Альтернативная гражданская служба в России в 2022 году

В наше время ценность человеческой жизни и свободы, безусловно, является базовой, признана большинством государств мира и с каждым годом только продолжает закрепляться на этой позиции. Ни для кого не секрет, что в развитых странах заставить юношу взять в мирное время автомат или другое оружие и заставить учиться стрелять, чтобы убивать и уничтожать, не является нормальным и адекватным процессом. Другое дело, что в большинстве развитых стран служба в армии является исключительно добровольным решением граждан, осуществляется только на контрактной основе, следовательно, не может быть ситуации, когда кому-то принудительно дают в руки оружие, боеприпасы, обучают рукопашному бою и так далее.

В Российской Федерации армия состоит не только из военнослужащих-контрактников, но и ребят-призывников, являющихся выпускниками школ и университетов. Эти юноши обязаны служить в армии по закону, вне зависимости от их желания. Однако заставить всех ребят обучаться военному делу нельзя, ведь Россия является правовым государством, и вышеупомянутые права и свободы человека признаны в нашей стране одной из главных ценностей. Всем известно, что существуют веры и религии, в которых насилие является строгим табу, в том числе и использование оружия, так как оно создано для причинения вреда другому человеку. Очевидно, что граждан с такой верой нельзя заставлять служить в армии. На основании этого и некоторых других случаях, а также базируясь на общемировой практике, в Конституции нашей страны была закреплена статья, предусматривающая право на так называемую альтернативную гражданскую службу. Это право есть у каждого гражданина РФ. Что такое альтернативная гражданская служба, условия и требования в 2022 году для прохождения этого вида деятельности рассмотрим в настоящей статье.

Что такое гражданская альтернативная служба (АГС)?

Альтернативная гражданская служба – это деятельность, направленная на благо Российской Федерации и ее граждан, которая заменяет срочную службу в воинской части для молодых людей — призывников. Другими словами, это обычная работа (трудовая деятельность), на которую можно пойти на определенный срок и при определенных условиях/требованиях, и которая проходит вместо службы в вооруженных силах. Естественно, выбрать этот путь просто по желанию призывника невозможно. Как пройти АГС, порядок и условия будут рассмотрены далее. Уверены, теперь Вы знаете, что такое альтернативная гражданская служба.

Право на альтернативную гражданскую службу

Давайте рассмотрим законодательные акты, которыми предусмотрено право на альтернативную гражданскую службу. Так как это понятие относится к военной службе, следует обратиться к Конституции РФ, а именно к статье 59. В этой статье приводится ссылка на закон, регламентирующий военную службу, а в 3 части явно указано, что каждый гражданин имеет право пройти АГС в установленных соответствующим федеральным законом случаях. Таким образом, право на альтернативную гражданскую службу дается каждому гражданину на основании юридического документа, имеющего высшую юридическую силу. Всем известно, что нормативно-правовые документы нижнего уровня не могут противоречить более высоким, иначе первые будут признаны не имеющими юридической силы, как минимум в той части, где есть противоречия. Давайте перейдем к Федеральному закону, устанавливающему определение, условия и порядок прохождения, сроки АГС и другие нюансы.

Федеральный закон (ФЗ) об альтернативной гражданской службе

В соответствии с Конституцией Российской Федерации был разработан и введен в действие Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Этот закон имеет номер №113-ФЗ и был подписан президентом 25 июля 2002 года. Начинается документ одним из ключевых разделов, а именно, кто имеет право на замену срочной службы в армии альтернативной службой. Это право имеют 2 категории граждан:

  • Те призывники, для которых деятельность, связанная с прохождением службы (например, обучение стрельбе из боевого оружия), идет в разрез с моральными принципами (убеждениями) призывника или его религией/верой.
  • Те граждане-призывники, которые относятся к немногочисленному коренному народу, живущему и ведущему традиционную деятельность или хозяйство.

Если ко второй категории относятся единицы юношей, то потенциально к первой можно отнести всех остальных ребят призывного возраста, поэтому первый вариант следует рассмотреть более детально.

Здесь ситуацию можно раздеть на две группы: вера и убеждения. Теоретически некоторую распространенную веру, связанную с религиозной организацией, возможно подтвердить каким-либо способом, например показаниями единоверцев. Совершенно обратная ситуация с убеждениями гражданина – никто не узнает о принципе человека «не пользоваться оружием» пока ему не представится возможность взять это оружие в руки. Особенно, в России, где боевое оружие запрещено для граждан на законодательном уровне. Также в ФЗ об альтернативной гражданской службе не идет речь о времени, в течение которого призывник придерживается тех или иных убеждений. Один человек не приемлет насилие и все что с ним связано (например, оружие и военная форма) уже 10 лет, а другой стал придерживаться такого принципа месяц назад после каких-то событий, произошедших в его жизни. Другие словами, невозможно представить объективные доказательства наличия тех или иных убеждений.

Следующая статья Федерального закона раскрывает, кого можно направить на альтернативную гражданскую службу: здесь стоит обратить внимание на следующие моменты.

  • Во-первых, гражданин, которого направляют на АГС, ввиду того что АГС является прежде всего именно заменой военной службы, должен быть призывного возраста, то есть быть совершеннолетним и, одновременно, быть младше 27-ми лет.
  • Во-вторых, призывник не должен иметь противопоказаний к военной службе, так как, если противопоказания имеются, такому гражданину сразу выдается военный билет по здоровью либо отсрочка. Такой гражданин может пойти на государственную гражданскую службу, но это никак не связано с АГС, хотя эти два вида трудовой деятельности могут проходить в одной организации.
  • В-третьих, те юноши, у которых действует какая-либо отсрочка, например, отсрочка от армии по учебе.
  • В-четвертых, на АГС могут направить только гражданина, лично или посредством почтовой связи подавшего заявление о замене срочной службы в армии на альтернативную гражданскую службу.
  • И последнее, на альтернативную службу направляются призывники, для которых призывная комиссия вынесла решение звучащее следующим образом: «Решение о направлении на АГС». Решение целиком и полностью основано на соблюдение порядка написания и подачи юношей заявления. Как и когда правильно написать такое заявление, какие необходимо приложить документы и другие вопросы, рассмотрим ниже в настоящей статье.

Наверняка у многих возникает вопрос, почему призывники готовы рисковать свободой – самым дорогим, что есть у человека – и пытаться давать взятки в надежде купить военный билет даже тогда, когда год службы в воинской части можно заменить на практически обычную работу, которую так часто приводят в качестве аргумента против военной службы. Все дело в том, что разница между военной и альтернативной службой не только в месте ее прохождения. Одно из главных отличий – это срок альтернативной гражданской службы. Здесь остановимся подробнее, каким документом установлены сроки прохождения АГС, когда начинается отсчет и так далее.

Срок альтернативной гражданской службы

Как уже было подчеркнуто выше, альтернативная гражданская служба отличается от военной службы по призыву не только видом деятельности, но и другими условиями, главным из который, пожалуй, является срок альтернативной гражданской службы. В силу того, что АГС – это возможность, которая предоставляется гражданам для замены срочной службы, за эту возможность придется платить увеличенным сроком службы. И это одно из основных отличий. Давайте, рассмотрим сроки альтернативной гражданской службы, действующие в настоящее время, то есть в 2022 году. Эти сроки зафиксированы в Федеральном законе об альтернативной гражданской службе.

Здесь тоже есть несколько вариантов: ситуация зависит от того, в какой организации будет проходить служба. Если служба будет проходить в организациях, подведомственных российской армии, или в военных частях на должностях гражданской службы, то срок АГС составит 18 месяцев, иначе говоря, 1,5 года. И другой случай, когда служба проходит в других организациях, не связанных с вышеуказанными, то есть организации не связанные с армией, например, почта или налоговая инспекция – тогда срок альтернативной гражданской службы в России по закону будет составлять 21 календарный месяц, то есть почти 2 года. Очевидным, является значительное увеличение срока службы по сравнению классической службой по призыву, где срок службы в 2022 году составляет 12 месяцев.

Место прохождения альтернативной гражданской службы

Не секрет, что для многих призывников наибольший интерес представляет место прохождения альтернативной гражданской службы, то есть место, где придется работать и, соответственно, что придется делать. Многие слышали истории и легенды про уход за больными в лечебных учреждениях, и у ребят сложилось впечатление, что это единственно возможный вариант. Однако, это далеко не так. Чтобы разобраться с этим вопросом окончательно, обратимся к Федеральному закону, осуществляющему правовое регулирование альтернативной гражданской службы в России, а именно к упомянутому выше 113-ФЗ.

Правительством РФ установлен порядок, согласно которому различные муниципальные или бюджетные организации заранее подают в уполномоченные государственные органы заявки, в которых указывают вакансии для ребят, направленных на альтернативную службу. Это могут быть как технический персонал на производстве, так и работа с документами, а также в сфере обслуживания и так далее. Перечень таких рабочих мест формируется перед каждым призывом и может меняться. При направлении призывника работать в качестве АГС, его должность может быть выбрана на основании образования юноши, но это скорее рекомендация, а не правило.

В 98 % случаев альтернативная гражданская служба проходит в городе, где юноша проживает. Однако, это тоже не правило. Отправить на АГС могут и в другой город – в этом случае призывнику должно быть предоставлено место в общежитии, но все-таки направление в другие города происходит крайне редко.

Особенности альтернативной гражданской службы

Давайте рассмотрим другие особенности альтернативной службы, которые часто волнуют призывников, а также их родителей. Как уже упоминалось, АГС имеет множество сходств с обычной работой, рассмотрим их.

  1. Зарплата. Действительно, на АГС платят зарплату, причем именно ту, которую платят на должности, на которой трудится призывник. Таким образом, заработная плата напрямую зависит от того, куда гражданина направят проходить службу (какая организация, должность и т.
    д.). Плохая новость в том, что обычно предприятия подают заявки именно на те должности, на которые трудно найти работников в связи с низкой заплатой, но здесь могут быть и исключения, однако, узнать заранее это невозможно.
  2. Трудовой договор. Оформляются призывники в указанном в ФЗ порядке строго по срочному трудовому договору, следовательно, отношения юноши с организацией, где он проходит альтернативную службу, регламентируется трудовым кодексом РФ.
  3. Отпуск, больничный, выходные и т. д. Исходя из предыдущего пункта, все эти атрибуты будут присутствовать в процессе прохождения альтернативной гражданской службы. Ежегодный отпуск, в соответствии с ТК РФ оплачивается и предоставляется по установленному заявлению.
  4. Прогулы. Прогулы являются нарушениями трудовой дисциплины в соответствии с трудовым кодексом, но здесь есть дополнительный нюанс, указанный в законодательстве об АГС – прогулы не засчитываются в срок АГС.

Замена военной службы альтернативной гражданской. Как и когда подавать заявление?

Среди ребят призывного возраста является весьма распространенной следующая позиция: «Пойду пройду медкомиссию и, если вдруг признают годным, то скажу что у меня убеждения, пацифизм или что-то в этом роде». Эта позиция ошибочка и существует только потому, что юноши не изучают нормативно-правовые документы в сфере призыва, а вместо этого пересказывают друг другу эту «историю». В законе четко прописан порядок замены службы в армии на альтернативную гражданскую службу, и ключевым моментом является подача молодым человеком соответствующего заявления, а, если быть еще точнее, сроки подачи этого заявления.

Заявление в военкомат подается минимум за полгода до начала призыва, в котором юноша должен быть призван и проходить соответствующие призывные мероприятия. Точные сроки следует смотреть в актуальной версии федерального закона. Гражданам следует запомнить главное – думать о вопросе замены армии на АГС следует хотя бы за 1 год до призыва, чтобы в спокойном плановом режиме подготовить все необходимые бумаги для решения организационных вопросов.

Для чего в закон внесено эти ограничения в сроках подачи заявления? Сделано это для возможности прогнозирования необходимых вакантных мест на предприятиях. Как Вы помните, организации тоже за 6-12 месяцев подают заявки с указанием должностей и количества свободных мест для юношей, проходящих альтернативную службу. Чтобы этот процесс работал без ошибок, введено указанное ограничение на время, в течение которого можно подать заявление. Если гражданин подает заявление позже, скорее всего он получит отказ, и это решение будет законным.

Заявление пишется в свободной форме, главное указать, почему призывник просит о замену службы на АГС, то есть раскрыть те самые «убеждения». По требованиям к заявлению прикладывается автобиография молодого человека, а также характеристика, которую следует запросить у работодателя в отделе кадров, либо в учебном заведении. На этом обязательные требования заканчиваются. Можно также предоставить другие документы в качестве «доказательств» убеждения, а также показания Ваших знакомых.

Если все процессуальные моменты соблюдены, отказать призывнику могут только в случае явного противоречия такого, как, например, членство в спортивно-стрелковой организации и одновременное убеждение не держать в руках оружие. Однако, как мы уже выяснили, доказать наличие убеждений и время их появления невозможно, и, ввиду наличия серьезной ответственности за незаконный отказ гражданину в направлении на АГС, необоснованные отказы при соблюдении сроков подачи заявления выносятся крайне редко.

Статистика

Насколько популярна альтернативная гражданская служба в Российской Федерации? Чтобы ответить на этот вопрос более точно, обратимся к публичной статистике. Так за прошлый год на военную службу в России было направленно около 206 283 юноши-призывника, в то время как на АГС отправилось 278 человек. Цифры говорят сами за себя. Альтернативная служба имеет чрезвычайно низкую популярность в нашей стране. И такие цифры в среднем остаются неизменными на протяжении последних 7-ми лет.

С чем связаны столь низкие показатели? Одна из главных причин заключается в том, что юноши вспоминают о данной возможности в последний момент, когда уже пропущены сроки подачи заявления, и у ребят просто не остается выбора, ведь по закону они либо должны быть направлены на службу, либо признаны уклонистами и привлечены к уголовной ответственности. Здесь можно посоветовать только повышать юридическую грамотность, знать свои права и обязанности. Другая возможная причина – в нашей стране практически нет молодых людей с убеждениями, которым противоречит служба в вооруженных силах. И это вполне может быть правдой, ведь нас с детства учили любить свою страну и быть готовыми встать на защиту Отечества. А возможно многие юноши и не знают, о возможности замены службы на альтернативную. Здесь, возможно, стоит проводить просветительскую деятельность в этом вопросе на уровне программ общего образования.

Главное, что следует помнить, что у каждого призывника есть право на альтернативную гражданскую службу в 2022 году, что закреплено в Конституции и ФЗ об АГС.

Комментарии:

ОБЖ в ПРУ — 4.9. Альтернативная гражданская служба.

4.9. Альтернативная гражданская служба.

 

Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государ­ства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

 

Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в нашей стране еще в XVIII в. В 1762 —1763 гг. по пригла­шению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились протестанты-менониты, убежденные пацифисты, пропове­довавшие отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. В 1787 г. императорским указом мено­нитам была предоставлена льгота — освобождение от воен­ной службы.

Введение в России в 1874 г. всеобщей воинской повинно­сти вызвало массовые отказы от военной службы, особенно со стороны представителей ряда конфессий, в первую очередь протестантских.

По новому указу все льготы отменялись, что повлекло за собой невиданную по размаху эмиграцию. В ре­зультате царское правительство вынуждено было пойти на компромисс. В Устав о воинской повинности были внесены изменения, согласно которым менониты, поселившиеся в Рос­сийской империи до января 1874 г., могли отбывать сроки обязательной службы во вневойсковых командах (без ноше­ния оружия). Таким образом, они стали первыми «альтернативщиками» в истории государства, которое выполняло опре­деленные обязательства по их содержанию: выделяло денеж­ные средства для выплаты поденной платы рабочим, на ле­чение рабочих в учреждениях военного ведомства, на оплату квартир и коммунальных услуг, а также на оборудование и ремонт мастерских.

На «обязанных рабочих» — так назывались первые «альтернативщики» — формально распространялись все правила призыва на военную службу, которые регулировались военно- административным законодательством. Уклонение от работ каралось по военно-уголовному законодательству.

В дальнейшем льгота по освобождению от военной служ­бы была пожалована духоборам, молоканам и последовате­лям других сект.

Однако отказы от военной службы случались не только по религиозным мотивам. В частности, в октябре 1876 г. газета «Московские ведомости» сообщала о массовом отказе ссыль­ных уральских казаков служить в армии. Были случаи от­каза и в других социальных слоях.

После 1917 г. Россия стала одной из первых стран, при­знавших право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести.

4 января 1919 г. был издан декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». Соглас­но этому документу граждане, чья вера не позволяла держать в руках оружие, могли нести альтернативную службу в гос­питалях либо заниматься другой общественно полезной ра­ботой, также предусматривалась возможность полного осво­бождения от военной службы. Декрет 1919 г. стал первым законодательным актом Советской республики в этом направ­лении.

Приняв его, Россия заслужила положительные отзы­вы мирового сообщества.

Летом 1923 г. был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, в котором содержалась специальная глава — «Об освобождении от военной службы по религиозным убеж­дениям», регулирующая порядок судебного производства по этому вопросу. Судебные эксперты скрупулезно определяли, действительно ли человек придерживается религиозных взгля­дов, которые могут освободить его от военной службы, а также какую именно работу назначить в качестве альтернативной.

 

В январе 1925 г. появился Закон «Об обязательной воен­ной службе». Круг лиц, имевших право на отказ от военной службы, был значительно сужен. Полное освобождение при­зывника от военной службы, как было ранее, исключалось.

Институт альтернативной службы просуществовал в СССР до 1939 г. И только к концу XX в. Россия вновь возвратилась к этому вопросу.

В 1993 г. в принятой всенародным голосованием Конститу­ции РФ было закреплено право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской (ст. 59, п. 3). И в этом же 1993 г. в России появились первые «альтернативщики», правда немецкие. Они ухаживали за пожилыми людьми — жертвами сталинских репрессий.

В понятие «альтернативная гражданская служба» (АГС) заложено две основные цели: конституционная защита прав граждан и обеспечение достойного существования социально уязвимым слоям населения.

Правовой основой альтернативной службы являются, как уже сказано выше, Конституция Российской Федерации, фе­деральные конституционные законы, основной из которых — Федеральный закон «Об альтернативной гражданской служ­бе» № 113 ФЗ от 25 июля 2002 г., другие нормативно-правовые акты РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. указывается, что право на замену военной службы по призыву альтерна­тивной гражданской службой признается:

На альтернативную гражданскую службу могут быть на­правлены граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе. При этом они должны иметь право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (см. выше).

Указанные лица должны лично подать заявление в воен­ный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской. В отношении этих лиц принимается соответствующее решение призывной ко­миссией района, или города без районного деления, или ино­го муниципального образования.

На альтернативную гражданскую службу не направляют­ся граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» имеют основа­ния для освобождения от призыва, не подлежат призыву или имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

В своем заявлении гражданин должен указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене, и обосновать, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристи­ка с места работы/учебы гражданина. Для доказательства своих доводов гражданин может приложить к заявлению дру­гие документы, а также указать лиц, которые согласны под­держать его.

Военный комиссариат выдает гражданину документ, под­тверждающий регистрацию заявления.

 

Заявление рассматривается на заседании призывной ко­миссии только в присутствии его подателя. О времени и ме­сте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

В законе указывается, что призывная комиссия рассма­тривает доводы гражданина о том, что несение военной служ­бы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на следующих основаниях:

  • анализ документов, представленных гражданином;

  • анализ дополнительных материалов, полученных при­зывной комиссией.

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает моти­вированное решение об отказе.

Заключение комиссии должно быть вынесено в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат. При необходимости запроса призывной комис­сией дополнительных материалов срок вынесения заключе­ния может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Решение принимается простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято. На руки гражданину в трехдневный срок вы­дается копия заключения.

Гражданину может быть отказано в замене военной служ­бы по призыву альтернативной гражданской службой в слу­чаях, если:

  • он нарушил срок или порядок подачи заявления;

  • представленные документы и другие данные не соответ­ствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероиспове­данию;

  • в заявлении о замене военной службы по призыву аль­тернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

  • гражданин дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной при­чины;

  • ранее ему была предоставлена возможность пройти аль­тернативную гражданскую службу, но он от нее укло­нился.

Уважительными причинами неявки на заседание призыв­ной комиссии (при условии документального подтверждения причин неявки) являются:

  • тяжелое состояние здоровья близких родственников (отца, матери, жены, детей, родного брата, родной се­стры, дедушки, бабушки или усыновителя) либо участие в похоронах указанных лиц;

  • препятствие, возникшее в результате действия непрео­долимой силы, или иные обстоятельства, не зависящие от воли гражданина.

Призывная комиссия может признать уважительными и иные причины. Решения комиссии гражданин может оспо­рить в суде.

Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по при­зыву альтернативной гражданской, подлежит призыву на во­енную службу в соответствии с Федеральным законом «О во­инской обязанности и военной службе».

Направление граждан на альтернативную гражданскую службу включает кроме указанных выше условий:

  • явку на медицинское освидетельствование и на заседа­ние призывной комиссии для принятия решения о на­правлении на альтернативную гражданскую службу;

  • явку в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной граж­данской службы.

На мероприятия, связанные с направлением на альтерна­тивную гражданскую службу, граждане вызываются повест­ками военного комиссариата. Направление граждан на аль­тернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия.

К месту прохождения альтернативной гражданской служ­бы гражданина направляет военный комиссар согласно пла­ну специально уполномоченного федерального органа испол­нительной власти и в соответствии с решением призывной комиссии.

Гражданин, направляемый на альтернативную граждан­скую службу, обязан явиться в военный комиссариат в срок, указанный в повестке, и получить под расписку предписание для убытия к месту прохождения службы.

Работодатель, к которому прибывает гражданин, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период про­хождения альтернативной гражданской службы и в трехднев­ный срок уведомить об этом военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган испол­нительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Трудовая деятельность граждан, проходящая альтерна­тивную гражданскую службу, определяется Трудовым кодек­сом РФ с учетом особенностей, предусмотренных в Законе «Об альтернативной службе».

По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, могут привлекаться к ликвидации по­следствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвы­чайных ситуаций на территории Федерации.

Гражданину, проходящему альтернативную службу, пре­доставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ. Продолжительность ежегодного оплачиваемо­го отпуска и возможного отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, не­обходимых для проезда к месту использования отпуска и об­ратно.

Закон определяет сроки прохождения альтернативной гражданской службы. Согласно пункту 1 статьи 5 срок аль­тернативной службы превышает установленный Федераль­ным законом «О воинской обязанности и военной службе» (с 1 января 2008 г. — один год) в 1,75 раза, если служба про­ходит в гражданских учреждениях, и согласно пункту 2 ста­тьи 5 — в 1,5 раза, если служба проходит в организациях Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирова­ний и органов. На текущий момент (с 1 января 2008 г.) — это 21 месяц и 18 месяцев соответственно.

Как правило, служба проходит за пределами территории постоянного проживания несущих службу граждан (экстер­риториальный принцип).

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение альтернативной гражданской службы.

2. Каковы исторические традиции организации альтернативной гражданской службы в России?

3. Что составляет правовую основу альтернативной гражданской службы в России?

4. Кто имеет право на прохождение альтернативной гражданской службы?

5. В каких случаях может быть отказано в прохождении альтер­нативной гражданской службы?

6. Каков порядок прохождения альтернативной гражданской службы?

7.Каковы сроки альтернативной гражданской службы?

 

 

«Нет, это не способ откосить» — Такие дела

15 мая отмечается Международный день сознательных отказчиков от военной службы. «Такие дела» поговорили с теми, кому призывная комиссия многократно отказывала в праве пройти альтернативную гражданскую службу (АГС), — об убеждениях, судах, помощи людям и причинах продолжать борьбу

Николай Алексеев, 21 год, Санкт-Петербург

Я учусь в Лесотехническом университете на направлении «Менеджмент» на последнем курсе. Борюсь за свое законное право (пройти АГС — прим.ТД) на протяжении, наверное, пяти лет.

В 16 лет я узнал, что такое альтернативная гражданская служба: мне один из моих родственников сказал. Посмотрел, что это такое. Изучал долгое время. В 17 лет пошел в военкомат уже с заявлением на альтернативную гражданскую службу. Уведомил их, что у меня есть убеждения. Убеждения — это, по словарю Ожегова,  уверенный взгляд на что-либо, сформированное мнение. У меня с детства начали формироваться взгляды на мир, и они противоречат несению военной службы. Держать в руках автомат я не могу, стрелять в кого-то тоже. Как вообще в кого-то можно стрелять? Я не могу подчиняться бездумным приказам, потому что человек — свободное существо. Я по своему характеру человек мирный и не могу приложить руку к бездумному поступку. Во-вторых, у меня отец вышел из армии инвалидом второй группы. И армия не выплатила ему ни копейки на лечение, вообще ничего.

Призывная комиссия говорила: «Мы не видим у вас убеждений». Однажды ссылались на какое-то психотическое расстройство личности. Я пошел в диспансер, прошел обследование, и врач доказал, что психотического расстройства личности у меня нет. В итоге вынесли решение об отказе замены военной службы на альтернативную гражданскую службу.

Я подал заявление в суд — районные суды, городской суд, подавал телеграмму даже в Европейский. Самое сложное было преодолеть свои эмоции, потому что когда ты стоишь перед призывной комиссией или в суде, в любом случае ты нервничаешь — не покажусь ли каким-то больным человеком? Это был мой первый опыт в судах. Но со временем я это преодолел и добился, что суд удовлетворил мои требования по поводу фотофиксации моего личного дела. Я хотел ознакомиться со своим личным делом, его не было на суде — правда, военкомат не предоставил мне его и по сей день. Скоро будет еще один суд, посмотрим, что-как.

Николай АлексеевФото: из личного архива

В АГС тоже — куда направят, туда и пойдешь. Это могут быть какие-то больницы, почтовые отделения там, не знаю, в театре работать. Куда попадешь. И я знаю, что альтернативная гражданская служба идет около 1,8 лет — но там нет такого, как в армии. В армии насилие. Армия принужденная. Здесь хотя бы я буду ночевать, зная, что будет теплая кровать. Зная, что не возьму в руки автомат.

Если военкомат удовлетворит мои убеждения, то я пойду на АГС. Буду отдавать долг Родине вот таким образом. А если нет, то будем дальше судиться, разговаривать.

Нет, это не способ откосить. Мне самому надоело бегать по судам, это большие вложения — на адвокатов, на юристов. На всех потратишь гораздо больше, нежели какими-то другими путями это можно обойти.  Но лучше я буду помогать людям, нежели я буду помогать армии. Конечно, когда призывная комиссия говорит пять раз «нет», хочется все бросить, но этого не нужно делать. Нужно идти к своей цели дальше — и тогда обязательно ее добьешься.

Владислав Котляков, 22 года, Ижевск

Я учусь на четвертом курсе Ижевской государственной сельскохозяйственной академии, направление «Технический сервис в агропромышленном комплексе». В свободное время иногда подрабатываю. Учусь в основном, ну и это, борюсь за свои права сознательного отказчика от военной службы.

Наверное, все началось с раннего детства, когда родители объясняли: с ребятами лучше не драться и не обижать никого. Если кто-то хочет поиграть в твою игрушку, ну дай поиграть немножко, не жадничай и прочее. Если обидел тебя кто-то, ты не должен давать ему сдачи, а просто быть немножко умнее, не отвечать насилием на насилие. В повседневной жизни тоже этого принципа придерживаюсь. Основой моих убеждений является пацифизм. Ты осознаешь, что держать автомат в руках — то же самое, что ходить по улице и бить людей, например. Использовать что-то, что может кому-то навредить.

У меня мысли были еще в юности, наверное: когда ребята рассказывали: «Оооо, в армейку пойдем после школы, после универа». Блин, а что там делать? Едешь на год в какой-то странный лагерь, про который очень много историй странных гуляет. Что там дерутся, бьют тебя, думаешь и живешь не по понятиям. А зачем обучаться какому-то насилию, если можно все проблемы и так решить, мирным путем?

Про АГС я еще со школы знал, потому что у нас по ОБЖ очень яркий представитель военного сообщества был. Бывший полковник в отставке. Он нас заставлял учить как законы, так и свои права. Мы каждый урок ему пересказывали, что человек имеет право не только на военную службу, но и на замену ее альтернативной гражданской службой.

Владислав КотляковФото: из личного архива

Когда я учился на первом курсе в предыдущем университете, я понял, что та специальность, на которой я учусь, мне не нравится. Окей. Заберу документы и поступлю в другой ВУЗ. Я рассчитывал, что у меня есть отсрочка по здоровью, начну учиться нормально, потом можно будет использовать отсрочку по обучению. Из-за того, что я подал заявление (на прохождение АГС — прим.ТД) где-то в августе или сентябре, после отчисления, мне сказали: «Во-первых, у тебя какие-то доводы невесомые, мы так и не поняли, что у тебя там по убеждениям. Отказ. У тебя пропуск сроков. Должен будешь явиться на медосвидетельствование». Ну кто же знал, что я отчислюсь, захочу на другую специальность в другой ВУЗ? Углубляться никто не хотел.

Каждый призыв я модернизировал свое заявление: добавлял что-то новое. Начал лучше разбираться в своих убеждениях — раньше я не хотел (идти в армию — прим.ТД), потому что плохо кормят, все одинаковые. Сейчас понимаю, что дело не в том, кто и как одевается, а для чего это все нужно. С 2015-го до 2017 года я подавал одну и ту же характеристику из вуза и одну и ту же автобиографию с неизменными датами, потом мне начали предъявлять, что я приношу старые документы. Теперь я каждый призыв пишу новую характеристику — точнее, беру старую и ставлю в деканате новые печати с подписями. Так же с автобиографией. Когда я хожу в военкомат, меня знают в лицо. Хоть мне уже и говорят на призывной: «Вот, ты пытаешься затянуть все это дело до 27 лет. Ты же понимаешь, что со справочкой можешь закончить. Потом тебя никуда не возьмут», — зато я останусь со своей точкой зрения.

Я бы хотел отслужить на альтернативной гражданской службе, потому что это гораздо интереснее, чем армия, — например, делать бы на альтернативной службе что-нибудь, связанное с техникой. Или какая-нибудь помощь людям в больнице. Им нужна помощь, они трудились всю свою жизнь на заводах и разных предприятиях, дабы вырастить наше поколение. И нет, это не способ откосить. Это способ доказать самому себе, что ты имеешь право на другие взгляды на жизнь.

Денис Панфилов, 19 лет, Санкт-Петербург

Я студент. Учусь в Академии управления городской средой, градостроительства и печати на архитектора. Про АГС я сначала от своего брата узнал: он был в нашей семье первопроходец. А родители подтолкнули к мысли, что у меня есть выбор. Дальше я ознакомился со всеми обстоятельствами в интернете, из общения со сверстниками и пришел к мысли, что это не для меня.

Подавал в первый раз на АГС в 2018 году. Мое выступление на призывной было не очень удачным, я тогда не смог четко сформулировать свою мысль. Мне отказали, но у меня была отсрочка по обучению. Сейчас могу сказать, что хочу заменить военную службу на гражданскую по убеждениям совести — ведь служба в армии представляет из себя четкое исполнение приказа без права выбора. А я, например, не могу стрелять и причинить вред человеку, который мне ничего не сделал.

Я хочу время с пользой потратить. Конечно, дело не только в пользе обществу — я считаю, что служить в армии должны те, кто выбрал для себя этот путь. Но у нас загребают всех подряд без разбора. Поэтому очень часто в военной части оказываются люди, которым там не место. К тому же СМИ и интернет открыты и доступны: практически из любых источников можно узнать, что происходит в частях. Идти в армию с риском, что ты можешь не вернуться домой в мирное время, — сомнительное удовольствие. Важную роль играет и политическая составляющая: локальные конфликты, срочников, бывает, отправляют в горячие точки.

Денис ПанфиловФото: из личного архива

К следующему призыву я буду готовить новое заявление — информации уже больше, я глубже погружаюсь в эту проблему. Тут предстоит борьба с военкоматом. Есть план по призыву, и призывной комиссии по большому счету все равно, что с собой приносит призывник. Его никто не слушает — скорее всего, решение о замене военной службы на АГС уже принято до его выступления. Но, исходя из того, что сейчас в военкоматах происходит, решение зависит от того, кому быстрее надоест. Раза три-пять можно сходить впустую на призывную военкомата, они несколько раз откажут, потом им надоест играть в эти игры, тогда они решат удовлетворить запрос. Но каждый раз после того, как мне будут отказывать в замене военной службы на АГС, придется подавать в суд и через долгие судебные тяжбы доходить до своего.

Откосить и прятаться от военкомата — это как спрятать голову в песок. Есть люди, которые косят, и у них это получается довольно успешно. Но в этом случае ситуация с военкоматом и этой системой не поменяется.

Конечно, я хотел бы пойти на службу в своей, технической сфере деятельности. Но с другой стороны, я готов помочь на любой работе. Для меня это действительно полезное времяпрепровождение.

Андрей Щукин, 24 года, Екатеринбург

Я учусь в Уральском государственном юридическом университете на юриста и работаю в социально значимом проекте «Мой мир без вражды», который реализует пермский «Мемориал», — оказываю правовую помощь ребятам, которые не хотят служить в армии в силу своих убеждений.

В 2014 году я заканчивал колледж, учился на повара. Мне пришла повестка. На тот момент я хотел продолжать обучение и не хотел служить, тогда же я наткнулся на «Солдатских матерей» в Санкт-Петербурге. Там мне объяснили, что есть выход — альтернативная служба.

Дело в том, что я, как и многие другие, сначала не знал, что есть такое право. К сожалению, в наших военных комиссариатах абсолютно никакой информации о том, что у людей есть право на альтернативную гражданскую службу. Либо она не соответствует действительности — во многих военкоматах до сих пор висит информация, что АГС длится четыре года, хотя это уже давно не так.

Когда я стал изучать эту тему, понял все плюсы альтернативной службы. Служение обществу в первую очередь — работать в социальных учреждениях, какую-то значимую пользу приносить, в первую очередь для своих граждан. Защита Родины — это не только оружие в руках.

Андрей ЩукинФото: из личного архива

Для меня вообще призыв в армию — аннулирование всех моих других прав. Я не хочу, чтобы государство ограничивало мои права, решая, что моя жизнь принадлежит не мне самому, а государству. Когда я впервые подал заявление на альтернативную гражданскую службу, призывная комиссия сказала, что я должен обосновать свой выбор, мои убеждения нелогичны. И отказала мне на этом основании. Последующие разы, когда я подавал заявление на АГС при новой призывной кампании, у меня уже был пропущен срок — я должен был подать за полгода до начала призыва. С точки зрения комиссии, этот срок не подлежит восстановлению — но это тоже не соответствует действительности.

Читайте также Убежденные   Выбрать альтернативную службу может любой призывник, если знает закон  

Я обжаловал каждое решение призывной комиссии в суде, доходил до Верховного суда. Сейчас «Солдатские матери» сопровождают все мои судебные дела — в том числе мы подали жалобу в ЕСПЧ.

Я не рассматривал такой вопрос, как «откосить». Я же готов служить — только на альтернативной службе. Я согласен, что она далека от идеала, но когда человек идет на военную службу, он находится в казарме 24 часа. А когда мы идем на альтернативную службу, то работаем согласно трудовому договору. Это полностью трудовые отношения. Гражданин, который служит альтернативно, может совмещать работу с учебой. Он может не отставать от развития в обществе, получать диплом, как-то развиваться.

Я также хочу добиться того, чтобы (проходящие АГС — Прим. ТД) работали по специальности. Проблема в том, что большинство людей, которые несут эту службу, направляют в хосписы, на Почту России — а они не имеют специального образования для этого. А работодатели, которые могут взять к себе людей на АГС, не всегда знают, что есть такая служба, и не подают соответствующие заявки в Роструд.

Редакция благодарит организацию «Солдатские матери Санкт-Петербурга» за помощь при подготовке материала

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!

борьба за права россия

Библиотека по правам человека Университета Миннесоты

Библиотека по правам человека Университета Миннесоты


Аапо Ярвинен против Финляндии, Сообщение № 295/1988, док. CCPR/C/39/D/295/1988 (1990).


 

Сообщение № 295/1988: Финляндия. 15.08.90.
CCPR/C/39/D/295/1988. (Правоведение)

Сокращение Конвенции: CCPR
Комитет по правам человека
Тридцать девятая сессия

МНЕНИЯ КОМИТЕТА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ 4 СТАТЬИ 5
ФАКУЛЬТАТИВНОГО ПРОТОКОЛА К МЕЖДУНАРОДНОМУ ПАКТУ
О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ — ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ СЕССИЯ
относительно

Сообщение № 295/1988


Представлено: Аапо Ярвиненом (представлен адвокатом)

Предполагаемая жертва: Автор

Заинтересованное государство-участник: Финляндия

Дата сообщения: 16 марта 1988 г. (дата первоначального письма)

Дата решения о приемлемости: 23 марта 1989 г.

Комитет по правам человека, учрежденный в соответствии со статьей 28 Международного Пакт о гражданских и политических правах,

Встреча 25 июля 1990 г.,

Завершив рассмотрение сообщения № 29511988, представленного Комитету г-ном Аапо Ярвиненом в соответствии с Факультативным протоколом к ​​международному Пакт о гражданских и политических правах,

Приняв во внимание всю письменную информацию, предоставленную ему автор сообщения и государство-участник

Принимает следующее:


Соображения в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Факультативного протокола

1. Автором сообщения от 16 марта 1988 года является Аапо Ярвинен, гражданин Финляндии, родившийся в феврале 1965 года, который утверждает, что является жертвой нарушения статьи 26 Международного пакта о гражданских и политических правах Финляндия. Он представлен адвокатом.

Предыстория
2. 1 В Финляндии до конца 1986 г. Служба регулировалась Законом о невооруженной и гражданской службе. Под этого законодательства, призывники, чьи религиозные или этические убеждения не разрешить им нести обязательную военную службу в качестве вооруженной службы в в соответствии с Законом о воинской повинности могут быть освобождены от такой службы в мирное время и направляться на невооруженную или гражданскую службу. Продолжительность военной службы составляет восемь месяцев. Продолжительность невооруженной службы составила 11 месяцев для выполнения в Силах обороны обязанностей, не связанных с ношением оружия. Гражданская служба длилась 12 месяцев и должна была проходить в государственных гражданских службе, в муниципалитетах или в больницах.

2.2 Согласно закону, действовавшему до конца 1986 г., письменное заявление в качестве а также подлинность религиозных или этических убеждений заявителя. проверяется специальной экзаменационной комиссией. В конце 1986 года эта процедура был отменен законом. № 647/85, Закон о временной поправке к Закон о невооруженной и гражданской службе, и заявители теперь назначаются на гражданскую службу. обслуживание исключительно на основании собственных заявлений. Продолжительность гражданской срок службы был установлен в 16 месяцев. Соотношение законности для поправки гласит:

«Поскольку судимости призывников, поступающих на гражданскую службу, не более не подлежат рассмотрению, следует установить наличие этих судимостей. иным образом, чтобы новый порядок не поощрял призывников добиваться освобождения от военной службы исключительно из соображений личной выгоды или удобство. Соответственно, адекватное продление срока такой службы считается наиболее подходящим показателем судимости призывника».


2.3 9 июня 1986 года автор, которого призвали явиться в армию служба, подала письменное заявление в компетентные органы с указанием что его этические убеждения не позволяли ему совершать вооруженные или невооруженные Служба в Силах обороны Финляндии. Штаб военного округа Тампере препроводил заявление автора в Следственный совет о 8 декабря 1986 г. Правление не приняло решение до истечения срока его мандат 31 декабря 1986, а документы были возвращены в штаб, откуда дело было передано командующему военным округом для рассмотрения в порядке реализации ст. № 647/85.

2.4 В январе 1987 года автор подал новое заявление об освобождении от военная служба; это было принято в феврале 1987 г. 9 июня 1987 г. автор поступил на альтернативную гражданскую службу. Согласно новым положениям, упомянутым выше, срок гражданской службы определяется в соответствии с положениями действующие на момент заказа услуги. Соответственно, срок г-на Ярвинена службы составлял 16 месяцев, так как не получил приказа о назначении его на альтернативную гражданскую службу до вступления в силу поправки. В ответ на жалобу о дискриминации, поданную автором, парламентский омбудсмен Финляндии, 17 февраля 1988, пришел к выводу, что не было никаких доказательств любое намерение со стороны властей умышленно затягивать процедуру в случае г-на Ярвинена; если бы его дело рассматривалось в течение 1986 г. , его этические убеждения должны были быть приняты во внимание, с возможностью не смогли убедить власти в их подлинности.

2.5 Определенные категории лиц освобождаются от воинской или альтернативной службы в Финляндии. Закон об освобождении Свидетелей Иеговы от военной службы Услуга действует с начала 1987. В соответствии с настоящим Законом служба призывника, принадлежащего к религиозной общине Свидетелей Иеговы может быть отложен до его 28-летия; после этого он может быть освобожден от Военная служба в мирное время. Это означает, что на практике Иегова Свидетели не обязаны проходить военную или альтернативную службу.

Утверждения автора

3.1 Автор считает, что он стал жертвой дискриминации, поскольку лица, выбравшие альтернативную службу, обязаны отслужить 16 месяцев, тогда как срок военной службы составляет всего восемь месяцев. Пока он уступает что предыдущий срок альтернативной службы в 12 месяцев не обязательно дискриминационным по смыслу статьи 26 Пакта, он утверждает, что продление срока с 12 до 16 месяцев не оправдано и представляет собой дискриминацию. Период в 16 месяцев несоразмерно дольше, чем срок, применимый к военным. призывников, вдвое больше. По мнению автора, фин. Правительство не смог привести веских аргументов в пользу того, что увеличение период альтернативной службы до 16 месяцев является разумным, недискриминационным мера, соразмерная заявленной цели; более того, решимость нового срока альтернативной службы не было основано на каких-либо эмпирических исследованиях но был выбран произвольно. По мнению автора, установленное ratio legis законодательного поправка, Закон. № 647/85, свидетельствует о намерении правительства ввести некоторый карательный элемент в продлении альтернативной службы.

3.2 Указано, что более ранний срок альтернативной гражданской службы, 12 месяцев, фактически было основано на аргументе соразмерности. Автор ссылается в связи с этим к законопроекту правительства № 136 о невооруженной и гражданской службе, который был представлен парламенту в 1967 году. Согласно первоначальному предложению, гражданская служба длилась бы на шесть месяцев дольше, чем военная служба, я. д., всего 14 мес. Сокращен парламентский комитет по делам обороны срок гражданской службы до 12 месяцев, учитывая, что предлагаемый срок альтернативная служба была «необоснованно долгой» и нецелесообразной относиться к призывникам, выбравшим невооруженную или гражданскую службу, значительно более невыгодный способ, чем другие. Соответственно, Комитет предложил установить продолжительность невооруженной службы в 11 месяцев и гражданской службы в 12 месяцев.


3.3 Автор добавляет, что если сравнить ситуацию отказников в Финляндии с отказчиками по соображениям совести в других западноевропейских стран, было бы очевидно, что срок гражданской службы в два раза больше поскольку вооруженная военная служба несоразмерна цели меры, как и во всех этих странах, кроме одной, гражданская служба обычно длится столько же, или лишь несколько дольше (до 50 процентов дольше), чем военная служба. Этот относится не только к Западной Европе, но и к Польше и Венгрии, которые недавно был принят закон о гражданской службе.


3.4 В отношении довода государства-участника о том, что простая отмена процедура экзаменов для отказников от военной службы может поощрить призывников добиваться освобождения от военной службы по соображениям личной выгоды и удобства, автор утверждает, что критерии любой дифференциации термина(ов) услуги не являются ни разумными, ни объективными, так как продление срока службы распространяется на все группы лиц, отказывающихся от военной службы по убеждениям, за исключением одной определенная группа, Свидетели Иеговы, которые освобождены от всех форм служения. В рамках существующей системы серьезные религиозные или этические отказники наказываются. чрезмерной пролонгацией своей службы, а некоторые ищут личной выгоды или удобства выбрать кратчайший срок службы в вооруженных силах, восемь месяцев. По мнению автора, такие критерии дифференциации нельзя считать разумным и объективным, поскольку все бремя возлагается на тех, кто возражает подлинность убеждений которых никогда не подвергалась сомнению. Далее, для таких возражающих, дело не в их выборе, а в их философии.


Комментарии и замечания государства-участника


4.1 Ссылаясь на решение Комитета в сообщении № 185/1984, 11 государство-участник утверждает, что, поскольку государства-участники не несут никаких обязательств предоставить альтернативную службу, они могут, когда они предусматривают такую альтернативную службу, определяют ее условия по своему усмотрению при условии, что эти условия сами по себе не являются нарушением Пакта. .


4.2 Ссылаясь на ratio legis Закона № 647/85, государство-участник утверждает, что продолжительность гражданской службы, хотя, по общему признанию, больше, чем у вооруженных призывников, не указывает на какое-либо намерение или фактическую дискриминацию по отношению к гражданские военнослужащие по смыслу статьи 26 Пакта. поскольку как конкретные обстоятельства дела автора и рассмотрение его заявления от июня 1986 года, государство-участник считает, что на на основании фактов и в свете мнения парламентского омбудсмена от 17 февраля 1988, определение срока его гражданской службы заняло месте в соответствии с законодательством Финляндии и статьей 26 Пакта.

4.3 В отношении общего освобождения Свидетелей Иеговы от любой формы службы, государство-участник отмечает, что Закон об освобождении Иеговы Свидетели с военной службы проходили в соответствии со статьей 67 Закон о парламенте, который устанавливает процедурные требования для принятия конституционного законодательства, и утверждает, что Закон не может рассматриваться как дискриминационным по смыслу статьи 26 Пакта.

Вопросы и разбирательства в Комитете


5.1 На основании имеющейся у него информации Комитет пришел к выводу, что все условия для признания сообщения приемлемым были соблюдены, и что, в частности, между сторонами была достигнута договоренность о том, что имеющиеся внутренние средства правовой защиты были исчерпаны в соответствии с пунктом 2 b) статьи 5 Факультативный протокол.


5.2 23 марта 1989 г. Комитет по правам человека объявил сообщение допустимый.

6.1 Статья 8 Пакта разъясняет, что «служба военного характера» или «национальная служба, требуемая по закону от лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, не является рассматриваться как принудительный или обязательный труд. Комитет отмечает, что новые механизмы, в соответствии с которыми заявители теперь назначаются на гражданскую службу исключительно на основе их собственных заявлений, фактически позволяет выбирать, как обслуживать и отходит от предыдущей схемы альтернативной гражданской службы для признанные отказники от военной службы по убеждениям. Соответственно, любой вопрос предполагаемой дискриминации подпадает под действие статьи 26, а не пункта 1 статьи 2 в отношении к статье 8.

6.2 Таким образом, главный вопрос, стоящий перед Комитетом, заключается в том, альтернативная служба, в соответствии с которой автор должен пройти альтернативную службу, представляет собой нарушение статьи 26 Пакта. Что сам Пакт не предусматривает право на отказ от военной службы по соображениям совести не меняет этого вывода. Действительно, запрет дискриминации в соответствии со статьей 26 не ограничивается этими правами которые предусмотрены Уставом.

6.3 Статья 26 Пакта, запрещая дискриминацию и гарантируя равную защиту закона для всех, не запрещает все различия лечение. Любая дифференциация, поскольку Комитет имел возможность неоднократно, должны, однако, основываться на разумных и объективных критериях.

6.4 При определении целесообразности продления срока альтернативной службы от двенадцати до шестнадцати месяцев по закону. № 647/85, которое было направлено г-ну Ярвинену, был основан на разумных и объективных критериях, Комитет счел в частности, ratio legis Закона (см. пункт 2.2 выше) и нашел что новые механизмы были разработаны для облегчения управления альтернативная служба. Законодательство было основано на практических соображениях и не имело дискриминационной цели.

6.5 Комитет, однако, осознает, что влияние законодательной дифференциации, работает в ущерб истинным отказникам от военной службы по соображениям совести, чья философия обязательно потребует от них принять гражданскую службу. В то же время, новые механизмы были созданы не только для удобства государства. Они сняли с лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, часто трудную задачу убеждения экзаменационную комиссию на подлинность своих убеждений; и они разрешили более широкий круг лиц, потенциально способных выбрать возможность альтернативного оказание услуг.

6.6 Во всех случаях продление срока альтернативной службы ни необоснованным, ни карательным.

6.7 Хотя автор сделал определенные ссылки на освобождение Иеговы Свидетели альтернативной или военной службы в Финляндии, их положение в настоящем сообщении не рассматривается.

7. Комитет по правам человека, действуя в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, считает, что условия альтернативной службы, наложенные на г-на Ярвинена Законом № 647/85, не свидетельствует о нарушении статьи 26 Пакта.



Дом || договоры || Поиск || Ссылки


Активисты говорят, что Южная Корея все еще наказывает отказников по убеждениям, несмотря на обещанную альтернативу военной службе.

Как и около 100 000 человек в Южной Корее, семья г-на Чанга — Свидетели Иеговы. Члены этой христианской конфессии считают, что они должны воздерживаться от конфликтов, и составляют значительную часть отказников по убеждениям во всем мире.

В Южной Корее, стране, все еще официально находящейся в состоянии войны со своим северным соседом, обладающим ядерным оружием, где призыв на военную службу является обязательным для всех мужчин в возрасте от 18 до 28 лет, это давно стало проблемой. С 1950-х годов около 19 000 корейцев, в основном Свидетели Иеговы, были заключены в тюрьму за отказ от призыва — больше, чем в любой другой стране.

Ситуация изменилась в 2018 году, когда Конституционный суд страны постановил, что правительство должно предлагать альтернативную гражданскую службу (АГС) лицам, отказывающимся от военной службы по убеждениям. Однако четыре года спустя активисты говорят, что система ACS сродни до тюрьма приговоры отказники по убеждениям один раз принудительно отбывали службу, при этом участников требовалось дважды месяцев для отбывания срока срочной службы, работы по призыву военный.

«Текущий период альтернативной службы… не соответствует международным нормам в области прав человека, которые требуют, чтобы характер альтернативной службы был «некарательным», — сказал Кюсук Чо, координатор сеульского центра. для военных прав человека в Корее.

Несмотря на то, что в последние годы Южная Корея несколько сократила свои вооруженные силы в рамках усилий по модернизации, она по-прежнему поддерживает активные силы численностью более 500 000 солдат и еще 2 750 000 резервистов.

Поскольку подавляющее большинство южнокорейских мужчин проходят военную службу, это часто рассматривается как ключевой обряд посвящения, и некоторые задаются вопросом, можно ли с ним покончить, учитывая постоянную угрозу со стороны Северной Кореи, чья действительная военная служба армия почти в три раза больше.

Сообщения о плохих условиях жизни призывников, а также рассказы о артистах и ​​звездах спорта, которым пришлось приостановить свою карьеру, чтобы пройти военную службу, в последние годы несколько изменили общественное мнение.

Опрос, проведенный Gallup Korea в мае 2021 года, показал, что 43% респондентов высказались за переход в армию на добровольной основе, а 42% поддержали статус-кво. Предыдущие опросы показали, что большинство поддерживает призыв на военную службу.

До 2018 года за отказ от призыва обвиняли от 400 до 800 человек в год. Одним из них был г-н Чан, который боролся с судебным преследованием, когда Конституционный суд вынес свое решение.

Он должен начать альтернативную службу в этом году, но сказал, что введенная система «сильно отличается от моих ожиданий» и является скорее наказанием, чем настоящей «альтернативой военной службе».

В заявлении Азиатско-Тихоокеанской ассоциации Свидетелей Иеговы (APAJW) говорится, что участники ACS «выполняют ту же работу, что и осужденные, когда их наказывали за отказ от военной службы по соображениям совести, — и в очень похожих условиях».

Г-н Чан рассматривал возможность отказа от ACS, но после многих лет судебных баталий он беспокоился о том, как это может отразиться на его семье.

«Трудно снова идти под суд, не зная, когда он закончится и буду ли я снова осужден как преступник», — сказал он. «Поэтому у меня не было другого выбора, кроме как подать заявление о переводе на альтернативную службу, которая, на мой взгляд, немного менее сурова, чем тюремное заключение».

APAJW утверждает, что действующая система противоречит международным стандартам прав человека в отношении свободы вероисповедания и не соответствует постановлению Конституционного суда.

В этом случае судьи предупредили, что «если продолжительность или суровость альтернативной службы чрезмерны до такой степени, что лица, отказывающиеся от военной службы по соображениям совести, сочтут ее трудной для выполнения, это противоречит цели альтернативной службы или низводит ее до простой формы наказания». , что приводит к нарушению других основных прав».

Дэвид, человек, отказывающийся от военной службы по соображениям совести, которого The Globe and Mail не идентифицирует, потому что в настоящее время он проходит альтернативную службу, сказал, что его воодушевило постановление от 2018 года: «Мне больше не придется быть преступником, чтобы следовать учениям. Библии».

Он сказал, что действующая система соответствует «минимальным условиям альтернативной гражданской службы», поскольку задачи, которые должны выполнять отказники, «совершенно не связаны с военной деятельностью».

Но добавил, что сходства с военной службой все же много, в том числе нахождение «под строгим контролем». А вынужденные работать в тех же тюрьмах, в которых когда-то были сокамерниками отказники от военной службы по убеждениям, заставляет систему чувствовать себя карательной.

Для некоторых консервативных южнокорейцев система недостаточно сурова. После постановления 2018 года группа законодателей внесла поправку, которая обяжет лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, пройти 44 месяца службы, включая разминирование и другую опасную деятельность.

В некоторых частях страны прокуратура также выясняла, играли ли те, кто претендует на отказ от военной службы по соображениям совести, в прошлом в жестокие видеоигры, которые, по утверждению властей, противоречат заявленным ими пацифистским убеждениям, и насколько регулярно они посещали религиозные службы.

Г-н Чо сказал, что лица, отказывающиеся от военной службы, особенно нерелигиозные, часто борются за получение альтернативной гражданской службы и сталкиваются с угрозой уголовного наказания, если их сочтут уклоняющимися от призыва. Они также часто сталкиваются с дополнительной дискриминацией и не могут найти работу.

Помимо лишений для тех, кто участвует в системе ACS, критики также утверждают, что это упущенная возможность для лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, оказать подлинную услугу обществу. В других странах, таких как Тайвань и Финляндия, лица, отказывающиеся от военной службы по соображениям совести, работают в больницах, школах, налоговых органах и домах престарелых.

По данным APAJW, в Южной Корее, поскольку лица, отказывающиеся от военной службы по соображениям совести, ограничены работой в тюрьмах, рабочих мест на данный момент хватает только примерно для половины из них, а остальные остаются в подвешенном состоянии.

«Успешная ACS должна приносить пользу сообществу, а не наказывать отдельных лиц за отказ от военной службы», — говорится в сообщении группы. «Это не должно проводиться в квазивоенной обстановке с комендантским часом, казарменным заключением и униформой; но оно должно быть совершенно гражданским: свободным от всех военных связей и сходств».

Наши информационные бюллетени Morning Update и Evening Update составляются редакторами Globe и содержат краткий обзор самых важных заголовков дня. Зарегистрируйтесь сегодня .

Греция: Законопроект об отказе от военной службы по соображениям совести и призыв к поддержке

Правительство Греции объявило о законопроекте, в котором предлагаются незначительные изменения, касающиеся лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести. Несмотря на предложенные незначительные улучшения, законопроект не предлагает столь ожидаемых изменений для лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, которые обеспечивают некарательное и недискриминационное законодательство и практику. Читайте наш подробный отчет о законопроекте ниже.

Отказники от военной службы по соображениям совести в Греции сообщили WRI, что если законопроект будет принят в парламенте в его текущей версии, это будет упущенная возможность, и сейчас самое время оказать давление на правительство Греции, чтобы оно приняло законодательство, соответствующее международным стандартам для отказников от военной службы по соображениям совести. .

Поддержите лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, в Греции с помощью своих электронных писем

Чтобы поддержать лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести в Греции, пожалуйста, отправьте это письмо (по электронной почте) в посольство Греции в вашей стране . См. список посольств Греции с их контактной информацией здесь. Напишите в посольство Греции в вашей стране, чтобы поддержать лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести в Греции. Образец письма смотрите здесь.

Законопроект об отказе от военной службы по соображениям совести

8 марта Министерство национальной обороны разместило на своем веб-сайте законопроект с изменениями для лиц, отказывающихся от военной службы по убеждениям. Недавно завершился процесс общественных консультаций, и вскоре законопроект будет внесен в парламент; сначала для обсуждения парламентским комитетом, а затем для голосования на пленарном заседании.

Законопроект, как сообщают лица, отказывающиеся от военной службы по соображениям совести в Греции, не улучшает условия для лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, по разным причинам.

Карательно-дискриминационный срок альтернативной гражданской службы

Во-первых, не изменился карательно-дискриминационный срок альтернативной гражданской службы. В Греции продолжительность альтернативной гражданской службы в принципе вдвое превышает продолжительность военной службы, но может быть сокращена по решению Министерства национальной обороны. На практике альтернативная гражданская служба проходит 15 месяцев по сравнению с 9месяцев военной службы для подавляющего большинства призывников. Это означает, что его практика на 66,7% дольше, чем военная служба в целом, что является карательным и дискриминационным.

Законопроект сохраняет положение о том, что продолжительность альтернативной гражданской службы в принципе удваивается по сравнению с военной службой. Такое соотношение в законодательстве является карательным и дискриминационным по всем международным стандартам, и данное положение должно быть исключено из законодательства.

Законопроект содержит положение, которое потенциально может привести к сокращению карательного и дискриминационного срока альтернативной гражданской службы. Однако решение о сокращении срока альтернативной гражданской службы оставлено на усмотрение Минобороны. Другими словами, он не гарантирует необходимого сокращения срока альтернативной гражданской службы, рекомендованного Комитетом по правам человека и бывшим Специальным докладчиком по вопросу о свободе религии или убеждений.

Кроме того, в законопроекте указывается, что минимальный срок гражданской службы должен быть равен максимальному сроку военной службы, который составляет 12 месяцев (в ВМФ и ВВС). Однако подавляющее большинство призывников проходят военную службу в Армии всего 9 месяцев.

Процедуры подачи заявлений об отказе от военной службы по соображениям совести

Помимо неспособности сократить срок альтернативной гражданской службы в качестве наказания, законопроект также не предлагает какого-либо существенного улучшения процедур подачи заявлений об отказе от военной службы по соображениям совести. Законопроект не выполняет рекомендацию Комитета по правам человека Греции о передаче оценки заявлений о предоставлении статуса отказника от военной службы под полный контроль гражданских властей.

Выполнение процедур остается в ведении Министерства национальной обороны, а окончательное решение принимает министр. Единственное изменение касается состава комитета из 5 человек, который рассматривает заявки и представляет рекомендации министру. Законопроект предлагает включить только одного офицера вместо двух, как указано в действующем положении.

Повторное наказание лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести

Законопроект полностью не реализует рекомендацию Комитета по правам человека «избегать повторного наказания в нарушение ne bis in idem принцип», юридическая концепция, означающая, что никакие судебные иски не должны предприниматься дважды по одному и тому же делу. Действующее законодательство допускает повторное наказание лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, или призывников в этих случаях, что необходимо урегулировать в новом законодательстве. Это особенно актуально для тех, кто отказывается от прохождения альтернативной гражданской службы, а также от военной службы. Актуально это и для тех, кто не справляется с карательными условиями альтернативной службы и не проходит службу, или для тех, чей статус отказника по убеждениям аннулирован в связи с совершением дисциплинарного проступка, а также для тех, кто несправедливо не признан отказником по убеждениям. из-за проблемной процедуры экспертизы.

Ограниченные улучшения

В законопроекте предлагается отменить право министра национальной обороны приостанавливать действие положений об отказниках от военной службы по соображениям совести в военное время. Это означает, что военным не будет позволено призывать на военную службу лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, во время войны.

Также, в случае обращения заявителя в Министерство об отклонении его заявления о статусе отказника от военной службы по соображениям совести, ему автоматически предоставляется приостановление призыва на военную службу до рассмотрения его обращения.

Кроме того, законопроект распространяет некоторые положения, уже действующие для призывников, служащих в вооруженных силах, на лиц, отказывающихся от военной службы по убеждениям. К ним относятся, в частности, покрытие некоторых командировочных расходов призывников, а также гарантия возвращения на прежнее рабочее место после окончания службы.

Нерешенные проблемы

Эти ограниченные улучшения будут иметь положительное значение для устранения хотя бы части дискриминации, с которой сталкиваются лица, отказывающиеся от военной службы по соображениям совести. Однако многие другие вопросы остаются нерешенными, в том числе:

  • Право на отказ от военной службы по убеждениям после призыва (во время военной службы).

  • Право добровольцев/профессиональных солдат на отказ от военной службы по соображениям совести.

  • Прекратить нарушения права на справедливое судебное разбирательство (суды военных судов над отказчиками от военной службы по соображениям совести, заочные процессы без уведомления)

  • Дискриминация лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, более старшего возраста в отношении суммы денег, необходимой для откупа от службы, по сравнению с призывниками.

  • Отменить лишение статуса отказника по убеждениям в случае совершения дисциплинарного проступка при прохождении альтернативной гражданской службы.

  • Прекратить все текущие судебные преследования и отменить все уголовные и административные санкции, уже наложенные в нарушение международного права и стандартов в области прав человека.

  • Условия автоматического лишения статуса отказника от военной службы по соображениям совести (см.