армейский автомобиль повышенной грузоподъёмности » Военное обозрение
В рамках форума «Армия-2015» широкой общественности впервые был показан новый армейский грузовой автомобиль повышенной проходимости и грузоподъемности «Торнадо-У». Автомобиль с модулем бортовой платформы предназначен для транспортировки вооружения, военной и специальной техники, перевозки различных грузов, буксировки транспортных и специальных прицепов. Полная масса грузового автомобиля — до 30 тонн, грузоподъемность — до 16 тонн, масса буксируемого прицепа — 12 тонн. Предполагается, что машина может быть представлена как в бронированном, так и в небронированном варианте. В частности, кабина «Торнадо-У» может получить разную степень защиты (в зависимости от установки тех или иных комплектов защиты).Запустив в серийное производство грузовой автомобиль «Урал-М», который представляет собой существенно модернизированный знаменитый «Урал-4320», в Миассе начали готовиться к запуску в производство новых грузовых автомобилей для Минобороны России. На базе того же «Урал-М» было создано семейство автомобилей «Мотовоз-М», включающее базовое трехосное шасси полной массой 22,5 тонны, оснащенное двигателем семейства ЯМЗ-536, а также грузовыми автомобилями с колесной формулой 4х4 и 8х8. От схожих по мощности и массогабаритным характеристикам грузовых автомобилей «Урал-М» армейские внедорожные грузовики семейства «Мотовоз-М» отличались в первую очередь оригинальным капотом и утилитарной каркасно-панельной кабиной, которая допускает возможность скрытого бронирования.
В то же время «Торнадо-У» в чистом виде грузовой автомобиль с кузовом внушительных размеров и с более традиционной для всех грузовых «Уралов» ходовой частью: на нем используются зависимая рессорная подвеска, неразрезные мосты и, во всяком случае, у опытного экземпляра, механическая коробка переключения передач. При этом, как отмечают специалисты, такая конструкция отличается простотой, а значит и дешевле в производстве и эксплуатации. В то же время они отметили, что очередное поколение уральских грузовых внедорожников осталось без независимой подвески. Благо завод наконец-то ушел от пневмогидравлической тормозной системы, остановив свой выбор на чистой пневматике.
При этом стоит отметить, что сегодня в России многие разработки обладают похожими названиями. Только «Тайфунов» в настоящее время существует три: бронемашины повышенной защищенности класса MRAP (с защитой от мин и самодельных взрывных устройств) — КамАЗ 63968 Тайфун-К и Урал-63095 Тайфун-У (литеры «У» и «К» в названии обозначают соответственно «Урал» и «КамАЗ»), а также полноценный бронетранспортер КамАЗ-63969 Тайфун.
С «Торнадо» ситуация не менее интересная. На вооружении армии России в настоящее время состоят модернизированные реактивные системы залпового огня (РСЗО) — «Торнадо-Г» и «Торнадо-С». Это модернизированные еще советские РСЗО 9К51 «Град» калибра 122 мм и РСЗО 9К58 «Смерч» калибра 300 мм (соответственно литеры «Г» и «С» означают названия данных систем). РСЗО «Град» было смонтировано на шасси грузового автомобиля Урал-4320, которое было создано еще в 1977 году. Попытки заменить шасси на более современное предпринимались ранее неоднократно. К примеру, в Белоруссии РСЗО БМ-21 «БелГрад» построена на базе белорусского шасси МАЗ-6317. Поэтому нет ничего удивительного в том, что новое шасси оригинальной конструкции от Уральского автомобильного завода получило унифицированное название «Торнадо-У», оно может использоваться в качестве шасси для РСЗО «Торнадо-Г» и «Торнадо-С».
Одним из основных преимуществ шасси «Торнадо-У» называют повышенную грузоподъемность при сравнительно небольшой собственной массе. В перспективе планируется создание целого семейства машин «Торнадо-У» в вариантах 4х4, 6х6 и 8х8. При этом вариант грузового автомобиля повышенной проходимости «Торнадо-У» с колесной формулой 6х6 активно демонстрировался на выставках, а рендеры седельного тягача из семейства «Торнадо-У» с колесной формулой 8х8 на пружинной подвеске задних осей появились в интернете в начале осени 2016 года.

Никто из специалистов Уральского автозавода не скрывает, что грузовой автомобиль «Торнадо-У» создан на базе гражданского тяжелого трехосного тягача «Урал-6370», отличающегося бескапотной компоновкой. Данный грузовик небольшими сериями выпускался в Миассе для гражданского рынка, сравнительно недавно автомобиль также был принят на снабжение Министерства обороны РФ. «Торнадо-У» получил фактически аналогичные мосты и раму, да и его индекс не сильно отличается от гражданской модели «Урал-63704-0010».
При этом на нем использовались мосты венгерской компании Raba, аналогов по грузоподъемности у группы компаний «Газ», в которую сегодня входит автомобильный завод «Урал», просто не было. Таких мостов до недавнего времени в стране не производил никто. К примеру, «КамАЗ», на котором столкнулись с необходимостью создания собственных трехосных и четырехосных внедорожных шасси, первоначально комплектовал их мостами Madara болгарского производства. Освоить выпуск данных мостов (провести локализацию) в Набережных Челнах смогли осенью 2015 года. По всей видимости, разработчики «Торнадо-У» пойдут этим же путем.
Создатели называют «Торнадо-У» заменой КрАЗам, так как по набору своих характеристик они сравнимы с кременчугским вездеходом: полная масса — 30 тонн, грузоподъемность — 16 тонн. При этом мощность двигателя у уральского грузовика больше — 440 л.с. Стоит отметить, что на «Торнадо-У», судя по всему, установлен форсированный двигатель ЯМЗ-652, так как мощность оригинального мотора не превышает 412 л.с.

Хотя «Торнадо-У» вышел существенно тяжелее привычных всем «Уралов», конструкторы сделали все, чтобы сохранить высокий уровень его проходимости. Они применили двухступенчатую раздатку с блокируемым дифференциалом, а также ведущие мосты с центральным и колесным редукторами, средний и задний мосты с блокировкой межколесных дифференциалов, с межосевой блокировкой на среднем мосту. К помогающим повышенной проходимости качествам относят также обеспеченный установкой редукторов в мостах дорожный просвет в 400 мм и колеса большого диаметра с шинами с «зубастым» рисунком протектора размерности 16.00R20. Также на автомобиле была установлена механическая КПП и зависимая рессорная подвеска. Рабочая тормозная система стала двухконтурной с пневматическим приводом и АБС. В качестве одной из особенностей нового армейского грузовика производитель выделяет кабину. Кабина капотная, каркасно-панельной конструкции, трехместная, была оборудована системами отопления, кондиционирования воздуха и вентиляции. Часть наружных панелей кабины — капот, крыша, двери — выполнены из композитных материалов. В кабине три места, при этом сиденье водителя — подрессоренное. Вход в нее достаточно высокий, но для удобства водителя имеется подвесная ступенька, а также ручки в дверном проеме.
Использование каркасно-панельной кабины позволяет решить проблему с защищенностью водителя и пассажиров. Возможно скрытное бронирование, когда броня размещается под внешними панелями кабины, снаружи ее не видно. Установка на кабину КДЗ — комплекта дополнительной защиты может обеспечить 5-й класс защиты по ГОСТ-50963-96 (защита от бронебойных пуль калибра 7,62-мм, выпущенных из АКМ с расстояния в 5-10 метров). Но это еще не все, что касается защищенности «Торнадо-У». Двигатель грузовика защищен бронекапсулой, а под днищем может быть смонтирована противоминная защита. Таким образом, от обстрела из стрелкового оружия и подрыва защищаются не только экипаж и самые важные с точки зрения подвижности агрегаты и узлы, но также и топливный бак, который обеспечивает автомобилю внушительный запас хода — порядка 1000 километров при движении по шоссе.

В то же время представленный на форуме «Армия-2015» в июне 2015 года образец грузового автомобиля повышенной проходимости «Торнадо-У» уже тогда вызывал вопросы у автомобильных журналистов, касаемо своей технической начинки. В частности в «АвтоРевью» отмечали, что завод «Урал» никогда не производил мосты такой грузоподъемности. Поэтому конструкторы использовали венгерские мосты Raba, дизельный двигатель ЯМЗ-652 (производится в Ярославле по лицензии компании Renault Trucks, лицензированный Renault dCi 11), сцепление Sachs и коробку переключения передач ZF. В то же время главный конструктор «Урала» по военной технике Олег Якупов в интервью ТАСС говорил о то, что при сборке «Торнадо-У» будут использоваться только российские комплектующие. По всей видимости, единственный путь — это локализация производства некоторых из них в нашей стране. На выставке RAE-2015, которая проходила в Нижнем Тагиле в сентябре 2015 года, публике демонстрировался «Торнадо-У», больше отвечающий озвученной концепции грузового автомобиля с полностью российскими комплектующими. По словам Якупова, на предприятии полностью отказались от раздаточной коробки немецкого производства, заменив ее отечественной, произведенной на уральских предприятиях. Также на всех «Торнадо-У» стояли российские двигатели. По словам Олега Якупова, велась работа над заменой импортной коробки переключения передач на отечественную.
Министерство обороны Российской Федерации высоко оценило новинку «Урал-63704-0010» — «Торнадо-У» разработки автозавода «Урал», говорил по итогам международного форума «Армия-2015» Олег Якупов. В интервью ТАСС он подчеркнул, что руководство Минобороны и представители Главного автобронетанкового управления высоко оценивают данный образец грузового транспорта. По словам Якупова, на предприятии продолжат опытно-конструкторские работы и испытания данной модели, чтобы в будущем запустить серийное производство «Торнадо-У».

Полковник Андрей Колутков начальник научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники ЦНИИ Минобороны России, в феврале 2016 года отмечал, что новый грузовой автомобиль повышенной грузоподъемности «Торнадо-У», разработанный автомобильным заводом «Урал», проходит предварительные испытания. По словам полковника, грузовой автомобиль с бронированной кабиной прошел испытания в Арктике. Тогда же источник РИА Новости в оборонно-промышленном комплексе говорил, что на «Торнадо-У» появились абсолютно новые мосты и другая трансмиссия. С освоением серийного производства грузовых автомобилей «Торнадо-У» (а это может произойти до 2018 года) автомобильный завод «Урал» получит в свое распоряжение армейский внедорожный грузовой автомобиль нового класса. Наверняка, данная машина будет востребована не только в вооруженных силах России, но и в армиях других стран.
Тактико-технические характеристики Урал-63704-0010 «Торнадо-У»:
Полная масса — 30 тонн.
Грузоподъемность — 16 тонн.
Распределение полной массы: передний мост — 7500 кг, на тележку среднего и заднего мостов — 22 500 кг.
Колесная формула — 6х6.
Клиренс — 400 мм.
Силовая установка — 6-цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-652 мощностью 440 л.с.
Емкость топливных баков — не менее 420 л.
Скорость — до 100 км/ч (по шоссе).
Запас хода — до 1000 км (по шоссе).
Преодолеваемые препятствия: подъем — до 60%, брод — 1,8 м.
Фото: «Торнадо-У» ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев
Источники информации:
http://www.kolesa.ru/article/tajfuny-i-tornado-novye-armejskie-uraly-2015-06-25
http://st-kt.ru/articles/«tornado-u»-novyi-voennyi-«ural»
https://autoreview.ru/articles/gruzoviki-i-avtobusy/tornado-v-kubinke
http://tass.ru/armiya-i-opk/2047884
https://ria.ru/defense_safety/20160224/1379774984.html
topwar.ru
КАМАЗ-6560М «Торнадо» | детальный обзор mpark.pro

Фото Дмитрия Кирюшина
Разработка целой гаммы военных машин началась давно, КАМАЗом и Уралом одновременно. Задачей было организовать единые платформы для всех машин, от легких 4х4 до танковых тягачей 8х8, и даже более крупных. КАМАЗ мечтает «выжить» из армейских заказов конкурентов. В первую очередь, белорусский МЗКТ, и потому приступил к разработке многоосных шасси «Платформа-О» с колесной формулой до 16х16. Однако «сдуться» должны и другие конкуренты — от украинского КрАЗа и почему-то ЗИЛа до шасси БАЗ и танковозов КЗКТ.
Видимо, поэтому КАМАЗ старается показывать свои разработки даже на не совсем профильных выставках. Потому на сугубо МВД-шный «Интерполитех» привезли военный бронированный грузовик КАМАЗ-6560М.
01. Стояла машина в углу павильона, ее кабину не открывали, и не поднимали. Тем не менее, даже оглядев ее по периметру, кое-что можно было понять. Как выглядит машина семейства «Тайфун«, уже известно, они успели принять участие в параде Победы. Бескапотная компоновка, хищная угловатая кабина, большие внедорожные шины… А эта платформа называется «Торнадо«.
02. Кстати, об угловатых кабинах. Бронекабины такой компоновки используются в мире давно. На шасси грузовиков их начали устанавливать еще в начале 80-ых. В частности, финская Sisu уже тогда производила специальные грузовики Raisu с противоминным тралом и такой кабиной.
Фото Олли Бломберга
03. Самая массовая модель в мире — американский Oshkosh. Прототип был разработан фирмой Lockheed в 1984 году, и машины, модернизируясь, выпускаются до сих пор. Всего произведено больше 16 000 штук в различных модификациях, в том числе и с бронекабинами.
04. Больше всего новинка внешне напоминает уже существующую боевую машину Wisent (Зубр) от немецкого Rheinmetall.
05. Начинаем М-Парк Осмотр. С первого взгляда кажется, что разрабатывалась машина с умом (и с оглядкой на лучшие образцы). На бампере сложной формы две дополнительные ступеньки, одна откидная, другая на гибком подвесе — грамотное решение. Основные в виде решеток для лучшего сцепления — тоже правильно.
06. А вот тут дизайнеры порезвились, а технологи отвлеклись, — оптику можно было бы расположить и попроще, без хитрых разнообразных углублений.
07. Оптика здесь, кстати, зачем-то импортная, итальянской продвинутой марки Imear. Странное решение на военной машине, лучше бы на гражданских версиях применить.
08. Бронирование здесь явно серьезное — бронелисты дополнены накладками на болтах, а дверные петли указывают на серьезную нагрузку.
09. Судя по толщине бронестекла, кабина должна защищать хорошо, и «держать» даже пулеметные пули.
10. Над лобовым стеклом в защитной нише располагается видеокамера. Вероятно, ее должны будут заменить прибором ночного видения. А внутри кабины из плафона кокетливо выглядывают хвосты оторванной проводки…
11. Кабина забронирована на совесть. Но между ней и бампером в здоровенной щели отчетливо видны мощные пучки проводки и гидравлика. Одна случайная пуля, даже пистолетная, — и все, приехали?
12. Рама, на ней еще больший надрамник; вместе толщина этого бутерброда больше 60 сантиметров, — сколько же все это весит?
13. Сзади видны лонжероны, в них лонжерончики, составные поперечины, сварка и болты — до Z-образных простых лонжеронов МЗКТ явно еще далеко. 
14. Такая же петрушка и впереди, под кабиной — как будто крепились элементы «по месту», хотя сделано все очень аккуратно.
15. Подвеска на всех осях — стандартная для КАМАЗа, рессоры с амортизаторами. В отличие от независимой на БАЗе, который эта машина должна сменить. 
16. Ко всем мостам тянутся «бронированные» пневмошланги к энергоаккумуляторам и подкачки шин, вот только оторвет их на бездорожье легко и быстро.
17. Мосты здесь десятитонные, тоже импортные, пусть и болгарской «Мадара». Шины белорусские — Бел-95 производства бобруйской Белшины.
18. Топливный бак с ресиверами прямо на раме, ничем не защищенные. Правда, говорят, что внутри бак не простой, а из губчатого спецматериала, стойкого к пулям. Но что-то не верится…
19. Платформа явно не новая, в потеках ржавчины, и крашеная поверх нее. Впрочем, понятно, что она здесь ни к чему, это массо-габаритный макет. На шасси планируется установка военного оборудования, ведь для тактического грузовика не нужна такая кабина.
20. Главное осталось за кадром: двигатель расположен не за кабиной, как кажется, а под ней. Значит, доступ к нему затруднен, да еще как… Дизель, кстати, свой, V-образный, с выштамповками КАМАЗ на крышках. Указанная мощность в 550 л.с. намекает, что либо это опытный мотор в «кооперации» с Liebherr, либо экспериментальный. А вот коробка передач и раздатка — снова импортные, гидромеханическая ZF 6НР 602 и раздаточная Steyr VG 2000/300.
Фото Дмитрия Кирюшина
Так что показанная новинка всего-навсего один из ходовых, сугубо опытных образцов. В таком виде военные его, разумеется, не примут. И если старенькие ЗИЛы да КрАЗы КАМАЗ заменить способен, то о замене БАЗов говорить рановато, а шасси МЗКТ- даже и мечтать…
mpark.pro
«Торнадо-У». Новый военный «Урал» | Журнал СпецТехника и Коммерческий Транспорт
Запустив в серийное производство «Урал-М», представляющий собой значительно модернизированный знаменитый военный «Урал-4320», в Миассе готовят к производству несколько новых грузовиков, предназначенных для Министерства обороны.
На базе того же «Урал-М» создается усовершенствованное семейство «Мотовоз-1», которое теперь называется «Мотовоз-М» и включает базовое трехосное шасси полной массой 22,5 т, оснащенное двигателем семейства ЯМЗ-536, а также автомобили с колесной формулой 4х4 и 8х8. От схожих по массогабаритным и мощностным характеристикам автомобилей «Урал-М» армейские внедорожники семейства «Мотовоз-М» отличаются прежде всего оригинальным капотом и утилитарной каркасно-панельной кабиной, предусматривающей возможность скрытого бронирования.
Второе новое семейство получило обозначение «Торнадо-У» (буква У значит «Урал», поскольку над автотехникой данного класса также работают на КАМАЗе). Новинку наделили кабиной и капотом, фактически схожими с таковыми у внедорожников семейства «Мотовоз-М». Но за счет более грузоподъемной ходовой части «Торнадо-У» отличается увеличенной максимальной полной массой, составляющей 29-30 т, и, как следствие, более высокой грузоподъемностью, которая у базового трехосного бортового грузовика составляет 16 т. Соответственно, выросла максимальная нагрузка на мосты: передний рассчитан не на 6,5, а на 7,5 т, а задняя тележка – не на 16, а на 22,5 т. И двигатель здесь более чем на сотню «лошадей» мощнее: ЯМЗ-652 развивает 440 л.с.

Кстати, по массогабаритным характеристикам «Торнадо-У» также превосходит разработанный несколько ранее «Тайфун-У», полная масса которого как и трехосных «Мотовозов» составляет 22,5 т, а под капотом стоит все тот же 536-й ярославский дизель, правда, форсированный до 450 л.с. Но «Тайфун-У» сложнее по конструкции: у него, в частности, применены полностью независимая подвеска и гидромеханическая коробка передач. Да и по своему функционалу этот внедорожник скорее напоминает бронетранспортер: за кабиной вместо грузовой платформы установлена бронекапсула для личного состава.
«Торнадо-У» другой. Это чистой воды грузовик с внушительным по размерам кузовом и с более традиционной для «Уралов» ходовой частью: у него использованы неразрезные мосты, зависимая рессорная подвеска и, во всяком случае у опытного образца – механическая коробка передач. Правда, хотя подобная конструкция проще, а значит, дешевле, нельзя не сожалеть, что очередное поколение уральских внедорожников опять осталось без независимой подвески: кому доводилось трястись на грузовике по проселку, тот поймет, в чем ее главное преимущество перед рессорами и цельными балками мостов. Благо, завод окончательно ушел от пневмогидравлической тормозной системы в пользу чистой пневматики.

Никто из заводских специалистов не скрывает, что «Торнадо-У» разрабатывался на базе тяжелого трехосного тягача «Урал-6370» бескапотной компоновки, который сначала небольшими сериями выпускали для гражданского применения, а сравнительно недавно приняли на снабжение Министерства обороны. У «Торнадо-У» фактически аналогичные рама и мосты, да и отраслевой индекс отличается не сильно: «Урал-63704-0010». Мосты, кстати, производства венгерской компании RABA – аналогов по грузоподъемности у «Группы ГАЗ» нет. Подобных мостов в стране до последнего времени вообще никто не производил: например, на КАМАЗе, где столкнулись с необходимостью создания собственных тяжелых трехосных и четырехосных внедорожных шасси, поначалу комплектовали их болгарскими мостами Madara. Но прошлой осенью Камский автозавод освоил выпуск таких мостов собственными силами! «Группа ГАЗ», судя по презентации «Торнадо-У», тоже собирается пойти тем же путем, то есть заняться локализацией мостов, правда, лишь в обозримой перспективе. Так может стоит не тратить силы и ресурсы, а скооперироваться с КАМАЗом? Это могло бы сыграть на снижение себестоимости их производства и повысило бы унификацию тяжелой армейской автотехники. Наконец, применение пусть камазовских, но отечественных мостов поставило бы точку в процессе локализации «Торнадо-У».

Что у нового тяжелого «Урала» с защищенностью? Как уже говорилось, каркасно-панельная кабина предполагает установку скрытого бронирования, то есть броня крепится под ее внешними панелями, снаружи ее не заметно. Двигатель защищен бронекапсулой, а под днищем монтируется противоминная защита. Таким образом, от обстрела и подрыва защищены и экипаж, и наиболее важные с точки зрения подвижности узлы и агрегаты, включая 400-литровый топливный бак, обеспечивающий 1000-километровый запас хода.

Хотя «Торнадо-У» вышел заметно тяжелее, чем привычные «Уралы», конструкторы постарались сохранить уровень его проходимости. Здесь применена 2-ступенчатая раздатка с блокируемым дифференциалом, блокировки межколесных дифференциалов задних мостов и блокировка дифференциала, установленного между ними. Сюда же добавим обеспечиваемый установкой редукторов в мостах 400-миллиметровый дорожный просвет и колеса большого диаметра с «зубастыми» шинами размерностью 16.00R20.
С освоением в серии «Торнадо-У» (а это наверняка 2017-2018 годы) автозавод «Урал» получает в свое распоряжение современный армейский внедорожник нового класса, который наверняка окажется востребован и в российских вооруженных силах, и в армиях других государств.
Константин Закурдаев
Интересное от редакции:
26.09.2015 в 06:20
21.09.2015 в 08:40
18.07.2015 в 17:55
18.06.2015 в 12:13
30.01.2015 в 09:13
Читайте также:
03.12.2014 в 22:27
05.03.2015 в 07:30
03.01.2015 в 15:43
24.11.2014 в 18:45
19.02.2015 в 07:00
13.11.2014 в 18:18
03.12.2014 в 08:38
05.11.2014 в 10:40
30.01.2015 в 09:13
21.04.2015 в 21:35
st-kt.ru
Грузовики семейства Урал-63704-0010 «Торнадо-У» » Военное обозрение
В 2015 году автомобильный завод «Урал» представил два новых грузовика на базе единого шасси, отличающиеся некоторыми особенностями конструкции. На выставках «Армия-2015» и Russia Arms Expo 2015 были показаны прототипы новых грузовиков семейства Урал-63704-0010 «Торнадо-У». Сперва специалистам и общественности продемонстрировали «обычный» автомобиль повышенной грузоподъемности, предназначенный для вооруженных сил, а затем экспонатом стала аналогичная машина с новой кабиной, способной защитить экипаж от различных угроз.Оба грузовика с разными кабинами построены на базе одного шасси Урал-63704-0010, что сказывается на их характеристиках и предназначении. Обе машины предназначены для перевозки грузов и личного состава, а также для буксировки транспортных или специальных прицепов. За счет колесной формулы 6х6 предлагается обеспечить максимально возможную проходимость в различных условиях, а иные особенности конструкции приводят к увеличению грузоподъемности. Кроме того, две новые машины «Торнадо-У» отличаются только конструкцией кабины. Максимальная унификация должна облегчить производство и эксплуатацию такой техники.

Грузовик «Торнадо-У» с каркасно-панельной кабиной. Фото Seiran / Otvaga2004.mybb.ru
В июне, в рамках форума «Армия-2015», демонстрировался грузовик Урал-63704-0010 в незащищенном варианте. Тогда же были оглашены основные характеристики этой машины и базового шасси, в дальнейшем использованного при строительстве защищенного грузовика.
Трехосное полноприводное шасси Урал-63704-0010 позволяет транспортировать грузы весом до 16 т. При этом полная масса машины может достигать 30 т. При необходимости грузовик способен буксировать прицеп общей массой до 12 т. Во время эксплуатации с полной массой нагрузка распределяется по осям следующим образом: на передний мост приходится 7,5 т, на заднюю тележку – 22,5 т.
Грузовики «Торнадо-У» имеют типичную для машин завода «Урал» капотную компоновку. В передней части рамы устанавливается двигатель, позади которого располагается кабина экипажа. Позади кабины предусматривается место для установки кузовов или фургонов различных типов. Так, на выставках этого года демонстрировался образец грузовика с бортовым кузовом и тентом. По желанию заказчика шасси Урал-63704-0010 может получать и иное оснащение для транспортировки грузов.
Базовое шасси двух новых грузовиков предлагается оснащать рядным шестицилиндровым дизельным двигателем мощностью 440 л.с. С двигателем соединяется механическая коробка передач, после которой крутящий момент поступает на двухступенчатые раздаточные коробки с блокируемым межосевым дифференциалом. Все мосты оснащаются центральными и колесными редукторами. Кроме того, средний мост имеет блокировку межколесного дифференциала и межосевую блокировку. В конструкции заднего моста предусмотрена только блокировка межколесного дифференциала.

Табличка с характеристиками грузовика. Фото Seiran / Otvaga2004.mybb.ru
Ходовая часть нового шасси имеет зависимую подвеску на листовых рессорах. Используются колеса с шинами размера 16.00R20, приспособленные для применения на бездорожье. Имеется двухконтурная пневматическая тормозная система с функцией ABS.
Благодаря сравнительно мощному двигателю грузовик «Торнадо-У» может развивать скорость до 100 км/ч. Топливные баки емкостью не менее 420 л обеспечивают запас хода на уровне 1000 км. Также обеспечивается подъем на склон 60% и преодоление брода глубиной до 1,8 м.
Незащищенный вариант грузового автомобиля Урал-63704-0010 оснащается каркасно-панельной кабиной и капотом схожей конструкции. Кожух двигателя этой машины изготавливается из нескольких металлических и пластиковых панелей, закрепляемых на каркасе. В кабине имеются три места для водителя и сопровождающих. Хороший обзор из кабины обеспечивается крупным лобовым стеклом без переплетов и боковыми окнами в дверях. Дополнительное удобство работы экипажа обеспечивается подножками под дверями и оригинальным расположением рычагов открывания дверей. Ввиду высокого расположения кабины рычаги находятся в нижней части дверей.
В Нижнем Тагиле впервые показали образец армейского грузовика на базе шасси Урал-63704-0010, оснащенный защищенной кабиной. Эту машину предлагается строить на базе существующего шасси, но с использованием нового модуля кабины, предназначенного для защиты экипажа от обстрела из стрелкового оружия или подрыва взрывных устройств.

Общий вид доработанного грузовика с бронированной кабиной. Фото Vestnik-rm.ru
Вместо базовой каркасно-панельной кабины обновленный грузовик получает броневой модуль с набором необходимого оборудования. По своим габаритам и форме бронированная кабина почти не отличается от своего незащищенного предшественника. Так, самые заметные внешние отличия заключаются в иных рамах стекол в дверях, а также в наличии центрального переплета на лобовом стекле. Кроме того, необходимо отметить наличие круглого люка на крыше кабины. В остеклении дверей имеются амбразуры с заслонками для использования личного стрелкового оружия.
За счет применения броневых панелей обеспечивается защита 2 класса. Экипаж защищен от некоторого стрелкового оружия. Кроме того, машина способна защитить водителя и сопровождающих от подрыва взрывного устройства под колесом. По информации разработчика, в дальнейшем грузовик «Торнадо-У» может получить набор дополнительных модулей бронирования. Комплект таких средств позволит довести баллистическую защиту машины до 4 класса.
На выставке Russia Arms Expo 2015 прототип защищенного грузовика Урал-63704-0010 демонстрировался в сокращенной комплектации. По неким причинам было решено не оснащать эту машину кузовом, в результате чего на выставочной площадке присутствовало только шасси с установленной на нем кабиной. Как и в случае с предыдущей разработкой семейства, бронированный грузовик может оснащаться различными типами кузовов или фургонов, в соответствии с пожеланиями заказчика.
Два новых грузовых автомобиля «Торнадо-У» предназначены для использования в вооруженных силах и призваны решать задачи перевозки грузов или личного состава. При этом две машины немного отличаются по предлагаемым для них ролям. Грузовик с каркасно-панельной кабиной, по задумке авторов проекта, должен работать на большом удалении от зоны боевых действий, где техника не подвергается каким-либо рискам. Автомобиль с бронированной кабиной, в свою очередь, предлагается для использования в зонах со сложной обстановкой, где существует риск засад и диверсий с применением взрывных устройств. В таком случае машина должна обеспечить выживание экипажа и возможность ухода из-под обстрела.

Кабина обновленной машины. Фото Vestnik-rm.ru
Грузовики Урал-63704-0010 «Торнадо-У» представляют определенный интерес для отечественных и зарубежных заказчиков, однако сведения о подписанных контрактах на их поставку пока отсутствуют. Тем не менее, автомобильный завод «Урал» уже стоит планы на будущее. Издание «Взгляд» ранее приводило слова главного конструктора автозавода по военной технике Олега Якупова. По словам специалиста, на выставке RAE-2015 была представлена конечная версия перспективного грузовика. Главным отличием обновленных машин от представленных ранее является отказ от некоторых комплектующих зарубежного производства. В частности, немецкие раздаточные коробки были заменены отечественными. Кроме того, ведутся работы по замене коробки передач.
В настоящее время грузовики новой модели проходит испытания, по результатам которых будет принято решение о их принятии на снабжение. Первые серийные машины новых типов планируется передать заказчикам в 2016 году. Тогда же завод «Урал» намерен начать поставки техники в рамках оборонного заказа. В 2017 году, по мнению руководства завода, объемы поставок новой техники должны значительно увеличиться.
Примерные размеры заказа российского военного ведомства пока не уточнялись. Кроме того, остаются неизвестными планы по комплектации заказываемой техники. Вероятно, Минобороны закажет как незащищенные грузовики, так и машины с бронированной кабиной. Подробности этих заказов станут известны позже.
По материалам сайтов:
http://vestnik-rm.ru/
http://vz.ru/
http://uralaz.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
topwar.ru
В Сеть попали кадры испытаний новейших бронемашин «Тайфун» и «Торнадо»
Опубликовано интересное видео из цеха производства новейших российских сверхзащищенных бронемашин «Тайфун», «Торнадо» и «Выстрел».
Мы можем наблюдать целый ряд абсолютно новых, в том числе К-53949, К-63968 «Тайфун-К», К-4386 «Тайфун-ВДВ» К-53958 «Торнадо», а так же К-43269 «Выстрел».
К-53949
Предназначается для охраны и сопровождения колонн, санитарной перевозки, а так же инженерной, радиационной, химической и биологической разведки. Обладает повышенной проходимостью и защитой из керамической брони.

К-63968 «Тайфун-К»
Способен выдержать попадание осколочно-фугасных устройств массой 8 кг в тротиловом эквиваленте под любым местом автомобиля, обладает защитой из керамической брони и уникальное бронированное стекло.

К-4386 «Тайфун-ВДВ»
Данный тип создавался конкретно для воздушно-десантных войск. Обладает расширенным броневым корпусом, однако используя современные материалы, удалось облегчить машину на две тонным по сравнению с его предшественниками. Так же, оснащен боевым модулем с 30-мм пушкой.

К-53958 «Торнадо»
Полностью бескапотная, бронированная и защищенная машина, которая способна выдержать прямое попадание из СВД. Предполагается, что на основе этой бронемашины будет создаваться перспективный ЗРПК «Панцирь-СМ».

К-43269 «Выстрел»
Используется в качестве патрульного, санитарного, пограничного или разведывательного автомобиля. Уникальная система защиты способна выдержать попадание из 12,7-мм пулемёта «Утёс» с дистанции 300 м. На машину возможна установка 14,5-мм пулемёта КПВТ или 12,7-мм пулемёта «Корд».

Напомню, что завод «АО «Ремдизель», который производит данные машины, является крупнейшим специализированным заводом в России, начиная от 1978 года и по наши дни. Завод способен производить порядка 1000 ремонтов по тех. состоянию автомобильной серии КАМАЗ, а так же 4000 капитальных ремонтов дизельных авто.
Источник фото: autowp.ru, chelny-biz.ru, autoconsulting.com.ua
politpuzzle.ru
Опытные БМП Mowag «Tornado» / «Tornado-2» / СН-25 (Швейцария. 1968 — 1995 год)
БМП Tornado была разработана в инициативном порядке фирмой Mowag. Первый опытный образец машины появился в 1968 г. Боевая машина пехоты Mowag Tornado соответствует тактико-техническим требованиям предьявпяемым НАТО к машинам этого класса. Её компоновка выполнена с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. В средней части корпуса находится боевое отделение, а в кормовой — десантное. Машина имеет полностью закрытый сварной бронированный корпус. Стальная броня защищает экипаж и десант БМП от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. Двухслойная лобовая броня корпуса обеспечивает защиту от снарядов калибра 20—25 мм …
Отделение управления оборудовано тремя перископическими приборами наблюдения, вмонтированными в люк механика-водителя. Столько же приборов наблюдения имеет и командир машины, располагающийся за механиком-водителем. В боевом отделении БМП Mowag Tornado установлена одноместная бронированная башня кругового вращения с 20-мм автоматической пушкой.

На башне имеются узлы крепления пусковой установки шведского ПТРК Bantam. ПТУР этого комплекса на расстоянии 2200 метров способна пробить броню толщиной 500 мм. На крыше кормовой части корпуса на поворотных стойках установлены два 7.62-мм пулемёта с дистанционным управлением, предназначенные для ведения стрельбы по наземным и воздушным целям. Каждая пулемётная установка наводится по горизонтали на 230°, а сам пулемёт наводится в вертикальной плоскости на угол от минус 15 до +60 °. Для наблюдения, в стойки вмонтированы по два перископических прибора и перископический прицел.

В 1975 году была разработана модификация с новым вариантом вооружения, на шасси установили установку фирмы Oerlikon Contraves с двумя 80-мм безоткатными пушками.

Угол наведения по вертикали + 20 и – 10 град. В качестве боеприпасов используются 80-мм реактивные снаряды со складывающимися стабилизаторами с осколочно-фугасными и кумулятивными БЧ. Вес снаряда – 11,2 кг, нач. Скорость снаряда – 710 м/сек, дальность до 8000 м.

В магазинах по 8 снарядов, подаются автоматически. Боекомплект 16 снарядов. Могут запускаться по одиночке или очередью (8 снарядов за 1,7 сек).
Десантное отделение расположено в кормовой части корпуса. Оно вмещает семь пехотинцев-десантников с полной выкладкой . Для ведения огня из стрелкового оружия, в бортах корпуса имеется по две амбразуры. Для посадки и спешивания десанта используются четыре люка в крыше десантного отделения и откидывающаяся аппарель в кормовом бронелисте. В моторно-трансмиссионном отделении установлен восьмицилиндровый двигатель мощностью 287 кВт. Двигатель, трансмиссия и механизм поворота выполнены в одном блоке.
В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят шесть обрезиненных опорных катков среднего диаметра, три поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения. Подвеска ходовой части торсионная, с гидравлическими амортизаторами на первом, втором и шестом опорных катках. Гусеница стальная мелкозвенчатая.
Относительно слабый двигатель позволяет машине развивать по шоссе скорость не свыше 66 км/ч. На пересеченной местности БМП Mowag Tornado имеет удовлетворительную проходимость и способна преодолевать вертикальные стенки высотой до 0.8 метра, рвы шириной 2 метра и броды глубиной до 1,5 метра.
В состав оборудования машины Mowag Tornado входят: радиостанция, танковое переговорное устройство, средства пожаротушения и фильтровентилирующая установка. БМП Mowag Tornado не была принята на вооружение швейцарской армии, не пользовалась она успехом и на мировом рынке оружия. Тем не менее, фирма Mowag продолжила работы по её совершенствованию и в 1996 году представила на рассмотрение министерства обороны Швейцарии усовершенствованный вариант Mowag Tornado-2 (в связи с этим, предыдущий вариант получил обозначение Mowag Tornado-1)

«Tornado-2»
Машина вооружена автоматической 25-мм пушкой Oerlikon Contraves, которая может быть установлена в надбашенном бронированном лафете (модификация Mk.1) или в бронированной башне кругового вращения (модификация Mk.2). Предусмотрена также установка на БМП башни с автоматической 35-мм пушкой и ПТРК MILAN.
Во всех вариантах вооружения сохраняются два дистанционно управляемых пулемёта расположенных в корме на бронированных лафетах. БМП Mowag Tornado-2 имеет новые приборы наблюдения и комбинированный прицел с дневным и ночным каналами. На ней установлены более мощная силовая установка и усовершенствованная трансмиссия.
Вопрос о принятии БМП Mowag Tornado на вооружение швейцарской армии так и не был решён. Несмотря на многие свои достоинства, БМП Mowag Tornado не смогла привлечь покупателей; она была дорогой, а на рынке были более привлекательные и дешёвые варианты. Фирма MOWAG продолжала рекламировать БМП вплоть до 1990 г., но затем сконцентрировалась на своих более удачных колёсных машинах, и БМП Mowag Tornado так и осталась только ввиде нескольких опытных образцов.
Тактико-технические характеристики БМП Mowag Tornado :
Боевая масса, г 22,3
Экипаж, чел 3+7
Габаритные размеры, мм,
длина по корпусу 6700
ширина 3150
высота 1750
Бронирование противопульное
Вооружение 20-мм автоматическая пушка, два 7,62-мм пулемёта
Боекомплект 800 выстрелов, 5000 патронов
Двигатель «Детройт Дизель» 8V-71T 8-цилиндровый V-образный дизель, мощность 287 кВт
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 66
Запас хода по топливу, км 400
Преодолеваемые препятствия,
высота стенки, м 0.8
ширина рва. м 2,0
глубина брода, м 1,5
Боевая машина пехоты СН-25 была разработана в начале 1990-х гг. швейцарским консорциумом «Mowag» по заказу сухопутных войск Швейцарии. По всей видимости, при разработке СН-25 использовалось шасси БМП «Tornado», которая так и не пошла в серию. В 1993 году машина проходила всесторонние войсковые испытания.

БМП не имеет башни и вооружена 25-мм пушкой фирмы «Эрликон», вынесенной за пределы боевого отделения. Ствол пушки оснащен специальным кожухом, предохраняющим от перегрева, боепитание – ленточное. На поворотной платформе с пушкой находится комбинированный (дневной/ночной) прицел. Двигатель находится спереди справа, слева от него – место механика-водителя. Корпус сварной, ходовая часть защищена противокумулятивными экранами. Бойницы для стрельбы из личного оружия в корпусе отсутствуют. В сухопутные войска с 1996 по 1999 год планировалось поставить 400 таких машин.
Боевая масса, кг 20 000…21 000
Экипаж (десант), чел. 3 (7)
Основные размерения, мм:
— Длина по корпусу (с пушкой вперед) 6500 (–)
— Ширина 3100
— Высота нет данных
Вооружение (боезапас, выстрелов):
— 25-мм пушка «Эрликон» 1 (нет данных)
Углы вертикального наведения, град. нет данных
Механизм заряжания ленточное питание
Приборы прицеливания нет данных
Количество амбразур (из них для пулеметов) нет
Средства постановки дымзавесы нет данных
Тип и марка двигателя дизель
Максимальная мощность, л.с. 300…400
Максимальная скорость (на плаву), км/ч: 70 (–)
Запас хода, км 500
Бронирование, мм противопульное
Источники : https://aw.mail.ru/forums/ , http://uarmy.com.ua/ , http://armoredgun.org/ , http://otvaga2004.ru/ и другие.
raigap.livejournal.com
«Торнадо-М» и «Торнадо-У» — bmpd
В выпуске специализированного издания «Федеральный справочник. Оборонно-промышленный комплекс России» за 2015 год опубликована статья начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации генерал-лейтенанта Александра Александровича Шевченко «Военная автомобильная техника – важная составляющая оборонного промышленного комплекса Российской Федерации».В статье приводятся представляющие интерес сведения о перспективных унифицированных автомобильных шасси, работы над которыми ведутся с 2012г. ОАО «КАМАЗ» и ОАО «АЗ «Урал» и получивших наименование «Торнадо-М» и «Торнадо-У».
Приведены изображения четырех моделей КАМАЗовских шасси: КАМАЗ-5395 с колесной формулой 6х6, КАМАЗ-53954 (4х4), КАМАЗ-53958 (8х8) и КАМАЗ-53951 (10х10).
Четырехосное шасси с предположительным названием КАМАЗ-656М было представлено на выставке современных образцов автомобильной техники вооруженных сил РФ, проходившей в мае 2014г. в подмосковных Бронницах.

Фото: русская-сила.рф
В статье упомянуты три варианта машин семейства «Торнадо-У» производства автозавода «Урал» с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8.
Один из них – трехосный Урал-63704-0010 был впервые представлен на международном форуме «Армия-2015».
Фото: karatik99 / rcforum.ru
Примечательно, что АМН семейства «Торнадо-У» не включены в тексте статьи в перечень ВАТ, закупаемых в рамках программы перевооружения, утвержденной Президентом Российской Федерации, в которой предусмотрена закупка автомобилей общевойскового назначения (семейства «Мустанг», «Мотовоз», «Торнадо-М»), защищенных автомобилей («Тайфун-У» и Тайфун-К») и специальных бронированных автомобилей («Тигр», «Скорпион»).
bmpd.livejournal.com
