Охота на «Тирпиц» | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Немецкий линкор «Тирпиц» занимает особое место в истории Второй мировой войны. Это один из двух крупнейших надводных кораблей, построенных нацистами. В боевых действиях он участвовал редко, но его присутствие в водах Норвегии угрожало арктическим караванам в СССР и держало в напряжении силы британского флота. Попытки уничтожить его прилагали как советские, так и английские военные.

Гигантские корабли

В Германии всегда тяготели к оружию гигантских размеров. Мы можем вспомнить пушку «Дора», танк «Maus» («Мышь»), но сегодня темой нашего рассказа станут самые крупные корабли немецкого военно-морского флота. Проектирование больших военных кораблей началось в 1932 году, но к 1935 году концепция изменилась, так как Германия решила не выполнять условия Версальского договора. Проекты были переработаны, и немецкие конструкторы взялись за проекты водоизмещением до 42000 тонн и вооруженные орудиями 380 миллиметров. К началу войны немцы имели два громадных линкора: «Бисмарк» и «Тирпиц». Планировалось, что эти линкоры будут использоваться как главная ударная сила против кораблей Англии и Франции в акваториях Северного и Норвежских морей.

Но уже скоро эту концепцию пришлось пересмотреть. В мае 1941 года «непотопляемый» «Бисмарк» был пущен на дно английскими моряками, и «Тирпиц» перестал участвовать в боевых операциях. Но то, что он есть у Германии, вызывало большое беспокойство и сковывало действия союзников. Особенно он мешал при проведении арктических конвоев, которые доставляли стратегические грузы в СССР.

«Тирпиц» был спущен на воду 1 апреля 1939 года, два года ушло на исправление производственных и проектных недостатков, и только 20 сентября 1941 года его признали боеспособным. Первоначально линкор был отправлен в Балтийское море, чтобы не дать прорваться остаткам Балтийского флота СССР в Швецию. В конце сентября было принято решение перебазировать корабль в Норвегию, так как очень боялись, что англичане высадятся в Норвегии. О крейсерстве в Северной Атлантике разговоры больше не велись из-за боязни потерять его. Норвегия стала «зоной судьбы», как ее назвал Гитлер, из-за ее стратегического положения. 16 января «Тирпиц» в сопровождении 4 эсминцев прибыл в Фэттен-фьорд. Через неделю англичане уже знали место дислокации корабля и начали планировать способы его уничтожения. Немцы сделали все, чтобы обезопасить свой корабль. Рядом с базой корабля находился аэродром Вэрнес, на берегах были установлены многочисленные зенитные батареи, а с моря была организована мощная защита из торпедных сетей, усиленная целой флотилией кораблей дымзавесы. Первый налет англичане провели ночью с 29 на 30 сентября, но не смогли найти цель и вернулись на свои базы.

Начало охоты

Весной 1942 года состоялась проба сил: «Тирпиц» в сопровождении группы эсминцев вышел в море для перехвата конвоев PQ-12 и QP-8. Это был тот случай, когда плохая погода помогла союзникам. Немцы не нашли караван, а когда поняли, что обнаружены английской авиацией, срочно вернули линкор на базу.

Летом линкор должен был стать главным действующим лицом в операции «Ход конем» – атаки кораблей каравана PQ-17. В этом походе линкор сопровождали два тяжелых крейсера, 7 эсминцев и 2 миноносца.

Здесь мы должны рассказать о попытке советских подводников уничтожить «Тирпиц». 28 июля 1942 года советская подводная лодка К-21 под командованием Николая Лунина вышла на боевую позицию возле берегов Норвегии. 5 июля акустики услышали шум винтов, при поднятии перископа была обнаружена большая немецкая эскадра. Капитан понял, что обнаружен «Тирпиц». Подлодка выпустила 4 торпеды, после чего ушла на глубину. Результатов атаки команда не видела, но акустики слышали два взрыва. Лунин предположил, что одна торпеда попала в линкор, а другая – в эсминец. На базе команду К-21 встречали как победителя, так как капитан сообщил о двух попаданиях. Немцы не сообщали об атаке советской подлодки, но сразу после этого эскадра сменила курс и вернулась на базу, а затем длительное время простояла в ремонте.

Финал охоты

В сентябре 1943 года немецкая эскадра во главе с «Тирпицем» двинулась на Шпицберген. Эту операцию можно назвать немного странной, так как немцы обстреляли остров, высадили десант и покинули остров, не пытаясь на нем закрепиться. Когда линкор вернулся на базу, его атаковали английские мини-подлодки, которые сбросили под него четыре мины и значительно повредили. Вновь «Тирпиц» оказался в ремонте.

Весной 1944 года корабль был готов к боевым действиям, что стало известно английской разведке. Была предпринята новая попытка бомбить его палубными торпедоносцами. Корабль не пострадал, но было убито 122 немецких моряка. Тем не менее англичане продолжали попытки уничтожить «Тирпиц»: одни из них проваливались из-за непогоды, другие были остановлены усиленной ПВО.

В сентябре 1944 года с советского аэродрома Ягодник под Архангельском, вылетела большая группа английских самолетов, которые атаковали линкор. Атака была удачной, линкор потерял мореходность и мог выполнять функции только береговой обороны.

12 ноября 1944 года – последний для линкора день. Английские летчики на самолетах Avro Lancaster сбросили Tallboy – особые бомбы для разрушения подземных укреплений. В корабль попало три бомбы. В пороховом погребе башни «С» возник пожар, вызвавший следом взрыв. Башня оторвалась, корабль перевернулся и затонул. Погибло 900 немецких матросов.

После войны «Тирпиц» разрезали на металлолом.

семьдесят пять лет назад «верзилы» уничтожили «Тирпиц» — EADaily, 12 ноября 2019 — Военные новости, Новости Европы

12 ноября 1944 года британские военные самолеты потопили у берегов Норвегии гигантский линкор «Тирпиц» — флагман немецкого флота и любимый корабль Адольфа Гитлера. Союзники вели охоту на него в течение двух с половиной лет, до успешной атаки произведя бесчисленное количество попыток. Поучаствовала в схватке с «Тирпицем» и советская подлодка К-21. Уничтожение линкора-исполина развязало руки флоту союзников в Северной Атлантике и Северном Ледовитом океане.

Линейные крейсеры типа «Бисмарк» были построены на верфях Германии в 1939 году с нарушением лимита водоизмещения Вашингтонского соглашения, имели необычайно мощную броню и являлись настоящей гордостью немецкого флота (кригсмарине). Несмотря на милитаристскую ориентированность своего режима, нацисты успели создать лишь два таких суперкорабля: собственно «Бисмарк», названный в честь первого канцлера Германской империи, и «Тирпиц», получивший наименование по имени адмирала — основателя современного немецкого флота. Это были наиболее мощные линкоры и самые крупные боевые корабли, когда-либо сконструированные в Германии. Их орудия превосходили боевое оснащение морских судов стран-союзниц.

В ночь на 16 января 1942 года «Тирпиц» навсегда покинул порт приписки Вильгельмсхафен. Командование кригсмарине отправило его в норвежские воды для выявления арктических конвоев в СССР и противодействия операции британских коммандос на острове Вогсей. Соответствующее решение принималось лично Гитлером на совещании с главкомом кригсмарине Эрихом Редером, начальником верховного командования вермахта Вильгельмом Кейтелем и руководителем штаба Альфредом Йодлем. Причин тому было две: во-первых, фюрера беспокоила возможность высадки союзников на севере Норвегии, во-вторых, нехватка дизельного топлива и отсутствие поддержки авианосцев не позволяли послать «Тирпиц» в океан.

Легендарный линкор был настоящей плавучей крепостью с командой из 2,5 тыс. человек, полное вооружение ПВО составляло 84 ствола, а бортовая броня достигала 15 дюймов, не имея аналогов в мире.

Как рассказывает «Газета.ру», она была способна выдержать удар бомбы любой мощности и защитить корабль от ударов авиации. Достижением немецкой оптической промышленности являлся высококлассный дальномер, способный измерять расстояние до 100 км.

Но и на эту махину нашлась управа. Решающая операция союзников получила обозначение «Катехизис». 12 ноября 1944 года в цель угодили три авиационные бомбы «Верзила». Одна отскочила от башенной брони, но две другие пробили защиту и проделали примерно 60-метровую дыру в левом борту корабля, вызвав пожар и последующий взрыв в пороховом погребе.

«Тирпиц» завалился на борт, а затем перевернулся и примерно через десять минут после атаки затонул к западу от Тромсе, в бухте Хокейботн.

Жертвами бомбардировки и затопления корабля стали 950 человек, в том числе капитан линкора Роберт Вебер. Примерно 750 морякам удалось спастись. Загадкой истории остается — почему истребители люфтваффе не помешали атаке британской авиации, ведь сохранение «Тирпица» являлось для Германии задачей без преувеличения государственного масштаба. Немецким силам ПВО удалось повредить лишь один самолет. Как следствие, командир эскадрильи люфтваффе, ответственной за прикрытие района Тромсе, был обвинен в преступном пренебрежении служебными обязанностями и приговорен к смертной казни, замененной тремя годами заключения в крепости с предварительной отправкой на фронт в полевой штрафной лагерь до завершения войны.

Уничтожение «Тирпица» устранило последнюю серьезную надводную угрозу для коммуникаций союзников в Северной Атлантике и Северном Ледовитом океане. Это позволило перевести главные надводные силы британского флота — эскадренные авианосцы, быстроходные легкие авианосцы, линейные корабли и линейный крейсер «Ринаун» — с Атлантического театра войны, где они находились в качестве «сил сдерживания», — в Индийский и Тихий океаны для боевых действий против Японии.

Историческая пресса | Потопление гитлеровского линкора «Тирпиц»

«Вчерашний ночной рейд успешен.

Tirpitz потоплен». 13 ноября 1944 года это заявление на совещании штаба 5-й бомбардировочной группы ознаменовало конец четырех с половиной лет воздушных операций ВВС Великобритании и авиации флота.

Немецкий линкор водоизмещением 52 000 тонн с 15-дюймовыми орудиями, способными преодолевать дальность 22,4 мили и развивать скорость 34 узла, подвергался атакам с 10 июля 1940 года. рейды возничих Королевского флота и сверхмалых подводников.

Названный Уинстоном Черчиллем «зверем», Tirpitz представлял серьезную угрозу для союзных судов в Атлантическом и Арктическом конвоях на севере Советского Союза. Он объявил ее уничтожение «крайне важным».

В 1940-1941 годах двухмоторные бомбардировщики Hampden, Whitley и Wellington неоднократно атаковали его на верфи Вильхельсхафена и при переходе в Киль для ходовых испытаний на Балтике, не нанеся серьезных повреждений. В полной боевой готовности корабль отплыл в Норвегию 19 января.42.

Расположенный недалеко от Тронхейма, рейд четырехмоторных «Стирлингов» и «Галифаксов» 30 января оказался «фиаско из-за ужасной погоды». В марте 9003 года Tirpitz отправился на север, чтобы угрожать направлявшемуся в Советский Союз конвою PQ 12, но не смог его обнаружить и, вернувшись на юг, едва избежал потопления торпедоносцами FAA Albacore у Нарвика. Вернувшись в Тронхейм, Галифаксы и Ланкастеры еще трижды пытались использовать 4000-фунтовые бомбы и модифицированные мины. И снова «густая облачность над целью и туман в долинах» удручает точность.

В июле 1942 года военный корабль снова отправился на север и вызвал хаос. Получив предупреждение о том, что Tirpitz находится в море, военно-морские эскорты с направляющимся в Архангельск конвоем PQ17 были отозваны, чтобы перехватить его, оставив вражеские подводные лодки и самолеты пировать незащищенными торговыми судами: только 11 из 35 выжили.

В связи с усилением ее противовоздушной обороны в Нарвике предложения о проведении дневного рейда либо из Хофна в Исландии, либо из Самбурга на Шетландских островах, чтобы либо Летающие крепости, либо Ланкастеры атаковали по пути или на обратном пути от Советская база, рассматривались, но откладывались.

Тирпиц возле Нарвика, Норвегия

В феврале 1943 года Черчилль беспокоился: «Ужасно, что этот приз ждет своего часа, и никто не может придумать, как его получить». В течение этого года «Тирптиз» бросил якорь в Каа-фьорде на севере Норвегии, идеально подготовленный для нападения на арктические конвои или прорыва в Атлантику. Обновленный план «Летающих крепостей» по бомбардировке линкора как на советской базе, так и с нее, а также использование «Москитами» уменьшенной версии «прыгающей бомбы» Барнса Уоллиса, которая в мае разрушила западногерманские плотины, не осуществились. Сверхмалые подводные лодки, несомненно, наносили ущерб, но не выводили из строя Тирпиц в сентябре.

Фоторазведка с помощью «Спитфайров», расшифровка немецких радиосообщений и доклады наблюдателей на земле создали картину хода ремонта. В марте 1944 года военно-морская разведка считала, что боевой корабль способен развивать скорость не менее 18 узлов при «боевом вылете».

Федеральное авиационное управление запланировало крупную атаку, и были проведены исчерпывающие тренировки на смоделированной целевой территории в Шотландии. 3 апреля 1944 года шесть авианосцев запустили 41 бомбардировщик Barracuda в сопровождении истребителей Corsair, Hellcat и Wildcat для борьбы с зенитными позициями на берегу и вражеской авиацией.

«Тирпиц» был пойман при выходе из «защитной клетки» для испытаний. Адмиралтейство заявило о 8 точных попаданиях (включая три бомбы весом 1600 фунтов), 5 «вероятных» и одно близкое попадание с повреждением. Несомненно, попаданий было несколько, но ни одна бомба не пробила бронепалубу. Еще три атаки были остановлены плохой погодой, и в июле было замечено, что вражеское судно шло со скоростью 15-20 узлов.

17 июля была начата еще одна атака с авианосцев 44 Barracuda под защитой Hellcats и Corsairs, поскольку Seafires патрулировали флот, а Swordfish охраняли от вмешательства подводных лодок. На этот раз густая дымовая завеса помешала точному бомбометанию и «удар признан неудачным». Поэтому была запланирована и отработана еще одна операция. На этот раз Барракуд будут сопровождать Корсары, Светлячки, Дикие Коты и Адские Коты, Мстители сбрасывают мины рядом с кораблем и через вход во фьорд. Флот будет защищен 32 Seafires. Дважды по 22 августа 19 г.44 основная атака была либо прервана, либо отменена из-за плохой видимости. Каждый раз небольшое количество «Хеллкэтов» и «Файрфлаев» поражало зенитные позиции и безрезультатно сбрасывало 500-фунтовые бомбы на Tirpitz .

Тирпиц в камуфляже

24 августа произошло еще одно крупное нападение. 33 «Барракуды», каждая из которых несла 1600-фунтовую бомбу, 24 «Корсара» и 10 «Хеллкэтов» с меньшими бомбами, а также 10 «Светлячков» вылетели в сторону Каа-фьорда.

Восемь Seafires одновременно атаковали аэродром Банак, а другие патрулировали флот. Один наблюдатель Barracuda написал: «Выход из пикирования в дыму с горами над головой… засел в моей памяти». Но густой дым затруднял точность, два «Хеллкэта» и четыре «Корсара» были потеряны, а многие уцелевшие самолеты сильно повреждены. Немцы признали, что это была «несомненно, самая тяжелая и решительная (атака) до сих пор»: одна 1600-фунтовая бомба пробила главную палубу, не взорвавшись.

Последняя безрезультатная атака FAA произошла 29 августа: двадцать шесть Barracuda (каждая с бронебойной бомбой 1600 фунтов), два Corsair (1000-фунтовая бронебойная бомба каждый) и три Hellcat (500-фунтовая бомба) с 15 Corsairs и 10 Fireflies. как сопровождение. Послеоперационный анализ указывал на «довольно ненадежные» прогнозы погоды, разные условия над флотом и на берегу, неповоротливость бомбардировщиков «Барракуда» и целесообразность использования в будущем «Москитов», «Хеллкэтов» и «Корсаров».

Однако морского биса не было. Бомбардировочное командование Королевских ВВС попытало счастья. Бомбардировщики Lancaster могли нести 12000-фунтовую бомбу Tallboy глубокого проникновения, эффективную либо при прямом попадании, либо при посадке рядом с военным кораблем, способным зарыться под нее перед взрывом. Была и экспериментальная мина JW, взрывной заряд которой детонировал при контакте с корпусом корабля. Если его уронить на большое расстояние, он будет «прыгать» или «ходить» по морскому дну, пока цель не будет обнаружена. Две эскадрильи, шт. 9и 617 (Dambuster) имели опыт высокоточных бомбардировок.

Возродилась идея использования советской базы. Вечером 11 сентября 18-я эскадрилья (одна вынуждена была прервать операцию) и 20-я 617-я эскадрилья вылетели на аэродром Ягодник под Архангельском на севере СССР. На следующий день последует разведывательный «Москито». Летая ночью через Норвегию, нейтральную Швецию и оккупированную Финляндию, Ланкастеры столкнулись с «единичными случаями неэффективной зенитной артиллерии». После того, как он наткнулся на «значительную низкую облачность и дождь… примерно в 150 милях от Архангельска», чтение карты стало «невозможным», а внизу была «самая безлюдная страна, какую только можно вообразить — озера, леса и болота». Большинству не удалось поймать советские сигналы, потому что у них была неправильная частота или позывной. В 08:00 по Гринвичу (11:00 по местному времени) 12 сентября в Ягоднике находилось всего 13 исправных «Ланкастеров». Другие были размещены в разбросанных местах, семь из которых будут списаны. В конце концов 31 бомбардировщик достиг Ягодника, хотя утром 14 сентября пять еще не работали. Таким образом, двадцать Tallboy Lancasters и шесть с 12 минами JW были готовы атаковать

Тирпиц в Каа-фьорде с востока. Mosquito сообщил о неблагоприятной погоде в районе цели, что позволило отремонтировать «Ланкастер», пилотируемый американским лейтенантом Х.С. Книлансом USAAF, и присоединиться к силам, когда он в конце концов отправился в путь на следующее утро, 15 сентября. Готовясь к посадке, Fg Off J. A. Sanders был «несколько встревожен», когда сержант-оружейник посоветовал ему не возвращать свои мины JW, «они настроены на самоуничтожение через пятнадцать часов».

В 1255 DBST ведущий Lancaster увидел Тирпиц  прячется под скалой точно так, как показано на брифинговой модели. Первоначальный обзор был быстро закрыт толстой дымовой завесой, и более поздние экипажи «видели только около 1/3

rd  корабля или только надстройки». Некоторые из них совершили несколько заходов с разных направлений в поисках точности: «Мы не приложили (приложили) всех этих усилий… только для того, чтобы убить несколько норвежских рыб», — заметил один штурман. Ни один самолет не был потерян, но подбитые «Ланкастеры» остались позади, а их экипажи были распределены между возвращающимися самолетами. Один, с 11 мужчинами на борту, разбился с полными потерями в Норвегии.

Вернувшись в Англию, стало ясно, что один Tallboy сильно повредил носовую часть, и немцы решили переместить Tirpitz на юг, в Тромсё, в качестве плавучей батареи для сдерживания вторжения. Королевские ВВС не знали о ее опасном состоянии, а военно-морская разведка по-прежнему считала ее угрозой для конвоя. Важно отметить, что в Тромсё

«Тирпиц» находился в прямой досягаемости от баз в Шотландии.

Атака авиации флота в 1944 г.

Оттуда, вскоре после полуночи 2919 октября 617-я эскадрилья и 20-я эскадрилья «Ланкастеры» с одним «Толлбоем» поднялись в воздух. Самолет 9-й эскадрильи вернулся рано, а еще два не смогли достичь цели, поэтому 36 «Ланкастеров» собрались на озере рандеву после пересечения побережья Норвегии, чтобы атаковать Тирпиц . Хотя видимость была хорошей при заходе на посадку, «значительная низкая облачность (появилась) в районе цели с вершинами на высоте около 6000 футов, полностью закрывающими цель», и попадания не произошло. Как писал один бортинженер, не потопить боевой корабль «после 13-часового скучного полета не наводило на радостные мысли». По возвращении на базу экипажи были проинформированы, что их будут отправлять обратно «снова и снова» до 

«Тирпиц» потоплен.

Итак, в полночь 12 ноября Ланкастеры снова приготовились покинуть Морей-Ферт. Ледяные условия не позволили восьми подняться в воздух, поэтому 29 должны были повторить октябрьскую атаку. Приближаясь к норвежскому побережью в одиночку в темноте, «прекрасная навигация» позволила «рою четырехмоторных комаров» собраться у озера рандеву и в «джин-чистом небе» добраться до «Тирпица». Встревоженные глаза просканировали горизонт в поисках истребителей, которые, как известно, находились в 10 минутах полета от цели, но так и не появились. Позже выяснилось, что экипажи RAF спас перерыв в связи. Штурман размышлял: «Нам повезло, что мы застали врага в плохой день».

Местность вокруг якорной стоянки возле Тромсё была слишком ровной для эффективной дымовой завесы, и нападавшие уклонились от зенитной артиллерии военного корабля и береговых батарей: только один поврежденный самолет укрылся в Швеции, на два прямых попадания и одно близкое попадание приходится

Tirpitz . Зверь Черчилля наконец-то убит.

Глядя на перевернутый корпус, один из членов экипажа выдохнул: «Слава Богу за это. Это последний раз, когда мы собираемся приехать сюда». Глядя на более поздние разведывательные фотографии, штабной офицер заметил: «Sictranstrans gloria mundi» (так проходит земная слава).

Автор: John Sweetman

Вас также может заинтересовать:

  • Бомбардировочное командование в битве за Британию: истории многих
  • Ютландское сражение, 31 мая 1916 г.
  • Носовая часть бомбардировщика Lancaster

Тирпиц окончательно утонул

Как крупнейший нацистский линкор все еще влияет на Норвегию сегодня

Шрамы Второй мировой войны все еще видны сегодня. Новое исследование показывает, как нацисты деформировали норвежские деревья ядовитым газом, чтобы замаскировать один из крупнейших линкоров, построенных для конфликта.

Спущенный на воду в 1939 году, Tirpitz был одним из двух линкоров класса Bismarck, построенных нацистским Кригсмарине незадолго до начала Второй мировой войны. Как и многие нацистские военные проекты, корабли класса «Бисмарк» строились для устрашения. С общей длиной 823 фута (251 метр), более 2000 нацистских моряков, главной батареей из 8 15-дюймовых орудий в 4 сдвоенных башнях и достаточным пространством для размещения четырех самолетов, корабль было трудно не заметить.

Празднование выпуска Tirpitz в 1939.

Hugo Jaeger//Getty Images

После того, как Tirpitz были введены в строй в 1941 году, гросс-адмирал Кригсмарине Эрих Редер решил направить его в Норвегию, которая была успешно оккупирована нацистами годом ранее. Tirpitz был отправлен действовать как «существующий флот», единственная сила, которая настолько мощна, что может влиять на врагов одним своим присутствием.

История по теме
  • 6 раз, когда мы находили нацистский хлам, который время забыло

Цели Tirpitz заключались в том, чтобы предотвратить вторжение союзников, нарушить британские и советские линии снабжения и держать силы союзников в напряжении относительно его возможного местонахождения. Но задача спрятать массивный корабль в норвежских фьордах была сложной, усугубляемой настойчивым норвежским движением сопротивления, передававшим информацию о Tirpitz всякий раз, когда они могли. Экипаж корабля срубил деревья и поместил их на борт Tirpitz , чтобы попытаться замаскировать его, а затем, как обсуждалось в новом немецко-американо-норвежском исследовании, выпустил хлорсерную кислоту, чтобы создать искусственный туман, чтобы еще больше скрыть свое местоположение.

Клаудия Хартл из Университета Иоганна Гутенберга в Майнце, Германия, изучала рост сосновых деревьев возле Альты в западной Норвегии, когда заметила нечто странное: у старых деревьев не было годичных колец. Кольцам могут помешать сильный холод или насекомые, но Хартл не знал ни о какой природной силе, которая могла бы полностью остановить рост дерева. Глядя на военные записи, деревья Хартла совпадают с локациями Tripitz .

«Мы думаем, что искусственный дым повредил иголки на деревьях», — говорит доктор Хартл Би-би-си. «Одно из найденных деревьев не имело роста в течение 9годы. Впоследствии он восстановился, но потребовалось 30 лет, чтобы вернуться к нормальному росту. Он все еще там; он все еще жив, и это очень впечатляющее дерево», — говорит доктор Хартл.

Потребовалось три года и несколько операций, но в 1944 году 30 бомбардировщиков RAF Lancaster, вооруженных бомбами Tallboy, наконец потопили Tirpitz . Корабль попал под две бомбы. , пострадал от внутренних взрывов и вскоре перевернулся.После войны норвежско-немецкая спасательная операция обнаружила останки.Части его металла до сих пор продаются в виде ножей.

Посмотреть полный пост на Youtube

Но хотя Tirpitz давно уже нет, ущерб окружающей среде остается. Доктор Хартл считает, что ущерб окружающей среде, нанесенный войной, все еще обнаруживается.

«Я думаю, это действительно интересно, что последствия одного столкновения все еще очевидны в лесах северной Норвегии более 70 лет спустя.