Средние танки Т-54 и Т-55

  • Армии и Солдаты. Военная энциклопедия
  • Бронетехника
  • Бронетехника в период с 1946 по 1960 г.г.
  • Средние танки Т-54 и Т-55
  • Содержание

    • 1 Характеристики средних танков Т-54 и Т-55
      • 1.1 Конструкция и особенности танка Т-55
      • 1.2 Спецмашины созданные на базе танков Т-54 и Т-55
      • 1.3 Оценка танка Т-55
      • 1.4 Список военных конфликтов в которых принял участие Т-55
    Страна:СССР
    Тип:Основной танк
    Дата выпуска:1958 г. (Т-54 — 1946 г.)
    Длинна:6,2 м, с пушкой 9 м
    Ширина:3,27 м
    Высота:2,35 м
    Броня, лоб:100 мм
    Броня, борт:60-80 мм
    Броня, башня:
    160-200 мм
    Экипаж:4 человека
    Двигатель:дизельный В-55, 580 л. с.
    Дальность хода:500 км
    Максимальная скорость:50 км/ч
    Масса:36 тонн
    Вооружение:1х 100-мм Д-10Т2С (43 выстрела), 1× 12,7-мм пулемет ДШКМ, 2× 7,62-мм пулемета СГМТ

    «Советский средний танк Т-54 и Т-55. История создания и боевого применения, модификации и характеристики.»


    Характеристики даны для Т-55

    Ещё буквально десяток лет назад любой мальчишка попроси его нарисовать танк, рисовал  знакомую «черепашку» с круглой башенкой, в которой можно было угадать силуэт пожалуй самого известного советского танка со времен Т-34 (и кстати, его прямого потомка) — среднего танка Т-55.

    Т-55 и его прототип Т-54

    — танки рекордсмены. Ни одна боевая машина со времен Второй Мировой войны не выпускалась такими огромными сериями, не состояла на вооружении у такого числа стран, и не принимала участие в таком громадном количестве конфликтов, как Т-55. А началась его история ещё во время Великой Отечественной.

    Средний танк Т-54 образца 1946 г. Сходство с Т-44 до степени смешения.

    В 1943 году был создан «переходный» танк Т-44, который, хотя и был значительно лучше и удобнее Т-34-85, не мог в полной мере считаться танком нового поколения, прежде всего из-за 85-мм орудия доставшегося ему по наследству. Почти одновременно с этим была разработана и 100-мм танковая пушка, которой в 1944 году оснастили опытный танк Т-34, получивший обозначение Т-34-100, успешно испытанный, но не запущенный в серию.

    Для прорыва оставалось всего ничего — поставить новое орудие на шасси от Т-44. Уже в марте 1945 г. «объект 137» вышел на испытания и произвел настоящую танковую революцию — шутка ли, Советский Союз получил танк по характеристикам близкий к немецкому тяжелому «Тигру II», но в два раза меньше по весу! Такой машины не было в то время ни у одной страны мира, причем можно смело говорить — даже на стадии опытных образцов. В 1946 году «объект 137» был принят на вооружение и пошел в серийное производство под индексом

    Т-54. Он все ещё был очень похож на Т-44, а знакомый и привычный нам силуэт приобрел только в 1951 году с установкой новой башни.

    Танк Т-54 образца 1946 года

    В некотором роде Т-54 также был переходной машиной — до гордого звания «ОБТ» (основной боевой танк) машина не дотягивала совсем чуть-чуть.

    В 1955 году начали производство улучшенной версии танка — Т-54А, затем Т-54Б.

    В 1958 году после очередной порции улучшений, модернизированный Т-54 сменил название на Т-55.  Эта модель в различных вариантах оставалась в производстве до 1977 года, а всего было изготовлено порядка 30000 машин (только Т-55, включая лицензионные) — совершенно фантастическая цифра.

    Конструкция и особенности танка Т-55

    Компоновка танка классическая, с поперечным размещением силовой установки. Как, в свое время, и Т-34 и Т-44, Т-55 изготавливался сваркой из гомогенных катаных плит, но отличался отсутствием ослабленных зон в лобовом листе, наклоном бортов, отсутствием смотровых щелей  и надгусеничных ниш.  Ослабленную зону вокруг люка механика-водителя устранили за счет смещения башни к центру танка и переноса люка на подбашенный лист.

    Башня Т-54 была изначально удачной, отличаясь большей равномерностью защиты в курсовых углах. А её дальнейшее развитие — полусферическая башня образца 1951 г. вообще, на 30% превосходила по степени защиты башни танков «современников» из-за рубежа.

    Первые серийные танки оснащались 100-мм пушкой Д-10Т с повышенной дульной энергией, созданной на основе морского зенитного орудия Д-10 в 1944 году. Именно такими пушками вооружались серийные ПТ САУ СУ-100. Боевая скорострельность орудия достигала 7 выстрелов в минуту, начиная с Т-54Б оно имело двухплоскостную стабилизацию пушки (Д-10Т2С). Позднее прицеливания была дополнена прицелом с независимой вертикальной стабилизацией, лазерным дальномером, баллистическим вычислителем, подсветочными инфракрасными прожекторами, ночным прицелом и приборами наблюдения для всех членов экипажа.

    На первых сериях Т-54 стояло сразу 4 пулемета — спаренный с пушкой СГМТ, ещё двумя СГМТ в бронекоробах, управляемых дистанционно механиком-водителем и зенитным ДШК на крыше башни. С 1949 года на Т-54 убрали дистанционные пулеметы (зато добавили курсовой), с запуском в серию Т-55 отказались от зенитного, а вскоре, и от недавно добавленного курсового. Зенитный пулемет в конечном итоге к Т-55 «вернулся», в модификации Т-55М. Теперь это был НСВТ.

    Двигатели Т-54/Т-55:  В-54/В-55 — далекие потомки того самого В-2, дизеля которым комплектовались ещё танки конца 30-х годов. Обеспечивая машине скорость до 50 км/ч и запас хода до 500 км, он также значительно превосходил зарубежные аналоги.

    Чертеж среднего танка Т-55

    Ходовая часть  танка состояла из пяти сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами (на первых Т-54 — аналогичных Т-34-85, на более поздних машинах — цельнолитых из алюминиевого сплава, с пятью ребрами жесткости) на торсионной подвеске.

    Т-54Б был первым танком получившим оборудование подводного хода, позволявшее преодолевать водные преграды глубиной до 5 м и шириной до 700 м, а Т-55 — защиту от поражающих факторов ядерного оружия.

    Спецмашины созданные на базе танков Т-54 и Т-55

    СУ-122-54 («Объект 600») — полностью бронированная противотанковая самоходная установка, спроектированная в 1949 г. с учетом опыта работ над СУ-85 и СУ-100 и концептуально схожая с ними. Принята на вооружение в 1954 г., выпущено 77 машин до 1957 г. Комплектовалась 122-мм нарезной пушкой Д-49 с электромеханическим досылателем, обеспечивавшим скорострельность в 3-4 в/мин. Вспомогательное вооружение — два 14,5-мм пулемета КПВТ. В 1974 г. САУ была снята с производства. Неудачной была даже не сама машина, а сама концепция САУ такого рода в условиях современной войны.

    ЗСУ-57-2 («Объект 500») — бронированная зенитная самоходная установка. Производилась с 1955 г. на базе Т-54 с уменьшенным до 4 узлов подвески по бортам и значительно более тонкой броней. На машине устанавливалась полноповоротная, открытая сверху сварная башня с  двумя 57-мм автоматическими орудиями С-60 (спаренная установка обозначалась как С-68) , снабженными дульным тормозом. РЛС в комплекте не было. В качестве средства ПВО ЗСУ-57 не отличалась эффективностью, но вполне могла использоваться как боевая машина огневой поддержки.

    ТО-54 («Объект 481») — огнеметный танк, на котором спаренный пулемет был заменен на огнеметную установку АТО-1. Запаса огнесмеси в 460 л хватало на 20 огнеметных выстрелов. По сравнению с базовым танком боеукладка орудия уменьшена до 19 выстрелов.

    ТО-55 («Объект 482») — усовершенствованный вариант ТО-54 на основе Т-55. Установлен огнемет АТО-200.

    БТС-2 — бронированный тягач с демонтированной башней и дополнительным оборудованием. Долгое время являлся основной БРЭМ в Советской Армии. Также на базе Т54/55 выпускались танки-мостоукладчики МТУ-1 и МТУ-20, самоходный кран СПК-12Г, артиллерийский тягач АТ-Т и ряд других машин.

    Средний танк Т-55

    Оценка танка Т-55

    Любопытно, что о боевой эффективности танка Т-55, который прошел через громадное количество больших войн и маленьких конфликтов, говорить сложнее всего. В арабо-израильских войнах, вьетнамской и т.п. конфликтах, пока танк ещё был вполне современен, им как правило управляли далеко не лучшие танкисты, ведомые далеко не лучшими стратегами. Все это выливалось в громадные потери советских машин.

    С другой стороны, применение уже заведомо устаревшей к началу 80-х годов машины в Афганистане, или Ирано-Иракском конфликте, а также в Сомали, Анголе и т.п. против зарубежных образцов примерно сходных по классу и дате выпуска, явно показывали, что если Т-55 и не превосходит «Центурионы», «Паттоны» и «Чифтены», то уж и не уступает им ни на грамм.

    По этим причинам, а также потому, что за полвека боевой службы танк претерпел столько изменений, что машина 1946 г. и 1977 г. выпуска оставались похожи лишь основными конструктивными решениями, подвести какой-то общий знаменатель по-типу «хороший танк/плохой танк» с Т-55 не удастся никак. Для своего времени это без сомнения был прорыв, однако производить Т-55 практически до конца 70-х, когда у СССР уже были и вовсю несли службы более современные машины, было спорным решением.

    То, что Т-55 и сейчас продолжают нести службу в разных частях света и даже проходят «локальные» модернизации в иностранных армиях, по большей части объясняется не незаменимостью этой машины или сверх-выдающимися (по современным меркам) качествами, а тем, что их в свое время наклепали столько, что хватило бы ещё на десяток войн по типу той же ирано-иракской.

    Средний танк Т-54 образца 1951 года

    Список военных конфликтов в которых принял участие Т-55

    1967 год, Шестидневная война — использовалась Египтом, однако использовались танки совершенно не эффективно. Это не помешало израильтянам по достоинству оценить Т-55 — в качестве трофеев Израилю достались 82 (!) исправных танка, которые после незначительных переделок (по унификации) встали на вооружение под названием «Тиран».

    1968 год, Венгрия — использовались в составе Советской Армии совместно с танками Т-54 для подавления восстания в ходе операции «Дунай».

    1969 год, «Война на истощение»— Т-55 применялись применялись с обеих сторон и Египтом и Израилем.

    1970 год, «Чёрный сентябрь» — сирийские Т-55 показали полное превосходство над иорданскими танками британского производства «Центурион».

    1971 год, 3-я индо-пакистанская война — Т-55 применялись индийскими войсками.

    1973 год, арабо-израильская война — Т-54 и Т-55 применялись как Египтом и Сирией, так и Израилем.

    1977 год, «Война за Огаден» — сомалийские Т-55 прекрасно воевали против американских «Уокер Бульдог» и «Паттон 2», однако понесли большие потери при встрече с дружественными эфиопам кубинцами воевавшими на… Т-62.

    1978 год, Чадско-ливийский конфликт — применялись армией Ливии.

    1979-1989 г., Афганская война — применялись советской армией.

    1980-1988 г, Ирано-Иракская война — Т-55 состоял на вооружении Ирака и очень хорошо показали себя против британских «Чифтенов» армии Ирана.

    1982 год, Ливанская война — применялся армией Сирии.

    Иранская модификация среднего танка Т-55 «Энигма»

    1987 год, гражданская война в Анголе — Т-55 очень удачно применялись армией Анголы, впрочем, противостоящие им войска ЮАР были вооружены в основном БМП собственного производства «Ратель».

    1991 год, Война в Персидском заливе — силы вторжения уничтожили значительное количество Т-55 , однако о эффективности танка и даже количестве уничтоженных единиц судить чрезвычайно трудно — во-первых «собственно» Т-55 насчитывалось всего около 300-500 штук из примерно 1500-2000 машин (прочие были китайскими копиями Т-54/55, танками Тип 59 и Тип 69).  Во-вторых, западные источники насчитывают до 4000 уничтоженных иракских танков, что, по законам арифметики военного времени почти в 2 раза превышает весь иракский танковый парк.

    1991 год, конфликт в Нагорном Карабахе, — использовались войсками Азербайджана.

    1991 год, Война в Хорватии — применялись как югославами, так и хорватами. Явно превосходили состоящие на вооружении Хорватии американские «Паттоны» (что впрочем и не мудрено).

    1992 год, конфликт в Приднестровье — Т-55 молдавской армии ограниченно использовались в ходе противостояния.

    1992 год, война в Абхазии — использовались как войсками Грузии, так и Абхазии.

    1992 год, Боснийская война — использовались с обеих сторон.

    1999 год, Косовская война — использовались армией Югославии.

    2003 год, война в Ираке — неудачно и очень ограничено использовались армией Ирака.

    2008 год, Война с Грузией — использовались войсками Южной Осетии.

    2011 год, гражданская война в Ливии — использовались вооруженными силами Ливии.

    2012 год, гражданская война в Сирии — использовались вооруженными силами Сирии.

    Танк Т-55А


    Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет

    Африка . Т-54 и Т-55. «Танк-солдат»

    Полем боя для Т-54 и Т-55 стал и африканский континент.

    В ночь с 10 на 11 ноября 1975 года была провозглашена независимость Анголы. В тот же день Народную Республику Ангола (НРА) признала большая группа государств, в том числе и СССР. Власть в стране взяла в свои руки партия-движение МПЛА (Народное движение за освобождение Анголы), президентом стал ее лидер А. Нето. Однако обстановка в стране оставалась критической. Продолжались ожесточенные бои между отрядами МПЛА, ФНЛА (Национальный фронт освобождения Анголы) и УНИТА (Национальный союз за полную независимость Анголы). Все эти повстанческие движения плохо ладили друг с другом. Объединить их на время могло лишь одно — общий враг в лице «коммунистической» МПЛА. К Луанде с севера приближались формирования ФНЛА при поддержке частей регулярной заирской армии и иностранных наемников. А с юга к столице рвались отряды УНИТА при поддержке подразделений ЮАР. Сил и средств для длительного сопротивления у МПЛА не было, и А. Нето обратился к Москве с призывом о помощи.

    К апрелю 1976 года СССР поставил в Анголу свыше 300 танков: 70 Т-34-85, 200 Т-54 и 50 ПТ-76. В конце года Москва обратилась к Кубе с просьбой направить в Анголу своих военнослужащих. Прибытие кубинских войск позволило переломить ситуацию в пользу МПЛА. Отряды ФНЛА и заирские части были разбиты, УНИТА и войска ЮАР остановлены. Интересно отметить, что в условиях саванны на юге Анголы весьма серьезным противником Т-54 стали юаровские пушечные бронемашины «Эланд» Мк7 («Панар» AML90). Они были вооружены 90-мм пушками, способными пробить броню Т-54. Безусловно уступая танкам в бронировании, они существенно превосходили их в подвижности.

    Танк Т-55 армии Уганды, захваченный танзанийскими войсками во время конфликта 1978 года.

    Южноафриканские солдаты осматривают подбитый ангольский танк Т-55. 1989 год.

    Новый виток боевых действий в Анголе пришелся на вторую половину 1980-х годов. В 1987 году вооруженные силы Анголы перешли в наступление против отрядов УНИТА в районе г. Мовинга. При этом отмечалось массовое использование бронетехники: в бой было брошено около 150 танков Т-54. Бои развернулись на фронте протяженностью 40 км. 14 августа 1987 года в наступление перешли уже пять бригад правительственных войск. В составе каждой бригады имелось от 10 до 30 танков Т-54/55. Минные поля и артиллерия УНИТА не смогли остановить танки. Стало очевидным, что без посторонней помощи отряды УНИТА Мовингу не удержат. В Претории было принято решение о прямой военной интервенции. Силы для этого, на первый взгляд, были выделены весьма скромные: механизированная бригада численностью 3 тыс.

    человек с танками и артиллерией. Но юаровские военные знали, что делали — эти силы стоили 30 тыс. ангольцев, что и подтвердилось в дальнейшем. Бои затянулись до поздней осени, когда наступление ангольской армии сменилось отступлением. Решающую роль сыграл точный огонь юаровской артиллерии. Неплохо показали себя в боях с Т-54 и Т-55 танки «Олифант» — модернизированные в ЮАР «центурионы» — и пушечные бронеавтомобили «Ратель-90», подбившие несколько танков Т-54. «Пятьдесятчетверки», впрочем, тоже не остались в долгу — в боях за переправы на р. Ломба 13–14 сентября 1987 года их огнем были уничтожены четыре бронемашины «Ратель».

    Остановить юаровские войска смогли только кубинцы. В июне 1988 года было заключено перемирие и начался постепенный вывод из Анголы всех иностранных войск. Однако спорадические вспышки боевых действий имели место в течение еще нескольких лет, и не без участия танков Т-54/55.

    Танки Т-54 и Т-55 активно применялись (хоть и в относительно малом количестве) в ходе гражданской войны в Судане в 1990-е годы. Причем использовали их как правительственные войска, так и формирования Суданской народно-освободительной армии. Боевые машины этого типа, а также, возможно, китайские Туре 59 находятся на вооружении и в Северном и в Южном Судане. После провозглашения независимости Южного Судана в 2012 году танки используются в ряде внутренних конфликтов в этой, находящейся в состоянии нескончаемой войны стране.

    Во время сомалийско-эфиопского конфликта 1977–1978 годов танки Т-54/55 также находились в войсках обеих сторон. Накануне войны сомалийская армия насчитывала 22 тыс. человек, эфиопская — 47 тыс. Но сомалийская армия имела 200 танков Т-34-85 и 50 Т-54. В состав ее ВВС входили 66 боевых самолетов, а в эфиопской армии их было всего 36. Эфиопская армия на тот момент вообще представляла собой причудливый «оружейный склад», в котором можно было обнаружить вооружение самых разнообразных марок: американские винтовки М16, советские автоматы, пулеметы и гранатометы; американские танки М47 соседствовали с советскими Т-55 и самоходными гаубицами.

    Ко всему этому вооружению крайне не хватало запчастей.

    Памятник эфиопо-эритрейской войны — сгоревшие танки Т-55.

    В ходе боев и та и другая сторона несли серьезные потери в оружии и боевой техники. Потери Эфиопии восполнялись массовыми поставками из СССР и других стран соцлагеря. Война между Эфиопией и Сомали продолжалась недолго, около семи месяцев, и закончилась поражением Сомали.

    В 1982 году в Чаде вспыхнула очередная гражданская война. В события с одной стороны вмешалась Ливия, с другой — Франция. В Чад были направлены ливийские войска и подразделения Иностранного легиона. В итоге гражданская война превратилась в чадско-ливийскую. Впрочем, если бы не прямая помощь Франции, судьба Чада была бы плачевной. Французские противотанковые комплексы смогли остановить ливийские механизированные колонны. Потери ливийцев были внушительными: за время войны они потеряли 296 танков Т-55. При этом 183 машины были уничтожены, а 113 захвачены противником с повреждениями различной степени, или без них…

    В 1998 году началась война между Эритреей и Эфиопией. Уже в самом начале конфликта стороны были вынуждены прибегнуть как к закупкам военной техники и вооружения за рубежом, так и к привлечению иностранных военных специалистов. В частности Эфиопия приобрела 40 танков Т-55 в Белоруссии и 150 в Болгарии. Не отставала и Эритрея. Достаточно масштабные боевые действия с переменным успехом велись два года и завершились летом 2000 года заключением мирного договора и вводом войск ООН. Военное поражение потерпела Эритрея.

    Михаил Барятинский — Т-54 и Т-55. «Танк-солдат» читать онлайн бесплатно

    12 3 4 5 6 7 …38

    Михаил Барятинский

    Т-54 И Т-55

    «Танк-солдат»


    ВСТУПЛЕНИЕ

    Средний танк Т-54 — один из самых известных советских танков, созданных после Второй мировой войны. Он надолго стал эталоном в мировом танкостроении. Т-54 — «танк-солдат», ставший школьной партой танковых войск Советской Армии в 1950 — 1960-е годы и прославившийся в сражениях за пределами СССР. «Пятьдесятчевтерке» пришлось повоевать практически на всех континентах, эксплуатироваться в самых экстремальных климатических условиях и обслуживаться персоналом, уровень квалификации которого был далек от совершенства. И везде этот танк, благодаря своей мощи, надежности и простоте, завоевывал любовь экипажей и уважение врага.

    Все то же самое можно сказать и о танке Т-55, являющемся, по сути, наиболее продвинутой модификацией «пятьдесятчетверки». Т-55 стал первым танком новой генерации боевых машин, способной вести боевые действия в условиях ядерной войны. Он стал первым в мире танком, оснащенным автоматической системой противоатомной защиты (ПАЗ). Кроме того, наличие двухплоскостного стабилизатора пушки и полного комплекта приборов ночного видения сделало его своего рода базовой единицей коэффициента технического уровня при сопоставлении боевых машин. Причем этой единицей пользовались и натовские стратеги, подсчитывая мощь не только советских, но и своих собственных танков в «пятьдесятпятках».

    Средний танк Т-54 обр. 1947 г. в военном музее в г. Верхняя Пышма.

    Боевые качества машин семейства Т-54/55 не раз были проверены в бою. Это, наверное, самые повоевавшие танки в мире. И бой продолжается — где-нибудь в джунглях Южного Судана или сирийских песках еще очень часто можно увидеть знакомую полусферическую башню и услышать гулкий выстрел 100-мм пушки. Боевая карьера танка, спроектированного 70 лет назад, продолжается!

    Есть еще одно обстоятельство, которое привлекает внимание к танкам Т-54/55. За годы серийного производства в разных странах было изготовлено свыше 60 тыс. танков этого типа. А это значит, что по количеству выпущенных машин Т-54/55 вплотную приблизились к своему «дедушке», рекордсмену всех времен и народов — Т-34!

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

    После создания осенью 1943 года среднего танка Т-34-85 стало очевидно, что возможности «тридцатьчетверки» в плане усиления вооружения и броневой защиты исчерпаны полностью. Причина крылась в компоновке машины с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения, занимавшего 47,7 % длины корпуса. Из-за этого башня была сильно смещена вперед, что с одной стороны, приводило к повышенной нагрузке на передние опорные катки, а с другой, не позволило разместить люк механика-водителя на крыше корпуса. Первое обстоятельство лимитировало процесс усиления вооружения: как известно, несмотря на предпринятые попытки, разместить 100-мм пушку в Т-34-85 так и не удалось, ни в штатной башне, ни в башне с расширенным погоном (причем в последнем случае потребовалось вносить изменения в конструкцию корпуса — погон диаметром 1700 мм не вписывался в его габариты). Второе — делало практически невозможными, да и бесполезными, любые шаги по увеличению толщины лобовой брони.

    Первый образец танка Т-44. Зима 1944 года.

    Выход был только в переходе к компоновке с иным соотношением внутренних объемов танка или в увеличении его длины. От второго решения отказались, а с целью реализации первого осенью 1943 года в конструкторском бюро (отдел № 520) Уральского танкового завода № 183 им. Сталина (ныне — ФГУП «Уралвагонзавод») в Нижнем Тагиле начали проектирование принципиально новой боевой машины, которая, благодаря заложенным в ее конструкцию колоссальным резервам по модернизации, определила лицо послевоенного советского танкостроения. В ноябре 1943 года директор завода Ю.Е. Максарев и главный конструктор А.А. Морозов доложили наркому танковой промышленности В.А. Малышеву ориентировочные характеристики и представили макет танка, получившего заводское обозначение «объект 136» и индекс Т-44.

    Главное внимание было уделено компоновке моторно-трансмиссионного отделения. Для максимального сокращения размера занимаемого МТО по длине машины двигатель был установлен поперек корпуса и соединен с коробкой передач повышающим редуктором — так называемой «гитарой». Высоту МТО уменьшили, перенеся воздухоочиститель нового типа из развала цилиндров V-образного двигателя к борту. На месте вентилятора, выступавшего за габариты картера, поставили компактный маховик. Это дало возможность смонтировать дизель на низкой, жесткой, но легкой подмоторной раме, а в итоге высота корпуса уменьшилась. Радиатор системы охлаждения двигателя был установлен поперек корпуса позади коробки передач.

    Танк Т-44 второй модификации. Лето 1944 года.

    Танк Т-44 выпуска мая 1945 года.

    Что же касается вентилятора, то его сместили к кормовому листу, приводился он от коробки передач через фрикцион, что исключило поломки рабочего колеса при резких переменах режима работы двигателя. Кроме того, такая компоновка заметно улучшила охлаждение агрегатов трансмиссии.

    Все это позволило получить размеры боевого отделения, допускавшие возможность установки в нем пушки калибром до 122 мм, и сместить башню назад, так что ее ось вращения почти совпала с серединой корпуса. Здесь угловые колебания корпуса при движении машины были наименьшими. В результате повышалась точность стрельбы из танковой пушки и снижалась утомляемость экипажа. Из-за смещения башни назад на подбашенном листе освободилось место для люка механика-водителя. Из экипажа убрали стрелка-радиста, так как стрельба из курсового пулемета была малоэффективна из-за плохого обзора. После переноса радиостанции в башню и передачи функций радиста командиру танка, что было сделано уже на Т-34-85, никаких других обязанностей кроме стрельбы из пулемета стрелок-радист не выполнял. На его месте поставили топливный бак и разместили боеукладку для пушки. От громоздких надгусеничных ниш отказались.

    В ходовой части применялась торсионная подвеска. Гусеницы на новой машине остались такими же как на Т-34 — с гребневым зацеплением.

    Первый прототип танка Т-44 был разработан в декабре 1943 — январе 1944 года. Машина имела массу 30,4 т. За счет компактной компоновки МТО удалось увеличить длину боевого отделения на 430 мм, а высоту танка — на 210 мм. Толщина брони верхнего лобового листа корпуса достигала 75 мм, верхний бортовой лист, расположенный вертикально, имел толщину 45 мм и дополнительно защищался накладным броневым листом толщиной 30 мм. Лоб башни имел толщину 90 мм. На танке был установлен дизель В-2ИС мощностью 500 л.с.

    Читать дальше

    12 3 4 5 6 7 …38

    Основной боевой танк Т-54 / Т-55

    Компоновка Т-54 обычная, основное вооружение состоит из 100-мм нарезной пушки. Т-54 использовался больше, чем любой другой танк со времен Второй мировой войны. Предназначен для ведения боевых действий с танками, боевыми машинами, бронетранспортерами и другими бронированными объектами противника. Т-55 сочетает в себе высокую скорость пушки с исключительной выносливостью на дальних дистанциях. Т-55 имеет полностью гусеничное пятиколесное шасси с низким силуэтом корпуса и куполообразной башней.

    Танки серии Т-54 впервые появились в 1949 году в качестве замены танку Т-34 времен Второй мировой войны. Первый прототип Т-54 был построен в 1946 году, а первое производство началось в 1947 году. Т-54 постоянно улучшался и модифицировался.

    Не успел Советский Союз принять на вооружение танк Т-54 в конце 1940-х годов, как между бывшими союзниками по Второй мировой войне обострилась гонка вооружений, стороны боролись за первенство во всех сферах обороны и производства вооружений. Для СССР танки имели особое значение в проецировании военной мощи на сушу, и его танковые массы десятилетиями висели над Европой, как дамоклов меч.

    Советский вызов не остался без ответа. За появлением американского M48 Patton III и британского боевого танка Centurion в 1959 году последовал дебют американского основного боевого танка M60. Над модификацией Centurion Mk.10 советские танкостроители также работали сверхурочно, чтобы соответствовать ее улучшенным характеристикам.

    Работы по созданию новой бронемашины на базе среднего танка Т-54Б начались в 1957 году. Танк, получивший секретный гриф «Объект 155», вобрал в себя весь комплекс новых конструктивных особенностей, полученных в результате модернизации Т-54. Тестирование проходило с зимы 1957 до весны 1958 года, когда Объект 155 был принят на вооружение Советской Армии как Т-55 согласно постановлению Совета Министров СССР от 8 мая. Т-55 был представлен в 1958 году и включает в себя все доработки и улучшения полностью разработанной серии Т-54, не отличаясь радикально ни по конструкции, ни по внешнему виду. Т-55А появился в начале 1960-х годов. Производство продолжалось в Советском Союзе до 1981 года, а также в Китае (как Type 59), Чехословакии и Польше.

    Большое количество все еще находится на вооружении, хотя к 1980-м годам Т-54/55 были заменены Т-62, Т-64, Т-72 и Т-80 в качестве основного основного боевого танка в первой линии советских танков. и мотострелковых частей. Использовался во время вторжения в Венгрию в 1956 году, Чехословакию в 1968 году и Сирию в 1970 году, он был основным арабским танком в войнах 1967 и 1973 годов с Израилем. В 1970-е годы Т-54 участвовал в боевых действиях во Вьетнаме, Камбодже и Уганде.

    ОПИСАНИЕ:
    • Средний танк Т-54 имеет полностью гусеничное пятиколесное шасси с пространством между первым и вторым опорными катками и без опорных катков. Он имеет низкий силуэт корпуса с куполообразной башней, установленной над третьим опорным катком. 100-мм основное орудие нарезного калибра имеет эвакуатор канала ствола на дульном срезе. Также установлены 7,62-мм спаренный пулемет и 7,62-мм носовой пулемет. На более поздней версии Т-55А отсутствует носовой пулемет.
    • Т-55 отличается от других моделей Т-54 отсутствием правой башенки и вентилятора купола башни, расположенного перед этой башенкой на Т-54. У большинства Т-55 также отсутствует установленный в башне 12,7-мм зенитный пулемет Т-54, и на всех Т-55 установлен инфракрасный прожектор наводчика выше и справа от основного орудия. Этот прожектор, однако, не является отличительной чертой, так как им модернизировали многие танки Т-54 и Т-54А.
    ВОЗМОЖНОСТИ:

    Боевые возможности Т-54 были замечены в одном из сражений Вьетнамской войны. Два южновьетнамских легких танка M41 были поражены американским Т-54 тремя снарядами каждый. В бою танк против танка два южновьетнамских легких танка М-41 выпустили по три 76-миллиметровых снаряда каждый по одному Т-54. Т-54 получил некоторые повреждения, но легко уничтожил более легкие машины американского производства. После прекращения стрельбы экипаж СВА спокойно вышел из своего Т-54 и ушел.

    Враждебные условия башни снизили практическую скорострельность Т-54 до четырех выстрелов в минуту. Грамотный западный танковый экипаж мог выпустить такое же количество снарядов за первые 15 секунд боя. Советские конструкторы вскоре после этого приступили к работе над Т-55. Внешне он почти ничем не отличался от других танков, но внутри обнаружилось большое количество улучшений.

    Т-55 сочетает в себе скорострельное орудие с высокомобильным шасси, низким силуэтом и исключительной выносливостью на дальних дистанциях. Улучшения по сравнению с Т-54 включают более крупный дизельный двигатель В-12 с водяным охлаждением мощностью 580 л.с. вместо 520 л.с., увеличенный запас хода на 500 км (до 715 км с двумя 200-литровыми дополнительными топливными баками, которые можно нести сзади). ), а не 400 км (600 км со вспомогательными баками). Т-55 также имеет двухплоскостную стабилизацию основного орудия, а не только вертикальную стабилизацию, и базовую нагрузку основного орудия 43 снаряда вместо 34,9.0003

    ВАРИАНТЫ

    Танки Т-54/55 выпущены в большем количестве, чем любой другой танк в мире.

    • Т-54: между ранними моделями Т-54 и более поздними моделями существует множество различий, некоторые из которых имеют более широкую маску и вырез под башню в задней части. Их иногда называют Т-54 (1949 г.), Т-54 (1951 г.) и Т-54 (1953 г.).
    • Т-54А: Эта модель оснащена дымососом для 100-мм орудия, системой стабилизации и оборудованием для преодоления глубокого брода.
    • Т-54АК: Командирский танк (польская модель Т-54АД). Имеет дополнительные радиостанции и дальность радиосвязи 100 миль.
    • Т-54М: Т-54 модернизированный до стандарта Т-55М. См. Т-55М.
    • Т-54Б: первая модель с инфракрасным прибором ночного видения.

    НОВОСТИ ПИСЬМО

    Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org
    Введите свой адрес электронной почты

    Основной боевой танк T54/T55

    Основной боевой танк T54/T55

    ФАС | Военные | ДОД 101 | Системы | Земля | РЯД ||||


    Индекс | Поиск | Присоединяйтесь к ФАС

    Компоновка Т-54 обычная, основным вооружением является 100-мм нарезная пушка. Т-54 использовался больше, чем любой другой танк со времен Второй мировой войны. Т-55 сочетает в себе высокую скорость пушки с исключительной выносливостью на дальних дистанциях. Т-55 имеет полностью гусеничное пятиколесное шасси с низким силуэтом корпуса и куполообразной башней.

    Танки серии Т-54 впервые появились в 1949 году в качестве замены танку Т-34 времен Второй мировой войны. Первый прототип Т-54 был построен в 1946 году, а первое производство началось в 1947 году. Т-54 постоянно улучшался и модифицировался, и, когда были внесены достаточные изменения, танк был переименован в Т-55. Т-55 был представлен в 1958 году и включает в себя все доработки и улучшения полностью разработанной серии Т-54, не отличаясь радикально ни по конструкции, ни по внешнему виду. Т-55А появился в начале 1960-е годы. Производство продолжалось в Советском Союзе до 1981 года, а также в Китае (как Type 59), Чехословакии и Польше.

    Большое количество танков все еще находится на вооружении, хотя к 1980-м годам Т-54/55 были заменены Т-62, Т-64, Т-72 и Т-80 в качестве основного основного боевого танка в первой линии. Советские танковые и мотострелковые части. Использовался во время вторжения в Венгрию в 1956 году, Чехословакию в 1968 году и Сирию в 1970 году, он был основным арабским танком в войнах 1967 и 1973 годов с Израилем. В течение 19В 70-х годах Т-54 участвовал в боевых действиях во Вьетнаме, Камбодже и Уганде.

    ОПИСАНИЕ:

    Средний танк Т-55 имеет полностью гусеничное пятиопорное шасси с зазором между первым и вторым опорными катками и без опорных катков. Он имеет низкий силуэт корпуса с куполообразной башней, установленной над третьим опорным катком. 100-мм основное орудие нарезного калибра имеет эвакуатор канала ствола на дульном срезе. Также установлены 7,62-мм спаренный пулемет и 7,62-мм носовой пулемет. На более поздней версии Т-55А отсутствует носовой пулемет.

    Т-55 отличается от других моделей Т-54 отсутствием правой башенки и вентилятора купола башни, расположенного перед этой башенкой на Т-54. У большинства Т-55 также отсутствует установленный в башне 12,7-мм зенитный пулемет Т-54, и на всех Т-55 установлен инфракрасный прожектор наводчика выше и справа от основного орудия. Этот прожектор, однако, не является отличительной чертой, так как им модернизировали многие танки Т-54 и Т-54А.

    ВОЗМОЖНОСТИ:

    Т-55 сочетает в себе скорострельное орудие с высокомобильным шасси, низким силуэтом и исключительной выносливостью на дальних дистанциях. Улучшения по сравнению с Т-54 включают более крупный дизельный двигатель В-12 с водяным охлаждением мощностью 580 л.с. вместо 520 л.с., увеличенный запас хода на 500 км (до 715 км с двумя 200-литровыми дополнительными топливными баками, которые можно нести сзади). ), а не 400 км (600 км со вспомогательными баками). Т-55 также имеет двухплоскостную стабилизацию основного орудия, а не только вертикальную стабилизацию, и базовую нагрузку основного орудия 43 снаряда вместо 34,9.0003

    Т-55, способный преодолевать без подготовки брод глубиной до 1,4 метра, имеет оборудование для подводного плавания, позволяющее преодолевать глубины до 5,5 метров со скоростью 2 км/ч. Подготовка этого снаряжения занимает от 15 до 30 минут, но его можно выбросить сразу после выхода из воды. Все Т-55 имеют систему обнаружения излучения ПАЗ, а Т-55А имеет еще и противорадиационный лейнер. Некоторые Т-55 также могли быть оснащены полной системой коллективной защиты от ОМП (фильтрация воздуха и избыточное давление). Плотную дымовую завесу можно создать, впрыскивая испарившееся дизельное топливо в выхлопную систему.

    Т-55 с «лифной броней», полукруглой накладкой, имеют повышенную защиту башни до 330 мм (КЭ) и 400-450 мм (КЭ). Другие доступные улучшения включают усиленное днище корпуса для защиты от мин, улучшенные двигатели, резиновые опоры гусениц и термический рукав для орудия. Прицел 1К13 одновременно является ночным прицелом и прицелом пусковой установки ПТУР; однако его нельзя использовать для обеих функций одновременно. Дополнительные прицелы и системы управления огнем включают израильские El-Op Red Tiger и Matador FCS, шведский прицел NobelTech T-серии и немецкий Atlas MOLF. Сербский SUV-T55A FCS, британский Marconi Digital FCS, южноафриканский Tiger и бельгийский SABCA Titan предлагают обновленные функции. Одной из лучших является словенская интегрированная СУО EFCS-3. Доступны различные тепловизионные прицелы. Среди них российско-французский ALIS и прицел типа Namut от Peleng. Для установки доступны тепловизионные прицелы, позволяющие вести ночной пуск ПТУР.

    Первая боевая система активной защиты [АПС] под названием «Дрозд» была разработана в Советском Союзе в период с 1977 по 1982 год. Эта система была установлена ​​примерно на 250 морских пехотинцах. Т-55А (модернизированный Т-55АД) в начале 1980-х годов и предназначался для защиты от ПТУР и противотанковых гранат. Он использовал примитивные миллиметровые волны Радарные датчики с каждой стороны башни для обнаружения приближающихся снарядов. Фильтр в процессор РЛС предназначался для того, чтобы система реагировала только на цели летят на скоростях типичных для ПТРК. Они задействованы одним или несколькими ближними реактивные снаряды с осколочными боевыми частями (аналогичные минометным снарядам), запускаемые из четырехзарядных пусковых установок (по одной с каждой стороны башни). Дрозд обеспечивает максимальное перекрытие и защита только передней 60 части башни, оставляя бока и тыл уязвимыми. Экипаж танка может менять ориентацию системы вращением башни.

    Дрозд страдал рядом недостатков. Его радар не смог определить уровни угрозы должным образом, и ракеты самообороны почти безусловно, вызвали неприемлемо высокий уровень побочного ущерба, особенно сопровождающей пешей пехоте.

    ОГРАНИЧЕНИЯ:

    Т-55 наиболее эффективен против легкобронированных и среднебронированных машин. Базовый боекомплект основного орудия составляет 43 выстрела. Внешние топливные элементы делают танк очень уязвимым, как и его тонкая броня. Т-55 имеет ограниченную возможность подавить основное орудие, препятствуя огню танков в дефиладе с возвышенности. Кроме того, основной прицел наводчика подчинен основному орудию, что не позволяет наводчику обнаруживать цели в положении корпуса вниз.

    Хотя полуяйцевидная башня Т-55 обладает хорошими баллистическими качествами, она обеспечивает стесненные условия работы экипажа, что приводит к низкой скорострельности; а защита, обеспечиваемая его низким силуэтом (на 1 метр ниже, чем у M60), уравновешивается плохой броневой защитой, тонкой по западным стандартам. По тем же стандартам, его оборудование для управления оружием также грубое. Он разделяет недостаток большинства советских танков, заключающийся в том, что он имеет ограниченную способность нажимать на основное орудие, поэтому не может эффективно вести огонь с дефилада и вынужден открываться для поражения целей. Боеприпасы и топливо хранятся в уязвимых местах. Отсутствие подбашенной корзины создает трудности заряжания, а количество готовых боеприпасов ограничено. Водитель, командир и наводчик — все в строю.

    Т-55 не герметичен. Хотя члены экипажа защищены от радиоактивной пыли системой фильтрации, они должны носить индивидуальные защитные маски и одежду для защиты от химических и биологических агентов. Таким образом, резервуар должен быстро пройти через загрязненные участки, а затем быть обеззараженным, прежде чем он будет полностью готов к работе.

    Резервуар может быть выполнен герметичным для преодоления водных преград глубиной до 1,4 метра (5,5 метра с трубкой). Тем не менее, подготовка среднего танка к сноркелингу может занять до получаса, а места входа и выхода также могут потребовать подготовки.

    ВАРИАНТЫ
    Танков Т-54/55 произведено больше, чем любого другого танка в мире. Семь основных серийных моделей широко использовались в Варшавском договоре и во многих других странах. Серия Т-54/55 производилась в Чехословакии и Польше, а также в Китае, где она известна как Тип 59. Более десятка стран произвели модернизированные варианты Т-55 с аналогичными возможностями защиты и поражающего действия. Многие страны перешли на более крупное основное орудие.
    • Т-54: между ранними серийными Т-54 и более поздними моделями существует множество различий, некоторые из которых имеют более широкую маску и вырез под башню в задней части. Их иногда называют Т-54 (1949 г.), Т-54 (1951 г.) и Т-54 (1953 г.).
    • Т-54А: Эта модель оснащена дымососом для 100-мм орудия, системой стабилизации и оборудованием для преодоления глубокого брода.
    • Т-54АК: Командирский танк (польская модель Т-54АД). Имеет дополнительные радиостанции и дальность радиосвязи 100 миль.
    • Т-54М: Т-54 модернизирован до стандарта Т-55М. См. Т-55М.
    • Т-54Б: первая модель с инфракрасным прибором ночного видения. Это модель, используемая в приведенной выше статистике.
    • Т-55: Т-54 с новой башней и множеством других улучшений, поздние модели имеют 12,7-мм зенитный пулемет. Улучшения по сравнению с Т-54 включают более крупный дизельный двигатель В-12 с водяным охлаждением и увеличенную дальность плавания до 500 километров вместо 400 (600 километров со вспомогательными баками). Запас хода может быть увеличен до 715 километров за счет двух 200-литровых дополнительных топливных баков, размещенных сзади. В Т-55 использовалась совершенно другая башня, чем в Т-54, наиболее очевидное отличие заключалось в том, что Т-55 теперь был без купола вентилятора на крыше, а вместо него имел две D-образные панели крыши. На ранних Т-55 также не устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет ДШК заряжающего, а люк заряжающего устанавливался заподлицо с небольшим или нулевым выступом над окружающей броней башни.
    • Т-55А добавлена ​​система защиты от РХБ. Т-55А использовал новую противорадиационную обшивку и модернизацию системы химической фильтрации ПАЗ/ФВУ на той же башне. Из-за облицовки башенные люки стали толще и больше не заподлицо с поверхностью башни. Примечательными особенностями являются гораздо более крупные гребни на люке командира и наводчика, а также большой блистер на люке механика-водителя. Т-55А образца 1970 г. действительно начал получать 12,7-мм пулемет, но в другом месте, чем на Т-54.
    • Т-55М добавлена ​​система управления огнем «Волна» (с пусковой установкой ПТРК), улучшена стабилизация орудия и прицелы, улучшен двигатель, новая радиостанция и усилена защита. Это включало боковые юбки, дымовые гранатометы, накладную броню и противопожарную защиту.
    • Т-55АМ добавлена ​​броня бра, бронепояс вокруг башни на 180 охват. Обозначение Т-55АМ иногда используется для обозначения машины Т-55А с 12,7-мм пулеметом ДШК на новом приспособлении на люке заряжающего.
    • Т-55АМ2Б: чешская версия Т-55АМВ с системой управления огнем «Кладиво».
    • Т-55АМ2: Вариант без ПТРК и СУО «Волна».
    • Т-55АМ2П: польская версия Т-55АМВ, но с СУО Merida.
    • Т-55АМД: Вариант с АПС «Дрозд» вместо динамической защиты.
    • Т-55АД Дрозд: вариант с Дроздом, но без СУО и ДЗЗ «Волна».
    • Т-55АМВ Модернизация -АМВ означает замену динамической защиты на броня бюстгальтера. Варианты, оканчивающиеся на -1, обозначают замену двигатель с двигателем В-46 от ОБТ Т-72. Украина и Сирия модернизируют до стандарта Т-55АМВ.
    • T-72Z Safir-74 — иранская модернизация Т-54/Т-54, которая могла применяться к иракским Т-54, захваченным во время ирано-иракской войны. Он имеет ряд улучшений, включая 105-мм нарезную танковую пушку M68, компьютеризированную систему управления огнем и новую силовую установку, состоящую из дизельного двигателя, полностью автоматической трансмиссии и системы охлаждения.
    Альтернативные обозначения Т-55АМВ
    Дата введения 1983
    Распространение
    Текущие страны использования (все модели T-55)
    Афганистан Албания Алжир
    Ангола Азербайджан Бангладеш
    Беларусь Босния-Герц. Болгария
    Камбоджа Сент. Африканская Республика Чад
    Китай Конго Хорватия
    Куба Чехия Египет
    Эфиопия Финляндия Грузия
    Гвинея Венгрия Индия
    Иран Ирак Корея (север)
    Лаос Ливан Ливия
    Македония [Т-55А] Малави Мавритания
    Монголия Мозамбик Намибия
    Никарагуа Нигерия Пакистан
    Перу Польша Румыния
    Россия Словакия Словения
    Сомали Шри-Ланка Судан
    Сирия Танзания Того
    Уганда Украина Узбекистан
    Вьетнам Йемен Югославия
    Замбия Зимбабве
    Описание
    Экипаж 4
    Боевая масса (т) 40,5
    Общая длина шасси (м) 6,20
    Высота Габаритная (м) 2,32
    Ширина Габаритная (м) 3,60
    Давление на грунт (кг/см 2 ) 0,89
    Автомобильная производительность
    Тип двигателя 620-690 л. с. Дизель
    Запас хода (км) 390/600 с дополнительными баками
    Скорость (км/ч)
    Макс Роуд 50
    Макс. для бездорожья 35
    Средний по пересеченной местности 25
    Max Swim Н/Д
    Глубина брода (м) 1,4 Неподготовленный, 5,5 с трубкой
    Радиостанция Р-173, Р-173П, Р-124 переговорное устройство
    Защита
    Броня передней части башни (мм) 200 (базовая броня Т-55)
    Броня аппликации (мм) Резиновые экраны и броня коробки
    Взрывоопасная реактивная броня (мм) 1-е поколение поднимается до KE/700-900
    против ТЕПЛА; 2-е поколение повышает до 450-480 KE/700-900 HEAT
    Система активной защиты Российский Дрозд АПС в наличии
    Оборудование для разминирования Комплект катков и плуги в наличии
    Самозаглубляющееся лезвие Нет
    Система защиты от ОМП Да
    Дымовое оборудование Дымовые гранатометы (4x 81-мм с каждой стороны турель) и 24 гранаты. Система дымоудаления выхлопных газов двигателя автомобиля
    ВООРУЖЕНИЕ
    Основное вооружение
    Калибр, Тип, Наименование 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С
    Скорострельность (выстр/мин) 5-7
    Тип погрузчика Ручной
    Боеприпасы в боевой готовности/помещении INA
    Высота над уровнем моря () от -5 до +18
    Огонь в движении Да (только артиллерийские снаряды — ПТУР требуют короткой остановки)
    Вспомогательное оружие
    Калибр, тип, наименование 7,62-мм (7,62x 54R) пулемет ПКТ-Т
    Тип крепления Коаксиальный револьвер
    Максимальная прицельная дальность (м) 2000
    Максимальная эффективная дальность (м)
    День 800
    Ночь 800
    Fire on Move Да
    Скорострельность (выстр/мин) 250 об/мин практическая, 800 циклических, 2-10 выстр очередей
    Калибр, Тип, Наименование 12,7-мм (12,7×108) зенитный пулемет ДШКМ
    Тип крепления Верхняя часть башни
    Максимальная прицельная дальность (м) 2000
    Максимальная эффективная дальность (м)
    День 1500
    Ночь Н/Д
    Огонь в движении Да
    Скорострельность (выстр/мин) 80-100 практическая, 600 циклическая, 2-10 выстр очередей
    Пусковая установка ПТУР
    Наименование Пушка Д-10Т2С
    Способ пуска Пулеметный
    Наведение SACLOS, Инфракрасный лазерный райдер
    Command Link Кодированный лазерный луч
    Пусковая установка Съемная Нет
    ПОЖАРНЫЙ КОНТРОЛЬ
    ФТС Наименование Волна
    Стабилизация основного орудия М1 Циклон 2-х плоскостной
    Дальномер Лазер КДТ-2
    Инфракрасный прожектор L-4
    Прицелы с увеличением
    Наводчик
    День ТШСМ-32ПВ, 3,5х и 7х
    Поле зрения () 18 и 8
    Дальность захвата (м) 4000
    Ночь 1К13
    Поле зрения () INA
    Дальность поражения (м) 800-1300, только артиллерийские снаряды
    Командир огневой пушки
    БОЕПРИПАСЫ ОСНОВНОГО ВООРУЖЕНИЯ
    Калибр, тип, наименование
    100-мм БМ-8 Российская
    Максимальная прицельная дальность (м) 2500 Максимальная эффективная дальность (м)
    День 1500
    Ночь 800-1300
    Бронепробиваемость (мм) 200 на 1000 метров
    100-мм APFSDS-T, БМ-25
    Максимальная прицельная дальность (м) 2500
    Максимальная эффективная дальность (м)
    День ИНА
    Ночь 800-1300
    Бронепробиваемость (мм) INA
    100-мм APFSDS-T, БМ-412М, румынский
    Максимальная прицельная дальность (м) 2500
    Максимальная эффективная дальность (м)
    День 2, 000+ (оценка)
    Ночь 800-1300
    Бронепробиваемость (мм) 418 на 2000 м, 380 на 3000 м
    100-мм APFSDS-T, M1000, бельгийский
    Максимальная прицельная дальность (м) 2 500
    Максимальная эффективная дальность (м)
    День 2500 (оценка)
    Ночь 800-1300
    Бронепробиваемость (мм) Тройная тяжелая цель НАТО, 4500 м
    100-мм ТЕПЛ, БК-17
    Максимальная прицельная дальность (м) 2 500
    Максимальная эффективная дальность (м)
    День 1000 (оценка)
    Ночь 800-1000 (оценка)
    Бронепробиваемость (мм) 380
    100-мм осколочно-фугасный ОФ-32
    Максимальная прицельная дальность (м) 4000
    Максимальная эффективная дальность (м)
    День
    Ночь 800-1300
    Бронепробиваемость (мм) INA
    Другие типы боеприпасов Множество других патронов в пределах ассортимента отмеченные выше имеются. К ним относятся GIAT NR 322/ NR 352. APFSDS-T и словацкий JPrSv AP-T с дальностью более 2000 м. Противотанковые управляемые ракеты
    Наименование АТ-10/БАСТИОН
    Тип боевой части Кумулятивный заряд (кумулятивный)
    Бронепробиваемость (мм) 650 (RHA)
    Диапазон (м) 4000 (только день)
    Наименование AT-10 Улучшенный
    Боевая часть Тип Тандемный кумулятивный заряд
    Бронепробиваемость (мм) 700 (RHA) за ДЗЗ
    Диапазон (м) 4000 (только день)

    Т-54
    Т-55


    ФАС | Военные | ДОД 101 | Системы | Земля | РЯД ||||


    Индекс | Поиск | Присоединяйтесь к ФАС
    http://www. fas.org/man/dod-101/sys/land/row/t54tank.htm
    Поддерживается Робертом Шерманом
    Первоначально создано Джоном Пайком
    Обновлено 27 октября 1999 г., 6:54:58.

    Российские Т-54/Т-55: АК-47 танков продолжает сражаться (и он действительно старый)

    В последовательных войнах со своими арабскими соседями в 1960-х и 70-х годах Израиль захватил сотни Т-55. Израильские войска настроили танк по прозвищу «Тиран» или «диктатор» на иврите против его бывших владельцев. В конце концов инженеры заменили советские основные орудия на более совершенные 105-миллиметровые L7 британской разработки. С заменой пушки машины могли использовать те же боеприпасы, что и любой другой израильский танк того времени.

    Как и АК-47, но для танков, Т-54 и Т-55 выстоят на полях сражений по всему миру. Простые в эксплуатации и обслуживании, эти советские бронированные звери десятилетней давности до сих пор популярны в небольших странах и в негосударственных иррегулярных войсках — настоящий «народный танк».

    (Впервые появилось несколько лет назад.)

    Если в одном из нынешних или бывших бенефициаров Москвы вспыхнет переворот или братоубийственная гражданская война, велика вероятность, что в них примут участие Т-54 или Т-55.

    Когда Афганистан рухнул в 1990-х годах, талибы и коалиция Северного Альянса унаследовали Т-55, ранее принадлежавшие коммунистическому правительству. В том же десятилетии танки участвовали в многосторонней гражданской войне в Югославии.

    Сегодня захваченные иракские и сирийские Т-55 служат под черным флагом Исламского государства и других повстанческих группировок, воюющих в регионе. Для этих повстанческих армий танки 60-летней давности так же полезны, как и гораздо более современные конструкции, такие как M1 Abrams.

    Потому что в большинстве случаев танки не должны быть сложными. Дешевого, несложного и достаточно смертоносного достаточно для большинства войн 21 века.

    История:

    В конце Второй мировой войны танковый арсенал Советского Союза состоял в основном из средних танков Т-34/85, а также небольшого количества тяжелых танков ИС-2 и ИС-3. Хотя серия Т-34 отлично показала себя в войне против нацистской Германии, Советы считали ее рессорную подвеску и 85-миллиметровую пушку устаревшими.

    Более поздние танки серии ИС, обозначавшие Иосифа (Иосифа) Сталина, зарекомендовали себя более чем достойными соперниками лучшим немецким танкам. К сожалению, экипажам приходилось заряжать в пушку огромные 122-миллиметровые снаряды и метательные заряды отдельно, что давало машине низкую скорострельность и запас боезапаса.

    Советы построили малоизвестный Т-44, не участвовавший в боевых действиях, в попытке уменьшить профиль Т-34/85 за счет приземистой башни и утопленной конструкции корпуса. Однако из-за небольшого размера инженерам было нецелесообразно устанавливать 100- или 122-миллиметровое орудие.

    Стремление к свежему дизайну привело кремлевских оружейников к созданию Т-54 и усовершенствованного среднего танка Т-55. Сегодня эти стальные монстры остаются самыми распространенными танками в мире.

    Почти за десять лет до появления более узнаваемого Т-54А в 1954 году Советы уже производили модели-предшественники, известные как Т-54-1, -2 и -3, в скромных количествах. Эти версии обычно имели противовес на дульном срезе основного орудия, а не характерный эвакуатор канала ствола — устройство, которое предотвращает попадание ядовитых газов обратно в башню.

    Трудно сказать, в чем разница между разными моделями, но найти эти функции проще всего. Предсерийные башни имели вырезы в передней и задней нижней части, но Советы постепенно устранили эти конструктивные особенности, так как они могли непреднамеренно отклонять снаряды в корпус .

    Помимо эвакуатора на стволе Т-54А первым из серии имел вертикальный стабилизатор основного орудия. Т-54Б пошел еще дальше в горизонтальной и вертикальной стабилизации орудия.

    Миниатюрная башня Т-54 позволила сохранить общую высоту всего 2,39 метра, что сделало танк короче и сложнее поразить, чем современный американский М-48 Паттон. Изгиб башни также помогал отражать летящие снаряды.

    Холодная война:

    Т-54 впервые участвовали в боевых действиях в 1956 году в столице Венгрии Будапеште, когда Советы использовали их для подавления повстанцев, свергнувших местный просоветский режим. Но дебют принял унизительный оборот, когда венгерские повстанцы загнали захваченный Т-54 в британское посольство, дав западным экспертам возможность подробно рассмотреть его сильные и слабые стороны.

    В 1972 году Северный Вьетнам начал крупное вторжение на территорию своего южного соседа, что в конечном итоге привело к капитуляции Южного Вьетнама. В столкновении танк с танком на осажденной огневой базе Дак То II в Контуме два южновьетнамских легких танка М-41 выпустили по три 76-мм снаряда каждый по одному Т-54.

    Т-54 получил некоторые повреждения, но легко уничтожил более легкие машины американского производства. После прекращения стрельбы экипаж СВА спокойно вышел из своего Т-54 и ушел.

    Тем не менее, он выявил одну уязвимость. Неблагоприятные условия башни снизили практическую скорострельность Т-54 до четырех выстрелов в минуту. Грамотный западный танковый экипаж мог выпустить такое же количество снарядов за первые 91 283 15 секунд 91 284 боя.

    Еще до этих вылазок советские конструкторы уже начали работу над усовершенствованным вариантом — Т-55.

    Очевидно, что снаружи его трудно отличить от Т-54А и Б. Внешне единственная достоверная подсказка — отсутствие грибовидного вентилятора на крыше Т-55.

    Большинство улучшений нового танка были внутренними. Система избыточного давления ПАЗ Т-55 помогала герметизировать танкеры внутри и могла защитить радиоактивную пыль от ядерного удара. Советы также добавили еще девять патронов к основному орудию.

    Инженеры заменили пулемет СГМ времен Второй мировой войны рядом с основной пушкой на новый ПКТ. В 1961 году модернизированный Т-55А получил противорадиационную обшивку, систему фильтрации воздуха для очистки от химических и биологических агентов и 9.1284 обошелся без бортового пулемета.

    Еще одна причина, по которой так сложно отличить эти танки друг от друга, заключается в том, что старые версии часто перестраивались по тем же стандартам, что и более поздние. Например, у Т-55 изначально не было выносного крупнокалиберного пулемета ДШКМ на люке заряжающего, как у Т-54. Советские командиры сочли это оружие бесполезным против реактивных истребителей.

    Но это массивное автоматическое оружие вернулось, когда танки прошли ремонт в депо. В отличие от быстроходных реактивных самолетов, новые ударные вертолеты с большей вероятностью поражали танки на более близких дистанциях и на более низких скоростях.

    Все еще в бою:

    В то время как Т-54/55 стали повсеместными, этот танк, как правило, проигрывал в боях с сопоставимыми или более совершенными западными образцами. Т-54/55 страдает от ужасных условий экипажа, стреляет ужасно медленно, ездит бодро и имеет тенденцию разбрасывать гусеницы.

    Но слабая подготовка, тактика и лидерство, а также превосходство поддерживаемых Западом противников в тех же навыках были более ответственными, чем конструктивные недостатки, за поражения машины в военное время.

    Северовьетнамские танкисты часто были плохо обучены, что приводило к слабому взаимодействию с пехотой и приводило к ненужным потерям от южновьетнамских охотников за танками, вооруженных переносными ракетами М-72.

    Точно так же сирийские Т-55 во время Войны Судного дня 1973 года значительно превосходили численностью израильские танки, но израильтяне сбивали сирийцев толпами с Голанских высот. Что касается освобождения Кувейта в 1991 году, Ирак оставил свои танки на стационарных, окопаных позициях в пустыне .

    Тактическая ошибка Ирака превратила его танки в сидячих уток для авиаударов коалиции и передовых танков «Абрамс», оснащенных тепловизионными прицелами.

    Тем не менее, основными преимуществами Т-55 по-прежнему остаются простота и доступность. Заводы в СССР построили около 50 000 автомобилей, и это скромная оценка. Польша и Чехословакия собрали на местах еще тысячи. Китайские клоны Type-59 только добавляют в счет.

    Наряду с артиллерийскими танками выпускались варианты Т-55 «Специалист» с катками разминирования, мостами, огнеметами и эвакуационными кранами. Советы использовали такое же шасси для своей зенитной самоходной установки ЗСУ-57–2 и более нового тяжелого бронетранспортера БТР-Т.

    В последовательных войнах со своими арабскими соседями в 1960-х и 70-х годах Израиль захватил сотни Т-55. Израильские войска настроили танк по прозвищу «Тиран» или «диктатор» на иврите против его бывших владельцев. В конце концов инженеры заменили советские основные орудия на более совершенные 105-миллиметровые L7 британской разработки. С заменой пушки машины могли использовать те же боеприпасы, что и любой другой израильский танк того времени.

    Когда Израиль списал свои «Тираны», часть корпусов стала основой для «Ахзарит» — буквально означает «жестокий» — тяжелых бронетранспортеров. Другие страны добавили компоненты собственного производства как для внутреннего, так и для экспорта. Некоторые из этих местных вариантов, такие как румынский TR-85M, мало похожи на первоначальный проект Кремля.

    В России также производятся модернизированные танки Т-55М и Т-55АМ с композитными бронированными «бровями» БДД на лобовой части башни и разнесенными ламинированными листами до лобовой части.