Су-35 vs F-22: кто сильнее в воздушном бою

Американский журнал The National Interest решил оценить возможности российского многоцелевого истребителя поколения 4++ Су-35С в воздушном бою с американской авиацией. Получилось крайне интересно.

Отдавая дань сверхманевренности Су-35С и его «неплохим электронным и оружейным системам», журнал делает вывод: этот истребитель нисколько не уступает западным самолетам, таким, как F-15 Eagle, Eurofighter Typhoon и Rafale. Что касается «европейца» и «француза», которые, разумеется, обладают большими боевыми возможностями, чем американский F-15, то тут заявление «не уступает западным самолетам» опровергнуто реальным положением вещей.

В индийских ВВС служат более двухсот истребителей Су-30МКИ, которые относятся к поколению 4+. Это, конечно, мощные машины, но они не дотягивают по возможностям до Су-35. Тот не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к истребителям пятого поколения, всего по трем пунктам. По малозаметности, по РЛС с АФАР и по сверхзвуковой скорости в бесфорсажном режиме. Все остальное, как говорится, при нём.

Так вот во время ежегодно проходящих в Индии учений, на которые приглашаются пилоты США и ряда других стран НАТО, Су-30МКИ безраздельно господствовали в небе. С разгромным счетом они одерживали победы в учебных боях против F-15, F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale. Такой способ сравнения качества истребителей является наиболее достоверным. И заявление, что Су-35 лишь «не уступает» вышеперечисленным самолетам, не выдерживает никакой критики.

Журнал признает, что по сверхманевренности с Су-35 не в состоянии конкурировать даже истребители ВВС США пятого поколения F-22 и F-35. И это предопределено не только совершенством планера и органов управления российской машины. На ней установлены двигатели рыбинского НПО «Сатурн» АЛ-41Ф1С, имеющие всеракурсно отклоняемый вектор тяги. Это обеспечивается за счет того, что сопла поворачиваются в двух плоскостях — вертикальной и горизонтальной.

Самый маневренный из американских «пятерочников» — F-22 Raptor — способен отклонять вектор тяги только в вертикальной плоскости. Что облегчает взлет этого истребителя и позволяет на высоте совершать маневры с меньшим радиусом в вертикальной плоскости. Однако к сверхманевренности это не относится. То, что может делать в воздухе Су-35, не способен повторить ни один самолет в мире. Не случайно на авиасалоне в Ле Бурже во время демонстрации пилотирования его окрестили «Русским НЛО».

Однако, как считает журнал, данное качество способно влиять на исход поединков лишь на малой дистанции. А это якобы уже вчерашний день авиационной тактики. «Американцы» имеют рекордно низкую видимость для РЛС противника. И в то же время оснащены мощными радарами, что позволяет увидеть Су-35 значительно раньше, то есть на большей дистанции, чем «россиянин» увидит F-22 или F-35. И соответственно выпустит по Су-35 ракету большой или средней дальности.

Однако существуют нюансы. У Су-35 все-таки снижена заметность за счет частичного использования стелс-технологий. Не до уровня «американцев», а до величины ЭПР порядка 0,7 кв. м. Поэтому американский радар AN/APG-77 способен увидеть российский самолет с расстояния в 150 км. В связи с чем не полностью будут использованы возможности ракеты «воздух-воздух» большого радиуса действия AIM-120D, имеющей дальность в 180 км.

Российская РЛС «Ирбис» обнаруживает цели с ЭПР 0,01 кв. м. (именно столько у «Раптора», несмотря на занижение этого параметра в рекламных целях) на дистанции в 90 км. И есть соответствующая ракета, перекрывающая это расстояние — Р-27. Ее дальность стрельбы составляет 110 км.

Однако всякое включение РЛС существенно повышает заметность самолета за счет мощного и направленного электромагнитного излучения. То есть, засекая Су-35, «Раптор» одновременно выдает свое местоположение. Этого, конечно, недостаточно, чтобы Су-35 успел сделать ответный залп. Хотя бы потому, что дальность нашей ракеты не 150 км, а всего 110 км. Но российский пилот при обстреле может приготовиться к противоракетному маневру, который, учитывая сверхманевренность его истребителя, может оказаться эффективным.

Также на Су-35 будет приведена в готовность авиационная система обороны. И вот тут у американской ракеты еще меньше шансов на успех. Дело в том, что на большей протяженности полета ее траектория корректируется при помощи сигнала GPS. На финальном участке включается активная радиолокационная ГСН. По признанию целого ряда высокопоставленных чиновников Пентагона, США не менее, чем на 10 лет отстают от России в области систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

В качестве примера: всем известен случай, года наш фронтовой бомбардировщик Су-24 погасил всю электронику американского эсминца в Черном море, совершив несколько проходов над палубой ставшего беззащитным корабля. Так вот, система РЭБ Су-35 вполне способна справиться с американской ракетой на любом ее участке полета, блокировав сигнал GPS, а также устанавливая помехи для ГСН. И способность ракеты переключаться с самолета на источник ложных целей тут не сработает, РЭБ Су-35 устроена значительно хитрее. На «Рапторе» станция РЭБ вообще отсутствует.

При оценке способности выиграть бой на большой дистанции необходимо учитывать еще и то обстоятельство, что у F-22 отсутствует система инфракрасного обнаружения цели, а также ее сопровождения. Такие системы называются IRST ((Infra-Red Search and Track). Они позволяют сканировать воздушное пространство в поисках самолетов противника в пассивном режиме, то есть — не обнаруживая себя. Поскольку никаких волн, которые улавливают датчики самолета противника, она не испускает.

То есть это максимально скрытная система, которая позволяет самолету «прятаться» при выключенной бортовой РЛС. У Су-35 IRST интегрирована в оптико-локационную систему ОЛС-35, в которой помимо тепловизионного канала есть и телевизионный.

Это достоинство. Правда, не слишком большое, если говорить о столкновении Су-35 с «Раптором». Поскольку дальность действия ОЛС — 80 километров. При этом она способна сопровождать до четырех целей одновременно.

F-22 для обнаружения Су-35 должен включить РЛС вне зависимости от того, на каком расстоянии российский самолет. Су-35 этого не требуется, он обнаружит «Раптора» при помощи ОЛС всего на 10 км ближе, чем при работе бортовой РЛС.

Из вышесказанного следует, что при столкновении на дальней дистанции шансы у самолетов примерно равны. Решающую роль может сыграть мастерство пилотов. Ясность в решении этого вопроса могла бы внести Индия. Она высказывает намерения приобрести несколько Су-35. И могла бы устроить новые учебные бои с «Раптором».

Что же касается столкновения на ближней дистанции, то сверхманевренность российского самолета существенно повышает его шансы на победу. Однако не настолько, чтобы с легкостью справляться с американскими «пятерочниками». Дело в том, что многое зависит от используемых в ближнем бою ракет. У нас это Р-73М. У США — AIM-9X Sidewinder.

Принятая на вооружение в 1983 году Р-73 длительное время была одной из лучших (по некоторым данным — самой лучшей) ракетой «воздух-воздух» ближнего действия. Однако американцы за счет серии модернизаций совсем недавно вывели AIM-9 в лидирующие позиции. Это, прежде всего, относится к системе самонаведения. «Американка» имеет матричную ИК ГСН, что сводит к минимуму возможность ее «обмануть» не только при помощи отстреливаемых тепловых ловушек, но и используя лазерную систему противодействия. Соответственно, у нее шире угол поиска и захвата цели. Еще одно достоинство этой ракеты — управляемый вектор тяги.

Однако оснащение «Рапторов» новейшей ракетой только начинается. Сейчас они летают с AIM-9M, которая не имеет управляемого вектора тяги и оснащена обычной ИК ГСН. И уступает Р-73М по боевым возможностям.

К достоинствам Р-73М следует отнести возможность запуска при любых режимах полета, включая сверхзвуковой, с интенсивным маневрированием. В настоящий момент на Су-35 внедряется последняя модификация Р-73 — РВВ-МД. В ней удалось расширить угол поиска ИК ГСН до 120 градусов. Также существенно повысилась помехозащищенность ракеты.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

army-news.ru

русские обходят на крутых виражах

С российскими боевыми самолетами сравнения самолетов американских идут с переменным успехом. То вдруг одни западные эксперты выясняют, что «русские господствуют в воздухе», то тут же другие «знатоки» начинают это опровергать. Где же отыскать истину, спросите вы? Искомого результата можно достичь, если убрать политическую подоплеку, когда желаемое выдают за действительное. В качестве объектов для очистки от «информационного мусора» выберу американский самолет F-22 Raptor и российский Су-35С.

Итак, начнем.

F-22 Raptor — этот хищник задыхается на бегу

В создании истребителя по программе ATF (Advanced Tactical Fighter — «Прогрессивный тактический истребитель») принимало свыше 80 организаций, в том числе авиационные гиганты — Boeing, Northrop Grumman и Lockheed Martin. При проектировании истребителя ATF/F-22 впервые была использована система автоматизированного проектирования (САПР) CATIA французской фирмы Dassault Systemes и был создан испытательный комплекс COMOC.

Примечателен факт: в 1986 году предполагалось, что окончательная стоимость самолета составит 50-60 млн долларов, но он обошелся в три раза дороже.

Дело в том, что главной технической характеристикой F-22 была выбрана технология «стелс», или пониженной радиолокационной заметности, под которую подгонялись все узлы и агрегаты, конструкция и обшивка самолета. F-22 на четверть состоит из композитных материалов, а титановых сплавов в нем — около 40%. При этом соотношение титана, алюминия и композитных материалов в конструкции самолета в процессе проектирования постоянно менялось. В итоге титановых сплавов оказалось больше, а от этого самолет только стал дороже.

Интересный казус вышел с самолетной бортовой РЛС AN/APG-77 с активной фазированной антенной решеткой. Да-да, той самой, которая видит цели на дальности 300 км, а крылатые ракеты — с расстояния 150 км. При этом работа БРЛС грубо нарушает технологию «стелс». F-22 будет светиться на радарах российских ЗРС, таких как С-300 и С-400,  словно прожектор маяка. А отказаться от такой БРЛС было уже нельзя: все же 4,5 млн долларов за штуку на ветер не выкинешь!

Поэтому конструкторы придумали и применили иное решение, уже отработанное прежде на практике. Существует командная линия связи и передачи данных между самолетом ДРЛО AWACS, истребителем F-16 и ЗРК Patriot, связывающая их в единый информационный контур. Так же поступили и с F-22. В реальной боевой обстановке он будет пользоваться не своей БРЛС, а данными с AWACS , который станет его «глазами и ушами» для корректировки данных по местоположению атакуемой цели.

Как известно, основным оружием F-22 Raptor являются ракеты класса «воздух-воздух» — AIM-120 AMRAAM. Они имеют активную радиолокационную головку самонаведения, но включают ее тогда, когда до цели остается около 8-10 км. При этом самолет корректирует полет ракеты до цели с помощью данных от своей БРЛС. Только так — и никак иначе! По другому выход в зону захвата цели головкой самонаведения ракеты не получится — из-за узкого луча ее бортовой РЛС.

Таким образом, в любом случае F-22 в гипотетическом бою будет, хоть и кратковременно, светиться на радарах наших РЛС. Мало того, самолет будут облучать в разных диапазонах волн БРЛС наших истребителей и ЗРК ПВО, а, как известно, у самолета показатель ЭПР с разных ракурсов — разный. К тому же при открытии оружейного отсека, в котором размещаются шесть AIM-120 AMRAAM, показатели ЭПР также увеличатся.

Ну и где тут технология «стелс», на которую затратили миллионы долларов и из-за которой пожертвовали маневренностью истребителя? По факту получается: радиолокационная заметность F-22 не такая уж низкая, как утверждают иностранные СМИ.

За маневренность самолета отвечают не только механизация крыла, но и двигатели с управляемым вектором тяги (УВТ). В наших самолетах они представляют собой единое целое с двигателем и являются всеракурсными. На F-22 УВТ вынесен как конструкция планера: с щитками из жаропрочных сплавов, отклоняющих тягу из сопла двигателя только вверх-вниз. Получается, что с таким УВТ американский «хищник» не может резво крутить петлю Нестерова и другие фигуры простейшего пилотажа — восьмерку, горку и другие. К тому же и УВТ также повлиял на заметность истребителя, немного снизив ее в инфракрасном диапазоне.

Второй причиной ограничения маневренности стали неполадки с кислородной системой самолета. Она состоит из комплекса OBOGS (On-board oxygen generating system — бортовая система генерации кислорода) и ее дополнения — комплекса EOS «классического» образца, в которую входят кислородный баллон и сопутствующее оборудование. Суть проблемы была в переключении между этими системами во время полета при больших перегрузках. То есть пока полет нормальный, работает OBOGS, а как только начинается боевое маневрирование, должен работать EOS. Но в результате летчики при выполнении полета с перегрузкой попросту задыхались, а в 2010 году был случай, когда из-за неполадок в кислородной системе даже погиб пилот. Неполадки случались так часто, что командование ВВС США вынуждено было ограничить F-22 по перегрузке и провести целый ряд дорогостоящих мероприятий по устранению их причин.

Я бы мог еще рассказать про неполадки с бортовой электроникой, чувствительной к дождливой погоде, сложностями старта ракет из грузового отсека, но не буду. Как говорил Уинстон Черчилль: «Американцы всегда находят верное решение. После того, как переберут все остальные». К F-22 его слова подходят однозначно.

Хотя в Америке не любят «выносить сор из избы», все равно всякое тайное становится явным. Так произошло и с главным секретом F-22 — его фактической стоимостью. 29 июля 2018 года американский журнал Military Watch опубликовал статью, срывающую покров с тайны — во сколько же самолет обходится бюджету США.

Вот приблизительный подсчет экспертов: «Стоимость F-22 составляет около 150 миллионов долларов, стоимость его эксплуатации в течение 40 лет жизни — около 550 миллионов долларов или даже больше с учетом старения техники. Таким образом, за время его службы один F-22 Raptor обойдется американским налогоплательщикам как минимум в 700 миллионов  долларов (!)».

Сенсация? Безусловно. Получается, что 195 стоящих на вооружении ВВС США F-22 — золотые.

Я предполагаю, что скоро F-22 будут числиться в составе стратегического резерва, как Старая гвардия Наполеона во время Бородинского сражения 1812 года.

National Interest: «экстремально опасный»

Первым в списке самого опасного вооружения России при гипотетическом конфликте с США американское издание National Interest называет Су-35. По мнению экспертов издания, Су-35 «экстремально опасный» для любого самолета НАТО, за исключением стелс-истребителя F-22. Специалисты считают, что опасность Су-35 связана с очень большой загрузкой ракет «воздух-воздух» дальнего радиуса действия, возможностью пуска ракет на сверхзвуковой скорости, сверхманевренностью и мощными средствами радиоэлектронной борьбы.

Су-35С — универсальный охотник за хищниками

Российский Су-35С изначально создавался как самолет-охотник. Вся концепция его создания — от двигателя до комплексов вооружения — была разработана для решения главной задачи: это  агрессивный воздушный бой, перехват и уничтожение средств воздушного нападения противника.

Многие западные эксперты в качестве основного недостатка указывают на то, что Су-35С более заметен, чем F-22. При этом они старательно замалчивают возможности нашего истребителя как боевой единицы.

Ну не в засаде же ему сидеть и стрелять исподтишка?! Снижение радиолокационной заметности лишь немного, всего на 30%, снижает максимальную дистанцию обнаружения любого «невидимого» самолета в идеальных условиях. В реальных же ситуациях этот показатель еще меньше, так как по самолету «работают» РЛС комплексов ПВО и авиации.

Зачем это нашему самолету? Его конструкция и так имеет достаточно низкую ЭПР, а вот комплекс бортового радио-электронного оборудования (БРЭО) дает ему ряд преимуществ, которые с лихвой покрывают «выявленный недостаток».

Во-первых, это его БРЛС Н035 «Ирбис», которая при мощности 1 кВт позволяет обнаруживать цели на дальности 300 км, осуществлять захват — на 250 км. То же самое делает и БРЛС F-22, но при мощности 12 кВт. К тому же, как мы выяснили, истребителю Raptor в дальнем обнаружении помогает AWACS.

Может, AWACS и увидит наш Су-35С, передаст данные о нем F-22, но вряд ли успеет предупредить о запуске нашей дальней ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-БД (дальность поражения — до 200 км). Русская ракета поразит F-22 раньше, чем тот применит свою AIM-120 AMRAAM (дальность поражения — до 120 км). К тому же, если наша высокоточная ракета стартовала, то цель она поразит однозначно.

Во-вторых, Су-35С имеет в своем арсенале бортовой комплекс обороны — РЭБ «Хибины-10М». Он гарантированно обнаруживает излучение всех РЛС на поле боя и формирует алгоритм противодействия им в виде постановки помех на тех же частотах. С одной стороны, «Хибины» воздействуют на возможности AWACS давать своей авиации точные координаты о нашем самолете (дальность, скорость и угловое положение). С другой стороны, бортовой комплекс обороны маскирует наш самолет от БРЛС самолета противника и не дает ГСН ракеты осуществить захват.

В результате AWACS и F-22 наведут ракеты AIM-120 на цель-фантом, местонахождение которой будет на большом удалении от Су-35С. А вот российская «Сушка» сможет отправить им в ответ «гостинцы» в виде РВВ-БД, и с «адресом» не промахнется. Такой режим работы комплекса РЭБ «Хибины-10М» называют постановкой уводящих помех. Есть у него и другие режимы, но пусть они пока остаются в секрете.

В качестве итога, подводящего черту под спором «Кто лучше: Су-35С или F-22?», приведу известный случай из боевой практики, который случился 13 декабря 2017 года в небе Сирии.

В тот день пара штурмовиков Су-25 на высоте 3.300 метров сопровождала автоколонну с гуманитарной помощью в районе города Аль-Маядин (западный берег реки Евфрат). К нашим самолетам со стороны восточного берега Евфрата прилетел незваный «гость» — истребитель F-22. Американский Raptor попытался не дать российским штурмовикам выполнить боевую задачу.

Ситуация разрешилась после того, как к «хулиганящему» F-22 со стороны задней полусферы стремительно и хищно подошел Су-35С, выполнявший задачу воздушного прикрытия на высоте 10 км. Американский истребитель быстро ретировался в сторону Ирака — в воздушной игре на виражах козырей у него не было.

zvezdaweekly.ru

F-22 против Су-35 – американский «Raptor» проигрывает дуэль вчистую!

С началом антитеррористической операции Вооруженных сил РФ в Сирии значительно возрос интерес к российской военной авиации, и в особенности к передовым разработкам в этой области. Успехи наших Воздушно-космических сил в Сирии подтвердили: в этом компоненте у Российской армии – полный порядок, даже при том, что на боевые вылеты с базы в Латакии отправляются самолеты, разработанные еще в 1970-е годы (основу авиационной группы ВКС составляют Су-24М и Су-25, а также истребители прикрытия Су-30М). Гордость нашего военного авиастроения – Су-35 – в Сирийской операции не участвует. Впрочем, и тех сил, и средств, что задействованы в Сирии, хватает для выполнения поставленных руководством России задач. Хотя, думаю, многим было бы интересно сравнить боевые возможности Су-35C 4++ поколения с основным истребителем 5-го поколения ВВС США F-22A «Raptor». Кто-то может спросить, почему F-22, а как же более современный F-35? Дело в том, что F-35 еще окончательно не принят на вооружение – ввод F-35 в техническую эксплуатацию был перенесён с 2015 аж на 2019(!) год из-за серьезных проблем с двигательной установкой и программным обеспечением самолёта. Есть у него недоработки и с несущими элементами вооружения. Перспективы F-35 вообще довольно туманны – многие страны НАТО уже отказываются от покупки этого «кота в мешке», или значительно сокращают количество закупаемых машин, поэтому уместнее сравнивать наш Су-35 именно с F-22, стоящим на вооружении ВВС США с 2005 года.

История появления на свет динозавра, «Раптора» («Raptor») – как окрестили F-22, очень интересна. Идея создания истребителя 5-го поколения возникла в Пентагоне еще в конце 1970-х, конечно, в свете противостояния с СССР. В 1981 году, на пике холодной войны, командование ВВС США начало формировать задание на разработку передового фронтового истребителя (ATF) пятого поколения, который должен был заменить уже устаревающий F-15 Eagle. В июле 1986 года был объявлен конкурс на проект истребителя пятого поколения, а к началу 1990 году было построено 2 прототипа будущего флагмана истребительной авиации США — YF-22 и YF-23. Однако, на программу ATF к концу 80-х годов были затрачены столь огромные средства, что в итоге начальные требования к истребителю были существенно снижены, — дабы избежать дальнейшего увеличения стоимости разработки и испытаний, а затем самих и серийных самолётов.

Спустя год, 23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/ Boeing/ General Dynamics победителем в конкурсе на разработку и выпуск истребителя пятого поколения, названного F-22 «Raptor». Его основными особенностями стали сверхзвуковая крейсерская скорость полета на нефорсированном режиме работы двигателя, высокая маневренность, хорошие взлетно-посадочные характеристики, большой радиус действия и боевая нагрузка, сравнимая с боевой нагрузкой истребителя F-15. Немаловажной особенностью самолета должна была стать и его малая заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, достигаемая в результате применения технологии «стеллc» (stells). Первая предсерийная машина F-22 поднялась в воздух 7 сентября 1997 года. Но прошло целых восемь лет, прежде чем 15 декабря 2005 года на авиабазе Лэнгли (Вирджиния, США) была проведена торжественная церемония сдачи в эксплуатацию ВВС США многоцелевого истребителя Локхид Мартин F-22A «Raptor». СМИ рассыпались в хвалебных эпитетах в честь нового истребителя, военного руководства Америки и ВПК США. Казалось, господство в воздухе обеспечено американцам навсегда…

Но недолго музыка играла. 13 декабря 2011 года сборочный цех корпорации Lockheed Martin в городе Мариэтта, (Джорджия, США) покинул последний серийный истребитель F-22A с бортовым номером 10-4195. Он стал 195-м F-22A, выпущенным начиная с 1997 года, и 2 мая 2012 года стал последним, 187-м серийным истребителем F-22A, переданным ВВС США. Что же стало причиной того, что вместо почти 1000 истребителей, планировавшихся к выпуску, в итоге на вооружение ВВС США было принято менее 200 единиц. Ответ прост — цена!

На текущий момент самолёт F-22A является самым дорогим истребителем в мире, стоящим на вооружении ВВС. По данным Главного контрольного управления (GAO) США, на конец 2010 года полная цена одного самолёта F-22A (с учётом всех косвенных затрат, в том числе стоимости программы разработки) достигла 411,7 млн. долларов. Главным образом такая высокая стоимость обусловлена многократным сокращением объёмов закупки данного самолёта — в связи с распадом СССР и окончанием холодной войны из первоначально запланированных 750-900 было закуплено всего 187 единиц. В 2006 появилась шутка, что F-22 идет «на вес золота» («costs more than its weight in gold»), что буквально соответствовало действительности — на тот момент стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого «Раптора») составляла те же 400 млн. долларов. Почти полмиллиарда за один самолет – как вам?

Ну да, Бог с ним, с «Раптором», нас должны больше интересовать свои передовые разработки. С военным бюджетом Пентагона мы тягаться, конечно, не можем, зато всегда брали другим — надежностью, высоким эксплуатационным ресурсом и прорывными техническими решениями. И Су-35 – как раз живое воплощение российской военной инженерной мысли, всегда опережавшей свое всемя.

Су-35 (по кодификации НАТО «Flanker-Е+») — российский многоцелевой сверх- манёвренный истребитель поколения 4++, оснащенный двигателями с управляемым вектором тяги. Серийная модификация для ВКС России обозначается как Су-35С. Обозначение «поколение 4++» является условным и указывает, что характеристики истребителя вплотную приближены к характеристикам машин пятого поколения; «Сушка» удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолётам 5-го поколения.

Разработка Су-35 явилась ответом на появление в США (и планах — в ряде стран НАТО) истребителей пятого поколения. Задание на разработку нового истребителя было направлено в ОКБ «Сухой» в начале 2000-х, а в 2006 году было начато производство установочной партии. Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке. Первый полёт опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Прошло три с лишним года, прежде чем 3 мая 2011 года в воздух поднялся первый серийный Су-35С (С – значит серийный). И дальше дело пошло куда быстрее – уже 25 декабря 2012 года Минобороны получило на вооружение первые шесть серийных истребителей. А 9 мая 2015 4 Су-35С ВВО Приморского края участвовали в проводившемся в Москве параде, посвященном 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией платформы Т-10С (Су-27). Он имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от «старого» Су-27, не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка – торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны. Су-35 обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги. Данные двигатели удовлетворяют всем требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Истребитель имеет специальное токопроводящее напыление кромки планера и фонаря кабины, применяются специальные материалы для снижения ЭПР. Су-35 оснащен новейшей системой управления вооружением, которая включает оптоэлектронную систему, многофункциональную РЛС, цифровой комплекс управления вооружением. Многорежимная помехозащищенная РЛС имеет режим атаки наземных целей, возможность картографирования земной поверхности, позволяет обнаруживать и «вести» воздушные цели на дистанции до 400 км, а также наземные – до 200 км. Согласно данным ОКБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35 — 6000 лётных часов или 30 лет эксплуатации.

А теперь самое интересное, — в 2013 году стоимость Су-35С, производимого для ВС РФ, составляла в пересчете на доллары США — 45 млн $ (экспортный вариант Су-35 стоит 82-85 млн.$, в зависимости от комплектации). После падения курса рубля, стоимость «Сушки» в долларовом эквиваленте упала до 20 млн. $, что сделало наш самолет абсолютным лидером на рынке истребительной авиации по соотношению цена/качество. Судите сами – один F-22A обходился американской армии в 450 млн.$., а Су-35С обходится российской – в 20 млн.$. В двадцать раз дешевле! Один F22 против 20 Су-35?! Можно услышать возражения, ну так «Раптор» – это пятое поколение, а наша «Сушка» – это всего лишь 4++? И пусть, американские военные хвастливо заявляют, что один F- 22 способен в воздушном бою «завалить» 10 или даже 30 новейших российских самолетов, но мы им не поверим, а попробуем разобраться, насколько Су-35 уступает американским F-22 и F-35, – и уступает ли вообще.

В июле 2008 г. было проведено моделирование воздушного боя с участием истребителя Су-35 против нескольких американских истребителей – F-22, F/A-18 Super Hornet и F-35, с крайне печальным для заокеанских военных итогом – всего одна победа американских истребителей в более чем 20 воздушных боях против Су-35. Моделирование было проведено на базе ВВС США Хикам (Гавайские острова), чему свидетелями были, по меньшей мере, четыре представителя ВВС США и два – военной разведки Австралии. Депутат австралийского парламента Денис Дженсен заявил, что в ходе «строго засекреченного моделирования» F-22 и F-35 были «беспощадно избиты русским истребителем Су-35». Его способность сбивать «стеллс»-самолеты во многом объясняется его сверхманевренностью. Силовая установка Су-35 позволяет выполнять ряд сложнейших маневров, в том числе «кобру Пугачева», «чакру Фролова» и уникальный «блин» (или «Pancake» – горизонтальный разворот на 360 градусов с минимальной потерей скорости).

Американская тактика воздушного боя сводится к трем принципам – «первым обнаружил, первым выстрелил, первым уничтожил». «С появлением Су-35 эта тактика должна быть пересмотрена. F-22 или F-35, возможно, первым обнаружит русский истребитель, но для применения ракет он должен приблизиться, и в это время оба противника будут видеть друг друга. В этом случае преимущество стеллс-невидимости значительно снижается, – считает Свитман, военный эксперт Defense Industry Daily, – технологии стеллс очень полезны, но это все-таки не плащ-невидимка Гарри Поттера». В ближнем бою Су-35С с его сверхъестественной способностью летать на минимальных скоростях и в то же время резко разгоняться до сверхзвуковых скоростей, превращается в охотника. Тактическое преимущество выполнения маневров на сверхвысоких углах атаки с резким изменением скорости полета состоит в том, что любая ракета класса «воздух-воздух» имеет «интеллектуальный элемент», который предсказывает (моделирует), где будет находиться цель через некоторое время, – но только не в случае с «коброй» или «блином». «Если самолет противника летит с непредсказуемой траекторией и способен ее менять неожиданно и очень резко, не теряя управляемости, то ракете будет очень трудно поразить его. Энергичные маневры, выполняемые истребителем, заметно снижают дальность эффективного пуска ракет противника», – считает Свитман.

Может быть, «Raptor» хорош в преодолении насыщенной противовоздушной обороны противника? По данным другого исследования, проведенного в 2012 г. по заказу командования ВВС США, противостоять российским ПВО не способны не только американские самолеты F-15, F-16 и F/A-18, но даже многоцелевой истребитель пятого поколения F-22. По результатам этого исследования, для того, чтобы в случае войны с Россией достичь подавляющего превосходства в воздухе, Пентагону необходимо принять на вооружение еще как минимум 400-500 самолетов F-22 «Raptor». В ином случае американская авиация не сможет преодолеть эшелонированную систему противовоздушной обороны России. Для примера: комплекс С-400 «Триумф» способен обнаружить и поразить сверхманевренную малоразмерную цель с эффективной отражающей поверхностью (ЭОП), которую имеет пятирублевая монета – 0,002 м2 (ЭОП F-22 составляет около 0,3 м2, что, 150 раз больше площади монеты). На испытаниях С-400 в штатном режиме поражал воздушные цели, которые выполнены по технологии «стеллс», то есть самолеты-«невидимки» (в том числе с ЭОП менее 0,1 м2, что превосходит показатели как F-22, так и F-35).

Итак, что же получается: F-22, вовсе не так хорош, как это расписывают американские СМИ и НАТОвские «эксперты», а Су-35С, наоборот, по соотношению эффективность/стоимость не просто наравне с американскими истребителями пятого поколения, а на порядок превосходит их. Кошмарный сон для Пентагона и НАТО. Еще страшнее для американских ВВС является то обстоятельство, что они уже сегодня видят все недостатки и проблемы нового F-35, когда тот еще даже не поступил на вооружение, а ведь где-то к 2020-му году появятся «самолеты будущего» – истребители-невидимки «Сухого» ПАК ФА. Впрочем, это – тема для отдельной статьи…

P.S. 1 февраля 2016 года было объявлено о том, что Россия перебросила на авиабазу Хмеймим в Сирии 4 истребителя Су-35С для испытания в боевых условиях. Свершилось – лучший истребитель в мире появился в небе Сирии! Приближая день победы сирийского народа – в союзе с Россией – в войне против терроризма!

Андрей Князев, специально для News Front

cont.ws

Су-35 против F-22: Русскому пилоту надо продержаться две минуты

Американский «Хищник» уступил в воздушном бою Rafale, какие шансы у него в схватке с «сушкой»

В сети появилось видео поединка в ближнем бою между французским истребителем четвертого поколения Dassault Rafale и «пятерочником» F-22 Raptor. «Американец» дважды попадал в перекрестие французской прицельной системы. И, следовательно, был условно сбит.

Вообще-то, это не такая уж и новость. В 2013 году было обнародовано видео учебных боев между этими двумя истребителями, которые состоялись в 2009 году в Объединенных Арабских Эмиратах в рамках программы для пилотов авиации НАТО и стран-партнеров Северного альянса «Курс передового тактического лидерства». Тогда «Рафаль» оказался на голову сильнее, одержав четыре победы в пяти боях.

Необходимо особо сказать, что по сценарию все поединки между самолетами проходили на ближней дистанции, где «Раптор» чувствует себя не слишком уверенно. Несмотря на заявления разработчиков, что машина, имеющая отклоняемый вектор тяги двигателей (правда, только в вертикальной плоскости), обладает прекрасной маневренностью. Ведь неслучайно F-22 создавался исключительно для завоевания господства в воздухе. Ну а потом, когда мировым трендом истребительной авиации стала многозадачность, «Раптору», насколько это было возможно, усилили функцию нанесения ударов по наземным целям.

Однако видео из ОАЭ опровергает заявление о высокой маневренности, демонстрируя, как американский самолет на продолжительное время словно приклеивается к перекрестию прицела «Рафаля». А ведь французский самолет четвертого поколения не является сверхманевренным.

Американцам такой исход поединков, конечно, был обиден. Поэтому они постарались объяснить проигрыш своего истребителя, считающегося лучшим в мире, «неверными правилами игры». Было среди этих объяснений и довольно странное — якобы у «Раптора» были привешены внешние топливные баки. Зачем? Чтобы дать фору французам? Думается, ответа они и сами не знают, потому что на видео никакие внешние элементы на силуэте F-22 не просматриваются.

Данное выяснение обстоятельств того, что мешает танцору в контактном танце, происходило 6 лет назад. Сейчас ситуация изменилась. Сейчас американцы уже не скрывают того, что в ближнем бою «Раптор» далеко не самый сильный самолет. Особенно на фоне сверхманевренных российских машин. Пилоты F-22 элитного подразделения, которых обучают воевать с российскими истребителями из эскадрильи «Агрессоры», уже неоднократно признавались, что ближний бой для них — это чрезвычайное происшествие. Что его необходимо избегать, прилагая максимум сноровки.

И тут необходимо сказать, что сравнительно недавно в сети много шума наделал скрин-шот прицельной системы российского истребителя, на котором отчетливо виден силуэт «Раптора». Данное фото было сделано в Сирии, где эти самолеты порой встречаются друг с другом.

Но если ближний бой — это слабая сторона американского истребителя, то есть у него и очень сильные стороны. Поскольку в «Рапторе» по максимуму применены стелс-технологии, он силен в боях на средней и дальней дистанциях, благодаря своей малозаметности.

Но такое ли это неоспоримое преимущество по отношению к Су-35С на дистанциях, которые являются для F-22 коронными?

Если решать эту задачу, что называется, в лоб, с использованием одной лишь арифметики, то шансов на победу у российского самолета не так уж и много. «Американец» увидит на радаре «россиянина» раньше, соответственно, раньше выпустит ракету и запишет победу в свой актив.

Однако существуют нюансы. У Су-35С все-таки снижена заметность за счет частичного использования стелс-технологий. Не до уровня «американца», а до величины ЭПР порядка 0,7 кв. м. Поэтому американский радар AN/APG-77 способен увидеть российский самолет с расстояния в 150 км. В связи с чем не полностью будут использованы возможности ракеты «воздух-воздух» большого радиуса действия AIM-120D, имеющей дальность в 180 км.

Российская РЛС «Ирбис» обнаруживает цели с ЭПР 0,01 кв. м. (именно столько у «Раптора», несмотря на занижение этого параметра в рекламных целях) на дистанции в 90 км. И есть соответствующая ракета, перекрывающая это расстояние — Р-27. Ее дальность стрельбы составляет 110 км.

Однако всякое включение РЛС существенно повышает заметность самолета за счет мощного и направленного электромагнитного излучения. То есть, засекая Су-35, «Раптор» одновременно выдает свое местоположение. Хоть американцы и уверяют, что излучение РЛС обнаружить практически невозможно благодаря низкому уровню сигнала и сложной его цифровой обработке. И это странно. О какой сложной обработке можно говорить, имея в составе БРЭО микропроцессор с частотой 25 МГц?

Так что включение РЛС для F-22 крайне опасно, потому что в арсенале российского истребителя есть ракета Р-37, имеющая дальность 300 км. При этом российский пилот, понимая, что «американец», увидев Су-35, уже выпустил ракету, готовится к противоракетному маневру. И он, учитывая сверхманевренность истребителя, с большой вероятностью может оказаться успешным.

Одновременно на Су-35С будет приведена в готовность авиационная система обороны. Что еще больше снизит шансы американского пилота на успех. На большей протяженности полета ракеты AIM-120D ее траектория корректируется по спутниковому сигналу GPS. А затем включается активная радиолокационная головка самонаведения. Комплекс радиоэлектронной борьбы Су-35С способен как подавлять сигнал GPS, так и создавать помехи РЛ ГСН, уводя ракету в сторону. Что же касается «Раптора», то у него отсутствует комплекс РЭБ.

Необходимо сказать, что «Раптор», как, впрочем, и другие американские истребители, в значительной степени полагается на информацию, получаемую от самолетов АВАКС. Комплекс РЭБ российского истребителя способен перекрыть этот канал, что снизит боеспособность F-22. Также возможно и устранение источника данной информации — крупный АВАКС прекрасно виден на радаре Су-35С на очень большом расстоянии, это порядка 300 км. Соответственно, и ракета Р-37 имеет ту же самую дальность.

У F-22 нет целого ряда систем, которыми обладает Су-35С. Это вызвано двумя причинами. Во-первых, самолет начал разрабатываться в середине 80-х годов. И современные системы считались тогда неактуальными. Во-вторых, когда министерство ВВС стало требовать введения в истребитель дополнительных функций, стоимость разработки и будущего производства «Раптора» взлетела до небес. По этой же причине был урезан выпуск F-22 до двухсот машин.

У «Раптора» отсутствует система инфракрасного обнаружения цели, а также ее сопровождения. Такие системы называются IRST ((Infra-Red Search and Track). Они позволяют сканировать воздушное пространство в поисках самолетов противника в пассивном режиме, то есть — не обнаруживая себя. Поскольку никаких волн, которые улавливают датчики самолета противника, она не испускает.

Также нет оптико-локационной системы, имеющей телевизионный и тепловизорный каналы. У Су-35С ее дальность действия достигает 80 км. Это означает, что ночью «Раптор» обладает меньшими боевыми возможностями.

Также российский самолет располагает значительно большей полезной нагрузкой — 8 тонн против 3,5 тонны. То есть в бою Су-35С может использовать большее количество ракет.

Так что напрашивается вполне естественный вывод: в бою на дальней и средней дистанции шансы у этих самолетов примерно равны. И решающую роль будет играть мастерство пилотов.

В заключение напомним, что при сближении этих самолетов на форсажной скорости бой на дальней дистанции перерастет в сражение на ближней дистанции уже меньше чем через 2 минуты. А о его результате мы уже сказали в начале.

svpressa.ru

www.discred.ru

Су-35 против F-22: какие прогнозы дают эксперты

Присутствие в небе Сирии одновременно ВВС США и ВКС России местами приводит к острым ситуациям, как это было во время инцидента со штурмовиком Су-25. Тогда американцы задействовали истребители F-22 Raptor, а русские противодействовали им при помощи Су-35. Событие вызвало широкую огласку, и 42.TUT.BY собрал мнения экспертов о возможностях этих двух истребителей.

Что за машины?

Российский Су-35 относится к поколению 4++. Эта машина умеет делать такие фигуры высшего пилотажа, что ее легко спутать с НЛО. Что было хорошо продемонстрировано во время Dubai Airshow, прошедшего в ноябре этого года. Все это благодаря двигателям с управляемым вектором тяги, которые также позволяют самолету разгоняться до 2500−2700 км/ч.

На истребителе установлена радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис», которая позволяет Су-35 бороться с самолетами-невидимками. Эта РЛС может сопровождать до 30 воздушных целей на удалении до 400 километров, а цели с ЭПР 0,1 метра на расстоянии более 80 километров.

Самолет хорошо вооружен, помимо 30-мм пушки самолет имеет от 12 до 14 точек оружейной подвески, что дает ему отличную боевую нагрузку.

F-22 — истребитель пятого поколения, козырной картой которого стала технология «стелс», делающая его незаметным для радаров. Американский истребитель оборудован радаром с АФАР (активная фазированная антенная решетка), который очень трудно обнаружить пассивными средствами радиолокации, и в этом он превосходит Су-35.

У F-22 восемь узлов подвески, поэтому его возимый арсенал меньше, чем у российского истребителя. В ближнем бою F-22 также непростой противник благодаря двум турбореактивным двухконтурным двигателям, оснащенным управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги.

На чьей стороне преимущество?

Военный эксперт Себастьен Роблин, имеющий степень магистра Джорджтаунского университета в области разрешения конфликтов и работавший в Корпусе мира в Китае, считает, что определенная угроза со стороны Су-35 для F-22 есть. Российский истребитель оснащен оптико-локационной станцией ОЛС-35 с дальностью действия 80 километров. Ее инфракрасная система поиска и сопровождения может быть опасна для стелс-самолетов противника.

F-22.Фото:i.kinja-img.com

Большой шаг по сравнению с предшественниками сделан в плане бортового оборудования — Су-35 получил комплекс радиоэлектронной борьбы Л175М «Хибины», который искажает волны РЛС противника и направляет его ракеты по ложному курсу.
Все это может существенно затруднить борьбу F-22 с российской машиной, но хватит ли их для победы, здесь эксперт затрудняется дать конкретный ответ.

Что думают военные?

Командир 95-й экспедиционной эскадрильи ВВС США рассказал изданию Aviation Week, что у F-22 есть существенный недостаток: «Раптор» не в состоянии отслеживать ночью полеты российских самолетов, поскольку не имеет специальной оптики, работающей и в видимом спектре, и в инфракрасном.

Су-35. Фото: army.lv

Речь идет об оптико-локационной станции (ОЛС) Су-35. Также на F-22 нет РЛС бокового обзора и системы оповещения о ракетном нападении.

С целеуказанием не слишком здорово и в пределах одного самолета. Командир 95-й экспедиционной эскадрильи рассказывает Aviation Week: «Нам приходится буквально вертеть головой и искать чужой самолет, который видели некоторое время назад. Все это вместо того, чтобы наблюдать координаты этого самолета на шлеме».

Военный обозреватель издания The National Interest Дейв Маджумдар специально слетал в командировку в элитное 1-е истребительное крыло ВВС США, чтобы убедиться в возможностях F-22 Raptor. Пилоты этого подразделения тренируются воевать против российского Су-35, а также зенитно-ракетных комплексов С-300В4, С-400 и «Панцирь».

F-22/ Фото: rufabula.com

Полковник Пит Феслер, командующий 1-й авиакрылом, пояснил, что в тренировочных боях F-22 зачастую выходит победителем, случаи проигрыша очень редки. Как правило, истребители «противника» сбиваются на очень большом расстоянии. Феслер также посетовал на отсутствие нашлемной системы целеуказания, которая дает большое преимущество в ближнем бою.

Какой самолет в итоге лучше?

Если говорить о бое на большой дистанции, то преимущество будет на стороне F-22, который благодаря технологии стелс успеет атаковать противника первым, считают эксперты. Для этого у него есть ракеты AIM-120D с усовершенствованной технологией High-Angle Off-Boresight, позволяющей оружию уничтожать цели с более широким диапазоном углов.

Фото: defense.gov

В этом случае пилоту Су-35 придется уповать на средства РЭБ и систему предупреждения о ракетном обстреле. Если они вовремя предупредят, то благодаря сверхманевренности самолета у пилота, возможно, будет шанс уйти от атаки.

В ближнем бою возможности машин примерно равны, с некоторым перевесом в сторону Су-35, чьи козыри — отличная маневренность, нашлемная система целеуказания, а также станция предупреждения об облучении кругового обзора.

В итоге отдать однозначное преимущество одному из этих самолетов — сложно. Победа в воздушном бою складывается из многих факторов. В конечном итоге исход схватки решит лучшая ситуативная осведомленность и летное мастерство, ну и техника подвести не должна.

Читайте также: Эксперт назвал победителя в виртуальной схватке между «Су-35» и Eurofighter Typhoon

42.tut.by

F-22 против Су-35 – русские опять выигрывают! Андрей Князев

 

С началом антитеррористической операции Вооруженных сил РФ в Сирии значительно возрос интерес к российской военной авиации, и в особенности к передовым разработкам в этой области. Успехи наших Воздушно-космических сил в Сирии подтвердили: в этом компоненте у Российской армии – полный порядок, даже при том, что на боевые вылеты с базы в Латакии отправляются самолеты, разработанные еще в 1970-е годы (основу авиационной группы ВКС составляют Су-24М и Су-25, а также истребители прикрытия Су-30М). Гордость нашего военного авиастроения – Су-35 – в Сирийской операции не участвует. Впрочем, и тех сил, и средств, что задействованы в Сирии, хватает для выполнения поставленных руководством России задач. Хотя, думаю, многим было бы интересно сравнить боевые возможности Су-35C 4++ поколения с основным истребителем 5-го поколения ВВС США F-22A «Raptor». Кто-то может спросить, почему F-22, а как же более современный F-35? Дело в том, что F-35 еще окончательно не принят на вооружение – ввод F-35 в техническую эксплуатацию был перенесён с 2015 аж на 2019(!) год из-за серьезных проблем с двигательной установкой и программным обеспечением самолёта. Есть у него недоработки и с несущими элементами вооружения. Перспективы F-35 вообще довольно туманны – многие страны НАТО уже отказываются от покупки этого «кота в мешке», или значительно сокращают количество закупаемых машин, поэтому уместнее сравнивать наш Су-35 именно с F-22, стоящим на вооружении ВВС США с 2005 года.

 

История появления на свет динозавра, «Раптора» («Raptor») – как окрестили F-22, очень интересна. Идея создания истребителя 5-го поколения возникла в Пентагоне еще в конце 1970-х, конечно, в свете противостояния с СССР. В 1981 году, на пике холодной войны, командование ВВС США начало формировать задание на разработку передового фронтового истребителя (ATF) пятого поколения, который должен был заменить уже устаревающий F-15 Eagle. В июле 1986 года был объявлен конкурс на проект истребителя пятого поколения, а к началу 1990 году было построено 2 прототипа будущего флагмана истребительной авиации США — YF-22 и YF-23. Однако, на программу ATF к концу 80-х годов были затрачены столь огромные средства, что в итоге начальные требования к истребителю были существенно снижены, — дабы избежать дальнейшего увеличения стоимости разработки и испытаний, а затем самих и серийных самолётов.

 

Спустя год, 23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/ Boeing/ General Dynamics победителем в конкурсе на разработку и выпуск истребителя пятого поколения, названного F-22 «Raptor». Его основными особенностями стали сверхзвуковая крейсерская скорость полета на нефорсированном режиме работы двигателя, высокая маневренность, хорошие взлетно-посадочные характеристики, большой радиус действия и боевая нагрузка, сравнимая с боевой нагрузкой истребителя F-15. Немаловажной особенностью самолета должна была стать и его малая заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, достигаемая в результате применения технологии «стеллc» (stells). Первая предсерийная машина F-22 поднялась в воздух 7 сентября 1997 года.  Но прошло целых восемь лет, прежде чем 15 декабря 2005 года на авиабазе Лэнгли (Вирджиния, США) была проведена торжественная церемония сдачи в эксплуатацию ВВС США многоцелевого истребителя Локхид Мартин F-22A «Raptor». СМИ рассыпались в хвалебных эпитетах в честь нового истребителя, военного руководства Америки и ВПК США. Казалось, господство в воздухе обеспечено американцам навсегда…

 

 

Но недолго музыка играла. 13 декабря 2011 года сборочный цех корпорации Lockheed Martin в городе Мариэтта, (Джорджия, США) покинул последний серийный истребитель F-22A с бортовым номером 10-4195. Он стал 195-м F-22A, выпущенным начиная с 1997 года, и 2 мая 2012 года стал последним, 187-м серийным истребителем F-22A, переданным ВВС США. Что же стало причиной того, что вместо почти 1000 истребителей, планировавшихся к выпуску, в итоге на вооружение ВВС США было принято менее 200 единиц. Ответ прост — цена!

 

На текущий момент самолёт F-22A является самым дорогим истребителем в мире, стоящим на вооружении ВВС. По данным Главного контрольного управления (GAO) США, на конец 2010 года полная цена одного самолёта F-22A (с учётом всех косвенных затрат, в том числе стоимости программы разработки) достигла 411,7 млн. долларов. Главным образом такая высокая стоимость обусловлена многократным сокращением объёмов закупки данного самолёта — в связи с распадом СССР и окончанием холодной войны из первоначально запланированных 750-900 было закуплено всего 187 единиц.  В 2006 появилась шутка, что F-22 идет «на вес золота» («costs more than its weight in gold»), что буквально соответствовало действительности — на тот момент стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого F-22A) составляла те же 400 млн. долларов. Почти полмиллиарда за один самолет – как вам?

 

Ну да, Бог с ним, с «Раптором», нас должны больше интересовать свои передовые разработки. С военным бюджетом Пентагона мы тягаться, конечно, не можем, зато всегда брали другим — надежностью, высоким эксплуатационным ресурсом и прорывными техническими решениями. И Су-35 – как раз живое воплощение российской военной инженерной мысли, всегда опережавшей свое всемя.

 

Су-35 (по кодификации НАТО «Flanker-Е+») — российский  многоцелевой сверх- манёвренный истребитель поколения 4++, оснащенный двигателями с управляемым вектором тяги. Серийная модификация для ВКС России обозначается как Су-35С. Обозначение «поколение 4++» является условным и указывает, что характеристики истребителя вплотную приближены к характеристикам машин пятого поколения; Су-35С удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолётам 5-го поколения.

 

Разработка Су-35 явилась ответом на появление в США (и планах — в ряде стран НАТО) истребителей пятого поколения. Задание на разработку нового истребителя было направлено в ОКБ «Сухой» в начале 2000-х, а в 2006 году было начато производство установочной партии Су-35. Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке. Первый полёт опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Прошло три с лишним года, прежде чем 3 мая 2011 года в воздух поднялся первый серийный Су-35С (С – значит серийный). И дальше дело пошло куда быстрее – уже 25 декабря 2012 года Минобороны получило на вооружение первые шесть серийных истребителей Су-35С. А 9 мая 2015 4 Су-35С ВВО Приморского края участвовали в проводившемся в Москве параде, посвященном 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

 

 

Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией платформы Т-10С (Су-27). Он имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от «старого» Су-27, не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка – торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны. Су-35 обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги. Данные двигатели удовлетворяют всем требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Су-35 имеет специальное токопроводящее напыление кромки планера и фонаря кабины, применяются специальные материалы для снижения ЭПР. Су-35 оснащен новейшей системой управления вооружением, которая включает оптоэлектронную систему, многофункциональную РЛС, цифровой комплекс управления вооружением. Многорежимная помехозащищенная РЛС имеет режим атаки наземных целей, возможность картографирования земной поверхности, позволяет обнаруживать и «вести» воздушные цели на дистанции до 400 км, а также наземные – до 200 км. Согласно данным ОКБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35 — 6000 лётных часов или 30 лет эксплуатации.

 

А теперь самое интересное, — в 2013 году стоимость Су-35С, производимого для ВС РФ, составляла в пересчете на доллары США  — 45 млн $ (экспортный вариант Су-35 стоит 82-85 млн.$, в зависимости от комплектации). После падения курса рубля, стоимость Су-35 в долларовом эквиваленте упала до 20 млн. $, что сделало наш самолет абсолютным лидером на рынке истребительной авиации по соотношению цена/качество. Судите сами – один F-22A обходился американской армии в 450 млн.$., а Су-35С обходится российской – в 20 млн.$. В двадцать раз дешевле! Один F22 против 20 Су-35?! Можно услышать возражения, ну так «Раптор» – это пятое поколение, а наш Су-35 – это всего лишь 4++? И пусть, американские военные хвастливо заявляют, что один F- 22 способен в воздушном бою «завалить» 10 или даже 30 новейших российских самолетов, но мы им не поверим, а попробуем разобраться, насколько Су-35 уступает американским F-22 и F-35, – и уступает ли вообще.

 

В июле 2008 г. было проведено моделирование воздушного боя с участием истребителя Су-35 против нескольких американских истребителей – F-22, F/A-18 Super Hornet и F-35, с крайне печальным для заокеанских военных итогом – всего одна победа американских истребителей в более чем 20 воздушных боях против Су-35. Моделирование было проведено на базе ВВС США Хикам (Гавайские острова), чему свидетелями были, по меньшей мере, четыре представителя ВВС США и два – военной разведки Австралии. Депутат австралийского парламента Денис Дженсен заявил, что в ходе «строго засекреченного моделирования» F-22 и F-35 были «беспощадно избиты русским истребителем Су-35». Его способность сбивать «стеллс»-самолеты во многом объясняется его сверхманевренностью. Силовая установка Су-35 позволяет выполнять ряд сложнейших маневров, в том числе «кобру Пугачева», «чакру Фролова» и уникальный «блин» (или «Pancake» – горизонтальный разворот на 360 градусов с минимальной потерей скорости).

 

Американская тактика воздушного боя сводится к трем принципам – «первым обнаружил, первым выстрелил, первым уничтожил». «С появлением Су-35 эта тактика должна быть пересмотрена. F-22 или F-35, возможно, первым обнаружит Су-35, но для применения ракет он должен приблизиться, и в это время оба противника будут видеть друг друга. В этом случае преимущество стеллс-невидимости значительно снижается, – считает Свитман, военный эксперт Defense Industry Daily, – технологии стеллс очень полезны, но это все-таки не плащ-невидимка Гарри Поттера». В ближнем бою Су-35С с его сверхъестественной способностью летать на минимальных скоростях и в то же время резко разгоняться до сверхзвуковых скоростей, превращается в охотника. Тактическое преимущество выполнения маневров на сверхвысоких углах атаки с резким изменением скорости полета состоит в том, что любая ракета класса «воздух-воздух» имеет «интеллектуальный элемент», который предсказывает (моделирует), где будет находиться цель через некоторое время, – но только не в случае с «коброй» или «блином». «Если самолет противника летит с непредсказуемой траекторией и способен ее менять неожиданно и очень резко, не теряя управляемости, то ракете будет очень трудно поразить его. Энергичные маневры, выполняемые истребителем, заметно снижают дальность эффективного пуска ракет противника», – считает Свитман.

 

 

Может быть, F-22 хорош в преодолении насыщенной противовоздушной обороны противника? По данным другого исследования, проведенного в 2012 г. по заказу командования ВВС США, противостоять российским ПВО не способны не только американские самолеты F-15, F-16 и F/A-18, но даже многоцелевой истребитель пятого поколения F-22. По результатам этого исследования, для того, чтобы в случае войны с Россией достичь подавляющего превосходства в воздухе, Пентагону необходимо принять на вооружение еще как минимум 400-500 самолетов F-22 «Raptor». В ином случае американская авиация не сможет преодолеть эшелонированную систему противовоздушной обороны России. Для примера: комплекс С-400 «Триумф» способен обнаружить и поразить сверхманевренную малоразмерную цель с эффективной отражающей поверхностью (ЭОП), которую имеет пятирублевая монета – 0,002 м2  (ЭОП F-22 составляет около 0,3 м2, что, 150 раз больше площади монеты). На испытаниях С-400 в штатном режиме поражал воздушные цели, которые выполнены по технологии «стеллс», то есть самолеты-«невидимки» (в том числе с ЭОП менее 0,1 м2, что превосходит показатели как F-22, так и F-35).

 

Итак, что же получается: F-22, вовсе не так хорош, как это расписывают американские СМИ и НАТОвские «эксперты», а Су-35С, наоборот, по соотношению эффективность/стоимость не просто наравне с американскими истребителями пятого поколения, а на порядок превосходит их. Кошмарный сон для Пентагона и НАТО. Еще страшнее для американских ВВС является то обстоятельство, что они уже сегодня видят все недостатки и проблемы нового F-35, когда тот еще даже не поступил на вооружение, а ведь где-то к 2020-му году появятся «самолеты будущего» – истребители-невидимки «Сухого» ПАК ФА. Впрочем, это – тема для отдельной статьи…

 

P.S. 1 февраля 2016 года было объявлено о том, что Россия перебросила на авиабазу Хмеймим в Сирии 4 истребителя Су-35С для испытания в боевых условиях. Свершилось – лучший истребитель в мире скоро появится в небе Сирии! Приближая день победы сирийского народа – в союзе с Россией – в войне против терроризма!

 

Андрей Князев,
специально для News Front

 

 

 



news-front.info

Су-35С против F-22 Raptor: русские обходят на крутых виражах

Самая обсуждаемая сегодня тема в авиационных информационных войнах — это истребители 4-го и 5-го поколений

С российскими боевыми самолетами сравнения самолетов американских идут с переменным успехом. То вдруг одни западные эксперты выясняют, что «русские господствуют в воздухе», то тут же другие «знатоки» начинают это опровергать. Где же отыскать истину, спросите вы? Искомого результата можно достичь, если убрать политическую подоплеку, когда желаемое выдают за действительное. В качестве объектов для очистки от «информационного мусора» выберу американский самолет F-22 Raptor и российский Су-35С.

Итак, начнем.

F-22 Raptor — этот хищник задыхается на бегу

В создании истребителя по программе ATF (Advanced Tactical Fighter — «Прогрессивный тактический истребитель») принимало свыше 80 организаций, в том числе авиационные гиганты — Boeing, Northrop Grumman и Lockheed Martin. При проектировании истребителя ATF/F-22 впервые была использована система автоматизированного проектирования (САПР) CATIA французской фирмы Dassault Systemes и был создан испытательный комплекс COMOC.

Примечателен факт: в 1986 году предполагалось, что окончательная стоимость самолета составит 50-60 млн долларов, но он обошелся в три раза дороже.

Дело в том, что главной технической характеристикой F-22 была выбрана технология «стелс», или пониженной радиолокационной заметности, под которую подгонялись все узлы и агрегаты, конструкция и обшивка самолета. F-22 на четверть состоит из композитных материалов, а титановых сплавов в нем — около 40%. При этом соотношение титана, алюминия и композитных материалов в конструкции самолета в процессе проектирования постоянно менялось. В итоге титановых сплавов оказалось больше, а от этого самолет только стал дороже.

Интересный казус вышел с самолетной бортовой РЛС AN/APG-77 с активной фазированной антенной решеткой. Да-да, той самой, которая видит цели на дальности 300 км, а крылатые ракеты — с расстояния 150 км. При этом работа БРЛС грубо нарушает технологию «стелс». F-22 будет светиться на радарах российских ЗРС, таких как С-300 и С-400, словно прожектор маяка. А отказаться от такой БРЛС было уже нельзя: все же 4,5 млн долларов за штуку на ветер не выкинешь!

Поэтому конструкторы придумали и применили иное решение, уже отработанное прежде на практике. Существует командная линия связи и передачи данных между самолетом ДРЛО AWACS, истребителем F-16 и ЗРК Patriot, связывающая их в единый информационный контур. Так же поступили и с F-22. В реальной боевой обстановке он будет пользоваться не своей БРЛС, а данными с AWACS , который станет его «глазами и ушами» для корректировки данных по местоположению атакуемой цели.

Как известно, основным оружием F-22 Raptor являются ракеты класса «воздух-воздух» — AIM-120 AMRAAM. Они имеют активную радиолокационную головку самонаведения, но включают ее тогда, когда до цели остается около 8-10 км. При этом самолет корректирует полет ракеты до цели с помощью данных от своей БРЛС. Только так — и никак иначе! По другому выход в зону захвата цели головкой самонаведения ракеты не получится — из-за узкого луча ее бортовой РЛС.

Таким образом, в любом случае F-22 в гипотетическом бою будет, хоть и кратковременно, светиться на радарах наших РЛС. Мало того, самолет будут облучать в разных диапазонах волн БРЛС наших истребителей и ЗРК ПВО, а, как известно, у самолета показатель ЭПР с разных ракурсов — разный. К тому же при открытии оружейного отсека, в котором размещаются шесть AIM-120 AMRAAM, показатели ЭПР также увеличатся.

Ну и где тут технология «стелс», на которую затратили миллионы долларов и из-за которой пожертвовали маневренностью истребителя? По факту получается: радиолокационная заметность F-22 не такая уж низкая, как утверждают иностранные СМИ.

За маневренность самолета отвечают не только механизация крыла, но и двигатели с управляемым вектором тяги (УВТ). В наших самолетах они представляют собой единое целое с двигателем и являются всеракурсными. На F-22 УВТ вынесен как конструкция планера: с щитками из жаропрочных сплавов, отклоняющих тягу из сопла двигателя только вверх-вниз. Получается, что с таким УВТ американский «хищник» не может резво крутить петлю Нестерова и другие фигуры простейшего пилотажа — восьмерку, горку и другие. К тому же и УВТ также повлиял на заметность истребителя, немного снизив ее в инфракрасном диапазоне.

Второй причиной ограничения маневренности стали неполадки с кислородной системой самолета. Она состоит из комплекса OBOGS (On-board oxygen generating system — бортовая система генерации кислорода) и ее дополнения — комплекса EOS «классического» образца, в которую входят кислородный баллон и сопутствующее оборудование. Суть проблемы была в переключении между этими системами во время полета при больших перегрузках. То есть пока полет нормальный, работает OBOGS, а как только начинается боевое маневрирование, должен работать EOS. Но в результате летчики при выполнении полета с перегрузкой попросту задыхались, а в 2010 году был случай, когда из-за неполадок в кислородной системе даже погиб пилот. Неполадки случались так часто, что командование ВВС США вынуждено было ограничить F-22 по перегрузке и провести целый ряд дорогостоящих мероприятий по устранению их причин.

Я бы мог еще рассказать про неполадки с бортовой электроникой, чувствительной к дождливой погоде, сложностями старта ракет из грузового отсека, но не буду. Как говорил Уинстон Черчилль: «Американцы всегда находят верное решение. После того, как переберут все остальные». К F-22 его слова подходят однозначно.

Хотя в Америке не любят «выносить сор из избы», все равно всякое тайное становится явным. Так произошло и с главным секретом F-22 — его фактической стоимостью. 29 июля 2018 года американский журнал Military Watch опубликовал статью, срывающую покров с тайны — во сколько же самолет обходится бюджету США.

Вот приблизительный подсчет экспертов: «Стоимость F-22 составляет около 150 миллионов долларов, стоимость его эксплуатации в течение 40 лет жизни — около 550 миллионов долларов или даже больше с учетом старения техники. Таким образом, за время его службы один F-22 Raptor обойдется американским налогоплательщикам как минимум в 700 миллионов  долларов (!)».

Сенсация? Безусловно. Получается, что 195 стоящих на вооружении ВВС США F-22 — золотые.

Я предполагаю, что скоро F-22 будут числиться в составе стратегического резерва, как Старая гвардия Наполеона во время Бородинского сражения 1812 года.

National Interest: «экстремально опасный»

Первым в списке самого опасного вооружения России при гипотетическом конфликте с США американское издание National Interest называет Су-35. По мнению экспертов издания, Су-35 «экстремально опасный» для любого самолета НАТО, за исключением стелс-истребителя F-22. Специалисты считают, что опасность Су-35 связана с очень большой загрузкой ракет «воздух-воздух» дальнего радиуса действия, возможностью пуска ракет на сверхзвуковой скорости, сверхманевренностью и мощными средствами радиоэлектронной борьбы.

Су-35С — универсальный охотник за хищниками

Российский Су-35С изначально создавался как самолет-охотник. Вся концепция его создания — от двигателя до комплексов вооружения — была разработана для решения главной задачи: это агрессивный воздушный бой, перехват и уничтожение средств воздушного нападения противника.

Многие западные эксперты в качестве основного недостатка указывают на то, что Су-35С более заметен, чем F-22. При этом они старательно замалчивают возможности нашего истребителя как боевой единицы.

Ну не в засаде же ему сидеть и стрелять исподтишка?! Снижение радиолокационной заметности лишь немного, всего на 30%, снижает максимальную дистанцию обнаружения любого «невидимого» самолета в идеальных условиях. В реальных же ситуациях этот показатель еще меньше, так как по самолету «работают» РЛС комплексов ПВО и авиации.

Зачем это нашему самолету? Его конструкция и так имеет достаточно низкую ЭПР, а вот комплекс бортового радио-электронного оборудования (БРЭО) дает ему ряд преимуществ, которые с лихвой покрывают «выявленный недостаток».

Во-первых, это его БРЛС Н035 «Ирбис», которая при мощности 1 кВт позволяет обнаруживать цели на дальности 300 км, осуществлять захват — на 250 км. То же самое делает и БРЛС F-22, но при мощности 12 кВт. К тому же, как мы выяснили, истребителю Raptor в дальнем обнаружении помогает AWACS.

Может, AWACS и увидит наш Су-35С, передаст данные о нем F-22, но вряд ли успеет предупредить о запуске нашей дальней ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-БД (дальность поражения — до 200 км). Русская ракета поразит F-22 раньше, чем тот применит свою AIM-120 AMRAAM (дальность поражения — до 120 км). К тому же, если наша высокоточная ракета стартовала, то цель она поразит однозначно.

Во-вторых, Су-35С имеет в своем арсенале бортовой комплекс обороны — РЭБ «Хибины-10М». Он гарантированно обнаруживает излучение всех РЛС на поле боя и формирует алгоритм противодействия им в виде постановки помех на тех же частотах. С одной стороны, «Хибины» воздействуют на возможности AWACS давать своей авиации точные координаты о нашем самолете (дальность, скорость и угловое положение). С другой стороны, бортовой комплекс обороны маскирует наш самолет от БРЛС самолета противника и не дает ГСН ракеты осуществить захват.

В результате AWACS и F-22 наведут ракеты AIM-120 на цель-фантом, местонахождение которой будет на большом удалении от Су-35С. А вот российская «Сушка» сможет отправить им в ответ «гостинцы» в виде РВВ-БД, и с «адресом» не промахнется. Такой режим работы комплекса РЭБ «Хибины-10М» называют постановкой уводящих помех. Есть у него и другие режимы, но пусть они пока остаются в секрете.

В качестве итога, подводящего черту под спором «Кто лучше: Су-35С или F-22?», приведу известный случай из боевой практики, который случился 13 декабря 2017 года в небе Сирии.

В тот день пара штурмовиков Су-25 на высоте 3.300 метров сопровождала автоколонну с гуманитарной помощью в районе города Аль-Маядин (западный берег реки Евфрат). К нашим самолетам со стороны восточного берега Евфрата прилетел незваный «гость» — истребитель F-22. Американский Raptor попытался не дать российским штурмовикам выполнить боевую задачу.

Ситуация разрешилась после того, как к «хулиганящему» F-22 со стороны задней полусферы стремительно и хищно подошел Су-35С, выполнявший задачу воздушного прикрытия на высоте 10 км. Американский истребитель быстро ретировался в сторону Ирака — в воздушной игре на виражах козырей у него не было.

Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Медиагруппа Звезда». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

www.aviaport.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *