Иранские пилоты осваивают тяжелый российский истребитель

https://inosmi.ru/20221213/su35-258788056.html

Иранские пилоты осваивают тяжелый российский истребитель

Иранские пилоты осваивают тяжелый российский истребитель

Иранские пилоты осваивают тяжелый российский истребитель

Пилоты ВВС Ирана начали обучение на российских истребителях Су-35, пишет MWM со ссылкой на американских чиновников. Между Москвой и Тегераном зарождается… | 13.12.2022, ИноСМИ

2022-12-13T00:57

2022-12-13T00:57

2022-12-13T11:04

military watch magazine

россия

иран

запад

ввс россии

нато

су-35

миг-29

су-57

военное дело

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/06/17/254659113_0:0:3207:1804_1920x0_80_0_0_fbcc7603aff4799a1dc70cac4157e0d9.jpg

После сентябрьского заявления ВВС Ирана о возможных закупках тяжелых российских истребителей Су-35 чиновники США девятого декабря сообщили, что пилоты ближневосточной страны уже начали обучение в России, а поставки начнутся в 2023 году. Ранее наблюдался всплеск экспорта иранских вооружений в Россию в поддержку ее военных действий против украинских и союзных сил НАТО — при этом считается, что иранские беспилотники переписали правила игры в пользу России. Кроме того, американские источники предполагают, что в будущем за ними могут последовать баллистические ракеты малой дальности. Таким образом, американские официальные лица упомянули о зарождении «полноценного оборонного партнерства» двух стран, которое идет вразрез с недавней нерешительностью России и неготовностью укреплять связи в сфере безопасности с Тегераном из-за давления Запада и Израиля.Американские чиновники подчеркивали, что это партнерство в сфере обороны представляет собой угрозу для соседей Ирана. Поэтому широко высказывались предположения, что сообщения о грядущем усилении иранских ВВС российскими истребителями призваны в первую очередь упрочить давление на арабские государства Персидского залива, которые Запад резко раскритиковал за нежелание поддержать его санкции против России, а также за укрепление связей с Китаем. Сообщения об обучении иранских пилотов на Су-35 поступили в беспрецедентный миг, когда Саудовская Аравия принимает президента Китая Си Цзиньпина на высшем уровне в присутствии лидеров ключевых арабских государств. Казалось бы, это должно подчеркнуть ценность Америки как партнера в борьбе с возможными иранскими угрозами.Иранские ВВС давно пренебрегают модернизацией, и основную часть их парка составляют самолеты F-5 и F-4 времен войны во Вьетнаме, приобретенных у США в 1970-х. Они прошли внутреннюю модернизацию и получили узлы четвертого поколения. Их дополняют приобретенные в середине и конце 1970-х F-14 Tomcat, а также полученные в 1990-х советские истребители МиГ-29 и Су-24. При этом ВВС Ирана опираются в первую очередь на крупный и разнообразный парк беспилотников, многие из которых доказали свою эффективность и мощь на поле боя, а их возможности не имеют в мире равных, кроме Китая и США. Возможность приобретения Ираном современных пилотируемых истребителей обсуждается давно, поскольку попытки модернизации до уровня четвертого поколения, в первую очередь советских МиГ-29, сорвал Запад своим политическим давлением на бывшие советские республики. Хотя в качестве основного кандидата для модернизации ВВС Ирана ранее рассматривался китайский J-10C (считающийся более совершенным, чем Су-35, к тому же со значительно меньшими эксплуатационными расходами и потребностями в техобслуживании), высокий спрос России на иранские беспилотники и, возможно, ракеты, мог открыть Тегерану возможность приобрести российские истребители в рамках бартерного соглашения. Иран намерен приобрести парк из 64 Су-35 (до трети всех произведенных истребителей). Ранее Запад своим давлением сорвал контракты с Египтом и Индонезией и отбил интерес еще у нескольких заинтересованных сторон.Су-35 восходит к концу советской эпохи и берет начало из программы Су-27М по усовершенствованию лучшего советского истребителя для завоевания превосходства в воздухе, который на тот момент не имел себе равных по целому ряду ключевых характеристик. Хотя Су-27М и его усовершенствованный преемник Су-37 были завершены и готовы к производству в 1990-х, их вводу в эксплуатацию помешали стремительный спад экономики России и давление Запада на ключевых потенциальных клиентов, в первую очередь на Объединенные Арабские Эмираты. Из-за окончательной отмены смелой, но еще советской программы истребителей пятого поколения МиГ 1.42 в начале 2000-х и долгих задержек с разработкой второго истребителя пятого поколения Су-57 Россия приобрела большое количество Су-35: уже поставлено свыше сотни единиц. Этот истребитель наследует Су-27М и Су-37 и примечателен огромной дальностью полета, двигателями с трехмерным вектором тяги, радарами с тройной фазированной решеткой, обеспечивающими расширенные возможности радиоэлектронной борьбы и противодействие малозаметности, а также возможностью нести ракеты Р-37М наибольшей досягаемости.Изначально планировалось, что будет произведено 200 Су-35, половину из которых приобретут ВВС России. Крупная покупка Ирана позволит осуществить задуманное, придаст программе значительный импульс и покроет неизменные издержки на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Ожидается, что ВВС России временно прекратят или как минимум сократят дальнейшие закупки Су-35, если продажа Ирану подтвердится. На счету Су-35 побед больше, чем у конкурентов после холодной войны, и считается, что ему по силу конкурировать с лучшими истребителями Запада — в частности, с F-35A и F-15SA. Однако будущая жизнеспособность истребителя в 2030-х остается под серьезным вопросом, поскольку Китай и США переходят на технику шестого поколения, которая оставит Су-35 поколения «4++» далеко позади. При этом сама Россия вкладывает все больше средств в более амбициозную программу Су-57, которая вберет в себя ряд функций шестого поколения. Поскольку противники Ирана продолжают отрабатывать возможные удары по его ядерным объектам истребителями-невидимками пятого поколения, Су-35 станет бесценным подспорьем: он может быть доставлен относительно быстро, хотя его жизнеспособность может быстро снизиться в силу возраста программы и ее ограниченной пригодности для боевых действий на уровне шестого поколения.

/20220926/su-35-256341125.html

россия

иран

запад

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

2022

ИноСМИ

info@inosmi. ru

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Новости

ru-RU

https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/06/17/254659113_221:0:2950:2047_1920x0_80_0_0_dce2683adb17a779ffe6e0d867b99ef2.jpg

1920

1920

true

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

military watch magazine, россия, иран, запад, ввс россии, нато, су-35, миг-29, су-57, военное дело

какую роль в становлении истребительной авиации РФ сыграл самолёт Су-37 — РТ на русском

25 лет назад впервые поднялся в воздух сверхманёвренный российский истребитель Су-37, оснащённый двигателями с управляемым вектором тяги. Именно на этой машине Герой России лётчик-испытатель Евгений Фролов продемонстрировал выдающийся воздушный манёвр, впоследствии названный его именем. Уникальная конструкция самолёта позволила Фролову выполнить фигуры пилотажа, недоступные на тот момент другим истребителям. Впрочем, уже в 2002 году, после катастрофы единственного лётного экземпляра Су-37, перспективный проект был закрыт. Однако эксперты отмечают, что конструкторские решения и технологии, применявшиеся в этой машине, предопределили появление у России таких истребителей, как Су-35 и Су-57.

2 апреля 1996 года состоялся первый демонстрационный полёт сверхманёвренного истребителя Су-37, оснащённого двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ).

Уже осенью 1996-го экспериментальный самолёт «Сухого» поразил публику на международном авиасалоне в Фарнборо, а в 1997-м он появился и на авиашоу во французском Ле-Бурже.

За штурвалом этого истребителя Герой России лётчик-испытатель Евгений Фролов смог тогда продемонстрировать манёвры, недоступные многим самолётам и по сей день. Это стало возможным благодаря аэродинамической схеме этой машины и двигателям с круглыми поворотными соплами.

В их числе — «кобра» с углом атаки от 150 до 180 градусов (это означает, что фактически Су-37 в течение нескольких секунд может лететь хвостом вперёд) и переворот с потерей высоты до 300—400 м, а также форсированный боевой разворот и поворот по вертикали.

Такая манёвренность позволяла Су-37 в ближнем воздушном бою разворачиваться на месте, в то время как его противнику пришлось бы совершать традиционный широкий разворот.

Кроме того, за штурвалом истребителя лётчик продемонстрировал уникальный манёвр, впоследствии названный его именем — «Чакра Фролова». Он представляет собой мёртвую петлю малого радиуса на малой скорости, что позволяет лётчику переместиться за противника и, пропустив его самолёт вперёд, занять атакующее положение.

Перспективные характеристики

 

В 1980-е годы между США и СССР развернулась гонка авиационных вооружений, целью которой было создание истребителя нового поколения. Такая машина должна была обладать повышенной скрытностью для радаров, развивать сверхзвуковую крейсерскую скорость полёта, а также быть сверхманёвренной, что позволяло бы практически мгновенно развернуть самолёт в условиях воздушного боя.

В то время как в ОКБ им. Микояна был создан принципиально новый МиГ 1.44, за основу для своего проекта конструкторы «Сухого» взяли Су-27 — многоцелевой тяжёлый истребитель четвёртого поколения.

  • Су-37 на авиашоу «Фарнборо-1996»
  • © Wikimedia/Mike Freer

К 1988 году был изготовлен экспериментальный самолёт Су-27М. От базовой модели он отличался наличием переднего горизонтального оперения, которое существенно повышало его манёвренность.

Затем эту машину оснастили двигателями АЛ-31ФП с управляемыми гидроцилиндрами сопла, которые в сочетании с аэродинамической схемой интегрального триплана и передним оперением давали ему возможность выполнять уже упомянутые манёвры и фигуры высшего пилотажа, недоступные на тот момент другим истребителям. Эти двигатели позволяли ему развивать максимальную скорость в 2,5 тыс. км/ч на высоте и 1,4 тыс. у земли. Практический потолок применения составлял до 18 км.

Су-27М, оборудованный двигателями с УВТ, и получил наименование Су-37.

Также по теме

«Незаметен и почти неуязвим»: как проходит модернизация российского бомбардировщика Ту-160М2

Стратегические бомбардировщики Ту-160М2 получат усовершенствованные двигатели НК-32 серии 2. Об этом сообщил начальник военного…

Помимо силовой установки, этот экспериментальный самолёт имел ряд других существенных отличий от базового Су-27.

Так, на новой машине была увеличена высота и хорда вертикального оперения, а также диаметр и длина носовой части, что позволило установить на него более мощную РЛС с фазированной антенной решёткой, способной отслеживать до 20 воздушных целей на расстоянии до 170 км.

Утолщение крыла позволило повысить запас топлива, что, в свою очередь, увеличило дальность полёта Су-37. На уникальном истребителе также появился контейнер с пищей и водой, механизм утилизации отходов и увеличенные запасы кислорода. При использовании подвесных топливных баков и дозаправки в воздухе максимальную дальность полёта можно было нарастить ещё больше — до 6,5 тыс. км.

Также в конструкции Су-37 выросла доля композитных материалов, активно использовались алюминиево-литиевые сплавы нового образца. Его максимальный взлётный вес составлял 34 т.

У истребителя появилась цифровая система управления вместо аналоговой, что позволило автоматизировать все этапы полёта и боевого применения. В кабине были установлены четыре многофункциональных цветных жидкокристаллических индикатора, а управление самолётом осуществлялось с помощью джойстика.

Кроме того, Су-37 получил усовершенствованную оптико-электронную прицельную систему с тепловизором и лазерным дальномером. Самолёт мог держать на прицеле до 15 воздушных целей противника и одновременно атаковать ракетами до шести.

В качестве вооружения Су-37 нёс на себе одноствольную автоматическую пушку ГШ-301 калибра 30 мм с боезапасом в 150 патронов.

Кроме того, 12 внешних узлов подвески позволяли разместить на нём широкий спектр ракетно-бомбового вооружения: всеракурсные ракеты «воздух — воздух» малой дальности РВВ-МД и средней дальности РВВ-АЕ, а также ракеты Р-27РЭ и Р-27ТЭ с дальностью действия до 130 км. На него также можно было установить противокорабельные Х-31А и Х-35, аэробаллистические ракеты X-15 и ракеты класса «воздух — поверхность».

Из-за отсутствия финансирования

 

Су-37 был уникальным самолётом во всех смыслах — он существовал в единственном лётном экземпляре, построенном в 1993 году. В 2002 году в ходе одного из испытательных полётов истребитель потерпел крушение под Москвой, пилотировавшему его лётчику удалось катапультироваться. После этого программа по разработке и производству Су-37 была прекращена.

  • Многоцелевой сверхманёвренный истребитель Су-37
  • РИА Новости
  • © Владимир Федоренко

Как рассказал в комментарии RT заслуженный лётчик России генерал-майор Владимир Попов, если бы эта машина пошла в серию и была принята на вооружение, она активно применялась бы на переднем крае боевых действий.

«Самолёт Су-37 был способен наносить удары по истребителю противника, в том числе малозаметным целям, поэтому, скорее всего, на современных театрах военных действий мог бы выполнять роль, например, фронтового истребителя», — считает Попов.

По его словам, главной причиной, помешавшей запустить серийное производство Су-37, стало отсутствие финансирования в 1990-х годах. Однако эта машина предвосхитила появление многих перспективных самолётов новых поколений, добавил эксперт.

Также по теме

Перспективные самолёты: Минобороны РФ подпишет контракты на поставку истребителей Су-30СМ2 и учебно-боевых Як-130

Минобороны России до конца года подпишет два госконтракта на поставку 21 истребителя Су-30СМ2 и 25 учебно-боевых самолётов Як-130,…

«Су-37 был предвестником самолётов поколения 4++ и пятого поколения, особенно это прослеживается в конструктивных особенностях, компоновке, распределении массы относительно крыла, эффективности управляемой системы», — подчеркнул Попов.

В свою очередь, военный эксперт Юрий Кнутов отметил в интервью RT, что главной особенностью Су-37 была его сверхманёвренность, которая достигалась за счёт двигательной установки с управляемым вектором тяги.

«Благодаря этому самолёт мог выполнять приёмы высшего пилотажа — «Чакра Фролова», «кобра», «колокол». Это важно, поскольку если все прицелы на современных самолётах устроены по принципу доплеровского локатора, то самолёт, застыв на одну-три секунды, может исчезнуть с локаторов истребителей противника. К тому же можно изменить направление полёта, резко совершив манёвр, после чего, например, зайти противнику в хвост и поразить его ракетой», — пояснил эксперт.

Юрий Кнутов также констатировал, что пойти в серию этому и другим уникальным самолётам помешало плачевное состояние российской экономики в 1990-х годах.

«В 1990—2000-х годах Россия переживала экономический кризис, из-за которого она так и не смогла запустить серийное производство машины и принять её на вооружение. Такая же судьба постигла и уникальный Як-141, который стал невостребованным после распада СССР», — напомнил Кнутов.

Однако влияние Су-37 на современные технические решения, применяющиеся в истребительной авиации, сложно переоценить, считает аналитик.

«Проект Су-37 сыграл важную роль в эволюции современной конструкторской мысли, без него не появились бы самолёты Су-35 и Су-57, в которых также используется двигатель с управляемым вектором тяги и много других технических решений», — заключил Кнутов.

Сухой Су-37 — Россия — ВВС | Авиационная фотография № 0215909

[ Середина Большой ]