СУ-76 — Википедия

СУ-76

СУ-76 в Кремле Нижнего Новгорода
СУ-76 образца 1942 года
Классификация САУ непосредственной поддержки
Боевая масса, т 11,2
Компоновочная схема объединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади
Экипаж, чел. 4
История
Годы разработки 1942
Годы производства 1942—1945
Годы эксплуатации 1942—1953
Количество выпущенных, шт. 14292
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 5000
Ширина, мм 2740
Высота, мм 2200
Клиренс, мм 300
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 25 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 35 / 30°
Борт корпуса, мм/град. 15 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 10 / 20°
Корма корпуса (середина), мм/град. 15 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град. 15 / 30°
Днище, мм 7 / 81—90°
Крыша корпуса, мм 7
Лоб рубки, мм/град. 35 / 25°
Борт рубки, мм/град. 10 / 25°
Корма рубки, мм/град. 10 / 20°
Крыша рубки, мм/град. 7
Вооружение
Калибр и марка пушки 76,2-мм ЗИС-3
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 41,6
Боекомплект пушки 60
Углы ВН, град. −3…+25
Углы ГН, град. ±15
Подвижность
Тип двигателя спаренные рядные
6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 2 × 70
Скорость по шоссе, км/ч 44
Запас хода по шоссе, км 250
Удельная мощность, л. с./т 12,5
Тип подвески индивидуальная, торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Преодолеваемый ров, м 2,0
Преодолеваемый брод, м 0,9
 СУ-76 на Викискладе

СУ-76 или

Самоходная установка — 76-го калибра — советская самоходная артиллерийская установка (САУ), применявшаяся в Великой Отечественной войне.

Самоходка выполнена на базе лёгких танков Т-60, Т-70 и предназначалась для непосредственного сопровождения пехоты, имела противопульное бронирование. Основное вооружение позволяло бороться с лёгкими и средними танками противника. Самый лёгкий и самый массовый тип САУ из выпускавшихся в Союзе ССР в годы Великой Отечественной войны и войны с Японией.

История

Cамоходно-артиллерийская установка поддержки СУ-76 в музее Дрездена.

СУ-76 была совместно разработана конструкторскими бюро завода № 38 в городе Киров летом 1942 года, большую роль в создании самоходки сыграл Семён Александрович Гинзбург, он контролировал и непосредственно руководил работами по её созданию. Первые боевые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года, причём они были оснащены заведомо неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л.с. Эта силовая установка была очень сложна в управлении и вызывала сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Изначально САУ была полностью бронирована, что приводило к неудобству работы экипажа в боевом отделении. Эти недостатки вскрылись во время первого боевого применения советских серийных САУ на Волховском фронте, поэтому после выпуска 608 машин серийное производство СУ-76 было приостановлено и конструкция была отправлена на доработку. Однако большая надобность РККА в самоходной артиллерии привела к половинчатому решению — оставить «параллельную» силовую установку и общую компоновку машины по той же схеме, но усилить её элементы с целью увеличения моторесурса. Эта модернизация (уже без бронированной крыши боевого отделения) получила название

СУ-76М и пошла в серию летом 1943 года, ряд САУ этого варианта успел попасть на фронт к началу Курской битвы. Тем не менее, результат в целом оказался удручающим. Одним из главных виновников по результатам внутреннего расследования был назван С. А. Гинзбург, который был отстранён от конструкторской работы и направлен на фронт в составе 32-й танковой бригады, в которой он занял должность зампотеха. Боевая карьера Семена Александровича оказалась недолгой: он погиб 3 августа 1943 года в районе деревни Малая Томаровка Курской области. Для Зальцмана эта история также не прошла бесследно – 28 июня его сняли с должности наркома танковой промышленности.

7 июня 1943 года вышло постановление ГКО №3530 «О самоходных установках СУ-76»:

«Самоходные установки СУ-76, предложенные Наркомтанкопромом (т. Зальцман) и начальником ГАУ КА (т. Яковлевым) и принятые на производство Постановлением ГКО от 2.12.1942 г., имели в эксплуатации массовые поломки коробок перемены передач и другие дефекты.

Указанные недостатки имели место в результате безответственного отношения Наркома Танковой промышленности т. Зальцман, начальника ГАУ т. Яковлева, директора завода №38 НКТП т. Яковлева и конструктора т. Гинзбурга к разработке конструкции самоходной установки и ее испытаниям.

Мероприятия по устранению поломок коробки перемены передач и других дефектов в установке, предложенные Наркомтанкопромом (т. Зальцман) и Начальником ГАУ КА. (т. Яковлевым) и выполненные заводом №38 НКТП по Постановлению ГОКО №3184с от 14.4.43 г., не устранили имевшиеся дефекты и надежной эксплуатации этой самоходной артиллерийской установки не обеспечили.

Государственный Комитет Обороны постановляет:

Немедленно прекратить на заводе №38 НКТП дальнейший выпуск самоходных артиллерийских установок СУ-76 существующей конструкции.

<…>

За безответственное представление в ГКО предложения по серийному выпуску и конструктивным доработкам самоходной артиллерийской установки СУ-76 – Народному Комиссару Танковой Промышленности т. Зальцман объявить выговор.

Предупредить т. Зальцман, что в дальнейшем за подобные упущения по качеству изготовления бронетанкового вооружения он будет строго наказан.

Конструктора самоходной артиллерийской установки СУ-76 т. Гинзбурга отстранить от работы в Наркомтанкопроме, запретить допущение его в дальнейшем к конструкторским работам и направить в распоряжение НКО для использования в войсках Действующей Армии.

Начальнику ГАУ КА т. Яковлеву в своей дальнейшей работе повысить ответственность и контроль за всеми опытными работами по бронетанковому вооружению, обратив особое внимание на правильный подбор состава комиссии по испытаниям.

Обязать Наркомтанкопром (т. Зальцман) и Начальника ГАУ КА. (т. Яковлева) установить и наказать виновных работников НКТП и ГАУ КА, безответственно отнесшихся к испытаниям самоходной артиллерийской установки СУ-76».

Тем не менее, необходимость в лёгкой САУ была настолько острой, что вернувшийся на должность Народного комиссара танковой промышленности В. А. Малышев объявил конкурс на лучший проект машины такого типа. В нём приняли участие коллективы завода № 38 под руководством Н. А. Попова и Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) под руководством Н. А. Астрова, главного разработчика всей отечественной линейки лёгких и плавающих танков. Их прототипы отличались по ряду элементов конструкции, но главным их новшеством было использование спаренной установки двигателей ГАЗ-203 от лёгкого танка Т-70, в которой оба мотора располагались последовательно и работали на общий вал. Соответственно, машина была перекомпонована, чтобы вместить в себя большую по длине силовую установку. С конца 1943 года (после снятия с серийного производства лёгких танков Т-70 и Т-80) оба этих завода, а также вновь организованный завод № 40 в г. Мытищи начали крупносерийное производство лёгкой САУ с силовой установкой ГАЗ-203, которая получила армейский индекс СУ-76 (тот же, что и первоначальный вариант, без индекса «М»). В результате СУ-76 (всех моделей) стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной в Красной Армии ВС Союза ССР. Всего было выпущено 13684 модернизированных СУ-76, из них 9133 самоходки построил ГАЗ. Серийное производство СУ-76М завершилось в октябре 1945 года, несколькими годами позже они были сняты с вооружения Советской Армии.

На базе СУ-76 поздних выпусков в 1945 г. была построена первая полноценная советская зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Она выпускалась серийно и после снятия базовой модели с производства.

Видео по теме

Производство СУ-76

1942 год

  • № 38 — 25 (СУ-12)
  • Декабрь — 25

1943 год

  • № 38 — 583 (СУ-12), 514 (СУ-15М)
  • Январь — 40 (СУ-12)
  • Февраль — 150
  • Март — 150
  • Апрель — 100
  • Май — 110
  • Июнь — 33
  • Июль (СУ-15М) — 25
  • Август — 47
  • Сентябрь — 78
  • Октябрь — 102
  • Ноябрь — 126
  • Декабрь — 136
  • № 40 — 210 (СУ-15М)
  • Сентябрь -15
  • Октябрь — 50
  • Ноябрь — 75
  • Декабрь — 70
  • ГАЗ — 601 (СУ-15М)
  • Октябрь — 16
  • Ноябрь — 225
  • Декабрь — 360
  • Всего — 1908

1944 год

  • № 38 — 1103
  • Январь — 141
  • Февраль — 141
  • Март — 153
  • Апрель — 176
  • Май — 176
  • Июнь — 175
  • Июль — 141
  • № 40 — 1344
  • Январь — 75
  • Февраль — 85
  • Март — 100
  • Апрель — 87
  • Май — 87
  • Июнь — 90
  • Июль — 100
  • Август — 130
  • Сентябрь — 140
  • Октябрь — 150
  • Ноябрь — 150
  • Декабрь — 150
  • ГАЗ — 4708
  • Январь — 316
  • Февраль — 341
  • Март — 385
  • Апрель — 365
  • Май — 365
  • Июнь — 370
  • Июль — 385
  • Август — 430
  • Сентябрь — 450
  • Октябрь — 425
  • Ноябрь — 425
  • Декабрь — 451
  • Всего — 7155

1945 год

  • № 40 — 1380
  • Январь — 140
  • Февраль — 140
  • Март — 150
  • Апрель — 150
  • Май — 160
  • Июнь — 160
  • Июль — 160
  • Август — 160
  • Сентябрь — 120
  • Октябрь — 40
  • ГАЗ — 3824
  • Январь — 435
  • Февраль — 435
  • Март — 450
  • Апрель — 454
  • Май — 440
  • Июнь — 440
  • Июль — 420
  • Август — 400
  • Сентябрь — 250
  • Октябрь — 100
  • Всего — 5204
  • Итого — 14292

Конструкция и устройство

СУ-76 является полуоткрытой САУ с задним расположением боевого отделения. Механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины, двигатель располагался справа от осевой линии машины. Боезапас, орудие и рабочие места командира машины, наводчика и заряжающего располагались в открытой сверху и сзади боевой рубке.

СУ-76 оснащалась силовой установкой из двух 4-тактных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. САУ позднего выпуска снабжались форсированным до 85 л. с. вариантом тех же двигателей. Подвеска у СУ-76М индивидуальная торсионная для каждого из 6 опорных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса располагались спереди, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Прицельное оборудование включало штатный панорамный прицел орудия ЗИС-3; часть машин оснащалась радиостанцией 9-Р.

Бронирование дифференцированное противопульное, толщина верхнего лобового листа 25 мм, наклон 60 градусов от вертикали.

Для самообороны экипаж имел пистолет-пулемёты ППШ или ППС и несколько ручных гранат Ф-1. На левом борту боевого отделения в укладке находился пулемёт ДТ.

Варианты

  • СУ-76 с параллельной установкой двигателей и броневой крышей боевого отделения;
  • СУ-76М с параллельной установкой двигателей с повышенным моторесурсом и без броневой крыши боевого отделения;
  • СУ-76 с последовательной установкой двигателей, работающих на общий вал, суммарной мощностью 140 л. с.;
  • СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 170 л. с.

Боевое применение

СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила лёгкие танки непосредственной поддержки пехоты. Однако её оценка в частях была очень противоречивой. Пехотинцам СУ-76 скорее нравилась, так как её огонь был мощнее, чем у танка Т-70, а широко распространенная пушка ЗИС-3 имела большой ассортимент боеприпасов и была хорошо освоена в войсках, полуоткрытая рубка позволяла экипажу тесно взаимодействовать с пехотой в городских боях. Часто отмечаемыми самоходчиками слабыми местами машины были противопульное бронирование (хотя бронирование её было одним из самых сильных в классе лёгких САУ), пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от стрелкового огня сверху и миномётных мин. Хотя с другой стороны, та же открытая рубка была удобна для экипажа в работе, снимала проблему загазованности боевого отделения при стрельбе, облегчала обзор во всех направлениях и позволяла экипажу в любой момент использовать гранаты и стрелковое оружие в ближнем бою, покидание машины в критических ситуациях также облегчалось. СУ-76 имела много положительных сторон — лёгкость в обслуживании, надёжность, малошумность. Высокая проходимость и небольшая масса позволяла ей двигаться по лесисто-болотистой местности, лёгким гатям и мостам вместе с пехотой.

Отрицательные стороны боевого применения СУ-76 часто вытекали из того, что в среде командного состава Красной Армии не всегда учитывалось, что эта самоходка является бронетехникой лёгкого класса, и приравнивание её в тактическом плане к танку или САУ на базе Т-34, КВ вызывало неоправданные потери.

В качестве противотанковой САУ СУ-76 могла успешно бороться со всеми типами лёгких и средних танков вооружённых сил Германии (вермахта) и равноценными САУ противника. Против «Пантеры» СУ-76 была менее эффективна, однако также имела шансы на победу — 76-мм снаряды пробивали маску пушки и относительно тонкую бортовую броню. Однако борьба с «Тиграми» и более тяжёлыми машинами представляла для СУ-76 проблему. В подобных ситуациях инструкции для экипажа предписывали стрелять в ходовую часть и ствол орудия; бить в борт на близких дистанциях. Шансы самоходки несколько повысились после введения подкалиберного и кумулятивного снарядов к орудию. В целом же для успешной борьбы с танками противника от экипажа требовалось максимальное задействование положительных качеств СУ-76. В частности, грамотное использование маскировки и рельефа местности, а также маневрирование от одного отрытого в грунте укрытия к другому нередко позволяло самоходчикам получить боевое преимущество даже над тяжёлыми танками противника.

Американские солдаты осматривают подбитую северокорейскую СУ-76.

СУ-76 иногда использовались для стрельбы с закрытых позиций. Угол возвышения её орудия был максимальным среди всех советских серийных самоходок, и дальность стрельбы могла достигать пределов установленного на ней орудия ЗИС-3, то есть 13 км.

Однако подобное применение сильно ограничивалось тем, что, во-первых, разрывы 76-мм снарядов на дальних расстояниях малозаметны, что осложняет или делает невозможной корректировку огня, во-вторых, для этого нужен грамотный командир орудия/батареи, которых во время войны сильно не хватало; использовались подобные специалисты преимущественно там, где это давало наибольший эффект, то есть в артиллерийских батареях от дивизионных и выше.

На завершающем этапе войны СУ-76 также использовались в качестве эрзац-БТР, машины передовых артиллерийских наблюдателей или для эвакуации раненых.

Страны-эксплуатанты

Сохранившиеся СУ-76

СУ-76 в музее Войска Польского, Варшава.

Благодаря большому числу выпущенных самоходок, СУ-76 присутствуют в экспозициях многих музеев или служат машинами-памятниками в различных городах СНГ и воинских частях ВС России.

СУ-76М, изготовленную в 1945 году на заводе № 40 в подмосковном городе Мытищи, можно увидеть в Музее отечественной военной истории в Падиково Истринского района Московской области. Машина отреставрирована, на ходу. При восстановлении ходовой части машины воспроизведена сложная, но исторически достоверная оригинальная схема силовой установки из двух спаренных шестицилиндровых двигателей ГАЗ.

В Белоруссии на историко-культурном комплексе «Линия Сталина» построена ходовая реплика СУ-76М, которая принимает участие в военных реконструкциях. Реплика сделана настолько качественно, что с первого взгляда её трудно отличить от оригинала.

СУ-76 в литературе, компьютерных и мобильных играх

  • Константин Колесов. «Самоходка номер 120»;
  • С. Горский. «Записки наводчика СУ-76».

СУ-76 также можно увидеть в ряде компьютерных игр:

Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх часто далеки от реальности.

Примечания

  1. ↑ полковник М. Симаков. Албания и её вооружённые силы // «Зарубежное военное обозрение», № 8, 1994. стр.11-13
  2. ↑ Светозар Йоканович. Т-34 в странах южных славян // «Техника и вооружение», № 5, 2013. стр.12-16
  3. ↑ Модели советских танков из дневников разработчиков WoT, Игровой журнал «PC игры», ноябрь 2009 года, стр.128-129

Литература

  • Уланов Р. Боевая подруга (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2003. — Апрель (№ 04). — С. 21-26.
  • Игорь Шмелев. Самоходная артиллерия (рус.) // Техника — молодёжи : журнал. — 1981. — Сентябрь (№ 09). — С. 38-39.
  • Михаил Барятинский Самоходки. В одном строю с танками // М., Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.
  • Смирнов Г. Рассказы об оружии // М., Детлит, 1976.
  • Чубачин А. В. СУ — 76. «Братская могила экипажа» или оружие Победы? // М.: Яуза. БТВ — Книга — Эксмо, 2009.

Ссылки

wiki2.red

Самоходная установка СУ-76И

Установка была выполнена по компоновочной схеме с передним расположением совмещенных отделений трансмиссионного и управления, и кормовым моторным отделением. Боевое отделение располагалось в средней части корпуса, над которым размещалась броневая рубка с установленным вооружением. Отделение управления и трансмиссии, в котором размещался механик-водитель, непосредственно соединялось с боевым отделением.
Внутренний вид рубки СУ-76И через задний люк по левому борту (вверху) и по правому борту (внизу).
Моторное отделение было отделено от боевого перегородкой, в которой имелся люк для доступа к двигателю, закрывавшийся дверцей. В боевом отделении справа от пушки размещался командир, слева впереди — наводчик, сзади его на кожухе вала трансмиссии — заряжающий. Посадка и выход экипажа осуществлялись через люк, закрывавшийся двухстворчатыми броневыми крышками и располагавшийся в кормовом листе и крыше рубки. Для наблюдения за полем боя и вождения машины у механика-водителя в лобовом и левом бортовом листах корпуса имелись смотровые люки с триплексом и броневой заслонкой. Остальные члены экипажа вели наблюдение за полем боя, используя командирскую панораму ПТК и смотровые щели, располагавшиеся в лобовом и бортовых листах броневой рубки, оборудованные броневыми заслонками.
        Углы вертикальной наводки пушки составляли от -5 до +15°, по горизонту — в секторе ±10°. Для стрельбы использовались телескопический прицел ТМФД-7 и прицел от 76,2-мм пушки ЗИС-3. Скорострельность составляла 5-6 выстр./мин. В боекомплект установки входили 96 унитарных выстрелов со стальной осколочно-фугасной дальнобойной гранатой (ОФ-350, О-350А, Ф-354), бронебойно-трассирующим снарядом (БР-350А, БР-350Б, БР-350СП), кумулятивным снарядом (БП-353А), подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом (БР-354П), пулевой шрапнелью (Ш-354, Ш-354Т и Ш-354Г) и картечью (Щ-350). Выстрелы размещались: 48 шт. — в правом заднем углу рубки на горизонтальном стеллаже, 38 шт. — в вертикальных стойках вдоль левого борта и 10 шт. — в вертикальной стойке вдоль правого борта. Кроме того, в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 1000 патронов и 20 — 25 ручных гранат Ф-1.
        Первые самоходки имели довольно «спартанский» вид. Их боевая рубка была сварена из бронеплит толщиной 35-мм в лобовой части и 25-мм или 15-мм в бортах и корме. Броневая защита обеспечивала защиту экипажа и внутреннего оборудования от огня крупнокалиберных пулеметов и осколков снарядов. Крыша рубки первоначально выкраивалась из цельного листа и крепилась болтами. Это облегчало доступ в боевое отделения САУ для проведения ремонта, но после боев лета 1943 г. на многих САУ крыша была демонтирована для улучшения обитаемости.
В бортах корпуса в районе боевого отделения, внутри гусеничного обвода (при использовании базы танка Т-III) имелись два аварийных люка, закрывавшихся броневыми крышками. В кормовом листе корпуса для заводной рукоятки инерционного стартера был сделан специальный лючок, закрывавшийся броневой заслонкой. Рубка имела форму усеченной пирамиды с рациональными углами наклона броневых листов и крепилась к корпусу машины с помощью болтов. Стык броневой рубки и корпуса машины был усилен наварными броневыми накладками толщиной 10 мм. Для стрельбы из пистолета-пулемета ППШ в левом и правом бортах, а также в левой створке кормового люка рубки были выполнены отверстия, закрывавшиеся броневыми заслонками. Кроме того, в лобовом листе рубки для этой цели также имелось круглое отверстие, закрывавшееся броневой пробкой. На части самоходных установок (около 20 машин) — командирских машинах с августа 1943 г. на крыше рубки справа над специальным спонсоном устанавливалась командирская башенка с входным люком, конструкция которой была заимствована у немецкого танка Т-III. На этих машинах устанавливалась радиостанция повышенной мощности, вследствие чего боекомплект к пушке был сокращен. В интернет-магазине Медикаленд калоприемник цена онлайн.
В моторном отделении стоял карбюраторный четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный двигатель «Майбах» HL120TRM жидкостного охлаждения мощностью 300 л.с. (221 кВт) с двумя карбюраторами «Солекс». Пуск двигателя производился с помощью электростартера «Бош» типа BNG мощностью 4 л.с. (2,9 кВт) или вручную — с помощью инерционного стартера. В системе зажигания использовалось магнето «Бош» типа 1012L14 или отечественного производства БСМ-12Ш. Для доступа в моторное отделение в его крыше были сделаны четыре люка, закрывавшиеся броневыми крышками.
В зависимости от модификации используемого шасси немецкого трофейного танка Т-III на установке применялись коробка передач и главный фрикцион фирмы «Майбах» двух типов: механическая шестиступенчатая коробка передач ZF «Афон» SSG77 (шесть передач переднего хода и одна передача заднего хода) и сухой трехдисковый главный фрикцион с механическим управлением или механическая безвальная десятиступенчатая коробка передач «Майбах Вариорекс» SRG 328145 с синхронизирующим устройством и полуавтоматическим пневмогидравлическим преселекторным управлением (десять передач переднего хода и четыре передачи при движении задним ходом) и двухдисковый главный фрикцион, работавший в масле. При использовании шестиступенчатой коробки передач главный фрикцион устанавливался на двигателе в моторном отделении. Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач осуществлялась с помощью вала трансмиссии, проходящего через боевое отделение.
В отделении управления и трансмиссии устанавливались коробка передач (при использовании десятиступенчатой коробки) и собранный с ней главный фрикцион, одноступенчатые планетарные механизмы поворота с опорными тормозами, поперечные карданные валы, тормоза управления и приводы управления самоходной установкой. При применении шестиступенчатой коробки передач могли использоваться два типа управления тормозами: механический и гидравлический. Снаружи в передней части бортов корпуса в броневых картерах размещались бортовые редукторы.
В систему подрессоривания входили индивидуальная торсионная подвеска, резиновые ограничители хода балансиров для всех опорных катков и гидравлические амортизаторы на крайних опорных катках. В состав гусеничного движителя входили два ведущих колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами, двенадцать двухскатных опорных и шесть двухскатных поддерживающих катков с наружной амортизацией, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц и две гусеницы с шириной трака 380 мм.

Опытный образец СУ-76И движется по снежной целине.
Район Свердловска. Март 1943 года.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи емкостью 128 или 144 А•ч и генератор «Бош» типа GTW мощностью 600 Вт с реле-регулятором
Поскольку в начале 1943 г. радиостанции были в дефиците, их устанавливали на каждую третью машину, тем более, что большинство САУ поступали в учебные подразделения. Но уже с середины мая радиостанциями типа 9-Р снабжали практически каждую СУ-76И (С-1).
Испытания проходили в окрестностях Свердловска пробегом по дорогам и снежной целине с застопоренным и расстопоренным орудием. Несмотря на жестокие погодные условия (днем — оттепель, а ночью — мороз, доходивший до минус 35 град.) машина проявила себя хорошо, и 20 марта 1943 г. машина была рекомендована для принятия на вооружение под индексом СУ С-1, СУ-76 (С-1) или СУ-76И («Иностранная»).
Первые пять серийных САУ 3 апреля 1943 г. были отправлены в учебный самоходно-артиллерийский полк, дислоцированный в пригородах Свердловска. За месяц службы машины «накатали» от 500 до 720 км и содействовали в обучении более 100 будущих самоходчиков. Отзывы о машине были хорошими и только трудность запуска двигателя на морозе (для быстрого запуска часто приходилось заливать в карбюраторы горящий бензин) отмечалась всеми техниками как «недостаток первой важности».
Тем временем, по уточненным чертежам завод начал изготовление «фронтовой» серии из 20 САУ, которые большей частью также попали в учебные подразделения. Лишь с мая 1943 г. СУ-76 (С-1) начали поступать в войска.
В конце июля 1943 года, по опыту применения СУ-76И на Курской Дуге, на качающейся бронировке орудия был установлен «броневой отражательный щиток», назначение которого состояло в том, чтобы не допускать заклинивания орудия мелкими осколками и пулями. Тогда же для увеличения запаса хода самоходки начали оснащать двумя внешними бензобаками, которые устанавливались вдоль кормы на легкосбрасываемых кронштейнах. Запас хода машины по шоссе с использованием только основного топливного бака достигал 180 км (ёмкость основного топливного бака составляла 320 л, внешних — 120 л.)
Производство СУ-76И в 1943 году

Месяц

Март

АпрельО

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Всего

Кол-во

1

25

15

20

26

26

26

31

31

201

Первоначально в качестве командирских машин в самоходно-артиллерийских полках (САП), вооруженных СУ-76И использовали трофейные PzKpfw III. В августе было принято решение об изготовлении также специальных командирских САУ, которые оснащались командирской башенкой от PzKpfw III и радиостанцией повышенной мощности при сокращенном боекомплекте.
Последние СУ-76И покинули цеха завода в конце ноября 1943 года. К этому времени недостатки отечественных СУ-76 были устранены и самоходки в необходимом количестве отгружались на фронт двумя предприятиями НКТП (завод № 38 в Кирове и ГАЗ в Горьком). Советские самоходки были более дешевыми и легкими по сравнению с СУ-76И, а кроме того, не было проблем с их снабжением запчастями. Всего за время серийного производства СУ-76И на заводе №37 было выпущено 201 САУ (в том числе 20 «командирских»).
Боевое крещение подразделения, оснащенные СУ-76И получили на Курской дуге. Известно, что к началу июля 1943 года в распоряжении 13-й армии Центрального фронта имелось 16 СУ-76 на трофейном шасси. Причем в ходе оборонительных боев было потеряно восемь таких машин (три сгорели). Воронежский фронт также имел некоторое количество СУ-76И, но в отчете фронта на начало боев дано лишь суммарное количество всех САУ с 76-мм пушкой (33 штуки).
Известно также, что в ходе наступления на Орел Центральный фронт был усилен двумя самоходно-артиллерийскими полками, один из которых также имел машины на трофейном шасси (16 СУ-76И и один танк PzKpfw III).
Достоверно известно, что в 5-ю гвардейскую армию 2 августа 1943 года прибыл 1902-й САП в составе 15 СУ-76И. До 14 августа полк в бой не вводился, а занимался ремонтом САУ и ждал пополнения автотранспортом (первоначально количество автомобилей в САП составляло 10% от штатной численности). В это же время на укомплектование полка поступило пять СУ-122. С 14 по 31 августа полк участвовал в пяти боях (в среднем на 2-3 боя больше чем любой другой полк армии). За этот период самоходчики уничтожили два танка, девять орудий, 12 пулеметов и до 250 человек солдат и офицеров. Согласно докладу командира полка от 1 сентября, «все машины в предыдущих боях имеют повреждения. Отдельные машины восстанавливались по нескольку раз, вся матчасть СУ-76 (на базе PzKpfw III) изношена и находится в плохом состоянии. Полк был постоянно недоукомплектован, подготовка личного состава — удовлетворительная».
В сентябре 1943 года полк участвовал в 14 боях, в которые одновременно вводилось от двух до семи САУ. Огнем самоходных установок оказывалась существенная помощь пехоте при отражении атак противника.
Наиболее результативные бои проходили в течение 20-23 сентября 1943 года при преследовании отходящего противника, когда группа из шести СУ-76И уничтожила три танка противника.
Обычно во время атак или преследования противника САУ следовали непосредственно вслед за танками, причем в отчете командира САП отмечалось, что если бы «танки и САУ использовались более массированно, потери полка были бы существенно снижены».
Тактико-технические характеристики
самоходной установки СУ-76И
Год выпуска    1943
Экипаж    4
Масса, т    22,5
Габаритные размеры:
    длина, м
     (с пушкой)
    ширина, м
    высота, м

   
    6,1
    2,91
    2,375
Клиренс, м    0,35
Броневая защита, мм   Лоб корпуса 35 мм
    Борт корпуса 25 мм
    Корма 15 мм
Вооружение   76-мм пушка С-1
Боезапас   96 выстрелов
Двигатель«Майбах» HL120TRM
12-цилиндровый, 300 л.с
Коробка передач    10-ступенчатая
            танковая
Среднее удельное
давление на грунт, кг/см2
   1,0
Запас топлива, л    320+120
Запас хода, км   по шоссе — 180
Макс. скорость, км/ч   по шоссе — 50
Преодолеваемые препятствия:
    подъём, град
    крен, град
    ров, м
    стенка, м
    брод, м

    30
    28
    2,1
    1,0
    1,0
Выпущено, шт   201
Полк участвовал в боевых операциях до конца ноября. 25 ноября 1943 года 1902-й Кременчугский самоходно-артиллерийский полк, потерявший все свои машины, убыл на переформирование отечественной матчастью.
Кроме 1902-го, самоходными установками СУ-76И оснащались 1901-й и 1903-й полки, которые также использовались в августе-сентябре при проведении Белгородско-Харьковской операции.
Кроме того, во время Курской битвы в некоторых полках имелись трофейные самоходки. Например, в 1938-м САП 7-й гвардейской армии по состоянию на 10 августа 1943 года числилось две СУ-122, две СУ-76 и две СУ-75 (StuG III).
Самоходчики любили СУ-76И за то, что при наличии закрытого боевого отделения она не была такой тесной, как СУ-85, или трофейные StuG 40. Часто им приходилось выполнять типично «танковые» задачи — поддержку и сопровождение пехоты, борьбу с вражескими огневыми точками. И только наличие одного люка (а в 1943 г. немецких шасси с бортовыми «лючками» почти не осталось), затрудняло эвакуацию из СУ-76И в случае ее загорания.
Любопытное свидетельство о СУ-76И есть в разведдокументах немецких частей. Так, 25 октября 1943 года штаб 1-й танковой армии вермахта направил в управление «Иностранные армии — Восток» армейской разведки «Абвер» донесение следующего содержания:
«В 177-м танковом полку 64-й механизированной бригады (она входила в состав 7-го механизированного корпуса Красной Армии) имеется четыре роты по 11 танков в каждой. Эти танки имеют обозначение Sturmgeschutz 76mm. Они изготовлены на шасси немецкого танка Panzer III с двигателем Maybach. Новая рубка имеет толщину брони в лобовой части 3-4 см, на бортах- 1-1,5 см. Рубка открыта сверху. Орудие имеет углы горизонтальной наводки 15 градусов в каждую сторону и вертикальной наводки — плюс-минус 7 градусов».
Не совсем понятно, о чем здесь идет речь — ведь САУ не могли входить в состав танкового полка мехбригады Красной Армии, да еще в таком количестве — 44 машины. Вероятнее всего, что здесь идет речь о самоходно-артиллерийском полке, приданному мехбригаде (в этом случае число САУ завышено вдвое). Интересен тот факт, что у СУ-76И (а речь в документе идет именно о них), нет крыши. Видимо, их демонтировали для улучшения действий экипажей.
В августе 1943 года в конструкторском бюро А.Каштанова была сделана попытка усилить вооружение СУ-76И. 14 сентября главный инженер завода № 37 получил от начальника технического управления НКТП Фрезерова письмо следующего содержания: «Разработанный вами проект установки 85-мм пушки Д-5С-85 на базу PzKpfw III (СУ-85И) в настоящее время реализован быть не может из-за отсутствия в достаточном количестве пушек Д-5 и неясностью вопроса с дальнейшей доставкой танков PzKpfw III.
Считаю целесообразным данную разработку временно прекратить, сохранив разработанный материал для возможного использования в дальнейшем». На этом проекте закончились разработки отечественных САУ на трофейных шасси.
В начале 1944 г. вышло распоряжение начальника ГАБТУ Федороенко о передаче всех СУ-76И из боевых подразделений в учебные и о замене их на СУ-76М.
В учебных подразделениях эти боевые машины встречались до конца 1945 г., после чего были сданы па металлолом. В Кубинке действующий образец СУ-76И просуществовал довольно долго и был списан в 1968 г.
До наших дней сохранилось два образца СУ-76И. Одна самоходка почти 30 лет пролежала на дне реки Случь, затем была поднята и установлена как памятник на постаменте на проспекте имени В. И. Ленина в городе Сарны Ровенской области на Украине, где и находится до сих пор, другая самоходка была обнаружена поисковым объединением «Экипаж» в Дмитровском районе Московсой обл. в 2001 — 2002 гг. и после восстановления в 38 НИИ ГАБТУ Минобороны России была передана в музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе в г.Москве.
Фотографии СУ-76И 

            Чертежи самоходной установки СУ-76И:
                   — общие виды СУ-76И
                   — компоновочная схема СУ-76И


Источники:
М. Коломиец, И.Мощанский «Трофеи в Красной Армии». (Фронтовая иллюстрация №1, 2000 г.)
«Отечественные бронированные машины 1905-1941». Том I. Изд.центр «Экспринт». 2002 г.
М.Барятинский «Трофейные танки в Красной Армии». («Моделист-Конструктор» №3, 1998 г.)


  

bronetehnika.narod.ru

СУ-76 — Википедия

СУ-76 в Кремле Нижнего Новгорода
СУ-76 образца 1942 года
Классификация САУ непосредственной поддержки
Боевая масса, т 11,2
Компоновочная схема объединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади
Экипаж, чел. 4
История
Годы разработки 1942
Годы производства 1942—1945
Годы эксплуатации 1942—1953
Количество выпущенных, шт. 14 292
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 5000
Ширина корпуса, мм 2740
Высота, мм 2200
Клиренс, мм 300
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 25 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 35 / 30°
Борт корпуса, мм/град. 15 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 10 / 20°
Корма корпуса (середина), мм/град. 15 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град. 15 / 30°
Днище, мм 7 / 81—90°
Крыша корпуса, мм 7
Лоб рубки, мм/град. 35 / 25°
Борт рубки, мм/град. 10 / 25°
Корма рубки, мм/град. 10 / 20°
Крыша рубки, мм/град. 7
Вооружение
Калибр и марка пушки 76,2-мм ЗИС-3
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 41,6
Боекомплект пушки 60
Углы ВН, град. −3…+25
Углы ГН, град. ±15
Подвижность
Тип двигателя спаренные рядные
6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 2 × 70
Скорость по шоссе, км/ч 44
Запас хода по шоссе, км 250
Удельная мощность, л. с./т 12,5
Тип подвески индивидуальная, торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Преодолеваемый ров, м 2,0
Преодолеваемый брод, м 0,9

СУ-76 — советская самоходноя артиллерийская установка (САУ), применявшаяся в Великой Отечественной войне. Самоходка выполнена на базе легких танков Т-60, Т-70 и предназназначалась для непосредственного сопровождения пехоты, имела противопульное бронирование. Вооружение позволяло бороться с легкими и средними танками. Самый легкий и самый массовый тип САУ из выпускавшихся в СССР в годы Великой Отечественной войны.

Противотанковая самоходно-артиллерийская установка СУ-76 в музее Дрездена

СУ-76 была совместно разработана конструкторскими бюро завода № 38 в г. Киров летом 1942 года, большую роль в создании самоходки сыграл Семён Александрович Гинзбург, он контролировал и непосредственно руководил работами по её созданию. Первые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года, причём они были оснащены заведомо неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л.с. Эта силовая установка была очень сложна в управлении и вызывала сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Изначально САУ была полностью бронирована, что приводило к неудобству работы экипажа в боевом отделении. Эти недостатки вскрылись во время первого боевого применения советских серийных САУ на Волховском фронте, поэтому после выпуска 320 машин серийное производство СУ-76 было остановлено и конструкция была отправлена на доработку. Однако большая надобность РККА в самоходной артиллерии привела к половинчатому решению — оставить «параллельную» силовую установку и общую компоновку машины по той же схеме, но усилить её элементы с целью увеличения моторесурса. Эта модернизация (уже без бронированной крыши боевого отделения) получила название СУ-76М и пошла в серию летом 1943 года, ряд САУ этого варианта успел попасть на фронт к началу Курской битвы. Тем не менее, результат в целом оказался удручающим. Одним из главных виновников по результатам внутреннего расследования был назван С. А. Гинзбург, который был отстранён от конструкторской работы и послан на фронт, где погиб. Возможно, в таком развитии событий сыграли значение напряжённые отношения между конструктором и народным комиссаром танковой промышленности И. М. Зальцманом.

Тем не менее, необходимость в лёгкой САУ была настолько острой, что вернувшийся на пост народного комиссара танковой промышленности В. А. Малышев (гибель С. А. Гинзбурга была одной из причин отставки И. М. Зальцмана с этой должности) объявил конкурс на лучший проект машины такого типа. В нём приняли участие коллективы завода № 38 под руководством Н. А. Попова и Горьковского Автомобильного Завода (ГАЗ) под руководством Н. А. Астрова, главного разработчика всей отечественной линейки лёгких и плавающих танков. Их прототипы отличались по ряду элементов конструкции, но главным их новшеством было использование спаренной установки двигателей ГАЗ-203 от лёгкого танка Т-70, в которой оба мотора располагались последовательно и работали на общий вал. Соответственно, машина была перекомпонована, чтобы вместить в себя большую по длине силовую установку. С конца 1943 года (после снятия с серийного производства лёгких танков Т-70 и Т-80) оба этих завода, а также вновь организованный завод № 40 в г. Мытищи начали крупносерийное производство лёгкой САУ с силовой установкой ГАЗ-203, которая получила армейский индекс СУ-76 (тот же, что и первоначальный вариант, без индекса «М»). В результате СУ-76 (всех моделей) стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной в Красной Армии. Всего было выпущено 13932 модернизированных СУ-76, из них 9133 самоходки построил ГАЗ. Серийное производство СУ-76М завершилось в 1945 году, несколькими годами позже они были сняты с вооружения Советской Армии.

На базе СУ-76 поздних выпусков в 1944 г. была построена первая полноценная советская зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Она выпускалась серийно и после снятия базовой модели с производства.

Конструкция и устройство[править]

СУ-76 является полуоткрытой САУ с задним расположением боевого отделения. Механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины, двигатель располагался справа от осевой линии машины. Боезапас, орудие и рабочие места командира машины, наводчика и заряжающего располагались в открытой сверху и сзади боевой рубке.

СУ-76 оснащалась силовой установкой из двух 4-тактных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. САУ позднего выпуска снабжались форсированным до 85 л. с. вариантом тех же двигателей. Подвеска у СУ-76М индивидуальная торсионная для каждого из 6 опорных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса располагались спереди, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Прицельное оборудование включало штатный панорамный прицел орудия ЗИС-3; часть машин оснащалась радиостанцией 9Р.

Бронирование дифференцированное противопульное, толщина лобовой брони 35 мм, наклон 60 градусов к нормали.

Для самообороны экипаж имел пистолет-пулемёты ППШ или ППС и несколько ручных гранат Ф-1. На левом борту боевого отделения в укладке находился пулемёт ДТ.

  • СУ-76 с параллельной установкой двигателей и броневой крышей боевого отделения;
  • СУ-76М с параллельной установкой двигателей с повышенным моторесурсом и без броневой крыши боевого отделения
  • СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 140 л. с.
  • СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 170 л. с.

Боевое применение[править]

СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила лёгкие танки непосредственной поддержки пехоты. Однако её оценка в частях была очень противоречивой. Пехотинцам СУ-76 скорее нравилась, так как её огонь был мощнее, чем у базового танка Т-70; открытая рубка позволяла тесно взаимодействовать с экипажем в городских боях. Часто отмечаемыми самоходчиками слабыми местами машины были противопульное бронирование (хотя бронирование ее было одним из самых сильных в классе легких САУ), пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от стрелкового огня сверху. Хотя с другой стороны, та же открытая рубка была удобна для экипажа в работе, снимала проблему загазованности боевого отделения при стрельбе, облегчала обзор во всех направлениях и позволяла экипажу в любой момент использовать гранаты и стрелковое оружие в ближнем бою, покидание машины в критических ситуациях также облегчалось. СУ-76 имела много положительных сторон — лёгкость в обслуживании, надёжность, малошумность. Высокая проходимость и небольшая масса позволяла ей двигаться по лесисто-болотистой местности, легким гатям и мостам вместе с пехотой.

Отрицательные стороны боевого применения СУ-76 часто вытекали из того, что в среде командного состава Красной Армии не всегда учитывалось, что эта самоходка является бронетехникой легкого класса и в тактическом применении приравнивали ее к танку или САУ на базе Т-34, КВ, что вызывало неоправданные потери.

В качестве противотанковой САУ СУ-76 могла успешно бороться со всеми типами легких и средних танков вермахта и равноценными САУ противника. Против «Пантеры» СУ-76 была менее эффективна, однако также имела шансы на победу — 76-мм снаряды пробивали маску пушки и относительно тонкую бортовую броню. Однако борьба с «Тиграми» и более тяжёлыми машинами представляла для СУ-76 проблему. В подобных ситуациях инструкции для экипажа предписывали стрелять в ходовую часть и ствол орудия; бить в борт на близких дистанциях. Шансы самоходки несколько повысились после введения подкалиберного и кумулятивного снарядов к орудию. В целом же, для успешной борьбы с танками противника от экипажа требовалось максимальное задействование положительных качеств СУ-76. В частности, грамотное использование маскировки и рельефа местности, а также маневрирование от одного отрытого в грунте укрытия к другому нередко позволяло самоходчикам получить боевое преимущество даже над тяжёлыми танками противника.

Американские солдаты осматривают подбитую северокорейскую СУ-76

СУ-76 иногда использовались для стрельбы с закрытых позиций. Угол возвышения её орудия был максимальным среди всех советских серийных самоходок, и дальность стрельбы могла достигать пределов установленного на ней орудия ЗИС-3, то есть 13 км.

Однако подобное применение сильно ограничивалось тем, что, во-первых, разрывы 76-мм снарядов на дальних расстояниях малозаметны, что осложняет или делает невозможной корректировку огня, во-вторых, для этого нужен грамотный командир орудия/батареи, которых во время войны сильно не хватало; использовались подобные специалисты преимущественно там, где это давало наибольший эффект, то есть в арт. батареях от дивизионных и выше.

На завершающем этапе войны СУ-76 также использовались в качестве эрзац-БТР, машины передовых артиллерийских наблюдателей или для эвакуации раненых.

Страны-эксплуатанты[править]

Сохранившиеся СУ-76[править]

СУ-76 в музее Войска Польского, Варшава

Благодаря большому числу выпущенных самоходок, СУ-76 присутствуют в экспозициях многих музеев или служат машинами-памятниками в различных городах СНГ и воинских частях Российской Армии.

СУ-76 в литературе и компьютерных играх[править]

  • Константин Колесов. «Самоходка номер 120»;
  • С. Горский. «Записки наводчика СУ-76».

СУ-76 также можно увидеть в ряде компьютерных игр:

Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх часто далеко от реальности.

  1. ↑ Светозар Йоканович. Т-34 в странах южных славян // «Техника и вооружение», № 5, 2013. стр.12-16
  2. ↑ Модели советских танков из дневников разработчиков WoT, Игровой журнал «PC игры», ноябрь 2009 года, стр.128-129
  • Уланов Р. Боевая подруга (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2003. — Апрель (). —.
  • Игорь Шмелев Самоходная артиллерия (рус.) // Техника — молодёжи : журнал. — 1981. — Сентябрь (). —.

wp.wiki-wiki.ru

76 — это… Что такое СУ-76?

СУ-76 в Кремле Нижнего Новгорода
СУ-76 образца 1942 года
КлассификацияСАУ непосредственной поддержки
Боевая масса, т11,2
Компоновочная схемаобъединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади
Экипаж, чел.4
История
Годы разработки1942
Годы производства1942—1945
Годы эксплуатации1942—1953
Количество выпущенных, шт.14 292
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм5000
Ширина корпуса, мм2740
Высота, мм2200
Клиренс, мм300
Бронирование
Тип бронистальная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град.25 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град.35 / 30°
Борт корпуса, мм/град.15 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град.10 / 20°
Корма корпуса (середина), мм/град.15 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град.15 / 30°
Днище, мм7 / 81—90°
Крыша корпуса, мм7
Лоб рубки, мм/град.35 / 25°
Борт рубки, мм/град.10 / 25°
Корма рубки, мм/град.10 / 20°
Крыша рубки, мм/град.7
Вооружение
Калибр и марка пушки76,2-мм ЗИС-3
Тип пушкинарезная
Длина ствола, калибров51,6
Боекомплект пушки60
Углы ВН, град.−3…+25
Углы ГН, град.±15
Подвижность
Тип двигателяспаренные рядные
6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.2 × 70
Скорость по шоссе, км/ч44
Запас хода по шоссе, км250
Удельная мощность, л. с./т12,5
Тип подвескииндивидуальная, торсионная
Преодолеваемый подъём, град.30
Преодолеваемая стенка, м0,6
Преодолеваемый ров, м2,0
Преодолеваемый брод, м0,9

СУ-76 — советская лёгкая самоходно-артиллерийская установка (САУ), применявшаяся в Великой Отечественной войне.

История

Противотанковая cамоходно-артиллерийская установка СУ-76 в музее Дрездена

СУ-76 была совместно разработана конструкторскими бюро завода № 38 в г. Киров летом 1942 года, большую роль в создании самоходки сыграл Семён Александрович Гинзбург, он контролировал и непосредственно руководил работами по её созданию. Первые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года, причём они были оснащены заведомо неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л.с. Эта силовая установка была очень сложна в управлении и вызывала сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Изначально САУ была полностью бронирована, что приводило к неудобству работы экипажа в боевом отделении. Эти недостатки вскрылись во время первого боевого применения советских серийных САУ на Волховском фронте, поэтому после выпуска 320 машин серийное производство СУ-76 было остановлено и конструкция была отправлена на доработку. Однако большая надобность РККА в самоходной артиллерии привела к половинчатому решению — оставить «параллельную» силовую установку и общую компоновку машины по той же схеме, но усилить её элементы с целью увеличения моторесурса. Эта модернизация (уже без бронированной крыши боевого отделения) получила название СУ-76М и пошла в серию летом 1943 года, ряд САУ этого варианта успел попасть на фронт к началу Курской битвы. Тем не менее, результат в целом оказался удручающим. Одним из главных виновников по результатам внутреннего расследования был назван С. А. Гинзбург, который был отстранён от конструкторской работы и послан на фронт, где погиб. Возможно, в таком развитии событий сыграли значение напряжённые отношения между конструктором и народным комиссаром танковой промышленности И. М. Зальцманом.

Тем не менее, необходимость в лёгкой САУ была настолько острой, что вернувшийся на пост народного комиссара танковой промышленности В. А. Малышев (гибель С. А. Гинзбурга была одной из причин отставки И. М. Зальцмана с этой должности) объявил конкурс на лучший проект машины такого типа. В нём приняли участие коллективы завода № 38 под руководством Н. А. Попова и Горьковского Автомобильного Завода (ГАЗ) под руководством Н. А. Астрова, главного разработчика всей отечественной линейки лёгких и плавающих танков. Их прототипы отличались по ряду элементов конструкции, но главным их новшеством было использование спаренной установки двигателей ГАЗ-203 от лёгкого танка Т-70, в которой оба мотора располагались последовательно и работали на общий вал. Соответственно, машина была перекомпонована, чтобы вместить в себя большую по длине силовую установку. С конца 1943 года (после снятия с серийного производства лёгких танков Т-70 и Т-80) оба этих завода, а также вновь организованный завод № 40 в г. Мытищи начали крупносерийное производство лёгкой САУ с силовой установкой ГАЗ-203, которая получила армейский индекс СУ-76 (тот же, что и первоначальный вариант, без индекса «М»). В результате СУ-76 (всех моделей) стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной в Красной Армии. Всего было выпущено 13932 модернизированных СУ-76, из них 9133 самоходки построил ГАЗ. Серийное производство СУ-76М завершилось в 1945 году, несколькими годами позже они были сняты с вооружения Советской Армии.

На базе СУ-76 поздних выпусков в 1944 г. была построена первая полноценная советская зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Она выпускалась серийно и после снятия базовой модели с производства.

Конструкция и устройство

СУ-76 в музее Войска Польского, Варшава

СУ-76 является полуоткрытой САУ с задним расположением боевого отделения. Механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины, двигатель располагался справа от осевой линии машины. Боезапас, орудие и рабочие места командира машины, наводчика и заряжающего располагались в открытой сверху и сзади боевой рубке.

СУ-76 оснащалась силовой установкой из двух 4-тактных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. САУ позднего выпуска снабжались форсированным до 85 л. с. вариантом тех же двигателей. Подвеска у СУ-76М индивидуальная торсионная для каждого из 6 опорных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса располагались спереди, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Прицельное оборудование включало штатный панорамный прицел орудия ЗИС-3; часть машин оснащалась радиостанцией 9Р.

Бронирование дифференцированное противопульное, толщина лобовой брони 35 мм, наклон 60 градусов к нормали.

Для самообороны экипаж имел автоматы (пистолет-пулеметы) ППШ или ППС и несколько ручных гранат Ф-1. На левом борту боевого отделения в укладке находился пулемет ДТ.

Варианты

  • СУ-76 с параллельной установкой двигателей и броневой крышей боевого отделения;
  • СУ-76М с параллельной установкой двигателей с повышенным моторесурсом и без броневой крыши боевого отделения
  • СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 140 л. с.
  • СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 170 л. с.

Боевое применение

СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила лёгкие танки непосредственной поддержки пехоты. Однако её оценка в частях была очень противоречивой. Пехотинцам СУ-76 скорее нравилась, так как её огонь был мощнее, чем у базового танка Т-70; открытая рубка позволяла тесно взаимодействовать с экипажем в городских боях. Часто отмечаемыми самоходчиками слабыми местами машины были противопульное бронирование, пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от стрелкового огня сверху. Хотя с другой стороны, та же открытая рубка была удобна для экипажа в работе, снимала проблему загазованности боевого отделения при стрельбе и позволяла легко покинуть подбитую самоходку. СУ-76 имела много положительных сторон — лёгкость в обслуживании, надёжность, малошумность, высокую проходимость по лесисто-болотистой местности.

В качестве противотанковой САУ СУ-76 могла успешно бороться со всеми типами легких и средних танков вермахта и равноценными САУ противника. Против тяжёлой «Пантеры» СУ-76 тоже имела шансы на победу — 76-мм снаряды пробивали маску пушки и относительно тонкую бортовую броню. Против «Тигра» и более тяжёлых машин СУ-76 была малоэффективна. Инструкции для экипажа предписывали в таком случае стрелять в ходовую часть и ствол орудия; бить в борт на близких дистанциях. Введение подкалиберного и кумулятивного снарядов несколько упростило борьбу с тяжелобронированными целями. Грамотное использование маскировки и рельефа местности, а также маневрирование от одного отрытого в грунте укрытия к другому позволяло опытным экипажам успешно отбивать танковые атаки противника.

СУ-76 иногда использовались для стрельбы с закрытых позиций. Угол возвышения её орудия был максимальным среди всех советских серийных самоходок и дальность стрельбы достигала 17 км. На завершающем этапе войны СУ-76 также использовались в качестве эрзац-БТР, машины передовых артиллерийских наблюдателей или для эвакуации раненых.

В составе северокорейской армии СУ-76 применялись в Корейской войне (1950—1953).

Сохранившиеся СУ-76

Благодаря большому числу выпущенных самоходок, СУ-76 присутствуют в экспозициях многих музеев или служат машинами-памятниками в различных городах СНГ и воинских частях Российской Армии.

СУ-76 в литературе и компьютерных играх

Боевое применение СУ-76 подробно описывается в повести Константина Колесова «Самоходка номер 120»

СУ-76 также можно увидеть в ряде компьютерных игр:

Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей ее применения в бою во многих компьютерных играх часто далеко от реальности.

Примечания

  1. Модели советских танков из дневников разработчиков WoT, Игровой журнал «PC игры», ноябрь 2009 года, стр.128-129

Ссылки

dic.academic.ru

САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА СУ-76 » ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Вступление

Я уже писал что популярность боевой техники не зависит от её боевых качеств и количества выпущенных образцов. Популярность дают легенды и звучное имя. А какую легенду можно сложить про артиллерийскую самоходную установку, которую сам экипаж называл сукой? Но мы, истинные патриоты, любим Россию не за то что она родина слонов и всё что произведено на её территории является лучшим в мире. Мы любим её такой какая она есть. И эта любовь подразумевает знание истории (именно истории а не легенд) вообще и военной техники в частности.

История создания самоходной установки СУ-76

Вообще самоходные установки создают с какой то целью. СУ-152 создали для разрушения полевых укреплений прямой наводкой. СУ-100 создали потому что не было станка для изготовления зубчатого венца большого диаметра, который позволил бы установить пушку крупного калибра на танк Т-34. А вот самоходную установку СУ-76 создали потому что создали.
Создали её на базе лёгкого танка Т-70. Правда компоновку слегка изменили. У танка двигатель был в носовой части корпуса по правой стороне, водитель сидел слева. Потом шло боевое отделение. И наконец в самой корме находился бензобак. Так вот, статистика установила, что благодаря своей компоновке Т-70 с его убогой бронёй и БЕНЗИНОВЫМ двигателем горел реже чем ДИЗЕЛЬНЫЙ Т-34 у которого часть бензобаков была в боевом отделении. У СУ-76 боевое отделение оказалось в корме корпуса, а бензобак расположили под боком у водителя. Соответственно чаще водителя самоходки гибли только стрелки на штурмовиках ИЛ-2.


Первый вариант имел крышу боевого отделения и трансмиссию, которая ломалась каждые пять минут. После долгих доработок получился вариант названный СУ-76М. Крышу боевого отделения убрали потому что не сумели сделать нормальную вентиляцию и экипаж просто угорал от пороховых газов при стрельбе. Трансмиссию и ходовую часть доработали. Всё это было уже в конце сорок третьего года.

На фотографии пластмассовая модель, но выполненная очень точно и дающая полную информацию о внешнем виде и компоновке СУ-76М.

Технические характеристики СУ-76

1. 76 миллиметровая пушка ЗИС-З
2. броневой короб защищающий противооткатную систему орудия
3. боевая рубка
4. заслонка амбразуры для стрельбы из личного оружия
5. направляющее колесо
6. опорный каток
7. поддерживающий каток
8. ведущее колесо
9. глушитель одного из двигателей
10. жалюзи
11. крышка трансмиссионного люка
12. люк фильтра предварительной очистки воздуха поступающего в двигатели
13. крышка люка моторного отделения
14. крышка люка для доступа к стопору пушки по-походному
15. крышка люка первого бензобака
16. крышка люка второго бензобака
17. заслонка амбразуры командира
18. сиденье командира
19. сиденье наводчика и заряжающего (на марше)
20. стопор пушки по-походному
21. заглушка амбразуры для стрельбы из револьвера
22. фара
23. крышка люка механика-водителя
24. заслонка отверстия для заводной рукоятки
25. казённик пушки
26. кормовая дверца
27. задний фонарь
28. окно для выхода воздуха

1. крышка трансмиссионного люка
2. воздухоочистители двигателей
3. коробка передач
4. главная передача с бортовыми фрикционами и тормозами
5. рычаги управления
6. двигатели
7. ведущее колесо
8. бензобаки
9. ящики с инструментами
10. кормовая дверь
11. маховик поворотного механизма орудия
12. маховик подъёмного механизма орудия
13. панорамный прицел
14. цилиндр наката орудия
15. цилиндр тормоза отката
16. уравновешивающий механизм
17. поперечная балка к которой крепится орудие.

В общем по схеме всё понятно. Двигателя средней мощности в стране не было, поэтому поставили два двигателя ГАЗ-202 общей мощностью сто сорок лошадиных сил. При массе самоходной установки СУ-76М десять тонн, это давало ту самую минимально допустимую энерговооруженность в четырнадцать лошадиных сил на тонну веса. Правда работали двигатели на авиационном бензине марки Б-70, поэтому сложности со снабжением горючим были заложены в саму конструкцию самоходки.
Подвеска была прогрессивная торсионная, а не тракторная как у ШЕРМАНА или свечная как у Т-34. Правда качество конструирования и исполнения было низкими, поэтому максимальная скорость эксплуатации ограничивалась тридцатью километрами в час, хотя максимальная скорость достигала сорока километров в час.
Орудие взято от дивизионной пушки ЗИС-3 без всяких изменений. Его просто сняли со станины и укрепили на специальной поперечной балке. Угол наклона пять градусов вниз и двадцать пять вверх. По горизонту орудие отклонялось на пятнадцать градусов в каждую сторону. Противооткатные устройства защитили бронёй толщиной десять миллиметров. Лобовая броня была тридцать пять миллиметров и установлена наклонно. Учитывая угол наклона в шестьдесят градусов можно сказать что лобовая броня была эквивалентна вертикальной броне толщиной семьдесят миллиметров. Для боевой машины весом в десять тонн это не мало. Но немецкими противотанковыми пушками в конце сорок третьего года броня такой толщины пробивалась на любой дистанции прицельного выстрела. В остальных местах корпус имел толщину в основном семь миллиметров.
В боевой рубке располагалось шестьдесят снарядов, что для такой миниатюрной самоходки достаточно много.


Применение самоходной установки СУ-76

Вот тут и начинаются сложности. Практически полное отсутствие серьёзного бронирования ставило СУ-76 в разряд самоходных пушек предназначенных для стрельбы с закрытых позиций. Но калибр 76 миллиметров был совершенно не эффективен для стрельбы с закрытых позиций. Что бы понять возможности этого калибра читайте статьи — ИДЕАЛЬНАЯ ДИВИЗИОННАЯ АРТИЛЛЕРИЯ ОБРАЗЦА СОРОК ПЕРВОГО ГОДА и ЗИС-3 ПОПУЛЯРНАЯ ЛЕГЕНДАРНАЯ И НИ КОМУ НЕ НУЖНАЯ?
Штурмовое орудие должно иметь мощное бронирование хотя бы в лобовой проекции. Как вы помните СУ-76 имела лобовую броню всего тридцать пять миллиметров, но чаще всего применялась именно как штурмовое орудие. Соответственно и потери было огромными.
Есть правда авторы, которые высказывают другое мнение.

Согласен СУ-76 могла успешно отражать атаки ПЕХОТЫ. А вот дальше я сильно сомневаюсь. Бетонные укрепления были ей не под силу. Подавить пулемётную точку можно только прямым выстрелом, при навесной стрельбе просто снарядов не хватит. По уставу для надёжного подавления пулемётной точки при стрельбе с закрытой позиции нужно — вот лень лезть в справочник, но то что больше шестидесяти снарядов это точно. Не зря при наступлении сотни орудий ставили колесо к колесу и непрерывно стреляли по траншеям противника часа полтора а то и два. А стрелять с расстояния прямого выстрела (шестьсот метров) можно было только при отсутствии у противника противотанковых пушек.
Ну а представить как СУ-76 отражает атаки тигров у меня просто воображения не хватает.
Что касается высокой проходимости то она зависит не от веса системы а от УДЕЛЬНОГО давления на грунт. Я честно величину удельного давления для СУ-76 не растчитывал, но гусеницы у неё достаточно узкие
Для чего её всё таки делали? Просто после Курска стало понятно что лёгким танкам нет места в этой войне и их сняли с производства. Производственные мощности освободились и решили делать хоть что нибудь. За всю войну выпустили 11000 штук и ещё две тысячи после войны. Был вариант с зенитной пушкой. Может это и было её предназначение? Хотя я бы использовал эту самоходку как платформу для миномёта калибром сто двадцать миллиметров.


voennoe-obozrenie.ru

СУ–76М — это… Что такое СУ–76М?

СУ-76 в Кремле Нижнего Новгорода
СУ-76 образца 1942 года
КлассификацияСАУ непосредственной поддержки
Боевая масса, т11,2
Компоновочная схемаобъединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади
Экипаж, чел.4
История
Год(ы) производства1942—1945
Год(ы) эксплуатации1943 — 1950-е
Количество выпущенных, шт14 292
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм5000
Ширина корпуса, мм2740
Высота, мм2200
Клиренс, мм300
Бронирование
Тип бронистальная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град.25 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град.35 / 30°
Борт корпуса, мм/град.15 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град.10 / 20°
Корма корпуса (середина), мм/град.15 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град.15 / 30°
Днище, мм7 / 81—90°
Крыша корпуса, мм7
Лоб рубки, мм/град.35 / 25°
Борт рубки, мм/град.10 / 25°
Корма рубки, мм/град.10 / 20°
Крыша рубки, мм/град.7
Вооружение
Калибр и марка пушки76,2-мм ЗИС-3
Тип пушкинарезная
Длина ствола, калибров51,6
Боекомплект пушки60
Углы ВН, град.−3…+25
Углы ГН, град.±15
Подвижность
Тип двигателяспаренные рядные
6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с.2 × 70
  то же, кВт.2 × 52
Скорость по шоссе, км/ч44
Запас хода по шоссе, км250
Удельная мощность, л.с./т12,5
Тип подвескииндивидуальная, торсионная
Ширина гусеницы, мм300
Преодолеваемый подъём, град.30
Преодолеваемая стенка, м0,6
Ширина преодолеваемого рва, м2,0
Преодолеваемый брод, м0,9

СУ-76 — советская лёгкая самоходно-артиллерийская установка (САУ), применявшаяся в Великой Отечественной Войне.

История

Самоходно-артиллерийская установка СУ-76 в музее Дрездена

СУ-76 была совместно разработана конструкторскими бюро завода № 38 в г. Киров летом 1942 года, большую роль в создании самоходки сыграл Семён Александрович Гинзбург. Первые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года, причём они были оснащены заведомо неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л.с. Эта силовая установка была очень сложна в управлении и вызывала сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Изначально САУ была полностью бронирована, что приводило к неудобству работы экипажа в боевом отделении. Эти недостатки вскрылись во время первого боевого применения советских серийных САУ на Волховском фронте, поэтому после выпуска 320 машин серийное производство СУ-76 было остановлено и конструкция была отправлена на доработку. Однако большая надобность РККА в самоходной артиллерии привела к половинчатому решению — оставить «параллельную» силовую установку и общую компоновку машины той же по схеме, но усилить её элементы с целью увеличения моторесурса. Эта модернизация (уже без бронированной крыши боевого отделения) получила название СУ-76М и пошла в серию летом 1943 года, ряд САУ этого варианта успел попасть на фронт к началу Курской битвы. Тем не менее, результат в целом оказался удручающим. Одним из главных виновников по результатам внутреннего расследования был назван С. А. Гинзбург, который был отстранён от конструкторской работы и послан на фронт, где погиб. Возможно, в таком развитии событий сыграли значение напряжённые отношения между конструктором и народным комиссаром танковой промышленности И.М. Зальцманом.

Тем не менее, необходимость в лёгкой САУ была настолько острой, что вернувшийся на пост народного комиссара танковой промышленности В.А. Малышев (гибель С. А. Гинзбурга была одной из причин отставки И. М. Зальцмана с этой должности) объявил конкурс на лучший проект машины такого типа. В нём приняли участие коллективы завода №38 под руководством Н. А. Попова и Горьковского Автомобильного Завода (ГАЗ) под руководством Н.А. Астрова, главного разработчика всей отечественной линейки лёгких и плавающих танков. Их прототипы отличались по ряду элементов конструкции, но главным их новшеством было использование спаренной установки двигателей ГАЗ-203 от лёгкого танка Т-70, в которой оба мотора располагались последовательно и работали на общий вал. Соответственно, машина была перекомпонована, чтобы вместить в себя большую по длине силовую установку. С конца 1943 года (после снятия с серийного производства лёгких танков Т-70 и Т-80) оба этих завода, а также вновь организованный завод №40 в г. Мытищи начали крупносерийное производство лёгкой САУ с силовой установкой ГАЗ-203, которая получила армейский индекс СУ-76 (тот же, что и первоначальный вариант, без индекса «М»). В результате СУ-76 (всех моделей) стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной в Красной Армии. Всего было выпущено 13932 модернизированных СУ-76, из них 9133 самоходки построил ГАЗ. Серийное производство СУ-76М завершилось в 1945 году, несколькими годами позже они были сняты с вооружения Советской Армии.

На базе СУ-76 поздних выпусков в 1944 г. была построена первая полноценная советская зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Она выпускалась серийно и после снятия базовой модели с производства.

Конструкция и устройство

СУ-76 в музее Войска Польского, Варшава

СУ-76 является полуоткрытой САУ с задним расположением боевого отделения. Механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины; двигатель располагался справа от осевой линии машины. Боезапас, орудие и рабочие места командира машины, наводчика и заряжающего располагались в открытой сверху и сзади боевой рубке.

СУ-76 оснащалась силовой установкой из двух 4-тактных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. САУ позднего выпуска снабжались форсированным до 85 л. с. вариантом тех же двигателей. Подвеска у СУ-76М индивидуальная торсионная для каждого из 6 опорных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса располагались спереди, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Прицельное оборудование включало штатный панорамный прицел орудия ЗиС-3; часть машин оснащалась радиостанцией 9Р.

Бронирование дифференцированное противопульное, толщина лобовой брони 35 мм, наклон 60 градусов к нормали.

Для самообороны экипаж имел автоматы (пистолет-пулеметы) ППШ или ППС и несколько ручных гранат Ф-1.

Варианты

  • СУ-76 с параллельной установкой двигателей и броневой крышей боевого отделения;
  • СУ-76М с параллельной установкой двигателей с повышенным моторесурсом и без броневой крыши боевого отделения
  • СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 140 л. с.
  • СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 170 л. с.

Боевое применение

СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила лёгкие танки непосредственной поддержки пехоты. Однако её оценка в частях была очень противоречивой. Пехотинцам СУ-76 скорее нравилась, так как её огонь был мощнее, чем у базового танка Т-70; открытая рубка позволяла тесно взаимодействовать с экипажем в городских боях. Часто отмечаемыми самоходчиками слабыми местами машины были противопульное бронирование, пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от стрелкового огня сверху, закидывания в неё гранат и попаданий осколочно-фугасных снарядов, не пробивавших броню, но убивавших, контузивших или травмировавших экипаж ударной волной при своём разрыве. Сами за себя говорят грубоватые или даже полуматерные прозвища СУ-76М «Сучка» или «Голожопый Фердинанд». Хотя с другой стороны, та же открытая рубка была удобна для экипажа в работе, снимала проблему загазованности боевого отделения при стрельбе и позволяла легко покинуть подбитую самоходку. Поэтому были и самоходчики, буквально влюбленные в СУ-76, они её ласково называли «Жу-жу», «Сухариком», «Суворочкой» или «Коломбиной» (женский персонаж итальянской комедии дель арте). СУ-76 имела много положительных сторон — лёгкость в обслуживании, надёжность, малошумность, высокую проходимость по лесисто-болотистой местности.

В качестве противотанковой САУ СУ-76 могла успешно бороться со всеми типами легких и средних танков вермахта и равноценными САУ противника. Против тяжёлой «Пантеры» СУ-76 тоже имела шансы на победу — 76-мм снаряды пробивали маску пушки и относительно тонкую бортовую броню. Против «Тигра» и более тяжёлых машин СУ-76 была малоэффективна. Поучения для экипажа предписывали в таком случае стрелять в ходовую часть и ствол орудия; бить в борт на близких дистанциях. Введение подкалиберного и кумулятивного снарядов несколько упростило борьбу с тяжелобронированными целями. Грамотное использование маскировки и рельефа местности, а также маневрирование от одного отрытого в грунте укрытия к другому позволяло опытным экипажам успешно отбивать танковые атаки противника.

СУ-76 иногда использовались для стрельбы с закрытых позиций. Угол возвышения её орудия был максимальным среди всех советских серийных самоходок и дальность стрельбы достигала 17 км. На завершающем этапе войны СУ-76 также использовались в качестве эрзац-БТР, машины передовых артиллерийских наблюдателей или для эвакуации раненых.

В составе северокорейской армии СУ-76 применялись в Корейской войне (1950—1953).

Сохранившиеся СУ-76

Благодаря большому числу выпущенных самоходок, СУ-76 присутствуют в экспозициях многих музеев или служат машинами-памятниками в различных городах СНГ и воинских частях Российской Армии .

СУ-76 в компьютерных играх

СУ-76 можно увидеть в отечественной игре «Sudden Strike 3: Arms for Victory».

Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей ее применения в бою в других компьютерных играх часто далеко от реальности.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *