Битва за историю. Святослав Храбрый — Славянская культура

«Ляжем костьми братья, ибо мертвые сраму неимут!» Эти знакомые всем слова – одна из вершин русской духовности принадлежат великому войну, чья слава была известна от края до края – князю Святославу Храброму. 

Но в учебниках истории вы либо вовсе не найдете упоминаний о нем, либо жалкие строчки. Зато подвигам Александра Македонского или Юлия Цезаря посвящены целые главы.

Мы древний самодостаточный уникальный народ, который не знает свою историю.
Если нарушалась справедливость, если грозила неволя, рабство – русский человек (татарин, башкир, чуваш, мордвин… национальность не имела значение) забывал о православном смирении и вновь поворачивал колесо истории.

Кем же был Святослав Храбрый?

Князь Святослав жил в X веке, а точнее во второй половине X века. Точную дату его рождения определить трудно — я встречал как минимум две цифры. Известна лишь дата смерти, и по ней пытаются вычислить возраст. Наверное, не так уж важно, сколько было лет Святославу, потому что годы сейчас, и годы тогда дают различный жизненный опыт. Скажем так, Святославу было около тридцати лет, когда он погиб. Он ровесник многим из нас, что даёт нам отличный пример для подражания.

Святослав был единственным ребёнком в семье Игоря Старого и Ольги. Может быть, у него были бы братья и сёстры, но его отец погиб в землях древлян. По официальной версии — от собственной жадности, по другой версии — из-за интриг. Мне лично видится жизнеспособной вторая версия, поскольку незадолго до гибели Игорь ходил в поход на Византию и взял огромную дань. Также Игорь сумел укротить печенегов в их родной степи, что почти никому не удавалось.
Воспитанник Вещего Олега, он не мог просто так «слететь с катушек» и погибнуть от собственной жадности.

После смерти Игоря киевский престол заняла Ольга. Это та самая княгиня Ольга, которая закапывала живьём и жгла в бане древлянских послов, а затем устроила карательную экспедицию в земли древлян. Святослава она взяла с собой, и он, как будущий великий князь, номинально открыл генеральное сражение. Это была его первая битва и первая победа.

Первая самостоятельная победа была позже. Ольга вознамерилась заручиться поддержкой Католической церкви, договорившись, что из Священной Римской Империи на Русь пришлют богословов. В те годы это было тоже самое, что если бы сейчас российский президент попросил у США прислать делегацию опытных демократов для помощи в построении истинно демократического государства. Со всеми вытекающими последствиями типа танков «М1 Абрамс» на Красной площади. К счастью, Святослав перехватил бразды правления у своей матери. Священники были изгнаны восвояси.

Врагов у Руси много. Что у Древней, что у нынешней. На Кавказе и в нижнем течении Волги процветало мощное государство — Хазарский каганат. Некогда ту живописную и плодородную область населяли племена хазар, ведшие полукочевой образ жизни. Зимовали они в городе из глиняных домов и юрт, а время между холодами проводили перегоняя свой скот. Власть у них была вполне обычная, с племенными вождями во главе. И вдруг, власть в стране в результате революции захватывают иудеи. Точно как в России после Великой Октябрьской революции и ранее во времена ещё первых Романовых. Они вступили в родственные отношения с местной знатью, и уже через пару поколений стали своими людьми. Нужно понимать, что тогда кровное родство значило очень многое.

Жизнь в каганате изменилась радикально. Местное население — чёрные хазары — имело права отличные от привилегированных белых хазар. Иудаизм стал государственной религией. Руководители сей державы не сидели на месте, скоро начав осваивать земли соседних народов. Данниками в числе прочих они сделали и некоторые племена славян (поляне, вятичи). Вещий Олег сумел отогнать их и освободить славян («Вот собирается Вещий Олег отомстить неразумным хазарам»). Но те вновь и вновь приходили на Русь. Кроме того, хазары перекрыли водный Путь по Волге, создав там таможню, от которой происходил основной источник доходов государства. Хазария была крупнейшей работорговой державой, которой заведовали исключительно рахдониты (это одна из иудейских групп). Таким образом, доходы Хазарский каганат получал не от производства, экспортируя лишь рыбий клей, а от грабежа соседей, перепродажи товаров (в том числе и людей), сборов таможенных пошлин. И всем эти заведовали иудеи, плотно укрепившись на верхушке государственной власти.

Хазарский каганат возводил крепости в непосредственной близости от границ Руси, что превращало их в опорные пункты для предстоящих нападений. Обладая мощным наёмным войском, Хазарский каганат был страшным и несокрушимым противником. Украшением его войска были тяжёлые всадники, наёмники из мусульманских стран. Их снаряжение во многом схоже с рыцарскими доспехами более позднего периода. В атаке они больше походили на танки, особенно если им удавалось разогнаться.

Нормальной жизни молодого русского государства и иудейского Хазарского каганата вместе быть не могло. Жребий брошен — Святослав выходит в свой великий поход. Собираясь на войну он всегда посылал к врагам гонца с вестью: «ИДУ НА ВЫ!»

Пройдя реками, он сумел проникнуть глубоко в земли хазар, подобравшись к их столице Итиль. Она располагалась в дельте Волги. В ходе решающего сражения войско Святослава наголову разгромило хазар, включая пресловутых тяжёлых всадников. Итиль был взят и брошен на растерзание кочевникам гузам, сопровождавшим войско князя в качестве лёгкой кавалерии.

Святослав повернул на запад и обрушился на Саркел или Белую Вежу. Эту крепость возводили византийские инженеры, а они понимали толк в фортификации. Но хазар это не спасло, и над Саркелом поднялся флаг русской дружины. Продвигаясь дальше на запад Святослав покорил племена ясов и касогов (предков современных осетин). В результате он вышел на Таманский полуостров, выбив оттуда византийцев.

Не следует думать, что Хазарский каганат был стёрт с лица земли. Часть хазарских иудеев спаслась на островах в Каспийском море и через некоторое время вернулась обратно. Однако возродить государство в его прежней мощи им уже не удалось. В Саркеле долгое время стоял русский гарнизон, пока сохранялось влияние на Тамани. Потомки Святослава погрязли в междоусобицах и потеряли завещанное предками. Русское войско вернулось на Тамань только много веков спустя.

Дальше был поход на Византию, столица которой, Константинополь, находилась на месте современного Стамбула. Чтобы представить себе мощь этой державы, представьте, что наш президент решил повоевать с США. Соотношение примерно такое же.

Святослав завоевал Болгарию и лишь в сорока километрах от Константинополя был остановлен нечеловеческими усилиями греков. Русское войско вынуждено было отступить в крепость Доростол, началась осада (известное в истории под наименованием «Доростольское сидение»). Многажды происходили сражения при значительном численном превосходстве византийцев. Именно так Святослав произнёс свои исторические слова: «Мёртвые сраму не имут» в том смысле, что погибшим в бою не будет бесчестья, а если русичи побегут, то покроют себя позором навеки. Потому лучше умереть, чем убежать.

Наконец, после многих сражений и потерь, русичи приняли решение подписать мир с византийским императором Цимисхием. Получив богатые дары они отчалили восвояси.

Однако Святослава предали. Есть разные версии. Что это был Цимисхий или что киевские христиане, которым Святослав не давал спуску, справедливо полагая их проводниками воли византийского императора.

В результате, на Днепровских порогах на князя и его небольшой отряд напали печенеги из засады. В завязавшейся схватке, в которой князь бился как рядовой дружинник, большая часть русичей была перебита. Погиб и князь. Могила Святослава неизвестна и вряд ли когда-то будет найдена.
Для нас же он будет вечно живым, будет всегда вести своё войско на запад, на восток — в любое место, где есть враги Руси и Русских! 

Похожие статьи:

История → Великий воин, защитник Светлой Руси

История → Святослав «Храбрый» — воин Руси

Древний мир → На каком языке разговаривала турецкая знать?

Культура → Монументы должны порождать гордость за предков

Видеоролики → Древняя карта земного шара составленная при помощи космической техники

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

биография, история, политика и правление.

Святослав получил должность и звание великого полководца в возрасте примерно трех лет. Его отец, прямой потомок первого Рюрика Игорь, был убит древлянами, но он сам оказался слишком мал, чтобы возглавить государство. Потому до самого совершеннолетия в Киеве управлялась его матушка – Ольга. Но всякому приходит свой срок, и Святослав Игоревич тоже оставил свой неизгладимый след в истории, о чем мы и поговорим сегодня.

Биография князя Святослава: история великого воина

Если положиться на сведения, данные нам древнерусскими летописями, то Святослав был единственным сыном Игоря, прямого наследника первого Рюрика, по сути являясь его внуком. Матерью мальца была княгиня Ольга, которая имеет довольно смутное происхождение. Многие считают, будто она является дочерью Олега, прозванного Вещим, другие называют варяжской принцессой Хельгой, а третьи вообще разводят руками, думая, будто она была обычной псковской крестьянкой. Точно выяснить, в каком году она произвела на свет Святослава не представляется возможным, есть только несколько разрозненные указания из древних свитков.

Важно

Согласно Ипатьевской летописи, рождение Святослава приурочивается к 942 году, как раз в то время, когда Игорь принес поражение после неудачного похода в Византию. Однако ни в «Повести временных лет», ни в Лаврентьевском списке подобных сведений. Историков озадачивает тот факт, что столь важное событие было упущено летописцами, как несущественное. В литературных произведениях порой называется и другая дата – 920 год, но доверять им, как историческим источникам нельзя.

Все предки великого князя Святослава носили скандинавские (варяжские) имена, он стал первым, которого назвали по-славянски. Однако историки и тут искали подвох. К примеру, Василий Татищев отыскал византийские свитки, в которых имя это читалось, как Сфендославос (), из чего он сделал вывод, что это соединение греческого варианта Свен или Свент и русского окончания -слав. Со временем, первая часть имени трансформировалась в вариант Свят (святой).

Личные качества и детство князя

Отыскать первое упоминание имени Святослава документального плана можно в договоре, который его отец Игорь составил с Византией в 944 году. По разрозненным сведениям, Рюрикович был убит древлянами за непомерную жадность в 945 или даже в 955 году, но первая дата кажется более вероятной. После этого, супруга Игоря и мать будущего князя Ольга, выждала еще год и отправилась в военный поход, чтобы отомстить своим мятежным подданным.

Согласно дошедшим до нас преданиям, сынишка в это время тоже был с нею. «Повесть временных лет» гласит, что он размахнулся и бросил тяжелое копье, которое пролетело между ушей коня и упало к его ногам. Так и началось истребление древлян за убийство князя. Мальчик действительно рос воинственным и смелым, находясь при этом постоянно при матери. Он воспитывался не няньками да мамками, а сокольничими и дружинниками.

Стоит сказать несколько слов и о внешности молодого и отважного князя, все помыслы которого направлены были исключительно на военные достижения, походы, сражения и великие победы. Знаменитый византийский историк и писатель Лев Диакон пишет, что видел Святослава на ладье, вместе с подданными. Он сидел на веслах, как и остальные, не гнушаясь тяжелой работы, если это было нужно. Тот же источник пишет, что он был среднего роста, со светлыми, голубыми глазами. Голова его было гладко выбрита, только на макушке торчал клок светлых волос, признак княжеского рода.

Диакон пишет, что это был молодой мужчина крепкого телосложения, коренастый и красивый, несмотря на слегка хмурое выражение лица. В одном ухе Святослав носил золотую серьгу, украшенную карбункулом, нос его был курнос, а над верхней губой пробивались ранние усы. Русский профессора Сергей Соловьев считает, что у него была редкая борода и две косы, заплетенные на скандинавский манер.

Правление князя Святослава

Считается, что до самого начала правления в Киеве, Святослав постоянно был со своей матерью Ольгой, но это не стыкуется с некоторыми историческими сведеньями. Византийский император того времени Константин VII Багрянородный отмечал, что в Новгороде в 949 году правил «Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии». Потому многие считают, что молодой князь был посажен на престол этого города еще задолго до безвременной смерти отца. Однако со сроками это никак не согласуется. Есть свидетельства того же императора, будто Святослав был в посольстве Ольги во время ее визита в Константинополь в 957 году.

Начало княжения

Мать юного князя Святослава Игоревича, великая княгиня Ольга, рано прониклась византийской культурой. Приблизительно в 955-957 годах она приняла крещение, отправившись для этого в Царьград, где для данных целей ей даже был выделен собственный епископ. После этого она неоднократно просила сына последовать ее примеру, но он был убежденным язычником и только посмеивался над матерью, считая, что на нее просто блажь нашла. Да и ко всему, среди языческого воинства едва ли удалось бы заслужить авторитет христианину.

Как уже упоминалось, Лев Диакон говорит, что в посольство Ольги в Царьграде входили и люди Святослава, однако даров они получили очень мало, даже меньше, чем ее рабыни на первом приеме. Во время второго визита имя наследника вообще не упоминается. Советский историк и филолог считает, что все намного банальнее. Он говорит, что Святослав приехал сватать греческую принцессу, в чем ему вежливо, но вполне доступно было отказано. Потому после первого приема он просто убрался восвояси, так и ставшись до конца жизни язычником.

История князя Святослава довольно запутанна и туманна, но его отношение к христианству в целом прослеживается прекрасно. Первый миссионер и архиепископ Адальберт Магдебургский пишет, что в 595 году королева ругов Ольга прислала посольство к Оттону I Великому, королю германскому, где и обсуждались вопросы повального крещения Руси. Тот не преминул тут же послать епископа со свитой, но миссия их в Киеве в 961 году завершилась ничем, то есть полным провалом.

Это может свидетельствовать о том, что у власти на то время уже была не Ольга, убежденная христианка, а ее упрямый отпрыск. Следующие сведения уже касаются 964 года. Знаменитый Нестор в своей «Повести…» рассказывает о том, каким храбрым и сильным воином был князь Руси Святослав, каким уважением пользовался среди своей дружины и какой славой покрыл себя перед народом.

На троне: достижения и военные походы

Приблизительно в 960-961 годах хазарский царь Иосиф жаловался в письме сановнику Кордовского халифата Хасдаю ибн Шафруту, будто ведет нескончаемую и упорную войну с русами, которую ни выиграть, ни завершить никак не может. Он считал, что, не пуская их по морю к Дербенту, защищает все исламские земли, вкупе с мусульманской верой, так как эта армия может завоевать и Багдад. Действительно, за предыдущие годы русские успешно починили практически всех хазарских данников – восточно-европейских славян. Русы желали получить стратегический Керченский пролив и Поддонье, потому война была явно неизбежна, и никакой Иосиф не мог встать у них на дороге.

  • Поход в Хазарию.

Согласно данным «Повести…» в 964 или 965 году великий князь Святослав выступил в сторону Оки и Волги. По пути он встретил вятичей, но не стал покорять их и обкладывать данью, так как по всей видимости, преследовал иные цели. В следующем году он подошел вплотную к Хазарии, а именно к Белой Веже (Саркел, сегодня находящийся под водой Цимлянского водохранилища). Хазары выступили навстречу князю со своим каганом и потерпели сокрушительное поражение. Была разграблена русскими столица Хазарии, город Итиль, Семендер и многие другие выше по течению Волги.

Удалось Святославу покорить также ясов, что их угров, и касогов. Арабский путешественник и географ того времени, Абуль-Касим Мухаммад ибн Хаукаль ан-Нисиби называет среди «трофеев» князя еще и Волжскую Булгарию в 968 или 969 годах. Ему удалось сокрушить крепкий до того Хазарский каганат, тогда же к Руси присоединился город Тмутаракань. По некоторым данным, русские стояли в Итиле вплоть до 980 года. Но еще до этого, в 966 году были все-таки покорены вятичи, с наложением на них дани, о чем пишет «Повесть временных лет».

  • Недоразумения с Болгарским царством.

Начиная с 967 года меж Византией и Болгарским царством неожиданно разгорелся конфликт, причины которого историки трактуют по-разному. В том же году или спустя год император греков Никифор II Фока решил подлизаться к Святославу и отправил к нему посольство. Оно везло щедрые дары, историк говорит, о почти половине тонны золота (15 кентинариев), не считая всего остального. Основной целью этого было, по всей видимости, сокрушение Болгарского царства, при этом чужими руками, как бы и не принимая в этом особого участия.

Глава посольства в Киев Клокир со Святославом вопросы «порешал» и договорился не только о завоевании Болгарского царства, но и о том, что тот поможет ему отобрать византийский престол. В 968 году русские войска вошли в Болгарию и выиграли решающую битву под Доростоле (Силистра), хотя саму крепость взять не удалось. Зато удалось захватить более восьми десятков других укрепленных городов. Он устроил свое поселение в Переяславце, что на реке Дунай, куда ему привезли и дары от греков.

Но тут пришли вести, что мятежные печенеги, зная, когда князя нет в городе, осадили Киев и Святославу Игоревичу пришлось спешно возвращаться домой. Российский историк Анатолий Новосельцев считает, что подбить кочевников на такой шаг могли хазары, но и византийское вмешательство полностью исключать нельзя, ведь эта страна всегда отличалась нечистоплотными решениями для своей пользы. Князь с конной дружиной легко отогнал толпы печенегов обратно в степь, но оставаться дома не захотел, даже несмотря на смерть горячо любимой, хоть и зачастую порицаемой, матери, великой княгини Ольги, впоследствии признанной святой.

История

Географически Переясловец, который так полюбил князь Святослав Игоревич, определить очень сложно. Многие считают, что это городок-порт на Дунае, под названием Переслав или Переслав Малый. Татищев приводит свидетельства, будто в то время, пока Святослав пугал печенегов по Киевом, его наместнику в Переясловце Волку приходилось постоянно обороняться от набегов болгар, что опять же свидетельствует о близости болгарской столицы Преслава Великого. Там же есть данные, что при последней битве киевскому князю удалось захватить и самого болгарского царя Бориса.

  • Византийская война.

Посидеть спокойно в Переясловце Святославу не удалось, хотя и не того он был склада человек, чтобы просто остаться на месте. Его тянуло в битву, в сражение, завоевывать для себя и народа славу и богатства, которые не забудут вовеки веков. Уже в 970 году он заключил сделку с болгарами, уграми (венграми) и печенегами, что подчинялись ему, и напал на историческую область Фракию, принадлежащую Византии. Лев Диакон говорит, что на стороне киевского князя было более тридцати тысяч ратников, в то время как греческий полководец Варда Склир мог располагать не более, чем двенадцатью тысяч воинов.

Русское воинство подошло очень близко к Царьграду (Константинополь) и встало в осаду Аркадиополя. Там сперва были окружены и перебиты печенеги, вслед за ними болгары и только потом разгромлена и дружина Святослава. Так говорит Диакон, но «Повесть временных лет» трактует события несколько иначе. Она гласит, что великий князь подошел по самые стены столицы, не стал нападать, а лишь взял богатую дань.

Вопреки ранним ожиданиям, Византия осталась очень недовольной оккупацией русскими болгарских владений. Вместо слабенького христианского соседа, греки получили сильного, мужественного и отважного язычника, который не готов был останавливаться на достигнутом. Вступивший во власть в 969 году император Иоанн I Цимисхий стал готовиться к войне с русами, понимая, что договорным путем с ними решить вопросы никак не получится. Ранней весной 971 года лично правитель в сопровождении пяти тысяч воинов перешел Балканские горы, а основная часть армии следовала следом, под началом знаменитого евнуха Василия Лакапина.

В Переясловце узнали об ударном отряде Иоанна довольно поздно, потому пришлось укрываться за стенами города, хотя на то время там стояла дружина их восьми тысяч ратников. Это было роковой ошибкой, так как подоспела подмога византийцев и они взяли город приступом. Тогда погибло много воинов-руссов, а Волку и его соратникам удалось спрятаться в крепости дворца царя Симеона. Святослав, который как раз был на подходе, попытался отбить город, но ему это не удалось. Он был взят в осаду в знаковом месте – крепости Доростола, откуда все начиналось и спустя три месяца изнурительных стычек и голода стал искать мира. Он отдал Византии Болгарию, а сам был отпущен восвояси, с условием восстановления собственного отца от 944 года (военно-торговое соглашение).

Личная жизнь и смерть великого воина Святослава Игоревича

Правление князя Святослава наполнено военными подвигами и победами. Он сам, словно и не знатного рода, брал в руки оружие и сражался всегда в первых рядах. Однако не помешает рассказать немного и о том, каким же он был в быту, имел ли детей и какое наследие оставил после себя этот человек. Он всегда стоял на своем, отстаивал веру предков, охранял пределы государства и старался как можно больше расширить их, потому даже настолько далекие потомки, как мы с вами, могут по заслугам оценить его вклад в историю великой Киевской Руси.

Семейная жизнь: резиденция, браки и дети

О свадьбах-женитьбах великого князя киевского есть очень мало информации у летописцев того времени. Видимо, особого внимания он этому моменту не уделял, а больше был занят военным делом. Политика князя Святослава более была направлена вовне, чем внутрь страны, это тоже сыграло свою роль. Основной резиденцией его считается Киев, но все же появлялся там правитель довольно редко. Он не любил свою столицу и лучше чувствовал себя на воле, к примеру, в том же Переясловце, где знал, что все под контролем.

«Повесть временных лет» цитирует его слова, будто пишет он матери, зовущей его домой, что «не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце», «куда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы». Однако имеется сведения, по крайней мере, о трех сыновьях.

  • Ярополк Святославович (955 года рождения), князь киевский (972-978 годы), князь новгородский (977-978 годы).
  • Олег Святославич (955 года рождения), князь древлян (970-977 годы).
  • Владимир Святославич, известный также как Владимир I, Владимир Великий, Владимир Креститель, Владимир Святой (около 960 года рождения), князь новгородский (970-988 годы) и киевский (978-1015 годы).

Ни имен, ни указаний на родство матерей первых двух отпрысков история не указывает. Зато уже о матери Владимира известно кое-что. Звали ее Малуша Любечанка и была она не знатного рода, а служила ключницей у матери Святослава Ольги, когда еще была совсем дитя. После этого была отдана в наложницы князю. По легенде, именно ее брат стал прототипом для создания образа русского богатыря Добрыни Никитича.

Византийский хронист и чиновник девятого века Иоанн Скилица говорит еще об одном брате Владимира, по имени Сфенг, который в 1016 году якобы помогал грекам подавлять мятеж Георгия Цула в Херсонесе. Однако русский историк Александр Соловьев считает, что речь идет вовсе не о еще одном сынке Святослава, а о его внуке, сыне Владимира Мстиславе Храбром, князе Тмутараканском и Черниговском.

Предательство и смерть отважного воина

После заключения сепаратного мира с Византией, Святослав с войском был благополучно отпущен домой, куда он и отправился, погрузившись на ладьи. Однако, понимая, что он никогда не оставит греков в покое, император приказал оповестить кочующих вокруг Киева печенегов о возвращении его в окружении очень малочисленного войска. Хазарский каганат был наголову разгромлен, а пути на Восток открыты, хитрые византийцы не могли упустить такой шанс.

Князь в 971 году подошел к Днепру и хотел подняться по нему в Киев, но воевода, имя которого сохранилось в «Повести…», как Свенельд, предупредил, сто выше над порогами стоят печенеги, готовые уничтожить остатки дружины Святослава. Однако подойдя к порогам по суше, он и тут не избежал битвы, так как на него напал печенежский князь Куря, что и убил сына Игорева. Те же сведения подтверждает византиец Лев Диакон. Он говорит, что русскому воинству была устроена засада паценаками (печенегами).

Великий русский историк Николай Карамзин, впрочем, как и все его последователи, считают, что именно греки убедили печенегов напасть на русичей и убить их. Они опасались растущей мощи и влияния Киевской Руси. Если проанализировать трактат Константина Багрянородного «Об управлении империей», то можно найти строки, в которых открытым текстом пишется, что следует подружиться с паценаками, для совместной борьбы с уграми (венграми) и русскими. Нестор-летописец приписывает гибель Святослава оттого, что он ослушался воли родительской и не принял крещение, как велела ему Ольга. Однако подобное развитие событий является крайне маловероятным.

Увековечение памяти в народе

Личность великого воина князя Святослава Игоревича привлекла деятелей искусства далеко не сразу, хотя военных песен о нем современники помнили много. Русские поэты и художники вытащили образ славного воителя, смелого и неподкупного, отряхнут от вековой пыли и использован во времена русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Ведь все это снова происходило на Дунае, несложно было провести аналогию. К примеру, в картине Ивана Акимова «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев» показано все метание души воина, между семьей и долгом перед государством.

К девятнадцатому веку интерес к фигуре Святослава несколько поутих. Однако в 1843 вышла повесть Александра Фомича Вельтмана «Райна, королевна болгарская», о болгарских войнах князя. На заре двадцатого века была возведена скульптура «Святослав на пути к Царь-граду», созданная Евгением Лансере, русским скульптором-анималистом. Образ упрямого князя использовался уже в наши дни неоязычниками, в качестве примера стойкости взглядов и мировоззрения. Памятники Святославу Игоревичу есть в Киеве, Мариуполе, Серпухове, Запорожье.

Не слабый резонанс вызвал один из памятников к 1040-летию разгрома Хазарского каганат, который сперва планировалось поставить в Белгороде, но в итоге он был воздвигнут в деревне Холки. Все дело в том, что скульптор Вячеслав Клыков изобразил на щите поверженного хазарина шестиконечную звезду Давида, в чем усмотрели антисемитизм. В итоге щит поменяли, а саму скульптуру поставили в селе, чтобы не мозолила глаза. Святослав также является символом ультрас футбольного клуба «Динамо» из Киева. Они даже выпускают газету с тем же названием.

perstni.com

Святослав. Последняя жертва — Славянская культура

Князь Святослав. Князь-язычник, победитель хазар, любимец Богов, гроза христианского мира. Воин. Рыцарь языческого мира. Князь Святослав. Наверное, мало тех из нас, кто не знал бы имени этого великого руса. О нем написано много слов, его судьба поражает воображение. В 20 с небольшим лет отроду, разгромить одну из крупнейших империй того времени, к 27 построить свою империю, и тут же бросить вызов Византийской империи, империи, являвшейся одним из столпов того древнего, уже древнего мира. Такое под силу лишь любимцу Богов. 

В 30 лет его жизнь оборвалась. Смерть в бою. Загадочная, не поддающаяся простому объяснению. Официальная трактовка говорит о том, что Святослава на днепровских порогах убили, подкупленные византийцами печенеги. Распространенная версия и о предательстве Свенельда, по суше ушедшего в Киев. Много необъяснимого в последних годах, днях жизни Святослава. Очень много непонятного.

Доростол. Предположительно 21 июля, русы идут на прорыв из осажденного византийским императором города. Последний рывок и….. Всадник на белом коне врезается в ряды русов, ромеи, практически смятые Святославовой фалангой, воспряли духом, русы отброшены. Всадник на белом коне. Христиане говорят, что это Георгий Победоносец пришел на помощь христианскому воинству, язычники видят же в этом всаднике самого Перуна Громовержца. Но не на помощь Святославу пришел грозный Бог. Не на помощь……. Странно, непонятно и необъяснимо. Хотя…..

Может быть, моя версия произошедшего покажется кому-нибудь неприемлемой и спорной, что ж, его право.

Война. Походы Святослава, его знаменитое «Иду на вы!». Ритуальная фраза, не вписывающаяся в логику ведения обычной войны, зачем предупреждать врага о намерении на него напасть, зачем давать ему время на подготовку, на сбор войск и укрепление оборонительных рубежей, внезапное нападение приносит куда больше выгоды. Внезапное нападение – это полпобеды. Это гарантия успеха, но лишь тогда, когда дело касается обычной войны. «Иду на вы!» нельзя объяснить одним лишь благородством князя, это в первую очередь ритуальная фраза. Фраза, заставляющая другими глазами взглянуть на жизнь и смерть великого князя.

Гунгнир – копье Одина. Мысль, брошенная через поле предстоящей брани. Германцы, перед началом битвы, совершали ритуальное действие: они бросали копье над головами врагов, тем самым, посвящая жизнь и смерть врага своему Богу, Одину.

Я уже писал о «Копье Одина», где проводил параллели между этим действием германцев и ритуальной фразой Святослава. «Иду на вы!» — это Гунгнир русов. «Иду на вы!» — это фраза, указывающая на то, что враг будет принесен в жертву Богу Перуну. «Иду на вы!» — это указание на то, что судьба врагов предрешена, и что их ждет не простой набег варваров-грабителей, а священная религиозная война, их ждет жертвоприношение.

Конечно, посыпятся упреки в мой адрес: «славянам это несвойственно», «человеческих жертвоприношений не было, это попы придумали» и тому подобное. Извечный спор между родноверами и неоязычниками. Вера русов, обычаи, традиции, представление о мире формировались не в далекой Индии, не в Сарматии или Скифии. На западе, на балтийских берегах, причудливо переплетая в себе кельтское, скандинавское, германское, порой финно-угорское и славянское, рождались обычаи русов. В пламени нескончаемых войн, в студеных брызгах варяжского моря закалялась вера Рюрика. Они, русы балтославяне, пришли на Русь, принесли свои обычаи. Норманисты ищут скандинавский след. Славянофилы доказывают, что скандинавы никакого влияния на славян не оказали. Ведисты устремили свои взоры в индийские веды и там ищут ответы на загадки русской истории. Но никто не желает обратить свой взгляд на балтославян и их традиции.

Аркона, Храм, белый конь Святовида. Суровые воины, отважные мореходы, рыцари языческого мира. Для них жизнь – это война, война ради войны. Толька такая война, не за деньги, не за женщин или земли, а война ради войны укрепляет дух, заставляет человека самосовершенствоваться. Война ради войны – священная война. Война-жертвоприношение, война во славу Богов.

Поход Святослава на Византию – это такая же священная война, отсюда и его громогласное «Иду на вы!». Не за наживой шел князь, посему и обоза за собой не вел. Многие историки гадали, почему без обоза шел князь, почему спал на земле и ел из одного котла с воинами своими. Обычно, объясняют дружинной демократией, но ближе всех к разгадке подошел Озар в своем «Святославе». Близко, очень близко. Прав Озар, не за скарбом шли русы под стягом Святослава, не за золотом. Чуть-чуть не хватило ему, дабы ответ найти. Вообще, Озар молодец, хорошая у него книга и ведь почти нашел он ответ на загадку Святослава, почти.

Святослав идет на Византию, сметая все на своем пути. Битва при Аркадиополе, ключевая битва, поворотная в судьбе Святослава и всего мира. Загадочная битва. Не собираюсь особо о ней рассказывать, у Озара хорошо и детально все описано, тут мне и добавить нечего. Ни победы, ни поражения на поле брани. На поле брани…..

И Святослав отступает. Не знаю и не собираюсь гадать, что вынудило его отступить, что сломило его волю. Он отступил, его покидают союзники. Печенеги, стоявшие плечом к плечу с русами, проливавшие свою кровь за князя Святослава, ставшего для них живым Богом Войны. Они уходят, уходят в степь, уходят врагами.

Есть один момент в истории с битвой при Аркадиополе, точнее о том, что произошло после нее. Ромеи отправляют к Святославу послов, которые дважды безрезультатно предлагают ему дань. Не получается византийцам откупится, не желает князь золота брать, не за ним он пришел к византийским стенам. На третий раз преподнесли греки князю оружие, князь взял подарок и согласился на дань. Брал князь дань и на живых и на мертвых, для родни павших. Не в этом ли кроится разгадка, не поэтому ли всадник на белом коне появился под стенами Доростола.

Святослав взял золото, отступил. Князь отказался от жертвоприношения Богам. Объявив, говоря современным языком, «крестовый поход» или «джихад» против византийской империи, не достигнув главной цели, он прекратил его. А, взяв золото, перевел «войну ради войны» в разряд обычного грабительского набега. Русская кровь, пролитая под стенами Аркадиополя, оказалась напрасной жертвой. Святослав отступил от Богов, Боги отвернулись от русского князя.

Я не знаю, что побудило Святослава к этому шагу, не собираюсь и корить его за это, не имею права. Понимал ли князь, что совершил, отказавшись от намеченного? Возможно. Поэтому и дрался под Доростолом до последнего. И тризну кровавую совершил накануне последнего рывка. Была ли принята жертва, известно лишь Богам да Всаднику.

Святослав отступил, заключив мир с византийским императором. А у днепровских порогов его уже ждали печенеги. Его поджидали те, кто еще недавно бежал от одного его имени. Его поджидали те, кто сражался с ним в одном строю. Озар прав, никакое золото не могло заставить печенегов поднять оружие на Святослава. Прав и объясняя причину, что же все же заставило Курю дежурить у порогов. Святослав престал быть для них воплощением Бога войны. Святослав оказался простым человеком. Не прав же Озар в ином.

Свенельд с частью дружины покинул Святослава. В этом нередко видят предательство варяга или руку христианского заговора в Киеве, жаль только, упорно в Свенельде не желают видеть язычника. А ведь он поступил так, как поступил бы любой язычник той эпохи, и вот почему….

Удача. Что мы знаем о ней? Мы хотим, чтобы она сопутствовала нам. Удача – один из важнейших моментов в языческих представлениях скандинавов и, уверен, воинов русов. Мы подсознательно держимся тех, кому сопутствует удача, мы не можем объяснить почему. И мы же сторонимся тех, кому «не везет по жизни». Удача и неудача – две стороны одной монетки, которую мы порой подкидываем. В те древние времена Удаче придавали большое значение, куда большее, нежели сейчас, порой именно от нее зависела жизнь человека. Удача может передаваться от человека к человеку, именно поэтому удачливые конунги очень легко набирали дружины на Рюгене, острове воинов. За удачливым шли, ибо его удача передавалась и другим. Но как только удача отворачивалась от конунга, ни один воин уже не спешил в его дружины. Невезение, неудача, как опасный вирус, могла, передаваясь от человека к человеку, погубить любого.

Удача отвернулась от Святослава, отвернулась после Аркадиополя, доростольское сидение и Всадник на белом коне — были лучшим тому доказательством. Не христиане, язычники-варяги покинули князя, ибо с ним уже не было Удачи, с ним не было благословения Богов. Да и не спешил князь в Киев. Князь не мог просто так вернуться в Киев, и даже не из-за дворцовых интриг, он не мог вернуться побежденным. Святослав осознано шел на смерть в западню печенежскую. Князь приносил себя в жертву Богам. Святослав жил как язычник и умирал, как подобает язычнику, с оружием в руках.

Это была искупительная жертва, за прекращенный поход, за напрасные жертвы. «Мертвые сраму не имут!». Не мог князь вернуться домой побежденным и живым – это было бы тем самым срамом. Уверен, и в том последнем бою, Святослав произнес свое сокровенное: «Иду на вы!». Он умер с оружием в руках, он умер в бою, на алтаре Бога войны, как и подобает воину-язычнику. Его жизнь, жизнь языческого рыцаря севера, принадлежала Перуну, и когда срок пришел — Перун забрал его. 

Похожие статьи:

Путешествия → Иволгинский дацан

Природа → Загадки создания красноярских столбов

Славянские обряды → Устроение храмов родов расы великой

Философия → Утро вечера мудренее

Древний мир → Храмовый комплекс Гунунг Кави (Gunung Kawi Temple)

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Князь Святослав – доблестный воитель древней Руси

Анонс: с фразой «Иду на вы» он побеждал всех, с кем воевал в своей жизни. Таких великих воинов можно было убить только предательски.

В статье «О княгине Ольге кратко» говорилось о мудрой правительнице Руси. Ее сын Святослав Игоревич вошел в историю как великий воин. Он официально должен был править сразу после смерти отца с 945 года, статья «О князе Игоре Старом кратко», но был очень мал.

Дорогие читатели нашего сайта! В разных источниках вы найдете разные даты правления князя Святослава Игоревича, а именно: 945 – 972,  957 – 972, 964 – 972. Жаль, что в книгах такие разночтения. Наверно, все дело в официальном и фактическом правлении этого князя.

Святослав Воин часто ходил в боевые походы и отсутствовал на Руси годами. За него правила мать – княгиня Ольга. В наших ВУЗах и школах раньше преподавали, что князь Святослав правил с 957 по 972 годы. Что же успел сделать за свою короткую, но яркую жизнь великий воин?

Покорил племена вятичей, обложил их данью. В городах Смоленск и Любеч посадил своих наместников. Разгромил Волжскую Булгарию,  Хазарский каганат и его подвластные земли.  Покорил племена ясов и касогов. Побеждал войска Дунайской Болгарии и Византийской империи.

Смотрите в рубрике «Карты» —  «Походы Святослава Воина».

Обладал мужеством, терпением, неприхотливостью, скромностью, аккуратностью. Не вел себя высокомерно и заносчиво, любил простых воинов как брат. Ел простую еду, спал на земле, все тяготы походов переносил вместе с дружинниками. Обладал стратегическим умом и хитростью.

Некоторые не понимают, зачем он столько воевал? Ведь он мог  заниматься внутренними проблемами Руси. Но у великого воина имелась профессиональная система разведки. Несомненно, Святославу доносили сведения о планах нападения соседних государств. Своими походами он ослабил силы внешних агрессоров и дал своим потомкам возможность укреплять страну внутри. Только с печенегами было тяжело воевать – они быстро нападали и еще быстрей убегали в свою бескрайнюю степь.

С 970 года разразилась военная кампания в Дунайской Болгарии. Сначала Византия попросила Святослава Игоревича воевать как союзника, а потом стала воевать против него. Славяне долго обороняли город Доростол, показав великое воинское мастерство. Есть славные легенды о Святославе и его дружине (об этом в других статьях).

В 972 году был заключен мир с Византией. Остатки войска славян возвращались на Русь. На мелководье Днепра произошло внезапное нападение печенегов. Их тайно подговорили византийцы. Отважно бились наши воины, но почти все погибли. Князю Святославу отрубили голову. Череп инкрустировали золотом и драгоценными камнями, сделав чашу. Из нее пили ханы и их дети, чтобы стать такими же великими воинами как Святослав. Такую честь получил он от злых врагов.

За него будет мстить сын Владимир. Подлые печенеги заплатят за свои преступления. Путешествие по этой истории скоро продолжим.

В конце каждой статьи на нашем сайте есть вопрос, на который легко ответить.  Правильный ответ на все вопросы сайта можете узнать от меня по переписке.

zapolni-probel.ru

краткая биография, история правления, интересные факты

Во многих исторических источниках можно найти тот факт, что поистине был отважным воином и великим полководцем князь Святослав Игоревич. Краткая биография может поведать о том, что срок правления его был небольшой, но всё же за этот период ему удалось значительно увеличить территорию Древней Руси. Он по складу своего характера был скорее завоевателем, нежели политиком, поэтому большую часть своего княжения провёл в походах.

Детство и начало правления

Предположительно, можно сказать, что родился в 940 г. князь Святослав Игоревич. Биография его в этом месте немного отличается в разных источниках, поэтому точную дату появления на свет сына Игоря и Ольги назвать сложно.

На момент гибели отца ему было всего три года, поэтому он не мог самостоятельно возглавлять государство. Страной стала управлять его мудрая мать.

Княгиня Ольга решила отомстить древлянам за жестокую смерть своего мужа и пошла на них с походом. По традиции тех времён возглавлять поход мог только правитель государства, которым являлся четырёхлетний князь Святослав Игоревич. Краткая биография ранних лет жизни рассказывает о том, что именно он тогда бросил копьё к ногам врага, после чего отдал приказ своей дружине наступать.

В последующие годы дела государства и внутренняя политика князя совершенно не интересовали. Решением всех этих вопросов всегда занималась регентша, которой была его мать. Но так было до определённого момента.

Дальнейшее княжение

Первым самостоятельным действием молодого правителя Великой Руси было изгнание со своих земель епископа и всех приехавших с ним священников, приглашённых Ольгой для крещения и христианизации государства. Это произошло в 964 г. и было принципиальным моментом для молодого человека, поэтому именно так и решил поступить князь Святослав Игоревич. Краткая биография его повествует о том, что мать пыталась обратить сына в христианскую веру, а он предпочитал оставаться язычником.

Будучи великим полководцем, он объяснял это тем, что может потерять авторитет у своей дружины, став христианином. В этот же момент жизни началась также самостоятельная военная деятельность молодого правителя и он последующие годы провёл вдали от дома.

Поход на хазар

Повёл своё могучее войско на восток против вятичей князь Святослав Игоревич. Краткая биография его завоевательной деятельности может рассказать о том, что он покорил это племя и отправился дальше. В этот раз он решил подчинить себе Хазарский Каганат.

Дойдя до самой Волги и покорив множество сёл и посёлков на своём пути, полководец двинулся далее на Хазарию, где встретил идущее большое войско. В 965 г. хазары были полностью князем и его славной дружиной разбиты, а их земли разорены. После этого краткая биография князя Святослава Игоревича рассказывает о том, что он одержал ещё череду побед и решил вернуться домой.

Болгарские походы

Но отдыхать князю пришлось недолго, спустя некоторое время к нему прибыл посол правителя греческих земель и стал просить помощи в битве против болгар, живущих на Дунае. Поэтому правитель древнерусского государства отправился к берегам этой реки, разбил проживающий там народ и захватил их территорию.

Подлые печенеги, подкупленные императором Византии, воспользовались отсутствием князя и его дружины. Они окружили Киев, но Ольге всё равно удалось вызвать к себе на помощь древнерусского воеводу Претича, который в это самое время находился неподалёку со своим войском. Враги подумали, что это сам Святослав спешит вызволить город и поспешно отступили. А затем и сам князь вернулся в Киев, отогнав ещё дальше печенегов от столицы Руси.

После кончины своей матери великий воин решил отправиться в очередной поход на болгарские земли, а вместо себя оставил на троне своих сыновей, которых у него было трое. Это наступление также увенчалось победой князя, и он сумел даже взять в плен детей царя Болгарии.

Но новому правителю Византии это пришлось не по душе, и он отправил своих гонцов с требованием к князю покинуть эту территорию. В своём ответе Святослав предложил ему выкупить болгарскую территорию. Так было положено начала войны между этими могущественными государствами, в которой было уничтожено практически всё российское войско.

Биография князя Святослава кратко рассказывает о том, что он в течение четырёх месяцев находился в осаждённом городе и вместе со своей дружиной переживал лишения, нужду и голод. Греческое войско также было изнурено продолжительными войнами, поэтому враждующие стороны решили заключить перемирие. Князь Руси обещал выдать всех пленных греков и покинуть болгарские города, а также больше не начинать войну с Византией.

Гибель

В 972 г. после заключения такого договора князь благополучно дошёл до берегов Днепра и на лодках отправился к его порогам. В это время византийский правитель сообщил вождю печенегов о том, что великий русский полководец направляется домой с небольшим количеством воинов.

Печенежский вождь воспользовался такой ситуацией и напал на него. В этой битве погибла вся дружина и сам князь Святослав. Краткое содержание истории правления повествует о том, что после него на престол взошёл сын Ярополк.

Итоги правления

Большую часть своего княжения он провёл в бесконечных сражениях. Некоторые историки могут довольно критично высказываться в адрес полководца и говорить о том, что он участвовал в различных внешнеполитических авантюрах.

Но, как показывает краткая биография князя Святослава Игоревича, годы правления (с 965 г. по 972 г.) не прошли даром. Походы на хазар, а также на болгарские земли смогли обеспечить выход Российского государства к Каспийским водам.

Кроме этого, Киевская Русь обрела собственный укрепительный пост на Тамаканском полуострове, а также завоевала признание в качестве сильного и могущественного государства.

Интересные факты

Так как великий князь был ещё и опытным завоевателем, он знал, как нужно правильно внести смуту в ряды вражеского войска, чтобы впоследствии его разбить. Перед самым началом битвы он отправлял своего гонца к противнику с посланием, в котором было написано: «Иду на Вы!». На первый взгляд, может показаться, что это совершенно противоречит здравому смыслу, но у князя был собственный расчёт.

Такое письмо заставляло всё вражеское войско собираться в одном месте для решающего боя. Тем самым Святослав мог избежать сражений с отдельными группами воинов. Можно сказать, что он один из первых применил информационную и психологическую войну.

Этот великий киевский князь за свою недолгую жизнь совершил много подвигов и остался в истории, как мудрый и воинственный правитель Древней Руси.

fb.ru

Великий князь Святослав — гордость земли Русской

Великий Князь Святослав

После гибели князя Игоря

Святослав принимает дары от послов

Битва с Хазарами

Святослав защитник земли Русской

Сражение

Гибель Святослава

Памятник Святославу в Запорожье (Украина)

Памятник Святославу в Киеве

Памятник Святославу в с. Холки Белгородская область

Когда отец будущего киевского князя Святослава , Игорь, погиб на земле древлян , Святославу было всего четыре года , поэтому княжество возглавила его мать — княгиня Ольга. Желая отомстить древлянам за смерть мужа, Ольга собрала в 942 году, большую дружину и выступила в поход . Маленький Святослав отправился вместе с матерью и в тот же год начал свою военную карьеру. Когда Русская дружина и войско древлян встали друг против друга, мальчик сидел на коне в первых рядах. Он попытался бросить копье в убийц своего отца, оно скользнуло между ушей коня и упало прямо перед копытами. Русские воеводы сказали тогда дружине: «Князь уже начал. Потянем, дружина за князем!» , и началась беспощадная битва.  Как гласит летопись, древляне в этой битве были полностью разбиты. Так ковался характер одно из самых воинственных и отважных князей и правителей Русского государства, который в летописях предстает перед нами  Древнерусским рыцарем, ищущем свою судьбу в бою, презирающего опасность, защищающего Русь и славянские племена от набегов врагов. 

                Когда Святослав вырос, он был уже славен своим геройством и отчаянными предприятиями, поэтому в его княжескую дружину стремились попасть самые отчаянные воины со всей Руси, зная, что в Киеве их ждет настоящее дело – постоять за землю Русскую. Святослав освободил славянское племя вятичей от выплаты дани хазарам, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат, Русичи победили и завоевали главные города хазарского царства : Итиль и Белую Вежу, привел под власть Руси – Тмутаракань.

Древнерусская Повесть временных лет рассказывает, что Святослав был настоящим солдатом, выносливым и терпеливым. В военных походах Святослав был неприхотлив, мясо жарил на углях, спал под открытым небом, подкладывая под голову седло и приучал к тому же своих воинов. Не таская за собой лишнего имущества, его дружина была очень быстрой и мобильной, совершала длительные и стремительные переходы, наводя страх на врагов , которые еще недавно угоняли в полон русских женщин и детей. Теперь мало кто пытался обидеть русского человека, потому что у нас был СВЯТОСЛАВ. Уверенный в непобедимости своей дружины, никогда не нападал на врага неожиданно, всякий раз предупреждая: «ИДУ НА ВЫ», давая возможность противнику подготовиться.

                У Святослава был свой расчет, он хотел избежать изнурительных походов по степи, битв с отдельными отрядами, засад и прочего, что делает войну неэффективной. Он хотел, что бы враг собрал все свои силы в одном месте, и тогда их можно было разбить в одном решающем сражении. Тем более, что для победы в чистом поле, у русских шансов победить было больше. В отличие от кочевников, войско Святослава было дисциплинированно и атаковало врага древнерусской фалангой – «стеной». «Стена» состояла из 20 длинных шеренг воинов, каждый из которых имел щит в рост человека, длинное копье, длинный меч, лук со стрелами и засапожный  нож для ближнего боя.  «Стена» строя не теряла, и закрытая сомкнутая щитами, наносила мощный удар по врагу копьями первого, второго и третьего рядов. Еще сильнее древнерусская фаланга была в обороне.                                                                                                                                                                                               При том, что князь был отменным воином, он не был образцом мудрого и рассудительного властителя и не любил заниматься государственными делами. Когда Святослав одолел дунайских болгар и основал здесь новое государство, Киев – столица Руси, остался без защиты и едва не был захвачен кочевниками – печенегами. Последние годы жизни Святослав провел в набегах на могущественную Византийскую империю, неоднократно выходил со своей небольшой дружиной против огромных армий, побеждал и брал дан. Летопись рассказывает, что однажды император Византии велел послать Святославу богатые дары, но тот принял их равнодушно, повелел убрать в казну, но когда ему принесли хорошо сделанное оружие, радости князя не было предела, и он велел передать императору свою благодарность. Узнав об этом от послов, византийский император и его советники сказали: «Лют будет муж этот, ибо богатством пренебрегает, а оружие берет» и испугавшись решили без боя платить ему дань.

 

Такой человек как Великий Святослав не мог умереть от болезни или от старости. В 972 году Святослав попал в засаду к печенегам, был убит в жестокой схватке. Предание гласит, что печенежский князь Куря, из черепа Святослава,  сделал чашу, богато украшенную золотом и пил из нее на пирах. Несколько уцелевших русских воинов принесли в Киев горестную весть.

 

Памятник Великому князю Киевскому Святославу Игоревичу. Установлен в живописном уголке Белгородской области рядом с Холкинским монастырем. Установка памятника была посвящена 1040-тию разгрома князем Святославом Хазарского каганата.

Также в 2005 году, был установлен памятник Великому Святославу Храброму в Запорожье на Украине. Памятник Святославу также стоит в Киеве.

                 ВЕЧНАЯ ТЕБЕ ПАМЯТЬ СВЯТОСЛАВ, ВЕЛИКОМУ СЫНУ РУСИ !

 

 

 

 

 

 

Для того, чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином и паролем

www.filipoc.ru

князь Святослав

князь Святослав Игоревич (храбрый) 942 — март 972.
Сын князя Игоря и княгини Ольги.
князь новгородский 945-969 г.
великий князь киевский с 964 по 972 г.

Великий князь, который навсегда вошел в историю Руси как князь воин. Мужеству и самоотверженности князя не было придела. О Святославе Игоревиче известно не очень много, историки например спорят о дате его рождения. Однако, несмотря на некоторую туманность и неизвестность, летописи донесли до нас некоторые факты, по которым мы можем охарактеризовать Святослава.

Первый раз имя Святослава упоминается в летописи, описывающей события 945 года, когда мать Святослава княгиня Ольга направилась с войском к древлянам отомстить за смерть мужа князя Игоря. Еще ребенком он принял участие в своем первом сражении. Впереди киевской дружины на коне сидел Святослав. И когда сошлись оба войска, то Святослав бросил копье в сторону древлян. Святослав был совсем малышом, поэтому копье улетело недалеко и упало перед конем, на котором сидел Святослав. Но киевские воеводы сказали: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». Таков был древний обычай русов – только князь мог начать битву. И неважно, в каком возрасте пребывал князь.

Князь Святослав Игоревич с детства воспитывался как воин. Воспитателем, наставником Святослава был Асмуд, учивший юного воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьей, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. Полководческому искусству вести войны обучал Святослава главный киевский воевода Свенельд.

С середины 60-х гг. X века можно отсчитывать время начала самостоятельного правления князя Святослава. Византийский историк Лев Диакон оставил его описание: среднего роста, с широкой грудью, глаза голубые, густые брови, безбородый, но с длинными усами, на бритой голове только одна прядь волос, что свидетельствовало о его знатном происхождении. В одном ухе он носил серьгу с двумя жемчужинами.

Внутренние дела государства не особо интересовали Святослава. Не любил князь сидеть в Киеве, его прельщали новые завоевания, победы, и богатая добыча. Он всегда вместе со своей дружиной участвовал в сечи. Носил простые воинские доспехи. В походах не имел шатра, ни возил с собой возов, котлов и мясо. Питался вместе со всеми, зажарив на костре, какую либо дичь. Столь же выносливыми и неприхотливыми были и его воины. Дружина Святослава, необремененная обозами, передвигалась очень быстро и появлялась перед противником неожиданно, наводя на них страх. А сам Святослав не боялся своих противников. Когда выходил он в поход, то всегда посылал в чужие земли весть -предупреждение: «Хочу на вы идти».

Первый большой поход Святослав совершил в 964 году — против Хазарского каганата. Это было сильное иудейское государство в низовьях Волги, которое обложило славянские племена данью. Дружина Святослава покинула Киев и, поднявшись по реке Десне, вступила в земли вятичей, одного из больших славянских племен, бывших в ту пору данниками хазар. Киевский князь повелел вятичам платить дань не хазарам, а Киеву и двинул свою рать дальше — против волжских болгар, буртасов, хазар, а затем северокавказских племен ясов и касогов. Около четырех лет продолжался этот беспримерный поход. Побеждая во всех битвах, князь сокрушил захватил и разрушил столицу иудейской Хазарии город Итиль, взял хорошо укрепленные крепости Саркел на Дону, Семендер на Северном Кавказе. На берегах Керченского пролива основал форпост русского влияния в этом крае — город Тмутаракань, центр будущего Тмутараканского княжества.

Второй большой поход Святослав совершил в Болгарию в 968 году. Туда настойчиво звал его Калокир, посол византийского императора Никифора Фоки, надеявшегося столкнуть в истребительной войне два опасных для его империи народа. Прийти на выручку союзной державе русский князь был обязан по договору, заключенному с Византией в 944 году князем Игорем. К тому же Византийский царь прислал дары золотом, сопровождавшим просьбу о военной помощи. Кроме того Болгария уже приняла христианство, а как известно князь Святослав был последователем древней веры предков и большим противником христианства. На уговоры своей матери принять христианство он отвечал: «Вера христианска — уродство есть!»

Святослав с 10-тысячным войском разгромил 30-тысячное войско болгар и захватил город Малую Преславу. Этот город Святослав назвал Переяславцем. Святослав даже хотел перенести столицу из Киева в Переяславец, мотивируя это тем, что этот город находится по середине его владений, и «сюда стекаются все блага из Греческой Земли» (Переяславец находился на пересечении торговых путей на Балканы и в западную Европу). В это время Святославу поступили тревожные известия из Киева, о том, что город осадили печенеги. Болгарский царь Петр вступил в тайный союз с Никифором Фокой. Тот, в свою очередь, подкупил печенежских вождей, согласившихся в отсутствие великого князя напасть на Киев. Оставив часть дружины в Переяславце, князь поспешил в Киев и разбил печенегов. Через три дня княгиня Ольга умерла. Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями: Ярополка посадил княжить в Киеве, Олега послал в Древлянскую землю, а Владимира — в Новгород. Сам же поспешил в свои владения на Дунае.

Пока бил печенегов, в Переяславце поднялось восстание, и болгары выбили русских дружинников из города. Князь никак не мог смириться с таким положением дел, и опять повел войска на запад. Он разгромил войско царя Бориса, пленил его и овладел всей страной от Дуная и до Балканских гор. Весной 970 года Святослав перешел через Балканы, штурмом взял Филипполь (Пловдив) и дошел до Аркадиополя. Дружинам его оставалось всего лишь четыре дня пути по равнине до Царьграда. Здесь и произошла битва с византийцами. Святослав победил, но потерял многих воинов и не пошел дальше, а, взяв с греков «дары многие», вернулся назад в Переяславец.

В 971 году война продолжилась. В этот раз византийцы хорошо подготовились. На Болгарию со всех сторон двинулись заново подготовленные византийские армии, многократно превосходя числом стоящие там Святославовы дружины. С тяжелыми боями, отбиваясь от наседающего врага, отходили русские к Дунаю. Там, в городе Доростоле, последней русской крепости в Болгарии, отрезанное от родной земли, войско Святослава оказалось в осаде. Более двух месяцев византийцы осаждали Доростол.

Наконец, 22 июля 971 года русские начали свой последний бой. Собрав перед сражением воинов, Святослав произнес свои знаменитые слова: «Некуда нам деться, надо биться – волею или неволей. Не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если моя голова ляжет, то сами решите, как вам быть». И ответили ему воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим».

Бой был очень упорным, и многие русские воины погибли. Князь Святослав вынужден был отступить обратно в Доростол. И решил русский князь заключить мир с византийцами, поэтому советовался с дружиной: «Если не заключим мир и узнают, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами воюют, и кто нам тогда поможет? Заключим же мир, ведь они уже обязались платить нам дань – этого с нас и хватит. Если же перестанут платить нам дань, то снова, собрав множество воинов, пойдем из Руси на Царьград». И воины согласились, что князь их говорит правильно.

Святослав начал переговоры о мире с Иоанном Цимисхием. Историческая встреча их произошла на берегу Дуная и была подробно описана византийским хронистом, находившимся в свите императора. Цимисхий в окружении приближенных ожидал Святослава. Князь прибыл на ладье, сидя в которой греб наравне с простыми воинами. Отличить его греки могли лишь потому, что надетая на нем рубаха была чище, чем у других дружинников и по серьге с двумя жемчужинами и рубином, вдетой в его ухо. Вот как описал очевидец грозного русского воина: «Святослав был среднего роста, ни слишком высок, ни слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом и с густыми длинными, висящей на верхней губе усами. Голова у него была совсем голая, только на одной ее стороне висела прядь волос, означающий древность рода. Шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный».

Заключив мир с греками, Святослав вместе с дружиной отправился на Русь по рекам в ладьях. Один из воевод предупредил князя: «Обойди, князь, Днепровские пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Но князь не послушал его. А византийцы известили об этом кочевников-печенегов: «Пойдут мимо вас русы, Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа». И когда Святослав подошел к порогам, оказалось, что ему совершенно невозможно пройти. Тогда русский князь решил переждать и остался зимовать. С началом весны вновь двинулся Святослав к порогам, но попал в засаду и погиб. Летопись так передает рассказ о смерти Святослава: «Пришел Святослав к порогам, и напал на него Куря, князь печенежский, и убил Святослава, и взял голову его, и сделал чашу из черепа, оковав его, и пили из него». Так погиб князь Святослав Игоревич. Случилось это в 972 году.

Как уже говорилось, саму Киевскую Русь Святослав в 970 г., перед походом в Дунайскую Болгарию, разделил между сыновьями: Ярополку достался Киев, Олегу — Древлянская земля, а Владимиру — Новгород.

www.skazbeloyara.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *