Судьба самой быстрой торпеды «Шквал»

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • Туристические услуги
  • Блоги
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Вооружение
  • Образцы
  • www.arms-expo.ru

    на какие рекорды способна лучшая в своем классе «убийца авианосцев»

    02.11.2015, ТРК «Звезда».

    Пойдем от противного. Несмотря на признание российской ракето-торпеды «Шквал» лучшей в своем классе, даже по мнению американских специализированных изданий (это практически официальная оценка Пентагона), у нее есть свои минусы.

    Во-первых, по оценкам специалистов российского ВМФ, это относительно малая дальность поражения цели. В экспортном варианте – около 7 миль, в отечественном – 14, в модернизированном – около 20. Не так уж и много, если сравнивать с так называемыми «толстыми торпедами», которые бьют на 50 миль, а уж тем более с крылатыми ракетами подводного базирования, прозванными «убийцами авианосцев», способными поразить цель за пару тысяч километров.

    Во-вторых, заметность движения, даже при пусках из подводных лодок с глубины 30 метров. Вероятность обнаружения пуска очень высока – из глубины из-за следа на поверхности водной глади, с поверхности – из-за грохота и дымового следа. Некоторые военные аналитики сомневаются в точности поражения цели «Шквалом» из-за отсутствия систем наведения, сравнивая их с методами торпедных атак времен Великой Отечественной войны.

    Ну, а теперь отдадим должное «Шквалу» — на сегодняшний день это самая скоростная торпеда в мире, рекорд скорости которой под водой еще никому побить не удалось! Ближайший конкурент, немецкая торпеда «Барракуда», отстала более чем на 10 лет и на 100 км/ч. Американские и английские аналоги вообще в глубоких аутсайдерах.

    Наш «Шквал» преодолевает за одну секунду 100 метров и не оставляет шансов на маневрирование любому самому современному как надводному, так и подводному кораблю. Да, приходится стрелять буквально в упор – с расстояния в 10 – 20 морских миль, но уж если кто попал в перекрестье прицела, то шансов уйти от «охотника ближнего боя» нет ни каких.

    Отечественный подводный флот сейчас располагает подобным оружием, по сравнению с которым все прочие торпеды сравнимы разве что с черепахами Тортиллами. Появились они на вооружении как подводных, так и надводных кораблей (пуск с которых был ракетным, а при погружении в воду она становилась торпедой) еще в конце 1970-х годов. Однако, не смотря на свой почтенный возраст, «Шквал» не имеет мировых аналогов, а многие его агрегаты остаются по сей день секретными.

    И, скажем, отличие экспортного варианта, который уверенно бьет на 7 миль, от эксклюзивного отечественного, который способен поражать цели на высокой скорости на гораздо большее расстояние, весьма существенное. Причем не только по характеристикам дальности, но и большей мощности заряда (в том числе ядерного), меньшей заметности и большей точности. В том числе благодаря современным системам наведения с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС.

    Действительно, уникальность суперторпеды именно в скорости. Если обычная торпеда может разогнаться под водой до 60-70 узлов, то «Шквал» в буквальном смысле слова летит в толще морской воды со скоростью 200 узлов (370 км/ч), что является абсолютным рекордом для любого подводного объекта.

    Развить в воде такую скорость совсем не просто. Мешают многие факторы, в первую очередь сопротивление воды, которое примерно в 1000 раз больше, чем в воздухе. Поэтому для разгона торпеды требовалась огромная тяга, которая в «Шквале» была достигнута за счет ракетных ускорителей. В этой ракето-торпеде вначале срабатывает стартовый твердотопливный ускоритель, который разгоняет ее до крейсерской скорости, а затем отстреливается.

    Далее вступает в работу маршевый реактивный двигатель, который работает на гидрореагирующем топливе, содержащем алюминий, магний, литий, а в качестве окислителя использует забортную воду. Подобная «адская смесь» позволяют поддерживать высокую скорость, но дает мощный выхлоп газов, след от которых становится заметен на поверхности воды. Впрочем, попробуй увернуться!

    Еще одна «изюминка» скорости «Шквала» — в эффекте суперкавитации. Торпеда (по сути ракета) не плывет в воде, а летит в газовом пузыре – каверне, который сама и создает. В ее носовой части расположена специальная деталь – кавитатор. Она представляет собой эллиптической формы плоккую пластину с заточенными краями.

    Кавитатор, слегка склоненный к оси торпеды, создает подъемную силу. При достижении скорости вблизи края пластины кавитация достигает такой интенсивности, что образует «пузырь», который обволакивает торпеду и уменьшает гидродинамическое сопротивление. «Шквал» буквально летит в этом «облаке», который сам себе и создает – по всему объему корпуса. Для этого используется дополнительный поддув – за счет отверстий, через которые подается воздух от отдельного газогенератора.

    И вот эти поистине прорывные принципы в конструкции «Шквала», позволившие дать торпеде феноменальную скорость, сделали ее неуправляемой – система самонаведения в виде гидролокаторов не способна «пробиться» через газовый пузырь. Поэтому торпеду приходится программировать буквально перед пуском, что снижает вероятность точности поражения.

    «Подобные проблемы есть и с наведением нашей авиабомбы КАБ 500, — говорит военный эксперт Руслан Пухов. – Как любая бомба, она при пуске приобретает вращательное движение, что мешает установлению устойчивого сигнала со спутниковой системой навигации. У «Шквала» тоже нет устойчивой связи с системами наведения, превращая ее практически в снаряд, запускаемый из катапульты.

    Но за счет высокой скорости эта торпеда успевает достаточно точно поразить надводную или подводную цель даже при таком, практически ручном прицеливании. Если удастся связать систему наведения с самим снарядом, то эффективность ее применения увеличится многократно. Насколько я знаю, подобные работы уже ведутся».

    Американцы не случайно записали наши торпеды «Шквал», наряду с ракетами «Гранит», в разряд «убийц авианосцев». Даже при их нынешней «прямолинейности» при поражении цели. И, как отмечают российские военные эксперты (а западные догадываются), когда завершатся разработки по точности наведения «Шквала», пощады от этого «охотника» уже не будет никому – с любой дистанции. И последнее, что увидят с авианосца потенциального противника – будет лишь стремительно приближающийся дымный след за кормой.

    Автор: Виктор Сокирко

    agitpro.su

    Стоило ли Поупу охотиться за чертежами торпеды «Шквал»?

    В качестве причины гибели атомного ракетоносца «Курск» источники, считающие себя осведомленными или, по крайней мере, пытающиеся создать о себе впечатление таковых, называют взрыв торпеды «Шквал» в носовом торпедном отсеке. Иногда эта гипотеза дополняется предположениями об атаке со стороны американской субмарины «Мемфис», из-за которой и произошла детонация.

    Кроме этого, китайской делегации, присутствовавшей на масштабных маневрах в Баренцевом море, приписывают намерение приобрести то ли сам подводный сверхскоростной снаряд, то ли даже документацию для его производства. Американцы будто бы своими решительными действиями сорвали эти планы, а представители КНР покинули Россию, сказав что-то в духе «раз эта штука так взрывается, то нам она не нужна».

    В пользу этой версии журналисты приводят факт задержания гражданина США Поупа, интересовавшегося некими секретными конструкторскими разработками российских ученых. Через СМИ были оглашены некоторые параметры военно-технического устройства, вызвавшего столь рискованную активность американской разведки.

    В прессе мелькнуло название торпеды «Шквал». Утверждение о том, что это чудо-оружие не имеет аналогов, вызвало огромный энтузиазм в рядах патриотов, вспомнивших о «порохе в пороховницах», а «демократическая общественность» заговорила о милитаризации страны и новом витке гонки вооружений, демонстрирующем антиамериканскую настроенность российского руководства.

    Чтобы разобраться в том, насколько это чудо-оружие может быть эффективным в случае гипотетического конфликта в морском театре военных действий, следует объективно его оценить, пользуясь доступными источниками. Так ли уж грозна торпеда «Шквал»? Характеристики, опубликованные в прессе, не очень-то впечатляют профессиональных военных.

    Самое главное, чем отличается предмет шпионского интереса от других подводных снарядов, это скорость. Она действительно немалая, свыше двухсот узлов, почти 400 км/ч. На этом, собственно, перечень уникальных параметров торпеды «Шквал» заканчивается. Боевой радиус составляет от 7 до 13 км, а массы боевого заряда в 210 кг явно недостаточно для того, чтобы гарантированно отправить на дно серьезную морскую цель.

    Для осуществления боевого запуска торпеды «Шквал», ее носитель должен незаметно подобраться к своей жертве на расстояние в сотню кабельтов, что при сегодняшнем уровне противолодочной обороны достаточно проблематично. Далее – выстрел. После простейшего арифметического расчета можно получить время, после которого в случае попадания прогремит взрыв, -это две-три минуты. Возникает вопрос о том, как избежать ответного поражения, ведь военные корабли редко ходят поодиночке, и за субмариной, потопившей один из них, сразу начнется охота. Торпеда-ракета «Шквал» шумит, кавитационные явления в слоях воды, контактирующих с корпусом снаряда, дополнительно снижают скрытность. Подлодка, оказавшаяся на столь малой дистанции от вражеской эскадры, и обнаруженная гидролокаторами, непременно станет жертвой ответного удара.

    Еще один вопрос касается управляемости торпеды «Шквал». Она практически нулевая, маневрировать столь скоростной объект под водой не может.

    Получается, что стрелять можно лишь один раз, с низкой вероятностью попадания и степенью риска, приближенной к гарантированному самоубийству.

    В то, что именно «Шквал» стал причиной гибели «Курска», трудно поверить еще и потому, что после катастрофы была приостановлена эксплуатация «толстых торпед» 65-76 «Кит», что косвенно подтверждает официальную версию трагических событий.

    Возникает вопрос о том, стоило ли американскому разведчику охотиться за секретами такого «чуда»? Возможно, что резон был, некоторые примененные решения могут быть использованы в соответствующих разработках, хотя общая ценность изделия весьма сомнительна.

    fb.ru

    Шквал (торпеда) — это… Что такое Шквал (торпеда)?

    
    Шквал (торпеда)

    Шквал(схема)

    «Шквал» — советская скоростная подводная ракета. Предназначена для поражения надводных[1] целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на НК, ПЛ или стационарной установке.

    Разработка начата в 1960 году. 29 ноября 1977 г. противолодочный комплекс «Шквал» был принят на вооружение ВМФ.

    Высокая скорость движения торпеды была получена за счет применения подводного реактивного двигателя, работающего на твердом гидрореагирующем топливе, которое обеспечивает большую тягу, и движения ракеты в кавитационной полости (воздушном пузыре), что снижает сопротивление воды. Изначально несла ядерную боеголовку в 150 кТ, впоследствии создан вариант с обычной боеголовкой. C автономным управлением, не имеет самонаведения.

    Технологией производства «Шквала» обладает не только Россия, но и Украина, Киргизия и Казахстан.

    В 1992 году создан экспортный вариант — «Шквал-Э» с обычной боеголовкой. Есть сведения о разработке новой модели «Шквала», с самонаведением и увеличенным до 350 кг зарядом.

    Долгое время не существовало более быстрой торпеды, но в середине 2005 г. Германия заявила, что она обладает новейшей противолодочной торпедой «Барракуда».

    ТТХ

    • Калибр 533,4 мм
    • Длина 8 метров
    • Вес торпеды 2700 кг
    • мощность боеголовки 150 кт в ядерном варианте или 210 кг обычного ВВ
    • маршевая скорость 350 км/ч

    ТТХ «Шквал-Э» [2]

    • Масса, кг — 2700
    • Калибр, мм — 533,4
    • Длина, мм — 8200
    • Дальность хода, км — до 10
    • Скорость на марше, м/с — 90…100
    • Угол после залпового разворота, град — ± 20
    • Глубина хода на марше, м — 6
    • Тип боевой части — фугасный
    • Масса БЧ (ТНТ эквивалент), кг — не менее 210
    • Вид старта — надводный или подводный
    • Глубина подводного старта, м — до 30

    Изображения

    Источники

    1. Научно-производственное предприятие «РЕГИОН»
    2. Научно-производственное предприятие «РЕГИОН»

    См. также

    Барракуда

    Кавитация

    Wikimedia Foundation. 2010.

    • Шкварка
    • Шкеле

    Смотреть что такое «Шквал (торпеда)» в других словарях:

    • Шквал (скоростная подводная ракета) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шквал (значения). Шквал …   Википедия

    • Торпеда — У этого термина существуют и другие значения, см. Торпеда (значения). Пуск торпеды с борта подводной лодки типа «Вирджиния» (рисунок художника) …   Википедия

    • Суперкавитационная торпеда фирмы Diehl BGT Defence — Файл:Barrakuda.jpg Немецкая суперкавитационная торпеда Суперкавитационная торпеда (происхождение от немецкого слова superkavitierender Unterwasserlaufkörper)  это высокоскоростная торпеда немецкого производства. Раннее она носила название… …   Википедия

    • Ракета-торпеда — противолодочная одноступенчатая твердотопливная ракета, доставляющая в район цели боевую часть  малогабаритную самонаводящуюся торпеду. В расчетной точке торпеда отделяется от носителя и спускается на тормозном парашюте. После отделения… …   Википедия

    • HSUW (торпеда) — HSUW (англ. High Speed Undersea Weapon) проект американской сверхбыстроходной торпеды, высокая скорость которой достигается благодаря созданию суперкавитационной полости[1]. Суперкавитационная полость представляет собой смесь воды с… …   Википедия

    • Словесные названия российского оружия — …   Википедия

    • Хронология ядерных испытаний СССР (1949—1962) — 5 августа 1963 года в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, также известный как «Московский договор». Ниже приведена хронологическая таблица ядерных испытаний,… …   Википедия

    • Двигатель Вальтера — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

    • К-141 «Курск» — У этого термина существуют и другие значения, см. Курск (значения). К 141 «Курск» …   Википедия

    • Курск (подводная лодка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Курск (значения). К 141 «Курск» …   Википедия

    dic.academic.ru

    Комплекс «Шквал»

    Ракето-торпеда «Шквал» ВА-111.

    Основные тактико-технические характеристики:
    Габаритные размеры, мм:
    Диаметр, мм 533,4
    Длина, мм 8200
    Масса, кг
    торпеды 660
    ВВ 200
    Скорости хода, уз до 200
    Максимальная дальность хода, м до 11000

    Разработка противолодочной торпеды «Шквал» началась по постановлению Совета Министров N 111-463 от 13 октября 1960 г. Проектирование торпеды поручили НИИ-24 (в настоящие время ГНПП «Регион»). Эскизный проект торпеды был утвержден в 1963 г. Согласно ему, дальность хода ракет должна была составлять 15-20 км, а скорость хода на маршевом участке — 100 м/с (метров в секунду) — свыше 194 узлов!. Новая ракета входит в стандартные торпедные аппараты подводных лодок.
    Создан экспортный вариант подводной ракеты «Шквал-Е». Она способна развивать скорость до 200 узлов (около 100 метров в секунду) в подводном положении. Принцип действия скоростной ракеты состоит в следующем: экипаж подлодки (корабля, берегового расчета), обнаружив цель (корабль или подлодку), определяет ее характеристики (скорость, дистанцию, направление движения) и «сбрасывает» эти данные в автопилот «Шквала». Ракета выстреливается, выходит на оптимальную глубину и включает ракетные двигатели. Головки самонаведения у «Шквала» нет. Она реализует программу, заложенную в компьютер. Поэтому скоростная подводная ракета абсолютно помехозащищена. «Шквал-Е» разрешен для экспорта .

    Первые опытные пуски торпед начались в 1964 г. на озере Иссык-Куль. А с мая 1966 г. макеты торпеды отстреливались с дизельной подводной лодки С-65 в районе Феодосии. Испытания опытного образца торпеды, имевшего индекс М-4, прекратились в 1972 г. из-за несовершенства конструкции. Вскоре был создан улучшенный образец торпеды М-5. Постановлением Совмина СССР от 29 ноября 1977 г. противолодочный комплекс «Шквал» с торпедой М-5, получивший шифр ВА-111, был принят на вооружение ВМФ.
    Российская ракето-торпеда «Шквал», по общему признанию ведущих военных экспертов мира, сегодня не имеет аналогов, хотя она уже 23 года находится на вооружении ВМФ. Более того, в конце
    1970-х годов ученые Пентагона, занимавшиеся проблемами больших скоростей под водой, пришли к выводу, что подобное изобретение… технически невозможно. После чего американские военные со спокойной совестью стали рассматривать информацию о подобных разработках, поступавшую по каналам разведки, как обыкновенную «дезу» и очередной блеф противников. В СССР же шли финальные испытания ракеты.

    В 50-70-х годах в Советском Союзе впервые в мире создан принципиально новый вид оружия, не имеющий аналогов и прототипов за рубежом, — скоростные подводные кавитирующие ракеты. Его новизна заключается в движении под водой в режиме развитой кавитации (отрывного обтекания), когда основная часть корпуса ракеты охвачена парогазовой полостью-каверной. При этом резко снижается гидродинамическое сопротивление и достигается высокая скорость подводного движения ракеты, в 3-5 раз превышающая скорость обычных торпед, движущихся в режиме сплошного (безотрывного) обтекания. Достижения в области высокоскоростного подводного движения ракет прежде всего обусловлены фундаментальными исследованиями неуправляемого движения тел в режиме развитой кавитации, взаимодействия реактивной струи (газовой, газожидкостной, водяной) с каверной, длительного устойчивого управляемого движения при кавитационном обтекании тела.

    Эти работы были начаты еще в конце 40-х годов в филиале ЦАГИ под руководством академика Л.И. Седова, учеными ВМФ, в том числе Г.В. Логвиновичем, который возглавил научное руководство разработкой теории и прикладных вопросов гидродинамики развитых кавитационных течений применительно к кавитирующим ракетам.

    При создании и разработке скоростных подводных ракет отечественными учеными и конструкторами были найдены уникальные теоретические, экспериментальные и конструкторские решения прежде всего по обоснованию гидродинамических схем кавитирующих ракет с подводными органами управления изменяемой геометрии, выполняющими функции образования каверны и управления движением ракеты на участках сплошного, смешанного и кавитационного обтекания.

    Для достижения высоких технических характеристик ракет, имеющих скорости движения под водой свыше 100 м/с (200 уз.), необходимо обеспечить не только многократное снижение сопротивления движению, но и создание высокоэффективного реактивного двигателя (энергосиловой установки) на экологически чистом, безопасном в эксплуатации энергоемком топливе, а также системы управления, органов управления и стабилизации. Специальное топливо для этих двигателей поручили разработать группе ученых под руководством академиков Николая Силина, Евгения Шахиджанова и Владимира Ивашкова.

    Наиболее полно отвечал всем требованиям в качестве энергосиловой установки прямоточный гидрореактивный двигатель на гидрореагирующем топливе. Удельный импульс такого двигателя в 2,5-3 раза выше, чем у известных ракетных двигателей: за счет использования забортной воды в качестве рабочего тела и окислителя, а в качестве топлива — гидрореагирующих металлов.

    Работы по созданию такого уникального двигателя были начаты в 60-х годах по инициативе и под руководством лауреата Государственной премии М.С. Меркулова и завершены в 70-х годах под руководством лауреата Ленинской премии Е.Д. Ракова. Одновременно для этого двигателя разрабатывались единственные в своем роде твердые гидрореагирующие топлива на основе легких металлов, а также конструкция зарядов большой массы и технология их изготовления. Под руководством лауреата Ленинской премии И.М. Сафонова была создана автономная система управления, имеющая переменную структуру и использующая принципиально новый способ управления подводным ходом ракеты по глубине, обусловленный наличием каверны.

    При движении ракеты со скоростью 200 уз и более возникают значительные гидродинамические нагрузки на ее корпус, вызывающие, в свою очередь, вибрационные нагрузки на элементы конструкции корпуса и ее аппаратуру управления.

    Под руководством главного конструктора Е.Д. Ракова были разработаны методы проектирования и конструирования элементов ракеты с учетом действующих факторов. Уже к концу 50-х годов результаты исследований позволили принять научно обоснованное решение о создании скоростной подводной кавитирующей ракеты при авторитетной поддержке Главкома ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова, академиков А.П. Александрова, В.Н. Трапезникова и вице-адмирала Б.Д. Костыгова.

    На основе ряда последовательных научно-исследовательских работ, проведенных институтами ВМФ и промышленности при участии Академии наук СССР, был осуществлен переход к большой опытно-конструкторской работе по созданию первого боевого образца скоростной подводной кавитирующей ракеты «Шквал» класса ПЛ-вода-ПЛ, ПЛ-вода-воздух-НК. Создание подводной скоростной ракеты потребовало освоения новых материалов, технологий, уникального оборудования, создания новых производств и объединения усилий многих предприятий различных отраслей промышленности. Общее руководство осуществляли министр СССР В.В. Бахирев и его заместитель Д.П. Медведев. Эта опытно-конструкторская работа была успешно завершена в 1977 г. коллективом под руководством Е.Д. Ракова. Научным руководителем разработки являлся академик АН УССР лауреат Ленинской премии Г.В. Логвинович. В работе принимал активное участие большой коллектив ученых и специалистов предприятий промышленности и институтов ВМФ, в том числе лауреаты Ленинской премии Ю.В. Фадеев и Ю.Г. Ильин, лауреаты Государственной премии Г.В. Уваров и В.П. Ивашков, М.П. Лисичко, В.Г. Горячко, П.Ф. Бреус, Г.С. Хорсун, Г.М. Акопов и многие другие.

    Создание первой в мире кавитирующей скоростной подводной ракеты явилось большим достижением российской науки и техники и в научно-техническом плане открыло путь к дальнейшему созданию перспективных образцов подводного оружия этого типа с высокими тактико-техническими данными.

    Кавитирующие подводные ракеты имеют высокую боевую эффективность поражения цели за счет большой подводной скорости, обеспечивающей минимальное время доставки боевой части к цели. Полностью подводная траектория скоростных подводных ракет класса — ПЛ — вода — ПЛ — затрудняет противодействие им со стороны противника и позволяет использовать их подо льдами Арктики, т.е. сохраняет положительное качество обычных торпед. Использование ракет «Шквал» существенно повышает боевую эффективность ракетно-торпедного вооружения ВМФ.

     

    Литература:

    » ПОДВОДНЫЕ РАКЕТЫ» Е.С. ШАХИДЖАНОВ доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии

    Вернуться на страницу «ОРУЖИЕ»

    www.kremalera.narod.ru

    Реактивная торпеда «Шквал»

    Торпедное оружие – это основное средство защиты и нападения подводных лодок, также они остаются главным инструментом борьбы с подводной угрозой.

    Первые образцы торпед появились во второй половине XIX столетия, именно благодаря этому оружию Первая мировая война стала «звездным часом» для подводных лодок. Торпеды непрерывно совершенствовались, становились все быстрее, «умнее» и смертоноснее. Но принципиально в их конструкции мало что изменилось: большинство торпед – это самодвижущийся подводный аппарат цилиндрической формы, который движется за счет гребных винтов.

    Несколько десятков лет торпеды были практически единственным оружием подводных лодок, ситуация изменилась только во второй половине XX века, когда субмарины превратились в плавучие стартовые площадки для баллистических и крылатых ракет.

    В этом материале пойдет речь о весьма необычной ракето-торпеде «Шквал», которая стоит на вооружении ВМС России.

    Немного истории

    Согласно отечественной историографии, проект первой торпеды был разработан российским конструктором Александровским в 1865 году. Однако он был признан преждевременным и в России воплощен не был.

    Первую действующую торпеду создал англичанин Роберт Уайтхед в 1866 году, а в 1877 – это оружие было впервые использовано в боевых условиях. В следующие десятилетия торпедное оружие активно развивается, появляется даже особый класс кораблей – миноносцы, основным вооружением которых становятся торпеды.

    Торпеды активно использовались в ходе Русско-японской войны 1905 года, большая часть российских кораблей в Цусимском сражении была потоплена японскими миноносцами.

    Первые торпеды работали на сжатом воздухе или имели парогазовую силовую установку, что делало их использование менее эффективным. Такая торпеда оставляла за собой хорошо заметный след из пузырьков газа, что давало атакованному кораблю возможность увернуться от нее.

    После Первой мировой войны начались разработки торпеды с электродвигателем, но сделать ее оказалось весьма непросто. Воплотить эту идею в жизнь смогли только в Германии перед началом следующей мировой войны.

    Современные торпеды представляют серьезную угрозу для любого надводного корабля и подводной лодки. Они развивают скорость до 60-70 узлов, могут поражать цели на расстоянии более ста километров, наводятся с помощью гидролокатора или используя физические характеристики судна. Также широко распространены торпеды, которые наводятся по специальному оптоволокну с надводного судна или подлодки.

    Во времена холодной войны флот США и их союзников благодаря ЗРК и палубной авиации отличался превосходной системой ПВО, поразить их с воздуха было очень трудно. Поэтому в СССР огромное количество ресурсов было брошено на постройку подводных лодок и разработку торпедного оружия.

    Следует отметить, что торпеды гораздо опаснее для надводного корабля, чем противокорабельные ракеты. Во-первых, боевая часть торпеды гораздо больше, чем любой противокорабельной ракеты, а во-вторых, вся энергия взрыва торпеды направлена на разрушение корпуса корабля, так как вода является несжимаемой средой. Если после попадания ПКР матросы обычно занимаются тушением пожаров и борьбой за живучесть корабля, то после торпедной атаки они заняты поиском спасательных жилетов и плотов.

    Кроме того, торпеды не зависят от погодных условий, им не страшен штормовой ветер и сильное волнение. Они гораздо менее заметны, чем ракеты, торпеду сложнее уничтожить, против нее не выставишь помехи. Корабли класса «корвет» или «эсминец» обычная торпеда может просто разорвать на несколько частей.

    Еще следует отметить тот факт, запуск ПКР с борта подводной лодки представляет для нее смертельную опасность. С высокой долей вероятности после этого подлодка будет обнаружена авиацией противника и уничтожена.

    В 60-х годах прошлого столетия в СССР началась разработка необычной торпеды «Шквал», которая кардинально отличалась от любых аналогов. Разработкой этого проекта занималась НИИ №24 (ГНПП «Регион»). Через год начались испытания на озере Иссык-Куль, доработка изделия заняла более десяти лет.

    В 1977 году ракето-торпеду приняли на вооружение, сначала она имела ядерную боевую часть мощностью 150 кт, затем торпеда получила боеголовку с обычным взрывчатым веществом. Она и сегодня находится на вооружении российских ВМС.

    В России был произведен экспортный вариант – «Шквал-Э». Ее стоимость 6 млн долларов.

    Есть информация о создании новой, более совершенной модификации реактивной торпеды, которая имеет больший радиус действия и более мощную боевую часть. Следует отметить, что информации о «Шквале» довольно мало, многие сведения до сих пор являются секретными.

    Еще нужно сказать, что мнения об этой торпеде (вернее, об эффективности ее применения) весьма разнятся. В прессе обычно говорят о «Шквале», как о супер-оружии, но многие эксперты не поддерживают эту точку зрения, считая «Шквал» бесполезным в реальных боевых условиях.

    Впервые общественность узнала о существовании в России уникальной скоростной торпеды после шпионского скандала, связанного с гражданином США Эдмундом Поупом, который якобы хотел вывести из России чертежи этого оружия. Основным уникальным отличием «Шквала» от других торпед является ее немыслимая скорость: она способна развивать под водой более 200 узлов. Достигнуть таких показателей в водной среде, которая имеет высокую плотность весьма непросто.

    Изюминкой «Шквала» является его двигатель: если обычная торпеда движется вперед за счет вращения винтов, то «Шквал» в качестве силовой установки использует реактивный двигатель. Однако для развития такой немыслимой скорости под водой недостаточно и реактивного движителя. Для достижения таких скоростных показателей «Шквал» использует эффект суперкавитации, во время движения вокруг торпеды возникает воздушный пузырь, который значительно уменьшает сопротивление внешней среды.

    Описание устройства

    «Шквал» имеет реактивный двигатель, он состоит из стартового ускорителя, который разгоняет торпеду, и маршевого двигателя, что доставляет ее до цели.

    Маршевый двигатель торпеды — гидрореактивный прямоточный, для своей работы он использует металлы, реагирующие с водой (магний, литий, алюминий), а в качестве окислителя – забортную воду.

    При достижении торпедой скорости 80 м/с около ее носовой части начинает образовываться воздушный кавитационный пузырь, что значительно снижает гидродинамическое сопротивление. Но одной скорости мало: на носу «Шквала» находится специальное устройство – кавитатор, через который происходит дополнительный наддув газов от специального газогенератора. Именно так образовывается кавитационная каверна, которая обволакивает корпус торпеды целиком.

    «Шквал» не имеет головки самонаведения (ГСН), координаты цели вводят непосредственно перед запуском. Повороты торпеды осуществляются за счет рулей и отклонения головки кавитатора.

    Преимущества и недостатки

    Без сомнения, ракето-торпеда «Шквал» — это уникальное техническое изделие, над созданием которого работали специалисты различных областей знаний. Для ее создания понадобилось создавать новые материалы, конструировать двигатель, работающий на других принципах, изучать явление кавитации в применении к реактивному движению. Но является ли оружие со столько революционными характеристиками эффективным?

    Основным преимуществом «Шквала» является ее потрясающая скорость, но она и основная причина его недостатков.

    К ним можно отнести следующие:

    высокий уровень шума; кавитационный пузырь делает невозможным управление торпедой и ее самонаведение; малая дальность торпеды: на старых модификациях до 7 км, на новых ее увеличили до 13 км; недостаточная максимальная глубина погружения торпеды (не более 30 м), это делает ее неэффективной для уничтожения подлодок; низкая точность. Как можно увидеть из вышеперечисленного, «Шквал» имеет большое количество ограничений, которые делают его эффективное использование затруднительным. Подойти к противнику на 7-13 км для подводной лодки крайне сложно. Запуск торпеды, которая издает «адский» шум, практически гарантировано выдаст месторасположение субмарины и поставит ее на грань уничтожения.

    В настоящее время торпедное оружие ведущих морских держав развивается несколько по иному пути. Разрабатываются торпеды с дистанционным управлением (по кабелю) с всё большей дальностью и точностью стрельбы. Кроме того, конструкторы работают над снижением шумности торпедного оружия.

    Эту концепцию можно сравнить с использованием снайперской винтовкой на поле боя, когда один точный выстрел с большой дистанции решает все.

    Зарубежные аналоги

    При упоминании торпеды «Шквал» всегда подчеркивается, что такое оружие есть только у России. Долгое время так оно и было. Но в 2005 году представители немецкой компании Diehl BGT Defence заявили о создании новой суперкавитационной торпеды «Барракуды».

    По словам разработчиков, ее скорость настолько высока, что обгоняет собственные звуковые волны, распространяющиеся в воде. Поэтому обнаружить ее очень сложно. Кроме того, «Барракуда» оснащена новейшей системой самонаведения, а движением торпеды можно управлять (в отличие от российской торпеды). Информации об этой торпеде в открытых источниках недостаточно.

    Ренат Исмаилов

    www.militarytimes.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *