Самоходный зенитный ракетный комплекс 9К330 «Тор»
Комплекс 9К330 «Тор» был принят на вооружение Советской армии в 1986 г. Он предназначался для обеспечения защиты первых эшелонов танковых и мотострелковых дивизий от ударов крылатых ракет, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов, пилотируемых самолетов и боевых вертолетов.
Комплекс автономный, для повышения его мобильности на боевой машине 9А330 размещены: зенитные управляемые ракеты 9М330, пусковое устройство, станция обнаружения целей, станция наведения, аппаратура стартовой автоматики, специальная ЭВМ, а также аппаратура навигации и топопривязки, система функционального контроля боевой машины, система автономного электропитания и жизнеобеспечения. В качестве базы при создании боевой машины 9А330 использовано гусеничное шасси ГМ-355 Минского тракторного завода, проходимость которого по пересеченной местности сопоставима с проходимостью современных танков и БМП. В состав комплекса входят также транспортно-заряжающая машина 9Т231, транспортная машина 9Т245 и необходимые средства контроля, обслуживания и ремонта боевых средств ЗРК.

Одноступенчатая зенитная управляемая ракета 9М330 выполнена по аэродинамической схеме «утка» и имеет следующие весогабаритные характеристики: масса ракеты — 165 кг, масса боевой части— 14,8 кг, длина ракеты — 2898 мм, наибольший диаметр корпуса — 235 мм, размах крыла— 650 мм. Ее конструкция во многом обусловлена новой схемой пуска: восемь ракет находятся в пусковом устройстве боевой машины без транспортных контейнеров и запускаются вертикально с помощью пороховых катапульт. Поэтому ракета имеет складные рули и крылья, которые раскрываются и фиксируются в полетном положении после старта.
Время реакции комплекса составляет 8—12 с. Вероятность поражения одной ракетой самолета равна 0,30—0,77, вертолета — 0,50—0,88, дистанционно-пилотируемого летательного аппарата — 0,85—0,955.
Как это случалось со многими образцами советской военной техники, работы по модернизации ЗРК 9К330 «Тор» были начаты сразу же после принятия его на вооружение. В результате был создан ЗРК 9К331 «Тор-М1», проходивший испытания с марта по декабрь 1989 г. и принятый на вооружение в 1991 г.
Входящая в состав этого комплекса боевая машина 9К331 имеет новую двухпроцессорную вычислительную систему. В станции обнаружения целей использована новая трехканальная система обработки сигналов. Существенно усовершенствована и станция наведения. Комплекс ведет стрельбу ракетой 9М331, которая унифицирована с ЗУР 9М330 «Тор», однако имеет боевую часть с большим поражающим действием. Пуск ракеты производится не с восьмизарядной пусковой установки, а из двух алюминиевых четырехместных транспортно-пусковых контейнеров 9Я281. Каждый контейнер с четырьмя ракетами 9М331 образует ракетный модуль 9М334 массой 936 кг.
Транспортирование модулей осуществляется транспортными и транспортно-заряжающими машинами. Транспортная машина перевозит два пакета из четырех модулей, транспортно-заряжающая — два пакета из двух модулей и имеет крановое оборудование для загрузки модулей в боевую машину. Время заряжания боевой машины двумя модулями составляет 25 мин.
Зона поражения ЗРК 9К331 «Тор-М1» примерно такая же, как и у ЗРК 9К330 «Тор», однако он может вести стрельбу одновременно по двум целям. Время реакции сокращено до 7,4 с при стрельбе с позиции и до 9,7 с при стрельбе с короткой остановкои после движения.
Вероятность поражения одной ракетой самолета типа F-15 составляет 0,45—0,80, вертолета — 0,62—0,75, дистанционно-пилотируемого летательного аппарата—0,93—0,97.
В настоящее время ведутся работы по созданию самоходного варианта комплекса «Тор-М1ТА» на колесном шасси, буксируемого варианта «Тор-М1Б» на двух прицепах, а также стационарного варианта «Тор-М1ТС». В связи с тем, что командование армии стремится использовать в образцах военной техники комплектующие только российского производства, ведутся работы по замене шасси ГМ-355 Минского тракторного завода на шасси ГМ-5955 Мытищинского машиностроительного завода.
ЗРК 9К330 «Тор» вооружались зенитные ракетные полки мотострелковых и танковых дивизий Советской армии. Полк состоял из командного пункта полка (пункт управления ПУ-12М), четырех зенитных ракетных батарей и подразделений обеспечения и обслуживания. В составе батарей имелось четыре боевые машины 9А330 и батарейный командирский пункт (пункт управления ПУ-12М). В полках, вооруженных ЗРК 9К331 «Тор-М1», пункты управления ПУ-12М заменены унифицированными батарейными командирскими пунктами 9С727 «Ранжир».
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
warfor.me
Зенитный ракетный комплекс 9К330 «Тор» (Россия)
Зенитный ракетный комплекс 9К330 «Тор» предназначен для прикрытия войск в подвижных видах боя и на марше от ударов пилотируемых средств воздушного нападения (самолеты тактической авиации и вертолеты) и высокоточного оружия (авиационные ракеты, управляемые авиабомбы, противорадиолокационные ракеты, дистанционно пилотируемые летательные аппараты). ЗРК 9К330 «Тор» разработан Научно-исследовательским электромеханическим институтом Министерства радиопромышленности СССР, в настоящее время ОАО НПО «Антей». Головным разработчиком ЗУР 9М330 для этого комплекса было Машиностроительное конструкторское бюро «Факел» Министерства авиационной промышленности СССР, в настоящее время входящее в концерн ПВО «Алмаз-Антей». Зенитный ракетный комплекс 9К330 «Тор» принят на вооружение войск ПВО Сухопутных войск в 1986 году. За рубежом комплекс получил наименования: SA-15 (по терминологии США) и SA-15 Gauntlet (но терминологии НАТО). Через три года на вооружение кораблей поступил частично унифицированный с ЗРК «Тор» корабельный комплекс «Кинжал».
Боевые средства ЗРК 9К330 «Тор», обеспечивающие обнаружение, опознавание и поражение воздушной цели, размещены на гусеничном шасси высокой проходимости. В состав боевой машины комплекса (9А330) входят:
— станция обнаружения воздушных целей с системой опознавания государственной принадлежности цели по признаку «свой—чужой»;
— станция наведения, обеспечивающая наведение двух ЗУР на одну цель;
— пусковое устройство, обеспечивающее вертикальный поочередный старт восьми ЗУР, находящихся на боевой машине:
— другие средства и системы, обеспечивающие процесс боевой работы комплекса (система навигации и топопривязки, средства контроля работы аппаратуры, система электропитания и жизнеобеспечения).
Масса боевой машины с восемью ЗУР и боевым расчетом из четырех человек составляет 32 тонны. Кроме перечисленных выше средств, на гусеничном шасси боевой машины установлен газотурбинный и дублирующий агрегаты питания. Запас хода по топливу — 500 км. скорость по шоссе — не менее 65 км/час, по грунтовым дорогам и бездорожью — не менее 35 и 15 км/час соответственно.
РЛС обнаружения боевой машины обеспечивает обнаружение и обработку до 48 воздушных целей, из которых 10 определяются в качестве приоритетных по степени опасности (то есть выстраиваются в приоритетный ряд). На индикаторе командира боевой машины воздушные цели высвечиваются в виде точек со стрелками. Направление и величина этих стрелок характеризуют величину скорости движения цели и её ориентацию. Рядом с символами целей высвечиваются формуляры, содержащие основные сведения о них: приоритетность цели по степени опасности (по минимальному времени до её вхождения в зону поражения), номер парциала (луча РЛС по углу места), в котором находится цель, признак проводимой операции (поиск цели, сопровождение). РЛС обеспечивает обнаружение самолета-истребителя, летящего на высотах 30—6000 метров на дальности 25-27 км, вертолётов — на дальностях 13-20 км (в том числе зависших в воздухе).
РЛС наведения оснащена мало-элементной фазированной решеткой, формирующей луч шириной один градус по азимуту и углу места. Станция обеспечивает поиск цели в секторе три градуса по азимуту и семь — по углу места, автосопровождение одной воздушной цели, пуск одной-двух ЗУР с интервалом 4 секунды и их наведение. РЛС наведения комплекса обеспечивает дальность взятия на автосопровождение цели типа истребитель, равную 20-23 км. В качестве дублирующего средства для сопровождения воздушных целей используется телевизионно-оптический визир.
ЗУР комплекса (9М330) — твердотопливная, одноступенчатая. Стартовая масса ЗУР — 165 кг. масса боевой части — 14.5 кг длина ракеты — 2.898 мм, диаметр корпуса — 235 мм, размах крыла — 650 мм. При старте ракета выбрасывалась катапультой вертикально со скоростью около 25 с. Запуск двигателя осуществлялся на высоте 16—20 метров от земли. После запуска начинается набор скорости ЗУР, которая на дальности 1,5 км составляла 700-800 м/с. Командное наведение осуществлялось с дапьности 250 метров и заканчивалось в момент встречи ракеты с целью.
Ракета оснашена бесконтактным радиоазрывателем и осколочно-фугасной боевой частью с осколками высокой энергии. Высокий уровень располагаемых перегрузок (до 30 единиц), большая скорость полета ЗУР обеспечивают поражение высокоскоростных маневрирующих воздушных целей (от высокоточного оружия до бронированых самолетов). В ЗРК «Тор» реализован вертикальный старт ЗУР, что обеспечивает возможность отражать атаки средств воздушною нападения, действующих с любых направлений, без соответствующего разворота пускового устройства боевой машины. ЗУР поставляются в войска в полностью снаряженном состоянии и не требуют технического обслуживания в течение десяти лет.
Ракета состоит из двух частей: носовой и кормовой, В носовой части размешены бортовое оборудование и боевое снаряжение ЗУР. В кормовой части — ракетный двигатель твердого топлива и крыльевой 6лок, вращающийся на подшипнике. Носовая часть ракеты состоит из пяти отсеков:
— радиопрозрачный обтекатель и передатчик антенны передатчика радиовзрывателя;
— отсек управления, состоящий из четырех рулей, четырех рулевых машинок и источника энергии — газогенератора:
— аппаратный отсек, включающий электрокоммутирующее оборудование, боевое снаряжение ЗУР и предохранительно-исполнительный механизм. По бортам отсека установлены приемная антенна радиовзрывателя и приемопередаюшая антенна блока радиоуправления;
— однокамерный двухрежимный ракетный твердотопливный двигатель. Корпус двигательной установки изготовлен из высокопрочной стали;
Необходимо отметить, что управление стрельбой ЗУР и всеми процессами боевой работы ЗРК «Тор» осуществляется с помощью быстродействующей ЭВМ. Процесс боевой работы (от обнаружения воздушной цели до ее поражения) автоматизирован, что обеспечивает комплексу минимальное время реакции, то есть время от обнаружения воздушной цели до схода ЗУР с направляющих пусковой установки (что не превышает десяти секунд). В этом плане комплекс «Тор» можно рассматривать как автоматизированный робот, обеспечивающий поражение воздушных целей.
Для поддержания необходимой боевой готовности технических средств ЗРК и оценки состояния аппаратуры в комплексе предусмотрена система встроенного контроля функционирования аппаратуры ЗРК. Она автоматически определяет правильность функционирования всех средств боевой машины, степень их готовности. В случае отказа осуществляется поиск отказавшего элемента.
Расчет боевой машины ЗРК 9К330 «Тор» состоит из четырех человек; командир, операторы и механик-водитель. Предусмотрена зашита экипажа от средств массового поражения. Внутри рабочего отсека башни боевой машины созданы нормальные условия обитаемости. Для подготовки операторов ЗРК «Тор» разработан специальный тренажер.
Организационно зенитные ракетные комплексы 9К330 «Тор» сводятся в зенитные ракетные полки. Такие полки состоят из командного пункта полка, четырех зенитных ракетных батарей (по четыре боевые машины 9А330 и батарейному командирскому пункту в каждой), подразделений обслуживания и обеспечения. В качестве батарейного командирского пункта используется пункт управления ПУ-12М или машина сбора и обработки информации из состава средств системы автоматизированного управления войсками фронта.
Тактико-технические характеристики 9К330 «Тор»:
Боевая масса, т 32 (на базе БМ 9А330)
Экипаж, чел. 4
База, мм 5055
Клиренс, мм 450
Вооружение
Дальность стрельбы, км 1..12
Другое вооружение 8 х ЗУР 3М330
Вероятность поражения истребителя одной ЗУР 0,26..0,75
Максимальная скорость поражаемых целей (вдогон/навстречу) м/с 700
Скорость полета ЗУР, м/с 700..800
Масса ракеты, кг 165
Масса боевой части, кг 14,5
Длина ракеты, мм 2898
Диаметр корпуса ракеты, мм 235
Размах крыльев, мм 650
Число целевых каналов 1
Мощность двигателя, л. с. 840
Скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 500
Удельное давление на грунт, кг/см? не более 0,8
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемый ров, м 2,0
Преодолеваемый брод, м 1,0
www.dogswar.ru
Зенитный ракетный комплекс 9К330 «Тор»
Войсковой комплекс ближней ПВО/ПРО, предназначенный, в первую очередь, для обороны от авиационных средств поражения и беспилотников.
ЗРК предназначен для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны в ближней зоне. Создавался как войсковое средство ПВО для зенитно-ракетных полков дивизий, однако может использоваться и как средство объектовой ПВО ближней зоны.
Основным назначением комплекса являлись не только традиционные задачи войсковой ПВО ближней зоны, но главным образом — борьба с современными авиационными средствами поражения: тактическими ракетами «воздух-земля», управляемыми авиабомбами, крылатыми ракетами, а также беспилотниками.
Создание комплекса было запущено в 1972 году в рамках НИР с одноименным названием. По итогам работы в феврале 1975 года было выдано техническое задание на проектирование, продолжавшееся до 1983 года. С декабря 1983 по декабрь 1984 года проходил испытания. 19 марта 1986 года комплекс принят на вооружение сухопутных войск.
Разработчик — Научно-исследовательский электромеханический институт (НИЭМИ, ныне в составе Концерна ВКО «Алмаз-Антей»). Главный конструктор Вениамин Ефремов.

Боевая машина 9А330 с ракетами 9М330 ЗРК 9К330 «Тор», Артиллерийский музей Санкт-Петербурга. Фото: One half 3544
Боевая машина комплекса 9А330 создавалась на гусеничном шасси повышенной проходимости, унифицированном с шасси боевой машины 2С6 войскового зенитного пушечно-ракетного комплекса 2К22 «Тунгуска». На машине полной массой 32 тонны размещались станция обнаружения целей, станция наведения, электронная счетно-решающая аппаратура, а также система вертикального пуска на восемь зенитных ракет, выстреливаемых с помощью пороховой катапульты.
Станция обнаружения целей обнаруживала самолеты типа «истребитель» в диапазоне высот 30… 6000 м на дальности 25…27 км с вероятностью не менее 0,8. Авиацонные средства поражения обнаруживались на дальности 9…15 км с вероятностью не менее 0,7. Находившиеся на нулевой высоте (у земли) вертолеты с вращавшимися винтами обнаруживались на дальности до 6…7 км с вероятностью 0,4−0,7, зависавшие в воздухе — с расстояния 13…20 км с вероятностью 0,6−0,8.
Твердотопливная зенитная ракета комплекса 9М330 массой 165 кг и массой осколочно-фугасной боевой части 14,5 кг развивает максимальную скорость 700−800 м/с. Длина ракеты 2,9 метра, диаметр 235 мм.
Наведение ракет радиокомандное. Станция наведения имеет один целевой канал, обеспечивающий одновременное наведение двух ракет на одну цель.

Твердотопливная ЗУР 9М330. Фото: Виталий Кузьмин
Зона поражения цели, идущей со скоростью 300 м/с: по дальности 1,5…12 км, по высоте 10…6000 метров. Зона поражения цели, идущей со скоростью 700 м/с: по дальности до 5 км, по высоте 50…4000 метров. Эффективность поражения цели типа «истребитель» одной ракетой колебалась от 0,30 до 0,77, типа «вертолет» от 0,5 до 0,88, типа «беспилотник» от 0,85 до 0,955.
Время реакции комплекса составляло 8…12 секунд, перевод из походного состояния в боеготовое — 3 минуты, зарядка полного боекомплекта при помощи транспортно-заряжающей машины — не более 18 минут.
Развитием «Тора» стали комплексы 9К331 «Тор-М1» (1991 год), «Тор-М1−2У», 9К332 «Тор-М2» с вариантами. Морской версией «Тора» стал комплекс 3К95 «Кинжал».
defendingrussia.ru
Боевая машина «Тор» 9А330
Боевая машина «Тор»
9А330 входит в состав зенитной ракетной системы «Тор» (9К330, SA-15, Gauntlet). Боевая машина 9А330 предназначена для борьбы со всеми типами высокоскоростных, маневрирующих пилотируемых и беспилотных воздушных целей, в том числе и высокоточным оружием, действующих на предельно малых, малых и средних высотах в любых условиях радиоэлектронной и метеорологической обстановки днем и ночью.
В состав боевой машины «Тор» 9А330 входят:
- Станция обнаружения целей;
- Станция наведения;
- Цифровая вычислительная система;
- Зенитные управляемые ракеты в антенно-пусковом устройстве;
- Аппаратура систем стартовой автоматики, навигации, функционального контроля и др.)
Боевая машина «Тор» 9А330 представляет собой автономную одноканальную по цели огневую единицу, способную самостоятельно обнаруживать различные типы воздушных целей в движении и поражать их ракетами с короткой остановки во всех видах боевых действий и при расположении на месте в различных погодно-климатических и физико-географических условиях.
Зона поражения БМ 9А330 при скорости цели 300 (700) м/с, ограничивается границами:
- 1,5-12 (1,5-5) км по дальности;
- 0,001-6 (0,05-4) км по высоте и до 6 (4) км по курсовому параметру.
- При этом эффективность поражения типовых целей одной ЗУР с учетом случайных факторов составляет:
- 0,3-0,77 для самолетов;
- 0,5-0,88 для вертолетов;
- 0,4-0,55 для дистанционно пилотируемых летательных аппаратов.
Время реакции при расположении БМ на месте и в движении составляет 8-12 секунд.
Время перевода в боевое (походное) положение не превышает 3 минут.
Время полного заряжания восемью ЗУР при помощи транспортно-заряжающей машины — 18 минут.
БМ 9А330 защищена от активных, пассивных помех и противорадиолокационных ракет (ПРР). Эффективный и надежный комплекс радиоэлектронного оборудования с высокой степенью автоматизации боевой работы, обеспечивает автоматическую оценку степени угрозы со стороны воздушного противника, выбор приоритетных целей и их обстрел.
Боевая машина может транспортироваться всеми видами транспорта, в том числе и воздушным. Единое антенно-пусковое устройство (АПУ) с круговым вращением по азимуту обеспечивает быстрый разворот башни с вооружением в направлении цели, захват ее на автосопровождение станцией наведения и осуществляет вертикальный старт ЗУР, что снижает перегрузки ракеты при ее склонении в направлении цели и запуске маршевого двигателя.
В качестве шасси боевой машины используется гусеничная машина ГМ-355 большой грузоподъемности и повышенной проходимости, унифицированное с шасси зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска».
Установленный на нем V-образный, 12-цилиндровый, быстроходный, многотопливный дизельный двигатель B-46-2C1 обеспечивает перемещение БМ по среднепересеченной местности со скоростью, обеспечивающей непрерывное прикрытие войск от ударов с воздуха во всех видах современного высокоманевренного боя.
Станция обнаружения целей (СОЦ) —
Когерентно-импульсная РЛС сантиметрового диапазона волн, способная обнаруживать цели с вероятностью 0,6-0,8 на дальностях:
- самолета — 25-27 км;
- ДПЛА — 9-15 км;
- вертолета на земле с вращающимися винтами — 6-7 км;
- вертолета зависшего в воздухе — 13-20 км;
- вертолета осуществляющего «подскок» с земли на высоту 20 м — 12 км.
Станция наведения (СН) — когерентно-импульсная РЛС сантиметрового диапазона волн с малоэлементной фазированной антенной решеткой (ФАР) и электронным управлением луча диаграммы направленности по угловым координатам.
Станция служит для поиска целей в секторе до 70 по азимуту и углу места, их точного автосопровождения моноимпульсным методом по трем координатам с вероятностью 0,5 (0,8) на дальности до 23 (20) км, обеспечения пуска одной или двух (с интервалом 4 с) ЗУР и передачи им команд наведения. Поиск целей и передача команд на борт ЗУР осуществляется общим передатчиком станции через ФАР, обеспечивающей одновременное измерение координат одной цели и двух наводимых на нее ЗУР.
При разрешающей способности СН не хуже одного градуса по угловым координатам и 100 м по дальности, среднеквадратические ошибки автосопровождения самолета-истребителя не превышают 0,3 д.у. по азимуту и углу места, 7 м по дальности и 30 м/с по скорости. Среднеквадратические ошибки сопровождения ЗУР по угловым координатам аналогичны вышеуказанным, а по дальности — не превышают 2,5 м. Станция наведения имеет высокую степень защиты от пассивных и активных помех.
Цифровая вычислительная система (ЦВС)
(ЦВМ типа 9С483М1 и цифровые быстродействующие спецвычислители) служит для обработки радиолокационной информации и выработки управляющих сигналов. Она обеспечивает высокий уровень автоматизации процессов боевой работы всех систем БМ при минимальных временных затратах и требуемой точности в простой и сложной обстановке.
Зенитная управляемая ракета 9М330
Твердотопливная одноступенчатая ракета вертикального старта, выполненная по аэродинамической схеме «утка» с командной системой наведения и газодинамическим склонением после пуска. Для наведения на цель и ее поражения, ракета оснащена автопилотом, радиоблоком, системами питания, боевой частью осколочно-фугасного типа с активным радиовзрывателем и предохранительно-исполнительным механизмом. На внешней поверхности корпуса ракеты размещены антенны радиовзрывателя и радиоблока, а также пороховое катапультирующее устройство. Рули крылья в транспортном положении складываются (левые и правые консоли навстречу друг другу), раскрываются и фиксируются после старта. Загрузка ракет в БМ осуществляется транспортно-заряжающей машины комплекса.
Стартуют ракеты непосредственно из ракетного отсека АПУ БМ, в котором они размещаются по 4 ЗУР с каждой стороны башни. Пороховая катапульта выбрасывает ЗУР вверх на высоту 16-21 м со скоростью 25 м/с, где она склоняется в направлении цели газодинамической системой на заданный угол, величина и направление которых вводятся в автопилот ракеты по данным станции наведения перед стартом ракеты.
Твердотопливный двигатель начинает работу после склонения ракеты и обеспечивает ее полет по траектории с максимальной скоростью до 850 м/с и перегрузками до 30 единиц.
Осколочно-фугасная БЧ с предохранительно-исполнительным механизмом и активным адаптируемым радиовзрывателем поражает цель тяжелыми высокоэнергетическими поражающими элементами большой разрушительной силы, образующихся при ее подрыве. Радиовзрыватель инициирует подрыв БЧ с учетом скорости и высоты полета поражаемой цели, определяет конфигурацию осколочного поля и направление его движения для достижения максимальной вероятности поражения цели.
При стрельбе по целям, летящим на высотах 10-40 м, радиовзрыватель срабатывает только по сигналу от цели. В случаях, когда станция наведения не захватила ракету, нарушен процесс ее нормального наведения или не сработает радиовзрыватель — у цели ракета самоликвидируется.
Командное наведение ЗУР начинается с дальности 250 м и заканчивается в момент встречи с целью.
Масса ЗУР 9М330 (БЧ) не превышает 165 (14,8) кг при общей длине и диаметре ее корпуса 2898 мм и 235 мм соответственно.
Учебно-действующая зенитная управляемая ракета 9М330УД отличается от боевой ракеты 9М330 тем, что все взрывоопасные компоненты:
- боевая часть,
- топливный заряд двигательной установки,
- твердотопливный заряд турбогенераторного источника бортового питания,
- все пиротехнические устройства демонтированы и заменены массо-габаритными макетами.
Учебно-действующая зенитная управляемая ракета 9М330 позволяет отрабатывать все вопросы боевой работы, кроме процедур необратимого пускового цикла.
ru.uos.ua
Самоходный зенитный ракетный комплекс 9К330 «Тор»
Описание
Работы по созданию дивизионного автономного самоходного зенитного ракетного комплекса «Тор» (9К330) начались в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 года и продолжались воснм лет вплоть до 1983 года. Одновременно с разработкой ЗРК для Сухопутных войск были развернуты работы и по частично унифицированному с ним корабельному комплексу «Кинжал».
Помимо решения традиционной задачи борьбы с пилотируемой авиацией, войсковые ЗРК должны были обеспечить поражение и авиационных средств поражения — ракет «воздух-земля», планирующих авиабомб типа «Уоллай», а также крылатых ракет типа ASALM и ALCM, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) типа BGM-34. Эффективное решение этих задач требовало автоматизации всего процесса боевой работы, применения более совершенных радиолокационных средств.
Изменившиеся воззрения на характер возможных боевых действий сняли обязательность выполнения требования по возможности форсирования войсковыми зенитными комплексами водных преград вплавь, но определили потребность в обеспечении для боевых машин этих ЗРК одинаковой скорости движения и степени проходимости с танками и БМП прикрываемых частей. В сочетании с необходимостью увеличения боекомплекта ЗУР это обусловило переход дивизионного ЗРК с колесного на более тяжелое гусеничное шасси.
Отработанная при создании зенитно-ракетных систем С-300 схема вертикального пуска ракет позволила реализовать аналогичное техническое решение в ЗРК «Тор», вертикально разместив восемь ЗУР по оси башни боевой машины, защитив их от неблагоприятных погодных воздействий и от поражения осколками снарядов и бомб.
Головным разработчиком ЗРК «Тор» был определен НИЭМИ МРП (бывший НИИ-20 ГКРЭ). Главным конструктором комплекса в целом был назначен В. П. Ефремов, а боевой машины 9А330 этого ЗРК — И. М. Дризе. ЗУР 9М330 для комплекса « Тор» разрабатывало МКБ «Факел» МАП (бывшее ОКБ-2 ГКАТ) во главе П. Д. Грушиным.
Боевая машина 9А330 имела в своем составе:
- станцию обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания их государственной принадлежности и стабилизации основания антенны;
- станцию наведения (СН), с одним целевым каналом, двумя ракетными каналами и каналом координатора захвата ЗУР;
- специальную ЭВМ;
- пусковое устройство, обеспечивавшее вертикальный поочередный старт восьми ЗУР, находящихся на боевой машине,
- аппаратуру различных систем стартовой автоматики, системы навигации и топопривязки, документирования процесса боевой работы, системы функционального контроля боевой машины, автономного электропитания (на базе газотурбинного электрогенератора) и жизнеобеспечения.
Ракеты находятся в пусковом устройстве боевой машины без транспортных контейнеров и запускаются вертикально с помощью пороховых катапульт. Пусковое и антенное устройства боевой машины конструктивно были объединены в антенно-пусковое устройство, вращающееся относительно вертикальной оси.
Все указанные технические средства располагались на самоходном гусеничном шасси высокой проходимости разработки Минского тракторного завода ГМ-355, унифицированном с шасси зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска». Масса боевой машины с восемью ЗУР и боевым расчетом из 4 человек составляла 32т.
Твердотопливная ЗУР 9М330 выполнена по схеме «утка» и оснащена устройством, обеспечивающим газодинамическое склонение. В ракете были применены складные крылья, которые раскрывались и фиксировались в полетные положения после старта ЗУР. В транспортном положении левые и правые консоли складывались навстречу друг другу. Ракета была оборудована активным радиовзрывателем, автопилотом с приводами рулей, радиоблоком, боевой частью осколочно-фугасного типа с предохранительно-исполнительным механизмом, системой электропитания, системой газопитания рулевых приводов на марше и газодинамических рулей на стартовом участке. На внешней поверхности корпуса ракеты размещались антенны радиовзрывателя и радиоблока, а также устанавливалось пороховое катапультирующее устройство. Загрузка ракет в боевую машину осуществлялась с помощью транспортно-заряжающей машины комплекса.
При старте ракета выбрасывалась катапультой вертикально со скоростью около 25 м/с. Склонение ЗУР на заданный угол, величина и направление которого вводилась перед стартом в автопилот со станции наведения, осуществлялось до запуска двигателя ракеты в результате истечения продуктов сгорания специального газогенератора через четыре двухсопловых блока газораспределителя, установленного у основания аэродинамического руля. Газоходы, ведущие к противоположно направленным соплам, перекрываются в зависимости от угла поворота руля. Объединение аэродинамического руля и газораспределителя в единый блок позволило исключить применение специального привода для системы склонения. Газодинамическое устройство заклоняет ракету в нужном направлении, а затем перед включением твердотопливного двигателя, приостанавливает ее поворот.
Запуск двигателя ЗУР осуществлялся на высоте 16–21 м от земли (либо по истечении заданной односекундной задержки от старта, либо по достижении угла отклонения оси ракеты от вертикали 50°). Таким образом весь импульс РДТТ расходуется на придание ракете скорости в направлении цели. После запуска начинался набор скорости ракеты, которая на дальности 1,5 км составляла 700–800 м/с. Процесс командного наведения начинался с дальности 250 м. В связи с широким разбросом линейных размеров (от 3–4 до 20–30 м) и параметров движения целей (от 10 до 6000 м по высоте и от 0 до 700 м/с по скорости) для оптимального накрытия высоколетящих целей осколками БЧ со станции наведения на борт ЗУР выдавались значения задержки срабатывания радиовзрывателя, зависящие от скорости сближения ракеты с целью. На малых высотах обеспечивались селекция подстилающей поверхности и срабатывание радиовзрывателя только от цели.
Станция обнаружения целей являлась когерентно-импульсной РЛС кругового обзора сантиметрового диапазона волн с частотным управлением лучом по углу места. Луч (парциал) шириной 4° по углу места и 1,5° по азимуту мог занимать восемь положений в угломестной плоскости, перекрывая сектор в 32°. Мог производиться одновременный обзор по углу места в трех парциалах. Очередность обзора по парциалам устанавливалась специальной программой ЭВМ.
Основной режим работы предусматривал темп обзора зоны обнаружения за 3 с, причем нижняя часть зоны просматривалась дважды. В случае необходимости можно было обеспечить обзор пространства в трех выбранных парциалах с темпом 1 с. Отметки с координатами до 24 обнаруженных целей завязывались в трассы (до десяти трасс). На индикаторе командира высвечивались цели в виде точек с характеризующими величину и направление скорости ее движения векторами, рядом с которыми отображались формуляры, содержащие номер трассы, номер цели по степени опасности (по минимальному времени вхождения в зону поражения), номер парциала, в котором находилась цель, и признак производимой операции (поиск, сопровождение и т. д.). При работе в сильных пассивных помехах для станции обнаружения целей была предусмотрена возможность бланкирования сигналов из забитого помехами направления и участка расстояния до цели. В случае необходимости имелась возможность ввести в ЭВМ координаты цели из сектора бланкирования для выработки целеуказания путем ручной накладки маркера на прикрытую помехами цель и ручного скалывания отметки.
Разрешающая способность станции обнаружения целей была не хуже 1,5°-2° по азимуту, 4° по углу места и 200 м по дальности. Максимальные ошибки определения координат цели составляли не более половины указанных величин разрешающей способности.
При средней мощности передатчика 1,5 кВт и коэффициенте шума приемника 2–3, станция обнаружения целей обеспечивала обнаружение самолетов типа F-15, летящих на высотах от 30 до 6000 м, на дальностях 25–27 км с вероятностью не менее 0,8 (беспилотных средств воздушного нападения — на дальностях 9–15 км с вероятностью не менее 0,7). Находившиеся на земле вертолеты с вращавшимися винтами обнаруживались на дальности 6–7 км с вероятностью 0,4–0,7, зависавшие в воздухе — в 13–20 км с вероятностью 0,6–0,8, а осуществлявшие подскок с земли на высоту 20 м — 12 км с вероятностью не менее 0,6.
Коэффициент подавления отраженных от местных предметов сигналов в цифровом канале приемки системы станции обнаружения целей превышал 44 дБ, в аналоговые каналах — 40 дБ.
Защита от противорадиолокационных ракет обеспечивалась их обнаружением и поражением своим ЗУР.
Станция наведения представляла собой когерентно-импульсную РЛС сантиметрового диапазона вод с малоэлементной фазированной aнтенной решеткой (ФАР), формировавшей луч шириной 1° по азимуту и по углу места и обеспечивавшей электронное сканирование луча в соответствующих плоскостях. Станция обеспечивала поиск цели в секторе 3° по азимуту и 7° по углу места, автосопровождение одной цели по трем координатам моноимпульсным методом, пуск одной или двух ЗУР (с интервалом 4с) и их наведение.
Передача на борт ЗУР команд осуществлялась единым передатчиком станции через ФАР. Эта же антенна обеспечивала за счет электронного сканирования луча одновременное измерение координат цели и двух наводимых на нее ЗУР. Частота обращения луча к каждом объекту составляла 40 Гц.
Разрешающая способность станции наведения была не хуже 1 м азимуту и по углу места, 100 м по дальности. Среднеквадратические ошибки автосопровождения истребителя составляли не более 0,3 д. у. по азимуту и по углу места, 7 м по дальности и 30 м/с по скорости. Среднеквадратические ошибки сопровождения ЗУР по азимуту и по углу места были того же порядка, по дальности — не более 2,5 м. При средней мощности передатчика 0,6 кВт и чувствительное приемника 4х10Е-13 Вт станция наведения обеспечивала дальность перехода на автосопровождение истребителя, равную 23 км с вероятностью 0,5 и 20 км с вероятностью 0,8.
Испытания ЗРК «Тор» проходил с декабря 1983 года по декабрь 1984 года на Эмбенском полигоне под руководством комиссии, которую возглавлял Р. С. Асадулин. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19 марта 1986 года ЗРК был принят на вооружение.
Серийное производство боевой машины 9А330 было организовано на Ижевском электромеханическом заводе МРП, ЗУР 9М330 — на Кировском машиностроительном заводе им. XX партсъезда МАП, гусеничных шасси — на Минском тракторном заводе МСХМ.
Комплекс обеспечивал поражение цели, летящей со скоростью 300 м/ с на высотах от 0,01 до 6 км, в диапазоне дальностей от 1,5 до 12 км при параметре до 6 км. При скорости цели 700 м/с максимальная дальность поражения уменьшалась до 5 км, диапазон высот поражения сужался до 0,05 до 4 км, а параметр не превышал 4 км.
Эффективность поражения самолетов одной ЗУР составляла 0,30–0,77, вертолетов –0,50–0,88, ДПЛА — 0,85–0,955.
Время реакции комплекса равнялось 8…12 с, перевода в боеготовное и походное положения — 3 мин, заряжания боевой машины с помощью ТЗМ — не более 18 мин.
Организационно ЗРК «Тор» сводились в зенитные ракетные полки дивизий. Полки состояли из командного пункта полка, четырех зенитных ракетных батарей (по 4 боевых машины 9А330 и батарейному командирскому пункту в каждой), подразделений обеспечения и обслуживания.
В качестве батарейного командирского пункта временно использовались пункты управления ПУ-12М, а в качестве КП полка — ПУ-12М или машина сбора и обработки информации МП25 и машина боевого управления МП22, разработанные в составе средств автоматизированной системы управления войсками (АСУВ) фронта и входившие также в комплект средств автоматизированного пункта управления начальника ПВО дивизии. С КП полка сопрягалась РЛС обнаружения П-19 или 9С18 («Купол») из состава радиолокационной роты полка.
Основным видом боевой работы ЗРК «Тор» была автономная работа батарей, но не исключалось централизованное и смешанное управление этими батареями начальником ПВО дивизии и командиром зенитно-ракетного полка.
war-arms.info
Самоходный зенитный ракетный комплекс 9К330 «Тор»
Работы по созданию дивизионного автономного самоходного зенитного ракетного комплекса «Тор» (9К330) начались в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 г. и продолжались до 1983 года. В параллель с разработкой ЗРК для Сухопутных войск были развернуты работы и по частично унифицированному с ним корабельному комплексу «Кинжал».
Помимо решения традиционной задачи борьбы с пилотируемой авиацией, войсковые ЗРК должны были обеспечить поражение и авиационных средств поражения ракет «воздух-земля», планирующих авиабомб типа «Уоллай», а также крылатых ракет типа ASALM и ALCM, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) типа BGM-34. Эффективное решение этих задач требовало автоматизации всего процесса боевой работы, применения более совершенных радиолокационных средств.
Изменившиеся воззрения на характер возможных боевых действий сняли обязательность выполнения требования по возможности форсирования войсковыми зенитными комплексами водных преград вплавь, но определили потребность в обеспечении для боевых машин этих ЗРК одинаковой скорости движения и степени проходимости с танками и БМП прикрываемых частей. В сочетании с необходимостью увеличения боекомплекта ЗУР это обусловило переход дивизионного ЗРК с колесного на более тяжелое гусеничное шасси.
Отработанная при создании зенитно-ракетных систем С-300 схема вертикального пуска ракет позволила реализовать аналогичное техническое решение в ЗРК «Тор», вертикально разместив восемь ЗУР по оси башни боевой машины, защитив их от неблагоприятных погодных воздействий и от поражения осколками снарядов и бомб.
Головным разработчиком ЗРК «Тор» был определен НИЭМИ МРП (бывший НИИ-20 ГКРЭ). Главным конструктором комплекса в целом был назначен В.П. Ефремов, а боевой машины 9А330 этого ЗРК И.М. Дризе. ЗУР 9М330 для комплекса « Тор» разрабатывало МКБ «Факел» МАП (бывшее ОКБ-2 ГКАТ) во главе П.Д. Грушиным.
Боевая машина 9А330 имела в своем составе:
станцию обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания их государственной принадлежности и стабилизации основания антенны;станцию наведения (СН), с одним целевым каналом, двумя ракетными каналами и каналом координатора захвата ЗУР;
специальную ЭВМ;
пусковое устройство, обеспечивавшее вертикальный поочередный старт восьми ЗУР, находящихся на боевой машине,
аппаратуру различных систем стартовой автоматики, системы навигации и топопривязки, документирования процесса боевой работы, системы функционального контроля боевой машины, автономного электропитания (на базе газотурбинного электрогенератора) и жизнеобеспечения.
Ракеты находятся в пусковом устройстве боевой машины без транспортных контейнеров и запускаются вертикально с помощью пороховых катапульт. Пусковое и антенное устройства боевой машины конструктивно были объединены в антенно-пусковое устройство, вращающееся относительно вертикальной оси.
Все указанные технические средства располагались на самоходном гусеничном шасси высокой проходимости разработки Минского тракторного завода ГМ-355, унифицированном с шасси зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска». Масса боевой машины с восемью ЗУР и боевым расчетом из 4 человек составляла 32т.
Твердотопливная ЗУР 9М330 выполнена по схеме «утка» и оснащена устройством, обеспечивающим газодинамическое склонение. В ракете были применены складные крылья, которые раскрывались и фиксировались в полетные положения после старта ЗУР. В транспортном положении левые и правые консоли складывались навстречу друг другу. Ракета была оборудована активным радиовзрывателем, автопилотом с приводами рулей, радиоблоком, боевой частью осколочно-фугасного типа с предохранительно-исполнительным механизмом, системой электропитания, системой газопитания рулевых приводов на марше и газодинамических рулей на стартовом участке. На внешней поверхности корпуса ракеты размещались антенны радиовзрывателя и радиоблока, а также устанавливалось пороховое катапультирующее устройство. Загрузка ракет в боевую машину осуществлялась с помощью транспортно-заряжающей машины комплекса.
При старте ракета выбрасывалась катапультой вертикально со скоростью около 25 м/с. Склонение ЗУР на заданный угол, величина и направление которого вводилась перед стартом в автопилот со станции наведения, осуществлялось до запуска двигателя ракеты в результате истечения продуктов сгорания специального газогенератора через четыре двухсопловых блока газораспределителя, установленного у основания аэродинамического руля. Газоходы, ведущие к противоположно направленным соплам, перекрываются в зависимости от угла поворота руля. Объединение аэродинамического руля и газораспределителя в единый блок позволило исключить применение специального привода для системы склонения. Газодинамическое устройство заклоняет ракету в нужном направлении, а затем перед включением твердотопливного двигателя, приостанавливает ее поворот.
Запуск двигателя ЗУР осуществлялся на высоте 16–21 м от земли (либо по истечении заданной односекундной задержки от старта, либо по достижении угла отклонения оси ракеты от вертикали 50°). Таким образом весь импульс РДТТ расходуется на придание ракете скорости в направлении цели. После запуска начинался набор скорости ракеты, которая на дальности 1,5 км составляла 700–800 м/с. Процесс командного наведения начинался с дальности 250 м. В связи с широким разбросом линейных размеров (от 3–4 до 20–30 м) и параметров движения целей (от 10 до 6000 м по высоте и от 0 до 700 м/с по скорости) для оптимального накрытия высоколетящих целей осколками БЧ со станции наведения на борт ЗУР выдавались значения задержки срабатывания радиовзрывателя, зависящие от скорости сближения ракеты с целью. На малых высотах обеспечивались селекция подстилающей поверхности и срабатывание радиовзрывателя только от цели.
Станция обнаружения целей являлась когерентно-импульсной РЛС кругового обзора сантиметрового диапазона волн с частотным управлением лучом по углу места. Луч (парциал) шириной 4° по углу места и 1,5° по азимуту мог занимать восемь положений в угломестной плоскости, перекрывая сектор в 32°. Мог производиться одновременный обзор по углу места в трех парциалах. Очередность обзора по парциалам устанавливалась специальной программой ЭВМ.
Основной режим работы предусматривал темп обзора зоны обнаружения за 3 с, причем нижняя часть зоны просматривалась дважды. В случае необходимости можно было обеспечить обзор пространства в трех выбранных парциалах с темпом 1 с. Отметки с координатами до 24 обнаруженных целей завязывались в трассы (до десяти трасс). На индикаторе командира высвечивались цели в виде точек с характеризующими величину и направление скорости ее движения векторами, рядом с которыми отображались формуляры, содержащие номер трассы, номер цели по степени опасности (по минимальному времени вхождения в зону поражения), номер парциала, в котором находилась цель, и признак производимой операции (поиск, сопровождение и т. д.). При работе в сильных пассивных помехах для станции обнаружения целей была предусмотрена возможность бланкирования сигналов из забитого помехами направления и участка расстояния до цели. В случае необходимости имелась возможность ввести в ЭВМ координаты цели из сектора бланкирования для выработки целеуказания путем ручной накладки маркера на прикрытую помехами цель и ручного скалывания отметки.
Разрешающая способность станции обнаружения целей была не хуже 1,5°-2° по азимуту, 4° по углу места и 200 м по дальности. Максимальные ошибки определения координат цели составляли не более половины указанных величин разрешающей способности.
При средней мощности передатчика 1,5 кВт и коэффициенте шума приемника 2–3, станция обнаружения целей обеспечивала обнаружение самолетов типа F-15, летящих на высотах от 30 до 6000 м, на дальностях 25–27 км с вероятностью не менее 0,8 (беспилотных средств воздушного нападения на дальностях 9–15 км с вероятностью не менее 0,7). Находившиеся на земле вертолеты с вращавшимися винтами обнаруживались на дальности 6–7 км с вероятностью 0,4–0,7, зависавшие в воздухе в 13–20 км с вероятностью 0,6–0,8, а осуществлявшие подскок с земли на высоту 20 м 12 км с вероятностью не менее 0,6.
Коэффициент подавления отраженных от местных предметов сигналов в цифровом канале приемки системы станции обнаружения целей превышал 44 дБ, в аналоговые каналах 40 дБ.
Защита от противорадиолокационных ракет обеспечивалась их обнаружением и поражением своим ЗУР.
Станция наведения представляла собой когерентно-импульсную РЛС сантиметрового диапазона вод с малоэлементной фазированной aнтенной решеткой (ФАР), формировавшей луч шириной 1° по азимуту и по углу места и обеспечивавшей электронное сканирование луча в соответствующих плоскостях. Станция обеспечивала поиск цели в секторе 3° по азимуту и 7° по углу места, автосопровождение одной цели по трем координатам моноимпульсным методом, пуск одной или двух ЗУР (с интервалом 4с) и их наведение.
Передача на борт ЗУР команд осуществлялась единым передатчиком станции через ФАР. Эта же антенна обеспечивала за счет электронного сканирования луча одновременное измерение координат цели и двух наводимых на нее ЗУР. Частота обращения луча к каждом объекту составляла 40 Гц.
Разрешающая способность станции наведения была не хуже 1 м азимуту и по углу места, 100 м по дальности. Среднеквадратические ошибки автосопровождения истребителя составляли не более 0,3 д. у. по азимуту и по углу места, 7 м по дальности и 30 м/с по скорости. Среднеквадратические ошибки сопровождения ЗУР по азимуту и по углу места были того же порядка, по дальности не более 2,5 м. При средней мощности передатчика 0,6 кВт и чувствительное приемника 4х10Е-13 Вт станция наведения обеспечивала дальность перехода на автосопровождение истребителя, равную 23 км с вероятностью 0,5 и 20 км с вероятностью 0,8.
Испытания ЗРК «Тор» проходил с декабря 1983 г. по декабрь 1984 г. на Эмбенском полигоне под руководством комиссии, которую возглавлял Р.С. Асадулин. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19 марта 1986 г. ЗРК был принят на вооружение.
Серийное производство боевой машины 9А330 было организовано на Ижевском электромеханическом заводе МРП, ЗУР 9М330 на Кировском машиностроительном заводе им. XX партсъезда МАП, гусеничных шасси на Минском тракторном заводе МСХМ.
Комплекс обеспечивал поражение цели, летящей со скоростью 300 м/ с на высотах от 0,01 до 6 км, в диапазоне дальностей от 1,5 до 12 км при параметре до 6 км. При скорости цели 700 м/с максимальная дальность поражения уменьшалась до 5 км, диапазон высот поражения сужался до 0,05 до 4 км, а параметр не превышал 4 км.
Эффективность поражения самолетов одной ЗУР составляла 0,30–0,77, вертолетов –0,50–0,88, ДПЛА 0,85–0,955.
Время реакции комплекса равнялось 8…12 с, перевода в боеготовное и походное положения 3 мин, заряжания боевой машины с помощью ТЗМ не более 18 мин.
Организационно ЗРК «Тор» сводились в зенитные ракетные полки дивизий. Полки состояли из командного пункта полка, четырех зенитных ракетных батарей (по 4 боевых машины 9А330 и батарейному командирскому пункту в каждой), подразделений обеспечения и обслуживания.
В качестве батарейного командирского пункта временно использовались пункты управления ПУ-12М, а в качестве КП полка ПУ-12М или машина сбора и обработки информации МП25 и машина боевого управления МП22, разработанные в составе средств автоматизированной системы управления войсками (АСУВ) фронта и входившие также в комплект средств автоматизированного пункта управления начальника ПВО дивизии. С КП полка сопрягалась РЛС обнаружения П-19 или 9С18 («Купол») из состава радиолокационной роты полка.
Основным видом боевой работы ЗРК «Тор» была автономная работа батарей, но не исключалось централизованное и смешанное управление этими батареями начальником ПВО дивизии и командиром зенитно-ракетного полка.
voennaya.academic.ru
Военное обозрение: ЗРК «Тор-М2»: лучший в мире или нет? — Свободная Пресса
Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.
После завершения обучения личного состава в учебном центре в Ейске и прохождения боевых стыковочных стрельб полк переместится в пункт постоянной дислокации.
Поставки комплекса начались в прошлом году. Тогда завод «Купол», входящий в концерн «Алмаз-Антей», передал в Сухопутные войска РФ два дивизионных комплекта. Соответственно, в этом году серийное производство новых «Торов» расширилось.
Самоходный ЗРК «Тор», несмотря на то, что был уже неоднократно модернизирован, — сравнительно молодой комплекс. Эта разработка московского Научно-исследовательского электромеханического института (НИЭИ) была внедрена в производство на ижевском заводе «Купол» в начале 80-х годов. А на вооружение первый «Тор», без индекса, был принят в 1986 году.
Читайте также
Русский ПТ-76, обращавший американцев в бегствоThe National Interest вспоминает ужасы Вьетнамской войны
В 1991 году в войска начал поступать «Тор-М1». Затем появилось еще несколько модификаций, в которых варьировалось шасси — и гусеничное, и колесное. Были также созданы буксируемый и стационарный комплекс. А также морской для установки на кораблях.
«Тор-М2» был принят на вооружение в этом десятилетии, и сейчас им начинают интенсивно комплектовать вооруженные силы для противовоздушной обороны в ближней зоне мотострелковых и танковых дивизий. Примерно в это же время появилась и еще одна модификация — «Тор-М2У», два дивизиона которых уже тоже поступили в войска.
«Тор-М2» предназначен для эффективной борьбы с ракетами класса «воздух-земля», управляемыми и корректируемыми авиабомбами, противорадиолокационными ракетами и другим высокоточным оружием нового поколения, самолетами тактической и армейской авиации, крылатыми ракетами, вертолетами, беспилотными летательными аппаратами.
Ракеты комплекса способны поражать цели в условиях радиоэлектронного противодействия, а также отражать массированные атаки.
Существенным отличием новой модификации комплекса от предыдущих является повышение возможностей обнаружения и сопровождения целей станции обнаружения, которая оснащена новой антенной на базе щелевой фазированной антенной решетки. В совокупности с обновленным программным обеспечением это позволяет обнаруживать цели, при создании которых максимально использовались стелс-технологии. Одновременно новая станция обладает повышенной, в сравнении с «Тор-М1», помехозащищенностью. Также работу ЗРК обслуживает новая электронно-оптическая аппаратура обнаружения целей.
Станция определения не только находит и опознает цели, подлежащие уничтожению, но и оценивает воздушную обстановку, в автоматическом режиме определяет наиболее опасные из них, производит автосопровождение и фиксирует момент вхождения целей в зону обстрела. После пуска ракет производится их автоматическое наведение на цели радиокомандным способом.
Старт одноступенчатой твердотопливной ракеты осуществляется катапультным способом за счет порохового ускорителя. Маневрирование ведется при помощи газодинамических рулей. Осколочно-фугасная боевая часть может срабатывать как контактным способом, так и за счет срабатывания индукционного датчика, определяющего подлет к объекту значительной массы.
При этом ракета развивает скорость до 800 м/с и способна маневрировать с ускорением до 30g. Максимальная скорость сбиваемых целей — 750 м/с, а перегрузка — 12g.
Зона поражения цели по дальности — от 100 м до 15000 м, по высоте — от 10 м до 10000 м.
Количество обнаруживаемых целей — до 48, одновременно сопровождаемых — 10, одновременно обстреливаемых — 4. При этом боевые машины дивизиона могут обмениваться информацией об обнаруженных целях и перераспределять их между собой.
И командир полка Константин Демидов, принявший на вооружение полковой комплект ЗРК, и разработчики, и высшие чины Министерства обороны утверждают, что «Тор-М2» не имеет аналогов в мире по своим боевым возможностям. Если сравнивать с лучшим американским ЗРК ближней зоны, то тут, действительно, наблюдается многократное превышение.
ЗРК M1097 Avenger был создан компанией Boeing Aerospace Company в 1989 году. Разработчики сильно не напряглись, установив на армейский внедорожник HMMWV два транспортно-пусковых контейнера на 4 ракеты «Стингер» в каждом. Также в комплект входит пулемет калибра 12,7 мм. Дальность стрельбы — 5,5 км, максимальная высота цели — 3,8 км.
Безусловно уступает российскому комплексу и франко-немецкий ЗРК «Роланд» как на колесном, так и на гусеничном шасси, эксплуатирующийся с 1977 года. Принцип наведения и сопровождения ракеты на цель такой же, как и у «Тора». Однако характеристики комплекса слабее. Ракета имеет максимальную скорость, не превышающую 1,2 М. Дальность стрельбы — 6,3 км, максимальная высота цели — 5,5 км.
Немцы около 15 лет назад приняли на вооружение новый комплекс — LeFlaSys/ASRAD, который считается совершеннее «Роланда». Но в нем присутствует некоторая несбалансированность. У комплекса прекрасные средства обнаружения и сопровождения целей по РЛС и инфракрасным каналам, основанные на мощном аппаратном и программном оснащении. Их дальность превышает 20 километров, число сопровождаемых целей — до 20. Но при этом используются ракеты от ПЗРК — «Мистраль» и «Стингер», имеющие слишком низкий потолок, чтобы бороться с высотными целями. К тому же комплекс, установленный на гусеничное шасси, вооружен лишь четырьмя ракетами.
А вот при сравнении «Тора» с израильским ЗРК Spyder-SR не все столь очевидно. Прежде всего, следует сказать, что средства обнаружения у Spyder более эффективны. Цели засекаются на расстоянии до 35 км. И при этом число сопровождаемых целей может достигать 60-и. Однако не вполне понятно, для чего нужна такая гигантомания, поскольку боевая машина вооружена лишь четырьмя ракетами. Шестиосное колесное шасси слабовато, больше ракет оно не потянет.
Любопытно решен вопрос используемых зенитных ракет. Они класса «воздух-воздух», используемые в истребительной авиации. К ним приделали пороховые ускорители и поместили в транспортно-пусковые контейнеры.
Spyder использует два типа ракет. Одна имеет радиолокационную головку самонаведения, вторая — инфракрасную. Этим обеспечивается всепогодность использования комплекса. «Слабая» ракета — инфракрасная, она имеет дальность, равную 20 км, высоту — 9 км. «Сильная» — радиолокационная с дальностью до 35 км и высотой стрельбы до 16 км. Сильной стороной «слабой» ракеты является то, что она имеет инфракрасную ГСН матричного типа с разрешающей способностью 320×240 пикселей. Обмануть ее довольно затруднительно.
Читайте также
Американцы признали: Т-90 лучше «Абрамса»Пентагон наконец-то зауважал русский танк
Что же касается динамических характеристик израильских ракет, то известно, что они имеют максимальную скорость в 4 М. Но эта скорость исчисляется при запуске с летящего со сверхзвуковой скоростью самолета, то есть две скорости складываются. Что соотносится со скоростью ракеты «Тора» — она превышает 2,5 М. Но вот по маневренности наша ракета более эффективна, она имеет перегрузку в 30g. Израильская выдерживает лишь 12g.
Из чего можно сделать вывод, что если российский «Тор» и не имеет в мире аналогов, то далеко не по всем характеристикам.
svpressa.ru
