Неафишируемые сетевые способности Су-30СМ и Су-35С. Есть ли шанс догнать связку F-35A и IBCS?

Поводом для очередной громкой и пафосной пиар-акции корпорации «Lockheed Martin» в западноевропейском и американском медиапространствах стали небезынтересные детали учений ВВС США «Orange Flag Evaluation 19-2», проведенных в июне 2019 года на полигонах близ Палмдейла (штат Калифорния) и Эль-Пасо (штат Техас, в районе военной базы Форт-Блисс). По данным новостного издания defensenews.com и компетентных источников в штаб-квартире «Локхид Мартин», гвоздём программы и ключевым звеном данных учений вновь стал многофункциональный истребитель 5-го поколения F-35A «Lightning II», который продемонстрировал возможность передачи информации о тактической воздушной обстановке наземному командному пункту интегрированной системы управления зенитно-ракетными средствами IBCS («Integrated Air and Missile Defense Battle Command System»).

Концепция применения тактических истребителей в качестве «мини-ДРЛО» обеспечит большую гибкость и выживаемость средств ПВО на современных театрах военных действий


В данном случае речь идёт об использовании F-35A в качестве малозаметной воздушной платформы радиолокационной и оптико-электронной разведки, а также целеуказания, которая сканирует ракетоопасные низковысотные участки воздушного пространства (недоступные для «мониторинга» радарами AN/TPS-75 и AN/MPQ-53/65) на предмет появления тактических ракет, малоразмерных БПЛА и других средств воздушного нападения, используя собственный помехозащищённый радар AN/APG-81 и оптико-электронный прицельный комплекс EOTS. Пакеты информации с координатами обнаруженных целей незамедлительно передаются по защищённым радиоканалам «Link-16» или MADL на операторские терминалы КП системы IBCS, где и происходит дальнейшее целераспределение между зенитно-ракетными батареями «Patriot PAC-3».

Несомненно, данная концепция применения истребителя F-35A в роли «мини-ДРЛО» («мини-AWACS»), обеспечивающая заблаговременный перехват маловысотных крылатых ракет противника за пределами радиогоризонта, способна в разы повысить боевую устойчивость ЗРК «Patriot PAC-3» во время массированных ракетных ударов противника, а также максимально снизить ущерб, нанесённый прикрываемым стратегическим объектам. При этом участвующая в прикрытия батарея «Пэтриота» не будет нуждаться в задействовании менее оперативного и более уязвимого для вражеских средств ПВО самолёта дальнего радиолокационного обнаружения E-3C/G «Sentry», что в определённой тактической обстановке позволит сохранить жизни лётчиков и операторов систем тяжёлого и неповоротливого AWACSа.

Несмотря на тот факт, что заместитель президента «Локхида» по вопросам комплексной ПВО и ПРО Скотт Арнольд и генеральный менеджер «Northrop Grumman» Дэн Вервиль охарактеризовали данную концепцию как «новое слово в функционировании сетецентрических оборонительных систем ВС США», весомые наработки в этой области были опробованы специалистами военно-промышленных корпораций «Lockheed Martin» и «Raytheon», а также представителями ВМС США ещё в сентябре 2016 года. Речь об успешном учебном перехвате находящейся за пределами радиогоризонта воздушной мишени Beechcraft MQM-107 с помощью зенитной управляемой ракеты сверхбольшой дальности RIM-174 ERAM (SM-6), запущенной со специализированного наземного пускового комплекса LLS-1 USS «Desert Ship» (стационарный наземный вариант пусковой установки Mk 41). Целеуказание данное ракете выдавал не наземный радар подсвета, а бортовая РЛС AN/APG-81 истребителя F-35A.

Пуск зенитной ракеты SM-6 со специализированного наземного пускового комплекса LLS-1 USS «Desert Ship»

Возникает следующий вопрос: располагают ли тактическая авиация и зенитно-ракетные войска ВКС России программно-аппаратными средствами, обеспечивающими применение многофункциональных истребителей Су-30СМ/1, Су-35С и Су-57 в качестве полноценных воздушным платформ ДРЛОиУ, способных предоставить расчётам ЗРК исчерпывающую информацией о воздушной обстановке без задействования самолётов А-50У?

Окончательный ответ на этот вопрос могут дать далеко не любые экспертные сообщества, не говоря уже о рядовых военно-аналитических изданиях рунета. Тем не менее, одно можно сказать точно — задел имеется, и весьма значительный.

Потенциал скрыт в бортовых терминалах связи К-ДлАЭ и аэродромных комплексах НКВС-27


Так, к примеру, многоцелевые истребители Су-27СМ/СМ3, Су-30М2, Су-30СМ и Су-35С, представляющие наиболее многочисленный «костяк» тактического авиапарка ВКС, располагают терминалами кодированной речевой связи и обмена тактической информацией К-ДлАЭ, К-ДлУЭ и К-ДлИ, работающими в диапазоне частот от 0,96 до 1,215 ГГц. При этом используются радиоканалы, защищённые как кодом Рида — Соломона, так и перестройкой частоты, что ставит данные средства связи почти на один уровень с терминалами американской сети «Link-16». А самое главное во всей этой истории то, что в качестве наземных станций связи с данными терминалами используются аэродромные комплексы НКВС-27, разработанные научно-производственным предприятием «Полёт» и являющиеся упрощёнными отечественными аналогами американской системы IBCS. Здесь-то и кроется вся загвоздка.

Модернизация элементной базы аэродромных комплексов НКВС-27, заключающаяся во внедрении специализированных шин обмена данными, вполне способна обеспечить синхронизацию истребителей семейства «Су» с уже состоящими на вооружении Воздушно-космических сил автоматизированными системами управления зенитно-ракетными бригадами «Байкал-1М» и «Поляна-Д4М1». Именно они будут ретранслировать целеуказание от бортовых датчиков Су-30СМ и Су-35С на рабочие места расчётов ЗРК С-300В4 и С-350 «Витязь» и С-400 «Триумф». Осталось только выяснить, проводятся ли работы по сопряжению аэродромных станций НКВС-27 с «Байкалами» и «Полянами».

topwar.ru

Су-30СМ и Су-35 замечены в Сирии в роли штурмовиков » Военное обозрение

Как сообщает интернет-журнал «Вестник Мордовии», замечено использование дислоцированными в Сирии Су-30СМ неуправляемых авиационных ракет при атаке наземных целей. Об этом свидетельствует видеоматериал, выложенный в интернет-пространство.
Военный эксперт Юрий Лямин говорит, что ранее не наблюдалось случаев такого рода применения Су-30СМ:

Дело в том, что ситуация чрезвычайная. Боевики сейчас пытаются прорвать основную линию обороны к северу от Хамы, сирийские подкрепления только прибывают, а ВВС Сирии, похоже, не могут отвлечь больше своих сил из-за того, что они заняты сейчас работой против активизировавшихся террористов на восточной окраине Дамаска, в Деръа. Вот и приходится бросать в бой Су-30СМ с неуправляемым ракетным вооружением.

Более того, как утверждает издание, имеются данные об использовании НАР самолетами Су-35 – дорогостоящими истребителями, применяемыми в последние дни в качестве обычных штурмовиков.

80-мм С-8 являются наиболее распространенной моделью НАР в ВВС РФ. Их вес составляет от 11,3 до 15,2 кг. Ракеты могут иметь различные боевые части: кумулятивно-осколочные с двумя тысячами «стрел» для поражения живой силы, объемно-детонирующие, бетонобойные, осветительные и др. Прицельная дальность стрельбы — около 2 км. На максимальной дистанции рассеивание — около 6 метров от точки прицеливания.

Вес С-13 может составлять от 57 до 68 кг. Масса боевой части — от 21 до 32 кг. Дальность пуска — до 3 км. Некоторые модификации этой НАР способны пробить трехметровое земляное перекрытие или 1 метр железобетона.

Самыми мощными неуправляемыми ракетами, которые использовались в этой войне, стали тяжелые 240-мм С-24 весом в 235 кг и длиной в 2 метра 30 см. Масса боевой части — 123 кг. Скорость полета: 430 м/с Дальность пуска — до 2 км.

topwar.ru

зачем нам сразу два тяжелых истребителя?



Тяжелые Су-30СМ и Су-35С — самые современные серийные истребители в составе ВКС России. «Тридцатку» строят в Иркутске, «тридцать пятый» — в Комсомольске-на-Амуре. Самолеты довольно близки по характеристикам, тем не менее Минобороны закупает их оба.

Причин тому несколько, в том числе — экономическая целесообразность загрузки двух крупных заводов и разная тактика боевого применения двухместных и одноместных машин.

Два в одном

В первый год Великой Отечественной войны советские штурмовики Ил-2 были очень уязвимы для истребителей. «Мессершмиты» заходили медленным «ильюшиным» в хвост и безнаказанно расстреливали из пушек. К концу 1942-го проблему возросших потерь в штурмовых авиаполках частично решили, сделав Ил-2 двухместным. Заднюю полусферу теперь охранял бортстрелок с пулеметом УБТ или ШКАС. Асам люфтваффе стало сложнее ловить на прицел огрызавшиеся огнем штурмовики — получить свинцовой очередью по фонарю кабины или по воздушному винту никто не хотел.

В те годы экипажи из нескольких человек управляли бомбардировщиками, разведчиками, транспортными и учебно-тренировочными машинами, где место второго пилота занимал инструктор, корректировавший ошибки курсанта. Советские истребители времен ВОВ, за редким исключением, были одноместными. Ситуация изменилась с наступлением эпохи реактивной авиации и появлением «гибридов» — многофункциональных истребителей-бомбардировщиков.

«Я немало летал на двухместных истребителях-бомбардировщиках Су-17 и фронтовых бомбардировщиках Су-24, — рассказал РИА Новости заслуженный военный летчик Владимир Попов. — Раньше бортовые вычислительные системы были не такими мощными и компактными, как сегодня. Промышленность разделила прицельно-навигационный комплекс с пилотажно-навигационным, чтобы в полете ими управляли два человека. Мы вынесли из этой практики положительный опыт — в современном боевом самолете одному очень сложно уследить за всем, а двое, напротив, способны по максимуму реализовать возможности машины. Так в итоге появился второй член экипажа — штурман, или штурман-оператор».


Секрет универсальности

Двухместные самолеты более универсальны, чем одноместные, — в боевом применении, навигации и организации полета в целом. Одноместный истребитель Су-35С хотя и способен «работать» по земле, все-таки создан для воздушных боев. При одинаковых с Су-30СМ габаритах и взлетной массе на самолете стоят более тяжелые и мощные двигатели АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги. Таким образом, Су-35С выигрывает в тяговооруженности и маневренности. Отсутствие увесистого оборудования для второго пилота (комплекса приборов, катапультного кресла, системы жизнеобеспечения) также положительно сказывается на летных характеристиках. В свою очередь, за счет дополнительной аппаратуры, которой управляет второй летчик, двухместный Су-30СМ может координировать действия группы самолетов, вести разведку, радиоэлектронную борьбу, выдавать целеуказание, наносить удары по наземным целям и так далее.

«Во время боевого вылета самолет непрерывно маневрирует по скорости, высоте, в условиях плохой видимости, днем, ночью, — рассказал Владимир Попов. — По нему могут вести огонь с земли, с воздуха, ставить помехи, но летчику нужно, несмотря ни на что, прорвать систему ПВО на определенном рубеже и атаковать цель. Естественно, все внимание в это время сконцентрировано на пилотировании. А штурман-оператор спокойно ищет и сопровождает цели, пускает ракеты или сбрасывает бомбы. Групповые полеты еще сложнее. Необходимо следить, чтобы никто не потерялся в облаках, не отстал. Даже при хорошей видимости очень непросто, как мы говорим, «сосать крыло» ведущего, то есть следовать за ним на минимальной дистанции, и в точности повторять маневры. Здесь тоже второй член экипажа крайне полезен. Он осуществляет обзор — смотрит на локаторе, кто и где находится, вычисляет потенциального противника или угрозу, следит за самолетами, которые идут рядом в боевом порядке».

«Притирка» в небе

Попов подчеркнул, что в большинстве современных истребителей есть «виртуальный пилот» — электронно-вычислительный комплекс, контролирующий работу различных систем и обеспечивающий безопасность полета. Однако он все равно не разгружает летчика так, как сидящий за спиной оператор — специально обученный человек с хорошей реакцией.

По мнению экспертов, Минобороны неслучайно выбрало истребитель-перехватчик МиГ-31 в качестве носителя для новых гиперзвуковых ракет «Кинжал». Во-первых, он способен долго летать на сверхзвуковых режимах. Во-вторых, пускает ракеты в большом диапазоне высот — от малых до стратосферы. И в-третьих, он двухместный. Пилотам проще распределять между собой задачи при работе с таким сложным вооружением. К тому же эти самолеты действуют на большую дальность и чаще всего в безориентирной местности — на севере, над морем, над тайгой. Штурман может скорректировать мелкие ошибки пилота в навигации и даже дать ему отдохнуть, взяв управление на себя.

Главное в двухместном боевом самолете — не вооружение и бортовое оборудование, а слаженность летчиков. Пилот и штурман-оператор должны понимать друг друга без слов. Опытный командир в мирное время всегда «тасует» экипажи, назначает не работавших ранее вместе офицеров на один самолет и смотрит, какая комбинация наиболее результативна. И, естественно, интересуется мнением самих летчиков.



Смотрите также: 

Метки к статье: на по за или боевом

firstnewz.ru

Западный военный округ получил девять истребителей Су-35С и Су-30СМ

Су-30СМ является истребителем четвертого поколения, в конструкции которого не использована технология малозаметности. Поэтому защита Су-30СМ основана на подавлении вражеских РЛС с помощью мощной бортовой системы радиоэлектронной борьбы. На самолете установлены комплексы РЭБ «Сорбция» и «Хибины», которые в состоянии подавить не только сравнительно маломощную РЛС истребителей, но и нейтрализовать наземные радиолокационные комплексы.

Если говорить об электронной начинке Су-30СМ, то следует отметить, что она имеет концепцию «открытой архитектуры борта». Это позволяет с наименьшими затратами включать в состав БРЭО новые системы отечественного и зарубежного производства. Именно это определяет высокую универсальность Су-30СМ, позволяющую в кратчайшие сроки переделать истребитель-перехватчик в ударный самолет.

Боевая нагрузка истребителя Су-30СМ составляет 8 тыс. кг. Самолет имеет двенадцать узлов подвески, на которых может быть размещена широкая номенклатура ракетно-бомбового вооружения. Это могут быть шесть управляемых ракет для ведения воздушного боя на средних или коротких дистанциях, неуправляемые авиабомбы массой 500 или 250 кг, контейнеры с НАР. Кроме ракетно-бомбового вооружения, на самолете установлена 30-мм пушка ГШ-30-1.

На сегодняшний день Су-30СМ считается одним из лучших истребителей в мире, он имеет превосходные характеристики, эту машину по праву можно назвать вершиной развития линейки самолетов Су-27.

Истребитель Су-30СМ способен действовать днем и ночью, в любых погодных условиях, он может не только сбивать самолеты противника, но и уничтожать наземные цели, а также проводить воздушную разведку и давать целеуказание другим самолетам группы (в том числе и бомбардировщикам Су-34).

В настоящее время несколько самолетов Су-30СМ принимают участие в военной операции в Сирии.

Су-30СМ
Характеристики

длина — 21,9 м;
высота — 6,36 м;
мак. взлетная масса — 34500 кг;
макс. скорость — 2125 км/ч;
боевой радиус действия — 1500 км.
экипаж — 2 человека;
вооружение — 30-мм пушка ГШ-30-1, ракетное вооружение;
общее количество точек подвески — 12;
полная боевая нагрузка — 8000 кг.

fishki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *