Проект «Беркут»: как уникальный Су-47 превратился в смертельный Т-50
Запомнившийся как С-37, Су-47 и по названию «Беркут», этот истребитель так и остался в единственном исполнении. Как «летающая лаборатория», он по прежнему в строю и числится на балансе ОКБ Сухого – до сих пор периодически летает и все еще остается «самолетом-загадкой», основные тайны которого так и не стали известны широкой публике.
Еще на этапе моделирования сама конструкция самолета являлась государственной тайной – еще бы, первый отечественный самолет с крылом обратной стреловидности (КОС). Помимо визуальной несхожести со всеми остальными типами самолетов, где крылья либо поперечны с корпусом, либо оттянуты назад, этот истребитель хищно выставлял их… вперед.
К проектированию этого самолета приступили в конце 80-х годов. О новом самолете было известно лишь то, что главной его особенностью является конструкция крыльев, что советские авиаконструкторы прилюдно отрицали. Без «утечки» не обошлось – некоторые особенности конструкции самолета были раскрыты благодаря снимку модели. Стало ясно, что это проект совершенно нового самолета, обозначенного как пятое поколение отечественных истребителей. Сенсация!
Кстати, сенсацией самолет стал еще до того момента, когда впервые поднялся в воздух. Это произошло 15 сентября 1997 года. Тогда им управлял летчик-испытатель ОКБ Сухого Игорь Вотинцев. Об особенностях пилотирования самолета не знали даже основные конкуренты – американцы, создававшие свои истребители с крылом обратной стреловидности, которые после многих лет испытаний хоть и полетели, но были признаны неперспективными. Боевые возможности Су-47 всегда оставались под грифом «совершенно секретно», хотя на него так и не «навешали» полный комплект ракетного вооружения и радиолокационных станций.
Сегодня еще один летчик-испытатель, которому довелось неоднократно поднимать в небо «Беркут», Герой России Сергей Богдан, оценивает этот самолет как «эпохальное конструкторское решение с нестандартными характеристиками пилотирования».
«Этот самолет очень габаритный и легкий в управлении, что достаточно неожиданно при наличии мощных двигателей и тяжелых контейнеров для бомбового и ракетного вооружения, – рассказывает Сергей Богдан, который испытал добрый десяток истребителей, в том числе и ПАК ФА – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50. – Он легок в управлении и при необходимой переподготовке может быть управляем даже молодыми выпускниками военных авиационных училищ. Боковая ручка управления в компактной кабине истребителя также весьма удобна – таких раньше в отечественных самолетах не встречалось. Этот самолет, как и его современные аналоги, «заточен» на то, чтобы пилот не отвлекался на выполнение боевой задачи – дерни ручку и не задумывайся о совершении воздушного маневра, ищи наземную или воздушную цель».
Летчик-испытатель оценивает Су-47 как легкий в управлении и боевом применении самолет. Ему самому порой хочется, как истинному спортсмену, «разогреть мышцы» на более тяжелых «снарядах», например, на самолетах 3-го поколения типа Су-24, более сложных в управлении. Но это – как каприз профессионала, испытателя.
«Чем выше поколение самолета, тем легче его управление и боевое применение, – говорит Сергей Богдан. – Мне «Беркут» очень понравился. Как говорится – лег в ручку».
Что представляет из себя Су-47?
Конструкция самолета скомпонована по схеме интегрального неустойчивого триплана, имеющего высоко расположенное крыло обратной стреловидности, центральноповоротное заднее хвостовое оперение небольшой площади. Как утверждают летчики-испытатели, этот самолет «увертлив» на малых скоростях и способен совершать воздушные пируэты, которые не могут делать другие истребители.
Кстати, во время производства деталей для экспериментального самолета была применена новая технология – детали обшивки удалось получить в плоском виде, придавая им необходимую форму, когда кривизна совпадала со стыковкой с полной точностью. Благодаря крупногабаритным панелям удалось уменьшить массу истребителя и снизить его заметность на радарах. Этому способствовали и композитные материалы, примененные в его обшивке.
Истребитель Су-47 оснащен современным отечественным бортовым оборудованием. К нему относится многоканальная цифровая ЭДСУ – электродистанционная система управления, интегральная автоматизированная система управления полетом, навигационный комплекс, включающий инерциальную навигационную систему на лазерных гироскопах и спутниковую навигацию.
Этот самолет, относящийся к пятому поколению, должен был обладать способностью осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности. Предусматривалась автоматизация управления бортовыми информационными и помеховыми системами, а также повышенная боевая автономность за счет установки в кабине одноместного самолета индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации – одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков.
Аэродинамика и бортовые системы истребителя должны были обеспечивать возможность изменения угловой ориентации и траектории движения самолета без сколько-нибудь ощутимых опозданий, не требуя при этом строгой координации и согласования движений управляющих органов. От самолета требовалось «прощать» грубые погрешности пилотирования в широком диапазоне условий полета – об этом рассказал и летчик-испытатель Сергей Богдан.
Итог авиапроекта истребителя нового поколения под общим названием «Беркут» позволил российским авиастроителям проверить несколько важных идей и собрать массу информации о самолетах с крылом обратной стреловидности. Полученные сведения о характере обтекания и поведения самолета с КОС на разных режимах полета позволили отечественной авиационной науке закрыть несколько белых пятен в теориях.
«Этот проект стал одним из лучших вариантов создания целого комплекса летательных аппаратов, которые получили богатую перспективу, – говорит генконструктор Су-47, нынешний глава Объединенной авиационной корпорации Михаил Погосян. – По разработкам «Беркута» мы вышли на нынешний самолет пятого поколения – Т-50. Его опыт поможет и другим новым истребителям».
Можно напомнить, что после окончания основной программы своих испытаний именно самолету Су-47 довелось стать основной платформой для отработки элементов будущего истребителя Т-50 (программа ПАК ФА). А в 2006-2007 годах «Беркут» получил новый грузоотсек, созданный по проекту Т-50. Целью такой доработки была проверка створок и внутреннего оснащения отсека на работоспособность в условиях реального полета.
Несмотря на давнее завершение проекта, до сих пор не прекращаются споры о плюсах и минусах или перспективах самолета Су-47 как класса авиационной техники с крылом обратной стреловидности. Плюсы и минусы КОС обсуждаются до сих пор. Единого мнения о перспективах самолетов, подобных «Беркуту», нет до сих пор. Что касается самого проекта, то его признали удачным и сами авиаконструкторы, и военные летчики. Хотя Су-47 и не стал основой для перспективных истребителей, превосходящих по своим характеристикам всю современную технику, он сделал все для отработки новых технологий.
«Роль новейших боевых самолетов с подобными уникальными характеристиками возьмут на себя другие разработки», – считает Михаил Погосян.
Автор: Виктор Сокирко
Фото: ОКБ Сухого
Су-47 «Беркут» – уникальное военное самолётостроение России
Содержание
- 1 История Су-47
- 2 Известные преимущества КОС
- 3 Недостатки КОС
- 4 Характеристики «Беркута»
- 5 Перспектива
- Су-47 «Беркут» — российский проект истребителя пятого поколения с обратной стреловидностью крыла.
- Пережив нелёгкие времена 1990-х, из копилки советских технологий достаются интересные разработки. Уникальность работ впечатляет, будет или нет выпускаться серийно истребитель с КОС (крылом обратной стреловидности) пока неизвестно, а может просто засекречено. Благодаря этому проекту у российских конструкторов много результатов испытательных полётов с уникальными крыльями и с корпусом из композитных материалов. За это Су-47 прозвали летающей лабораторией. Что ещё за этим скрывается пока останется тайной. Мы уже заметили, что ПАК ФА появился не на пустом месте.
История Су-47
Работы над Су-47 начались с 1980-го г., когда уже был получен качественно новый истребитель-бомбардировщик Су-27. На его базе и разрабатывался перспективный тяжёлый истребитель пятого поколения. Известны несколько названий проекта: И-90, С-22, С-32 и предшественник С-37. С конца 60-х уже были попытки использовать в КБ «Сухого» КМ (композитные материалы) для облегчения конструкции, но их характеристики (углепластика) не были устойчивыми на тот период времени. Сейчас это качественный материал до 8 м длины, из него и сделаны панели для «Беркута».
Особенностью конструкции самолёта являются КОС (крылья обратной стреловидности). Свою историю они начали с 1930-х гг., когда впервые в августе 1934-го планер БП-2 принял участие в соревнованиях в Коктебеле (СССР, Крым). Это была разработка советского учёного В.Н.Беляева. Преимуществом конструкторского решения стали высокие показатели управляемости и устойчивости полётов. Тогда же были проведены испытания в ЦАГИ (центральном аэрогидродинамическом институте им. Н.Е.Жуковского) в аэродинамической трубе, а также совершён полёт Коктебель-Москва. В авиастроении советской России такая конструкция не применялась до 1950 г., с ней вновь столкнулись в 1944 г., когда Германия начала поставлять на фронт реактивный бомбардировщик Ju-287 со скоростью 815 км/ч. В 1945 – 1947 гг. конструктор П.П.Цыбин создаёт планер ЛЛ-3 с КОС, скоростью 1150 км/час. С конца 1946-го г. ОКБ Ильюшина поручено создать пассажирский самолёт с безопасным завершением взлёта в случае отказа одного из двух двигателей. Так, на замену Ил-12 в 1950 г.
приходит Ил-14 с КОС, после доработки это уже был Ил-14П, который в 1952 г. становится безопасным, и легче в пилотировании и при коротком взлёте-посадке, скорость увеличена на 30 км/ч.Итак, с 1983 по 1988 гг. С-22 разрабатывается для ВВС СССР в качестве проведения исследовательских работ, которые должны дать результаты для создания истребителей нового, уже пятого поколения. С 1988 г. прекращено финансирование и проект закрывается. К этому времени в Советском Союзе успешно создаются и производятся авианосцы. В 1988 г. на него получен заказ от ВМФ, не имевшего в своём арсенале скоростных истребителей для длительного выполнения задач. Новый проект был назван Су-27КМ. С поражением в «Холодной войне» от Запада, с приходом 1990-х финансирование работ прекращается. КБ «Сухого» продолжает работы в режиме экономии. Результатом становится появление С-37 в воздухе в 1997-м году. Общественность увидела его после доработки в 1999 г. под аббревиатурой Су-47 в салоне МАКС. В иностранной прессе 1994 – 1996 гг.
Известные преимущества КОС
О лучшей управляемости машин с крыльями обратной стреловидности уже много написано и доказано практикой полётов, что полностью соответствует концепции КБ «Сухого» о сверхманевренности. Поэтому этот проект обязательно будет когда-нибудь доработан. Компоновка КОС удачная для распределения давления, где часть нагрузки принимает ПГО (переднее горизонтальное оперение). Выход истребителя из состояния «Штопор» намного легче. Одним из главных преимуществ, которых нет в западных технологиях, это большая подъёмная сила сорокатонных «Сухих», позволяя сократить взлётный разбег до 90 м. без толкателей и трамплина. Это грозное технологическое превосходство отечественных авианосцев, которые давно нужны для страны. Вторым из основных преимуществ является уменьшенная обнаруживаемость для РЛС, что важно при разработке стелс-технологий.
Недостатки КОС
Главным недостатком есть упругая дивергенция крыла. Это когда при достижении высоких скоростей КОС скручиваются, так возникает опасность разрушения. Поэтому приходится дополнительно применять продольную балансировку, из-за смещения аэродинамического фокуса. Сделав конструкцию более жёсткой, конструкторы получили следующую проблему – увеличилось лобовое сопротивление. Взамен алюминию и титану пришли лёгкие композитные материалы из углепластика, которые сегодня уже высокого качества и с успехом применяются на Су-47 и ПАК ФА, но и они ещё несовершенны.
Вот в США недовольны своим невидимкой Раптор-22 за то, что машина менее живуча от традиционных материалов. Да и понятие «Невидимка» ещё очень даже условное. Правда, об этом все подробности не говорятся, а самолёты стелс из углепластика производятся в США, а с 2016 г. будут и в РФ. Но Су-47 «Беркут» так и не принимается к серийному производству, оставаясь летающей лабораторией для следующих перспективных поколений.
Возможно, он уже лишён недостатков и полностью готов к службе, а последняя его версия достанется обновлённому ВМФ России.Материалы для Су-47 «Беркут»
Материалы для производства схожи с моделями на базе Су-27, отдельного внимания заслуживает конструкция крыльев. Планер рассматриваемого самолёта состоит из большого количества композитных материалов, что позволяет снизить вес, увеличить эксплуатационный ресурс в 1,5 – 3 раза, сократить затраты на сборку на 50%. Эти материалы позволяют выдерживать огромные тепловые нагрузки, изолировать металлический корпус и кабину пилота от высоких температур.
Как решались недостатки технологии
На раннем этапе, при работе над С-22 определились с конструкцией для КОС. Принято было решение сделать жёсткое крыло из лёгкого углепластика, количество металла сократилось максимально. Кроме того, у крыла стали отклонятся носки для лучшей обтекаемости на больших углах атаки – получились отличные характеристики. Поэтому С-47 внешне не отличить от С-22 (середина 1980-х).
В 1988 г. ВМФ СССР остро нуждался в палубной авиации типа Су-27 и Миг-29. Адмиралам идея с С-32 для авианосцев пришлась по вкусу. Через несколько месяцев они получили готовый проект Су-27КМ, после доработки С-32-го. Вооружённость его была та же, что и на Су-33. Вес снаряжённого истребителя составил 40 тонн. Двигатели РД-79М не справлялись с взлётом с трамплина авианесущего крейсера «Адмирала Кузнецова». Проект С-32 был не нужен руководителям времён распада страны, в 90-е он имел статус «Инициативный». В таком случае от чудо-правителей полагался единственный самолёт для получения результатов испытаний, это был уже С-37.
Характеристики «Беркута»
Самолёт С-37 был переименован в Су-47 к международной выставке 2001 г. – это интегральный продольный триплан, он легко выполняет все элементы кобрирования, угол атаки 1200. Вес машины 19 500 кг, 13% из углепластика. Бортовые системы, шасси, фонарь и много чего другого те же, что и у всех последних моделей Су. Возможности нести боевую нагрузку соответствуем новейшим «Сушкам» – 8 т. Крыло самолёта (на 90% композиционное) в передней кромке -200, в задней -370. Вертикальное оперение меньшей площади, чем у семейства Су.
Сверху на крыле есть дополнительные воздухозаборники, нужные при взлёте, посадке и маневрировании. Их каналы изгибаются, так что лопатки компрессора не видно спереди – вражеские РЛС имеют трудности с фронтальным обнаружением «Беркута».
Двигатели: два Д-30Ф11 (15600 кгс) с обратным вектором тяги легко поднимают машину 25,6 т, давая возможность летать при 2200 км/ч и на 1400 км/ч низко над землёй, подниматься до 18 км высоты. Есть все средства связи. Закрытый и большой грузовой отсек ПАК ФА достался от Су-47, в 2006 и 2008 он обновлялся – это одно из значимых новых технологических решений.
Перспектива
Люди спорят, будут или нет лететь «Беркуты». Натовцы заняты аналогичными разработками. А в ВВС России уже располагают большой положительной и отрицательной информацией о КОС и КМ, возможностях РЛС и РЭБ. Наверное, пока что машины типа Су-47 не обладают такими преимуществами, чтобы стать на вооружение. Всё равно это «Туз» в рукаве отечественных конструкторов и Армии России. Может быть, наработки ещё не достигли логики научных знаний, как это было не раз в нашей истории.
Поделитесь с друзьями
1643 0
Университет легкой атлетики Сполдинга — Официальный веб-сайт легкой атлетики
БЕЙСБОЛ БЕЙСБОЛ: Твиттер БЕЙСБОЛ: Инстаграм БЕЙСБОЛ: Расписание БЕЙСБОЛ: Состав БЕЙСБОЛ: Новости БАСКЕТБОЛ БАСКЕТБОЛ: Facebook БАСКЕТБОЛ: Твиттер БАСКЕТБОЛ: Инстаграм БАСКЕТБОЛ: Расписание БАСКЕТБОЛ: Состав БАСКЕТБОЛ: Новости НАПРЯМИК Кросс-кантри: Facebook Кросс-кантри: Твиттер Кросс-кантри: Instagram КРОСС КАНТРИ: Расписание Кросс-кантри: состав КРОСС КАНТРИ: Новости ГОЛЬФ ГОЛЬФ: Facebook ГОЛЬФ: Твиттер ГОЛЬФ: Инстаграм ГОЛЬФ: Расписание ГОЛЬФ: состав ГОЛЬФ: Новости ЛАКРОСС ЛАКРОС: Твиттер ЛАКРОС: Расписание ЛАКРОС: Состав ЛАКРОС: Новости ФУТБОЛЬНЫЙ ФУТБОЛ: Facebook ФУТБОЛ: Твиттер ФУТБОЛ: Инстаграм ФУТБОЛ: Расписание ФУТБОЛ: Состав ФУТБОЛ: Новости ЛЕГКАЯ И ПОЛЕВАЯ ЛЕГКАЯ И ПОЛЕВАЯ: Facebook ЛЕГКАЯ ПОЛЕТА: Твиттер ЛЕГКАЯ ПОЛЕТА: Instagram ЛЕГКАЯ ЛЕГКАЯ: Расписание ЛЕГКАЯ ПОЛЕТА: Состав Легкая атлетика: Новости БАСКЕТБОЛ БАСКЕТБОЛ: Facebook БАСКЕТБОЛ: Твиттер БАСКЕТБОЛ: Инстаграм БАСКЕТБОЛ: Расписание БАСКЕТБОЛ: Состав БАСКЕТБОЛ: Новости БОУЛИНГ БОУЛИНГ: Facebook БОУЛИНГ: Твиттер БОУЛИНГ: Инстаграм БОУЛИНГ: Расписание БОУЛИНГ: Состав БОУЛИНГ: Новости НАПРЯМИК Кросс-кантри: Facebook Кросс-кантри: Твиттер Кросс-кантри: Instagram КРОСС КАНТРИ: Расписание Кросс-кантри: состав КРОСС КАНТРИ: Новости ГОЛЬФ ГОЛЬФ: Facebook ГОЛЬФ: Твиттер ГОЛЬФ: Инстаграм ГОЛЬФ: Расписание ГОЛЬФ: состав ГОЛЬФ: Новости ЛАКРОСС ЛАКРОС: Расписание ЛАКРОС: Состав ЛАКРОС: Новости ФУТБОЛЬНЫЙ ФУТБОЛ: Facebook ФУТБОЛ: Твиттер ФУТБОЛ: Инстаграм ФУТБОЛ: Расписание ФУТБОЛ: Состав ФУТБОЛ: Новости СОФТБОЛ СОФТБОЛ: Facebook СОФТБОЛ: Твиттер СОФТБОЛ: Инстаграм СОФТБОЛ: Расписание СОФТБОЛ: Состав СОФТБОЛ: Новости ЛЕГКАЯ И ПОЛЕВАЯ ЛЕГКАЯ И ПОЛЕВАЯ: Facebook ЛЕГКАЯ ПОЛЕТА: Твиттер ЛЕГКАЯ ПОЛЕТА: Instagram ЛЕГКАЯ ЛЕГКАЯ: Расписание ЛЕГКАЯ ПОЛЕТА: Состав Легкая атлетика: Новости ВОЛЕЙБОЛ ВОЛЕЙБОЛ: Facebook ВОЛЕЙБОЛ: Твиттер ВОЛЕЙБОЛ: Инстаграм ВОЛЕЙБОЛ: Расписание ВОЛЕЙБОЛ: Состав ВОЛЕЙБОЛ: Новости СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ВСЕ-АМЕРИКАНЦЫ СОГЛАСИЕ РАЗДЕЛ IX УДОБСТВА ЗАЯВЛЕНИЕ О МИССИИ СААК ИНФОРМАЦИЯ О КОНФЕРЕНЦИИ КАТАЛОГ ПЕРСОНАЛА СПОРТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ СПРАВОЧНИК СТУДЕНТА-СПОРТСМЕНА СТИПЕНДИИ АНКЕТА ДЛЯ НАБОРНИКОВ ПОЧЕМУ СПАЛДИНГ? ПОДАТЬ ЗАЯВКУ В СПАЛДИНГ СТУДЕНЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ О ЛУИСВИЛЬ ЦЕНТР СООТВЕТСТВИЯ NCAA СДЕЛАЙТЕ ПОДАРОК СЕЙЧАС ГОДОВОЙ ГОЛЬФ КЛАССИК СПОРТИВНАЯ СЕТЬ СУ СОВОКУПНОЕ РАСПИСАНИЕ КАРТА КАМПУСА ПОГОДА В ЛУИСВИЛЛЕ ФОТОГАЛЕРЕЯ
Сухой Су 47 — российский самолет с загнутыми назад крыльями — UAS VISION
Сухой Су-47 Беркут ( русский язык : Сухой Су-47 Беркут , букв. «Золотой орел») (по классификации НАТО Фиркин), также обозначенный как S-32 а С-37 (не путать с двухмоторной треугольной уткой, предложенной Сухим в начале 1990-х годов под обозначением Су-37) во время начальной разработки был экспериментальным сверхзвуковым реактивным истребителем, разработанным ОАО «Компания Сухого».
Отличительной чертой самолета было крыло с обратной стреловидностью, что придавало ему отличную маневренность и маневренность. Хотя серийное производство этого типа так и не было реализовано, а конфигурация не получила дальнейшего развития, единственный произведенный самолет послужил демонстрационным прототипом ряда передовых технологий, которые позже использовались в истребителе поколения 4.5 Су-35 и нынешнем реактивном истребителе пятого поколения Су. -57.
Первоначально известный как С-37, Сухой переименовал свой передовой испытательный самолет в Су-47 в 2002 году. Главный в России полигон для испытаний композитных материалов и сложных электродистанционных систем управления, а также новых технологий изготовления планеров.
ЦАГИ давно знает о преимуществах крыла с обратной стреловидностью, исследованиями в том числе по разработке ЛЛ Цибин и изучением трофейного Юнкерса Ju 287 в 1940с. На больших углах атаки законцовки крыла остаются убранными, что позволяет самолету сохранять управление элеронами. В отличие от более традиционных крыльев с задней стреловидностью, передняя стреловидность геометрически создает увеличенный угол падения внешних секций крыла, когда крыло изгибается под нагрузкой. Крылья испытывают более высокие изгибающие моменты, что приводит к тенденции структурного разрушения крыльев на более низких скоростях, чем у прямого крыла или крыла с задней стреловидностью.
Проект запущен в 1983 году по заказу ВВС СССР. Но когда распался СССР, финансирование было заморожено, и разработка продолжалась только за счет средств Сухого. Как и его американский аналог, Grumman X-29, Су-47 был прежде всего демонстратором технологий для будущих российских истребителей, таких как Су-57. Конфигурация крыла с прямой стреловидностью в конечном итоге не использовалась, потому что она была в основном выгодна на околозвуковых скоростях, а крыло с задней стреловидностью — на сверхзвуковых скоростях.