Трактор СХТЗ — НАТИ
Назначение — для работы с четырех- пятикорпусным плугом и другими прицепными сельскохозяйственными машинами общего назначения, в т.ч. с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин.
Изготовители (годы выпуска) — Сталинградский тракторный завод (1937-49), Харьковский тракторный завод (1937-49), Алтайский тракторный завод (1942-52)
Мощность двигателя, л.с. (кВт) | 52(38,3) |
Число передач вперед/назад | 4/1 |
Скорость движения, км/ч | 3,8 -7,9 |
Масса трактора, кг | 5100 |
Общее количество выпущенных тракторов | 191000 |
В середине 30-х годов возникла необходимость создать массовый гусеничный сельскохозяйственный трактор. Учитывая также потребности армии и других отраслей народного хозяйства в гусеничных транспортных тракторах-тягачах, на Сталинградском тракторном заводе совместно с НАТИ были разработаны унифицированные сельскохозяйственная и транспортная модификации гусеничного трактора.
Первый трактор массового производства оригинальной отечественной конструкции был разработан с учетом лучших достижений мирового и отечественного тракторостроения.
СХТЗ-НАТИ имел рамную конструкцию с клепаной рамой, состоящей из двух лонжеронов и четырех поперечин. Эластичная подвеска на четырех балансирных каретках с витыми цилиндрическими пружинами. Кабина — полузакрытая. Двигатель и силовая передача крепятся на раме в трех точках, Силовой агрегат — керосиновый карбюраторный четырехцилиндровый двигатель с водяным охлаждением. Коробка передач — зубчатая трехходовая, гусеница — из звеньев отлитых из высокомарганцовистой стали.
В течение целого десятилетия СХТЗ-НАТИ оставался самым распространенным гусеничным трактором, только в 1949 году его сменил ДТ-54, который по компоновке, схеме силовой передачи, ходовой системе и остову сохранил преемственность с СХТЗ-НАТИ и отличался от него дизелем, кабиной закрытого типа и расположением топливного бака сзади.
catterbet.com
СХТЗ-НАТИ | Тракторы вики | FANDOM powered by Wikia
СХТЗ-НАТИ
Выпускался, гг. 1937-1952
Производитель Сталинградский тракторный завод,Харьковский тракторный завод,Алтайский тракторный завод
Экземпляры 191000
Тип движителя гусеничный
Рабочая скорость, км/ч 3,8 — 7,9
Полная масса, т 5,1
Двигатель: спереди
Марка двигателя
Мощность, л.с. (кВт) 52 (38,2)
Тип подвески сблокированная попарно, на винтовых пружинах
Пневмооборудование нет
Последующая модель ДТ-54
СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) — марка гусеничного трактора, выпускавшегося с 1937 года по 1952 год на тракторостроительных заводах СССР.
В 1937 году Сталинградский и Харьковский тракторные заводы прекратили выпуск колёсных тракторов СХТЗ 15/30 и перешли на выпуск гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ. Это были первые тракторы массового производства с конструкцией отечественной разработки. СХТЗ-НАТИ в ГДР
В связи с тем, что в ходе Великой Отечественной войны Харьковский завод был эвакуирован в город Рубцовск Алтайского края, производство тракторов было начато там, в создававшемся в военные годы Алтайском Тракторном заводе. Первые трактора СХТЗ-НАТИ вышли из цехов Алтайского завода в августе 1942 года.
На Алтайском тракторном заводе производство тракторов, получивших обозначение
АТЗ-НАТИ, продолжалось до 1952 года, на Сталинградском и Харьковском заводах производство было свёрнуто ранее, в 1949 году они уступили на сборочном конвейере место тракторам ДТ-54.Трактор СХТЗ-НАТИ имел рамную конструкцию с клёпаной рамой, состоящей из двух лонжеронов и четырёх поперечин.
Эластичная подвеска ходовых частей на четырёх балансирных каретках с витыми цилиндрическими пружинами.
Кабина трактора была полузакрытой.
Керосиновый карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель мощностью 52 л. с. крепился на раме в трёх точках. Охлаждение двигателя — водяное.
Коробка передач — зубчатая трёхходовая, гусеница выполнена из звеньев, отлитых из высокомарганцовистой стали.
tractors1.fandom.com
Трактор своей эпохи. СХТЗ-НАТИ
История отечественного тракторостроения в свои первые годы была тесно связана с зарубежной техникой, по сути, адаптированными для производства в СССР существующими (в основном американскими) тракторами.

Так было до середины 1930-х, пока не накопился достаточный опыт эксплуатации, на основе которого инженеры Сталинградского тракторного завода, совместно с Научно-исследовательским автомобильным и тракторным институтом начали разработку трактора оригинальной, своей конструкции. В создании машины участвовали специалисты ХТЗ, это был, можно сказать, совместный масштабный проект, получивший компромиссное название СХТЗ-НАТИ.
Опыт освоения целины, особенно влажных почв, на которых колёсные трактора не могли реализовать свой тяговый потенциал, продиктовал одно из главных условий – новый трактор должен быть гусеничным. И в то же время легким, так как выпускавшийся в то время гусеничный С-60, весом в 10 тонн и жесткой подвеской, подходил больше для промышленности, чем для села.

Первые опытные образцы нового трактора были готовы к лету 1935 года, свои новинки представили два завода, Сталинградский и Харьковский. Полевые испытания показали, что более успешной оказалась разработка СТЗ, так как имела подвеску с балансирными каретками. Так называемую, эластичную. Впрочем, конструкция не была идеальной и на устранение «детских болезней» ушел еще год.

К лету 1936 года конструкторы Сталинградского завода подготовили к масштабным полевым испытаниям 25 экземпляров нового трактора. Работа над ошибками проведена была успешно, по результатам испытаний гусеничный сельскохозяйственный трактор показал двукратное преимущество на полевых работах, в сравнении с колёсными тракторами, и при этом оказался на 25% экономичней.

В движение СХТЗ-НАТИ приводил карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель, топливом которому служил керосин. Охлаждение водяное, мощность мотора 52 л.с. Изначально хотели оснастить новый трактор дизельным двигателем, но к сожалению, с массовым производством его самой ответственной части – топливной аппаратуры были серьёзные проблемы.
Сцепление – однодисковое, сухое. Коробка передач стыкуется с корпусом главной передачи заднего моста и имеет 4 скорости переднего хода и одну – заднего. Диапазон передних скоростей от 3.7 км/час до 8 км/час, задней – 3.12 км/час.

Задний мост с конической главной передачей, с бортовыми редукторами и сухими фрикционными муфтами поворота. Тормоза ленточные.
Корпус заднего моста и КПП был отдельным, частью рамы он не являлся.

Подвеска трактора балансирная, на каждый борт имела по 4 сблокированных катка на двух каретках, где упругими элементами являются пружины. Эта подвеска оказалась настолько удачным решением, что в дальнейшем применялась на ДТ-54, ДТ-75, и массе других советских сельскохозяйственных тракторов. Конечно, в её конструкцию постоянно вносились улучшения, но основоположником в этом плане стал СХТЗ-НАТИ.

Прицепное устройство было простейшим – скоба и прицепная серьга со шкворнем, но имелся вал отбора мощности для привода механизированного сельхозинвентаря.
У водителя появилась крыша над головой, в виде полукабины, защищавшей его от дождя. Дверей и боковых окон в этой кабине не было, но на то время и такая конструкция считалась прогрессивной в тракторостроении, причем по мировым меркам. Кстати, у первых опытных образцов СХТЗ-НАТИ кабины не было.

Серийное производство началось в Сталинграде в 1937 году, но первое время до плана не дотягивали. После полного завершения реконструкции завода, и внедрения ряда рацпредложений, в 1938 году план даже перевыполнили, выпустив в ноябре 10-тысячный трактор.

Наладили производство и на Харьковском заводе. В начале 1940-х завод эвакуировали на Алтай, и с 1942 года, под маркой АТЗ-НАТИ наладили производство и там. Прекратился выпуск лишь в 1952-м.

До наших дней мало их уцелело, да и забылся он уже, а ведь этот трактор во многом сыграл основополагающую роль в дальнейшем развитии нашего сельскохозяйственного машиностроения, перевел механизацию села с колёс на гусеничный ход.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм
avtoidei.ru
Сталинец гусеничный трактор фото | Лучшие армии мира Россия стратегия войны вооружение победы конфликты поражения
Гусеничный трактор С-65 «СТАЛИНЕЦ» фото, являлся развитием модели С-60 с карбюраторным двигателем, серийно выпускавшейся с 1932 г. В свою очередь, С-60 копировал американский «Катерпиппер-60».
Опытный образец С-65 с дизепем М-17 изготовили в августе 1935 г. Он имеп почти такую же ходовую часть, что и С-60. На каждой стороне имепись пять опорных катков, соединённых в общий блок, два поддерживающих ролика, ведущее и направпяющее колёса. Ширину гусеницы по сравнению с С-60 увепичипи. Дизепь запускался от вспомогательного бензинового мотора в 20 л.с., а тот — от заводной ручки или электростартёра.

Гусеничный трактор С-65 Сталинец
Серийное производство вели с июня 1937 г. в Челябинске, Харькове и Сталинграде. С февраля 1938 г. поставлялся на экспорт. Машины поздних серий имели полностью закрытую кабину. В Челябинске выпуск прекратили в 1941 г., в Харькове — в сентябре того же года, в Сталинграде собирали до осени 1942 г. В 1944 г. два последних предприятия возобновили производство.

Гусеничный трактор С-65 Сталинец тягач Красной армии
В годы войны выпускался газогенераторный вариант СГ-65, газогенератор Г-25 которого работал на деревянных чурках. Трактора С-65 часто использовались как тягачи в тяжёлой артиллерии.
Данные С-65 «СТАЛИНЕЦ» фото:
- Длина — 4,086 м, ширина — 2,42 м, высота — 2, 15 м (с тентом — 2,8 кг).
- Масса — 11 200 кг, мощность двигателя — 65 л.с.,
- максимальная скорость — 7 км/ч
Гусеничный трактор СТЗ-3, АСХТЗ-НАТИ являлся оригинальной советской разработкой. Его проектирование вели с 1933 г.
Трактор имел клёпаную раму, ходовая часть выполнялась с четырьмя каретками с балансирной подвеской. Он оснащался карбюраторным двигателем, работавшим на керосине. Кабина была полузакрытой — с крышей, но без дверей. В мае 1937 г. трактор выставлялся на международной выставке в Париже, где получил «Гран-при».

Гусеничный трактор СТЗ-3
С июля того же года он серийно выпускался в Сталинграде как СТЗ-З. Его делали в Сталинграде и Харькове до 1949 г. Во время войны Харьковский тракторный завод эвакуировали в Рубцовск, где возник Алтайский завод. Там СТЗ-З выпускали до 1952 г. как АТЗ-НАТИ. Всего изготовили 191 ООО штук, это был первый советский массовый гусеничный трактор.

транспортная модификация трактор СТЗ-5
В годы войны СТЗ-З использовался как артиллерийский тягач. На его базе были сделаны артиллерийский тягач СТЗ-5-НАТИ и самодельный танк НИ-1, применявшийся при обороне Одессы.
ДанныеСТЗ-3:
- Длина — 3,84 м, ширина — 1,7 м, высота — 2,26 м.
- Масса — 3800 кг,
- мощность двигателя — 52 л.с.
- максимальная скорость — 20 км/ч.
Колёсный трактор СТЗ 15/30, являлся самым массовым на колхозных полях в довоенный период. Его скопировали с американского Интернейшнл 15/30 фирмы «Мак — Кормик — Диринг» выпуска 1927 г.

колесный трактор СХТЗ-15-30
Машина имела чугунную литую раму и металлические колёса без резины (большие задние — с шипами-шпорами) на жёсткой подвеске. На ней монтировался карбюраторный двигатель, работавший на керосине. Интересно, что зажигание функционировало от магнето, как на авиамоторе. Кабина — открытая, с металлическим сиденьем.
Серийное производство СТЗ 15/30 вели в Сталинграде с июня 1930 г., в Харькове (как СХТЗ 15/30) — с 1931 г. Это был первый трактор в СССР, изготовлявшийся на конвейере. До прекращения выпуска в 1937 г. собрали 390 500 экземпляров. Ещё некоторое количество СТЗ 15/30 сделали на Втором московском авторемонтном заводе в 1948 — 1950 гг.
Эти трактора эксплуатировались до середины 1950-х гг.
Данные колёсного СТЗ 15/30.
- Масса — 3011 кг,
- мощность двигателя — 31,5 л.е.,
- максимальная скорость — 7,5 км/ч.
toparmy.ru
СХТЗ-НАТИ Википедия
СХТЗ-НАТИ | |
---|---|
267x400px | |
Выпускался, гг. | 1937-1952 |
Производитель | Сталинградский тракторный завод, |
Экземпляры | 191000 |
Тип движителя | гусеничный |
Рабочая скорость, км/ч | 3,8 — 7,9 |
Полная масса, т | 5,1 |
Кабина: | сзади |
Двигатель: | спереди |
Мощность, л.с. (кВт) | 52 (38,2) |
Тип подвески | сблокированная попарно, на винтовых пружинах |
Пневмооборудование | нет |
Последующая модель | ДТ-54 |
Медиафайлы на Викискладе |
СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) — марка гусеничного трактора, выпускавшегося с 1937 года по 1952 год на тракторостроительных заводах СССР.
История[ | ]
В 1937 году Сталинградский и Харьковский тракторные заводы прекратили выпуск колёсных тракторов СХТЗ 15/30 и перешли на выпуск гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ. Это были первые тракторы массового производства с конструкцией отечественной разработки[1].
В связи с тем, что в ходе Великой Отечественной войны Харьковский завод был эвакуирован в город Рубцовск Алтайского края, производство тракторов было начато там, в создававшемся в военные годы Алтайском Тракторном заводе. Первые трактора СХТЗ-НАТИ вышли из цехов Алтайского завода в августе 1942 года[2].
На Алтайском тракторном заводе производство тракторов, получивших обозначение АТЗ-НАТИ, продолжалось до 1952 года, на Сталинградском и Харьковском заводах производство было свёрнуто ранее, в 1949 году они уступили на сборочном конвейере место тракторам ДТ-54[3].
Конструкция[ | ]
Трактор СХТЗ-НАТИ имел рамную конструкцию с клёпаной рамой, состоящей из двух лонжеронов и четырёх поперечин.
Эластичная подвеска ходовых частей на четырёх балансирных каретках с витыми цилиндрическими пружинами.
Кабина трактора была полузакрытой.
Керосиновый карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель мощностью 52 л. с. крепился на раме в трёх точках. Охлаждение двигателя — водяное.
Коробка передач — зубчатая трёхходовая, гусеница выполнена из звеньев, отлитых из высокомарганцовистой стали.
Факты[
ru-wiki.ru
СХТЗ-НАТИ (трактор) — это… Что такое СХТЗ-НАТИ (трактор)?
СХТЗ-НАТИ | |
---|---|
![]() | |
Выпускался, гг. | 1937-1952 |
Экземпляры | 191000 |
Тип движителя | гусеничный |
Полная масса, т | 5,1 |
Расположение | |
Кабина: | сзади |
Двигатель: | спереди |
Основные размеры | |
Двигатель | |
Марка двигателя | |
Мощность, л.с. | 52 |
Трансмиссия | |
Подвеска и управление | |
Тип подвески | жёсткая |
Оборудование | |
Пневмооборудование | нет |
Модельный ряд | |
Последующая модель | ДТ-54 |
СХТЗ-НАТИ — марка гусеничного трактора, выпускавшегося с 1937 года по 1952 год на тракторостроительных заводах СССР.
История
В 1937 году Сталинградский и Харьковский тракторные заводы прекратили выпуск колёсных тракторов СХТЗ 15/30 и перешли на выпуск гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ. Это были первые тракторы массового производства с конструкцией отечественной разработки[1].
В связи с тем, что в ходе Великой Отечественной войны Харьковский завод был эвакуирован в город Рубцовск Алтайского края, производство тракторов было начато там, в создававшемся в военные годы Алтайском Тракторном заводе. Первые трактора СХТЗ-НАТИ вышли из цехов Алтайского завода в августе 1942 года[2].
На Алтайском тракторном заводе производство тракторов получивших обозначение АТЗ-НАТИ продолжалось до 1952 года, на Сталинградском и Харьковском заводах производство было свёрнуто ранее, в 1949 году они уступили на сборочном конвейере место тракторам ДТ-54[3]
Конструкция
Трактор СХТЗ-НАТИ имел рамную конструкцию с клёпаной рамой, состоящей из двух лонжеронов и четырех поперечин.
Эластичная подвеска ходовых частей на четырёх балансирных каретках с витыми цилиндрическими пружинами.
Кабина трактора была полузакрытой.
Керосиновый карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель мощностью 52 л.с. крепился на раме в трёх точках. Охлаждение двигателя — водяное.
Коробка передач — зубчатая трёхходовая, гусеница выполнена из звеньев отлитых из высокомарганцовистой стали.
Факты
- 10-ти тысячный трактор СХТЗ-НАТИ вышел из ворот Сталинградского тракторного завода в 1947 году[4]
Примечания
Ссылки
med.academic.ru
СХТЗ-НАТИ (трактор) Википедия
СХТЗ-НАТИ | |
---|---|
267x400px | |
Выпускался, гг. | 1937-1952 |
Производитель | Сталинградский тракторный завод, |
Экземпляры | 191000 |
Тип движителя | гусеничный |
Рабочая скорость, км/ч | 3,8 — 7,9 |
Полная масса, т | 5,1 |
Кабина: | сзади |
Двигатель: | спереди |
Мощность, л.с. (кВт) | 52 (38,2) |
Тип подвески | сблокированная попарно, на винтовых пружинах |
Пневмооборудование | нет |
Последующая модель | ДТ-54 |
Медиафайлы на Викискладе |
СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) — марка гусеничного трактора, выпускавшегося с 1937 года по 1952 год на тракторостроительных заводах СССР.
История[ | ]
В 1937 году Сталинградский и Харьковский тракторные заводы прекратили выпуск колёсных тракторов СХТЗ 15/30 и перешли на выпуск гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ. Это были первые тракторы массового производства с конструкцией отечественной разработки[1].
В связи с тем, что в ходе Великой Отечественной войны Харьковский завод был эвакуирован в город Рубцовск Алтайского края, производство тракторов было начато там, в создававшемся в военные годы Алтайском Тракторном заводе. Первые трактора СХТЗ-НАТИ вышли из цехов Алтайского завода в августе 1942 года[2].
На Алтайском тракторном заводе производство тракторов, получивших обозначение АТЗ-НАТИ, продолжалось до 1952 года, на Сталинградском и Харьковском заводах производство было свёрнуто ранее, в 1949 году они уступили на сборочном конвейере место тракторам ДТ-54[3].
Конструкция[ | ]
Трактор СХТЗ-НАТИ имел рамную конструкцию с клёпаной рамой, состоящей из двух лонжеронов и четырёх поперечин.
Эластичная подвеска ходовых частей на четырёх балансирных каретках с витыми цилиндрическими пружинами.
Кабина трактора была полузакрытой.
Керосиновый карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель мощностью 52 л. с. крепился на раме в трёх точках. Охлаждение двигателя — водяное.
Коробка передач — зубчатая трёхходовая, гусеница выполнена из звеньев, отлитых из высокомарганцовистой стали.
Факты[
ru-wiki.ru