Стратегический резерв: какой потенциал скрывает дальняя авиация России?

© YouTube/Минобороны России

Экипажи самолетов дальней авиации Ту-160 и Ил-78 провели учения с дозаправкой в воздухе. По словам военных, более десяти машин поднялись с разных аэродромов и более восьми часов отрабатывали задачи боевого взаимодействия. Заправка прошла на высоте пяти километров и на скорости 600 км/ч. Это в очередной раз привлекло внимание к российской стратегической авиации, точнее — к вопросу, на что же способны российские «стратеги»?

Для дальней — стратегической — авиации заправка в воздухе — мероприятие рутинное. «Стратеги» могут сутками барражировать в воздушном пространстве страны или нейтральных вод мирового океана. На днях они отметились у британских островов, приведя в сметение сразу три страны НАТО. По информации СМИ, на их перехват были подняты истребители ВВС Великобритании, Норвегии и Нидерландов.

Сила убеждения

Шума наделали и недавно всплывшие в интернете фотографии наших бомбардировщиков Ту-160, Ту-95 и Ту-22 с полной боевой выкладкой: самыми современными крылатыми ракетами Х-101, Х-555 и авиабомбами. Можно было бы предположить, что это иллюстрации к очередному календарю Воздушно-космических сил или фото, предназначенные для ценителей боевой мощи из Пентагона и Госдепа США.

Но все оказалось прозаичней — обычный продукт от любителей фотошопа. Минобороны не покажет всей силы бомбардировщика из принципа: кто знает, тот молчит, а кому не положено — тому и знать не стоит. Ну а если бы это были «открытки» для американцев, то дипломатического скандала не избежать: по Договору о сокращении наступательных вооружений (СНВ) подобную информацию запрещено передавать третьей стороне.

Однако это все лирика. Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» приводит данные, что на начало 2020 года на вооружении дальней авиации стоит два типа бомбардировщиков: Ту-160 — 11 штук и Ту-95 — 55 штук. На их вооружении примерно 200 крылатых ракет большой дальности. Сайт не учитывает бомбардировщики Ту-22, так как они относятся не к стратегическим, а тактическим носителям вооружения. Хотя, как и более старшие товарищи, считаются главной ударной мощью Воздушно-космических войск. Сегодня у нас более 70 таких машин.   

Лидер стаи

Ту-160, или, как его неофициально называют, «Белый лебедь», совершил первый полет в 1987 году. На вооружение принят в 2005 году. За это время в ВВС сменились четыре главкома дальней авиации. Было выпущено 36 машин, 14 из которых после развала СССР достались России. Первое боевое крещение он принял в 2015 году в ходе операции наших ВКС в Сирии.

© YouTube/Минобороны России

Машины впервые нанесли удар по объектам террористов крылатыми ракетами Х-555 и Х-101. Этот момент Минобороны весьма красочно, но очень кратко проиллюстрировало видеороликами, как обычно, сделав упор на то, что те, кому надо, — все поймут, а кому нет — и голову незачем забивать.

Фотошоп из интернета раскрывает тему шире. На выложенной в Сеть картинке перед «Белым лебедем» разложен полный боекомплект: 12 — «555» и столько же «101» ракет. Дальность полета этих машин от 2,5 до 5 тыс. км. Это делает Ту-160 глобальным фактором не только ядерного сдерживания. Сирия показала, что в случае необходимости «Белый лебедь» способен наносить удары по противнику и с помощью обычных — неядерных вооружений.

Сергей Шойгу говорит, что это «уникальная машина, опередившая время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшая в полной мере заложенные в нее конструктивные возможности». Это подтверждают не только российские эксперты, но и их американские оппоненты. Причем этот факт обсуждается не столько в контексте времени создания самолета — 1981 год, сколько именно в технических решениях, заложенных в бомбардировщике. Фюзеляж машины, например, выполнен из алюминиевых сплавов с применением титана.

Самолет имеет изменяемую стреловидность крыла от 20 до 65 градусов. Может подниматься в стратосферу. Благодаря этому маневру машина с легкостью отрывается от истребителей противника, а заодно становиться недосягаемой для систем ПВО.

Самолет оборудован системой дозаправки в воздухе, а прицельно-навигационный комплекс обеспечивает автоматический полет и боевое применение в любое время суток при любой погоде. Общее число цифровых процессоров на борту превышает 100 штук. Для начала 80-х годов прошлого века это — настоящая революция.

Система управления Ту-160 электродистанционная. То есть вместо привычного штурвала — ручка управления, или, проще говоря, джойстик. Сегодня эту систему называют Fly-by-wire. Буквально «полет по проводам». В российской боевой и гражданской авиации она стала массово применяться всего-то несколько лет назад.

Читайте также

Ту-160. Самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет

Уникальность Ту-160 — одна из причин возвращения к его производству. Вице-премьер Юрий Борисов отмечает, что для машин с индексом «М», модернизированных, созданы новые вычислительные и бортовые системы, средства контроля, бесплатформенная инерциальная система — электронно-механический прибор, позволяющий самолету без данных спутниковой навигации и подсказок с земли выполнять боевое задание и возвращаться на аэродром базирования, комплекс радиоэлектронной борьбы, а также система управления вооружением.

При этом на Ту-160М реализована концепция интегрированной модульной авионики. Это позволит использовать новое электронное оборудование и на новом перспективном комплексе дальней авиации (ПАК ДА). Первый полет обновленный Ту-160М совершил 2 февраля 2020 года. В Минобороны говорят, что серийный выпуск машин начнется в 2023 году, при этом военное ведомство планирует приобрести не менее 50 таких ракетоносцев.

Ну и еще один штрих к портрету героя — были озвучены планы создать на базе Ту-160 пассажирский сверхзвуковой бизнесджет. Об этом не раз говорил президент Владимир Путин. А глава ОАК Юрий Слюсарь подтверждал, что такие наработки уже есть. Как и у Ту-160, скорость этой машины будет составлять от 2 до 3 тыс. км/ч. Интересно, сможет ли она подниматься в ближний космос, создав конкуренцию разработкам современных фантастов Ричарда Бренсона и Илона Маска. Парни мечтают открыть бюро орбитальных экскурсий.

Небесный тихоход

Ту-95МС, или, как его называют на Западе, «Медведь», не блещет скоростными характеристиками. Это турбовинтовой ракетоносец. Машина совершила свой первый полет в 1956 году. Ее ровесник — основной американский стратегический бомбардировщик В-52. Но в нашем — больше шарма в элегантных формах фюзеляжа и ощущении чего-то подлинно русского. «Медведь» — один из самых главных наших «хулиганов».

В дальней авиации ходит байка, как во время одного из боевых вылетов Ту-95МС был перехвачен палубными истребителями США. Летчик знаками потребовал показать содержимое бомболюка. Пилот «Медведя» открыл створки. Убедившись, что, кроме фотоаппаратуры, внутри самолета ничего нет, американец решил покуражиться и жестами приказал идти на снижение, то есть произвел перехват и требует посадки. Наш пилот «подчинился», вышел на глиссаду, выпустил закрылки, шасси, задрал нос и начал снижение на авианосец. Рассказывают, что американцы в этот момент готовы были бросаться за борт. Размах крыльев «МС» — 50 метров. Сесть на корабль он не способен ни при каких условиях.

Читайте также

Стратегический бомбардировщик Ту-95. Досье

На днях американские СМИ процитировали заместителя начальника штаба ВВС США по планированию и программам генерал-лейтенанта Дэвида Наома. В комитете по делам вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США он  заявил, что ВВС США планируют на перспективу иметь смешанный парк стратегических бомбардировщиков: новых, похожих по форме на летучую мышь, малозаметных Northrop Grumman В-21 Raider и модернизированных «ветеранов» Boeing В-52 Stratofortress — тех самых ровесников нашего Ту-95. Видимо, концепции, заложенные в американский и наш бомбардировщики еще в 1950-х годах, настолько перспективны, что списывать их в запас преждевременно.

Ту-95 с индексом «МСМ» — грозная машина. Обновленный «старичок» несет современные бортовое оборудование, системы навигации и радиолокационного подавления, а также оружие. Теперь под крыльями машины на специальных пилонах размещаются восемь дальнобойных ракет Х-101. Еще шесть Х-555 помещаются во внутрифюзеляжную пусковую установку. В совокупности 14 — на две больше, чем Ту-160.

Но самое главное, что турбовинтовые машины существенно экономичней реактивных. Это одна из причин, почему наш Ту-95 регулярно попадает в сводки иностранных агентств. На его перехват чаще поднимаются истребители стран НАТО и США. Возможно, что боевой опыт применения именно этой машины лег в концепцию создания и нового перспективного бомбардировщика ПАК ДА.

Юрий Борисов говорит о том, что «требования к самолетам дальней авиации меняются» — в будущем им больше не надо будет прорываться через эшелонированную оборону противника, развивая сверхзвуковые скорости, и выходить в ближний космос, как это делает новый Ту-160М. ПАК ДА в отличие от них станет небесным тихоходом. Машина будет дозвуковой. То есть такой же по скорости, как Ту-95. У Борисова на это есть резонное объяснение: «Ракеты начинают стрелять дальше, быстрее, на подходе гиперзвук, поэтому мы не выдвигаем уже к самолетам перспективного облика дальней авиации таких серьезных требований к их летно-техническим характеристикам».

Вежливая точность

Ту-22М3, наверное, один из самых заслуженных наших бомбардировщиков. Он отметился в Афганистане, повоевал в Сирии. Глава комитета Совфеда по обороне и безопасности Виктор Бондарев сообщал, что эта версия самолета сможет нести крылатые ракеты Х-32, а также гиперзвуковое вооружение. Возможно, это будут ракеты «Кинжал» или «Циркон», а может быть, доработанная «32-я».

Во всяком случае, ее предшественница Х-22, созданная еще в 1960-х годах, легко разгонялась до гиперзвука всего лишь с помощью дополнительных внешних ускорителей. О том, что это не за горами, говорят и кадры недавних учений ВКС, в которых Ту-22М3 выполнял задачи совместно с высотными перехватчиками МиГ-31БМ — носителями гиперзвуковых «Кинжалов». 

Пока же Минобороны рекламирует «22-х» как виртуозов бомбометания. За раз ракетоносец поднимает до 24 тонн боеприпасов. Это могут быть неуправляемые бомбы весом от 250 килограммов, их самолет может взять 69 штук, до полуторатонных. Хотя в его арсенале есть и совершенно чудовищные изделия: трех-, пяти- и даже девятитонная бомба ФАБ-9000М-54. Весь этот арсенал необходим для уничтожения складов с боеприпасами и вооружением, а также опорных пунктов. В том числе хорошо защищенных подземных сооружений или объектов, глубоко спрятанных в скальных породах.

Читайте также

История создания и характеристики бомбардировщика Ту-22М3

При этом точность, с которой это делает «М3», стала отдельной сенсацией в профессиональном сообществе. По данным Минобороны, машины, применявшиеся в Сирии, были дооборудованы новым прицельно-навигационным комплексом СВП-24-22 «Гефест». Это по-настоящему уникальный прибор. Он анализирует данные спутников ГЛОНАСС относительно расположения самолета и цели, учитывает величины атмосферного давления, влажности воздуха, скорости ветра, полета и ряда других факторов. Самостоятельно рассчитывает курс, скорость и высоту сброса бомбы. После чего само бомбометание осуществляется в автоматическом режиме. В итоге неуправляемые, свободнопадающие бомбы становятся высокоточными боеприпасами.

Еще одна особенность «Гефеста» в том, что он позволяет пилоту координировать работу с наземными подразделениями. Через электронный планшет цель бомбардировщику может указать любой военнослужащий. Ему достаточно всего лишь обнаружить ее на местности, подсветить лазерным целеуказателем и, словно в «Яндекс.Такси», заказать в меню программы «ближайший бомбардировщик», выбрать в его арсенале подходящий боеприпас и нажатием стилуса «бомбардировщик/бомба/цель» поставить задачу на ее уничтожение.

Система прошла обкатку в Сирии и теперь рекомендована к установке практически на все типы российских самолетов, имеющих в арсенале неуправляемые бомбы.

Показательно и другое. В Краснодарском авиационном училище начали подготовку девушек-пилотов. Это 45 курсантов, которые после выпуска станут летчиками истребительной, штурмовой, транспортной и бомбардировочной авиации. Среди них и Елена Пчела, дочь командира Энгельской гвардейской авиационной Донбасской Краснознаменной дивизии.

Ей предстоит взять в руки штурвал самых мощных самолетов ВКС Ту-160 и Ту-95, а в перспективе пилотировать ПАК ДА. Наряду с обновлением парка самолетов это событие знаковое, иллюстрирующее реальные преобразования и изменения в облике главного резерва Верховного главнокомандующего.  

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru

До 2023 года российские ВВС получат самый опасный бомбардировщик: в строй вступит первый постсоветский Ту-160

https://inosmi.ru/20221226/tu-160-259215577.html

Бомбардировщик Ту-160 на сегодняшний день – самый боеспособный в мире

Бомбардировщик Ту-160 на сегодняшний день – самый боеспособный в мире

Бомбардировщик Ту-160 на сегодняшний день – самый боеспособный в мире

Ту-160М будет первым бомбардировщиком своего класса, полностью построенным в России после распада СССР, его авионика и вооружение значительно улучшаться, пишет… | 26.12.2022, ИноСМИ

2022-12-26T13:45

2022-12-26T13:45

2022-12-26T14:23

military watch magazine

ссср

казань

ввс россии

ту-160 (белый лебедь)

b-21

ту-160м2

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1. inosmi.ru/img/07e6/0c/1a/259217727_0:0:2718:1529_1920x0_80_0_0_9ef0c5c1994874c3535ab7ea7ce45823.jpg

ВВС России должны получить первый бомбардировщик Ту-160М нового образца до начала 2023 года. Это положит начало новой серии закупок общей сложностью до 50 самолетов. Примечательно, что это первый бомбардировщик своего класса, полностью построенный в России после распада Советского Союза. Глава государственной Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь заявил по этому поводу следующее: «Это глубоко модернизированный самолет на базе Ту-160 с новыми возможностями, новым функционалом. И у нас два направления: мы модернизируем существующий парк самолетов Ту-160, и параллельно в Казани наладили производство, и в этом году сдаем первый серийный самолет Ту-160М, который уже пополнит флот дальней авиации».Первый Ту-160М впервые поднялся в воздух в январе 2021 года, став первым в своем роде из несоветских комплектующих. Советские ВВС начали принимать их на вооружение в 1987 году. Всего было заказано 27 серийных Ту-160, хотя до наших дней дожили и несут службу в ВВС России лишь 14.
Остальные были либо уничтожены украинским правительством, либо хранятся в украинских музеях, либо потеряны в результате аварий. Изначально для советского флота планировался парк из 100 бомбардировщиков, хотя ожидается, что гораздо меньшие российские ВВС выставят максимум 60, причем на несколько десятилетий позже, чем того ждали от СССР.Россия никак не могла вернуть Ту-160 в серийное производство по целому ряду причин, при этом главным препятствием считаются более скромные масштабы экономики и промышленной базы по сравнению с советской эпохой. Хотя сам планер практически идентичен советскому, авионика и вооружение значительно улучшились, при этом установлены новые, более эффективные двигатели НК-32-02. Новшества в области управления полетом и авионики насчитывают РЛС НВ-70М и цифровые дисплеи в кабине, а навигационное оборудование сочетает в себе инерциальное определение координат, астронавигацию, доплеровский радар и спутниковый приемник. Самолет также оснащен целым рядом новых вооружений, в первую очередь малозаметной крылатой ракетой Х-101/102 с предельной дальностью полета свыше 3 000 км.
В дальнейшем комплекс вооружений планируется расширить за счет гиперзвуковых ракет воздушного базирования.Планеры Ту-160 советской постройки будут модернизированы до того же стандарта, что и построенные с нуля, причем первый бомбардировщик, модернизированный до стандарта Ту-160М, поднялся в воздух в феврале 2020 года. Хотя Ту-160 на сегодняшний день считается самым боеспособным в мире, ожидается, что этого титула он вскоре лишится, когда поступят на вооружение американские B-21 и китайские H-20, которые будут иметь возможности нового поколения и намного опередят существующие бомбардировщики.Российская же программа бомбардировщиков следующего поколения ПАК ДА столкнулась со значительными задержками: ожидается, что они будут произведены лишь в скромных количествах и будут летать вместе с Ту-160М2. Широко распространено мнение, что именно трудности с созданием нового постсоветского бомбардировщика подвигли Россию возобновить производство усовершенствованных Ту-160. Во многом это отражает общую тенденцию в оборонном секторе.
Так, длительные задержки с поставкой на вооружение танка Т-14 и истребителя Су-57 вынудили Россию вложиться в усовершенствованные варианты конструкций советских времен — танка Т-90М и истребителя Су-35 соответственно. Программа Ту-160М представляет собой аналогичный компромисс и отражает те же попытки преодолеть рамки советской эпохи и ее программ.

ссср

казань

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

2022

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Новости

ru-RU

https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/0c/1a/259217727_303:0:2718:1811_1920x0_80_0_0_6aa3eb8927e29fd538b68374c09b3b02.jpg

1920

1920

true

ИноСМИ

info@inosmi. ru

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

military watch magazine, ссср, казань, ввс россии, ту-160 (белый лебедь), b-21, ту-160м2

Недавно построенный российский бомбардировщик-невидимка «Валентина» по сравнению с американским B-2 Spirit Томас Кика

Новости Русско-украинская война Россия российские военные Истребители

Во вторник Россия официально окрестила первый реактивный бомбардировщик, завершенный в рамках ее плана по возобновлению производства Ту-160, гораздо более быстрого реактивного самолета, чем бомбардировщики-невидимки B-2 армии США.

Как сообщает государственное информационное агентство ТАСС, новый бомбардировщик назван в честь Валентины Терешковой, советского космонавта, которая в 1963 года, стала первой женщиной, побывавшей в космосе. Название, подтвержденное главой Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрием Слюсарем, является частью российской традиции называть свои Ту-160 именами выдающихся деятелей в истории дальней авиации.

Ту-160, получивший в НАТО обозначение «Блэкджек», был впервые спроектирован ОКБ Тупелова в 1970-х годах, поступил на вооружение в 1987 году и периодически возобновлялся в производстве в последующие десятилетия. Сегодня он остается самым быстрым бомбардировщиком на вооружении, а также самым тяжелым и самым большим боевым самолетом в целом. Хотя это и не настоящий самолет-невидимка, как B-2, его конструкция включает в себя функции, снижающие его обнаруживаемость радарными и инфракрасными датчиками.

На приведенных выше фотографиях показан российский реактивный Ту-160 (основной) в сравнении с американским B-2 Spirit (врезка). 14 февраля 2023 года Россия официально окрестила первый завершенный Ту-160, произведенный в соответствии с ее новым планом по возобновлению строительства линии реактивных бомбардировщиков. Чери А. Терлби; Владимир Астапкович/U.S. ВВС/Getty Images; Хост-фотоагентство через Getty Images

Новый блок «Валентина» является частью усовершенствованной серии Ту-160М, которая отличается многочисленными модернизированными компонентами, а также увеличенной дальностью полета и новыми системами защиты. Это первая завершенная установка в рамках плана России по возобновлению серийного производства, прошедшего летные и заводские испытания в прошлом году. Дальнейшие блоки все еще находятся в разработке.

Сопоставимый тяжелый стратегический бомбардировщик ВВС США, B-2 Spirit компании Northrop Grumman, начал производство в 1987 году, когда Ту-160 поступил на вооружение, и был развернут в полевых условиях к 1997 году. Производство самолетов продолжалось до 2000 года, с 20 единиц все еще находятся в эксплуатации из 21 построенной. Планируется, что они останутся на вооружении до 2032 года, когда их начнут заменять B-21 Raider.

Ту-160 способны развивать гораздо большую скорость, чем B-2 Spirits, с максимальной скоростью примерно 1380 миль в час, по сравнению с максимальной скоростью последнего 630 миль в час.

Оба способны развивать максимальную скорость на высоте примерно 40 000 футов.

По боезапасу Spirit действительно превосходит Ту-160, по крайней мере, гипотетически. Официально B-2 может нести до 40 000 фунтов боеприпасов в своих двух оружейных отсеках, хотя, по оценкам, его истинный предел составляет около 50 000 фунтов. Между тем, Ту-160 имеет официальный лимит в 45 000 фунтов стерлингов.

Согласно недавно рассекреченному отчету CBP, российский инженер, имевший опыт работы на бомбардировщиках, прибыл со своей семьей на южную границу США в декабре, ища убежища и предлагая информацию о российских самолетах, которая будет полезна стране.

Сообщается, что мужчина опасался возмездия со стороны правительства за участие в антипутинских протестах. Он утверждал, что работал «с 2018 по 2021 год» на Тупелова над «особым типом военного самолета», который позже был определен как новый Ту-160.

Запрос на перепечатку и лицензирование, внесение исправлений или просмотр редакционных правил

Россия летает на новом бомбардировщике Ту-160М

Контакт Логин

Когда результаты автозаполнения доступны, используйте стрелки вверх и вниз для просмотра и ввода для выбора.

Когда результаты автозаполнения доступны, используйте стрелки вверх и вниз для просмотра и ввода для выбора.

  1. Дом
  2. Новости
  3. Россия летает на новом бомбардировщике Ту-160М

13 января 2022 г.

Гарет Дженнингс

Первый Ту-160М новой постройки совершил первый полет 12 января. (Объединенная авиастроительная корпорация)

Россия отправила первый стратегический бомбардировщик Ту-160М «Блэкджек» на недавно воссозданную производственную линию.

Полет состоялся на Казанском авиационном заводе 12 января.

«Полет проходил на высоте 600 метров [1,969 футов] и длился около 30 минут. Экипаж летчиков-испытателей Туполева выполнил маневры для проверки устойчивости и управляемости самолета в воздухе», — сообщили в Ростехе.

Ту-160 впервые поступил на вооружение СССР в конце 1980-х годов, а производство продолжалось до 1995 года. В 2015 году президент России Владимир Путин приказал возобновить производство модернизированного варианта Ту-160М для укрепления потенциала стратегических бомбардировщиков ВВС. во время роста напряженности в отношениях с Западом и для компенсации задержек в программе будущих бомбардировщиков ПАК-ДА.

Россия планирует закупить около 50 бомбардировщиков Ту-160М и модернизирует до стандарта 16 существующих Ту-160. Поскольку первый Ту-160М должен быть поставлен в ближайшее время, серийное производство должно начаться к 2023 году с темпом производства не менее трех самолетов в год. Это соответствует заказу на 10 самолетов в 2023–2027 годах. 200-1, а также удаление некоторых предыдущих систем, таких как системы прицеливания бомб. Этот вариант Ту-160М1 находится на вооружении ВВС с конца 2014 года9.0003

Второй этап Ту-160М2 включает в себя новую РЛС Novella NV1.70, цифровую «стеклянную» кабину, современное оборудование связи и помех, модернизированные двигатели НК-32 (обозначенные НК-32-02), современные обычные и ядерное оружие.