описание, виды 🚩 Военная служба

Основная задача ВМФ РФ – защита суверенитета страны за пределами ее сухопутной территории, а также создание условий для обеспечения спокойной морехозяйственной деятельности в Мировом океане. Есть и другие задачи, которые ставятся перед кораблями, все они разноплановые и имеют свои особенности.

Исходя их этого, в российском военно-морском флоте всегда присутствовала самая разная техника и суда. Классификация кораблей зависит от их специализации, типа энергетической установки и водоизмещения. Суда делятся на классы в зависимости от предназначения, а те свою очередь – на подклассы.

Деление кораблей проводится по рангам. Ранжирование зависит от тактико-технических свойств судна и непосредственного его предназначения. В ВМФ России установлено четыре ранга кораблей, высшим из которых считается первый. В состав Военно-Морского Флота России включены боевые корабли, корабли специального назначения, рейдовые и морские суда обеспечения.

К этому классу судов относятся подводные лодки, а также крупные надводные корабли. Все суда первого ранга имеют старшинство над остальными в вопросах снабжения, комплектования и в плане проведения церемониальных процедур.

Виды кораблей первого ранга:

  1. Авианесущий корабль — крупный надводный корабль, предназначенный для обеспечения воздушного прикрытия, высадки сил десанта, нанесения воздушных ударов по кораблям противника и прибрежной береговой обороне. Авианосцы оборудованы средствами обеспечения размещения и функционирования летательных аппаратов.
  2. Крейсер — крупный боевой надводный корабль, предназначенный для выполнения задач уничтожения боевых кораблей, обороны своих боевых кораблей и конвоев, огневой поддержки приморских флангов сухопутных войск и обеспечения высадки морских десантов. На вооружении крейсера находятся различные виды ракетного, минно-торпедного, артиллерийского, противолодочного оружия разного калибра.
  3. Эсминец — крупный боевой надводный корабль, с задачами аналогично крейсеру. Основным вооружением эсминца является ударный ракетный комплекс и ЗРК.
  4. Подводная лодка — подводный боевой корабль с основным минно-торпедным или ракетным вооружением.
  5. Противолодочный корабль — боевой надводный корабль, в задачи которого входит поиск, слежение и уничтожение вражеских подводных лодок. Основным вооружением противолодочного судна являются гидроакустические и противолодочные комплексы.
  6. Десантный корабль 1 ранга — надводный корабль, предназначенный для транспортировки военной техники и личного состава морского десанта и обеспечение его высадки и огневой поддержки.

Корабли первого ранга составляют основную ударную силу ВМФ России, поэтому их классификации наиболее обширная, с разветвленными подклассами судов. В частности, крейсеры представлены тяжелыми авианесущими крейсерами с водоизмещением более 25 000 тонн. Именно эти корабли ВМФ демонстрируют на международной арене мощь страны.

Также в линейке следует отметить тяжелые атомные ракетные крейсеры, работающие на атомной установке. На этих кораблях базируются 2 вертолета и ударный управляемый ракетный комплекс, способный уничтожить крупные надводные корабли противника.

Ракетные крейсеры в основном задействуются в удаленных районах океанов. Атомные подводные крейсеры способны с глубины 400-600 метров поразить крупную береговую цель на дальности до 8250 км.

Для этого подлодка оснащена ракетным комплексом большой дальности Д-9Р с 16 ракетами Р-29Р, Д-9РМУ2 с 16 ракетами Р-29РМУ2 «Синева» и Д-19М с 16 ракетами типа «Булава». А также в ее распоряжении 533-мм торпедные аппараты, предназначенные для поражения из подводного положения крупных береговых объектов.

Корабль второго ранга представляет собой линейный корабль водоизмещением от 1 500 до 5 000 тонн. Суда 2 ранга имеют гюйс, который при стоянке поднимается на носовом флагштоке. Предназначение кораблей второго ранга заключается в осуществлении оборонительных и наступательных военных действий в дальней морской зоне. Причем судно может вести бой как самостоятельно, так и в составе соединений.

К классу кораблей 2 ранга относится:

  1. Сторожевое судно, в основные задачи которого входит охрана каравана боевых кораблей и транспортных судов от атак подводных лодок, легких надводных сил и самолетов на переходах. Но все же «сторожевик» является боевым многоцелевым кораблем с артиллерийским, ракетным, минным, противолодочным вооружением.
  2. Ракетные суда, предназначенные для поражения вражеских надводных плавательных средств в акватории закрытых морей, а также в ближней морской зоне.
  3. Подводные лодки специального назначения для уничтожения противников.
  4. Десантные корабли, в задачи которых входит транспортировка военной техники и морской пехоты.

Корабли 3 ранга представляют собой малые судна. Они предназначены для поражения любой боевой морской техники противника в акватории закрытых морей и транспортировки личного состава и военной техники. Главное вооружение судов – ЗРК и ударный ракетный комплекс.

Виды кораблей 3 ранга:

  • Малый ракетный корабль.
  • Малый артиллерийский корабль с артиллерийским вооружением 100-мм калибра.
  • Малый противолодочный корабль.
  • Малый десантный корабль.
  • Тральщик.

Артиллерийские суда обеспечивают огневую поддержку морского десанта, а противолодочные корабли находят, выслеживают и уничтожают подводные лодки противника. Десантные корабли осуществляют высадку морской пехоты на необорудованный берег в местах акваторий с небольшой глубиной.

Тральщики как надводные суда особого назначения обнаруживают и осуществляют траление донных и морских якорных мин. В задачи тральщика также входит проведение остальных кораблей через заминированные участки.

Корабли 4 ранга представляют собой линейные суда и боевые катера. Водоизмещение в данном классе от 100 до 500 тонн. Эти морские единицы ВМФ также не имеют гюйса. В задачи кораблей входит патрулирование и иные охранительные действий в прибрежной зоне морей страны, зоне Военно-Морских Баз и на рейдах. Причем выполнять свои задачи они могут как в составе соединений, так и самостоятельно.

Тральщик (базовый и рейдовый) предназначен для поиска, обнаружения, траления и уничтожения якорных и донных мин, выставления минных заграждений на рейдах, в акваториях ВМБ и прибрежной морской зоне в целях охраны водного района. Основным вооружением тральщика являются различные виды поисковых аппаратов и тралов.

Десантный катер — малый надводный корабль с дизельной установкой водоизмещением 60-280 тонн, предназначенный для выгрузки десанта и техники на необорудованный берег.

Боевой ракетный, артиллерийский и противодиверсионный катер — малый боевой корабль, в задачи которого входит нанесение ударов по боевым и транспортным кораблям противника в стесненных прибрежных акваториях. Также корабли служат для охраны водного района и для несения дозорной службы на рейдах и во внутренних морских водах страны. На боевых катерах в основном размещается артиллерийское и ракетное вооружение разного калибра.

www.kakprosto.ru

Классификация боевых кораблей ВМФ РФ

.
Основы классификации корабельного состава ВМФ РФ кратко изложены в статье 4 Корабельного устава Военно-Морского Флота (2001): «Корабли и суда Военно-Морского Флота в зависимости от их основного предназначения и оружия подразделяются на классы, а классы, исходя из специализации, водоизмещения, типа энергетической установки и принципов движения — на подклассы.

В зависимости от тактико-технических элементов и предназначения, а также для определения старшинства командиров и норм обеспечения материально-техническими средствами корабли делятся на ранги. В ВМФ установлены четыре ранга кораблей. Высшим рангом является первый. Деление кораблей на классы, подклассы и ранги определяется Руководством по классификации кораблей и судов Военно-Морского Флота» (продолжение под катом).


К сожалению, названного Руководство по классификации нет в свободном доступе, что является одним из примеров необоснованного применения на практике Закона о государственной тайне №5485-1 от 21.07.1993 в части отнесения тех или иных сведений к соответствующему разряду. В отсутствие основного руководящего документа воспользуемся четырёхтомным справочником Ю. Апалькова «Корабли ВМФ СССР», изданным в 2002-2007 г.г. – на закате короткого (10-летнего) либерального периода «открытости и прозрачности» в отношении публикаций по оборонной тематике.

В фундаментальном, не имеющем аналогов труде Ю. Апалькова приводится классификация, принятая в 1990 г., т. е. относящаяся ещё к ВМФ СССР. Однако, судя по сообщениям пресс-службы Минобороны РФ (терминологию СМИ вряд ли стоит воспринимать всерьёз), в ней мало что изменилось. Изменения касаются главным образом исключения из состава флота кораблей, представлявших несуществующие ныне подклассы: противолодочных и артиллерийских крейсеров, эсминцев 2-го ранга, средних десантных кораблей и некоторых других.

Кроме того, в новую редакцию Руководства по классификации, скорее всего, добавлен класс многоцелевых кораблей с подклассами «фрегат» и «корвет» (в перспективе – «эскадренный миноносец» или «крейсер»), а также подкласс «десантный вертолётный корабль-док«, о чём можно судить по фотографиям закладных досок, приведённым ниже. Некоторая неясность остаётся относительно пр. 955 и 885, которые на закладных досках именуются просто «атомными подводными крейсерами«.


Фото: 1) Владимира Ханова с сайта АСЗ; 2) от Черномор с forums.airbase.ru; 3) Алексея Акентьева; 4) с сайта Минобороны РФ

navy-korabel.livejournal.com

Классификация кораблей Википедия

Классификация кораблей — разделение (классификация) военных кораблей (судов) на классы, подклассы и типы (проекты) в зависимости от их предназначения, водоизмещения, вооружения и других тактико-технических данных[1][2].

Единой международной классификации кораблей не существует, и в каждой отдельной стране, имеющей свои военно-морские силы, принята своя система деления кораблей на классы[2].

Классификация парусных кораблей

Парусные корабли классифицируются по количеству мачт:

  • Одномачтовые: Египетская папирусная лодка, Драккар,
  • Двухмачтовые: бриг, бригантина, шнява, шхуна, галера (Real)
  • Трехмачтовые: Каракка, галеон, каравелла, фрегат (Надежда), клипер
  • Четырёхмачтовый: барк (Седов)

Также основанием классификации может быть количество пушек (от 24[3] до 120). Кораблями 1-ранга считались те суда, которые имели наибольшее число пушек. В России к таковым относился трехмачтовый 120-ти пушечный корабль «Великий князь Константин» c экипажем в 1000 матросов. Схожие характеристики имел 104-х пушечный флагманский корабль британского флота «Виктория», которым командовал участник Трафальгарского сражения адмирал Нельсон. Водоизмещение таких кораблей колебалось в районе 4 тыс. тонн, длина достигала 60 метров, а скорость — 11 узлов.

91-ти пушечный трехмачтовый корабль уже относился ко 2-му рангу (Agamemnon), 64-х[4] или 74-х[5] пушечный — к 3-му, а 40-ка пушечный — к 4-му (Kent).

Более низшим рангом обладали фрегаты, которые подразделялись между 5-м (32-х пушечный Quebec) и 6-м рангом (28-ми пушечный Fox).

Совсем без ранга считались корабли, которые имели 24 пушки и меньше. К 6-му рангу приближался 24-х пушечный корабль Джеймса Кука «Резолюшн». Корабль Христофора Колумба «Санта-Мария» имел лишь 12 пушек, водоизмещение в 200 тонн, длину в 25 метров и экипаж 40 человек. Соизмеримые параметры имел шлюп «Надежда», на котором Крузенштерн совершил первое русское кругосветное плавание.

Классификация кораблей ВМФ СССР и России

В России собственная классификация кораблей начала складываться после завершения эры парусного флота, последним эпизодом которой стала Крымская война середины XIX века. Количество мачт и число пушек в качестве критерия классификации утратили свое значение. На первое место вышло водоизмещение корабля. Сохранилось деление на ранги, которое было существенно сокращено.

Самыми крупными считались корабли 1 ранга водоизмещением от 10 до 60 тыс. тонн. К таковым в императорском флоте относился броненосец «Потёмкин», водоизмещением 13 тыс. тонн и длиной 115 метров. Ещё больше был советский линкор Марат, водоизмещением около 24 тыс. тонн. С линкорам были соизмеримы появившиеся во второй половине XX века атомные подводные лодки (например, Курск). Самым большим кораблем 1 ранга является авианосец (крейсер) «Адмирал Кузнецов», водоизмещением до 60 тыс. тонн и длиной более 300 метров.

Распространенным типом корабля 2-го ранга в России был сторожевой корабль, который соответствовал фрегату в западной классификации (Адмирал Макаров). Сторожевые корабли имели меньшие размеры по сравнению с кораблями 1-го ранга, были оснащены как противолодочным, так и зенитным вооружением. По техническим характеристикам они напоминали эсминцы, но предназначались для выполнения дозорных и патрульных задач. В императорском флоте соизмеримое со сторожевыми кораблями и небольшими эсминцами водоизмещение (~1 тыс. тонн

[6]) имели канонерские лодки. В советские годы корабли 2-го ранга пополнились большими противолодочными кораблями (Адмирал Захаров), водоизмещением до 7 тыс. тонн и длиной до 163 метров. Также статус корабля 2-го ранга имели большие десантные корабли, способные нести до батальона морской пехоты (Николай Вилков).

Самыми малыми кораблями считались яхты, катера и буксиры, водоизмещение которых было меньше 1 тыс. тонн. В императорский период водоизмещение яхт достигало 840 тонн, а длина приближалась к 60 метрам (Царевна). Из минных катеров эволюционировали через миноносцы в эскадренные миноносцы (

эсминцы), водоизмещение которых колебалось от 500[7] до 8 тыс. тонн[8]. От катеров эсминцы сохранили высокую скорость хода до 34 узлов (63 км/ч — Азард) и торпедное вооружение. В советское время в классе малых кораблей появились малые ракетные корабли и малые противолодочные корабли, соответствующие корветам по западной классификации. Так малый ракетный корабль Накат имел водоизмещение около 640 тонн, длину в 60 метров и максимальную скорость 34 узла. Командиры малых кораблей имели звание капитан-лейтенанта или капитана 3-го ранга[9].

Классификация кораблей ВМС США

Ударную мощь американского флота некогда составляли линкоры (англ. Battleship), а ныне их роль перешла к авианосцам (англ. Aircraft carrier). Крупнейшими военными кораблями США являются авианосцы типа «Нимиц» (Авраам Линкольн, Гарри Трумэн, Джордж Вашингтон), водоизмещением 97 тыс. тонн и длиной 333 метра. Авианосцы обыкновенно носят имена президентов США. Командир авианосца имеет звание

Rear Admiral, соответствующее российскому контр-адмиралу, поскольку он координирует свою деятельность с капитанами других кораблей.

Кроме авианосцев крупными кораблями ВМС США являются тяжелые крейсера (англ. cruiser), водоизмещение колебалось от 10[10] до 17 тыс. тонн[11].

Следующий класс кораблей занимают эсминцы (англ. destroyer: истребитель) и подводные лодки (англ. submarine: субмарина). Их водоизмещение достигает 6-9 тыс. тонн, а длина колеблется от 110[12] до 153 метров[13]. Подводные лодки часто носят названия американских городов. Командиром подобного класса корабля обыкновенно бывает коммандер. К эсминцам примыкает класс фрегатов (англ. frigate), которые имеют меньшее водоизмещение (от 1500[14] до 4000[15] тонн). Звание капитана фрегата (англ. Frigate captain) синонимично коммандеру и является аналогом российского капитана 2-го ранга.

Остальные корабли выполняют вспомогательную роль. Самыми малыми из них являются катера и тральщики. Водоизмещение американского речного патрульного катера (англ. Patrol Boat) может не превышать 10 тонн, а длина — 10 метров[16]. Крупные катера переходят в класс корветов (водоизмещением около 1000 тонн и длиной в 60 метров[17]).

См. также

Примечания

Литература

  • Классификация кораблей // Военно-морской словарь / Чернавин В. Н. — М.: Воениздат, 1990. — С. 183—184. — 511 с. — ISBN 5-203-00174-X.
  • Лобач-Жученко М. Б. Основные элементы кораблей и судов. — М.: издательство ДОСААФ, 1955. — 80 с. — 10 000 экз.
  • Мельников П. Е. и др. Справочник морского десантника. — М.: Воениздат, 1975. — 288 с.

wikiredia.ru

Типы кораблей: классификация

Море всегда манило людей. Промышленность развивалась, появлялись новые устройства и машины, и вскоре на воду было спущено огромное количество кораблей и судов. Об их типах читайте в статье.

Что такое корабль?

Если верить толковому словарю, корабль – это большое судно, которое может использоваться в различных целях. Интересно, что данное слово не у всех ассоциируется с морем. Так, существуют космические корабли, которые не спущены на воду, а парят за пределами нашей планеты. С их помощью ученые получают информацию о вселенной, а также изучают изменения, происходящие с Землей.

Прежде чем рассказать, какие бывают типы кораблей, необходимо ответить на один вопрос. Его суть заключается в том, что в любом определении слова «корабль» встречается другое слово «судно». Почему так происходит? Дело в том, что «судно» – это более обширное понятие, включающее в себя все виды плавающих транспортных средств, начиная с лодок и заканчивая огромными лайнерами.

Какими бывают корабли?

Существуют различные классификации кораблей. Каждая из них объединяет совершенно непохожие судна по определенному признаку. Итак, тип корабля зависит:

  • От района, по которому пролегает маршрут.
  • От способа и рода движения.
  • От того, каким является основной двигатель.
  • От архитектуры судна и материала, из которого оно выполнено.

Те способы классификации кораблей, которые приведены в данной статье, считаются вспомогательными. Они официально приняты во всем мире. В то же время они не считаются основными. Самая важная классификация – это разделение судов на типы по их назначению.

Назначение кораблей

Типы кораблей бывают разными. Чаще всего их делят на группы по назначению. Итак, почти во всех странах мира принята следующая классификация судов:

  • Транспортные.
  • Служебно-вспомогательные.
  • Промысловые.
  • Корабли технического флота.

Транспортные корабли

Фундаментом флота любого государства являются транспортные суда. Они, в свою очередь, тоже делятся на группы. Основные типы кораблей в данной категории:

  • Пассажирские. Именно в них выделяются отдельные каюты для людей, передвигающихся из одной точки на карте в другую. Они вмещают более двенадцати человек одновременно. Различают большое количество таких плавсредств. Даже некоторые типы парусных кораблей относятся к этой группе.
  • Грузовые. Они подразделяются еще на две группы: корабли общего назначения и специализированные.

Сухогрузные суда

Как говорилось ранее, грузовые корабли делятся на две большие группы. В свою очередь они подразделяются на более мелкие. Все зависит от того, что же будет перевезено с их помощью. Так, на сухогрузах общего назначения перемещают генеральные грузы. Конструкция таких судов вмещает несколько трюмов, одну, две или три палубы и машинное отделение.

Специализированные корабли используются в различных целях. На них перевозят скоропортящиеся продукты. Корабли, нагруженные ими, называются рефрижераторными. Если груз заранее был помещен в крупный контейнер, то его погрузят на контейнерное судно. Для того, что подготовлено для перевозки в прицепе, создан еще один тип кораблей — трейлерный.

Навалочные грузы, такие как руда, уголь, удобрения, строительные материалы и зерно, составляют более семидесяти процентов от того, что перевозится по морю. Поэтому суда, которые не имеют точного названия, становятся все популярнее и быстро заполоняют водные просторы. Лесовозы – это корабли для перевозки леса, пиломатериалов и прочего. Они сконструированы так, что их скорость не может достигать более 15 узлов. Однако они все равно часто используются по назначению.

Наливные судна

Если на сухогрузах перевозят то, что не может разлиться, то наливные суда созданы специально для транспортировки жидкостей. Это нефть и продукты на ее основе, различные газы, кислоты и химические вещества. Существует большое количество плавсредств, которые предназначены для перевозки жидких грузов. Далее перечислим основные типы кораблей (фото разных плавсредств можно увидеть в статье) в данной категории. Они составляют большую часть грузовых судов, спущенных на воду.

  • Танкеры — являются самыми популярными в своей группе. Они устроены так, что в их конструкцию входят переходные мосты, система защиты от пожаров. Они могут поднимать груз, вес которого измеряется тысячами тонн. И это – минимум. Наиболее тяжелые грузы, которые перевозятся на них, могут весить даже четыреста тысяч. Конечно, корабли, способные сдвинуть с места такую тяжесть, являются супертанкерами.
  • Газовозы – судна, предназначенные для перевозки природных, нефтяных и других газов. Вещества тщательно упаковывают, помещают в прохладное место. Грузы, которые помещают на эти корабли, взрывоопасны, поэтому для них разработаны специальные противопожарные системы.

Военные суда

Почти все государства обладают вооруженными силами. Поскольку большое значение имеют морские и речные пути, необходимо обеспечить защиту страны и с этой стороны. Поэтому строятся специальные корабли, которые применяются в военных целях. Они также могут использоваться для перевозки технических грузов и техники, например вертолетов.

Корабли типа «Мистраль» – универсальные. Они созданы для того, чтобы выполнять сразу несколько функций. Так, они могут проводить десантирование моторизированной воинской части на сушу. Они не только принимают, но и обслуживают боевые вертолеты. Кроме того, в них может находиться командный центр и даже плавучий госпиталь.

Типы кораблей России

На территории нашей страны используется та же классификация кораблей, что и во всем мире. То есть суда, плавающие в реках и морях России, также подразделяются на грузовые и пассажирские, транспортные и военные и другие. Конечно же, каждый человек, который так или иначе связан с морским делом и строительством кораблей, знаком и с менее распространенными типами классификации суден.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *