Рыцари Востока (часть 4) » Военное обозрение

Твердил мне отец — и я верю отцу:
Конец соответствовать должен концу.
Да будет с единой лозы виноград!
Да будут все овощи с родственных гряд!

Живите ж так, дети, на грешной земле,
Покуда есть хлеб и вино на столе!
(«Чужак» Редьярд Киплинг)

Впрочем, на самих доспехах и вооружении турецких рыцарей все эти события, весьма удаленные от Османской империи, практически не сказались. Костяк турецкой конницы и в XVI, и в XVII веках продолжали составлять чебели (т. е. «панцирники»), вооруженные саблями, булавами, кончарами, легкими копьями. Сипахи и тимариоты (держатели земельных владений, пожалованных за несение воинской службы), как и раньше, выезжали на бой, будучи закованными в кольчуги и бахтерцы. Из наступательного оружия они все еще использовали лук и стрелы. Поверх кольчуг теперь все чаще надевали зерцало (доспех с цельноковаными пластинами на груди и на спине, отполированными до зеркального блеска), из-за чего его так и назвали в России. Турецкий шлем кулах постепенно трансформировался в русский шишак, который постепенно начали применять чуть ли не все народы Восточной Европы. Очень удобными оказались и металлические наручи елваны для правой руки, которые закрывали целиком все правое предплечье (левое и кисть защищались щитом). Кони бронировались очень долго и в таком виде использовались на войне даже в начале XVIII века. Последнее не удивительно, так как конские доспехи на Востоке, включая Турцию, всегда были значительно легче, чем на Западе. Сидевший на бронированном коне всадник, естественно, должен был иметь и защиту для собственных ног, поэтому панцирные сапоги из стальных пластин, соединенные кольчужным плетением, дополняли его вооружение. Применялись они и на Руси, где их называли бутурлыки.


Меч и сабля пророка Мухаммеда. Музей Топкапы, Стамбул.

Более легкие и отличавшиеся особой смелостью всадники дели (в переводе с турецкого «одержимые») обычно вербовались в Азии. Дели вооружались легче всего, однако и они носили пластинчато-кольчужные панцири юшманы, легкие шлемы-мисюрки, а также налокотники со щитами. Конница дели применяла уже не только холодное, но также и огнестрельное оружие и очень нравилась европейцам.

В Западной Европе чем не знатнее был властитель, тем больше у него был флаг, длиннее вымпел его рыцарского копья и… шлейф платья его дамы. В Османской империи мы видим практически все то же самое, и там точно также существовала четкая иерархия знамен и знаков различия. Символом военачальника был алем, прозванный в народе «кровавым знаменем», который имел вид расшитого полотнища ярко-красного цвета, длиной 4—5 м и шириной 3 м, сужавшегося книзу. Санджак — знамя наместника провинции — было несколько меньше по размеру и не так богато украшен. Байрак — знамя легкой конницы дели. Чаще всего оно было треугольным и делалось из красного или же желтого холста; буквы надписей были вырезаны из красного или белого войлока и нашиты на полотнище, как и рука мести Али, и меч Зульфикар.


Турецкие знаки…

Туг (или бунчук) назывался конский хвост, укрепленный на цилиндрическом, полом внутри и поэтому необычайно легком древке из мягкого дерева; древко украшалось восточными орнаментами. Верхний конец древка заканчивался чаще всего металлическим шаром, а иногда полумесяцем. Ниже крепился простой или заплетенный в косы конский хвост, окрашенный в синий, красный и черный цвета. На месте крепления хвоста древко было обтянуто тканью из конского и верблюжьего волоса. Волос также был выкрашен в различные цвета, иногда в виде очень красивого узора.


Сабли мамлюков XIV – XVI вв. Музей Топкапы, Стамбул.

Количество конских хвостов на бунчуке как раз и было признаком звания. Три конских хвоста имели паши в ранге визиря, два хвоста — наместники, один — имел санджакбег (т. е. губернатор санджака). Бунчуки носили силихдары (оруженосцы), которых в этом случае называли тугджи.



Сабли-килич из музея Топкапы в Стамбуле.

Клинки турецких сабель сначала были слабо изогнуты (XI век), зато потом приобрели кривизну, нередко чрезмерную. В XVI веке турецкая сабля имела гладкую рукоять без навершия, которое в XVII веке приобрело столь хорошо известную сегодня форму завитка раковины.

Кроме собственно турецких на Востоке большой популярностью пользовались сабли из Персии — более легкие и сильно изогнутые в последней трети клинка. Обычно они были уже турецких, но зато и короче. Видимо, тяжелые пластины на зерцалах и юшманах турецкой саблей было все равно не проколоть, но вот легкой персидской саблей можно было нанести противнику очень сильный секущий удар, который вполне мог достичь своей цели в поединке со слабо вооружённым всадником.


Ятаганы из музея Топкапы в Стамбуле.

В XVI веке в турецко-арабских землях распространяется ятаган — сравнительно короткий клинок, зачастую с обратным изгибом лезвия и без перекрестия, но зато с двумя характерными выступами («ушами») в задней части рукоятки. Слабоизогнутые клинки у турок назывались сейф, а сильноизогнутые — килич. Турки, как и другие восточные народы, очень ценили легкость копья, поэтому делали древки из бамбука или же просверливали их изнутри. Пожалование копья являлось знаком особой милости султана и расценивалось как драгоценный подарок. Знатные турки и арабы украшали копья золотыми шнурами и кистями и даже носили на копьях футляр, в котором мог помещаться миниатюрный Коран.


Конница египетских мамлюков 1300 – 1350 гг. Рис. Ангуса МакБрайда.

Врагов ненавидят и… чаще всего им же и подражают — вот психологический феномен, которого в ходе войн против турок не избежала и Западная Европа. Второй раз после крестовых походов она отдавала дань уважения более высокой военной организации своих восточных противников. Мода на все турецкое в конце XVI века дошла до того, что в Германии, например, в подражание турецкому обычаю стали красить хвосты лошадям в красный цвет и практически повсеместно заимствовали турецкие седла.


Меч (внизу), сабля (слева) и кончар (справа) султана Мехмеда Второго Завоевателя. Музей Топкапы, Стамбул.

Кстати, их особенностью помимо самого устройства было то, что они имели слева крепление для ножен меча-кончара, который таким образом относился не к вооружению всадника, а к снаряжению коня! Весьма необычными казались европейцам и турецкие стремена. Дело в том, что ни арабы, ни турки, как правило, шпор не носили, а использовали вместо них массивные широкие стремена, внутренними углами которых они нажимали на бока лошади.


Турецкие воины XVII в. На заднем плане татарский легкоконный всадник. Рис. Ангуса МакБрайда

Несмотря на передовые усовершенствования военного снаряжения, Османская империя приходила в упадок.


Турецкие кремневые ружья XVIII – XIX вв. Музей Топкапы, Стамбул.

Упадок феодально-земельных отношений и разорение крестьян точно так же, как и в Европе, привел к сокращению численности и падению боеспособности рыцарской конницы сипахи. В свою очередь, это вынуждало все больше увеличивать численность регулярных войск и особенно — янычарского корпуса. В 1595 году в реестрах янычар было записано 26 тысяч, спустя всего три года — 35 тысяч человек, а в первой половине XVII века их было уже 50 тысяч! Денег на выплату содержания такому огромному количеству солдат у правительства постоянно не хватало, и янычары обратились к побочным заработкам — ремеслу и торговле. Под любыми предлогами они старались избежать участия в походах, но очень решительно противодействовали любым попыткам властей хотя бы как-то ограничить их привилегированное положение. Только в 1617—1623 годах по причине янычарских бунтов на троне сменилось четыре султана.


Сабля султана Мехмеда Второго Завоевателя. Музей Топкапы, Стамбул.

Подобные события дали повод современникам писать об янычарах, что «они также опасны в мирное время, как слабы во время войны». Поражение турок под стенами Вены в 1683 году наглядно показало, что падение военного могущества Османской империи уже не могли остановить ни сипахийская латная конница, ни янычарский корпус* с огнестрельным оружием. Для этого требовалось нечто большее, а именно — отказ от старой системы хозяйства и переход к широкомасштабному рыночному производству. На Западе такой переход состоялся. Рыцари Запада, добившись максимальной тяжести и защищенности в вооружении, к XVII веку отказались от лат. А вот на Востоке, где сами доспехи были значительно легче, этот процесс растянулся на целые столетия! На этом пути Восток и Запад разошлись не только в области вооружения…


В 1958 году киностудия «Грузия-фильм» сняла художественный фильм «Мамлюк» о судьбе двух грузинских мальчиков, похищенных работорговцами и погибших в итоге в поединке друг с другом. Масштабные батальные сцены поставлены конечно «так себе» (хотя пушки после выстрелов откатываются!), но зато костюмы просто великолепны, шлемы обмотаны тканью, и даже бармицы на них из колечек! В роли мамлюка Махмуда Отар Коберидзе.

* История янычар закончилась в 1826 году, когда в ночь на 15 июня они взбунтовались в очередной раз, пытаясь протестовать против намерения султана Махмуда II создать новое постоянное войско. В ответ на призывы глашатаев — выступить в защиту веры и султана против бунтовщиков-янычар — выступило большинство жителей столицы. Муфтий (главный священник) объявил истребление янычар богоугодным делом, а смерть в сражении с ними — подвигом за веру. По казармам янычар ударили пушки, после чего верные султану войска и городские ополченцы начали истреблять восставших. Уцелевших в этой резне янычар тут же осудили, после чего все они были задушены, а их тела брошены в Мраморное море. Котлы янычар, наводившие ужас на христиан и благоговение на правоверных, всенародно запачкали грязью, знамена разорвали и затоптали в пыль. Были разрушены не только казармы, но даже мечеть янычар, кофейни, которые они обычно посещали. Были разбиты даже мраморные надгробья, принятые за янычарские из-за изображенной на них войлочной шапки, похожей на широкий рукав халата дервиша Бекташа. Султан даже запретил громко произносить само слово «янычар», настолько велика была его ненависть к этому бывшему «новому войску».

topwar.ru

Виды сабель | Армия и вооружение

Представлены различные виды сабель, изображения будут дополнятся по мере нахождения их в интернете.

Адамашка — украинский термин обозначающий саблю из дамасской стали.


Аджем-клих — персидская сабля, которая была принята на вооружение турецкой армии. В своей работе («Турецкое оружие») Э.Г.Аствацатурян помещает фотографии рисунков Марсильи.

Алкус — оружие наподобие дюсака, предназначенное для перерубания кольчужных рукавов у пехотинцев.

Беджелер (бадлер) — широкая тяжёлая сабля албанских наёмников.

Бутуровка — разновидность венгерской сабли.


Гаддарэ — сабля с коротким широким клинком и утолщённым тупьём.

Дюсак — разновидность сабли, появившаяся в Венгрии и бытовавшая в Богемии и Германии в XVI в. Клинок короткий, изогнутый, однолезвийный, сужающийся к острию. Роль черена играет стержень, загнутый в виде петли, обращённой к лезвию. Использовался крестьянами и ремесленниками. При работе дюсаком на руку надевалась толстая кожаная рукавица.

Зюльфак (дзюльфакар) — сабля с раздвоенным клинком.


Карабела — польская разновидность сабли.

Кастане — короткая тяжёлая сабля со сложным эфесом, являющаяся национальным оружием народов Цейлона. Общая длина 500- 600 мм.

Килич — турецкая сабля с клинком сильной кривизны.


Клих — cабли клих стояли на вооружении турецкой армии в XVII веке.


Клыч — сабля, распространённая среди казаков.
Является русским неуставным оружием, которое появилось после Высочайшего указа
1909, в котором говорилось: «ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, в 13-й день августа сего 1909
года, Высочайше повелеть соизволил: Казаков всех вообще казачьих войск не
неволить иметь оружие казенного образца и, не стесняясь однообразностью его,
разрешить казакам выходить на службу с доставшимися им от отцов и дедов шашками,
лишь бы оружие это было годно в боевом отношении. » Это Высочайшее соизволение
привело к установлению нового типа оружия, получившего название «Клыч». Они
повторяли по форме и стилю легкокавалерийские и казачьи сабли конца 18 — начала
19 вв.

Кортелас (корделач, итальянск. Большой нож) — итальянская сабля с клинком средней кривизны.

Кракемарт — тяжёлая архаичная европейская сабля с обоюдоострым клинком. Была распространена у английских и французких моряков XV в.

Мамелюк — турецкая сабля сильной кривизны, бывшая на вооружении в отрядах мамелюков.

Пюлар — кривая раджпутанская сабля.

Сабля бухарская — сабля с сильным изгибом в нижней трети клинка. Верхняя часть клинка значительно шире его окончания. Долы отсутствуют.

Сабля венгерская — сабля малой кривизны со слабо выраженной елманью.

Сабля индийская — сабля с клинком малой кривизны расширяющимся к низу.

Сабля казацкая — разновидность сабли, получившая распространение в казацких формированиях. Аналогичные сабли были распространены и в различных европейских армиях.

Сабля персидская — сабля с сильным изгибом в нижней трети клинка. Верхняя часть клинка значительно шире его окончания. Долы часто отсутствуют. Сабля носится на портупее на европейский манер.

Сабля сизим сустава — длинная тяжёлая складная сабля, состоящая из семи фрагментов. Бытовала у народа Коми.


Сабля турецкая (килидж, килич) — сабля, у которой кривизна клинка начинается со второй трети, верхняя треть клинка — прямая. Сабля носится на шёлковой перевязи, идущей справа налево, подвешена свободно, так что остриё направленно вверх.

Сабля шаманская — сабля, выполняющая функцию культового оружия в шаманских обрядах. Изготовлялась специально или же заимствовалась у других этнических общностей.

Сейф — турецкая сабля с клинком малой кривизны.


Скимитар (Ятаган) — азиатская сабля с клинком малой кривизны. Длина клинка до 700 мм.


Талвар — индийский вариант сабли с клинком полуторной заточки малой кривизны. Головка черена имеет вид кольца с выступом в центре. Общая длина 950- 1250 мм.


Шамшер (шамшир) — арабская сабля с клинком малой кривизны без елмани. Часто клинок покрывался изречениями из Корана. Был распространён от Марокко до Индии и Пакистана включительно.

источник: http://www.sablya.ru

warinform.ru

Турецкая сабля

Esky 14-08-2017 11:06
quote:
Originally posted by iv2006:

как уважаемая общественность оценит возраст этого клинка



тут можно оценить только настройки режима съемки фотоаппарата))маратх 14-08-2017 11:32

Соглашусь с Esky.
Да и неплохо бы весь предмет видеть.

iv2006 14-08-2017 19:41
quote:
Да и неплохо бы весь предмет видеть.

Да там особо нечего смотреть, эфес стандартный. Албанский, я бы предположил

фудзин 14-08-2017 21:25

Первая половина 19, там я вижу клейма и туры на деталях. Они могут помочь уточнить время. Клинок характерной формы для этого времени.

iv2006 15-08-2017 09:20

Спасибо.
Мне подумалось, что эфес и фурнитура конца 19 века. А вот клинок показался старше

маратх 15-08-2017 10:16

Вот мне тоже думается, что «одёжка» на вторую половину 19 века, причём ближе к концу…

Esky 15-08-2017 11:36
quote:
Originally posted by iv2006:

эфес стандартный



форма и оформления навершия интересны, как и глубина захода крестовины в накладки рукоятиArabat 15-08-2017 18:23

Да. Форма навершия не типична и для турка, можно сказать, даже и неудобна. Насчет албанцев не знаю.

Sergeevich2951 15-08-2017 18:36

Албания не причём,эта сабля турецкая, уставного обр. на период русско-турецкой войны. 1877-78гг.

маратх 15-08-2017 19:32
quote:
Изначально написано Sergeevich2951:
Албания не причём,эта сабля турецкая, уставного обр. на период русско-турецкой войны. 1877-78гг.

+1

iv2006 16-08-2017 08:13
quote:
Албания не причём, эта сабля турецкая

Поинтересуйтесь, в состав какого государства входила Албания до 1912 года.
Анатомические рукояти и фигурные навершия у меня ассоциируются с османскими регионами, имевшими сильное итальянское влияние и находившимися «по ту сторону» Адриатического моря.
Могу быть неправ, впрочем.

Sergeevich2951 16-08-2017 09:04

Зачем вы мне предлагаете изучение географии?

Вы сделали предположение, что эфес произведен на территории Албании.

Но эфес уставного обр.стоявшей на вооружении целой армии.И если говорить о

месте производства его, на территории империи, то логичней предположить

что нибудь в метрополии.

iv2006 16-08-2017 10:23

На территории метрополии — это то, что на ваших фотках.
И я бы в данном случае говорил не об уставе (видел его кто-нибудь? Как там требуемая форма отражена — рисунок, чертеж или фотография?), а о традициях и моде.

Arabat 16-08-2017 10:44

Поддержу Ива. Навершие явно не уставное. То есть, для метрополии не типичное. А на окраинах, под влиянием соседей или старых местных традиций вполне могли и такое к «уставной» сабле прилепить.

маратх 16-08-2017 11:20

Для сабель из Албании (во всяком случае, неуставных), насколько я помню, типичны вообще другие эфесы. Предлагаю сторонникам «албанской» версии выставить фото неармейских сабель, к-рые относят к Албании, с навершием рукояти, подобным навершию на сабле автора темы.

Arabat 16-08-2017 11:47

Во-первых, речь идет не обо всем эфесе, тип эфеса безусловно турецкий и даже «уставной». Речь идет конкретно о самом «явлоке» навершия. Вот его-то форма и «мелкие» детали в чисто турецкий тип не вписываются.

Во-вторых, я не сторонник именно «албанской» версии. Я не знаю, чей это тип яблока. Но не чисто турецкий.

iv2006 16-08-2017 11:50
quote:
Изначально написано маратх:
Для сабель из Албании (во всяком случае, неуставных), насколько я помню, типичны вообще другие эфесы. Предлагаю сторонникам «албанской» версии выставить фото неармейских сабель, к-рые относят к Албании, с навершием рукояти, подобным навершию на сабле автора темы.

Присоединяюсь к предложению, но предлагаю его несколько расширить. Предлагаю выставить фото сабель с подобным навершием, которые относят к какой-либо конкретной стране либо народу

Arabat 16-08-2017 13:03

Обратите внимание. На истинно турецких саблях яблоко гладкое и линия перехода от него к тыльной части рукояти тоже гладкая, плавная, без впадин. Для турка, привыкшего держать саблю определенным способом, это важно. А вот для владельца данной сабли сей факт не важен. Он привык держать саблю по другому. Зато ему понадобился специальный вырез под мизинец, которого на истинно турецких саблях нет. ИМХО, можно сделать вывод, что данный товарищ служил в турецкой армии (сабля таки действительно уставная), но турком по национальности не был.

Saracen 16-08-2017 13:08

Обычный позднеосманский эфес по моде на то время. Без привязки к региону.
Встречаются с вырезами под все четыре пальца по низу рукояти.

Saracen 16-08-2017 13:10
quote:
Originally posted by Arabat:

(сабля таки действительно уставная)


Клинок ничего общего с регламентированной (уставной) саблей не имеет.

фудзин 16-08-2017 13:31

Окончание ножен, я думаю, современник- более раннего клинка. Деталь может оказаться булатной, как и клинок. Все остальное 19 век, согласен, что вторая половина. Там есть клейма, предлагаю владельцу посмотреть внимательно, иногда помогает определить время.

фудзин 16-08-2017 13:35

Разные попадаются.

Arabat 16-08-2017 13:38
quote:
Разные попадаются.

Опять таки линия гладкая плавная, выреза под мизинец нет.Sergeevich2951 16-08-2017 13:41

Давайте прочтём у Э.Г., что она думает о такого рода эфесе, и что говорит

о клинках к ним. стр.127, известного издания.

Arabat 16-08-2017 14:09

Э.Г. она крупный специалист по типам узоров и украшений. А вот, кто, как и чем за все это хватался и на кой ляд нужна то выемка, то уши…

Saracen 16-08-2017 14:39
quote:
Originally posted by фудзин:

Разные попадаются.


Персоосман? ))

Saracen 16-08-2017 15:02
quote:
Originally posted by Sergeevich2951:

о клинках к ним. стр.127, известного издания.


«Они (клинки) развиваются из типа «шамшир»: имеют довольно узкий клинок без елмани» (с). гл.»Строевые сабли», стр.125

Arabat 16-08-2017 17:55
quote:
Обычный позднеосманский эфес по моде на то время. Без привязки к региону.
Встречаются с вырезами под все четыре пальца по низу рукояти.


Ну, и? Где они?
Напомню, что нам надо:
А) «Яблоко» должно сверху не составлять одну плавную линию с верхней частью рукояти, а выступать вверх ступенькой;
Б) Между самим яблоком и рукоятью с внутренний стороны должна быть полукруглая выемка.
Saracen 16-08-2017 18:55
quote:
Originally posted by Arabat:

Напомню, что нам надо:


Игорь Николаевич, Вы османский ГОСТ 19 века где-то раздобыли?

Sergeevich2951 16-08-2017 19:19
quote:
Изначально написано Saracen:

«Они (клинки) развиваются из типа «шамшир»: имеют довольно узкий клинок без елмани» (с). гл.»Строевые сабли», стр.125


Именно на стр. 127, Э.Г. описывает тот тип сабли, что показывает Т.С.


Sergeevich2951 16-08-2017 19:28
quote:
Изначально написано Arabat:

Ну, и? Где они?
Напомню, что нам надо:
А) «Яблоко» должно сверху не составлять одну плавную линию с верхней частью рукояти, а выступать вверх ступенькой;
Б) Между самим яблоком и рукоятью с внутренний стороны должна быть полукруглая выемка.

Все признаки, что попадают под определение -,,Сабли уставного обр., более позднего времени», налицо. Это одинаковые гарды и устья.



Saracen 16-08-2017 19:35
quote:
Originally posted by Sergeevich2951:

Именно на стр. 127, Э.Г. описывает тот тип сабли, что показывает Т.С.


Sergeevich2951, по-моему Вы торопитесь, делая вывод об идентичности описываемого и представленного клинков, из описания стр.127 совершенно не следует, что описан клинок сабли «килич» (по Э.Г.). Именно он на сабле ТС-а. Вместе с тем на стр 125 ЭГ вполне однозначно и недвусмысленно описывает общий тип строевых сабель (первый абзац):

Arabat 16-08-2017 19:54
quote:
Все признаки, что попадают под определение -,,Сабли уставного обр., более позднего времени», налицо. Это одинаковые гарды и устья.

Мужики! Я не говорю уставная она или нет. Я говорю: ЯБЛОКО НА НАВЕРШИИ НЕ ТУРЕЦКОЕ. Очень может быть, что владелец офицер турецкой армии, но сам он НЕ ТУРОК. Албанец, сириец, хрен знает, кто еще, но не турок.Sergeevich2951 16-08-2017 19:55

Но за клинок я вообще не заикался. Клинки на оф. оружии скорее всего были произвольные.

Arabat 16-08-2017 20:04
quote:
Игорь Николаевич, Вы османский ГОСТ 19 века где-то раздобыли?

Чем иронизировать, нашли бы гарантировано турецкую саблю с таким яблочком, да и дело с концом. Или любую другую, но с таким яблочком.Sergeevich2951 16-08-2017 20:08
quote:
Изначально написано Saracen:
Обычный позднеосманский эфес по моде на то время. Без привязки к региону.
Встречаются с вырезами под все четыре пальца по низу рукояти.


Встречаются…

Arabat 16-08-2017 20:11

И опять не то. Хотя уже ближе.

Sergeevich2951 16-08-2017 20:48
quote:
Изначально написано Arabat:
И опять не то. Хотя уже ближе.

Наверное я не скажу ничего нового об ХО Османии.

Так же как рассматриваемый тип, так и всё остальное ХО, отличалось большим многообразием. Поэтому если мы увидели нечто не обычное
в эфесе ТС, это нужно принимать как должное.
Исключение составляют сабли нижних чинов. Вот они без изысков и
особенностей.

Arabat 16-08-2017 21:01
quote:
Поэтому если мы увидели нечто не обычное
в эфесе ТС, это нужно принимать как должное.


Если речь идет просто об оформлении, то да. Но в данном случае мне кажется, что речь идет о более важном, о способе держания оружия.
Возможно, я не прав, но поискать аналоги стоило бы.фудзин 16-08-2017 23:10

Добрался до дома. Есть несколько образцов турецких сабель с подобным окончанием рукояти. Пока две, есть ещё, искать не охота.

фудзин 16-08-2017 23:33

Да, предметы из музея Армии, фото мои.

Есаул ТКВ 17-08-2017 01:57

А вот саблю Тульского завода (серийную для русского подразделения) 18 века с рукояткой как на турецкой сабле.. эту саблю как по вашему правильно атрибутировать.. как турецкую или как русскую? А шашку среднеазиатскую с рукояткой как на шашке казачьей? А саблю с дужкой?

Sergeevich2951 17-08-2017 06:19
quote:
Изначально написано Есаул ТКВ:
А вот саблю Тульского завода (серийную для русского подразделения) 18 века с рукояткой как на турецкой сабле.. эту саблю как по вашему правильно атрибутировать..

В студию можно, то, о чём притча?

iv2006 17-08-2017 08:58
quote:
Изначально написано Sergeevich2951:

Именно на стр. 127, Э.Г. описывает тот тип сабли, что показывает Т.С.


Я правильно понимаю, что не существует оригинального и детализированного описания «уставной» сабли, датированного и подписанного султаном или на худой конец каким-нибудь визирем? Тогда слово «уставной» немного режет слух, стоит говорить о наиболее распространенном и часто встречающемся типе сабли. Иначе можно дойти до уставных мечей викингов и печенежских сабель.

Ну да ладно, пусть будет «уставная».

Но в сабле из топика: 1) рукоять не из рога 2) отверстие для темляка есть 3) крестовина не медная 4) а про клинок и речи нет — он из другой оперы от слова совсем.
Всего «уставного» — загнутые вниз концы крестовины.

маратх 17-08-2017 09:29
quote:
Изначально написано iv2006:

Но в сабле из топика: 1) рукоять не из рога


А из чего накладки рукояти?

iv2006 17-08-2017 10:11

Мне показалось, что дерево.
Хотя сейчас стал приглядываться и засомневался. Может и рог (такой цвет это носорог?)

маратх 17-08-2017 10:24
quote:
Изначально написано iv2006:

Хотя сейчас стал приглядываться и засомневался. Может и рог (такой цвет это носорог?)

Вот мне кажется, что он и есть.

Хотя, конечно, другие бы фото рукояти глянуть.

Sergeevich2951 17-08-2017 10:30
quote:
Изначально написано iv2006:

Я правильно понимаю, что не существует оригинального и детализированного описания «уставной» сабли, датированного и подписанного султаном или на худой конец каким-нибудь визирем? Тогда слово «уставной» немного режет слух


Э.Г. в определение — уставной обр., думаю, вкладывала смысл

определяющий этот тип сабли, как имеющий элементы выделяющие её среди

других сабель. Сабля из топика вполне подходит именно под этот обр.,

то есть она своим внешним видом вполне вписывается в этот ряд.

Утверждать, что это не так, думаю не будет даже дилетант.

Sergeevich2951 17-08-2017 10:37
quote:
Изначально написано iv2006:

3) крестовина не медная


На ХО Османской империи, впрочем как и на огнестреле, для декора использовали именно медь. В дальнейшем её покрывали золотом или серебром, в зависимости от требования заказчика.

Определить с манитора, что это не медь, не каждому удаётся

фудзин 17-08-2017 10:39

Дмитрий, тебе может быть интересно как и всем нашим участникам. Я удивлением обнаружил что для изготовления рукоятей киличей мог использоваться другой материал похожий на толстую кожу. при этом рукоять медового цвета и очень напоминает рог, при ближнем рассмотрении разница конечно есть. Такой образец есть у уважаемого Негооля, я просил его отнять её. К сожалению в книгу не успел её поместить, пока такие рукояти в литературе не фиксировались. Пишу об этом впервые. Может Негоголь поместит здесь.

Sergeevich2951 17-08-2017 10:40

Для примера:

Глядя на этот снимок не скажешь, что рукоять медная.

фудзин 17-08-2017 10:42

Крестовина на образце ТС встречается, мне такие попадались и в разном декоре.

Sergeevich2951 17-08-2017 10:42

Однако это именно так.

фудзин 17-08-2017 10:43

Ещё и олово покрывали

Sergeevich2951 17-08-2017 10:48
quote:
Изначально написано фудзин:
Ещё и олово покрывали

Интересно.
Если покрытие на меди оловянное, то из чего припой для сборки?

Sergeevich2951 17-08-2017 10:50

Вот на этой гарде серебро на меди.

фудзин 17-08-2017 10:55

Недавно обсуждали балканские ятаганы-братья, на моем, детали покрытые серебром изготовлены из крайне ломкого сплава олова. Анализ не делал, но это не медь.

Ятаганы!!! андроид чудит

фудзин 17-08-2017 11:00

Серебро на меди очень распространено и на Кавказе, многие серебряные пояса и кинжалы, которые кажутся цельно-серебряными на самом деле покрыты или фольгой серебряной или анодированы слоем.

Sergeevich2951 17-08-2017 11:58
quote:
Изначально написано фудзин:
Недавно обсуждали балканские стаканы-братья, на моем, детали покрытые серебром изготовлены из крайне ломкого сплава олова. Анализ не делал, но это не медь.


Если сплав с присутствием олова, значит это бронза.

В зависимости от содержания олова, может быть крайне хрупкой.

Ремингтон 17-08-2017 13:34

А это что за техника?

фудзин 17-08-2017 14:35

Вот пример тончайшей серебряной фольги, при этом чернение и узор на высоте.

фудзин 17-08-2017 22:55

Спасибо! Можно ракурс где видно что полная, сбоку как нибудь

фудзин 17-08-2017 22:59

Что полая, с третьего раза только написать удалось. Вот интересно, это тонкий рог, или кожа (возможно носорога) которому предали форму.

фудзин 18-08-2017 12:20

Огромное спасибо!
Мы видим редкую аутентичную рукоять. Теперь разобраться из чего она.
Не перестаю удивляться восточным мастерам

Ремингтон 18-08-2017 12:21

не похожа на кожу

фудзин 18-08-2017 12:23

Дмитрий, подключись пож, твоё мнение интересно, хотя надо живьём смотреть.

Esky 18-08-2017 12:24
quote:
Originally posted by фудзин:

это тонкий рог, или кожа (возможно носорога) которому предали форму.



красно-черно полосатый цвет!))Ремингтон 18-08-2017 01:10

А как все таки это накладное золото или фольга крепилась на серебро?

iv2006 18-08-2017 08:59
quote:
Изначально написано Sergeevich2951:

Э.Г. в определение — уставной обр., думаю, вкладывала смысл

определяющий этот тип сабли, как имеющий элементы выделяющие её среди

других сабель. Сабля из топика вполне подходит именно под этот обр.,

то есть она своим внешним видом вполне вписывается в этот ряд.

Утверждать, что это не так, думаю не будет даже дилетант.


Да я говорю, сколько угодно, пусть будут уставные. Важен смысл, а не форма; а смысл следующий: сабли уставные с железным клинком, рукоятью из натурального материала и крестовиной из немагнитного металла. Всё, что есть, прекрасно вписывается в эти жесткие уставные рамки.

iv2006 18-08-2017 09:03
quote:
Изначально написано Sergeevich2951:

На ХО Османской империи, впрочем как и на огнестреле, для декора использовали именно медь. В дальнейшем её покрывали золотом или серебром, в зависимости от требования заказчика.

Определить с манитора, что это не медь, не каждому удаётся


Если только там нет клейм.
Хотя, конечно, жуликоватые дельцы могли и посеребренную медь заклеймить, чтобы в устав вписаться

Arabat 18-08-2017 11:13

Вообще-то, вопрос не в том, уставная она, чи ни. Вопрос: из какого она региона.

фудзин 18-08-2017 11:41

По креплению, в случае пояса думаю на припой. В других по разному, на процарапанный фон,электро-химическим способом которым тоже можно толстый слой нанести, серебра, или золота.

фудзин 18-08-2017 11:45

По саблей ТС, вроде нашли аналоги. И клинок Оттоманский, но более ранний, и все остальное тоже.
Можно ли назвать уставным этот образец, думаю нет. Даже называть условно-уставным, тоже.

Ремингтон 18-08-2017 12:13
quote:
электро-химическим способом которым тоже можно толстый слой нанести, серебра, или золота

Только 5 микрон,гальваника с 80-х годов вроде плотно пошла,но знали ли про нее на Кавказе?Esky 18-08-2017 12:24
quote:
Originally posted by Ремингтон:

но знали ли про нее на Кавказе



А то…В каждой мастерской по аккумулятору!))))))Arabat 18-08-2017 12:32
quote:
По саблей ТС, вроде нашли аналоги. И клинок Оттоманский, но более ранний, и все остальное тоже.

Ну, ежели сам ТС с этим согласен, то я более возражать не буду. Как говорится, быть святее папы вредно для здоровья. Ремингтон 18-08-2017 12:35

А то…В каждой мастерской по аккумулятору!))))))


++++ из руссобалтов тащили?

маратх 18-08-2017 12:40

По фото не рискну определять материал рукояти.

Володя, вот тебе ещё повод заехать в музей ко мне.

Негоголь 18-08-2017 14:49
quote:
Изначально написано маратх:
По фото не рискну определять материал рукояти.

Володя, вот тебе ещё повод заехать в музей ко мне.



Понял.Буду.До сентября заскочу!!!фудзин 18-08-2017 15:29

Ну если учесть что добрая половина сабель с позолоченными серебряными деталями это начало, и весь 20 век (я про Кавказ), то могли и с помощью аккумулятора
А в древнем Египте не батареи нашли?

фудзин 18-08-2017 15:40

Дмитрий, потом сообщи пож. к какому выводу ты придешь. Если это толстая кожа, то скромно замечу-это небольшая сенсация .Т.к. ручка полая, рог вряд ли выбирали для этого, смысла нет. У Володи, может оказаться единственный ( по кр. мере известный мне) такой предмет.

Негоголь 18-08-2017 16:25

Камил,думаю больше на рог похожа..По расколам если судить.Но вот,что там за светофор полосатый вообще не понять.Может красили изнутри,эстеты.

фудзин 18-08-2017 17:04

И под прессом придали форму? Умели размягчать как то и предавать нужный цвет и прозрачность. Вот щиты из кожи, довольно тостые и по форме бывают сложные, как то гнули, шайтаны.

Негоголь 18-08-2017 17:31

Да придание формы-аргумент.С рогом не факт,что прокатит.И внутри бы не выбирали материал,не полый-прочнее.

Esky 18-08-2017 18:17
quote:
Originally posted by Негоголь:

С рогом не факт,что прокатит


и вымачивается, и прессуется, и формуется и красится. Буйвола — особенно.
В каком-то из изданий типа «Справочник кустаря» описано примерно-верно с указанием примеров использования.Есаул ТКВ 18-08-2017 18:55
quote:
Изначально написано фудзин:
По креплению, в случае пояса думаю на припой. В других по разному, на процарапанный фон,электро-химическим способом которым тоже можно толстый слой нанести, серебра, или золота.

Есть такой старинный безотходный электро-химический способ.. сначала «обезжиривали» — приняв грамм 150 во внутрь.. солёный огурец насквозь протыкали гвоздём.. а затем этим гвоздём-батарейкой царапали.. ну а когда батарейка иссякала то огурец отправляли туда же где обезжиривали..

Alter 18-08-2017 19:34

Рог.

Есаул ТКВ 18-08-2017 19:37

Забыл написать, что огурец при этом нужно завернуть в фольгу и проводком подсоединить к железке которую царапают..

фудзин 18-08-2017 20:08

А когда на Кавказе начали соленые огурцы употреблять интересно?. С водкой понятно, при советской власти.

Arabat 18-08-2017 20:18

Это дело надо бы у Аланаса выяснить: как там насчет кавказских соленых огурчиков?

Esky 18-08-2017 20:57
quote:
Originally posted by фудзин:

А когда на Кавказе начали соленые огурцы употреблять интересно?.



а как почали казаки соль завозить — так сразу и того!фудзин 18-08-2017 21:04

Так вот кому мы обязаны возникновению техники золочения на Кавказе-казакам Теперь под угрозой и история возникновение ювелирных промыслов, что если от казаков пошло, всю историю придется переписывать .

Esky 18-08-2017 21:05

Делов то…

фудзин 18-08-2017 21:08

И все из-за разносолов(

Esky 18-08-2017 21:13
quote:
Originally posted by фудзин:

И все из-за разносолов(



сало не продавить!фудзин 18-08-2017 21:15

Подождите, не спешите… Вдруг салом потом смазывали поверхности…Пазлы еще не все собраны

фудзин 18-08-2017 21:22

Черкесы с казаками в вечном споре кто придумал шашку и черкеску. Иранцы и арабы заимствовали сабли и кинжалы у черкесов, т.к. сами не могли ничего путного придумать, а… еще и доспехи подсмотрели у них—же. Все мамлюки и гулямы тоже оказались черкесами, так получилось, что поделать… метаморфозы. А жители центрального Кавказа спускались с гор за солью, и заодно, огурцы с фольгой и проволокой раздобыть… А потом обратно в горы и давай шуровать… ювелирку. Дремучий народ, однако

Ремингтон 19-08-2017 12:20

Если кто пригляделся то на тех деталях что показывал слой золота наверное с пол миллиметра,гальваника отпадает.Более похоже на накладную фольгу или что о в этом роде.Кроме этой шашки я слышал про еще одну пороховницу с такой техникой

Ren Ren 19-08-2017 01:20
quote:
Изначально написано фудзин:
И под прессом придали форму? Умели размягчать как то и предавать нужный цвет и прозрачность. Вот щиты из кожи, довольно тостые и по форме бывают сложные, как то гнули, шайтаны.

Смутно вспоминаю про египетские кинжалы с рукоятью из кожи гиппопотама упомянутые Р. Ф. Бёртоном (?)

ЗЫ а рог формовали и сейчас формуют за милую душу.

Есаул ТКВ 19-08-2017 01:55
quote:
Изначально написано фудзин:
Черкесы с казаками в вечном споре кто придумал шашку и черкеску.

Не все.. многие, что побывали на Gans.ru уже поняли..

Esky 20-08-2017 10:48
quote:
Originally posted by iv2006:

Полые рукояти, похоже, не такая уж и редкость.
Только выясняется это редко — надо сперва сломать



Наконец-то!Ren Ren 20-08-2017 13:36
quote:
Изначально написано iv2006:
Полые рукояти, похоже, не такая уж и редкость.
Только выясняется это редко — надо сперва сломать


— Изя, шо ты хочешь?
— Шоб я был такой умный щас, как русский после фудзин 20-08-2017 15:09

На средней фото совсем тонкостенная, интересно…

Alter 21-08-2017 18:27

Непонятно почему тонкостенная. Материалу что-ли не хватало? Вес не о чём-лишние 10-к граммов. Может, современные веяния? Типа сделай так, чтобы через год сломалось и заказывай-покупай новую?)

Arabat 21-08-2017 23:03

А, может, просто рогов не хватало.
И даже тонкий рог весьма прочная штука. Чтобы его сломать надо долбануть от души. А кто же станет лупить со всей дури по рукояти собственной сабли?

Esky 22-08-2017 06:59
quote:
Originally posted by Alter:

Вес не о чём-лишние 10-к граммов


Вес не знаю — но какой-то смысл делать на рукояти такой «резонатор» вероятно был — иначе бы не брали точно.
quote:
Originally posted by Alter:

Непонятно почему тонкостенная. Материалу что-ли не хватало?



Думаю, связано с желанием пускать в работу весь материал, безотходное производство))). Из массива — подороже, из опрессовки — подешевле. Все же подобная работа требует некоего технологического процесса — ради одного комплекта вымачивать, выпрессовывать, подгонять…
Пуговицы, брошки, гребни и прочую костяную «мелочь» сначала ведь тоже делали только из массива, потом перешли на клееные, прессованые, литые из той же костной и роговой массы.
Возникли же технологии http://www.sdelaysam.info/bone/imitath.shtml
А уж если кость-бивень прадедушки «имитировали», то рог — сам Бог велел)))Alter 22-08-2017 16:55
quote:
Originally posted by Esky:

Вес не знаю — но какой-то смысл делать на рукояти такой «резонатор» вероятно был — иначе бы не брали точно.

quote:




С учётом заклёпочного соединения, скрепляющего «пустоты» не комильфо.Проще подложку сделать из более мягкого материала.
quote:
Originally posted by Esky:

А уж если кость-бивень прадедушки «имитировали», то рог — сам Бог велел)



Имитация рога вполне вероятна. Кстати, видно одно место очень похожее на пластмассу, то бишь «эпоксидку» изобрели чуток раньше. Esky 22-08-2017 19:35
quote:
Originally posted by Alter:

похожее на пластмассу, то бишь «эпоксидку» изобрели чуток раньше.



шеллак, дамарру в смеси с кератином никто не отменял и в лохматые времена)))
Не помню сейчас, у кого читал описание процесса из отшелушенной массы рога и волоса, нечто подобное текстолиту.
То ли на середину, то ли на конец 19 в.. Точно — что до 1917 )))

guns.allzip.org

Клинковое оружие: турецкие сабли

Среди дошедших до наших дней турецких сабель большинство относится к двум типам: кылыч и шемшир. По мнению Э.Г. Аствацатурян, эти типы сабель заменили пять видов длинноклинкового холодного оружия, которыми были вооружены турецкая кавалерия и пехота XVI века. Со второй половины XVIII века кылыч и шемшир получают широкое распространение.

Кылыч, или килидж, в переводе означает «сабля». Имеет широкий сильно изогнутый клинок небольшой толщины, с хорошо выраженной елманью (елмань — расширение на конце сабельного клинка). Сечение клинка, за исключением елмани, как правило имеет Т-образную форму. Рукоять заканчивается круглым, отогнутым в сторону лезвия набалдашником. Такая форма имеет название «рукоять пистолета».

Кылыч. Турция. XVIII. Булат, золото, рог. Резьба, инкрустация золотом. Длина 95,5 см

 

Клинок кылыча получил в наследство черты сабель XVII века. От палы ему достались ширина, тонкость и разложистый обух, от клиха — большая изогнутость и более выраженная елмань, как по степени относительного расширения клинка, так и по своей длине, достигающей одной трети размера клинка.

Несомненно, что подобная конструкция клинка была выработана на основе многовекового военного опыта. Кривизна клинка резко возрастает на расстоянии примерно двух третей длины клинка от рукояти. Причем угол отклонения клинка кылыча от оси рукояти в точке нанесения удара практически совпадает с углом отклонения типичного шемшира. Подобное совпадение в двух разных типах сабель неслучайно. Перед ними стояла одинаковая задача — нанести максимально эффективный режущий удар в наиболее короткий промежуток времени. При этом, естественно, клинок должен быть надежным, т.е. должен обладать высокой прочностью при наименьшей массе. Именно Т-образный профиль первых двух третей клинка позволяет облегчить клинок при достижении наибольшей прочности. В то же время, помимо геометриче¬ских параметров, существенную роль играют и механические свойства стали, из которой выкован клинок.

Изготовить классический клинок кылыча очень непростое дело. Клинок изготавливался под конкретного заказчика, при этом размер клинка зависел от роста человека. Учитывались и индивидуальные требования. При выборе материала многое зависело от финансовых возможностей будущего владельца. Наиболее дешевый вариант — изготовление клинка из обычной стали, более качественные клинки ковались из дамасской стали, а самые дорогие сабли делались из булата. Необходимо учитывать и время изготовления кылыча: если во второй XVIII века булатные клинки встречаются довольно часто, то в XIX веке клинки из булата изготавливаются редко.

Кылыч, ножны. Турция. Нач. XIX. Булат, серебро, рог, дерево, кожа. Чеканка, гравировка, золочение. Длина без ножен 91,0 см

 

Любопытно, что и наиболее роскошно украшенные ранние клинки изготовлены из низших и средних сортов булата; к середине XVIII века лучшие сорта булата найти было трудно. Наиболее качественные булаты встречаются на клинках кылычей, имеющих персидское происхождение: в Персии секрет изготовление булатной стали был утрачен позднее. Причем персы, по-видимому, делали клинки кылычей не только на экспорт, но и для себя, так как встречаются сабли, клинки которых полностью соответствуют классическому клинку кылыча, но «работа» по клинку и вся оправа сабли — типично персидские. Подобное заимствование явно не лишено смысла, недаром признано, что именно кылыч среди всех типов сабель имеет наилучшее расположение центра тяжести клинка.

Для точности следует отметить, что не все клинки кылычей имели Т-образный профиль клинка от рукояти до елмани. Многие клинки, причем, как правило, изготовленные из булатной стали, имели несколько иное сечение. В этом случае ниже достаточно толстого обуха с каждой стороны клинка был выбран широкий (до двух третей ширины клинка) дол. Между противоположными долами оставалась тонкая (порядка 1–1,5 милиметра) стенка, толщина которой возрастала лишь ближе к лезвию. Подобное решение является, по сути, вариантом Т-образного сечения с учетом более высоких прочностных характеристик булата. При этом мастера экономили материал и уменьшалась сложность изготовления.

Шемшир. Турция. Кон. XVIII–нач. XIX. Булат, рог. Насечка золотом. Длина 94 см

 

Рукоять типичного кылыча состоит из двух половинок, изготовленных из рога, эти детали крепятся несколькими открытыми или скрытыми штифтами, проходящими через отверстия в хвостовике. Форма хвостовика повторяет форму рукояти. В центре отогнутого в сторону лезвия набалдашника находится отверстие для темляка. Через отверстие в рукояти (рог, хвостовик и снова рог) проходила металлическая, обычно серебряная трубка, развальцованная на выходе по обеим сторонам. Благодаря этому дополнительному креплению и основным штифтам осуществлялось надежное соединение клинка и рукояти. Между двумя половинками из рога проходит декоративная серебряная или латунная полоса, называемая «гиверсой», прикрывающая хвостовик. Рог использовался разных оттенков, от прозрачно-желтого до темно-коричневого. Исполнялись мастерами и цельнометаллические рукояти. Перекрестье чаще всего выполнялось из латуни и серебра. На более ранних кылычах часто встречаются цельные булатные перекрестья.

Большое значение придавалось украшению сабель. Наиболее часто при украшении клинков и оправы использовалась золотая или серебряная насечка, значительно реже встречается глубокая инкрустация или резьба (оброн). Традиционно насечка выполнялась по сетке, т.е. на поверхности металла крест-накрест булатным резцом нарезались канавки. Их плотность доходила до пятидесяти штук на один сантиметр в каждом направлении. После дополнительной обработки такой поверхности на нее набивалась тончайшая (до 0,1 мм) золотая или серебряная проволока, для достижения наибольшей пластичности применялось золото и серебро самой высокой пробы. Дело это было совсем не простое, мастера хранили немало секретов. В более позднее время проволоку часто заменяли тонким листом.

Шемшир, ножны. Турция. Нач. XIX. Булат, серебро, рог, дерево, кожа. Длина без ножен 98 см

 

Основные украшения клинка размещались на нижней, ближайшей к перекрестью, четверти клинка и в начале елмани. Часто они состояли из одного или нескольких картушей, окруженных стилизованным орнаментом. В картушах помещались арабские надписи, содержащие суры из Корана, иногда встречаются дата изготовления, имя мастера или владельца. Оправа сабли также могла быть очень эффектно украшена. Ножны могли быть целиком покрыты чеканным серебром, широко применялись золочение, украшение драгоценными камнями и многое другое.

Шемшир в переводе с персидского означает «сабля». Так в Турции называли получившие широкое распространение сабли персидского (иранского) типа. Начиная сXVIII века, турецкие оружейники сами стали делать этот тип сабли, сохранившей старое название. Клинок шемшира имеет клиновидное сечение, обух, как правило, закруглен. Форма клинка турецкого шемшира немного отличается от персидского. Если клинок шемшира условно поделить на три час¬ти, то у персидского клинка кривизна плавно начинает увеличиваться с первой трети от рукояти, а у турецкого — примерно со второй трети. Благодаря этой особенности ножны турецкого шемшира приходилось делать с разрезом на устье. А благодаря разрезу турецкие оружейники умели ювелирно подогнать ножны к клинку. Ножны получались узкие, изящные точно совпадавшие с формой клинка.

Как правило, ножны обтягивались черной кожей, с одной стороны проходил характерный «турецкий» шов, в котором каждый стежок был плотно оплетен тонкой латунной или еще более тонкой серебряной проволокой. Подобный шов практически невозможно подделать. Для шемширов хорошего уровня все детали ножен — устье, две обоймицы, наконечник, а также перекрестье и гиверса — изготавливались из булатной стали и украшались золотой насечкой, очень эффектно выглядящей на фоне потемневшего от времени булата и черной кожи. Нередко для деталей оправы использовалось серебро, украшенное чеканкой или гравировкой, а более простые шемширы имеют латунный прибор.

Клинок. Турция. Сер. XVIII. Булат. Длина 97 см

 

Рукоять типичного шемшира почти ничем не отличается от описанной выше рукояти кылыча.

Клинки шемширов, как правило, изготавливались из булатной стали, поставлявшейся из Персии. Клинок полировали с обеих сторон до безупречного состояния. Ширина клинка большинства шемширов у рукояти около трех сантиметров. Но может доходить до 3,5–4 сантиметров. Длина клинка обычно не более 85 сантиметров. Клинки очень жесткие, несмотря на небольшую ширину и толщину (у обуха — 4,5–5 миллиметра). Украшался клинок шемшира достаточно редко. В основном встречаются имитации персидских надписей, помещенные в картуши, так как подлинные персидские клинки ценились очень высоко. Лучшим украшением хорошего шемшира служил узор булатной стали.

Нужно отметить, что и в странах Европы, и в России высоко ценились как персидские, так и турецкие булатные клинки. Именно они (обычно в новой, роскошной оправе) служили подарком для высокопоставленных военачальников и знати. Сами турки ценили персидские клинки выше турецких.

Именно шемширный клинок признается наиболее изящным из всех видов сабельных клинков. Но и многие клинки кылычей, имею¬щие несколько иные пропорции, не менее хороши и ничуть не уступают в красоте самым лучшим шемширным клинкам.

Давно прошли времена великих битв и отчаянных рубак, научившихся владеть саблей раньше, чем бритвой. А уцелевшие клинки напоминают о прошлом и продолжают восхищать нас мастерством их создателей.  

В начало раздела «Оружие»>>>

goodcoins.su

Кривой меч и сабля — это… Что такое Кривой меч и сабля?


Кривой меч и сабля

        С точки зрения эффекта проникающего действия появление кривого однолезвийного меча стало шагом вперед в военном деле. Меч с прямым клинком при сильном ударе разрубает, раздробляет твердые тела, однако его проникающая способность в мягкие ткани удивительно мала. Изогнутый клинок, напротив, действует не перпендикулярно месту приложения удара, т. е. не столько дробит, сколько разрезает, проникая глубоко внутрь, поскольку форма его вторит полукружию размаха.


        Кривой меч акинак (лат. acinaces) с древности был национальным оружием персов.82) Только в эпоху господства Селевкидов (312—369), с IV века до н. э. в Персии появляется греческий прямой меч. Это новшество ввел Дарий III Кодоман (336—330 до н.э.) при большом сопротивлении народа, и именно по этой причине халдейские мудрецы предсказали падение Персидского царства Ахеменидов (330 г.). Невзирая на частые военные стычки с Востоком, особенно с началом крестовых походов, кривой меч не был распространен среди рыцарства Западной Европы в середине века. На Западе все-таки больше ценили боевые качества прямых клинков.
        И все же на миниатюрах времен третьего крестового похода можно увидеть рыцарей с кривыми мечами.
        С IV века сначала в Италии, затем у франков короткий кривой меч становится излюбленным оружием пехотинцев, не имевших, как мы знаем, достаточно эффективного защитного вооружения. Во Франции около середины ХШ века, встречался косарь (фр. fauchon) — тип ножа с расширяющимся к острию и косо срезанным от обуха клинком, т. е. вполне восточной формы. Под таким названием (оно, несомненно, происходит от слова faux — коса) это оружие существовало до конца XIV века. Затем клинок его стал длиннее и причудливее и получил название баделер (фр. badelaire). Он сохранялся до XVII века, хотя всегда рассматривался как нож и все меньше ценился.
        Очень тяжелое, однолезвийное, обоюдоострое кривое рубящее оружие называлось в Англии и Франции кракемарт (фр. craquemarts). Оно появилось наряду с баделером в XIV веке и служило морским солдатам. Его разновидность с более изогнутым, расширенным у острия и срезанным под углом клинком в позднем средневековье стали называть малкус (ит. malchus). Короткий кривой меч с клинком, подобным клинку ножа, был под различными названиями до конца XVI века обычным оружием немецкого крестьянина. Встречался он в XIV и XV веках и в пехоте. В XIV веке им нередко пользовались вместе со щитом, как это изобразил Герар Давид на картине с сюжетом распятия Христа, находящейся в Берлинской галерее, или как явствует из художественного собрания института Клостернойбурга (рис. 197).
        Свой особый вид кривого меча существовал у венецианских морских солдат XVI века — это так называемый меч-пила (нем. Sägeschwert) с «зубастым» клинком длиной от 45 см, сужающимся к острию. Рукоять снабжена крестовиной с замкнутой дужкой и коротким защитным крюком. Этот меч имел преимущество в скоротечном абордажном бою, т. к. даже неприцельными ударами быстро выводил из строя врагов. Все мечи такого типа ковали в мастерских Беллуно (рис. 301).
        Древнейший из азиатских кривых мечей — скимитар (лат. scymitar, вероятно, от персид. schemschir, chimichir — меч, у французов оно превратилось в sauveterre и cimeterre). Его нельзя спутать с «косарем», поскольку клинок этого меча достигал 70 см в длину, т. е. был длиннее и более вытянутой формы. У турков кривой меч со слабо изогнутым клинком назывался сейф (seif), а сильно изогнутый, т. е. сабельного типа, — килич (kilidsch).
        Художники средневековья и раннего Ренессанса часто преувеличивали размеры мечей на миниатюрах. На гравюрах Бургмайера, Йоста Аммана и других мастеров можно видеть совершенно невероятной формы мечи, в действительности никогда не существовавшие.

Рис. 301. Венецианский абордажный меч, лезвие пилообразное; железный эфес имеет крестовину, изогнутый крюк-скобку и дужку. Ок. 1515.
Рис. 302. Кортелас. Эфес из резного железа, позолочен и инкрустирован золотом; тяжелый клинок также украшен резным ленточным орнаментом, инкрустированным золотом и серебром. Италия. 1565 г.
Рис. 303. Двуручная фехтовальная сабля. Клинок относится к XIV в.; на нем — выдавленный орнамент и клеймо «волк» Пассау; оправа относится к XV в. Считается, что эта сабля принадлежала албанскому князю Георгию Кастриоти Скандербегу (1405—1468). Германия.

        В Италии, а именно в Генуе и Венеции, состоявших в мирном или враждебном, но постоянном контакте с Востоком, мы находим меч под названием кортелас (ит. cortelas, coltelaccio), что означает «большой нож» (рис. 302), применявшийся как боевой. В Германии он появляется под искаженным названием корделач (нем. Kordelatsch) или кордалеч (нем. Kordalätsch). Поскольку Венеция до XVII века была активной посредницей между Востоком и Западом, ее фехтовальные школы Братства Марка выбрали себе в XIV веке кортелач в качестве оружия для фехтования, причем не только одноручный, но и двуручный виды. Загнутая в виде клюва головка рукояти и поперечная защитная надставка в форме раковины вполне характеризуют восточное происхождение такой двуручной фехтовальной сабли (рис.303). В XV веке он стал излюбленным оружием немецких горожан, бывших всегда последователями и учениками странствующих итальянских учителей фехтования. А в XV веке кортелач появился в сухопутных венецианских, папских, а затем и во французских войсках, навербованных в Албании, — страдиотов.83)
        В вооружении итальянской конницы около 1570 года кортелач используется в сочетании с обычным мечом. В войсках пограничных с Востоком государств — Венгрии, Польши, Московии — восточное влияние в типах вооружения всегда перевешивало западное, более того, очень трудно отличить турецко-арабскую форму кривого меча и, позднее, сабли от венгерской. Восточное влияние узнается и в так называемом дюссаке (фр. dusak), представляющем собою железный однолезвийный клинок, несильно изогнутый. У верхнего конца выпилено удлиненное отверстие для захвата четырьмя пальцами. До сих пор корни его названия искали в Богемии, но оно может также происходить от старонемецкого tusic — «тупой», или от twoseax, что означает «двойной нож». В пользу первого предположения говорит то обстоятельство, что это неуклюжее орудие редко применялось как боевое, главным образом — в школах фехтования (рис. 304).

Рис. 304. Дюссак, грубой ковки. XV в.
Рис. 305. Турецкая сабля графа Николая Цриния, бана Хорватии (погиб 1566). Образец турецкой сабли архаической формы с короткой рукоятью, длинной крестовиной и перекрестьем ромбовидной формы; рукоять имеет колпачок из позолоченного серебра, на котором выгравирован герб Цриния, наверху — отверстие для темляка; ножны обтянуты черным бархатом и имеют кольца для подвязки к поясу. Ок. 1540 г.

        Турецкая сабля, вопреки незыблемости восточных традиций и косности форм, непрерывно меняла свой облик. Например, в XVI веке она не имела навершия, а в XVII столетии навершие представляло собой широкое окончание в виде раковины улитки. Клинок первоначально был изогнут слегка, а позднее — чрезмерно и временами становился исключительно узок.
        Рукоять старинной восточной сабли интересна нам и потому, что явилась прообразом современных сабельных рукоятей. Ее характернейшими чертами является навершие — колпачок (нем. Карре), поставленное параллельно крестовине, на которой имеется перекрестье (нем. Mitteleisen). Впоследствии колпачок удлиняется, выступая над спинкой рукояти, а передняя часть крестовины загибается в дужку. Перекрестье можно видеть и на пехотной сабле начала XIX века. Способ носить саблю — тоже целиком восточного происхождения; он был принят на Востоке в XV веке, если не раньше. Сабля Николая Цриния (рис. 305) служит подтверждением нашего описания.
        Примечательно, что восточные кривые мечи, кроме арабских, не имеют дужек. У венгерских сабель дужка заменена цепочкой, которая, собственно, бесполезна. Зачастую колпачок имел отверстие для темляка, который во время сражения надевался на руку, что тоже нашло подражание в Европе.
        Несмотря на то что кузнечное дело в Дамаске с начала XV века пошло на спад, все же дамасским клинкам удалось почти вытеснить персидские с западных рынков, так что около 1550 года хорассанские изделия находили себе дорогу в Европу только через Грецию и Венецию. Начиная с XVI века мастерские Дамаска замкнулись на производстве, главным образом, сабельных и кинжальных клинков и наводнили ими весь Восток. Все товары дамасского производства были великолепного качества. Способ изготовления клинков, пришедший когда-то из Индии,84) мастера тщательно хранили в тайне, передавая только от отца к сыну. Этим способом изготовляли с XVI века знаменитую дамасскую сталь, ценимую очень высоко в клинках и оружейных стволах. Она узнается по волнистому блеску, линиям и спиралям, отсвечивающим на поверхности. Способ этот многократно пробовали имитировать, особенно во Франции85) с XVIII века. Наиболее характерными из примерно семи видов этой стали были полосатый (линии следуют полосами), очень ценимый, но, кстати, более простой в изготовлении, и спиральный (линии спиральной формы).
        Слава восточных клинков принадлежит им по праву. Особое восхищение своими качествами и отделкой вызывают индийские, среди которых есть такие, что способ их изготовления прямо-таки необъясним. Например, вдоль клинка индийской сабли сделан сквозной желоб, куда помещен подвижно ряд жемчужин (рис. 306). Каким же образом их можно было вставить, не повредив ни одной? Точно так же восхищают сабли из Дамаска, украшенные подобными вставками и оправленные кораллами и бирюзой (рис. 307, 308, 309, 310).
        Ножны кривых восточных сабель отличаются от европейских своеобразным устройством: навершие ножен для предохранения от ударов о стремя продолжалось вверх по переднему их краю, а обоймы состоят из 2-3 или 5-6 узких колен. У ножен для очень изогнутых клинков узкая задняя сторона устроена таким образом, чтобы пружинить при вынимании клинка. Для обтяжки ножен применяли чаще всего шагреневую кожу или рыбью кожу. Практичное устройство восточных ножен было перенято в Европе уже в XV веке, если не ранее. Особенно часто оно встречается у мечей, изготовленных на востоке Германии, а также в Венгрии и пограничных с нею странах.
        В арабо-тюркских странах сформировался вид холодного оружия, составляющий нечто среднее между саблей и кинжалом — ханджар. Большой ханджар имел заостренный клинок с волнообразным изгибом. Маленький ханджар обычно называли ятаганом,86) а происходит он из Ост-Индии. Его клинок заточен как у ножа и слегка изогнут. Рукоять ятагана первоначально делалась из окончания трубчатой кости — прообраз характерной двудольной рукояти (рис. 311).

Рис. 306. Индийская сабля. Рукоять из железа почти целиком покрыта орнаментом, инкрустированным золотом; клинок с «прорезным» долом, внутрь которого вставлен ряд жемчужин таким образом, чтобы они могли перекатываться вверх-вниз. Коллекция правящего князя Лихтенштейнского Иоганна.
Рис. 307. Турецкая сабля. Рукоять позднейшей формы, с шарообразным навершием, из черного рога. XVIII

        Клинок заклинивался в рукояти, крестовина отсутствовала. Клинок украшали таушированными узорами, надписями, изречениями из Корана. Ножны, обычно овального сечения, были обтянуты кожей или материей, украшены чеканкой из серебра. Ханджары носили за поясом.
        Ко второй половине XVI века благодаря своим превосходным качествам кривой меч распространился по всему европейскому континенту, включая Голландию с ее устрашающей конницей.
        К концу XVII века отделка кривого меча и форма его рукояти всюду претерпела изменения, благодаря которым он, собственно, и стал саблей (нем. Säbel). Слово «сабля» происходит от славянского sabla, форма ее родилась в Венгрии. Характерный тип сабельной рукояти сформировался в немецких и французских войсках. Для нее характерна спинка (нем. Klingenrücken) — оковка задней стороны клинка. Если в венгерских саблях еще можно встретить крестовину (чаще «S»-образную), то у западных она полностью отсутствует и заменена чашкой с дужкой либо литой латунной или железной гардой. Сабли со слабо изогнутыми или прямыми клинками называются палашами (нем. Palasche).87) Сабли австрийских и прусских гусаров имели более изогнутые клинки.

Рис. 308. Персидская сабля шаха Султана Хусейна (правил 1700—1722). Рукоять из слоновой кости; чудесный дамасский клинок с инкрустацией. Работа оружейника Эсседуллы (Ассад-Уллы) из Исфагана.
Рис. 309. Персидская сабля. Рукоять из слоновой кости с полудрагоценными камнями. Современная работа.

        В отделке европейских клинков ясно выражен дух и вкус эпохи. В XVI столетии в травленом орнаменте олицетворена благородная красота Ренессанса. В XVII веке постепенно блекнет художественная сторона оформления, и в изображениях нередко присутствует неуклюжий солдатский юмор. Во времена турецких войн

Рис. 310. Польская карабела, рукоять отделана пластинками из черепахового панциря и оправлена в серебро. XVII в.
Рис. 311. Турецкий ятаган. Рукоять из слоновой кости с серебром и резными кораллами. Принадлежал князю Милошу Обреновичу (1780—1860). Современная работа.
Рис. 312. Японский меч (тати). Рукоять оплетена шнуром; ножны деревянные, покрытые лаком. Современная работа.

        часты довольно примитивные изображения солнца, луны, руки с мечом, высунутой из-за облаков, турецкого всадника и т. п. Нередко находим клинки с буквами FRINGIA, что означает: FRIDERICUS (III) * REX (Hyngarie) INL * GERMANIA * IMPERATOR * AUGUSTUS, т. е. Фридрих (III) * Король (Венгрии) * Германии * Император * Август. Эти клинки ценились выше остальных в Венгрии, многократно подделывались и часто по ошибке вместо FRINGIA ставилось FRINA, FRIMIA и т.д. На клинках венгерских гусаров можно найти знак с немецкого императорского орла или девиз: «Vivat Maria Theresia». Такие же клинки штирийской работы ценились самими турками и имели девизы: «Vivat Franciscus» (Ракоци) или «Vivat Pandur» и т.д., напоминающие моменты венгерской истории.
        К кривым мечам, как уже было сказано, принадлежит и японский меч. В нем различают рукоять — цука и ножны — сайя (рис. 312). Плоские дискообразные эфесы — цуба имеют отверстия для ножа — кодзука и иглы — когаи. Клейма выбиты на хвостовике клинка. Лучшие клинки Масамуно сделаны в 1326 году.88)
Примечания
82) Акинак не кривой, а прямой короткий меч, с сужающимся лезвием. Форма эта была широко распространена среди азиатских кочевников. Прямые мечи на Востоке известны издавна, поэтому приведенный далее автором рассказ имеет легендарную основу (прим. ред.).
83) Особый вид национальной легкой кавалерии (прим. ред.).
84) Автор путает дамасскую и булатную сталь. Индийский булат — литая сталь, Дамаск — особый способ ковки (прим. ред.).
85) Речь идет о дамаскированных клинках, т. е. подделанных под дамасский узор. Такие подделки в большом количестве изготавливали в Германии (прим. ред.).
86) Автор ошибается, ханджар — кинжал с коротким лезвием; ятаган — рубище-колющее оружие с достаточно длинным, волнообразным лезвием. То, что автор пишет о «большом ханджаре», относится к ятагану (прим. ред.).
87) См. примечание на с. 177 (прим. ред.).
88) Основополагающим трудом обо всех видах японского оружия является «Сенкеа-Кайитсон», автора Кику-ду Ё-сан из Киото. 20 томов с иллюстрациями (прим. авт.).

Энциклопедия оружия (Руководство по оружиеведению. Оружейное дело в его историческом развитии от начала средних веков до конца XVIII в.) Leipzig, 1890. — С.-Пб.: АО «Санкт-Петербург оркестр». Вендален Бехайм, ответственный редактор С.В. Еременко. 1995.

Смотреть что такое «Кривой меч и сабля» в других словарях:

  • Дао (меч) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дао (значения). Дао Дао (кит. 刀, пиньинь dāo, не путать с кит. 道, dào(путь …   Википедия

  • Световой меч — Голубой световой меч …   Википедия

  • Световая сабля — Оби Ван Кеноби вручает Люку Скайуокеру световой меч его отца Световой меч фантастическое оружие, встречающееся в научно фантастических фильмах и рассказах. Представляет собой высокотехнологичное устройство, генерирующее мощный энергетический… …   Википедия

  • § 0. Оглавление — О книге и ее авторе Введение. Виды оружия и их развитие Часть I. Оборонительное оружие и снаряжение Шлем Защита шеи Защита рук Перчатки …   Энциклопедия средневекового оружия

  • Малкус — Меч  длинное колюще рубящее холодное оружие, состоящее из металлического клинка и рукояти. Меч имеет более длинный клинок, чем кинжал, хотя разделение клинкового оружия на мечи и кинжалы довольно условно. Часто в разных источниках один и тот же… …   Википедия

  • ЯТАГАН — (тур.). Турецкая кривая сабля. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЯТАГАН длинная кривая обоюдоострая сабля в Турции. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М.,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Оружие — ОРУЖИЕ. Русское оружие до начала XVIII в. (доспехи, шлемы и щиты см. под этими словами). 1. Шлем. 2. Ерихонка. 3. Панцирь. 4. Щит. 5. Меч. 6. Нож. 7. Копья. 8. Кистень. 9 и 10. Бердыши. 11. Рогатина. 12. Совня. 13. Брус. 14. Самострел. 15. Сабля …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Оружие* — О. называются орудия, изготовленные человеком для борьбы со своими врагами, людьми или зверями. Способом употребления О. обусловливаются различные роды О.: ударное, колющее, рубящее, метательное. Усовершенствование его заставило изобрести… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Средневековое оружие — …   Википедия

  • Белое (или холодное) оружие — так называется оружие, употребляемое для рукопашного боя, где поражение противнику может быть нанесено ударом, разрезом или уколом; согласно с этим, Б. оружие издревле приготовлялось так, чтобы им можно было или наносить удары, или рубить, или… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

medieval_weapons.academic.ru

Типы польских сабель-В.Заблоцкий-Наследие мастеров-Вольный Дрыномашец

Автор также пытался фехтовать верхом в маске с применением фехтовальных сабель начала 20 века.

Однако самый важный показатель различия отдельных типов сабель определялся в процессе проверки подлинных сабель в различных коллекциях.

Тесты состояли из различных ударов, уколов, защит и рипостов. Результаты представлены в сжатом виде вместе с описанием отдельных листов. Изучение иностранных сабель было ограничено типами, оказавшими прямое или косвенное влияние на польские сабли. К ним относятся следующие сабли: турецкие, венгерские, арабские, персидские, армянские, русские, молдавские, итальянские и швейцарские.

Глава «Анализ фехтовальных движений» коротко описывает действия в атаке и защите. В связи с атакой автор описывает прямые удары (в голову, щёку, бок, грудь), останавливающие удары по руке, уколы, простые финты, батманы и освобождения.

Прямые удары подразделяются на: прямые удары, размашные удары с плеча или локтя, круговые удары.

Шесть базовых «статичных защит» обсуждаются вместе с «летящими защитами», скомбинированными с различными рипостами, останавливающими ударами и уходами.

Типы польских военных сабель 16−18 веков

Сабля N 1

Польская военная сабля с «закрытым эфесом», известная также как «гусарская сабля», подразделяется на 5 основных типов:

  1. Сабля N 1а с закруглённой пальцевой дужкой, изогнутой под углом 100 градусов, была в ходу с конца 16 века до первой половины 18 века.

  2. Сабля N 1b с пальцевой дужкой, изогнутой под 90 градусов и не соединённой с навершием, использовалась в 17 веке и первой половине 18 века.

  3. Сабля N 1с с закруглённой пальцевой дужкой и горизонтальными планками, применялась во второй половине 18 века.

  4. Сабля N 1d с пальцевой дужкой, изогнутой под углом 90 градусов, и щитком применялась во второй половине 18 столетия.

  5. Сабля N 1е с пальцевой дужкой и боковыми планками.

Эфесы польских военных сабель типа 1:

1. N 1а;
2. N 1b;
3. N 1c и 1d;
4. N 1b;
5. N 1d;
6. N 1с;
7. N 1d;
8. N 1е.

Клинки сабель N 1 равномерного изгиба, снабжены обоюдоострой елманью такой  же ширины, как и основание клинка.

Пальцевая дужка защищает пальцы при статических защитах. Наличие широкого кольца для большого пальца позволяет быстро изменить направление ударов при пешей дуэли. В то же время центр тяжести даёт возможность наносить сильные маховые удары с лошади. Эти конструкционные и функциональные качества делают саблю N 1, несомненно, одной из лучших и наиболее многофункциональных сабель мира.
Украшения добавлены для усиления мест, подвергаемых ударам противника. Помимо сабель, сделанных для боя, часто встречаются примеры, имевшие декоративное назначение и сделанные, в основном, в 19 веке.

Дополнительные полосы и щитки, улучшающие защиту кисти, встречаются на эфесах сабель N 1b и 1с. Сабли 1е, использовавшиеся в конце 18 века, хороши только для боя верхом и отмечают конец фехтования боевой саблей.

Сабля N 2 (Карабела)

sb.pp.ru

Турецкая сабля.

Leon_oL8 21-10-2016 19:00

Добрый день! Прошу форумчан поделиться мнением по сабле, оригинал или по мотивам? И еще вопрос- один ус на перекрестье ремонтный, если сабля боевая, то неужели перекрестье гарды делали из материала, который легко перерубить. Гарда предназначена в первую очередь для защиты руки, в все остальное потом. Просто мне подозрительно, так как у того же продавца есть еще одна турецкая сабля и тоже с перебитым перекрестьем( тоже из желтого метала).

Leon_oL8 21-10-2016 19:01


Leon_oL8 21-10-2016 19:02


Leon_oL8 21-10-2016 19:02


Leon_oL8 21-10-2016 19:03


Leon_oL8 21-10-2016 19:04


Leon_oL8 21-10-2016 19:04


gor200766 21-10-2016 19:12

не знаю…кому как, а мне не нравится, ни изгиб клинка, ни елмань….

маратх 21-10-2016 19:48

Смотрю с телефона. Ненравится.

фудзин 21-10-2016 22:25

Такое впечатление что крестовину и рукоять темнили чем то. Видна пайка и реставрация крестовины (разные шишечки) Клинок по форме нормальный. Такие клинки и в булате и в дамаске встречаются, здесь не видно четко.

Arabat 21-10-2016 22:30

Вообще клиночек реально интересный. Этакий гибрид хорошего ножа (ближе к рукояти) и, в общем-то, неплохой сабли.

Древесный уголь 22-10-2016 12:36
quote:
не нравится, ни изгиб клинка, ни елмань.

аналогично!Saracen 22-10-2016 03:58

Гениальная в оригинальной задумке форма клинка, но в данном случае, имхо, полный «левайс». Но со старанием).

Leon_oL8 22-10-2016 15:11

Спасибо всем за высказанное мнение!

Muzei 24-10-2016 20:09

Видится мне нормальная сабля начала 19 века , клинок «дамаск» — «турецкая лента» ее чистили и протравливали, ну и ремонт.

ГрозаБ 24-10-2016 21:07

Я — лоx. Мне сабля нравится.

Saracen 24-10-2016 23:44

Да мне тоже нравится).
Не нравится только кислотное дамаскирование, слишком равномерное патинирование перекрестья и небольшое нарушение пропорций клинка и рукояти.

Muzei 24-10-2016 23:50

мне кажется там не дамаскирование а дамаск но фото размытые на 100% не уверен , гарду перепатинировали , так как крестовину паяли и старая должна была сойти. Сталь примерно такая.

Saracen 25-10-2016 12:02

Дальше мы можем наговорить лишнего )
Но лучшие фото действительно не помешали бы.


Muzei 25-10-2016 12:16

Я у них частенько видел в основном на ятаганах, лента по центру по краям железо.

Muzei 25-10-2016 12:16

Я у них частенько видел в основном на ятаганах, лента по центру по краям железо.

Saracen 25-10-2016 12:42

Вот так?
Может быть. Трудно по этим фото сказать.. но сомнительно, мне кажется.

Muzei 25-10-2016 12:53

Я еше в статье такой показывал , лет 5 назад

Saracen 25-10-2016 01:06

Роман, дайте ссылку на эту статью, если возможно.
Она прошла мимо меня ), нужно срочно устранить эту несправедливость! ).

Muzei 25-10-2016 01:21

ее нет в эл. виде могу на мыло скрины скинуть

Saracen 25-10-2016 01:27

Спасибо!!!
Получил. Погружаюсь.

Leon_oL8 25-10-2016 18:52

Muzei! Спасибо за ответ и за нужную для меня информацию!

kvd70 30-10-2016 21:04

хороший клинок,на острее уточен немного. середина дамаск стальное лезвие наверно по острию.

VMI 30-10-2016 22:10

Все когда-то кончится…и нефть и газ то-же.

Arabat 30-10-2016 22:15

Главное, чтобы знатоки не закончились. А оружие как-нибудь всегда найдем.

Saracen 31-10-2016 01:56

Никто не видит разницы между зависшим на распутье и стартовым? )

ГрозаБ 31-10-2016 03:01

Подозреваю там и ценник различается несколько

SeRgek 31-10-2016 05:50
quote:
Изначально написано ГрозаБ:
Я — лоx. Мне сабля нравится.

+1

Hunt11 31-10-2016 12:36

Красив

VMI 31-10-2016 12:51
quote:
Originally posted by Sergeevich2951:

перемещаются от одного хозяина

к другому




Ну,да , этот уже пару раз перемещался на моей памяти.Sergeevich2951 31-10-2016 13:43
quote:
Изначально написано VMI:

Ну,да , этот уже пару раз перемещался на моей памяти.

А этот?


фудзин 31-10-2016 14:50

Обе хороши.

Sergeevich2951 31-10-2016 15:15
quote:
Изначально написано фудзин:
Обе хороши.

Османы были большие любители пышно украшенного оружия.

На мой взгляд эта особенно ярко выражено в украшении ружей,

и конечно ятаганов.


фудзин 31-10-2016 15:44

Да, лучше всех.

kvd70 31-10-2016 16:11

думаю что и по боевым характеристикам эти палы близки к идеалу для рубки.

VMI 31-10-2016 18:47

А вот второй,честно говоря не помню , — хотя он достаточно приметный.

Hunt11 10-11-2016 17:27
quote:
Изначально написано kvd70:
думаю что и по боевым характеристикам эти палы близки к идеалу для рубки.

Я бы так не сказал. По ощущениям они хорошо рубят вязкие предметы (ватный спальник), неплохо — дерево, лозу. Но вот висящую верёвку или несколько лозин (куст) — срубить тяжело…
Хотя это скорее от того, что идеала то и нет

Arabat 10-11-2016 18:05
quote:
Хотя это скорее от того, что идеала то и нет

И быть не может, ибо разные материалы требуют и разного к себе отношения. У этих пал очень «режущий» удар. Рассчитаны на ватные халаты, войлок и т.п.

guns.allzip.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.