Содержание

где находится, как добраться, фото, отзывы туристов

Таинственные обряды, загадочное величие и неизвестные почитатели… Орден Бедных рыцарей Христа или же Орден Тамплиеров появился в начале XII столетия. Храмовники быстро обрели покровительство со стороны монарха. Власть и могущество пришли в обитель Ордена, когда глава Тамплиеров получил должность в парламенте, и стал первым бароном.

Церковь Тамплиеров (англ. Temple Church) — одно из старейших зданий английской столицы, храм Тамплиерского Ордена и значимый исторический объект конца XII века. Сооружение в стиле готики стало известным после выхода книги “Код да Винчи” (2003). Роман написал американский журналист и писатель Дэн Браун. Церковь сыграла важную роль в произведении, которое продали в количестве 80 миллионов экземпляров. Одноименная кинолента по мотивам книги вышла в 2006 году.

Церковь Темпл: где находится и как до нее добраться

Образец готической архитектуры расположился в недрах района Темпл

. Церковь отыскать довольно трудно, поскольку район построен по принципу лабиринта. На отдельных домах висят небольшие карты со схемой квартала, но удобнее обзавестись собственной картой. Рядом протекает река Темза, и проходит улица Флит-стрит. Территорию вокруг церкви называют Темпл, а неподалеку построили Бар “Темпл” и спуск к станции метрополитена с одноименным названием. Официальный адрес достопримечательности: Temple EC4Y 7BB, London.

Сегодня в квартале Темпл обосновались юристы. Об этом районе будто забыло время, и эксперименты с архитектурными новшествами XX столетия обошли его стороной. На фото хорошо видно, как этот район отличается даже от соседних кварталов. Здесь построили специальные юридические конторы, в которых учатся будущие юристы и защитники прав человек. Заведения получили название “инны”. В результате появилось четыре основных корпорации. В квартале Темпл находятся палаты Inns of Court, Middle Temple Inn и Inner Temple Inn. Самое привлекательное здание Lincoln’s Inn и Gray’s Inn расположены в соседнем районе Холборн.

Современное обличье Темпл — уютный и спокойный квартал

с безукоризненными зданиями, адвокатскими конторами и зонами для пешеходов, а улицы утопают в зелени. Добраться до Церкви Темпл в Лондоне можно на метро. Для этого необходимо выйти на станциях Temple или Blackfriars. Поскольку рядом Темза, то можно проехаться на речном теплоходе и сойти у причала Blackfriars. К храму идет большое количество автобусов: № 11, 23, 4, 15, 76, 26, 341, 172, 716, 720, 734, 715, 748, 722, 719.

История создания

Орден Тамплиеров постепенно набирал популярности. В середине XII столетия храмовники начали проводить заседания Ордена. Для этой цели они выбрали небольшое здание на улице Хай Холборн, которое построил Хьюдж де Пренс. Во времена Римской империи здесь стоял один из знаковых храмов Лондиниума. До 1160 года количество членов Ордена значительно возросло, и в небольшой церкви стало тесно. Тамплиерам пришлось купить земельный участок, на котором они построили крупный комплекс. На территории появилась церковь, несколько жилых домов, учебные заведения для военных и комнаты отдыха для новичков, которые не имели права покидать квартал без согласия с Главой Ордена.

Сооружение часто использовали как резиденцию — здесь регулярно останавливались монархи и папские послы (личные наместники Папы Римского). Некоторое время Темпл Черч работал как хранилище финансов. Храм отказывался отдавать монархам средства, которые дворяне доверяли банку. Орден был независимым, богатым и располагался в Европе. Многие историки считают, что эти качества могли стать основной причиной разрушения Ордена.

Рыцарь Уильям Маршалл и церковь Тамплиеров

В январе 1215 года придворные лица потребовали от государя Иоанна защиты прав, которые закрепил в Хартии Вольностей прежний король Ричард II. Переговорщиком между монархом и вельможами выступил Уильям Маршалл. Встреча двух сторон состоялась в церкви Темпл. Уильям дал клятву от имени правителя, что через полгода будет создан новый документ с учетом требований баронов. Через полгода Иоанн подписал Великую Хартию Вольностей. Через некоторое время именно Уильям Маршалл

стал регентом юного сына короля, Генриха III.

Лайфхак для туриста. По средам в 13.15 в храме полчаса играют на органе. Для этого специально приглашают музыкантов-органистов со всей страны. Концерт бесплатный, но при выходе из храма предлагают сделать пожертвование — 3 £.

Лорд Уильям Маршалл хотел, чтобы его похоронили рядом с его сыновьями. Знаменитый рыцарь обрел покой в нефе. Сегодня можно увидеть девять мраморных плит с горельефами (скульптурными изображениями) средневековых рыцарей, а под одной из них погребение Маршалла.

Позже король Генрих III также пожелал, чтобы его похоронили в храме. По этой причине в начале XIII столетия в первоначальной Темпл Черч в Лондоне снесли клирос (площадку для хора), и построили новое сооружение — Алтарь. Строение освятили на праздник Вознесения Господня в 1240 году. В пристройке были три прохода с одинаковой шириной — центральный и два боковых. Свод возвышался почти на 11 м. У короля было несколько сыновей, но один из них умер еще младенцем, и его похоронили в Алтаре. Однако через пару месяцев Генрих III приказал, чтобы сына перезахоронили в Вестминстерском аббатстве.

Полезное для туриста:

Гибель тамплиерского Ордена и дальнейшая судьба церкви

Храмовники распались в 1307 году. После этого Эдвард II заполучил церковь в свои руки и объявил ее собственностью монаршего двора. Через пару лет храм передали под защиту рыцарского ордена Госпитальеров или Ордена Святого Иоанна.

В помещении церкви расположились две юридические коллегии. Члены первого объединения заняли часть Темпла, где проживали храмовники. Вторая коллегия перебралась на место, которое использовали священники Ордена. Обе организации разделили территорию церкви для равного пользования. Позже две коллегии преобразовали в судейские инны — Миддл Темпл и Инн Темпл, которые сегодня уже заняли большую часть квартала. Церковь снова перешла под контроль монарха в 1540 году. В последний раз храм был королевским владением, когда Генрих VIII распустил Орден Госпитальеров, и отобрал все ценное добро. Государь назначил в храме священнослужителя, которого называли “Главой Темпла”.

Битва кафедр и церемония посвящения

В 1580 году у пуритан и сторонников Екатерининского Компромисса произошел теологический спор, который позже назвали Битвой кафедр. В центре внимания оказалась Церковь Темпла в Лондоне. О конфликте писал даже Уильям Шекспир. В пьеса “Генрих VI” даже есть некоторые детали: в саду возле храма якобы произошла сцена, во время которой две розы выдернули из земли. Это событие стало отправной точкой для Войны Роз XV столетия.

В 1608 году Джеймс I добился согласия, чтобы две инны бессрочно пользовались зданием, и могли устроить в помещении часовню. Условие было одно — поддерживать сооружение в порядке и чистоте. В современных английских садах часто высаживают розы в память о Войне Роз. В 2002 году возле храма также высадили розы белого и красного цвета.

Это интересно. Темпл получил такое имя благодаря названию церкви царя Соломона — Solomon’s Temple. Рыцарей Ордена стали называть тамплиерами или храмовниками. Легенда гласит, что под храмом члены Ордена нашли развалины прежнего здания и старинные рукописи Сангрил. В свитках было описание жизни Иисуса и Марии. Эти знания помогли тамплиерам контроль над Римской империей.



Церковь выполняла десятки различных функций, но были среди них и более важные. Например, церемония посвящения в члены Ордена храмовников. Согласно Википедии, новички во время ритуала были обязаны ступить на порог церкви с западной стороны на рассвете. Новообращенные заходили в круговой зал, чтобы дать монашеские обеты непорочности, праведности, покорности и бедности. В те времена детали церемонии посвящения хранили в тайне, но загадочные разговоры и секреты стали источником проблем. Недруги распространяли слухи о тамплиерах и называли их богохульниками. Противники Ордена “благополучно” помыкали народом, и распускали сплетни о храмовниках. Особенно этим занимался французский правитель Филипп IV и его прислужники.

Храм Темпла в XXI веке

Сегодня в бывшей резиденции тамплиеров регулярно правят службы

, Святое Причастие и ранние мессы по субботам. В храме проводят свадьбы, но это привилегия членов Миддл Темпл и Инн Темпл. Они используют церковь как частную часовню. Темпл Черч сотни лет является особенным храмом, поэтому здешние певчие одетые в алые сутаны. Это говорит о том, что монарх контролирует церковь, а не столичный епископ. Впрочем, храм Темпл и епископ в хороших отношениях — священнослужитель часто приходит на службы и мероприятия, которые происходят в этом святом месте.

Архитектурный стиль

Знатоков всегда привлекала необычная форма сооружения, ведь храм — это два отдельных строения. Сначала появилась круглая ротонда в конце XII столетия. Образцом стал иерусалимский Храм Гроба Господня. Позже соорудили византийскую базилику прямоугольной формы с основным проходом и двумя боковыми залами. Это пристройка появилась в середине XIII столетия.

Знаковая часть храма — девять кенотафов из камня (пустых могил), помещенные в пол. Горельефы рыцарей в горизонтальном положении украшают девять гробниц, а на последней лежит ровная гранитная пластина. Каждый кенотаф соорудили под реального человека, но самая важная историческая личность среди всех это Уильям Маршалл.

Достопримечательность церкви можно увидеть в нескольких эпизодах фильма “Код да Винчи”, снятому по одноименному роману. В этом здании главный персонаж Роберт Лэнгдон искал рыцаря, которого приказал похоронить в храме Папа Римский. (Писатель Дэн Браун сотворил десятки увлекательных истории о Темпле, которые не происходили в действительности). Длинная колонна с фигурами двух храмовников на одном скакуне украшает внутренний двор храма. На территории расположено достаточно много надгробных плит из камня и памятных сооружений, которые выступают из земли.

Знаете ли Вы? Храмовники были крупной и властной организацией. Не удивительно, что они имели личную печать. На традиционном оттиске были изображены два тамплиера на одном коне, которые символизировали бедность. Такой обет давал каждый рыцарь, когда поступал в Орден. Печать использовали как подпись, чтобы скрепить соглашение или установить аутентичность документа.

Реконструкция и Вторая мировая война

В 1666 году в британской столице произошел

Великий пожар, но языки пламени не достигли церкви. Однако английский архитектор Кристофер Рен все равно “подправил” сооружение. Он кардинально изменил внутренний облик здания — обновил ширму алтаря и поставил в церкви первый орган. “Второе поколение” реконструкции произошло в 1841 году. Тогда зодчие Смерк и Бартон декорировали внутренний зал в стиле высокого Викторианства и Готики, чтобы приблизить храм к изначальному виду. Позже реставрацией занимался еще один архитектор Джеймс Питерс Сент Эбин в 1862 году.

Храму не удалось спастись в период Второй мировой войны — 10 мая 1941 года зажигательная бомба попала прямо в крышу Круглой церкви и начался пожар. Столп огня стремительно захватил капеллу и основной зал. В результате элементы из дерева, орган и викторианские обновления были уничтожены, а мраморные колонны в алтаре крепко потрескались от жара. Столпы поддерживали свод, но уже выглядели непрочно, поэтому их заменили на копии.

Подлинные детали

были с небольшим внешним уклоном — особенность, которую продублировали и в обновленных колоннах. На этот раз реконструкцией церкви занимался архитектор и историк Уолтер Годфри. Тогда обнаружили, что в XVII Кристофер Рен отреставрировал некоторые детали, которые до сих пор хранились в подсобном помещении. В итоге все элементы вернули на их законное место. Храм Темпл снова освятили в ноябре 1958 года.

Интересные факты

Если Вы любите путешествовать и любоваться достопримечательностями каждого города или страны, то вам заинтересуют и занимательные детали о Темпл. Далее самые увлекательные факты о храме Тамплиеров.

  • В церкви превосходная акустика, поэтому здесь часто выступают музыканты. В 1962 году сэр Джон Барбиролли записал исполнение “Фантазии на тему” Томаса Таллиса. Произведение написал композитор Ральф Воан Уильямс. Позже, в апреле 1982 года, Павел Тортелье сделал запись Сюиты для виолончели соло Баха.
  • В святом здании всегда было два главных священнослужителя, которых называли “Мастером (Главой) Темпла” и “Чтецом Темпла”. Звание Мастера Темпла напоминает титул Главы тамплиерского Ордена. Сейчас этот пост занимает священник Робин Гриффит-Джонс. Его назначили в 1999 году. В обязанности Мастера входит организация собраний “ланч-тайм токс”, на которые может прийти любой желающий. На таких мероприятий духовные лица обсуждают дела церкви. Официально Мастера называют “Преподобный и доблестный Мастер храма Темпл”.
  • Несколько сцен фильма “Код да Винчи” снимали в церкви Тамплиеров. На фоне некоторых кадров отчетливо видно плиты со скульптурами рыцарей.
  • Здание обустроено двумя органами: камерный орган сконструировал Робин Дженнингс в 2001 году, а второй с ручным регистром клавиатуры — фирма “Гаррисон & Гаррисон”. Изделие Гаррисона реставрировали в 2011-2013 годах. В этот период в храме стоял временный орган.

Часы работы

Церковь Темпла в Лондоне открыта для посетителей круглый год и 5 дней в неделю. Понедельник-вторник храм работает с десяти утра до четырех вечера, в среду только два часа — с двух дня до четырех вечера. Четверг-пятница — с десяти утра и до четырех вечера. Суббота и воскресенье — в церкви проводятся службы, на которые не пускают туристов.

Цены на билет

Посетить храм Темпла можно за деньги и бесплатно. Билет для взрослого человека обойдется в 5 £, а маленькие дети и подростки до 16 лет могут пройти бесплатно. Желающих помолиться и прихожан пропускают бесплатно. В таком случае нужно пройти в восточную часть церкви.

Полезности для туристов

В каждой стране, городе и даже у достопримечательности могут быть нюансы, о которых знают не все. Однако они могут сослужить службу для приезжих и гостей. В этом разделе Вы узнаете об органных концертах в Темпле и маршрут к самой церкви (оказывается, ее найти не так и просто).

Хоровая музыка в тамплиерской церкви

В святом сооружении постоянно проводят концерты на органе. Здесь можно бесплатно насладиться пением хора. В Темпле хор организовал доктор Дж. Хопкинс в 1842 году согласно английской церковной традиции. Благодаря организации хора руководитель получил порядочную репутацию.

В 1927 году хор Темпл стал известен на весь мир после исполнения песни “Услышь мою молитву”, которую пели под аккомпанемент мелодии Мендельсона, а спел ее Эрнест Лох. Это произведение вошло в список самых знаменитых записей церковного хора всех эпох и народов. Эту запись активно раскупали в прошлом столетии, поэтому в 1962 году она получила статус “Золотой диск” (миллион экземпляров). В 2018 году продажи достигли 6 миллионов копий.

Дорога к храму Темпл

Только половина туристов церкви могут сделать это с первого раза — отыскать саму церковь. Инн Темпл — это изолированный квартал, который окружают стены и десятки зданий в округе. На территорию инна ведут несколько ворот, которые так называют номинально. В действительности это небольшие неприметные калитки.

Проще всего попасть внутрь с улицы Флит-стрит. Необходимо найти вход в инн, а потом отыскать на территории храм. Сложность в том, что квартал запутанный и в нем десятки маленьких переулков. Церковь находится в одном из внутренних дворов. Эта часть инна расположена ближе к Сети и дальше от Трафальгарской площади. Будьте готовы, что указателей здесь маловато.

Храм Тамплиеров закрывают для посещений на время церковной службы, венчания, крещения. Ведь это приходская церковь. Ежедневные служения проходят утром, поэтому следует приходить сюда на осмотр достопримечательностей после обеда.

Что посмотреть рядом

В британской столице достаточно знаковых мест, которые стоит посетить. Недалеко от Церкви Тамплиеров расположены и другие знаменитые достопримечательности:

  • Тауэр. Официально это место называют Королевским дворцом и крепостью Ее Величества. Это исторический замок у берега Темзы в центральном квартале столицы. Цитадель построили в 1066 году после того, как норманны завоевали Англию. В разные периоды Тауэр использовали как королевскую резиденцию, крепость и тюрьму. В Средние века сооружение было символом власти британских монархов. Когда-то здесь содержали важных заключенных, и до сих пор в замке хранятся украшения и бриллианты королевского двора.
  • Виндзорский замок. Графство Беркшир знает каждый житель Туманного Альбиона. Здесь находится самый красивый замок страны. Здесь проживает и проводит большую часть времени королева Елизавета II и члены монаршей семьи. Резиденцию британских монархов часто называют “Извилистые берега”, а само здание внесено в книгу Рекордов Гиннеса, как самый крупный замок планеты. Внутри проводят упорядоченные экскурсии, а туристы должны соблюдать тишину. Ведь в этом месте английская королева не только живет, но и принимает президентов и глав других стран. Это величественное архитектурное сооружение расположено на высоком холме, на берегу огромной Темзы. В Виндзорском замке монархиня устраивает пышные приемы и выполняет обязательства перед народом. Именем этого дворца назвалась нынешняя королевская династия.
  • Букингемский дворец. Серое здание с золочеными гербами за высокими воротами — центр дипломатии, офис и обитель королевы Великобритании. Это символ английской монархии. Во дворце жили несколько поколений королевских семей, но никто не делал его официальной резиденцией. Перестроила сооружение и придала ему еще более великого облика королева Виктория. Узнать дома ли королева легко — над дворцом будет развеваться флаг, штандарт Виндзоров. Тогда внутрь попасть не удастся, зато можно посмотреть Смену караула у стен Букингемского дворца и Выставочный зал.

Церковь Тамплиеров существует с XI столетия, но только в начале XXI века она получила всемирную популярность. В романе “Код да Винчи” Дэн Браун описал храм и добавил его в произведение местом действия. Здесь профессор Роберт Лэнгдон искал погребение рыцаря Ордена. А о каких знаковых достопримечательностях, которые стали популярны благодаря книге или фильму, знаете Вы?

puteshestvovat.com

Храм Темпл (церковь тамплиеров) :: Фото, описание, как добраться

"Лондон, там рыцарь в храме усоп. Гнев понтифика он на себя навлек. Шар от могилы найди, Розы цветок. На плодоносное чрево сие есть намек."

Эти строки в поисках Святого Грааля привели героев романа «Код да Винчи» в храм Темпл в Лондоне, где находятся каменные надгробия рыцарей ордена тамплиеров.

Мифы и факты

Темпл - небольшая круглая церковь, основанная в 1185 году, названа в честь храма царя Соломона (Solomons Temple), от которого и произошло название средневекового рыцарского ордена тамплиеров (храмовников). Согласно легенде, на этом месте под развалинами старого строения они нашли древние свитки Сангрил, в которых описывалась жизнь Иисуса и Марии, давшие тамплиерам власть над Римом.

Папа римский даровал им особые привилегии, и в XII-XIII веках орден обладал многими землями и стал очень богат. Нередко тамплиеры служили в качестве банкоматов для знати: путешествовать с золотом было опасно в те времена, поэтому богачи охотно пользовались услугами рыцарей – они сдавали золото в ближайшей к ним церкви Темпла, а получали в любой такой же в Европе.

Хотя главной целью ордена оставалась военная защита государств на Востоке. Уходя в крестовые походы, рыцари благородного происхождения передавали все свое имущество братьям ордена. Назад возвращались немногие, поэтому орден богател с неимоверной скоростью. Рыцари Христа возводили готические соборы по всей Европе. За сто лет было построено более 80 соборов и 70 храмов.

К XIV веку влияние тамплиеров было уже больше, чем у самого короля. Растущее могущество вызывало зависть папы и опасения правителей. В 1307 году члены ордена подверглись жестоким преследованиям церковью и, в конце концов, были распущены папой Климентом V в 1312 году.

Небольшой круглый Темпл в Лондоне, больше похожий на римский замок или военную крепость, чем на Божий храм, пережил восемь веков политических баталий, выстоял во время великого лондонского пожара и Первой мировой войны, но сильно пострадала от бомб люфтваффе в 1940 году. После войны здание было полностью восстановлено в прежнем виде.

Что посмотреть

Сегодня храм функционирует как англиканская церковь с регулярными богослужениями. Мрачная атмосфера храма-крепости придает античной таинственности залам, где когда-то проводились тайные обряды тамплиеров. Тем не менее, это прекрасный готический собор из красивого кремового камня.

Одна из наиболее интересных достопримечательностей - десять рыцарских надгробий. На стенах также висят гротескные портреты - человеческие лица и головы горгулий. Неф (продолговатый зал), украшенный красочными витражами, содержит впечатляющий орган и красивый деревянный алтарь, созданный знаменитым архитектором Кристофером Реном.

В Лондоне не забудьте посетить два величайших дворца: Букингемский дворей и Виндзорский замок, которые наряду с знаменитыми замками и крепостями Англии - Лидс, Конви, Харлек, Бомарис - сегодня открыты для туристов и приглашают вас посмотреть роскошный королевский дом.

Храм Темпл (Temple Church) открыт с 12.00 до 16.00 (время меняется в отдельные дни).
Стоимость: туристы - £3,00, до 21 года - бесплатно. Прихожанам, желающим помолититься - вход бесплатный (они будут направлены в восточную часть храма).
Официальный сайт: www.templechurch.com

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2014-06-11

allcastle.info

Круглые Церкви Тамплиеров | Тамплиеры

Что бы ни представляло собой командорство — замок, просто дом, или ферму, — при каждом из них имелось место отправления культа — часовня, устроенная в самом здании или чаще размещенная в отдельном строении, расположенном вблизи монастыря.

Эти часовни не следует путать с приходскими церквями, переданными ордену Храма, по отношению к которым тамплиеры выступали в кaчестве патронов, т. е. назначали священников. Часовни отвечали духовным потребностям членов ордена; в них служили братья капелланы. Однако тамплиеры легко допускали в эти часовни соседей, к великому негодованию приходских кюре, которые теряли верующих и источник своего дохода. Именно в этом заключалась одна из причин постоянных разногласий между белым духовенством и монашескими орденами.

Случалось, что на базе часовен храмовников возникали новые приходы. Несмотря на то что военные ордены довольно поздно обосновались в сельской местности, они внесли свой вклад в изменение приходской системы. В некоторых малонаселенных областях, вроде плато Миллеваш в диоцезе Лимож, не хватало священников и была слабо развита церковная структура: поэтому тридцать приходов берут начало от часовен, построенных тамплиерами или госпитальерами. В договоре, заключенном в 1282 г. между лиможским епископом и прецептором ордена Храма в Лиможе, упоминается семнадцать часовен, из которых двенадцать превратились в приходские церкви [M. Aubrun. L’Ancien Diocèse de Limoges des origines au milieu du ХIe siecle. Clermont-Ferrand, 1981. P. 387-388.]. Во отвоеванных районах Испании тамплиеры и госпитальеры отвечали не только за оборону, но и за духовное руководство верующими до тех пор, пока не будет восстановлена полноценная церковная структура [K. Burns. The Crusader Kingdom of Valencia… P. 175.].

В буйном воображении некоторых фантазеров численность церквей храмовников выросла неимоверно, подобно тому как это произошло с замками. Любители эзотерики так же падки на часовни, как охотники за сокровищами — на замки. Виолле-ле-Дюк стоит у истоков совершенно безосновательного мифа, созданного исходя из статистических подсчетов, согласно которым тамплиеры, руководствуясь таинственной алхимией чисел, якобы строили церкви с центральной планировкой по образцу храма Господа.

Первым на несостоятельность этого мифа указал в своей статье Эли Ламбер. Проведенные с тех пор систематические исследования позволили подтвердить его гипотезу [E. Lambert. L’architecture des Templiers // Bulletin monumental, 112 (1954). Специальный обзорный выпуск в Archeologia, 1969. С. Higounet, J. Gardelles. L’architecture des ordres militaires dans le sud-ouest de la France // Actes du 87e Congrès des sociétés savants. Poitier, 1962, section d’archéologie. Paris, 1963. P. 173-194. R. Pernoud. Les Templiers… P. 34-46. Недавнее уточ­нение можно найти в кн.: Les Ordres religieux. La vie et l’art / Ed. G. Le Bras. Paris, 1979. T. I. Глава о военных орденах принадлежит M. Cocheril (P. 654-727).]. Церкви с центральной планировкой — в виде ротонды или многоугольника — во-первых, являлись исключением среди религиозных построек ордена Храма, а во-вторых, не были присущи только ему. Несколько известных нам образцов построены с большой тщательностью и находятся в крупных командорствах. На Востоке к этому архитектурному типу принадлежит только двенадцатигранная часовня в могучей крепости Шато-Пелерен. Во Франции первая церковь в парижской резиденции тамплиеров имела форму ротонды с куполом, опирающимся на шесть колонн: она единственная в своем роде, а церковь в Меце, вне всякого сомнения, не имеет к тамплиерам никакого отношения. Орденская часовня в Лане имеет в плане восьмиугольник с алтарной нишей напротив входного портала.

Таким образом, существовало две формы: круглая ротонда и многоугольник с восемью или двенадцатью сторонами. Первая брала за образец часовню Воскресения (Anastasis) в храме Гроба Господня. Но новшеством это не было: по этой модели уже построили дворцовую капеллу в Ахене. В XI в. несколько церквей было построено «по образу храма Гроба Господня» (ad instar Dominici Sepulchri): Неви-Сен-Сепулькр, возведенный в 1042 г., Селеста (1094 г.), Падерборн, Болонья [G. Sieffert. Ecclesia ad instar Dominici Sepulchri // Revue du Moyen Age latin, 5, (1949). P. 198. Автор совершил ошибку, приписав храмовникам ча­совни в Эвнате и Торрес-дель-Рио в Наварре.]. Если во Франции мы знаем всего один пример церкви тамплиеров этого типа, то в Англии их несколько: старый Храм в Лондоне, а также церкви в Темпл Бруере, Дувре, Бристоле, Гарвее, Эсклеби. Но здесь эту модель использовали не только тамплиеры: по такому же архитектурному принципу построены церкви Гроба Господня в Кембридже и Нортгемптоне. Желание подражать Anastasis здесь слилось с «англо-нормандской традицией», по выражению Эли Ламбера, а в целом с древней кельтской традицией, вытесненной в других местах. Тем не менее два самых прекрасных образца этого типа находятся один в Португалии, в замке Томар, а другой в Сеговии, где хранится бесценная реликвия — частица подлинного Креста Господня. Церковь в Сеговии, которую долго приписывали тамплиерам, в действительности принадлежала каноникам храма Гроба Господня в Иерусалиме [G. Bresc-Bautier. Les imitations… P. 329-330.].

Таким образом, часовни в форме ротонды получили в ордене Храма довольно ограниченное распространение, хотя и точно воспроизводили образец: тамплиеры в свою очередь примкнули к традиционному архитектурному типу часовен, главной моделью которого может служить дворцовая капелла в Ахене.

Что касается церквей с многоугольником в плане, то они не име­ют ничего общего с храмом Гроба Господня, которому более или менее сознательно подражали строители предшествующих часовен. Некоторые исследователи полагают, что здесь можно усмотреть влияние иерусалимского храма Господа или купола Скалы, который, как мы знаем, имеет форму восьмигранника. Но это неверно. На Западе и раньше существовала традиция строить часовни с восьмиугольным планом, который особенно четко прослеживается при кладбищенских часовнях. В качестве примера можно привести восьмиугольную часовню в Монморильоне, которую долгое время ошибочно приписывали тамплиерам. К тому же типу принадлежит часовня храмовников в Лане, имеющая восемь граней без круговой галереи и кровлю в виде фонаря. Но на Востоке данная модель не встречается, в то время как в том же Лане на кладбище аббатства Сен-Венсан можно видеть восьмигранную часовню, возведенную еще до появления тамплиеров в этом городе.

Таким образом, развитие этих архитектурных типов начиная с XI в. объясняется различными западноевропейскими традициями вкупе со стремлением подражать храму Гроба Господня. Не оставшись в стороне, орден Храма построил несколько церквей в форме ротонды или многогранника. Но для них это было лишь исключением из правила.

Правила? Правилом были простые церкви с прямоугольным планом. Большая часть церквей в замках Каталонии, Арагона, Кастилии и Святой земли (Тортоса, Шатель-Блан) принадлежит к этой разновидности, которая подразделяется на две подгруппы [С. Higounet, J. Gardelles. L’architecture des ordres militaires dans le sud-ouest de la France… P. 178.].

В первом случае речь идет о прямоугольной в плане капелле с единственным нефом, от пятнадцати до двадцати метров в длину и от пяти до семи метров в ширину, с толстыми стенами, опирающимися на плоские контрфорсы. В плоскую апсиду врезаются узкие оконные проемы, обычно сгруппированные по три. Храм перекрыт цилиндрическим сводом с подпружными арками, создающими излом кровли и определяющими пролеты в нефе, которых чаще всего три. Во втором случае церковь обладает сходными параметрами за единственным исключением: апсида имеет полукруглую форму и увенчана сферическим сводом.

На юго-западе Франции Ж. Гардель и К. Игуне насчитали, среди ныне существующих зданий и тех, от которых остались четкие следы (например, церковь Храма в Бордо), десять собственно построек тамплиеров: у трех из них полукруглая апсида, у шести плоская, а у одной эту деталь определить невозможно [Речь вдет соответственно о часовнях в Монсоне, Бульон-Вье, Ронстанеже, Номдье, Пор-Сан-Мари, Бордо, Ла Грав, Магриньи, Марсане, Тампль-сюр-Ло.]. Строений госпитальеров еще больше, так как целых двадцать из них имеет плоскую апсиду. И ни в одном случае не приходится говорить о собственной архитектуре тамплиеров. Ж. Гардель и К. Игуне представили прямоугольные в плане часовни с полукруглой апсидой как общепринятый тип, распространенный от Комменжа до Бретани и от Наварры до Бургундии.

По их мнению, разновидность с плоской апсидой получила лишь ограниченное распространение. Если в Жиронде и Ло-э-Гаронне нам известно лишь по одной подобной постройке, то в Шарант-Маритим (Большой и Малый Ма Де, Маллиран, Англе), Пуату, Бери, Ионне (Соле д’Илан) они встречается повсеместно. Этот тип был присущ центральной и западной Франции и был связан с местными традициями. Как и многие другие, тамплиеры и госпитальеры должны были нанимать на свои стройки местных архитекторов.

Но мне кажется, что этот тип постройки был распространен гораздо больше, нежели полагали Ж. Гардель и К. Игуне, поскольку именно по этому плану возведены три часовни в шампанском Бри — Куломье, Шеврю и Кутран, а также часовня Фонтенель в Бургундии [J. Schelstraete. Les templiers en Brie champenoise // Monument et Sites de Sieine-et-Marne, 9 (1978). P. 27-29. R. Pernoud. Les Templiers… P. 37.]. Речь идет о простых зданиях, которые несложно воспроизвести. Этим-то, возможно, и объясняется факт их распространения, начавшегося в Аквитании.

Скульптурное убранство этих часовен примитивно и заставляет вспомнить о влиянии Сито, где враждебно относились ко всякой роскоши в декоре. Впрочем, следует соблюдать осторожность в выводах: некоторые из этих часовен покрыты росписями. Проблема заключается в том, чтобы установить, нужен ли был этот колоритный декор самим тамплиерам. Знаменитые фрески часовни в Крессаке, в Шаранте, обязаны своим существованием великодушию дарителя, желавшего обеспечить себе вечную память. На этих фресках изображены вооруженные всадники, нападающие на сарацин; это не тамплиеры, а крестоносцы, однако в стороне можно различить трех рыцарей Храма, выходящих из города. Зато фрески церкви Сан Бевиньяте в итальянском городе Перудже дают нам редкий пример декора, выбранного (и реализованного?) самими тамплиерами. В XIII в. многие церкви имели свой декор, и следы его сохранились на юго-западе, в Магрине, Ла Граве и Монсоне. Часто орнамент бывал геометрическим, стилизованным растительным, линейным или зубчатым. Здесь достаточно всего одного шага — и он был сделан, — чтобы заговорить об арабском влиянии или эзотерике. Почему бы и нет, ведь речь идет о средних веках, когда повсюду царствовал символизм? [P. Descamps. Combats de cavalerie et épisodes des croisades dans les peintures des ХIIe et ХIIIe siecles // Orientarla Christiana Periodica. Rome, 13 (1947). F. Tommasi. L’ordine dei templari a Perugia… P. 70. F. Laborde. L’eglise des templiers de Montsaunes (Haute-Garonne) // Revue de Comminges, 92 (1979), 93 (1980).] Однако не только тамплиеры использовали такие формулы; кроме того, не забудем об устойчивых местных традициях. Почему бы тамплиерам, выказавшим столь замечательную способность приспосабливаться к местным условиям в вопросах хозяйствования и управления своими владениями (вспомним, например, об адаптации к лингвистическим ареалам), не действовать таким же образом в области архитектуры и искусства? В общем нам остается признать, что тамплиеры, не основав собственного международного направления в искусстве, широко использовали по всей Европе один, простой и практичный, тип постройки. То же самое делали и госпитальеры.

Демурже А. «Жизнь и смерть ордена тамплиеров 1120-1314»
Спб.: Евразия; 2008, — 391, (9) с.

templi.ru

Церковь тамплиеров и церковь госпитальеров / Церкви-близнецы / Фамагуста

Церковь тамплиеров и церковь госпитальеров стоят в центре Фамагусты, в квартале от мечети Лала Мустафа-паша. Их также называют церкви-близнецы, потому что они построены очень близко друг от друга и внешне похожи.
 

Официально они называются «церковь тамплиеров Святого Иоанна» (большая) и «церковь госпитальеров Святого Иоанна» (меньшая). Информации о том, кто и когда их построил, почти нет, но археологи пришли к выводу, что их возвели здесь около 13-14 веков.

Тамплиеры (или «бедные рыцари Христа и храма Соломона») – были организацией рыцарей, которые были собраны для защиты паломников-европейцев на пути в Святую землю. Они разработали систему письменных гарантийных талонов, которыми путешественники могли расплачиваться, не везя при этом с собой золото, и не подвергаясь риску быть ограбленными (это был прообраз банковской системы). Этот орден, образовавшийся приблизительно в 1119 году, просуществовал два века и даже один год владел островом Кипр, когда его им подарил Ричард Львиное Сердце.

Вся власть и богатство тамплиеров было тесно связаны с возможностью путешествовать в Святую землю, но, после того как она была занята мусульманами в 1187 году, паломники лишились такой возможности, и орден переключился на сотрудничество с крестоносцами, а потом и на ростовщичество. Король Франции Филип IV Красивый (1268 — 1314), будучи должным тамплиерам много золота, а также возмущённый их неповиновением никому, инициировал суд над рыцарями ордена, вследствие чего всё их имущество перешло короне, а сами они убиты или казнены.

Госпитальеры («орден Святого Иоанна» или «Мальтийские рыцари») были христианской организацией, основанной в 1080 году в Иерусалиме для того, чтобы заботиться о бедных, больных или раненых паломниках, прибывавших в Святую землю. После первого Крестового похода этот орден взял на себя роль защитника и охранителя Святой земли. После падения Акры в 1291 году, многие госпитальеры бежали на Кипр, где получили значительную часть имущества тамплиеров после их разгрома.

По этим двум церквям заметно, что они строились не одним владельцем и в разное время, потому что того перехода между ними, который мы видим сегодня, первоначально не было. Вывод о том, кому принадлежали эти церкви, был сделан, в основном, по геральдическим щитам, однако существует версия, что они неверно были приписаны госпитальерам, и поэтому храмы могли принадлежать кому-то другому. Возможно, они были частными семейными часовнями богатых генуэзских торговцев, поскольку «горизонтальный» крест на верхней части правого щита очень похож на крест с геральдического щита семьи Цибо.

Обе церкви построены из отёсанного песчаника в Готическом стиле. Они очень неприметные как снаружи, так и внутри.

Большая церковь (тамплиеров) примерно шесть метров в ширину, семнадцать метров в длину и семь метров в высоту. Это простой однонефный храм с одной апсидой (полукруглой частью) на восточной стороне, звонницей, пятью большими стрельчатыми окнами, одним маленьким окном в апсиде и двумя входными дверями – с востока и севера. Над дверью церкви, которая располагается со стороны фасада, есть круглое окно-розетка, а над ним и по сторонам – держатели для флагов.

Над главной входной дверью маленькой церкви (госпитальеров) находится каменная панель с вырезанными геральдическими щитами этого ордена, которая и стала главным основанием для того, чтобы приписать владение этими храмами госпитальерам. Церковь насчитывает около шести метров в ширину, девяти в длину и семи в высоту. Она также однонефная и одноапсидная. Кроме главного входа, у церкви есть ещё две двери – с южной и северной сторон, над каждым из которых находится по большому стрельчатому окну. В восточной апсиде также есть одно крошечное окошко. Маленькая колокольня к этой церкви была пристроена намного позже.

Церкви недавно были отреставрированы, и сейчас в церкви тамплиеров размещается культурный центр, а в церкви госпитальеров – бар.
 

Достопримечательности поблизости: Несторианская церковь, руины церкви Святого Франциска, собор Святого Николая, руины католической церкви Святого Георгия

 

Полезная информация о церкви тамплиеров и церкви госпитальеров в Фамагусте, Северный Кипр

Местоположение:

В центре старого города; в 100 метрах к северо-западу от мечети Лала Мустафа-паша
 

Как добраться:

На автобусе доехать до автостанции İtimat, войти в огороженный город через проход у ближайшего бастиона Ребеллино, и идти прямо, углубляясь в город, до мечети Лала Мустафа-паша, где повернуть на улицу Kışla Yolu.
На такси или автомобиле
 

Адрес:

Kışla Yolu Sk, Gazimağusa, Cyprus
Кипр, Фамагуста (Газимагуса), улица Kışla Yolu
 

Название на турецком:

Ikiz kiliseler
Templar veHospitalier Kiliseleri
 

Название на английском:

The Twin Churches of Templars and Hospitallers
 

Время работы:

Осмотр только снаружи
 

Телефон:

нет
 

Сайт:

нет
 

E-mail:

нет
 

Координаты:

35.125536,33.940633 (вставьте эти координаты в строку поиска карт гугл и увидите реальное положение церквей-близнецов)
GPS: 35°7′31.93″N, 33°56′26.28″E
 

Цена входного билета:

Осмотр только снаружи
 

Понравилась статья? Кликните на +1 и сообщите об этом автору!


 
Статьи на ту же тему:

Собор Святых Петра и Павла (14 в) / Фамагуста
Гробница и музей Канбулата в Фамагусте
Монастырь Святого Варнавы и археологический музей (9 в., 18 в.) / Фамагуста
Некрополь Саламина и королевские гробницы (8 в. до н.э. — 4 в. н.э.) / Фамагуста
Руины православного собора Святого Георгия (1360) / Фамагуста
Церковь Святого Симеона (12 в) / Фамагуста
Церковь Святого Николая (14 в) / Фамагуста
Церковь Святого Пояса (14 в) / Фамагуста
Погода на Кипре по месяцам

Об авторе

tuorism.ru

Храм Соломона и тамплиеры. Сакральная геометрия. Энергетические коды гармонии

Храм Соломона и тамплиеры

Орден Храмовников, или Тамплиеров – военно-религиозный орден христианских рыцарей-монахов, основанный в 1118 году. Он имел непосредственное отношение к Храму Соломона, оказавшему существенное влияние на характер ордена.

Под «Храмом Господнем» подразумевается мечеть Аль-Акса, находившаяся на Храмовой горе. В дань памяти этому Храму крестоносцы переименовали Купол Скалы в Храм Соломона. Оттуда же пошло и название ордена тамплиеров – «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона», или «Рыцари Иерусалимского Храма». Название «тамплиеры» также произошло от «temple» – часовня, Храм.

В 1118 году на Востоке рыцари крестоносцы – среди них были Жоффрей де Сен-Омер и Хуго де Пайен – посвятили себя религии, давши обет константинопольскому патриарху, кафедра которого всегда была тайно или открыто враждебна Ватикану со времен Фотия. Открыто признанной целью тамплиеров было защищать христианских пилигримов в святых местах; тайным намерением – восстановить Храм Соломона по образцу, указанному Иезекиилем. Такое восстановление, предсказанное иудейскими мистиками первых веков Христианства, было тайной мечтой Восточных патриархов. Восстановленный и посвященный Вселенскому культу, Храм Соломона должен был стать столицей мира.

Восток должен был превалировать над Западом и патриархия Константинополя должна была верховенствовать над папством. Чтобы объяснить название тамплиеры (Храмовники), историки говорят, что Балдуин II, король Иерусалимский, дал им дом в окрестностях храма Соломона. Но они впадают здесь в серьезный анахронизм, потому что в этот период не только не оставалось ни одного камня даже от Второго Храма Зоровавеля, но трудно было и определить место, где эти храмы стояли. Следует считать, что дом, отданный тамплиерам Балдуином, был расположен не в окрестности Соломонова Храма, а на том месте, где эти тайные вооруженные миссионеры Восточного патриарха намеревались восстановить его.

Тамплиеры считали своим библейским образцом каменщиков Зоровавеля, которые работали с мечом в одной руке и лопаткой каменщика в другой. Поскольку меч и лопатка были их знаками в последующий период, они объявили себя Масонским Братством, то есть Братством Каменщиков. Лопатка тамплиеров состоит из четырех частей, треугольные лопатки располагаются в форме Креста, составляющего каббалистический пентакль, известный как Крест Востока.[36]

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Православные тамплиеры Адриатики

После сожжения Жака де Моле и гибели всего руководства Ордена Храма выжившие тамплиеры двинулись на восток

Принявшись за статью о тамплиерах, я нарочно заглянул в три московских книжных магазина и насчитал семь новейших книг, в названиях которых употреблено слово «тамплиер». Рыцари Христа из Храма Соломонова не могут пожаловаться на отсутствие внимания к ним в преддверии семивекового юбилея уничтожения этого ордена.

Но если по этим книгам составить историческую карту тамплиерики, то возникает странное зрелище. Очень подробно вычерчиваются Франция и Британия; относительно пестра отметками Испания и Португалия. Италия обозначена уже очень слабо, Германия — только самыми общими контурами. И ничего не сказано о существовании Ордена Храма к востоку от Рейна. Между тем, не было среди крестоносных орденов более восточного и по духу, и по устремлениям, чем Орден Храма.

Уже лет сорок спустя после возникновения Ордена тамплиеры появились в славянских землях. В уставе Ордена, известном как Statuts hierarchiques, принятом между 1156 и 1169 годами, уже названа в числе прочих венгерская провинция Храма. Венгрия в те времена простиралась от русских границ до Средиземного моря.

В 1162 или 1163 году вассал венгерского короля, правитель Боснии бан Борис (ban Boric', годы правления 1154–1164) даровал Ордену землю Жделя (Zdelia) к югу от Дравы. В 1169 году в обладании Храма оказался монастырь св. Георгия близ вольного города Задар, на берегу большого озера Врана. Чаще этот приорат Ордена Храма так и именовали — Врана, или Урана. Там поселился магистр Венгрии, правитель тамплиерского Востока.

Особенно чтил рыцарей Христа и Храма венгерский король Андраш II (II. Andra's или Endre, 1175–1235, годы правления 1205–1235). В 1217 году он передал Ордену горную крепость Клис близ Сплита, в 1219 году — землю Гечке (Gecske, Gasko). Венгерский историк Балаж Штоссек (Balazs Stossek) (в статье «Maisons et possessions des Templiers en Hongrie») писал: «Владения и замки Ордена находились на юге страны, в пределах Славонии и Хорватии, около важнейших торговых и военных дорог. ... Это были владения самые обширные и самые важные. На этой территории находился центральный Дом провинции Венгрии — Врана, также как и дома Гора (Gora, это селение и ныне известно под тем же названием), Глогонца (Glogonca, ныне исчезнувшая бесследно) и Сенч (сейчас Zengg, Senj), Дубица (Dubica, Босанска Дубица) и Шент-Мартон (Szent-marton, сейчас Божьяковина, Bozjakovina)».

 

В основном все владения тамплиеров на Адриатике были сосредоточены на побережье, у основных портов, на скрещении морских и сухопутных дорог. Земля эта в те времена именовалась Далмация, или Склавония. Эти территории вошли в состав современной Хорватии. Руины Враны (на территории городка Бьоград), остатки укреплений Клиса и сейчас являются национальным достоянием этой страны.

Но венгерский Дом Храма не ограничивался Адриатическим побережьем. Тамплиеры владели замками в самой Венгрии, например, у озера Балатон и на востоке королевства, на границе Галицкой Руси. Уже в 1170-е годы появился сильный замок Середне, самый восточный в Европе оплот Ордена Храма. Сейчас его развалины — в Ужгородской области на Украине.

Появились тамплиеры и в самой сердцевине православного мира — в Византии. В 1204 году крестоносцы разгромили Константинополь, где пребывал единый тогда для всей Восточной Церкви владыка — Вселенский Патриарх. Орден рыцарей Храма непосредственно в разгроме Цареграда почему-то не участвовал. Но когда крестоносцы стали делить греческие земли, значительные владения достались и тамплиерам. Возникли их орденские дома в Фессалии, в окрестностях Фив, на острове Эвбея и особенно в Ахайе, на самом юге страны. О греческих владениях Храма очень мало известно. Судя по всему, они тоже подчинялись магистру Венгрии.

В 1280-х во Вране правил француз Жерар де Виллер (Gerard de Villers). Затем, в 1289 году, упоминается на этом посту Фредерик фон Зальм (Frederic von Salm). В 1296 году — снова немец, брат Бертрам фон Эсбеке (Bertram von Esbeke), Предпоследний магистр провинции, с 1297 до 1299 годы, Фредерик де Нигрип (Frederic de Nigrip), видимо, венгерский рыцарь. Последним известным венгерским магистром Храма был Фридрих фон Альвенслебен (Friedrich von Alvensleben), знатный рыцарь из-под Магдебурга. Он встал во главе провинции в 1300 году, а в год крушения ордена был уже приором в королевстве Германии. Кто правил в цитадели Враны в 1307 году — неизвестно.

Жерар де Виллер, бывший правитель тамплиерской Венгрии, взлетел на самые высоты иерархии: с 1299 года он стал наставником (preceptor) Франции. И он же — единственный из высших иерархов ордена — исчез после октября 1307 года. Он не был ни схвачен, ни осужден. Затеряться, забыться он никак не мог, ведь в это время прецептор Франции был вторым человеком в ордене.

В 1309 году папа Климент V (Clement V, 1264–1314) потребовал усилить поиски тамплиеров в Тоскане, в Далмации и в Истрии. Инквизитором в этих странах был назначен Джано, архиепископ Пизы. Действовал он, как известно, очень усердно, но в данном случае безуспешно. Тамплиеры Клиса и Враны словно растаяли, хотя укрыться им было практически негде: во всех католических странах Средиземноморья правила одна и та же анжуйская династия — ближайшие родственники короля Франции.

В конце октября 1309 года старый Карл II Анжуйский (Charles d’ Anjou, 1254–1309), король Обеих Сицилий, приказал немедленно схватить всех тамплиеров в своих владениях. Так же быстро и беспощадно действовали два других короля: его сын, Филипп д’Анжу, князь Таранто и (по второй жене) Ахайи (Philip I of Taranto, 1278–1332), и внук, Карл Роберт Анжуйский (Charles II Robert d'Anjou, 1288–1342), король Венгрии.

В Греции указом от 11 ноября 1310 года папа поручил конфискацию имущества храмовников латинскому кардиналу-патриарху Константинополя и архиепископу Патраса. По договору со Святым Престолом на два года доходы от владений рыцарей Христа должен был получить Готье де Бриенн, (Gauthier de Brienne) герцог Афинский. Этот хищник, державший в страхе все восточное Средиземноморье, своего, несомненно, не упустил.

 

В 1309 году Далмация как раз вышла из-под власти Венгрии и стала венецианской. На короткое время убежищем рыцарям Храма могла стать Венеция, она уже полвека была неизменным главным союзником Ордена. Более того, в это же время папа Климент V наложил интердикт (interdictum, церковное осуждение) на Венецию. Примириться с Престолом св. Петра город св. Марка смог только в 1313 году. Известный тамплиеролог Дж. Лерман в своей «Истории тамплиеров» писал: «Венеция милостиво отложила неизбежное упразднение ордена, и когда, наконец, оно произошло, это уже не явилось таким тяжелым ударом».

К лету 1313 года тамплиеры вынуждены были покинуть и Венецию. Но у тамплиеров Адриатики, в отличие от прочих их собратьев, было почти пять лет на подготовку свого исчезновения.

В пределах духовной власти папы никто убежища тамплиерам предоставить не мог. Чтобы укрыться, рыцари Храма должны были перейти границу Запада.

Первая стрелка, указывающая дальнейший путь рыцарей из Враны, крохотная, едва заметная на громадной пустынной карте — это тамплиерская фреска Лорето.

Дом Пресвятой Богородицы из Лорето — одна из десяти самых почитаемых еще со Средних веков святыня христианского мира. Одна из самых загадочных — тоже. Святыня представляет собой надстройку из грубых камней над пещерным жилищем, где жила со своими родителями Пресвятая Дева. Этот домик в Назарете чтили еще в первые века христианства.

По легенде, когда в лето 1291 года мусульмане захватили последние прибрежные города Святой Земли, в Назарет явились ангелы и перенесли Дом Девы через Средиземное море, в Далмацию. Через три года — снова чудо. В ночь на 10 декабря 1294 года Дом Марии оказался в Италии, в провинции Реканати, в придорожной церкви у Лаврового холма — дель фондо дель Лорето. Эта легенда с XIV столетия вошла в каноны католической церкви и сомнениям не подвергалась.

Церковь Санта-Мария дель Фондо дель Лорето на протяжении семи столетий росла и перестраивалась. Святыня — древние темные камни — находилась в самых недрах храма. Изнутри Дом Девы постепенно был полностью покрыт фресками.

В 1921 году в храме Лорето был сильный пожар. Роспись погибла, но остались фотографии и зарисовки. Одно из изображений Дома Лорето вновь привлекло внимание в 1980-х, когда по миру вновь прошла волна тамплиеромании. На фреске были рыцари в белом, с красными четырехконечными крестами на туниках — тамплиеры. Фреска датирована 1625 годом — после разгрома Ордена бедных рыцарей Христа прошло уже три века.

А в 1964–1965 годах, в щелях камней Дома Марии, к которым веками не прикасались, были найдены ветхие остатки крестиков из красной материи.

Во второй половине ХХ века в Ватиканском архиве была обнаружена пергаментная грамота от сентября 1294 года. Там сообщалось, что Никифор I Ангел, деспот Эпирский, в приданое своей дочери, среди прочего, передал «святые камни, взятые из Дома Пресвятой Владычицы нашей Богородицы». Легенда неожиданно нашла подтверждение: перенесению Дома Марии через море содействовал Ангел, правда, не крылатый.

Выходит, что на исходе XIII века у Ордена Храма были особо близкие отношения с деспотом Эпира. Ведь этому второстепенному монарху — да еще и «еретическому», православному — тамплиеры преподнесли столь драгоценный дар, Святой Дом.

При взгляде на политическую карту того времени ясно, что после 1313 года далматийским тамплиерам из Клиса и Враны была только одна дорога — в Эпир. Или, по крайней мере, через Эпир. Два-три дня пути по морю, вдоль побережья; недели две — верхом, по горным дорогам, — и тамплиеры становились недосягаемы для инквизиторов Рима в стране, с которой уже, по крайней мере, двадцать лет назад были установлены самые дружеские отношения.

Сейчас на бывшей территории Эпира — Албания и часть Македонии. Государство это было странное, не относившееся ни к франкскому Западу, ни к византийскому Востоку. Населяли его самые разные народы — полудикие албанцы; греки-эпироты, мало похожие на своих южных собратьев; влахи, он же морлаки, родственники нынешних румын; и, едва ли не большая часть страны — славяне, сербские и болгарские племена. На троне Эпира пребывал в начале XIV столетия деспот Фома II Ангел Комнин (Thomas Angelos Comnenos, умер в 1318), он считался отпрыском старой императорской династии Византии.

На Эпир не распространялась даже власть православного патриарха Константинопольского. Там существовала (на тот момент уже почти три столетия) совершенно независимая, православная церковь во главе с архиепископом Охриды. Ближайшим к Эпиру латинским государством было графство Кефалония и Занте, маленькая морская страна-архипелаг.

В 1318 году войска графа-палатина Кефалонии неожиданно захватили Эпир, и Фома Ангел был убит. Вскоре младший брат графа, Джованни Орсини (Giovanni Orsini, умер в 1335) короновался как деспот Эпирский.

Горно-морское государство, зажатое между западом и востоком, Эпир и Кефалония, продержалось, как ни странно, долго. На престоле его после Орсини побывали династии Аччайоли (Acciaioli), потом — Токко.

В 1479 году последний палатин Кефалонии и Занте, деспот Эмира Леонрадо III Токко (Leonardo или Leonhardo Tocco; или Точчи, Tocci) был изгнан турками. Эпир попал под власть Османской Империи, но Кефалония и Занте остались на Западе: в 1502 году эти острова отстояла в морских сражениях Венеция.

 

Следующее после Лорето указание на судьбу исчезнувших тамплиеров Далмации отыскалось в России XVIII века. Это была эпоха истинного торжества тамплиеромании. Наследниками Ордена Храма объявили себя важнейшие течения франк-масонства. Главы сразу нескольких новых Орденов Храма настаивали: только они являются хранителями подлинного наследия Старых Прецепторов. С 1760-х годов и в России действовали многочисленные тамплиерские ложи.

Примерно в 1765 году в Петербурге возник Орден Храма — так называемая система Мелиссино. Краткое описание его иерархии впервые появилось в немецкой «Энциклопедии Вольных Каменщиков» Леннинга. Наименования степеней посвящения отличились особой романтической изысканностью: низшая степень, например, именовалась «рыцарь Темной Пещеры». Во главе его стоял Всемогущий Священник Храмовников (Magnus Sacerdos Templariorum): некто Петр Иванович Мелиссино (1730—1797), артиллерии полковник. «Высокий худощавый человек с блестящими глазами и с богатыми дарованиями. Он ... имел увлекательную наружность и прекрасное красноречие», — писал о нем в своих мемуарах прусский масон Фишер.

Мелиссино объявил, что тайную преемственность от старого Храма сохранили его предки, и потому он магистр по праву рождения. Мелиссино — род греческий, весьма известный в истории, можно даже сказать, легендарный. Эта фамилия более чем заметна была в истории Византии с Х века, они были родственниками императорских домов Комнинов и Ангелов. Княжество Мелиссино в Ахайе граничило с владениями тамплиеров. В 1454 году Рикардо Мелиссино (Richardo Melissino), венецианский рыцарь, грек родом, переселился с Крита (тогда тоже бывшего венецианской колонией) на Кефалонию. С этого времени они жили на этом острове.

Так что полковник Мелиссино, прямой потомок рыцаря Риккардо, сын кефалонского уроженца, имел определенное право на тамплиерское фамильное предание. По его утверждениям, братство рыцарей Храма существовало на Кефалонии еще в XV веке. В него и приняли наследники тамплиеров его предка.

Но всерьез тогда византийских тамплиеров не приняли, и попытка Мелиссино была забыта вскоре после его смерти. Можно было бы спокойно отмести версию Мелиссино, если бы не фреска Лорето. И еще — белые рыцари острова Кефалонии. На этом острове жители до сих пор хранят память о том, что какие-то воины, ходившие в белых одеждах, жили здесь. Это предание каким-то образом связано с местным древним монастырем св. Герасимоса.

Современный туристический проспект сообщает: «Карнавал на масленицу особенно почитаем кефалонийцами. ... «Рыцари» надевают традиционные белые юбки, украшенные шелковыми лентами, белые облегающие рубашки, белые перчатки и белые бумажные шлемы, украшенные маленькими колокольчиками и шелковыми лентами. Грудь украшается золотыми орнаментами, цепями, часами, брошками и медалями».

Так что есть еще надежда заполнить зияющие пустоты восточной тамплиериады при помощи не задействованных еще совершенно анналов Хорватии, Греции, а то и России.

www.osmthrussia.ru

"РЫЦАРИ ХРАМА" (взлет и падение Ордена тамплиеров)

    Тамплиеров по праву считают не столько рыцарями меча, сколько безупречными финансистами, сумевшими за двести лет существования своего Ордена сколотить огромное состояние.
    Во время крестовых походов в 1119 - 1120 годах бургундские рыцари Гуго де Пен и Готфрид Сен-Омер вместе с другими воинами основали в Палестине небольшое воинское братство. Этим рыцарям была поручена охрана дорог, ведущих в Иерусалим, и, вероятно, в планах основателя Ордена первоначально не было намерения сосредоточить в своих руках огромную власть посредством накопления капитала.
     Спустя некоторое время члены братства приняли ряд статей бенедиктинского монашеского устава и дали обет иерусалимскому патриарху. Глава Иерусалимского королевства король Болдуин Фландрский предоставил новому Ордену собственное помещение. Оно распологалось рядом с мечетью, стоявшей на месте храма Соломона. Поэтому орден стал именоваться "Орденом бедных братьев Христа из храма Соломона", "храмовниками" или "тамплиерами" (от французского "temple" - храм).


    Постепенно влияние тамплиеров росло. Каждый новый папа Римский обязательно одаривал их милостями из церковной казны. вскоре тамплиеры получили право строить на свои деньги храмы и покупать землю для кладбищ, где они хоронили братьев-храмовников. Если верховная власть отлучала кого-либо от Церкви, тамплиеры имели право отменять эти отлучения, разумеется, не бесплатно.
    Вольности тамплиеров заключались еще и в том, что их имущество освобождалось от налогов. Все средства собранные ими, шли в казну Ордена. Церковным иерархам запрещалось вмешиваться в жизнь Ордена, поскольку он имел собственное, независимое ни от кого духовеннство. Другие ордена, не имевшие подобных привилегий, постепенно утрачивали свое могущество по сравнению с тамплиерами. Количество желающих вступить в процветающее братство постоянно увеличивалось.



    Центр Ордена по-прежнему находился в Иерусалиме, а его многочисленные филиалы разместились по всей Европе.
    Богатство тамплиеров принимало невиданные объемы. Причиной обогащения стало умело поставленное ростовщичество. Имея свои приораты в европейских странах и на Ближнем Востоке, храмовники изобрели безналичный перевод денег. Золото не перевозилось из страны в страну, а переводилось со счета на счет по письмам монахов-казначеев. Во второй половине XII века "бедные братья Христа" стали владельцами неисчислимого количества золота, огромными территориями, замками, храмами и прочим движимым и недвижимым имуществом. Так, к примеру, за сто тысяч византионов (просто астрономическую по тем временам сумму) они в 1191 году купили у английского короля Ричарда Львиное Сердце остров Кипр.
    По сути, все нынешние банковские операции были изобретены и опробованы тамплиерами. Они ввели систему банковских представительств, отделили банковское дело от купеческого, изобрели систему чеков и ввели в обиход понятие "текущий счет".
    Некоторые способы обогащения тамплиеров, в конце концов, стали вызывать недовольство тогдашней знати. Чаще всего храмовники выдавали деньги под заклад. Этим закладом могли быть королевские драгоценности, земли, корона и даже большая королевская печать, как это было в 1220 году в Англии. Чтобы не афишировать заклад, в бумагах он оформлялся как "передача на хранение", но сути это не меняло. Больше всего власти приходили в раздражение, когда в качестве заклада им приходилось передавать тамплиерам важные государственные документы.
  Вполне возможно, что располагая такими документами, храмовники могли шантажировать королей и других высокопоставленных особ. Таким образом, Орден тамплиеров уже мог влиять на всю еврорпейскую политику.
    Кстати, разменяв воинские доспехи на кошелек, рыцари потерпели жестокое поражение в Палестине. В 1291 году крестоносцы потеряли свою последнюю крепость на Ближнем Востоке и, как следствие, центр Ордена тамплиеров в Иерусалиме.

    Но, похоже, это событие уже мало заботило могущественное братство, успевшее сосредоточить в своих руках власть и богатство.
    На рубеже XIII - XIV веков заметно испортились отношения между Орденом и Французским королевством. Камнем преткновения стало желание французских королей произвести "порчу" золотой монеты. Снижение содержания золота в деньгах могло нанести банкирам Ордена непоправимый ущерб. Поэтому они всячески препятствовали проведению подобных операций, что само по себе вызывало конфликт с властями.
    Участь Ордена тамплиеров была предрешена, когда королем Франции стал Филипп IV Красивый из династии Капетингов (1285 - 1314 гг.).



    Филипп оказался талантливым монархом. Его главными чертами были ум, жестокость, всастолюбие и способность добиваться поставленной цели во что бы то ни стало. Самонадеянные тамплиеры считали, что власть денег и их практически неограниченные привилегии заткнут за пояс любого, даже самого спесивого правителя. Но они жестоко просчитались.
    В то время казна храмовников в несколько раз превышала королевскую, а кроме того, Филипп задолжал тамплиерам огромную сумму, которую был просто не в состоянии вернуть. Дальнейшее опускание в долговую яму было королю не по нраву. А ведь Филипп вознамерился создать единое, централизованное государство и сосредоточить в собственных руках всю полноту власти. Разумеется, независимые тамплиеры, фактически определявшие финансовую политику Франции, связывали честолюбивого монарха по рукам и ногам. Было принято решение скомпрометировать Орден, настроить против него всех, кого только можно, а потом уничтожить тамплиеров, конфисковав в казну их фантастические багатства.
    В принципе, настроить общество против Ордена было несложно. Богатство тамплиеров у многих вызывало зависть. К тому же, в мировосприятии средневекового христианина плохо укладывалось понятие монаха-воина и ростовщика в одном лице. Ростовщики вообще были презираемыми людьми, этим делом занимались преимущественно евреи. Отрицательную роль сыграла и заносчивость богатых "бедных братьев Христовых", их пренебрежение местными обычиями и традициями, но больше всего христиан раздражала атмосфера секретности тамплиеров. Тайна, окружавшая Орден, была для всех очень подозрительной. Если ты что-то скрываешь, то значит, творишь беззаконие. А этим, по средневековым представлениям могли заниматься только отрекшиеся от Христа и перешедшие на сторону дьявола.
    Слухи о вероотступничестве храмовников стали быстро распространяться по всей Франции. О тамплиерах говорили, что они, находясь на Востоке, отреклись от Христа и на своих тайных сборищах вместо литургии творили "черную мессу". В вину рыцарям вменялось поклонение дьяволу, осквернение причастия, надругательство над распятием, принесение в жеству Сатане новорожденных младенцев, содомия и так далее.


    Теперь уже у Филиппа Красивого не было никаких препятствий покончить с Орденом. К тому же папа Римский Климент V дал согласие на возбуждение инквизиционного процесса притив храмовников.

    13 октября 1307 года Филипп Красивый приказал бросить в тюрьму две тысячи рыцарей-тамплиеров. На все имущество Ордена был наложен арест. Следствие велось больше года. Признание в страшных грехах выбивалось из бывших монахов ужасными пытками, свойственными средневековой инквизиции.



    Мало кто из рыцарей смог устоять перед палачами. Большинство из них призналось в том, в чем их обвиняли. 2 мая 1312 года папа Климент огласил буллу, в которой было объявлено, что Орден тамплиеров навечно упраздняется, его недвижимое имущество переходит в руки Ордена госпитальеров, а движимое вместе со всей казной - в руки короля Франции. Основная часть тамплиеров была приговорена трибуналом инквизиции к пожизненному заключению. А те из тамплиеров, которые отказались от своих прежних показаний, включая высших чинов Ордена, за повторный грех осуждались на смертную казнь через сожжение на костре.


    18 марта 1314 года в Париже состоялась казнь бывших могущественных рыцарей. На площади около собора Нотр-Дам собралась огромная толпа. Присутствовала вся королевская свита и весь епископат. Последний гроссмейстр Ордена Жак де Моле, бывший когда-то другом короля и крестным отцом его дочери, уже объятый огнем, проклял Филиппа и всех его потомков до тринадцатого колена и призвал короля вместе с папой Климентом через год предстать перед ликом Всевышнего.

   Проклятие Жака де Моле сбылось. Через несколько недель папа Климент скончался, а вскоре последовала и смерть короля Филиппа от кровоизлияния в мозг. Трое сыновей короля умерли вслед за отцом, не оставив наследников.
    Самым загадочным же оказалось то, что несметная казна тамплиеров бесследно исчезла.
    Уцелевшие тамплиеры спаслись бегством в другие государства, куда не могли дотянутся руки французских королей и пап. Агенты папы Римского рыскали по всей Европе в поисках следов пропавшей казны, поскольку банковская сеть тамплиеров простиралась далеко за пределы Франции. И все безрезультатно.
    И вдруг Англия, в то время одно из самых захолустных и бедных государств Европы, откуда-то находит огромные средства для того, чтобы вести войну с Францией, причем продолжавшуюся не год, не десятилетие, а 116 лет (1337 - 1453 гг.). Уж не на деньги ли тамплиеров велась знаменитая Столетняя война, и не была ли она их своеобразной местью Франции?


    Существует версия, что казна тамплиеров, если она и попала в Англию, то далеко не полностью. Если внимательно проследить историческое развитие разных стран в середине XIV века, то можно заметить, что как раз в этот период стало стремительно богатеть одно из самых нищих до этого русских княжеств - Московское. Правивший в Москве в 1325 - 1340 гг. Иван Данилович Калита, не имел на территории своего небольшого княжества ни золотых приисков, ни природных богатств, способствующих накоплению огромного капитала. А между тем, именно при Иване Калите начинается стремительный рост могущества Московского княжества, а сам князь становится самым богатым человеком на Руси.


   Конечно же, эта версия несколько фантастическая. Но чем черт не шутит? А вдруг золото тамплиеров являлось одним из факторов, способствовавшим возвышению Москвы?

    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о