Содержание

50 — это… Что такое ТРДД-50?

Разрезной макет двигателя ТРДД-50АТ (фото с выставки МАКС-2005).

ТРДД-50 — малогабаритный двухконтурный турбореактивный двигатель (ДТРД) одноразового применения. Название является аббревиатурой от слов «ТурбоРеактивный Двухконтурный Двигатель». Предназначен для установки на дозвуковых летательных аппаратах.

История

Изначально ТРДД-50 предназначался для крылатой ракеты (КР) авиационного базирования Х-55 (РКВ-500; обозначение НАТО — AS-15 «Kent»), разработки МКБ «Радуга». Разработан в конце 1970-х годов Омским Моторостроительным Конструкторским Бюро (ОАО «ОМКБ»). Является ответом на американские КР типа BGM-109 «Томагавк» с двигателем F107. По ряду показателей ТРДД-50 превосходит двигатель F107. Тем не менее, качества двигателя позволяют использовать его для широкого круга летательных аппаратов — от КР разных типов до БЛА (разведчики, мишени).

Во второй половине 1970-х Министерство авиационной промышленности (МАП) поручило ОМКБ (главный конструктор Пащенко Виктор Степанович) разработать двухконтурный турбореактивный двигатель для крылатых ракет разработки МКБ «Радуга», руководителем которого был Игорь Селезнёв. В последующем к этому заданию присоединилось и ОКБ «Новатор» (главный конструктор Лев Люльев). Решению о разработке также способствовало твердое мнение специалистов ЦИАМ, которые прекрасно знали способности конструкторов и потенциальные возможности ОМКБ.

Работы по созданию ТРДД-50 начались в 1976-м году и проходили весьма успешно. В основу конструкции были положены лучшие наработки конструкторов ОМКБ. Двигатель был своевременно поставлен для проведения лётных испытаний. В 1980 году были успешно проведены государственные испытания компоновки двигателя с пилоном («Изделие 36», для МКБ «Радуга»), а через некоторое время другой — «встроенной» компоновки («Изделие 36-01», для ОКБ «Новатор»). Эти испытания стали триумфом для ОМКБ, учитывая, что параллельно велись напряженные работы по доводке и подготовке к государственным испытаниям двигателей ТВД-10Б и ВСУ-10.

После проведения государственных испытаний двигателя ТРДД-50, техническая документация была передана на моторостроительный завод «Рыбинские моторы» (позже вошедший в состав НПО «Сатурн») для освоения серийного производства.

Однако такое же задание (разработка двухконтурного турбореактивного двигателя одноразового применения) получило МНПО «Союз» (руководитель — Фаворский Олег Николаевич). Параллельно с работой по созданию двигателя ТРДД-50, начинается разработка подобного двигателя (Р95-300, «изделие 95») на те же объекты. После завершения государственных испытаний вся документация по «изделию 95» была передана на «Запорожский моторостроительный завод» для освоения его серийного производства.

Перед МАП возникла дилемма — какому из этих двух двигателей дать «зеленую дорогу». Вопрос был поставлен на обсуждение в научно-техническом совете МАП. Обсуждение проходило очень бурно и несмотря на явные преимущества ТРДД-50 по живучести, на прекрасные характеристики, данные специалистами ЦИАМ, заказчиками, на совете было принято решение о запуске в крупносерийное производство «изделия 95», закрыв таким образом дорогу в жизнь на многие годы двигателю ТРДД-50. Однако время показало, что «изделие 95» спустя десяток лет было снято с производства и эксплуатации. Произошло это из-за того, что с распадом СССР единственный производитель двигателя Р95-300 остался на Украине. В связи с этим было решено возобновить выпуск «изделия 36» для замены исчерпавших ресурс Р95-300 и оснащения новых КР.

НПО «Сатурн» совместно с ОМКБ начиная с 2000 года вело работы по восстановлению производства (для замены двигателей Р95-300) и ремонту «изделия 36». В частности, в крупносерийное производство запущены модификации базовой модели ТРДД-50 — двигатели ТРДД-50А и ТРДД-50АТ. На самом же ОМКБ разработали и наладили выпуск ещё одной модификации — двигателя ТРДД-50Б («Изделие 37»).

В настоящее время на обоих предприятиях идёт активный выпуск различных модификаций двигателя ТРДД-50. Кроме того, идет активный процесс модернизации старых и разработки новых перспективных крылатых ракет, где используется ТРДД-50.

Несмотря на свой солидный возраст, двигатель ТРДД-50 до сих пор остаётся на уровне лучших мировых аналогов, и ещё долго будет оставаться на столь высоком техническом уровне.

Интересные факты

  • На одних испытаниях присутствовали сразу два двигателя — ТРДД-50 и Р95-300. Первым испытывался Р95-300. Прежде чем запустить двигатель, представители МНПО «Союз» тщательно пропылесосили испытательный стенд. После настала очередь ТРДД-50. Представителей ОМКБ спросили, будут ли они пылесосить стенд, на что они очень удивились и сказали «нет».
  • Высказывалось интересное предложение — дополнительно оснастить пассажирские авиалайнеры парой двигателей ТРДД-50. Расчет был на то, что если откажут сразу все двигатели, то запускаются ТРДД-50. Тяги для продолжения полета было бы слишком мало, однако её вполне хватило бы на осуществление управляемой посадки. Предложение не нашло поддержки.
  • Свои первые испытательные полёты КР Х-55 проходила с двигателем ТРДД-50, т.к. на тот момент он был более доведённым, чем Р95-300.
  • Моторостроительный завод им. П. И. Баранова, располагающийся на одной территории с ОМКБ, отказался от предложения по налаживанию серийного выпуска двигателя ТРДД-50.

Характеристики двигателя ТРДД-50

Особенности двигателя:

  • Двухконтурный двухвальный турбореактивный двигатель с соосными валами контуров низкого и высокого давления.
  • Контур высокого давления — оседиагональный компрессор (одна осевая ступень и одна диагональная) и одноступенчатая осевая турбина.
  • Контур низкого давления — одноступенчатый вентилятор с широкохордными лопатками и одноступенчатая осевая турбина.
  • Кольцевая полупетлевая камера сгорания с вращающейся форсункой.
  • Автономная маслосистема.
  • Электронно-гидравлическая система регулирования.
  • Встроенный электрогенератор мощностью 4 кВт.
  • Высокая топливная экономичность.
  • Стойкость к попаданию на вход мелких посторонних предметов (птицы, пыль и др.).
  • Стойкость к воздействию ударных и тепловых волн.
  • Способность к самопроизвольному выходу из помпажа после исчезновения вызвавшей его причины.
  • Надежный запуск во всем диапазоне внешних условий эксплуатации (t° от −50 С° до +60 С°, высота до 10000 м).
  • Длительный режим работы — до 10 ч (по проекту, возможна более длительная работа).
  • Высокая надежность — 1 отказ на 1000 запусков (по проекту).
  • Возможность работы на максимальном режиме до 1-2 ч.
  • Высокая приёмистость.
  • Возможность отбора воздуха на нужды летательного аппарата.

Технические данные ТРДД-50АТ:

  • Максимальная тяга — 450 кгс.
  • Удельный расход топлива на максимальном режиме — 0,71 кг/кгс*ч.
  • Диаметр — 330 мм.
  • Длина — 850 мм.
  • Сухой вес — 82 кг.
  • Используемое масло — ВТ-301.
  • Используемое топливо — Т-1 (авиационный керосин), Т-6, Т-10 (децилин), ТС-1, РТ.

Объекты, куда может устанавливаться ТРДД-50

  • Х-55 (в т.ч. на модификациях: Х-65, Х-555).
  • 3М-10
  • Х-59.
  • Х-101/102.
  • Х-35.
  • 3М-14.
  • 3М-54.

Разработки на базе ТРДД-50

Разработки НПО «Сатурн»:

  • ТРДД-50А («Изделие 36М», предназначен для крылатых ракет авиационного базирования).
  • ТРДД-50АТ («Изделие 36МТ», предназначен для тактических ракет Х-59МЭ, Х-59МК, Х-35Э).

Разработки ОАО «ОМКБ»:

  • ТРДД-50Б («Изделие 37», предназначен для крылатых ракет морского базирования типа «CLUB», разработки ОКБ «Новатор»; этими ракетами оснащаются перспективные ударные ПЛ).

Подобные двигатели

  • Р95-300 (АМНТК «Союз»).
  • F107 («Williams International»).

Ссылки


dic.academic.ru

ТРДД-50 Википедия

ТРДД-50 — малогабаритный двухконтурный турбореактивный двигатель (ДТРД) одноразового применения. Название является аббревиатурой от слов «ТурбоРеактивный Двухконтурный Двигатель». Предназначен для установки на дозвуковых летательных аппаратах.

История

Изначально ТРДД-50 предназначался для крылатой ракеты (КР) авиационного базирования Х-55 (РКВ-500; обозначение НАТО — AS-15 «Kent»), разработки МКБ «Радуга». Разработан в конце 1970-х годов Омским Моторостроительным Конструкторским Бюро. Является ответом на американские КР типа BGM-109 «Томагавк» с двигателем F107. По ряду показателей ТРДД-50 превосходит двигатель F107. Тем не менее, качества двигателя позволяют использовать его для широкого круга летательных аппаратов — от КР разных типов до БЛА (разведчики, мишени).

Во второй половине 1970-х Министерство авиационной промышленности (МАП) поручило ОМКБ (главный конструктор Пащенко Виктор Степанович) разработать двухконтурный турбореактивный двигатель для крылатых ракет разработки МКБ «Радуга», руководителем которого был Игорь Селезнёв. В последующем к этому заданию присоединилось и ОКБ «Новатор» (главный конструктор Лев Люльев). Решению о разработке также способствовало твёрдое мнение специалистов ЦИАМ, которые прекрасно знали способности конструкторов и потенциальные возможности ОМКБ.

Работы по созданию ТРДД-50 начались в 1976 году и проходили весьма успешно. В основу конструкции были положены лучшие наработки конструкторов ОМКБ. Двигатель был своевременно поставлен для проведения лётных испытаний. В 1980 году были успешно проведены государственные испытания компоновки двигателя с пилоном («Изделие 36», для МКБ «Радуга»), а через некоторое время другой — «встроенной» компоновки («Изделие 36-01», для ОКБ «Новатор»). Эти испытания стали триумфом для ОМКБ, учитывая, что параллельно велись напряжённые работы по доводке и подготовке к государственным испытаниям двигателей ТВД-10Б и ВСУ-10.

После проведения государственных испытаний двигателя ТРДД-50 техническая документация была передана на моторостроительный завод «Рыбинские моторы» (позже вошедший в состав НПО «Сатурн») для освоения серийного производства.

Однако такое же задание (разработка двухконтурного турбореактивного двигателя одноразового применения) получило МНПО «Союз» (руководитель — Фаворский Олег Николаевич). Параллельно с работой по созданию двигателя ТРДД-50 начинается разработка подобного двигателя (Р95-300, «изделие 95») на те же объекты. После завершения государственных испытаний вся документация по «изделию 95» была передана на «Запорожский моторостроительный завод» для освоения его серийного производства.

Перед МАП возникла дилемма — какому из этих двух двигателей дать «зелёную дорогу». Вопрос был поставлен на обсуждение в научно-техническом совете МАП. С одной стороны, ТРДД-50 превосходил конкурента по живучести, с другой, по вине этого двигателя

[1] окончились неудачей несколько испытательных пусков. В итоге на совете было принято решение о запуске в крупносерийное производство «изделия 95», закрыв таким образом дорогу в жизнь на многие годы двигателю ТРДД-50.

С распадом СССР единственный производитель двигателя Р95-300 остался на Украине. В связи с этим было решено возобновить выпуск «изделия 36» для замены исчерпавших ресурс Р95-300 и оснащения новых КР.

НПО «Сатурн» совместно с ОМКБ начиная с 2000 года вело работы по восстановлению производства (для замены двигателей Р95-300) и ремонту «изделия 36». В частности, в крупносерийное производство запущены модификации базовой модели ТРДД-50 — двигатели ТРДД-50А и ТРДД-50АТ. На самом же ОМКБ разработали и наладили выпуск ещё одной модификации — двигателя ТРДД-50Б («Изделие 37»).

В настоящее время на обоих предприятиях идёт активный выпуск различных модификаций двигателя ТРДД-50. Кроме того, продолжается активный процесс модернизации старых и разработки новых перспективных крылатых ракет, где используется ТРДД-50.

Интересные факты

  • На одних испытаниях присутствовали сразу два двигателя — ТРДД-50 и Р95-300. Первым испытывался Р95-300. Прежде чем запустить двигатель, представители МНПО «Союз» тщательно пропылесосили испытательный стенд. После настала очередь ТРДД-50. Представителей ОМКБ спросили, будут ли они пылесосить стенд, на что они очень удивились и сказали «нет».
  • Высказывалось интересное предложение — дополнительно оснастить пассажирские авиалайнеры парой двигателей ТРДД-50. Расчёт был на то, что если откажут сразу все двигатели, то запускаются ТРДД-50. Тяги для продолжения полёта было бы слишком мало, однако её вполне хватило бы на осуществление управляемой посадки. Предложение не нашло поддержки.
  • Свои первые испытательные полёты КР Х-55 проходила с двигателем ТРДД-50, т.к. на тот момент он был более доведённым, чем Р95-300.
  • Моторостроительный завод им. П. И. Баранова, располагающийся на одной территории с ОМКБ, отказался от предложения по налаживанию серийного выпуска двигателя ТРДД-50.

Характеристики двигателя ТРДД-50

Особенности двигателя:

  • Двухконтурный двухвальный турбореактивный двигатель с соосными валами контуров низкого и высокого давления.
  • Контур высокого давления — оседиагональный компрессор (одна осевая ступень и одна диагональная) и одноступенчатая осевая турбина.
  • Контур низкого давления — одноступенчатый вентилятор с широкохордными лопатками и одноступенчатая осевая турбина.
  • Кольцевая полупетлевая камера сгорания с вращающейся форсункой.
  • Автономная маслосистема.
  • Электронно-гидравлическая система регулирования.
  • Встроенный электрогенератор мощностью 4 кВт.
  • Высокая топливная экономичность.
  • Стойкость к попаданию на вход мелких посторонних предметов (птицы, пыль и др.).
  • Стойкость к воздействию ударных и тепловых волн.
  • Способность к самопроизвольному выходу из помпажа после исчезновения вызвавшей его причины.
  • Надёжный запуск во всём диапазоне внешних условий эксплуатации (t от −50 С° до +60 С°, высота до 10000 м).
  • Длительный режим работы — до 10 ч (по проекту, возможна более длительная работа).
  • Высокая надёжность — 1 отказ на 1000 запусков (по проекту).
  • Возможность работы на максимальном режиме до 1-2 ч.
  • Высокая приёмистость.
  • Возможность отбора воздуха на нужды летательного аппарата.

Технические данные ТРДД-50АТ:

  • Максимальная тяга — 450 кгс.
  • Удельный расход топлива на максимальном режиме — 0,71 кг/кгс*ч.
  • Диаметр — 330 мм.
  • Длина — 850 мм.
  • Сухой вес — 82 кг.
  • Используемое масло — ВТ-301.
  • Используемое топливо — Т-1 (авиационный керосин), Т-6, Т-10 (децилин), ТС-1, РТ.

Объекты, куда может устанавливаться ТРДД-50

Применение

В ходе сирийской операции российские войска в ноябре 2015 года впервые применили крылатые ракеты Х-101.

7 октября корабли Каспийской флотилии выполнили 26 пусков крылатых ракет морского базирования «Калибр» (что стало первым их боевым применением) из акватории Каспийского моря, уничтожив 11 целей на территории Сирии. 20 ноября корабли Каспийской флотилии выполнили 18 пусков крылатых ракет, поразив 7 целей на территории Сирии. 8 декабря 2015 года удары крылатыми ракетами по целям в Сирии произвела подводная лодка «Ростов-на-Дону», находившаяся в акватории Средиземного моря.

Разработки на базе ТРДД-50

Разработки НПО «Сатурн»:

  • ТРДД-50А («Изделие 36М», предназначен для крылатых ракет авиационного базирования).
  • ТРДД-50АТ («Изделие 36МТ», предназначен для тактических ракет Х-59МЭ, Х-59МК, Х-35Э).

Разработки ОАО «ОМКБ»:

  • ТРДД-50Б («Изделие 37», предназначен для крылатых ракет морского базирования типа «Club», разработки ОКБ «Новатор»; этими ракетами оснащаются перспективные ударные ПЛ).

Подобные двигатели

Примечания

Ссылки


wikiredia.ru

ТРДД-50 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ТРДД-50 — малогабаритный двухконтурный турбореактивный двигатель (ДТРД) одноразового применения. Название является аббревиатурой от слов «ТурбоРеактивный Двухконтурный Двигатель». Предназначен для установки на дозвуковых летательных аппаратах.

История

Изначально ТРДД-50 предназначался для крылатой ракеты (КР) авиационного базирования Х-55 (РКВ-500; обозначение НАТО — AS-15 «Kent»), разработки МКБ «Радуга». Разработан в конце 1970-х годов Омским Моторостроительным Конструкторским Бюро. Является ответом на американские КР типа BGM-109 «Томагавк» с двигателем F107. По ряду показателей ТРДД-50 превосходит двигатель F107. Тем не менее, качества двигателя позволяют использовать его для широкого круга летательных аппаратов — от КР разных типов до БЛА (разведчики, мишени).

Во второй половине 1970-х Министерство авиационной промышленности (МАП) поручило ОМКБ (главный конструктор Пащенко Виктор Степанович) разработать двухконтурный турбореактивный двигатель для крылатых ракет разработки МКБ «Радуга», руководителем которого был Игорь Селезнёв. В последующем к этому заданию присоединилось и ОКБ «Новатор» (главный конструктор Лев Люльев). Решению о разработке также способствовало твёрдое мнение специалистов ЦИАМ, которые прекрасно знали способности конструкторов и потенциальные возможности ОМКБ.

Работы по созданию ТРДД-50 начались в 1976 году и проходили весьма успешно. В основу конструкции были положены лучшие наработки конструкторов ОМКБ. Двигатель был своевременно поставлен для проведения лётных испытаний. В 1980 году были успешно проведены государственные испытания компоновки двигателя с пилоном («Изделие 36», для МКБ «Радуга»), а через некоторое время другой — «встроенной» компоновки («Изделие 36-01», для ОКБ «Новатор»). Эти испытания стали триумфом для ОМКБ, учитывая, что параллельно велись напряжённые работы по доводке и подготовке к государственным испытаниям двигателей ТВД-10Б и ВСУ-10.

После проведения государственных испытаний двигателя ТРДД-50 техническая документация была передана на моторостроительный завод «Рыбинские моторы» (позже вошедший в состав НПО «Сатурн») для освоения серийного производства.

Однако такое же задание (разработка двухконтурного турбореактивного двигателя одноразового применения) получило МНПО «Союз» (руководитель — Фаворский Олег Николаевич). Параллельно с работой по созданию двигателя ТРДД-50 начинается разработка подобного двигателя (Р95-300, «изделие 95») на те же объекты. После завершения государственных испытаний вся документация по «изделию 95» была передана на «Запорожский моторостроительный завод» для освоения его серийного производства.

Перед МАП возникла дилемма — какому из этих двух двигателей дать «зелёную дорогу». Вопрос был поставлен на обсуждение в научно-техническом совете МАП. С одной стороны, ТРДД-50 превосходил конкурента по живучести, с другой, по вине этого двигателя[1] окончились неудачей несколько испытательных пусков. В итоге на совете было принято решение о запуске в крупносерийное производство «изделия 95», закрыв таким образом дорогу в жизнь на многие годы двигателю ТРДД-50.

С распадом СССР единственный производитель двигателя Р95-300 остался на Украине. В связи с этим было решено возобновить выпуск «изделия 36» для замены исчерпавших ресурс Р95-300 и оснащения новых КР.

НПО «Сатурн» совместно с ОМКБ начиная с 2000 года вело работы по восстановлению производства (для замены двигателей Р95-300) и ремонту «изделия 36». В частности, в крупносерийное производство запущены модификации базовой модели ТРДД-50 — двигатели ТРДД-50А и ТРДД-50АТ. На самом же ОМКБ разработали и наладили выпуск ещё одной модификации — двигателя ТРДД-50Б («Изделие 37»).

В настоящее время на обоих предприятиях идёт активный выпуск различных модификаций двигателя ТРДД-50. Кроме того, продолжается активный процесс модернизации старых и разработки новых перспективных крылатых ракет, где используется ТРДД-50.

Интересные факты

  • На одних испытаниях присутствовали сразу два двигателя — ТРДД-50 и Р95-300. Первым испытывался Р95-300. Прежде чем запустить двигатель, представители МНПО «Союз» тщательно пропылесосили испытательный стенд. После настала очередь ТРДД-50. Представителей ОМКБ спросили, будут ли они пылесосить стенд, на что они очень удивились и сказали «нет».
  • Высказывалось интересное предложение — дополнительно оснастить пассажирские авиалайнеры парой двигателей ТРДД-50. Расчёт был на то, что если откажут сразу все двигатели, то запускаются ТРДД-50. Тяги для продолжения полёта было бы слишком мало, однако её вполне хватило бы на осуществление управляемой посадки. Предложение не нашло поддержки.
  • Свои первые испытательные полёты КР Х-55 проходила с двигателем ТРДД-50, т.к. на тот момент он был более доведённым, чем Р95-300.
  • Моторостроительный завод им. П. И. Баранова, располагающийся на одной территории с ОМКБ, отказался от предложения по налаживанию серийного выпуска двигателя ТРДД-50.

Характеристики двигателя ТРДД-50

Особенности двигателя:

  • Двухконтурный двухвальный турбореактивный двигатель с соосными валами контуров низкого и высокого давления.
  • Контур высокого давления — оседиагональный компрессор (одна осевая ступень и одна диагональная) и одноступенчатая осевая турбина.
  • Контур низкого давления — одноступенчатый вентилятор с широкохордными лопатками и одноступенчатая осевая турбина.
  • Кольцевая полупетлевая камера сгорания с вращающейся форсункой.
  • Автономная маслосистема.
  • Электронно-гидравлическая система регулирования.
  • Встроенный электрогенератор мощностью 4 кВт.
  • Высокая топливная экономичность.
  • Стойкость к попаданию на вход мелких посторонних предметов (птицы, пыль и др.).
  • Стойкость к воздействию ударных и тепловых волн.
  • Способность к самопроизвольному выходу из помпажа после исчезновения вызвавшей его причины.
  • Надёжный запуск во всём диапазоне внешних условий эксплуатации (t от −50 С° до +60 С°, высота до 10000 м).
  • Длительный режим работы — до 10 ч (по проекту, возможна более длительная работа).
  • Высокая надёжность — 1 отказ на 1000 запусков (по проекту).
  • Возможность работы на максимальном режиме до 1-2 ч.
  • Высокая приёмистость.
  • Возможность отбора воздуха на нужды летательного аппарата.

Технические данные ТРДД-50АТ:

  • Максимальная тяга — 450 кгс.
  • Удельный расход топлива на максимальном режиме — 0,71 кг/кгс*ч.
  • Диаметр — 330 мм.
  • Длина — 850 мм.
  • Сухой вес — 82 кг.
  • Используемое масло — ВТ-301.
  • Используемое топливо — Т-1 (авиационный керосин), Т-6, Т-10 (децилин), ТС-1, РТ.

Объекты, куда может устанавливаться ТРДД-50

Применение

В ходе сирийской операции российские войска в ноябре 2015 года впервые применили крылатые ракеты Х-101.

7 октября корабли Каспийской флотилии выполнили 26 пусков крылатых ракет морского базирования «Калибр» (что стало первым их боевым применением) из акватории Каспийского моря, уничтожив 11 целей на территории Сирии. 20 ноября корабли Каспийской флотилии выполнили 18 пусков крылатых ракет, поразив 7 целей на территории Сирии. 8 декабря 2015 года удары крылатыми ракетами по целям в Сирии произвела подводная лодка «Ростов-на-Дону», находившаяся в акватории Средиземного моря.

Разработки на базе ТРДД-50

Разработки НПО «Сатурн»:

  • ТРДД-50А («Изделие 36М», предназначен для крылатых ракет авиационного базирования).
  • ТРДД-50АТ («Изделие 36МТ», предназначен для тактических ракет Х-59МЭ, Х-59МК, Х-35Э).

Разработки ОАО «ОМКБ»:

  • ТРДД-50Б («Изделие 37», предназначен для крылатых ракет морского базирования типа «Club», разработки ОКБ «Новатор»; этими ракетами оснащаются перспективные ударные ПЛ).

Подобные двигатели

Примечания

Ссылки


wikipedia.green

ТРДД-50 — Howling Pixel

ТРДД-50 — малогабаритный двухконтурный турбореактивный двигатель (ДТРД) одноразового применения. Название является аббревиатурой от слов «ТурбоРеактивный Двухконтурный Двигатель». Предназначен для установки на дозвуковых летательных аппаратах.

История

Изначально ТРДД-50 предназначался для крылатой ракеты (КР) авиационного базирования Х-55 (РКВ-500; обозначение НАТО — AS-15 «Kent»), разработки МКБ «Радуга». Разработан в конце 1970-х годов Омским Моторостроительным Конструкторским Бюро. Является ответом на американские КР типа BGM-109 «Томагавк» с двигателем F107. По ряду показателей ТРДД-50 превосходит двигатель F107. Тем не менее, качества двигателя позволяют использовать его для широкого круга летательных аппаратов — от КР разных типов до БЛА (разведчики, мишени).

Во второй половине 1970-х Министерство авиационной промышленности (МАП) поручило ОМКБ (главный конструктор Пащенко Виктор Степанович) разработать двухконтурный турбореактивный двигатель для крылатых ракет разработки МКБ «Радуга», руководителем которого был Игорь Селезнёв. В последующем к этому заданию присоединилось и ОКБ «Новатор» (главный конструктор Лев Люльев). Решению о разработке также способствовало твёрдое мнение специалистов ЦИАМ, которые прекрасно знали способности конструкторов и потенциальные возможности ОМКБ.

Работы по созданию ТРДД-50 начались в 1976 году и проходили весьма успешно. В основу конструкции были положены лучшие наработки конструкторов ОМКБ. Двигатель был своевременно поставлен для проведения лётных испытаний. В 1980 году были успешно проведены государственные испытания компоновки двигателя с пилоном («Изделие 36», для МКБ «Радуга»), а через некоторое время другой — «встроенной» компоновки («Изделие 36-01», для ОКБ «Новатор»). Эти испытания стали триумфом для ОМКБ, учитывая, что параллельно велись напряжённые работы по доводке и подготовке к государственным испытаниям двигателей ТВД-10Б и ВСУ-10.

После проведения государственных испытаний двигателя ТРДД-50 техническая документация была передана на моторостроительный завод «Рыбинские моторы» (позже вошедший в состав НПО «Сатурн») для освоения серийного производства.

Однако такое же задание (разработка двухконтурного турбореактивного двигателя одноразового применения) получило МНПО «Союз» (руководитель — Фаворский Олег Николаевич). Параллельно с работой по созданию двигателя ТРДД-50 начинается разработка подобного двигателя (Р95-300, «изделие 95») на те же объекты. После завершения государственных испытаний вся документация по «изделию 95» была передана на «Запорожский моторостроительный завод» для освоения его серийного производства.

Перед МАП возникла дилемма — какому из этих двух двигателей дать «зелёную дорогу». Вопрос был поставлен на обсуждение в научно-техническом совете МАП. С одной стороны, ТРДД-50 превосходил конкурента по живучести, с другой, по вине этого двигателя[1] окончились неудачей несколько испытательных пусков. В итоге на совете было принято решение о запуске в крупносерийное производство «изделия 95», закрыв таким образом дорогу в жизнь на многие годы двигателю ТРДД-50.

С распадом СССР единственный производитель двигателя Р95-300 остался на Украине. В связи с этим было решено возобновить выпуск «изделия 36» для замены исчерпавших ресурс Р95-300 и оснащения новых КР.

НПО «Сатурн» совместно с ОМКБ начиная с 2000 года вело работы по восстановлению производства (для замены двигателей Р95-300) и ремонту «изделия 36». В частности, в крупносерийное производство запущены модификации базовой модели ТРДД-50 — двигатели ТРДД-50А и ТРДД-50АТ. На самом же ОМКБ разработали и наладили выпуск ещё одной модификации — двигателя ТРДД-50Б («Изделие 37»).

В настоящее время на обоих предприятиях идёт активный выпуск различных модификаций двигателя ТРДД-50. Кроме того, продолжается активный процесс модернизации старых и разработки новых перспективных крылатых ракет, где используется ТРДД-50.

Интересные факты

  • На одних испытаниях присутствовали сразу два двигателя — ТРДД-50 и Р95-300. Первым испытывался Р95-300. Прежде чем запустить двигатель, представители МНПО «Союз» тщательно пропылесосили испытательный стенд. После настала очередь ТРДД-50. Представителей ОМКБ спросили, будут ли они пылесосить стенд, на что они очень удивились и сказали «нет».
  • Высказывалось интересное предложение — дополнительно оснастить пассажирские авиалайнеры парой двигателей ТРДД-50. Расчёт был на то, что если откажут сразу все двигатели, то запускаются ТРДД-50. Тяги для продолжения полёта было бы слишком мало, однако её вполне хватило бы на осуществление управляемой посадки. Предложение не нашло поддержки.
  • Свои первые испытательные полёты КР Х-55 проходила с двигателем ТРДД-50, т.к. на тот момент он был более доведённым, чем Р95-300.
  • Моторостроительный завод им. П. И. Баранова, располагающийся на одной территории с ОМКБ, отказался от предложения по налаживанию серийного выпуска двигателя ТРДД-50.

Характеристики двигателя ТРДД-50

Особенности двигателя:

  • Двухконтурный двухвальный турбореактивный двигатель с соосными валами контуров низкого и высокого давления.
  • Контур высокого давления — оседиагональный компрессор (одна осевая ступень и одна диагональная) и одноступенчатая осевая турбина.
  • Контур низкого давления — одноступенчатый вентилятор с широкохордными лопатками и одноступенчатая осевая турбина.
  • Кольцевая полупетлевая камера сгорания с вращающейся форсункой.
  • Автономная маслосистема.
  • Электронно-гидравлическая система регулирования.
  • Встроенный электрогенератор мощностью 4 кВт.
  • Высокая топливная экономичность.
  • Стойкость к попаданию на вход мелких посторонних предметов (птицы, пыль и др.).
  • Стойкость к воздействию ударных и тепловых волн.
  • Способность к самопроизвольному выходу из помпажа после исчезновения вызвавшей его причины.
  • Надёжный запуск во всём диапазоне внешних условий эксплуатации (t от −50 С° до +60 С°, высота до 10000 м).
  • Длительный режим работы — до 10 ч (по проекту, возможна более длительная работа).
  • Высокая надёжность — 1 отказ на 1000 запусков (по проекту).
  • Возможность работы на максимальном режиме до 1-2 ч.
  • Высокая приёмистость.
  • Возможность отбора воздуха на нужды летательного аппарата.

Технические данные ТРДД-50АТ:

  • Максимальная тяга — 450 кгс.
  • Удельный расход топлива на максимальном режиме — 0,71 кг/кгс*ч.
  • Диаметр — 330 мм.
  • Длина — 850 мм.
  • Сухой вес — 82 кг.
  • Используемое масло — ВТ-301.
  • Используемое топливо — Т-1 (авиационный керосин), Т-6, Т-10 (децилин), ТС-1, РТ.

Объекты, куда может устанавливаться ТРДД-50

Применение

В ходе сирийской операции российские войска в ноябре 2015 года впервые применили крылатые ракеты Х-101.

7 октября корабли Каспийской флотилии выполнили 26 пусков крылатых ракет морского базирования «Калибр» (что стало первым их боевым применением) из акватории Каспийского моря, уничтожив 11 целей на территории Сирии. 20 ноября корабли Каспийской флотилии выполнили 18 пусков крылатых ракет, поразив 7 целей на территории Сирии. 8 декабря 2015 года удары крылатыми ракетами по целям в Сирии произвела подводная лодка «Ростов-на-Дону», находившаяся в акватории Средиземного моря.

Разработки на базе ТРДД-50

Разработки НПО «Сатурн»:

  • ТРДД-50А («Изделие 36М», предназначен для крылатых ракет авиационного базирования).
  • ТРДД-50АТ («Изделие 36МТ», предназначен для тактических ракет Х-59МЭ, Х-59МК, Х-35Э).

Разработки ОАО «ОМКБ»:

  • ТРДД-50Б («Изделие 37», предназначен для крылатых ракет морского базирования типа «Club», разработки ОКБ «Новатор»; этими ракетами оснащаются перспективные ударные ПЛ).

Подобные двигатели

Примечания

  1. ↑ 3К10 / С-10 Гранат — SS-N-21 SAMPSON | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945 г.)

Ссылки

Омское моторостроительное конструкторское бюро

Омское моторостроительное конструкторское бюро (АО «ОМКБ», ОКБ-29) — российская компания, специализирующаяся на разработке, производстве и ремонте малоразмерных газотурбинных двигателей гражданского и военного применения, а также наземных энергоузлов, турбостартеров и другого оборудования.

Р95-300

Р95-300 — [уточнить] короткоресурсный двухконтурный турбореактивный двигатель. Имеет также обозначение «Изделие 95». Предназначен для установки на дозвуковых летательных аппаратах.

Список авиационных двигателей СССР и постсоветских стран

Список авиационных двигателей СССР и постсоветских стран

Х-35

Х-35 («Изделие 78», индекс ракеты УРАВ ВМФ — 3М24, по кодификации NATO — AS-20 Kayak (рус. «каяк»)) — советская / российская дозвуковая маловысотная противокорабельная ракета, предназначенная для уничтожения кораблей водоизмещением до 5000 тонн.

Разработана ОКБ Звезда (ОКБ-455). Может применяться с авиации, кораблей — ракетный комплекс «Уран» (по кодификации НАТО: SS-N-25 «Switchblade» (рус. «выкидной нож»)) и береговых ракетных комплексов «Бал» (индекс ГРАУ 3К60, по кодификации НАТО: SSC-6 «Sennight» (рус. «Неделя»)). Для применения с вертолётов, кораблей и наземных пусковых установок используется модификация с твердотопливным стартовым ускорителем.

Х-55

Х-55 (произносится как «Ха-55») («изделие 120», общеизвестное название — РКВ-500, по кодификации МО США и НАТО — AS-15 Kent) — советская/российская стратегическая авиационная крылатая ракета, разработанная в дубненском МКБ «Радуга» под руководством И. С. Селезнёва в конце 1970-х — начале 1980-х годов для вооружения стратегических бомбардировщиков.

Совершает полёт на дозвуковых скоростях на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами.

Носителями Х-55 являются стратегические бомбардировщики Ту-95, Ту-160.

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Чудо-двигатели для чудо-ракет: ТРДД 37-01, на которых 3М14 долетели до Сирии

.
В дополнение к статье от 26.03 (ссылка 1), неожиданно ставшей сверхпопулярной (82 910 уникальных посетителей за три дня) благодаря столь же неожиданному ракетному удару ВМФ РФ по инфраструктуре ИГИЛ, стоит отдать должное создателям одного из двух шедевров военной техники (наряду с системой наведения по рельефу местности), сделавших возможным столь радикальный перелом в осознании реальных возможностей российских вооружённых сил. ©


Фото с сайта Объединённой двигателестроительной корпорации


Это не слишком серьёзное на первый взгляд изделие, напоминающее бытовой пылесос, есть не что иное, как малогабаритный двухконтурный турбореактивный двигатель ТРДД-50Б (37-01), разработанный в Омском моторостроительном КБ (ОМКБ), выпускаемый серийно в НПО «Сатурн» (Рыбинск) и применяемый в качестве маршевого двигателя на КРБД. 3М14 комплекса «Калибр» (ОКБ «Новатор», Екатеринбург).. По данным от производителя 37-01 имеет следующие технические характеристики:

максимальная тяга – 450 кгс;
удельный расход топлива на максимальном режиме – 0,71 кг/кгс/час;
диаметр – 330 мм; длина – 850 мм; сухой вес – 82 кг;
используемое топливо – авиационный керосин ТС-1, Т-1, Т-6, РТ, децилин Т-10 (ссылка 2).

В это трудно поверить, но стратегическую крылатую ракету полётной массой около 1 300 кг со скоростью 850 км/час (0,7 М) несёт «движок» размером с дорожную сумку, который без труда могут поднять два человека (доля массы ТРДД в нагрузке масс ракеты – всего 6%). ©

Экономичность двигателя впечатляет не меньше его массогабаритных характеристик. При заявленном удельном расходе топлива запас горючего для полёта на полную дальность (1 500 км, 1 час 45 мин.) должен составлять 560 кг (около 45% от полётной массы) (*). Это означает, что 3М14 расходует 48 литров авиационного керосина на 100 км полёта, что соответствует расходу топлива КАМАЗа-6460 (ссылка 3) (**). ■

(*) Доля топлива в полётной массе ракеты не вызывает особых сомнений, т. к. на БЧ (450 кг) приходится 35% и, за вычетом ТРДД,. на планер, аппаратуру управления, рулевые приводы и прочее остаётся порядка 15%, которые представляются более-менее достоверными.
(**) Авиакеросин (ТС-1) по стоимости почти не отличается от дизельного топлива (ссылка 4). ©

navy-korabel.livejournal.com

ТРДД-50 — Википедия. Что такое ТРДД-50

ТРДД-50 — малогабаритный двухконтурный турбореактивный двигатель (ДТРД) одноразового применения. Название является аббревиатурой от слов «ТурбоРеактивный Двухконтурный Двигатель». Предназначен для установки на дозвуковых летательных аппаратах.

История

Изначально ТРДД-50 предназначался для крылатой ракеты (КР) авиационного базирования Х-55 (РКВ-500; обозначение НАТО — AS-15 «Kent»), разработки МКБ «Радуга». Разработан в конце 1970-х годов Омским Моторостроительным Конструкторским Бюро. Является ответом на американские КР типа BGM-109 «Томагавк» с двигателем F107. По ряду показателей ТРДД-50 превосходит двигатель F107. Тем не менее, качества двигателя позволяют использовать его для широкого круга летательных аппаратов — от КР разных типов до БЛА (разведчики, мишени).

Во второй половине 1970-х Министерство авиационной промышленности (МАП) поручило ОМКБ (главный конструктор Пащенко Виктор Степанович) разработать двухконтурный турбореактивный двигатель для крылатых ракет разработки МКБ «Радуга», руководителем которого был Игорь Селезнёв. В последующем к этому заданию присоединилось и ОКБ «Новатор» (главный конструктор Лев Люльев). Решению о разработке также способствовало твёрдое мнение специалистов ЦИАМ, которые прекрасно знали способности конструкторов и потенциальные возможности ОМКБ.

Работы по созданию ТРДД-50 начались в 1976 году и проходили весьма успешно. В основу конструкции были положены лучшие наработки конструкторов ОМКБ. Двигатель был своевременно поставлен для проведения лётных испытаний. В 1980 году были успешно проведены государственные испытания компоновки двигателя с пилоном («Изделие 36», для МКБ «Радуга»), а через некоторое время другой — «встроенной» компоновки («Изделие 36-01», для ОКБ «Новатор»). Эти испытания стали триумфом для ОМКБ, учитывая, что параллельно велись напряжённые работы по доводке и подготовке к государственным испытаниям двигателей ТВД-10Б и ВСУ-10.

После проведения государственных испытаний двигателя ТРДД-50 техническая документация была передана на моторостроительный завод «Рыбинские моторы» (позже вошедший в состав НПО «Сатурн») для освоения серийного производства.

Однако такое же задание (разработка двухконтурного турбореактивного двигателя одноразового применения) получило МНПО «Союз» (руководитель — Фаворский Олег Николаевич). Параллельно с работой по созданию двигателя ТРДД-50 начинается разработка подобного двигателя (Р95-300, «изделие 95») на те же объекты. После завершения государственных испытаний вся документация по «изделию 95» была передана на «Запорожский моторостроительный завод» для освоения его серийного производства.

Перед МАП возникла дилемма — какому из этих двух двигателей дать «зелёную дорогу». Вопрос был поставлен на обсуждение в научно-техническом совете МАП. С одной стороны, ТРДД-50 превосходил конкурента по живучести, с другой, по вине этого двигателя[1] окончились неудачей несколько испытательных пусков. В итоге на совете было принято решение о запуске в крупносерийное производство «изделия 95», закрыв таким образом дорогу в жизнь на многие годы двигателю ТРДД-50.

С распадом СССР единственный производитель двигателя Р95-300 остался на Украине. В связи с этим было решено возобновить выпуск «изделия 36» для замены исчерпавших ресурс Р95-300 и оснащения новых КР.

НПО «Сатурн» совместно с ОМКБ начиная с 2000 года вело работы по восстановлению производства (для замены двигателей Р95-300) и ремонту «изделия 36». В частности, в крупносерийное производство запущены модификации базовой модели ТРДД-50 — двигатели ТРДД-50А и ТРДД-50АТ. На самом же ОМКБ разработали и наладили выпуск ещё одной модификации — двигателя ТРДД-50Б («Изделие 37»).

В настоящее время на обоих предприятиях идёт активный выпуск различных модификаций двигателя ТРДД-50. Кроме того, продолжается активный процесс модернизации старых и разработки новых перспективных крылатых ракет, где используется ТРДД-50.

Интересные факты

  • На одних испытаниях присутствовали сразу два двигателя — ТРДД-50 и Р95-300. Первым испытывался Р95-300. Прежде чем запустить двигатель, представители МНПО «Союз» тщательно пропылесосили испытательный стенд. После настала очередь ТРДД-50. Представителей ОМКБ спросили, будут ли они пылесосить стенд, на что они очень удивились и сказали «нет».
  • Высказывалось интересное предложение — дополнительно оснастить пассажирские авиалайнеры парой двигателей ТРДД-50. Расчёт был на то, что если откажут сразу все двигатели, то запускаются ТРДД-50. Тяги для продолжения полёта было бы слишком мало, однако её вполне хватило бы на осуществление управляемой посадки. Предложение не нашло поддержки.
  • Свои первые испытательные полёты КР Х-55 проходила с двигателем ТРДД-50, т.к. на тот момент он был более доведённым, чем Р95-300.
  • Моторостроительный завод им. П. И. Баранова, располагающийся на одной территории с ОМКБ, отказался от предложения по налаживанию серийного выпуска двигателя ТРДД-50.

Характеристики двигателя ТРДД-50

Особенности двигателя:

  • Двухконтурный двухвальный турбореактивный двигатель с соосными валами контуров низкого и высокого давления.
  • Контур высокого давления — оседиагональный компрессор (одна осевая ступень и одна диагональная) и одноступенчатая осевая турбина.
  • Контур низкого давления — одноступенчатый вентилятор с широкохордными лопатками и одноступенчатая осевая турбина.
  • Кольцевая полупетлевая камера сгорания с вращающейся форсункой.
  • Автономная маслосистема.
  • Электронно-гидравлическая система регулирования.
  • Встроенный электрогенератор мощностью 4 кВт.
  • Высокая топливная экономичность.
  • Стойкость к попаданию на вход мелких посторонних предметов (птицы, пыль и др.).
  • Стойкость к воздействию ударных и тепловых волн.
  • Способность к самопроизвольному выходу из помпажа после исчезновения вызвавшей его причины.
  • Надёжный запуск во всём диапазоне внешних условий эксплуатации (t от −50 С° до +60 С°, высота до 10000 м).
  • Длительный режим работы — до 10 ч (по проекту, возможна более длительная работа).
  • Высокая надёжность — 1 отказ на 1000 запусков (по проекту).
  • Возможность работы на максимальном режиме до 1-2 ч.
  • Высокая приёмистость.
  • Возможность отбора воздуха на нужды летательного аппарата.

Технические данные ТРДД-50АТ:

  • Максимальная тяга — 450 кгс.
  • Удельный расход топлива на максимальном режиме — 0,71 кг/кгс*ч.
  • Диаметр — 330 мм.
  • Длина — 850 мм.
  • Сухой вес — 82 кг.
  • Используемое масло — ВТ-301.
  • Используемое топливо — Т-1 (авиационный керосин), Т-6, Т-10 (децилин), ТС-1, РТ.

Объекты, куда может устанавливаться ТРДД-50

Применение

В ходе сирийской операции российские войска в ноябре 2015 года впервые применили крылатые ракеты Х-101.

7 октября корабли Каспийской флотилии выполнили 26 пусков крылатых ракет морского базирования «Калибр» (что стало первым их боевым применением) из акватории Каспийского моря, уничтожив 11 целей на территории Сирии. 20 ноября корабли Каспийской флотилии выполнили 18 пусков крылатых ракет, поразив 7 целей на территории Сирии. 8 декабря 2015 года удары крылатыми ракетами по целям в Сирии произвела подводная лодка «Ростов-на-Дону», находившаяся в акватории Средиземного моря.

Разработки на базе ТРДД-50

Разработки НПО «Сатурн»:

  • ТРДД-50А («Изделие 36М», предназначен для крылатых ракет авиационного базирования).
  • ТРДД-50АТ («Изделие 36МТ», предназначен для тактических ракет Х-59МЭ, Х-59МК, Х-35Э).

Разработки ОАО «ОМКБ»:

  • ТРДД-50Б («Изделие 37», предназначен для крылатых ракет морского базирования типа «Club», разработки ОКБ «Новатор»; этими ракетами оснащаются перспективные ударные ПЛ).

Подобные двигатели

Примечания

Ссылки


wiki.sc

ТРДД-50 Википедия

ТРДД-50

Разрезной макет двигателя ТРДД-50АТ (фото с выставки МАКС-2005)
Тип ДТРД
Страна СССР СССР/Россия Россия
Использование
Применение Х-55
3М10
3М14
3М54
Развитие ТРДД-50Б
Производство
Конструктор /ОМКБ
Производитель /НПО «Сатурн»
Обозначение Изделие 36
Варианты ТРДД-50А
ТРДД-50АТ
Массогабаритные характеристики
Сухая масса 82 кг
Длина 850 мм
Диаметр 330 мм
Рабочие характеристики
Тяга 450 кгс
Удельный расход топлива 0,71 кг/кгс·ч

ТРДД-50 — малогабаритный двухконтурный турбореактивный двигатель (ДТРД) одноразового применения. Название является аббревиатурой от слов «ТурбоРеактивный Двухконтурный Двигатель». Предназначен для установки на дозвуковых летательных аппаратах.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Интересные факты
  • 3 Характеристики двигателя ТРДД-50
  • 4 Объекты, куда может устанавливаться ТРДД-50
  • 5 Применение
  • 6 Разработки на базе ТРДД-50
  • 7 Подобные двигатели
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

История[ |

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.