Содержание

Рукопашный бой ниндзя (синоби). Техника боя

В соответствии с точкой зрения историка-япониста Горбылева, специальной концепции рукопашного боя ниндзя не было. Синоби применяли древний стиль дзю-дзюцу.

Техника боя ниндзя

Наряду с этим, существуют следующие различия техники боя ниндзя с самурайскими формами дзю-дзюцу:

  • Большее количество ударов.
  • Применение удушающих захватов, так как они менее шумные, чем броски.
  • Акцент на бой в ограниченном пространстве.
  • Упор на неожиданные удары (из засады, сзади)
  • Распространение приемов для ошеломления соперника.

Ни одна из ныне существующих школ бу-дзюцу не способна представить убедительные доказательства того, что происходит от синоби. Вероятно, приемы ниндзя сохранились и преподаются в разведке и спецназе армии Японии.

Приемы ниндзя

Во время бегства использовались 2 приема рукопашного боя. Ниндзя быстро падал под ноги преследующего его врага и противник падал. Если враг бежал с боковой стороны, ниндзя быстро останавливался, пропускал его вперед и вонзал меч в спину.

В соответствии с точкой зрения историка-япониста Горбылева, ниндзя выделяли тренировкам рукопашного боя гораздо меньше времени, чем это представлено в кинематографе и манга. Длительная подготовка рукопашного боя влечет заметные перемены во внешнем виде и демаскирует ниндзя. Из-за этого ниндзя делали упор на приемы неожиданной атаки с короткой дистанции.

Виды расположения пальцев при ударе в ниндзюцу

Приемы ниндзя видео

В фильме показаны основные приемы и тренировка по ниндзюцу. В уроке показано обучение основным моментам рукопашного боя синоби.

Еще интересные статьи о ниндзя: кто такие ниндзя

Жанр статьи — Ниндзя

jamato.ru

Беседы с Сенсеем — Ниндзюцу |

Беседы с Сенсеем

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА

Суть философии Ямабуси — предшественников ниндзя, заключалась в вере в высшее «природное знание» (Сидзэнти), соответствующее «Истинному закону», то есть — учению Будды, который можно постичь только путем строгой аскезы, уединения, тяжёлых и изнурительных тренировок, дыхательных и медитативных упражнений, составлявших суть магической практики.

На протяжении веков Ямабуси накапливали и тщательно хранили знания по химии, астрологии, медицине.

Легенды наделяют Ямабуси способностями изгнания злых духов и лечения самых тяжелых заболевания путаем произнесения магических формул — Дхарани.

Также образ Ямабуси неразрывно связан с образом магических существ — Тэнгу, воплощенных духов, полулюдей — полуворонов, славившихся мистическим искусством боя на мечах.

Многие верили, что Ямабуси и есть Тэнгу, а легенды наделяют Ямабуси способностями по своему желанию превращаться в Тэнгу. Практически все древние художественные свитки содержат изображения Ямабуси в облике Тэнгу.

Большинство практик ниндзя были заимствованы у Ямабуси и бережно хранимы внутри кланов.

Со временем, примерно к 12 — 13 веку количество кланов ниндзя стало увеличиваться и в их среде начала формироваться особая иерархия.

Все ниндзя делились на три категории:

Дзенины — лидеры кланов, как правило имевшие прямые связи с правителями;

Тюнины — командиры небольших отрядов, осуществляющие разработку конкретных операций;

Гэнины – обычные ниндзя, являющиеся непосредственными исполнителями.

Иногда Тюнины и Гэнины покидали кланы, становясь «независимыми» наемными воинами – шпионами.

Услуги ниндзя всегда высоко ценились. Воин, шпион, обладающий навыками диверсанта и умеющий выживать «и в снег, и в град», как требовал «Бансэн Сюкай» — древний трактат по искусству ниндзя, всегда оказывался востребованным.

 

Японская культура не редко противопоставляет ниндзя самураям, в первую очередь из-за того, что Кодекс самураев – Бусидо всегда ставил идеалы воинской службы, в том числе идею служения самурая своему господину и готовность в любой момент умереть за своего господина — превыше всего, что шло в разрез с философией ниндзя.

Для ниндзя – не существовало господина, ниндзя выполнял свою работу за деньги, в основном выбирая тех, кто больше платил, при этом  выполняя поставленную задачу, ниндзя стремился выжить любой ценой.

Кроме того, в отличие от самураев, для ниндзя не существовало запрещенных действий или ограничений.

Любые средства считались допустимыми – если они приводили, либо, по мнению ниндзя могли привести к осуществлению поставленной цели.

Обучение техники ниндзя

Как правило, освоение технического арсенала искусства ниндзя состояло из нескольких уровней, являющихся взаимодополняемыми частями, переходящими друг в друга.

Технический арсенал искусства ниндзя включает в себя, в том числе методы боя без оружия, использование холодного оружия, способы освобождения от пут и бегства из закрытых помещений, искусство маскировки и военную стратегию.

Обучение техники разделяют на три больших этапа:

 Первый этап — уровень гэнина – разведчика и бойца, овладевшего базовыми навыками.

Данный уровень служил для освоения простейших методов боя голыми руками, физического развития и укрепления тела, обретение гибкости, координации, освоение техники прыжков и преодоления препятствий, обретение навыков бесшумного передвижения, умения оставаться невидимыми окружающим.

В древности, в знаменитых кланах Ига и Кога такие тренировки могли начинаться едва ли не с рождением ребенка.

Известный способ тренировки младенцев – когда люльку с маленьким ниндзя растачивали так сильно, что она сотрясаясь с силой ударялась о стены, обучая младенца инстинктивно группироваться защищаясь от удара.

 

Второй этап был направлен на развитие психических способностей.

Ниндзя учились различать и использовать в бою «пять состояний» своего противника: тщеславие, трусость, горячность, леность и мягкотелость.

Также ниндзя учились использовать «пять вредных желаний» человека: голод, стремление к удовольствиям, к чувственным наслаждениям, жадность и гордыню.

Важнейшим умением, которое должен был обрести ниндзя на данном этапе – было «Умение чувствовать».

Как гласит древняя притча: «Как может ниндзя, достигший совершенства, избежать опасности, поджидающей его в пути? Устроит ловушку врагу? Нет, он просто не выйдет из дома. Победа будет достигнута без боя».

 

Третий этап – высший уровень развития ниндзя.

Пройдя данный уровень – ниндзя открывались девять ступеней к просветлению и он получал право обучать других.

Частью существования ниндзя всегда были магические ритуалы, сочетавшие мистицизм и крайнюю рациональность.

Наиболее известными являются практики нанесения магических надписей, представляющих собой каллиграфическое написание сакральных строк на коже или листке бумаги.

Практика ниндзя включала набор навыков, обладание которыми позволяло противостоять любой опасности, в том числе:

Использование окружения

Ниндзя обучался навыкам маскировки, распознавания следов, незаметного перемещения, преодоления препятствий, при этом все, что его окружало — могло быть использовано в качестве подручных средств.

Кроме того, ниндзя учился слиянию с окружающим миром.

В основе данной практики лежал Принцип Пяти первоэлементов (китайский вариант – Огонь, Земля, Вода, Дерево, Металл, японский вариант — Земля, Вода, Огонь, Воздух и Пустота).

Достигалось абсолютное единение с каждым из первоэлементов и ниндзя сливался с окружающим, становился недосягаемым и невидимым для окружающих.

Данное искусство в практике ниндзя носит собирательное название Томпо — или искусство маскировки.

Искусство боя

Данная практика включала обретение навыков противостояния, как вооруженному, так и безоружному противнику и включало искусство владения телом – Тайдзюцу и умение работать с оружием — Бу-дзюцу.

Использование внутренних ресурсов организма

Данная практика включала в себя различные виды психотренингов и была направлена на мобилизацию внутренних ресурсов организма и использование так называемых «изменённых состояний сознания».

Данное искусство в практике ниндзя называлось — Нимпо-миккё.

Шесть практик нинздя

Обучение ниндзя включало в себя шесть основных практик, направленных на обретение духовной чистоты (сэйсин тэки кэё) и ментальной мощи (саймин-дзюцу), обретение навыков владения телом (тай-дзюцу) и оружием (бу-дзюцу), овладение искусством быть невидимым (синоби-дзюцу), а также искусством шпионажа, диверсий, террора (тёхо-дзюцу, катакэси-но-дзюцу).

 

Практика духовной чистоты была нацелена на сохранение чувства реальности, которое всегда должно сопутствовать нинздя.

Чистый разум с точки зрения ниндзюцу – это «чистое сердце», излучающее «внутренний свет», духовное самосовершенствование, особый способ мышления, основанный на «тайных знаний» о Вселенной учения Сюгэндо.

 

Практика ментальной мощи представляла собой обретение навыка целенаправленного психическое воздействие, как на себя самого, так и на других людей.

Данная практика предполагала вхождение в состояния измененного сознания с использованием различных методов:

мантр («дзюмон») — словесных формул, мудр («кудзи-кири») – особый способ соединения пальцев для направления энергетических потоков в организме, мандалы («нэнрики») – визуальные отображения определенных состояний в виде графических изображений.

Практика боевого искусства (владение телом и оружием) включала в себя:

общефизическую подготовку (Дзюнан-тайсо) – развитие силы, ловкости, гибкости, координированности, выносливости и прочих,

навык перемещения в пространстве (Тайхэн-дзюцу) – различные методы ходьбы, бега, прыжки, преодоление препятствий, акробатика, освобождение от пут, а также

приемы рукопашного боя, в том числе ударная техника (Дакэн-Тайдзюцу) и

техника захватов, бросков, удушений и болевых рычагов (Дзю-Тайдзюцу).

При этом в технике рукопашного боя ниндзюцу – приоритет отдавался ударам по уязвимым точкам тела (Атэми-Вадза).

Практика владения оружием включала в себя, как владение самурайским оружием (катана, алебарда, копье, железный веер и прочие), так и крестьянскими орудиями труда (серп, топор, посох, нунчаки и прочие).

Ниндзя часто называют «невидимыми воинами» во многом благодаря «искусству быть невидимыми», овладение которым стучалось одним из важнейших навыков ниндзюцу.

Данное искусство включало в себя слияние со стихиями.

Основой практики является Теория или Принцип Пяти первоэлементов.

Ниндзя должен был не просто подражать первоэлементу (земле, огню, воде, дереву или металлу), а стать его частью, почувствовать единение с ним.

Данная практика также включала в себя обретение навыков практической психологии и этологии, то есть умение понимать, как людей, так и животных.

 

Практика шпионажа, диверсий, террора, входящая в арсенал ниндзя, включала в себя: сбор, анализ информации, технику шифрования, использование тайных сигналов и знаков, навыки подделки документов и подписей, приемы скрытой деактивации противника, планирование     тайных операций.

Неотъемлемой частью данной практики были методы врачевания, быстрого восстановления после травм и повреждений.

Принципы Ниндзюцу

Первый принцип Ниндзюцу гласит — «Учись ждать».

Умение ждать, превозмогая боль, страх, гнев, усталость, умение перешагнуть через собственное «эго» — суть данного принципа.  Ниндзюцу – не зря называют «искусством терпеливых».

Второй  принцип Ниндзюцу – «Чистый разум».

Ниндзя должен сохранять сознание спокойным и незамутненным.

Разум ниндзя должен быть подобен гладкому зеркалу, отражающему все, что его окружает, но не обнаруживающее само себя.

Смотрящийся в такое зеркало видит лишь свое отражение,  не обращая внимания на саму зеркальную поверхность.

Умение сливаться с окружением, становиться частью обстановки, «отражая» ее как зеркало.

Умение «раствориться» в пространстве, став его незаметной частичкой.

Быть невидимым не только среди неодушевленных предметов, но и оставаться незаметным среди людей – находясь в шумной толпе, в небольшой группе или даже наедине с другим человеком – вот, пожалуй, высшая ступень «искусства маскировки», требующая умения управлять собственной психикой  и огромного самообладания.

Для освоения данного навыка ниндзя часто практиковали особые медитативно-дыхательные упражнения, предназначенные для управления жизненной энергией «Ки» (или «Ци» в китайском варианте).

В результате практики ниндзя обретал состояние «абсолютного покоя», когда ни одна мысль не нарушала «гладкой поверхности разума».

Данное состояние носит название «Мусин» («не думание» или «неразум») и позволяет остановить ход мыслей и избавиться от всех чувств – злобы, гнева, радости, зависти.

В поединке вхождение в состояние «Мусин» позволяет воину не действовать самому, а лишь следовать за противником, используя его силу против него же самого.

Третий принцип Ниндзюцу гласит – «Умей выдавать ложное за действительное»

Данный принцип лежал в основе тактики ниндзя.

Умение ввести в заблуждение противника, умение создать иллюзию реальности и осуществить неожиданное действие, застав противника врасплох, превзойти ожидания противника, совершить то, что противник не может понять или меньше всего ожидает — так должен быть реализован данный принцип.

 

Четвертый принцип Ниндзюцу – «Избегать прямого столкновения с противником»

Суть данного принципа – уходить от столкновения и появляться «из пустоты», нанося решающий удар.

Данный принцип неразрывно связан с «искусством быть невидимым».

Главным фактором в действиях ниндзя была внезапность и неожиданность.

Пятый принцип Ниндзюцу – «Использование масок»

Древний трактат по искусству ниндзя «Сэнин-ки» описывал «7 масок» – 7 ролей которыми должен безупречно владеть ниндзя и надевать их на себя в любой момент, по своему выбору, это: танцор (саругаку), самурай, потерявший своего господина (ронин), монах, играющий на флейте с корзиной-шапкой на голове (комусо), священник, горный монах-воин ямабуси, торговец, бродячий актер.

 

Данные семь ролей являются классическими практически во всех школах Ниндзюцу и обычно называются «семью способами пройти» (Сити Хо До) или «семью способами проникнуть куда угодно».

Кудзи-кири

Кудзи-кири или «тайные жесты Ниндзя» – часто называют сутью Ниндзюцу.

Дословно Кудзи-кири можно перевести, как «Девять сечений» или «Девять фигур кистей рук».

Число «Девять» в Ниндзюцу соответствует числу Вселенной, символизирующему все ее многообразие и завершенность.

Истоки техники исходят из глубокой древности, времен становления даосизма и индуизма.

По некоторым данным техника была привезена в Японию в 7 – 8 веках монахом Кобо Даиси, основателем эзотерической буддийской секты Сингон.

В настоящее время техника священного переплетения пальцев активно используется тибетскими монахами.

Кудзи-кири представляет собой особую технику соединения пальцев рук пробуждающую и направляющую энергетические потоки в человеческом теле определенным образом.

При этом каждый палец связан с определенным элементом первостихии.

Так в некоторых школах Ниндзюцу большой палец соответствует «пустоте» – началу и конечной точке всего сущего, указательный палец соответствует «ветру», отвечая за мудрость и добродетель, средний палец соответствует «огню» и символизирует разум и агрессию, безымянный палец соответствует «воде», контролируя деятельность тела и эмоции человека, мизинец соответствует «земле», соответствуя физическому началу человека.

Правая рука считается активной и соответствует энергии Ян. Правая рука — отдает энергию.

Левая  рука считается пассивной и соответствует энергии Инь. Левая рука — принимает энергию.

Пример использования техники Кудзи-кири – соединение большого пальца одной руки и безымянный палец другой при соответствующем направлении сознания – приводит к быстрой адаптации к экстремальной ситуации.

Девять сечений Кудзи-кири — это:

Рин — сила тела и разума

Киу — направление энергии

То — гармония со вселенной

Ша — исцеление

Кай — интуиция

Дзин — чтение мыслей

Рэцу — контроль пространства и времени

Дзай — управление стихиями

Дзэн — просветление

Для ниндзя не существует понятия абсолютной безопасности, так как любое действие представляет собой нарушение существующей гармонии и порождает ответное действие, стремящееся к восстановлению нарушенного равновесия.

Чем сильнее действие – тем большее нарушение равновесия оно вызывает и тем сильнее будет противодействие, направленное на восстановление нарушенного баланса.

Суть философии ниндзя – в понимании, какие именно нарушения вызывают действия, а, следовательно – каким будет противодействие и умении минимизировать последствия такого противодействия.

Все права защищены 2018 (с) MartialArtsWorld.ru  Тексты зарегистрированы на Яндекс.Вебмастер

martialartsworld.ru

Секретные техники ниндзя: Часть 1

Как-то однажды во время проведения занятий мне сказали, что рано или поздно меня подкараулят в парадном и заколбасят отравленными нунчаками.

Отравленные нунчаки – это серьезно 🙂

На вопрос, а с х*я ли заколбасят, мне объяснили, что я разбазариваю древние секретные техники ниндзюцу. Я был удивлен: речь шла о совершенно безобидных вещах. Но решил все-таки не рисковать.

Дабы избежать мести со стороны древних «воинов ночи», я решил сделать эти секретные техники достоянием широкой общественности! 🙂

Итак…

Первая техника, которую я тогда показывал, называется «Горящий уголек» и относится к приемам самообороны. Даже не техника, а так, прикол из разряда дворовых приемчиков.

Если у вас в пустом переулке пытаются настойчиво выяснить: «Ты с какова района??», и выясняющих при этом один или двое, делаем так.
Спокойно закуриваем, а потом засовываем горящую сигарету за отворот рубашки особо наглому вопрошателю.
Потом – действуем по обстоятельствам. Если не готовы драться – делаем ноги!

Не знаю, откуда в древней Японии брались сигареты, но работает этот приемчик хорошо. Человек, даже подготовленный, на секунду теряется, пытается вытащить «горящий уголек» из одежды. Тратит на это драгоценные секунды.

За это время можно много чего успеть.

История из жизни.
В конце 90-х в Москве народ по вечерам попадался лихой. Могли из-за ерунды сильно побить или даже порезать. Некоторые гуляли и со «стволами», правда, с газовыми или переделанными из таковых. И вот однажды поздно вечером, после закрытия метро, я на пустой дороге ловил «тачку». Впереди тоже ловила «тачку» какая-то компания. Мне повезло больше, водитель притормозил около меня и взял на борт. Тронулись.

Это очень не понравилось тем ребятам. Наверное, тоже рассчитывали уехать на этой машине. Они кинулись наперерез. Водила, естественно, ударил по тормозам. Один парень распахнул дверцу и потянулся ко мне, собираясь вышвырнуть из салона…

Не знаю уж, зачем, но я рефлекторно сунул правую руку за отворот куртки. Само так вышло. Парень вдруг отскочил и, обозвав меня драным козлом, захлопнул дверцу. Водила тут же рванул с места.

Только потом я понял, почему все так хорошо закончилось. Парня напугала рука за отворотом куртки. Он же не знал, что у меня там, под мышкой, ничего такого не было! 🙂

В общем, техника эта называется «Волына-невидимка».
Есть одно серьезное НО.
Сейчас не конец 90-х, народ даже на «травматику» реагирует достаточно сдержанно. Так что может не сработать.

Вообще, часто способ, которым мы побеждаем, выглядит довольно глупым. Но для выживания подойдет любой способ. Подробнее про философию выживания можно почитать вот тут: http://georgy-lisov.livejournal.com/3836.html

Иногда так бывает, что долго не можешь заснуть. Или нужно быстро «выключиться» и отдохнуть в непривычной обстановке. Например, в метро или электричке.
Тогда вот вам техника быстрого засыпания. Называется она «Сонные капли».

Делаем так. Если просто не спится в кровати, ложимся на удобный бок или спину. Кладем ладонь на диафрагму. И начинаем медленно и ЕСТЕСТВЕННО дышать. При этом концентрируемся на движении диафрагмы под ладонью. Не заметите, как провалитесь в сон.
Если нужно заснуть в транспорте, делаем вот что. Садимся таким образом, чтобы голова чуть свешивалась на грудь и мы не падали вбок, на соседей. Расслабляем уголки глаз и губы. И дышим точно так же, как в первом случае.

Будьте осторожны с этой техникой: она как сильное снотворное! Можете легко проспать свою станцию или сигнал будильника! 🙂

А чтобы этого не случилось, вот техника под названием «Будильник» или «Сторож», как угодно.
Перед тем, как начать засыпать, мысленно представляем себе циферблат часов со стрелками. Выставляем на нем планируемое время пробуждения и говорим себе: я проснусь в (…) часов (…) минут, отдохнувший и выспавшийся!

Или же, если ваше пробуждение привязано не ко времени, а к событию, то представляем себе это событие и говорим: я проснусь за 5 минут до этого, отдохнувший и выспавшийся!

Техника остановки кровотечения.
Не знаю, как эта техника называется у ниндзя, но помогает она очень хорошо. Проверял лично на себе 🙂 Если в походе никак не можете остановить кровь из пореза, а бинтов нет, сделаем так.
Берем нитку из одежды, желательно чистую. Ну, или какая уж есть, тут не до изысков, кровь-то течет. Рвем нитку на 2 примерно равные части и со специальными словами крест-накрест накладываем на рану. Буквально секунд тридцать, и кровь перестает идти. Можете двигаться дальше.
А слова говорим такие: «Кровь-кровица, бежит водица, а тебе надо остановиться!»

Хрен его знает почему, но – работает!

Конечно, нитки не заменят профессиональной врачебной помощи, но как временная мера – вполне.

Продолжение следует…

georgy-lisov.livejournal.com

Тренировки ниндзя – МИР БОЕВЫХ ИСКУССТВ

Тренировки Ниндзя включают множество приемов и практик, в том числе тайных практик, имеющих целью развития важнейших качеств, необходимых для овладения искусством Ниндзюцу.

Тренировки Ниндзя предполагают отработку определенных техник, собранных и сохраненных «невидимыми воинами» за несколько веков существования их закрытых кланов. Такие техники дают неоспоримые преимущества для овладевших ими, и потому сохраняются в тайне, вдали от непосвященных. Однако часть техник ниндзя, уже давно находятся на вооружении спецслужб многих стран мира, неизменно сохраняя свою актуальность. Например, Армейский рукопашный бой включает в себя ряд ключевых принципов схожих с принципами практик ниндзя.

Древние практики Ниндзя включали в себя приемы, направленные на достижения трех типов мастерства, состоящих их:

  • боевых навыков;
  • технических приемов;
  • искусства стратегии.

Особое внимание в тренировках ниндзя отводится максимальной реалистичности, а именно воссозданию не столько самой ситуации, которая может произойти, сколько состоянию возникающему при попадании в ситуацию предельной опасности, когда существует реальная угроза жизни.

Только при создании ощущения реалистичных событий можно достичь определенного типа концентрации и соответствующих реакций организма на повышенную опасность, которые необходимы для достижения цели и выживания.

Основой таких реалистичных тренировок являются медитативные практики визуализации возможных сценариев событий, причем в самых ужасных вариантах и с самым негативным исходом.

Целью каждой такой практики должна быть разработка вариантов выхода из таких ситуаций с наименьшими потерями.

Главным условием тренировки ниндзя является правильное выполнение поставленной задачи с первого раза, сосредоточение на непосредственной цели, абстрагируясь от отвлекающих факторов, при этом на выполнение задачи должно быть потрачено минимальное количество усилий.

Только в таком случае ниндзя будет эффективен в бою, и сможет выжить, выполнив поставленную цель.

Итак, целью эффективной тренировки ниндзя является:

1. Выполнение приема (или задачи) с одной попытки;

2. Полное сосредоточение внимания на выполняемом приеме; 3. Минимальный расход сил для выполнения приема.

В процессе тренировок должно сохраняться ощущение присутствия противника.

Вне зависимости, какой из приемов отрабатывается, будь то ката, спарринг, работа на снарядах, искусство маскировки или что-либо еще – ниндзя должен видеть перед собой противника и эффективно выполнять каждое движение, так будто от этого зависит его жизнь. Только в таком случае тренировка будет по-настоящему эффективной.

При этом в процессе тренировки вовсе не требуется наносить тяжелые удары, пытаясь «разорвать» грушу или покалечить спарринг-партнера. Необходима именно визуализация процесса нанесения удара и работа со своими ощущениями, которые возникают при его нанесении.

Ниндзя должен видеть и чувствовать себя наносящим сокрушительный удар, даже если он остается неподвижным.

Еще одним существенным моментом в тренировках ниндзя являет преодоление страха. В данном случае практика ниндзя предлагает следующий ключ к освобождению от страха.

Прежде всего, следует понять природу страха. А для этого вспомнить, как возникает страх и на что он направлен.Опытные ниндзя говорят, что:

Страх – это всего лишь продукт воображения человека и направлен он исключительно на будущее.

Иными словами — в настоящем — страха не существует.

Если сконцентрироваться на текущем деле, места для страха не остается. Можно бояться нападения врага, но в сам момент нападения – времени для страха просто не будет, так как необходимо действовать, предпринимать меры для защиты.

Действия вытесняют страх.

Страх настоящего и действия – несовместимы.

Таким образом, страх – это иллюзия, ограничивающее убеждение, которого в реальности «здесь» и «сейчас» просто не может быть.

Опытные ниндзя говорят: «Нет времени на страх – есть время только на реакцию».

На использовании собственных естественных реакций и реакций противника построены многие техники ниндзя.

Наиболее эффективные приемы, боевых техник ниндзя являются экстраполяциями естественных реакций. Когда естественные реакции организма трансформируются в эффективные действия.

Например, естественная реакция вскидывания рук для блокировки удара сверху «перепрограммируется» в эффективный «Х-блок».

Аналогично естественная реакция поймать предмет, брошенный в лицо, почти идентична тем движениям предплечья и кисти, которые ниндзя использует для блокировки прямого удара кулаком в лицо и нанесения встречного удара «тигриный коготь».

Тренировки ниндзя не прекращаются ни на миг.

Образ жизни «невидимых воинов» — и есть тренировка.

Каждое мгновения ниндзя учится, совершенствует свое мастерство, обретает новые навыки, трансформирует, улучшает, расширяет горизонты познаний.

Сама жизнь — тренировка, в каждое мгновение которой, ниндзя учится быть готовым к любому повороту.

worldmartialarts.ru

Богрод А. Ниндзюцу техника боя

ниндзюцу

ТЕХНИКА БОЯ НИНДЗЯ

Часть I

ВВЕДЕНИЕ

«Открывая свои глаза, свой ум,

свое

сердце,

ниндзя мгновенно приспосабливается

к

малей­

шим изменениям, исходящим свыше. Для него су­ ществует лишь один закон — спонтанно реагиро­ вать, адаптируясь к любым условиям таким об­ разом, что само понятие «неожиданность» пере­ стает для него существовать».

Тосицугу Такаматсу, 33-й патриарх Тогакурэ-рю ниндзюцу

Ниндзюцу — искусство быть невидимым. Одна из самых сложных и таинственных клановых воин­ ских систем, пришедшая к нам из далекого и кро­ вавого прошлого Древней Японии. На протяжении многих столетий ниндзюцу оставалось закрытой школой шпионажа с постижением законов Приро­ ды и Человека на основе тайных эзотерических учений горных отшельников Ямабуси.

Познавая секреты «пути овладения сверхъесте­ ственными силами», ниндзя становились неулови­ мыми демонами, проходящими сквозь стены и

растворяющимися

в пустоте перед носом жестоко­

го врага. Жадно

изучая искусства и ремесла из

всех областей жизнедеятельности человека и ис-

ЧАСТЬ I

ками и ногами, наклонах и прогибах корпу­ са, разного рода вращениях.

2.Статический. Подразумевается фиксация

тела

в определенных растяжных положени­

ях.

Статическое напряжение удерживается

от 5 до 60 секунд.

Упражнения из этих групп можно сочетать с отработкой техники отдельных элементов групп ударов и уходов, которые подключаются к комп­

лексу

растяжки

и выполняются в соответствую­

щих формах — без боевой направленности.

Необходимо

помнить следующее. Во-первых,

если

предстоит

отработка рукопашной техники, то

ни к чему долговременное вытяжение суставов, вполне достаточно будет провести 5—10-минутную разминку. Техника изучается от простого к слож­ ному, и на первых порах ни мостики, ни шпагаты не требуются. Во-вторых, если использовать уп­ ражнения растяжки в небольших по времени раз­ минках по три раза в день, ваш прогресс будет не мене заметен, чем при часе основной гимнастичес­ кой тренировки. В-третьих, возможно совмещение растяжки, техники и некоторых силовых упраж­ нений. То есть техника на протяжении всего заня­ тия поддерживается легкой растяжкой и силовы­ ми упражнениями, которые, как правило, выпол­ няются в конце тренировки и сочетаются с упраж­ нениями на растяжение и расслабление мышц.

Итак, задача в обычной разминке — подготовить организм к разнохарактерным тренировочным на­ грузкам, а не перегружать его. Количество повторов каждого упражнения выбирается на ваше усмотре­ ние. Задача суставной гимнастики состоит в увели­ чении растягивающего момента связок. Здесь коли-

studfiles.net

РУКОПАШНЫЙ БОЙ НИНДЗЯ

РУКОПАШНЫЙ БОЙ НИНДЗЯ

Побеждать ситуацию, а не противника. Прямой поединок с врагом отнюдь не входил в намерения умелого агента. Противника устраняли, если этого требовали интересы дела, а также тогда, когда он явно мешал планам ниндзя. Грамотно проведенная операция не должна была оставлять после себя никаких компрометирующих следов, за исключением тех случаев, когда внимание на таких следах специально акцентировалось, чтобы посеять в умах врагов желаемые мысли и настроения. Соперник воспринимался чаще всего лишь как одушевленное препятствие, но не как объект действия. Победить — это выполнить порученное дело, а не прикончить возникшую на пути живую помеху.

Рациональность. Все действия лазутчика подчинялись одной цели и должны были быть строго рациональны. Зачем тратить силы на схватку с противником, когда его можно просто ослепить и ускользнуть? Для чего подкрадываться к часовому по шуршащей траве, ежесекундно рискуя, если в него можно бесшумно выстрелить ядовитой иглой из духовой трубки? К чему ввязываться в групповой бой, когда легче направить преследователей по ложному следу? Весьма целесообразным считалось использование специального оружия и приспособлений, которые позволяли нейтрализовать противника еще до того, как он вошел в прямой контакт с лазутчиком.

Кроме специальных средств и приспособлений ниндзя широко использовали любые подвернувшиеся под руку предметы. Умение пользоваться подручными средствами значительно облегчает проведение многих приемов: так, удушение палкой намного быстрее и эффективнее удушения руками, а удар камнем мощнее удара пустым кулаком.

В боевых условиях реализовывались все возможности хорошо натренированного тела — от нанесения ударов до ухода из сковывающего захвата через акробатический трюк.

Каждое предпринимаемое действие должно мгновенно вытекать из предьщущего. Абсолютно недопустим захват, если еще не решил, как поступишь в дальнейшем. Приемы выполняются лишь в той мере, насколько это соответствует желаемому результату. Ни больше, ни меньше. Если таковой достигнут в самом начале приема, продолжать бессмысленно.

Сюрпризность. Поскольку ниндзя обычно сталкивался с профессионалами, отлично владеющими оружием (мечом, копьем и т. д.), победу приходилось добывать нешаблонными тактиками, замешанными на сюрпризности и ставящими врага, в непривычную для него боевую ситуацию. Наиболее распространенными ошарашивающими действиями являлись неожиданность и внезапность нападения, тесно связанные с невидимостью или усыплением бдительности противника своим внешним видом и поведением; непредсказуемые изменения («ломка») дистанции; мгновенные отключения (ослепление, оглушение) или обман (ложный шум) органов чувств; использование стандартного оружия в необычной манере и применение незнакомого врагу оружия (например, шипастых перчаток).

Использование обстановки. Благодаря вживанию в теорию пяти стихий, о которой мы вели речь ранее, лазутчик становился естественной частью окружающей среды, а потому мог использовать ее как свое собственное тело. Сюда входили, например, и периодические исчезновения в ходе боя на местности, и извлечение выгоды из особенностей боевой площадки (перепад высот, тип поверхности), и употребление деталей обстановки в качестве оружия или барьера между собой и неприятелем. Делая ставку на метеоусловия, можно было подставить противника лицом к слепящему солнцу, подогнать решающую технику к моменту захода луны за тучу, выманить врага в дождь на скользкую поверхность.

Привязка манеры боя к особенностям противника. В случае прямого столкновения лазутчику противостояли самые разнообразные противники, каждый из которых имел собственный уровень мастерства, личные жизненные установки, свои сильные и слабые стороны

Оценить возможности и уязвимые места врага можно было по многим факторам. По внешнему виду, непроизвольным движениям и лицу определялось, какие точки тела бойца наиболее уязвимы, по телосложению предполагалось, в каких боевых приемах противник несомненно опасен, а по манере двигаться распознавалось его место в системе первоэлементов (стихий), исходя из которого и выбирался свой вариант поединка. Переход на тот или иной вид «боя стихий» должен был происходить рефлекторно, как реакция на подсознательную оценку противника и внешних условий (так, схватка в узком пространстве мало подходила для стиля ветра, а встреча с робким бойцом явно соответствовала стилю огня). Созданию нужных рефлексов способствовала жесткая дисциплина тренировочной схватки, закрепляемая в сонном состоянии с последующим сознательным отказом от каких-либо сковывающих правил.

Анонимность. В любых своих действиях ниндзя обязан был оставаться неузнанным. Идентификация его могла поставить под удар контактеров и расшифровать прошлые и будущие акции клана. В боевых условиях такая анонимность обеспечивалась работой в невидимости и специфичной маской-капюшоном, оставляющей открытыми лишь глаза. Импровизируя, для этого можно использовать шарф или какую-либо растягиващуюся тканевую трубку (чулок, кусок свитера). Затрудняя идентификацию маска, кроме того, устраняет демаскирующее отсвечивание кожи лица и приглушает шум дыхания.

Сегодня определенную неузнаваемость могут обеспечить и вполне легальные черные очки, которые, плюс к тому, спасают от махинаций с порошковым или жидкостным ослепителем, не позволяют противнику засечь направление взгляда бойца, мешают прочесть выраженную в его глазах мысль либо, по сужению зрачков, предугадать начало решительной атаки.

В эпоху средневековья ниндзя использовали специальные маски и огневые трюки, выступая в роли демонов (ониби-но-дзюцу), пугающих суеверных врагов.

Невидимость и бесшумность. Характерной чертой боя лазутчика было его стремление оставаться невидимым во время нападения или защиты. Трудно вести бой с тем, кого не видишь; более того, ощущение, что в любой момент на тебя могут напасть непонятно каким образом и откуда, давит на психику и выводит из равновесия. Большинство трюков невидимости основывалось на двух основополагающих направлениях: физическом и ментальном. Первое подразумевало, что боец располагается вне сферы зрения противника; второе — что ниндзя физически находится перед глазами неприятеля, но сознание последнего его попросту не воспринимает. Ко второму виду относится камуфляжная и имитационная невидимость, а также ее усложненные — внушаемый и завораживающий — варианты.

Физическая невидимость тоже имеет несколько модификаций. Во-первых, можно постоянно ускользать из поля зрения противника, используя для этого опережающие движения или соседствующие предметы. Во-вторых, действовать в среде, где чувствительность зрения неприятеля значительно понижена (ночью, в предутреннем тумане, в дымовой завесе). И, наконец, можно попросту отключить зрение недруга, швырнув ему в лицо разъедающий порошок, ослепив в ночное время яркой огневой вспышкой, ткнув пальцами в глаза или щелкнув по кончику его носа кверху.

Характерной тактикой лазутчика, оказавшегося в зоне видимости противника, является стремление исчезнуть из поля его зрения. Используя особенности среды и рельефа, это можно сделать, например, неожиданным уходом (иногда с припадением) к земле, резкой группировкой (сокращением фронтальной плоскости позы) с последующим перекатом в сторону или мгновенным проходом за спину в сочетании с коротким отвлечением внимания неприятеля в другом направлении.

В некоторых случаях вместо того, чтобы заходить за спину противника, его самого разворачивают спиной к себе, используя, например, такие широко известные приемы, как скручивание руками головы или разворот торса с захватом плеч. Уход от зрительного контроля врага делает ваши дальнейшие действия для него опасными и непредсказуемыми. Теперь можно легко провести удушающий прием, отключающий удар в почку или позвоночник, либо, делая сковывающий захват, использовать врага как подручный предмет при защите от нескольких нападающих

Неотъемлемой частью невидимости является бесшумность. Бесшумные движения обеспечивают неожиданность нападения, а значит, и быстроту нейтрализации противника. В бою с ограничением зрения (ночью, при ослеплении) неприятель в основном ориентируется по слуху, и полная бесшумность происходящего (или дезориентирующие обманчивые шумы) вызывает психическое напряжение и делает его игрушкой в руках нападающего.

Бесшумность движений достигается путем постоянных, ставших жизненной обыденностью тренировок. Прежде всего надо выявить и исключить «собственные» шумы, шум нетренированного дыхания, шарканье ног при ходьбе, стук тела при падении и т. д. Выполняя боевые движения, следует проанализировать и осознать, почему они производят шум, после чего попытаться нейтрализовать эти причины.

Другой источник шума — плохо пригнанная униформа, обувь, позвякивание в одежде металлических предметов и т. д.

Маневрируя в боевом пространстве, не следует наступать на шуршащие или ломкие предметы, задевать неустойчивые конструкции, ударяться о стационарные объекты. От таких неприятностей спасают ловкость и осмотрительность, тренированная память на обстановку, маскировка возможной неуклюжести посторонним шумом.

Очень опасный источник шума для ниндзя — человек, обнаруживший его и пытающийся поднять тревогу. Чтобы не допустить этого, сомнительному врагу обычно резко отгибают назад голову и наносят удар ребром ладони по горлу.

Подготовка к рукопашному бою. Существуют два основных способа подготовки к рукопашному бою, принципиально различающиеся между собой. Первый из них основан на подборе определенной совокупности технических приемов, наилучшим образом соответствующих возможностям данного человека. Затем владение этими приемами доводят до уровня мастерства. Ситуации, возникающие в бою, подгоняют в таком случае под избранные приемы. Это способ формализации техники, сведения ее к тем или иным шаблонам. Его концентрированным выражением являются комплексы стандартных технических действий, известные под названиями «ката», «таолу».

И есть второй способ, основанный на спонтанных движениях тела, автоматически реагирующего на любую возникающую ситуацию. Это способ импровизации. В его основе лежит идея о том, что любые заранее отработанные приемы (шаблоны) лишают человека свободы действий, столь необходимой в реальном, а не игровом поединке. Ниндзя делали ставку на второй из указанных способов, который они называли «боем стихий». Они имели в виду то, что специфика импровизаций в каждом конкретном случае определяется взаимопереходами, взаимосвязью пяти природных стихий — земли, воды, огня, ветра и пустоты.

Первый из данных способов наиболее распространен. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что даже в школах современого ниндзюцу под боем стихий чаще всего подразумевают все те же наборы конкретных приемов, только выполняемых в определенной манере. Однако это профанация, не имеющая ничего общего с истинным боем стихий. В его основе лежат особые психические состояния, диктующие технические действия без всякого участия сознания. Надо не играть в стихию, а быть стихией. Причем перевоплощение должно становиться настолько убедитель-

Ным, чтобы даже противник невольно верил в навязываемый ему образ.

Подготовка к импровизационному способу рукопашного боя ниндзя включает в себя четыре основных аспекта:

Во-первых, необходимо досконально изучить все места человеческого тела, уязвимые для болевого и травмирующего воздействия;

Во-вторых, требуется овладеть эффективной техникой воздействия на эти места точечными ударами, давлением пальцев, рычагами на суставы;

В-третьих, надо добиться совершенного владения своим телом. Речь идет об отработке уклонов и поворотов, падений и прыжков, перекатов и кувырков, колес и фляков, освобождений от сковывающих захватов, мешающей одежды, веревок и оков;

В-четвертых, следует научиться использовать все пять природных стихий таким образом, чтобы они в самом деле определяли необходимую программу действий, запускали ее в ход и беспечивали организм достаточным количеством энергии.

Первые три аспекта имеют традиционный характер. Тут нечего разъяснять, разве что надо сказать о том, какую боевую технику употребляли ниндзя. Это была техника японского дзю-дзюцу, более известного у нас под искаженным названием джиу-джитсу. Четвертый из упомянутых аспектов невозможно понять без объяснения боевой магии ниндзя (см. часть 3).

Методы тренинга в тайдзюцу отличаются от принятых в китайском кэмпо или японском дзю-дзюцу. Там нет места отработке ударов по воздуху или бою с тенью. Удары с самого начала направлены в реальную цель — мешок с тряпьем или с песком, деревья обвязанные соломой, мощные валуны, вращающиеся и подвесные манекены, изображающие самурая в полный рост при оружии. Плюс к этому работа с партнером по разучиванию бросков, болевых заломов, контратак и т. п.

Как уже сказано выше, в тайдзюцу нет ката, по крайней мере в том смысле, который вкладывают в это слово последователи каратэ (т. е. в виде комплекса определенных технических действий, скомпонованных по определенной схеме создателем данной ката). Систематически практикуя такие комплексы, ученик рано или поздно оказывается запрограммированным ими, его сознание уже не выходит за их рамки. Комплекс начинает навязывать человеку работу в том стиле, который зафиксирован в нем. С точки зрения ниндзя это хорошо для динамической медитации, но совсем не подходит для реального рукопашного боя.

Те ката, которые используются в тайдзюцу, делятся на две группы. Во-первых, это чисто учебные комплексы, объединяющие сходные приемы. Например, комплекс прыжков и кувырков с перекатами (кайтэн-но камаэ), комплекс, основных ударов руками (дакэнтай-но камаэ). Они предназначены лишь для облегчения процесса отработки изучаемых движений до автоматизма. Такие учебные комплексы допустимы исключительно на ранних стадиях обучения. Они подобны гаммам в музыке, создавая подобно им прочный фундамент для последующих импровизаций.

Во-вторых, это ката психологических состояний, не имеющие определенной технической расшифровки (куда поворачиваться, где приседать, чем и когда наносить удары). Психологические состояния обусловливают ту или иную манеру ведения боя, его стратегию и тактику, из которых естественно вытекает техника. В нинпо тайдзюцу известно пять основных состояний, сознания, соответствующих пяти первоэлементам — земле, воде, огню, воздуху и пустоте. Платформами для запуска определенных программ действий в бою являются надлежащие исходные позиции. Например, сидзэн-но камаэ — позиция земли, ити-мондэн-но камаэ — позиция воды, дзюмондэн-но камаэ — позиция огня и т. д. «Ключом» же запуска конкретных программ (т. е. конкретных тактик) служат мысленные образы, символизирующие эти первоэлементы.

Один из возможных образов боя Земли — могучая снежная лавина (ниндзя), вызванная случайным маленьким камешком (враг). Лазутчик в этом случае демонстрирует абсолютную уверенность в себе, в своих силах. Неприятель будет раздавлен, смят, снесен мощнейшей контратакой, как бы он ни пытался сопротивляться своей неизбежной гибели. Бой Огня обеспечивал успех в схватке с недостаточно опытным либо трусливым противником. Его подавляли напором, каскадом прямолинейных атак «в лоб». Бой Воды, напротив, противопоставляли врагу, действовавшему в аналогичной манере. Он характеризовался уходами назад и в стороны, с последующими контратаками, напоминавшими волны, раз за разом накатывающимися на утесы неприступного берега. Бой Ветра подходил для поединков с умелым и сильным противником. В нем преобладали финты, внезапные исчезновения из поля зрения (например, резким оседанием вниз, прыжком, кувырком) и круговые движения с ударами, бросками, болевым воздействием на суставы. Бою Ветра хорошо подходит образ тайфуна, затягивающего в себя и ломающего все на своем пути…

Для совершенного овладения всеми аспектами боя стихий нужно определенная предрасположенность. Кроме того, очень важным условием является способность к образному мышлению. Если есть трудности в представлении картин природы, насыщенных цветов, различных фигур, то вряд ли стоит терять время на энергетику стихий. Является препятствием и отсутствие способности чувствовать движение энергии внутри себя по каналам и меридианам. Кроме того, глупо заниматься отработкой боя стихий, если «зажато» тело, если человек не вполне здоров, если у него нет выработанной привычки ежедневно практиковать сидячую медитацию.

Надо прямо сказать, что овладеть импровизационными боем стихий, как и любой другой мистической техникой ниндзя (например, кудзи-госин-хо) сегодня под силу очень и очень немногим. Слишком велика пропасть между совре-

Меным западным человеком и членом тайного клана в средневековой Японии. Поэтому большинству современников и соотечественников лучше не тратить время и силы на попытки овладеть боевой магией воинов-теней. Следует понять, что их удел — менее экзотические, но более доступные и простые системы рукопашного боя.

Изучение любого приема в тайдзюцу можно условно разделить на четыре этапа.

Первый — это «привыкание к оружию». Подобно тому, как самурай, вооружившись мечом, вытягивает его из ножен, пробует остроту клинка, взвешивает в руке, делает несколько махов в воздухе, а потом начинает рубить лозу и соломенные мишени, так и ниндзя должен привыкнуть к любой изучаемой технике, сделать ее своей. Осваивая, например, удар кулаком, он сначала выбирает наиболее удобный для себя способ формирования кулака, пробует различные траектории нанесения им ударов. Основная цель данного этапа — добиться естественности, раскованности движений.

Второй этап — «объединение движений». Речь идет о совмещении конкретных ударов, захватов, бросков с движениями ног и всего тела. Надо научиться правильно распределять вес и применять силу, перемещаясь при этом под разными углами вперед, назад, в сторону, двигаясь по кругу, вращаясь на одном месте. Главное здесь — слитность выполнения приемов.

Третим идет этап «практического использования приема». Ниндзя учится выполнять удары, броски, сбивающие движения, уклоны в различных позициях, отражая разнообразные виды нападения, разыгрывая какие-то ситуации в лесу, на крыше, в узком коридоре и т. д. Здесь можно чему-то научиться только вместе с партнером. Основная цель — понять истинный смысл изучаемого приема, довести его исполнение до автоматизма независимо от условий применения.

Наконец, последний этап. Он называется этапом «абсолютной действенности приема». В ходе его требуется до-

Вести владение приемом до такой степени совершенства, чтобы он срабатывал интуитивно, без участия сознания, на «автопилоте». Подключение энергетики организма, сверхъестественных качеств психики (если таковые имеются) происходит на данном этапе.

Бой с оружием в руках строился (и отрабатывался) по таким же схемам. Но, в отличие от своих противников-самураев, ниндзя и в таком бою избегал каких-либо ограничений. Он использовал все, что только могло принести победу. Так, параллельно с оружием в ход шли ноги, отвлекающие трюки, дополнительное воружение (например, посох плюс нож для метания) и даже гипноз. В любом случае характер боя определялся особенностями ситуации и противника. Никаких догм, никаких застывших шаблонов ниндзя не признавали.

Чисто технически рукопашный бой ниндзя (тайдзюцу) включал в себя концентрированные удары конечностями по наиболее уязвимым местам человеческого тела (дакэн-тайдзюцу), и костоломные захваты, броски, болевые воздействия (дзю-тайдзюцу). В технику рукопашного боя входили также разнообразные уклоны (каваси), падения (укэми), кувырки с перекатами (кайтэн), колеса (дайсярин) и прыжки (тоби). Уклоны провоцировали врагов атаковать мимо и раскрываться, падения и прыжки ломали привычный для фехтовальщика ритм боя, перекаты и кувырки позволяли неожиданно исчезать из поля зрения врага, изменять дистанцию, уходить от атаки.

Рукопашный бой ниндзя всегда представлял собой импровизацию, возникавшую на основе определеного состояния сознания. Тем не менее, он подчинялся нескольким важнейшим принципам. ПЕРВЫЙ из них гласит: «Достижение максимальных результатов минимальными средствами» (Ин-син тонкэй). Именно он определял все стратегические, тактические и технические особенности действий воинов-теней.

Применительно к рукопашному бою этот принцип выражался в следующей идее: победить во что бы то ни стало,

Избрав наиболее рациональные средства достижения победы. Это означает, что необходимо максимально использовать различные хитрости и уловки, атаковать противника по возможности неожиданно, сзади или сбоку, не давать ему возможности нанести полноценный удар. Например, отвлечь на мгновение его внимание своим воплем, или бросить ему в лицо горсть ослепляющего порошка, ком земли, какой-то оказавшийся под рукой предмет. Бой лучше всего вести в условиях плохой видимости — ночью, в дыму, тумане, темном помещении, максимально используя свое умение сражаться именно в такой обстановке.

Наилучшие приемы поражения те, которые срабатывают вне зависимости от массы и физической мощи противника. Например, удары в горло, глаза, висок, пах, по ключицам и позвоночнику, болевые воздействия на пальцы, кисти рук, нос, половые органы и т. д. Бойцу, использующему какой-то один вид технических действий (например, только удары мечом или захваты с бросками и болевыми удержаниями) следует противопоставлять непривычную для него тактику — резкие уходы с линии атаки, удары ногами в нижнем уровне, кувырки, метание игл, звездочек, ножей, камней…

Все перечисленное, вместе взятое, приводило к тому, что самураям, этим постоянным врагам ниндзя, трудно было предугадывать их манеру ведения боя. В свою очередь, неопределенность ситуации лишала «буси» уверенности в себе, замедляла реакцию, снижала скорость и точность проведения приемов. Однако принцип «ин-син тонкэй» удается автоматически воплощать во всех случаях без исключения лишь тогда, когда он становится принципом всей жизни: в труде, в отношениях с другими людьми, в практике боевых искусств.

ВТОРОЙ важнейший принцип — это предпочтение метода (вадза) в противоположность форме (ката). Если в «ката» упор делается на соответствие отрабатываемых движений каким-то заданным образцам, то в «вадза» все определяется эффективностью тех или иных движений в каж-

Дом конкретном случае. В процессе обучения ученику показывают только общую схему различных приемов, а наиболее удобные способы их исполнения, работающие на него, не на формальный образец («правильно только так») он должен найти сам. Такой метод является более трудоемким по сравнению с «ката», зато выработанные однажды навыки не теряются со временем. Ведь они основаны на биомеханических возможностях этого человека, а не мастера, жившего пятьдесят или сто лет тому назад.

Поэтому нельзя утверждать, что тот или иной прием выполняется только тем способом, который показывает инструктор. Все зависит от личных качеств и возможностей ученика. Тайдзюцу требует самостоятельного поиска наиболее рациональных, экономичных и эффективных способов выполнения различных приемов. Указанный принцип раскрывается в следующих четырех постулатах: естественности, текучести, ритма, дистанции.

Естественность движений (сидзэн) обеспечивает раскованность, свободу, уверенность в бою, отсутствие излишнего напряжения психики и мускулатуры. Чтобы сделать боевые приемы естественными, человеку необходимо превратить их в столь же привычные, как, например, движение ко рту руки с куском хлеба. Это требует огромного количества повторений изучаемых приемов. Следовательно, лишь превратив всю свою жизнь в непрерывный тренинг, а окружающий мир — в свою «додзё», можно достичь подлинной естественности собственных действий. Следует напомнить в этой связи, что жизнь мальчика, подростка, юноши, взрослого мужчины в любом клане ниндзя и была, по существу, таким тренингом.

Текучесть движений (ногарэ) означает плавный переход одних приемов в другие, что образует непрерывную цепь атакующих и защитных действий без малейших пауз между ними.

Например, блокирующее движение переходит в захват, захват — в бросок, бросок сменяется ударом, удар — удушением или переломом шейных позвонков и т. д.

«Естественное оружие» ниндзя: кулак, пальцы, ладонь

Не следует стараться обязательно доводить до конца каждый прием, независимо от изменений в ситуации боя. Вот противник захватил вашу руку. Для освобождения от захвата вы используете рычаг на его кисть наружу. Однако прежде, чем вы успели провести этот прием, противник отпустил вас. А ведь именно это и было вашей целью. Имеет смысл немедленно нанести удар освободившейся рукой, и дальше действовать по обстановке. Обеспечение текучести в бою возможно за счет разнообразия освоенной техники, в сочетании с психической и физической раскованностью.

Понятие ритма (рицудо) сводится к тому, что любой поединок представляет чередование определенных движений (тех элементов, из которых складываются приемы, передвижений, уклонов) с какой-то частотой. Чувство ритма позволяет выигрывать инициативу, так как начав действовать в том или ином темпе, человек сохраняет его некоторое время, хотя бы секунду или две. Подстраиваясь под ритм противника, а затем внезапно ускоряя либо замедляя свои движения, можно «вклиниваться» в его действия. Или же просто навязывать врагу свой собственный ритм. Можно также сказать, что чувство ритма определяет своевременность использования различных приемов. Например, незачем уклоняться от еще не начавшегося удара или ставить блок тогда, когда удар уже проведен.

Требование «соблюдать дистанцию» (ма-ай) вызвано необходимостью находиться в любой момент боя там, где противник вас не достанет, или достанет с минимальным ущербом. Вы же должны иметь возможность атаковать его наверняка. Еще это требование означает, что не стоит тратить силы напрасно, атакуя с неверно избранного расстояния, так как атака неизбежно «провалится» в пустоту или, что еще хуже, подставит вас под встречный удар. Выбор правильной дистанции невозможен без хорошего глазомера, так называемого «чувства противника» и умения перемешаться. Все указанные компоненты вырабатываются только практикой. Тут не помогут никакие медитации.

ТРЕТИЙ принцип тайдзюцу формулируется следующим образом: «Тело и оружие едины» (кентай-итиё).

Это высказывание имеет несколько иной смысл, нежели другой известный тезис — «оружие является продолжением тела». В ниндзюцу акцент делается на то, что тело само по себе представляет оружие, тогда как любое механическое приспособление (оружие) служит лишь вспомогательным средством для усиления поражающего воздействия движений тела. Бьет ниндзя кулаком или кастетом, метает звездочку или нож, работает с кёкэцу-сёгэ или с посохом, от этого ничего не меняется. Состояние сознания, базовые принципы, характер передвижений и уклонов, векторы приложения силы, расход энергии — все остается неизменным.

Отношение к телу как к оружию связано с соблюдением нескольких требований. Первое из них звучит так: «удар из любого положения». Кисть руки, стопа ноги, локоть, колено, палец начинают свой путь оттуда и тогда, где и когда это требуется. Никаких лишних движений типа замаха, приведения кулака к бедру, предварительного выноса ноги, скручивания корпуса и т. п.

Второе требование: в реальном смертельном бою нет места внешне впечатляющим, но фактически безвредным движениям. Любой удар должен идти в конкретную точку поражения, а не в абстрактный «средний» или «верхний» уровень. Кроме того, каждый удар необходимо наносить минимальной ударной поверхностью (пальцем, одной из граней сжатого кулака, локтем, ребром стопы), что обеспечивает мощную разрушительную волну внутри тела.

Следующее требование сводится к отказу от жесткой фиксации стоп, бедер и плеч. Например, удар кулаком (или основанием ладони) должен происходить на долю секунды раньше, прежде чем стопа, движущаяся в этот момент, твердо станет на землю. В результате происходит соединение кинетической энергии корпуса, ног и бьющей руки в едином векторе силы, устремленном вперед еще несколько мгновений после контакта с целью. Если резко убрать бью-

Щую руку (или ногу), вы создадите мощную ударную волну, которая вызовет серьезные внутренние повреждения.

Еще одно требование получило название «блок и удар — одно целое» (укэ-кимэ-итиё). Оно подразумевает, что парирование и контрудар должны сливаться в одно действие. Никаких изолированных жестких блоков типа каратистских «агэ-укэ» и «гэдан-барай». Блок в тай-дзюцу — это фактически стопорящий удар по точке, расположенной на атакующей конечности противника. А во многих случаях еще и продолжение своего встречного движения до соприкосновения с корпусом или с головой оппонента…

nindja-profy.tk

Ниндзюцу

Ниндзюцу – мастерство боя японских ниндзя, в переводе с японского «искусство скрываться».

Искусство ниндзюцу

Искусство ниндзюцу утверждает, что состояния полной защищенности достичь невозможно. Любой человеческий поступок нарушает устоявшуюся гармонию внешней среды, что побуждает ее отвечать на воздействие, и чем активнее это воздействие, тем агрессивнее будет ответ. Избежать опасных последствий можно действуя скрытно, не нарушая окружающего баланса, и понимая, как взаимодействуют между собой элементы окружающей обстановки.

Ниндзюцу обучение

Искусство ниндзюцу базируется на трех объединенных сферах знаний и мастерства, соединение которых давало возможность противодействовать любой угрозе. Первая область умений учения ниндзюцу тон-дзюцу (скрытность путем подражания) заключалась в мастерстве использования окружающих элементов внешнего мира и особых приспособлений для того, чтобы одолеть врага. Это значило уметь читать следы и незаметно перемещаться, маскироваться и быстро перелазить через высокие препятствия, заманивать врага в западню и перехитрить соперника.

Во время обучения ниндзя (синоби) должен был научиться объединяться с внешней средой путем познания пяти главных — Земли (CHI), Огня (KA), Воды (SUI), Воздуха (FU) и Пустоты (основа сущего, KI). Когда синоби познавал эти элементы и постигал искусство объединения с ними, его было практически невозможно заметить и отличить от окружающей обстановки.

Вторая группа умений — техника боя с безоружным или вооруженным соперником. Она разделяется на две части:

Тайдзюцу — мастерство рукопашного боя, не имел больших отличий от дзю-дзюцу

Бу-дзюцу – техника сражения с оружием. Включала в себя кэн-дзюцу (владение мечом), иай-дзюцу (способность моментально, за долю секунды доставать меч и наносить удар), нагината-дзюцу (владение нагинатой), бо-дзюцу (бой с шестом), сюрикэн-дзюцу (искусство точно метать сюрикены).

Последняя группа навыков учила использовать внутренние скрытые возможности и резервы организма при помощи искусства изменения сознания нимпо-миккё.

Ниндзюцу на японском

Также ниндзя обучались дополнительным умениям — хэнсо-дзюцу (мастерство перевоплощения с помощью смены одежды), мономанэ-но дзюцу (техника подражания чужим голосам, звукам природы и животных), суйэй-дзюцу (быстрое и незаметное плавание), хаягакэ-но дзюцу (бег на длинные дистанции) и множество других.

В арсенале ниндзя было огромное количество предметов, которые помогали им преодолевать препятствия (например, специальные когти на руках и ногах) и оставаться незаметными.

Также распространение получило искусство ка-дзюцу – использование горючих смесей, взрывчатых веществ и огнестрельного оружия.

Ниндзюцу видео

Интересное видео о древнем боевом искусстве воинов ночи ниндзюцу.

Жанр статьи ниндзя

jamato.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *