Земля – планета Солнечной системы. ФГОС. 6 класс
Просмотр содержимого документа
«Земля – планета Солнечной системы. ФГОС. 6 класс»

Земля — планета Солнечной системы

Подумайте и ответьте на вопросы:
- Какие виды движения Земли вам известны?
- Почему происходит смена дня и ночи, смена времён года?

- Земля — планета Солнечной системы.
- Дом человечества — Земля — одно из небесных тел, которые вращаются вокруг Солнца.
- Солнце — это звезда, раскалённый газовый шар.
- Планеты вместе со своими спутниками и Солнцем, множеством малых планет (астероидов), комет и космической пыли составляют Солнечную систему .

- Земля — третья по счёту из восьми планет, самая большая планета земной группы.
- Земля обладает невидимым магнитным полем . Наличие этого поля приводит к тому, что стрелка компаса всегда показывает на север.
- Один оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 суток 5 часов 48 минут, или за один год.
- Путь Земли вокруг Солнца (орбита Земли) близок по форме к окружности.

365 суток 5 часов 48 минут
Около 150 млн. км

2. Вращение Земли.
Одновременно с движением вокруг Солнца Земля вращается вокруг своей оси , поворачиваясь к Солнцу то одним полушарием, то другим. Как вы знаете, следствием вращения Земли вокруг своей оси является смена дня и ночи . Период вращения равен примерно 24 ч, или одним суткам.
Земная ось — это воображаемая прямая, проходящая через центр Земли.
- Ось пересекает поверхность Земли в двух точках — Северном и Южном географических полюсах.
- На равном расстоянии от географических полюсов проходит экватор — воображаемая линия, которая делит Землю на два равных полушария: Северное и Южное.

24 ЧАСА
Земная ось

- Воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля, наклонена к плоскости орбиты, по которой Земля вращается вокруг Солнца. Из-за этого
- Когда к Солнцу обращена область вокруг Северного полюса, то в Северном полушарии (в котором мы живём) лето, а в Южном — зима . Когда к Солнцу обращена область вокруг Южного полюса, то наоборот: в Южном полушарии — лето, а в Северном — зима.
- Таким образом, из-за вращения Земли вокруг Солнца, а также из-за наклона земной оси на нашей планете сменяются времена года.
- Кроме того, разные части Земли получают от Солнца разное количество тепла.


Задание:
В тетради в виде схемы изобразите Солнечную систему, обозначьте на ней Землю. Подпишите орбиту и ось вращения Земли, обозначьте географические полюса и экватор. Какое время года на Земле, если она расположена относительно Солнца так, как показано на вашем рисунке?

3. Луна.
Земля имеет единственный естественный спутник — Луну . Она находится на расстоянии 384 400 км от Земли.
- Луна вращается вокруг своей оси и вокруг Земли.
- Она отражает солнечный свет, поэтому нам кажется, что она светится.
- Поверхность её гористая, покрыта многочисленными метеоритными кратерами.
- На Луне нет атмосферы, жидкой воды и жизни.

Ещё в Древней Греции заметили связь приливов и отливов с движением Луны по небу.
По законам взаимодействия космических тел Земля притягивает Луну, а Луна — Землю.
По тем же законам взаимодействия космических тел на уровень воды в океане должно влиять и Солнце, но оно слишком удалено от Земли, поэтому его влияние гораздо меньше, чем влияние Луны.

Ответьте «да» или «нет»:
- Земля вращается вокруг Солнца.
- Солнце – центр Солнечной системы.
- Земля имеет шарообразную форму.
- Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы.
- Вселенная – часть Галактики.
- Орбита – путь Земли вокруг Солнца.
- Следствием вращения Земли вокруг своей оси является смена времен года.
- Полюса – это единственные точки не участвующие в суточном вращении Земли.
- Луна всегда обращена к Земле одной стороной.
- Солнце – раскаленная звезда.

Ответьте на вопросы:
- Какие космические тела образуют Солнечную систему?
- Что является центром Солнечной системы?
- Перечислите все планеты Солнечной системы.
- Какие виды движений совершает Земля?
- Что является результатом движения Земли вокруг Солнца?
- Что такое земная ось?
- Что такое экватор?
- Что такое полюса?

Домашнее задание:
§3;
Вопросы 1 – 3, доп. 5
Проект по географии «Земля — часть Солнечной Системы» (6 класс)
Описание слайда:Планеты Солнечной системы Меркурий. Эта планета ближе всех расположена к Солнцу, во всей системе она считается самой маленькой. Поверхность Меркурия твёрдая, как и у всех четырёх внутренних планет (ближе всех расположенных к центру). Он имеет самую высокую скорость вращения. Днём планета практически горит под солнечными лучами (+350˚), а ночью промерзает (-170˚). Венера. Эта планета больше других походит на Землю своими размерами и яркостью. Вокруг нее всегда много облаков, что затрудняет наблюдение. Вся поверхность Венеры представляет собой раскалённую каменистую пустыню. Земля . Единственная планета, на которой есть вода, следовательно, и жизнь. Она имеет идеальное расположение по отношению к Солнцу: достаточно близко, чтобы получать свет и тепло в нужном количестве, и достаточно далеко, чтобы не сгорать от лучей. У Земли есть один спутник – Луна. Марс. Некоторые учёные предполагали, что на этой планете также существует жизнь, потому что она имеет ряд сходств с Землёй. Но многочисленные исследования не обнаружили там признаков жизни. На данный момент известно два естественных спутника Марса: Фобос и Деймос. Юпитер. Самая крупная планета Солнечной системы, в 10 раз превосходящая Землю в диаметре и в 300 раз в массе. Состоит Юпитер из водорода, гелия и других газов, имеет 16 спутников. Сатурн. Очень интересная и запоминающаяся планета, так как имеет кольца, которые образуются из пыли, камней и льда. Вокруг Сатурна вращается три основных кольца, толщина которых около 30 метров. Уран. Эта планета также имеет кольца, но увидеть их гораздо сложнее, они проявляются только в определённое время. Основная особенность Урана – это его манера вращения, выполняемая в режиме «лежа на боку». Нептун. Астрономия сегодня называют эту планету последней в Солнечной системе. Обнаружили Нептун только в 1989 году, так как он располагается очень далеко от Солнца. Поверхность его из космоса выглядит голубой, что не может не поражать нас. До 2006 года планет было 9, в их состав входил ещё Плутон. Но согласно последним научным данным, этот космический объект перестали называть планетой.
infourok.ru
Планеты солнечной системы. Земля и космос
Конспект урока по географии, 6 класс.
Земля и космос. Земля – часть солнечной системы.
Цель:
создать условия для формирования у учащихся представления о составе Солнечной системы, о Земле – как части солнечной системы;
формировать умение логически мыслить, анализировать, делать выводы, знать особенности планеты Земля по сравнению с другими планетами.
Оборудование: схема Солнечной системы, атлас, учебник.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания.
1)Какая география изучает хозяйственную деятельность человека?
2)Кто первым сформулировал понятие «география»?
3)Какую из географий вы будете изучать в этом году?
III. Изучение нового материала.
Беседа по вопросам:
1)Что представляет собой Солнечная система?
2)На какие группы делятся планеты?
3) Какие планеты относятся к планетам земной группы?
4) Какая планета самая маленькая? Какая – самая большая?
5)Какой газ составляет основу атмосферы Венеры и Марса?
6)Назовите главное отличие Земли от других планет?
Общие черты всех планет:
— возникли одновременно;
— движутся вокруг Солнца в одном направлении;
— все вращаются вокруг своей оси;
— имеют форму шара.
Вопрос:
— В чем уникальность планеты Земля?
— все окружающее нас вещество народится в трех агрегатных состояниях – три оболочки;
— присутствие жизни на планете — биосфера;
— земля разделена на океаны и огромные массивы суши;
— земная поверхность – это разнообразие рельефа.
Задание: пользуясь физ.картой полушарий и учебником с.14, распределить океаны и материки по занимаемой площади.
Ребята, а вы знали, что, например невооруженным глазом на небе мы можем увидеть 5 планет солнечной системы?
как вы думаете, что это за планеты? (Меркурий, Венера, Марс, Сатурн и Юпитер)
Давайте с вами закрепим материал. Итак, Земля – 3-я планета С.Системы от Солнца. Наша планета движется со скоростью 30 км в секунду. Представляете какая огромная скорость?
Важно так же знать , что наша планета это не совсем шар. Как вы думаете почему? верно, Земля сплюснута у полюсов. Радиус Земли в районе экватора равен 6378 км, а у полюсов 6357 км. но давайте будем считать что мы живем на круглой планете с радиусом в 6371 км.
А сколько спутников у Земли? верно, 1. и это – Луна. интересный факт спутнике — он всегда повернут к Земле одной стороной.
Еще интересные факты о планетах.
Венера. эта одна из планет системы, которая вращается в направлении, обратном ее движению вокруг Солнца. и представьте себе ,ребята, что Венера вращается в 243 раза медленнее Земли.
на Меркурии нет атмосферы. на Марсе и Венере атмосфера присутствует, но естественно не такая как на Земле. Например давление на Венере больше земного в 90 раз, а на Марсе, в отличие от земного-в 150 раз меньше.
вот еще интересный факт. самая высокая точка Земли – Эверест 8848м. а на Верене есть старинный пристаринный потухший вулкан – Максвелл. Его высота 12 км. но самая высокая горная вершина всей нашей собственной системы – это на Марсе. Гора Олимп. это потухший вулкан. его высота 25 км. интересно? давайте подсчитаем, во сколько раз олимп выше эвереста? это почти в 3 раза!
Есть еще и другие планеты системы – гиганты, но о них мы поговрим с вами на слелующем уроке.
скажите, вам было интересно?
что вам понравилось?
а теперь открываем дневники и пишем домашнее задание.
IV. Закрепление.
1.Что входит в состав Солнечной системы?
2.какие общие черты имеют все планеты7
3.В чем уникальность нашей планеты?
V. Домашнее задание. 2-4, вопросы 1-4.
infourok.ru
План-конспект урока по географии (6 класс) на тему: Урок в 6 классе «Земля — планета Солнечной системы».
Урок № 2
Тема: «Земля – планета Солнечной системы»
(учебник Герасимова Т.П. Начальный курс географии. 6 класс)
Цель урока:
- Сформировать представление о солнечной системе и ее планетах;
- Ознакомить учащихся с формой и движениями Земли;
- Дать общее представление о Луне и ее влияние на Землю.
Оборудование:
Проектор, презентация, карта полушарий.
Ход урока
- организационный момент – 2 мин.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Открывайте рабочие тетради, записывайте число и классная работа.
- изучение нового материала – 30 мин.
Слайд 1.
Учитель: обратите внимание на экран, тема урока «Земля – планета Солнечной системы», запишите ее в тетрадь.
Слайд 2 – 3.
Учитель: ребята, что вы знаете о Солнечной системе? (учащиеся отвечают). Послушайте краткий рассказ о Солнечной системе и ученых, которые занимались ее изучением.
Слайд 4.
Учитель: на экране вы видите составляющую Солнечной системы – это Солнце (щелкает ссылку, где находится изображение солнца), астероиды (ссылка), кометы (ссылка), метеорная пыль (ссылка), планеты – перечисляет название планет. Ребята зарисуйте схему в тетрадь.
Слайд 5. (автоматически запускается)
Учитель: Звездную россыпь неба разделили на группы звезд – созвездия и каждому дали свое название. Всего выделяют 88 созвездий. Видимый путь Солнца в течения года проходит по 12 зодиакальным созвездиям («зодиак» в переводе с греческого означает «пояс зверей»). Некоторые полагают, что гороскопы предсказывают судьбу человека, определяют его характер, склонности и привычки. Назовите животных, которых видите на экране (дети отвечают).
Учитель: ребята, сейчас вы познакомитесь с планетами солнечной системы, ваша задача внимательно слушать (слайд 6 – 9).
Физкультминутка:
Учитель: ну что устали? Давайте поиграем. Сейчас я буду произносить слова, обозначающие «летающие» и «нелетающие» объекты. Если этот объект или живой организм летает, то вы поднимаете руки вверх, а если — нет, то присаживаетесь на корточки. Начали.
Самолет, стол, пароход, оса, коса, комод, пчела, топор, стрекоза, ручка, орел, глаза, заяц, гранат, муха, скворец, вертолет, стул.
Молодцы! А теперь займите свои места.
Слайд 10.
Учитель: Земля – это планета, на которой мы живем. Запишите важное о Земле в тетрадь, прослушав текст.
Слайд 11.
(прослушав текст)
Учитель: Земля вращается вокруг своей оси, которая называется земной осью. Земная ось – это воображаемая прямая, проходящая через центр Земли. Земля совершает полный оборот вокруг своей оси с запада на восток за 24 часа т.е. за сутки (указывает на рисунок в верхнем правом углу).
Ось пересекает поверхность земли в двух точках: Северном и Южном полюсах. (указывает на рисунок в нижнем левом углу). Запишите информацию с экрана в тетрадь и запомните.
Слайд 12.
Учитель: На равных расстояниях от географических полюсов проходит экватор. Экватор – это воображаемая линия, которая делит Землю на два равных полушария: Северное и Южное. (показывает карту южного и северного полушария). Ребята запишите определение «экватор» в тетрадь.
Учитель: Земля обладает невидимым магнитным полем. Наличие этого магнитного поля заставляет стрелку компаса всегда показывать на север (указывает на рисунок в правом нижнем углу на слайде).
Слайда 13. (звук запускается автоматически)
Необходимо кликнуть рисунок в левом верхнем углу. Учащиеся слушают текст.
Учитель задает вопрос классу: почему происходит смена времен года? Ученики отвечают.
Слайд 14.
Учитель: Теллурий — это модель, иллюстрирующая движение Земли вокруг Солнца и собственной оси, а также движения системы «Земля — Луна».
Запишите в тетрадь определение этого прибора. Далее учитель (кликнув рисунок курсором) демонстрирует его работу.
Слайд 15.
Учитель: Изображение, какого объекта вы видите? Ученики отвечают: Луна.
Учитель: что вы знаете о Луне? Ребята рассказывают.
Учитель: а вы знаете, что от притяжения Луны на Земле бывают приливы и отливы. Посмотрите, как это происходит (слайд 16) — клик по рисунку в нижнем правом углу.
- закрепление – 10 мин.
Вопросы для закрепления пройденной темы (слайд 17).
- Домашнее задание – 3 мин.
Прочитать параграф 3 в учебнике. Подготовить рефераты по планетам.
nsportal.ru
Урок по географии»Земля-часть Солнечной системы» 6 класс
Тема урока: §7. «Земля – часть Солнечной системы» (урок № 7 в теме «Земля – часть Солнечной системы »)
Цель: сформировать представление об уникальности Земли, как части Солнечной системы.
Задачи урока:
Образовательные: ввести новые понятия солнечная система, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, мировой океан; дать первоначальные сведения о Солнечной системе, ее составе и возникновении; познакомить с планетами земной группы; показать уникальность Земли как единственной планеты, на которой существует жизнь.
Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.
Воспитательные: осознание себя как части целостности природы
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: понимание уникальности планеты Земля, как части Солнечной системы.
Универсальные учебные действия:
Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя как неотъемлемой части Солнечной системы
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям солнечная система, литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, мировой океан; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока: комбинированный
Форма работы учащихся: групповая
Техническое оборудование: интерактивная доска, схема и модель Солнечной системы, фотографии, интернет, ЭОР, персональный компьютер.
Структура и ход урока.
№
Название этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
1
Организация на урок
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
2мин
2
Актуализация темы
Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему.
Объясните: Что описывается в сообщениях?
(слайд1-кроссворд) Проверяет усвоение понятий. Предположите: Что объединяет эти слова? С какими понятиями вы еще не встречались? Проверяет усвоение понятий
Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Раскрывают полученные знания (понятия). Формулируют название темы урока (Р)
4мин
3
Изучение нового материала
1. Объясните (учебник стр.25):
— -Что общего у Земли с другими планетами Солнечной системы?
— В чем уникальность нашей планеты?
(Ответы пишутся на интерактивной доске)
Подводит к выводу: что все планеты, входящие в Солнечную систему, имеют и общие черты, и существенные различия.
2.Демонстрирует ЭОР (Планеты Солнечной системы.).
Акцентирует внимание на то, что по своим особенностям планеты Солнечной системы делятся на 2 группы: 1.планеты гиганты
2.планеты земной группы
Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность (П)
Предлагают свои варианты общих черт и различий, самостоятельно определяют общие черты планет Солнечной системы (К, Р)
Просматривают (П), сравнивают планеты Земной группы (Р) принимают участие в диалоге с учителем
4мин
3 мин
3 мин
4
Практикум
Организует работу в рабочей тетради стр.16 задание 11 на основе текста §7
Проверяет полученный результат
Демонстрирует с помощью ЭОР изображение планеты Земля из космоса.
Подводит к выводу: что в отличие от других планет земная поверхность разделена на океаны и огромные массивы суши- материки.
Вводит понятие мировой океан
Анализируют текст и выбирают необходимые сведения(П)
Самостоятельно знакомятся с содержанием § 7 и выполняют задания в рабочей тетради. (П.Р.)
Демонстрируют результат своей работы. (Л).
Смотрят. Обмениваются полученной информацией (К)
Записывают в тетради новые понятия
5 мин
4 мин
Физминутка (здоровьесберегающий компонент)
Игра на внимание
Играют,
определяются внимательные. (К)
2 мин
5
Закрепление
1.Проверяет усвоение нового материала в тестовой форме (слайд 7,8)
( Причинно -следственные связи:
Планеты земной группы и планеты гиганты с одной стороны, названия планет с другой; оболочки Земли.)
Демонстрируют знания (П), понимание причинно-следственных связей (Р).
Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)
5 мин
6
Итог урока (рефлексия)
Подводит итоги урока.
Комментирует и выставляет оценки за урок.
Объясняет д/з §7, Вопросы с.29 творческое задание
Для художников
Для писателей
Для режисеров по теме: «Влияние космоса на Землю и жизнь людей»
Оценивают работу на уроке всего класса «смайликом» на доске (Л). Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике (К).
3 мин
Приложение № 1.
Я-небесное тело. Представляют собой светящийся массивный газовый шар. Обычно состою из гелия и водорода.(звезда)
Я — твёрдое тело космического происхождения, упавшее на поверхность крупного небесного тела. Большинство имеют вес от нескольких граммов до нескольких килограммов. Крупнейший из найденных — Гоба (вес 60 тонн). Полагают, что в сутки на Землю падает 5–6 т , или 2 тысяч тонн в год.(метеорит)
Я известна с глубокой древности. Небесное тело, которые становятся все ярче и ярче по мере приближения к Солнцу, а также приобретают длинные и тоже очень яркие хвосты, — появлялись довольно редко, а главное — неожиданно. Из-за необычного вида их считали предвестниками несчастий: голода, стихийных бедствий, эпидемий, войны или смерти правителя.(комета)
Я, естественный спутник Земли, среднее расстояние от Земли 384000 км, средний диаметр 3476 км. Я практически лишена атмосферы.(Луна)
В трёхмерном пространстве звёзды, которые мы видим на небесной сфере рядом, могут быть расположены очень далеко друг от друга. С древнейших времён люди видели некоторую систему во взаимном расположении звёзд и группировали их в соответствии с ней в нас.Кто мы? (созвездия)
infourok.ru
Урок по географии в 6-м классе «Земля — планета Солнечной системы»
Цели и задачи:
- Продолжить формирование знаний учащихся о Земле как планете Солнечной системы;
- Сформировать знания учащихся о нашей Галактике Млечный Путь, о влиянии системы “Земля-Луна” на земные процессы;
- Развивать умения учащихся по работе с текстом учебника, справочными материалами;
- Воспитывать понимание того, что Земля- единственная планета, на которой существует жизнь.
Оборудование: УМК “Сферы”: электронный учебник, учебник (авт. А.А. Лобжанидзе), атлас, тетрадь-тренажёр, раздаточный материал для практической работы, плакат “Планеты Солнечной системы”
Ход урока.
1. Организационный момент. Приветствие.
Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела “Земля- планета Солнечной системы”.
- Посмотрите, какие темы мы будем изучать? (с. 37)
Тема нашего сегодняшнего урока “Земля в Солнечной системе”. Запишите домашнее задание с. 38-39, тренажёр стр.29,№1,2
2. Активизация знаний учащихся.
В прошлом году мы изучали с вами разные планеты Солнечной системы и многое узнали и о нашей планете.
- Что вы знаете о Земле как планете Солнечной системы?
- Что такое планета?
- Чем отличается планеты от звезд?
3. Объяснение нового материала.
А) Солнечная система.
Мы знаем, что Земля- одна из планет Солнечной системы.
- Что такое Солнечная система? (при затруднении- определение из электронного учебника)
Солнечная система вместе со всеми звездами образует Галактику (определение на диске).
Наша Галактика носит имя Млечный Путь (рисунок на экране), а скопление разных Галактик образует Вселенную (показ разных галактик).
Давайте попытаемся написать точный адрес Земли, используя тетрадь-тренажёр на стр.25 “Работаем с текстом”, №1.
Таким образом, Земля- часть Вселенной и часть Солнечной системы.
Согласно современным представлениям, наше Солнце миллиарды лет назад окружало огромное холодное облако, состоявшее из газов и пыли. Именно из него, с течением большого количества времени сформировались планеты Солнечной системы.
- Найдите в тексте учебника на с.38 что входит в состав Солнечной системы?
- Что является центром Солнечной системы? (видео на диске)
- Какие сведения о Солнце вы знаете? (с.38, геофокус)
- Почему Солнце кажется нам маленьким, когда мы смотрим на него?
- Почему именно Солнце освещает планеты, а не другая звезда?
- Почему планеты Солнечной системы удерживаются около Солнца?
- Какое значение имеет Солнце для Земли?
- Перечислите планеты Солнечной системы.(атлас с.2-3, показ на экране планет)
- На какие группы их можно разделить?
- Чем отличается Сатурн от других планет?
- Между какими планетами проходит пояс астероидов?
- Какие общие черты есть у всех планет?
- Что такое орбита?
Выполнение практической работы.
Сейчас вам предстоит выполнить практическую работу. У каждого из вас есть таблица, в которую вы должны будете внести сведения. Для того, чтобы сократить время работы, вы будете работать в парах. Каждая пара должна ответить на один вопрос и занести этот ответ себе в листочек. В дальнейшем, когда будем проверять, вы внесёте и другие ответы. Вопрос, на который должна найти ответ ваша пара выделен. Ответы должны быть краткими. На работу вам даётся 5 минут.
Практическая работа №3. “Сравнение Земли с другими планетами”
Используя дополнительный(статистический) материал, атлас на с. 2-3 Ответьте на вопросы и запишите ответы в таблицу. (Приложение1)
Вопрос | Ответ |
1. Самая большая планета. Во сколько раз её масса больше массы Земли. | Юпитер . её масса в 318 раз больше земной |
2. Самая маленькая планета. Во сколько раз её масса меньше массы Земли | Плутон, в 500раз |
3. Самая холодная планета. Как отличается её температура от температуры Земли | Плутон, она холоднее Земли на 248 градусов |
4. Самая горячая планета. Как отличается её температура от температуры Земли | Венера, она теплее Земли на 452 градуса |
5. Самая далекая планета. На каком расстоянии она находится от Земли? | Плутон, она удалена от Земли на 5763,9 млн.км |
6. У какой планеты скорость движения по
орбите: А) самая большая Б) самая маленькая |
А)Меркурий Б) Плутон |
7. Ближайшая к Земле планета. На каком расстоянии она находится от Земли? | Венера, она находится на расстоянии 41,4 млн.км от Земли |
8. У какой планеты самый большой радиус. На сколько он больше земного радиуса. | Юпитер, он больше земного радиуса на 63549 км |
9. У какой планеты самая большая скорость вращения вокруг Солнца? Во сколько раз она больше скорости Земли? | Меркурий, его скорость больше земной в 5 раз |
10. У какой планеты скорость вращения вокруг своей оси сравнима с земной? (почти одинаковые скорости) | Марс |
11. Какие планеты имеют близкий к земному угол наклона оси к плоскости орбиты.? | Марс, Сатурн |
12. У каких планет отсутствуют спутники | Меркурий, Венера |
Проверка выполнения практической работы и заполнение таблицы всеми учащимися.(с использованием презентации- Приложение 2)
Продолжим урок, а Ваши практические работы ещё пригодятся.
Б) Система “Земля-Луна”.
— В практической работе мы указали планеты, у которых отсутствуют спутники, а есть ли спутники у Земли?
— Сколько спутников есть у планеты Земля?
— Как он называется?
Предполагают, что когда-то Луна была самостоятельной планетой, но гигантский метеорит столкнул её со своей орбиты и она попала в поле притяжения Земли. Луна оказывает огромное влияние на процессы, происходящие на Земле. Шарообразная форма Луны и её большие размеры позволяют рассматривать Землю и Луну как двойную планетную систему с общим центром вращения вблизи земной поверхности. Сила притяжения Луны, и сила, возникающая при взаимном вращении Земли и Луны приводят к образованию приливов и отливов на Земле, о которых мы будем говорить при изучении гидросферы (показ слайд-шоу “приливы и отливы”).
— Какие мы можем заметить изменения, происходящие с Луной, когда наблюдаем за ночным небом?
Давайте узнаем, почему внешний вид Луны изменяется (учебник, стр.39, геофокус и показ слайд-шоу “фазы Луны”)
— Как узнать, глядя на небо фазу Луны?
-Давайте сравним поверхность Луны и Земли (тренажёр, с.30)
— В чём отличие?
— Почему на Луне нет жизни?
В) Земля- уникальная планета.
Первый космонавт, Юрий Гагарин вернувшись из своего полёта писал так: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди! Будем хранить и приумножать эту красоту, а не уничтожать её!”
Нашу планету можно представить в многоцветье красок: она голубая от воды, желтая от песка, зелёная от лесов, но есть главная особенность, которая отличает Землю от других планет.
— В чём заключается главная особенность Земли?
— Какие условия способствовали тому, что именно здесь появилась и развивалась жизнь?
— Посмотрите по своим практическим работам, почему жизнь не могла возникнуть на другой планете?
— Где зародилась жизнь на Земле?
Существует пять гипотез о происхождении жизни, с которыми вы позднее познакомитесь на уроках биологии, но большинство учёных склоняются в пользу того, что жизнь зародилась в Океане и именно отсюда стала распространяться по всей планете. (рисунок из электронного учебника).
Благодаря эволюции появляются всё более сложные организмы, растения, которые изменили состав атмосферы, и, наконец, человек.
-Давайте попытаемся сделать общий вывод по пройденному материалу.
Таким образом, Земля-это не только планета Солнечной системы, но и планета жизни.
4. Закрепление.
- Что мы должны были сегодня узнать?
- Что такое Млечный Путь?
- Как система Земля-Луна влияет на земные процессы?
- Выполнили, что задумали?
Давайте повторим.
- Назовите точный космический адрес планеты Земля.
- Что такое Галактика?
- Что такое Солнечная система?
- Какие планеты входят в Солнечную систему?
- Самая большая планета?
- Самая холодная и удалённая планета?
- Почему происходят приливы и отливы?
- В чём заключается уникальность планеты Земля?
- Докажите, что жизнь могла появиться только на Земле.
Проводится первичное тестирование и самопроверка.
Первичное тестирование. Фамилия:_________________________________
1. Скопление звёзд называют:
А) Солнечная система
В) Вселенная
Б) Галактика
Г) Парад планет
2. Солнце состоит из газов:
А) кислорода и водорода
В)гелия и кислорода
Б) водорода и гелия
Г) азота и кислорода
3. Земля- является по счёту от Солнца планетой
А)девятой
В) третьей
Б) пятой
Г) первой
4. Силы взаимодействия Земли и Луны являются причиной возникновения:
А) землетрясений и цунами,
В)смерчей и торнадо
Б) цунами и наводнений,
Г) приливов и отливов
5. Укажите, какой из перечисленных фактов не может являться условием существования жизни на Земле:
А) на Земле существует вода
Б) температура на Земле значительно выше температуры других планет
В) Земля имеет атмосферу, пропускающую достаточное количество солнечного света и тепла.
Оценка _____________________________
Проверка результатов.
Всё верно-“5”, 4 верных ответа- “4”, 3 верных ответа “3” и т.д.
— Поднимите руки кто получил “5”, “4”, “3”, “2”. Теперь вы сами видите, над чем надо поработать дома.
Подведение итогов урока. Слова благодарности, выставление оценок за работу на уроке.
Собрать практические работы, первичное тестирование.
urok.1sept.ru
Урок физики по теме «Строение Солнечной системы»
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Ключевые слова: звезда, созвездие, планета, планеты земной группы, планеты- гиганты, пояс астероидов, пояс Койпера, астероид, комета, метеорит, метеор.
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска.
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
- образовательные: сформировать понятия о планетах, астероидах, метеорах, метеоритах, кометах; добиться усвоения представления о строении солнечной системы, об общих свойствах планет земной группы и планет – гигантов, о природе тел Солнечной системы.
- развивающие: развитие логического мышления путём систематизации фактов, развитие наблюдательности, формирование мировоззрения, развитие познавательной активности,умений делать выводы, применять полученные знания для объяснения явлений.
- воспитательные: развитие коммуникационных компетенций, развивать умение говорить и слушать других, содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный
Формы обучения: фронтальная, групповая
Ход урока
1. Вводная часть
(Слайд №2)
Мы живём в интересное время, когда весь мир для одной половины человечества сузился до экранов телевизора, а для другой до размеров компьютерного монитора. Но если ночью оторвать взгляд от экрана и посмотреть на небо, то перед Вами может открыться мир, который удивлял и восхищал не одно поколение людей. Мир, который вызывает мысли о вечности и бесконечности, который притягивает своей красотой. Называется этот мир – звёздное небо. В этом мире у вас наверняка есть знакомые.
(Слайд №3) Узнаёте созвездие? Как оно называется? (Слайд №4) Если соединить прямыми линиями семь звёзд созвездия, то получится большой ковш. Вторая звезда от ручки ковша позволяет проверить зрение. Кто видит две звезды, у того зрение хорошее. Называются эти звёзды Мицар и Алькор. Какой известный объект помогает найти Большая Медведица? (Полярную звезду) Как? (Смотрим слайд.) Чем интересна Полярная звезда? (Обычно отвечают: самая яркая звезда, помогает найти точку севера.) На небе много более ярких звёзд. А эта звезда отличается тем, что не перемещается по небу в течение суток. Если фотографировать Полярную звезду с большим временем экспозиции, то можно заметить, что все звёзды оставят следы на фотографии в виде дуг и только одна звезда останется на своём месте. Эта звезда совпадает с точкой, вокруг которой совершают суточное вращение остальные звёзды. Положение звёзд и созвездий меняется не только в течение суток, но и в течение года. Посмотрите на слайд и определите, в какое время года сделана фотография? Всё звёздное небо разделено на 88 созвездий. Некоторые из них вы можете легко найти на небе. (Слайд №5) Вот эти 5 звёздочек, образующих букву W составляют созвездие Кассиопеи. Находится это созвездие по Большой Медведице. В северном полушарии созвездие Кассиопеи можно наблюдать в течение всего года. (Слайд №6) Летом, когда стемнеет, высоко в небе появляются три звезды образующие летний треугольник: Вега, Денеб и Альтаир. Вега, самая яркая звезда из созвездия Лиры (?Лиры), является самой яркой звездой летнего неба. Альтаир – самая яркая звезда из созвездия Орла. Денеб – ? Лебедя. Из этих трёх созвездий хорошо запоминаются контуры Лебедя. Шесть звёзд созвездия Лебедя образуют крест. (Слайд №7) На зимнем небе ярких звёзд намного больше. Среди звёзд легко находится созвездие похоже на бабочку, древние греки видели в нём охотника Ориона. Самая яркая звезда созвездия называется Бетельгейзе. Охотник удерживает на небе двух псов: Большого Пса и Малого Пса. В созвездии Большого Пса находится самая яркая звезда и северного и южного полушария – Сириус. Веками расположение звезд не меняется. Древние греки более двух тысяч лет тому назад заселили небо своими героями. И мы, по прошествиимногих лет, видим те же созвездия, восхищаемся теми же звёздами! (Слайд №8) Есть среди звёзд необычные светила. Они перемещаются среди звёзд и светят ровным немерцающим светом. Эти “блуждающие” светила назвали планетами. Планета Венера может быть намного ярче Сириуса. Если посмотреть в телескоп то можно увидеть, что Венера меняет фазы, как Луна. Эта планета всегда находится близко к Солнцу, поэтому она бывает видна утром, перед восходом Солнца, или вечером, после заката. Немногим по яркости Венере уступает Юпитер. В телескоп виден не только диск планеты, но и четыре спутника Юпитера, которые меняют своё положение относительно друг друга. У Сатурна хорошо видны кольца, у Марса можно разглядеть полярные шапки. Подведём итог, подумайте, как можно отличить планету от звезды?
2. Строение Солнечной системы
Вы уже знаете, планеты вращаются вокруг Солнца. А какие ёщё тела есть в Солнечной системе? Какова природа этих тел? Эти и другие вопросы мы рассмотрим сегодня на уроке. (Слайд №10) Тема урока: “Строение Солнечной системы”. Изучать строение Солнечной системы мы будем по плану. (Слайд №11) Наша Солнечная система состоит из центрального тела Солнца и планет, которые вращаются по своим орбитам вокруг Солнца. (Слайд №12) Чем ближе к Солнцу расположена планета, тем быстрее движется и меньше времени она тратит на один оборот. Всего вокруг Солнца вращается 8 планет. (Слайд №13) Свои имена планеты получили в честь римских богов. Между орбитами Марса и Юпитера находится пояс астероидов, за орбитой Нептуна находится пояс Койпера и за поясом Койпера, вероятно, расположено облако Оорта. Расположите тетрадь в альбомном формате и в центре страницы зарисуйте строение Солнечной системы. (Слайд №14) Рассмотрим основные характеристики планет. Как вы думаете, почему в колонках со второй по шестую стоят единицы? Сравните массу, диаметр, плотность, расположение относительно Солнца, количество спутников и ответьте на вопросы: На какие две группы можно разделить все планеты? Что общего у планет земной группы? Что общего у планет – гигантов? (Г.с. на слайд № 58. В опорный конспект учащиеся выписывают общие свойства планет земной группы и планет – гигантов. По ходу урока учащиеся будут добавлять общие характеристики планет обеих групп. А над схемой строения Солнечной системы, возле каждой планеты (пояса, облака) указывать отличительные объекты и основные характеристики планет (поясов)).
3. Планеты земной группы
(Слайд №15) Рассмотрим подробнее планеты земной группы. Самая маленькая планета Меркурий, самая большая Земля. Венера по своим размерам почти не отличается от Земли. (Слайд №16) Расстояние от Солнца до планет огромное и его удобно измерять в более крупных единицах – астрономических единицах (а.е.). 1 а.е.=150 000 000 км. Попытайтесь на глаз определить расстояние до других планет (проверяем по слайду варианты учащихся). Какая планета может ближе других приблизиться к Земле? На каком расстоянии будут находиться при этом расположении планеты? (Слайд №17)
Все планеты земной группы имеют твёрдую поверхность – литосферу. Литосфера состоит из коры, мантии (силикаты) и ядра (железно, никель). Ядро может быть как твёрдым, так и жидким. Учёные предполагают, что внутри жидкого металлического ядра возникают токи, создающие магнитное поле планеты. Какие планеты могут обладать магнитным полем? Что изменится на Земле, если исчезнет её магнитное поле? Рассмотрим отличительные особенности каждой планеты. (Слайд №18) Меркурий движется вокруг Солнца с рекордной среди планет скоростью около 50 км/с, совершая один оборот за 88 суток. При этом он медленно вращается вокруг собственной оси, совершая один оборот за 59 земных суток. В полдень поверхность планеты прогревается выше 400?C, ночью охлаждается до -170?C. Как вы думаете, почему на Меркурии такой большой перепад температур? Такой перепад температур возможен из-за длительных меркурианских суток и почти отсутствующей атмосферы. Поверхность Меркурия похожа на лунную, на ней много кратеров. Существование на поверхности Меркурия хорошо сохранившихся больших кратеров говорит о том, что в течение последних 3—4 млрд лет там не происходило в широких масштабах движение участков коры, а также отсутствовала эрозия поверхности. Подумайте, почему на Меркурии много кратеров ударного происхождения? (Слайд №19) Год на Венере длится 225 суток, а один оборот вокруг оси 243 суток. В отличие от других планет, Венера вращается в сторону противоположную своему движению по орбите. Предложите своё объяснение этого факта. (Слайд №20)
Венеру иногда называют “сестрой Земли”, потому, что обе планеты похожи размерами, силой тяжести и составом. Однако условия на двух планетах очень разные. Говорят, если где-то и существует ад, то наверняка на Венере. Атмосферное давление на Венере в 90 раз больше земного и состоит на 96% из углекислого газа. Углекислый газ создаёт парниковый эффект, поэтому вблизи поверхности Венеры температура около 450?С! Поверхность Венеры закрыта густыми облаками, состоящими из капелек серной кислоты. В атмосфере Венеры молнии бьют в два раза чаще, чем в земной. Природа такой электрической активности пока неизвестна. Из-за плотной атмосферы освещённость даже в полдень очень слабая. Проанализируйте информацию слайда и ответьте на вопрос: почему у Венеры указана только одна температура — вблизи поверхности планеты? (Слайд №21) На поверхности Венеры обнаружены тысячи древних вулканов, извергавших лаву, разломы, горы. Как вы думаете, много ли на Венере кратеров ударного происхождения? (Слайд №22) Самая знакомая и самая изученная планета – Земля. Земля, в отличие от Меркурия и Венеры, имеет один естественный спутник – Луну. Радиус Луны всего в 4 раза меньше радиуса Земли. Поэтому Землю часто называют “двойной планетой”. Полный оборот вокруг Земли Луна совершает за 27,3 суток. За это же время Луна делает один оборот вокруг своей оси, поэтому она повёрнута к Земле всегда одной стороной. (Г.с. на слайд №59) На видимой стороне Луны много тёмных участков, их называют моря. Например: Море Дождей, Море Ясности, Океан Бурь. Лунные кратеры получили имена известных учёных. Самыми крупными кратерами с лучевой системой являются Тихо, Кеплер и Коперник. Горные хребты получили названия земных гор (Кавказ, Альпы, Пиренеи и др.). (Слайд №60) На обратной стороне Луны морей мало. Здесь много кратеров, названных в честь знаменитых людей 20 века. Из-за малого тяготения на Луне нет атмосферы. Поэтому следы, оставленные советскими луноходами и американскими астронавтами, сохранятся многие годы. (Г.с. на слайд №22). Вернёмся к Земле. Попытайтесь объяснить, в чём заключается уникальность нашей планеты? (Слайд №23)
Планета Марс названа именем бога войны за красноватый оттенок, обусловленный наличием в коре окислов железа. Планета имеет два небольших спутника неправильной формы Фобос и Деймос (“страх” и “ужас”) – спутники войны. (Слайд №24) На Марсе есть атмосфера, давление которой в 150 раз слабее земного. Поэтому на Марсе большой перепад температур от +25?С до -125?С. Примечательной особенностью Марса является огромный каньон Маринер длиной почти 5000 км, шириной до 200 км и глубиной до 5 км. На Марсе находится самая высокая гора в Солнечной системе – вулкан Олимп высотой 27 км. (Слайд №25) В конце 19 века итальянский учёный Скиапарелли обнаружил в телескоп линии, казавшиеся почти прямыми, которые он назвал “марсианскими каналами”. С тех пор учёные пытались найти жизнь на Марсе. Изменение цвета поверхности Марса учёные связывали с ростом растений и сменой времён года. Реальность оказалась прозаичней. Над поверхностью планеты часто дуют сильные ветры, скорость которых доходит до 100 м/с. Небольшая сила тяжести позволяет даже разреженным потокам воздуха поднимать огромные облака пыли, образуя пылевые бури. В 70-х годах прошлого века были обнаружены русла рек, которые оказались высохшими. В настоящее время вода на Марсе обнаружена только в виде льда, который находится в полярных шапках. Позже на Марсе были обнаружены “пирамиды” и “сфинкс”. При более детальном фотографировании, обнаружилось, что человекоподобие было ил
urok.1sept.ru