Содержание

Боевое применение. Р-47 «Thunderbolt» Тяжелый истребитель США

Боевое применение

Чтобы опробовать «Тандерболты» в реальных условиях эксплуатации по возможности скорее было решено вооружить новейшими самолетами строевые истребительные подразделения. Выбор пал на 56-ю истребительную авиагруппу — ближайшую по месту дислокации к заводу-производителю. Решение о вооружении группы самолетами Р-47 было принято 14 января 1941 г. После Перл-Харбора и объявления Штатами войны Германии, группу передислоцировали на Восточное побережье для обороны расположенных здесь индустриальных центров от налетов германской авиации (!!!).

В состав 56-й группы входили 61-я, 62-я и 63-я эскадрильи. В начале 1942 г. 56-ю группу перебазировали севернее в Каролинас, где она вошла в состав 1-й воздушной армии и I истребительного командования. Штаб группы находился в Тинеке, шт. Нью-Джерси, 61-я эскадрилья базировалась в муниципальном аэропорте Бриджпорт, шт. Коннектикут, 62-я — на гражданском аэродроме Бендикс, шт. Нью-Джерси, а 63-я занимала часть заводского аэродрома фирмы Рипаблик в Фэрмингдэйле.

В окрестностях Фэрмингдэйла базировалась также 80-я группа, начавшая перевооружение на истребители Р-47В практически одновременно с 56-й группой. К июне 1942 г. в группу поступило достаточное для начала переучивания летного состава количество «Тандерболтов». Технический персонал группы изучал новую технику непосредственно на заводе фирмы Рипаблик. По сравнению с предшественниками, «Тандерболт» представлял собой существенный шаг в развитии техники — сложнейшие на тот момент электрическая и гидравлическая системы самолета долгое время оставались головной болью техников. Вызывало проблемы техническое обслуживание приборное оборудование кабины, наладка системы управления.

Благодаря норову нового истребителя и собственной горячности юные летчики наломали немало дров по ходу рутинной службы: дежурства, тренировочные полеты, взлеты по учебным тревогам. В итоге, в 56-й группе к концу июня из доброй половины «Тандерболтов» часть была сломана, а часть просто превращена в металлолом.

Огромный истребитель чувствовал себя хозяином неба лишь на больших высотах, здесь он демонстрировал прекрасную маневренность, имел лучшие разгонные характеристики, но легко переходил в пикирование. Пикировал самолет более чем охотно. Быстро набирая очень высокую скорость. На пикировании летчики стали сталкиваться с явлением сжимаемости воздуха, отмечались случаи флаттера хвостового оперения. Инциденты привели в начале сентября к пересмотру прочности конструкции хвостового оперения самолета.

Летчик-истребитель Хуберт «Хуб» Земке, будущий командир 56-й группы, начинал свою службу лейтенантом в 63-й эскадрильи. В этот период он близко сошелся с заводскими летчиками-испытателями фирмы Рипаблик, от них он узнал многие особенности «Тандерболта». В годы войны талантливые офицеры делали карьеру быстро. Земке приобрел репутацию блестящего тактика и великолепного организатора. Молодой командир, один из немногих американцев, успел на собственной шкуре (пусть и не в полной мере) войну в Европе в самый тяжелый для союзников период — Земке помогал британским и советским летчикам осваивать истребители Р-40.

После возвращения в Штаты Хуб непродолжительное время командовал 80-й истребительной группой, базировавшейся сначала в Фэрмингдэйле, затем — Селфридж-Филде, шт. Мичиган. В июне 1942 г. Земке получил звание майора и в том же месяце 56-я группа получила первые 37 «Тандерболтов» модификации Р-47В.

ХР-47Н — модификация планера стандартного P-47D-15 под установку 16-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения Крайслер XI-2220 мощностью 2500 л.с. Несмотря на меньший мидель двигателя и большую мощность по сравнению со штатным звездообразным мотором, ХР-47Н не смог превысить значения скорости в 414 миль/ч, а первый полет выполнил только в июле 1945 г.

Самым скоростным «Тандерболтом» стал XP-47J. Облегченный самолет с двигателем R-2800-57 мощностью 2800 л.с. 5 августа 1944 г. развил скорость 505 миль/ч.

ХР-72 — радикальная модернизация исходной конструкции «Тандерболта». Самолет оснащался 3000-сильным двигателем Пратт анд Уитни R-4360 с соосным воздушным винтом фирмы Аэро-Продактс. Было построено два прототипа ХР-72, один с соосным винтом, другой — с обычным. Программу разработки ХР-72 аннулировали в 1944 г., так как приоритет в развитии истребительной авиации получила реактивная техника.

Земке стал командиром 56-й группы 16 сентября 1942 г. Определенную роль в этом назначение сыграли знакомство майора с истребителями Р-47 и его безупречная репутация как командира и летчика.

Новый командир умел заставить трудиться ленивых и справиться со строптивыми. Действительность советско-германского фронта сильно повлияла на Земке, который требовал от своих подчиненных совсем не по-американски. В результате «Тандерболт» освоили почти все летчики группы. Видимо Россия крепко засела в душу командира 56-й группы: Земке назвал свой личный Р-47 «My tovarysch» — еще один русский след в истории «Тандерболта».

56-я группа вместе с эскадрильями 4-й группы составила ядро VIII истребительного командования базировавшейся в Великобритании 8-й воздушной армии. Основной задачей, которую решали пилоты «Тандерболтов», стало сопровождение тяжелых бомбардировщиков в налетах на Германию. «Короткие ноги», недостаточный радиус действия, ограничивали тактическое использование истребителей Р-47. В полевых мастерских «Тандерболты» пытались оснащать импровизированными подвесными топливными баками. Положение изменилось только с появлением в 1944 модификации Р-47D-25, на которые можно было подвешивать 760-литровые дополнительные топливные баки. Изначально эти огромные баки предназначались исключительно для использования в перегоночных полетах, но военная ситуация заставила пилотов летать с такими «бочками» в глубокий тыл противника на сопровождение дневных бомбардировщиков. Проблема заключалась в том, что эти баки не имели системы наддува, что ограничивало их использование на больших высотах. Фактически топливо из бака расходовалось примерно наполовину.

«Chief Ski-O-Watha» — P-47D-27 из 506-й эскадрильи 405-й истребительной авиагруппы. Группа входила в состав 9-й воздушной армии, ее подразделения часто привлекались к нанесению ударов по наземным целям. Р-47 настолько хорошо зарекомендовал себя в качестве штурмовика, что казалось был спроектирован именно для использования в таком тактическом ключе.

«Chief» вооружен двумя 500-фунтовыми авиабомбами, подвешенными под крылом, под фюзеляжем подвешена еще одна бомба массой 250 фунтов. Нос фюзеляжа, антибликовая полоса, переплет фонаря кабины и полоса на вертикально оперении — красные.

P-47D-28-RA из 35-й истребительной авиагруппы, Лусон, 1945 г. На самолетах модификации «0-28» стояли воздушные винты фирмы Кертис Электрик диаметром 13 футов. Самолеты 35-й авиагруппы сохранили на рулях направления горизонтальные полосы, типичные для самолетов авиационного корпуса Армии США предвоенного периода. Носовые части фюзеляжей истребителей 40-й эскадрильи имели красный цвет. Вокруг фюзеляжа нанесена полоса черного цвета — отличительный знак самолетов 5-й воздушной армии.

Жестокие потери американских бомбардировщиков в налетах на Швейнфурт, Бремен и Регенсбург (80я воздушная армия лишилась в этих рейдах пятой части бомбардировщиков, принимавших участие в налетах) заставили срочно принимать все возможные меры по обеспечению ударных самолетов истребительным прикрытием на всем маршруте до цели и обратно.

«Словом» дня для истребителя стала «дальность». Группа технических специалистов VIII истребительного командования под руководством полковника Кассиуса Хога предложила использовать для повышения радиуса действия «Тандерболтов» подвесные баки из прессованного картона, сделанные на основе подвесных баков британских истребителей «Харрикейн». Хог сумел даже наладить производство таких баков. Первые картонные баки имели емкость 420 л, но затем ее довели до 570 л. Устанавливались на Р-47 и металлические подвесные топливные баки емкостью 270 л и 420 л от истребителей Р-39 и Р-40. Импровизированные металлические топливные баки овального сечения емкостью 760 л оказались очень удачными, а вот из картонный вариант не прижился. За счет использования дополнительных баков тактический радиус действия истребителей Р-47 возрос на 520 км — истребители получили возможность прикрывать бомбардировщики в небе Западной Европы на значительной части маршрута. Тем не менее, над Берлином «большие друзья» (бомбардировщики) пока летали в одиночестве.

На роль дальнего истребителя сопровождения отлично подходил двухмоторный двухбалочный «Лайтнинг», однако истребители Р-38 выпускал всего один завод, из-за чего в них ощущалась постоянная нехватка. Приоритетом в получении «Лайтнингов» обладала действовавшая на Тихом океане 5-я воздушная армия.

Командование воздушной армии устраивали по своим характеристикам оснащенные британскими двигателями Роллс-Ройс «Мерлин» истребители «Мустанг» модификаций Р-51В/С и Р-51D/K. Тактический радиус действия в 1600 км позволял этим самолетам сопровождать бомбардировщики в полетах до Берлина и обратно. В то же время, командование армии отмечало трудности с обеспечением «Мустангов» запасными частями и сложности технического обслуживания этих истребителей.

«Мустанг», вне всяких сомнений, являлся выдающимся самолетом, но в отдельных публикациях утверждается, что летчики 8-й воздушной армии практически не использовали в боях истребители Р-51.

Истина заключается в доминировании «Тандерболтов» на протяжении всей первой половины 1944 г. в качестве истребителей сопровождения. Первые оснащенные «Мерлинами» истребители «Мустанг» прибыли в Великобританию в конце 1943 г., но для их освоения еще требовалось время. О соотношении типов истребителей сопровождения в бомбардировочных рейдах дают представления следующие примеры:

— 11 января 1944 г. VIII истребительное командование выделило для сопровождения бомбардировщиков 499 истребителей «Тандерболт», 49 «Лайтнингов» и порядка двух десятков «Мустангов».

— 20 февраля — 668 «Тандерболтов», 94 «Лайтнинга» и 73 «Мустанга».

— 25 февраля, рейд на Регенсбург и Аугсбург; 755 тяжелых бомбардировщиков сопровождали 687 «Тандерболтов», 73 «Лайтнинга» и 139 «Мустангов».

Несложно заметить, что количество «Мустангов» постоянно растет. Радиус действия «Мустанга» превосходил радиус действия «Тандерболта», поэтому в конечном итоге командование 8-й воздушной армии сделало ставку на использование в качестве истребителей сопровождения «мустангов».

Одним из мероприятий вторжения союзников в Нормандию стало формирование 9-й воздушной армии, предназначенной для непосредственной поддержки наземных войск. Американская авиация не имела специализированного самолета штурмовика типа советского Ил-2, но эту нишу удачно закрыл «Тандерболт» с присущей ему высокой боевой живучестью и способностью «тащить на себе» приличную ракетно-бомбовую нагрузку. Крупнокалиберные пулеметы позволяли эффективно поражать легкобронированные цели, а отдельные крайне смелые в суждения западные авторы утверждают будто бы своими пулеметами «штурмовики» Р-47 успешно отстреливали германские танки снайперски попадая в решетки над двигателями, отверстия вентиляторов и даже рикошетом от дороги (!!!) поражая зажигательными пулями топливные баки танков через уязвимое днище. С августа 1944 г. на Европейском театре военных действий американцы начали использовать напалм. Баками с напалмом вооружались и «Тандерболты».

10 000-й построенный «Тандерболт» — истребитель P-47D-30. Наи модификации Р- 47D-30 появились ограничивающие скорость пикирования тормозные щитки и постоянные подкрыльевые пилоны.

«Sweet Music» — истребитель P-47D-30 из 508-й эскадрильи 404-й истребительной авиагруппы, аэродром Фрицлер, Германия, лето 1945 г. Самолет имеет форкиль, в заводских условиях форкили стали устанавливать на «Тандерболтах», начиная с модификации D-40.

Со штурмовок «Тандерболты» порой возвращались с ужасающими боевыми повреждениями — простреленными насквозь или вовсе вырванными снарядами цилиндрами двигателей, иногда нижняя часть фюзеляжа и плоскости крыла получали массу пробоин от собственных, сброшенных слишком низко, бомб, иногда — самолет просто обдирал брюхо о макушки деревьев. «Тандерболт» демонстрировал благодаря наличию звездообразного двигателя воздушного охлаждения гораздо лучшую живучесть, нежели остроносые «Спитфайры», «Мустанги» или «Лайтнинги». Большую живучесть лобастых звезд лишний раз продемонстрировала войны в Корее, когда фирма Норт Америкэн всерьез собиралась ставить двигатель воздушного охлаждения на «Мустанг». В Корее «Мустанги» наносили удары по наземным целям, то есть выполняли те же задачи, что «Тандерболты» в Западной Европе.

Действовавшая на Тихоокеанском театре военных действий 5-я воздушная армия генерала Джорджа Кении получила первые «Тандерболты» в июне 1942 г. Главным препятствием для их использования стал недостаточный радиус действия, меньший даже, чем у Р-40. Инженерно-техническая служба 5-й воздушной армии немедленно стала проводить мероприятия по оснащению истребителей Р-47 дополнительными топливными баками. Помимо дополнительных баков от «Аэрокобр» и «Уархоков» мастерские стали выпускать штампованные из металла баки «Брисбен» емкостью 760 л. Пользовались популярностью и подвесные 630-литровые баки от «Лайтнингов».

После нескольких случаев гибели летчиков и самолетов в ходе длительных перелетов над водными пространствами Тихого океана, командование ВВС пригласили известного летчика Чарлза Линдберга поделиться с пилотами опытом длительных перелетов. В случае правильной регулировки оборотов двигателя и турбокомпрессора, рациональной установки шага лопастей воздушного винта истребитель Р-47С был способен держаться в воздухе более пяти часов. Существует легенда, что Линдберг не только обучал летчиков, но и сам выполнил несколько боевых вылетов, в одном из которых сбил истребитель Накаяма Ki-43 «Хаябуса» (по американской кодировке «Оскар»). Официальные данные легенды не подтверждают.

В воздушных боях с плохо вооруженными и не имевшими брони японскими истребителями, которые однако обладали экстраординарной маневренностью, летчики «Тандерболтов» «выработали свои тактические приемы. Чаще всего использовалась атака на пикировании с последующим энергичным выходом восходящим виражом. Летчики, сражавшиеся на Тихом океане, пытались повысить маневренные качества «Тандерболтов» за счет демонтажа двух внешних пулеметов и сокращения боезапаса. В 1943 г. на Новой Гвинее действовали три истребительных авиагруппы, вооруженных «Тандерболтами». По мере улучшения ситуации на Тихоокеанском театре военных действий «Тандерболты» стали все чаще использовать в качестве истребителей-бомбардировщиков.

В составе действовавшей на Средиземноморье 7-й воздушной армии имелось шесть вооруженных «Тандерболтами» истребительных авиагрупп. И здесь самолеты Р-47 чаще применялись для нанесения ударов по наземным целям, чем для ведения воздушных боев.

На Азиатском континенте истребители Р-47 использовала единственная группа, входившая в состав 10-й воздушной армии. Это было особое соединение — 1-я авиационная группа коммандос. Перед группой стояла задача поддерживать с воздуха действия войск союзников на территории Индии и Бирмы. Бок о бок с истребителями Р-47 американских коммандос действовали самолеты «Тандерболт I» и «Тандерболт II» британских ВВС. Британские «Тандерболты» прибыли в Бирму в марте 1944 г., вскоре после проведения японцами в этом районе наступательной операции. Американские истребители-бомбардировщики в короткий срок сменили устаревшие «Харрикейны» в 221-й группе RAF.

Подразделения 14-й американской воздушной армии, наполовину вооруженной «Тандерболтами», прошли боевой путь, пролегавший по доброй половине Земного шара: от Северной Африке через Сицилию, Италию в Индию, а затем — в Китай. В Китае «Тандерболты» из состава 14-й воздушной армии передали войскам маршала Чан Кай Ши.

Один из 427 истребителей «Тандерболт», переданных США в годы второй мировой войны ВВС Свободной Франции. На снимке — P-47D-30, обратите внимание — самолет имеет форкиль.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ГерманияТанки LT vz.38 были формально приняты на вооружение, но в подразделения чехословацкой армии поступить не успели — 15 марта 1939 года Чехию и Моравию оккупировали немецкие войска. Новым заказчиком этих боевых машин стал гитлеровский Вермахт, и не

Боевое применение

Боевое применение Начало боевого применения самолета Не 177 положили два прототипа, направленных в состав KG 40. Также самолеты Не 177А-0 спорадично участвовали в разведывательных полетах, в том числе в составе эскадрильи подполковника Тео Ровеля.Первые серийные Не 177А-3

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ Боевое крещение Pz. II приняли в марте 1938-го в ходе операции по присоединению Австрии к рейху, так называемом аншлюсе. Боевых столкновений в ходе этой операции не было, но во время марша до Вены до 30 % «двоек» вышло из строя по техническим причинам, главным

Боевое применение

Боевое применение Чтобы опробовать «Тандерболты» в реальных условиях эксплуатации по возможности скорее было решено вооружить новейшими самолетами строевые истребительные подразделения. Выбор пал на 56-ю истребительную авиагруппу — ближайшую по месту дислокации к

Боевое применение

Боевое применение Самолеты Aichi D3A и Nakajima B5N свою боевую карьеру начали почти одновременно. В 1939 году первые серийные машины обоих типов проходили боевые испытания в боях с войсками Гоминьдана в Китае, а с декабря 1941 года они принимали участие почти во всех значимых

Боевое применение Me 163

Боевое применение Me 163 Неприятной особенностью полетов на «Комете» была трудная посадка. В связи с этим пилотам приходилось проходить длительный курс обучения на планерах Habicht в составе специальной учебной части ЕК 16. Несмотря на то, что до сих пор еще никто не представил

Боевое применение

Боевое применение Первым шагом, предпринимаемым при поступлении нового самолета на вооружение, является создание испытательного подразделения. В случае Не 162 им стала Erprobungskommando 162 (ErpKdo 162, также известное как Volrsjager-Erprobungskommando). базировавшаяся в летно-исследовательском

Боевое применение

Боевое применение В феврале 1944 года имевшиеся в составе Красной Армии полки прорыва, укомплектованные танками КВ, были переведены на новые штаты. Одновременно началось формирование новых частей, оснащенных машинами ИС, которые стали именоваться тяжелыми танковыми

Боевое применение

Боевое применение В боях на Халхин-Голе весной — летом 1939 года «Чи-ха» не использовались, но именно после поражения, понесенного там от советских войск, реализация программы строительства средних танков получила новый импульс, а три роты 4-го танкового полка, имевшие

Боевое применение

Боевое применение Первым соединением армии США, получившим летом 1942 года танки М4 и М4А1, стала 2-я танковая дивизия. Однако освоение американскими танкистами новой техники длилось недолго. Вскоре почти все «шерманы» дивизии, как и большинство вновь выпущенных, были

Истребитель «Рипаблик» Р-47 «Тандерболт» – Военное оружие и армии Мира

Самолет, которому суждено было стать самым массовым американским истребителем всех времен, появился в результате последовательной эволюции конструкции от Р-35 через Р-43. Разработка осуществлялась под руководством Дж. Картвели.

Изначально проект под фирменным обозначением АР-10 (военный индекс ХР-47/ХР-47А) разрабатывался под мотор V-1710-39, но, исходя из опыта войны в Европе, потребовалось усилить бронезащиту и увеличить огневую мощь. По расчетам, мощности V-1710-39 (1150 л. с.) уже не хватало, и выбор сделали в пользу 18-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения «Пратт энд Уитни» R-2800 «Дабл Уосп» – самого мощного из доступных в то время авиационных моторов. Вооружение также стало беспрецедентным – 8 х 12,7-мм пулеметов в крыле. Изначально самолет проектировался под установку турбокомпрессора с приводом от выхлопных газов. Подобно прежним конструкциям Картвели, новая машина представляла собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан. Кабина пилота была бронирована, а топливные баки – протектированы. Прототип ХР-47В впервые поднялся в воздух 6 мая 1941 года – через 8 месяцев после начала проектирования. На момент своего появления он был крупнейшим однодвигательным истребителем в мире, превосходя большинство других истребителей этого класса по взлетной массе почти вдвое. Установленный на ХР-47В двигатель XR-2800-21 развивал мощность 1960 л. с., что обеспечило самолету максимальную скорость 660 км/ч – на 20 км/ч выше расчетной. Первый серийный Р-47В выпустили в декабре 1941 года, но необходимость решения некоторых проблем, связанных с полетами на больших высотах, отложила приемку серийных самолетов военными примерно на полгода.

ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

Р-47В – двигатель R-2800-21 (2000 л. с). До сентября 1942 года завод «Рипаблик» в Фармингдейле построил 170 машин.

Р-47С- применена новая моторама, что вызвало удлинение фюзеляжа. Предусмотрена подвеска под фюзеляжем 756-л ПТБ. На сериях Р-47С-1 и С-2 устанавливался мотор R-2800-21, а на Р-47С-5 – R-2800-59 (2300 л. с). В сентябре 1942-го – феврале 1943 года изготовлено 602 машины, из них 362 Р-47С-5.

P-47D – наиболее массовая модификация. Строилась заводами в Фармингдейле и Эвансвилле. Первые серии отличались от Р-47С лишь доработками в системе турбокомпрессора и усиленной бронезащитой пилота. С серии P-47D-3двигатель R-2800-21 оборудовался системой форсирования впрыском водяной смеси, с P-47D-15 устанавливались подкрыльевые узлы подвески и двигатель R 2800-63, развивавший на чрезвычайном режиме 2535 л. с. С P-47D-20 устанавливали новое, т. н. «универсальное» крыло, под которым можно было подвесить различную боевую нагрузку или ПТБ, а также двигатели R-2800-59 или -63. Радикальные изменения во внешнем виде были внесены с серии P-47D-25, когда на самолете появился каплевидный фонарь, существенно улучшивший обзор.

Начиная с серии P-47D-30 устанавливались подкрыльевые направляющие для десяти 127-мм неуправляемых ракет (НАР) HVAR. На всех сериях могло устанавливаться шесть или восемь 12,7-мм пулеметов (боекомплект по 425 патронов на ствол). Общий объем производства P-47D составил 12 602 единицы, из них 5423 машины со старым фонарем, переходящим в гаргрот (3962 сдал завод в Фармингдейле и 1461 – в Эвансвилле) и 7179 – с новым каплевидным фонарем, обеспечивающим лучший обзор (соответственно, 2547 и 2632). Самолеты производства завода в Фармингдейле обозначались буквами RE после номера серии, в Эвансвилле – RA.

P-47G – вариант производства фирмы «Кертисс», строился на заводе в Баффало с декабря 1942 года до марта 1944-го. Первые 20 самолетов соответствовали Р-47С, последующие – P-47D. В общей сложности построили 354 самолета.

Р-47М – облегченный скоростной вариант, оптимизированный для перехвата крылатых ракет V-1 и борьбы с ракетными и реактивными истребителями люфтваффе. Двигатель R-2800-57 с турбокомпрессором СН-5 развивал мощность 2800 л. с. Подкрыльевые держатели для бомб и ракет отсутствовали. Построено четыре прототипа YP-47M, переоборудованных из P-47D-27, и 130 серийных самолетов, поставлявшихся с декабря 1944 года.

P-47N – истребитель дальнего действия, предназначенный для применения на Тихоокеанском ТВД. Применено крыло увеличенного размаха с консольными топливными баками емкостью по 350 л. Вооружение: 6-8 12,7-мм пулеметов (боекомплект по 500 патронов). Двигатель R-2800-57. Первый серийный P-47N-1 был облетан в сентябре 1944-го( но полномасштабное производство началось лишь в 1945 году (в 1944-м изготовили лишь 24 машины). С серии P-47N-5 устанавливались направляющие для НАР, с P-47N-25 – двигатель R-2800-77. До декабря 1945 года изготовлено 1816 самолетов, из них 1667 – заводом в Фармигдейле и 149 – в Эвансвилле.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Первой в ВВС Армии США освоение P-47B начала 56-я истребительная авиагруппа (ИАГ). Освоение шло трудно – за период обучения группа потеряла 13 пилотов и 41 самолет!

В боевых условиях Р-47В не применялся. В декабре 1942 года первые Р-47С прибыли на Британские острова, поступив на вооружение 4-й ИАГ Такими же самолетами вооружили 78-ю ИАГ и – после прибытия в Британию – 56-ю группу. Все три группы вошли в состав 8-й воздушной армии и применялись для сопровождения бомбардировщиков, а к концу 1943 года к ним присоединилось еще семь групп, вооруженных P-47D. Но к тому времени функции эскортных истребителей все больше перенимали на себя Р-38 и Р-51, «Тандерболты» же постепенно переключались на задания штурмовиков. В этом качестве самолеты несли бомбовую нагрузку, доходившую до 2500 фунтов (1134 кг), размещаемую на подкрыльевых и подфюзеляжном узлах. Весьма эффективными оказались и реактивные снаряды – 114-мм М8 (два пакета по три трубчатые направляющие подвешивались под крылом) и 127-мм HVAR (до 10 рельсовых направляющих).

Не менее 14 групп P-47D из состава 9-й ВА поддерживали и прикрывали с воздуха высадку в Нормандии в июне 1944 года Р-47М попали в 56-ю ИАГ, но из-за проблем с двигателями до конца войны в Европе в бой так и не вступили. В Италии на Р-47С воевала 325-я ИАГ, а на P-47D – 59-я, 79-я и еще пять групп. На Тихоокеанском ТВД P-47D дебютировали в июне 1943-го в составе 348-й ИАГ (5-я ВА) – с территории Австралии они штурмовали цели на Новой Гвинее. Вслед за ней «Тандерболтами» вооружили 348, 35, 58-ю группы и некоторые другие части. В апреле 1944 года P-47D появились в Бирме (33,80 и 81-я ИАГ). К концу 1944 года в составе ВВС Армии США на Р-47 летала 31 группа.

P-47N применялись исключительно на Тихом океане для сопровождения бомбардировщиков В-29. Эту модификацию эксплуатировали пять авиагрупп, действовавших с Гуама, Сайпана и Окинавы. В ВВС США самолеты P-47D и P-47N (с 1948 года – F-47D и F-47N) эксплуатировались до 1955 года (в частях ВВС Национальной гвардии).

В АВИАЦИИ СОЮЗНИКОВ

830 P-47D поступило в Великобританию, где самолеты с гаргротом обозначались «Тандерболт» Mk.I, а с каплевидным фонарем – «Тандерболт» Mk.II. Подавляющее большинство их использовалось в Бирме, где первой в бой на «Тандерболтах» пошла 5-я АЭ. К концу 1944 года ими вооружили еще восемь эскадрилий, а в 1945-м – семь, правда, многие из них не успели принять участие в боевых действиях. После капитуляции Японии «Тандерболты» были быстро сняты с вооружения Королевских ВВС. ВВС Свободной Франции получили в течение войны 446 P-47D, применявшихся главным образом на Средиземноморском ТВД. После окончания войны Франция получила и P-47N. «Тандерболты» вплоть до 1951 года оставались на вооружении истребительных групп французских ВВС, а затем до 1960-го использовались в качестве противоповстанческих штурмовиков в Алжире.

В ходе войны P-47D получили две латиноамериканские страны – Бразилия (88 единиц) и Мексика (25). Бразильские «Тандерболты» в составе 1-й ИАГ воевали с ноября 1944 года в Италии, мексиканские в составе 201 -й АЭ – с начала 1945 года на Филиппинах, Советскому Союзу было отправлено 203 «Тандерболта» – три P-47D-10 и по 100 P-47D-22 и P-47D-27, из них достигли СССР 195 машин – 190 в 1944-м и 5 в 1945 году. Поначалу большинство из них попало в части Юго-Западного фронта ПВО на территории Украины, но для применения в качестве перехватчика P-47D оказался малоподходящим, и уже к маю 1945 года в ПВО «Тандерболтов» не осталось. Несколько дольше P-47D прослужили в морской авиации. В частности, на Северном флоте их эксплуатировал 255-й ИАП, перевооруженный в мае – июне 1945 года, на Балтике – 15-й разведывательный авиаполк, были они и на Черноморском флоте. После окончания войны «Тандерболты» несколько лет служили в учебных частях.

В общей сложности за два с половиной года боевой карьеры во время Второй мировой войны «Тандерболты» совершили миллион боевых вылетов, уничтожив 12 000 вражеских самолетов. Собственные потери составили 5222 Р-47, но из них только 824 были потеряны в бою. Уровень потерь «Тандерболтов» по отношению к количеству боевых вылетов – 0,7 % – был очень низкий.

Наш канал в Телеграм

RAZORBACK P-47D THUNDERBOLT БЕГАЕТ! | Aircorps Aviation

Razorback P-47D Thunderbolt приходит в жизнь

Подготовка к R-2800-59 Double Osp Engine Run

Слева —

P-47D-23RA Серийный номер 42-27609 на выставке на аэродроме Джирау в Папуа-Новой Гвинее до реставрации в AirCorps Aviation, фото с разрешения Чарльза Дарби

Внизу

P-47D-23RA Серийный номер 42-27609 около 1972 г. , в Дободуре около 1972 г., фото с разрешения Чарльза Дарби -27609

В AirCorps Aviation нам посчастливилось работать с замечательными людьми и для замечательных людей в течение этих одиннадцати лет. Усилия, подобные этому P-47, не случаются случайно, бывает много непростых дней. Подобные реставрации одновременно и скромны, и бросают вам вызов. Гламурный запуск двигателя, который был почти безупречно запечатлен на видео, выглядит намного проще, чем кажется, как и в случае с большинством вещей в индустрии боевых птиц.

По мере того, как мы продолжаем расширять наши возможности реставрации и исследовать идею того, что делает реставрацию превосходной, мы должны признать людей, магазины, учреждения и сообщество, которые помогли сделать эту реставрацию возможной.

БРЮС ИМЗ – МУЗЕЙ АВИАЦИИ ТЕРРИТОРИИ ДАКОТА   УОРРЕН ПИТЧ – МУЗЕЙ АВИАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ДАКОТЫ  
БЕРНИ ВАСКЕС – МУЗЕЙ АВИАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ДАКОТЫ   ДЭВИД ХЭТФИЛД  
АНДЕРСОН ЭЙРМОТИВ   МАЙК БРЕШИРС – ВИНТАЖНЫЕ ПЛАНЕРЫ  
РЭНДИ КАРЛСОН   КЕРМИТ НЕДЕЛИ  
КАРЛ ШОЛЛ   FAGEN FIGHTERS ВОССТАНОВЛЕНИЕ  
ДЖЕЙ ВИСЛЕР   МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ДРУГИЕ МЕЛКИЕ МАГАЗИНЫ И ПОСТАВЩИКИ  
ВЕТЕРАНЫ ВОВ, ПОДПИСАВШИЕ ПАНЕЛИ P-47   ПРОЕКТ В ПОИСКАХ ЛОРЕН И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ  

Power Run-R-2800-59 Pratt & Whitney Double Wasp

Музей воздуха Дакоты

ДАКОТА Музей стремится чтить мужчин, женщин и машины, которые повлияли на богатую историю авиации нашей страны. В DTAM вы найдете годные к полетам образцы следующих боевых птиц.

 

SUPPORT DTAM

R-2800-59 ДВИГАТЕЛЬ PRATT & WHITNEY DOUBLE WASP

Эксплуатация R-2800-59 является важной вехой в восстановлении P-2707 42. Чак Крэйвенс, наш выдающийся авиационный историк AirCorps, собрал отличный обзор и фоторепортаж о R-2800-59 в предыдущем отчете о реставрации.

Pratt & Whitney Double Wasp R-2800, используемый в P-47, представляет собой восемнадцатицилиндровый двухрядный радиальный двигатель весом около 2350 фунтов. Диаметр цилиндра составляет 5,75 дюйма, а ход поршня — 6 дюймов. Объем цилиндра, обслуживаемого всеми 18 поршнями, составляет 2804 кубических дюйма.

Для грубой аналогии размера цилиндров примите во внимание, что при 155,7 кубических дюймах (или 2,55 литра) каждый цилиндр имеет рабочий объем чуть больше, чем весь стандартный 4-цилиндровый двигатель Toyota Camry или Ford Fusion.

Масляные радиаторы установлены в монтажной раме, окрашенной хроматом цинка.

На этом изображении серого корпуса принадлежностей виден вакуумный насос. Это черный узел с предохранительными винтами крышки.

Это одно из магнето General Electric, которые использовались на -59.вариант Р-2800.

Детальный снимок крышек коромысла.

Здесь видна внутренняя перегородка капота между рядами цилиндров R-2800 Double Wasp.

Вот вид на футляр для принадлежностей сзади.

На этом изображении четко видно взаимное расположение масляного бака и маслопроводов, ведущих к корпусу принадлежностей.

К корпусу принадлежностей ведут линии подачи масла. Y-образное литье (справа) с серыми шлангами, прикрепленными к нему, забирает масло из резервуара над ним и подает масло в корпус принадлежностей внизу.

Оба магнето установлены в своей конечной позиции на передней части двигателя.

Створки капота установлены на заднем опорном кольце капота.

Масляный бак установлен (верхний левый цилиндр, окрашенный хроматом цинка на этой фотографии).

Double Wasp устанавливается на подставку после завершения QEC (сборка быстрой замены двигателя).

МЫ НАНИМАЕМ! ДАВАЙТЕ ПОСТРОИМ ЧТО-ТО КРАСИВОЕ

ААРОН ПРИНЦ

По ощущениям от работы двигателя Р-47.

Для меня было огромным облегчением увидеть самолет, над которым я работал, почти без остановок, с очень незначительными проблемами. Это был также сюрреалистический опыт, когда я впервые за семьдесят восемь лет увидел, как P-47 летает, зная, что в последний раз он летал в Новой Гвинее, где ребята моего возраста находились во враждебных условиях. Также было приятно поделиться опытом со всей командой, с которым это было бы невозможно.

СЭМ УОЛШ

Всегда невероятно круто видеть боевую птицу, только что вышедшую из восстановления, в первый раз! Особенно этот планер с его историей театра военных действий в юго-западной части Тихого океана. Это еще более приятно, когда вы вспоминаете годы испытаний и триумфов, которые потребовались, чтобы добраться до этой точки.

 

Реестр Warbird — Республика P-47 Thunderbolt

РЕГИСТРАЦИЯ WARBIRD > ГРОМОВОЙ РЕГИСТР > ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА

P-47 Thunderbolt компании Republic Aviation, также известный как «Кувшин» (потому что он либо имел форму приземившегося молочного кувшина, либо был сокращен от «джаггернаут»), был самым большим, самым тяжелым и самым дорогим истребителем в истории. приводиться в движение одним поршневым двигателем. Он был хорошо вооружен восемью пулеметами калибра 0,50, по четыре на крыло. При полной загрузке P-47 весил до восьми тонн, а в роли истребителя-бомбардировщика штурмовика мог нести пятидюймовые ракеты или значительную бомбовую нагрузку в 2500 фунтов — более половины веса, который мог нести знаменитый бомбардировщик B-17.