программам среднего и высшего образования, а также на подготовительных отделениях вузов.

Читайте также:

• Выплаты по военной ипотеке хотят ускорить

Контрактник, в соответствии с приказом, также может бесплатно пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей. При этом за ним сохраняются все виды довольствия в год увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, по истечении срока военной службы или по состоянию здоровья. Кроме того, его обязаны обеспечить продовольствием и вещами за счёт средств федерального бюджета.

В документе отмечается, что приказ министра обороны от 14 августа 2002 года «Об уточнении прав и обязанностей военнослужащих, поступающих на военную службу по контракту в воинские части 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии» признаётся утратившим силу.

Порядок заключения контракта и прекращение его действия

Главная | |  Порядок заключения контракта и прекращение его действия …

Порядок заключения контракта и прекращение его действия

Контракт заключается гражданином (военнослужащим) с Министерством обороны Рос­сийской Федерации (федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) письменно по типовой форме согласно приложению № 1. Контракт может быть первым или новым.

Заключение контракта, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются Федеральным законом, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

Контракт не может быть заключен с гражданином (военнослужащим), в отношении которого вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание, в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело, в отношении которого передано в суд, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшим наказание в виде лишения свободы.

В контракте закрепляются добровольность поступления на военную службу, срок, в течение которого гражданин (военнослужащий) обязуется проходить военную службу, а также условия контракта.

В контракте также указываются:

  • а) воинское звание, фамилия, имя и отчество гражданина (военнослужащего), заключающего контракт, число, месяц и год его рождения;
  • б) наименование федерального органа исполнительной власти, с которым заключается контракт, должность, воинское звание, фамилия и инициалы должностного лица, подписывающего контракт от имени этого органа;
  • в) вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования или органы, где гражданин (военнослужащий) будет проходить военную службу;
  • г) даты подписания контракта гражданином (военнослужащим) и должностным лицом от имени федерального органа исполнительной власти.

После подписей гражданина и должностного лица указываются:

  • а) дата и номер приказа соответствующего должностного лица, в котором объявлено о вступлении контракта в силу,
  • б) дата и основание прекращения действия контракта.

Условия контракта включают в себя:

  • а) обязанность военнослужащего проходить военную службу в Вооруженных Силах Рос­сийской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовы­ми актами Российской Федерации;
  • б) право военнослужащего на соблюдение его прав и прав членов его семьи, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, оп­ределяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы, включая получение льгот, гарантий и компенсаций.

Вправе указать в типовой форме контракта конкретные праве обязанности военнослужащих, предусмотренные законодательством Российской Федерации, обусловленные особенностями их военной службы.

Контракт составляется в двух экземплярах, каждый подписывается лицами, его заключившими.

Подпись должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется гербовой печатью воинской части. Первый экземпляр контракта после вступления его в силу приобщается к личному делу военнослужащего, заключившего контракт, второй экземпляр выдается военнослужащему. Контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, определенным настоящим Положением, о чем издается соответствующий приказ. Срок контракта исчисляется со дня (календарной даты) вступления его в силу.

Контракт прекращает свое действие:

  • а) со дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части при увольнении с военной службы, в связи с по белью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим;
  • б) со дня заключения с военнослужащим нового контракта;
  • в) со дня назначения военнослужащего на должность руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;
  • г) со дня приостановления военнослужащему военной службы;
  • д) в иных случаях, установленных федеральными законами.

О прекращении действия контракта производится запись с указанием даты и оснований прекращения действия контракта. Запись производится в первом экземпляре контракта, находящемся в личном деле военнослужащего, скрепляется подписью командира и гербовой печатью воинской части. По желанию военнослужащего такая запись может быть произведена во втором экземпляре контракта, находящемся у военнослужащего.

Военнослужащий, назначенный на должность руководителя федерального органа испол­нительной власти, в котором предусмотрена военная служба, проходит военную службу в соответствующей должности без заключения контракта.

Контракт, который был заключен военнослужащим до назначения на указанную должность, прекращает свое действие. За военнослужащим сохраняется статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту.

После освобождения указанного военнослужащего от этой должности он заключает новый контракт или увольняется с военной службы.

версия для печати

Новости

Набор юношей для бесплатного обучения вождению

Ярмарка вакансий для увольняемых военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

Время призывать

Шагом марш!

Организован консультативно-правовой центр для призывников

Медаль нашла… сына героя

Время не стёрло их подвиг

Одинцовцы палили из гранатометов

Набор юношей в школу-интернат с первоначальной лётной подготовкой

Отбор кандидатов в военно-учебные заведения

архив …

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина



Статья 17

1. В Российской Федерации обеспечиваются признание и гарантии прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому со дня рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других людей.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина имеют прямое действие. Они определяют сущность, значение и реализацию законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивают отправление правосудия.

Статья 19

1. Все люди равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав человека по социальным, расовым, национальным, языковым или религиозным признакам.

3. Мужчина и женщина пользуются равными правами и свободами и имеют равные возможности для их осуществления.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь до ее полной отмены может быть предусмотрена федеральным законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления против жизни, а обвиняемому предоставляется право на рассмотрение его дела в суде.

Статья 21

1. Достоинство человека охраняется государством. Ничто не может служить основанием для его отступления.

2. Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию или другому жестокому или унижающему достоинство обращению или наказанию. Никто не может без добровольного согласия подвергаться медицинским, научным и иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, задержание и заключение под стражу допускаются только по решению суда. Без решения суда лицо может быть задержано на срок более 48 часов.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только по решению суда.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение сведений о частной жизни лица не допускаются без его согласия.

2. Органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обеспечивают каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено законом.

Статья 25

Дом неприкосновенен. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, кроме случаев, установленных федеральным законом или решением суда.

Статья 26

1. Каждый имеет право определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, образования и творчества.

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право на свободный проезд, выбор места пребывания или жительства.

2. Каждый может свободно выезжать из Российской Федерации. Граждане Российской Федерации имеют право на свободное возвращение в Российскую Федерацию.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные взгляды, действовать в соответствии с их.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих взглядов и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура должна быть запрещена.

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, в том числе право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение и пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить митинги, митинги и демонстрации, шествия и пикеты.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.

3. Лишены права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане расходов имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и хозяйственной деятельности, не запрещенной законом.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый имеет право иметь имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им как лично, так и совместно с другими людьми.

3. Никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда. Принудительная конфискация имущества для государственных нужд может быть произведена только при условии предварительного и полного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 36

1. Граждане и их объединения имеют право владеть землей как частной собственностью.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

3. Условия и правила пользования землей устанавливаются федеральным законом.

Статья 37

1. Труд бесплатный. Каждый имеет право на свободное использование своих трудовых возможностей, на выбор рода деятельности и профессии.

2. Принудительный труд запрещается.

3. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на оплату труда без какой бы то ни было дискриминации и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, в том числе право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых и лицензию. Работающим по трудовому договору гарантируется установленная продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск, установленные федеральным законом.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Уход за детьми, их воспитание являются в равной степени правом и обязанностью родителей.

3. Трудоспособные дети старше 18 лет находятся на попечении родителей-инвалидов.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение за счет государства в старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на воспитание детей и в других случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Содействовать добровольному социальному страхованию и созданию дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

Статья 40

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен своего жилища.

2. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство и создают условия для реализации права на жилище.

3. Малообеспеченные и иные лица, указанные в законе и нуждающиеся в жилище, получают его безвозмездно или за разумную плату из государственного, муниципального и иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам безвозмездно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и иных поступлений.

2. В Российской Федерации федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения финансируются за счет государства; принимаются меры по развитию государственного, муниципального и частного здравоохранения; поощряются мероприятия, способствующие укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта, экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическими правонарушениями.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Обеспечиваются общедоступность и бесплатность дошкольного, среднего и высшего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование является бесплатным. Родители или законные родители обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты и поддерживает различные формы обучения и самообразования.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении культурно-исторического наследия и охране памятников истории и культуры.

Статья 45

1. В Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый имеет право на обращение в соответствии с международными договорами Российской Федерации в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все существующие внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 47

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого данное дело относится в соответствии с законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 48

1. Каждому гарантируется право на квалифицированную юридическую помощь. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Лицо, задержанное, заключенное под стражу, обвиняемое в совершении преступления, имеет право на помощь адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения соответственно.

Статья 49

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном федеральным законом, и подтверждена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 50

1. Никто не может быть дважды осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление вправе обжаловать приговор вышестоящего суда в порядке, предусмотренном федеральным законом, а также просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 51

1. Никто не обязан давать изобличающие показания, муж или жена и близкие родственники, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут быть предусмотрены иные случаи освобождения от обязанности дачи показаний.

Статья 52

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений служебным положением охраняются законом. Государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 53

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц.

Статья 54

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое не признавалось преступлением в момент его совершения. Если после нарушения закона ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 55

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека.

2. В Российской Федерации не могут приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. другие люди, для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 56

1. В условиях чрезвычайного положения в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя и в соответствии с федеральным конституционным законом могут быть установлены определенные ограничения прав и свобод человека с установлением их рамок и временной период.

2. Чрезвычайное положение может быть введено на всей территории Российской Федерации и в отдельных ее частях при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

3. Права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть первая), 24, 28, 34 (часть первая), 40 (часть первая), 46-54 Конституции Российской Федерации, не подлежат ограничениям.

Статья 57

Каждый обязан уплачивать установленные законом налоги и сборы. Законы, вводящие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 58

Каждый обязан беречь природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации.

2. Гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если его убеждения или религиозные убеждения противоречат военной службе, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Артикул 60

Гражданин Российской Федерации может осуществлять свои права и обязанности в полном объеме с 18 лет.

Статья 61

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан из России или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за рубежом.

Статья 62

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обязанностей, предусмотренных российским гражданством, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Российская Федерация.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности граждан Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 63

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в другие государства осуществляются на основании федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Статья 64

Положения настоящей главы составляют основу правового положения личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе, чем в соответствии с правилами, установленными настоящей Конституцией.


Алфавитный указатель
A  B  C  D  E  F G  H  J  L  M  N  P  R  S  T 


Что означает «частичная мобилизация» в России?

Объявление Владимиром Путиным о частичной мобилизации 21 сентября стало сигналом серьезной эскалации войны и привлекло внимание всего мира. Путин был вынужден сделать это из-за боевых поражений и нехватки личного состава. Другие источники кадров иссякают. Многие комментаторы указывали на проблемы с обучением и экипировкой, которые будут реальными, но не непреодолимыми. Мобилизация не переломит ход войны, но может позволить Путину реализовать свою политическую стратегию, которая заключается в том, чтобы пережить европейцев. Что неясно, так это то, что российские народные оппозиции мобилизации сорвут военные планы. В любом случае, у Украины есть окно возможностей для успеха на поле боя до прибытия этих мобилизованных войск.

Что делает Россия

В своем выступлении 21 сентября Путин объявил частичную мобилизацию:

Сегодня наши вооруженные силы. . . ведут бои на линии соприкосновения протяженностью более 1000 километров, воюют не только с неонацистскими отрядами, но и фактически со всей военной машиной коллективного Запада. . . . Считаю необходимым поддержать предложение Министерства обороны и Генерального штаба о частичной мобилизации в Российской Федерации для защиты нашей Родины, ее суверенитета и территориальной целостности, обеспечения безопасности нашего народа и людей на освобожденных территориях. . . . Призыву подлежат только военнослужащие резерва, прежде всего те, кто служил в Вооруженных Силах и имеет конкретные военно-профессиональные специальности и соответствующий опыт. Перед направлением в свои части призванные на действительную военную службу проходят обязательную дополнительную военную подготовку с учетом опыта проведения специальной войсковой операции.

Указ о частичной мобилизации добавляет так называемый «стоп-лосс». Личный состав останется на действительной службе принудительно до окончания частичной мобилизации. Это разумный шаг, когда военные сталкиваются с кадровым голодом и масштабными боевыми действиями, так как сохраняемый личный состав уже находится в частях и обучен. Однако в Соединенных Штатах «стоп-лосс» оказался спорным, когда он применялся во время войн в Ираке и Афганистане. Критики назвали это «черным ходом».

Путин заявил, что эта мобилизация будет ограничена бывшими военнослужащими. Это не расширит призыв на военную службу и не поставит нацию в боевой порядок; что требует полной мобилизации. Заявление Путина также включало промышленный всплеск для увеличения производства оружия и боеприпасов.

Позже министр обороны Сергей Шойгу уточнил, что мобилизация будет проходить поэтапно. Он также описал преднамеренный тренировочный процесс. Шойгу и Путин заявили, что студенты и рабочие оборонной промышленности будут освобождены.

Это действие примерно эквивалентно частичной мобилизации в США (10 USC 12302). Соединенные Штаты много раз использовали это право в прошлом для «Бури в пустыне» и для войн в Ираке и Афганистане, а также для более мелких операций.

СМИ сообщают о количестве 300 000 задействованных солдат, но этого нет в оригинальной речи. Исполнительный указ оставляет номер Министерству обороны. Некоторые российские блоггеры утверждают, что их может быть 1 миллион. Все эти цифры являются спекулятивными. Возможности России вводить, обучать, оснащать и перебрасывать войска на фронт ограничены. Эта мобилизация будет потоком, а не всплеском.

Некоторые предполагают, что это серьезно подорвет российскую экономику, но это маловероятно. Даже если будет мобилизовано 300 000 военнослужащих, это составляет лишь 0,4% рабочей силы России.

Первоначальные отчеты указывают на то, что мобилизация идет плохо

Бюрократия, похоже, не готова справиться с требованиями такой сложной операции. Персонал должен быть идентифицирован, уведомлен, подвергнут медицинскому освидетельствованию, в административном порядке приведен на действительную службу, а затем отправлен в учебное заведение. В течение этого административного периода персонал должен быть накормлен и размещен. Соединенные Штаты испытывали проблемы с мобилизационными механизмами в 1991, первая крупная мобилизация со времен Второй мировой войны, но со временем процедуры были отработаны. У россиян может быть такой же опыт.

Как и многие бюрократические задачи в России, мобилизация проводится по районным квотам. Система квот децентрализует и упрощает исполнение, но стимулирует местные органы власти любой ценой расставлять приоритеты в производстве. Это может привести к злоупотреблениям.

Помимо бюрократических проблем, силовики, похоже, угрожают демонстрантам мобилизацией, вопреки объявленной политике.

Россия изо всех сил пытается превратить потенциальную власть в реальную власть

С самого начала конфликта комментаторы указывали, что население России более чем в три раза превышает население Украины (146 миллионов против 41 миллиона), с более многочисленными вооруженными силами. силы и гораздо большую экономику. По идее, она должна победить в затяжной войне на истощение. Проблема России заключается в том, чтобы превратить потенциальную мощь в боевые возможности. Путин назвал конфликт «специальной военной операцией», а не войной. Это ограничивало его полномочия. Например, российские военные не смогли задействовать многих призывников, хотя они и составляют большую часть сухопутных войск. Частичная мобилизация задействует часть этой потенциальной силы. Украина, напротив, смогла получить доступ ко всем элементам своей национальной мощи.

Россия проводит мобилизацию, потому что у нее заканчиваются солдаты

Российская армия понесла много потерь (по некоторым оценкам, 80 000) из первоначальных сил вторжения численностью около 190 000 человек. Сухопутные боевые отряды насчитывали около 140 000 человек. С самого начала русские изо всех сил пытались сохранить свои ряды, предпринимая самые разные действия, иногда называемые «тайной мобилизацией». Они направили солдат почти из каждой части в России, мобилизовали некоторых резервистов, привлекли этнические меньшинства (в частности, чеченцев), предложили большие бонусы при наборе персонала, который зачислится или останется на службе, использовали частную группу Вагнера и даже вербовали в тюрьмы. Качество замещающего персонала не было высоким, но его количества и качества было достаточно, чтобы российские силы продолжали действовать в полевых условиях.

Как отмечают российские аналитики Майкл Кофман и Роб Ли, структура российской армии предназначена для защиты родины от вторжения, а не для вторжения в соседнюю страну. Таким образом, подразделения обычно насчитывали около 70 процентов личного состава и имели много призывников, которые не могли дислоцироваться за пределами самой России. Для защиты Родины пополнялся призыв в резерв. Для специальной военной операции, где мобилизационные полномочия были ограничены, просто не хватало войск для переброски. Это вооруженные силы, сильно отличающиеся от вооруженных сил Соединенных Штатов, построенных для обеспечения высокой готовности и быстрого развертывания за пределами страны.

Выбор времени обусловлен недавними неудачами русских на поле боя

Российские атаки в Донбассе захлебнулись в июле, захватив часть территории, хотя и дорогой ценой. Украинское контрнаступление началось. На юго-западе украинцы в настоящее время атакуют Херсон, и хотя они не захватили большой территории, они оказывают значительное давление на русских. Российские войска уязвимы, занимая большой плацдарм на западном берегу Днепра. Украинские точечные удары давят на российскую логистику.

На северо-востоке украинское контрнаступление захватило большую часть территории к востоку от Харькова, хотя продвижение замедлилось. Российские генералы, вероятно, сказали Путину, что не смогут удержать свои позиции без дополнительных войск.

У Путина было два других варианта: применить ядерное оружие или договориться об урегулировании. Комментаторы бесконечно размышляли об использовании ядерного оружия. Такое использование поставило бы под угрозу выживание России на части украинской территории. До сих пор Россия ограничивала ядерные угрозы прямым вмешательством НАТО или движением Украины на территорию России.

В настоящее время урегулирование путем переговоров невозможно, поскольку обе стороны слишком далеко друг от друга. Путин не может отказаться от своих завоеваний, не ставя под угрозу свой режим, но Украина настаивает на том, чтобы Россия эвакуировала всю оккупированную территорию, включая Крым.

Российские силы невелики

Важно помнить, насколько малы российские силы. Во время холодной войны Советский Союз содержал около 3,5 миллионов вооруженных сил. Той армии давно нет. Сегодня в России общая численность вооруженных сил составляет около 9 человек.00000, из них 280000 в армии.

Чтобы представить российскую армию в перспективе, у Соединенных Штатов есть действующая армия численностью 1,3 миллиона человек и организованный, обученный резерв численностью 800 000 человек. Таким образом, в Соединенных Штатах имеется примерно в два раза больше легкодоступного обученного персонала, чем в России.

Чтобы лучше представить российские силы, в 1991 году Соединенные Штаты направили около 540 000 военнослужащих в Саудовскую Аравию, чтобы освободить Кувейт от Ирака. Всего силы коалиции насчитывали около 750 000 человек. Россия провела это вторжение в условиях ограниченного бюджета.

России не хватает сильных резервных сил

Россия пыталась создать резервные силы, подобные тем, что есть в НАТО, которые регулярно тренируются, но эти усилия не принесли большого прогресса. Вместо этого Россия ведет списки бывших солдат, которых можно было бы призвать на службу. Это типично для военной системы, использующей воинскую повинность, потому что эта система выпускает относительно большое количество личного состава. Те новобранцы, недавно освобожденные от действительной службы, обладают полезными навыками, но эти навыки быстро ухудшаются. Это гораздо менее дорогая система, но требует времени и обучения после мобилизации.

В Соединенных Штатах действует аналогичная система под названием «Резерв индивидуальной готовности» (IRR). Сюда входят военнослужащие, прошедшие действительную военную службу, но не выполняющие полные восьмилетние военные требования. (Все военнослужащие несут восьмилетнюю военную службу, и контракты о зачислении составляются на этот период времени.) Эти военнослужащие остаются в списках военнослужащих для возможной мобилизации. Тем не менее, это вторая резервная сила после организованных резервных подразделений, которые регулярно тренируются и которые большинство людей считают резервистами. Соединенные Штаты призвали некоторых сотрудников IRR на службу в разгар войны в Ираке, но это было очень спорно, и их количество было сведено к минимуму. По сути, Россия вызывает свою версию IRR.

Обучение будет сложной задачей

И Путин, и Шойгу заявили, что резервисты пройдут дополнительное обучение, вероятно, две недели. По американским меркам этого мало. Соединенные Штаты давали мобилизованным подразделениям месяцы обучения, прежде чем отправить их в Ирак или Афганистан, хотя персонал, мобилизованный в индивидуальном порядке, прошел меньше обучения. Российская военная бюрократия не готова принять такое количество войск. В отличие от США, у россиян нет базовых учебных центров. Большая часть обучения проводится в боевых частях, но большая часть этих учебных кадров была отправлена ​​​​на Украину или стала жертвами.

Впрочем, украинцы тоже плохо обучены. В начале войны Украина создала много новых частей в своей территориальной армии и снабдила их лишь зачаточными военными навыками. В сообщениях указывается, что персонал мог пройти двух- или трехнедельную подготовку. Войска приобрели некоторые навыки за шесть месяцев боев, но они сосредоточены в основном на выживании. НАТО обучает тысячи украинских военнослужащих, некоторые проходят базовую подготовку в Великобритании, а другие проходят специализированную подготовку на базах по всей Европе, но таких военнослужащих меньшинство. Средний уровень украинской подготовки по-прежнему очень низок. Для сравнения, корпус морской пехоты США дает новобранцам 22 недели обучения, прежде чем отправить их в бой. Обе стороны находятся намного ниже этого уровня. Так что российская подготовка будет неадекватной и не соответствующей стандартам США, но русские воюют с плохо обученными, хотя и высоко мотивированными украинскими войсками, а не с США.

Оборудование может быть менее сложной задачей

Хотя у русских наверняка будут некоторые проблемы с оборудованием, вряд ли это станет серьезной проблемой. Проблема с российскими войсками на сегодняшний день заключается в переоснащении, а не в недостатке. Как задокументировали Майкл Кофман и Роб Ли, русские содержали свои подразделения с полным набором оборудования, но лишь с частичным укомплектованием личного состава. Это одна из причин больших потерь—недостаточно пехоты для защиты всей техники. Русские, как и советские до них, никогда ничего не выбрасывают, поэтому у них много оборудования на складах. Это будет не самая современная техника, но она противостоит украинским силам, которые до сих пор вооружены в основном техникой советских времен.

Кроме того, если большая часть мобилизованного персонала заполнит пробелы в существующих подразделениях, то проблемы с оборудованием облегчатся. Этот персонал будет ложиться на технику, которая уже есть в этих подразделениях.

С логистикой были проблемы, но, кажется, теперь стало легче. В первые дни российская логистическая поддержка была ужасной, из-за чего войска голодали, а машины бросали. Как и многие военные, русские не были готовы к материально-техническим требованиям войны, которые сильно отличаются от опыта учений мирного времени. Однако российские войска сегодня, похоже, не голодают, и тот факт, что русские ежедневно выпускают тысячи артиллерийских снарядов, свидетельствует о том, что система тылового обеспечения работает адекватно.

Цель мобилизации в конечном счете политическая, а не победа на поле боя

Маловероятно, что русские генералы считают, что эта мобилизация переместит инициативу и позволит России начать крупные атаки. Украинские силы становятся слишком могущественными благодаря иностранному оборудованию и обучению. Скорее, стратегия, скорее всего, будет удерживать то, что Россия уже захватила, и отодвигать войну до зимы. Путин стремится подвергнуть европейское население достаточному стрессу из-за холода, инфляции и высоких цен на энергоносители, чтобы оно потребовало прекращения войны. Данные опроса показывают, что европейское население поддерживает Украину в ее борьбе за демократию, но неоднозначно относится к предоставлению оружия и участию. (Исключением являются страны Балтии и Польша, которые находятся на передовой и гораздо больше обеспокоены намерениями России.) Таким образом, европейцы могут заставить свои правительства настаивать на прекращении огня и переговорах.

Подстановочный знак — политическая оппозиция

Внутренняя оппозиция возникла в начале войны, когда во многих городах прошли антивоенные демонстрации. Однако российские силовики успешно подавили эти демонстрации. Подконтрольные правительству СМИ доминировали в информационном пространстве, убеждая большинство россиян в том, что война носит оборонительный характер и направлена ​​на подавление неонацистского режима в Украине. В целом, война, похоже, нравится среднему россиянину. Однако мобилизация вовлекает в войну все больше русских семей и вызывает у многих мужчин опасения, что их могут призвать. Оппозиция кажется широко распространенной. Однако еще предстоит увидеть, будет ли эта оппозиция иметь оперативное влияние на войну или же она иссякнет, как это произошло с предыдущими антивоенными усилиями.

На что обращать внимание

Чтобы увидеть, как эта мобилизация работает, стоит отслеживать несколько показателей. Во-первых, не мешает ли мобилизации внутренняя оппозиция? С военной точки зрения ключевой вопрос заключается в том, значительно ли такое противодействие сокращает количество личного состава, доступного для мобилизации. Смогут ли российские войска продержаться до прибытия мобилизованных? Хотя линия фронта, похоже, стабилизировалась, позиция России неустойчива. Она может треснуть за несколько недель до прибытия мобилизованных сил. Может ли Россия обучить и вооружить эти силы? Хотя стандарты не должны соответствовать ожиданиям США, они должны достигать минимального уровня эффективности персонала. Наконец, поддерживает ли российский боевой дух хотя бы минимальный уровень? Боевой дух русских невысок, но русские продолжают сражаться. Тысяча лет истории свидетельствует о том, что русские могут продолжать сражаться в условиях, которые другие народы могут не вынести.