что это такое? Арабский Халифат, его возникновение и распад. История Халифата

Среди мировых религий самым молодым является ислам, рождение которого относится к VII веку и связано с именем пророка Мухаммеда, исповедовавшего единобожие. Под его влиянием в Хаджизе — на территории Западной Аравии — была образована община единоверцев. Дальнейшие завоевания мусульманами Аравийского полуострова, Ирака, Ирана и ряда других государств обусловили возникновение арабского халифата — мощного азиатского государства. Оно включило в себя целый ряд покорённых земель.

Халифат: что это такое?

Само слово «халифат» в переводе с арабского имеет два значения. Это и наименование того огромного государства, созданного после смерти Мухаммеда его последователями, и титул верховного правителя под властью которого находились страны халифата. Период существования этого государственного образования, отмеченный высоким уровнем развития науки и культуры, вошёл в историю, как Золотой век ислама. Условно принято считать его границами 632–1258 гг.

После смерти пророка Мухаммеда история халифата насчитывает три основных периода. Первый из них, начавшийся в 632 году, обусловлен созданием Праведного халифата, во главе которого поочерёдно стояли четыре халифа, праведность которых дала название управляемому ими государству. Годы их правления отмечены рядом крупных завоеваний, таких как захват Аравийского полуострова, Кавказа, Леванта и значительной части Северной Африки.

Религиозные споры и территориальные завоевания

Возникновение халифата тесно связано с начавшимися после смерти пророка Мухаммеда спорами о его преемнике. В результате многочисленных дебатов верховным правителем и религиозным лидером стал близкий друг основателя ислама — Абу Бакр ас-Саддик. Он начал своё правление с войны против вероотступников, отошедших от учения пророка Мухаммеда сразу же после его смерти и ставших последователями лжепророка Мусайлимы. Их сорокатысячная армия была разбита в битве при Аркабе.

Последующие праведные халифы продолжили завоевания и расширение подвластных им территорий. Последний из них — Али ибн Абу Талиб — стал жертвой взбунтовавшихся отступников от основной линии ислама — хариджитов. Это положило конец выборности верховных правителей, так как силой захвативший власть и ставший халифом Муавия I в конце жизни назначил преемником своего сына, и таким образом в государстве установилась наследственная монархия ― так называемый Омейядский халифат. Что это такое?

Новая, вторая форма халифата

Своему названию данный период в истории арабского мира обязан династии Омейядов, выходцем из которой был Муавия I. Его сын, унаследовавший от отца верховную власть, ещё больше раздвинул границы халифата, одерживая громкие военные победы в Афганистане, Северной Индии и на Кавказе. Его войска захватили даже часть Испании и Франции.

Только византийский император Лев Исавр и болгарский хан Тервел смогли остановить его победоносное наступление и положить предел территориальным экспансиям. Европа же своим спасением от арабских завоевателей обязана прежде всего выдающемуся полководцу VIII века Карлу Мартелю. Возглавляемая им армия франков разгромила полчища захватчиков в знаменитой битве при Пуатье.

Перестройка сознания воинов на мирный лад

Начало периода, связанного с Омейядским халифатом, характерно тем, что положение самих арабов на оккупированных ими территориях было незавидным: жизнь напоминала обстановку в военном лагере, находящемся в состоянии непрерывной боевой готовности. Причиной тому послужило крайне религиозное рвение одного из правителей тех лет Умара I. Благодаря ему ислам приобрел черты воинствующей церкви.

Возникновение арабского халифата породило многочисленную социальную группу профессиональных воинов — людей, единственным занятием которых стало участие в захватнических походах. Чтобы их сознание не перестраивалось на мирный лад, им было запрещено вступать во владение земельными участками и обретать оседлость. К концу же правления династии картина во многом изменилась. Запрет был отменён, и, став землевладельцами, многие вчерашние воины ислама предпочли жизнь мирных помещиков.

Халифат династии Аббасидов

Справедливо отметить, что если в годы Праведного халифата для всех его правителей политическая власть по своему значению уступала место религиозному влиянию, то теперь она заняла главенствующую позицию. По своему политическому величию и культурному расцвету наибольшую славу в истории Востока заслуженно приобрёл Аббасидский халифат.

Что это такое — знает в наши дни большинство мусульман. Воспоминания о нём доныне укрепляют их дух. Аббасиды — династия правителей, подарившая своему народу целую плеяду блестящих государственных мужей. Среди них были и полководцы, и финансисты, и истинные ценители и покровители искусства.

Халиф — покровитель поэтов и учёных

Считается, что арабский халифат при Харуне ар Рашиде — одном и наиболее ярких представителей правящей династии — достиг наивысшей точки своего расцвета. Этот государственный деятель вошёл в историю как покровитель учёных, поэтов и литераторов. Однако, посвятив всего себя духовному развитию возглавляемого им государства, халиф оказался плохим администратором и уж совсем никудышным полководцем. Кстати, именно его образ увековечен в пережившем века собрании восточных сказок «Тысяча и одна ночь».

«Золотой век арабской культуры» — эпитет, который в наибольшей степени заслужил именно возглавляемый Харун ар Рашидом халифат. Что это такое, можно в полной мере понять, лишь ознакомившись с тем наслоением староперсидской, индийской, ассирийской, вавилонской и отчасти греческой культур, что способствовало развитию ученой мысли в период правления этого просветителя Востока. Всё лучшее, что создано было творческим умом древнего мира, он сумел объединить, сделав для этого базовой основой арабский язык. Именно поэтому в наш обиход вошли выражения: «арабская культура», «арабское искусство» и так далее.

Развитие торговли

В обширном и вместе с тем упорядоченном государстве, коим являлся Аббасидский халифат, значительно увеличился спрос на продукцию сопредельных государств. Это явилось следствием повышения общего уровня жизни населения. Мирные на тот период отношения с соседями позволили развить с ними меновую торговлю. Постепенно круг экономических контактов расширялся, и в него стали входить даже страны, находящиеся на значительном удалении. Всё это дало толчок к дальнейшему развитию ремёсел, искусства и мореплавания.

Распад халифата

Во второй половине IX века, уже после смерти Харун ар Рашида, в политической жизни халифата обозначились процессы, которые в итоге привели к его распаду. Ещё в 833 году находившийся у власти правитель Мутасим сформировал преторианскую тюркскую гвардию. С годами она сделалась настолько мощной политической силой, что правящие халифы попали к ней в зависимость и практически утратили право на принятие самостоятельных решений.

К этому же периоду относится и рост национального самосознания у подвластных халифату персов, что послужило причиной их сепаратистских настроений, ставших впоследствии причиной откола Ирана. Общий распад халифата ускорился и за счёт отделения от него на западе Египта и Сирии. Ослабление централизованной власти дало возможность заявить свои претензии на независимость и ряд других прежде подконтрольных территорий.

Усиление религиозного давления

Потерявшие свою прежнюю власть халифы попытались заручиться поддержкой у правоверного духовенства и воспользоваться его влиянием на массы. Правители, начиная с Аль-Мутаваккиля (847 год), своей главной политической линией сделали борьбу со всеми проявлениями вольнодумства.

В государстве, ослабленном подрывом авторитета власти, началось активное религиозное гонение на философию и все отрасли науки, включая математику. Страна неуклонно погружалась в пучину мракобесия. Арабский халифат и его распад явились наглядным примером того, сколь благотворно влияние науки и свободной мысли на развитие государства, и сколь губительно их преследование.

Конец эпохи арабских халифатов

В X веке влияние тюркских военачальников и эмиров Месопотамии настолько усилилось, что могущественные прежде халифы Аббасидской династии превратились в мелких багдадских князьков, единственным утешением которых сделались оставшиеся от прежних времён титулы. Дошло до того, что возвысившаяся в Западной Персии шиитская династия Буидов, собрав достаточное войско, захватила Багдад и фактически правила в нём на протяжении ста лет, тогда как номинальными властителями оставались представители Аббасидов. Большего унижения для их гордости не могло быть.

В 1036 году для всей Азии наступил очень тяжёлый период — турки-сельджуки начали беспримерный по тем временам захватнический поход, ставший причиной уничтожения во многих странах мусульманской цивилизации. В 1055 году они выбили из Багдада правивших там Буидов и установили своё господство. Но и их власти пришёл конец, когда в начале XIII века вся территория некогда мощного арабского халифата была захвачена бесчисленными полчищами Чингисхана. Монголы окончательно уничтожили всё, что было достигнуто восточной культурой за предшествующие века. Арабский халифат и его распад отныне стали лишь страницами истории.

fb.ru

Падение Арабского Халифата. Часть I

СИГУРД! ТЫ ДОЖДАЛСЯ!!!!!!!!!!

(60:4) «Началась между нами и вами вражда навсегда, пока вы не уверуете в Аллаха единого.»

(8:39) «И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, и вся религия будет принадлежать Аллаху.»

Арабский халифат… Гигантская империя, распространившаяся по ближнему Востоку со скоростью степного пожара, резко изменившая картину мира и его историю на многие века.

Начало.

До принятия ислама арабский мир представлял собой конгломерат отдельных племен, вожди которых именовались шейхами. Бульшая их часть вела кочевую жизнь, хотя в Хиджазе и Йемене у арабов были, как и города.

Отношения между этими племенами можно охарактеризовать, как череду кровавых и запутанных междоусобиц. Споры возникали в первую очередь из-за границ районов, где происходило кочевье. Из-за кровной мести вражда не прекращалась на протяжении многих десятилетий. Столкновения несколько затихали только в месяцы Зулькада [джулькада], Зульхиджа [джульхиджа] и Мухаррам, т.е. с мая по август, а также в месяц Раджеб [раджаб] — январь—февраль, которые назывались запретными, ибо в это время возбранялось проливать кровь. В «запретные месяцы» активизировались часто совмещавшиеся торговая деятельность и паломничество.

Как вероучение и мировоззрение ислам развивался и вследствие контактов его адептов с представителями других религий. На Аравийском полуострове помимо язычников-политеистов жили в то время иудаисты и христиане. Единобожия придерживалось также племя Ханифов, отвергавшее поклонение идолам.

Мухаммед, зарекомендовавший себя в Мекке как противник язычества и его жрецов, концентрировавшихся вокруг храма, выступил в Ясрибе (Медине) уже в качестве борца за объединение арабов. Эта консолидация должна была проходить под знаменем ислама и вокруг нового места обитания пророка, где он был признан арбитром в межплеменных спорах.

В результате мединцы начали вооруженную борьбу с Меккой, которая продолжалась вплоть до 630 г., когда был достигнут компромисс. Мекканцы признали власть Мухаммеда и его учение, однако их город сохранил значение главного арабского религиозного центра, а основной святыней новой веры стал храм Кааба, куда должны были по-прежнему стекаться паломники: уже не язычники, но мусульмане. Слово это происходило от арабского «муслим» — приверженец ислама (во множественном числе — «муслимуна»).

Объединенные вокруг Мухаммеда, ислама и Мекки с Мединой арабы нашли в себе силы создать качественно новое государственное образование с тенденцией к территориальному расширению. Мощным стимулом экспансии стала новая религия.

Мухаммед сделал главное, в чем нуждались арабы в начале VII в.: он сплотил их, дал им учение и веру, указал тот путь, по которому следовало направить свои силы и энергию. Путь этот был теперь ясен: правоверные должны обратить неверных, поставить всех под знамя великого учения святого пророка. Этот путь полностью соответствовал как заповедям ислама (джихад), так и извечному стремлению кочевников к наживе за счет военной добычи: четыре пятых ее распределялось между воинами, а одна пятая шла пророку и предназначалась для нужд бедных и одиноких.

Сам Мухаммед не успел полностью осознать масштабы начатого им предприятия, так как скончался уже в 632 г.

Правление первых халифов

После смерти Мухаммеда правители арабского исламского государства выбирались из сподвижников или родственников пророка, которые получали титул халифов. Слово это означает «заместитель», так что речь шла о преемственности власти по линии Бог — пророк — халиф. Таких халифов было четыре:
Абу Бекр (632—634 гг.), Омар (634—644 гг.), Осман (644—656 гг.), Али (651—661 гг.).

Уже первым халифам пришлось подавлять вооруженным путем вспыхнувшие во многих районах Аравии сепаратистские мятежи, часто возглавлявшиеся «лжепророками». Характер этих боевых действий, описанный в «Книге завоевания стран» арабским историком средневековья Ахмедом Ибн Яхья Белазури, представляет особый интерес. Так, один из первых военачальников, отправляясь в поход, получил еще от самого Мухаммеда следующие наставления: «…требуй, чтоб враги наши приняли ислам, требуй уплаты поголовной подати от несогласных принять ислам, заключай мирные договоры не от имени Бога и пророка, но от имени отца своего и от своего имени: грех твой не будет велик, если ты не будешь соблюдать их.

Вступая в бой, прикажи рубить мечами высокомерные головы, но запрети трогать отшельников, убивать детей, женщин и стариков, рубить деревья и разрушать дома».

В правление Абу Бекра мусульманам удалось не только подавить сопротивление своих противников внутри страны, но и начать походы на восток (территория современных Ирака и Ирана) и запад (восточное побережье Средиземного моря).

В первом случае им пришлось столкнуться с Персией, которой правила династия Сасанидов, во втором — с Византией. Раздираемая внутренними противоречиями держава Сасанидов не смогла оказать арабам серьезного сопротивления. Главные силы шаханшаха, которым не помогли ни численное превосходство (по некоторым данным — четырехкратное), ни боевые слоны, были разгромлены арабами халифа Омара в двухдневном сражении при Кадисии (Кадесии). Персидская столица — Ктесифон — сдалась без боя, в руки победителей досталась сказочная добыча.

Несколько ранее, когда успех на восточном направлении только-только определился, часть арабских войск во главе с крупнейшим полководцем Халидом Ибн Валидом была переброшена на запад. До этого мусульмане потерпели здесь ряд поражений от сил Византийской империи и ее вассалов. Теперь ситуация полностью изменилась.

В 635 г. воины ислама вышли к стенам Дамаска — крупнейшей крепости и средоточию торговых путей средневековой Сирии.

Город сопротивлялся почти шесть месяцев, после чего капитулировал. Во многом этому способствовала позиция местного христианского духовенства. Вот как описывает эти события арабский историк:

«Однажды епископ сказал ему [арабскому полководцу]: “Ваше торжество приближается, у меня есть данное тобою обещание, так заключи со мной мирный договор касательно этого города”.

И Халид написал: “Во имя Бога всемилостивого и всемилосердного! Даю клятву жителям Дамаска и обещаю им неприкосновенность их жизни, их имущества, их церквей и стен их города”.

Этой же ночью люди, близкие епископу, доложили, что ворота Баб-аш-Шаркий охраняются двумя охранниками, и принесли им лестницы, с помощью которых мусульмане поднялись на стену и, отворив ворота, захватили город, выполнив затем все свои обещания».

В следующем году против арабов выступила армия византийского императора Ираклия, чья численность была вдвое больше арабского войска. Битва у реки Ярмук отличалась необычайным упорством: три раза ромеям удавалось отражать атаки мусульман, и три раза арабские женщины, стоявшие позади своих мужей, не давали им обратиться в бегство.

Наконец, используя усталость противника, арабы отрезали его конницу от пехоты, которая побежала с поля боя. Поражение было полным, потери императорской армии — огромными.

«Румы и их приверженцы приковали себя в тот день друг к другу цепями, чтобы им нечего было думать о бегстве. И Бог истребил их в числе семидесяти тысяч, и бежали их разбитые остатки, и укрылись в Палестине, Антиохии, Халебе (Алеппо), ал-Джезире и Армении».

Победители сразу же осадили Иерусалим, из которого базилевс Ираклий успел только вывезти в Константинополь одну из главных реликвий христианского мира — Честное древо Креста Господня.

Говорят, что, оставляя святые места, Ираклий несколько раз повторил с глубоким горем:

«Прощай, Сирия, прощай навсегда!»

Иерусалим был сдан патриархом Софронием после многомесячной осады, истощившей силы обороняющихся. Впрочем, такое сопротивление завоеватели встречали, как пишут мусульманские историки, далеко не везде и не всегда.

«Перед битвой на реке Ярмук, узнав, что румы приближаются к ним, мусульмане возвратили жителям Химса тот харадж [обязательную дань с покорившихся], который взяли с них, и сказали: “Нам не до того, чтобы помогать вам и защищать вас, распоряжайтесь им как хотите”.

И сказали жители Химса: “Ваше правление и ваша справедливость нравятся нам больше, чем та несправедливость и обиды, которым мы подвергались; с Вашим правителем мы отстоим наш город от войска Ираклиева”. И они заперли ворота свои и поставили у них стражу. Таким же образом поступили христиане и евреи, жители тех городов, которые заключили мирные договора с мусульманами.

И когда Бог обратил в бегство неверных и превознес мусульман, жители городов открыли свои города, вызвали музыкантов, играющих на тимпанах, предались увеселениям и уплатили харадж».

При первых халифах арабам удалось полностью разгромить державу Сасанидов, захватить Армению и Грузию, перейти Кавказский хребет и столкнуться с Хазарским каганатом.

Византия обязалась выплачивать дань халифату, а мусульманские армии захватили Египет и, двигаясь по южному побережью Средиземного моря, в 648 г. подошли к Карфагену, жители которого откупились от захватчиков.

Первая смута

К этому времени в арабском лагере уже наметились тенденции к расколу и распаду единого государства. Первоначально это выразилось в династических неурядицах. Уже Абу Бекр передал власть своему преемнику Омару путем завещания, одобренного лишь ближайшими сподвижниками Мухаммеда и членами его семьи, устранив от принятия решения жителей Медины (634 г.).

Когда же сам Омар был убит неким персом в 644 г., то халифом стал Осман. Последний был представителем семьи Омейядов из рода Курайш. К этому же мекканскому роду принадлежал, как мы помним, пророк Мухаммед. Впоследствии курайшиты оказывали ему упорное сопротивление и приняли ислам лишь после ряда военных неудач.

Все эти обстоятельства на фоне наступившего засилья Омейядов давали повод для недовольства и сомнений в законности избрания Османа. Недовольных возглавили родственники Мухаммеда, среди которых выделялся его зять Али. Именно он был объявлен халифом, когда заговорщикам удалось убить Османа, подняв восстание в Медине.

Нового правителя признали далеко не все: на политическом горизонте возникали всё новые и новые претенденты. Некоторых из них поддержала вдова Мухаммеда — Айша.

Собрав своих сторонников, которых называли «шиитами» (от слова «шиа» — группа), Али разгромил «семейную оппозицию» (657 г.). Оставалось покончить с Омейядами, которые объединились вокруг наместника Сирии — Муавии. Победа была уже близка, когда обнаружились разногласия в окружении халифа, который пытался объявить свою власть наследственной.

Многие считали тогда, что халифом может быть избран любой правоверный мусульманин, а родственные связи с семьей пророка — лишь один из аргументов в пользу того или иного кандидата. Сторонники этой точки зрения отделились от лагеря Али и провозгласили, что «нет халифа иначе как по воле Бога и народа». Они стали называться хариджитами, т.е. вышедшими.

Следует заметить, что все описанные разногласия выходили за рамки сунны — священного предания мусульман, содержащего рассказы о жизни пророка Мухаммеда и его суждениях. Именно на сунну опирался предводитель Омейядов Муавия, который и стал следующим халифом. Это случилось, когда Али, почти полностью разгромивший хариджитов, был убит одним из них в 661 г.

С этого времени по 750 г. в Арабском халифате утвердилась династия Омейядов.

Укрепление династии Омейядов

Воцарение Муавии сопровождалось мирным договором, который новый халиф заключил с сыном покойного Али — Хусейном. Это был также компромисс со старым окружением пророка, которое ориентировалось на исконные арабские территории — Медину и Мекку. Оказывая внешнее уважение традиционным центрам, Муавия всё же перенес свою столицу в Дамаск, сделав акцент прежде всего на завоевание новых земель и удержание завоеванного.

Но сразу после его смерти (680 г.) Мекка и Медина выступили в защиту прав Хусейна, которого шииты вновь провозгласили халифом.

В том же году войска Омейядов подавили это движение: армия повстанцев была окружена, сам Хусейн убит, голова его отправлена в Дамаск.

Такая экзекуция не принесла мира: в 682 г. Омейяды были изгнаны из Медины, хариджиты укрепились в Басре, шииты — в Куфе. Все владения в Северной Африке западнее Египта оказались под властью местных племен — берберов. Отпали от Омейядов Ирак во главе с полководцем Абдуллой Ибн Зубейра, Армения и Азербайджан, отвоеванные Византией, земли Средней Азии за Амударьей, где против арабов началось очередное восстание.

Борьбу за воссоединение земель халифата начал Абд аль-Малик (халиф с 685 г.). Уже в 684 г. он разгромил хариджитов, а шиитское движение подавил в 687 г. Обезопасив себя мирным договором с Византией, Абд аль-Малик отправил сирийскую армию на Аравийский полуостров. Земля пророка была брошена под копыта коней. Войска халифа заняли Медину, после чего была осаждена и взята Мекка (692 г.).

Достигнутая таким образом консолидация арабского мира позволила халифату Омейядов, который иногда называют и Дамасским халифатом, резко усилить внешнюю экспансию.

Апогей арабского могущества

Египетские наместники Абд аль-Малика повели войска вдоль побережья Средиземного моря на запад. Здесь, как уже говорилось выше, укрепились кочевые племена берберов. Начатое в 689 г. наступление завершилось к 710 г. выходом к современному Гибралтарскому проливу. Еще несколько лет потребовалось, чтобы ряд десантов в Испанию показал слабость государства вестготов, терзаемого смутами. В числе первых на Пиренейский полуостров высадился (711 г.) отряд численностью до 7 тыс. человек, которым командовал вольноотпущенник Тарик Ибн Зияд. Он одержал победу под Кадиксом, после чего почти без сопротивления занял целый ряд городов, завершавшийся столицей вестготского королевства — Толедо.

Прибывший вслед за Тариком (712 г.) наместник Северной Африки Муса привел с собой восемнадцатитысячную армию, которая вошла в Толедо, двигаясь по другому маршруту. Здесь Муса приказал арестовать удачливого вольноотпущенника и заковать его в цепи, но память о первом завоевателе Испании сохранилась в названии Гибралтар, происходящем от арабского Джебель (Гебель) Тарик, что означает Гора Тарика.

В следующем году, взяв после долгой осады Севилью, Муса почти полностью завладел Пиренейским полуостровом: лишь горная страна басков не покорилась завоевателям. Впрочем, торжествовал мусульманский полководец недолго: в Дамаске он был обвинен халифами Валидом I (705—715 гг.) и Сулейманом (715—717 гг.) в неправильном распределении военной добычи. Уплатив огромный штраф, Муса кончил свои дни частным лицом.

Уже эти события свидетельствуют о глубоком антагонизме между полководцами — наместниками завоеванных территорий — и центральной властью.

Несколько раньше (695 г.) Омейядам удалось восстановить свою власть в Ираке, куда отступили из Аравии силы хариджитов. Развивая успех, войска халифов подчинили Среднюю Азию, где их опорным пунктом стал город Мерв (Мары). Успешным был и поход в Индию: в 711 г. арабы заняли город Мультан — один из крупнейших центров индуизма.

Все эти завоевания сопровождались строительством собственно арабских городов, чьи укрепления должны были обеспечить контроль над покоренными народами.

Экспансии халифата не предвиделось, как казалось, никаких преград, когда его победоносные армии осадили Константинополь (717 г.). Падение города означало для арабов соединение западных владений с восточными и завершение борьбы за мировое господство.

Трудно было сомневаться в успехе этого предприятия: Византия была ослаблена двадцатилетним периодом междоусобиц, когда шесть императоров лишились престола насильственным образом, причем четверо из них погибло от руки палача. Более того: новый император Лев Исавр слыл арабофилом и чуть ли не тайным мусульманином. Именно эти симпатии к исламу сделали его, как считали современники и считают некоторые исследователи, инициатором иконоборческого движения. Халиф Сулейман одним из первых признал не совсем очевидные права Льва на императорский трон.

Новый император не оправдал надежд своих арабских друзей, и против византийской столицы были брошены огромные силы. Часть войск двигалась из Малой Азии, другая была переброшена морем во Фракию и наступала на Константинополь из Европы. Флот, насчитывавший до 1800 кораблей, должен был отрезать город как от Средиземного, так и от Черного морей. Судьба империи висела на волоске, когда Лев Исавр, выждав благоприятное сочетание течения и ветра, направил против вражеской армады свои огнеметные суда. Знаменитый греческий огонь уничтожил большую часть арабского флота. Последовавшая сразу после этого отчаянная попытка взять городские стены с моря была отражена. Не могла не сказаться на положении осадной армии и смерть халифа Сулеймана. Тылы европейской группировки арабов тревожили болгары.

Фатальным для мусульман оказалось решение зимовать под Константинополем. Полная блокада без господства на море оказалась невозможной, и осаждающие терпели лишения еще в большей степени, нежели осажденные. Постоянно тревожимые вылазками и редеющие от болезней в условиях суровой зимы армии халифата понесли огромные невосполнимые потери и могли надеяться лишь на помощь нового флота. Весной 718 г. эти подкрепления действительно прибыли, но вновь потерпели поражение в морском бою. Неудачей закончилась и попытка перебросить осаждающим подкрепление сухим путем.

Обшие потери арабского войска оценивались в 100 тыс. человек. Такая катастрофа всё же не помешала мусульманам вторгнуться на территорию Франции и продержаться там некоторое время, равно как и нанести совместно со среднеазиатскими племенами поражение китайской армии в 751 г. на реке Талас, однако это были уже предсмертные судороги погибающего гиганта.


Гибель Дамасского халифата и династии Омейядов

Изнурительные завоевательные походы, переставшие приносить только победы, но кончавшиеся зачастую и тяжелыми поражениями, вынудили халифов пересмотреть налоговую политику. Легкие изначально подати, обеспечившие арабам поддержку на покоряемых территориях, стали сменяться тяжелым гнетом, не уступавшим поборам, которые имели место в Византии и в державе Сасанидов.

Усиливалась реальная власть эмиров — одновременно военачальников и администраторов в наместничествах, которых к этому времени насчитывалось уже пять.

В первое наместничество входили Иран, Ирак, Восточная Аравия, Хорасан и Средняя Азия, причем два последних региона имели отдельных правителей.

Второе наместничество включало коренные арабские земли: Хиджаз, Йемен и Центральную Аравию.

Восточная часть Малой Азии, Азербайджан и Армения относились к третьему.

Четвертое наместничество объединяло Египет, Ливию и Триполи, а пятое — Западную Африку и Испанию.

Эмиры устанавливали свои порядки, часто еще более поднимая и без того что вело к росту социальной напряженности. Этот процесс накладывался на сепаратистские устремления отдельных регионов и сохранявшиеся религиозные противоречия.

Во второй четверти VIII в. отдельные разрозненные мятежи прокатились по всему халифату. В 728—737 гг. восстали согдийцы в Мавераннахре (междуречье Амударьи и Сырдарьи), в 734—743 гг. — берберы в Магрибе (Северная Африка) и Испании, в 740 г. — шииты в Куфе, в 744—747 гг. — хариджиты в Месопотамии, Западном Иране и Южной Аравии. Все эти выступления имели разный социальный состав участников и различную идеологическую оболочку. Кульминацией этой серии явилось восстание в Хорасане, возглавляемое бывшим рабом Абу Муслимом, которое началось в 747 г. и вылилось в настоящую гражданскую войну, охватившую весь Иран и Ирак. Основную массу восставших составляли иранские крестьяне, к которым присоединились иранские землевладельцы — дехкане, осевшие в Хорасане арабские племена, множество беглых рабов. Столь же пестрым был состав участников этих движений и в религиозном отношении: мусульмане различных толков — сунниты, шииты, хариджиты и немусульманское население. Войска Омейядов были разбиты. Последний халиф Мерван II отступил в Сирию, а затем бежал в Египет, где и был убит.

В результате гражданской войны к власти пришла новая династия — Аббасиды (потомки дяди пророка Мухаммеда). В 749 г. один из них — Абу-ль-Аббас-ас-Саффах был провозглашен халифом. Утвердившись на престоле халифата, Аббасиды расправились с восставшими. Абу Муслим был казнен.

Потомки лишившихся власти Омейядских халифов сумели укрепиться лишь на крайнем западе, в Испании, где ими был основан Кордовский халифат.

Хотя Аббасиды победили с помощью шиитов, они признали официальной государственной религией суннизм и перенесли столицу в Багдад, основанный в 762 г.

hrodgar.livejournal.com

Арабский халифат: что произошло с исламской супердержавой

Третья волна

Новая военная кампания началась в конце 780-х. Первым делом арабы рьяно взялись за возвращение потерянных территорий Закавказья. За короткий срок они смогли покорить три восточногрузинских княжества, но полноценно закрепились лишь в одном из них – Картли.

Затем халифат направил войска на запад Грузии, где находилось княжество Эгриси, зависимое от Византии. Местный правитель решил, что воевать с арабами бессмысленно и потому просто сдал город и помог захватчикам изгнать греков.

Таким образом, уже к 700 году под властью халифата оказалось почти все Закавказье, за исключением нескольких горных районов, которые подчинялись Византии.

Когда с закавказскими государствами было покончено, арабы направили свои армии в страны Магриба (так они называли североафриканское побережье). Там им уже, конечно, были «не рады». Поэтому воскам халифата пришлось заново захватывать города бывшей своей провинции Ифрикии. Но Византия ждала такого поворота событий и из Константинополя прибыла большая армия, которую поддерживали отряды из Сицилии, а также вестготы из римской Испании.

Поначалу арабы решил не ввязываться в открытый бой, а отступили к Кайруану. Но вскоре противникам все же пришлось столкнуться. Решающий бой произошел вблизи Карфагена, где арабы разгромили войска союзников и беспрепятственно вошли в город.



Еще один бой состоялся около Утики. Но и здесь халифат был сильнее. Два сокрушительных поражения заставили Византийскую империю отказаться от претензий на североафриканское побережье. А арабы продолжили завоевания.

Меньше чем за десять лет им удалось подчинить себе все страны Магриба. Единственным исключением был город Сеута, находящийся на побережье современного Марокко, напротив Гибралтара. Благодаря присоединению такой огромной территории, Арабский халифат увеличил свои «аппетиты» и стал посматривать в сторону лакомого Пиренейского полуострова.

В 711 году военачальник Тарик ибн Зияд высадился со своей армией в Испании. Война с вестготами продолжалась около трех лет, и закончилось уничтожением их государства.

Пока шла война на Пиренеях, арабы в 712 году сумели значительно расширить свои восточные границы, покорив область по нижнему течению Инда под названием Синд.

russian7.ru

Глава 3 Арабский халифат. История Востока. Том 1

Смерть пророка поставила перед руководителями арабов-мусульман нелегкую задачу: кто теперь будет их главой? Речь шла не только и не столько о религиозном вожде, сколько о правителе быстро растущего государства, хотя в представлении сподвижников пророка власть религиозная и власть политическая были неотделимы друг от друга. Религия давала непросто санкцию, но право на власть, а власть не просто опиралась на религию (как то было, скажем, с зороастризмом в сасанидском Иране), но была формой воздействия ее на людей. Словом, после смерти Мухаммеда встал вопрос о его заместителе, о новом религиозно-политическом вожде правоверных. После недолгих совещаний наиболее влиятельная часть сподвижников пророка выдвинула в качестве такого заместителя, халифа, одного из самых уважаемых мухаджиров – Абу Бекра. За недолгие годы его правления (632–634) арабы-мусульмане сумели не только подавить недовольство в своих рядах, но и объединить под властью халифа почти все арабские племена, а также начать успешные завоевания соседних территорий, прежде всего Двуречья (Ирака) и Сирии, потеснив соответственно сасанидский Иран и Византию.

Абу Бекра в качестве главы ставшего уже весьма обширным Арабского халифата сменил Омар, тоже влиятельный мухаджир, ближайший сподвижник Мухаммеда. При нем (634–644) успешные завоевания были продолжены: у Византии были отвоеваны земли Сирии и Палестины, затем Египет и Ливия, а у Ирана – значительная часть его западных земель, вплоть до Закавказья. При третьем выборном халифе. Османе (644–656), завоевания были продолжены, прежде всего в Северной Африке (Магриб) и Иране, где Сасаниды окончательно лишились власти.

Успешные завоевания и превращение халифата в гигантскую державу резко обострили внутриполитические противоречия в этом молодом и структурно весьма еще рыхлом государстве. Управление продолжало сохраняться в руках местных властей, а связи завоеванных областей с центром были недостаточно прочны. Кроме того, в центре назревал политический кризис, вылившийся в острую борьбу за власть.

Дело в том, что при Османе, оказавшемся весьма вялым и бесцветным правителем, на передний план вышли его сородичи из числа Омейядов, чем были очень недовольны другие группировки влиятельной исламской родовой знати, прежде всего из числа близких родственников пророка. Сплотившиеся вокруг кузена и зятя пророка Али, женатого на Фатиме, недовольные образовали политическую партию шиитов (шиа – партия, группа), выступивших за наследственное право потомков пророка, алидов, на власть. В 656 г. Осман был убит одним из шиитов, а четвертым халифом был провозглашен Али.

Влиятельная часть Омейядов, бежавшая от расправы в Сирию, где наместником был Муавия, не только отказалась присягнуть Али, но и резко выступила против него, обвинив его в соучастии в убийстве. Начались военные действия. Небольшое войско Муавии явно не было в состоянии противостоять халифу, но в решающий момент Муавия пошел на хитрость: его воины подняли на своих копьях листы священного Корана, требуя тем самым не военного, а религиозного решения спора. Али проявил нерешительность, согласившись на переговоры, что стоило ему трона и жизни: 12 тыс. отборных воинов его армии, разочаровавшись в своем вожде, вышли из числа его сторонников и стали именовать себя хариджитами (вышедшими). Хариджиты заявили, что халифом может и должен быть тот, кто достоин этого. Али вынужден был обратить свое основное внимания на хариджитов, которым он объявил войну. Борьба на два фронта завершилась для него печально: в 661 г. Али был убит в мечети в Куфе хариджитом. Халифом же стал Муавия, основавший династию Омейядов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Арабский халифат

 

Арабский халифат являлся теократическим мусульманским государством, которое возникло в результате завоеваний мусульман во главе с халифом в VII-IX веках. Первоначальное его ядро было создано в форме общины пророком Мухаммедом в Западной Аравии в Хиджазе в VII веке. Результатом многочисленных мусульманских завоеваний стало создание огромного государства, которое включало в себя Аравийский полуостров, Иран, Ирак. В его составе была большая часть Закавказья и Средней Азии. Оно включало в себя также земли Египта, Северной Африки, Сирии и Палестины, охватывало значительную часть Пиренейского полуострова и одну из четырех провинций Пакистана – земли синдхов. Таким обширным было государство Арабский халифат. История его создания связана напрямую с влиянием халифов (наследников или наместников).

Во времена Арабского халифата происходил самый расцвет исламской культуры и науки, он являлся Золотым веком ислама. Датой его основания считают 632 год. Рассмотрим эпоху первых 4-х халифов, которые шли «правым путем». Арабский халифат включал следующих правителей: Абу Бакра (его правление продлилось с 632 по 634 г.), Умара (634-644 г.), Усмана, который правил последующие 12 лет (по 656 г.), Али (656 по 661) и дальнейшее господство династии Омейядов, просуществовавшее с 661 по 750 год.

Эта империя, образованная менее чем за 100 лет, по своим размерам превышала Римскую. После кончины Мухаммеда были предпосылки к ее распаду и краху тех успехов ислама, которые были получены благодаря нему. После его смерти практически вся Аравия отошла от этого верования, исключение составила Мекка, Медина и Таиф.

Пророк не оставил после себя наследника и разразился спор о преемнике между мединцами и мекканцами. Халиф после дискуссий выдвинул Абу Бакра, которому удалось вернуть в Арабский халифат и ислам, и разъединенную Аравию. После усмирения восстания арабов, Бакра продолжил политику Мухаммеда и повел войну против иранских и византийских владений. Под конец жизни он повелевал Аравией, Вавилонией, Сирией, Месопотамией, западным Ираном, Барком, Египтом и Триполи.

Усман завоевал Кипр, Восточный Иран, Карфагенскую область, расширив Арабский халифат. Из-за междоусобиц арабов, возникших в связи с убийством Усмана, были устранены некоторые пограничные области.

Али убили во время «дворцового переворота», и к власти пришли Омейяды. При них в государстве, имеющем выборное правление, закрепилась наследственная монархия.

Завоевания первых халифов были успешными из-за слабости противников, поскольку никто не противодействовал арабам. Местное население из-за ненависти к грекам часто само призывало и помогало арабам. Греки ни разу не позволили им завоевать Малую Азию, а под Константинополем арабы претерпевали поражения.

В покоренных землях, где распространился Арабский халифат, история характеризует стиль правления при Умаре как воинствующую церковь. При Усмане было разрешено арабам владеть завоеванными землями, что влекло к помещичьей деятельности. Религиозный характер изменился с приходом Омейядов. Из церковно-религиозной общины, руководимой духовным главой, произошла трансформация в светско-политическую державу.

Следующая династия Аббасидов отмечается как деспотичная, кровавая и сопровождающаяся бессердечной жестокостью. Народ стал свидетелем лицемерия, а коварство проявлялось исподтишка, в виде расправы над неугомонными гражданами. Эта династия характеризовалась безумием, при ней была введена система пыток. Несмотря на это, правящие круги считались гениальными политиками, при которых блестяще велись финансы.

Культура арабского халифата и ее развитие в этот период всячески поощрялись, развивалась наука и медицина. Этому способствовала талантливая семья визирей, которая правила до 803 г., и которую сверг Харун. Члены семьи в течение 50 лет поддерживали равновесие между арабами и персами, создали политическую крепость и восстановили сасанидскую жизнь.

При Аббасидах культура арабского халифата была развита благодаря мирным отношениям с соседями, меновой торговле. Производились предметы роскоши, шелковые ткани, оружие, ювелирные изделия, вышивки на коже и холсте, ковры, резные работы на костях. Получила распространение в те годы мозаика, чеканка, гравировка, фаянсовые и стекольные изделия. Персия повлияла на арабскую поэзию, возникновение правильной историографии и научную арабскую филологию. В те годы была создана арабская грамматика, происходило собирание словесности.

 

fb.ru

Арабский халифат

Тема : Арабский халифат.

Цель: рассмотреть особенности жизни арабских племен и проследить пути возникновения государства у арабов, сформировать у учеников представление о новой мировой религии, зародившейся в VII в., – исламе, рассмотреть ислам как одну из мировых религий; развивать у учащихся умения работать с исторической картой, текстом учебника; продолжить формирование у учащихся чувства уважения к культуре других народов; религиозной терпимости, толерантности.

Оборудование: учебник И.М.Лихтей «История Средних веков», карта « Арабский халифат в VII-XI веках вв.», компьютерная презентация «Арабский халифат.»

Тип урока: изучения новых знаний

Основные понятия: Ислам, Аллах, Мухаммед, Коран, шариат, арабы, бедуины, феллахи, Кааба, намаз, закят, шахада, мечеть, минарет.

В течение всего урока учитель переключает слайды презентации на интерактивной доске, соответственно каждой части объясняемого материала.

Ход урока.

IОрганизационный момент.

IIАктуализация опорных знаний уч-ся

Рассматривание картинок с изображением арабов – как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня? Кто такие арабы?

III Мотивация учебной деятельности

Слайд 1.В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв на этой огромной территории существовало могущественное государство — Арабский халифат. Сегодня нам предстоит узнать о возникновении Ислама, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.

Слайд 2. На Востоке граница Византии тесно соприкасалась с территориями, где издавна проживали арабские племена. В VII веке незаметные раньше кочевники объединяются в мощное государство и становятся реальной угрозой для других держав. Чем же можно объяснить внезапные успехи пустынных кочевников, какие внешние и внутренние факторы повлияли на организацию арабского государства? Вот именно на этот вопрос мы и попытаемся с вами ответить на нашем уроке.

IV Изучение нового материала

1 . Природа и занятия жителей Аравийского полуострова.

Рассказ учителя

Слайд 3. Климат Аравии сухой и жаркий. На большей территории существуют степи и пустыни. Земли пригодной для земледелия немного

Слайд 4. Для земледелия была пригодна лишь небольшая часть Аравийского полуострова. Осёдлые арабы в оазисах на юге и западе Аравии. Они выращивали хлопчатник, возделывали сады, виноградники, выращивали финиковые пальмы, сахарный тростник и хлеб.

Слайд 5. Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Кочевые арабы – бедуины передвигались со своими стадами по степям. Они разводили верблюдов, овец, лошадей. Верблюд был неразлучным спутником бедуина. Верблюды давали им почти все нужное для жизни. Их молоко и мясо идут в пищу, из шерсти изготовляли ткани и веревки, из шкур – кожу для бурдюков и другой утвари, навоз шёл на топливо, и даже моча при недостатке воды использовалась для умывания.

Верблюд лучшее в условиях пустыни транспортное средство. В арабском языке слова «верблюд» и «красота» происходят от одного корня.

Слайд 6. Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. В оазисах на этом пути возникали торговые поселения и города с базарами, постоялыми дворами (караван-сараями) и святилищами местных божеств. Одним из крупнейших – город Мекка.

Итак, – Как природа и географическое положение Аравии повлияли на занятия её населения? (учащиеся отвечают на вопрос).+ составление и заполнение схемы



арабы

Земледельцы — феллахи

Скотоводы — бедуины

Запад и юг Аравии – оазисы, прибрежные районы

Остальная территория – пустыня, каменистое плоскогорье

Выращивали: злаки, сахар, хлопок. Арбузы. Дыни. Маслины. виноград

Разводили: верблюдов,коней,овец

Разложение родового строя у арабов

Слайд 7. Бедуины жили племенами и родами. Во главе племен стояли вожди. Они руководили воинами во время набегов, выбирали места для кочевий, разбирали споры между соплеменниками. Обычно вождя выбирали из богатого рода, чтобы он при нужде мог кормить бедняков и выкупать пленников. Племена росли численно, и им становилось тесно на прежних пастбищах. Появилось немало бедняков и людей, изгнанных из племени за какие-либо проступки. Племена начинали воевать между собой. И эти войны длились иногда десятилетиями.

Из-за чего воевали племена?

Из-за лучших пастбищ.

Обычай кровной мести.

Каждое племя поклонялось своим божествам.

Метод «Мозговой штурм» — Что могло прекратить постоянные войны?

Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

Прекращение вражды племён между собой.

Борьба с внешними врагами.

Упадок торговли.

Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

Объединению арабских племен помогло и возникновение новой религии – ислама.

2. Возникновение ислама. Пророк Мухаммед.

Слайд 8.Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда. Запись в тетради: 570-632 гг.- годы жизни Мухаммеда

Сообщение учащегося о пророке Мухаммеде

Запись в тетрадь – пророк Мухаммед (570-632)

Слайд 9. 610г. — начало проповедей

Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчесление.

Запись в тетради: 622 г.- год хиджры.

Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда. Ясриб был переименован в Город Пророка — Медина. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда — мечеть.

Слайд 10. В 630 г. Мухаммед покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г. большинство арабов приняло новую религию и новую власть.

На Аравийском полуострове образовалось арабское государство.

Слайд 11. -Что способствовало объединению арабов?

-а у нас в Украине есть мусульмане?

Сегодня Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Пророк Мухаммед остается самым почитаемым пророком. Ислам не наделяет его сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что посланник Бога — такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес. Однако для каждого мусульманина Пророк Мухаммед — совершенный человек, и жизнь Его — наилучший пример для подражания.

Основы мусульманского вероучения

Слайд 12. Мысли, пророчества Мухаммеда были записаны в священную книгу мусульман – Коран. Запись в тетради новых слов: Коран

Состоит Коран из 114 разделов \ сур \ разной длины, длина сур уменьшается к концу книги , суры делятся на стихи, и каждый стих называется «айят», т. е. чудо.

Язык Корана считается божественным, поэтому долгое время Коран не переводился на другие языки. Первые переводы в Европе относятся к XII веку.

В Коране сказано, что Аллах сотворил мир за шесть дней. Создав живые существа, Аллах на шестой день сотворил из глины первого человека – Адама и из его ребра – Еву. А седьмой день– у мусульман это пятница – считается днем отдыха. Сунна — запись высказываний (хадисов) пророка Мухаммед

Слайд 13.Первая из сур Корана – аль Фатиха выполняет ту же роль что и христианская молитва «Отче наш». – видеофрагмент

Хасиды (высказывания и наставления) пророка Мухаммеда

1. Тот, кого молитва не сдерживает от плохих дел, далеко отошел от Бога.

2. Удовольствие от небольшого — неисчерпаемое богатство.

3. Рай — под стопами матерей.

4. Стыд — от веры.

5. Сухость глаз — признак жестокого сердца.

6. Лучшие из вас те, кто призывает вас к благу.

7. Великая это предательство, если ты ничего не сказал брату, и тот (поверив), подтвердил сказанное тобой, а ты солгал ему.

8. Чтобы стать лжецом, достаточно повторять все то, что услышал.

9. Чтобы стать невеждой, достаточно говорить все, что знаешь.

10. Приветливость к людям — половина ума.

11. Хорошо спросить — половина знания.

12. Ищи знания даже в Китае, стремление к знаниям — обязанность каждого мусульманина и мусульманки.

13. Учитель и ученик — друзья в добром деле.

14. Каждый, кто погиб, защищая свое имущество, — святой мученик.

15. Имущество мусульманина — кровь мусульманина.

16. Бедность — порог разочарования, а зависть может изменить назначение человека.

1. Каково ваше отношение к наставлениям Мухаммеда?

2. Содержат ли наставления пророка общечеловеческие идеалы, которым должны следовать люди независимо от их религиозных убеждений? Докажите свою позицию.

«Пять столпов» ислама

Согласно положениям ислама, у мусульманина пять основных обязанностей.

Работа в микрогруппах

Игра « Восстанови предложение» — необходимо восстановит правильный порядок слов в предложения — и записать его.(слова на карточках в разброс)

1)Шахада– верить в существование единого бога – Аллаха и Мухаммеда – пророка его.

***Преданность исламу подтверждается произнесением краткой формулы: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – Посланник Божий». Троекратное произнесение шахады при свидетелях является главной частью ритуала принятия ислама взрослым человеком (не мусульманином от рождения)

2)Намаз – пять раз в день выполнять обязательную молитву; (утром, около полудня, во второй половине дня, после захода солнца, и перед сном).

3) Рамазан – раз в год придерживаться обязательного поста — от рассвета до заката; (9 месяц по мусульманскому лунному календарю) течение одного месяца в году.

4)Закят – милостыня и специальный налог в пользу бедных ( 1/5 прибыли)

5)Хадж –один раз в жизни совершить паломничество в священные города – Мекку и Медину. (На территории Саудовской Аравии).

Слайд 14 проверка задания

Работа с историческим документом

С. 145 учебника сура 2 из Корана – прочитать и ответить на вопросы.

Джихад – священная война против неверных – еще одна обязанность мусульман

Слайд 15.обычаи и нравы мусульман

3. Арабский халифат.

Рассказ учителя

Слайд 16.После смерти Мухаммеда во главе исламского государства встали его родственники и сподвижники. Государство непосредственно возглавлял халиф — «заместитель пророка». Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками. Само же государство получило название Халифата.

Слайд 17.Постановка проблемного вопроса — Почему завоевания арабов были успешными?

Работа с историческими документами(прочитать – сделать выводы о причинах военных успехов арабов)

А)отрывок из сочинения Ибн Исхака о начале завоеваний арабов

«Говорят, что Абу Бекр, первый праведный халиф, ставший во главе арабов после Мухаммада, решил послать войска в Сирию .Он призвал жителей Мекки и всех арабов Таифа, Нежда, Йемена, Хиджаза отправиться на священную войну. Абу Бекр обещал им богатую добычу. И поспешили к нему люди, — одни, чтобы заслужить благоволение Аллаха, другие – желая получить земные блага»

Б) Войско арабов в VI—VIII веках состояло из отдельных племенных и родовых отрядов.

Конница в арабском войске по своей численности в несколько раз уступала пехоте — приобрести и содержать коня мог далеко не каждый араб. Для ускорения переброски пехоты обычно использовались верблюды или лошади. Высокая подвижность была особенностью арабского войска. Учитывая это качество, командование широко применяло принцип внезапности.

Верблюды использовались не только для ускорения марша пехоты, но и для ведения боя. Для этого всадники на верблюдах вооружались длинными копьями.

Лучшей и главной частью арабского войска являлась конница. С IX века она начинает делиться на легкую и тяжелую. Тяжелая конница имела длинные копья, мечи, палицы, боевые топоры и защитное вооружение — более легкое, чем у рыцарей Западной Европы. Легкая конница была вооружена луками и длинными тонкими дротиками.


Слайд 18. завоевания арабов – видеофрагмент

Задание – запомнить страны, захваченные арабскими завоевателями.

Так в течении VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов — Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая.

Слайд 19 битва при Пуатье – решение хронологической задачи- Если у европейцев эта битва произошла в 732г, в каком году у арабов?

Слайд 20. Запись в тетради: 661-750гг. – Халифат Омейядов

.Арабский халифат был государством, созданной в результате завоеваний разных народов. Удерживать их в повиновении можно было только силой. Халифы создали для этого огромное постоянную армию — до 160 000 воинов, а для собственной защиты — дворцовую гвардию. По арабским законам вся земля принадлежала халифам, лишь на время уступали ее частями своим слугам.

Эмиры — Наместники халифов

Слайд 21. В 750 г. К власти пришла династия Аббасидов – потомки дяди Мухаммеда Аббаса. Столицей нового Халифата стал Багдад.

Запись в тетради: 750 — 1258гг.- воцарение династии Аббасидов.

Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768-809).Он был героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь». В них Харун предстает справедливым государем. На самом деле он был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом.

Распад халифата

Слайд 22. Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивала силы халифата. – одна из причин распада. А другие?

Чтобы выяснить вторую причину, предлагаем вспомнить, почему распалась империя Карла Великого.

4.Культура арабского халифата.

Слайд 23. Хотя мы и называем эту культуру арабской, это не совсем верно, потому что она впитала культуры народов, покоренных арабами. Арабы проявили редкую способность усвоить знания и традиции покоренных народов. Больше того, они сумели соединить культурные достижения разных стран в одно целое на основе ислама и арабского языка.

В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним — арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка в Средние века арабский язык был живым, разговорным языком для многих народов Востока. На нем вели дела в суде, его изучали в школах. Арабский язык стал языком науки и литературы.

Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава. Писатели и ученые жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.

Слайд 24. «Важнейшее украшение человека — знание», — говорит арабская пословица. В Багдаде, Кордове, Каире существовали высшие школы — медресе., в которых наряду с Кораном изучались светские науки. Эти вузы стали образцами для будущих западноевропейских университетов. Существовали огромные библиотеки (Каир, Кордова и др.), где были собраны тысячи книг. Быстрому распространению книг способствовало то, что в VIII в. арабы заимствовали из Китая искусство изготовления бумаги.

Слайд 25. Развитие научных знаний — просмотр видеофрагмента

Сравните уровень развития науки в Западной Европе и странах халифата?

Слайд 26, 27. Интересно, что до наших дней дошла задача аль-Бируни. С течением времени её содержание несколько изменялось, вот как звучит эта задача сейчас. Предлагаю решить ее вам.

Слайд 28. Наконец, для всех времен и народов непревзойденной достопримечательностью арабской литературы остается «Тысяча и одна ночь», вобравшая в себя сказки разных народов арабо-мусульманского мира.

Быстро развивались разнообразные жанры поэзии. Одним из самых известных поэтов был Фирдоуси. Он создал огромный эпос «Шахнаме » («Книга царей»), в котором описываются деяния персидских шахов. Фирдоуси высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести».

Слайд 29.Расцвет арабского Халифата отличился значительным строительством. Строились величественные мечети, дворце халифов, мавзолеи-гробницы, крепости.

Главным сооружением мусульманского востока была мечеть. Внешне мечети часто напоминали крепости, обнесенные глухими стенами с минимумом украшений. К стенам мечетей присоединялись высокие минареты, с которых верующих пять раз в день призвали к молитве. Однако совсем другая картина открывалась, войдя в мечети. Сначала верующие попадали в прямоугольный двор, обнесенный арочными галереями. В центре двора часто был размещен фонтан для омовения. С двором сочетался зал для молитв. Потолок зала держится на рядах колонн. В известной Кордовский мечети (VIII-Х вв.) насчитывается около тысячи мраморных колонн. Освичувалася она 250 люстрами из 7000 лампами. Красивой считается Каирская мечеть (XIV век). Святым местом в мечети есть мех раб — ниша в стене, обращенная в сторону Мекки и много украшенная резьбой или мозаикой. Молящиеся всегда повернуты к мех раба. В мечетях нет ни икон. Ни фресок. Ислам запрещает изображать Бога и поклоняться любым изображением. Однако интерьер мечети богато украшенный арабесками — переплетенными между собой линиями, геометрическими фигурами и цветами. Арабески выполнены мозаикой, резьбой, инкрустацией. Наряду с орнаментом на стенах мечетей много надписей (изречения из Корана), которые сами напоминают орнамент (вязь). Это искусство каллиграфии, которым арабы владели виртуозно.

V Закрепление изученного материала

Слайд 31. – графический диктант


  • Большая часть Аравийского полуострова – пустыня. (Да)

  • Северные арабы занимались земледелием. (Нет )

  • Основатель ислама – Мухаммед. (Да)

  • Священная книга мусульман – Сунна. (Нет)

  • «Правоверные» – так называли христиан. (Нет)

  • Халифы – «Заместители Пророка». (Да)

  • Халиф Гарун ар-Рашид – только герой сказок «Тысяча и одна ночь». (Нет)

  • Арабы достигли выдающихся успехов в науке. (Да)

  • Арабески – умение красиво писать буквы. (Нет )

  • Минарет – город, в котором родился Мухаммед. (Нет )

  • Мусульмане – люди, исповедующие ислам (Да )

VI Итог урока

Решение проблемного вопроса урока

Можно ли утверждать, что ислам способствовал объединению арабских племен (по методу «Пресс»)

VIIДом. заданиеСлайд 32.

§11 (пересказ), письменно : «Сравнить основные обязанности христиан и мусульман».

flatik.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *