Разведчик Ту-214ОН: открыт для перемен

Фото: ПАО «Туполев»

Месяц назад Россия официально объявила, что вслед за США выходит из Договора по открытому небу, участниками которого являются более 30 государств. В воздушном пространстве стран-участниц разрешаются свободные полеты невооруженных разведывательных летательных аппаратов.

Россия для этих целей использовала три типа воздушных судов, в том числе самолет Ту-214ОН, оборудованный комплексом авиационного наблюдения разработки концерна «Вега» Госкорпорации Ростех. В самом концерне этот самолет называли флагманом флотилии «Открытого неба», а сейчас уверены, что Ту-214ОН вполне сможет найти себе применение после прекращения программы. «Вега» уже заявила о своей готовности модернизировать самолет для решения новых задач.

В режиме «открытого неба» 

Договор по открытому небу является одним из важных международных соглашений, укрепляющих доверие между государствами в военной сфере.

Идея «открыть» небо для мирного наблюдения появилась еще в 1955 году у президента США Дуайта Эйзенхауэра, но прийти к всестороннему соглашению страны-участницы смогли только в 1992 году. Россия ратифицировала Договор по открытому небу (ДОН) в 2001 году, хотя фактически участвовала в нем с самого начала. 

Суть договора заключается в разрешении наблюдательных полетов в воздушном пространстве стран-подписантов на специально подготовленных невооруженных самолетах. С помощью таких инспекции проводится контроль над военной деятельностью других стран: фиксируется состояние военных объектов, аэродромов, портов, перемещение войск. Легальная разведка призвана не допустить незаметного наращивания военного потенциала в той или иной стране. В перспективе планируется использовать наблюдательные полеты для решения задач в сфере экологии, ликвидации последствий природных и техногенных катаклизмов и в других мирных целях.   


В полетах принимают участие только прошедшие международную сертификацию самолеты, а в ходе инспекции на борту находится представитель наблюдаемого государства. Каждой стране выдается на год определенный лимит полетов. В рамках договора сотрудничают более 30 государств.   

До 2006 года единственным оборудованием, с помощью которого велось наблюдение в рамках ДОН, были аэрофотоаппараты. Россия использовала для полетов два типа самолетов. При длительных миссиях «открытое небо» США и Канады исследовал самолет Ту-154М-ЛК-1, для полетов над европейской частью применялся самолет Ан-30Б. В 2006 году договор был расширен, и появилась возможность использовать для разведки более разнообразную технику, в том числе цифровую. Возникла потребность в новой авиационной системе наблюдения.     

Из гражданских в разведчики

Разработка новой системы была поручена концерну «Вега» (холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех) в кооперации с другими предприятиями. В ОАО «Туполев» на базе пассажирского авиалайнера Ту-204 был создан специальный разведывательный самолет Ту-214ОН. В рамках программы было создано два самолета: первый поднялся в воздух в 2011 году, второй – в 2013 году. Позже самолеты поступили в Воздушно-космические войска РФ, прошли международную сертификацию и получили допуск к полетам над странами-участницами проекта. Постройка Ту-214ОН происходила на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова.    

Россия стала первой страной, которая использовала на одном борту весь спектр разрешенного договором оборудования. На Ту-214ОН установлены панорамные и кадровые фотоаппараты с разрешением 30 см, которые позволяют не только снимать природные и искусственные объекты, но и определять их некоторые физические характеристики. К традиционной аэрофотосъемке добавилась разведка с помощью инфракрасных систем с разрешением 50 см. Они позволяют фиксировать распределение температуры земной поверхности и вести наблюдение при любой погоде. 


В составе телевизионного комплекса Ту-214ОН  − три цифровых видеокамеры. Съемку в инфракрасном и видимом диапазонах дополняет работа радиолокационных устройств бокового обзора с синтезированной апертурой антенны для наблюдения на любых высотах полета, в том числе в условиях плохой метеовидимости.  

Экипаж самолета состоит из 5 человек. На борту оборудованы салон для наблюдателей, пять автоматизированных рабочих мест и система жизнеобеспечения. Всего Ту-214ОН  может принять на бор до 31 человека во время наблюдательной миссии и до 56 человек при транзитном перелете. 

Кроме самой бортовой системы специалистами «Веги» разработан наземный комплекс сбора, обработки и дешифрирования полученной во время полетов информации. Также в состав комплекса входят комплект наземных тест-объектов для проверки разрешающей способности аппаратуры наблюдения, учебно-тренировочные средства и процедурные тренажеры.
 

Открываются новые возможности 

На момент создания новый российский самолет для «Открытого неба» являлся самым совершенным участником программы. Россия готова была выпускать легальных крылатых разведчиков и для других стран. Но не всем участникам договора пришлись по душе продвинутые возможности Ту-214ОН – в 2014 году США заблокировали участие самолета в проекте, ссылаясь на вероятность установки незадокументированного оборудования.

В 2019 году один из бортов Ту-214ОН все же совершил полеты над территорией США. Однако противоречия между странами нарастали, и в 2020 году американцы объявили о выходе из ДОН.    

После того, как в январе 2021 года Россия вслед за США заявила о выходе из договора, встал вопрос о дальнейшей судьбе Ту-214ОН. Самолет изначально создавался с учетом возможного применения не только в рамках Договора по открытому небу. Предполагалось, что система сможет также использоваться для патрулирования пограничных районов и в интересах Министерства по чрезвычайным ситуациям. 


Генеральный конструктор «Веги» Владимир Верба заявил, что концерн готов модернизировать самолеты Ту-214ОН для решения задач, не связанных с наблюдениями в рамках ДОН. В результате дооснащения спецоборудованием самолеты смогут использоваться как разведчики. Кроме того, Ту-214ОН можно применять для контроля защищенности военных объектов РФ, объективного контроля результатов испытаний различных вооружений и оценки эффективности учений.

 

Востребован самолет будет и для таких сугубо гражданских задач, как картографирование, оценка ледовой обстановки на реках и в морях, что может быть очень актуально в рамках Арктической программы. По словам Вербы, бортовой комплекс авиационного наблюдения построен на принципах открытой архитектуры, позволяющий использовать его как в имеющемся составе, так и с дополнительной модернизацией. Перепрофилирование и дальнейшее развитие Ту-214ОН, как и других самолетов проекта «Открытое небо», будут зависеть от пожеланий заказчика. 

Самолет Ту-214ОН внутри — bmpd — LiveJournal

Самолет Ту-214ОН внутри
bmpd
July 10th, 2014

Оригинал взят у коллеги army_reporter в ULTRA СЛОЖНЫЙ САМОЛЕТ-ШПИОН ОАК — TUPOLEV 214OS

18 апреля 2014 года США запретили инспекционный пролёт российского самолёта авиационного наблюдения над своей территорией. Такие полёты выполняются регулярно в рамках многостороннего международного договора, подписанного в 1992 году в Хельсинки (ДОН) — программа «Открытое небо». Как заявил представитель МИД России Александр Лукашевич, США занимают «крайне неконструктивную позицию в отношении освидетельствования российской цифровой аппаратуры наблюдения».

Журнал «The Free Beacon», ссылаясь на неназванного сотрудника госдепа США поясняет: сотрудники разведслужб США и конгрессмены хотят, чтобы администрация Барака Обамы отказалась сертифицировать «новые российские самолеты-наблюдатели с цифровыми сенсорами, в том числе новейшими радарами, которые позволяют самолету „видеть“ сквозь здания» (формулировки журнала).

Такое развитие событий не могло пройти мимо начинающего эксперта в сфере военной авиаразведки — армейского репортёра Александра Рошки. Он отправился на завод, где строятся самые современные самолёты авиационного наблюдения России, разработанные в ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолёта Ту-214 — Казанский авиазавод им. С.П. Горбунова, который входит в Объединенную авиастроительную корпорацию.


Формально эта поездка была приурочена к одному важному событию — передача второго самолёта линейки Ту-214ОН на вооружение ВВС России. Впрочем, начну всё по порядку.

Сразу скажу, что ограничений по времени у нас не было. На знакомство с самолётом «шпионом» — Ту-214ОН и изучением процесса модернизации сверхзвуковых ракетоносецев-бомбардировщиков Ту-22М3 пресс-служба завода выделила два дня.

Первым в программе был заявлен Ultra сложный для американцев TU-214OS. Почему его так боятся американцы, я попытался выяснить с помощью трёх специалистов. Заместителя технического директора Казанского авиационного завода Сергея Шмарова, Представителя ОАО «Концерн радиостроения „Вега“» — заместителя главного конструктора системы наблюдения «Открытое небо» Владимира Медведева и Старшего инженера-инспектора ВВС России — подполковника Олег Луцива.

До сегодняшнего дня в составе ВВС России по программе «Открытое небо» работали 7 самолётов: пять — Ан-30Б, один — Ту-154МЛК, один — Ту-214ОН. Теперь в строю будут служить два современных Ту-214ОН.

О предназначении и некоторых технических характеристиках этого самолета говорил Сергей Шмаров:

Слева направо: Заместитель технического директора Казанского авиационного завода Сергей Шмаров, Представитель ОАО «Концерн радиостроения „Вега“» — заместитель главного конструктора системы наблюдения «Открытое небо» Владимир Медведев

«Ту-214 это модернизация Ту-204 «двести». Во время сертификации было принято решение присвоить наименование самолёту — Ту-214. В чем его отличия от «двухсотчетвертого»? Внедрена механизированная контейнерная погрузка в БГО (багажно-грузовой отсек), модернизированы и усилены шасси, установлена вторая дополнительная дверь (возле двигателя). Внесены изменения в компоновку самолета — размещение стеллажного оборудования. В средствах механизации применены композитные материалы (руль высоты, руль направления, предкрылки, закрылки, зализы крыла, створки шасси). Эти и многие другие дополнительные новшества позволили облегчить вес самолёта и повысить его взлетную массу до 110,7 тонн. Кроме того дальность полёта была увеличена до 7200 км.

Что касается изменений для «Открытого неба», то это ноу-хау по внедрению дополнительной системы энергоснабжения. Система позволяет отдельно питать специальные бортовые комплексы при помощи дополнительных генераторов. С помощью этой системы мы увеличили полет самолёта в аварийной ситуации до 120 минут, что соответствует требованиям ETOPS. Оба самолёта (бортовые номера 64519 и 64525) по этой программе близнецы-братья. Единственное не свершившееся отличие — на первый самолет планировали установку плёночных фотоаппаратов, но затем установили цифровые.

По контракту поставка предусматривает только две машины этой модификации. Этот тип самолета в 2005 году выбрало Минобороны (начальник вооружения ВВС принял такое решение). Предусматривалась плановая замена Ту-154 самолетом такого же класса, но с более экономичными характеристиками.

Очень осторожно, но рассматривается вопрос о закупки Ту-214ОН иностранцами для программы «Открытое небо». Во время проведения двух МАКСов представители десятка стран интересовались этим самолётом (в том числе арендой).

Об авиационной системе наблюдения, установленной на Ту-214ОН, информацией делился Владимир Медведев:

«В реализации программы «Открытое небо» принимают участие 34 страны (Европейские страны, США и Канада). Договор позволяет создавать самолёты наблюдения и летать над странами, подписавшими договор. Каждая страна имеет право, но не всегда делает это. Этот самолет, по мнению многих специалистов, является лучшим среди действующих самолётов наблюдения. Все иностранцы завидуют нам с этим самолётом. Теперь дело осталось за освидетельствованием аппаратуры этого самолета — очень трудный и емкий процесс работы. Этим будут заниматься специалисты Минобороны. Если они нас привлекут — то мы им поможем. Первый самолёт пока за границей не летает и базируется в Чкаловском. В конце прошлого года его передали в эксплуатацию. За это время лётчики и бортовые операторы прошли специальный курс обучения.

«Открытое небо» предусматривает несколько видов средств наблюдения, согласованных всеми странами участницами. Особенностью этих средств является разрешающая способность аппаратуры — качество аппаратуры, которое не должно быть лучше, чем прописано в договоре. Для оптических средств это фотоаппаратура с разрешающей способностью не лучше, чем 30 см. На локаторе бокового обзора разрешающая способность 3 метра. На инфракрасной аппаратуре — 50 см.

За границей такие самолёты могут летать только в мирное время. Самолёт сделан сугубо для контроля военной инфраструктуры других стран — легальная разведка. Квота России — 42 полёта над странами (над Европой пока летает Ан-30Б, над США и Канадой Ту-154). Фотоаппараты немного не дотягивают по зонам захвата по требованию наших потребителей, но три фотоаппарата (один центральный и два боковых) в сумме обеспечивают нужную зону покрытия.

У всех самолётов зарубежных стран в основном стоят простые плёночные фотоаппараты. Если говорить о самолётах, то у «турок» и «шведов» достаточно неплохие борта. Самолеты этого назначения имеют право летать везде по ранее согласованному маршруту. Если нет опасных явлений, никто не имеет право отказать в полёте. Высота полета должна быть такая, чтобы разрешающая способность была не лучше чем указана в договоре. Например для плёночного фотоаппарата разрешающая способность в 30 см. достигается на высоте 3 км. (ниже он не имеет право включать эту аппаратуру). Если эта конфигурация Ту-214ОН будет полностью освидетельствована иностранцами, то самолет будет допущен для полетов за границей».

Об управлении самолётом и программе «Открытое небо» коротко отозвался подполковник Олег Луцив:

«В мои обязанности входит обучение экипажа на этих типах самолетов. В этой конфигурации Ту-214ОН экипаж пять человек — к пилотам добавились штурман и бортовой радист. По сравнению с „тушками“, „илами“ и „анушками“ прошлых лет могу сказать только одно — стало меньше гидромеханики и больше электроники. Так и хочется иногда педаль вдавить в пол. Американцы до сих пор почему-то летают на Боингах 707. Что касается самой программы „Открытое небо“, то я летал во многих странах и мне кажется, что это надо только нам и американцам. Это некая альтернатива спутниковому слежению!».

Продолжение следует.

Tags: Россия, США, Ту-204/Ту-214, авиация

Как устроен Ту-214ОН

У России есть свой авиапром и есть свои гражданские самолеты. По разным причинам они редко используются в коммерческом сегменте, и законное желание наших авиастроителей выйти со своей продукцией на мировые рынки пока еще только в планах.

Олег Макаров

Однако самолеты отечественных моделей продолжают выпускаться, и в последнее время на них явно повысился спрос со стороны государственных структур. В нынешней сложной политической обстановке для госнужд предпочтительней техника отечественного производства.

В 2014 году мы посетили гостеприимную Казань, где маленькую делегацию «ПМ» встретили в Казанском авиационном производственном объединении имени С. П. Горбунова. Нас пригласили посмотреть на совсем новый и второй по счету Ту-214 с индексом ОН. ОН — значит «открытое небо». Участником Договора по открытому небу Россия стала в 2001 году, а первые подписи под документом появились на десятилетие раньше — в 1992-м. Ради укрепления мер доверия по окончании холодной вoйны несколько десятков стран, включая на сегодняшний день почти всю Европу, а также США и Канаду, договорились об инспекционных полетах над территориями стран-участниц. Цель — контроль за военными объектами, проверка соблюдения договоров о сокращении вооружений, выявление возможных военных приготовлений.

Самый современный

Согласно договору по «Открытому небу» инспектируемая страна вправе выбирать: разрешить ли инспектирующей стороне использовать свой самолет или предоставить ей местный. Первыми самолетами для инспекций в России стали фоторазведчики Ан-30 и специально переоборудованный Ту-154М с индексом ЛК-1. Но коль скоро речь идет о международных отношениях, и не ударить в грязь лицом — здесь не последний резон, было решено построить новое поколение инспекционных машин — комфортных и оборудованных по последнему слову техники. Министерством обороны было заказано два самолета Ту-214ОН, и первый полет этой серьезно модифицированной машины состоялся в 2011 году.

Второй борт был готов к отправке заказчику летом 2014 года: когда мы его увидели, он уже гордо нес на себе ливрею с символикой «Открытого неба». Нашим провожатым стал заместитель технического директора КАПО Сергей Шмаров. «Ту-214ОН создан на базе серийного самолета Ту-214 — рассказывает он, — путем его переоборудования по дополнительному техническому заданию. Самолет соответствует всем нормам ИКАО и имеет разрешение летать над территорией ЕС и Североамериканским континентом. Можно сказать, что по навигационно-пилотажным параметрам, шумам, эмиссии это самый современный гражданский самолет, сделанный в России».

Знакомство с самолетом начинаем с пилотской кабины. Выглядит она вполне современно: многофункциональные ЖК-дисплеи, компьютеры управления полетом — по одному на первого и второго пилотов. Управление осуществляется электродистанционно (fly-by-wire) с многократным резервированием; в частности, штурвальное управление — четырехканальное. Но вот рабочих мест в кабине непривычно много. Даже в базовой модели Ту-214 экипаж состоит из трех человек — КВС, второго пилота и борт-инженера. Вот, кстати, и одна из причин того, почему лайнер российского производства не очень популярен у коммерческих перевозчиков: зарплаты членов летного экипажа нынче весьма высоки, а самолеты западных конкурентов (типа Boeing 727), в которых экипаж состоял из трех, а не двух, как сейчас, человек, давно сняты с производства. Но поскольку Ту-214ОН не предназначен для коммерческой эксплуатации и разработан для решения весьма специфических задач, в кабину экипажа добавили еще два места. Появилось кресло штурмана и еще одно рабочее место, которое изначально прочили переводчику, но затем посадили туда радиста.

Мягкие столики

Инспекционный полет на Ту-214ОН может продолжаться до девяти часов, а потому проектировщики салона, вероятно, стремились создать на борту все условия для длительной и интенсивной работы, но без особых излишеств. В середине салона — рабочие места операторов систем наблюдения. По одному оператору закреплено за цифровыми фотокамерами, телевизионными камерами, системой наблюдения в инфракрасном диапазоне и РЛС «РОНСАР». Пятое операторское место — контрольное. Рядом с каждым из этих рабочих мест есть свободное кресло. В любой момент участник иностранной миссии может подсесть к любому из операторов и совместно следить за данными, получаемыми по тому или иному каналу.

Самым комфортабельным помещением на самолете можно признать комнату руководителя миссии и его заместителя. Это что-то вроде железнодорожного купе СВ, только попросторней: дверь на роликах, два дивана, поставленных друг напротив друга, а между ними — стол. Стол большой, полированный, но сейчас полировки не видно из-за толстого чехла с поролоном внутри. Подобные чехлы укрывают и другие столики в самолете. Как нам объяснили, во время взлета и посадки рекомендуется чехлы оставлять на столах, дабы не удариться чего доброго о красивую полированную поверхность. В каюте руководителя миссии и его заместителя установлены два дисплея, куда они могут вывести информацию с любого операторского места.

Есть в салоне еще два кухонных блока, комната отдыха сменного экипажа, ряд других помещений и около семи десятков обычных пассажирских кресел. Покинуть салон можно с помощью либо обычного аэродромного трапа, либо электрического, которым оборудован самолет. Лестницу выдвигают, если вдруг на каком-нибудь летном поле в отдаленных районах трапов не окажется.

Орудия разведки

Но где же наблюдательная аппаратура? Основные элементы Бортового комплекса авиационного наблюдения (БКАН), разработанного ОАО «Концерн радиостроения «Вега»», размещены под салоном, там, где у стандартного Ту-214 багажное отделение. В отсеки для оборудования можно попасть прямо из салона через специальные люки, вырезанные в центральной дорожке. Вот технический отсек номер 1: здесь расположены фотоаппараты и видеокамеры. Комплект и тех и других состоит из трех штук, что неудивительно: надо смотреть вправо, влево и вбок. Первоначально предполагалось, что, как и на самолетах ОН предыдущего поколения, будет использована отечественная пленочная фототехника. Но, вероятно, естественное для XXI века желание получать картинку немедленно, а не дожидаться проявки на земле оказалось сильнее стремления применять на борту только российскую аппаратуру, и… цифровые фотоаппараты закупили в Германии. Что касается телевизионных, инфракрасных камер, а также комплекса РЛС бокового обзора «РОНСАР» — все они отечественного производства. БКАН вобрал в себя, таким образом, полный спектр наблюдательной аппаратуры, разрешенной в рамках договора «Открытое небо». Разумеется, комплекс включает и центральный бортовой вычислитель, который позволяет осуществлять фотографирование в привязке к местности по всем координатам, а также проводить первичную аналитическую обработку данных. Вся полученная в ходе полета информация записывается на электронные носители и пригодна для последующей обработки в наземных центрах.

Мы спросили Сергея Шмарова, насколько серьезно пришлось переработать базовую конструкцию Ту-214. «Переделка очень большая, — отвечает нам конструктор. — Чтобы установить аппаратуру авиационного наблюдения, необходимо было вырезать дополнительные иллюминаторы. Пришлось также доработать фюзеляж для установки антенны РЛС. Стала другой компоновка самолета. Для питания всех систем БКАН пришлось внести изменения в систему электропитания: на борту установлены дополнительные электрогенераторы, самолет оборудован преобразователями, позволяющими подавать на аппаратуру ток с нештатным для самолета напряжением 220 В. Модифицированная машина прошла сначала летно-конструкторские, а затем сертификационные испытания. По результатам было выдано дополнение к сертификату типа».

Ту-214ОН (Открытое небо) Самолет-разведчик

1 февраля 2021 г.

Производитель

Tupolev

Оператор

Российские ВВС

Maiden Flight

июнь 2011

Общая длина

46M

Span

42M

.
Расширять

Самолет-разведчик специального назначения Ту-214ОН выпускается Казанским авиационным производственным объединением им. С.П. Горбунова (КАПО).

Первый испытательный полет Ту-214ОН был проведен в июне 2011 года.

Ту-214ОН оснащен двумя ТРДД ПС-90А.

Ту-214ОН — разведывательный самолет специального назначения, разработанный Казанским авиационным производственным объединением им. С.П. Горбунова (КАПО), филиал ОАО «КБ Туполева» для ВВС России.

Самолет предназначен для выполнения задач по невооруженному наблюдению, разведке, наблюдению, надзорной инспекции и мониторингу в рамках международной программы «Договор по открытому небу», который был подписан США и представителями 23 его государств 19 марта.92.

Самолет также может осуществлять патрулирование в прибрежной экономической зоне и приграничных районах и оказывать поддержку в чрезвычайных ситуациях.

Разработка Ту-214ОН

Первый реактивный самолет Ту-214ОН (RA-64519) был продемонстрирован на международном авиасалоне МАКС-2011 в Москве. Первый испытательный полет выполнил 1 июня 2011 г., за которым последовала серия из 24 полетов к декабрю 2011 г.

Министерство обороны Российской Федерации провело государственные испытания по проверке бортового и наземного оборудования самолета Ту-214ОН в апреле 2013 г. Самолет был передан Минобороны России в августе 2013 г.

Второй авиалайнер (RA-64525) совершил первый полет в декабре 2013 г. и был доставлен в июле 2014 г. Ту-214ОН призван заменить самолет наблюдения Ту-154 и самолет аэрокартографии Ан-30.

В августе 2014 года «Вега» поставила в ВВС России комплект тренажеров для подготовки специалистов авиационной системы. Учебная система, состоящая из двух цифровых учебных компьютерных лабораторий и процедурных тренажеров, используется для обучения операторов летательных аппаратов и средств наблюдения.

Российская Федерация завершила первый этап сертификации самолета Ту-214ОН с отечественной цифровой аппаратурой наблюдения в мае 2018 года. самолет в сентябре 2018 года после обширного обзора и проверки.

Россия направила в США два разведывательных самолета Ту-214ОН в рамках Договора по открытому небу в апреле 2019 года.

Конструкция и особенности самолета Ту-214ОН

Самолет-разведчик специального назначения Ту-214ОН представляет собой модификацию пассажирского авиалайнера Ту-214. Он оснащен крыльями моноплана и усиленным убирающимся шасси. Носовая стойка шасси состоит из двух колес и двух основных стоек шасси по четыре колеса каждая. Самолет также оснащен дополнительной второй дверью.

Пятеро участников могут разместиться в кабине экипажа. Это командир экипажа, второй пилот, штурман, бортинженер, радист и переводчик. Каждое рабочее место экипажа оборудовано двумя мониторами для отображения местоположения самолета, информации об условиях полета и изображения аппаратуры. Все пять рабочих станций подключены к локальной сети.

Самолет также оснащен вспомогательной системой электроснабжения мощностью 15-30 кВА и бортовой кислородной системой, разработанными российской фирмой «Авиационное оборудование Холдинг».

Базовый вариант Ту-214ОН имеет длину 46 м, высоту 13,9 м и размах крыла 42 м. Он имеет площадь крыла 184,2 м², вес пустого самолета 59 000 кг и максимальный взлетный вес 110 750 кг.

Аппаратура наблюдения на борту самолета-разведчика

Самолет-разведчик Ту-214ОН оснащен одной панорамной камерой А-84ОН, одной топографической камерой АК-111 и двумя перспективными цифровыми аэрофотокамерами АК-112 для аэрофотосъемки высокого разрешения. Камеры снабжены сменными объективами и разным фокусным расстоянием.

В состав системы наблюдения также входит набор телекамер для наблюдения на малых высотах. Установлено устройство инфракрасного линейного сканирования для выполнения линейного сканирования тепловизионной области в диапазоне 0,5-1,1 мкм и 8-12 мкм.

Самолет также оснащен радаром бокового обзора Ronsard с синтетической апертурой для наблюдения за воздушным пространством на разных высотах в сложных погодных условиях.

Наземный комплекс Наземный комплекс, построенный Vega, собирает и обрабатывает навигационную и обзорную информацию, получаемую самолетом, а также проверяет работоспособность и работоспособность датчиков.

Двигатель и характеристики Ту-214ОН

Силовая установка базового варианта самолета специального назначения Ту-214ОН обеспечивается двумя ТРДД ПС-90А, размещенными под крыльями в композитных капотах. Каждый двигатель развивает максимальную взлетную тягу 16 140 кг. Емкость топливного бака самолета составляет 35,71 т.

Самолет имеет крейсерскую скорость от 810 км/ч до 850 км/ч и может достигать высоты до 12 100 м. Дальность полета при полной загрузке составляет 4340 км.

Привлеченные подрядчики

ОАО «Радиотехнический концерн «Вега», дочернее предприятие Объединенной приборостроительной корпорации, выполнен заказ на разработку бортовой системы наблюдения, наземного комплекса и другого служебного оборудования для самолета.

Связанные проекты

Темы в этой статье :

Ту-214ОН

8. /ТАСС/. Самолеты Ту-214ОН, созданные для выполнения инспекционных полетов в рамках Договора по открытому небу (ДОН), будут перепрофилированы на Казанском авиационном заводе, сообщил 27 августа 2021 года министр обороны РФ Сергей Шойгу на совещании с представителями татарстанских СМИ. «Сейчас я посмотрел, в связи с истечением срока действия Договора по открытому небу [остались] два самолета», — сказал Шойгу, слова которого приводятся в сообщении Минобороны России, распространенном в субботу. «Они делаются здесь, поэтому сейчас нам нужно переконструировать эти самолеты», — добавил министр. «А кто их будет переделывать? Конечно, Казань». В военном ведомстве напомнили о более раннем заявлении МИД России о том, что Россия сделала все для сохранения договора и ответственность за его срыв несут США. 19 мая, закон о денонсации Дона Россией был единогласно принят Госдумой, 2 июня за него также единогласно проголосовали в Совете Федерации. Президент России Владимир Путин подписал закон 7 июня. Россия полностью уйдет с Дона 18 декабря 2021 года. Ту-214ОН предназначался для замены устаревших самолетов Ту-154 и Ан-30 [оставшихся в эксплуатации по состоянию на начало 2016 года]. Этот планер дополнит или заменит устаревший Ту-154М, который выполняет две критически важные миссии: Российскую программу подготовки космонавтов и Договор по открытому небу. Эти самолеты могут быть оснащены полным набором сенсоров, разрешенным договором, который включает в себя специальные цифровые фотокамеры, видеокамеры, устройство инфракрасного сканирования и радар бокового обзора с синтезированной апертурой для аэрофотосъемки, а также могут перевозить Новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений в составе инспекционных групп. к заявленным пунктам въезда в США.

Первый экземпляр самолета специального назначения (легальной воздушной разведки) Ту-214ОН «Открытое небо», разработки ОКБ холдинга «Туполев», построен на Казанском заводе в мае 2011 года по заказу Радиотехнической корпорации «Вега». . 1 июня 2011 года самолет совершил первый испытательный полет в Казани. Летчики-испытатели фирмы «Туполев» выполнили 24 испытательных полета и получили высокую оценку. Затем корабль начал подготовку к сертификационным испытаниям, которые стартовали в начале 2012 года. На стапелях КАПО Горбунов строил еще один аналогичный самолет.

Самолет предназначен для инспекционных полетов над территориями государств-участников Договора «Открытое небо». Он следит с воздуха за тем, как другие страны выполняют важнейшие пункты международных соглашений, в том числе в области вооружений. Соглашение об «открытом небе» было принято 27 государствами-участниками ОБСЕ в 1992 году. Соглашение открыло воздушное пространство над ними для контроля в целях поддержания мира. Это было международное соглашение с участием 34 стран.

Договор по открытому небу был подписан 24 марта 1992 года в Хельсинки представителями 23 государств-членов ОБСЕ. Цель соглашения заключалась в укреплении доверия между странами за счет совершенствования механизмов контроля за военными действиями. Документ устанавливает режим открытого неба, который позволяет участникам проводить аэрофотосъемку территории друг друга.

Перед этим, 19 февраля 1988 г., был создан центр по обеспечению выполнения договоренностей о сокращении вооружений ВВС России. В настоящее время он состоит из своего руководства и трех отделов, все из которых подчиняются командующему ВВС.

С 2010 года центром руководят российские группы, поддерживающие иностранные миссии, прибывающие в Россию в рамках Договора по открытому небу. Наблюдательные полеты над территорией Российской Федерации выполняются на самолетах ОС-135В, С-130, СААБ-340В, CN-235, АН-30, АН-26. Самолеты Ан-30Б-154 и Ту-154М ЛК1 используются для полетов над территорией других участников договора.

Договор по открытому небу разрешает каждому из 34 государств-участников проводить в короткие сроки невооруженные наблюдательные полеты над территориями подписавших его сторон. Договор был разработан для укрепления взаимопонимания и доверия, предоставляя всем участникам, независимо от размера, непосредственную роль в сборе информации с помощью аэрофотосъемки о вооруженных силах и деятельности, вызывающей у них озабоченность. Программа «Открытое небо» была на сегодняшний день одной из самых широкомасштабных международных усилий по контролю над вооружениями, направленных на обеспечение открытости и прозрачности в отношении вооруженных сил и деятельности.

Задачи включают в себя:

  • транзитные полеты по международным направлениям в соответствии с опубликованными стандартами и рекомендациями ИКАО, а также правилами, процедурами и инструкциями по управлению воздушным движением в целях безопасности государств-участников полетов;
  • наблюдательных полетов в соответствии с планом миссии Договора «Открытое небо». Этот маршрут и профиль наблюдательного полета должны соответствовать требованиям безопасности в соответствии со стандартами и рекомендациями практики ИКАО в соответствии с национальными правилами полетов;
  • демонстрационные полеты, а также полеты для сбора данных в рамках подготовки авианосца к осмотру и сертификации самолета.

Ту-214ОН был оснащен бортовой системой наблюдения, разработанной радиотехнической фирмой «Вега». Система была разработана для создания изображений сельской местности, записи полученных материалов, документирования всей входящей информации и наблюдения, а также мониторинга и управления навигационными данными для анализа наблюдения.

Радиотехническая компания «Вега» создана в 2004 году для обеспечения приоритетного развития ключевых радиотехнических, радиолокационных, разведывательных, наземных, авиационных и космических технологических комплексов в интересах обороны и экономики. В январе 2014 года по предложению правительства Российской Федерации 100% акций компании были переданы государственной корпорации Ростех.

Ту-214ОН оснащен современным комплексом БКАН (бортовой комплекс авиационного наблюдения), позволяющим следить за соблюдением соглашений о контроле над вооружениями. В состав БКАН входят аэрофотоаппараты, теле- и инфракрасные камеры, РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой. По договоренности разрешение аэрофотокамеры и телекамеры составляло 30 сантиметров, РЛС бокового обзора — три метра, ИК-камеры — 50 сантиметров.

Сердцем самолета стал авиационный комплекс наблюдения (БКАН), который создали специалисты концерна «Вега». Этот комплекс предназначался для рекогносцировки местности, записи и документирования информации, управления бортовыми средствами наблюдения и создания навигационной информации для аппаратуры наблюдения.

В состав БКАН входили панорамная и кадрирующая аэрофотоаппаратура, инфракрасная и телевизионная камеры, а также РЛС бокового обзора. По международным соглашениям разрешающая способность телекамер и фототехники составляла 30 см, для ИК-камеры — 50 см, для РЛС бокового обзора — 3 м. Аэрофотокомплекс установлен в носовой части фюзеляжа самолета на его нижней палубе. Полоса захвата РЛС составляла от 4,7 до 25 км, а зона обзора — до 50 км. Аппаратура инфракрасного наблюдения располагалась в центроплане Ту-214ОН. Его углы обзора 130 градусов, а ширина зоны сканирования полосы 4,6h (h — высота самолета на радиовысотомере).

После завершения полета вся информация, полученная с помощью наземной аппаратуры и обработки данных, переводится в единый цифровой формат, принятый всеми государствами-участниками ДОН. Принятие на вооружение Ту-214ОН выполняло важную государственную задачу наблюдения в рамках действующих международных соглашений, что позволило бы решить ее на самом современном на современном технологическом уровне.

Новинкой оснащения стали современные приборы для аэрофотосъемки и другие эффективные средства наблюдения, причем впервые не только отечественные. Ту-214ОН стал первым отечественным самолетом, с которого были сняты ограничения на использование аппаратуры иностранного производства в составе комплекса бортового наблюдения. Установленный на самолете комплекс включает в себя весь спектр допустимых контрактом средств наблюдения, оборудование этих приборов для наблюдения и управления, а также различное оборудование для отображения и записи всей полученной в момент наблюдения полетной информации с сохранением ее на жестком диске ЭВМ. . Цифровая видео- и фототехника размещена в нижнем отсеке Ту-214ОН, который имеет специальные иллюминаторы, закрывающиеся жалюзи с моторизованным управлением.

В состав установленного на самолете комплекса наблюдения вошли три камеры, две боковые КТБО-6 и центральная КТШ-5. При этом угол обзора КТШ-5 составлял 148 градусов, а ширина зоны сканирования равнялась — 6,6х. Угол обзора КТБО-6 составлял от 8,5 градусов до узкой фокусировки 20,1 градуса, в широком диапазоне углов фокусировки прицела до 60 градусов. Кроме того, ТУ 214ОН оборудовали бортовым вычислительным комплексом, основной задачей которого было управление и контроль установленных на борту средств наблюдения, а также отображение информации в режиме реального времени со всех средств наблюдения и ее регистрация. В состав ОДВК самолета входило 5 полностью автоматизированных рабочих мест (АРМ), связанных друг с другом через локальную сеть.

Экипаж Ту-214ОН включает 5 человек: командир экипажа, второй пилот, штурман, бортинженер, радист и переводчик. Кроме того, у кабинного экипажа есть дополнительное спальное место, которое предназначалось для диспетчера с наблюдаемой стороны. Руководитель миссии вместе с начальником группы обеспечения наблюдаемой стороны размещаются в отдельной кабине. Оба имеют возможность следить за работой установленного на борту оборудования с помощью двух выносных дисплеев, которые аналогичны тем, которые используются операторами.

Все 5 рабочих мест расположены в специальном отсеке сенсорных операторов. В каждом из этих мест есть 2 монитора. На один из мониторов выводится результирующее изображение установленной аппаратуры в режиме реального времени, а на второй выводится информация о местоположении самолета, зона наблюдения работающей в момент аппаратуры, карта, информация об условиях полета и другая оперативная информация. ARM также предоставляет оборудование цифровой видеозаписи и управления, установленное на борту наблюдения. Эта работа велась операторами комплекса под контролем представителей наблюдаемой стороны.

Вся аппаратура наблюдения находилась в двух багажных отсеках. В переднем отсеке расположены аэрофотоаппараты и видеокамеры, в заднем отсеке расположены РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой, специальная навигационная система, а также инфракрасная аппаратура наблюдения. Непосредственно под самим самолетом находилась антенна РЛС, которая была защищена обтекателем. На борту имелась развитая система жизнеобеспечения, включающая кухню, туалеты и отсеки для отдыха спасательного экипажа. Всего на борту самолета в момент наблюдательного полета может находиться 31 человек (члены миссии и группы обеспечения), в транзитном полете Ту-214ОН может принять 56 человек.

Первый Ту-214ОН публике был продемонстрирован на международном авиасалоне МАКС-2011. Само появление российского Ту-214ОН получило большой резонанс. Во время авиасалона нас посетили и высоко оценили представители Италии, Норвегии, Канады, США.

Основным эксплуатантом Ту-214ОН стало Минобороны. В 2013 году русские запланировали девять наблюдательных полетов, которые должны были начаться в конце марта или начале апреля. AF/A5XP, Управление стратегических планов, Отдел политики и Агентство по уменьшению угрозы обороны ожидали, что количество миссий по открытому небу увеличится с девяти до 21 пассивной миссии в календарный год после того, как российский Ту-214 будет сертифицирован.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org
Введите свой адрес электронной почты

В связи с выходом Москвы из Договора по открытому небу российский Ту-214ОН выполняет новую внутреннюю миссию по наблюдению вокруг Крыма

Туполев Ту-214ОН (Изображение предоставлено Олегом Беляковым — AirTeamImages/Wiki). В рамке: маршрут, пройденный 4 марта 2021 г. (Изображение предоставлено Flightradar24.com) 900:43 В начале этого месяца один из самолетов Ту-214ОН, используемых для наблюдения в рамках программы «Открытое небо», выполнял другой тип разведывательной миссии вблизи Крыма.

Ту-214ОН («Открытое небо» — открытое небо) — сильно модифицированный авиалайнер Ту-214, оснащенный передовыми фото- и электронными датчиками для выполнения миссий по наблюдению в рамках Договора по открытому небу.

Договор по открытому небу, вступивший в силу 1 января 2002 г., устанавливает режим невооруженных наблюдательных полетов над всей территорией его участников с целью укрепления взаимопонимания и доверия путем предоставления всем участникам, независимо от размеры, непосредственная роль в сборе информации о вооруженных силах и деятельности, вызывающей у них озабоченность.

В ноябре 2020 года США объявили о выходе из Договора по открытому небу на основании предполагаемых неоднократных нарушений договора Россией, как об отказе в доступе к наблюдательным полетам в пределах 10-километрового коридора вдоль границы страны с оккупированные Россией грузинские районы Абхазии и Южной Осетии, а также введенные ограничения на использование аэродромов в Крыму.

Выход США из Договора в ноябре 2020 г. «разрушил баланс интересов государств-участников, достигнутый при подписании Договора, нанес серьезный ущерб его функционированию и подорвал роль Договора по открытому небу как инструмента доверия и меры укрепления безопасности», — заявил МИД России 15 января 2021 года. По этой причине Россия объявила, что также начала внутригосударственную процедуру выхода из договора, хотя Москва пояснила, что может отменить это решение, если Соединенные Штаты вернутся в соглашение.

Хотя такая процедура выхода должна быть завершена к лету, похоже, что два Ту-214ОН с регистрационными номерами RF-64519 (бывший RA-64519) и RF-64525 (бывший RA-64525), использовавшиеся для миссий по наблюдению за соблюдением договоров, уже начал выполнять разведывательные миссии другого рода, чтобы следить за безопасностью российских военных объектов.

По сообщению Российского госиздания РИА Новости , в начале месяца один из самолетов Ту-214ОН проверил маскировку военных объектов на побережьях Крыма и Краснодара, а также проверил возможности ПВО систему этих регионов.

Действительно, 4 марта 2021 г. RF-64519 вылетел с аэродрома Таганрог на юго-западе России (где находится Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева) и пролетел разведывательный маршрут вдоль побережья Краснодара и Крыма. В его задачу входила проверка маскировки и защищенности расположенных там военных объектов и частей, в том числе военно-морских баз в Севастополе и Новороссийске. Похоже, Ту-214ОН также использовался для проверки способности региональной системы ПВО обнаруживать воздушные цели в режиме пассивной локации.

Судя по треку, записанному Flightradar24.com, миссия длилась 3 часа 45 минут. Самолет работал на скорости 300 узлов и высоте 9800 футов.

Маршрут Ту-214 4 марта 2021 г. (Изображение предоставлено FR24.com)

Ту-214ОН спроектирован с открытой архитектурой, что означает возможность установки различных комплектов датчиков. Например, согласно изданию Russia’s Warplanes Vol. 1 Петра Бутовского, Ту-214ОН может нести РЛС бокового обзора M402N Ronsar с синтезированной апертурой с дальностью действия 50 км над сушей и 200 км над водой с разрешением 3 м над сушей и 6-8 м над водой; двухдиапазонный ИК-сканер «Радуга»; комплект фотокамер, включающий панорамную, вертикальную и две наклонные камеры; и комплект телекамер (одна вертикальная и две наклонные камеры).