Истребитель Су-57 — характеристики и возможности

Военный эксперт Александр Хроленко проанализировал возможности новейшего российского истребителя Су-57 и согласился с оценкой, которую дал самолету Владимир Путин.

Во время встречи 19 марта с финалистами конкурса «Лидеры России» российский президент Владимир Путин заявил, что Су-57 — самый лучший боевой самолет, и особо подчеркнул: «В мире самый лучший. По всем тактико-техническим данным, по оружию. Так никто летать не может».

Почти синхронно уникальность российского истребителя пятого поколения подтвердили и специалисты Военно-воздушного министерства США, которые хотят заказать воздушную мишень, способную имитировать полет и другие характеристики тяжелого многофункционального Су-57.

Это означает, что ни один американский самолет подобными качествами не обладает и невозможно отрабатывать возможные сценарии противоборства.

С таким противником США ещё не сталкивались

Тревога американских «партнеров» стоит 300 миллионов долларов, и она понятна. Первые серийные истребители Су-57 поступят на вооружение Воздушно-космических сил России уже в 2019 году. Первый контракт заключен на 12 машин.

Темп перевооружения российских авиаполков истребителями-бомбардировщиками Су-34 и многоцелевыми истребителями Су-35С таков, что вскоре количество Су-57 будет исчисляться десятками и сотнями. Столь высокотехнологичного вероятного противника ВВС США еще не имели, американским летчикам придется в значительной степени изменить тактику боевых действий.

Эксперты США признают превосходство российского истребителя и отмечают высочайшую маневренность Су-57 на сверхзвуковых скоростях, инфракрасную систему поиска и слежения, которой не обладает, к примеру, американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor.

Крылатая душа России

Необычайно малая эффективная отражающая поверхность Су-57 позволяет ему оставаться практически невидимым для радиолокационных станций, в конструкции композиционные материалы составляют 70% поверхности и 25% веса самолета.

Превосходство Су-57 обеспечивают основная радиолокационная станция, уникальные оптико-электронная система обнаружения целей и система постановки электронных помех – «умная обшивка». Российский истребитель способен обнаруживать воздушные и наземные цели на дальности до 400 километров, сопровождать до 62 объектов.

Самолет в 2018 году успешно прошел испытания с двигателями «второго этапа, позволяющими развивать сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме. Боевой радиус – 5500 километров. Су-57 имеет выдающееся соотношение боевой нагрузки и собственной массы, по этому показателю аналогов пятого поколения ему не существует. Способен нести 14 типов вооружений, причем весь арсенал – 10 тонн – располагается в двух внутренних отсеках, а не на внешней подвеске (для снижения отражающей поверхности).

Министерство обороны РФ

Новейший истребитель пятого поколения Су-57

Истребитель и его ракетное вооружение проверены в боевых условиях в Сирии и обещают абсолютное превосходство в воздухе. В гипотетическом поединке Су-57 способен раньше обнаружить и уничтожить как F-22, так и F-35.

Американский маркетинг

Обладая выдающимися пилотажными качествами, электронными системами и гиперзвуковым оружием, российский тяжелый истребитель Су-57 достойнее представляет пятое поколение боевой авиации в сравнении с новейшим символом американской исключительности – многоцелевым истребителем F-35 Lightning II (эксплуатируется с 2012 года).

Корпорация Lockheed Martin планировала к 2019 году выпустить две тысячи супердорогих Lightning II F-35, а фактически с конвейера сошли около трехсот машин.

Истребитель F-35 в Пентагоне критикуют не только за сырое программное обеспечение – в доработке нуждаются бортовые комплексы, топливная и тормозная системы, элементы конструкции истребителя.

Изначально к машине предъявлялись столь противоречивые требования, что создатели и самолет начали конфликтовать с законами физики и аэродинамики.

США планируют развернуть Lightning II F-35 в Европе на постоянной основе в 2020 году, однако европейские союзники откровенно избегают такого перевооружения. О многом говорит исключение американской «молнии» из конкурса бундесвера по замене устаревающих истребителей Tornado. Военный министр Французской Республики Флоранс Парли 18 марта прямо заявила, что в уставе НАТО есть пункт 5 (о коллективной самообороне), а не пункт «F-35».

Британский генерал признал превосходство оружия России >>

На фоне превосходства российских технологий западные партнеры успокаивают себя лишь тем, что Су-57 слишком дорог для ВКС России. И все же для РФ нет ничего дороже государственного суверенитета, который позволяет надежно защищать современное чудо-оружие.

риа новости

Многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57

Все новости о новом оружии современной России можно узнать по ссылке >>

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

ee.sputniknews.ru

Су-57 лучший в мире самолёт пятого поколения

Паника в руководстве НАТО началась, как только истребитель пятого поколения Су-57 поднялся впервые в воздух с новой силовой установкой, позволяющей достигнуть скорости звука без применения форсажа. Издание на немецком языке Contra Magazin признаёт Су-57 выдающейся машиной пятого поколения и большой проблемой для НАТО, поскольку у Североатлантического блока лучшим является истребитель четвёртого поколения Eurofighter, американские F-22 и F-35 из-за их недоработок не берутся в расчёт и даже китайские самолёты нового поколения остаются далеко позади.

Подробнее о характеристиках и вооружении самолёта Су-57 можно прочитать здесь.

Новый двигатель российского истребителя

Январским морозным утром 2010 года под заводским обозначением Т-50 впервые оторвался от бетонки аэродрома и совершил пробный полёт новый самолёт пятого поколения. Общественности он был продемонстрирован на МАКС-2011, а в 2017 году машина получила новый индекс – Су-57, с которым продолжает испытательные полёты.

В конце 2017 года 5 декабря в течение 17 минут продолжался испытательный полёт с мотором второго этапа, так называемым «изделием 30», который прошёл успешно, тестирование и испытания в воздухе нового двигателя будут продолжаться ещё три года.

Накопленный огромный потенциал в авиастроительной области был успешно востребован при создании двигателя второго этапа для Су-57 и это ещё раз доказало, что задел, который российская авиационная отрасль получила в советские времена не растерян и применяется для создания высокоинтеллектуальных цифровых систем.

Двигатель второго этапа для СУ-57

В этой силовой установке сопло имеет внутри ровную поверхность и зубчатую кромку по внешнему контуру, что важно для получения наилучшей незаметности по стелс-технологии и сохранения высоких возможностей при маневрировании.

Смешивание горячего воздуха от силовой установки с внешним холодным потоком происходит интенсивнее при маневрировании машины и заставляет холодную струю проходить между внешней кромкой и внутренней поверхностью, что значительно снижает видимость самолёта в инфракрасном диапазоне.

Сжатие-расширение силового привода является особенностью конструкции сопла двигателя российского Су- 57 и американских машин пятого поколения.

Несмотря на эту схожесть в российской силовой установке крыльчатки компрессора конструктивно выполнены из радиопоглощающих элементов, что наиболее эффективно увеличивает незаметность и повышает маневренность российского самолёта и делает возможным в крейсерском режиме выполнять полёт на сверхзвуке. По мнению экспертов, эти качественные изменения доказывают превосходство

Су-57 над «Раптором».

Су-57 оснастили новейшим вооружением

На российском Су-57 начались испытания авиационного вооружения нового поколения. Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» разработала и создала новейший комплекс высокоточного вооружения для истребителя пятого поколения, который размещён как внутри фюзеляжа, так и на точках внешней подвески Су-57. В настоящее время оружие проходит испытания в воздухе и результаты будут скоро известны.

В создании высокоточного оружия для новой машины задействованы КБ «Радуга» и «Вымпел», но, по соображениям секретности, пока неизвестно каким именно будет это вооружение. Эти конструкторские бюро предполагают оснастить сверхзвуковой самолёт нового поколения ракетами класса «воздух – воздух» средней и большой дальности РВВ-СД и РВВ-БД.

Новейшее ракетное вооружение Су-57

КБ «Радуга» планирует поставить для Су-57 оружие «воздух – поверхность» состоящее из ракет Х-58УШК и Х-38. НПО «Новатор» имеет планы на поставку оружия сверхдальнего действия класса «воздух – воздух», к которому относится ракета КС-172.

Немного ранее в 2016 году испытывали на макете передней части боевого самолёта пушечную установку ННПУ-50, бомбовая и ракетная нагрузка Су-57 только внутри фюзеляжа составит 4.2 тонны, ещё для авиационного вооружения на внешней поверхности будут задействованы восемь точек подвески. Испытания оружия для истребителя – это заключительный цикл, в 2018 году ожидается поступление в строевые части Су-57, но пока с двигателем первого этапа.

Подробнее о характеристиках и вооружении самолёта Су-57 можно прочитать здесь.

Заключение

Очевидно, что Североатлантический блок ничего не может пока противопоставить нашему самолёту и надо признать, что революция в США в области авиастроения поставила на грань разрушения американскую авиацию, поскольку был нарушен эволюционный процесс создания новых самолётов. В России последовательно разрабатывали всю цепочку машин КБ Сухого от

Су-24 до Су-57, а в США этим пренебрегли, за что и поплатились.

aviarf.ru

Т-50 получил наименование «Су-57» » Военное обозрение

Согласно информации блога bmpd, журнал Air&Cosmos сообщает данные, касающиеся отечественной программы разработки истребителя пятого поколения по теме ПАК ФА.

Со слов издания, новое наименование истребителя (его серийных образцов) будет «Су-57». При этом сама серия подлежит сокращению. Согласно неофициальным сведениям, планируется выпустить 12 машин до 2020 года вместо 60 самолетов, предусмотренных в ГПВ-2020.


На текущий момент выпущено 8 летных экземпляров Т-50. Предполагалось, что крайний из них посетит Владимир Путин на МАКС-2017, в ходе чего сообщит о начале серийного выпуска самолетов. Но он в ангар не зашел, изменив предполагавшийся маршрут, в связи с чем новое обозначение истребителя осталось неназванным.

В течение последних двух лет осуществлялась доработка Т-50, необходимая для решения проблем, возникших в процессе испытаний прототипов. Как выяснилось, в числе прочего, были обнаружены трещины в конструкции фюзеляжа. В ряде случаев происходил отказ одного из двигателей. Т-50-2 стал жертвой помпажа в компрессоре двигателя в процессе взлета. Т-50-5 загорелся на взлетной полосе 10 июня 2014 года после посадки в присутствии индийской делегации.

В доработанном варианте выпущены 3 машины. Они отличаются от прототипов внутренними усилениями фюзеляжа. Панели, которые закрывают фюзеляж, частично заменены изделиями из композиционных материалов. Задняя часть фюзеляжа (в которой располагается комплекс РЭБ) была удлинена, форма нижней части фюзеляжа в хвостовой части, лючки и технологические отверстия также были изменены. Размах крыла увеличился с 14 метров до 14,1 метра, а длина фюзеляжа выросла с 19,7 метров до 20,1 метра. Следует отметить, что приводимые сведения являются оценочными.

Выпуск серийных самолетов будет проводиться в варианте, созданном с учетом указанных доработок, однако дальнейшая работа по машине, в том числе переход на новые двигатели, продолжится.

Крайний экземпляр Т-50-9 имеет комплект бортового оборудования, предназначенного для серийного Су-57. Все системы и приборы связаны между собой и контролируются при помощи центрального процессора. ОКБ Сухого отвечает за интеграцию систем, что происходит впервые. Ранее этим занимались их разработчики, в частности, АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро».

Т-50-9

Электронные системы включают в себя радиолокационный комплекс системы управления вооружением Ш121 и оптико-электронную интегрированную систему 101КС. Система Ш121 разработана АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» из Жуковского и включает в себя РЛС Н036 и систему постановки электронных помех Л402. РЛС Н036 «Белка» включает в себя пять антенн с АФАР, три в Х-диапазоне и две в L-диапазоне, которые контролируют пространство в 270 градусов (по 135 градусов влево и вправо от оси самолета).

Использование L-диапазона в работе РЛС в режиме «воздух-воздух» является основным средством обнаружения малозаметных самолетов у Т-50. На Т-50-9 установлена самая «свежая» РЛС Н036. Её выпуск будет осуществлять АО «Государственный Рязанский приборный завод».

Бортовой комплекс обороны Л402 «Гималаи» разработки АО «Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт» и производства ставропольского ПАО «Сигнал» имеет собственные антенны, но поскольку он работает на тех же волнах, что и РЛС, он использует антенны Н036.

Оптико-электронный комплекс 101КС «Атолл» разработки АО «Производственное объединение „Уральский оптико-механический завод» (УОМЗ) в Екатеринбурге позволяет контролировать воздушное пространство в оптическом диапазоне по всему периметру от самолета, а также защищать самолет от атакующих ракет. «Атолл» состоит из системы ИРСТ 101КС-В, расположенной перед гондолами двигателей, четыре датчика обнаружения ракет в ультрафиолетовом диапазоне, которые имеют обзор в 360 градусов, а также два датчика 101КС-О, которые, согласно данным от УОМЗ, являются системами постановки помех в инфракрасном диапазоне. Другой датчик – 101КС-П состоит из небольшого прибора инфракрасного видения, который помогает летчику в ходе маневров на малой высоте или при посадке. Кроме того, ведется разработка контейнера навигации и целеуказания навигационного контейнера 101КС-Н.

Характеристики Су-57 (предположительные):

Размах — 14,1 метра

Длина — 20,1 метра
Высота — 4,6 метра
Масса пустого самолета — 18 тонн
Нормальная взлетная масса — 25 тонн
Максимальная взлетная масса — 35 тонн
Максимальная скорость — 2М
Крейсерская скорость на сверхзвуковой скорости — 1,3М
Дальность полета на сверхзвуке — 1500 км
Дальность полета максимальная — 3500 км

topwar.ru

Серийный вариант истребителя Т-50 получил официальное наименование Су-57

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Росси
  • www.arms-expo.ru

    Зачем Су-57 сделали новый двигатель

    Су-57 –официальное название новейшего российского многоцелевого истребителя пятого поколения, созданного на основе проекта ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Официальное название 11 августа обнародовал главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев, до этого самолет носил заводской индекс Т-50.

    Перспективный истребитель создавался с 2002 года как замена МиГ-29 и Су-27 и на основе двух проектов, разрабатываемых ещё до развала СССР, а именно проекта 1.44 (ОКБ МиГ) и Су-47 (ОКБ Сухого). С развалом Союза прекратилось финансирование проекта 1.44, но Су-47 повезло гораздо больше: он стал использоваться как летающая лаборатория для тестирования новых технических решений.

    В 2005 году на проект Т-50 было выделено финансирование по указу президента В.Путина.

    Истребитель пятого поколения

    Истребители пятого поколения предполагают соответствие определённому набору требований. Это широкое применение стелс-технологий и -материалов, резко снижающих заметность истребителя на радарах противника и инфракрасном диапазоне; получение информации о боевой обстановке с помощью бортовых устройств, использующих пассивные методы ее сбора; арсенал, состоящий из ракет для всеракурсного ближнего воздушного боя; способность вести многоканальную ракетную стрельбу на больших дистанциях; возможность поражать цели в воздухе, на земле и на воде.

    Необходимы также способность развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа; сверхманевренность в трёх плоскостях; автоматизация управления бортовыми информационными системами и системами помех; современное электронное оборудование, помогающее летчику принимать и анализировать боевую информацию, а также обмениваться ее с другими источниками; лёгкость управления за счет внедрения компьютерных систем; наличие круговой информационной системы.

    Важность двигателя

    Изначально на Т-50 устанавливали двигатель АЛ-41Ф1, созданный на основе АЛ-41Ф, который разрабатывался для проекта МиГ 1.44. Это авиационный турбореактивный двухконтурный форсированный двигатель с управляемым вектором тяги, за счёт круглой формы сопел обладающий всеракурсностью.

    АЛ-41Ф1 имеет большой ресурс работы (4000 часов), повышенную надежность, уменьшенный расход топлива и силу тяги в 15 000 кгс, что на 2500 больше, чем у предыдущего двигателя АЛ-31Ф (который на 80% отличается от АЛ-41Ф1).

    Для запуска двигателя не требуется кислородная подпитка, поэтому была сделана плазменная система розжига, установленная в камере сгорания и форсажной. Управление двигателем – электронное, цифровое.

    АЛ-41Ф1 обеспечил Су-57 бесфорсажный сверхзвуковой полет и сверхманевренность. Одним из недостатков АЛ-41Ф1 является несоответствие принципу малозаметности. Поэтому специально для Су-57 разрабатывался новый двигатель второго этапа под заводским индексом «изделие 30», первое испытание которого было проведено 5 декабря 2017 года.

    Изделие 30 имеет тягу без форсажа в 10 500 кгс против 9500 кгс АЛ-41Ф1, а на форсаже – 17 500 кгс против 15000 кгс у АЛ-41Ф1. При этом зубчатая форма края сопла обеспечивает Су-57 малозаметность при сверхманевренности.

    Большая часть технических характеристик нового двигателя для Су-57 засекречена, но известно, что при создании лопаток турбины из уникальных жаропрочных никелевых сплавов были применены новейшие технологии. Для изделия 30 также был сконструирован новый компрессор высокого давления.

    Этот мощный двигатель открывает новые возможности перед Су-57: позволяет ему летать на более высоких скоростях, длинных дистанциях и новых высотах, а также нести больше вооружения, что повышает боевую эффективность отечественного истребителя.

    Привлекательность для экспорта

    На Су-57 устанавливаются самые современные системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и самое совершенное ракетное и пушечное вооружение.

    Истребитель пятого поколения очень сложная и высокотехнологичная конструкция. Только несколько стран может позволить себе проектирование таких машин, не говоря уже о производстве. И не факт, что удастся создать рабочий прототип, который можно будет внедрить в производство и принять на вооружение.

    Конкурентами отечественного Су-57 являются американские F-22 Raptor и F-35 Lightning, а также китайский J-20. Однако китайский конкурент до сих пор не получил двигатель, соответствующий проекту, и летает на двигателях АЛ-31Ф российского производства, да и его РЛС отстает по характеристикам. А F-35 зарекомендовал себя как слишком дорогостоящий аппарат, который по характеристикам ближе к истребителям четвертого поколения, а потому не заслуживает такой высокой цены (от 83 млн долл. до 108 млн долл. в зависимости от версии).

    Поэтому к 2020-2030 годам (именно тогда начнется массовое производство Су-57) основными вариантами при покупке истребителя пятого поколения на международном рынке станут отечественный истребитель и американский F-22.

    Но, во-первых, стоимость F-22 в производстве равна 187 млн долларов, следовательно, экспортный вариант будет ещё дороже, а во-вторых, США не экспортируют его в третьи страны, такое будет возможно только в виде исключения для отдельных союзников по НАТО.

    Однако не все лучезарно и у Су-57. Совместный российско-индийский проект носил название FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft). Доля России в нем сначала составляла 75%, Индии — 25%. Потом доля индийского партнера сократилась до 13% и предполагает теперь поставку индийскими партнерами деталей, не требующих высоких технологий, таких как: покрышки для самолетов, простейшее навигационное оборудование, индикаторы на лобовом стекле и так далее.

    Учитывая, что совместная российско-индийская машина будет поставляться в третьи страны, часть прибыли от экспорта для Индии также сократиться до 13%, а вполне возможно, станет еще меньше. Помимо этого индийские военные предъявляют претензии к малозаметности Су-57, якобы она их не удовлетворяет, и недовольны тем, что российские коллеги не делятся технической документацией.

    Не отстают от индийских военных и индийские политики, заявляющие о нецелесообразности продолжения сотрудничества с Россией по данному проекту, так как Индии уже поставляются французские истребители Rafale, а также она может закупать американские F-35.

    Единственное преимущество F-35 перед Су-57 в том, что он уже поступил в производство, хотя у него и осталось огромное количество недостатков.

    Предположительная экспортная стоимость Су-57 равна примерно 100 млн долл., а для отечественных ВКС она составит около 50 млн долл. Таким образом, продавая один истребитель на экспорт, российские военные могли бы получать две машины для нашей армии.

    Уже в 2015 году Минобороны заявило, что вместо 60 заявленных истребителей сможет купить только 12. А с учетом того, что Россия медленно, но верно теряет индийский рынок вооружений, а стран, способных в большом количестве закупать такую технику, как Су-57, немного, то будущее FGFA очень туманно.

    Читайте также:

    cyrillitsa.ru

    Германия: Су-57 — лучший истребитель, а США с F-35 даже себя не защитят

    Немцы нахваливают российский самолет, но вынуждены покупать американский

    Немецкоязычный портал Contra Magazin утверждает, что у российского истребителя пятого поколения нет соперников в воздушном бою ни на Востоке, ни на Западе. При этом сравнивать его с американскими самолетами F-22 Raptor и F-35 Lightning II не имеет смысла, поскольку они обладают плохой маневренностью. Лучшим среди натовских истребителей Contra Magazin называет европейский самолет Eurofighter Typhoon, хоть он и не относится к пятому поколению.

    Заявление, надо сказать, смелое. Однако авторами статьи движут не только патриотические чувства — «Тайфун» является разработкой консорциума, в который вошли германская, британская, испанская и итальянская авиастроительные компании. И немцы среди прочих равных как бы «всех равнее» — штаб-квартира консорциума Eurofighter Jagdflugzeug находится в Баварии.

    Слабость американских истребителей по сравнению с российским Contra Magazin объясняет концептуальными и чуть ли ни мировоззренческими ошибками. Американцы при создании F-22 и F-35 решили идти «революционным путем», то есть не принимать в расчет конструкторские наработки, полученные при разработке и эксплуатации самолетов F-15, F-16 и F/A-18, а создать абсолютно новые истребители. Это отразилось не только на качестве машин, но и на сроках получения полностью годной продукции. Так, искоренение ошибок и недочетов, заложенных в F-35, продолжается уже неприлично долго. И окончание этого процесса не просматривается.

    В России же пошли эволюционным путем, который дал прекрасные результаты. ОКБ Сухого не начинало создавать каждый новый самолет с нуля, а аккумулировало достижения и корректировало слабые места прошлых разработок. На базе Су-27 был создан Су-33, затем Су-30. Далее эту линейку продолжил Су-35. И, наконец, появился Су-57.

    С особым ожесточением Contra Magazin описывает несостоятельность F-35 на фоне «родного» «Тайфуна». И это вполне понятно. К объективным мотивам добавляются и субъективные — не технические, а патриотические. Дело в том, что Германия намеревалась обновлять парк истребительной авиации ВВС за счет «Тайфуна». И вдруг минувшим летом начали появляться сообщения о том, что германское правительство подумывает о том, чтобы закупить у «Локхид Мартин» F-35. Ну, а сейчас такие намерения стремительно приближаются к фазе подписания контракта.

    Собственно, ларчик тут открывается достаточно просто. Крен в сторону американского истребителя возник сразу же после встречи Ангелы Меркель с Дональном Трампом. На ней американский президент попенял германскому канцлеру на то, что немцы не в полной мере обслуживают свои обязательство перед НАТО (читай — перед США). И даже привел какие-то незамысловатые расчеты с результирующей суммой со многими нулями. Не случайно Contra Magazin посвящает американскому истребителю такой пассаж: «Боже, храни США, потому что с F-35 они не смогут защитить себя сами».

    Вполне понятно, что от оскорбленного до глубины души автора публикации в Contra Magazin досталось не только откровенно слабому F-35, но и, несомненно, хорошему самолету F-22. Потому что F-22 совмещает в себе не только радикально пониженную заметность, но и другие неплохие качества — летные (хоть и без сверхманевренности) и ударные. А F-35 может похвалиться только малозаметностью, да и та у него хуже, чем у более возрастного истребителя F-22.

    Если сравнивать «обиженный» Ангелой Меркель «Тайфун» с F-35 по летным характеристикам, то о сверхманевренности «американца» говорить не приходится. У него нет отклоняемого вектора тяги. У «Тайфуна», правда, тоже нет. Но его планер в совокупности с эффективной механизацией крыла, а также компьютерной программой, позволяющей пилоту выполнять сложные маневры на сверхзвуковых скоростях, не оставляют F-35 никаких шансов в ближнем бою.

    А вот объективные показатели, характеризующие маневренность. Скороподъемность «Тайфуна» — 315 м/с, у F-35 — 240 м/с. Нагрузка на крыло, характеризующая маневренность в горизонтальной плоскости — 350 кг/кв.м., у F-35 — 560 кг/кв.м.

    У другого «американца» — F-22 — в этом плане ситуация значительно лучше. У него нагрузка на крыло 370 кг/кв.м. Но скороподъемность примерно как и у F-35. При этом есть отклоняемый вектор тяги. Правда, отклоняется он только в вертикальной плоскости. У Су-57 отклонение вектора тяги всеракурсное. Уж если его предшественника — истребитель Су-35 — называют «русским НЛО», то этот самолет способен совершать в воздухе еще более сложную «акробатику». А две рассматриваемые нам характеристики у него таковы: 384 м/с и 325 кг/кв.м. То есть он безусловный лидер.

    Правда, американские эксперты воздушных сражений утверждают, что ближний бой — это пережиток прошлого. Что малозаметные истребители, будучи не видимыми на радаре противника, с дальней дистанции выпускают дальнобойную ракету. И этим якобы поединок заканчивается. Однако:
    — во-первых, процент попадания с первого выстрела у ракет «воздух-воздух» дальнего действия не столь и велик;
    — во-вторых, самолет, обладающий сверхманевренными качествами, способен уклониться от такой ракеты;
    — в-третьих, при условии высоких скоростей противостояние способно стремительно перейти в фазу ближнего боя. А максимальные скорости у исследуемых нами самолетов таковы: F-35 — 1930 км/ч, F-22- 2400 км/ч, «Тайфун» — 2400 км/ч, Су-57 — 2600 км/ч.

    Существует репортаж с американской элитной базы, укомплектованной истребителями F-22. На ней пилоты постоянно готовятся к воздушным сражениям с русскими самолетами. Как теоретически, так и практически, для чего используются имитирующие «повадки» наших истребителей самолеты. Так вот, доведение сражений до фазы ближнего боя считается катастрофой, завершающейся потерей F-22. И такие катастрофы происходят достаточно часто.

    Важнейшие характеристики современного истребителя — малозаметность и эффективность бортовой РЛС. Тут «Тайфун» относится к классу «крепких середнячков». Заметность у него снижена, но не настолько, чтобы он считался «невидимкой», как F-22. ЭПР составляет порядка 1 кв. м или даже ниже. То есть примерно, как и у нашего истребителя Су-35, который также относится к поколению 4++. И хоть у «Тайфуна» РЛС самая современная — с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), но при столкновении с F-22 ему придется нелегко.

    А вот расправиться с F-35 «Тайфуну» не столь уж и сложно. На нем установлена уникальная РЛС с АФАР Captor-M, которая способна заглядывать в свою заднюю полусферу. Это достигнуто за счет того, что в горизонтальной плоскости ее сектор обзора равен 200 градусов, что на 80 градусов больше, чем у F-22 и F35. И дальность у нее практически такая же, как и у F-35. При этом, во-первых, следует учитывать, что F-35 более заметен для радара, чем F-22. Во-вторых, высокая маневренность «Тайфуна» имеет немалое значение и в бою на большой дистанции. На ближней же дистанции евроистребитель на голову выше.

    Сравнивать шансы F-35 и Су-57 особого смысла не имеет. Для российского истребителя единственным соперником, выступающим в той же «весовой категории», является F-22. Разумеется, точных данных об ЭПР современных истребителей не существует. Рекламные сведения изрядно расходятся с реальными характеристиками, которые засекречены. Эксперты в области радиотехники приводят какие-то оценочные сведения об этом параметре, они приблизительные. Так вот, тут Су-57 занимает промежуточное положение между двумя «американцами».

    Что же касается РЛС, то здесь обратная картина по отношению к F-22. На Су-57 установлена РЛС с АФАР Н036 «Белка» более совершенная, чем американская станция AN/APG-77. «Белка» пришла в военную авиацию на замену РЛС Н035 «Ирбис», превысив его возможности. Поскольку характеристики «Белки» засекречены, то для сравнения с американской РЛС воспользуемся характеристиками «Ирбиса». Он обнаруживает цель с ЭПР 1 кв. м. на расстоянии 300 км. Американская РЛС — на 225 км. Для целей с ЭПР 0,01 кв. м. у нас показатель — 90 км. По «американцу» он не приводится.

    К достоинствам Су-57, которыми не обладает F-22, также относится наличие оптико-локационной станции, работающей как в видимом, так и в инфракрасном спектрах. Помимо главной РЛС используются еще две боковые станции того же самого сантиметрового диапазона, а также две РЛС дециметрового диапазона, которые прекрасно различают любого невидимку на расстоянии в 2−3 сотни километров.

    У них не столь высокая точность наведения ракет, однако в ракетах дальнего действия высокой точности и не требуется, поскольку на финише ракету ведет к цели головка самонаведения. Ну, а дальности у российских ракет «воздух-воздух», специально создаваемых корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» специально для Су-57, более чем достаточно. Ракета КС-172 имеет максимальную дальность стрельбы до 400 км. Это вдвое больше, чем у американской ракеты AIM-120D, улетающей на 180 км.

    Все вышеперечисленное делает встречу с Су-57 крайне опасной для пилота F-22. Так что портал Contra Magazin абсолютно справедливо отдает российскому самолету пальму первенства. Что же касается «Тайфуна», то тут не все так однозначно. Евроистребитель в чем-то уступает «американцу», а в чем-то и превосходит его. Но, понятно, такой массированной рекламы у него нет. А вот F-35 проигрывает «Тайфуну» практически по всем статьям. Но США при помощи выкручивания рук навязывает их всем союзникам, в том числе немцам. И это порталу Contra Magazin, разумеется, крайне обидно.

    /Владимир Тучков, svpressa.ru/

    army-news.ru

    Для чего Су-57 новый двигатель

    Су-57 –официальное название новейшего российского многоцелевого истребителя пятого поколения, созданного на основе проекта ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Официальное название 11 августа обнародовал главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев, до этого самолет имел только заводской индекс Т-50.

    Перспективный истребитель создавался с 2002 года как замена МиГ-29 и Су-27 и на основе двух проектов, разрабатываемых ещё до развала СССР, а именно проекта 1.44 (ОКБ МиГ) и Су-47 (ОКБ Сухого). С развалом Союза финансирование проекта 1.44 прекратилось, но Су-47 повезло гораздо больше: он стал использоваться как летающая лаборатория для тестирования новых технических решений.

    В 2005 году на проект Т-50 по указу президента В.Путина были выделены финансовые средства.

    Истребитель пятого поколения

    Истребители пятого поколения предполагают соответствие определённому набору требований. Это широкое применение стелс-технологий и -материалов, резко снижающих заметность истребителя на радарах противника и инфракрасном диапазоне; получение информации о боевой обстановке с помощью бортовых устройств, использующих пассивные методы ее сбора; арсенал, состоящий из ракет для всеракурсного ближнего воздушного боя; способность вести многоканальную ракетную стрельбу на больших дистанциях; возможность поражать цели в воздухе, на земле и на воде.

    Необходимы также способность развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа; сверхманевренность в трёх плоскостях; автоматизация управления бортовыми информационными системами и системами помех; современное электронное оборудование, помогающее летчику принимать и анализировать боевую информацию, а также обмениваться ее с другими источниками; лёгкость управления за счет внедрения компьютерных систем; наличие круговой информационной системы.

    Важность двигателя

    Изначально на Т-50 устанавливали двигатель АЛ-41Ф1, созданный на основе АЛ-41Ф, который разрабатывался для проекта МиГ 1.44. Это авиационный турбореактивный двухконтурный форсированный двигатель с управляемым вектором тяги, за счёт круглой формы сопел обладающий всеракурсностью.

    АЛ-41Ф1 имеет большой ресурс работы (4000 часов), повышенную надежность, уменьшенный расход топлива и силу тяги в 15 000 кгс, что на 2500 больше, чем у предыдущего двигателя АЛ-31Ф (который на 80% отличается от АЛ-41Ф1).

    Для запуска двигателя не требуется кислородная подпитка, поэтому была сделана плазменная система розжига, установленная в камере сгорания и форсажной. Управление двигателем – электронное, цифровое.

    АЛ-41Ф1 обеспечил Су-57 бесфорсажный сверхзвуковой полет и сверхманевренность. Одним из недостатков АЛ-41Ф1 является несоответствие принципу малозаметности. Поэтому специально для Су-57 разрабатывался новый двигатель второго этапа под заводским индексом «изделие 30», первое испытание которого было проведено 5 декабря 2017 года.

    Изделие 30 имеет тягу без форсажа в 10 500 кгс против 9500 кгс АЛ-41Ф1, а на форсаже – 17 500 кгс против 15000 кгс у АЛ-41Ф1. При этом зубчатая форма края сопла обеспечивает Су-57 малозаметность при сверхманевренности.

    Большая часть технических характеристик нового двигателя для Су-57 засекречена, но известно, что при создании лопаток турбины из уникальных жаропрочных никелевых сплавов были применены новейшие технологии. Для изделия 30 также был сконструирован новый компрессор высокого давления.

    Этот мощный двигатель открывает новые возможности перед Су-57: позволяет ему летать на более высоких скоростях, длинных дистанциях и новых высотах, а также нести больше вооружения, что повышает боевую эффективность отечественного истребителя.

    Привлекательность для экспорта

    На Су-57 устанавливаются самые современные системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и самое совершенное ракетное и пушечное вооружение.

    Истребитель пятого поколения очень сложная и высокотехнологичная конструкция. Только несколько стран может позволить себе проектирование таких машин, не говоря уже о производстве. И не факт, что удастся создать рабочий прототип, который можно будет внедрить в производство и принять на вооружение.

    Конкурентами отечественного Су-57 являются американские F-22 Raptor и F-35 Lightning, а также китайский J-20. Однако китайский конкурент до сих пор не получил двигатель, соответствующий проекту, и летает на двигателях АЛ-31Ф российского производства, да и его РЛС отстает по характеристикам. А F-35 зарекомендовал себя как слишком дорогостоящий аппарат, который по характеристикам ближе к истребителям четвертого поколения, а потому не заслуживает такой высокой цены (от 83 млн долл. до 108 млн долл. в зависимости от версии).

    Поэтому к 2020-2030 годам (именно тогда начнется массовое производство Су-57) основными вариантами при покупке истребителя пятого поколения на международном рынке станут отечественный истребитель и американский F-22.

    Но, во-первых, стоимость F-22 в производстве равна 187 млн долларов, следовательно, экспортный вариант будет ещё дороже, а во-вторых, США не экспортируют его в третьи страны, такое будет возможно только в виде исключения для отдельных союзников по НАТО.

    Однако не все лучезарно и у Су-57. Совместный российско-индийский проект носил название FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft). Доля России в нем сначала составляла 75%, Индии — 25%. Потом доля индийского партнера сократилась до 13% и предполагает теперь поставку индийскими партнерами деталей, не требующих высоких технологий, таких как: покрышки для самолетов, простейшее навигационное оборудование, индикаторы на лобовом стекле и так далее.

    Учитывая, что совместная российско-индийская машина будет поставляться в третьи страны, часть прибыли от экспорта для Индии также сократиться до 13%, а вполне возможно, станет еще меньше. Помимо этого индийские военные предъявляют претензии к малозаметности Су-57, якобы она их не удовлетворяет, и недовольны тем, что российские коллеги не делятся технической документацией.

    Не отстают от индийских военных и индийские политики, заявляющие о нецелесообразности продолжения сотрудничества с Россией по данному проекту, так как Индии уже поставляются французские истребители Rafale, а также она может закупать американские F-35.

    Единственное преимущество F-35 перед Су-57 в том, что он уже поступил в производство, хотя у него и осталось огромное количество недостатков.

    Предположительная экспортная стоимость Су-57 равна примерно 100 млн долл., а для отечественных ВКС она составит около 50 млн долл. Таким образом, продавая один истребитель на экспорт, российские военные могли бы получать две машины для нашей армии.

    Уже в 2015 году Минобороны заявило, что вместо 60 заявленных истребителей сможет купить только 12. А с учетом того, что Россия медленно, но верно теряет индийский рынок вооружений, а стран, способных в большом количестве закупать такую технику, как Су-57, немного, то будущее FGFA очень туманно.

    Читайте также:

    cyrillitsa.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *