Экипаж и пассажиры рейса Ту-154

Вспомним всех поименно…

Экипаж и пассажиры
военного самолета Ту-154

В воскресенье, 25 декабря 2016 года,
военный самолет Ту-154 рухнул в Черное море недалеко от Сочи.
На борту воздушного судна находились 92 человека — члены экипажа, артисты ансамбля имени Александрова, журналисты «Первого канала», «НТВ» и телеканала «Звезда»

Мы приносим свои самые искренние соболезнования родным и близким погибших

Если вы знаете что-либо о погибших, вы можете поделиться с нами по адресу: [email protected]

Состав экипажа Ту-154 85572

Мамонов Андрей Владимирович,
34 года

Старший штурман корабля, капитан

Трегубов Александр Анатольевич,
51 год

Бортовой инженер по авиационному оборудованию, майор

Суханов Алексей Олегович,
31 год

Старший воздушный радист − бортовой переводчик, капитан

Пассажиры Ту-154 85572

Военнослужащие:

Ваганов Александр Иванович

Полковник

Иванов Андрей Юрьевич

Полковник

Колосовский Андрей Владимирович,
55 лет

Старший инструктор-летчик службы летной подготовки войсковой части 42829, подполковник

Долинский Александр Иванович,
43 года

Заместитель начальника авиационной службы авиационной эскадрильи, майор

Федеральные государственные гражданские служащие:

Международная общественная организация
«Справедливая помощь»:

Средства массовой информации:

Денисов Вадим

Оператор Первого канала

Сойдов Александр

Звукооператор Первого канала

Михаил Лужецкий

Корреспондент продюсер НТВ

Обухов Павел

Корреспондент телеканала «Звезда»

Пестов Олег

Оператор НТВ

Ржевский Валерий

Журналист телеканала «Звезда»

Толстов Евгений

Звукооператор НТВ

ФБГУ «Ансамбль им. Александрова»:

Арчукова Анастасия Александровна,
23 года

Артистка балета

Баздырев Андрей Карлович
32 года

Артист хора

Белоножко Дмитрий Михайлович,
36 лет

Артист хора

Бродский Владимир Аркадьевич

Концертмейстер

Буряченко Борис Борисович,
24 года

Хормейстер

Быков Сергей Леонидович,
29 лет

Артист балета Ансамбля

Васин Михаил Анатольевич,
25 лет

Артист хора

Гужова Любовь Александровна

Костюмер

Гурар Людмила Ильинична,
56 лет

Член союза художников и Международного художественного фонда, заведующая выставочным залом Центрального Дома Российской Армии им. М.В. Фрунзе

Давиденко Кирилл Андреевич

Артист хора

Денискин Сергей Иванович

Артист хора

Ермолин Вячеслав Иванович, 62 года

Балетмейстер-постановщик Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Российской армии им. А. В.  Александрова

Журавлев Павел Васильевич

Освобожденный солист Ансамбля

Иванов Андрей Вячеславович

Артист хора

Ивашко Алина Николаевна

Костюмер

Клокотова Мария Александровна,
34 года

Солистка Ансамбля

Корзанов Олег Викторович,
36 лет

Артист балета

Корзанова Екатерина Иосифовна,
34 года

Артистка балета

Котляр Сергей Аркадьевич

Артист хора

Крючков Иван Андреевич,
33 года

Артист оркестра

Ларионов Иван Фёдорович,
34 года

Артист балета

Ляшенко Кирилл Иванович

Артист балета

Майоров Константин Владимирович

Дирижёр, главный хормейстер Ансамбля, Заслуженный артист РФ

Михалин Виктор Константинович

Артист балета Ансамбля

Мокриков Алексей Олегович

Артист хора

Насибулин Жафьяр Анберович

Артист хора

Попов Владислав Андреевич,
29 лет

Артист балета

Санин Виктор Васильевич,
55 лет

Солист Ансамбля, заслуженный артист России

Сатарова Виктория Исраиловна,
20 лет

Артистка балета

Соколовский Анатолий Владимирович

Артист хора

Сонников Андрей Валентинович

Заместитель директора Ансамбля

Столяр Иван,
39 лет

Артист хора

Трофимов Алексей,
29 лет

Артист хора

Хорошова Любовь Николаевна,
31 год

Артистка балета

Цвиринько Анна Игоревна

Артистка балета

Шагун Ольга Юрьевна

Артистка балета

Шахов Иван Викторович,
24 года

Артист балета

Если вы знаете что-либо о погибших, вы можете поделиться с нами по адресу: reporter@kp. ru

В кино и на ВДНХ: Ту-154 — самый массовый отечественный самолет гражданской авиации

Пятьдесят лет назад, 9 февраля 1972 года, свой первый регулярный рейс с пассажирами на борту (командир экипажа Евгений Багмут) по маршруту Москва — Минеральные Воды выполнил турбореактивный самолет Ту-154, который впоследствии стал самым массовым отечественным среднемагистральным лайнером (в СССР, в 1990-е годы и в России).

С оптимизмом в будущее

В 1960-е годы были все основания полагать, что воздушный транспорт вскоре станет одним из главных при перевозке пассажиров. Однако хорошо зарекомендовавшие себя модели пассажирских самолетов — реактивного Ту-104 и турбовинтовых Ан-10 и Ил-18 — имели существенные отличия друг от друга, что было неудобно в эксплуатации; также они уже морально устаревали, нуждались в замене принципиально новыми машинами. Причем в это самое время появляется более совершенный тип газотурбинных двигателей, который тут же заинтересовывает авиаконструкторов — для пассажирских судов это значило увеличение летно-технических характеристик с повышением комфорта для пассажиров.

Читайте также

«Летают только красивые самолеты». Внук Туполева о знаменитом авиаконструкторе

Кроме того, важно было не отстать от новых тенденций мировой гражданской авиации, составить достойную конкуренцию западным фирмам, выпустив в серийное производство современный пассажирский самолет с прицелом как на потребности страны, так и на экспортные поставки.

В конкурсе на создание такого самолета приняли участие ОКБ Туполева с проектом Ту-154 и Ильюшина с Ил-72. В 1965 году вышло постановление правительства, в котором победителем признавался первый конкурсант. Ту-154 — это последний самолет, созданный под непосредственным руководством Андрея Туполева: по его указанию проект среднемагистрального лайнера первоначально вел Дмитрий Марков, затем Сергей Егер. Планер было решено скомпоновать по одной из традиционных тогда аэродинамических схем: крылья низко расположены и имели стреловидную форму; авиадвигатели смещены в хвостовую часть, причем два двигателя установили на пилонах по бортам фюзеляжа и еще один в хвостовом обтекателе под килем (для уменьшения шума в салоне).

Характеристики

Первый полет опытной машины (бортовой номер СССР-85000) состоялся 3 октября 1968 года — всего через три месяца после начала проектирования. Экипаж возглавлял фронтовик Юрий Сухов, удостоенный впоследствии звания Героя Советского Союза за безупречно выполненную работу, проявленные мужество и героизм. В следующем году лайнер продемонстрировали на международном авиасалоне в Ле-Бурже. Затем на Куйбышевском авиационном заводе началось серийное производство самолета.

Коллектив Государственного НИИ гражданской авиации приступил к изучению новинки, когда машина еще находилась на стапелях. Впоследствии отмечалось, что машине хоть и были присущи особенности, характерные для всех ре­активных самолетов Андрея Туполева, но имелось и немало новшеств, например, в системе управления и в механиза­ции крыла — значительно более мощной, чем на всех существующих самолетах. Также имелись и реверсивные устройства — на двух боковых двигателях, — которые позволяли в сочетании с воздушными тормозами и дисковыми (колес) резко сокращать пробег.  Ту-154 отвечал на тот момент самым придирчи­вым требованиям международ­ного класса, превосходя по энер­говооруженности иностранные самолеты того же класса.

Судя по всему, Ту-154 впол­не безопасен. Его система управления бустерная, необратимая, без перехода на ручное, с приводом рулевых поверхностей от гидроусилителей, работающих от трех независимых гидросистем. Именно здесь — в тройном резервировании — заложен основной фактор высокой надежности системы управления… На самолете установлена автоматическая бортовая система управления (АБСУ-154), которая также имеет тройное резервирование и по гидравлическим, и по электрическим каналам, обеспечивающее ее высокую надежность и работоспособность. АБСУ предназначена для повышения эффективности ис­пользования самолета путем автоматизации всех этапов полета — от взлета до посадки. Благодаря этому будет повышена безопасность полета и снижен минимум допустимых погодных условий.

Валентин Деловери

ведущий инженер по государственным испытаниям самолета Ту-154

К коммерческим полетам приступили после завершения государственных и эксплуатационных испытаний, которые провели летчики Борис Анопов и Григорий Никифоров.

Читайте также

«Произвел эффект НЛО». Как Ту-104 дал старт советским пассажирским реактивным лайнерам

Поначалу самолет казался непростым в пилотировании, имел гораздо больше механических систем стабилизации и органов управления, чем, например, у Ту-104, что требовало перед взлетом выполнения большого объема работ. Особенность машины — требование очень точной центровки, поскольку при ошибочных расчетах проявлялась недостаточная эффективность руля высоты. Сложности возникали из-за заднего расположения двигателей: на стоянке приходилось следить, чтобы самолет не «упал на хвост» (пассажиров сначала выпускали из второго салона, а инженеру иногда приходилось ставить под хвостовое оперение специальную опору; бывало, что до того, как самолет заправляли, пилотам запрещалось покидать кабину). При переходе в полете на большие углы атаки, скажем, свыше 20 градусов, мог возникнуть так называемый «подхват» и сваливание в плоский штопор. Подобный случай однажды произошел в ходе испытательных полетов, тогда экипаж и машину спас специальный противоштопорный парашют (оборудованы все Ту-154).  

Тем не менее, освоив машину, у пилота появлялась дополнительная мощность; а, к примеру, наличие выдвижных предкрылков и интерцепторов для изменения подъемной силы крыла обеспечивало снижение посадочной скорости. Наличие трех двигателей укрепляло чувство уверенности: даже если один двигатель выходил из строя, вполне можно было благополучно взлететь и затем посадить самолет на двух. В итоге, по мере освоения всего, что было заложено в конструкции, Ту-154 стал одним из лучших самолетов «Аэрофлота».

Тем не менее его постоянно старались модернизировать: на Ту-154А улучшилась система управления предкрылками и закрылками, что повысило устойчивость самолета; фюзеляж Ту-154Б удлинили на метр и увеличили количество пассажиров со 158 до 180 при максимальной загрузке; кроме того, он получил автоматическую систему посадки. В 1982 году под руководством Александра Шенгарда (принял должность главного конструктора программы от Сергея Егера) начались работы по дальнейшей доработке самолета (более значительной, чем раньше). Основным пунктом модернизации стала замена изначальных двигателей Николая Кузнецова НК-8 на двигатели Павла Соловьева Д-30, которые хорошо зарекомендовали себя на Ил-62 и Ил-76 и позволяли снизить расход топлива почти на 8% на километр пути. Так через три года появился Ту-154М.

Самый массовый магистральный самолет СССР

За пять-шесть лет с начала серийной постройки лайнер поступил почти во все основные отряды «Аэрофлота», поскольку в месяц сдавали по пять-шесть машин. Значительное число Ту-154 закупили и другие страны, главным образом входившие в состав советского блока. Первый же трансатлантический полет на Ту-154 реализовала болгарская авиакомпании «Балкан». В значительной степени благодаря этому творению ОКБ Туполева к 1980 году удельный вес воздушного транспорта в междугородных сообщениях возрос с 24 до 32,4% и занял второе место после железнодорожного. Так, в этот год на данных авиалайнерах в сутки совершалось порядка 1 000 рейсов и перевозилось около 100 тыс. пассажиров. Из 34 основных эксплуатационных подразделений «Аэрофлота» в конце 1990 года они имелись в 29.

Рискну предположить: каждый взрослый житель Советского Союза, который пользовался услугами нашей старейшей авиакомпании, хотя бы раз в жизни поднялся в небо на «сто пятьдесят четвертом».

При этом одним из эксплуатантов был 235-й правительственный отряд «Аэрофлота» (в 2009 году выделен из состава ГКТ «Россия» в специальный летный отряд «Россия») — там в 1995 году имелось несколько Ту-154М, которые использовались на дальних маршрутах и имели системы дальней и спутниковой связи, работавших в интересах президента, а также девять других машин — для обеспечения перелетов членов правительства. В эксплуатации у ВВС России имелось в то же время около 20 самолетов — в основном транспортных, — также было несколько летающих госпиталей Ту-154Т и грузовой вариант Ту-154С (на котором впервые у нас в стране сделали большую грузовую дверь сбоку фюзеляжа). Один лайнер ОКБ Туполева этого типа использовался для подготовки космонавтов.

Как мне отметили в ОКБ Туполева, всего же за время выпуска с 1969 по 2013 год было построено 932 Ту-154 разных модификаций. 

Ту-154 или Боинг-727

Тем временем в 1964 году в США создали лайнер Boeing 727, который широко использовался не только в Штатах, но и во всем мире. Нельзя не отметить некое внешнее сходство Ту-154 и Boeing 727-100. Тем не менее, как более габаритный самолет, Ту-154 вмещал на 25–30 пассажиров больше и мог нести на 2,5 тонны больше коммерческой нагрузки. При этом Boeing обладал способностью заходить в небольшие аэропорты, имел чуть более высокую крейсерскую скорость, конструкция его шасси делала самолет легче. Более поздняя версия — Boeing 727-200 — уже обладала сходными с нашим лайнером данными по весу и вместимости. Словом, это были достойные конкуренты в борьбе за пассажира. 

Не без происшествий

К сожалению, при интенсивной эксплуатации не обошлось без летных происшествий. Первая авиакатастрофа самолетов этого типа произошла 19 февраля 1973 года в аэропорту Прага-Рузине (международный аэропорт имени Вацлава Гавела). При заходе на посадку прилетевший из Москвы Ту-154 неожиданно перешел на быстрое снижение, врезался в землю, вследствие чего разрушился. Из находившихся на его борту 100 человек погибли 66.

Читайте также

Конструктор Шенгардт поднял «Ту» на новый уровень. Как создавались известные авиалайнеры

Происшествие 17 ноября 1990 года завершилось без человеческих жертв, но также с уничтожением авиалайнера — аварийная посадка в поле в 120 км восточнее Праги у деревни Дубенец. Тогда при возвращении из Базеля с грузом сигарет на борту Ту-154М возник пожар, потушить его не удалось. Командир Виктор Столяров принял решение снижаться; вскоре с приподнятым носом авиалайнер коснулся земли, врезался в насыпь, разрушился и сгорел. Все шесть членов экипажа успели благополучно выбраться. Многие чешские газеты потом отметили не только везение наших авиаторов, но и их высокое мастерство. «Шапки долой перед пилотами — это истинные профессионалы»,—писаламестнаягазета Práce.

Уникальный случай произошел с авиалайнером Ту-154М авиакомпании «Алроса», который выполнял пассажирский рейс из якутского города Удачный в Москву 7 сентября 2010 года. Через 3,5 часа после взлета на борту пропало электропитание, что привело к отключению всех навигационных систем и электропривода топливных насосов. Экипаж (командир Евгений Новоселов) произвел вынужденную посадку в бывшем аэропорту Ижма (Республика Коми) на выведенную из эксплуатации взлетную полосу без необходимого оборудования (ее только периодически расчищали по инициативе начальника расположенной вблизи вертолетной площадки Сергея Сотникова). Несмотря на то что самолет выкатился за пределы «бетонки», никто из 72 пассажиров и девяти членов экипажа не пострадал. Более того, лайнер был отремонтирован и возвращен для дальнейшей эксплуатации на регулярных авиалиниях.

Читайте также

Наш ответ американским стратегам: почему Ту-160 остается уникальным боевым самолетом

Одной из самых известных катастроф стало падение Ту-154 президента Польши Леха Качиньского 10 апреля 2010 года под Смоленском. На борту самолета находилось 96 человек, летевших на траурные мероприятия в Катынь. Согласно расследованию МАК, причиной авиакатастрофы стали неправильные действия экипажа. В результате погибли президент Польши, его супруга и многие представители руководства страны.

Память

К счастью, Ту-154 не ассоциируется у широкой общественности с авариями. Даже его участие в съемках советского фильма-катастрофы «Экипаж» (1979), на мой взгляд, не оставило какого-либо негативного налета. Любопытно, что в съемках принимали участие сразу два Ту-154. Первый в тот момент находился на ремонте после пожара, но так как хвостовая часть уцелела, то она вполне подошла режиссеру Александру Митте и киногруппе для работы. Второй самолет пострадал при перевозке ядовитого металла — ртути, и его пришлось списать. Но кинематографисты, соблюдая необходимые меры предосторожности, использовали машину и отсняли нужные кинокадры.

Памятники легендарному самолету установлены в ряде аэропортов и учебных центров страны. Самым известным в России самолетом-экспонатом (Ту-154 № СССР-85005) был один из немногих сохранившихся опытных образцов, который превратили в наземный музей и почти на сорок лет поставили на территории ВДНХ, перед павильоном «Авиация и космонавтика». За время существования музея, до демонтажа в 2008 году, лайнер посетили миллионы человек. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru

Катастрофа Ту-154М в Смоленске: 96 погибших

Дата и время: 10 апреля 2010 г., 10:41 LT

Тип воздушного судна:

Туполев ТУ-154

Оператор:

Регистрация:

101

Фаза полета:

Посадка (снижение или заход на посадку)

Тип полета:

Правительство

Выжившие:

Сайт:

Аэропорт (менее 10 км от аэропорта)

Расписание:

Варшава — Смоленск

MSN:

90A-837

год:

1990

Номер рейса:

ПЛФ101

Расположение:

Смоленск

Смоленская область

Страна:

Россия

Регион:

Азия

Экипаж на борту:

8

Потери экипажа:

8

Кол-во на борту:

88

Погибшие:

88

Другие погибшие:

Всего погибших:

96

Капитан / Общее количество часов налета:

3531

Капитан / Общее количество часов на типе:

2906

Второй пилот / Общий налет:

1909

Второй пилот / Общее количество часов на типе:

475

Налет самолета:

5142

Летные циклы самолета:

3907

Обстоятельства:

При заходе на посадку в аэропорт Смоленск в сложных метеоусловиях экипаж был вынужден уйти на второй круг и трижды прерывать заход на посадку. На четвертом заходе на скорости 260 км/ч самолет вышел за пределы минимальной безопасной высоты, врезался в верхушки деревьев, потерял левое крыло и разбился в мощном взрыве. Все 96 оккупантов были убиты, в том числе президент Польской Республики Лех Качиньский и его жена. Он летел в Смоленск, чтобы принять участие в праздновании 70-летия Катынского расстрела, когда Советская Армия убила 20 000 польских офицеров. Среди делегации были также члены польского сената и правительства; экс-президент, вице-президент нижней палаты, вице-президент Сената, президент польского центрального банка, начальник военного штаба, начальник сухопутных войск, начальник ВВС, начальник спецназа , начальник морской пехоты, личный помощник президента, начальник национальной безопасности, вице-министр обороны и вице-министр иностранных дел.

Возможная причина:

Непосредственной причиной авиационного происшествия явилось снижение ниже минимальной высоты снижения с чрезмерной скоростью снижения в метеоусловиях, препятствовавших визуальному контакту с землей, а также несвоевременное выполнение процедуры ухода на второй круг.

Эти обстоятельства привели к столкновению с наземным препятствием, что привело к отрыву части левого крыла с элероном и, как следствие, к потере управления самолетом и последующему удару о землю.
Обстоятельства, способствовавшие аварии:
1) Отсутствие контроля высоты с помощью барометрического высотомера при неточном заходе на посадку;
2) неспособность экипажа отреагировать на предупреждение PULL UP, выдаваемое TAWS;
3) попытка выполнения маневра ухода на второй круг под управлением АБСУ (автоматический уход на второй круг)
4) Контроль захода на посадку, подтверждающий экипажу правильное положение самолета относительно порога ВПП, глиссады и курса, что могло бы подтвердить уверенность экипажа в правильности захода на посадку, хотя фактически самолет находился за пределами допустимого отклонения;
5) неуведомление ЛЗК экипажа о снижении ниже глиссады и задержка подачи команды на горизонтальный полет;
6) неправильная подготовка летного состава Ту-154М в 36-м полку.
Благоприятные обстоятельства
1) неправильная координация работы экипажа, что ложилось чрезмерной нагрузкой на командира воздушного судна на завершающем этапе полета;
2) недостаточная летная подготовка экипажа;
3) недостаточное знание экипажем систем самолета и их ограничений;
4) недостаточный перекрестный контроль среди членов экипажа и отсутствие реагирования на допущенные ошибки;
5) состав экипажа не соответствует задаче;
6) неэффективное непосредственное руководство процессом летной подготовки 36-го полка со стороны командования ВВС;
7) невыработка 36-м полком порядка действий экипажа в случае:
а) несоответствие установленным критериям захода на посадку;
б) использование радиовысотомера для установления значений аварийной высоты для различных типов захода на посадку;
c) распределение обязанностей в полете с несколькими экипажами.
8) спорадическое выполнение ЛЗК обязанностей по обеспечению полетов в течение последних 12 месяцев, в частности, в условиях сложных КМ, и отсутствие практического опыта в качестве ЛЗК на аэродроме СМОЛЕНСК СЕВЕРНЫЙ.

Заключительный отчет:

Церемония вручения государственных наград экипажу Ту-154 • Президент России

События

Дмитрий Медведев вручил государственные награды экипажу самолета Ту-154, совершившего в сентябре аварийную посадку в Республике Коми, спасая человеческие жизни более 70 пассажиров.

16.11.2010

13:20

Горки Московской области

Поскольку пассажирский авиалайнер Ту-154 совершал регулярный рейс из Полярного в Якутии в Москву оборудование, навигационная система, аэропорт Домодедово, радиосвязь прервалась в середине полета.

Летчики совершили вынужденную посадку на военном аэродроме, не приспособленном для данного типа самолетов, в г. Ижма, Республика Коми. На борту самолета находились 72 пассажира и девять членов экипажа, никто не пострадал.

За мужество и героизм при исполнении служебных обязанностей в экстремальных условиях летчикам Андрею Ламанову и Евгению Новоселову присвоено звание Героя России. Остальные члены экипажа награждены орденами Мужества.

Просьба Дмитрию Медведеву отметить достижение экипажа поступила от пассажиров авиалайнера.

***

Президент России Дмитрий Медведев

: Добрый день, друзья,

Сегодня я хотел бы вручить государственные награды экипажу Ту-154, совершившего беспрецедентную вынужденную посадку в Ижме. Сегодня здесь присутствуют все члены экипажа авиалайнера, а также их семьи. Я очень рад вас видеть и еще раз хочу сказать, что наша страна гордится вами.

«Самое главное, вы спасли жизни своим пассажирам и с честью выполнили свой профессиональный долг». адаптированы к этому типу самолетов. Вы сделали все, что было в ваших силах, чтобы посадить самолет, и сделали это вручную. Самое главное, вы спасли жизни своих пассажиров и с честью выполнили свой профессиональный долг.

У вас прекрасные профессиональные навыки, которые вы блестяще доказали в той чрезвычайной ситуации. Вы проявили мужество и отвагу, потому что смелость нужна даже для принятия решения в ситуации, когда в авиалайнере нет системы навигации и электропитания, а другие системы неисправны.