Содержание

Чем отличаются салафиты от суннитов

Казалось бы, Ислам – для мусульман единая религия. Но со времен династии Омейадов (примерно середина седьмого века) стали проявляться разногласия в исламской религии на почве политических, этнических и конфессиональных противоречий.

Выражалось это в возникновении разных течений в среде мусульман. Основное противоречие – взгляды на способ передачи власти (по праву рода или выборы), отношение к иноверцам.

Практические проблемы тоже постепенно начали приводить к конфликтам – решение юридических споров, правила повседневной жизни, празднование религиозных дат. Рождением раскола среди мусульман, можно считать дату смерти Пророка Мухаммеда (8 июня 632 года в возрасте 63 лет)

В средневековье к этим разногласиям стала примешиваться идеология – отношение к догмам ислама. По официальным источникам, около 85-90 % мусульман – сунниты. Остальные пятнадцать делятся между шиитами и многочисленными исламскими сектами.

Сунниты

Сторонников Ахлю Сунна валь-Джамаат (ахль ус-сунна) среди мусульманского населения планеты подавляющее большинство. Они приверженцы «классического» прочтения Корана.

Сунниты считают, что прямыми преемниками Мухаммеда были четыре праведных халифа. Следуют суннам Пророка, исповедуют Исламские ценности, не отступая от Священного Предания. Считают, что именно мусульманская община вправе брать на себя руководство в решении различных вопросов.

Суннитами признаются всего четыре мазхаба, имеющих небольшие различия в богословских и правовых вопросах.

Салафиты

Ученики ханабалитского мазхаба. Относятся к одному из ответвлений исламского течения – суннитизма. Салафия – следование предшественникам. Салафиты считают своей задачей борьбу за чистоту Ислама. Отвергают биды, начиная с новопрочтений и толкований Корана, заканчивая приносимыми в мусульманство «западными нововведениями».

Общие черты

Раскол, начавшийся в середине седьмого века, разделил мусульманский мир на два основных течения – суннизм и шиитизм. Тогда же появились секты, которые не принимались во внимание в силу малочисленности.

Но среди суннитов тоже нарастали небольшие разногласия, что выразилось в появлении нескольких направлений – мазхабов (богословско-правовые школы). С течением времени признание получили только четыре из них:

  1. Маликитский. Его основатель – Малик ибн-Анас.
  2. Ханафитский.
  3. Щафиитский, основанный Мухаммедом ибн Идрис аш-Шавии, который объединил в себе два первых направления.
  4. Ханбалитский – четвертая школа ортодоксального суннитского ислама. Основатель – Абу Абдуллах ибн Мухаммад аш-Шибани.

Все эти ответвления в суннизме признают главные исламские ценности, приоритет Корана, правильное прочтение сунн Пророка Мухаммеда, «законность» друг друга.

Каждый мусульманин имеет право выбирать любую из школ, становясь ее последователем.

Одним из основных объединяющих вопросов является признание четырех праведных халифов. Это:

  • Абу Бакра ас-Сиддик – тесть и друг Пророка, защищавший его во время хаджа (паломничества). Один из трех мужчин, которые первыми приняли ислам, как свою религию. Стал первым праведным халифом, избранным после смерти Мухаммеда. Уже тогда была попытка раскола – вносилось предложение о выборе двух халифов отдельно для ансаров и мухаджиров (остальные не могли претендовать на власть в силу слабости и малочисленности).
  • Умар, второй праведный халиф. По некоторым источникам, сам Мухаммед дал ему имя аль-Фарук – «различающий истину от заблуждения». До 616 года считал ислам отступничеством. Был советником первого халифа, после смерти Абу Бакра (август 634 г.) принял должность.
  • Усман, халиф, во время правления которого завершено собрание частей Корана в одну книгу.
  • Али ибн Абу Талиб – четвертый из праведных халифов. Он был братом Мухаммеда и его зятем. Для шиитов только его потомки – законные наследники и преемники Пророка.

Али ибн Абу Талиб

Помимо этого, приверженцы суннитского течения признают три школы ортодоксальных вероубеждений – ашаритскую, матуридитскую и асаритскую.

В чем проявляются различия

Как большинство мусульман, салафиты приняли суннизм, как единственно верное учение. Противоречий в вопросах Ислама у них нет. Салафиты, как и все суннитское общество, категорически отрицают терроризм и не идут по пути активного распространения исламской религии в мире. Для них важно сохранение чистоты мусульманской веры среди «истинно верующих».

Между тремя акыдами, по сегодняшний день представляющими суннитскую доктрину, имеются внутренние отличия.

Проблема состоит в том, что суннизм не приемлет фанатизма ни в какой форме. Эта ветвь придерживается, в основном, «умеренного» пути.

Очень важным принципом считается не силовое «обращение в веру», исправление оступившихся, решение других вопросов.

Терпение, пассивное сопротивление, упование на милость Аллаха. Одним из важных моментов суннизма является рационалистический подход к богословию (калам).

Салафиты – приверженцы ханабалитского мазхаба и асаритского акыда. Самая малочисленная часть суннитов.

Наиболее ортодоксальное ответвление этого течения, не приемлющее никаких отклонений от Корана, только частично соглашающихся с каламом.

Все, кто не считает Коран прямой несотворённой речью Бога – немусульмане (джахмиты).

По мнению салафитов, ни один человек не имеет возможности толковать Коран. Признается только прямое прочтение священных книг, без малейшей попытки внести ясность в малопонятные вопросы, потому, что это идет от человека и не может быть верным. Только Аллах знает смысл всего.

Салафиты не рассуждают над смыслом Сунны, Корана и словами сподвижников Мухаммеда. Основная цель – борьба за восстановление Ислама в первозданном виде, без влияния внешних факторов. Категорически отвергаются малейшие нововведения в любой сфере жизни – от веры, до житейских мелочей.

Паломничество к святым местам считается поклонением мёртвым, обращение к пророкам и праведникам причислено к отрицанию единого Бога.

Любая попытка разделения исламского общества считается раскольничеством. Категорический запрет на разногласия среди мусульман. Все возникающие конфликтные ситуации должны решаться мирным путем, только с помощью Корана и Сунны Мухаммеда.

Салафиты убеждены, что все, кто не мусульмане, не придерживается их догм, в лучшем случае, «заблуждающиеся». В худшем – «неверные». Правила решения спорных вопросов мирным путем по «букве Корана», на них не распространяются.

В наше время салафизм тоже не является единым – делится на «радикалов», «умеренных», «истинных» и «отступников».

Именно в этой части и проявляетсо основное отличие обще суннитскокго течения от салафитского. Потому, что радикальное движение – ваххабиты, причисляют себя к приверженцам салафии и считают свое направление только религиозным.

«Классические» салафиты отрицают ваххабизм, как составную часть своего учения. Этот вопрос до сих пор вызывает споры, как среди мусульман, так и в остальной части мира.

vchemraznica.ru

Сунниты и салафиты 2019

Сунниты против Салафи

Сунниты и салафиты — это две секты ислама, а салафиты также известны как хели. Во время британского правления на индийском субконтиненте у мусульман появилось много серьезных разногласий, которые привели к внутримусульманскому соперничеству. Именно в этот период появилось много сект, таких как деобанди, бралви и айле хадис или салафиты. Салафи возникла как отдельная секта или маслак в постепенном процессе на субконтиненте Индии. Салафиты — фундаменталистская группа, которая стремится подражать поведению ранних мусульман.

Реальная разница между суннитами и салафитами заключается в том, что сунниты считают, что Пророк Мухаммад — это Нур или просвещенная душа для руководства мусульманами, тогда как салафиты считают, что он нормальный человек, как я и вы. В суннитах и ​​салафитах есть отдельные мечети, медресе или школы. Салафий полагается исключительно на Коран и хадис или Суна пророка, рассказанные его товарищами.

Сунниты верят в четырех имамов и их школу мысли, в то время как ахле хадисы не верят в таглед или ассоциационизм. Православные сунниты имеют жесткие убеждения в соответствии с четырьмя школами мыслей суннитской юриспруденции, тогда как салафиты следуют только тогда, когда их решение поддерживается Кораном и Сунной. Они имеют агрессивное отношение к суннитским верованиям и открыто выступают против обычаев суннитов.

Салафи также не верят в культы святых и подчеркивают уничтожение бида или противоправных нововведений в исламе. Многие сунниты преклоняют колени перед могилами или распростертыми лицами, что сильно противостоит салафитам. Сунниты верят в заступничество последнего Пророка и святых, живут ли они или мертвы, тогда как салафисты строго выступают против арбитража и не верят в святых.

Многие сунниты рассматривают салафи как скрытый фронт ваххабитов. Сунниты подчеркивают обожание Пророка и святых, тогда как салафиты яростно выступают против него и имеют антагонистическое отношение к таглиду. Taqlid — популярный обычай суннитов. Сунниты верят в мистику и «калам». Сунниты отмечают день рождения святого Пророка и святых. Они также отмечают Урса или день смерти святых. Салафиты осуждают эти практики и презирают калам или поэзию различных святых и ученых в Исламе, потому что они считают, что эти нововведения распространяют только неверные и вводящие в заблуждение мусульман. Салафиты уделяют большое внимание ритуалам и делают религию частью повседневной деятельности. Многие из них стараются всегда следовать примеру Мухаммада и его спутников. Большая часть литературы салафитов посвящена сложным деталям ритуальных практик и убеждений. В большинстве своих публикаций учатся «правильные» методы молитвы, а также правила и положения, касающиеся одежды, еды или брака и т. Д., Чтобы нападать на конкурирующего мусульманина, включая суннитов и другие группы.

Резюме: 1. Салафи возникла как отдельная секта и меньшинство на индийском субконтиненте во время британского правления и имеет отдельные мечети и институты, чем сунниты. 2.Sunni — группа большинства, и почти 90% мусульманской общины принадлежат к секте суннитов.

3. Салафи имеют фундаменталистские убеждения, и они осуждают суннитские ритуалы и обычаи. 4. Сунни верят в заступничество, прострацию и арбитраж со стороны святых, тогда как салафиты называют эти практики бидовыми или противоправными нововведениями в исламе. 5. Салафи презирает таджил или ассоциационализм и не верит в святых или мистицизм. Они считают, что Святой Пророк — просто обычное человеческое существо, тогда как сунниты считают, что он Нур, отправленный на Землю в форме человека.

ru.esdifferent.com

Кто такие салафиты, сунниты, шииты, алавиты и ваххабиты? Разница между суннитами и салафитами

Духовное развитие 25 января 2016

Исламский мир насчитывает множество религиозных течений. У каждой группировки есть свои взгляды на правильность веры. Из-за этого мусульмане, имеющие различные понимания сущности их религии, вступают в конфликты. Порой они набирают большой силы и заканчиваются кровопролитием.

Внутренних разногласий среди разных представителей мусульманского мира даже больше, чем с людьми другой религии. Чтобы понять различия взглядов в исламе, необходимо изучить, кто такие салафиты, сунниты, ваххабиты, шииты и алавиты. Их характерные особенности понимания веры становятся причиной братоубийственных войн, вносящих резонанс в мировое сообщество.

История возникновения конфликта

Чтобы разобраться, кто такие салафиты, шииты, сунниты, алавиты, ваххабиты и другие представители мусульманской идеологии, следует вникнуть в начало их конфликта.

В 632 году н. э. умер пророк Мухаммед. Его последователи стали решать, кто будет преемником их лидера. Изначально салафитов, алавитов и прочих направлений еще не существовало. Сначала появились сунниты и шииты. Первые считали преемником пророка личность, избранную в халифате. И таких людей было большинство. В гораздо меньшем количестве в те времена были представители другого взгляда. Шииты стали выбирать преемника Мухаммеда среди его родственников. Имамом для них стал двоюродный брат пророка по имени Али. В те времена приверженцы этих взглядов назывались Шиит Али.

Конфликт обострился в 680 году, когда сын имама Али, которого звали Хусейн, был убит суннитами. Это привело к тому, что даже сегодня подобные разногласия влияют на общество, систему законодательства, семьи и т. д. Правящие элиты подвергают притеснениям представителей противоположных взглядов. Поэтому исламский мир неспокоен и по сей день.

Современные разделения взглядов

Являясь второй по величине религией мира, ислам со временем породил множество сект, направлений и взглядов на суть религии. Салафиты и сунниты, разница между которыми будет рассмотрена далее, возникли в разный промежуток времени. Сунниты изначально были фундаментальным направлением, а салафиты появились гораздо позже. Последние сегодня считаются более экстремистским течением. Многие религиоведы утверждают, что салафитов и ваххабитов можно назвать мусульманами лишь с большой натяжкой. Появление таких религиозных сообществ происходит именно из сектантского ислама.

В реалиях современной политической ситуации именно экстремистские организации мусульман становятся причиной кровавых конфликтов на Востоке. Они обладают значительными финансовыми ресурсами и могут осуществлять революции, устанавливая свое господство на исламских землях.

Разница между суннитами и салафитами довольно большая, но это на первый взгляд. При более глубоком изучении их принципов вырисовывается совершенно другая картина. Чтобы ее понять, следует рассмотреть характерные черты каждого из направлений.

Сунниты и их убеждения

Самой многочисленной (около 90% всех мусульман) в исламе является группа суннитов. Они следуют по пути Пророка и признают его великую миссию.

Второй после Корана основополагающей книгой для этого направления религии выступает Сунна. Изначально ее содержание передавалось устно, а затем было оформлено в виде хадисов. Приверженцы такого направления очень трепетно относятся к этим двум источникам их веры. Если в Коране и Сунне нет ответа на какой-либо вопрос, людям разрешается принимать решение по своему рассуждению.

Сунниты отличаются от шиитов, салафитов и других течений подходом к трактовке хадисов. В некоторых странах следование предписаниям, основанным на жизненном примере Пророка, доходило до буквального понимания сущности праведности. Случалось, что даже длина бороды мужчин, детали одежды должны были в точности соответствовать указаниям Сунны. Это их главное отличие.

Сунниты, шииты, салафиты и прочие направления по-разному смотрят на связь с Аллахом. Большинство мусульман склоняются к тому, что для восприятия слова Бога им не нужен посредник, поэтому власть передается выборным путем.

Шииты и их идеология

В отличие от суннитов, шииты считают, что божественная сила передается наследникам Пророка. Поэтому они признают возможность толкования его предписаний. Это могут делать только те люди, которые имеют на это особое право.

Численность шиитов в мире уступает суннитскому направлению. Салафиты же в исламе кардинально противоположны во взглядах на трактовку источников веры сравнимо с шиитами. У последних признано право наследников Пророка, являющихся лидерами их группы, быть посредниками между Аллахом и людьми. Их называют имамами.

Салафиты и сунниты считают, что шииты позволили себе недозволенные новшества в понимании Сунны. Поэтому их взгляды так противоположны. Существует огромное количество сект и течений, взявших основой шиитское понимание религии. К ним относятся алавиты, исмаилиты, зейдиты, друзы, шейхиты и множество других.

Это мусульманское направление отличает драматизм. В день Ашуры шииты в разных странах проводят траурные действа. Это тяжелая, эмоциональная процессия, во время которой участники бьют себя до крови цепями и мечами.

Представители как суннитского, так и шиитского направлений имеют в своем составе множество групп, которые даже можно отнести к отдельной религии. Во все нюансы трудно вникнуть даже при близком изучении взглядов каждого мусульманского течения.

Алавиты

Салафиты и алавиты считаются более новыми религиозными течениями. С одной стороны, они имеют множество принципов, подобных ортодоксальным направлениям. Алавитов многие теологи относят к последователям шиитских учений. Однако в силу своих особых принципов их можно выделить как отдельную религию. Схожесть алавитов с шиитским мусульманским направлением проявляется в вольности взглядов на предписания Корана и Сунны.

Эта религиозная группа обладает отличительной чертой, которая называется «такыйя». Она заключается в возможности алавита исполнять обряды других верований, при этом сохраняя свои взгляды в душе. Это закрытая группа, в которой встречается множество направлений и представлений.

Сунниты, шииты, салафиты, алавиты противостоят друг другу. Это проявляется в большей или меньшей степени. Алавиты, названные многобожниками, по мнению представителей радикальных направлений, несут больший вред мусульманской общине, чем «неверные».

Это действительно отдельная вера внутри религии. Алавиты объединяют в своей системе элементы ислама и христианства. Они верят в Али, Мухаммеда и Сальмана аль-Фарси, при этом отмечая Пасху, Рождество, почитая Ису (Иисуса) и апостолов. На богослужении алавиты могут читать Евангелие. Сунниты могут мирно уживаться с алавитами. Конфликты затевают агрессивно настроенные общины, например, ваххабиты.

Салафиты

Сунниты породили множество направлений внутри своей религиозной группы, к которой принадлежат самые разные мусульмане. Салафиты являются одной из таких организаций.

Они сформировали свои основные взгляды в 9-14-м вв. Их основным принципом идеологии считается следование образу жизни предков, которые вели праведное существование.

Во всем мире, в том числе и в России, насчитывается около 50 миллионов салафитов. Они не приемлют никаких нововведений относительно трактовки веры. Это направление еще называют фундаментальным. Салафиты верят в единого Бога, критикуют другие мусульманские течения, позволяющие себе совершать трактовку Корана и Сунны. По их мнению, если какие-то места в этих святынях непонятны человеку, они должны приниматься в том виде, в каком представлен текст.

В нашей стране мусульман этого направления насчитывается около 20 миллионов человек. Безусловно, салафиты в России также проживают небольшими общинами. Большее неприятие у них вызывают не христиане, а «неверные» шииты и производные от них течения.

Ваххабиты

Одним из новых радикальных направлений в исламской религии выступают ваххабиты. Они на первый взгляд похожи на салафитов. Ваххабиты отрицают нововведения в вере, борются за концепцию единобожия. Они не приемлют всего, чего не было в первоначальном исламе. Однако отличительной чертой ваххабитов является их агрессивный настрой и свое понимание основных устоев мусульманской веры.

Такое течение возникло в 18-м веке. Это поборническое движение берет свое начало от проповедника Наджада Мухаммада Абдель Ваххаба. Он хотел «очистить» ислам от нововведений. Под этим лозунгом им было организовано восстание, в результате которого были захвачены соседние земли оазиса Аль-Катиф.

В 19-м веке ваххабитское движение было разгромлено Османской империей. Спустя 150 лет идеологию смог возродить Аль Саудов Абдельазииз. Он разбил своих противников в Центральной Аравии. В 1932 году им было создано государство Саудовская Аравия. При разработке нефтяных месторождений американская валюта потекла рекой в ваххабитский клан.

В 70-х годах прошлого столетия, во времена войны в Афганистане, были созданы салафитские школы. Они носили радикальный тип ваххабитской идеологии. Бойцов, которых готовили эти центры, назвали моджахедами. Это движение часто ассоциируется с терроризмом.

Отличие ваххабизма-салафитизма от суннитских принципов

Чтобы уяснить, кто такие салафиты и ваххабиты, следует рассмотреть их основные идеологические принципы. Исследователи утверждают, что эти две религиозные общины по смыслу идентичны. Однако следует отличать салафитское направление от такфиритского.

Сегодня реальность такова, что салафиты не приемлют новых трактовок древних религиозных принципов. Приобретая радикальную направленность развития, они теряют свои фундаментальные концепции. Даже назвать их мусульманами можно с большой натяжкой. Их связывает с исламом лишь признание Корана главным источником слова Аллаха. В остальном же ваххабиты полностью отличны от салафитов-суннитов. Все зависит только от того, кого подразумевают под общим названием. Истинные салафиты являются представителями большой группы мусульман-суннитов. Не следует путать их с радикальными сектами. Салафиты и ваххабиты, отличие которых кардинально, имеют разные взгляды на религию.

Сейчас эти две противоположные по своей сути группы ошибочно синонимизируют. Ваххабиты-салафиты самовольно приняли фундаментальными принципами своей веры совершенно чуждые исламу особенности. Они отвергают весь объем знаний (накль), передаваемых мусульманами с самых древних времен. Салафиты и сунниты, разница которых существует только в некоторых взглядах на религию, противоположны ваххабитам. От последних они отличаются взглядами на юриспруденцию.

По сути, ваххабиты заменили все древние исламские принципы новыми, создавая свой шарихад (подвластную религии территорию). Они не уважают памятники, древние могилы, а Пророка считают просто посредником между Аллахом и людьми, не испытывая перед ним присущего всем мусульманам благоговения. По исламским принципам, джихад не может объявляться самовольно.

Ваххабизм же разрешает вести неправедную жизнь, но после принятия «праведной смерти» (взрывания себя для уничтожения «неверных») человеку гарантируется место в раю. Ислам же считает самоубийство страшным грехом, который нельзя простить.

Сущность радикальных взглядов

Салафитов ошибочно соотносят с ваххабитами. Хотя их идеология все же соответствует суннитам. Но в реалиях современного мира под салафитами принято подразумевать ваххабитов-такфиритов. Если принимать такие группировки в искалеченном значении, можно выделить ряд отличий.

Салафиты, отказавшиеся от своей истиной сути, разделяющие радикальные взгляды, считают всех других людей отступниками, заслуживающими наказания. Салафиты-сунниты же, наоборот, даже христиан и иудеев называют «людьми Писания», которые исповедуют раннее верование. Они могут мирно сосуществовать с представителями других взглядов.

Чтобы понять, кто такие салафиты в исламе, следует обратить внимание на одну истину, отличающую настоящих фундаменталистов от самопровозглашенных сект (которыми, по сути, являются ваххабиты).

Сунниты-салафиты не приемлют новых трактовок древних источников воли Аллаха. А новые радикальные группировки их отвергают, заменив истинную идеологию выгодными для себя принципами. Это просто средство управления людьми в своих корыстных целях для достижения еще большей власти.

Это не ислам вовсе. Ведь все его главные принципы, ценности и реликвии были отметены, растоптаны и признаны ложными. Вместо них в умы людей искусственно были заложены выгодные властвующей элите понятия и модели поведения. Это разрушительная сила, признающая благим делом убийство женщин, детей и стариков.

Преодоление вражды

Углубившись в изучение вопроса, кто такие салафиты, можно прийти к выводу, что использование идеологии религиозных течений в корыстных целях правящей элиты разжигает войны и кровавые конфликты. В это время происходит смена власти. Однако вера людей не должна становиться причиной братоубийственной вражды.

Как показывает опыт множества государств Востока, сосуществовать мирно могут представители обоих ортодоксальных направлений в исламе. Это возможно при соответствующей позиции властей по отношению к религиозной идеологии каждой общины. Любой человек должен иметь возможность исповедовать ту веру, которую он считает правильной, не утверждая, что инакомыслящие – это враги.

Примером мирного сосуществования приверженцев разных верований в мусульманском сообществе выступает семья президента Сирии Башада Асада. Он исповедует алавитское направление, а его жена является сунниткой. Он празднует как мусульманский суннитский Ид аль-Адх, так и христианскую Пасху.

Углубляясь в мусульманскую религиозную идеологию, можно разобраться в общих чертах, кто такие салафиты. Хотя их и принято отождествлять с ваххабитами, истинная суть этой веры далека от подобных взглядов на ислам. Грубая замена основных принципов религии Востока выгодными правящей элите принципами ведет к обострению конфликтов между представителями различных религиозных общин и кровопролитию.

Источник: fb.ru

monateka.com

Чем отличается ваххабит от салафита?

На сайте «Институт религии и политики» (http://www.i-r-p.ru) прочитал интервью с покойным ректором Института теологии Максудом Садыковым от 03.04.2007 года. Хотя прошло более 5 лет, статья, на мой взгляд актуальна и сегодня.

«Ничем не отличается», – считает ректор Института теологии и религиоведения имени Мамма-Дибира аль-Рочи доктор философских наук Максуд Садыков. С ним встретился наш корреспондент

– Далеко не все понимают, кто такие ваххабиты и салафиты. Некоторые склонны разделять эти два понятия. Правы ли они?

– Эти понятия являются синонимами. Неправ тот, кто говорит: «Я не ваххабит, а салафит». И вообще, какая необходимость в понятии «салафит», когда у мусульман есть общие понятия: сунниты и шииты. Мусульмане-сунниты живут в рамках известных всем четырех масхабов: имама Шафи, имама Ахмада, имама Малика, имама Хамбалла. А у шиитов своя школа – за рамками четырех масхабов.

Суннитские масхабы дополняют друг друга, между ними нет противоречий. В Саудовской Аравии, когда мы входим в мечеть Аль-Хаарам, то делаем намерение вступить в масхаб имама Ханафи. Представителям школы имама Ханафи, к примеру, можно дотронуться до женщины перед посещением мечети, это не считается фактом порчи омовения.

Если говорить об этимологии слова «салафит», то имеется в виду мусульманин, который соблюдает все предписания, как положено, без всяких прибавлений. Это слово применяли в давние времена, чтобы сказать: мы – последователи пророка Мухаммеда и все делаем, как он делает, и следуем сунне пророка. Сейчас, когда появились разного рода секты, это понятие начали использовать как определенное прикрытие, чтобы сказать: вы неправильно делаете, а мы делаем правильно. Мы возвращаемся к тому, что делал пророк Мухаммед. Поэтому для большинства мусульман России салафит и ваххабит – это одно и то же. Есть такая категория людей, которые говорят, что салафиты – хорошие, чистые люди. Но если спросить, чем они лучше тех мусульман, которые здесь веками жили, живут и продолжают исламские традиции, то ответа у них нет. Часто с этим вопросом мы сталкивались в Татарстане. Говорили татарским алимам: откройте книги двухсот-, трехсотлетней давности и посмотрите, что и как говорили предки. Пожалуйста, тем же и вы занимайтесь. А если что-то вводите или делаете новое, объясните, какой необходимостью это обусловлено. Если я говорю, что следую школе имама Шафи, значит, у этой школы есть давно написанные книги.

– В Дагестане с 1999 года действует республиканский закон «О запрещении ваххабитской и иной экстремистской деятельности». Если представители этого направления не совершают преступлений, не нарушают исламских норм и традиций, это направление, видимо, имеет право на существование?

– Право на существование идет от Всевышнего. И следовать определенной идеологии – воля каждого человека. Однако салафизм, или ваххабизм, – это не отдельный масхаб. Их всего четыре, больше масхабов нет. Когда салафитов спрашиваешь, какой у них масхаб, они говорят: «У нас нет масхаба». Или же говорят, что следуют масхабу имама Ахмада. Но если следуете этому масхабу, откройте, пожалуйста, книги и делайте так, как там написано. Не убавляя и не прибавляя. Имам Ахмад был последователем тариката, учеником известного суфия. Если я последователь, допустим, имама Шафи, я должен принимать в полной мере то, что он говорил. Поэтому я и последователь. А если говорю, что эту норму я хочу, принимаю, а эту норму не хочу… Так не бывает.

Если бы не начались убийства, террористические акты, никто бы и у нас не знал про ваххабитов-салафитов. Лишь те, кто изучал ислам, знали, что они появились 200 лет назад в Саудовской Аравии, там и живут. Если бы в России они повели себя спокойно и мирно, никто бы им не мешал. Но они открыто говорят, что человек, который не согласен с их позицией, – кяфир! А если это так, то его можно безнаказанно убивать, забирать его имущество, его жену… Таких вещей в Исламе нет! Если человек кяфир, то есть атеист, христианин, иудей и т. п., это не значит, что его можно убивать и обирать.

Если бы Всевышний хотел, чтоб все были мусульманами, то все были бы мусульманами. В Коране об этом говорится неоднократно. Если есть другие люди, значит, так было угодно Аллаху. В каждом человеке есть хорошие и плохие качества. Мусульмане выбрали путь истины, который называется Ислам. За идеологию ни по закону, ни по шариату наказывать никого нельзя. Но если звучат призывы к убийству и конфронтации, которые приводят к беспорядкам в обществе, таких людей, безусловно, нужно наказывать.

Есть всякие околохристианские секты, но их никто не запрещает. Если кто-то называет себя ваххабитом, пусть спокойно делает свое дело. Религию нельзя насаждать. Если он не хочет идти к суфию, пусть не идет. Если не хочет посещать кладбище отца, тоже пусть не посещает, это его отец. Но мне пусть не указывает, что делать, да еще в агрессивной форме.

– Можно ли сказать, что ваххабизм является первым шагом на пути к экстремизму?

– В Саудовской Аравии люди, которые следуют Мухаммеду Абдул-Ваххабу, мирно живут, работают, учатся, как и остальные мусульмане. В Дагестане не совсем так. Есть люди, которые просто выполняют предписания в рамках этой идеологии. Они никому вроде бы не мешают. Есть и другая категория, которая открыто протестует против того, что их не устраивает. Наконец, есть и такие, кто специально нагнетает обстановку в корыстных целях. Иначе как понять то, что происходило в Чечне и у нас? Они говорят, что настолько преданы Аллаху, что готовы жертвовать собой. Но зачем ради Аллаха брать в руки оружие, стрелять в людей? Ислам – это милость, красота, призыв к доброму. Если вы мусульманин, но ваш сосед боится вас, по всем канонам Ислама вы подлежите осуждению.

– Нет ли опасности проникновения эмиссаров, призывающих к насилию, в дагестанские мечети, медресе? Имеют ли такие люди влияние на местные джамааты?

– Приведу свой пример. Когда абитуриент приходит в наш Институт теологии и религиоведения, мы сразу предупреждаем, что в рамках этого института никакие отклонения от суннитских школ четырех масхабов недопустимы. Поэтому, пожалуйста, если у вас есть какая-то своя идеология, лучше сюда не поступайте, потому что рано или поздно нам придется исключать вас из института.

Мы работаем по государственной лицензии. Программа утверждена Духовным управлением, с одной стороны, и Министерством образования РФ – с другой. В этом году нам пришлось уволить одну преподавательницу. Она окончила один из дагестанских исламских институтов, пять лет в нем работала, хорошо владеет арабским языком, поэтому мы ее пригласили. Говорила, что в ее взглядах нет отклонений от истинной веры. А буквально через 2-3 месяца студенты, которые здесь учатся (они тоже достаточно грамотные, окончили исламские вузы), приходят ко мне и говорят, что у нее совершенно другие взгляды. Приглашаю ее, задаю вопросы… В общем, кроме нее, пришлось исключить еще трех студенток, которые были заражены чужеродными идеями.

В ходе учебы выявили двоих ребят 16-17 лет из села Гимры. Говорят, по полгода учились в Сирии. Слышу от них: мы живем в стране, где главенствуют кяфиры, как мы можем быть спокойны?! Но зачем ты пришел сюда учиться? Сначала получи знания, потом будешь делать выводы. Нет, говорят, мы знаем. Пригласили родителей, представителей местной власти, поговорили – не помогло. Пришлось, естественно, их исключить.

Теперь представьте себе, какова обстановка в других вузах, где нет и понятия о том, что такое настоящий Ислам. Не только студенты, но и немалая часть интеллигенции заражена этой идеологией. Она более понятна человеку, который только входит в религию. Им говорят: шейхи – это всего лишь посредники, а надо обращаться прямо к Аллаху. Многие, даже ученые-религиоведы, склонны с этим соглашаться. Поэтому нам часто приходится с ними вести дискуссии.

Сегодня было бы очень полезно вести работу с молодежью, интеллигенцией, а также с властью, чиновниками, которые курируют сферу религии и межнациональных отношений. Они должны знать, что такое истинный Ислам. И что такое секта, отклонение, не имеющее отношение к Исламу.

У нас есть алимы, которые могут это определить. А в разного рода кабинетах таких людей нет. Поэтому сегодня нужно работать и духовенству, и власти. Мы не можем допускать, чтобы молодежь была начинена определенной идеологией, которая на каком-то этапе может выйти наружу в агрессивной форме.

– Кто финансирует исламские учебные заведения?

– Религия отделена от государства, поэтому религиозные дела не входят в бюджетную строку, обязывающую чиновников напрямую помочь религиозному образованию. Но важную роль религии нельзя недооценивать. На уровне Москвы и Дагестана некоторые меры уже приняты, а над некоторыми работают. Какую-то незначительную разовую помощь государство оказывает. Например, землю могут предоставить в бессрочное пользование. А системной поддержки этого процесса нет. Я недавно был в Москве, в администрации Президента РФ, и там обсуждались вопросы создания в России пяти университетских центров по исламскому образованию. Один из этих центров будет в Дагестане – по масхабу имама Шафи, другой в Нальчике – по масхабу имама Ханафи. Есть обещание, что эти центры будут обеспечены достаточной материально-технической базой. В штате будут и преподаватели светских дисциплин, таких как русский язык, информатика, право.

Если такой вариант будет внедрен в жизнь, то от этого будет только польза. Потому что сегодня религиозные образовательные учреждения действуют стихийно. Они сами ищут, как жить, кормить студентов, приобретать книги. А в этом содержится большой риск.

Сегодня священнослужители нужны и в армии, и в министерствах, ведомствах, школах. Государство с теми негативными явлениями, которые происходят, в одиночку бороться не способно. Религия – союзник в деле духовного и нравственного оздоровления общества.

Президент Путин, напомню, говорил, что сегодня у России два рычага, два центра, на которых держится страна – ядерная энергия и религия. И неоднократно он подчеркивал, что у нас имеет место религиозная безграмотность.

Дагестан в этом смысле не на высоте. Уже в 39 субъектах РФ в школах преподают религию. В Дагестане боятся преподавать даже арабский язык. Но это делать нужно – чтобы защитить общество от того суррогата, который подается как Ислам.

www.moidagestan.ru

Кто такие салафиты?

Кто такие салафиты – такой вопрос непременно возникнет у любого, кто слышал данное слово, но не вникал в его смысл. Разобраться, кем по сути являются адепты религиозного направления салафизма, представляют ли они собой реальную угрозу и чем отличаются от других мусульман, будет полезно каждому, кто интересуется положением сил на мировой арене.

Что такое салафизм и кто такие салафиты?

Само по себе направление салафия относится к исламскому учению не радикального, а скорее просветительского толка. Во всяком случае, таковой была изначальная цель возникновения салафизма. Его основоположниками являлись ведущие религиозные деятели исламских общин из разных стран, которые призывали отринуть все наносное и возвратиться к чистой вере предков, бытовавшей на ранних стадиях развития мусульманского сообщества. Сам термин «салафия» переводится примерно как «предшествие, предшественник». То есть, салафизм можно назвать упрощенным, предельно прямым вариантом мусульманских догм, освобожденных от туманных аллегорических толкований Корана и западных веяний, в разное время просочившихся в исламский мир. По определению адептов данного учения, они ратуют за тот вариант религии, который изначально был дарован Пророком Мухаммедом – он понимается в свете классических шиитских воззрений и никак иначе. В каком-то смысле салафизм можно трактовать как ортодоксальное мусульманство, своеобразный пуризм, сходный с западным, но исключающий экстремистскую составляющую. Западные исследователи используют в этой связи термин «фундаментализм» или «традиционализмы».

Основные положения религиозной доктрины салафитов:

  • вера в единого бога;
  • обязанность любого адепта – защищать чистоту своей религии;
  • отрицание всех нововведений;
  • не приемлют идею религиозного паломничества;
  • не разрешается следование какой-либо политической или идеологической партии, не допускается возникновение разногласий среди мусульман по любым вопросам, кроме имеющих отношение к чистоте толкования Корана.

Едины ли салафиты?

В настоящее время салафизм не является единым течением, внутри него идет разделение на радикалов, умеренных и истинных. Кроме того, есть направления, которые сами салафиты называют отступническими. Они не чужды идеям экстремизма и часто следуют путям вахабизма, поэтому их рассматривают как идентичные фракции.

Разница между салафитами и суннитами

Вопрос как отличить салафитов от суннитов представляется не совсем корректным, поскольку второе направление – более общее, а второе существует внутри него. И все же некоторые различия между ними есть. Главные заключаются в трактовке некоторых частей Корана, а также в обращении к другой священной книге – Сунне. Общее же – оба направления не приемлют терроризм и не призывают к активному распространению мусульманства на Запад, а только к его сохранению среди истинных приверженцев ислама.

Отличия салафитов и ваххабитов

Больше всего споров и среди религиоведов, и среди самих адептов мусульманства вызывает вопрос о сходстве и различии между салафитами и вахабитами. Вторые, безусловно, являются радикально настроенной фракцией, которая свои религиозные убеждения сделала средством разрушительной и кровавой борьбы. Первая же по определению таковой не была, но в последнее время, в связи с появлением «отступничества» в рядах салафитов, их все чаще стали объединять с вахабитами. Это не совсем правильно, поскольку отступничеству привержена только небольшая часть фракции. А остальные последователи салафизма проповедуют исключительно мирное следование традиционным догмам.

 

kak-bog.ru

Кто такие саляфиты (салафиты) – коротко и ясно – Ислам. Помощь в Исламе

Автор admin На чтение 9 мин. Просмотров 149 Опубликовано

БисмиЛлах, альхамдулиЛлах. Наилучшие приветствия и благословения последнему из череды пророков Аллаха Мухаммаду.

Давайте разберем, с соизволения Аллаха, НЕ на основании эмоций и слов СМИ и приверженцев страстей, а на основании ДОВОДОВ кто такие салафиты (саляфиты). И тогда, ин ша Аллах, сможем отличить “пчелу” от “осы”.

Одна из основных причин написания этой статьи – разъяснить непросвещенным мусульманам и тем, кто интересуется Исламом без предвзятости о том, что, как и во всех религиях, по Мудрости Аллаха, появились течения, которые в большей или меньшей степени отклонились от Прямого Пути, впав в заблуждения и ересь, проявляя халатность или излишествуя. Чтобы не путали заблудших, сеющих нечестие/террор на земле хариджитов (сторонников аль-Каэды, ИГИШ (ИГИЛ) и им подобных), которые себя приписывают к саляфии (называют себя салафитами) с теми, кто исповедует Ислам в том виде, в каком он был ниспослан Господом Миров Своему Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, по мере своих сил по Милости Аллаха, являясь саляфитами не на словах, а на делах!

А также хочу донести в целом важность следования Исламу в изначальном виде без примесей (нововведений, ереси), которые появились после того, как Аллах сообщил: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию и довел до конца Мою милость к вам, и одобрил для вас Ислам в качестве религии» (аль-Маида 5: 3).

Шариатское определение слова «саляф»

Имам ас-Саффарини говорил: “Под мазхабом саляфов (предшественников) подразумевается то, на чем были благородные сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) и их последователи (таби’ун), известные своим благочестием, а также имамы нашей религии, о которых засвидетельствовали, что они действительно являлись великими имамами уммы”. См. “Ляуамир аль-ануар аль-бахия” 1/20.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и их благочестивые последователи (таби’ун), да будет доволен ими Аллах, являются праведными предками (ас-саляфу-ссалих) нашей общины (да будет доволен ими Аллах). И каждый, кто призывает к тому, к чему призывал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и их благочестивые последователи, находится на манхадже саляфов.

Имам ас-Сам’ани сказал: “Слово «саляфит» означает причисление себя к саляфам и следование их мазхабу (учению), о котором тебе стало известно”. См. “аль-Ансаб” 3/274.

Хафиз аз-Захаби писал: “Саляфит (саляфий) – это тот, кто следует по мазхабу саляфов”. См. “ас-Сияр” 6/21.

Что же касается слова «саляф», то первым, кто упомянул его в языковом значении в этой общине, был сам пророк (мир ему и благословение Аллаха), который сказал своей дочери Фатиме, да будет доволен ею Аллах: «Я прекрасный саляф (предок) для тебя». Муслим 2/234.

Также этот термин употребляли и его сподвижники в отношении их самих. Маймун рассказывал, что Ибн ‘Аббас, да будет Аллах доволен ими обоими) сказал: “О Маймун, не ругай саляфов (сподвижников), и тогда ты войдешь в Рай с миром!” Ибн Абу Хатим 2/356.

Кто такие саляфиты?

Почему некоторые мусульмане называют себя саляфитами?

Во времена жизни Посланника Аллаха Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не было течений и сект. Ислам представлял собой единую общину, строго следующую пути, примеру, т.е. Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который лучше других понимал Книгу Аллаха и обучил своих сподвижников нормам шариата. Это была единая община, аль-Джамаа.

После смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по воле Аллаха, начали появляться различные течения, первыми из которых можно назвать хариджитов (или хавариджей), которые сегодня усердно пытаются причислить себя к саляфитам, и шииты, которые стали превозносить Али, да будет доволен им Аллах, пока не заявили, что он бог на земле (да убережет нас Аллах от их убеждений) и Али их казнил.

От Абу Хурайры, Му’авии, ‘Ауфа ибн Малика и ‘Абдуллаха ибн ‘Амра сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Иудеи разделятся на семьдесят одно течение, а христиане – на семьдесят два. И разделится моя община на 73 течения, и все они в Огне, кроме одной!» Его спросили: “Кто же это?” Он ответил: «Это аль-джама’а». Объяснение этому слову в другой версии хадиса, дал сам пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «Это те, кто следует тому, на чем я и мои сподвижники!»Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджа 2/479, ад-Дарими 2/241, аль-Хаким 1/128, Ибн Абу ‘Асым 63. Достоверность этих хадисов подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, хафиз Ибн Хаджар, имам аль-Багъави, хафиз Ибн Касир, аль-Джузджани, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, аш-Шатыби, хафиз аль-‘Иракъи, аль-Бусайри, хафиз ас-Суюты, Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и Мукъбиль.

Шейх Усаймин, да помилует его Аллах, говорил (перевод слов): “Саляфия – это следование манхаджу (исповедованию религии) пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, поскольку они саляфы, предшествовавшие нам. И следование им – это и есть саляфия!”

Таким образом, становится ясно, что саляфиты – это те, кто отрекается от нововведений в религии, которые появились после смерти Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и строго последовали тому, с чем пришёл последний из пророков  в вероубеждении, в поклонении, одним словом – в исповедании Ислама.

Термин “саляф” использовался, как мы видим, ещё со времен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

В разделе “Пример использования терминов «саляфия» и «саляфит» великими имамами нашей общины” можете убедиться, что этот термин широко использовался за много сотен лет до нас. Не копирую сюда, чтобы не растягивать статью.

Поэтому, когда появилось множество течений, сект, тарикатов, порой недостаточно сказать, что мусульманин относится к ахль-Сунне уаль-Джамаа (или короче говоря, суннит). Теперь и суфии, ашариты, радикальные группировки (террористы и такфиристы) из числа хариджитов, и многие другие – также называют себя суннитами. Однако каждые из этих течений, в большей или меньшей степени, отклонились от понимания Книги Аллаха и Сунны Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует в понимании первых и лучших поколений из числа сподвижников, да будет доволен ими Аллах и кто строго последовал за ними.

Поэтому позиционировать себя непричастным к различным отклонившимся течениям и обозначить, что в исповедании религии Аллаха ты опираешься на Коран, Сунну и понимания этих двух основ сподвижниками, о довольстве которых сообщил Аллах в Своей Книге многократно, можно более кратко – называя, себя саляфитом или причисляя себя к пути праведных предшественников.

Короткие вопросы и ответы по теме для лучшего понимания, ин ша Аллах.

1. Те, кто совершают подрывы, терракты – они из числа саляфитов?

Нет. Более того, салафиты, согласно вероубеждению, против террора. Рекомендуем ознакомиться: Самоподрывы – истина или ложь?

2. Ваххабиты и саляфиты – это одно и то же?

Нет. Во-первых, термин ваххабит сам по себе ошибочный и грех применять его, особенно в контексте оскорбления и неприязни, как это объясняется к конце этой статьи. Во-вторых, если вы подразумеваете взрывы, терракты, обвинение мусульман в неверии, если они не согласны с ними, то это хариджиты (хавариджи). Большие учёные постоянно советуют мусульманам остерегаться этой группы/секты.

3. Но ведь эти радикалы и салафиты выглядят внешне одинаково (т.е. отпускают бороду, укорачивают брюки).

Отпускание бороды – это приказ Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Например, в сборниках достоверных хадисов у аль-Бухари и Муслима приводится хадис от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Отличайтесь от многобожников – отпускайте бороды и подстригайте усы» (аль-Бухари 5892, Муслим 259) (подробнее о бороде)

Ношение верхней одежды не ниже щиколоток – От Ибн ‘Аббаса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах не посмотрит на того, кто опускал края своей одежды ниже щиколотки!»Ахмад 2958, ан-Насаи 6/207. Хадис достоверный. См. “аль-Джами’ ас-сахих” 4/251. (об одежде ниже щиколоток)

И если мусульманин подчинился Аллаху в этом важном вопросе, и тоже самое сделал другой мусульманин, но грешник и ослушник, то праведному надо оставить приказ Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? То, что радикально настроенные группы часто также подчиняются в этом вопросе шариату, то это не повод их смешивать. Даже больше. Стыдно, что большинство мусульман-мужчин оставили этот приказ и теперь пытаются оскорблять всех направо-налево без разбора. Да убережет нас Аллах от этого.

4. А кто такие салафиты-джихадисты и салафиты-такфиристы, про которых пишут и говорят в новостях?

Во-первых, нет таких групп. Под ними скрываются, хариджиты и им подобные группы, не имеющие отношения в саляфии и саляфитам. По сути, они (т.е. эти радикалы, хариджиты) ненавидят настоящих саляфитов, потому что саляфиты постоянно, с соизволения Аллаха, изобличают их заблуждение.

Во-вторых, посмотрите кто это пишет и говорит. Или кафир, или мусульманин: заблудший или невежда. Цель же у них почти общая – оклеветать тех, кто призывает к истиному Исламу, т.е. без примесей нововедений в религии, смешав их с теми, зло которых явно (т.е. с террористами).

В конце копирую сюда слова большого учёного прошлого столетия шейха аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах:

 “Тот, кто претендует на саляфию, чем являются Коран и Сунна, пусть следует по пути саляфов, а иначе это простое заявление, не имеющее в действительности отношения к названию…  Да’уату-ссаляфия причисляет себя только к одному непогрешимому человеку, а это – посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)! Что же касается прочих партий, то они причисляют себя к различным людям, не являющимися непогрешимыми, даже если они являются праведными и их считают учеными, однако их последователи не являются таковыми. И наконец, мы видим и слышим: «Такой-то саляфит», «Саляфитский джама’ат», однако они не совершают деяния в соответствии с призывом саляфии, чем являются Коран и Сунна в понимании саляфов! И по этой причине они вышли из призыва саляфии, доказательством чему является следующий аят, которым я хочу завершить свои слова: «А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в огне Ада. Как же скверно это место пребывания!» (ан-Ниса 4: 115)”. См. “Фатауа аль-‘уляма аль-акабир” 97-98.

А Аллаху известно лучше.

P.S. Если кто-то нашел ошибку – сообщите в комментариях с аргументами. Ин ша Аллах, поправлю.

Использовались материалы:

Что такое “саляфия”

www.helpinislam.com

Кто такие салафиты, сунниты, шииты, алавиты и ваххабиты? Разница между суннитами и салафитами

Исламский мир насчитывает множество религиозных течений. У каждой группировки есть свои взгляды на правильность веры. Из-за этого мусульмане, имеющие различные понимания сущности их религии, вступают в конфликты. Порой они набирают большой силы и заканчиваются кровопролитием.

Внутренних разногласий среди разных представителей мусульманского мира даже больше, чем с людьми другой религии. Чтобы понять различия взглядов в исламе, необходимо изучить, кто такие салафиты, сунниты, ваххабиты, шииты и алавиты. Их характерные особенности понимания веры становятся причиной братоубийственных войн, вносящих резонанс в мировое сообщество.




История возникновения конфликта

Чтобы разобраться, кто такие салафиты, шииты, сунниты, алавиты, ваххабиты и другие представители мусульманской идеологии, следует вникнуть в начало их конфликта.

В 632 году н. э. умер пророк Мухаммед. Его последователи стали решать, кто будет преемником их лидера. Изначально салафитов, алавитов и прочих направлений еще не существовало. Сначала появились сунниты и шииты. Первые считали преемником пророка личность, избранную в халифате. И таких людей было большинство. В гораздо меньшем количестве в те времена были представители другого взгляда. Шииты стали выбирать преемника Мухаммеда среди его родственников. Имамом для них стал двоюродный брат пророка по имени Али. В те времена приверженцы этих взглядов назывались Шиит Али.

Конфликт обострился в 680 году, когда сын имама Али, которого звали Хусейн, был убит суннитами. Это привело к тому, что даже сегодня подобные разногласия влияют на общество, систему законодательства, семьи и т. д. Правящие элиты подвергают притеснениям представителей противоположных взглядов. Поэтому исламский мир неспокоен и по сей день.

Современные разделения взглядов

Являясь второй по величине религией мира, ислам со временем породил множество сект, направлений и взглядов на суть религии. Салафиты и сунниты, разница между которыми будет рассмотрена далее, возникли в разный промежуток времени. Сунниты изначально были фундаментальным направлением, а салафиты появились гораздо позже. Последние сегодня считаются более экстремистским течением. Многие религиоведы утверждают, что салафитов и ваххабитов можно назвать мусульманами лишь с большой натяжкой. Появление таких религиозных сообществ происходит именно из сектантского ислама.

В реалиях современной политической ситуации именно экстремистские организации мусульман становятся причиной кровавых конфликтов на Востоке. Они обладают значительными финансовыми ресурсами и могут осуществлять революции, устанавливая свое господство на исламских землях.

Разница между суннитами и салафитами довольно большая, но это на первый взгляд. При более глубоком изучении их принципов вырисовывается совершенно другая картина. Чтобы ее понять, следует рассмотреть характерные черты каждого из направлений.

Сунниты и их убеждения

Самой многочисленной (около 90% всех мусульман) в исламе является группа суннитов. Они следуют по пути Пророка и признают его великую миссию.

Второй после Корана основополагающей книгой для этого направления религии выступает Сунна. Изначально ее содержание передавалось устно, а затем было оформлено в виде хадисов. Приверженцы такого направления очень трепетно относятся к этим двум источникам их веры. Если в Коране и Сунне нет ответа на какой-либо вопрос, людям разрешается принимать решение по своему рассуждению.

Сунниты отличаются от шиитов, салафитов и других течений подходом к трактовке хадисов. В некоторых странах следование предписаниям, основанным на жизненном примере Пророка, доходило до буквального понимания сущности праведности. Случалось, что даже длина бороды мужчин, детали одежды должны были в точности соответствовать указаниям Сунны. Это их главное отличие.

Сунниты, шииты, салафиты и прочие направления по-разному смотрят на связь с Аллахом. Большинство мусульман склоняются к тому, что для восприятия слова Бога им не нужен посредник, поэтому власть передается выборным путем.

Шииты и их идеология

В отличие от суннитов, шииты считают, что божественная сила передается наследникам Пророка. Поэтому они признают возможность толкования его предписаний. Это могут делать только те люди, которые имеют на это особое право.

Численность шиитов в мире уступает суннитскому направлению. Салафиты же в исламе кардинально противоположны во взглядах на трактовку источников веры сравнимо с шиитами. У последних признано право наследников Пророка, являющихся лидерами их группы, быть посредниками между Аллахом и людьми. Их называют имамами.

Салафиты и сунниты считают, что шииты позволили себе недозволенные новшества в понимании Сунны. Поэтому их взгляды так противоположны. Существует огромное количество сект и течений, взявших основой шиитское понимание религии. К ним относятся алавиты, исмаилиты, зейдиты, друзы, шейхиты и множество других.

Это мусульманское направление отличает драматизм. В день Ашуры шииты в разных странах проводят траурные действа. Это тяжелая, эмоциональная процессия, во время которой участники бьют себя до крови цепями и мечами.

Представители как суннитского, так и шиитского направлений имеют в своем составе множество групп, которые даже можно отнести к отдельной религии. Во все нюансы трудно вникнуть даже при близком изучении взглядов каждого мусульманского течения.

Алавиты

Салафиты и алавиты считаются более новыми религиозными течениями. С одной стороны, они имеют множество принципов, подобных ортодоксальным направлениям. Алавитов многие теологи относят к последователям шиитских учений. Однако в силу своих особых принципов их можно выделить как отдельную религию. Схожесть алавитов с шиитским мусульманским направлением проявляется в вольности взглядов на предписания Корана и Сунны.

Эта религиозная группа обладает отличительной чертой, которая называется «такыйя». Она заключается в возможности алавита исполнять обряды других верований, при этом сохраняя свои взгляды в душе. Это закрытая группа, в которой встречается множество направлений и представлений.

Сунниты, шииты, салафиты, алавиты противостоят друг другу. Это проявляется в большей или меньшей степени. Алавиты, названные многобожниками, по мнению представителей радикальных направлений, несут больший вред мусульманской общине, чем «неверные».

Это действительно отдельная вера внутри религии. Алавиты объединяют в своей системе элементы ислама и христианства. Они верят в Али, Мухаммеда и Сальмана аль-Фарси, при этом отмечая Пасху, Рождество, почитая Ису (Иисуса) и апостолов. На богослужении алавиты могут читать Евангелие. Сунниты могут мирно уживаться с алавитами. Конфликты затевают агрессивно настроенные общины, например, ваххабиты.

Салафиты

Сунниты породили множество направлений внутри своей религиозной группы, к которой принадлежат самые разные мусульмане. Салафиты являются одной из таких организаций.

Они сформировали свои основные взгляды в 9-14-м вв. Их основным принципом идеологии считается следование образу жизни предков, которые вели праведное существование.

Во всем мире, в том числе и в России, насчитывается около 50 миллионов салафитов. Они не приемлют никаких нововведений относительно трактовки веры. Это направление еще называют фундаментальным. Салафиты верят в единого Бога, критикуют другие мусульманские течения, позволяющие себе совершать трактовку Корана и Сунны. По их мнению, если какие-то места в этих святынях непонятны человеку, они должны приниматься в том виде, в каком представлен текст.

В нашей стране мусульман этого направления насчитывается около 20 миллионов человек. Безусловно, салафиты в России также проживают небольшими общинами. Большее неприятие у них вызывают не христиане, а «неверные» шииты и производные от них течения.

Ваххабиты

Одним из новых радикальных направлений в исламской религии выступают ваххабиты. Они на первый взгляд похожи на салафитов. Ваххабиты отрицают нововведения в вере, борются за концепцию единобожия. Они не приемлют всего, чего не было в первоначальном исламе. Однако отличительной чертой ваххабитов является их агрессивный настрой и свое понимание основных устоев мусульманской веры.

Такое течение возникло в 18-м веке. Это поборническое движение берет свое начало от проповедника Наджада Мухаммада Абдель Ваххаба. Он хотел «очистить» ислам от нововведений. Под этим лозунгом им было организовано восстание, в результате которого были захвачены соседние земли оазиса Аль-Катиф.

В 19-м веке ваххабитское движение было разгромлено Османской империей. Спустя 150 лет идеологию смог возродить Аль Саудов Абдельазииз. Он разбил своих противников в Центральной Аравии. В 1932 году им было создано государство Саудовская Аравия. При разработке нефтяных месторождений американская валюта потекла рекой в ваххабитский клан.

В 70-х годах прошлого столетия, во времена войны в Афганистане, были созданы салафитские школы. Они носили радикальный тип ваххабитской идеологии. Бойцов, которых готовили эти центры, назвали моджахедами. Это движение часто ассоциируется с терроризмом.

Отличие ваххабизма-салафитизма от суннитских принципов

Чтобы уяснить, кто такие салафиты и ваххабиты, следует рассмотреть их основные идеологические принципы. Исследователи утверждают, что эти две религиозные общины по смыслу идентичны. Однако следует отличать салафитское направление от такфиритского.

Сегодня реальность такова, что салафиты не приемлют новых трактовок древних религиозных принципов. Приобретая радикальную направленность развития, они теряют свои фундаментальные концепции. Даже назвать их мусульманами можно с большой натяжкой. Их связывает с исламом лишь признание Корана главным источником слова Аллаха. В остальном же ваххабиты полностью отличны от салафитов-суннитов. Все зависит только от того, кого подразумевают под общим названием. Истинные салафиты являются представителями большой группы мусульман-суннитов. Не следует путать их с радикальными сектами. Салафиты и ваххабиты, отличие которых кардинально, имеют разные взгляды на религию.

4-women.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *