МДКВП «Зубр» — десантный корабль на воздушной подушке

Несмотря на присутствие слова «малый» в обозначении классификации проекта 12322 (МДКВП), «Зубр» является самым большим в мире среди себе подобных — десантных кораблей на воздушной подушке.

В небольшом уютном музее Балтийского флота, расположенном в здании еще немецкой постройки в Балтийске (Калининградская область) экскурсовод демонстрирует исторические реликвии — сначала петровских времен (пушки, якоря и флаги со шведских кораблей), потом времен Первой и Второй мировых войн. И вот, наконец, переходит к современным экспонатам, с особой гордостью демонстрируя установленный на стенде пульт управления десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран», большинство из которых базировались именно в Балтийске: «Вряд ли где-то еще увидите подобное!» «Ну почему же? — осторожно замечаю я. — Вот только вчера видел, как управляют «Зубром»»! Гид с возросшим уважением усмехается: «И как, не оглохли?»

Даже в водоизмещающем режиме он выглядит крайне необычно благодаря самой приметной детали — тяговым винтам 5-метрового диаметра, возвышающимся над кормой. Две башенки со скорострельными пушками АК-630, как вишенки на торте, придают кораблю законченный и слегка угрожающий вид.

Десантный корабль «Мордовия», стоящий на бетонной пристани военной гавани Балтийска, немного похож на кита, выброшенного на берег. Только от него совсем не веет беспомощностью — разинутая пасть опущенной «губы» гибкого резинового ограждения и передняя аппарель скорее напоминают хищную улыбку. Перед кораблем выстроились несколько БМП, и один из офицеров жестами помогает механикам-водителям заехать задним ходом внутрь. После того как последний БМП занимает свое место в десантном отсеке, офицер тщательно проверяет расстановку машин. Ему что-то не нравится, по его команде несколько БМП сдвигаются вперед — буквально на несколько сантиметров.

Наконец результаты проверки удовлетворяют офицера, и машины закрепляют цепями. Командир корабля, капитан 3-го ранга Сергей Конов объясняет смысл этих манипуляций: «Точная центровка груза очень важна для корабля на воздушной подушке. Если дифферент на корму превысит 2°, носовая часть поднимается над водой слишком высоко, кормовая — опускается, и давление набегающего потока воздуха может превысить давление воздуха, создаваемого подушкой. Возникнет опасность подлома гибкого резинового ограждения на ходу, что по эффекту примерно эквивалентно столкновению со стеной».

В водяной шубе

Забившись в уголок ходовой рубки (чтобы никому не мешать), я наблюдаю за подготовкой к выходу в море. Посты докладывают о готовности, и вот, наконец, отдается команда на запуск двигателей, освобождая табун в 50.000 лошадей. В бронированной ходовой рубке рев двигателей изрядно приглушен, и я могу лишь догадываться, как этот невероятный звук воспринимается снаружи. Заодно я понимаю, что прокатиться с ветерком не получится: во время движения выход на палубу запрещен, поскольку при работе двигателей человека может просто сдуть.

«Подъем!» — командир корабля, лично сидящий за штурвалом, перекидывает один из тумблеров на пульте. По каждому борту установлено два нагнетающих агрегата, воздухозаборники которых закрыты сверху поворотными лопатками. Щелчок тумблера поворачивает лопатки, и нагнетатели начинают подавать воздух в подушку. Вокруг «Мордовии» взлетает пыль, корабль, сотрясаемый крупной дрожью, поднимается над поверхностью. Поворачивая штурвал из стороны в сторону, Сергей Конов раскачивает тяжелонагруженный «Зубр», медленно сползающий по бетонному уклону в воду.

Когда корабль полностью оказывается на воде, из рубки открывается удивительное зрелище — вокруг, куда ни посмотри, сверкает множество радуг — это свет преломляется на облаке водяной пыли, поднятой воздушной подушкой. На полном ходу (а это 60 узлов!) корабль почти не видно — из облака водяной пыли высовывается лишь носовая часть и остекление рубки. Что, по словам офицеров, служит еще и маскирующим фактором: водяная пыль создает помехи сигналам радаров противника, затрудняя обнаружение и целеуказание.

Корпус из алюминиево-магниевого сплава немагнитный, а с учетом высоты его полета (около полуметра) «Зубру» не страшны ни магнитные, ни контактные мины.

Самое грозное оружие «Зубра» — это две пусковые установки для 140-миллиметровых неуправляемых ракетных снарядов. Применяются такие установки для огневой поддержки десанта. Но в ходовом положении корабля вы их не увидите.

Командир и рулевой

Корабли на воздушной подушке — единственные, где командир не просто отдает приказ рулевому, а лично находится за штурвалом. Водоизмещающие суда и корабли, глубоко сидящие в воде, значительно более инерционные и предсказуемые. «Зубр» же парит над водой, не касаясь ее, и реагирует буквально на порывы ветра:

«Основная проблема, затрудняющая управление кораблем на воздушной подушке — это его парусность, — объясняет Сергей Конов. — Площадь боковой проекции — больше 500 м², поэтому даже умеренный ветер вносит свои поправки, не говоря уже о порывах, которые сбивают корабль с курса. Поэтому в управлении «Зубром» больше от авиации, чем от судовождения, мгновенные реакции и поправка на ветер».

Внедорожный клиренс

Наконец «Зубр» подходит к точке назначения — одному из пляжей Балтийского побережья. Два матроса с помощью визиров осматривают участок высадки и докладывают, что все чисто. Корабль замедляет ход и, поднимая тучи песка и пыли, вываливается на берег. «Посадка!» — командир щелкает тумблером, переводя нагнетающие агрегаты в посадочный режим: лопатки верхних воздухозаборников закрыты, воздух циркулирует внутри подушки, охлаждая двигатели.

«Зубр» оседает на песок, опускает носовую часть и сходню, по которой один за другим съезжают на пляж пять БМП десанта. Сходня убирается, а затем вновь подъем на подушку — и в море. Вся операция занимает пару минут.

Корабль с легкостью выходит на песчаный пляж, практически не замечая границы между водой и твердью.

Выход на берег легко дается «Зубру» практически на любой скорости. Спуск на воду для него куда сложнее, хотя заметно это только изнутри, из ходовой рубки.

Технически корабль может не просто выйти на берег, но и зайти по суше или по болоту намного дальше. Гибкое резиновое ограждение состоит из двух частей — ресивер и навесные легкосменные элементы («косынки»). Толстая армированная резина достаточно устойчива к различным повреждениям, и небольшие дырочки не влияют на ходовые качества.

Корабль может преодолевать препятствия высотой до 1,6−2 м, а те, что меньше метра, и вовсе не замечает. Был случай, когда при демонстрации ночной высадки десанта один из экспортных образцов, предназначенных для Греции, просто «раскатал» ГАЗ-66, который должен был подсветить место выхода на берег. К счастью, никто из людей не пострадал, а вот автомобиль, конечно, пришлось списать. Не без основания производитель утверждает, что «Зубру» доступно для высадки десантов до 70% общей длины береговой линии морей и океанов мира.

/Дмитрий Мамонтов, popmech.ru/

army-news.ru

Десантный корабль «Зубр» | Журнал Популярная Механика

Несмотря на присутствие слова «малый» в обозначении классификации проекта 12322 (МДКВП), «Зубр» является самым большим в мире среди себе подобных — десантных кораблей на воздушной подушке.

В небольшом уютном музее Балтийского флота, расположенном в здании еще немецкой постройки в Балтийске (Калининградская область) экскурсовод демонстрирует исторические реликвии — сначала петровских времен (пушки, якоря и флаги со шведских кораблей), потом времен Первой и Второй мировых войн. И вот, наконец, переходит к современным экспонатам, с особой гордостью демонстрируя установленный на стенде пульт управления десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран», большинство из которых базировались именно в Балтийске: «Вряд ли где-то еще увидите подобное!» «Ну почему же? — осторожно замечаю я. — Вот только вчера видел, как управляют «Зубром»»! Гид с возросшим уважением усмехается: «И как, не оглохли?»

Малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП) проекта 12322 «Зубр»

Дальность плавания: 300 морских миль

Автономность плавания: 5 дней

Экипаж: 27 человек

Разработчик: Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз»

Полное водоизмещение: 555 т

Высота (на воздушной подушке): 21.9 м

Длина: 488 м

Ширина: 74 м

Мощность газотурбинных агрегатов: 5 х 10 000 л.с.Скорость полного хода: 60 узлов
Десантовместимость: 3 танка (до 150 т), или 10 БТР (до 132 т), или 8 БМП (до 115 т), или 8 плавающих танков, а также 140 человек десантаВооружение: две пусковые установки MC-227 для 140-мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект — 66 снарядов), две 30-мм автоматические установки АК-630 (боекомплект — 3000 снарядов), 8 комплектов ПЗРК «Игла»

Десантный корабль «Мордовия», стоящий на бетонной пристани военной гавани Балтийска, немного похож на кита, выброшенного на берег. Только от него совсем не веет беспомощностью — разинутая пасть опущенной «губы» гибкого резинового ограждения и передняя аппарель скорее напоминают хищную улыбку. Перед кораблем выстроились несколько БМП, и один из офицеров жестами помогает механикам-водителям заехать задним ходом внутрь. После того как последний БМП занимает свое место в десантном отсеке, офицер тщательно проверяет расстановку машин. Ему что-то не нравится, по его команде несколько БМП сдвигаются вперед — буквально на несколько сантиметров. Наконец результаты проверки удовлетворяют офицера, и машины закрепляют цепями. Командир корабля, капитан 3-го ранга Сергей Конов объясняет смысл этих манипуляций: «Точная центровка груза очень важна для корабля на воздушной подушке. Если дифферент на корму превысит 2°, носовая часть поднимается над водой слишком высоко, кормовая — опускается, и давление набегающего потока воздуха может превысить давление воздуха, создаваемого подушкой. Возникнет опасность подлома гибкого резинового ограждения на ходу, что по эффекту примерно эквивалентно столкновению со стеной».

Когда корабль включает нагнетающие агрегаты и поднимается на воздушной подушке, в воздух вздымается огромное облако мельчайшей водяной пыли, и в ясный день все вокруг начинает сверкать многочисленными радугами.

В водяной шубе

Забившись в уголок ходовой рубки (чтобы никому не мешать), я наблюдаю за подготовкой к выходу в море. Посты докладывают о готовности, и вот, наконец, отдается команда на запуск двигателей, освобождая табун в 50 000 лошадей. В бронированной ходовой рубке рев двигателей изрядно приглушен, и я могу лишь догадываться, как этот невероятный звук воспринимается снаружи. Заодно я понимаю, что прокатиться с ветерком не получится: во время движения выход на палубу запрещен, поскольку при работе двигателей человека может просто сдуть.

«Подъем!» — командир корабля, лично сидящий за штурвалом, перекидывает один из тумблеров на пульте. По каждому борту установлено два нагнетающих агрегата, воздухозаборники которых закрыты сверху поворотными лопатками. Щелчок тумблера поворачивает лопатки, и нагнетатели начинают подавать воздух в подушку. Вокруг «Мордовии» взлетает пыль, корабль, сотрясаемый крупной дрожью, поднимается над поверхностью. Поворачивая штурвал из стороны в сторону, Сергей Конов раскачивает тяжелонагруженный «Зубр», медленно сползающий по бетонному уклону в воду. Когда корабль полностью оказывается на воде, из рубки открывается удивительное зрелище — вокруг, куда ни посмотри, сверкает множество радуг — это свет преломляется на облаке водяной пыли, поднятой воздушной подушкой. На полном ходу (а это 60 узлов!) корабль почти не видно — из облака водяной пыли высовывается лишь носовая часть и остекление рубки. Что, по словам офицеров, служит еще и маскирующим фактором: водяная пыль создает помехи сигналам радаров противника, затрудняя обнаружение и целеуказание. Корпус из алюминиево-магниевого сплава немагнитный, а с учетом высоты его полета (около полуметра) «Зубру» не страшны ни магнитные, ни контактные мины.

Корабль оснащен пятью газотурбинными двигателями — двумя нижними, каждый из которых приводит по два нагнетательных агрегата (побортно), и тремя верхними — тяговыми, вращающими 5,5-метровые винты изменяемого шага в кольцевых насадках.

Командир и рулевой

Корабли на воздушной подушке — единственные, где командир не просто отдает приказ рулевому, а лично находится за штурвалом. Водоизмещающие суда и корабли, глубоко сидящие в воде, значительно более инерционные и предсказуемые. «Зубр» же парит над водой, не касаясь ее, и реагирует буквально на порывы ветра: «Основная проблема, затрудняющая управление кораблем на воздушной подушке — это его парусность, — объясняет Сергей Конов. — Площадь боковой проекции — больше 500 м2, поэтому даже умеренный ветер вносит свои поправки, не говоря уже о порывах, которые сбивают корабль с курса. Поэтому в управлении «Зубром» больше от авиации, чем от судовождения, мгновенные реакции и поправка на ветер».

Самое грозное вооружение «Зубра» — это две пусковые установки для 140-мм неуправляемых ракетных снарядов, которые применяются для огневой поддержки десанта. Но в ходовом положении корабля этих пусковых установок вы не увидите. Дело в том, что они сделаны выдвижными, и выдвигаются только для запуска НУРСов, а после окончания стрельбы вновь опускаются под палубу.

Внедорожный клиренс

Наконец «Зубр» подходит к точке назначения — одному из пляжей Балтийского побережья. Два матроса с помощью визиров осматривают участок высадки и докладывают, что все чисто. Корабль замедляет ход и, поднимая тучи песка и пыли, вываливается на берег. «Посадка!» — командир щелкает тумблером, переводя нагнетающие агрегаты в посадочный режим: лопатки верхних воздухозаборников закрыты, воздух циркулирует внутри подушки, охлаждая двигатели. «Зубр» оседает на песок, опускает носовую часть и сходню, по которой один за другим съезжают на пляж пять БМП десанта. Сходня убирается, а затем вновь подъем на подушку — и в море. Вся операция занимает пару минут.

Загруженный техникой «Зубр» тяжело сходит с причала в холодные волны Балтийского моря. Снаружи, правда, понять это достаточно сложно — с видимой легкостью, хотя и неторопливо, корабль, слегка переваливаясь с боку на бок, сползает в воду. А вот внутри, в ходовой рубке, это хорошо видно: командир с помощью переменных движений штурвала вправо-влево раскачивает корабль из стороны в сторону, чтобы легче было стронуть эту почти 500-тонную махину, дрожащую всем корпусом под напором 50 тысяч лошадиных сил, с шершавого бетона.

Технически корабль может не просто выйти на берег, но и зайти по суше или по болоту намного дальше. Гибкое резиновое ограждение состоит из двух частей — ресивер и навесные легкосменные элементы («косынки»). Толстая армированная резина достаточно устойчива к различным повреждениям, и небольшие дырочки не влияют на ходовые качества. Корабль может преодолевать препятствия высотой до 1,6−2 м, а те, что меньше метра, и вовсе не замечает. Был случай, когда при демонстрации ночной высадки десанта один из экспортных образцов, предназначенных для Греции, просто «раскатал» ГАЗ-66, который должен был подсветить место выхода на берег. К счастью, никто из людей не пострадал, а вот автомобиль, конечно, пришлось списать. Не без основания производитель утверждает, что «Зубру» доступно для высадки десантов до 70% общей длины береговой линии морей и океанов мира.

Статья «Выходить из вод морских» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2014).

www.popmech.ru

история создания, описание и характеристики МДКВП . Чёрт побери

В случае начала глобальной войны одной из первоочередных задач для Советской армии должен был стать захват черноморских и балтийских проливов. Для успеха подобной операции требовалась внезапность, то есть, десантные подразделения должны были достигнуть точки высадки с максимальной скоростью. Чтобы обеспечить ее, советские флотоводцы планировали использовать необычные десантные корабли — малые десантные корабли на воздушной подушке (МДКВП).

Пускай вас не вводит в заблуждение слово «малый», советские суда на воздушной подушке (СВП) были самыми большими в мире, а водоизмещение десантного корабля проекта 12322 «Зубр» превышало 550 тонн. Это самый крупный корабль на воздушной подушке, построенный когда-либо в мире. Каждый воздушный корабль способен перевозить на 300 морских миль 550 десантников или 3 танка и роту морской пехоты. Кроме того, СВП «Зубр» способно серьезно поддержать десант огнем: он вооружен и неуправляемыми реактивными снарядами и автоматическими пушками.

Помимо уникальной скорости, корабль на воздушной подушке обладает и другими преимуществами. Для обычных десантных судов, которые используют рампу, доступно всего лишь 17% побережья Мирового океана, для СВП эта цифра составляет 78%. Подобный воздушный корабль может передвигаться не только по воде, но и по суше. Он даже способен преодолевать небольшие препятствия и минные поля. Поэтому корабли типа «Зубр» могут высаживать десант даже в глубине обороны противника.

Разработки в данном направлении велись во многих странах, но Советский Союз был безусловным лидером. Глядя на 550-тонную громадину корабля, способного скользить над водой со скоростью 60 узлов, чувствуешь гордость за страну, которая была способна создавать подобные технические шедевры.

В 2011 году российским военным руководством было принято решение прекратить закупку десантных кораблей проекта 12322 «Зубр». Их планируют заменить новыми десантными кораблями различных типов, которые еще необходимо создать. Их технические характеристики пока неизвестны.

В настоящее время на вооружении ВМС России находится два десантных корабля проекта 12322: «Мордовия» и «Евгений Кочешков», и оба они нуждаются в капитальном ремонте.

Кроме российских военно-морских сил, десантные корабли проекта «Зубр» стоят на вооружении ВМС Греции, в период с 2000 по 2004 год в эту страну было продано четыре судна. В последние годы большую заинтересованность кораблями на воздушной подушке демонстрирует Китай.

История создания десантного корабля «Зубр»

Несколько десятилетий тому назад многие эксперты, связанные с военно-морской тематикой, полагали, что в тактике боевых действий на море грядет революция, связанная с использованием кораблей и катеров на воздушной подушке. Подобные суда обладали большой эксплуатационной гибкостью и могли быть привлечены к выполнению множества функций. Более всего такой воздушный корабль подходил для выполнения десантных операций.

Работы по созданию подобных судов проводились в Великобритании, США, Франции и Китае. Заинтересовал корабль на воздушной подушке и советских адмиралов.

Американцы начали серьезно заниматься разработкой СВП после начала войны во Вьетнаме, корабль на воздушной подушке оказался идеальным средством для действия в дельте Меконга. На Западе строились сравнительно небольшие корабли подобного класса (скорее, катера), их основной задачей являлось действие в прибрежной зоне или высадка десанта с больших кораблей.

В СССР к этому вопросу подошли несколько иначе. Еще в середине 60-х годов в ленинградском КБ «Алмаз» занялись созданием десантного корабля на воздушной подушке проекта 1232 «Джейран». И это был точно не катер. Судно обеспечивало переброску не только десантников, но и тяжелой боевой техники: воздушный корабль мог доставить два танка Т-55 на расстояние в 300 морских миль. Полное водоизмещение «Джейранов» составляло 350 тонн. Этот воздушный корабль стал самым большим в мире, обогнав ближайшего конкурента почти в два раза. Кроме «Джейранов», в СССР были запущены в серийное производство целый ряд катеров на воздушной подушке: «Омар», «Скат», «Кальмар».

Советская промышленность построила для ВМФ 18 серийных кораблей класса «Джейран».

Однако военным нужен был десантный корабль еще большего размера.

Главнокомандующий советским ВМФ адмирал Горшков и министр обороны Устинов считались горячими поклонниками СВП, как и вообще судов, созданных на основе динамических принципов поддержания (экранопланы, СВП, корабли на подводных крыльях). Поэтому уже 1978 году конструкторам КБ «Алмаз» было выдано задание на разработку более мощного корабля под названием «Зубр».

Этот воздушный корабль должен был принимать на борт три танка, иметь более высокую скорость и усиленное артиллерийское вооружение. По сути, корабли проекта 12322 «Зубр» стали дальнейшим развитием «Джейранов». Их строительство планировали начать сразу на трех заводах: в Ленинграде, Феодосии и Хабаровском.

Головной корабль проекта 12322 «Зубр» был заложен в 1983 году, спущен на воду в 1986 и через два года он вошел в состав ВМФ СССР. После проведенных испытаний в конструкцию последующих «Зубров» были внесены незначительные изменения.

После распада СССР пять СВП проекта 12322 оказались в составе российского ВМС, а три – были переданы Украине. В 2000 году был подписан контракт с ВМС Греции, согласно которому этой стране были переданы четыре корабля проекта 12322 «Зубр». В 2013 году Украина изготовила первый корабль проекта 12322 для ВМС Китая.

После аннексии Крыма российскими чиновниками различных рангов неоднократно озвучивались планы возобновить строительство судов проекта 12322 на феодосийском заводе «Море». Однако как увязать такие заявления с отказом российского флота от этих кораблей – непонятно.

Описание МДКВП проекта 12322 «Зубр»

МДКВП проекта 12322 «Зубр» — это самый большой в мире корабль подобного класса. Он может преодолеть 300 миль со скоростью легкового автомобиля. Для уменьшения веса и защиты от коррозии корпус судна выполнен из алюминиево-магниевых сплавов, наиболее важные и уязвимые детали и агрегаты защищены алюминиевой броней.

Основа корпуса корабля – это, по сути, понтон, что обеспечивает судну устойчивость и непотопляемость. Внутренние помещения корабля оборудованы звукоизолирующие покрытия, которые ослабляют вибрацию корпуса. Также жилые помещения оборудованы системами кондиционирования, отопления и вентиляции.

Надстройка, находящаяся на понтоне, разделена на три отсека продольными перегородками. В среднем отсеке расположены места для бронетехники, он оборудован аппарелями и дорожками для танков. В боковых отсеках корабля находится силовая установка, жилые помещения и системы обеспечения.

Для поддержания воздушной подушки корабль имеет гибкое ограждение, которое состоит из двух ярусов. Ограждение разделено на секции продольными и поперечными килями.

Общая мощность силовой установки «Зубра» — 50 тыс. л. с. Она состоит из пяти газотурбинных двигателей, два из которых обеспечивают работу четырех нагнетательных агрегатов НО-10, которые формируют воздушную подушку, а еще три ГТД приводят в движение три винта, что придают кораблю поступательное движение. Винты расположены в кормовой части судна, они имеют четыре лопасти и диаметр 5,5 метра. Каждый винт находится в специальной кольцевой насадке.

На борту есть еще две дополнительные силовые установки, каждая из которых обладает мощностью 100 кВт.

СВП «Зубр» может брать на борт три основных боевых танка (общая масса не более 150 тонн) или десять БТР, или восемь БМП. Кроме боевой техники, корабль может взять 140 десантников, которые размещаются в четырех специальных помещениях. Вместо танков или БМП, «Зубр» может разместить на борту еще 360 человек (то есть, всего около 500 человек).

В носовой части судна установлены откидные ворота, через которые и происходит высадка десанта.

Все корабли проекта 12322 оснащены двумя станциями РЛС, спутниковой системой навигации, компасами, дрейфолагом, приборами дневного и ночного видения. Системы связи обеспечивают возможность переговоров в разных диапазонах.

Корабли проекта 12322 «Зубр» способны не только доставить и высадить десант, но и поддержать его огнем. Для этого на корабле есть две установки МС-227 «Огонь», способные вести огонь неуправляемыми 140-мм реактивными снарядами, а также две автоматические 30-мм пушки с системой управления стрельбой. Чтобы защитить корабль с воздуха экипаж может воспользоваться переносными зенитно-ракетными комплексами «Игла».

Следует отметить, что максимальную скорость СВП «Зубр» не знают даже его разработчики. Во время испытаний они разогнали корабль до 70 узлов, но на таких скоростях наблюдается опасный и малоизученный эффект – подлом гибкой части ограждения судна.

Большинство экспертов, связанных с военно-морским флотом, считают, что корабли проекта 12322 «Зубр» на несколько десятилетий обогнали свое время. Однако есть у этих кораблей и серьезные минусы.

Во-первых, эти корабли дорого стоят, еще затратнее обходится их эксплуатация: стоимость одной из пяти турбин судна составляет около 1 млн долларов, ее моторесурс около 4 тыс. часов. Турбины для «Зубров» изготавливались на николаевском заводе «Заря», в настоящее время Украина прекратила военно-техническое сотрудничество с РФ.

Во-вторых, корабли на воздушной подушке «Зубр» имеют низкий уровень защищенности, что вызывает обоснованные опасения относительно их живучести. Не следует забывать, что этот слабобронированный корабль забит легковоспламеняющимся топливом. Не отличаются СВП и экономичностью.

До настоящего времени корабли подобного типа не участвовали в серьезных столкновениях с хорошо вооруженным противником, так что их боевая эффективность находится под вопросом.

Технические характеристики МДКВП «Зубр»

Экипаж27–31 человек, в т. ч. офицеров – 4, мичманов – 7
Длина, м57,3
Ширина, м25,6
Высота, м21,9
Водоизмещение, т555
Суммарная мощность ГЭУ, л. с.50 000 (5×10 000)
Движители3 воздушных винтовых
Скорость, узлы60

 

chert-poberi.ru

Десантный корабль «Зубр» проект 12322

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр»
МДК-57 в Севастополе во время визита американских кораблей, 4 августа 1989 года.
Основная информация
Параметры
Тоннаж555 тонн
Длина57,3 м
Ширина25,6 м
Высота21,9 м (наибольшая по ВП)
Технические данные
Силовая установкаГГТА, 5×10 000 л. с.
Скорость60 узлов
Автономность плавания300 миль, 5 дней
Экипаж27 человек
Вооружение
Артиллериядве 30 мм автоматические установки типа АК-630 (боекомплект — 3000 снарядов) и система управления стрельбой МР-123-02.
Ракетное вооружениедве пусковые установки МС-227 для 140 мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект — 66 снарядов) и система управления стрельбой
Зенитное вооружение8 комплектов переносных ЗРК типа «Игла».


Десантный корабль проекта 12322 «Зубр» — военное судно на воздушной подушке.

История разработки проекта

Был разработан в ФГУП «ЦМКБ „Алмаз“». Корабль предназначен для высадки десанта на необорудованное побережье и его огневой поддержки.

Строительство кораблей

Всего было построено 12 кораблей данного проекта: 10 для ВМФ России и 2 для ВМС Греции. Ещё 2 корабля, строявшиеся для ВМФ России остались недостроенными и были разобраны.

Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 1232.2 12 единиц

  • МДК «Краматорск», 1988—1999 ВМСУ
  • МДК «Артемьевск», 1989—2005 ВМСУ
  • МДК «Донецк», 1993—2008 ВМСУ
  • МДК «122» 1989—2005 ВМФ РФ
  • МДК «Евгений Кочешков»1991 — н.в. ВМФ РФ
  • МДК «Мордовия», 1991 — н.в. ВМФ РФ
  • МДК «Итаки», 2000 — н.в. ВМС Греции
  • МДК «Керкира», 2003 — н.в. ВМС Греции
  • МДК «Кефалония», 1994 — н.в. ВМС Греции
  • МДК «119», 1991—2004 ВМФ РФ
  • МДК «51», 1989—1997 ВМФ РФ
  • МДК «Закинтос», 2000 — н.в. ВМС Греции

Конструкция

Для привода нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов на корабле установлены высокотемпературные газотурбинные двигатели. Образованию воздушной подушки служат 4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м. Создание тяги для движения судна осуществляется тремя 4-лопастными реверсивными винтами с принудительным управлением шага. Винты диаметром 5,5 м установлены в кольцевых насадках.

На кораблях проекта 12322 имеются две электростанции, состящие из двух газотурбогенераторов мощностью по 100 кВт каждая и главных распредщитов.

Управление движением корабля и его техническими средствами происходит централизованно, дистанционно и с использованием элементов автоматизации. Оно осуществляется из главного командного пункта, центрального поста управления и выносных пультов.

Корпус малых десантных кораблей выполнен цельносварным из высокопрочного коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет из себя понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на три функциональных отсека. В средней части размещен отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП (оружия массового поражения).

Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс). Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами — с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями.

Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.

Десантная вместимость

Корабль способен перевозить

Для десанта, предусмотрены 4 помещения на 140 мест. Вместо боевой техники помещение может быть оборудовано для размещения дополнительно еще 366 человек (всего около 500 человек).

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Зубр 12322 — Самый большой корабль на воздушной подушке

Проект 12322 Зубр – малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП). Предназначенный для десантирования войск на прибрежной местности, а также в труднопроходимой болотной местности. Установке минных заграждений. Еще десантный Зубр является самым большим в мире судном на воздушной подушке.

СССР имел большой опыт в строительстве кораблей на воздушной подушке. И командование ВМФ в 1978 году дало указание конструкторскому бюро Алмаз на постройку еще более лучшего десантного корабля. И в 1986 году был готов первый десантный корабль Зубр МДК-95.

Корпус МДКВП Зубра был сделан из цельносварных высокопрочных коррозионностойких алюминиево-магниевых сплавов. Зубр может вместить в себя 140 десантников и 3 танка общей массой в 150 т (или 8 БМП). В десантном Зубре помещения, оборудованные не только для отдыха десантников, но и для защиты от последствий применения оружия массового поражения. Также Зубр можно переоборудовать и перевозить на нем до 500 человек. Погрузка и высадка десанта происходит через люк на носу корабля.

На МДКВП Зубр установлено 5 двигателей ГГТА М35, мощностью в 10000 л. с. каждый. Способные разогнать Зубр до 60 узлов.

Вооружение МДКВП Зубр составляет две 30 мм автоматические артиллерийские установки АК-630 и две 140 мм ракетные пусковые установки А-22 Огонь. Также на корабле имеются 8 переносных зенитно-ракетных комплекса ПЗРК Игла.

Десантные корабли Зубр стоят на вооружении России, Украины, Греции, а также Китай заказал постройку 4 десантных Зубров.

Больше картинок и фотографий с МДКВП 12322 Зубр вы можете посмотреть в нашей галерее.


Характеристика:
Длина – 57,3 м
Высота – 21,9 м
Ширина – 25,6 м
Водоизмещение – 555 т
Максимальная масса груза – ~170 т.
Двигатели – 5 ГГТА М35
Мощность – 10000 л. с.
Диаметр винта – 5,5 м
Скорость – 60 узлов (111 км/ч)
Дальность плаванья – 300 миль (555 км)
Автономность – 5 дней
Вооружение – 30 мм и 140 мм
Боекомплект – 3000 снарядов (30 мм) и 66 ракет (140 мм)
Пассажировместимость – 500 человек
Экипаж – 27 человек
Произведено – 10 шт. (+4 шт. строятся для Китая)

Видео МДКВП Зубр:

Альтернативное видео:

unikteh.ru

Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр» — советский малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП), военное судно на воздушной подушке. Самый большой корабль на воздушной подушке в мире[1].

МДКВП, самый крупный в мире десантный корабль на воздушной подушке, предназначен для приёма с оборудованного или необорудованного берега подразделений морских десантов с боевой техникой, перевозки морем, высадки на побережье противника и огневой поддержки десантируемых войск. Кроме того, он может осуществлять транспортировку мин и постановку минных заграждений. Благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки, может передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДКВП «Зубр» доступно для высадки десантов до 70 % общей длины береговой линии морей и океанов мира.

История проекта

К концу 1970-х годов советские конструкторы обладали достаточно богатым опытом постройки кораблей на воздушной подушке. В серию были запущены и давно эксплуатировались такие корабли как «Скат», «Кальмар» и проект 12321 «Джейран».

Для развития концепции военных судов на воздушной подушке в 1978 году командование ВМФ дало задание «ЦМКБ Алмаз» на создание более мощного десантного корабля. КБ приступило к началу работ, назвав проект 12322 под шифром «Зубр». В план входило увеличение скорости хода, десантной нагрузки и артиллерийского и радиоэлектронного вооружения. Проект, ставший развитием «Джейранов», возглавили главные конструкторы Л. В. Озимов, Ю. М. Мохов и Ю. П. Семенов под наблюдением капитана 2 ранга В. А. Литвиненко (позднее капитана 2 ранга Ю. Н. Богомолова) от ВМФ. Оригинальная компоновка корабля являлась заслугой заместителя главного конструктора Г. Д. Коронатова, разработавшего эскизный проект.

Головной МДКВП под номером МДК-95 являлся опытным и был построен в 1986 году и после продолжительных испытаний вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 году. По результатам этих испытаний остальные корабли серии получили некоторые изменения в конструкции.

Конструкция

Модель корабля Вооружение корабля: видны ракетные установки МС-227

Привод нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов на корабле осуществляется от установки М35 суммарной мощностью 50 000 л. с. производства Государственного предприятия «Научно-производственный комплекс газотурбостроения „Зоря“ — „Машпроект“». Образованию воздушной подушки служат 4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м. Создание тяги для движения судна осуществляется тремя 4-лопастными реверсивными винтами с принудительным управлением шага. Винты диаметром 5,5 м установлены в кольцевых насадках из полимерных композиционных материалов производства КТБ «Судокомпозит». На кораблях проекта 12322 имеются две электростанции, состоящие из двух газотурбогенераторов мощностью по 100 кВт каждая и главных распредщитов. Управление движением корабля и его техническими средствами происходит централизованно, дистанционно и с использованием элементов автоматизации. Оно осуществляется из главного командного пункта, центрального поста управления и выносных пультов.

Корпуса малых десантных кораблей выполнены цельносварными из высокопрочного коррозионно стойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет собой понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на три функциональных отсека. В средней части размещён отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП (оружия массового поражения). Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс). Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами — с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.

Десантная вместимость

Корабль способен перевозить:

  • 3 основных танка суммарной массой до 150 тонн
  • или как вариант 10 бронетранспортёров, суммарной массой до 131 тонн и 140 человек десанта.
  • или 8 боевых машин пехоты, суммарной массой до 115 тонн
  • или 8 плавающих танков.

Для десанта предусмотрены 4 помещения на 140 мест. Вместо боевой техники помещение может быть оборудовано для размещения дополнительно ещё 366 человек (всего около 500 человек).

Загрузка и высадка десанта производится через откидные ворота расположенные на носу.

Строительство кораблей

Строительство первых четырёх ДКВП началось в 1983 г. на судостроительных заводах Приморском судостроительном заводе и Cудостроительном заводе «Море». Головной МДКВП пр.12322 под номером МДК-95 фактически являлся опытным, был построен в 1986 г. и после продолжительных испытаний вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 г. По результатам испытаний в конструкцию серийных кораблей были внесены изменения, в том числе в состав радиоэлектронного вооружения.

К началу 90-х в составе ВМФ СССР числились 8 МДКВП. После распада СССР и раздела Черноморского флота Украине были переданы 3 строевых корабля «Краматорск», «Горловка», «Артемовск» и 2 недостроенных на верфях в Феодосии. Один из них («Донецк») в июне 1993 г. был достроен и введён в состав ВМС Украины. Впоследствии 3 из них были списаны.

На вооружении:

  •  — 2
  •  — 2

Экспорт

По контракту с Грецией в период с 2000 по 2004 годы, были проданы 4 корабля, которые вошли в состав ВМС Греции. Согласно заявлению представителя предприятия «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» Украина приступила к выполнению контракта с КНР на поставку 4 кораблей на воздушной подушке типа «Зубр». По его словам, два корабля будут построены на Украине, а ещё два — в Китае с участием украинских специалистов. По сообщениям центра исследования армии, конверсии и разоружения в 2009 г. украинские компании заключили контракт на поставку партии малых десантных кораблей на воздушной подушке типа «Зубр» Китаю на сумму $ 315 млн[2]. В сентябре 2012 года представители завода ФСК «Море» и ГК «Укрспецэкспорт» объявили о начале швартовых испытаний первого изготовленного по контракту корабля[3].

На вооружении:

  •  — 4 единицы
  •  — 0 (4 план)

Состав серии

См. также

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Малый корабль на воздушной подушке «Зубр» — Энциклопедия безопасности

ВМФ Рф в 2011 году решил отрешиться и больше не брать малые десантные корабли на воздушной подушке «Зубр» пр. 12322. Заместо их для нужд флота планируется строить новые суда динамического и нединамического типа поддержания на плаву, которые будут применяться на разных десантных судах, в том числе и вертолетоносцах проекта «Мистраль». По инфы газеты «Известия», которая ссылается на свои источники в оборонно-промышленном комплексе страны, новые десантные корабли по размерам будут меньше имеющихся «Зубров». Другие технические подробности многообещающих средств доставки десанта на сберегал пока не сообщаются. Меж тем на вооружении ВМФ Рф как и раньше находятся 2 корабля данного проекта – «Евгений Кочешков» и «Мордовия». Они входят в состав Балтийского флота и будут поддерживаться в боевом состоянии до того времени, пока на сто процентов не выработают собственный ресурс. Еще 4 десантных «Зубра» в текущее время состоят на вооружении ВМС Греции.

Разработка кораблей на воздушной подушке (МДКВП) «Зубр» началась в СССР в 1978 году, а 1-ый серийный корабль вошел в состав флота спустя 10 лет в 1988 году. Корабль мог взять на собственный борт 10 бронетранспортеров общей массой до 131 тонны и 140 десантников либо 8 боевых машин пехоты массой до 115 тонн либо 3 главных боевых танка массой до 150 тонн. Заместо боевой техники на «Зубр» можно было уместить еще 366 десантников. За всегда производства МДКВП «Зубр» было выпущено 14 таких судов. Из их на вооружении русского флота остается только 2 корабля. По инфы судостроительного предприятия «Янтарь», оба русских «Зубра» нуждаются в полном ремонте.

При всем этом средств на модернизацию и проведение ремонта кораблей в текущее время нет, потому все финансирование тратится лишь на поддержание десантных судов в боевом состоянии. По инфы представителей завода «Янтарь», на каждом из МДКВП «Зубр» установлено по 5 газотурбинных движков, ресурс каждого из которых составляет 4 000 часов. Приобрести новые силовые установки можно только на заводе «Зоря-Машпроект» по стоимости приблизительно в 1 млн. баксов за единицу.

Посреди 2011 года энтузиазм к данным кораблям начал проявлять Китай. По инфы «Рособоронэкспорта», Китай заполучил у Украины 4 корабля проекта 12322. При всем этом были нарушены права умственной принадлежности Рф на данный корабль. Кроме самих «Зубров» КНР стал владельцем фактически всей технической документации, которая дозволит Поднебесной организовать собственное создание десантных судов на воздушной подушке на собственных судостроительных верфях.

МДКВП «Зубр»

В текущее время «Зубр» – это самое огромное судно на воздушной подушке в мире. Данный корабль способен со скоростью легкового автомобиля преодолеть 300 морских миль. Этого полностью довольно, для того чтоб пересечь Темное море, накрыть огневым залпом береговые укрепления противника и посадить на сберегал морскую пехоту со всем вооружением и бронетехникой. Не много кто сейчас знает, но вначале «Зубр» разрабатывался как ударный катер, который был должен получить на вооружение массивные крылатые ракеты. Также прорабатывался и другой проект, который можно именовать умопомрачительным. «Зубр» мог стать основой для мобильной стратегической установки с ядерным орудием на борту. Но в конченом итоге умопомрачительная способность такового рода судов идиентично передвигаться и по воде, и по суше принудила военных поменять свои планы. Корабль стал десантным

Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта (МДКВП) 12322 «Зубр» предназначен для приема на борт с необорудованного либо оборудованного берега подразделений морской пехоты с боевой техникой, также перевозки их морем и посадки на побережье возможного противника. При всем этом корабль мог производить огневую поддержку десантируемых войск, также транспортировку противокорабельных мин и постановку минных заграждений. Корабли на воздушной подушке «Зубр» являются самыми большими в мире. Они способны выходить на сберегал, преодолевать траншеи, рвы, передвигаться по болотистой местности, высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДКВП «Зубр» для посадки десанта доступно окол
о 70% всей длины береговой полосы морей и океанов Земли.

Конструктивные особенности

Обводы малого десантного корабля «Зубр» свойственны для судов, владеющих малым отношением длины к ширине. Его корпус и надстройка сварные и выполнены из легких сплавов. Грузовой трюм корабля обладает носовой и кормовой аппарелью и проходит вдоль всего корпуса корабля. Надстройка размещается посреди корпуса. Особых помещений на судне кроме грузового трюма не предвидено, потому корабль обладает очень маленькой автономностью плавания – всего 5 часов.

Несущая часть корабельного корпуса, которая обеспечивает его непотопляемость и крепкость, представляет собой понтон в форме прямоугольника. Находящаяся на нем надстройка особыми продольными переборками делится на 3 части. Средняя часть с танковыми дорожками и аппарелями служит для размещения техники десанта, а бортовые части употребляются для размещения главной и вспомогательных энергоустановок корабля, жилых помещений экипажа, десанта, также систем защиты от орудия массового поражения и обеспечения жизнедеятельности. В помещениях для размещения десанта, экипажа, также на боевых постах предусмотрены системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха, употребляются теплозвукоизолирующие покрытия и конструкции из вибродемпфирующего материала. При всем этом экипаж судна обеспечен всеми необходимыми критериями для комфортабельного питания и отдыха.

Корпус десантного корабля на воздушной подушке цельносварной и выполнен из прочного алюминиево-магниевого сплава, стойкого к коррозии. Двухъярусное гибкое огораживание (подвесные элементы и гибкий ресивер) употребляются для удержания воздушной подушки под корпусом десантного корабля, также обеспечения нужной высоты подъема «Зубра» над опорной поверхностью (клиренс).

Основная энергетическая установка

Основная энергетическая установка состоит из 5 высокотемпературных ГТД – газотурбинных движков типа М-70, общей мощностью в 50 000 л.с. Из этих 5 движков: 2 работали на приводы вентиляторов с 4 нагнетательными агрегатами типа НО-10, а еще 3 ГТД были размещены в внешних гондолах и приводили в движение 3 четырехлопастных реверсивных винта, имеющих поперечник в 5,5 метрах и размещенных в особых кольцевых насадках. Кроме этого «Зубр» имел 2 электростанции, любая из которых состояла из 2-х газотурбогенераторов, имеющих мощность 100 кВт и основных распределительных щитов.

Оборудование

Управление кораблем было централизованным, автоматическим, дистанционным и могло осуществляться из головного КП, также центрального поста управления и ряда выносных пультов. Для навигации корабли проекта 12322 оснащались 2-мя радиолокационными станциями, магнитным и гироскопическим компасом, дрейфолагом, спутниковой навигационной аппаратурой, также приемоиндикаторном системы «Декка», центральной гироскопической системой, радиопеленгатором, визирами ночного и дневного видения.

Имеющийся комплекс связных устройств позволял обеспечить надежную телеграфную и телефонную связь в УКВ, КВ, ДМВ спектрах, также прием, документирование и вывод на печать метеорологических, навигационных и других данных.

Вооружение и грузоподъемность

Наибольшая грузоподъемность корабля достигала 150 тонн и обеспечивала транспортировку хоть какой боевой техники и личного состава в рамках этого ограничения. Для размещения личного состава десанта на корабле было предвидено 4 помещения на 140 мест. В случае необходимости помещение для боевой техники можно было переоборудовать для транспортировки личного состава десанта в полном снаряжении, это позволяло расположить на корабле дополнительно еще 360 человек. Заместо десанта корабль мог взять на собственный борт 78 противокорабельных мин.

survincity.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *