Содержание

Стратегический бомбардировщик ТУ-95: характеристики и фото

Самолет ТУ-95 – дальний бомбардировщик, находящийся на вооружении Российской Федерации. Представляет собой стратегический ракетоносец на турбовинтовой тяге. На сегодняшний день является одним их самых быстрых бомбардировщиков в мире. В американской кодификации обозначается как «Медведь». Это последний российский турбовинтовой самолет, принятый в серийное производство. В настоящий момент имеет множество модификаций.

История конструирования

Бомбардировщик-ракетоносец ТУ-95 в первоначальном виде был спроектирован Андреем Туполевым еще в 1949 году. Разработки велись на основе 85-й модели самолета. В 1950 году политическая обстановка вокруг СССР требовала немедленного стратегического усиления. Именно это стало причиной создания нового усовершенствованного ракетоносца с повышенными скоростными и маневренными характеристиками. Целью разработки было достижение максимальной дальности за минимальные сроки.

Летом 1951 года проект возглавил Н. Базенков, но очень скоро его сменил С. Егер. Именно последнего принято считать отцом «Медведя». Уже на первоначальном этапе на чертежах бомбардировщик ТУ-95 удивлял своими размерами и мощью. Для более подробного представления проекта был даже собран деревянный макет.

В октябре 1951 года ТУ-95 окончательно утвержден в производство. Разработки прототипа велись несколько месяцев. И только в сентябре 1952 года самолет был приведен на Жуковский аэродром. Заводские испытания не заставили себя долго ждать. Тестирование прошло успешно, поэтому уже через месяц было решено провести первый взлет на образце бомбардировщика. Испытания продолжались около года. В итоге полет на опытном симуляторе выявил несколько серьезных неполадок. Тестирование не прошел третий двигатель. Его редуктор разрушился в результате пожара уже спустя два месяца после старта испытаний. Таким образом, перед инженерами встала задача исправить допущенные ошибки, чтобы при реальном полете подобные эксцессы можно было исключить. В конце 1953 года из-за аналогичных неполадок скончалось 11 человек экипажа, включая командира.

Первый полет

Новый опытный образец бомбардировщика поступил на аэродром в феврале 1955 года. Тогда летчиком-испытателем был назначен М. Нюхтиков. Именно он совершил первый полет на новом прототипе. Испытания завершились только через год. За это время стратегический бомбардировщик-ракетоносец ТУ-95 совершил около 70 полетов.

В 1956 году самолеты начали поступать на аэродром Узин для дальнейшего пользования. Модернизации бомбардировщика стартовали с конца 1950-х. Производством и частичной сборкой ТУ-95 занимался Куйбышевский авиазавод. Именно там впервые появились вариации ракетоносца с ядерными боеголовками. Постепенно 95-ю модель перестроили под всевозможные военные нужды: разведка, бомбардировка дальних целей, пассажирские перевозки, воздушная лаборатория и т. д.

В настоящее время серийное производство ТУ-95 заморожено. Тем не менее, проект по-прежнему поддерживается ВВС и властями России.

Особенности конструкции

Ракетоносец имеет автономную систему подачи постоянного тока для обогрева крыльев, киля, стабилизатора и винтов. Сами двигатели состоят из двухосных групп лопастей АВ-60К. Грузовой отсек находится в середине фюзеляжа, рядом с пусковой установкой, к которой крепятся 6 крылатых ракет. Имеется возможность присоединения к подвеске дополнительных изделий.

Российский бомбардировщик ТУ-95 представляет собой воздушный аппарат с трехопорным шасси. На каждом заднем колесе имеется своя тормозная система. При взлете опоры убираются в фюзеляж и крыльевые гондолы. Передняя пара колес оборудована гидросистемой, а задние – электрическими механизмами с общей мощностью до 5200 Вт. Аварийное открытие шасси возможно только с помощью лебедки.

В гермокабинах располагается экипаж. В экстренном случае катапультные кресла отсоединяются от самолета через специальный люк, который находится над передней опорой шасси. В качестве зацепов для рук используется транспортерная лента. Катапультирование из задней части бомбардировщика обеспечивается через сбрасываемый люк.

Стоит отметить, что ракетоносец оборудован специальными спасательными плотам на случай экстренной высадки на воду.

Характеристики двигателя

Турбовинтовой бомбардировщик ТУ-95 входит в тройку самых мощных крупногабаритных самолетов мира. Достигается этот результат благодаря двигателю НК-12, который имеет высокоэкономичную турбину и 14-ступенчатый компрессор. Для регулировки показателей применяется система перепуска воздушных клапанов. При этом КПД турбины НК-12 достигает почти 35%. Данный показатель среди турбовинтовых бомбардировщиков является рекордным.

Для облегченной регулировки подачи топлива двигатель сконструирован в одном-единственном блоке. Мощность НК-12 составляет около 15 тысяч л. с. При этом тяга оценивается в 12 тыс. кгс. С полным топливным отсеком самолет может лететь до 2500 часов (порядка 105 суток). Вес двигателя составляет 3,5 тонны. В длину НК-12 представляет собой 5-метровый агрегат.

Недостатком двигателя является его высокая шумность. На сегодняшний день это самый громкий самолет в мире. Его способны засечь даже локаторные установки подводных лодок. С другой стороны, при нанесении ядерного удара это не является критической проблемой.

Из прочих характеристик ракетоносца стоит выделить 5,6-метровые винты. Также достойна внимания система противообледенения лопастей. Она представляет собой электротепловую установку. Горючее к двигателю поступает из фюзеляжных и кессонных баков. Благодаря применению экономичных ТВД и усовершенствованной системы винтов самым «выносливым» стратегическим воздушным объектом относительно дальности полета считается как раз бомбардировщик ТУ-95.

Характеристики ракетоносца

Самолет способен вместить до 9 человек экипажа. Из-за специфики применения бомбардировщик в длину имеет до 46,2 метра. При этом размах одного крыла составляет порядка 50 м. Габариты стратегического ракетоносца действительно поражают взгляд. Площадь только одного крыла занимает до 290 кв. м.

Масса ТУ-95 оценивается в 83,1 тонны. Тем не менее, при полном баке вес увеличивается до 120 тыс. кг. А при максимальной загруженности масса превышает 170 тонн. Номинальная мощность двигательной установки – около 40 тыс. кВт.

Благодаря НК-12 бомбардировщик способен развивать скорость до 890 км/ч. При этом движение на автопилоте ограничивается 750 км/ч. На практике дальность полета ракетоносца составляет порядка 12 тыс. км. Потолок подъема варьируется в пределах до 11,8 км. Для взлета самолету понадобится полоса в 2,3 тысячи метров.

Вооружение бомбардировщика

Самолет в состоянии поднять в воздух до 12 тонн боеприпасов. Располагаются авиационные бомбы в фюзеляжном отсеке. Допускается размещение и свободнопадающих ядерных ракет общей массой 9 тонн.

Бомбардировщик ТУ-95 номинально имеет сугубо оборонительное вооружение. Оно состоит из 23-миллиметровых пушек. На большинстве модификаций установлены парные АМ-23 в нижней, верхней и кормовой частях самолета. В редких случаях имеет место авиационная пушка ГШ-23.

В случае с установкой АМ-23 ракетоносец оборудуется специальной автоматической системой отвода газа. Пушка крепится к пружинному амортизатору и направляющим коробкам корпуса. Затвор в обоих случаях клиновой наклонный. Для аккумулирования энергии и смягчения удара от задней пушки используется специальный пневматический зарядный агрегат.

Интересно, что длина АМ-23 составляет почти 1,5 метра. Вес такой пушки равен 43 кг. Скорость стрельбы – до 20 выстрелов в секунду.

Проблемы эксплуатации

Освоение ракетоносца начиналось с заметными трудностями. Одним из главных минусов была кабина. Изначально бомбардировщик ТУ-95 был плохо приспособлен к дальним перелетам. Из-за неудобных кресел у экипажа часто болела спина, затекали ноги. Туалет и вовсе представлял собой обычный переносной бак со стульчаком. Кроме того, в салоне было очень сухо и жарко, воздух пропитывался масляной пылью. В результате экипаж отказывался проделывать длительные полеты в столь неподготовленном самолете.

Неоднократно возникали проблемы и с маслосистемой двигателей. В зимнее время минеральная смесь загустевала, что прямым образом сказывалось на оборотах винтов. На начальных этапах для запуска двигателей приходилось заблаговременно прогревать турбины. Ситуация изменилась с выпуском в масштабное производство специального моторного масла.

Первое применение

Бомбардировщик ТУ-95 впервые был замечен на аэродроме в Киевской области в конце 1955 года. Как оказалось, сразу несколько оригиналов и модификаций пополнили ряды 409 ТБАП. В следующем году был сформирован еще один полк дивизии, в котором также нашлось место для четырех ТУ-95. Долгое время ракетоносцы находились на вооружении только украинских ВВС СССР. Однако с конца 1960-х гг. ТУ-95 и его модификации заполнили военные ангары на территории нынешней России.

Целью формирования полков вокруг бомбардировщиков были точечные удары по стратегическим силам НАТО на юге Азии, а также по КНР. Самолеты всегда находились в боевой готовности. Вскоре американские власти заметили столь опасное скопление боевой мощи у своих баз и стали подключать дипломатические связи. В результате СССР пришлось рассредоточить большую часть ракетоносцев по всей своей территории.

С 1960-х гг. ТУ-95 то и дело замечали над Арктикой, Индийским океаном, зоной Атлантики и Британией. Неоднократно на подобные действия страны реагировали агрессивно, сбивая ракетоносцы. Тем не менее, официально о подобных случаях никаких записей сделано не было.

Применение в последнее время

Весной 2007 года российские ракетоносцы неоднократно наблюдали с воздуха за боевыми учениями британской армии. Подобные инциденты происходили в заливе Клайд и у Гебридских островов. Однако каждый раз за считанные минуты в небо поднимались британские истребители и под угрозой удара сопровождали ТУ-95 за пределы своих границ.

С 2007 по 2008 год ракетоносцы были замечены над военными базами и авианосцами НАТО. За этот период произошло одно крушение бомбардировщика ТУ-95. Официальных разъяснений о причинах аварии не поступало.

Сегодня «Медведи» продолжают свою всемирную разведывательную деятельность.

Крушение самолетов

По статистике, каждые 2 года происходит одна крупная авария бомбардировщика ТУ-95. Всего за время эксплуатации потерпел крушение 31 ракетоносец. Количество погибших составляет 208 человек.

Самая недавняя авария бомбардировщика ТУ-95 произошла в июле 2015 года. Катастрофа случилась с модификацией самолета. Главной причиной крушения специалисты называют устаревшее физическое состояние агрегата.

Авария бомбардировщика ТУ-95 МС унесла жизни двух членов экипажа. Крушение произошло под Хабаровском. Как оказалось, у ракетоносца в полете отказали сразу все двигатели.

На вооружении

ТУ-95 состояли на балансе ВВС СССР вплоть до распада Советского Союза в 1991 году. На тот момент большая часть находилась на вооружении Украины – порядка 25 ракетоносцев. Все они входили в специальный тяжелый авиаполк в Узине. В 1998 году база прекратила свое существование. Итогом стало списание самолетов и их последующее уничтожение. Часть бомбардировщиков была переделана под коммерческие грузоперевозки.

В 2000 году Украина передала РФ оставшиеся ТУ-95 в счет погашения части государственного долга. Общая сумма уплаты составила порядка 285 миллионов долларов. В 2002 году 5 ТУ-95 были модифицированы до многофункциональных тяжеловесных самолетов.

На текущий момент на вооружении России состоит около 30 ракетоносцев. Еще 60 единиц находятся на хранении.

Основные модификации

Самой распространенной вариацией оригинала является ТУ-95 МС. Это самолеты, переносящие крылатые ракеты типа Х-55. На сегодняшний день их осталось больше всего среди прочих из 95-й модели.

Следующей по популярности модификацией считается ТУ-95 А. Представляет собой стратегический ракетоносец ядерного действия. Оснащен специальными отсеками для хранения радиационных боеголовок. Также стоит отметить учебные модификации с литерами «У» и «КУ».

Сравнение с зарубежными аналогами

Самыми приближенными по техническим характеристикам к ТУ-95 являются американские бомбардировщики B-36J и B-25H. По номинальному весу и габаритам принципиальной разницы нет. Однако российский ракетоносец развивает куда большую среднюю скорость: 830 км/ч против 700 км/ч. Также у ТУ-95 намного больше боевой радиус и дальность полета. С другой стороны, у американских аналогов выше практический потолок почти на 20% и вместительнее грузовой отсек (на 7-8 тонн). Тяга двигателей приблизительно равная.

fb.ru

Ту-95: история создания, характеристики, фото

Ту-95 до сих пор состоит на вооружении России и по многим характеристикам не уступает западным аналогам. Первый опытный образец поднялся в воздух 12 ноября 1952 года.

Советский Ту-95, прозванный НАТОвцами «Медведь», до сих пор является самым быстрым винтовым самолётом, использующимся в качестве стратегического бомбардировщика. Является единственным в мире турбовинтовым самолётом этого класса, производившимся серийно. Предназначается для атаки крылатыми ракетами объектов, расположенных глубоко в тылу противника вне зависимости от времени суток и климатических условий.

История создания Ту-95

Самолёт «Медведь» считается одним из многих символов «холодной войны» между СССР и США. Постановление о создании стратегического дальнего бомбардировщика было адресовано Конструкторскому Бюро А. Н. Туполева в 1951 г. Уже через 2 месяца созданы полноразмерные макеты, на основе которых и осуществлялись дальнейшие разработки.

Первая опытная модель построена в 1952 г. 12 ноября самолёт поднялся в небо. На испытаниях, проведённых с образцом «95-1», были выявлены недостатки, и спустя 2,5 года собрана вторая версия «95-2», совершившая первый полёт 16 февраля 1955 г.

В следующем, 1956 г., образец успешно проходит государственные испытания, демонстрируется на параде в честь Дня авиации. В следующем году на серийно производящихся модификациях начинают устанавливать усовершенствованные силовые агрегаты НК-12М, и под маркировкой Ту-95М бомбардировщик начинает поступать в ряды Вооружённых Сил СА.

Тактико-технические характеристики бомбардировщика

Рисунок 1. Тактико-технические характеристики

Самолёт Ту-95 производился в период с 1955 по 1992 гг. За это время собрано 212 единиц, из которых 2 относятся к опытным образцам, столько же произведено для испытаний и 6 машин переделаны из Ту-142. Отдельно следует заметить, что за это время разработано несколько различных модификаций, тактико-технические характеристики которых несколько отличаются друг от друга. Поэтому в таблице, представленной ниже, будут приведены сравнительные ТТХ нескольких моделей.

Таблица 1. ТТХ различных модификаций Ту-95
Характеристика/ МодельТу-95МТу-95 КМТу-95 МС
Количество человек экипажа997
Длина, м46,1746,849,09
Размах крыльев, м50,0450,0450,04
Масса пустого борта, т84,390,098,5
Максимальный взлётный вес, т182182185
Тип двигателя4*НК-12М4*НК-12МВ4*НК-12МП
Мощность двигателя, л/с4*12 0004*15 0004*15 000

Разница между модификациями заключалась не только в более усовершенствованных силовых агрегатах, но и в практическом использовании.

Вооружение

Рисунок 2. Бомбардировщик с крылатыми ракетами

По имеющейся бомбовой нагрузке Ту-95 существенно уступает американским конкурентам. Масса боекомплекта, который он может принять на свой борт, всего 12 000 кг. Точная характеристика зависит от модификации этого военного самолёта. Так, одни модели комплектовались крылатыми ракетами, другие — предназначались для транспортировки самой мощной на планете ядерной царь-бомбы весом 26,5 т. Хотя после испытательного взрыва, произошедшего 30 октября 1961 г., самолёт больше не взлетал, факт остаётся фактом.

Единственное, что объединяло технические характеристики моделей Ту-95 относительно вооружения — это вместительность фюзеляжного отсека. В него помещалось 12 т авиационных бомб свободного падения.

Для обеспечения собственной безопасности Ту-95 имели 23-мм авиационные пушки

Особенности конструкции

Рисунок 3. Турбовинтовые двигатели серии НК-12

Планерная часть бомбардировщика выполнена из сплава алюминия с добавлением магниевых и стальных сплавов. Крыло отклоняется от корпуса под углом в 35°. Экипаж находится в герметичных кабинах, расположенных в носу и кормовой части фюзеляжа.

В нижней средней части корпуса судна находятся бомбовые отсеки. Двигатели могут отличаться, исходя из модификации самолёта, но все они произведены на Куйбышевском моторном заводе им. Фрунзе, именуемом сегодня ПАО «Кузнецов».

В настоящее время моторы серии НК-12, показанные на фото, остаются самыми мощными турбовинтовыми в мире.

Модификации

Рисунок 4. Сброс Царь-бомбы. Самолёт, находящийся в 39 км от эпицентра, уцелел и сел на трёх двигателях

За многолетнюю историю производства Ту-95 создано множество разновидностей, некоторые из которых даже никогда не поднимались в воздух. Из наиболее известных представителей семейства советско-российских стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев можно назвать те, модели которых будут представлены в следующей таблице.

Таблица 2. Модификации Ту-95
Маркировка моделиКраткая характеристика, отличиеВозможная боевая нагрузка
95Производилась с 1954 по 1957 гг. на основе второго опытного экземпляра. Собрано 30 единиц12 т сбрасываемых бомб
95АСтратегический бомбардировщик, предназначенный для транспортировки и сброса атомного оружия с увеличенными топливными баками12 т сбрасываемых бомб
95ВМодернизированный, использовавшийся только для сброса Царь-бомбыАтомная Царь-бомба, весом 26,5 т
95М
Выпускался с 1957 по 1958 гг., построено 18 единиц. Первая модель, на которую стали устанавливать куйбышевские двигатели12 т сбрасываемых бомб
95 КМПроизводились до 1980 г., построено и создано посредством переделывания почти 50 бомбардировщиков, получивших обновлённую авионику12 т сбрасываемых бомб
95МСОдна из наиболее модернизированных моделей, активно использующаяся и сегодня12 т сбрасываемых бомб и 16 крылатых ракет Х-101
95К-22Образец, послуживший прототипом для создание серии МС12 т сбрасываемых бомб и дополнительно имевших 3 крылатые ракеты Х-22

Боевые испытания крылатых ракет Х-101 прошли в 2017 г. Несколько ракетоносцев, дислоцирующихся в Энгельсе Саратовской области, нанесли сокрушительный авиаудар по позициям террористов, относящихся к запрещённой организации «Исламское государство» в Сирии.

По поводу применения современного вооружения президент РФ В. В. Путин высказался следующими словами: «Вооружения такого уровня, такого класса должны быть в центре нашего внимания». Кроме этого, он заметил, что специалистам необходимо анализировать боевой опыт при работе над ещё более перспективным оружием.

Нужно подчеркнуть, что некоторые модели Ту-95 использовались не по прямому предназначению, в качестве стратегического бомбардировщика, но и для других целей. Так за историю производства создано несколько единичных экземпляров, применяющихся в ВС:

  • Ту-95РЦ — самолёт разведчик, использующийся ВМФ РФ для указания на цели противника.
  • Ту-95У — учебная версия, 2 единицы переоборудованы под фоторазведку.
  • Ту-114 — пассажирский, находящийся в эксплуатации «Аэрофлота».
  • Ту-116 — пассажирский, для транспортировки первых лиц страны.
  • Ту-119 — самолёт-лаборатория.
  • Ту-126 — авиационный комплекс радиообнаружения и наведения.
  • Ту-142 — противолодочный самолёт.

Сравнение с конкурентами

Рисунок 5. Два главных конкурента

В сравнении с главными конкурентами, среди которых советский бомбардировщик, разработанный ОКБ Мясищева, и 2 «американца»: Б-36 «Миротворец» и Б-52 «Стратофортресс», ситуация противоречивая. По одним показателям Ту-95 уверенно превосходит, по другим — уступает.

Таблица 3. Сравнение с конкурентами
Характеристика/ МодельТу-95ЗМConvair B-36Boeing B-52 Stratofortress
Начало испытаний, год1952195619461952
Максимальная скорость, км/ч8909256721 047
Боевой радиус, тыс. км6,55,66,417,21
Максимальная дальность полёта без дозаправки, тыс. км1515,41616,71
Практический потолок, км12183931,5
Боевая нагрузка, т12183931,5

При сравнении истории эксплуатации русских и американских стратегических бомбардировщиков прослеживается закономерность, что «Ахиллесовой пятой» «Boeing B-52» являются именно двигатели. Статистика показывает, что из-за них Пентагон неоднократно терял самолёты. Причём происходило это не во время тренировочных полётов, а при исполнении боевых задач.

Так, за историю эксплуатации было потеряно 120 единиц и несколько атомных бомб, некоторые из которых так и не были найдены. Одну «выронили» над Гренландией, вторую — на португальском побережье.

В 1961 г. В-52 практически развалился в воздухе с двумя термоядерными бомбами на борту. Произошло это в небе Северной Каролины. Обломки упали неподалёку от города Галдсборо, один заряд благополучно приземлился на парашюте, второй «плюхнулся» в болото и ушёл на большую глубину. Поиски ничего не дали, среди обнаруженных фрагментов термоядерного заряда так и не оказалось.

Плюсы и минусы боевой машины

Из достоинств русского стратегического бомбардировщика эксперты в первую очередь называют неприхотливость и надёжность моторов серии НК-12. В сравнении с главным конкурентом «Боингом Б-52» они потребляют почти в 2 раза меньше топлива. Однако существенно уступают по показателю боевой грузоподъёмности.

Также следует отметить, что несмотря на надёжность и неприхотливость двигателей, их замена или любой ремонт чрезвычайно трудоёмок и может выполняться только квалифицированным персоналом. Впрочем, этот нюанс можно отнести к любым силовым агрегатам внутреннего сгорания.

Взаимосвязь работы моторов спроектирована таким образом, что выход одного из них не способен негативно сказаться на других.

Кроме этого, к недостаткам машины можно отнести ещё несколько нюансов:

  • Значительная «шумность» работы двигателей. Летящий российский бомбардировщик способны засечь даже локаторы подводных лодок.
  • Отсутствие элементарного комфорта для экипажа. В самолётах нет туалетов.
  • До недавнего времени российские «Медведи» не имели системы экстренного катапультирования. То есть, если самолёт не мог зайти на посадку и падал, экипаж гарантированно погибал вместе с ним.

Сегодня российский «Медведь» вместе с американским «Боингом Б-52» делит титул главного небесного «ветерана». Внедрение в вооружённые силы началось более 50 лет назад и завершение эксплуатации в ближайшие десятилетия не ожидается. Русским «долгожителем» установлено несколько мировых рекордов, некоторые из которых внесены в книгу рекордов Гиннеса. За историю полётов наш бомбардировщик неоднократно попадал в различные передряги, доказав свою надёжность и качество, высоко оцененное экипажем. Ну а боевую мощь его лучше не проверять…

Видео

Легендарные самолёты. Ту-95. Стратегический бомбардировщик:

udiwis.ru

Ту-95

11 июля 1951 года вышло постановление правительства СССР, поручавшее ОКБ А.Н.Туполева и В.М.Мясищева создать стратегические бомбардировщики, способные нести ядерное орудие. ОКБ А.Н.Туполева, проведя огромный объём научно-исследовательских работ, пришло к выводу, что для самолёта большой дальности больше подходит турбовинтовой двигатель. Уже в сентябре 1951 года было готово два варианта эскизных проектов самолёта «95»: с 4 двигателями 2-ТВ-2Ф (спаренными ТВ-2Ф по 6250 л.с.) и с 4 ТВ-12 (12000 л.с.) (оба конструкции Н.Д.Кузнецова), а 31 октября госкомиссией был утверждён полноразмерный макет. Ведущим конструктором машины был назначен Н.И.Базенков. Первый опытный «95-1» с двигателями 2-ТВ-2Ф был построен на заводе №156 в 1952 году. 12 ноября 1952 года экипаж во главе с лётчиком-испытателем А.Д.Перелётом впервые поднял его в небо. В 1954 году был готов второй прототип «92-2» (уже с двигателями ТВ-12). 16 февраля 1955 года «95-2» совершил первый полёт (лётчик-испытатель М.А.Нюхтиков).

В 1955 году начинается серийное производство Ту-95 (ранее предполагалось назвать самолёт Ту-20, но все чертежи уже были выпущены с индексом «95», поэтому его решили сохранить) на авиазаводе №18 в Куйбышеве. Заводские испытания продолжались до января 1956 года, а 31 мая самолёт был предъявлен на Государственные испытания. В августе 1956 года новый бомбардировщик был впервые продемонстрирован на воздушном параде в честь Дня авиации. В 1957 году на самолёте были установлены более мощные двигатели НК-12М и под обозначением Ту-95М самолёт принимается на вооружение Советской Армии. Первой Ту-95 получила только что сформированная 106 тбад под командованием дважды Героя Советского Союза А.И.Молодчего.

Ту-95 представляет собой среднеплан со стреловидным крылом (35° по линии четверти хорд) большого удлинения (8,8). 4 ТВД ТВ-12 (НК-12) расположены на крыле в далеко выступающих вперёд мотогондолах. Двигатели снабжены соосными четырёхлопастными винтами противоположного вращения АВ-60 (диаметр — 5,6 м), разработанными в ОКБ К.И.Жданова. Планер изготовлен из специально разработанного алюминиевого сплава В-95. Длинный и относительно тонкий фюзеляж (диаметр — 2,9 м) придаёт машине стремительный облик. Герметичный и термостабилизированный бомбовый отсек расположен в центре масс самолёта (при сбросе бомб центровка не изменяется). Крыло снабжено трёхсекционными элеронами и двухсекционными закрылками. Крыло и оперение оборудовано антиоблединительной системой. Шасси трёхопорное с передней стойкой. Основные стойки убираются в обтекатели, являющиеся продолжением мотогондол. В хвостовой части фюзеляжа имеется предохранительная пята. С 1961 года на самолёт устанавливается система дозаправки топливом в полёте методом «шланг-конус». Экипаж размещается в двух герметичных кабинах. Кабины (кроме Ту-95МС) соединены тоннелем с тележкой, на которой могут перемещаться члены экипажа (при этом требуется разгерметизация). На борту самолёта имеется камбуз с плитой и химический туалет. Для покидания самолёта в воздухе используется транспортёр с подвижной лентой, выбрасывающий членов экипажа через люк в нишу передней стойки шасси. Оборонительное вооружение состоит из трёх спаренных установок с 23-мм пушками АМ-23.

До появления баллистических ракет Ту-95 был единственным стратегическим средством доставки ядерного оружия. Существовало множество модификаций самолёта, отличавшихся составом оборудования и вооружением. Чисто бомбардировочные модификации (Ту-95, Ту-95М) выпускались до 1959 года. Все последующие были носителями ракетного оружия. Серийное производство Ту-95МС продолжалось до 1992 года. На основе Ту-95 в конце 50-х годов был создан дальнемагистральный пассажирский самолёт Ту-114, долгое время бывший флагманом Аэрофлота. Ту-95 применялся в качестве носителей различных летательных аппаратов и летающих лабораторий (высота стоек шасси позволяет подвесить под фюзеляжем любой двигатель и даже фюзеляж небольшого самолёта). В 1989 году на серийных Ту-95МС установлено 60 мировых рекордов скорости и высоты полёта с грузом. В мае 1990 года установлено ещё 3 рекорда скороподъёмности и высоты горизонтального полёта.

В общей сложности изготовлен 261 самолёт. За границу Ту-95 не поставлялся. В настоящее время в России в строю находится несколько десятков Ту-95К-22 и Ту-95МС. 18 самолётов досталось Украине (находились на консервации в Узине). В 1999 году 3 Ту-95МС в счёт долга за энергоносители были переданы России, остальные утилизируются.

Фотографии Ту-95 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • «99» — самолёт с двигателями ВД-7 или АЛ-7 (проект).
  • Ту-95 (изделие «В», заказ 180) — стратегический бомбардировщик. Выпускался в 1955-1958 годах на заводе №18 в Куйбышеве. Изготовлен 31 самолёт. В 80-х годах большинство переоборудованы в учебные.
  • Ту-95 (заказ 244) — бомбардировщик с дополнительными топливными баками. В 1958 году переоборудован 1 самолёт. Предполагалось оснастить его двигателями НК-20, но из-за недоведённости новых двигателей летал с двигателями НК-12М. В одном из испытательных полётов продержался в воздухе 23 ч. 40 мин.
  • Ту-95А — носитель ядерного оружия. Отличался термостабилизированным бомбоотсеком, противолучевым термозащитным покрытием белого цвета нижней части фюзеляжа, светозащитными шторками в кабинах экипажа и асбестовой обмазкой проводов.
  • Ту-95В (Ту-95-202, заказ 242) — носитель термоядерной бомбы большой мощности. Изготовлен в 1956 году в единственном экземпляре. 30 октября 1961 года с него сброшена 100-мегатонная бомба на полигоне на Новой Земле.
  • Ту-95ДТ — десантно-транспортный (проект). Разрабатывался в 1955 году.
  • Ту-95К (изделие «ВК», заказ 206) — носитель авиационно-ракетного комплекса К-20. Первый полёт 1 января 1956 года. Выпускался в 1958-1962 годах. Изготовлено 48 самолётов.
  • Ту-95К-10 — носитель ракет К-10 (проект). Разрабатывался в 1958 году.
  • Ту-95К-22 (изделие «ВК-22») — носитель авиационно-ракетного комплекса К-22. Проектирование началось в 1963 году. В феврале 1973 года на Куйбышевском авиазаводе началось переоборудование первого Ту-95КМ. Первый полёт состоялся 30 октября 1975 года. На Куйбышевском авиазаводе переоборудовано 65 самолётов. Принят на вооружение в 1987 году.
  • Ту-95КД (изделие «ВКД») — стратегический ракетоносец. Оснащён системой дозаправки в воздухе. Серийное производство началось в 1962 году. Изготовлено 23 самолёта. Кроме того, переоборудовались ранее выпущенные Ту-95К.
  • Ту-95КМ (изделие «ВКМ») — модернизированный ракетоносец. Отличался составом оборудования. В конце 60-х годов все Ту-95КД были модернизированы по типу Ту-95КМ.
  • Ту-95КУ (изделие «ВКУ») — учебный на базе Ту-95К и Ту-95КД.
  • Ту-95ЛАЛ (заказ 247) — самолёт с ядерной энергоустановкой. Разработка началась в 1955 году. В 1958-1961 годах изготовлен опытный образец (переоборудован из Ту-95М). В мае-августе 1961 года на полигоне в Семиполатинске выполнено 34 полёта.
  • Ту-95ЛЛ — летающая лаборатория. В 1958 году переоборудован второй лётный экземпляр («95-2»). Проводились испытания двигателей НК-6, НК-22, НК-144, НК-144А, НК-144-22. Эксплуатировался до начала 70-х годов.
  • Ту-95М (изделие «ВМ») — модернизированный бомбардировщик. Отличался двигателями НК-12М мощностью 15000 л.с. и увеличенным запасом топлива. Выпускался на авиазаводе №18 в 1957-1959 годах. Изготовлено 19 самолётов. В 80-х годах переоборудованы в учебные.
  • Ту-95М-5 «Волга» (изделие «ВМ-5», Ту-95К-26) — носитель ракет КСР-5. В 1976 году на Куйбышевском авиазаводе переоборудован 1 Ту-95М.
  • Ту-95М-55 — опытный для разработки системы вооружения Ту-95МС. Первый полёт состоялся в 1977 году.
  • Ту-95МА — носитель ядерного оружия на базе Ту-95М.
  • Ту-95МР (Ту-95МР-2, изделие «ВР») — разведчик на базе Ту-95М. На самолёте устанавливалась станция радиотехнической разведки и фотооборудование. Разработан в 1962 году. В 60-х годах переоборудовано 4 самолёта. Эксплуатировались до серидины 80-х годов, после чего были переоборудованы в Ту-95У.
  • Ту-95МС («342», Ту-142МС, изделие «ВП-021») — носитель крылатых ракет Х-55. Разработан на базе Ту-142М. Отличался двигателями НК-12МП. Оборонительное вооружение состоит из кормовой спаренной установки с 2 пушками ГШ-23. Первый Ту-95МС был переделан из Ту-142МК на Таганрогском авиазаводе в 1979 году. Первый полёт состоялся в сентябре 1979 года. Серийное производство началось в 1981 году на Таганрогском авиазаводе, в 1983 году передано на Куйбышевский авиазавод. Строился в двух вариантах: Ту-95МС-6 с 6 ракетами в грузоотсеке и Ту-95МС-16 с 6 ракетами в грузоотсеке и 10 под крылом (по договору СНВ-2 все самолёты находятся в строю в варианте Ту-95МС-6). В ходе производства неоднократно модернизировался. В 1979-1994 годах изготовлено 88 самолётов. Принят на вооружение в 1983 году.
  • Ту-95МСМ — модернизированный, носитель ракет Х-101.
  • Ту-95Н (Ту-95РС, заказ 236) — самолёт-носитель сверхзвукового бомбардировщика РС. Изготовлен на заводе №18 в 1958 году в одном экземпляре (ныне находится в музее ВВС в Монино).
  • Ту-95ПА — самолёт для испытания опытной крылатой ракеты. Переоборудован в конце 80-х годов.
  • Ту-95ПЛО — самолёт противолодочной обороны (проект). Разрабатывался в конце 50-х годов.
  • Ту-95РЦ (изделие «ВРЦ») — разведчик-целеуказатель. Оборудован комплексом наведения крылатых ракет «Успех-1А». Разработан в 1960-1962 годах, принят на вооружение в 1966 году. В 1963-1969 изготовлено 53 самолёта.
  • Ту-95С — носитель стратегической крылатой ракеты С-30 (проект). Разрабатывался в 1958-1960 годах.
  • Ту-95У — учебный. В начале 80-х годов ранние модификации Ту-95 были переделаны в учебные. Бомбардировочное вооружение и часть оборудования демонтировались, бомболюк зашивался силовыми панелями. Внешне отличались красной полосой на фюзеляже перед стабилизатором. Ту-95У эксплуатировались до начала 90-х годов.
  • Ту-96 («96», заказ 241) — высотный (рабочий потолок 16000-17000 м). Отличался крылом увеличенной площади и двигателями ТВ-16 (НК-16). В 1956 году построено 2 самолёта, которые использовались как летающие лаборатории.
  • Ту-96 — носитель сверхзвукового бомбардировщика «100» (проект).
  • Ту-96 — самолёт ДРЛО (проект).
  • Ту-114 («114», Ту-95П) — межконтинентальный пассажирский самолёт. Отличался фюзеляжем увеличенного диаметра с салоном на 170-200 пассажиров. Первый полёт 15 ноября 1957 года. В 1957-1965 годах изготовлено 32 самолёта. Эксплуатировался Аэрофлотом до конца 70-х годов.
  • Ту-115 («115», Ту-114ВТА) — военно-транспортный (проект). Отличался фюзеляжем увеличенного диаметра.
  • Ту-116 («116», Ту-114Д) — дипломатический, пассажирский самолёт для специальных перевозок (перевозок государственных деятелей на большие расстояния). Мог брать на борт 24 пассажира с багажом. В 1957 году переоборудовано 2 самолёта Ту-95, которые эксплуатировались до конца 80-х годов (один из них находится в музее гражданской авиации в Ульяновске).
  • Ту-116 — самолёт ДРЛО (проект). Отличался установкой РЛС кругового обзора «Озеро».
  • Ту-118 («118») — среднемагистральный пассажирский самолёт (проект).
  • Ту-119 («119») — самолёт с ядерной энергоустановкой (проект). Отличался двигателями НК-14А.
  • Ту-126 — самолёт ДРЛО на базе Ту-114. Изготовлено 9 самолётов.
  • Ту-142 — противолодочный самолёт. Разработан на базе Ту-95РЦ. Выпускается на Таганрогском авиазаводе.

Лётно-технические характеристики

Ту-95Ту-95МТу-95КТу-95МС
ДвигателиТВ-12НК-12МНК-12МВНК-12МП
Взлётная мощность, э.л.с.4х125004х150004х150004х15000
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

50,04
46,17
12,98
50,04
46,17
12,98
50,04
48,7
13,3
50,04
49,13
13,2
Площадь крыла, м2283,7283,7289,9295
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная
посадочная

77,48
156
172
108,9
79,6
171
182
135
88
171
185
135
94,4
171
185
135
Запас топлива, т7485,5-1008075
Масса боевой нагрузки, т12121212
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская
взлётная
посадочная

882
720-750
300
270
905
720-750
300
270
880
700-770
300
270
830
710
300
270
Практическая дальность полёта, км13460132001250011000
Практический потолок, м1180011500116009100
Длина разбега, м

пробега, м

2350
1540
2100
1540
2100
1540
2100
1540
Экипаж, чел.108-997
Пушечное вооружение6хАМ-236хАМ-236хАМ-232хГШ-23

Литература

  1. Ангельский Р. Средство доставки // Техника и вооружение. — 1997. — №9.
  2. Антонов Д., Ригмант В.Г. Из досье русского «медведя» // Крылья Родины. — 1994. — №№ 6-8.
  3. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 190-194.
  4. Военная авиация. — Т. 1. — Мн.: «Попурри», 1999. — С. 298-301.
  5. Гончаров В.В. Первые (основные) этапы решения атомной проблемы в СССР. — М.: ИАЭ им. Курчатова, 1990.
  6. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. — М.: «Московский рабочий», 1999. — С. 132-134.
  7. Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. — М.: «Астрель», АСТ, 2002. — С. 144-160.
  8. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. — Т. 2. — М.: «Виктория», АСТ, 1996. — С. 84-101.
  9. Ильин В.Е., Скрынников С. Дальняя Авиация // Вестник Воздушного Флота. — 1997. — №2.
  10. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. — Ч. 2. — Киев: «Архив-Пресс», 1997. — С. 39-40.
  11. Мороз С. Туполев Ту-95. — Киев: «Архив-Пресс», 1999.
  12. Ригмант В.Г. Под знаками «АНТ» и «Ту» // Авиация и космонавтика. — 1999. — №1. — С. 43-48.
  13. Ригмант В.Г. Ту-95 // Авиация и космонавтика. — №№ 11/2000, 12/2000, 1/2001.
  14. Ригмант В.Г. Туполевские «Ястребы» // Вестник Воздушного Флота. — 1997. — №1.
  15. Ригмант В.Г., Гордон Е.И. Цель — Америка // Авиация и Время. — 1996. — №5. — С. 2-20, 32.
  16. Стратегический ракетоносец Ту-95МС // Авиация и космонавтика. — 2003. — №8. — С. 3-4.
  17. Тяжёлые блмбардировщики / Под. ред. В.Г.Дейнеки // Невский бастион. — 1998. — Вып. 5. — С. 41-50, 63-64.
  18. Якубович Н.В. Межконтинентальный бомбардировщик: Ещё раз о Ту-95 и его модификациях // Крылья Родины. — 1999. — №11. — С. 1-6.

aviaros.narod.ru

Стратегический самолет-ракетоносец Ту-95МС «Медведь»

После того как Российская Федерация возобновила полеты авиационных стратегических носителей в режиме боевого дежурства, в прессе начали появляться сообщения о том, что самолеты Ту-95МС замечены вблизи воздушных границ Великобритании, острова Гуам, Японии и других мест, где ранее подобной активности не наблюдалось. Воздушных рубежей наши ВВС не нарушают, но подходят к ним вплотную, что воспринимается как недружественное поведение. Иногда на перехват (условный) вылетают перехватчики стран НАТО, и инцидент считается исчерпанным. Единственный на настоящий момент в мире винтовой стратегический бомбардировщик «Ту» некоторые военные обозреватели называют «реликтовым». Несмотря на столь обидное прозвище, его появление вблизи районов учений армий и флотов стран вероятных противников вызывает беспокойство. Почему?

Начало эры «Эй-бомб»

Ту-95МС «Медведь» — прямой потомок «самолета-95-1», впервые поднявшегося в воздух осенью 1952 года. Эксплуатация в летных частях началась в 1956-м, примерно тогда же, когда в Америке появился знаменитый Б-52, несущий службу и сегодня. Событиям этим предшествовала определенная предыстория.

В августе 1945 года авиация США произвела две атомные бомбардировки японских городов. О военной целесообразности этой акции политологи спорят до сих пор, но психологический эффект, безусловно, имел место. Началась эпоха атомного психоза. Сталинскому руководству было ясно, что без собственных ядерных сил СССР утратит геополитическую независимость. При этом самой бомбы (она уже разрабатывалась) недостаточно, нужны средства ее доставки. Первой и вполне оправданной мерой, предпринятой в этом направлении, стало копирование «Боинга» Б-29 «Стратофортресс», названного у нас Ту-4. В 1950 году началась война в Корее, в которой американские войска по уже традиционной и опробованной стратегии делали ставку на ковровые бомбометания, осуществляемые большими авиасоединениями, летящими плотным строем. Система, однако, дала сбой.

Как создавался «Медведь»

После появления в корейском небе реактивных истребителей МиГ-15 уязвимость Б-29 стала очевидной. Парадоксальность ситуации заключалась в том, что советские авиаконструкторы своими собственными руками доказали несостоятельность концепции атомного бомбардировщика с поршневым двигателем (то есть Ту-4), а других у СССР на тот момент не было. В срочном порядке были свернуты работы по перспективной модели Ту-85 в силу ее морального устаревания уже на этапе проектирования. КБ А.Н. Туполева поручили создание нового самолета-носителя свободнопадающих крупнотоннажных бомб, который смог бы лететь намного выше, быстрее и имел бы больший боевой радиус. Реализовать такой проект можно было, лишь используя турбинные двигатели. В середине 1951 года работы начались. К 1952 году они увенчались успехом, результатом стал самолет со скромным индексом «95», перевезенный на аэродром «Жуковский» и смонтированный там. Внешне он почти не отличался от Ту-95МС, летающего и поныне.

Общая схема

По сегодняшним меркам компоновка «Медведя» (так его прозвали в НАТО) не поражает воображение. Схема классическая, фюзеляж круглого сечения (обычное для туполевцев решение), крыло стреловидное, среднерасположенное. Удивление специалистов в начале пятидесятых вызвали бы очень длинные мотогондолы, обусловленные большой мощностью двигателя, и необычная схема движителей. Самолет Ту-95МС оснащен не четырьмя (как Б-17 или Б-29) винтами, а восьмью. На оси каждого мотора вращаются встречно два пропеллера (благодаря очень интересной редукторной схеме), наклон лопастей которых также имеет противоположную направленность. Таким образом, они направляют воздух согласованно, чем достигается очень высокий КПД (до 82 %). Это решение сразу же вывело параметры силовой установки Ту-95МС на качественный уровень, приближенный к турбореактивным характеристикам.

Помимо этих необычных моментов, впечатление производят и геометрические размеры планера. Его длина и размах крыла — примерно по 50 метров. Взлетный вес – более 180 тонн.

Что касается массы боевой нагрузки, то на момент принятия на вооружение она составляла 12 тонн, но в процессе доработки и совершенствования конструкции ее удалось довести до 20 т (столько несет Ту-95МС «Медведь»).

«Из-за угла»

Растущие возможности систем противовоздушной обороны как в СССР, так и в противостоящих ему в военном отношении странах, постепенно свели на нет идею использования свободнопадающих бомб, особенно оснащенных спецзарядом. У США и Советского Союза на момент осознания этого факта оставались сотни добротных и долговечных машин, обладающих рядом уникальных летных характеристик (дальностью, скоростью, грузоподъемностью). На их разработку и постройку были потрачены большие средства. Требовалось найти им новое применение. Неизвестно, у кого возникла идея использовать самолет-бомбардировщик в качестве летающей пусковой установки для крылатых ракет, но она оказалась спасительной для целого класса авиационной техники. Модифицированный бомбардировщик Ту-95МС стал такой «воздушной батареей», предназначенной для пуска КР из нейтральных зон, без захода в воздушное пространство противника и стреляющей неожиданно, как из-за угла.

Гражданская версия

Начиная с пятидесятых годов (а в некоторых случаях и с более ранних времен) бомбардировщики становились своеобразными «донорами» пассажирского воздушного флота. Это явление наиболее характерно для работ КБ А.Н. Туполева, достаточно вспомнить знаменитый Ту-104, представляющий собой конверсию боевого Ту-16. Государство долгое время считало излишними затраты на проектирование исключительно гражданских машин, предпочитая использование уже готовых конструкций и их адаптацию. Самолет Ту-95МС эксплуатируется намного дольше другой версии «95-го», пассажирского Ту-114, уже отслужившего в «Аэрофлоте» и успевшего даже доставить генсека Хрущева в США.

Самооборона

В 50-е и 60-е годы кормовыми огневыми точками оснащались даже транспортные самолеты Ан-12. Сегодня это вооружение кажется устаревшим, а сама идея использования авиационных пушек для защиты от истребителей – наивной. Тем не менее артиллерийские установки ракетоносец Ту-95МС сохранил, их калибр — 23 мм. На ранних версиях их было больше (до шести стволов, 3 спаренные системы). Против ракеты «воздух-воздух» они вряд ли помогут, но дают определенный шанс отразить атаку истребителя с задней полусферы. По своей конструкции установки с пушками ГШ-23 примерно идентичны тем, что использовались для Ту-4, артиллерийская техника вообще отличается консервативностью.

Главное оружие

Крылатые ракеты X-55 – главное вооружение бомбардировщика Ту-95МС. Характеристики их заслуживают отдельной статьи, а вот способ их интеграции в конструкцию самолета оригинален и по-своему изящен. Внутри фюзеляжа размещены шесть снарядов со сложенными крыльями подобно тому, как патроны расположены в барабане револьвера. После запуска одной ракеты вся внутренняя система совершает поворот на 60 градусов, и следующая X-55 готова к отделению через просторный бомболюк.

Подкрыльевые пилоны (их четыре) рассчитаны на подвеску еще десяти крылатых ракет, грузоподъемность самолета позволяет нести такой вес, хотя летные характеристики снижаются, увеличивается аэродинамическое сопротивление и, как следствие, расход топлива, а дальность полета уменьшается.

Условия работы экипажа

Ту-95МС – не самая комфортабельная машина. В пилотской кабине довольно тесно, хотя многие неприятные факторы, характерные для ранних версий, теперь устранены. Экипаж передней гермокабины занимает места, поднимаясь по высокой лестнице через люк в нижней носовой части, рядом с передней стойкой шасси, через него он покидает самолет в случае нештатной ситуации. Для ускорения процесса предусмотрен своеобразный транспортер, но прыжок с парашютом вниз всегда более опасен, так как большинство летных происшествий происходит на малых высотах (при взлете и посадке). Катапульта как таковая отсутствует.

Задняя гермокабина оснащена собственным люком. Для спасения при аварии над морем предусмотрены надувные плоты.

Пилоты сетуют на высокий уровень шума (двигатели очень мощные, по 15 тыс. л. с., а винты огромные и их восемь). Неудобен и туалет. Следует, однако, учитывать, что работы над проектированием 95-го начинались еще в сталинские времена, когда вопросам удобства уделялось мало внимания.

Перспективы

Аэродром дальней авиации «Энгельс» в Саратовской области стал после развала Союза главным местом базирования 32 единиц из 90 произведенных самолетов этой модификации. В 1992 году был завершен выпуск «Медведей» Ту-95МС. Характеристики ракетоносца позволяют руководству Министерства обороны рассчитывать на возможность их эксплуатации в течение по крайней мере еще десяти лет.

Дальность полета от 6 до 10 тыс. км обеспечивает боевые возможности, свойственные самолетам последующих поколений. Скорость до 900 км/ч соответствует параметрам упомянутого бомбардировщика Б-52, выполняющего сходные функции. Возможность установки аппаратуры радиоэлектронной борьбы нивелирует высокую заметность «Медведя» для враждебных РЛС. Своевременная профилактика способствует продлению моторесурса. Тем не менее Ту-95 обречены на списание после того, как последний из них исчерпает запас прочности. На их место в строй встанут современные стратегические ракетоносцы.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *