на что способны новейшие минные тральщики России — РТ на русском

Военно-морской флот России получил новейший тральщик проекта 12700 «Иван Антонов». Производство этих кораблей развёрнуто на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ). Особенность проекта 12700 (шифр «Александрит») заключается в самом большом в мире монолитном корпусе из стеклопластика. Он позволяет надёжно защитить тральщик от вражеских магнитных мин. В ближайшие годы Минобороны планирует получить десять «Александритов». Как полагают эксперты, корабли проекта 12700 позволят укрепить противоминную оборону российских военно-морских баз.

В выходные в Балтийске прошла торжественная церемония поднятия Андреевского флага на базовом тральщике проекта 12700 «Иван Антонов», сообщает Минобороны России. Приказом командующего ВМФ Владимира Королёва этот корабль противоминной обороны (ПМО) был зачислен в состав Военно-морского флота.

«Серийный корабль ПМО «Иван Антонов» отличается по целому ряду характеристик от головного корабля этого проекта «Александр Обухов», на котором в ходе эксплуатации была произведена апробация и проверка ряда узлов и систем», — говорится на сайте Минобороны. 

Военное ведомство отмечает, что минно-тральные силы ВМФ будут развиваться за счёт серийного строительства кораблей проекта 12700. В долгосрочных планах Минобороны России — строительство 40 минных тральщиков, причём каждый новый корабль будет совершеннее предыдущего.

Также по теме

От «стратегов» до корветов: какие корабли получит ВМФ России в ближайшие годы

29 июля в России отмечается День Военно-морского флота. На отечественных предприятиях строится целый ряд новых кораблей, которые…

Проект 12700, известный под шифром «Александрит», является продуктом научной мысли Центрального морского конструкторского бюро (ЦМКБ) «Алмаз». Серийное производство корабля развёрнуто на СНСЗ в Санкт-Петербурге.

В общей сложности Минобороны планирует получить около 40 тральщиков в ближнесрочной перспективе. До 2027 года запланировано построить десять кораблей. В настоящее время в составе флота, помимо «Ивана Антонова», находится только один корабль — «Александр Обухов», введённый в строй в декабре 2016 года. В процессе строительства — четыре тральщика проекта 12700 («Георгий Курбатов», «Владимир Емельянов», «Яков Баляев», «Пётр Ильичёв»). В 2019 году будет заложен ещё один корабль — «Анатолий Шлемов».

«Минные тральщики по-прежнему играют огромную роль в обеспечении безопасности военно-морских баз и проводки кораблей через минные заграждения. Как правило, они действуют в ближней морской зоне и в устьях крупных рек. Главная задача тральщиков — обследование морского пространства и подрыв найденных мин», — пояснил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

«Стеклянный» корабль

 

Минобороны называет корабли проекта 12700 тральщиками нового поколения. Главное отличие «Александрита» от предшественников заключается в широком использовании полимерных композитных материалов. В частности, у новейшего российского корабля самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика. Его длина составляет 61 м, ширина — 10 м.

Корпуса и другие крупногабаритные конструкции тральщика изготавливаются из композитов с применением технологии вакуумной инфузии, считающейся наиболее эффективной на сегодняшний день. Композитные материалы легче металлов и превосходят их по физико-механическим свойствам. Основные их преимущества заключаются в повышенной прочности, живучести и увеличенном сроке эксплуатации.

Разработкой корпуса для корабля проекта 12700 из монолитного стеклопластика занимались специалисты СНСЗ, сотрудники ЦНИИ имени академика Крылова и ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей».

  • Тральщик «Георгий Курбатов» в процессе строительства
  • © АО «СНСЗ»

Последние годы СНСЗ наращивает производственные мощности композитных изделий. Так, 20 апреля 2017 года состоялась торжественная церемония открытия второй очереди цеха стеклопластикового судостроения с встроенным четырёхэтажным административно-бытовым корпусом.

Дмитрий Корнев отметил, что широкое использование композитных материалов при строительстве корабля ПМО является необходимой мерой в условиях современного театра военных действий.

По его словам, стеклопластиковый корпус позволяет оберегать «Александрит» от опасности поражения морской миной.

«Со времён Второй мировой войны очень часто используются магнитные мины. Они до сих пор остаются, пожалуй, самыми эффективными, несмотря на существование технологии «размагничивания» корпуса корабля. Она предполагает обработку специальными веществами, но во время плавания корпус всё равно электризуется. Изготовление корпуса из композитов полностью снимает эту проблему», — сказал Корнев.

Как отметил эксперт, появление «Александрита» — это ответ Минобороны на изменение формы противоминной борьбы из-за появления многоканальных взрывателей комбинированного типа. В связи с этим, как полагает Корнев, исчезла острая необходимость в сплошном способе траления, который применялся ранее. 

Незаменимые помощники

Тральщик проекта 12700 представляет собой достаточно небольшое судно водоизмещением 890 т. Дальность плавания «Александрита» составляет 1,5 тыс. морских миль (2,7 тыс. км), полная скорость хода — 16,5 узла (30 км/ч), автономность — десять суток, экипаж — до 44 человек.

На корабле размещены зондирующая аппаратура, радиолокационное и радиоэлектронное оборудование, различные виды тралов, минно-торпедное вооружение, зенитный комплекс ближнего действия 9К38 «Игла», 30-миллиметровая шестиствольная автоматическая пушка АК-306 и 14,5-миллиметровая морская тумбовая пулемётная установка (на базе пулемёта Владимирова).

  • Корабль противоминной обороны «Александр Обухов»
  • РИА Новости
  • © Алексей Даничев

Кроме того, на вооружении «Александрита» находятся многофункциональные безэкипажные катера. До введения санкций Россия закупала французские беспилотники ЕСА Inspector Mk 2. В 2016 году для проекта 12700 начались испытания российского аналога под названием «Искатель». Впервые этот катер был представлен летом 2017 года на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге.

«Искатель» не уступает по тактико-техническим характеристикам Inspector Mk 2. Водоизмещение российского аппарата составляет 5,4 т, длина — 8,4 м, ширина — 3 м, высота — 3,4 м, скорость полного хода — 25 узлов (46 км/ч), автономность — семь суток, масса полезной нагрузки — 500—600 кг.

«Безэкипажные катера — незаменимые помощники современного тральщика. Они позволяют расширить площадь обследуемой акватории. Также их можно отправить выполнять задачу в наиболее опасные участки и таким образом минимизировать риск для экипажа тральщика», — пояснил Корнев.

Собеседник RT уверен, что появление «Александрита» повысит возможности минно-тральных сил ВМФ. В первую очередь, как считает Корнев, новейшие корабли ПМО имеет смысл задействовать для обеспечения безопасности военно-морских баз.

«На защиту каждой базы ВМФ необходимо выделить один — два «Александрита». Я думаю, что это будет первоочередной задачей Минобороны. Таким образом, России понадобится около десятка этих кораблей. Именно столько должно поступить в состав флота до 2027 года. Затем можно строить их и для обороны наиболее важных пунктов базирования ВМФ», — резюмировал Корнев.

russian.rt.com

Первый стеклопластиковый тральщик России (фото, видео)

Первый стеклопластиковый тральщик, названный в честь Героя Советского Союза, Александра Обухова, вошел в состав ВМФ Российской Федерации. Следует отметить, что это первый корабль из стеклопластика в российском военном флоте.

Из данной статьи вы узнаете об истории и технологиях создания данного корабля, его характеристиках и планах по дальнейшему развитию проекта. В заключительной части материала вас ожидают фотографии и видео о первом тральщике из стеклопластика в ВМФ России.

Применение композиционных материалов в судостроении обусловлено необходимостью снижения веса, повышения прочности, долговечности и общей эффективности эксплуатации.

Упомянутый корабль стал первым, созданным в рамках проекта 12700 “Александрит”. Он сможет бороться с минами при помощи различных тралов, телеуправляемых и автономных необитаемых подводных аппаратов. Помимо высокой прочности стеклопластикового корпуса, его использование также позволило добиться существенного снижения общей массы корабля, водоизмещение которого составило всего 890 тонн. Длинна тральщика составляет 61 метр, а ширина 10 метров. Корабль будет управляться командой из 44 человек.

Корабль был заложен 22 сентября 2011 года и спущен на воду в июне 2014 года. В феврале 2015 года было объявлено о начале швартовых испытаний данного корабля.

Особенности конструкции стеклопластикового тральщика

“Александр Обухов” имеет уникальный, самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии. Сообщает ИА ТАСС.

Как уже было отмечено, создают такие корабли в Санкт-Петербурге, на Средне-Невском судостроительном заводе. Следует отметить, что это единственное предприятие на территории Российской Федерации, освоившее технологию создания монолитных корпусов длиной до 80 метров.

Использование композиционных материалов на основе стекловолокна позволило добиться ряда существенных преимуществ: увеличенная прочность корпуса и на 20% уменьшенная масса (250 тонн без оборудования и надстроек), а также отсутствие металла, на который могут сработать мины. Немагнитный корпус — одно из важнейших качеств для корабля противоминной обороны. Кроме того, срок службы такого корпуса в агрессивной морской воде больше, чем у корпуса из маломагнитной стали, — более 30 лет.

Стеклопластиковый тральщик – технология создания

Производство стеклопластиков в Санкт-Петербурге было освоено еще в 60-х годах прошлого века. На сегодняшний день технологии создания кораблей и судов из композиционных материалов претерпели существенный прогресс и насчитывают 3 основных способа получения композитов:

Корпус стеклопластикового тральщика проекта “Александрит”, первым представителем которого и стал “Александр Обухов” создан по методу вакуумной инфузии.

Суть метода и процесс создания:

Большая матрица, полностью повторяющая форму корпуса корабля, выстилается специальным армирующим материалом (стеклоткань или углеткань). В зависимости от того, какой это участок корпуса, число слоев такой “ткани” может доходить до нескольких десятков. Далее материал полностью покрывается герметичной пленкой, к которой присоединено множество трубок. Затем, через эти трубки подается смола, которая пропитывает все слои армирующего материала за счет вакуума, созданного под пленкой и, тем самым, выступает в качестве так называемой «матрицы композиционного материала». В результате получается прочное и легкое изделие — корпус корабля, “залитый” в форму.

Технологии вакуумной инфузии и RTM сокращают длительность изготовления конструкций и обеспечивают практически полное отсутствие выбросов вредных веществ.

В качестве армирующих материалов используются стеклянные и угольные ткани различного плетения. Большинство из них было европейского производства, однако со временем Средне-Невский судостроительный завод стал осуществлять переход на композитные материалы российского производства. Уже сегодня российские смолы проходят последние необходимые испытания, ожидается, что они будут активно использованы при постройке последующих кораблей.

Тральщик «Александр Обухов» – справка:

Александр Афанасьевич Обухов

Александр Афанасьевич Обухов – капитан первого ранга, Герой Советского Союза.

Родился 1 мая 1917 года в Саратове. Окончил Военно-морское Краснознаменное училище имени Фрунзе. До начала ВОВ принимал участие в советско-финской войне (1939-1940 годы).

Звание Героя, вместе с орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» было присвоено Александру Афанасьевичу 6 марта 1945 года за доблесть и мужество, проявленные в 138 морских сражениях, в том числе во время операции по высадке боевого десанта на острове Хийумаа (Эстония).

После войны работал на различных должностях в системе ВМФ, в том числе, являлся преподавателем в Военно-морской академии ордена Ленина.

Скончался 12 января 2009 года, похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Тральщик – корабль специального назначения, используемый для поиска, обнаружения и ликвидации морских мин, а также для проводки кораблей и судов сквозь минные заграждения.

Кстати, интересный факт: “кораблями” принято называть именно плавательные средства военного назначения, все остальные плавсредства “гражданского назначения” (от малых яхт до гигантских круизных лайнеров) считаются судами!

Первый стеклопластиковый тральщик – фото и видео:

Итак, первый стеклопластиковый тральщик “Александр Обухов” вступил в строй военно-морского флота России. Второй корабль указанного проекта, получивший название “Георгий Курбатов” на верфи Средне-Невского завода весной 2015 года. Начало создания третьего корабля данного класса запланировано на весну будущего года. Сдать их в эксплуатацию планируется до 2018 года включительно.


Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

mplast.by

ВМФ РФ нечем заменять списываемые тральщики » Военное обозрение

Как сообщает интернет-портал flot.com, списывающиеся тральщики остаются без замены ввиду отсутствия пополнения флота судами данного типа.

В конце 2016 года из состава флота исключили два морских тральщика III ранга проекта 266М «Вице-адмирал Жуков» (ЧФ) и «Комендор» (СФ). При этом единственное предприятие, ведущее в настоящее время постройку судов указанного типа – Средне-Невский судостроительный завод, не получало новых заказов на морские или рейдовые тральщики для ВМФ страны.
Морской тральщик «Комендор» построили на Средне-Невском судостроительном заводе в 1974 году. Он входил в состав 144-й тактической группы тральщиков гвардейской 7-ой бригады кораблей охраны водного района Краснознаменной Кольской флотилии. В 2009 году корабль проходил ремонт на СРЗ «Нерпа».

Морской тральщик проекта 266М «Вице-адмирал Жуков» на разборке, март 2017 года

Аналогичный «Комендору» «Вице-адмирал Жуков» построен также на СНСЗ в 1978 году. Он входил в состав 150-й тактической группы тральщиков Краснознаменной 68-й бригады кораблей охраны водного района Крымской военно-морской базы. В марте 2017 года исключенный из состава ВМФ корабль находился на разборке у причала 91-го СРЗ.

Мне довелось служить в том числе на морском тральщике проекта 254, их построили почти три сотни. Современные базовые тральщики проекта 12700 – возможно, и эффективны, но их планируется построить всего три десятка. Не обеспечить флот тральщиками – преступление. Мы, ветераны, чья служба закончилась еще в прошлом веке, постоянно поднимаем вопрос обеспеченности флота такими кораблями. ВМФ остро нуждается в рейдовых и морских тральщиках, а также современном отечественном оборудовании для них.


– пояснил глава ветеранской организации соединений траления ВМФ капитан II ранга в отставке Николай Иванов.

Средне-Невский судостроительный завод построил последний морской тральщик для ВМФ «Вице-адмирал Захарьин» в 2008 году, переданный в начале 2009 в состав Черноморского флота. Единственный корабль проекта 02668, шифр «Агат», заложили еще в 1990 году. Кроме того, предприятие построило 9 рейдовых тральщиков проекта 10750, в том числе РТ «Алатау» для Казахстана. На текущий момент для отечественного ВМФ России такие корабли не строят.

В период с 2001 по 2014 годы только на Балтийском флоте списали минимум 7 тральщиков. При этом относительно новые корабли проекта 12592, построенные в 1990 году, вывели в 2014 году из состава флота и распродали по частям.

Как сегодня уже сообщало ВО, заместитель главкома ВМФ по вооружениям Виктор Бурсук сообщил о планах развернуть постройку кораблей противоминной обороны нового поколения для ВМФ России на Дальнем Востоке, не ограничиваясь верфями Санкт-Петербурга.

topwar.ru

Новый тральщик ВМФ РФ » Военное обозрение

По информации РИА Новости, на Средне-Невском судостроительном заводе, входящем в состав в Объединенной судостроительной корпорации, 25 января планируется заложить корабль противоминной обороны нового поколения для ВМФ РФ «Иван Антонов». «Двадцать пятого января на Средне-Невском судостроительном заводе состоится торжественная церемония закладки корабля противоминной обороны нового поколения для ВМФ РФ. По приказу главного командования ВМФ РФ строящемуся на СНСЗ кораблю присвоено действительное наименование морской тральщик «Иван Антонов», — сообщает администрация завода.
Он относится к серии кораблей, контракт на строительство которой был подписан с министерством обороны РФ в апреле 2014 года. Согласно условиям делового соглашения, сдача серийных кораблей запланирована в период с 2016 по 2018 годы.

Корабль проекта 12700 спроектирован ЦМКБ «Алмаз» и является новым поколением кораблей ПМО. Корабль предназначен для поиска и уничтожения мин в акваториях военно-морских баз на безопасной для корабля дистанции. Водоизмещение корабля составляет 890 тонн, длина — 61 метр, ширина — 10 метров, скорость хода при полном водоизмещении — 16,5 узла, экипаж — 44 человека.
В целях противоминной борьбы корабль может применять различные виды тралов, телеуправляемые и автономные необитаемые подводные аппараты. Его характерной чертой является высокая маневренность, достигнутая за счет оснащения эффективным комплексом различных подруливающих устройств. Это уникальный тральщик с самым большим в мире корпусом из монолитного стеклопластика, сформированным методом вакуумной инфузии. Данная технология в российском военном кораблестроении применена впервые. Преимуществом указанного корпуса является более высокая прочность в сравнении с аналогами из маломагнитной стали, существенно продлевающая срок его службы.

Ранее указывалось, что головной корабль противоминной обороны «Александр Обухов» передали ВМФ России 9 декабря 2016 года. В настоящее время на заводе ведется строительство корабля «Георгий Курбатов» (первый серийный корабль проекта 12700).

topwar.ru

ВМФ РФ получит 20 тральщиков проекта 12700 » Военное обозрение

Как сообщают РИА Новости, представитель Департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ по ВМФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало заявил: «В настоящее время в составе флота находится и выполняет задачи головной корабль проекта 12700 «Александр Обухов», а второй по счету корабль ПМО «Георгий Курбатов» находится на стапелях Средне-Невского Судостроительного завода в постройке. В ближнесрочной перспективе планируется строительство около 20 кораблей противоминной обороны проекта 12700 для ВМФ России».

На 21 января на «Средне-Невском судостроительном заводе» (Санкт-Петербург) запланирована церемония закладки третьего по счету тральщика.


Корабль противоминной оброны проекта 12700 «Александрит» разработан ЦМКБ «Алмаз» и является новым поколением тральщиков. Противоминный контур корабля формируется с применением новейших, высокоэффективных гидроакустических станций, размещаемых как на самом корабле, так и на телеуправляемых и автономных подводных аппаратах. При этом сохраняется способность использования традиционного трального вооружения.
Водоизмещение тральщиков составляет 890 тонн, длина 61 метр, ширина 10 метров, скорость хода при полном водоизмещении 16,5 узлов, экипаж свыше 40 человек. Корабль обладает высокой маневренностью за счет применения эффективного комплекса различных подруливающих устройств. Данный корабль имеет уникальный, самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии. В качестве преимущества композитного корпуса выступают меньшая масса и более высокая прочность в сравнении с корпусами из маломагнитной стали, что повышает живучесть корабля при поиске мин и увеличивает срок его службы.

В целом по оценке главного командования ВМФ России корабли противоминной обороны нового поколения проекта 12700 существенно повысят эффективность действий минно-тральных сил Военно-морского флота.

Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

topwar.ru

Головной тральщик проекта 12700 «Александр Обухов» передан ВМФ России

13.12.2016 | Армия и ВМФ01321

Как сообщил Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны России, 9 декабря 2016 года в Кронштадте состоялась торжественная церемония подъема Андреевского флага на новейшем корабле противоминной обороны (ПМО) нового поколения «Александр Обухов» [проекта 12700]. Приказом Главнокомандующего ВМФ России Адмирала Владимира Королева корабль ПМО «Александр Обухов» зачислен в состав Военно-Морского Флота.

В ходе торжественной церемонии у причала в Кронштадте, Главком ВМФ вручил командиру корабля Андреевский флаг, который был торжественно поднят на флагштоке.

Церемония подъема Военно-Морского флага на головном базовом тральщике проекта 12700 «Александр Обухов». Кронштадт, 09.12.2016 (с) Александр Демьянчук / ТАСС

Выступая перед экипажем корабля ПМО «Александр Обухов» и участниками торжественной церемонии Главнокомандующий ВМФ России Адмирал Владимир Королёв отметил: «Подъем Андреевского флага на корабле противоминной обороны «Александр Обухов» открывает новую страницу в развитии минно-тральных сил Военно-Морского Флота. Мы получаем в состав корабль, который не имеет аналогов по своим конструктивным особенностям и тактико-техническим характеристикам. Он открывает новое поколение кораблей ПМО, в строительстве и проектировании которых «Средне-Невский Завод» и конструкторское бюро «Алмаз» реализует весь свой накопленный опыт».

Адмирал Владимир Королёв, также, сказал, что «Минно-тральные силы ВМФ имеют многолетние традиции и большой опыт в освобождении морских акваторий от мин. Личный состав минно-тральных соединений флотов, экипажи тральщиков и сегодня совершенствуют свою выучку в ходе учений флотского, межфлотского и межвидового масштаба. Только в 2016 минно-тральными силами Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского флотов и Каспийской флотилии проведено свыше 12 учений с применением противоминного оружия, около 200 одиночных боевых упражнений с применением противоминного оружия выполнено рейдовыми, базовыми и морскими тральщиками. Уверен, что включение в состав Военно-Морского Флота корабля противоминной обороны «Александр Обухов» выводит вопросы применения противоминных сил и средств на новый уровень эффективности».

Говоря о перспективах развития минно-тральных сил Военно-Морского Флота, Главком ВМФ Адмирал Владимир Королёв отметил: «Министерство обороны РФ, Главное командование ВМФ, наряду с развитием подводных сил, морской авиации, береговых войск уделяет огромное внимание развитию надводной составляющей и, в частности, проектированию и строительству противоминных кораблей нового поколения. В ближнесрочной перспективе для ВМФ будет построено еще 7 кораблей типа «Александр Обухов», а планы на долгосрочную перспективу предусматривают пополнение состава флотов еще, как минимум, 40 (сорока) единицами кораблей противоминной обороны. Наша задача, чтобы противоминное обеспечение действий группировок ВМФ в море, отвечало требованиям времени. Это касается и дальнейшей работы по оснащению минно-тральных кораблей роботизированными средствами для поиска, обнаружения и уничтожения мин. Такими средствами уже обладает корабль ПМО «Александр Обухов», на котором сегодня мы поднимаем Флаг».

Акцентируя внимание на особенностях характеристик нового корабля Главнокомандующий ВМФ подчеркнул, что «при проектировании и строительстве «Александра Обухова» сделан важнейший шаг по формированию противоминного контура с применением новейших, высокоэффективных гидроакустических станций, размещаемых как на самом корабле, так и на роботизированных поисковых системах. Корабль ПМО «Александр Обухов» обладает интегрированной мостиковой системой, автоматизированной системой управления противоминными действиями. Вместе с тем, корабль способен использовать и традиционное тральное вооружение, обладает высокой маневренностью за счет применения эффективного комплекса различных подруливающих устройств. Экипаж прошел обучение в Объединенном учебном центре ВМФ».

В свою очередь, командующий войсками Западного Военного округа генерал-полковник Андрей Картаполов выразил уверенность в том, что экипаж корабля ПМО «Александр Обухов» будет с честью выполнять задачи в составе соединения кораблей охраны водного района Балтийского флота».

Корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александр Обухов» спроектирован Центральным морским конструкторским бюро ЦМКБ «Алмаз» и построен на «Средне-Невском Судостроительном Заводе».

Проект 12700 корабля противоминной обороны является базовым в вопросах формирования концепции противоминной обороны в ближней морской зоне. Корабль ПМО «Александр Обухов» имеет уникальный корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии. Для успешного внедрения этой технологии применяется современное оборудование и программные продукты, а также создано опытное производство. При проектировании и строительстве корабля этого проекта были реализованы требования Главного командования ВМФ России к кораблям минно-тральных сил нового поколения. Корабль ПМО «Александр Обухов» оснащен новейшим противоминным вооружением с применением автоматизированной системы управления противоминными действиями. Наряду с этим корабль ПМО «Александр Обухов» способен использовать и традиционное тральное вооружение.

Водоизмещение корабля составляет около 900 тонн, длина более 60 метров, скорость хода при полном водоизмещении около 17 узлов.

Корабль ПМО «Александр Обухов» обладает самым большим в мире корпусом из монолитного стеклопластика, сформированным методом вакуумной инфузии.

Преимуществами такого корпуса являются: значительное снижение всего спектра полей, большая прочность в сравнении со стальными корпусами, что обеспечивает большую живучесть корабля при проведении операций по поиску морских мин.
Кораблю Приказом Главкома ВМФ присвоено имя «Александр Обухов» в честь прославленного балтийского катерника — Героя Советского Союза А.А. Обухова (1917-2009).

Комментарий bmpd. Головной базовый тральщик «Александр Обухов» (заводской номер 521 )проекта 12700 (шифр «Александрит») был построен на АО «Средне-Невский судостроительный завод» (СНСЗ, входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация») в Санкт-Петербурге по контракту с Министерством обороны России от 30 марта 2007 года, перезаключенному 10 июня 2014 года. «Александр Обухов» был начат постройкой на СНСЗ в 2007 году, официально заложен 22 сентября 2011 года, спущен на воду 27 июня 2014 года, и начал заводские ходовые испытания 29 апреля 2016 года.

17 апреля 2014 года СНСЗ подписал контракт с Министерством обороны России на строительство серии из трех кораблей проекта 12700 (строительные номера 522 — 524) со сдачей в 2017 — 2018 годах. Первый из этих трех кораблей «Георгий Курбатов» (заводской номер 522) был начат строительством на предприятии в феврале 2015 года и официально заложен 24 апреля 2015 года. Укладка ткани в матрицу второго серийного корабля (заводской номер 523) была начата на заводе в мае 2016 года. 30 августа 2016 года на СНСЗ начались работы по строительству третьего серийного корабля (заводской номер 523) проекта 12700.

Церемония подъема Военно-Морского флага на головном базовом тральщике проекта 12700 «Александр Обухов». Кронштадт, 09.12.2016 (с) Curious / forums.airbase.ru

Экипаж головного базового тральщика проекта 12700 «Александр Обухов» в ходе торжественной церемонии подъема на корабле Военно-Морского флага. Кронштадт, 09.12.2016 (с) АО «Средне-Невский судостроительный завод»

Видео 1 канала телевидения:

 

Видео телеканалала «Звезда»:

 

Видео телеканала Ruptly TV:

 

Видео телевидения Санкт-Петербурга:

 

Источник: bmpd.livejournal.com



russkievesti.ru

Минное заграждение для российского флота

Морских тральщиков в ВМФ РФ почти не осталось. На Балтике и Каспии — уже ни одного

Второй тральщик нового поколения «Иван Антонов», строящийся на Средне-Невском судостроительном заводе в Петербурге по проекту 12700 «Александрит», будет передан ВМФ России в конце этого года, сообщает РИА Новости. Ходовые испытания корабля стартуют осенью.

Всего предполагается построить для всех четырех российских флотов восемь кораблей проекта 12700 «Александрит» ближней морской зоны. Флагман — «Александр Обухов» — уже в строю с декабря 2016 года. «Иван Антонов» (на верхнем фото), как было сказано, будет полностью готов в конце этого года. Еще три корабля — «Георгий Курбатов», «Владимир Емельянов» и «Яков Баляев» в различной степени готовности. Но они должны быть введены в строй в этом десятилетии. На постройку еще трех тральщиков подписан контракт, и они будут заложены на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) в 2018—2019 годах.

При строительстве этих кораблей, разработанных в ЦМКБ «Алмаз» используют уникальные технологии. Некоторые нигде в мире больше не встречаются. Так, например, на СНСЗ способны изготавливать монолитные корпуса из стеклопластика длиной до 80 метров на основании технологии вакуумной инфузии. Судостроители прочих стран способны делать из монолитного стеклопластика максимум катера.

Корпус из стеклопластика как нельзя лучше подходит именно для минных тральщиков, поскольку он не обладает магнитными свойствами. То есть на него не реагируют мины, срабатывающие на массу намагничивающегося металла. Между тем, раньше этот тип кораблей и в России, и в СССР строили не только из маломагнитных сталей, но даже из дерева. Корпуса советских тральщиков проекта 1265, которые начали приходить в ВМФ в 70-е годы и эксплуатируются до сих пор, как раз из дерева и изготовлены. Для защиты от химически агрессивной морской среды они покрыты сверху тонким пластиком.

Корабли проекта 12700 соответствуют новому подходу в противоминной обороне — концепции «охотника за минами». За минами, прежде всего, современными, которые способны противостоять традиционным средствам борьбы с ними — при помощи контактных тралов. В связи с чем на «Александритах» сформирован мощный противоминный контур, который включает в себя комплекс гидроакустических станций (как стационарных, так и буксируемых). Также корабли оснащены подводными аппаратами — и телеуправляемыми, и полностью автономного действия. То есть — роботизированными.

Одна из важнейших характеристик данного типа кораблей — уровень физических полей, на которые срабатывают мины. Их необходимо минимизировать. К таким мероприятиям относится создание корпуса и надстроек из стеклопластика, на который не реагируют магнитные мины. Но при этом на корабле достаточно металлического оборудования, способного намагничиваться. Поэтому на борту есть специальная аппаратура размагничивания.

Необходимо также минимизировать и электромагнитное излучение, и электростатическое поле, и акустические шумы, поскольку современные неконтактные мины имеют самые разнообразные взрыватели, настроенные на различные излучения. Зачастую одна мина может иметь универсальный взрыватель.

При разработке тральщиков проекта 12700 проведен комплекс мероприятий по снижению шумности корабля, которые сродни тем, которые используются при создании подводных лодок. Двигатель установлен на демпфирующую платформу, широко использованы резиновые покрытия, снижающие вибрационные шумы, в трубопроводах используются гибкие вставки, шумящие механизмы установлены на изолированные амортизаторы.

Характеристики этого противоминного корабля таковы. Водоизмещение — 890 тонн. Длина — 62 м, ширина — 11 м, осадка — 2,7 м. Мощность силовой установки — 2×2500 л.с. Максимальная скорость — 16,5 узлов. Дальность плавания на скорости в 10 узлов — 1500 миль. Экипаж 44 человека. Помимо гидроакустического и противоминного вооружения есть РЛС, а также пулемет калибра 14,5 мм, шестиствольная зенитная артиллерийская установка калибра 30 мм и ЗРК «Игла» с 8-ю ЗУР.

Корабль, безусловно, хороший. И нужный флоту. Однако тут есть один неприятный момент. По реальной мореходности он должен относиться к классу базовых тральщиков, работающих в районе военно-морских баз. И проект «Александрит» таковым считался до 2017 года, когда одним росчерком пера главком ВМФ адмирал Владимир Королев перевел его в класс морских тральщиков. Так «элегантно» была формально решена проблема острого дефицита на флоте любых морских тральщиков, которые должны осуществлять проводку кораблей во время походов.

Но по сути ситуация не изменилась. Она действительно, удручающая. Причем, деградация нашего противоминного флота наблюдается уже не одно десятилетие. Дело дошло до того, что с 2000 года введена практика использования вдали от военно-морских баз базовых тральщиков (БТЩ) вместо морских (МТЩ) в связи с острым дефицитом последних.

И за прошедшие годы, несмотря на все усилия командования ВМФ РФ, ситуация только усугубляется. Всего на всех четырех российских флотах сейчас эксплуатируются 13 МТЩ. В подавляющем большинстве — давно устаревших. Некоторые из них способны бороться с минами лишь при помощи допотопных контактных тралов.

Однако и это еще не весь перечень бед. На Балтийском флоте вообще нет ни одного такого корабля (приписанного к БФ «Александра Обухова» моряки не считают морским тральщиком). Нет их и у Каспийской флотилии

Наиболее совершенные МТЩ — два корабля проекта 12660 «Железняков» (Черноморский флот) и «Владимир Гуманенко» (Северный флот) водоизмещением 1100 тонн, построенные в 90-е годы. Лишь они способны осуществлять полноценную проводку подводных лодок, поскольку уничтожают мины, мины-торпеды, а также буи противолодочной обороны противника на глубине до 1000 метров. Только на них к тому же имеется мощное защитное вооружение, в которое входят артиллерийская установка калибра 76 мм, зенитный шестиствольный автомат калибра 30 мм, реактивный бомбомет с залпом в 12 снарядов, ЗРК.

А самый новый (и единственный в этом столетии!) морской тральщик проекта 02668 «Вице-адмирал Захарьин» был принят на вооружение Черноморского флота в 2008 году. И тут морякам здорово повезло, потому что этот корабль начали было строить для Вьетнама. И лишь потом проект был скорректирован, а «Вице-адмирала Захарьина» доделали уже как российский корабль.

Вот эта троица и является основой нашего противоминного вооружения морской зоны. Ну, и еще к ней волевым решением главкома ВМФ, как уже сказано, от безысходности «подверстали» корабли проекта «Александрит». Все же остальные наши МТЩ проектов 266, 266 М, 266МЭ, 1332 давно просятся на слом, поскольку спущены на воду в 70-х, в лучшем случае — в первой половине 80-х годов. И оснащены оборудованием, которое плохо приспособлено к борьбе с минным вооружением нового поколения.

Возникает вполне естественный вопрос: а виден ли свет в конце туннеля? При этом туннелей два — экономический и технологический.

Изначально предполагалось, что на СНСЗ будут построены двадцать кораблей проекта 12700. И пусть это не вполне МТЩ, но ведь и с базовыми тральщиками дела у нас также обстоят печально. На четыре флота и одну флотилию их осталось 22 единицы. И все относятся либо к упомянутому выше «деревянному» проекту 1265 «Яхонт», либо к его модификациям — модернизированному варианту 12650 и экспортному 12650Э. Самый новый вошел в строй в самом конце советской власти.

Так вот, даже эти скромные кораблестроительные планы в Москве давно подвергнуты решительному усекновению. О двадцати «Александритах» военные моряки уже и не мечтают. Получить хотя бы восемь. Поговаривают еще о двух, но контракты по ним еще не подписаны.

Да, корабли проекта 12700 флоту России остро необходимы. Поскольку не существует новых разработок современных БТЩ, 12650 — это даже не вчерашний, а позавчерашний день. И все же оставшиеся в строю корабли проекта «Яхонт» необходимо как можно скорее менять на новые. А единственно новые — это корабли проекта «Александрит». Которых, во-первых, будет в лучшем случае только десять. А, во-вторых, ими собираются заткнуть дыру в классе морских тральщиков. Получается типичный «тришкин кафтан».

Что же касается технологических возможностей обновления морских тральщиков, то тут все очень туманно. В декабре прошлого года генеральный директор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко сообщил о разработке нового морского тральщика. Однако отказался сообщить подробности проекта, а также о том, сколько перспективных кораблей предполагается построить. В общем, дело ясное, что противоминное дело темное.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

army-news.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *