Легкий артиллерийский трактор СТЗ-5 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия
Серийный выпуск артиллерийского трактора-тягача СТЗ-5 был освоен в 1937 году на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ). Исходя из места изготовления СТЗ-5 приобрел ещё и собственное именование «Сталинец». Тягач разработан конструкторским бюро, сформированным из работников СТЗ и института НАТИ. Общее руководство осуществлял Вениамин Яковлевич Слонимский.
Общее описание трактора-тягача СТЗ-5
Трактор выполнен по обычной для артиллерийских тягачей схеме с передним расположением двигателя и кабины механика-водителя. При этом двигатель располагается внутри кабины между сиденьями механика-водителя и командира расчета буксируемого артиллерийского орудия. За кабиной размещался топливный бак, была смонтирована грузовая платформа с откидными бортами, и скамейки для размещения расчета орудия со съемным брезентовым тентом.

СТЗ-5 «Сталинец» буксирует орудие
На тягаче СТЗ-5 был установлен четырехцилиндровый карбюраторный двигатель 1МА. Двигатель был многотопливным, так как запускался на бензине электростартером или пусковой рукояткой, а после прогрева переводился на керосин или лигроин (тяжелый бензин).
В ходовой части с каждого борта установлены по четыре обрезиненных опорных и по два поддерживающих катка.
Трактор обладал хорошей проходимостью на пересеченной местности. Он легко преодолевал рвы глубиной до 1 м и форсировал броды глубиной до 0,8 м. С артиллерийским орудием на прицепе СТЗ-5 мог двигаться по шоссе со скоростью до 14 км/ч, при движении по грунтовым дорогам средняя скорость составляла до 10 км/ч.
Максимальное тяговое усилие трактора – 4850 кгс. Оно было достаточно для буксирования всех артиллерийских орудий, состоявших на вооружении стрелковой дивизии Красной Армии в годы Второй мировой войны.
Эксплуатация трактора-тягача СТЗ-5
Трактор СТЗ-5 был самым массовым средством механической тяги в артиллерии Красной Армии. До начала Великой Отечественной войны было выпущено 3438 тракторов этого типа, производство их продолжалось и после начала войны вплоть до прорыва немецкой пехоты на территорию Сталинградского тракторного завода в августе 1942 года. Всего было выпущено 9944 трактора СТЗ-5, но даже и это число, к сожалению, не могло покрыть и половины потребности в гусеничных тягачах, необходимых Красной Армии.

СТЗ-5 «Сталинец» с установленной на место кузова пусковой установкой от БМ-13
Источник: Легкий артиллерийский трактор-тягач СТЗ-5
armedman.ru
СТЗ-5-НАТИ — Howling Pixel
СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ, СТЗ-5 «Сталинец») — гусеничный тягач выпускавшийся в СССР, на Сталинградском тракторном заводе в 1937—1942[1] на базе трактора СХТЗ-НАТИ. Всего произведено 9944 трактора СТЗ-5-НАТИ, в том числе до начала Великой Отечественной войны 3438 единиц. В начальный период ВОВ на шасси СТЗ-5 устанавливался гвардейский реактивный миномёт БМ-13-16 «Катюша».
9 мая 2015 года в городе Новомосковск Тульской области «Катюша» 12-го отдельного гвардейского миномётного дивизиона реактивной артиллерии прошла своим ходом на параде, посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне[2].
| СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ) | |
|---|---|
| Выпускался, гг. | опытные серии — 1935-1936, серийное производство — 1937-1942 |
| Экземпляры | 9944 |
| Назначение | транспортный, артиллерийский тягач |
| Тип движителя | гусеничный |
| Тяговый класс, тс | 4,85 |
| Полная масса, т | 5,840 |
| Кабина: | передняя |
| Двигатель: | спереди |
| Длина, мм | 4150 |
| Ширина, мм | 1855 |
| Высота, мм | 2360 |
| Обозначение по ГОСТ | СТЗ-5 |
| Марка двигателя | 1МА |
| Мощность, л.с. (кВт) | 52-56 (38,2) |
| Гидрооборудование | нет |
| Пневмооборудование | нет |
| Электрооборудование | нет |
| Базовая модель | СХТЗ-НАТИ |
Технические характеристики
- Число мест в кабине 2
- Число мест в кузове 8
- Длина, мм 4150
- Ширина, мм 1855
- Высота (по кабине), мм 2360
- База опорных катков, мм 1795
- Колея (по серединам гусениц), мм 1435
- Ширина гусениц, мм 310
- Шаг трака гусеницы, мм 86
- Дорожный просвет, мм 288
Ширина гусениц, м 0,31- Двигатель «1МА», 4-цилиндровый, 52-56 л.с.
- Коробка передач 5 вперёд и 2 назад
- Снаряжённая масса с экипажем без груза, кг 5840
- Грузоподъёмность платформы, кг 1500
- Масса прицепа, кг 4500
- Среднее удельное давление на грунт с грузом на платформе, кг/см² 0,64
- Топливо, л: керосин или лигроин — 148, бензин или петрол — 14
- Запас хода по шоссе, км без прицепа, км 145 (9 ч)
- Макс. скорость по шоссе, км/ч 21,5 (до 22)
- Предельный допустимый преодолеваемый по твёрдому грунту без прицепа, град. 40
- Максимальный преодолеваемый подъём по сухой грунтовой дороге с грузом и общей массой прицепа 7000 кг, град. 17
- Часовой расход топлива при движении по шоссе, кг: без прицепа — 10, с прицепом — 12
- Минимальный расход топлива на 1 км пути (на 5-й передаче) по шоссе, кг: 0,8
Примечания
- ↑ Транспортный трактор СТЗ-5
- ↑ На Параде Победы в Новомосковске прошла «катюша» на гусеницах. MySlo.ru (11 мая 2015). Дата обращения 14 мая 2015.
Ссылки
- О БМ-13-16 12-го отдельного гвардейского миномётного дивизиона реактивной артиллерии
12-й отдельный гвардейский миномётный дивизион (реактивной артиллерии) — воинская часть в составе Рабоче-крестьянской Красной Армии во время Великой Отечественной войны.
Holt Gas-Electric TankHolt gas-electric tank (Холт или Хольт) — прототип американского бензино-электрического танка, который был построен в сотрудничестве между компаниями Холт (в настоящее время Caterpillar) и US General Electric Company. Это был первый настоящий танк, разработанный и построенный в США.
Единственный прототип был разработан в течение 1917 г. и закончен в начале 1918 года. Он устанавливался на удлинённый и изменённый вариант шасси тягача Холт с поворотными направляющими для гусениц. С каждой стороны машины устанавливались десять опорных катков. Высота танка составляла 2,37 м (7 футов 9,5 дюймов), длина 5,03 м (16 футов 6 дюймов), а ширина 2,76 м (9 футов 1 дюйм).
На танк устанавливался 4-цилиндровый двигатель Холт мощностью 90 л.с. (67 кВт), оснащённый генератором и приводными электродвигателями на каждую гусеницу; похожая система электрической трансмиссии уже использовалась ранее на французском танке Сен-Шамон, также спроектированном на удлинённом шасси тягача Холт. Бензиновый двигатель передавал крутящий момент на динамо-машину, которая вырабатывала ток и питала два электродвигателя. Последние приводили в движение две гусеницы, каждый — свою. Это значительно облегчало водителю управление танком, но делало всю систему трансмиссии громоздкой и ненадежной. Для предотвращения перегрева трансмиссии (постоянная проблема машин с электрической трансмиссией) была установлена сложная система водяного охлаждения. Как и французский танк, Холт вооружался 75 мм пушкой установленной внизу клиновидной лобовой части корпуса; на спонсонах и в лобовом бронелисте были установлены шаровые установки для двух съемных пулеметов Браунинг калибра 7,92 мм. Двигатель и трансмиссии были в задней части машины, рядом с коридором, ведущим к единственной двери. Численность экипажа неизвестна, часто приводится количество в шесть человек, исходя из предположения, что должно было быть два пулеметчика, наводчик и заряжающий пушки, механик-водитель и командир танка.
Дальнейшего развития проект не получил, так как испытания показали, что танк имеет недостаточные показатели подвижности и маневренности, также он неудовлетворительно выполняет подъём в гору, т. к. конструкция машины оказалась гораздо тяжелее, чем первоначально предполагалось: около 25 коротких (23 метрических) тонн.
Автотракторная техникаАвтотракторная техника — советский и российский военный термин для обозначения совокупности автомобилей, гусеничных и колёсных тягачей, тракторов, прицепов, подвижных средств ремонта и эвакуации, находящихся в составе вооружённых сил и служащих для обеспечения действий последних средствами транспорта.
Развитие и совершенствование автомобильной и тракторной техники напрямую связано как с развитием автомобильной и тракторной промышленности, так и с процессом моторизации вооружённых сил и обновления их технической базы.
БМ-13БМ-13 — советская боевая машина реактивной артиллерии, периода Великой Отечественной войны, наиболее массовая советская боевая машина (БМ) этого класса. Наиболее широко известна под народным прозвищем «Катюша», солдаты Третьего рейха называли её «орга́н Сталина» из-за звука, издаваемого оперением ракет.
БМ-13НБМ-13Н — модификация боевой машины гвардейских реактивных минометов типа «Катюша». Индекс «Н» — нормализованная. Была самой массовой боевой машиной использованной для пусковых установок гвардейских реактивных миномётов — за 4 года войны из 3374 автомобильных шасси, использованных для монтажа пусковых установок гвардейских реактивных миномётов, Студебеккеры ЮС6 составляют 1845 — 54,7 %.
ВолгоградВолгогра́д — город на юго-востоке европейской части России с населением 1 013 533 человек (2018). Административный центр Волгоградской области. До 1925 года он носил название Цари́цын, с 1925 по 1961 год — Сталингра́д. Город-герой, важнейший пункт обороны Царицына и Сталинградской битвы. Образует городской округ город Волгоград.
Волгоградский тракторный заводВолгоградский тракторный завод до 1961 года именовался Сталинградский тракторный завод имени Ф. Э. Дзержинского (СТЗ). Завод был построен в числе первых промышленных объектов, возведённых по планам ускоренной индустриализации СССР, принятым в конце 1920-х годов.
ВязьмаВя́зьма — город в России, административный центр Вяземского района, расположенного на востоке Смоленской области.
Население — 52 506 чел. (2018). Город расположен на реке Вязьме в 175 км от Смоленска и в 210 км от Москвы, на Вяземской возвышенности, в районе, где река резко меняет направление своего течения с южного на северо-западное.
Узловая железнодорожная станция Вязьма на линиях Москва — Брест и Торжок — Брянск. Город расположен на Старой Смоленской дороге, издавна соединявшей Москву с европейскими государствами.
27 апреля 2009 года указом Президента России Дмитрия Медведева городу Вязьме присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы».
День рождения города традиционно отмечается в православный праздник Святой Троицы.
Гвардейский реактивный миномётГвардейские реактивные миномёты — общее обозначение советских боевых машин реактивной артиллерии периода Великой Отечественной войны.
ЗИС-6ЗИС-6 — советский трехосный (6 × 4) 4-тонный грузовик повышенной проходимости с двухскатной ошиновкой задних мостов. Создан на базе массового народнохозяйственного грузовика ЗИС-5 (4 × 2). Вторая по массовости «трёхоска» (после ГАЗ-ААА) в Красной Армии в 30-х и в начальный период Великой Отечественной войны. С декабря 1933 до 15 октября 1941 на Автомобильном заводе имени И. В. Сталина произведено 21 239 ед. ЗИС-6 .
Катюша (прозвище оружия)«Катю́ша» (в советской литературе часто встречается и написание со строчной буквы) — появившееся во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов неофициальное название бесствольных систем полевой реактивной артиллерии (в первую очередь и первоначально — БМ-13, а впоследствии также БМ-8, БМ-31 и других). Такие установки активно использовались Рабоче-крестьянской Красной армией во время Второй мировой войны. Популярность прозвища оказалась столь большой, что «Катюшами» в разговорной речи стали нередко именовать и послевоенные РСЗО на автомобильных шасси, в частности БМ-14 и БМ-21 «Град». Впоследствии, по аналогии с «Катюшей», прозвище «Андрюша» было дано советскими бойцами и другой установке реактивной артиллерии БМ-31-12, но это прозвище не получило столь широкого распространения и популярности.
Новомосковский историко-художественный музейНовомоско́вский исто́рико-худо́жественный музе́й — музей истории города Новомосковска. Музей располагает музейно-выставочным центром (ул. Московская, 34) и филиалом — археологическим музеем (ул. Комсомольская, 16).
Экспозиционно-выставочная площадь — 701 м². Более 7000 единиц хранения.
Директор музея — Копылова Ольга Анатольевна.
СТЗСТЗ — аббревиатура:
«Северский трубный завод» — металлургический завод в городе Полевском.
«Синарский трубный завод» — трубный завод в Каменске-Уральском.
«Сталинградский тракторный завод» — до 1961 года название «Волгоградского тракторного завода».
СТЗ — ключевая часть названия ряда образцов продукции завода (трактор СТЗ-1, тягач СТЗ-5-НАТИ и др.)
«Сызранский турбостроительный завод» — бывшее название АО «Тяжмаш».
Система технического зрения — см. Компьютерное зрение#Системы компьютерного зрения.
ТракторТра́ктор (англ. tractor «тягач») — самодвижущаяся (гусеничная или колёсная) машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, землеройные, транспортные и другие работы в агрегате с прицепными, навесными или стационарными машинами (орудиями). Отличается низкой скоростью и большой силой тяги. Широко применяется в сельском хозяйстве для пахоты и перемещения несамоходных машин и орудий, как правило оборудуется съемным или несъемным навесным и полунавесным оборудованием сельскохозяйственного, строительного или промышленного назначения (например, буровым оборудованием) в зависимости от выполняемых задач. К примеру, промышленный трактор, оборудованный бульдозерным ножом, называется — бульдозер.
Слово «трактор» происходит от английского track (трак — основной элемент гусеницы), «след». Английское слово в свою очередь восходит к латинскому trahere, что означает «тянуть», «волочить».
Лицо, управляющее трактором, в зависимости от типа, назначения, мощности двигателя, дополнительного оборудования называется: трактористом, машинистом, механиком-водителем, механизатором.
В России к управлению любыми видами тракторов допускаются лица только после прохождения обучения и получившие в Гостехнадзоре удостоверение тракториста (тракториста-машиниста).
Формирования реактивной артиллерии Красной армии (1941—1945)Формирования реактивной артиллерии (гвардейских миномётных частей (ГМЧ)) Красной армии — формирования (воинские части и соединения) реактивной артиллерии Красной армии, сформированные в период 1941—1945 годов.
ХТЗ-16Т-16 (ХТЗ) или ХТЗ-16 — эрзац-САУ (бронетрактор), выпускавшаяся в 1941 году, в начальный период Великой Отечественной войны, на Харьковском и Сталинградском тракторных заводах.
Представляла собой обычный сельскохозяйственный гусеничный трактор, обшитый листами брони, с установленным пушечным и пулемётным вооружением.
На других языках
This page is based on a Wikipedia article written by authors
(here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.
howlingpixel.com
СТЗ-5 Настоящий Сталинец! | Вездеход, снегоход, болотоход!
Июн 5 • Вездеходы, Военные, Гусеничные • 5699 Просмотров • Комментариев к записи СТЗ-5 Настоящий Сталинец! нет
СТЗ-5 «Сталинец»
В июле 1932 года на Тракторном заводе г.Сталинграда, который на тот момент только набирал производственную мощность, началась разработка трактора на гусенице. Планируемая мощность составляла более 55 л.с. В.Г. Станкевич, который руководил проектом, разработал идею того, как сделать этот трактор универсальным.
В ходе различных испытаний в 1935 году была спроектирована и выпущена первая линейка образцов СТ3-5, в дальнейшем получившая название СТ3-5 «Сталинец». 16 июля 1935 года опытный образец СТ3-5 был впервые представлен на суд высокого руководства, в том числе И.В.Сталину. Представители Политбюро имели честь проехать по полигону в кузове СТ3-5, после чего проект был полностью одобрен. Уже в 1936 году были устранены все недостатки, но для того, чтобы наладить и подготовить производство, ушел еще год.
И лишь в конце 1937 тягач СТ3-5 был запущен в серийное производство. Как говорилось выше, имя «Сталинец», СТ3-5 получил лишь на этом этапе.
Стоит отметить, что СТ3-5 был гораздо больше и массивнее своего предшественника «Комсомольца». Тягач оснастили карбюраторным двигателем с четырьмя цилиндрами. Удивителен тот факт, что СТ3-5 мог работать практически на любом виде топлива. Еще на этапе проектирования перед конструкторским бюро поставили задачу – узлы должны быть универсальными и подходить от сельскохозяйственного пахотного трактора СТ3-3, который разрабатывался параллельно с СТ3-5. Именно поэтому тягач СТ3-5 был оснащен техническими возможностями, которые не соответствовали его первоначальной задаче – применение в вооруженных силах Красной Армии.
Технико-ходовые характеристики СТЗ-5 «Сталинец»
Ордена Ленина Сталинградский-Волгоградский тракторный завод. Реактивный Минамет «Катюша» на Сталинец СТЗ-5 НАТИ
Тягач-трактор был произведен на стандартной основе артиллерийских тягачей. Двигатель разместили между посадочным местом начальника экипажа, который занимался буксировкой орудия, и сиденьем механика, который также выполнял роль водителя тягача. Бак с топливом разместили сзади кабины. СТЗ-5 был оборудован грузовым местом. Борта могли по необходимости откидываться. А тент из брезента для установленного орудия имел возможность убираться.
Как ранее было отмечено, на борту СТЗ-5 был установлен двигатель, который имел возможность заправляться несколькими видами топлива. Запускался двигатель с помощью электростартера или с помощью специальной рукоятки. Уникальным техническим решением для того времени являлась установка на ходовую ось четырех прорезиненных опорных катка, а также запас в два дополнительных поддерживающих.
СТЗ-5 «Сталинец» в ходе испытаний приобрел отличный клиренс и возможность преодолевать пересеченную местность, а также рвы и канавы глубиной до одного метра. Такими ходовыми параметрами не мог похвастаться ни один тягач-предшественник. СТЗ-5 имел возможность транспортировать не только артиллерийское орудие, но и иные крупные грузы и людей. И не маловажный нюанс – тягач за счет широких гусениц мог передвигаться по любому грунту.
Максимальная скорость тягача, с установленным на его борту орудием составляла 14 км/ч, а по мягкому грунту – 10 км/ч.
Что касается его грузоподъемности, то его возможности доходили до 5 тонн.
Победы!
Тягач-трактор СТЗ-5 побил все рекорды серийного производства. До начала войны Сталинградским заводом было произведено более трех тысяч тягачей этого типа. Начавшееся производство в 37 году, не останавливалось вплоть до 42 года, когда фашистские захватчики прорвались на территорию завода и частично его уничтожили. В послевоенное время завод был восстановлен и смог выпустить еще 9944 модели этого трактора. Но даже такое количество выпущенных моделей, не смогло перекрыть всю потребность в гусеничных тракторах, так необходимых Советской армии.
июнь 2015. Влад Савчинский для Новости 94
Читайте пожалуйста интересную статью о Сталинградском тракторном заводе (нажмите название или картинку)
Ордена Ленина Сталинградский-Волгоградский тракторный завод. 1943 год — То, Что осталось после Боя
ОРДЕНА ЛЕНИНА СТАЛИНГРАДСКИЙ-ВОЛГОГРАДСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД — ФЛАГМАН СОВЕТСКОГО ВЕЗДЕХОДОСТРОЕНИЯ
ВоенноеГусеницыИсторияПроизводительПроходимостьСССРТрактор
Похожие Записи
Об авторе: admin
« Ордена Ленина Сталинградский-Волгоградский тракторный завод — флагман Советского вездеходостроения Венеру покорили в 1966 году »
xn—-btbbfdadcbcr9cwalfbbaa4c3a7co.xn--p1ai
Транспортный трактор СТЗ-5
Транспортный трактор СТЗ-5| Транспортный трактор СТЗ-5 |
|---|
СТЗ-5 «Сталинец»
СТЗ-5 поздних выпусков на сдаточной площадке Сталинградского тракторного завода. Весна 1942 г. |
СТЗ-5 с 85-мм зенитной пушкой 52К образца 1939 года на улице освобожденного Витебска. 1944 г. |
Захваченный немцами в Красных Стругах СТЗ-5. 1941 г. |
Гвардейский миномет М-13 на базе СТЗ-5 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Фотографии тягача СТЗ-5 «Сталинец» |
Чертежи транспортного трактора СТЗ-5:
— внутреннее устройство
— органы управления
Е.Прочко «Артиллерийские тягачи Красной Армии» («Бронеколлекция» №3, 2002 г.) С.Былинин «Сталинградская битва». Изд.центр «Экспринт». 2005 г. Галерея автомотостарины |
bronetehnika.narod.ru
БМ-13 (Новомосковск): myauu — LiveJournal
Памятник установлен в городе Новомосковск, Тульской области на улице Комсомольской у дома 28.Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника — отличное.
Дата съёмки — 02 мая 2016 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
Уникальный экземпляр гвардейского реактивного миномёта БМ-13 «Катюша» на базе гусеничного трактора СТЗ-5-НАТИ.
Выпущен в июне 1941 года на московском заводе «Компрессор»
Эта боевая машина погибла, провалившись под лёд Шатского водохранилища, 14 декабря 1941 года.
Спустя 47 лет, в ноябре 1988 года, экспедиция энтузиастов, под эгидой газеты «Комсомольская правда», обнаружила «Катюшу» и смогла вытащить её на берег.
9 мая следующего года восстановленная машина прошла по улицам Новомосковска в строю праздничного парада.
А затем заняла своё место на постаменте у Новомосковского историко-художественного музея.
Об этих событиях был снят документальный фильм — Экспедиция газеты «Комсомольская правда» по подъему со дна Шатского водохранилища (г. Новомосковск, Тульской области) боевой реактивной установки БМ-13 «Катюша». Ноябрь 1988 года.
02. Памятная табличка на постаменте.
В 2015 году гусеничная «Катюша» прошла реставрацию и вновь воглавила парад:
03. Машина входила в состав 12-го отдельного гвардейского миномётного дивизиона реактивной артиллерии.
04. Дивизион формировался в Алабино.
В действующей армии с 9 ноября 1941 года.
На вооружении дивизиона находились машины БМ-13-16 на шасси трактора СТЗ-5-НАТИ.
Во время Тульской наступательной операции дивизион оказывал огневую поддержку советским войскам при освобождении Сталиногорска (ныне Новомосковск Тульской области).
Двумя залпами из района деревни Урусово накрыв скопление немецких войск на станции Маклец, 12-13 декабря дивизион начал передислокацию на южный берег Шата в район Сталиногорска.
Однако попав под интенсивный обстрел, колонна вернулась в Прудки и форсировала Шат по льду.
Автомашина, тягач и несколько боевых машин прошли, но одна из «Катюш» затонула.
05. «Катюша» оружие относительно простое, состоящее из рельсовых направляющих и устройства их наведения.
Для наводки были предусмотрены поворотный и подъёмный механизмы и артиллерийский прицел.
В задней части машины находились два домкрата, обеспечивающие бОльшую устойчивость при стрельбе.
На машине размещено 16 направляющих для ракет.
06. Корпус реактивного снаряда (ракеты) представлял собой сварной цилиндр, поделённый на три отсека — отсек боевой части, двигательный отсек (камера сгорания с топливом) и реактивное сопло.
Реактивный снаряд М-13 для наземной установки БМ-13 имел длину 1,41 метра, диаметр 132 миллиметра и весил 42,3 кг.
Внутри цилиндра с оперением находилась твёрдая нитроцеллюлоза.
Масса боевой части снаряда М-13 22 кг.
Масса взрывчатого вещества снаряда М-13 4,9 кг — «как шесть противотанковых гранат».
Дальность стрельбы — до 8,4 км.
07. Платформой для этого экземпляра гвардейского миномёта послужил трактор СТЗ-5-НАТИ — гусеничный тягач выпускавшийся в СССР, на Сталинградском тракторном заводе в 1937—1942 годах на базе трактора СХТЗ-НАТИ.
Другие названия тягача — СТЗ-НАТИ 2ТВ, СТЗ-5 «Сталинец».
Всего произведено 9944 трактора СТЗ-5-НАТИ, в том числе до начала войны — 3438 ед. 
08. Серийный выпуск транспортных тракторов марки СТЗ-5 был освоен в 1937 году на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ).
Трактор разработан конструкторским бюро, сформированным из работников СТЗ и института НАТИ. Общее руководство осуществлял В.Я. Слонимский. 
09. Трактор выполнен по обычной для артиллерийских тягачей схеме с передним расположением двигателя и кабины механика-водителя.
При этом двигатель располагается внутри кабины между сиденьями командира расчета артиллерийского орудия и механика-водителя.
За кабиной расположен топливный бак и смонтирована грузовая платформа с откидными бортами, скамейками для размещения расчета орудия и со съемным брезентовым тентом.
При переделке трактора в «Катюшу» грузовая платформа демонтировалась, а на её место устанавливалась пусковая установка, средства наведения и опорные домкраты.
На тракторе был установлен четырехцилиндровый карбюраторный двигатель 1МА.
Он был многотопливным, так как запускался на бензине электростартером или пусковой рукояткой, а после прогрева переводился на керосин или лигроин.
При движении по грунтовым дорогам средняя скорость составляла до 10 км/ч. 
10. БМ-13 представляет собой площадное оружие низкой точности с большим разбросом снарядов по местности.
Вследствие этого точные удары, наносить было бессмысленно.
Поэтому «Катюши» применялись дивизионами из нескольких машин, которые стреляли по одной цели одновременно.
Подрыв взрывчатого вещества (ВВ) в снаряде осуществлялся с двух сторон (длина детонатора была лишь немного меньше длины полости для ВВ) и когда две волны детонации встречались, то газовое давление взрыва в месте встречи резко возрастало, вследствие этого осколки корпуса имели значительно большее ускорение, разогревались до 600 — 800°C и имели хорошее зажигающее действие.
Кроме корпуса разрывалась ещё и часть ракетной камеры, раскалявшейся от горевшего внутри пороха, это увеличивало осколочное действие в 1,5 — 2 раза по сравнению с артиллерийским снарядами аналогичного калибра.
Именно поэтому возникла легенда о «термитном заряде» в боеприпасах «Катюш».
«Термитный» заряд испытывался в Ленинграде весной 1942 года, но оказался излишним — после залпа «Катюш» и так всё горело.
Совместное применение десятков ракет одновременно также создавало интерференцию взрывных волн, что ещё более усиливало поражающий эффект.
11. Механический привод наведения пусковой установки по вертикали.
12. Стандартные артиллерийские прицельные приспособления с дистанционным барабаном, жидкостными уровнями и креплением для панорамы.
13. Самая яркая деталь памятника — огнетушитель на своём штатном месте.
14. Опорные домкраты. Опускались и поднимались вручную.
15. Максимальное тяговое усилие машины — 4850 кгс.
Оно было достаточно для буксирования всех артиллерийских орудий, состоявших на вооружении стрелковой дивизии Красной Армии в годы второй мировой войны.
Трактор СТЗ-5 был самым массовым средством механической тяги в артиллерии Красной Армии.
16. В ходовой части с каждого борта установлены по четыре обрезиненных опорных катка и два поддерживающих катка. 
17. Гусеничная цепь мелкозвенчатая.
В переднем «бампере» видно отверстие для «кривого стартёра».
А под рамой приварены очень изящные передние буксировочные крюки.
18. Трактор обладал хорошей проходимостью на пересеченной местности.
Так, он был способен преодолевать рвы глубиной до 1 м и форсировать броды глубиной до 0,8 м.
С артиллерийским орудием на прицепе он мог двигаться по шоссе со скоростью до 14 км/ч.
19. Интересна форма трака. Сдвоенные опорные, поддерживающие и направляющие катки проходят по внешним сторонам траков.
Ближе к середине траков идут два ряда гребней.
Ведущее же колесо цевочного зацепления (звёздочка) — одинарное и находится в середине гусеницы между двумя рядами гребней.
Зубья звёздочки хорошо видны в прямоугольных окошках траков.
20. Решётка радиатора на памятнике прикрыта защитной панелью на заклёпках.
Над ней логотип Сталинградского Тракторного Завода — СТЗ.
Стёкла кабины под щитками, использовавшимися для их защиты от воздействия мощных реактивных струй двигателей запускаемых снарядов.
Ссылки:
Wikimapia
Снимок на Yandex
KMZ-файл
Координаты:
54° 0’38.60″С
38°17’9.66″В
myauu.livejournal.com
Транспортный тягач СТЗ-5 — Северная линия
Транспортный тягач СТЗ-5Транспортный тягач СТЗ-5 — гусеничный тягач выпускавшийся в СССР, на Сталинградском тракторном заводе в 1937-1942 годах на базе трактора СХТЗ-НАТИ.
Транспортный тягач СТЗ-5Параллельно с сельскохозяйственным вариантом, СХТЗ-НАТИ, конструкторы разрабатывали транспортный.
Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5Он получил обозначение СТЗ-НАТИ-2ТВ, но в дальнейшем был больше известен под именем СТЗ-5. Многое для его разработки сделали инженеры СТЗ И.И. Дронг и В.А. Каргополов и специалисты НАТИ А.В. Васильев и И.И. Трепененков.
Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5СТЗ-5 был предельно унифицирован с СХТЗ-НАТИ, и обе модели выпускали на одном конвейере.
Транспортный тягач СТЗ-5Этот тягач имел традиционную для транспортных тракторов компоновку.
Артиллерийский трактор-тягач СТЗ-5Двухместная (для водителя и командира орудия) закрытая деревометаллическая кабина находилась впереди, над двигателем.
Транспортный тягач СТЗ-5За ней и топливными баками располагалась грузовая деревянная платформа с откидными бортами и съёмным брезентовым верхом. На платформе были четыре откидные полумягкие сиденья для орудийного расчёта и место для боеприпасов и артиллерийского снаряжения.
Транспортный тягач СТЗ-5Рама состояла из двух продольных швеллеров, связанных четырьмя различными поперечинами. Двигатель 1МА, четырёхцилиндровый, карбюраторный, с зажиганием от магнето, быг фактически многотопливным – это было особенно важно для армейских тягачей. Заводился он на бензине электростартером или пусковой рукояткой, а после прогрева до 90 °С переводился на керосин или лигроин.
Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5Для предупреждения детонации и повышения мощности, особенно при работе летом с повышенными нагрузками, на керосине, в цилиндры через специальную систему карбюратора впрыскивалась вода, а с 1941-го ввели антидетонационную камеру сгорания.
Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5В коробке передач были изменены передаточные числа для увеличения силового диапазона и скоростей движения, введена ещё одна (понижающая) передача.
Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5При движении на ней со скоростью 1,9 км/ч СТЗ-5 развивал тягу 4850 кгс, то есть на пределе сцепления гусениц с грунтом.
Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5Ходовая часть была более приспособленной к движению с высокими скоростями: шаг гусеницы вдвое уменьшили, опорные и поддерживающие катки были обрезиненными.
Транспортный тягач СТЗ-5Для подтягивания прицепов, самовытаски-вания трактора и буксировки других машин на картере заднего моста под платформой был установлен вертикальный кабестан с тросом длиной 40 метров.
Транспортный тягач СТЗ-5Кабина имела открывающиеся передние и боковые стекла, а также регулируемые жалюзи в передней и задней частях.
Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5С 1938 года транспортные экземпляры стали направлять в артиллерийские части танковых и механизированных дивизий. Трактор обладал хорошей проходимостью на пересечённой местности.
Артиллерийский трактор-тягач СТЗ-5Так, он был способен преодолевать рвы глубиной до одного метра и форсировать броды глубиной до 0,8 м. С артиллерийским орудием на прицепе двигался по шоссе со скоростью до 14 км/ч. По грунтовым дорогам развивал скорость до 10 км/ч.
Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5Максимальное тяговое усилие трактора, 4850 кгс, было достаточным для буксирования всех артиллерийских орудий, состоявших на вооружении стрелковых дивизий Красной армии в годы Второй мировой войны.
Артиллерийский трактор-тягач СТЗ-5Когда более мощных арттягачей не хватало, СТЗ-5 буксировали и более тяжёлые, чем им полагалось, орудия и прицепы. Но даже работая с перегрузкой, тракторы обычно выдерживали.
Артиллерийский трактор-тягач СТЗ-5СТЗ-5 был самым массовым средством механической тяги в Красной армии.
Транспортный тягач СТЗ-5Его продолжали выпускать вплоть до августа 1942 года, когда на территорию Сталинградского тракторного завода прорвались немецкие войска. Всего было выпущено 9944 таких тракторов.
Артиллерийский трактор-тягач СТЗ-5В 1941 году на шасси СТЗ-5 монтировали реактивные установки залпового огня М-13-16 — «Катюши», которые впервые применили в боях под Москвой. 9 мая 2015 года в городе Новомосковск Тульской области «Катюша» 12-го отдельного гвардейского миномётного дивизиона реактивной артиллерии прошла своим ходом на параде, посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5При обороне Одессы, где было много тракторов СТЗ-5, их использовали как шасси для самодельных танков НИ с тонкой броней и пулемётным вооружением, обычно снятым с устаревших или подбитых бронемашин.
Гусеничный трактор средней мощности СТЗ-5В первые военные годы многие тягачи попали в плен и под названием Gepanzerter Artillerie Schlepper 601(r) воевали во вражеской армии.
Артиллерийский трактор-тягач СТЗ-5Харьковский тракторный завод перешёл на производство нового трактора в 1937 году. Во время Великой Отечественной войны ХТЗ эвакуировали в город Рубцовск Алтайского края. Здесь начали строить новый завод – Алтайский тракторный. В августе 1942 года из его цехов вышли первые тракторы СХТЗ-НАТИ. Их стали обозначать АТЗ-НАТИ или АСХТЗ-НАТИ и выпускали здесь до 1952 года. Сталинградский и Харьковский заводы в 1949 году перешли на производство трактора ДТ-54, который отличался дизельным двигателем, кабиной закрытого типа и расположением топливного бака.
xn—-7sbflbuawpe1ai2qf.xn--p1ai
СТЗ-5-НАТИ
TR | UK | KK | BE | EN |стз 5 натионал, стз 5 натив
СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ, СТЗ-5 «Сталинец») — гусеничный тягач выпускавшийся в СССР, на Сталинградском тракторном заводе в 1937—1942 на базе трактора СХТЗ-НАТИ. Всего произведено 9944 трактора СТЗ-5-НАТИ, в том числе до начала ВОВ 3438 ед. В начальный период ВОВ на шасси СТЗ-5 устанавливался гвардейский реактивный миномёт БМ-13-16 «Катюша».
9 мая 2015 года в городе Новомосковск Тульской области «Катюша» 12-го отдельного гвардейского миномётного дивизиона реактивной артиллерии прошла своим ходом на параде, посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Технические характеристики
- Число мест в кабине 2
- Число мест в кузове 8
- Длина, мм 4150
- Ширина, мм 1855
- Высота (по кабине), мм 2360
- База опорных катков, мм 1795
- Колея (по серединам гусениц), мм 1435
- Ширина гусениц, мм 310
- Шаг трака гусеницы, мм 86
- Дорожный просвет, мм 288
- Ширина гусениц, м 0,31
- Двигатель «1МА», 4-цилиндровый, 52-56 л.с.
- Коробка передач 5 вперёд и 2 назад
- Снаряжённая масса с экипажем без груза, кг 5840
- Грузоподъёмность платформы, кг 1500
- Масса прицепа, кг 4500
- Среднее удельное давление на грунт с грузом на платформе, кг/см² 0,64
- Топливо, л: керосин или лигроин — 148, бензин или петрол — 14
- Запас хода по шоссе, км без прицепа, км 145 (9 ч)
- Макс. скорость по шоссе, км/ч 21,5 (до 22)
- Предельный допустимый преодолеваемый по твёрдому грунту без прицепа, град. 40
- Максимальный преодолеваемый подъём по сухой грунтовой дороге с грузом и общей массой прицепа 7000 кг, град. 17
- Часовой расход топлива при движении по шоссе, кг: без прицепа — 10, с прицепом — 12
- Минимальный расход топлива на 1 км пути (на 5-й передаче) по шоссе, кг: 0,8
Примечания
- ↑ Транспортный трактор СТЗ-5
- ↑ На Параде Победы в Новомосковске прошла «катюша» на гусеницах. MySlo.ru (11 мая 2015). Проверено 14 мая 2015.
Ссылки
- Транспортный трактор СТЗ-5-НАТИ
- Экспедиция газеты «Комсомольская правда» по подъему со дна Шатского водохранилища (г. Новомосковск, Тульской области) боевой реактивной установки БМ-13 «Катюша» (Ноябрь 1988 года). Проверено 14 мая 2015.
- С.В. Гуров. Из истории поднятия установки М-13 на доработанном шасси трактора СТЗ-НАТИ (СТЗ-5) со дна Шатовского водохранилища. Ракетная техника (24.09.2011). Проверено 14 мая 2015.
- 144 фотографии БМ-13 «Катюша» на шасси трактора СТЗ-5-НАТИ
- На Параде Победы в Новомосковске прошла «катюша» на гусеницах. MySlo.ru (11 мая 2015). Проверено 14 мая 2015.
| Тракторы СССР | |
|---|---|
| Колёсные широкого применения | Фордзон-Путиловец • Универсал • СХТЗ 15/30 • Запорожец • ХТЗ-7 • ДТ-14 • ДТ-20 • ДТ-24 • ТК-4 • Т-25 • Т-28 • Т-30/Т-35 • Т-40 • Семейство тракторов «Беларусь» (МТЗ-2 • МТЗ-5 (ЮМЗ-5) • МТЗ-50/МТЗ-52 • МТЗ-80/МТЗ-82 • МТЗ-132Н) • Семейство трактора ЮМЗ-6 • Т-125 • Семейство трактора К-700 • Т-150К |
| Колёсные универсальные самоходные шасси | ДСШ-14 • ДВСШ-16 • Т-16 • СШ-28 |
| Гусеничные сельскохозяйственные | Коммунар • СХТЗ-НАТИ • ХТЗ-Т2Г • С-60 • СГ-60 • С-65 • СГ-65 • С-80 • КД-35 • Т-38 • ДТ-54 • ДТ-55 • ДТ-56 • ДТ-57 • ДТ-60 • ГБ-58 • Т-70 • Т-75 • Т-74 • ДТ-75 • Т-4А • Т-100МГС • Т-150 • ДТ-175 |
| Гусеничные промышленные | С-100 • Т-108 • Т-100 • Т-130 • Т-140 • Д-804 • Т-170 • Т-180 • Т-200 • ДЭТ-250 • Т-220 • Т-330 • Т-500 • Т-800 |
| Трелёвочные | КТ-12 • ТДТ-40 • ТДТ-55 • ТДТ-60 • ТДТ-75 • ТТ-4 • ТСТ-130 • ЛТ-157 |
| Армейские | СТЗ-5 «Сталинец» • Т-154 • МоАЗ-541 |
стз 5 нати нубип, стз 5 натив, стз 5 натионал, стз 5 натискане
СТЗ-5-НАТИ Информацию О

СТЗ-5-НАТИ Комментарии
СТЗ-5-НАТИ
СТЗ-5-НАТИ
СТЗ-5-НАТИ Вы просматриваете субъект
СТЗ-5-НАТИ что, СТЗ-5-НАТИ кто, СТЗ-5-НАТИ описание
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
