Английские сверхмалые подводные лодки повредили немецкий линкор «Тирпиц» и потопили японский тяжелый крейсер «Такао»

Успешные действия итальянской 10-й флотилии MAS, о которой мы рассказывали в предыдущей статье, побудили основных участников Второй мировой войны обзавестись аналогичным оружием. Сейчас мы расскажем об английских сверхмалых подводных лодках, и об их участии во Второй мировой войне.

Прежде чем начинать рассказывать о диверсионных силах и средствах Королевского флота — Royal Navy — необходимо сделать одно примечание. Итальянцы не просто сконструировали новый тип оружия для войны на море, они создали работающую систему, состоящую из различных видов техники для подводных диверсий. Напомним, 10-я флотилия MAS состояла из четырех групп: боевые пловцы на управляемых торпедах, взрывающиеся катера, сверхмалые подводные лодки и группа пловцов-минеров. В зависимости от задачи использовалась та или иная группа. Иногда для успешной операции использовались несколько групп. Такую систему не смогла повторить ни одна из стран.

«Колесница»

В Великобритании после регулярных атак на гавань Гибралтара создали группу противодействия итальянцам. Сегодня такие подразделения называются ПДСС – противодиверсионные силы и средства. Знаменитый впоследствии Лайонел Крэбб (1909-1956) — тот самый, который погиб в 1956 году при попытке осмотреть подводную часть советского лёгкого крейсера «Орджоникидзе» — принимал в этом самое активное участие. После выхода в 1943 году Италии из войны, Крэбб настоял на очень смелом решении – он организовал совместную англо-итальянскую группу боевых пловцов. Итальянцы передали англичанам образцы своей техники. В ночь с 21 на 22 июня 1944 года совместными усилиями итальянских и британских боевых пловцов был потоплен тяжелый крейсер «Больцано», стоявший в гавани Специи. Англичане создали свои аналоги итальянской техники. Английская управляемая торпеда Мк-1 «Сhariot» («Колесница») была несколько ухудшенной копией итальянского «Поросёнка».

Для доставки «Колесниц» по итальянскому образцу были переоборудованы три подводные лодки HMS «Thunderbolt», HMS «Trouper» и HMS Р-311. В октябре 1942 года Royal Navy предпринял попытку атаковать немецкий линкор «Тирпиц», находящийся в Тронхейм-фьорде. Однако, осенняя Атлантика показала свой крутой нрав. «Колесницы» погибли во время шторма, а судно – транспортировщик «Артур» пришлось затопить. Других операций с применением «Колесниц» англичане во время войны не предпринимали.

Изучив трофейную итальянскую технику, и творчески переработав идеи итальянцев, в Великобритании для подразделения специальных операций SOE в 1943-1944 годах было разработано и принято на вооружение моторное погружающееся каноэ «Motorised Submersible Canoe» (MSC), получившее прозвище «Спящая красавица». Всего было построено 70 каноэ. Водоизмещение лодки было 270 кг, глубина погружения 15 метров, скорость 3,5 узла и дальность плавания 40 миль. Фактически, это было индивидуальное средство передвижения под водой боевого пловца.

Во время Второй мировой войны в боевых операциях MSC не использовалось, о применении его после войны информации нет.

Каное MSC

По теме

1976

В России установят памятник из самой быстроходной в мире подводной лодке

Монумент появится в Северодвинске в Архангельской области. Там в скором времени появится памятник, в основу которого ляжет одна из самых быстроходных подводных лодок.

СМПЛ типа Х

Со сверхмалыми подводными лодками (СМПЛ) ситуация была совершенно другой. Английские конструкторы работали над этой темой совершенно независимо от итальянцев еще в межвоенный период. В середине 30-годов ХХ века капитан 2-го ранга

Дж. Кромель Ворли, бывший командир подводной лодки, предложил проект сверхмалой подводной лодки. Британское Адмиралтейство вроде и не отвергло идею, но и не продвигало её. Весной 1939 года началось строительство СМПЛ. Работы были прерваны с началом Второй мировой войны.

С конца 1941 года начались работы по СМПЛ нового типа, получивших индекс «Х». По техзаданию британского Адмиралтейства лодка должна была двигаться в подводном и надводном положении и автономно выходить в район цели. Отличительной особенностью СМПЛ типа «Х» были заряды взрывчатки. До появления этих лодок, СМПЛ были вооружены или торпедными аппаратами, или на них были закреплены заряды, которые боевые пловцы, выходящие с лодки, устанавливали на атакуемые корабли. Английские конструкторы предложили ещё один вариант. Два мощных заряда взрывчатки, так называемых «боковых грузов»

(side-cargo), весом по 2 тонны каждый с часовым механизмом были выполнены по форме корпуса СМПЛ и располагались по бортам лодки. Подойдя к цели, а если позволяли глубины, поднырнув под цель, экипаж сбрасывал эти заряды на дно. После этого лодка уходила на безопасное расстояние, и происходил мощный взрыв недалеко от борта корабля. За счёт количества взрывчатки достигался тот же эффект, как если бы мина была прикреплена непосредственно к борту цели. Недостатком такого метода было то, что применять лодки типа «Х» можно было не всегда.

Строительство первой лодки началось зимой 1942 года. Она получила номер Х-3. Это было связано с тем, что в составе Королевского флота уже были лодки Х-1 и Х-2, правда, другого типа и назначения. Всего было построено 8 СМПЛ типа «Х»: Х-3 – Х-10. Длина их составляла почти 16 метров, водоизмещение в надводном положении 27 тонн, экипаж 4 человека. СМПЛ типа «Х» были самыми крупными среди своих «одноклассников», и могли на экономичном ходу 4,5 узла пройти 1860 морских миль. Они могли погружаться на глубину 90 метров. Но, не смотря на очень приличные характеристики, добираться до баз, на которые надо было произвести атаку, СМПЛ должны были на буксире обычных подводных лодок типа Т и S и в надводном положении. Как только испытания этих лодок были закончены, их экипажи стали готовиться к первой операции.

Их целью должны были стать крупные немецкие корабли, базирующиеся в норвежских фьордах. Немецкий линкор «Тирпиц» очень сильно осложнял деятельность Флота Метрополии Великобритании.

Chariot Mk-1 в полупогруженном положении

Первая атака с помощью управляемых торпед Мк-1 «Сhariot» из-за погодных условий провалилась, так и не начавшись. Почти через год, в сентябре 1943 года, началась операция «Source». План операции предусматривал следующее. Х-5, Х-6, Х-7 должны были атаковать линейный корабль «Tirpitz». Целью Х-9 и Х-10 был линейный крейсер «Scharnhorst». Задачей Х-8 должен был стать тяжелый крейсер «Lützow». От берегов Англии до Норвегии СМПЛ должны были идти на буксире обычных подводных лодок. Чтобы боевые экипажи не измотались во время перехода, на СМПЛ во время буксировки были экипажи-дублёры. Операция была очень сложной. Х-9 погибла на переходе вместе с техническим экипажем. Так же во время перехода из-за технической неисправности одного из блоков взрывчатки погибла Х-8. Экипаж Х-10, который должен был атаковать «Шарнхост», обнаружил, что немецкий линейный крейсер ушел со своей якорной стоянки.

Х-10 вернулась к своей лодке-буксировщику. Началась буксировка СМПЛ на базу, во время которой она утонула.

По теме

6927

Необычные корабли. Советские подводные лодки – мишени

Для обучения экипажей кораблей и испытания нового оружия в СССР использовались специальные субмарины

Х-5 пропала без вести. Х-6 и Х-7 сбросили свои мины, но уйти не смогли. Лодки были затоплены, их экипажи попали в плен.

Итоги операции были неоднозначны. Англичане потеряли все 6 СМПЛ. Погибли 9 членов экипажа и 6 попали в плен. Атаки на «Шарнхост» и «Лютцев» не состоялись. Под «Тирпицем» подорвались 8 тонн аммотола. Линкору были нанесены тяжелые повреждения, но он остался на плаву. Немецкие линкоры третьего поколения были феноменально живучими кораблями. Несмотря на эту неоднозначность результатов операции, английское Адмиралтейство посчитало её успешной.

Главный противник Флота Метрополии – «Тирпиц» — на длительное время был выведен из строя. СМПЛ типа «Х» показали себя оружием, с помощью которого можно было атаковать силы противника в его базах. Поэтому для восполнения потерь, было принято решение о строительстве еще шести СМПЛ типа «Х»: Х-20 – Х-25. Более того, на базе СМПЛ типа «Х» была создана учебная подводная лодка для подготовки экипажей. Учебные лодки получили индекс «ХТ». Они отличались от боевых тем, что использовались весовые имитаторы сбрасываемой взрывчатки, и внутри лодки были оборудованы места для инструкторов. Было построено шесть таких лодок: ХТ-1 – ХТ-6.

СМПЛ X24

Вторая операция с участием СМПЛ типа «Х» растянулась на два этапа. Целью операции было уничтожение плавучего дока в норвежском порту Берген. В этом доке проходили ремонтные работы на кораблях Кригсмарине, и англичане хотели лишить немцев ремонтной базы в Бергене. Операция была назначена на середину апреля 1944 года, и в ней должны были принять участие Х-22 и Х-24.

Но во время тренировочного выхода в море, Х-22 столкнулась с лодкой-буксировщиком и затонула. Х-24 вышла на задание в одиночку. 15 апреля она пробралась в гавань Бергена, но не очень удачно установила заряды. В результате взрыва док не пострадал, а было потоплено торговое судно «Bärenfels», проходившее мимо. Пришлось операцию повторить. 11 сентября Х-24 ещё раз прорвалась в гавань Бергена. На этот раз взрывчатка была положена правильно, и плавучий док был уничтожен. Весной 1944 года Х-20 и Х-23 принимали участие в обеспечении высадки союзников в Нормандии. Больше в боевых действиях СМПЛ типа «Х» участие не принимали. Всего было построено 2 опытных. 12 боевых и 6 учебных субмарин этого проекта. После войны все СМПЛ типа «Х» списали. Х-24 стал музейным экспонатом.

СМПЛ типа ХЕ

Используя опыт боевого применения СМПЛ типа «Х», английские конструкторы к концу 1944 года разработали СМПЛ нового типа «ХЕ». Эти лодки должны были применяться на Тихоокеанском театре военных действий, который имел ряд серьезных отличий от Европейского театра.

По сути лодки типа «ХЕ» являлись глубокой модернизацией лодок типа «Х» и имели схожую конструкцию. Они были немного крупнее. Надводное водоизмещение СМПЛ типа «ХЕ» составляло 30,25 тонны. Первоначально Royal Navy заказал 18 лодок: ХЕ-1 – ХЕ-19. Номер ХЕ-13 отсутствовал по суеверным соображениям. Однако через несколько месяцев адмиралы изменили свое решение, и окончательный заказ составлял 11 единиц. Были построены лодки ХЕ-1 – ХЕ-10 и ХЕ-12. Эти лодки имели свою плавбазу – крупный военный транспорт HMS «Bonaventure». Именно на нем лодки и их экипажи доставлялись из Европы на Тихий океан. На боевые операции лодки выходили на буксире больших субмарин. Ещё в Англии, при подготовке, ХЕ-9 затонула, часть экипажа погибло. В начале лета 1945 года на HMS «Bonaventure». первые шесть СМПЛ типа «ХЕ»: XE-1 – XE-6 были доставлены в Малайзию, в порт Лабуан. Первыми задачами СМПЛ типа «ХЕ» на Тихом океане стали уничтожение японских кабелей связи, проложенными между их базами и портами.

В конце июля на задание вышла ХЕ-4. Она должна была уничтожить кабель связи между Гонконгом и Сайгоном. Кабель нашли, после чего водолаз К. Бриггс покинул ХЕ-4 и перерезал кабель. ХЕ-5 принимала участие в уничтожение кабеля связи Гонконг – Сингапур. Единственной операцией против боевых кораблей Японии стала операция «Struggle». ХЕ-1 и ХЕ-3 должны были прорваться в гавань Сингапупа и уничтожить японские тяжелые крейсера «Мёко» и «Такао». ХЕ-1 «Мёко» не нашла, и обе СМПЛ положили взрывчатку около «Такао». Крейсер был уничтожен. Больше в боевых операциях СМПЛ типа «ХЕ» участия не принимали. После капитуляции Японии HMS «Bonaventure» со всеми СМПЛ вернулся в Великобританию. Эти лодки служили до 1952 года. Дальнейшие модификации СМПЛ типа «ХЕ» мы рассмотрим в следующих статьях цикла.

По теме

1614

Адмирал Попов: подводная лодка «Курск» могла столкнуться с субмариной НАТО

По версии российского адмирала Вячеслава Попова, ранее командовавшего Северным флотом, при аварии подводной лодки «Курск» в августе 2000 года сигналы SOS подавала не она, а оказавшаяся рядом субмарина НАТО, также получившая повреждения.

СМПЛ «Welman»

Независимо от работ над СМПЛ типа «Х» велись работы и над другими проектами. Полковник инженерных войск Джон Дольфин предложил проект небольшой СМПЛ для атак вражеских кораблей в базах. В какой-то мере это был аналог «Колесницы». Водоизмещение «Welman» было около одной тонны. Экипаж – один человек, мощность перевозимого заряда 193 кг. Было построено около 100 таких лодок, W-10 была потеряна во время испытаний. Единственное неудачное боевое применение этих СМПЛ состоялось в ноябре 1943 года, когда три СМПЛ W-46, W-47, W-48 пытались проникнуть в гавань Бергена. СМПЛ не смогли преодолеть противолодочные сети, все три лодки были потеряны. По результатам операции решили отказаться от СМПЛ типа «Welman» в пользу СМПЛ типа «Х».

СМПЛ Welman

СМПЛ «Welfreighter»

Английским адмиралам очень хотелось создать систему подводного диверсионного оружия, как это удалось сделать итальянским морякам, поэтому в конце 1942 года были начаты работы над СМПЛ, главной задачей которой была доставка пловцов и нелегалов на берег, их обратная эвакуация, или операции снабжения агентов-нелегалов. Лодки должны были действовать в интересах подразделений специальных операций SOE. Такой специализированной лодки не было ни у одной из воюющих стран. СМПЛ получила шифр тип «Welfreighter». Внешне, в надводном положении «Welfreighter» напоминал обычную моторную лодку.

До конца войны построили 40 таких СМПЛ. Экипаж состоял из двух человек, и лодка могла перевозить от трех (на дальних переходах) до четырех (на коротких переходах) пассажиров. Грузоподъемность «Welfreighter» была от 1,5 до 2 тонн.

Тренировки экипажи этих СМПЛ проводили в Австралии. Об их применении после войны ничего не известно.

СМПЛ Welfreighter mark III type

По СМПЛ «Welfreighter» есть один исторический вопрос. Утверждается, что работы по лодке начались в конце 1942 года. Однако есть документы, говорящие об ином. 19 февраля 1942 года японская палубная авиация нанесла удар по австралийскому порту Дарвин. Это была одна из немногих атак японцев на зеленый континент. Корабли в порту и аэродром получили серьезные повреждения. Были составлены многочисленные бумаги, о нанесенном ущербе. В одном из донесений упоминается катер на берегу. На приложенной фотографии видна СМПЛ «Welfreighter» на автомобильном прицепе… Это загадка в истории английских СМПЛ во время Второй мировой войны.

Продолжение следует

105 лет исполнилось подводнику Лунину, атаковавшему линкор «Тирпиц»

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Общество

23.08.2012 16:04

Поделиться

105 лет исполнилось со дня рождения прославленного советского подводника Николая Лунина

Александр Безменов

105 лет исполнилось со дня рождения прославленного советского подводника Николая Лунина. Для советского Военно-морского флота Лунин — фигура такая же легендарная, как Покрышкин для авиации или Зайцев для снайперов.

Он вошел в пятерку самых результативных подводников советского ВМФ во время Великой Отечественной войны. Лунин стал единственным капитаном Северного флота, который командовал сразу двумя Краснознаменными подводными лодками («Щ-421» и «К-21»).

Однако в историю войны он вошел не поэтому. Николай Лунин стал героем самого яркого и одновременного самого спорного эпизода подводной войны с Германией — атаки немецкого линкора «Тирпиц».

Командир счастливой «щуки»

Начало войны Лунин встретил командиром подводной лодки «Щ-421». Лунина по праву можно назвать командиром счастливой «Щуки». По итогам пяти боевых походов Лунин заявил о потоплении нескольких крупных транспортов, благодаря чему стал Героем Советского Союза. Лодку наградили орденом Красного Знамени. Но на этом везение закончилось.

Спустя неделю после выхода указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении почетной награды «Щ-421» подорвалась на мине и затонула. Правда, Лунина на ней уже не было.

Незадолго до гибели своей любимой «Щуки» кавалер Золотой Звезды получил звание капитана второго ранга и ушел на повышение — командовать подводным крейсером «К-21», принадлежащем к числу наиболее мощных субмарин советского ВМФ. Именно на этой лодке Лунин совершил свою знаменитую атаку на «Тирпиц».

Попал или не попал

История конвоя «PQ-17» — один из ключевых эпизодов Второй мировой войны. В июле 1942 года командование ВМС фашистской Германии получили данные о выходе из Исландии в Архангельск конвоя «PQ-17». Это была крупнейшая поставка вооружений и боеприпасов, которую западные союзники собрали для сражающейся России. 200 тысяч тонн грузов, которые везли 34 транспорта, было достаточно для экипировки целой армии.

Неудивительно, что немцы бросили все силы на то, чтобы помешать доставке военных материалов в советские порты. На перехват конвоя вышла германская эскадра в составе линейного корабля «Тирпиц», карманных линкоров «Лютцов» и «Адмирал Шеер», тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер», семи эскадренных миноносцев и двух миноносцев. Это была одна из наиболее мощных группировок гитлеровского флота за всю войну.

На пути немецких кораблей была развернута завеса из пяти советских подводных лодок. 5 июля в районе острова Ингей в Баренцевом море гидроакустик «К-21» обнаружил шум винтов тяжелых кораблей. Идентифицировав цели, Лунин передал срочное сообщение по радио: «Всем кораблям. Обнаружил два линкора и восемь эсминцев». Немцы перехватили это оповещение.

Стало ясно, что на эскадру идет охота. Но от планов по разгрому конвоя штаб кригсмарине (ВМС фашистской Германии) не отказался. Капитанам кораблей лишь рекомендовали быть более бдительными.

То, что произошло потом, до сих пор вызывает бурю дискуссий. Согласно советской историографии, «К-21» сблизилась с «Тирпицем» на дистанцию 18 кабельтовых (3,3 километра) и произвела залп по немецкому флагману из кормовых торпедных аппаратов. Четыре торпеды типа 53-38 ушли в цель с интервалом 4 секунды. В отчете Лунина говорится, что через 2 минуты 15 секунд произошло два взрыва. Экипажу «К-21» и ее командиру мужества было не занимать. Всем на лодке было понятно, что их ждет в случае успешной атаки. Неминуемая смерть. Уйти от одного эсминца еще можно. От двух — почти нереально, хотя шанс все-таки есть. Но девять миноносцев растерзали бы нашу лодку в клочья.

В течение нескольких минут, пока торпеды мчались к «Тирпицу» на скорости 45 узлов, каждый из подводников прощался с жизнью. Моряки выполнили свой долг и готовились к неизбежному. Но все сложилось иначе: немцы никакой атаки и тем более попаданий торпед в «Тирпиц» не зафиксировали. Линкор, как ни в чем не бывало, продолжал двигаться со скоростью 24 узла.

Спустя три часа, когда его снова обнаружили (на сей раз британская подлодка) он по-прежнему удерживал такую же высокую скорость. Понятно, что, если бы в корпус корабля попали две торпеды и сдетонировали 600 килограммов тротила, он бы еле шел. Вместо этого линкор стремительно рассекал воды Баренцева моря в попытке найти конвой.

Никаких записей о столкновении с советской подлодкой в вахтенном журнале «Тирпица» нет. Немцы, видимо, даже не заметили торпедную атаку (что неудивительно в условиях Арктики). Иначе нашим подводникам было бы несдобровать. Немецкая эскадра так и не обнаружила конвой и вернулась на базу. Однако ее появление вынудило британское адмиралтейство отозвать корабли охранения «PQ-17», в результате чего большая часть судов была потоплена самолетами и подводными лодками Германии.

После боя

Сейчас очевидно, что Лунин промахнулся, увы. По большому счету, этот факт не вызывал сомнений даже в советское время. Неслучайно даже в официальной истории Северного флота, изданной министерством обороны СССР в 1977 году, ни слова не говорится о попадании торпед в немецкий линкор. О результатах атаки вообще нет ни слова. Военные историки не хотели кривить душой и просто умолчали об этом.

Недавно появились сообщения, что в августе 1945 года специальная комиссия Северного флота обследовала корпус «Тирпица» в Норвегии, где он был потоплен английской авиацией. Кроме характерных повреждений от британских авиабомб, никаких следов попадания торпед или ремонта днища наши специалисты не обнаружили. Отчет комиссии немедленно засекретили.

К тому времени подведение итогов Второй мировой войны превратилось в арену ожесточенных идеологических схваток между представителями коммунистического и западного образа жизни. Особое место в этом противостоянии отводилось истории конвоя «PQ-17». Именно поэтому атака «Тирпица» Луниным была объявлена результативной и стала рассматриваться как подтверждение успешности боевой деятельности Северного флота. А если смотреть шире — всего ВМФ СССР.

Официальная историография пыталась повысить значимость советского флота. Советские моряки не провели ни одной операции на море, которая оказала бы влияние на ход войны. Вот почему в СССР упорно твердили о том, что торпеды поразили фашистский линкор. Тем самым подчеркивалось, что именно благодаря Лунину немцы отказались от проведения крупномасштабных набегов на арктические конвои с помощью боевых кораблей. Получалось, что советские подводники устранили главную опасность, угрожавшую военным поставкам в СССР. «Тирпиц» был важнейшим стратегическим фактором на северном театре боевых действий, который приходилось учитывать руководству СССР, США и Великобритании при планировании военных акций. Если бы Лунин попал, расстановка сил на фронте резко изменилась бы.

Теперь очевидно, что ничего подобного не произошло. Но факт остается фактом: июльский поход «К-21» оказался единственным случаем, когда советским подводникам удалось выйти в атаку на тяжелый корабль противника. Да еще на флагман кригсмарине. Коллеги Лунина не смогли совершить ничего подобного.

За всю войну нашим подводникам не суждено было потопить ни одного корабля крупнее миноносца. А уже в мирное время выяснилось, что многие из заявленных им побед оказались ошибкой. Долгие годы эпизод у острова Ингей считался эталоном успешной подводной атаки. Ну или почти эталоном (линкор все-таки не был потоплен).

О действиях Лунина даже упоминается в мемуарах Черчилля. Правда, там британский премьер прямо говорит, что «командир «К-21″ неверно истолковал результаты торпедирования». Специалисты полагают, что торпеды, выпущенные «К-21», взорвались, не дойдя до цели. Подобных случаев во время войны было немало как с подводными лодками союзников, так и наших противников. Нередко торпеды взрывались даже в кильватерной струе, оставляемой впереди идущим кораблем.

Времена меняются. Старые мифы ветшают. Нам предстоит по-новому взглянуть на прошлое своей страны. И хотя историю войны теперь приходится оценивать по-иному, неизменным остается одно: подвиг тех, кто воевал. Они всегда будут в наших глазах героями, которыми можно только восхищаться.

Поделиться

ИсторияРостов-на-ДонуЮг России

Тирпиц сыграл главную роль в военной драме в Северной Норвегии

Одна из великих драм Второй мировой войны разыгралась в Северной Норвегии; гигантский немецкий линкор «Тирпиц» три года сковывал огромные силы союзников, пока не был потоплен в ноябре 1944 года. Здесь вы можете узнать, что произошло.

Тирпиц был огромным линкором во всех отношениях. При длине 251 метр (823 фута) Tirpitz весил более 50 000 тонн при полной загрузке. Толщина стали в корпусе составляла 30 см (12 дюймов). У Тирпица было восемь 38-сантиметровых (15-дюймовых) орудий, одни из самых больших когда-либо построенных корабельных орудий. Судно имело экипаж из более чем 2600 человек, в том числе 100 офицеров. Обладая скоростью 30 узлов, «Тирпиц» был в два раза быстрее прибрежных экспрессов «Хуртирутен», которые были быстрее любого из военных кораблей союзников. В общем, Тирпиц был грозным оружием.

Мурманские конвои

Зачем Третьему рейху понадобилось отправлять свой самый большой военный корабль в такое отдаленное место, как Северная Норвегия? Ответом были арктические конвои, грузовые суда, полные танков, боеприпасов и другой военной техники, которые были произведены в Великобритании и США и отправлены в Мурманск для усиления военных действий Советского Союза. Гитлер, конечно, хотел остановить эти конвои. Идея также заключалась в том, чтобы удержать военно-морские силы союзников и предотвратить нападение союзников на оккупированную нацистами Норвегию.

Часто задаваемые вопросы

Тирпиц был сбит в Кофьорде в Северной Норвегии. Фьорд недалеко от Тромсё, самого большого города во всей Северной Норвегии.

При первом изготовлении они были более или менее равными. Однако Тирпиц был модернизирован во время 2-й мировой войны, и стал на 2000 тонн тяжелее Бисмарка.

Сам корабль снят, а несколько оставшихся частей лежат на дне, где его бомбили. Однако с воздуха вы можете увидеть несколько воронок от бомб вокруг того места, где затонул корабль. Часть кратеров находится на суше, часть во фьорде.

После бомбежки корабль разобрали. Сегодня корабль все еще используется для других целей, например, в Осло, столице Норвегии, где плиты с корабля используются для строительства дорог.

  • 01
  • 02

01: Тирпиц, когда он был активен © Музей Тирпица02: Тромсё был последним пунктом назначения, в котором работал Тирпиц © Музей Тирпица

Затаился в Альтафьорде

Тирпиц был отправлен в Норвегию 19 января42, и какое-то время простоял пришвартованным в Тронхеймс-фьорде. В марте 1942 г. впервые подверглась атаке британской авиации, однако удары оказались безуспешными. В сентябре 1942 года «Тирпиц» атаковал горнодобывающие поселения на Шпицбергене, что стало единственным крупным нападением, за которое несет ответственность судно. Тем не менее, с марта 1943 года Тирпиц большую часть времени проводил в Кофьорде в Альте из-за нехватки топлива. Ко-фьорд находился далеко от Британии по воздуху, и подход к фьорду было легко защитить. Таким образом, Тирпиц был хорошо защищен и представлял постоянную угрозу для британских и советских военно-морских сил.

Источник операции

Уинстон Черчилль считал «Тирпиц» главной угрозой судоходству союзников, поэтому британцы сделали все возможное, чтобы потопить судно. В сентябре 1943 года британские сверхмалые подводные лодки проскользнули под противолодочной сетью в Ко-фьорде и совершили дерзкий маневр, установив заряды взрывчатого вещества в корпус корабля. Однако взрывы пошли не так, как планировалось. Они проделали 18-метровую рану в боку «Тирпица» и не смогли вывести ее из строя полностью. Ремонт судна был завершен 19 апреля.44.

Больше атак

В период с апреля по октябрь 1944 года союзники нанесли шесть бомбардировок Тирпицу, но ни одна из них не вывела его из строя полностью. Однако атаки требовали постоянного ремонта, что оказалось большой нагрузкой для Германии со скудными ресурсами. Оккупационные силы также находились в процессе отступления из Финнмарка. Итак, в октябре 1944 года «Тирпиц» перевели в Хакёйботн недалеко от Тромсё, чтобы он служил плавучей крепостью на новой линии фронта.

  • 01
  • 02
  • 03

01: памятник Тирпицу © Музей Тирпица02: Артефакты с корабля © Музей Тирпица03: Часть выставки в музее Тирпица © Музей Тирпица бомбардировщики пролетели над шведской территорией до Тромсё. С собой у них были так называемые бомбы Tallboy, пятитонные бомбы, предназначенные для пробивания тяжелой стали на корпусе «Тирпица». Тирпиц получил три попадания, перевернулся и затонул всего за 11 минут. Точное число погибших оценить сложно, но оно где-то между 950 и 1200. Двести человек были спасены с корабля. В конце концов «Тирпиц» был выведен из строя и лежал на мелководье корпусом в воздухе.

Воспоминания о Тирпице в Северной Норвегии

Музей, посвященный Тирпицу, создан в здании бывшей немецкой казармы в Кофьорде в Альте; см. веб-сайт по адресу http://tirpitz-museum.no. Здесь рассказывается история многих дерзких атак на «Тирпиц» в Альтафьорде с использованием множества предметов и изображений того периода. Военный музей Тромсё, http://www.tromsoforsvarsmuseum.no, расположенный в бункере времен Второй мировой войны, рассказывает историю драматического затопления «Тирпица». В обоих музеях есть большое количество предметов из «Тирпица», а история «Тирпица» помещена в контекст других событий в регионе во время Второй мировой войны. Скромный мемориальный камень стоит на пляже на маленьком острове Хакёйя, ближайшем возможном месте к месту, где был потоплен Тирпиц. До сих пор видны ржавые остатки противолодочной сети вокруг корабля. Само судно давно исчезло, будучи разобранным после войны, на которую ушло десять лет.

Другие соответствующие статьи

Затопление линкора «Тирпиц» – Музей бомбардировочного командования Канады

Введенный в строй в 1941 году могучий 42 900-тонный «Тирпиц» ВМС Германии представлял серьезную угрозу для судоходства союзников. Родственный корабль более известного «Бисмарка», линкор нес главное вооружение из восьми 15-дюймовых орудий. Она участвовала в ограниченных боевых действиях, проведя свою военную карьеру в норвежских водах, где она представляла постоянную опасность для конвоев союзников, направлявшихся в Россию. Ее присутствие вынудило союзников содержать большой флот в северных водах для защиты от нее, и Королевские военно-воздушные силы и Королевский флот предпринимали неоднократные попытки потопить ее.

Похожие статьи

Бомба Tallboy
Дуглас Твиддл DFC

Тирпиц в Кафьорде, Норвегия. Тирпиц в Скьомен-фьорде, Норвегия. Тирпиц в Альтафьорде, Норвегия. 5 июля 1942 г.: Операция «Rosselsprung» («Ход конем»).

«Тирпиц» впервые подвергся бомбардировке Королевскими ВВС в январе 1941 года, когда он достраивался в сухом доке Вильгельмсхафена. Экипажи сообщили, что бомбы «оседлали» линкор. Другие атаки были совершены позже в 1941 двухмоторными бомбардировщиками, а в апреле 1942 года «Тирпиц» был обнаружен и атакован «Галифаксами» и «Ланкастерами», но ни одна бомба не попала в цель. Королевский флот несколько раз атаковал линкор с помощью миниатюрных подводных лодок и авианосных самолетов.

Эти атаки были несколько успешными, но можно было ожидать незначительного воздействия на двойной слой брони линкора, пока британский изобретатель сэр Барнс Уоллис не создал для этой работы специальную бомбу. Уоллис ранее разработал прыгающую бомбу, используемую в рейде Дамбастерс. В 19В 44-м он разработал «Tallboy», орудие весом 12 030 фунтов, способное пробить броню «Тирпица».

12000-фунтовая бомба «Толл Бой», использованная для потопления «Тирпица» линкор, стоявший на якоре в Каа-фьорде в Северной Норвегии. Несколько бомбардировщиков были вынуждены совершить аварийную посадку, и только 27 из них взлетели 15 сентября, 20 из них были на борту Tallboys.

Поскольку горы прикрывали подход «Ланкастеров» от вражеских радаров, «Тирпиц» был застигнут врасплох, и его дымовые завесы не сработали. Один «Высокий» пробил бак «Тирпица» и глубоко взорвался в его корпусе. Удар, вызванный взрывом этой бомбы или, возможно, других бомб, которые едва не попали в цель, также повредил двигатели корабля. Все Ланкастеры благополучно вернулись на аэродром в России. Немцы решили, что нецелесообразно снова делать Тирпиц полностью мореходным, и его перевели в Тромсё, южнее Норвегии, но только для использования в качестве полустатической батареи тяжелой артиллерии.

Британцы не знали о масштабах повреждений, и 29 октября «Тирпиц» снова подвергся нападению. 37 ланкастеров были отправлены из Лоссимута, Шотландия. С удалением средне-верхних орудийных башен «Ланкастера» и установкой дополнительных топливных баков теперь можно было добраться до «Тирпица» прямо из Великобритании, хотя для этого требовалось расстояние в 2250 миль.

Погода была идеальной для атаки, пока неожиданное изменение ветра не накрыло «Тирпиц» облаком всего за тридцать секунд до того, как первый «Ланкастер» был готов к бомбардировке. 32 самолета выпустили Tallboys по расчетной позиции, но прямых попаданий не было. В ответ немцы разместили истребительный авиаполк на соседнем аэродроме.

Последняя атака произошла 12 ноября 1944 года. Тридцать ланкастеров из 9-й эскадрильи под командованием S/L A.G. Williams DFC и 617-й эскадрильи под командованием командира звена Дж. Б. «Вилли» Тейта DSO DFC вылетели из Шотландии. Погода была ясной, так как бомбардировщики летели на высоте 1000 футов, чтобы избежать раннего обнаружения вражеским радаром, прежде чем встретиться на озере в 100 милях к юго-востоку от Тромсё. Затем атакующие силы поднялись на высоту бомбардировки — от 12 000 до 16 000 футов — и военный корабль был замечен примерно с расстояния 20 миль.

По какой-то причине, несмотря на отчаянные призывы к воздушному прикрытию базы немецких истребителей в Бардуфоссе, ни один истребитель не взлетел. Дымовой завесы не было, когда «Ланкастеры» миновали последнюю гору, и в поле зрения появился фьорд с «Тирпицем». Когда бомбардировщики были примерно в 13 милях, зенитные орудия «Тирпица» открыли огонь, а затем к ним присоединились береговые батареи и два зенитных корабля. Бомбы были сброшены, и экипажи ждали результатов тридцать долгих секунд. Первые бомбы едва не попали в цель, но затем на носовой палубе вспыхнула большая желтая вспышка, и было видно, как «Тирпиц» задрожал, когда в него попали как минимум два «Высоких мальчика». Столб пара и дыма поднялся примерно на 300 футов, и через несколько минут корабль начал сильно крениться. Затем он подвергся огромному взрыву, когда взорвался магазин боеприпасов. Она перевернулась на левый борт и перевернулась. Примерно через 10 минут после попадания первой бомбы «Тирпиц» полностью превратился в черепаху, и с воздуха был виден только корпус. Около 1000 членов ее экипажа погибли. Ни один из атакующих самолетов не получил значительных повреждений, и все благополучно вернулись на базу.

12 ноября 1944 г.: Яркая точка у подножия облака дыма — взрыв прямого попадания. Эта фотография была сделана с высоты около 2000 метров (6600 футов).

С потоплением «Тирпица» Гитлер потерял последний влиятельный корабль своего надводного флота, и это ознаменовало конец морской войны Германии в северных водах.