Ракетный крейсер «Варяг» » Военное обозрение

Пишет жж-юзер drugoi: 44-я Краснознаменная бригада противолодочных кораблей Тихоокеанского флота России располагается в самом центре Владивостока, рядом с морвокзалом, напротив здания штаба флота. У стенки рядком стоят четыре больших противолодочных корабля проекта 1155. Отсюда эти корабли отправляются на боевые дежурства в Аденский залив, где защищают торговые суда от пиратов.

Справа от четверки БПК стоит плавучий госпиталь «Иртыш», а слева — флагман Тихоокеанского флота, гвардейский ракетный крейсер «Варяг».


Ракетный крейсер проекта 1164.1 «Червона Украина» заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве 31 июля 1979 г. (заводской № 2010), 5 ноября 1982 г. зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, спущен на воду 28 августа 1983 г., вступил в строй 25 декабря 1989 г., а 28 февраля 1990 включен в состав Тихоокеанского флота. После распада СССР крейсер достался России и в 1996 г. по инициативе экипажа корабля был назван «Варягом» — в честь знаменитого бронепалубного крейсера 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России, участника боя при Чемульпо 1904 г.
Главное оружие крейсера — самонаводящиеся крылатые ракеты комплекса П-1000 «Вулкан». Пусковые установки ракет СМ-248 расположены по бортам корабля, выглядят очень внушительно и по ним «Варяг» легко отличить среди других кораблей. Крейсеры проекта 1164 еще называют «убийцами авианосцев» — собственно, для этого они и создавались.

1. Впечатляет схема действия ракет — после залпа с одного борта все восемь ракет после раскрытия крыльев образуют единую группу, «волчью стаю» с вожаком — отдельно летящей ракетой, которая наводит всю группу на цель, корректирует курс для остальных ракет, сбрасывая им информацию. При подлете к цели ведущая ракета выбирает самый крупный объект (авианосец), направляет на него одну из ракет с т.н. «спецбоеприпасом» и делит оставшиеся объекты между остальными ракетами «стаи». Все ракеты включают головки самонаведения и наносят удар по объектам. Масса одной ракеты — почти пять тонн, скорость полета — около 2900 км/час. Шансов остаться на плаву после попадания такой ракеты у корабля противника нет никаких. Если ведущую ракету успевают сбить, на её место встает другая, точно такая же. Атака происходит без участия экипажа корабля по системе «выстрелил — забыл». Интересно, что всё это — технологии начала 70-х годов.

2. Знакомство с «Варягом» начинается с прозаических мешков с капустой и морковкой. Стоящий рядом БПК «Адмирал Пантелеев» собирается в поход к берегам Африки и загружает к себе запас продуктов.

3. В морские походы уходят надолго и запасаются всем необходимым всерьез. Это только малая часть той питьевой воды, которая загружается в трюмы военного корабля.

4. Сопровождающий меня офицер посоветовал не пользоваться мобильным телефоном: «Если смартфон, лучше выключить, а то может сгореть». Я не поверил, но на всякий случай выключил. На корабле есть полный набор радиолокационного вооружения комплекса МП-152 «Кольцо» по обнаружению работающих радио и локационных станций, головок самонаведения ракет противника, их пеленгованию и подавлению. Может быть, в словах офицера и был определенный резон.

5. На баке «Варяга» стоит АК-130 — корабельная автоматическая пушка. Стреляет осколочно-фугасным снарядом со скоростью 90 выстрелов в минуту и дальностью до 23 километров. Полностью автоматическая — действует самостоятельно до тех пор, пока не кончится боезапас. Говорят, не имеет аналогов в мире. Чего-чего, а то, что стреляет у нас умели делать. С ширпотребом были проблемы, а вот пушки всегда были отменные. АК-130 — не исключение. В первоначальных экскизах корабля пусковых установок было 12 (по шесть на борт) и вместо одной сдвоенной пушки было две одноствольных А-100. В 1972 г. адмирал Горшков приказал добавить еще четыре пусковых установки для осуществления двух полных восьмиракетных залпов, а две АК-100 заменить на одну двухствольную АК-130. Корабль стал значительно тяжелее, уменьшилась скорость и боезапас артиллерийских орудий (720 выстрелов против 2000).


6. Несмотря на современные средства связи, система сигнальных флагов остается на флоте основной коммуникацией для плавсредств. На военно-морском флоте России используется свод сигналов флота СССР. 32 сигнальных флага соответствуют буквам русского алфавита: Веди — «Курс ведет к опасности», Живете — «Дать средний ход», Й — «Обнаружил мину» и т.д. На этом снимке — место сигнальщика на крейсере. В металлическом ящике лежат сигнальные флаги, которые по необходимости поднимаются на вертикальных фалах на рею. Слева от ящика — черные «ходовые шары», которыми в море обозначают скорость корабля. Чем ниже расположен «шар» — тем выше скорость. К слову, «Варяг» может идти со скоростью в 32 узла. Когда он идет с такой скоростью, бурун за кормой — высотой метров в десять.

7. «Что это там красненькое синеется?». На стенке — силуэты кораблей и самолетов России и стран НАТО. Подсказка для сигнальщика, который наблюдает за происходящим вокруг корабля.

8. Это ходовая рубка корабля. Отсюда им управляют в повседневных условиях. Рубка соединена с боевым информационный центром БИУС «Лесоруб-1164» командирским лифтом.

9. Место командира крейсера «Варяг», гвардии капитана 1-го ранга Эдуарда Москаленко.

10. Здесь и правда всё напоминает о 70-х годах. Такое надежно-железное. «Тёплый ламповый звук». Я изо всех сил старался не фотографировать ничего секретного, но поди разбери, где тут что.

11. «Товсь» — люблю эти флотские словечки. Гюйс, битенг, твиндек, зюйд-вест, комингс, ахтерштевень, нактоуз — все это пахнет соленым морским ветром и волнует несказанно.

12. Смены разошлись по местам работы. Кавтаранги ломали головы: «Что бы тебе такого несекретного показать?». Сошлись на каком-то экране №22. Матрос Ренат из Башкирии сел на место оператора и стал нажимать кнопки, включать мониторы — изображать деятельность на боевом посту. Выглядело это вполне достоверно.

13. Тот же Ренат, невовремя попавшийся на глаза офицерам, оживил собой помещение корабельной библиотеки, сделав вид, что разбирает пришедшую на корабль почту. Библиотека хорошая. Маленькая, но всё есть. Вообще, «Варяг» довольно комфортный корабль. Кают-компании отделаны деревом, висят картины, на полу ковры. Есть бассейн с водопадом, лечебные души, большая парилка, сауна. В жилых каютах кондиционеры, на корабле есть четыре воздушные холодильные установки.

14. Прогулка по крейсеру — это длинные переходы по бесконечным коридорам и внезапные спуски и подъемы по вертикальным трапам. В четвертом отсеке мы спускаемся все ниже, туда, где матросские кубрики. Оружие, конечно, интересно, но очень хотелось посмотреть, как живут моряки на одном из самых мощных крейсеров в мире.

15.

16. На экране состязания на лучший кубрик можно увидеть, например, что кубрик №14, забивший болт на состязание в декабре, получил, видимо, большой звезды от командиров и потом стал передовым, не опускаясь ниже оценки «четыре».

17. Так отдыхает ночная смена в образцовом теперь кубрике №14. Я на пару секунд приоткрыл дверь и сделал несколько снимков спящих матросов.

18. В соседнем кубрике матрос писал что-то важное в журнал. Рядом с ним стоит привинченная к столу клетка с попугаем. Попугай был на месте и отдыхал.

19. Святая-святых ракетного крейсера — камбуз. Потолки здесь низкие и матрос с тряпкой в руке, наводящий порядок, ходил нагнув голову, что придавало его фигуре печальный вид. Рядом два других матроса начали открывать консервные банки простым ножом, за что немедленно получили нагоняй от сопровождающих меня офицеров. Все должно быть идеально для чужого взгляда, я понимаю.

20. Корабельный котэ — непременная принадлежность любого боевого корабля для борьбы с грызунами. Или, как здесь говорят, «белками». Котики и жизненно важные кабели в металлической оплетке — таковы условия сосуществования людей и грызунов. Котов на корабле несколько, их заводят по одному на боевую часть. Кошки крейсера «Варяг» пользуются популярностью у гостей в разных странах, куда заходит корабль. Случается, их дарят — один из корабельных котов живет теперь в православной церкви в Сингапуре. Матушка, говорят, была счастлива такому подарку. Еще один был подарен местному адмиралу в Индонезии.

21. Хотелось взять один спасательный круг на память. Круг не дали, казенный, но подарили другое.

22. Мы пообедали с офицерами, поговорили, потом переместились в рабочую каюту, там еще поговорили. Уходить не хотелось, но времени было в обрез — у них, и у меня. Уходя, сделал еще несколько снимков на палубе «Варяга» и на берегу.

23.

24. Мне показалось, что на крейсере всё в порядке. В море ходит, учебные стрельбы проводит. «Варяг» — желанный гость в иностранных портах, на него выстраиваются очереди из желающих совершить экскурсию по кораблю. Как говорили офицеры: «Рядом стоит французский «Мистраль» — туда никого, а к нам — очередь на весь причал, по тридцать тысяч человек приходит за несколько дней визита». Видно, как моряки гордятся своим «Варягом», своей службой. Звали с собой в поход — надо подумать, я с качкой не дружу, хотя очень хочется, конечно. Потому что это — настоящее.

topwar.ru

Ракетный крейсер «Варяг» (Червона Украина)

РКР «Червона Украина» зав. № 2010, с 21.12.1995 г. — Ракетный крейсер «Варяг». ССЗ им. 61 коммунара (г. Николаев): 31.07.1979 г.; 28.08.1983 г.; 25.12.1989 г. Входит в состав ТОФ. С 15.09 по 3.11.1990 г. корабль вместе с ЭМ Быстрый (пр. 956) перешел из Севастополя в Петропавловск-Камчатский с заходом в порт Кам-Рань (Вьетнам). С 5-го по 8.06.1990 г. он с дружественным визитом посетил порт Киль (Германия). В 1991-1992 гг. РКР «Варяг» занимался боевой подготовкой.

Ракетный крейсер Варяг — видео

В этот период успешно проводились стрельбы ПКРК «Вулкан» и ЗРК «Форт» (при стрельбе последним, например, одновременно тремя ЗУР были сбиты три низколетящие цели). В 1993-1994 гг. из-за отсутствия финансирования корабль в море не выходил. В 1995 г. «Варяг» возобновил боевую подготовку. С 3-го по 19.02.1997 г. крейсер предпринял поход к берегам Кореи и с дружественным визитом посетил порт Инчхон (б. Чемульпо, Южная Корея), с 29.09 по 6.10.1999 г. совместно с ЭМ Бурный (пр. 956) -порт Шанхай (КНР), с 1-го по 24.10.2002 г. — порт Йокосука (Япония), а с 10-го по 15.02.2004 г. совместно с ВПК Адмирал Трибун(пр. 1155) и МПК Кореец (пр. 1124М) -порт Инчхон. В 2005 г. на СРЗ «Дальзавод» (Владивосток) корабль был поставлен в средний ремонт и модернизацию, связанную с заменой ЗРК «Форт» комплексом «Форт-М» и штатной СУО на РЛК «Форум», вместо ЗРК «Оса-МА» должны установить ЗРК «Гюрза», а вместо 30-мм АУ АК-630М — три боевых модуля ЗРАК «Кортик».

Тактико-технические характеристики ракетного крейсера Варяг

Водоизмещение……………………11 490 т

Габаритные размеры крейсера Варяг

Длина……………………186,4 м
Ширина……………………20,8 м
Высота……………………42,5 м (по миделю)
Осадка……………………8,4 м

Двигатели крейсера Варяг

Мощность……………………4 × 22 500 л. с.
Скорость хода……………………32 узла, экономная 16 узлов
Дальность плавания……………………7500 морских миль
Автономность плавания……………………30 суток
Экипаж……………………480 человек

Вооружение крейсера Варяг

Артиллерия……………………1 × 2 АК-130
Зенитная артиллерия……………………6 ЗУ АК-630
Ракетное вооружение……………………16 ПУ ПКРК (П-1000 «Вулкан»), 64 ПУ ЗРК С-300Ф «Риф», 2 × 2 ЗРК «Оса-МА»
Противолодочное вооружение……………………2 РБУ-6000
Минно-торпедное вооружение……………………2 пятитрубных 533-мм торпедных аппарата
Авиационная группа……………………1 вертолёт Ка-27

 

Фото крейсера Варяг

Добавить комментарий

oruzhie.info

Паром «Варяг» класса Ro-ro | www.korabli.eu

Паром «Варяг» («Varyag») класса Ro-ro (бывший «Morant Bay», «Kocatepe») относится к сухогрузу типа ролкер, который предназначен для перевозки колесной техники с горизонтальным и горизонтально-вертикальным способом грузовых операций. Прежде всего это грузовые фуры, которые сами заезжают на борт через горизонтальную аппарель и покидают трюм своим ходом.

Паром под именем «Morant Bay» был построен в июле 1981 года в городе Кирксаетероры, Норвегия, предприятием Vaagen Verft Engineering под строительным номером 48. С марта 2006 года судно стало работать под именем «Kocatepe». Владельцем судна стала компания Ziganoy Shipping Inc., Трабзон, Турция, а оператором — Ufuk Denizcilik Turizm TAS, Trabzon, Turkey. До 12 июля 2015 года паром обслуживал линию Самсун — Новороссийск. С 12 июля по 04 августа 2015 года находился в Зонгулдаке, где 27 июля был переименован в «Varyag» («Варяг»). 05 августа прибыл в Севастополь.

Паром «Варяг» («Varyag») IMO: 8019887, флаг Панама, был построен в июле 1981 года, строительный номер 48. Судостроитель: Vaagen Verft Engineering, Кирксаетероры, Норвегия. Оператор: Sevastopol Shipping.

Основные характеристики: Валовая вместимость 4961 тонна, дедвейт 2813 тонн. Длина 114,8 метра, ширина 17,0 метра, осадка 5,19 метра. Скорость хода 13 узлов. Контейнерная вместимость 282 TEU. Имеет вместимость 65 грузовых автомашин, также возможна перевозка крупногабаритных грузов на паллетах.

09 августа 2015 года вышел в первый рейс из Севастополя в Зонгулдак, Турция. В конце ноября, после того, как истребитель ВВС Турции сбил российский бомбардировщик Су-24 над территорией Сирии, это сообщение было прекращено.

Паром простаивал в севастопольском порту 10 месяцев. За это время на корабле проводились ремонтные работы.

28 октября 2016 года паромного сообщения Севастополь – Зонгулдак было возобновлено. 01 ноября Приморский районный суд Одессы вынес решение о заочном аресте парома «Варяг». 04 ноября паром прибыл в порт Севастополь, на борту которого находится почти 700 тонн свежих фруктов (мандарины, лимоны, грейпфруты).

По сообщению от 11 марта 2017 года паромное сообщение между Севастополем и турецким портом Зонгулдак приостановлено из-за того, что турецкая сторона перестала принимать суда из Крыма.

Добавить в закладки:

www.korabli.eu

Крейсер «Варяг» — рецепт прорыва

0.00 avg. rating (0% score) — 0 votes

Под вывеской подвига часто скрывается разгильдяйство и военная некомпетентность. Решение действовать по шаблону породило героический миф, но убило корабль.

История крейсера «Варяг» — миф, переживший целое столетие. Думаю, не одно столетие он еще переживет. Немногим боям XX века, богатого двумя мировыми войнами, выпала такая честь. Воевали, кровь проливали, а помнится вот это — одинокий корабль, идущий на бой с целой эскадрой, гордо реющий Андреевский флаг, вечные слова песни: «Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает!»

Врагу не сдается наш гордый «Варяг»!

Команды русских кораблей той эпохи интернациональны. В кают-компании — множество немецких фамилий. Старшим штурманским офицером «Варяга» был лейтенант Беренс. Старшим минным офицером — лейтенант Роберт Берлинг. Мичманы Шиллинг, Эйлер и Балк — тоже варяговцы. Буквально на первых минутах боя японский снаряд разорвал на куски мичмана Алексея Нирода — от двадцатидвухлетнего графа осталась только кисть руки с кольцом на пальце.

КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ ОФИЦЕР «ВАРЯГА» — НЕМЕЦ. Читая этот список, можно подумать, что речь идет о каком-нибудь германском или британском корабле. Но российский флот начинался при Петре Первом с приглашенных на службу иностранных специалистов. Многие из них обрусели, как в незапамятные времена варяги, давшие название крейсеру. Основали офицерские династии. Так и служили империи на морях из поколения в поколение. С европейскими фамилиями и русскими отчествами, как у того же Берлинга Роберта Ивановича.

К тому же после присоединения Прибалтики (Лифляндии, Эстляндии и Курляндии) в первой половине XVIII столетия в состав российского дворянства вошло вместе с тощими поместьями многочисленное «остзейское» дворянство. «Ост зее» (Восточное озеро) по-немецки — Балтийское море. Все эти бедные, но благородные роды, вроде знаменитых Врангелей, не мучились лишними сомнениями. Служили шведам до Карла XII. Пришли русские — стали служить им. Впрочем, Романовы не лезли в культурную политику этой категории своих подданных. На каком языке в Риге и Ревеле (ныне — Таллинн) они говорят, какую веру исповедуют — неважно. Лишь бы служили. А служили безденежные немцы действительно хорошо. Такой уж у них был менталитет. Вот и получилось, что РОВНО ТРЕТЬ офицеров-варяговцев, участвовавших в бою, по национальности являлись немцами. Шесть из восемнадцати!

«АУФ ДЕК, КАМЕРАДЕН!» Да и песню, ставшую знаменитым военным гимном, сочинил самый настоящий немец! Природный и чистокровный. Поэт Рудольф Грейнц — подданный германского кайзера Вильгельма. В том же 1904-м. Буквально по горячим следам. И по-немецки, естественно. В оригинале начало звучит так: «Ауф дек, камераден!» («На палубу, товарищи!»). То, что мы знаем в русском переводе, как: «Наверх вы, товарищи!»

Едва отгремели залпы боя у Чемульпо и мировые информагентства разнесли по газетам всех стран сообщение о героическом поединке «Варяга» с кораблями микадо, Грейнц в восторге бросился за письменный стол. Его распирало сочувствие. Мужская солидарность. В войне с японцами Германия была однозначно на стороне России. Поэтому Грейнц и писал, буквально сливаясь с командой погибшего корабля в местоимении «мы»:

Из пристани верной мы в битву идем,

Навстречу грозящей нам смерти,

За родину в море открытом умрем,

Где ждут желтолицые черти!

«Желтолицые черти» меня всегда умиляли. Говорят, из песни слов не выкинешь. Неправда. Эти выкинули. Как «неполиткорректные». Привязка к конкретной войне со временем исчезла. А ведь «Варяг» пели на многих войнах. И не только русские. К примеру, те же немцы, поступавшие после проигранной уже Второй мировой во Французский Иностранный легион, лихо горланили его во Вьетнаме. Напомню, что до американцев, еще в 50-е в этой стране «желтолицых чертей» (прошу редакторов не вычеркивать!) успели повоевать французы.

ЛОБОДА СРЕДИ ЭЙЛЕРОВ. В общем, причудлива судьба военных песен. Тот же автор «Варяга» Рудольф Грейнц дожил, между прочим, до 1942 года. Интересно, что чувствовал он, когда немецкие танки шли на Сталинград? Что пела тогда его душа? Вряд ли когда-нибудь узнаем.

Но, возвращаясь к офицерам «Варяга», находим среди них и своего земляка — мичмана Александра Лободу. Во время боя ему было всего девятнадцать. Назначение на крейсер он получил ровно за три месяца до прославленного сражения. В Гражданскую войну будет драться против красных на бронепоезде «Адмирал Колчак». Расстрелян в 1920 году в Холмогорах.

Лейтенант Зарубаев с «Варяга» погиб в Петроградском ЧК в 1921 году вместе с поэтом Николаем Гумилевым.

Разведет история героев боя в Чемульпо. Лейтенанта Сергея Зарубаева (вот уж лихая фамилия!) расстреляет ЧК в Петрограде в 1921 году — по тому же Таганцевскому делу, что и поэта Николая Гумилева. Капитан II ранга Степанов (старший офицер крейсера) эмигрирует в Югославию после победы Октябрьской революции, которая для него оказалась не победой, а поражением. Тяжким и непереносимым. Мичман Шиллинг умрет в независимой уже Эстонии (бывшей Эстляндии) в 1933 году. Эйлер скончается в Париже в 1943-м. А лейтенант Евгений Беренс умудрится стать одним из первых начальников Морских Сил Советской Республики (я же говорил — немцы могут служить, кому угодно!) и умрет в Москве в 1928-м. Не судите никого из них строго. Страсти, раздиравшие души в начале прошлого века, остыли, сменившись новыми переживаниями. Да, и наши тоже остынут. Потомки точно так же, как мы сегодня, будут с недоумением взирать на нас, задаваясь вопросом: отчего же ОНИ так кипятились? Стоило ли? А память о «Варяге» и песня все равно останутся.

ВЧИСТУЮ ПРОИГРАННЫЙ БОЙ. С детства, с того, самого момента, как, сидя рядом с отцом у телевизора, смотрел я черно-белый художественный фильм «Крейсер «Варяг»», мучил меня вопрос: мог ли он прорваться? Было ли хоть одно решение, которое принесло бы кораблю не только славу, но и победу — свободное море впереди, тающие за кормой очертания японской эскадры и продолжение боевой биографии?

Бой «Варяга» с японцами 27 января 1904 г. (по ст. ст.) продолжался чуть меньше часа. Ровно в 11:45 броненосный крейсер «Асама» открыл огонь по русскому кораблю, вышедшему в открытое море. А в 12:45, согласно записям в вахтенном журнале, «Варяг» и сопровождавшая его устаревшая канонерская лодка «Кореец» уже вернулись в гавань Чемульпо. Крейсер тащился с явным креном на левый борт. В борту его имелось восемь пробоин. По другим данным, одиннадцать. Потери — 1 убитый офицер и 30 матросов, 6 офицеров и 85 матросов ранеными и контужеными. Еще около ста получили легкие ранения. Это из 570 человек экипажа. Ранение получил и командир корабля капитан I ранга Всеволод Руднев.

Песня о «Варяге». Немецкий оригинал и русский перевод.

Офицеры «Варяга». Присмотреться — ничего героического…

Фактически все, кто находился на верхней палубе у орудий, были ранены или убиты. О продолжении боя не могло быть и речи.

В тот же день Руднев принял решение о затоплении «Варяга» и взрыве «Корейца». С военной точки зрения — полное поражение. Впрочем, иначе даже не могло быть. На протяжении всего боя «Кореец» сделал только несколько выстрелов по японским миноносцам. Достать крейсера противника устаревшая посудина не могла. Ее орудия стреляли дымным порохом на небольшое расстояние. Боевым значением корабль не обладал вообще.

БЕГУН ПРОТИВ БОЙЦА. В отличие от «Корейца», построенный в США бронепалубный крейсер «Варяг» был новым боевым кораблем с двенадцатью шестидюймовыми орудиями. Однако все они были установлены открыто на палубе и не имели даже противоосколочных щитов. Единственным козырем, корабля являлась высокая скорость. На испытаниях в Америке он показал 24 узла. «Варяг» был быстроходнее любого корабля японской эскадры. Однако старый тихоход «Кореец», едва развивавший 12 узлов, связывал его по рукам и ногам.

Чтобы расправиться с «Варягом», хватало всего одного корабля японцев — броненосного крейсера «Асама», на котором держал флаг контр-адмирал Уриу. Этот корабль британской постройки, кроме 14 шестидюймовых орудий, обладал еще и четырьмя восьмидюймовыми в башнях. Не только палубу, как у «Варяга», но и борта его надежно прикрывала броня. Иными словами, «Варяг» был «бегун», а «Асама — «боец». «Варяг» предназначался для разведки и рейдерства — охоты за беззащитными транспортами. «Асама» — для эскадренного сражения. А ведь, кроме мощнейшей «Асамы», у японцев при Чемульпо имелись небольшой броненосный крейсер «Чиода», четыре бронепалубных крейсера (из них три новых), посыльное судно и стайка миноносцев в количестве восьми штук. Полное численное превосходство. Целая свора охотников загоняла «дичь»!

После боя. Отчетливо виден крен на левый борт подбитого крейсера.

Как поется в другой, несколько менее известной песне («Плещут холодные волны»): «Мы пред врагом не спустили славный Андреевский флаг, сами взорвали «Кореец», нами потоплен «Варяг»!» Звучит, согласитесь, даже несколько издевательски — сами себя взорвали и потопили, чтобы то, что уцелело, не попало в руки врагу. А это, как по мне, слабое утешение. Учитывая, что «Варяг» японцы потом все равно подняли.

Ни в коем случае не хочу упрекнуть экипаж крейсера и его командира в недостатке личного мужества. Его-то было проявлено даже в избытке! Недаром, кроме русского ордена св. Георгия IV степени, Руднева в 1907 г., уже по окончании войны, наградила еще и Япония. Он получил от микадо орден Восходящего Солнца в знак признания неопровержимой отваги.

Кавалер ордена Восходящего Солнца капитан Руднев. Японцы, получив «Варяг», оценили подвиг его командира.

ПЕРЕДОВАЯ АЗИЯ ПРОТИВ ОТСТАЛОЙ ЕВРОПЫ. Но любой бой — это еще и математическая задача. Имея пистолет, не стоит связываться с целой толпой противников, вооруженных винтовками. Но если у вас длинные и быстрые ноги, лучше не связываться и попытаться уйти. А вот уйти «Варяг» с его 24 узлами против 21-го у «Асамы» действительно мог! Тащилась бы вся эта до зубов вооруженная кавалькада в «бронежилетах» за ним и только потом обливалась бы. Но достать ни из 8-ми, ни из 6-дюймовок не могла. Правда, для этого нужно было предварительно самим уничтожить «Кореец». Но ведь его и так потом взорвали!

Существует версия, что из-за ошибок в эксплуатации русские моряки за предыдущие три года якобы запороли паровую машину «Варяга». Держать свою рекордную скорость долго он не мог. Тут мне остается только руками развести. Японцы, поднявшие после боя крейсер, перебрали его машину и добились весьма приличной скорости в 22 узла! «Желтолицые черти»? А, может, просто усердные, аккуратные люди, вроде нынешних китайцев, показавшие чванливым европейцам, что могут на самом деле «отсталые» азиаты? Ну, как и те же русские демонстрировали в свое время под Полтавой Европе способность быстро обучаться всем европейским премудростям. В общем, недаром Ленин о русско-японской войне статью написал — о ПЕРЕДОВОЙ Азии и ОТСТАЛОЙ Европе. Так НА ТОТ момент и было!

НЕБРОСКОЕ, НО ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ. Так и видится мне отрадная картина. Ранним утром 27 января 1904 года безо всяких оркестров и исполнения гимнов при прохождении мимо застывших на рейде иностранных кораблей, где несут они почетную службу стационеров, выскальзывает из гавани узкий длинный корабль в боевой оливковой раскраске и летит, что было сил, мимо ошалевших японцев в Порт-Артур. И на нем — мичман Нирод (уцелевший!) и мичман Лобода, которого никто не расстреляет в 1920-м. И все 570 матросов и офицеров, вплоть до вольнонаемного ресторатора Плахотина и матроса 2-й статьи Михаила Авраменко, с которого начинается список погибших, и матросов Карла Спруге и Николая Нагле (явно — эстонцев!), ближе к концу этого скорбного перечня покоящихся!

Своих в Порт-Артуре предупредили бы о готовящемся нападении. Война бы иначе сложилась. А на рейде в это время взрывается «Кореец» и команда его переходит на иностранные корабли — единственное возможное решение, чтобы снять путы с быстрых ног «Варяга».

Всем своим критикам приведу два примера из истории той же войны. 1 августа 1904 года три русских крейсера столкнулись с более мощной японской эскадрой в Корейском проливе. Устаревший крейсер «Рюрик» был подбит и стал терять ход. Но адмирал Карл Иессен отбросил сантименты и принял решение уходить во Владивосток. «Рюрик» погиб. «Россия» и «Громобой» спаслись. Никто не упрекнул Иессена в правильности решения. Оно было единственно верным. По документам, японские крейсера были быстроходнее русских. Однако на практике ни «Россию», ни «Громобой» в тот день они не догнали. Уголь стал кончаться. А возвращаться в Японию было далеко.

И крейсер «Изумруд» после Цусимского сражения бросился наутек, вместо того, чтобы сдаться, и ни один «желтолицый черт» его не догнал. Сам, правда, сел через несколько дней на камни под Владивостоком. Но зато позора плена ИЗБЕЖАЛ в изначальном смысле этого слова.

В общем, если ты бегун, БЕГИ! И не связывайся с дуболомами. Героем не станешь. Но жить будешь. Лучше петь песни, чем знать, что про тебя их споют другие.

Бузина О.А.

0.00 avg. rating (0% score) — 0 votes

pravdorub-analitika.ru

Гвардейский ракетный крейсер «Варяг» » Военное обозрение

Официальная историческая справка:
Крейсер заложен 31 июля 1979 года на судостроительном заводе “Имени 61-го коммунара” как ркр “Червона Украина”. Назван по ходатайству Совета ветеранов Великой Отечественной войны КЧФ в честь крейсера, погибшего в 1942 году в Севастопольской бухте, защищая Севастополь.


Спущен на воду 27 июля 1982 года.
01 декабря 1986 года на 10-й Оперативной эскадре ТОФ сформирован экипаж. Приказом МО СССР №-284 от 10 августа 1988 года зачислен почётным матросом Герой Советского Союза, кавалер орденов Славы 3-х степеней гвардии старшина в отставке Дубинда Павел Христофорович.
С 15 августа по 1 декабря 1989 года корабль проходил ходовые и государственные испытания.
25 декабря 1989 года крейсер принят в состав ВМФ СССР.
07 января 1990 года на крейсере поднят Военно-морской флаг СССР.
С 27 сентября по 05 ноября 1990 года крейсер в охранении ЭМ “Быстрый” совершил межфлотский переход из порта Севастополь в порт Петропавловск-Камчатский с выполнением задач боевой службы. В ходе перехода с 22 по 24 октября осуществил деловой заход в порт Камрань (СР Вьетнам). Переход и выполнение задач боевой службы оценены на “хорошо”.
С приходом на КТОФ 05 ноября 1990 года крейсер зачислен в состав 173 бригады ракетных кораблей Камчатской флотилии.
По итогам БП за 1991 год корабль занял второе место по боевой подготовке, объявлен лучшим кораблём КТОФ по ракетной подготовке за 1991 год.
В 1991 году были успешно выполнены ракетная стрельба крылатыми ракетами по морской цели и стрельба по ракето-мишени ”Малахит” УМЗРК “Форт”.
26 июля 1992 года на крейсере был спущен Военно-морской флаг СССР и поднят Андреевский флаг.
Крейсер был объявлен лучшим на КТОФ по ракетно-артиллерийской подготовке и ПВО и завоевал приз ГК ВМФ за стрельбу крылатыми ракетами по морской цели и стрельбу по 3-м ракето-мишеням ”Малахит” УМЗРК “Форт”.
В 1991 — 1994 годах крейсер являлся лучшим кораблем соединения.
В 1994 году крейсер объявлен лучшим кораблем 1 ранга на КВФ.
В 1995 году крейсер после длительной стоянки осуществил за 4 суток переход из пункта базирования Петропавловска — Камчатского во Владивосток на морской парад в честь празднования 50-летия Мира на Тихом океане (2 сентября).
04 сентября 1995 корабль переведен в состав 36 дивизии ракетных кораблей 10 Оперативной эскадры.
09 февраля 1996 года ркр “Червона Украина” приказом ГК ВМФ торжественно переименован в гвардейский ракетный крейсер “Варяг”.
В 1996 году крейсер выполнил стрельбы артиллерией по береговым и морским целям. Огнем зенитно-ракетных комплексов уничтожено 2 самолето-мишени Ла-17 и 1 ракета-мишень РМ-15 “Термит”. Объявлен лучшим кораблем КТОФ по ПВО.
С 09 по 13 февраля 1997 года крейсер выполнил официальный дружественный визит в порт Инчхон Республики Корея к месту сражения бронепалубного крейсера “Варяг” с японской эскадрой.
03 сентября 1997 г. выполнена стрельба крылатой ракетой по фактической морской цели (мишень — списанный десантный корабль). Морская цель уничтожена прямым попаданием КР. За эту стрельбу крейсер награжден призом Главнокомандующего ВМФ как лучший надводный корабль ВМФ по ракетной подготовке. В 1997 году крейсер объявлен передовым НК КТОФ.
В 1998 году на крейсере произведен доковый ремонт. После ремонта корабль отработал курс боевой подготовки. Выполнил стрельбы зенитно-ракетными комплексами и артиллерией по воздушным, береговым и морским целям.
В 1999 году крейсер выполнил ракетную стрельбу главным комплексом на приз ГК ВМФ.
Со 02 по 06 октября 1999 года крейсер “Варяг” в совместно с эскадренным миноносцем “Бурный” под флагом командующего КТОФ адмирала ЗАХАРЕНКО М.Г. участвовал в официальном визите в порт Шанхай — Китайской Народной Республики в связи с празднованием 50-летия образования КНР.
28 октября 1999 года крейсер участвовал в комплексном контрольном выходе кораблей КТОФ в залив Петра Великого с Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным.
С 10 по 15 октября 2002 года крейсер совершил официальный визит в порт Йокосука (Япония) на 50-летие военно-морских сил самообороны Японии, участвовал в военно-морском параде в Токийском заливе. 2003 году крейсер успешно выполнил ракетную стрельбу главным комплексом на приз ГКВМФ.

В 2004 году с 10 по 15 февраля кораблем совершен официальный дружественный визит в составе отряда боевых кораблей КТОФ (совместно с БПК «Адмирал Трибуц», МПК «Кореец») под флагом Командующего КТОФ адмирала ФЕДОРОВА В.Д. в порт Инчхон Республики Корея на празднование 100-летия подвига бронепалубного крейсера «Варяг». В ходе визита проведены совместные учения с кораблями ВМС Республики Корея.
В апреле 2004 года в ходе КШУ КТОФ кораблем успешно выполнены ракетные и артиллерийские стрельбы, сбита воздушная мишень ЗРК «Гюрза» и АК-630.
Шефами корабля являются администрация Тульской области и города Тулы (договор БН от 19 декабря 1996 года), администрация Ногинского района (договор №-84 от 23 декабря 1996 года), трудовой коллектив ОАО «ВЛАДИВОСТОК-АВИА» (договор БН от 14 августа 1999 года), Благотворительный фонд поддержки военно-морского флота «Крейсер «Варяг» (договор БН от 08 февраля 2011 года)
В сентябре-декабре 2005 года крейсер в составе ОБК (бпк «Адмирал Пантелеев», бпк «Адмирал Трибуц» танкер «Печенга») успешно выполнил задачи дальнего похода с посещением портов порт Вишакхапатнам (Индия) — порт Сингапур- порт Джакарта — порт Саттахип — порт Хайфон. Крейсер принял участие в международных учениях «ИНДРА-2005». Ряд офицеров и мичманов награждены государственными и ведомственными наградами.
В декабре крейсер объявлен лучшим по основным видам подготовки по итогам 2005 года.
В марте-апреле крейсер произвёл чистку топливных цистерн и выгрузку всего боезапаса.
В мае 2006 года на крейсере начат доковый ремонт.
В период с июня 2006 по февраль 2008 года на крейсере проведены отдельные ремонтные работы с заменой основных и маршевых двигателей и модернизацией вооружения силами ОАО «ХК Дальзавод».
В апреле 2008 года экипаж крейсера успешно отработал и сдал курсовую задачу «К-1».
В мае 2008 года крейсер вступил в состав сил постоянной готовности.
В октябре 2008 года гркр «Варяг» в составе отряда кораблей совершил неофициальный визит в порт Пусан республики Корея и принял участие в международном морском параде.
По итогам 2008 года крейсер объявлен лучшим кораблём 1-го ранга объединения.
В апреле 2009 года гркр «Варяг» в составе отряда кораблей КТОФ совершил неофициальный визит в порт Циндао КНР на празднование 60-тилетия ВМС НОАК.
В октябре – декабре 2009 года гркр «Варяг» совершил деловой заход в ВМБ Чанги республики Сингапур с целью обеспечения безопасности Президента РФ Д.А. Медведева участвовавшего в саммите АТЭС-2009.
Борт крейсера посетили Президент РФ Д.А. Медведев, губернатор Приморского края С.М. Дарькин, Владыка Приморский и Владивостокский Вениамин.
По итогам 2009 года крейсер завоевал два приза ГК ВМФ за выполнение ракетных стрельб.
В 2010 году гвардейский ракетный крейсер «Варяг» посетил с неофициальным визитом порт Сан-Франциско США. В ходе визита проведён ряд встреч с командованием ВМС США, администрацией города Сан-Франциско.
Борт крейсера посетил Президент РФ Д.А. Медведев.
В ноябре 2010 года гвардейский ракетный крейсер «Варяг» посетил порт Инчхон Республики Корея. Экипаж крейсера принял участие в церемонии передачи в аренду Российской Федерации Гюйса бронепалубного крейсера «Варяг».

Мне уже довелось побывать этим летом на борту аналогичной «Варягу» «Москвы», но тогда все ограничилось простым осмотром корабля, а здесь, на Камчатке, предстоял выход в море и боевые стрельбы.

Итак, вечером 14 сентября на катере мы направились на корабль. «Варяг» в это время получал припасы с судна снабжения — среднего морского танкера «Иркут»

2. Швартуемся

3. Гвардейский ракетный крейсер пр.1164 «Варяг», флагман Тихоокеанского флота

4. Спуск гюйса

5.

Всю ночь и утро 15 сентября корабли шли к месту проведения завершающего этапа двусторонних учений между объединениями флота, которое находилось в 154 милях от Петропавловска-Камчатского.
Корабли сопровождения.
Малый ракетный корабль пр.12341 «Разлив»

6. Эскадренный миноносец пр.956 «Быстрый»

7. Спереди МРК «Разлив», на втором плане — большой противолодочный корабль пр.1155 «Адмирал Виноградов»

8. Также в учениях участвовали БПК «Адмирал Трибуц», МПК «Кореец», МРК «Мороз».
Что происходило на самих учениях: корабельная ударная группа Приморской флотилии разнородных сил выполняла зенитно-ракетную стрельбу для отражения средств воздушного нападения противника с различных направлений.
К сожалению, корабли сопровождения шли на очень большом удалении, активно использовали помехи и задымление, поэтому их работу снять не получилось. МРК «Мороз» выполнил стрельбу двумя противокорабельными ракетами П-120 «Малахит», которые выполняли роль мишеней для кораблей сопровождения, а МПК «Кореец» отстрелялся ракетой-мишенью «Саман», по которой стрелял «Варяг» ракетой зенитного комплекса С-300Ф «Форт». Также крейсер работал артиллерийской установкой АК-130, но не знаю по какому типу мишени.
Стрельба «Фортом» с двух точек съемки (фотографии сделаны Вадимом Савицким)

9.

10.

11.

12.

13.

14. Стрельбу АК-130 и видео работы «Форта» можно посмотреть в сюжете телеканала «Звезда».
Стрельбу командующий Приморской флотилией назвал успешной.

Небольшая экскурсия по кораблю.
Трёхкоординатная РЛС обнаружения воздушных целей МР-600 «Восход»

15. РЛС МР-123 «Вымпел» управления стрельбой артиллерийской установки АК-630

16. 30-мм шестиствольная автоматическая артустановка АК-630. Справа — оператор установки

17.

18. А вот видео с весенних учений, где «Варяг» работал комплексом РЭБ ПК-10 «Смелый» и АК-630

Реактивная бомбометная установка РБУ-6000 «Смерч-2»

19. Видео ее работы можно посмотреть в моем отчете об учениях Северного флота, а это одна из стрельб «Варяга»

20.

21. Под это крышкой располагается корабельный эенитный ракетный комплекс Оса-М

21. Ракета 9М33 «Осы-М»

22. Это снимает любой фотограф, посетивший крейсер, — силуэты кораблей и самолетов. Наших и вероятного противника

23. Оптический пеленгатор ПГК-2

24. Командный пост корабля. Он практически идентичен «Москве», видеоэкскурсию по которому вы можете посмотреть в соответствующей записи.
Боевая информационная система БИУС «Лесоруб-1164»

25.

Системы навигационной безопасности — комплексы «Бал» и «Вайгач»

26. На данном комплексе отображаются электронные карты

27. Но бумажные расчеты выполняются всегда, на случай выхода электроники из строя в следствие аварии, боевых действий и т.п.

28. Прибор, транслирующий навигационные данные

29.

Прибор спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS СН-3101

30. Таблица сигналов

31. На посту энергетики и живучести. На монитор транслируется видео с различных отсеков

32.

На сайте Минобороны есть хорошая виртуальная фотоэкскурсия по крейсеру, там есть и этот пост, очень советую посмотреть http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/museums/varyag.htm.

Вид с вертолетной площадки. Ворота ангара для вертолета Ка-27 и знаменитая «сиська» — РЛС «Волна» антенного поста управления стрельбой ЗРК «Форт»

33. Офицерская кают-кампания

34. Ессно на стене имеется репродукция знаменитого боя прародителя нынешнего «Варяга» с японцами

35. Памятные знаки, награды

36. Матросская столовая

37. На информационном стенде карта предстоящего похода «Варяга»

38. На камбузе

39.

40.

Приготовление хлеба

41.

42.

43. Шкаф-печь

44.

45. Готовый продукт. Внизу видны противни с омлетом или запеканкой

46. Булочки

47. Как водится, попытал матросов за жизнь.
Сначала на кухне

Потом в каютах

Потом в коридорах

А затем выбрался на палубу

И вертолетную площадку

Там же на корме увидел секретную вещь — уничтожение мусора в походных условиях

48. Это был крейсер «Варяг»

49.

50.

topwar.ru

Крейсер Варяг

Крейсер «Варяг» стал поистине легендарным судном в отечественной истории. Прославилось оно за счет боя у Чемульпо, в самом начале русско-японской войны. И хотя крейсер «Варяг» уже стал чуть ли не именем нарицательным, само сражение все еще является неизвестным широкой общественности. Между тем, для российского флота итоги являются неутешительными.

Правда, тогда двум отечественным кораблям противостояли сразу целая японская эскадра. Все, что известно о «Варяге» — не сдался врагу и предпочел быть затопленным, нежели плененным. Однако история судна куда интереснее. Стоит восстановить историческую справедливость и развенчать некоторые мифы о славном крейсере «Варяг».

Варяг был построен в России. Судно считается одним из самых известных в истории российского флота. Очевидно предполагать, что его и построили в России. Тем не менее заложен «Варяг» был в 1898 году в Филадельфии на верфях William Cramp and Sons. Через три года корабль начал нести службу в составе отечественного флота.

Варяг — медленное судно. Некачественные работы при создании судна привели к тому, что оно не могло разгоняться до прописанных в контракте 25 узлов. Это сводило «на нет» все преимущества легкого крейсера. Через несколько лет корабль не мог уже плыть быстрее 14 узлов. Поднимался даже вопрос о возврате «Варяга» американцам для ремонта. Но осенью 1903 года крейсер на испытаниях смог показать практически плановую скорость. Паровые котлы Никлосса верой и правдой служили и на других кораблях, не вызывая нареканий.

Варяг — слабый крейсер. Во многих источниках встречается мнение, что «Варяг» был слабым противником с невысокой военной ценностью. Вызывало скепсис отсутствие броневых щитов у орудий главного калибра. Правда, Япония в те годы в принципе не имела бронепалубных крейсеров, способных на равных сражаться с Варягом и его аналогами по мощи оружия: «Олегу», «Богатырю» и «Аскольду». Двенадцати 152 мм орудий не было ни у какого японского крейсера такого класса. Но боевые действия в том конфликте складывались так, что экипажам отечественных крейсеров и не доводилось сражаться с равным по численности или классу врагом. Японцы предпочитали вступать в бой, владея преимуществом по числу кораблей. Первым сражением, но не последним, стал бой у Чемульпо.

«Варяг» и «Кореец» получили град из снарядов. Описывая то сражение, отечественные историки рассказывают о целом граде из снарядов, обрушившихся на русские корабли. Правда, в «Корейца» при этом ничего не попало. Но официальные данные японской стороны опровергают этот миф. За 50 минут сражения шесть крейсеров израсходовали всего 419 снарядов. Больше всех — «Асама», в том числе 27 калибра 203 мм и 103 калибра 152 мм. Согласно рапорту капитана Руднева, командовавшего «Варягом», судно выпустило 1105 снарядов. Из них 425 — калибра 152 мм, 470 — калибра 75 мм, еще 210 — 47 мм. Выходит, что в результате того боя русским артиллеристам удалось показать высокую скорострельность. Еще около полусотни снарядов выпустил «Кореец». Вот и получается, что два русских корабля в ходе того боя выпустили снарядов в три раза больше, чем вся японская эскадра. Остается не совсем ясным, как же было подсчитано это число. Возможно, оно появилось на основе опроса экипажа. Да и мог ли столько выстрелов сделать крейсер, который к концу сражения лишился трех четвертей своих пушек?

Командовал судном контр-адмирал Руднев. Вернувшись в Россию после отставки в 1905 году, Всеволод Федорович Руднев получил звание контр-адмирала. А в 2001 году именем отважного моряка названа улица в Южном Бутово в Москве. Но логично все же говорить о капитане, а не об адмирале в историческом аспекте. В летописи русско-японской войны Руднев остался капитаном первого ранга, командиром «Варяга». В качестве контр-адмирала он нигде и никак себя не проявлял. И эта явная ошибка прокралась даже в школьные учебники, где неправильно указывается звание командира «Варяга». Никто почему-то не думает, что контр-адмиралу не по статусу командовать бронепалубным крейсером. Двум российским кораблям противостояли четырнадцать японских. Описывая то сражение, часто говорят, что крейсеру «Варяг» и канонерской лодке «Кореец» противостояла целая японская эскадра контр-адмирала Уриу из 14 кораблей. В нее входили 6 крейсеров и 8 миноносцев. Но все же стоит кое-что прояснить. Своим огромным количественным и качественным перевесом японцы так и не воспользовались. Более того, изначально в эскадре было 15 кораблей. Но миноносец «Цубаме» сел на мель в ходе маневров, препятствовавших «Корейцу» уйти в Порт-Артур. Не было участником боя и посыльное судно «Чихайя», хотя оно и находилось вблизи от места сражения. Фактически сражались лишь четыре японских крейсера, еще два эпизодически вступали в бой. Миноносцы же лишь обозначали свое присутствие.

Варяг потопил крейсер и два вражеских миноносца. Вопрос военных потерь с обеих сторон всегда вызывает жаркие дискуссии. Так и бой у Чемульпо российскими и японскими историками оценивается по-разному. В отечественной литературе упоминается о больших потерях врага. Японцы потеряли затопленный миноносец, погибло 30 человек, было ранено около 200. Но эти данные основываются на основе докладов иностранцев, наблюдавших за сражением. Постепенно в число потопленных стали включать еще один миноносец, как и крейсер «Такачихо». Такая версия вошли в фильм «Крейсер «Варяг». И если о судьбе миноносцев можно спорить, то крейсер «Такачихо» вполне благополучно прошел русско-японскую войну. Корабль со всем своим экипажем затонул лишь через 10 лет при осаде Циндао. В рапорте японцев вообще ничего не говорится о потерях и повреждениях своих кораблей. Правда, не совсем понятно, куда после того боя исчез на целых два месяца броненосный крейсер «Асама», главный противник «Варяга»? При Порт-Артуре его не было, как и в составе эскадры адмирала Каммимуры, действовавшего против Владивостокского отряда крейсеров. А ведь боевые действия только начинались, исход войны был неясен. Можно лишь предположить, что корабль, по которому в основном и стрелял «Варяг», получил все же серьезные повреждения. Но японцы решили скрыть этот факт в целях пропаганды эффективности своего оружия. Подобный опыт отмечался и впредь в ходе русско-японской войны. Потери броненосцев «Ясима» и «Хацусе» также признавались не сразу. Несколько же затонувших миноносцев японцы тихо списали, как ремонтно непригодные.

История «Варяга» закончилась его затоплением. После того, как команда судна перешла на нейтральные корабли, на «Варяге» открыли кингстоны. Он затонул. Но в 1905 году японцы подняли крейсер, отремонтировали и ввели в строй под названием «Сойя». В 1916 году корабль был выкуплен россиянами. Шла Первая мировая война, и Япония была уже союзником. Судну вернули его прежнее имя «Варяг», оно стало служить в составе флотилии Северного Ледовитого океана. В начале 1917 года «Варяг» ушел на ремонт в Англию, но был конфискован за долги. Советское правительство не собиралось платить по царским счетам. Дальнейшая судьба корабля незавидная — в 1920 году он был продан немцам на слом. А в 1925 году при буксировке затонул в Ирландском море. Так что покоится корабль вовсе не у берегов Кореи.

Японцы модернизировали судно. Встречается информация, что котлы Николосса были заменены японцами на котлы Миябара. Так японцы решили модернизировать бывший «Варяг». Это — заблуждение. Правда, без ремонта машин все же не обошлось. Это позволило крейсеру на испытаниях добиться хода в 22,7 узлов, что было меньше первоначальной.

В знак уважения японцы оставили крейсеру табличку с его именем и российский герб. Такой шаг не был связан с данью памяти героической истории корабля. Сыграла роль конструкция «Варяга». Герб и имя были вмонтированы в кормовой балкон, снять их было невозможно. Японцы просто закрепили новое название, «Сойя» по обе стороны на решетке балкона. Никакой сентиментальности — сплошная рациональность.

«Гибель «Варяга» — народная песня. Подвиг «Варяга» стал одним из светлых пятен той войны. Неудивительно, что о корабле слагали стихотворения, сочиняли песни, писали картины, снимался фильм. Песен же сразу после той войны было сложено не менее полусотни. Но сквозь годы до нас дошли только три. «Варяг» и «Гибель Варяга» известны больше всего. Эти песни с небольшими изменениями звучат на протяжении всего художественного фильма о корабле. Долгое время считалось, что «Гибель «Варяга» — народное творение, но это не совсем так. Менее чем через месяц после сражения в газете «Русь» было опубликовано стихотворение Я. Репнинского «Варяг». Оно начиналось со слов «Плещут холодные волны». Эти слова положил на музыку композитор Беневский. Надо сказать, что эта мелодия была созвучна многим военным песням, появившимся в тот период. А кем был загадочный Я. Репнинский, так и не удалось установить. Кстати сказать, текст «Варяга» («Наверх, о товарищи, все по местам») написал австрийский поэт Рудольф Грейнц. Известный всем вариант появился, благодаря переводчице Студенской.

Популярные мифы

Популярные факты

Популярные советы

Популярные сленг

www.molomo.ru

Флагман ТОФ ракетный крейсер «Варяг»

44-я Краснознамённая бригада противолодочных кораблей Тихоокеанского флота России располагается в самом центре Владивостока, рядом с морвокзалом, напротив здания штаба флота. У стенки рядком стоят четыре больших противолодочных корабля проекта 1155. Отсюда эти корабли отправляются на боевые дежурства в Аденский залив, где защищают торговые суда от пиратов. Справа от четвёрки БПК стоит плавучий госпиталь «Иртыш», а слева — флагман Тихоокеанского флота, гвардейский ракетный крейсер «Варяг».

• Ракетный крейсер проекта 1164.1 «Червона Украина» заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве 31 июля 1979 г. (заводской № 2010), 5 ноября 1982 г. зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, спущен на воду 28 августа 1983 г., вступил в строй 25 декабря 1989 г., а 28 февраля 1990 включен в состав Тихоокеанского флота. После распада СССР крейсер достался России и в 1996 г. по инициативе экипажа корабля был назван «Варягом» — в честь знаменитого бронепалубного крейсера 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России, участника боя при Чемульпо 1904 г.

Главное оружие крейсера — самонаводящиеся крылатые ракеты комплекса П-1000 «Вулкан». Пусковые установки ракет СМ-248 расположены по бортам корабля, выглядят очень внушительно и по ним «Варяг» легко отличить среди других кораблей. Крейсеры проекта 1164 еще называют «убийцами авианосцев» — собственно, для этого они и создавались.

• Впечатляет схема действия ракет — после залпа с одного борта все восемь ракет после раскрытия крыльев образуют единую группу, «волчью стаю» с вожаком — отдельно летящей ракетой, которая наводит всю группу на цель, корректирует курс для остальных ракет, сбрасывая им информацию. При подлете к цели ведущая ракета выбирает самый крупный объект (авианосец), направляет на него одну из ракет с т.н. «спецбоеприпасом» и делит оставшиеся объекты между остальными ракетами «стаи».

• Все ракеты включают головки самонаведения и наносят удар по объектам. Масса одной ракеты — почти пять тонн, скорость полета — около 2900 км/час. Шансов остаться на плаву после попадания такой ракеты у корабля противника нет никаких. Если ведущую ракету успевают сбить, на её место встает другая, точно такая же. Атака происходит без участия экипажа корабля по системе «выстрелил — забыл». Интересно, что всё это — технологии начала 70-х годов.

Ну что еще сказать? «Варяг» — красивый корабль, настоящий флагман флота.

Знакомство с «Варягом» начинается с прозаических мешков с капустой и морковкой. Стоящий рядом БПК «Адмирал Пантелеев» собирается в поход к берегам Африки и загружает к себе запас продуктов.

В морские походы уходят надолго и запасаются всем необходимым всерьез. Это только малая часть той питьевой воды, которая загружается в трюмы военного корабля.

• Сопровождающий меня офицер посоветовал не пользоваться мобильным телефоном: «Если смартфон, лучше выключить, а то может сгореть». Я не поверил, но на всякий случай выключил. На корабле есть полный набор радиолокационного вооружения комплекса МП-152 «Кольцо» по обнаружению работающих радио и локационных станций, головок самонаведения ракет противника, их пеленгованию и подавлению. Может быть, в словах офицера и был определенный резон.

• На баке «Варяга» стоит АК-130 — корабельная автоматическая пушка. Стреляет осколочно-фугасным снарядом со скоростью 90 выстрелов в минуту и дальностью до 23 километров. Полностью автоматическая — действует самостоятельно до тех пор, пока не кончится боезапас. Говорят, не имеет аналогов в мире. Чего-чего, а то, что стреляет — у нас умели делать. С ширпотребом были проблемы, а вот пушки всегда были отменные. АК-130 — не исключение.

• В первоначальных экскизах корабля пусковых установок было 12 (по шесть на борт) и вместо одной сдвоенной пушки было две одноствольных А-100. В 1972 г. адмирал Горшков приказал добавить еще четыре пусковых установки для осуществления двух полных восьмиракетных залпов, а две АК-100 заменить на одну двухствольную АК-130. Корабль стал значительно тяжелее, уменьшилась скорость и боезапас артиллерийских орудий (720 выстрелов против 2000).

• Несмотря на современные средства связи, система сигнальных флагов остается на флоте основной коммуникацией для плавсредств. На военно-морском флоте России используется свод сигналов флота СССР. 32 сигнальных флага соответствуют буквам русского алфавита: Веди — «Курс ведет к опасности», Живете — «Дать средний ход», Й — «Обнаружил мину» и т.д. На этом снимке — место сигнальщика на крейсере. В металлическом ящике лежат сигнальные флаги, которые по необходимости поднимаются на вертикальных фалах на рею.

• Слева от ящика — черные «ходовые шары», которыми в море обозначают скорость корабля. Чем ниже расположен «шар» — тем выше скорость. К слову, «Варяг» может идти со скоростью в 32 узла. Когда он идет с такой скоростью, бурун за кормой — высотой метров в десять.

«Что это там красненькое синеется?». На стенке — силуэты кораблей и самолетов России и стран НАТО. Подсказка для сигнальщика, который наблюдает за происходящим вокруг корабля.

Это ходовая рубка корабля. Отсюда им управляют в повседневных условиях. Рубка соединена с боевым информационным центром БИУС «Лесоруб-1164» командирским лифтом.

Место командира крейсера «Варяг», гвардии капитана 1-го ранга Эдуарда Москаленко.

Здесь и правда всё напоминает о 70-х годах. Такое надёжно-железное. «Тёплый ламповый звук». Я изо всех сил старался не фотографировать ничего секретного, но поди разбери, где тут что.

«Товсь» — люблю эти флотские словечки. Гюйс, битенг, твиндек, зюйд-вест, комингс, ахтерштевень, нактоуз — все это пахнет соленым морским ветром и волнует несказанно.

• Смены разошлись по местам работы. Кавтаранги ломали головы: «Что бы тебе такого несекретного показать?». Сошлись на каком-то экране № 22. Матрос Ренат из Башкирии сел на место оператора и стал нажимать кнопки, включать мониторы — изображать деятельность на боевом посту. Выглядело это вполне достоверно.

• Тот же Ренат, не вовремя попавшийся на глаза офицерам, оживил собой помещение корабельной библиотеки, сделав вид, что разбирает пришедшую на корабль почту. Библиотека хорошая. Маленькая, но всё есть. Вообще, «Варяг» довольно комфортный корабль. Кают-компании отделаны деревом, висят картины, на полу ковры. Есть бассейн с водопадом, лечебные души, большая парилка, сауна. В жилых каютах кондиционеры, на корабле есть четыре воздушные холодильные установки.

• Прогулка по крейсеру — это длинные переходы по бесконечным коридорам и внезапные спуски и подъемы по вертикальным трапам. В четвертом отсеке мы спускаемся все ниже, туда, где матросские кубрики. Оружие, конечно, интересно, но очень хотелось посмотреть, как живут моряки на одном из самых мощных крейсеров в мире.

• На экране состязания на лучший кубрик можно увидеть, например, что кубрик № 14, забивший болт на состязание в декабре, получил, видимо, большой звезды от командиров и потом стал передовым, не опускаясь ниже оценки «четыре».

Так отдыхает ночная смена в образцовом теперь кубрике № 14. Я на пару секунд приоткрыл дверь и сделал несколько снимков спящих матросов.

В соседнем кубрике матрос писал что-то важное в журнал. Рядом с ним стоит привинченная к столу клетка с попугаем. Попугай был на месте и отдыхал.

• Святая-святых ракетного крейсера — камбуз. Потолки здесь низкие и матрос с тряпкой в руке, наводящий порядок, ходил нагнув голову, что придавало его фигуре печальный вид. Рядом два других матроса начали открывать консервные банки простым ножом, за что немедленно получили нагоняй от сопровождающих меня офицеров. Все должно быть идеально для чужого взгляда, я понимаю.

Корабельный кот — непременная принадлежность любого боевого корабля для борьбы с грызунами. Или, как здесь говорят, «белками». Котики и жизненно важные кабели в металлической оплетке — таковы условия сосуществования людей и грызунов. Котов на корабле несколько, их заводят по одному на боевую часть. Кошки крейсера «Варяг» пользуются популярностью у гостей в разных странах, куда заходит корабль. Случается, их дарят — один из корабельных котов живет теперь в православной церкви в Сингапуре. Матушка, говорят, была счастлива такому подарку. Еще один был подарен местному адмиралу в Индонезии.

Хотелось взять один спасательный круг на память. Круг не дали, казенный, но подарили другое.

Мы пообедали с офицерами, поговорили, потом переместились в рабочую каюту, там еще поговорили. Уходить не хотелось, но времени было в обрез — у них, и у меня. Уходя, сделал еще несколько снимков на палубе «Варяга» и на берегу.

• Мне показалось, что на крейсере всё в порядке. В море ходит, учебные стрельбы проводит. «Варяг» — желанный гость в иностранных портах, на него выстраиваются очереди из желающих совершить экскурсию по кораблю. Как говорили офицеры: «Рядом стоит французский «Мистраль» — туда никого, а к нам — очередь на весь причал, по тридцать тысяч человек приходит за несколько дней визита». Видно, как моряки гордятся своим «Варягом», своей службой. Звали с собой в поход — надо подумать, я с качкой не дружу, хотя очень хочется, конечно. Потому что это — настоящее.

/По материалам drugoi.livejournal.com/

army-news.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *