СУ-76 — Википедия
СУ-76 | |
---|---|
СУ-76 в Кремле Нижнего Новгорода | |
СУ-76 образца 1942 года | |
Классификация | САУ непосредственной поддержки |
Боевая масса, т | 11,2 |
Компоновочная схема | объединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади |
Экипаж, чел. | 4 |
История | |
Годы разработки | 1942 |
Годы производства | 1942—1945 |
Годы эксплуатации | 1942—1953 |
Количество выпущенных, шт. | 14292 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5000 |
Ширина, мм | 2740 |
Высота, мм | 2200 |
Клиренс, мм | 300 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 25 / 60° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 35 / 30° |
Борт корпуса, мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 10 / 20° |
Корма корпуса (середина), мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 15 / 30° |
Днище, мм | 7 / 81—90° |
Крыша корпуса, мм | 7 |
Лоб рубки, мм/град. | 35 / 25° |
Борт рубки, мм/град. | 10 / 25° |
Корма рубки, мм/град. | 10 / 20° |
Крыша рубки, мм/град. | 7 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 76,2-мм ЗИС-3 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 41,6 |
Боекомплект пушки | 60 |
Углы ВН, град. | −3…+25 |
Углы ГН, град. | ±15 |
Подвижность | |
Тип двигателя | спаренные рядные 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 2 × 70 |
Скорость по шоссе, км/ч | 44 |
Запас хода по шоссе, км | 250 |
Удельная мощность, л. с./т | 12,5 |
Тип подвески | индивидуальная, торсионная |
Преодолеваемый подъём, град. | 30 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,6 |
Преодолеваемый ров, м | 2,0 |
Преодолеваемый брод, м | 0,9 |
СУ-76 на Викискладе |
СУ-76 или
Самоходка выполнена на базе лёгких танков Т-60, Т-70 и предназначалась для непосредственного сопровождения пехоты, имела противопульное бронирование. Основное вооружение позволяло бороться с лёгкими и средними танками противника. Самый лёгкий и самый массовый тип САУ из выпускавшихся в Союзе ССР в годы Великой Отечественной войны и войны с Японией.
История
Cамоходно-артиллерийская установка поддержки СУ-76 в музее Дрездена.СУ-76 была совместно разработана конструкторскими бюро завода № 38 в городе Киров летом 1942 года, большую роль в создании самоходки сыграл Семён Александрович Гинзбург, он контролировал и непосредственно руководил работами по её созданию. Первые боевые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года, причём они были оснащены заведомо неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л.с. Эта силовая установка была очень сложна в управлении и вызывала сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Изначально САУ была полностью бронирована, что приводило к неудобству работы экипажа в боевом отделении. Эти недостатки вскрылись во время первого боевого применения советских серийных САУ на Волховском фронте, поэтому после выпуска 608 машин серийное производство СУ-76 было приостановлено и конструкция была отправлена на доработку. Однако большая надобность РККА в самоходной артиллерии привела к половинчатому решению — оставить «параллельную» силовую установку и общую компоновку машины по той же схеме, но усилить её элементы с целью увеличения моторесурса. Эта модернизация (уже без бронированной крыши боевого отделения) получила название СУ-76М и пошла в серию летом 1943 года, ряд САУ этого варианта успел попасть на фронт к началу Курской битвы. Тем не менее, результат в целом оказался удручающим. Одним из главных виновников по результатам внутреннего расследования был назван С. А. Гинзбург, который был отстранён от конструкторской работы и направлен на фронт в составе 32-й танковой бригады, в которой он занял должность зампотеха. Боевая карьера Семена Александровича оказалась недолгой: он погиб 3 августа 1943 года в районе деревни Малая Томаровка Курской области. Для Зальцмана эта история также не прошла бесследно – 28 июня его сняли с должности наркома танковой промышленности.
7 июня 1943 года вышло постановление ГКО №3530 «О самоходных установках СУ-76»:
«Самоходные установки СУ-76, предложенные Наркомтанкопромом (т. Зальцман) и начальником ГАУ КА (т. Яковлевым) и принятые на производство Постановлением ГКО от 2.12.1942 г., имели в эксплуатации массовые поломки коробок перемены передач и другие дефекты.
Указанные недостатки имели место в результате безответственного отношения Наркома Танковой промышленности т. Зальцман, начальника ГАУ т. Яковлева, директора завода №38 НКТП т. Яковлева и конструктора т. Гинзбурга к разработке конструкции самоходной установки и ее испытаниям.
Мероприятия по устранению поломок коробки перемены передач и других дефектов в установке, предложенные Наркомтанкопромом (т. Зальцман) и Начальником ГАУ КА. (т. Яковлевым) и выполненные заводом №38 НКТП по Постановлению ГОКО №3184с от 14.4.43 г., не устранили имевшиеся дефекты и надежной эксплуатации этой самоходной артиллерийской установки не обеспечили.
Государственный Комитет Обороны постановляет:
Немедленно прекратить на заводе №38 НКТП дальнейший выпуск самоходных артиллерийских установок СУ-76 существующей конструкции.
<…>
За безответственное представление в ГКО предложения по серийному выпуску и конструктивным доработкам самоходной артиллерийской установки СУ-76 – Народному Комиссару Танковой Промышленности т. Зальцман объявить выговор.
Предупредить т. Зальцман, что в дальнейшем за подобные упущения по качеству изготовления бронетанкового вооружения он будет строго наказан.
Конструктора самоходной артиллерийской установки СУ-76 т. Гинзбурга отстранить от работы в Наркомтанкопроме, запретить допущение его в дальнейшем к конструкторским работам и направить в распоряжение НКО для использования в войсках Действующей Армии.
Начальнику ГАУ КА т. Яковлеву в своей дальнейшей работе повысить ответственность и контроль за всеми опытными работами по бронетанковому вооружению, обратив особое внимание на правильный подбор состава комиссии по испытаниям.
Обязать Наркомтанкопром (т. Зальцман) и Начальника ГАУ КА. (т. Яковлева) установить и наказать виновных работников НКТП и ГАУ КА, безответственно отнесшихся к испытаниям самоходной артиллерийской установки СУ-76».
Тем не менее, необходимость в лёгкой САУ была настолько острой, что вернувшийся на должность Народного комиссара танковой промышленности В. А. Малышев объявил конкурс на лучший проект машины такого типа. В нём приняли участие коллективы завода № 38 под руководством Н. А. Попова и Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) под руководством Н. А. Астрова, главного разработчика всей отечественной линейки лёгких и плавающих танков. Их прототипы отличались по ряду элементов конструкции, но главным их новшеством было использование спаренной установки двигателей ГАЗ-203 от лёгкого танка Т-70, в которой оба мотора располагались последовательно и работали на общий вал. Соответственно, машина была перекомпонована, чтобы вместить в себя большую по длине силовую установку. С конца 1943 года (после снятия с серийного производства лёгких танков Т-70 и Т-80) оба этих завода, а также вновь организованный завод № 40 в г. Мытищи начали крупносерийное производство лёгкой САУ с силовой установкой ГАЗ-203, которая получила армейский индекс СУ-76 (тот же, что и первоначальный вариант, без индекса «М»). В результате СУ-76 (всех моделей) стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной в Красной Армии ВС Союза ССР. Всего было выпущено 13684 модернизированных СУ-76, из них 9133 самоходки построил ГАЗ. Серийное производство СУ-76М завершилось в октябре 1945 года, несколькими годами позже они были сняты с вооружения Советской Армии.
На базе СУ-76 поздних выпусков в 1945 г. была построена первая полноценная советская зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Она выпускалась серийно и после снятия базовой модели с производства.
Видео по теме
Производство СУ-76
1942 год
- № 38 — 25 (СУ-12)
- Декабрь — 25
1943 год
- № 38 — 583 (СУ-12), 514 (СУ-15М)
- Январь — 40 (СУ-12)
- Февраль — 150
- Март — 150
- Апрель — 100
- Май — 110
- Июнь — 33
- Июль (СУ-15М) — 25
- Август — 47
- Сентябрь — 78
- Октябрь — 102
- Ноябрь — 126
- Декабрь — 136
- № 40 — 210 (СУ-15М)
- Сентябрь -15
- Октябрь — 50
- Ноябрь — 75
- Декабрь — 70
- ГАЗ — 601 (СУ-15М)
- Октябрь — 16
- Ноябрь — 225
- Декабрь — 360
- Всего — 1908
1944 год
- № 38 — 1103
- Январь — 141
- Февраль — 141
- Март — 153
- Апрель — 176
- Май — 176
- Июнь — 175
- Июль — 141
- № 40 — 1344
- Январь — 75
- Февраль — 85
- Март — 100
- Апрель — 87
- Май — 87
- Июнь — 90
- Июль — 100
- Август — 130
- Сентябрь — 140
- Октябрь — 150
- Ноябрь — 150
- Декабрь — 150
- ГАЗ — 4708
- Январь — 316
- Февраль — 341
- Март — 385
- Апрель — 365
- Май — 365
- Июнь — 370
- Июль — 385
- Август — 430
- Сентябрь — 450
- Октябрь — 425
- Декабрь — 451
- Всего — 7155
1945 год
- № 40 — 1380
- Январь — 140
- Февраль — 140
- Март — 150
- Апрель — 150
- Май — 160
- Июнь — 160
- Июль — 160
- Август — 160
- Сентябрь — 120
- Октябрь — 40
- ГАЗ — 3824
- Январь — 435
- Февраль — 435
- Март — 450
- Апрель — 454
- Май — 440
- Июнь — 440
- Июль — 420
- Август — 400
- Сентябрь — 250
- Октябрь — 100
- Всего — 5204
- Итого — 14292
Конструкция и устройство
СУ-76 является полуоткрытой САУ с задним расположением боевого отделения. Механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины, двигатель располагался справа от осевой линии машины. Боезапас, орудие и рабочие места командира машины, наводчика и заряжающего располагались в открытой сверху и сзади боевой рубке.
СУ-76 оснащалась силовой установкой из двух 4-тактных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. САУ позднего выпуска снабжались форсированным до 85 л. с. вариантом тех же двигателей. Подвеска у СУ-76М индивидуальная торсионная для каждого из 6 опорных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса располагались спереди, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Прицельное оборудование включало штатный панорамный прицел орудия ЗИС-3; часть машин оснащалась радиостанцией 9-Р.
Бронирование дифференцированное противопульное, толщина верхнего лобового листа 25 мм, наклон 60 градусов от вертикали.
Для самообороны экипаж имел пистолет-пулемёты ППШ или ППС и несколько ручных гранат Ф-1. На левом борту боевого отделения в укладке находился пулемёт ДТ.
Варианты
- СУ-76 с параллельной установкой двигателей и броневой крышей боевого отделения;
- СУ-76М с параллельной установкой двигателей с повышенным моторесурсом и без броневой крыши боевого отделения;
- СУ-76 с последовательной установкой двигателей, работающих на общий вал, суммарной мощностью 140 л. с.;
- СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 170 л. с.
Боевое применение
СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила лёгкие танки непосредственной поддержки пехоты. Однако её оценка в частях была очень противоречивой. Пехотинцам СУ-76 скорее нравилась, так как её огонь был мощнее, чем у танка Т-70, а широко распространенная пушка ЗИС-3 имела большой ассортимент боеприпасов и была хорошо освоена в войсках, полуоткрытая рубка позволяла экипажу тесно взаимодействовать с пехотой в городских боях. Часто отмечаемыми самоходчиками слабыми местами машины были противопульное бронирование (хотя бронирование её было одним из самых сильных в классе лёгких САУ), пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от стрелкового огня сверху и миномётных мин. Хотя с другой стороны, та же открытая рубка была удобна для экипажа в работе, снимала проблему загазованности боевого отделения при стрельбе, облегчала обзор во всех направлениях и позволяла экипажу в любой момент использовать гранаты и стрелковое оружие в ближнем бою, покидание машины в критических ситуациях также облегчалось. СУ-76 имела много положительных сторон — лёгкость в обслуживании, надёжность, малошумность. Высокая проходимость и небольшая масса позволяла ей двигаться по лесисто-болотистой местности, лёгким гатям и мостам вместе с пехотой.
Отрицательные стороны боевого применения СУ-76 часто вытекали из того, что в среде командного состава Красной Армии не всегда учитывалось, что эта самоходка является бронетехникой лёгкого класса, и приравнивание её в тактическом плане к танку или САУ на базе Т-34, КВ вызывало неоправданные потери.
В качестве противотанковой САУ СУ-76 могла успешно бороться со всеми типами лёгких и средних танков вооружённых сил Германии (вермахта) и равноценными САУ противника. Против «Пантеры» СУ-76 была менее эффективна, однако также имела шансы на победу — 76-мм снаряды пробивали маску пушки и относительно тонкую бортовую броню. Однако борьба с «Тиграми» и более тяжёлыми машинами представляла для СУ-76 проблему. В подобных ситуациях инструкции для экипажа предписывали стрелять в ходовую часть и ствол орудия; бить в борт на близких дистанциях. Шансы самоходки несколько повысились после введения подкалиберного и кумулятивного снарядов к орудию. В целом же для успешной борьбы с танками противника от экипажа требовалось максимальное задействование положительных качеств СУ-76. В частности, грамотное использование маскировки и рельефа местности, а также маневрирование от одного отрытого в грунте укрытия к другому нередко позволяло самоходчикам получить боевое преимущество даже над тяжёлыми танками противника.
Американские солдаты осматривают подбитую северокорейскую СУ-76.СУ-76 иногда использовались для стрельбы с закрытых позиций. Угол возвышения её орудия был максимальным среди всех советских серийных самоходок, и дальность стрельбы могла достигать пределов установленного на ней орудия ЗИС-3, то есть 13 км.
Однако подобное применение сильно ограничивалось тем, что, во-первых, разрывы 76-мм снарядов на дальних расстояниях малозаметны, что осложняет или делает невозможной корректировку огня, во-вторых, для этого нужен грамотный командир орудия/батареи, которых во время войны сильно не хватало; использовались подобные специалисты преимущественно там, где это давало наибольший эффект, то есть в артиллерийских батареях от дивизионных и выше.
На завершающем этапе войны СУ-76 также использовались в качестве эрзац-БТР, машины передовых артиллерийских наблюдателей или для эвакуации раненых.
Страны-эксплуатанты
Сохранившиеся СУ-76
СУ-76 в музее Войска Польского, Варшава.Благодаря большому числу выпущенных самоходок, СУ-76 присутствуют в экспозициях многих музеев или служат машинами-памятниками в различных городах СНГ и воинских частях ВС России.
СУ-76М, изготовленную в 1945 году на заводе № 40 в подмосковном городе Мытищи, можно увидеть в Музее отечественной военной истории в Падиково Истринского района Московской области. Машина отреставрирована, на ходу. При восстановлении ходовой части машины воспроизведена сложная, но исторически достоверная оригинальная схема силовой установки из двух спаренных шестицилиндровых двигателей ГАЗ.
В Белоруссии на историко-культурном комплексе «Линия Сталина» построена ходовая реплика СУ-76М, которая принимает участие в военных реконструкциях. Реплика сделана настолько качественно, что с первого взгляда её трудно отличить от оригинала.
СУ-76 в литературе, компьютерных и мобильных играх
- Константин Колесов. «Самоходка номер 120»;
- С. Горский. «Записки наводчика СУ-76».
СУ-76 также можно увидеть в ряде компьютерных игр:
Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх часто далеки от реальности.
Примечания
- ↑ полковник М. Симаков. Албания и её вооружённые силы // «Зарубежное военное обозрение», № 8, 1994. стр.11-13
- ↑ Светозар Йоканович. Т-34 в странах южных славян // «Техника и вооружение», № 5, 2013. стр.12-16
- ↑ Модели советских танков из дневников разработчиков WoT, Игровой журнал «PC игры», ноябрь 2009 года, стр.128-129
Литература
- Уланов Р. Боевая подруга (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2003. — Апрель (№ 04). — С. 21-26.
- Игорь Шмелев. Самоходная артиллерия (рус.) // Техника — молодёжи : журнал. — 1981. — Сентябрь (№ 09). — С. 38-39.
- Михаил Барятинский Самоходки. В одном строю с танками // М., Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.
- Смирнов Г. Рассказы об оружии // М., Детлит, 1976.
- Чубачин А. В. СУ — 76. «Братская могила экипажа» или оружие Победы? // М.: Яуза. БТВ — Книга — Эксмо, 2009.
Ссылки
wiki2.red
Самоходная установка СУ-76И
Установка была выполнена по компоновочной схеме с передним расположением совмещенных отделений трансмиссионного и управления, и кормовым моторным отделением. Боевое отделение располагалось в средней части корпуса, над которым размещалась броневая рубка с установленным вооружением. Отделение управления и трансмиссии, в котором размещался механик-водитель, непосредственно соединялось с боевым отделением.Внутренний вид рубки СУ-76И через задний люк по левому борту (вверху) и по правому борту (внизу). |
Опытный образец СУ-76И движется по снежной целине.
Район Свердловска. Март 1943 года.
Производство СУ-76И в 1943 году | ||||||||||
Месяц | Март | АпрельО | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Всего |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Кол-во | 1 | 25 | 15 | 20 | 26 | 26 | 26 | 31 | 31 | 201 |
Тактико-технические характеристики самоходной установки СУ-76И | |
---|---|
Год выпуска | 1943 |
Экипаж | 4 |
Масса, т | 22,5 |
Габаритные размеры: длина, м (с пушкой) ширина, м высота, м | 6,1 2,91 2,375 |
Клиренс, м | 0,35 |
Броневая защита, мм | Лоб корпуса 35 мм Борт корпуса 25 мм Корма 15 мм |
Вооружение | 76-мм пушка С-1 | Боезапас | 96 выстрелов |
Двигатель | «Майбах» HL120TRM 12-цилиндровый, 300 л.с |
Коробка передач | 10-ступенчатая танковая |
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 | 1,0 |
Запас топлива, л | 320+120 |
Запас хода, км | по шоссе — 180 |
Макс. скорость, км/ч | по шоссе — 50 |
Преодолеваемые препятствия: подъём, град крен, град ров, м стенка, м брод, м | 30 28 2,1 1,0 1,0 |
Выпущено, шт | 201 |
Фотографии СУ-76И |
Чертежи
самоходной установки СУ-76И:
— общие виды СУ-76И
— компоновочная схема СУ-76И
М. Коломиец, И.Мощанский «Трофеи в Красной Армии». (Фронтовая иллюстрация №1, 2000 г.) «Отечественные бронированные машины 1905-1941». Том I. Изд.центр «Экспринт». 2002 г. М.Барятинский «Трофейные танки в Красной Армии». («Моделист-Конструктор» №3, 1998 г.) |
bronetehnika.narod.ru
СУ-76 — Википедия
СУ-76 в Кремле Нижнего Новгорода | |
СУ-76 образца 1942 года | |
---|---|
Классификация | САУ непосредственной поддержки |
Боевая масса, т | 11,2 |
Компоновочная схема | объединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади |
Экипаж, чел. | 4 |
История | |
Годы разработки | 1942 |
Годы производства | 1942—1945 |
Годы эксплуатации | 1942—1953 |
Количество выпущенных, шт. | 14 292 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5000 |
Ширина корпуса, мм | 2740 |
Высота, мм | 2200 |
Клиренс, мм | 300 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 25 / 60° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 35 / 30° |
Борт корпуса, мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 10 / 20° |
Корма корпуса (середина), мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 15 / 30° |
Днище, мм | 7 / 81—90° |
Крыша корпуса, мм | 7 |
Лоб рубки, мм/град. | 35 / 25° |
Борт рубки, мм/град. | 10 / 25° |
Корма рубки, мм/град. | 10 / 20° |
Крыша рубки, мм/град. | 7 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 76,2-мм ЗИС-3 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 41,6 |
Боекомплект пушки | 60 |
Углы ВН, град. | −3…+25 |
Углы ГН, град. | ±15 |
Подвижность | |
Тип двигателя | спаренные рядные 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 2 × 70 |
Скорость по шоссе, км/ч | 44 |
Запас хода по шоссе, км | 250 |
Удельная мощность, л. с./т | 12,5 |
Тип подвески | индивидуальная, торсионная |
Преодолеваемый подъём, град. | 30 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,6 |
Преодолеваемый ров, м | 2,0 |
Преодолеваемый брод, м | 0,9 |
СУ-76 — советская самоходноя артиллерийская установка (САУ), применявшаяся в Великой Отечественной войне. Самоходка выполнена на базе легких танков Т-60, Т-70 и предназназначалась для непосредственного сопровождения пехоты, имела противопульное бронирование. Вооружение позволяло бороться с легкими и средними танками. Самый легкий и самый массовый тип САУ из выпускавшихся в СССР в годы Великой Отечественной войны.
Противотанковая самоходно-артиллерийская установка СУ-76 в музее ДрезденаСУ-76 была совместно разработана конструкторскими бюро завода № 38 в г. Киров летом 1942 года, большую роль в создании самоходки сыграл Семён Александрович Гинзбург, он контролировал и непосредственно руководил работами по её созданию. Первые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года, причём они были оснащены заведомо неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л.с. Эта силовая установка была очень сложна в управлении и вызывала сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Изначально САУ была полностью бронирована, что приводило к неудобству работы экипажа в боевом отделении. Эти недостатки вскрылись во время первого боевого применения советских серийных САУ на Волховском фронте, поэтому после выпуска 320 машин серийное производство СУ-76 было остановлено и конструкция была отправлена на доработку. Однако большая надобность РККА в самоходной артиллерии привела к половинчатому решению — оставить «параллельную» силовую установку и общую компоновку машины по той же схеме, но усилить её элементы с целью увеличения моторесурса. Эта модернизация (уже без бронированной крыши боевого отделения) получила название СУ-76М и пошла в серию летом 1943 года, ряд САУ этого варианта успел попасть на фронт к началу Курской битвы. Тем не менее, результат в целом оказался удручающим. Одним из главных виновников по результатам внутреннего расследования был назван С. А. Гинзбург, который был отстранён от конструкторской работы и послан на фронт, где погиб. Возможно, в таком развитии событий сыграли значение напряжённые отношения между конструктором и народным комиссаром танковой промышленности И. М. Зальцманом.
Тем не менее, необходимость в лёгкой САУ была настолько острой, что вернувшийся на пост народного комиссара танковой промышленности В. А. Малышев (гибель С. А. Гинзбурга была одной из причин отставки И. М. Зальцмана с этой должности) объявил конкурс на лучший проект машины такого типа. В нём приняли участие коллективы завода № 38 под руководством Н. А. Попова и Горьковского Автомобильного Завода (ГАЗ) под руководством Н. А. Астрова, главного разработчика всей отечественной линейки лёгких и плавающих танков. Их прототипы отличались по ряду элементов конструкции, но главным их новшеством было использование спаренной установки двигателей ГАЗ-203 от лёгкого танка Т-70, в которой оба мотора располагались последовательно и работали на общий вал. Соответственно, машина была перекомпонована, чтобы вместить в себя большую по длине силовую установку. С конца 1943 года (после снятия с серийного производства лёгких танков Т-70 и Т-80) оба этих завода, а также вновь организованный завод № 40 в г. Мытищи начали крупносерийное производство лёгкой САУ с силовой установкой ГАЗ-203, которая получила армейский индекс СУ-76 (тот же, что и первоначальный вариант, без индекса «М»). В результате СУ-76 (всех моделей) стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной в Красной Армии. Всего было выпущено 13932 модернизированных СУ-76, из них 9133 самоходки построил ГАЗ. Серийное производство СУ-76М завершилось в 1945 году, несколькими годами позже они были сняты с вооружения Советской Армии.
На базе СУ-76 поздних выпусков в 1944 г. была построена первая полноценная советская зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Она выпускалась серийно и после снятия базовой модели с производства.
Конструкция и устройство[править]
СУ-76 является полуоткрытой САУ с задним расположением боевого отделения. Механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины, двигатель располагался справа от осевой линии машины. Боезапас, орудие и рабочие места командира машины, наводчика и заряжающего располагались в открытой сверху и сзади боевой рубке.
СУ-76 оснащалась силовой установкой из двух 4-тактных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. САУ позднего выпуска снабжались форсированным до 85 л. с. вариантом тех же двигателей. Подвеска у СУ-76М индивидуальная торсионная для каждого из 6 опорных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса располагались спереди, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Прицельное оборудование включало штатный панорамный прицел орудия ЗИС-3; часть машин оснащалась радиостанцией 9Р.
Бронирование дифференцированное противопульное, толщина лобовой брони 35 мм, наклон 60 градусов к нормали.
Для самообороны экипаж имел пистолет-пулемёты ППШ или ППС и несколько ручных гранат Ф-1. На левом борту боевого отделения в укладке находился пулемёт ДТ.
- СУ-76 с параллельной установкой двигателей и броневой крышей боевого отделения;
- СУ-76М с параллельной установкой двигателей с повышенным моторесурсом и без броневой крыши боевого отделения
- СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 140 л. с.
- СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 170 л. с.
Боевое применение[править]
СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила лёгкие танки непосредственной поддержки пехоты. Однако её оценка в частях была очень противоречивой. Пехотинцам СУ-76 скорее нравилась, так как её огонь был мощнее, чем у базового танка Т-70; открытая рубка позволяла тесно взаимодействовать с экипажем в городских боях. Часто отмечаемыми самоходчиками слабыми местами машины были противопульное бронирование (хотя бронирование ее было одним из самых сильных в классе легких САУ), пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от стрелкового огня сверху. Хотя с другой стороны, та же открытая рубка была удобна для экипажа в работе, снимала проблему загазованности боевого отделения при стрельбе, облегчала обзор во всех направлениях и позволяла экипажу в любой момент использовать гранаты и стрелковое оружие в ближнем бою, покидание машины в критических ситуациях также облегчалось. СУ-76 имела много положительных сторон — лёгкость в обслуживании, надёжность, малошумность. Высокая проходимость и небольшая масса позволяла ей двигаться по лесисто-болотистой местности, легким гатям и мостам вместе с пехотой.
Отрицательные стороны боевого применения СУ-76 часто вытекали из того, что в среде командного состава Красной Армии не всегда учитывалось, что эта самоходка является бронетехникой легкого класса и в тактическом применении приравнивали ее к танку или САУ на базе Т-34, КВ, что вызывало неоправданные потери.
В качестве противотанковой САУ СУ-76 могла успешно бороться со всеми типами легких и средних танков вермахта и равноценными САУ противника. Против «Пантеры» СУ-76 была менее эффективна, однако также имела шансы на победу — 76-мм снаряды пробивали маску пушки и относительно тонкую бортовую броню. Однако борьба с «Тиграми» и более тяжёлыми машинами представляла для СУ-76 проблему. В подобных ситуациях инструкции для экипажа предписывали стрелять в ходовую часть и ствол орудия; бить в борт на близких дистанциях. Шансы самоходки несколько повысились после введения подкалиберного и кумулятивного снарядов к орудию. В целом же, для успешной борьбы с танками противника от экипажа требовалось максимальное задействование положительных качеств СУ-76. В частности, грамотное использование маскировки и рельефа местности, а также маневрирование от одного отрытого в грунте укрытия к другому нередко позволяло самоходчикам получить боевое преимущество даже над тяжёлыми танками противника.
Американские солдаты осматривают подбитую северокорейскую СУ-76СУ-76 иногда использовались для стрельбы с закрытых позиций. Угол возвышения её орудия был максимальным среди всех советских серийных самоходок, и дальность стрельбы могла достигать пределов установленного на ней орудия ЗИС-3, то есть 13 км.
Однако подобное применение сильно ограничивалось тем, что, во-первых, разрывы 76-мм снарядов на дальних расстояниях малозаметны, что осложняет или делает невозможной корректировку огня, во-вторых, для этого нужен грамотный командир орудия/батареи, которых во время войны сильно не хватало; использовались подобные специалисты преимущественно там, где это давало наибольший эффект, то есть в арт. батареях от дивизионных и выше.
На завершающем этапе войны СУ-76 также использовались в качестве эрзац-БТР, машины передовых артиллерийских наблюдателей или для эвакуации раненых.
Страны-эксплуатанты[править]
Сохранившиеся СУ-76[править]
СУ-76 в музее Войска Польского, ВаршаваБлагодаря большому числу выпущенных самоходок, СУ-76 присутствуют в экспозициях многих музеев или служат машинами-памятниками в различных городах СНГ и воинских частях Российской Армии.
СУ-76 в литературе и компьютерных играх[править]
- Константин Колесов. «Самоходка номер 120»;
- С. Горский. «Записки наводчика СУ-76».
СУ-76 также можно увидеть в ряде компьютерных игр:
Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх часто далеко от реальности.
- ↑ Светозар Йоканович. Т-34 в странах южных славян // «Техника и вооружение», № 5, 2013. стр.12-16
- ↑ Модели советских танков из дневников разработчиков WoT, Игровой журнал «PC игры», ноябрь 2009 года, стр.128-129
- Уланов Р. Боевая подруга (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2003. — Апрель (). —.
- Игорь Шмелев Самоходная артиллерия (рус.) // Техника — молодёжи : журнал. — 1981. — Сентябрь (). —.
wp.wiki-wiki.ru
76 — это… Что такое СУ-76?
СУ-76 в Кремле Нижнего Новгорода | |
СУ-76 образца 1942 года | |
---|---|
Классификация | САУ непосредственной поддержки |
Боевая масса, т | 11,2 |
Компоновочная схема | объединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади |
Экипаж, чел. | 4 |
История | |
Годы разработки | 1942 |
Годы производства | 1942—1945 |
Годы эксплуатации | 1942—1953 |
Количество выпущенных, шт. | 14 292 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5000 |
Ширина корпуса, мм | 2740 |
Высота, мм | 2200 |
Клиренс, мм | 300 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 25 / 60° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 35 / 30° |
Борт корпуса, мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 10 / 20° |
Корма корпуса (середина), мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 15 / 30° |
Днище, мм | 7 / 81—90° |
Крыша корпуса, мм | 7 |
Лоб рубки, мм/град. | 35 / 25° |
Борт рубки, мм/град. | 10 / 25° |
Корма рубки, мм/град. | 10 / 20° |
Крыша рубки, мм/град. | 7 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 76,2-мм ЗИС-3 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 51,6 |
Боекомплект пушки | 60 |
Углы ВН, град. | −3…+25 |
Углы ГН, град. | ±15 |
Подвижность | |
Тип двигателя | спаренные рядные 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 2 × 70 |
Скорость по шоссе, км/ч | 44 |
Запас хода по шоссе, км | 250 |
Удельная мощность, л. с./т | 12,5 |
Тип подвески | индивидуальная, торсионная |
Преодолеваемый подъём, град. | 30 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,6 |
Преодолеваемый ров, м | 2,0 |
Преодолеваемый брод, м | 0,9 |
СУ-76 — советская лёгкая самоходно-артиллерийская установка (САУ), применявшаяся в Великой Отечественной войне.
История
Противотанковая cамоходно-артиллерийская установка СУ-76 в музее ДрезденаСУ-76 была совместно разработана конструкторскими бюро завода № 38 в г. Киров летом 1942 года, большую роль в создании самоходки сыграл Семён Александрович Гинзбург, он контролировал и непосредственно руководил работами по её созданию. Первые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года, причём они были оснащены заведомо неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л.с. Эта силовая установка была очень сложна в управлении и вызывала сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Изначально САУ была полностью бронирована, что приводило к неудобству работы экипажа в боевом отделении. Эти недостатки вскрылись во время первого боевого применения советских серийных САУ на Волховском фронте, поэтому после выпуска 320 машин серийное производство СУ-76 было остановлено и конструкция была отправлена на доработку. Однако большая надобность РККА в самоходной артиллерии привела к половинчатому решению — оставить «параллельную» силовую установку и общую компоновку машины по той же схеме, но усилить её элементы с целью увеличения моторесурса. Эта модернизация (уже без бронированной крыши боевого отделения) получила название СУ-76М и пошла в серию летом 1943 года, ряд САУ этого варианта успел попасть на фронт к началу Курской битвы. Тем не менее, результат в целом оказался удручающим. Одним из главных виновников по результатам внутреннего расследования был назван С. А. Гинзбург, который был отстранён от конструкторской работы и послан на фронт, где погиб. Возможно, в таком развитии событий сыграли значение напряжённые отношения между конструктором и народным комиссаром танковой промышленности И. М. Зальцманом.
Тем не менее, необходимость в лёгкой САУ была настолько острой, что вернувшийся на пост народного комиссара танковой промышленности В. А. Малышев (гибель С. А. Гинзбурга была одной из причин отставки И. М. Зальцмана с этой должности) объявил конкурс на лучший проект машины такого типа. В нём приняли участие коллективы завода № 38 под руководством Н. А. Попова и Горьковского Автомобильного Завода (ГАЗ) под руководством Н. А. Астрова, главного разработчика всей отечественной линейки лёгких и плавающих танков. Их прототипы отличались по ряду элементов конструкции, но главным их новшеством было использование спаренной установки двигателей ГАЗ-203 от лёгкого танка Т-70, в которой оба мотора располагались последовательно и работали на общий вал. Соответственно, машина была перекомпонована, чтобы вместить в себя большую по длине силовую установку. С конца 1943 года (после снятия с серийного производства лёгких танков Т-70 и Т-80) оба этих завода, а также вновь организованный завод № 40 в г. Мытищи начали крупносерийное производство лёгкой САУ с силовой установкой ГАЗ-203, которая получила армейский индекс СУ-76 (тот же, что и первоначальный вариант, без индекса «М»). В результате СУ-76 (всех моделей) стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной в Красной Армии. Всего было выпущено 13932 модернизированных СУ-76, из них 9133 самоходки построил ГАЗ. Серийное производство СУ-76М завершилось в 1945 году, несколькими годами позже они были сняты с вооружения Советской Армии.
На базе СУ-76 поздних выпусков в 1944 г. была построена первая полноценная советская зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Она выпускалась серийно и после снятия базовой модели с производства.
Конструкция и устройство
СУ-76 в музее Войска Польского, ВаршаваСУ-76 является полуоткрытой САУ с задним расположением боевого отделения. Механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины, двигатель располагался справа от осевой линии машины. Боезапас, орудие и рабочие места командира машины, наводчика и заряжающего располагались в открытой сверху и сзади боевой рубке.
СУ-76 оснащалась силовой установкой из двух 4-тактных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. САУ позднего выпуска снабжались форсированным до 85 л. с. вариантом тех же двигателей. Подвеска у СУ-76М индивидуальная торсионная для каждого из 6 опорных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса располагались спереди, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Прицельное оборудование включало штатный панорамный прицел орудия ЗИС-3; часть машин оснащалась радиостанцией 9Р.
Бронирование дифференцированное противопульное, толщина лобовой брони 35 мм, наклон 60 градусов к нормали.
Для самообороны экипаж имел автоматы (пистолет-пулеметы) ППШ или ППС и несколько ручных гранат Ф-1. На левом борту боевого отделения в укладке находился пулемет ДТ.
Варианты
- СУ-76 с параллельной установкой двигателей и броневой крышей боевого отделения;
- СУ-76М с параллельной установкой двигателей с повышенным моторесурсом и без броневой крыши боевого отделения
- СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 140 л. с.
- СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 170 л. с.
Боевое применение
СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила лёгкие танки непосредственной поддержки пехоты. Однако её оценка в частях была очень противоречивой. Пехотинцам СУ-76 скорее нравилась, так как её огонь был мощнее, чем у базового танка Т-70; открытая рубка позволяла тесно взаимодействовать с экипажем в городских боях. Часто отмечаемыми самоходчиками слабыми местами машины были противопульное бронирование, пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от стрелкового огня сверху. Хотя с другой стороны, та же открытая рубка была удобна для экипажа в работе, снимала проблему загазованности боевого отделения при стрельбе и позволяла легко покинуть подбитую самоходку. СУ-76 имела много положительных сторон — лёгкость в обслуживании, надёжность, малошумность, высокую проходимость по лесисто-болотистой местности.
В качестве противотанковой САУ СУ-76 могла успешно бороться со всеми типами легких и средних танков вермахта и равноценными САУ противника. Против тяжёлой «Пантеры» СУ-76 тоже имела шансы на победу — 76-мм снаряды пробивали маску пушки и относительно тонкую бортовую броню. Против «Тигра» и более тяжёлых машин СУ-76 была малоэффективна. Инструкции для экипажа предписывали в таком случае стрелять в ходовую часть и ствол орудия; бить в борт на близких дистанциях. Введение подкалиберного и кумулятивного снарядов несколько упростило борьбу с тяжелобронированными целями. Грамотное использование маскировки и рельефа местности, а также маневрирование от одного отрытого в грунте укрытия к другому позволяло опытным экипажам успешно отбивать танковые атаки противника.
СУ-76 иногда использовались для стрельбы с закрытых позиций. Угол возвышения её орудия был максимальным среди всех советских серийных самоходок и дальность стрельбы достигала 17 км. На завершающем этапе войны СУ-76 также использовались в качестве эрзац-БТР, машины передовых артиллерийских наблюдателей или для эвакуации раненых.
В составе северокорейской армии СУ-76 применялись в Корейской войне (1950—1953).
Сохранившиеся СУ-76
Благодаря большому числу выпущенных самоходок, СУ-76 присутствуют в экспозициях многих музеев или служат машинами-памятниками в различных городах СНГ и воинских частях Российской Армии.
СУ-76 в литературе и компьютерных играх
Боевое применение СУ-76 подробно описывается в повести Константина Колесова «Самоходка номер 120»
СУ-76 также можно увидеть в ряде компьютерных игр:
Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей ее применения в бою во многих компьютерных играх часто далеко от реальности.
Примечания
- ↑ Модели советских танков из дневников разработчиков WoT, Игровой журнал «PC игры», ноябрь 2009 года, стр.128-129
Ссылки
dic.academic.ru
САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА СУ-76 » ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Вступление
Я уже писал что популярность боевой техники не зависит от её боевых качеств и количества выпущенных образцов. Популярность дают легенды и звучное имя. А какую легенду можно сложить про артиллерийскую самоходную установку, которую сам экипаж называл сукой? Но мы, истинные патриоты, любим Россию не за то что она родина слонов и всё что произведено на её территории является лучшим в мире. Мы любим её такой какая она есть. И эта любовь подразумевает знание истории (именно истории а не легенд) вообще и военной техники в частности.
История создания самоходной установки СУ-76
Вообще самоходные установки создают с какой то целью. СУ-152 создали для разрушения полевых укреплений прямой наводкой. СУ-100 создали потому что не было станка для изготовления зубчатого венца большого диаметра, который позволил бы установить пушку крупного калибра на танк Т-34. А вот самоходную установку СУ-76 создали потому что создали.
Создали её на базе лёгкого танка Т-70. Правда компоновку слегка изменили. У танка двигатель был в носовой части корпуса по правой стороне, водитель сидел слева. Потом шло боевое отделение. И наконец в самой корме находился бензобак. Так вот, статистика установила, что благодаря своей компоновке Т-70 с его убогой бронёй и БЕНЗИНОВЫМ двигателем горел реже чем ДИЗЕЛЬНЫЙ Т-34 у которого часть бензобаков была в боевом отделении. У СУ-76 боевое отделение оказалось в корме корпуса, а бензобак расположили под боком у водителя. Соответственно чаще водителя самоходки гибли только стрелки на штурмовиках ИЛ-2.
Первый вариант имел крышу боевого отделения и трансмиссию, которая ломалась каждые пять минут. После долгих доработок получился вариант названный СУ-76М. Крышу боевого отделения убрали потому что не сумели сделать нормальную вентиляцию и экипаж просто угорал от пороховых газов при стрельбе. Трансмиссию и ходовую часть доработали. Всё это было уже в конце сорок третьего года.
На фотографии пластмассовая модель, но выполненная очень точно и дающая полную информацию о внешнем виде и компоновке СУ-76М.
Технические характеристики СУ-76
1. 76 миллиметровая пушка ЗИС-З
2. броневой короб защищающий противооткатную систему орудия
3. боевая рубка
4. заслонка амбразуры для стрельбы из личного оружия
5. направляющее колесо
6. опорный каток
7. поддерживающий каток
8. ведущее колесо
9. глушитель одного из двигателей
10. жалюзи
11. крышка трансмиссионного люка
12. люк фильтра предварительной очистки воздуха поступающего в двигатели
13. крышка люка моторного отделения
14. крышка люка для доступа к стопору пушки по-походному
15. крышка люка первого бензобака
16. крышка люка второго бензобака
17. заслонка амбразуры командира
18. сиденье командира
19. сиденье наводчика и заряжающего (на марше)
20. стопор пушки по-походному
21. заглушка амбразуры для стрельбы из револьвера
22. фара
23. крышка люка механика-водителя
24. заслонка отверстия для заводной рукоятки
25. казённик пушки
26. кормовая дверца
27. задний фонарь
28. окно для выхода воздуха
1. крышка трансмиссионного люка
2. воздухоочистители двигателей
3. коробка передач
4. главная передача с бортовыми фрикционами и тормозами
5. рычаги управления
6. двигатели
7. ведущее колесо
8. бензобаки
9. ящики с инструментами
10. кормовая дверь
11. маховик поворотного механизма орудия
12. маховик подъёмного механизма орудия
13. панорамный прицел
14. цилиндр наката орудия
15. цилиндр тормоза отката
16. уравновешивающий механизм
17. поперечная балка к которой крепится орудие.
В общем по схеме всё понятно. Двигателя средней мощности в стране не было, поэтому поставили два двигателя ГАЗ-202 общей мощностью сто сорок лошадиных сил. При массе самоходной установки СУ-76М десять тонн, это давало ту самую минимально допустимую энерговооруженность в четырнадцать лошадиных сил на тонну веса. Правда работали двигатели на авиационном бензине марки Б-70, поэтому сложности со снабжением горючим были заложены в саму конструкцию самоходки.
Подвеска была прогрессивная торсионная, а не тракторная как у ШЕРМАНА или свечная как у Т-34. Правда качество конструирования и исполнения было низкими, поэтому максимальная скорость эксплуатации ограничивалась тридцатью километрами в час, хотя максимальная скорость достигала сорока километров в час.
Орудие взято от дивизионной пушки ЗИС-3 без всяких изменений. Его просто сняли со станины и укрепили на специальной поперечной балке. Угол наклона пять градусов вниз и двадцать пять вверх. По горизонту орудие отклонялось на пятнадцать градусов в каждую сторону. Противооткатные устройства защитили бронёй толщиной десять миллиметров. Лобовая броня была тридцать пять миллиметров и установлена наклонно. Учитывая угол наклона в шестьдесят градусов можно сказать что лобовая броня была эквивалентна вертикальной броне толщиной семьдесят миллиметров. Для боевой машины весом в десять тонн это не мало. Но немецкими противотанковыми пушками в конце сорок третьего года броня такой толщины пробивалась на любой дистанции прицельного выстрела. В остальных местах корпус имел толщину в основном семь миллиметров.
В боевой рубке располагалось шестьдесят снарядов, что для такой миниатюрной самоходки достаточно много.
Применение самоходной установки СУ-76
Вот тут и начинаются сложности. Практически полное отсутствие серьёзного бронирования ставило СУ-76 в разряд самоходных пушек предназначенных для стрельбы с закрытых позиций. Но калибр 76 миллиметров был совершенно не эффективен для стрельбы с закрытых позиций. Что бы понять возможности этого калибра читайте статьи — ИДЕАЛЬНАЯ ДИВИЗИОННАЯ АРТИЛЛЕРИЯ ОБРАЗЦА СОРОК ПЕРВОГО ГОДА и ЗИС-3 ПОПУЛЯРНАЯ ЛЕГЕНДАРНАЯ И НИ КОМУ НЕ НУЖНАЯ?
Штурмовое орудие должно иметь мощное бронирование хотя бы в лобовой проекции. Как вы помните СУ-76 имела лобовую броню всего тридцать пять миллиметров, но чаще всего применялась именно как штурмовое орудие. Соответственно и потери было огромными.
Есть правда авторы, которые высказывают другое мнение.
Согласен СУ-76 могла успешно отражать атаки ПЕХОТЫ. А вот дальше я сильно сомневаюсь. Бетонные укрепления были ей не под силу. Подавить пулемётную точку можно только прямым выстрелом, при навесной стрельбе просто снарядов не хватит. По уставу для надёжного подавления пулемётной точки при стрельбе с закрытой позиции нужно — вот лень лезть в справочник, но то что больше шестидесяти снарядов это точно. Не зря при наступлении сотни орудий ставили колесо к колесу и непрерывно стреляли по траншеям противника часа полтора а то и два. А стрелять с расстояния прямого выстрела (шестьсот метров) можно было только при отсутствии у противника противотанковых пушек.
Ну а представить как СУ-76 отражает атаки тигров у меня просто воображения не хватает.
Что касается высокой проходимости то она зависит не от веса системы а от УДЕЛЬНОГО давления на грунт. Я честно величину удельного давления для СУ-76 не растчитывал, но гусеницы у неё достаточно узкие
Для чего её всё таки делали? Просто после Курска стало понятно что лёгким танкам нет места в этой войне и их сняли с производства. Производственные мощности освободились и решили делать хоть что нибудь. За всю войну выпустили 11000 штук и ещё две тысячи после войны. Был вариант с зенитной пушкой. Может это и было её предназначение? Хотя я бы использовал эту самоходку как платформу для миномёта калибром сто двадцать миллиметров.
voennoe-obozrenie.ru
СУ–76М — это… Что такое СУ–76М?
СУ-76 в Кремле Нижнего Новгорода | |
СУ-76 образца 1942 года | |
---|---|
Классификация | САУ непосредственной поддержки |
Боевая масса, т | 11,2 |
Компоновочная схема | объединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади |
Экипаж, чел. | 4 |
История | |
Год(ы) производства | 1942—1945 |
Год(ы) эксплуатации | 1943 — 1950-е |
Количество выпущенных, шт | 14 292 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5000 |
Ширина корпуса, мм | 2740 |
Высота, мм | 2200 |
Клиренс, мм | 300 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 25 / 60° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 35 / 30° |
Борт корпуса, мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 10 / 20° |
Корма корпуса (середина), мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 15 / 30° |
Днище, мм | 7 / 81—90° |
Крыша корпуса, мм | 7 |
Лоб рубки, мм/град. | 35 / 25° |
Борт рубки, мм/град. | 10 / 25° |
Корма рубки, мм/град. | 10 / 20° |
Крыша рубки, мм/град. | 7 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 76,2-мм ЗИС-3 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 51,6 |
Боекомплект пушки | 60 |
Углы ВН, град. | −3…+25 |
Углы ГН, град. | ±15 |
Подвижность | |
Тип двигателя | спаренные рядные 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л.с. | 2 × 70 |
то же, кВт. | 2 × 52 |
Скорость по шоссе, км/ч | 44 |
Запас хода по шоссе, км | 250 |
Удельная мощность, л.с./т | 12,5 |
Тип подвески | индивидуальная, торсионная |
Ширина гусеницы, мм | 300 |
Преодолеваемый подъём, град. | 30 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,6 |
Ширина преодолеваемого рва, м | 2,0 |
Преодолеваемый брод, м | 0,9 |
СУ-76 — советская лёгкая самоходно-артиллерийская установка (САУ), применявшаяся в Великой Отечественной Войне.
История
Самоходно-артиллерийская установка СУ-76 в музее Дрездена
СУ-76 была совместно разработана конструкторскими бюро завода № 38 в г. Киров летом 1942 года, большую роль в создании самоходки сыграл Семён Александрович Гинзбург. Первые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года, причём они были оснащены заведомо неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л.с. Эта силовая установка была очень сложна в управлении и вызывала сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Изначально САУ была полностью бронирована, что приводило к неудобству работы экипажа в боевом отделении. Эти недостатки вскрылись во время первого боевого применения советских серийных САУ на Волховском фронте, поэтому после выпуска 320 машин серийное производство СУ-76 было остановлено и конструкция была отправлена на доработку. Однако большая надобность РККА в самоходной артиллерии привела к половинчатому решению — оставить «параллельную» силовую установку и общую компоновку машины той же по схеме, но усилить её элементы с целью увеличения моторесурса. Эта модернизация (уже без бронированной крыши боевого отделения) получила название СУ-76М и пошла в серию летом 1943 года, ряд САУ этого варианта успел попасть на фронт к началу Курской битвы. Тем не менее, результат в целом оказался удручающим. Одним из главных виновников по результатам внутреннего расследования был назван С. А. Гинзбург, который был отстранён от конструкторской работы и послан на фронт, где погиб. Возможно, в таком развитии событий сыграли значение напряжённые отношения между конструктором и народным комиссаром танковой промышленности И.М. Зальцманом.
Тем не менее, необходимость в лёгкой САУ была настолько острой, что вернувшийся на пост народного комиссара танковой промышленности В.А. Малышев (гибель С. А. Гинзбурга была одной из причин отставки И. М. Зальцмана с этой должности) объявил конкурс на лучший проект машины такого типа. В нём приняли участие коллективы завода №38 под руководством Н. А. Попова и Горьковского Автомобильного Завода (ГАЗ) под руководством Н.А. Астрова, главного разработчика всей отечественной линейки лёгких и плавающих танков. Их прототипы отличались по ряду элементов конструкции, но главным их новшеством было использование спаренной установки двигателей ГАЗ-203 от лёгкого танка Т-70, в которой оба мотора располагались последовательно и работали на общий вал. Соответственно, машина была перекомпонована, чтобы вместить в себя большую по длине силовую установку. С конца 1943 года (после снятия с серийного производства лёгких танков Т-70 и Т-80) оба этих завода, а также вновь организованный завод №40 в г. Мытищи начали крупносерийное производство лёгкой САУ с силовой установкой ГАЗ-203, которая получила армейский индекс СУ-76 (тот же, что и первоначальный вариант, без индекса «М»). В результате СУ-76 (всех моделей) стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной в Красной Армии. Всего было выпущено 13932 модернизированных СУ-76, из них 9133 самоходки построил ГАЗ. Серийное производство СУ-76М завершилось в 1945 году, несколькими годами позже они были сняты с вооружения Советской Армии.
На базе СУ-76 поздних выпусков в 1944 г. была построена первая полноценная советская зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Она выпускалась серийно и после снятия базовой модели с производства.
Конструкция и устройство
СУ-76 в музее Войска Польского, Варшава
СУ-76 является полуоткрытой САУ с задним расположением боевого отделения. Механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины; двигатель располагался справа от осевой линии машины. Боезапас, орудие и рабочие места командира машины, наводчика и заряжающего располагались в открытой сверху и сзади боевой рубке.
СУ-76 оснащалась силовой установкой из двух 4-тактных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. САУ позднего выпуска снабжались форсированным до 85 л. с. вариантом тех же двигателей. Подвеска у СУ-76М индивидуальная торсионная для каждого из 6 опорных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса располагались спереди, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Прицельное оборудование включало штатный панорамный прицел орудия ЗиС-3; часть машин оснащалась радиостанцией 9Р.
Бронирование дифференцированное противопульное, толщина лобовой брони 35 мм, наклон 60 градусов к нормали.
Для самообороны экипаж имел автоматы (пистолет-пулеметы) ППШ или ППС и несколько ручных гранат Ф-1.
Варианты
- СУ-76 с параллельной установкой двигателей и броневой крышей боевого отделения;
- СУ-76М с параллельной установкой двигателей с повышенным моторесурсом и без броневой крыши боевого отделения
- СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 140 л. с.
- СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 170 л. с.
Боевое применение
СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила лёгкие танки непосредственной поддержки пехоты. Однако её оценка в частях была очень противоречивой. Пехотинцам СУ-76 скорее нравилась, так как её огонь был мощнее, чем у базового танка Т-70; открытая рубка позволяла тесно взаимодействовать с экипажем в городских боях. Часто отмечаемыми самоходчиками слабыми местами машины были противопульное бронирование, пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от стрелкового огня сверху, закидывания в неё гранат и попаданий осколочно-фугасных снарядов, не пробивавших броню, но убивавших, контузивших или травмировавших экипаж ударной волной при своём разрыве. Сами за себя говорят грубоватые или даже полуматерные прозвища СУ-76М «Сучка» или «Голожопый Фердинанд». Хотя с другой стороны, та же открытая рубка была удобна для экипажа в работе, снимала проблему загазованности боевого отделения при стрельбе и позволяла легко покинуть подбитую самоходку. Поэтому были и самоходчики, буквально влюбленные в СУ-76, они её ласково называли «Жу-жу», «Сухариком», «Суворочкой» или «Коломбиной» (женский персонаж итальянской комедии дель арте). СУ-76 имела много положительных сторон — лёгкость в обслуживании, надёжность, малошумность, высокую проходимость по лесисто-болотистой местности.
В качестве противотанковой САУ СУ-76 могла успешно бороться со всеми типами легких и средних танков вермахта и равноценными САУ противника. Против тяжёлой «Пантеры» СУ-76 тоже имела шансы на победу — 76-мм снаряды пробивали маску пушки и относительно тонкую бортовую броню. Против «Тигра» и более тяжёлых машин СУ-76 была малоэффективна. Поучения для экипажа предписывали в таком случае стрелять в ходовую часть и ствол орудия; бить в борт на близких дистанциях. Введение подкалиберного и кумулятивного снарядов несколько упростило борьбу с тяжелобронированными целями. Грамотное использование маскировки и рельефа местности, а также маневрирование от одного отрытого в грунте укрытия к другому позволяло опытным экипажам успешно отбивать танковые атаки противника.
СУ-76 иногда использовались для стрельбы с закрытых позиций. Угол возвышения её орудия был максимальным среди всех советских серийных самоходок и дальность стрельбы достигала 17 км. На завершающем этапе войны СУ-76 также использовались в качестве эрзац-БТР, машины передовых артиллерийских наблюдателей или для эвакуации раненых.
В составе северокорейской армии СУ-76 применялись в Корейской войне (1950—1953).
Сохранившиеся СУ-76
Благодаря большому числу выпущенных самоходок, СУ-76 присутствуют в экспозициях многих музеев или служат машинами-памятниками в различных городах СНГ и воинских частях Российской Армии .
СУ-76 в компьютерных играх
СУ-76 можно увидеть в отечественной игре «Sudden Strike 3: Arms for Victory».
Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей ее применения в бою в других компьютерных играх часто далеко от реальности.
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru