Новая торпеда “Физик-2” принята на вооружение российского флота

Как сообщила газета "Известия", ВМФ России принял на вооружение новую торпеду "Физик-2". Как сообщается, данная торпеда предназначена для вооружения новейших подводных ракетоносцев проекта 955 "Борей" и многоцелевых атомных подводных лодок нового поколения проекта 885855М "Ясень".

До недавнего времени ситуация с торпедным оружием для ВМФ России была довольно безрадостной - несмотря на наличие современных атомных подводных лодок третьего поколения и появление новейших подводных лодок четвёртого поколения, их боевые возможности существенно ограничивались имеющимся торпедным оружием, существенно уступающим не только новым, но и уже в значительной степени устаревшим образцам зарубежных торпед. Причём не только американских и европейских, но и даже китайских.

Основной задачей советского подводного флота была борьба с надводными кораблями вероятного противника, в первую очередь с американскими конвоями, которые в случае перерастания Холодной войны в "горячую" должны были доставлять в Европу американские войска, вооружение и военную технику, различные припасы и средства материально-технического обеспечения. Наиболее совершенными в советском подводном флоте были "тепловые" торпеды 53-65К и 65-76 , предназначенные для поражения кораблей - они имели для своего времени высокие скоростные характеристики и дальность хода, а также уникальную систему лоцирования кильватерного следа, позволявшую "улавливать" кильватерный след вражеского корабля и следовать вдоль него до момента попадания в цель. При этом они обеспечивали полную свободу манёвра для подводной лодки-носителя после пуска. Особенно эффективной была монструозная торпеда 65-76 калибром 650 миллиметров. Она имела огромную дальность хода - 100 километров при скорости 35 узлов и 50 километров при скорости в 50 узлов, а мощнейшей 765-кг боевой части хватало, что бы нанести тяжёлые повреждения даже авианосцу (для потопления авианосца требовалось всего несколько торпед) и гарантированно потопить одной торпедой корабль любого другого класса. 

Однако появление в 1970-х появились так называемые универсальные торпеды - они одинаково эффективно могли применяться как против надводных кораблей, так и против подводных лодок. Появилась и новая система наведения торпед - телеуправление. При данном способе наведения торпеды команды управления на неё передаются при помощи разматываемого провода, что позволяет легко "парировать" манёвры цели и оптимизировать траекторию движения торпеды, что в свою очередь позволяет расширить эффективную дальность применения торпеды. Однако в области создании универсальных телеуправляемых торпед в Советском Союзе не удалось добиться никаких существенных успехов, более того, советские универсальные торпеды уже тогда существенно уступали своим зарубежным аналогам. Во-первых, все советские универсальные торпеды были электрическими, т.е. приводимые в движение электроэнергией от размещённых на борту аккумуляторов. Они более просты в эксплуатации, имеют меньшую шумность при движении и не оставляют демаскирующего следа на поверхности, но в то же время по дальности и скорости хода очень существенно проигрывают парогазовым или т.н. "тепловым" торпедам. Во-вторых, высочайший уровень автоматизации советских подводных лодок, включая систему автоматического заряжания торпедных аппаратов, накладывал конструктивные ограничения на торпеду и не позволил реализовать т.н. шланговую систему телеуправления, когда катушка с кабелем телеуправления находится в торпедном аппарате. Вместо этого пришлось использовать буксируемую катушку, что резко ограничивает возможности торпеды. Если шланговая система телеуправления позволяет свободно маневрировать подлодке после пуска торпеды, то буксируемая манёвры после пуска крайне ограничивает - в таком случае гарантированно порвёт кабель телеуправления, более того, имеется и высокая вероятность его обрыва от набегающего потока воды. Буксируемая катушка также не позволяет осуществлять залповую торпедную стрельбу.

В конце 1980-х годов были начаты работы по созданию новых торпед, но из-за распада Советского Союза они были продолжены лишь в новом тысячелетии. В результате, российские подводные лодки остались с малоэффективными торпедами. Основная универсальная торпеда УСЭТ-80 имела совершенно неудовлетворительные характеристики, а имевшиеся противолодочные торпеды СЭТ-65, имевшие неплохие характеристики в момент принятия их на вооружение в 1965 году, уже морально устарели. В начале 21 века была снята с вооружения торпеда 65-76, которая в 2000 году стала причиной потрясшей всю страну катастрофы подводной лодки "Курск". Российские многоцелевые подводные лодки лишились своей "дальней руки" и самой эффективной торпеды для борьбы с надводными кораблями. Таким образом, к началу текущего десятилетия ситуация с торпедным оружием подводных лодок была совершенно удручающей - они имели крайне слабые возможности в дуэльной ситуации с вражескими подводными лодками и ограниченные возможности по поражению надводных целей. Впрочем последнюю проблемы удалось частично преодолеть путём оснащение с 2011 года подводных лодок модернизированными торпедами 53-65К, которые возможно получили новую систему самонаведения и были обеспечены более высокие характеристики дальности и скорости хода. Тем не менее, возможности российских торпед существенно уступали современным модификациям основной американской универсальной торпеды Mk-48. Флоту, очевидно, требовались новые универсальные торпеды, отвечающие современным требованиям. 

В 2003 году на Международном Военно-Морском Салоне была представлена новая торпеда УГСТ (Универсальная Глубоководная Самонаводящаяся Торпеда).  Для ВМФ России эта торпеда получила название "Физик". По имеющимся данным, с 2008 года на заводе "Дагдизель" велось производство ограниченных партий этих торпед для проведения испытаний на новейших подводных лодках проектов 955 и 885. С 2015 года начато серийное производство данных торпед и оснащение ими новейших подводных лодок, которые до этого пришлось вооружить устаревшими торпедами. К примеру, подводная лодка "Северодвинск", вступившая в состав флота в 2014 году изначально было вооружена морально устаревшими торпедами УСЭТ-80. Как сообщается в открытых источниках,  по мере увеличения количества произведённых  новых торпед, ими будут вооружаться и более старые подводные лодки.

В 2016 году сообщалось, что на озере Иссык-Куль велись испытания новой торпеды "Футляр" и что она должна была быть принята на вооружение в 2017 году, после чего производство торпед "Физик" будет свёрнуто и вместо них флота начнёт получать уже другие, более совершенные торпеды. Однако 12 июля 2017 года газета "Известия" и ряд российских информационных агентств сообщили о том, что на вооружение ВМФ России принята новая торпеда "Физик-2". На данный момент совершенно неясно, принята ли на вооружение торпеда, которую называли "Футляр" или торпеда "Футляр" - принципиально новая торпеда. В пользу первой версии может свидетельствовать то, что как сообщалось в прошлом году, торпеда "Футляр" представляет собой дальнейшее развитие торпеды "Физик". Тоже самое говорится и о торпеде "Физик-2". 

Торпеда "Физик" имеет дальность хода в 50 км при скорости 30 узлов и 40 километров при скорости в 50 узлов. Торпеда "Физик-2", как сообщается, имеет увеличенную до 60 узлов (около 110 кмч) максимальную скорость за счёт нового турбинного двигателя 19ДТ мощностью 800 кВт. Торпеда "Физик" имеет активно-пассивную систему самонаведения и систему телеуправления. Система самонаведения торпеды при стрельбе по надводным целям, обеспечивает обнаружение кильватерного следа вражеского корабля на расстоянии 2,5 километров и наведение на цель при помощи лоцирования кильватерного следа. По всей видимости, на торпеде установлена система лоцирования кильватерного следа нового поколения, маловосприимчивая к средствам гидроакустического противодействия. Для стрельбы по подводным лодкам система самонаведения имеет активные гидролокаторы, способные "захватить" подлодку противника на расстоянии до 1200 метров. Вероятно, новейшая торпеда "Физик-2" имеет ещё более совершенную систему самонаведения. Также представляется вполне вероятным, что торпеда получила шланговую катушку вместо буксируемой. Как сообщается, общие боевые возможности данной торпеды сопоставимы с возможностями последних модификаций американской торпеды Mk-48.

Таким образом, ситуацию с "торпедным кризисом" в ВМФ России удалось переломить и возможно в ближайшие годы удастся оснастить все российские подводные лодки новыми универсальными высокоэффективными торпедами, которые существенно расширят потенциал российского подводного флота.

Павел Румянцев

dfnc.ru

Торпедное оружие ВМС России: история и современность

Автор: Павел Румянцев 

Торпеды до сих пор являются основным оружием большинства подводных лодок, будучи одним из наиболее эффективных средств поражения противника при морских боевых действиях. Очевидно, возможности торпед, как главного оружия подводных лодок, являются одним из факторов, определяющих эффективность субмарин как систем вооружения.

 

Тенденции развития торпедного вооружения после Второй Мировой войны

В начале «Холодной войны» при строительстве Военно-морского флота, Советский Союз сконцентрировал основные усилия на создании большого количества подводных лодок, так как в экономических реалиях тех лет массовое строительство субмарин было фактически единственным способом сколь-либо эффективного противостояния Военно-морским силам США и их союзников. Позднее, начиная с середины 1960-х годов, когда Советский Союз обзавёлся многочисленным океанским надводным флотом, и до момента распада Советского Союза, подводные лодки играли ведущую роль в военно-морской стратегии советского флота.

В случае начала войны планировались активные действия на атлантических коммуникациях и уничтожение максимально возможного количества американских транспортных судов, на которых США вынуждены были бы перебрасывать свои войска в Европу. Фактически, данный подход сохраняется и в ВМФ современной России – подводным лодкам по-прежнему отводится одна из главных ролей в борьбе с надводными кораблями вероятного противника. Соответственно, их эффективность существенно влияет на возможности ВМФ РФ. 

Помимо скрытности, а также различных технических характеристик подводных лодок, одним из наиболее важных факторов, влияющих на эффективность их действий, является уровень торпедного оружия. Помимо строительства подводных лодок, Советский Союз сосредоточил и значительные усилия на его совершенствовании. Основным направлением совершенствования торпедного оружия после Второй Мировой войны во всех странах, помимо повышения их основных характеристик (таких как дальность и скорость хода), являлось создание систем самонаведения, что колоссально повышало их боевые возможности. Торпеды, применяемые подводными лодками и кораблями всех стран мира во время Второй Мировой войны, были неуправляемыми, что существенно снижало их эффективность. Как правило, с целью повышения вероятности поражения надводных целей до приемлемых величин, требовалось производить «веерную» стрельбу залпом торпед. Если несколько торпед из залпа попадали в цель, это уже считалось большой удачей.

Такой подход приводил к большому расходу боекомплекта торпед для поражения одной цели, и делал торпедное оружие высокоэффективным лишь против тихоходных транспортных кораблей (которые, собственно, и были основными целями подводников), а в борьбе с крупными надводными кораблями, имеющими высокую скорость хода и маневренные возможности, эффективность действий подводных лодок была крайне низкой. Появление систем самонаведения торпед радикально повышало их боевую эффективность и делало практически бесполезными попытки уклонения боевых кораблей.

Первые самонаводящиеся торпеды СССР получил в 1961 году

В ВМФ СССР в годы «Холодной войны» к системам самонаведения торпед выдвигались особые требования, так как основными целями советских подлодок были крупные боевые корабли вероятного противника, а действовать им требовалось в условиях мощнейшей системы противолодочной обороны НАТО. Системы самонаведения советских торпед должны были быть максимально эффективными и никак не ограничивать манёвр подлодки-носителя после пуска. В 1961 году на вооружение ВМФ СССР начала массово поступать принципиально новая противокорабельная торпеда 53-61, оснащённая уникальной системой самонаведения с лоцированием кильватерного следа. Принцип данной системы следующий. Система самонаведения торпеды периодически посылает направленные вверх гидроакустические импульсы. При пересечении кильватерного следа атакуемого корабля характеристики принятого отражённого импульса изменяются, и система самонаведения вырабатывает команды на органы рулевого управления.

Далее торпеда начинает преследование атакуемого корабля с периодическим пересечением кильватерного следа, двигаясь по «синусоиде» с целью непрерывного поиска кильватерного следа. Этот «поиск» заканчивается под днищем атакуемого корабля срабатыванием магнитного взрывателя. До самого конца «Холодной войны» торпеды с такой системой самонаведения являлись основным средством борьбы с кораблями противника и были крайне грозным оружием, так как практически не «поддавались» средствам гидроакустического противодействия. Однако торпеды этого типа обладают и существенным недостатком – их изначально необходимо выпускать за «корму» корабля, после чего они догоняют корабль противника, двигаясь при этом не по прямой, а по «синусоиде». Совокупность этих факторов существенно «съедает» дальность, на которой подводная лодка может произвести эффективную атаку, и вынуждает её весьма близко подходить к цели.     

В 1965 году советским флотом была принята на вооружение торпеда 53-65, а спустя 4 года поступил на вооружение и её усовершенствованный вариант – 53-65К. Именно эта торпеда составляла основу торпедного боекомплекта всех советских подводных лодок, и в огромных количествах поставлялась на экспорт. Подводники очень любят её за высочайшую надёжность и простоту в эксплуатации. Кроме того, она обладала низкой стоимостью производства при вполне приемлемых тактико-технических характеристиках. 53-65К способна пройти 19 километров со скоростью 43 узла. Этой торпедой до сих пор массово вооружены все российские подводные лодки, а в 2011 году было вновь начато её производство – в уже модернизированном варианте. Несмотря на то, что данная торпеда стоит на вооружении без малого почти полвека, она по всей видимости ещё долго будет находится на торпедных стеллажах российских подлодок.

«Супер-торпеды» против авианосцев

Специально для борьбы с крупными надводными кораблями вероятного противника, главным образом авианосцев, была создана специальная огромная торпеда калибром 650-мм. Под обозначением 65-76 данная торпеда поступила на вооружение в 1976 году. Все многоцелевые подводные лодки 3-го поколения, которые и по сей день составляют основу российских подводных сил, проектировались под возможность применения данной торпеды и помимо «стандартных» 533-мм торпедных аппаратов (ТА), оснащались и 650-мм торпедными аппаратами.

Так, например, подводные лодки проекта 945 имеют 2 650-мм и 4 533-мм ТА, а наиболее многочисленные в современном российском флоте атомные подводные лодки проекта 971 имеют 4 650-мм и 4 533-мм торпедных аппарата. Возможности торпеды 65-76 были огромны. Она была способна преодолеть 50 километров при скорости в 50 узлов или 100 километров, двигаясь со скоростью 30-35 узлов. Подводная лодка же могла выпустить эти торпеды, находясь на глубине до 400 метров. Торпеда оснащалась боевой частью мощностью в 765 килограмм в тротиловом эквиваленте. Этого было достаточно, чтобы буквально разорвать корабль класса «крейсер» и нанести тяжелейшие повреждения ударному авианосцу. Нескольких же торпед было достаточно, чтобы его потопить, в то время как для потопления ударного авианосца класса Nimitz по оценкам специалистов, требуется не менее 10 «обычных» торпед.

В 1991 году на вооружение был принят и усовершенствованный вариант данной торпеды – 65-76А «Кит». К сожалению, данная торпеда получила печальную известность в современном российском флоте, став причиной катастрофы подводной лодки «Курск». Эти торпеды имеют двигатель, работающий на крайне взрывоопасной перекиси водорода, что требует строго соблюдения всех инструкций и предписаний производителя при хранении и эксплуатации. К сожалению, в условиях, в которых существовал российский флот в конце 1990-х годов, подобные требования в большинстве случаев не соблюдались. Это привело к попаданию на борт «Курска» неисправной торпеды и её взрыву при попытке произвести учебные стрельбы, что в свою очередь вызвало детонацию всего торпедного боекомплекта и гибели подводной лодки в считанные секунды.

Трагедия «Курска» послужила причиной снятия всех 650-мм торпед с вооружения, и российские подлодки лишились своего наиболее грозного оружия. Стоит заметить, что при правильных условиях хранения и эксплуатации торпед с подобными силовыми установками, они не представляют опасности, что подтверждается обширным опытом эксплуатации перекисно-водородных торпед в ряде зарубежных ВМС, в частности, Швеции. Фактически, решение о снятии с вооружения торпед калибром 650-мм было преждевременным и существенно снизило возможности российских подводных лодок в борьбе с надводными кораблями противника.

Борьба с субмаринами: преимущества и недостатки электрических торпед

Параллельно с созданием «противокорабельных» торпед, велись работы и по созданию противолодочных торпед, предназначенных для борьбы с подводными лодками. В отличии от «противокорабельных», противолодочные торпеды должны иметь возможность маневрирования в двух плоскостях, а для уверенного поражения подлодки противника - активную акустическую систему самонаведения (ССН). Основным элементом такой системы самонаведения является небольшой гидролокатор, установленный в носовой части торпеды. Активная акустическая система самонаведения осуществляет управление торпедой на основании отражённых от цели акустических импульсов, испускаемых гидролокатором. В 1965 году на вооружение советского флота была принята электрическая торпеда СЭТ-65, став основным средством борьбы советских подводников с субмаринами вероятного противника. Основная и наиболее массовая модификация данной торпеды - СЭТ-65III, оснащённая акустической активно-пассивной ССН «Сапфир». Эта система самонаведения, в свою очередь, стала основной ССН противолодочных торпед. Её оснащались все последующие созданные в СССР противолодочные и универсальные электрические торпеды. Электрические торпеды обладают как рядом существенных преимуществ, так и недостатков. С одной стороны, они обеспечивают крайне низкий уровень шума за счёт движения на электродвигателях, питаемых мощными аккумуляторами, а также полностью бесследны, в отличие от парогазовых торпед. Однако они обладают существенно меньшей скоростью и дальностью хода, чем парогазовые, а их аккумуляторные батареи необходимо постоянно поддерживать заряженными, иначе вследствие разряда аккумуляторных батарей снижается дальности и скорость хода.

При разработке универсальных торпед СССР заметно отстал от США

К началу 1970-х годов на вооружении ВМС различных стран мира стали появляться торпеды нового поколения. Они стали универсальными, то есть способными одинаково эффективно применяться как против надводных кораблей, так и против подлодок, и стали оснащаться системами телеуправления, как правило, дополненными активной акустической системой самонаведения на конечном участке движения. Такие торпеды управляются с борта корабля или подлодки-носителя по командам, передаваемым по проводам, что позволяет легко «парировать» любые манёвры цели. Ярким представителем таких торпед нового поколения стала американская универсальная торпеда Mk-48, принятая на вооружение в 1972 году. Её характеристики тогда просто поражали – она была способна пройти 40 километров со скоростью 50 узлов, имела высокоэффективную систему телеуправления, активно-пассивную акустическую систему самонаведения с возможностью, так называемой, многократной атаки – при промахе торпеда совершала циркуляцию и производила повторный поиск цели – и так до поражения цели или до момента исчерпания запаса хода. Торпеда Mk-48 стала основным вооружением американских подводных лодок, а в настоящий момент они получили уже 7-ю модификацию этой торпеды.

В 1971 году в Советском Союзе на вооружение была принята первая универсальная торпеда ТЭСТ-71, представлявшая собой телеуправляемый вариант торпеды СЭТ-65. В 1980 году была принята на вооружение универсальная торпеда УСЭТ-80. Однако в ходе эксплуатации торпеда показала крайне неудовлетворительные результаты и была «доведена» лишь к 1989 году. Модифицированная торпеда УСЭТ-80 была принята на вооружение под обозначением УСЭТ-80К. Уже в начале 1980-х годов в СССР наметилось существенное отставание в области торпедного оружия, в частности в создании универсальных торпед. Они были электрическими, и их преимущества не компенсировали их же недостатки. Но самое главное – системы телеуправления советских торпед существенно отставали от всех западных аналогов. В ВМС стран НАТО ещё с 1970-х годов для телеуправления торпедами использовались шланговые катушки – катушка с проводом телеуправления находилась на борту подводной лодки в торпедном аппарате и «сматывалась» по мере движения торпеды. После пуска это никак не ограничивало маневренность лодки. На советских торпедах катушка с кабелем телеуправления находилась на самой торпеде.

Это сильно ограничивало боевые возможности торпеды. Во-первых, после пуска лодка не могла интенсивно маневрировать, так как в таком случае просто обрывался кабель телеуправления. Кроме того, при определённых условиях воздействие потока воды на скорости могло привести к закручиванию проводов катушки и их обрыву. Во-вторых, применение, так называемой, буксируемой катушки не позволяет производить залповую стрельбу торпедами и фактически исключает применение телеуправления на малых глубинах хода торпед, например, при атаке надводной цели. В данном случае, высочайший уровень автоматизации советских подлодок, и в частности система автоматического заряжания торпед, требовавшая размещения катушек на торпеде, стала совершенно негативным явлением для  характеристик самого торпедного вооружения. Для использования шланговой катушки телеуправления, она должна была размещаться в торпедном аппарате, а после торпедной атаки её требовалось извлечь вручную, что противоречило требованиям руководства советского флота.

 

Недостаточная эффективность торпед привела Аргентину к поражению в Фолклендской войне

Яркий пример того, как эффективность подобных торпед может повлиять на боеспособность подводных лодок, можно наблюдать на примере Фолклендской войны. В ходе боевых действий аргентинская подводная лодка S-32 «San Luis» (подводная лодка типа 209 немецкой постройки, являвшаяся очень современной на тот момент), вооружённая торпедами SST-4 немецкого производства, сумела скрытно проникнуть в воды вокруг Фолклендских островов, контролируемых британским флотом, несмотря на то, что по данным разведки англичане знали о её походе и вели интенсивный поиск силами кораблей и противолодочных вертолётов. Лодке удалось осуществить торпедную атаку одного из британских кораблей (по всей видимости, фрегата Brilliant), но на торпеде оборвался провод телеуправления и в цель она не попала.

Оставаясь единственным боевым кораблём Аргентины в зоне конфликта, 11 мая 1982 года лодка предприняла ещё одну атаку, заняв позицию рядом с бухтой Сан-Карлос (пролив между двумя крупнейшими островами Фолклендского архипелага), выпустив торпеду в какой-то из фрегатов – Alacrity или Arrow (какой из них был целью доподлинно неизвестно). Атака также закончилась безрезультатно, видимо по той же причине, что и предыдущая. Стоит заметить, что эти британские фрегаты выполняли крайне важное задание – вскрытие береговой обороны и ликвидацию минной опасности в проливе Сан-Карлос, с целью определить возможность высадки там десанта (кораблям, по сути, приходилось своими корпусами «проверять» наличие мин в проливе, которых, к счастью для англичан, там не оказалось). В итоге, командующий британской эскадрой адмирал Вудворт принял решение именно в данном проливе осуществить высадку десанта, где аргентинцы его совсем не ждали, что и обеспечило победу в войне. Если бы аргентинская лодка была вооружена более надёжными торпедами, и потопила бы британский фрегат в проливе,  англичане могли не принять решение о высадке десанта в проливе, что сказалось бы на ходе всей войны. Не меньший интерес представляет и успешная атака британской АПЛ Сonqueror, потопившей аргентинский крейсер General Belgrano, что стало одним из сильнейших потрясений для Аргентины в ходе Фолклендской войны. Несмотря на наличие современных электрических телеуправляемых торпед Mk-24, командир британской подлодки решил атаковать Belgrano старыми неуправляемыми торпедами Mk8 образца Второй Мировой, видимо не слишком доверяя новым торпедам. Благо отсутствие каких-либо противолодочных мероприятий со стороны аргентинского соединения более чем располагало, к проведению такой атаки.

1990-е годы остановили развитие российского торпедного вооружения

В начале 1990-х годов ситуация с торпедным оружием для российского флота была крайне безрадостной, несмотря на то, что «в наследство» от СССР было получено достаточно большое количество новейших по тем временам подводных лодок, имевших превосходные технические характеристики и меньшую шумность, чем у американских аналогов. Имевшиеся противокорабельные торпеды к тому моменту резко утратили свою эффективность – на вооружении ВМС НАТО появились эффективные имитаторы, позволяющие с высокой вероятностью «уводить» российские торпеды с системами лоцирования кильватерного следа.

Отставание в области универсальных торпед, систем телеуправления и самонаведения усугубилось на порядок. В то время как в ВМС НАТО происходило совершенствование торпед, российский флот был вынужден забыть о новом торпедном оружии, довольствуясь образцами, принятыми на вооружение ещё несколько десятилетий назад (пусть и проходивших частичную модернизацию) – денег на создание, не говоря уже о массовых закупках, новых торпед в условиях 1990-х годов просто не было.

Даже сейчас, новейшие лодки российского флота, включая первую принятую в состав флота многоцелевую подлодку проекта 885 «Северодвинск» и новейшие подводные ракетоносцы класса «Борей», вынуждены выходить в море с морально устаревшими торпедами, принятыми на вооружение в лучшем случае в конце «Холодной войны», в частности, УСЭТ-80. Несмотря на сопоставимый, а в некоторых случаях и больший уровень акустической скрытности, по сравнению с субмаринами вероятного противника, слабость торпедного вооружения является «ахиллесовой пятой» всего российского подводного флота и существенно снижает шансы на победу российских субмарин в подводных дуэлях, а также ограничивает их эффективность против надводных кораблей.

Частично ситуация компенсируется наличием на вооружении российских подводных лодок ракето-торпед, которыми не располагают подводные лодки ни одного другого флота. Фактически все современные атомные подлодки российского флота – проекта 945А «Кондор», проекта 971 «Щука-Б» и подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей» вооружены помимо торпед и ракетным противолодочным комплексом РПК-7 «Ветер», принятым на вооружение в 1984 году. Комплекс состоит из специальной ракеты 86Р с используемой в качестве боевой части малогабаритной торпедой УМГТ-1. После ввода данных о примерном положении подводной лодки противника, полученных гидроакустическим комплексом подлодки (либо по информации переданной на подводную лодку от внешних средств целеуказания), производится пуск ракето-торпеды, который может быть осуществлён с глубины до 100 метров.

После выхода из торпедного аппарата, запускается стартовый двигатель, «выстреливающий» ракету на поверхность, после чего включается стартовый двигатель, и ракета, управляемая инерциальной навигационной системой, всего за несколько десятков секунд долетает до района нахождения субмарины противника и на конечном участке полёта сбрасывает установленную в носовой части малогабаритную торпеду, которая приводняется на парашюте. Войдя в воду, торпеда начинает поиск цели своей активной системой самонаведения. При этом максимальная дальность полёта ракето-торпеды составляет 100 километров. Дальность хода малогабаритной торпеды УМГТ-1 не превышает 8 километров, но учитывая скорость, с которой она доставляется к району нахождения вражеской субмарины - это не играет особой роли. Ракето-торпеда в борьбе с субмаринами противника обладает потрясающей эффективностью – если от обычной торпеды можно уклониться, то это едва ли это возможно сделать, когда торпеда доставляется по воздуху прямо к цели.   

Перспективы развития российского торпедного оружия: «Футляр» станет выходом из стагнации? 

 Возможность вновь заняться развитием торпедного оружия в России появилась только к середине 2000-х годов. В 2003 году на Международном Военно-Морском Салоне в Санкт-Петербурге была продемонстрирована новая торпеда УГСТ (Универсальная Глубоководная Самонаводящаяся Торпеда). Её разработка началась ещё в 1986 году, и она должна была ликвидировать отставание советского флота в торпедном оружии. Серийное производство торпеды, как сообщается в открытых источниках, было развёрнуто в 2008 году под обозначением «Физик-1». УГСТ имеет характеристики, сопоставимые с торпедами многих иностранных ВМС, хотя и уступает американской Mk-48.

Торпеда «Физик-1» имеет тепловой парогазовый двигатель, позволяющий пройти ей 40 километров со скоростью 50 узлов, либо 50 километров со скоростью 30 узлов. Торпеда оснащена системой телеуправления с активно-пассивной системой самонаведения (с дальностью реагирования по надводным целям в 1200 метров, и 2500 метров по подводным лодкам) и дополненной системой самонаведения с лоцированием кильватерного следа нового поколения. Также в системе самонаведения торпеды реализовано и моделирование тактической ситуации на момент пуска, наложенную на цифровую карту акватории (глубины, рельеф дна и т.д.), а после пуска торпеды данные тактической обстановки обновляются с борта подлодки-носителя.

Однако, судя по фотографиям торпеды, которая неоднократно демонстрировалась на различных военно-морских выставках, она по- прежнему оснащена буксируемой катушкой с проводом телеуправления, что накладывает ограничения на возможность маневрирования подводной лодки после пуска и возможность залповой стрельбы. Таким образом, на данной торпеде ключевая проблема всех советских телеуправляемых торпед так и не была решена. Впрочем, её эффективность против надводных целей достаточно высока, за счёт наличия системы лоцирования кильватерного следа, работающей на новых физических принципах (лоцирование кильватерного следа осуществляется оптическими методами) и практически невосприимчивой к современным средствам гидроакустического противодействия.   

По сообщениям открытых в открытых источниках в 2015 году на вооружение российского флота была принята на вооружение торпеда «Физик» (на фото).

Не ясно, идёт ли речь о формальном принятие на вооружение уже производимой торпеды (такое нередко происходит, когда формальное принятие на вооружение уже происходит после начала серийного производства). Кроме того, в открытых источниках фигурируют названия торпед «Физик-1» и «Физик», причём в сообщениях о принятии на вооружение новой торпеды фигурирует только наименование «Физик». Вполне возможно, что речь идёт об усовершенствованном варианте торпеды УГСТ / «Физик-1».

Стоит заметить, что ещё с советских времён, техника принимая на вооружение с приставкой «-1» представляет собой, как правило, упрощённый и временный вариант того или иного разрабатываемого вооружения, принимаемого на вооружение до момента появления образца вооружения, задуманного изначально (например, до принятия на вооружение ЗРК «Бук» производился и эксплуатировался упрощённый ЗРК «Бук-1». Аналогичным образом до появления ПЗРК «Игла» в войска поступал его промежуточный вариант «Игла-1»). Вполне возможно речь идёт именно о поступлении на вооружение усовершенствованного варианта торпеды УГСТ.

В 2016 году в российских средствах массовой информации появились сведения о том, что на озере Иссык-Куль в Киргизии испытывается новейшая торпеда «Футляр». По заявлениям от источников в военном ведомстве, на которые ссылались СМИ, по сравнению с торпедами «Физик», новейшая торпеда будет оснащена усовершенствованной активно-пассивной системой самонаведения, с увеличенной дальностью захвата подводных лодок. Самое главное – по косвенным сведениям, можно с большой долей вероятности говорить о том, что «Футляр» наконец получит «шланговую» систему телеуправления. Фактически, уже в текущем десятилетии, России в значительной степени удалось наверстать колоссальное отставание в области торпедного оружия, и новые российские торпеды, скорее всего, не будут уступать новейшим иностранным аналогам.

 Предполагается, что испытания торпеды «Футляр» удастся завершить уже в 2017 году и начать её серийное производство. При этом производство «Физков» будет свёрнуто – их место займут новые «Футляры». В первую очередь, «Футляры» будут получать новейшие многоцелевые подводные лодки 4-ого поколения проекта 885 «Ясень» и подводные ракетоносцы проекта 955 «Борей», но в последствие планируется и оснащение новыми торпедами более старых подлодок российского флота. Большая часть новых российских субмарин должна начать вступление в строй ВМФ России начиная с 2018 года.

И в отличии от своих предшественников, головных лодок данных проектов, которые вынуждены были вооружаться устаревшими и не самыми лучшими торпедами УСЭТ-80, они уже получат самые современные торпеды. Обладающие высочайшей скрытностью и боевой устойчивостью новые российские подводные лодки, вооружённые новейшими торпедами, способными уверенно поражать как подводные, так и надводные цели вероятного противника, смогу действовать даже в зоне полного господства вражеских противолодочных сил, нанося противнику крайне болезненные удары мощным торпедным и ракетным вооружением. Это позволит им сковывать значительные группировки военно-морских сил потенциального противника, не позволяя им наносить удары по российской территории и не допуская их действий в российской акватории.

Павел Румянцев  

"Новый оборонный заказ. Стратегии" 
30.08.2017г.

dfnc.ru

какой будет новейшая российская торпеда

Накануне стало известно о том, что ВМФ России ведет испытания новой глубоководной торпеды «Футляр», которая придет на смену принятой на вооружение универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды «Физик». Подобные испытания ведутся в режиме строжайшей секретности. Редакция сайта телеканала «Звезда» по крупицам собрала информацию о новейшем подводном оружии России.

О том, что новую торпеду «Футляр» планируется принять на вооружение ВМФ до конца 2016 года ВМФ, 22 июня сообщил ТАСС, сославшись на источник в военной промышленности. Подобные новости не могут не радовать, поскольку они говорят о том, что подводное оружие развивается параллельно вместе со своими носителями – подводными лодками.

Разработка предыдущей версии универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды была начата в 1986 г. в НИИ «Мортеплотехника» (г.Санкт-Петербург), двигатель прошел испытания в 1995 году, а на вооружение она была принята в 2002 году.

Новую же версию глубоководной торпеды планируется принять на вооружение гораздо быстрее – уже в этом году, а в 2017 может начаться серийное производство этого оружия.

Эволюция подводного оружия

По словам источника агентства, новая торпеда «Футляр» станет следующей версией торпеды «Физик», а значит, будет обладать схожими характеристиками. В частности, эксперты считают, что калибр 533 мм и некоторые другие характеристики останутся прежними.

«Это дальность 50 км, скорость свыше 50 узлов, глубина до 400 м, то есть в пределах тех глубин, где сегодня ходят современные подводные лодки 3-4 поколения. Можно говорить, что торпеда «Футляр», которая сейчас разрабатывается, не революционного, а эволюционного типа», - рассказал сайту телеканала «Звезда» военный обозреватель Военно-морского портала flot.com Сергей Сочеванов.

Он отметил, что это считается хорошим признаком и говорит о том, что у страны есть средства на поэтапное развитие морского оружия.

«Сейчас на армию выделается достаточное количество средств, чтобы обеспечивать планомерное развитие всех видов вооружений. У нас недавно приняли на вооружение торпеду «Физик», которая в свою очередь пришел на замену советским торпедам. Соответственно, приняв на вооружение обкатанную торпеду «Физик», начинаем работать над новой торпедой с уже более качественными характеристиками головки самонаведения», - отметил эксперт.

В то же время он отметил, что пока нет подтверждений, в каком направлении работают разработчики торпеды «Футляр», однако можно предположить, что новаторство будет касаться, прежде всего, головной части торпеды. Она получит усовершенствованную систему самонаведения с увеличенной дистанцией захвата цели, а также более современную систему отстройки от помех и противоракет противника.

Антиторпеды

Одним из важнейших направлений, в которых сегодня развивается морское вооружение, является создание антиторпед, считает Сочеванов.  «Убежать» от торпеды, которая идет со скоростью 50-65 узлов, сегодня не может ни один военный корабль в мире. Поэтому запуск антиторпед – сегодня единственный способ отразить торпедную атаку противника. Возможно именно этой стороне вопроса уделяют внимание в ходе испытаний нового «Футляра».

«Торпеды, которые предназначены для атаки, должны иметь определенную систему защиты от средств противодействия, чтобы прорывать защиту противника», - считает эксперт.

Сведения о подобных разработках засекречены, однако можно с уверенностью сказать, что такие работы ведутся.

«Можно сказать, что поставленная на вооружение торпеда «Физик» достаточно конкурентоспособна. То, что она принята в состав флота значит, что изделие соответствует всем характеристиками. Ведь ее столько лет ее обкатывали», - отмечает Сочеванов.

Секретность превыше всего

Стоит отметить, что Россия как страна, обладающая мощным флотом, всегда была на первых позициях в области разработки торпедного оружия. Порой даже опережала свое время. Так, в июне 2003 года на морском салоне МВМС-2003 в Санкт-Петербурге Россия впервые публично показала универсальную глубоководную самонаводящуюся торпеду. Но на второй день работы выставки торпеду закрыли ковролином от всеобщего обозрения. Такого рода разработки всегда были объектом пристального внимания иностранных военно-морских экспертов.

Именно поэтому стоит пару слов сказать и о месте, которое было выбрано для испытаний российских ракет. Они проходят на 954-й испытательной базе противолодочного вооружения «Кой-Сары» ВМФ РФ на озере Иссык-Куль в Киргизии.

Это место считается идеальным для подобных испытаний - расположение полигона в акватории замкнутого внутреннего водоема исключает возможность слежения за испытаниями и перехвата испытываемых образцов судами третьих стран. Кроме того, по соглашению между Россией и Кыргызстаном от 5 июля 1993 года база признана российской собственностью.
В состав базы входит также российско-кыргызское совместное предприятие «Озеро», которое занимается разработкой нового и испытанием серийного торпедного вооружения.

По словам Сочеванова, полигон на Иссык-Куле идеален еще и из-за воды озера, которая по составу близка к морской воде – где и применяются торпеды.
«У России был полигон в Феодосии в Крыму, но пока он не используется. Есть еще полигон на Ладожском озере, но он не для всех видов оружия, поскольку в озере пресная вода, а для испытаний морских торпед нужна соленая вода. В озере же Иссык-Куль вода по составу ближе к морской», - отметил эксперт.

Носители торпед

По словам источника, разработанные петербургском НИИ «Мортеплотехника» и изготовленные на каспийском заводе «Дагдизель» торпеды «Футляром» будут устанавливаться в первую очередь на новые атомные подводные лодки проектов 955 «Борей» и 885М «Ясень».

По словам Сочеванова, развитие торпедного оружия тесно связано с развитием подводных лодок и в частности с одной из важнейших характеристик – малозаметностью.

Эксперт привел пример уникальной для своего времени торпеды «Шквал». Она была принята на вооружение в 1977 году и достигала скорости 500 км в час вблизи поверхности воды. Торпеда могла нести ядерную боеголовку. Однако при всех ее плюсах, она имела два серьезных недостатка – из-за высокой скорости она производила сильный шум и дальность пуска торпеды составляла всего 12 км. Оба эти качества выдавали местоположение подводной лодки, а значит экипажу стоило ждать ответного пуска.

Теперь, когда на первый план выходит скрытность подводных лодок, возникает необходимость и в новых торпедах, способных пройти расстояние в 50 км и поразить цель.

Автор: Михаил Рычагов

tvzvezda.ru

ВМФ РФ принял на вооружение тепловую торпеду «Физик-2» » Военное обозрение

Как сообщает интернет-издание «Известия», на вооружение ВМФ РФ принята модернизированная тепловая торпеда УГСТ «Физик-2», предназначенная для оснащения атомных субмарин «Борей» и «Ясень».

Как утверждается, она превосходит самую современную американскую торпеду Mk48 mod. 7 Spiral. Для неё характерна большая малошумность, скорость (60 узлов) и дальнобойность (50 км, на 10 км больше). Торпеда способна поразить любые цели — от субмарины до авианосца.

В перспективе она заменит все электрические торпеды в нашем флоте.


— пояснил конструктор торпедного вооружения НИИ «Теплотехники».

Как утверждает профессор Академии военных наук Вадим Козюлин, ВМС США полностью отказались от электрических торпед.

В настоящее время основной торпедой для ВМС США является тепловая Mk48. Тепловая в данном случае означает, что в движение ее приводит двигатель внутреннего сгорания. Это позволяет добиться больших скоростей и дальности хода. До последнего времени в России просто не существовало ничего подобного, что можно было бы вместить в размер 533-миллиметрового торпедного аппарата.

С его слов, современный торпедный бой для субмарин сравним с «ножевым боем в телефонной будке». Кто первый выстрелил — «ткнул ножом», тот и победил. Характеристики торпеды «Физик-2» позволяют нашим подводникам сделать первый выстрел и гарантированно победить в подводной схватке.

«Физик» наводится на цель при помощи двухканальной головки самонаведения. В ней использована активно-пассивная гидроакустическая система с возможностью опознавания кильватерного следа на расстоянии от 1,2 до 2,5 км и дальностью реагирования неконтактного взрывателя от 2 до 8 м в зависимости от типа и размера цели. При этом изделие может находиться в полностью затопленном водой торпедном аппарате до одного года и оставаться готовым к немедленному применению. При этом торпеда несет боевую часть весом в 300 кг, чего вполне достаточно, чтобы потопить фрегат или авианосец противника.

topwar.ru

Глубоководная торпеда “Физик” принята на вооружение ВМФ России – Патриотам РФ


ВМФ России принял на вооружение новую глубоководную самонаводящуюся торпеду «Физик», максимальная дальность стрельбы которой достигает 50 км, сообщил источник в Минобороны России.

ТТХ торпеды:

  • Длина: 7,2 метра (6,1 метра для версии под торпедные аппараты стандарта НАТО),
  • Масса: 2,2 тонны,
  • Масса боевой части: 300 кг,
  • Максимальная скорость: 50 узлов (для дальности 25 км),
  • Максимальная дальность применения: 50 км,
  • Глубина применения: до 400 м,
  • Максимальная глубина поражаемой цели: до 500 м.

«В конце прошлого года после успешного завершения госиспытаний принята на вооружение новая глубоководная тепловая самонаводящаяся торпеда «Физик», – сказал источник ТАСС.

«Этой торпедой будут прежде всего вооружены все подводные лодки проектов 955 («Борей»), 885 («Ясень») и их модификации, а по мере увеличения выпуска этих торпед на них будут перевооружены и другие подлодки ВМФ», – уточнил собеседник агентства.

По его словам, серийное производство торпеды «Физик» уже началось, и флот приобретает новое оружие «с большой охотой».

«Максимальная дальность стрельбы новой торпедой – 50 км, скорость хода – около 60 узлов. Двигатель «Физика» работает на унитарном топливе», – рассказал собеседник агентства.

Источник пояснил, что «Физик» заменит старую торпеду УСЭТ-80 с дальностью 18 км, принятую на вооружение еще в советское время – в 1980-е годы. «Торпеду УСЭТ-80 ранее получили и самые современные атомные подлодки, переданные флоту в последнее время, в частности первый «Борей» – «Юрий Долгорукий» – и первый «Ясень» – «Северодвинск». Теперь они будут от нее избавляться», – добавил он.

Официальным подтверждением этой информации агентство пока не располагает.

Длина торпеды «Физик» – 7,2 м, масса – 2200 кг при массе БЧ 300 кг. Тепловой безредукторный аксиально-поршневой двигатель открытого цикла ДП4 мощностью 460 кВт на однокомпонентном топливе «пронит» имеет вращающуюся камеру сгорания и дает торпеде скорость хода от 30 до 55 узлов при дальности 40–50 км и глубине хода до 500 м. ЭСУ ДП4 во многом создана с использованием технических решений американской ракеты Мк.46.

Для снижения собственных шумов торпеда оборудована водометным движителем и выдвижными рулями. Экспортный вариант этой торпеды имеет обозначение УГСТ. В дальнейшем предусмотрено применение перспективной модификации этой торпеды с турбинным двигателем открытого цикла 19Д мощностью 800 кВт на двухкомпонентном топливе (гидразид и керосин Т1) под обозначением «Физик-2» или «Физик-2000» (экспортное название УГСТ-М). За счет новой ЭСУ предполагается добиться максимальной скорости порядка 65 уз. Помимо этих торпед, в штатный боезапас проекта 885, по всей видимости, будет включена также универсальная электрическая торпеда УСЭТ-80КМ предыдущего поколения (модификация принята на вооружение в 1993 году).

http://www.i-mash.ru

xn--80aaxridipd.xn--p1ai

Новейшие торпеды поступили на вооружение ВМФ. » Русский Мир

   ВМФ России принял на вооружение новую глубоководную самонаводящуюся торпеду «Физик», максимальная дальность стрельбы которой достигает 50 км, сообщил источник в Минобороны России.

 

Новейшие торпеды «Физик» поступили на вооружение ВМФ

 

   Новейшие торпеды «Физик» поступили на вооружение ВМФ : Скорость на глубине 500 м до 110 км в час

«Этой торпедой будут прежде всего вооружены все подводные лодки проектов 955 («Борей»), 885 («Ясень») и их модификации, а по мере увеличения выпуска этих торпед на них будут перевооружены и другие подлодки ВМФ», - уточнил собеседник агентства.

   По его словам, серийное производство торпеды «Физик» уже началось, и флот приобретает новое оружие «с большой охотой».

   «Максимальная дальность стрельбы новой торпедой - 50 км, скорость хода - около 60 узлов. Двигатель «Физика» работает на унитарном топливе», - рассказал собеседник агентства.

   Источник пояснил, что «Физик» заменит старую торпеду УСЭТ-80 с дальностью 18 км, принятую на вооружение еще в советское время - в 1980-е годы. «Торпеду УСЭТ-80 ранее получили и самые современные атомные подлодки, переданные флоту в последнее время, в частности первый «Борей» - «Юрий Долгорукий» - и первый «Ясень» - «Северодвинск». Теперь они будут от нее избавляться», - добавил он.

 

Новейшие торпеды «Физик» поступили на вооружение ВМФ


Официальным подтверждением этой информации агентство пока не располагает.

   Длина торпеды «Физик» – 7,2 м, масса – 2200 кг при массе БЧ 300 кг. Тепловой безредукторный аксиально-поршневой двигатель открытого цикла ДП4 мощностью 460 кВт на однокомпонентном топливе «пронит» имеет вращающуюся камеру сгорания и дает торпеде скорость хода от 30 до 55 узлов при дальности 40–50 км и глубине хода до 500 м. ЭСУ ДП4 во многом создана с использованием технических решений американской ракеты Мк.46.

 

   Первый прототип под названием «Физик» появился в СССР в 1990 году и использовал аналог американского однокомпонентного топлива «Отто-2». Для наведения на цель использована активно-пассивная гидроакустическая система самонаведения с системой опознавания кильватерного следа с дальностью реагирования ССН от 1,2 до 2,5 км и дальностью реагирования неконтактного взрывателя от 2 до 8 м в зависимости от типа и размера цели. Предусмотрена возможность телеуправления с общей длиной кабеля около 30 км.

   Для снижения собственных шумов торпеда оборудована водометным движителем и выдвижными рулями. Экспортный вариант этой торпеды имеет обозначение УГСТ. В дальнейшем предусмотрено применение перспективной модификации этой торпеды с турбинным двигателем открытого цикла 19Д мощностью 800 кВт на двухкомпонентном топливе (гидразид и керосин Т1) под обозначением «Физик-2» или «Физик-2000» (экспортное название УГСТ-М). За счет новой ЭСУ предполагается добиться максимальной скорости порядка 65 уз. Помимо этих торпед, в штатный боезапас проекта 885, по всей видимости, будет включена также универсальная электрическая торпеда УСЭТ-80КМ предыдущего поколения (модификация принята на вооружение в 1993 году).

 

Информация для ознакомления.
Мнение редакции "Русский Мир"
может не совпадать с мнением авторов статей

rusmir.su

Военно-морской флот. Уникальные русские торпеды 65-76 и 65-76А ⋆

Военно-морской флот нуждается в торпедном вооружении. Кроме того, для решения особых задач может быть необходимо соответствующее оружие. Несколько десятилетий назад в нашей стране этот вопрос был решен при помощи создания торпед с повышенными характеристиками и калибром 650 мм. Как недавно стало известно, подобное оружие до сих пор состоит на вооружении и эксплуатируется флотом. При этом из всех разработанных образцов в арсеналах остается только торпеда 65-76А.

Необходимо напомнить историю 650-мм торпед. Работы в этом направлении стартовали еще в конце пятидесятых годов и имели специфическую цель. Командование затребовало создать перспективную торпеду, отличающуюся высочайшей дальностью хода и способную нести специальную боевую часть. Предполагалось, что такую торпеду можно будет запускать за пределами противолодочной обороны противника, и она сможет одним взрывом уничтожать целое корабельное соединение.

Разработка проекта была поручена НИИ-400 (ныне ЦНИИ «Гидроприбор»). Главным конструктором назначили В.А. Келейникова. Серийное производство торпед впоследствии было освоено машиностроительным заводом им. Кирова (г. Алма-Ата). По мере развития проекта и появления новых типов вооружения состав участников проекта не изменялся.


Разрезной макет торпеды 65-76. Фото Militaryrussia.ru

Достаточно быстро было определено, что ядерный боезаряд попросту не умещается в корпус стандартного калибра 533 мм, из-за чего этот параметр пришлось увеличить до 650 мм. В 1961 году начались испытания перспективной ядерной торпеды, занявшие несколько лет. Проверки завершились в 1965 году, но носители для торпеды пока отсутствовали. Только в 1973 году это оружие было принято на вооружение флота и было включено в штатный боекомплект подлодок. В соответствии с принятой системой обозначений, новую дальноходную торпеду назвали 65-73. Первое число указывало на калибр в сантиметрах, второе – на год принятия на вооружение.

При всех своих преимуществах, изделие 65-73 имело характерный недостаток в виде ограниченной сферы применения. Вследствие этого в 1969 году, после завершения основных работ, было принято решение о разработке неядерной модификации имеющейся торпеды. По-прежнему имелась возможность получить высочайшие технические характеристики, а иная боевая часть, несмотря на значительно меньшую мощность, все же позволяла показывать высокую боевую эффективность.

Работы по торпеде нового типа продолжались до середины семидесятых годов. После завершения всех испытаний, изделие было принято на вооружение под названием 65-76. В ходе доработки проекта в соответствии с новыми пожеланиями заказчика торпеда получила не только конвенциональную боевую часть, но и модернизированную систему наведения. Таким образом, проигрывая в одних боевых характеристиках, новая торпеда 65-76 обходила базовую 65-73 в других.

К началу восьмидесятых годов в СССР стартовала программа строительства новых атомных подводных лодок, относимых к условному третьему поколению. В соответствии с планами командования, такие корабли должны были сохранить мощные торпеды калибра 650 мм. При этом использование изделий 65-76 в существующем виде посчитали нецелесообразным. Для вооружения новых подлодок требовалась обновленная и улучшенная торпеда. Приказ о начале ее разработки вышел в самом конце 1982 года.

Проектированием торпеды вновь занялся ЦНИИ «Гидроприбор»; главным конструктором на этот раз был Б.И. Лаврищев. Вариант торпеды 65-76 для подлодок третьего поколения обозначили как 65-76А. Кроме того, изделию присвоили имя «Кит». Проект не предусматривал большого количества изменений, благодаря чему его разработка заняла всего несколько месяцев. Уже в 1983 году удалось провести первые испытательные стрельбы. Впрочем, в дальнейшем работы в некоторой мере затянулись. Проверки завершились только к началу девяностых годов. Приказ о принятии торпеды 65-76А на вооружение и развертывании ее серийного производства появился только весной 1991 года.

Неядерные торпеды 65-76 и 65-76А представляли собой варианты дальнейшего развития одной и той же базовой конструкции, вследствие чего имеют массу общих черт. Одновременно с этим два изделия отличались определенными особенностями технического и эксплуатационного характера. Несмотря на отличия, основные характеристики двух торпед находились на одном уровне.

Оба изделия имеют традиционный для торпед цилиндрический корпус с полусферической головной и конической кормовой частью. Позади кормового сужения находятся несколько рулей и водометный движители, вынесенные при помощи продольных балок. Компоновка корпуса – классическая. В головной части помещаются приборный отсек и зарядное отделение, крупная центральная часть отдана под топливо, а в корме находятся силовая установка и рулевые машинки.


Схема изделия. Рисунок Weaponsystems.net

По известным данным, две торпеды комплектовались активными системами самонаведения, определяющими кильватерный след цели. Эта система основывалась на агрегатах, заимствованных у отечественных торпед предыдущих моделей. В рамках проекта «Кит» средства управления серьезным образом не дорабатывались. Обе торпеды не имели средств телеуправления и должны были искать цель самостоятельно.

Перед выстрелом изделия 65-76 и 65-76А должны были получать информацию от корабельных приборов управления стрельбой. В более раннем проекте использовался механический способ ввода – торпеда получала информацию через специальные шпиндели. Изделие «Кит» получило более совершенную электрическую систему, основанную на наборе контактов.

Обе торпеды относятся к классу тепловых и используют газотурбинную силовую установку. Они оснащены тепловым перекисным турбинным двигателем типа 2ДТ. Это изделие было разработано в НИИ «Мортеплотехника» в середине шестидесятых годов и уже использовалось на некоторых отечественных торпедах. Двигатель использовал в качестве топлива пероксид водорода и выдавал мощность боле 1430 л.с. За счет высокой мощности и значительного запаса топлива такой двигатель позволял получить достаточно высокую скорость хода при выдающихся показателях дальности.

Крутящий момент газовой турбины выдавался на крыльчатку водометного движителя, помещенную внутри кольцевого канала. Управление по курсу и глубине осуществляется при помощи нескольких плоскостей, помещенных непосредственно перед водометом.

Торпеда 65-76 получила зарядное отделение с неядерным зарядом массой 500 кг. По некоторым данным, правильный выбор взрывчатого вещества позволил получить мощность, эквивалентную 760 кг тротила. Согласно некоторым источникам, вместе с другими новыми агрегатами модернизированная торпеда 65-76А «Кит» получила увеличенное зарядное отделение, за счет которого масса взрывчатки была увеличена на 55-60 кг.

Обе торпеды имели диаметр 650 мм и общую длину 11,3 м. Более старое изделие 65-76 имело массу 4,45 т. Согласно источникам, указывающим увеличение боезаряда при модернизации, более новый «Кит» отличался массой 4,75 т.

Во время испытаний пуски торпед 65-76 осуществлялись с глубин до 150 м. При этом заявлена возможность стрельбы на глубинах до 450-480 м. Скорость носителя при стрельбе ограничивается 13 узлами. Силовая установка достаточной мощности позволяла обеим торпедам развивать скорость до 50 узлов. На максимальной скорости дальность хода достигает 50 км. Уменьшение скорости хода до 30-35 км/ч позволяет увеличить дальность вдвое. К цели торпеда идет на глубине 14 м.


Подлодка "Орел" проекта 949А - один из носителей торпед 65-76А. Фото Минобороны РФ

Первым носителем новейшей торпеды 65-76 стала атомная подводная лодка К-387 проекта 671РТ «Семга». В носовом отсеке этого корабля находились два торпедных аппарата калибра 650 мм и четыре 533-мм системы. В общей сложности было построено семь таких подлодок. Далее была построена 21 подлодка проекта 671РТМ. Все эти корабли относились ко второму поколению и могли использовать только торпеды двух типов: 65-73 и 65-76.

Дальнейшее развитие подводного флота привело к строительству новых лодок третьего поколения, а также к разработке модернизированной торпеды 65-76А. Одними из первых подлодок следующего поколения, способными нести торпеды «Кит», стали корабли проекта 671РТМК. В рамках этого проекта ВМФ пополнился пятью боевыми единицами.

Также пару торпедных аппаратов калибра 650 мм должны были нести подводные лодки проекта 945 «Барракуда». Любопытно, что следующие проекты 945А «Кондор» и 945Б «Марс» уже не предполагали использование такого оружия. Все новые подлодки оснащались только 533-мм торпедными аппаратами.

Также 650-мм торпедами вооружались атомные подводные лодки проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей». По первому проекту построили всего два корабля, тогда как вторых запланировали 18 единиц и построили 11. Как и в случае с другими проектами, предусматривалось оснащение лодки двумя торпедными аппаратами большого калибра. Вместе с ними имелись и «традиционные» 533-мм устройства.

Самое мощное в количественном отношении торпедное вооружение несут современные многоцелевые АПЛ проекта 971 «Щука-Б». В их носовом отсеке располагается сразу четыре торпедных аппарата, предназначенные для применения изделий 65-76А. Боекомплект может включать до 12 торпед этого типа в дополнение к 28 единицам вооружения меньшего калибра. Следует отметить, что 650-мм торпедные аппараты также могут использоваться в качестве пусковых установок для противолодочных ракет некоторых типов.

С середины семидесятых и до начала девяностых годов основной дальноходной торпедой калибра 650 мм, состоявшей на вооружении отечественных подводных сил, была 65-76. Обновление флота привело к появлению ее улучшенной модификации, совместимой с более новыми кораблями. Плановое обновление корабельного состава, а также известные события прошлых десятилетий, повлекшие за собой резкое сокращение численности подлодок, привели к изменению соотношения носителей 65-76 и 65-76А. Почти все лодки второго поколения были списаны ввиду морального и физического устаревания или из-за финансовых проблем, в результате чего «Кит» стал основной торпедой своего класса.

В августе 2000 года во время учений в Баренцевом море погибла атомная подлодка К-141 «Курск» проекта 949А. Позже лодку подняли, что позволило провести все необходимые мероприятия и установить причину трагедии. Следственная группа определила, что при подготовке к выстрелу учебной торпедой 65-76 произошла утечка топлива, из-за чего начался пожар. Пламя спровоцировало подрыв боевых частей других торпед, находившихся в носовом отсеке. Такая версия была принята не всеми и подверглась критике, однако вскоре появились новые официальные рекомендации, связанные с результатами расследования.


Другой носитель дальноходных торпед - АПЛ "Пантера", проект 971 "Щука-Б". В носовой части видны крышки торпедных аппаратов. Фото Минобороны РФ

С учетом имеющегося опыта эксплуатации изделий 65-76 и 65-76А, а также результатов недавнего расследования было рекомендовано отказаться от таких торпед ввиду их недостаточной надежности. В дальнейшем официальные лица несколько раз упоминали будущее или уже состоявшееся снятие «Кита» с вооружения. Впрочем, через несколько лет появились данные о продолжении эксплуатации такого оружия.

Согласно последним данным, торпеды 65-76А до сих пор состоят на вооружении российских подводных сил. 25 марта телеканал «Звезда» показал очередной выпуск программы «Военная приемка» под названием «Звериная дивизия, часть 2». В этом выпуске авторы программы продолжили рассказ о дивизии подводных лодок ВМФ России, эксплуатирующей многоцелевые АПЛ проекта 971 «Щука-Б». Корабли этого типа, стоит напомнить, оснащены сразу четырьмя торпедными аппаратами калибра 650 мм.

Авторы программы ожидаемо подняли тему вооружения подлодки. Было указано, что в боекомплект из 40 торпед входят изделия увеличенного калибра 650 мм, а именно торпеды 65-76А. Также не без гордости отмечалось, что мощности такого оружия достаточно для уничтожения целого авианосца. Из этого может следовать, что торпеды «Кит», несмотря на заявления прошлых лет, все же не были сняты с вооружения и до сих пор остаются в арсеналах военно-морского флота.

Согласно последним данным, дальноходные торпеды 65-76А до сих пор остаются на вооружении. С их помощью подлодки нескольких типов могут атаковать надводные цели на большой дальности, фактически из-за пределов зоны ответственности противолодочной обороны противника. Это снижает риски для субмарины, а также позволяет с высокой эффективностью решать боевые задачи. Не сумев вовремя обнаружить и уничтожить идущую торпеду, противник рискует потерять крупный корабль.

Тем не менее, очевидно, что торпеды 65-76А – при всех их преимуществах – окажутся последними представителями своего класса в отечественном флоте. В прошлом предпринимались новые попытки разработки перспективных 650-мм торпед, но они не привели к желаемым результатам. Кроме того, было принято принципиальное решение об отказе от такого оружия по причине появления новых, более совершенных систем.

Новейшие многоцелевые атомные подлодки оснащаются только торпедными аппаратами калибра 533 мм; более крупные системы уже не применяются. Задача повышения дальности стрельбы по кораблям противника теперь решается двумя способами. Во-первых, создаются улучшенные 533-мм торпеды с повышенными характеристиками. Второй метод решения проблемы – современные противокорабельные ракеты с достаточной дальностью стрельбы, запускаемые прямо из штатного торпедного аппарата. Все это позволяет получать желаемые результаты без необходимости сборки и установки чрезмерно крупного торпедного аппарата.

На протяжении нескольких десятилетий торпеды 65-76 и 65-76А были самым серьезным аргументом в арсенале части советских и российских подводных лодок. Такой статус они имеют и сейчас, но дальнейшее развитие вооружений подводного флота делает подобные торпеды ненужными. Их задачи с не меньшей эффективностью могут решаться современными и перспективными ракетами. Со временем торпеды «Кит» выйдут из эксплуатации вместе со своими носителями, но в обозримом будущем им предстоит продолжать службу, дополняя другие вооружения военно-морского флота.

Источник:https://topwar.ru/138581-dalnohodnye-torpedy-65-76-i-65-76a.html

alex-news.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о