«Сухой» создаст модернизированный бомбардировщик Су-34М: Оружие: Силовые структуры: Lenta.ru

Компания «Сухой» создаст модернизированный вариант состоящего на вооружении Воздушно-космических сил (ВКС) России фронтового бомбардировщика Су-34. Об этом «Интерфаксу» в пятницу, 8 января, рассказал источник в оборонно-промышленном комплексе.

«Проводимые в настоящее время опытно-конструкторские работы по совершенствованию самолета Су-34 выполняются в несколько этапов. Первый из них будет завершен в середине 2016 года. Ожидается, что к 2020 году после завершения ОКР по всем этапам будет создан модернизированный вариант самолета Су-34М», — сообщил собеседник агентства.

Он отметил, что характерной особенностью проводимых ОКР является возможность внедрения их результатов на вновь строящихся серийных самолетах. Вплоть до 2020 года, как поясняет представитель оборонно-промышленного комплекса, будут постоянно наращиваться возможности применения бомбардировщиком новых авиационных средств поражения, а также совершенствоваться бортовое оборудование Су-34 в целях дальнейшего повышения боевой эффективности самолета.

Материалы по теме

12:15 — 20 ноября 2015

Источник также напомнил, что в соответствии с подписанными госконтрактами до 2020 года должно быть построено 124 подобных бомбардировщика. Поставку Су-34М, скорее всего, будет предусматривать уже следующее соглашение, предположил собеседник «Интерфакса».

Су-34 начал эксплуатироваться российскими военными в марте 2014 года. Истребитель-бомбардировщик, также позиционируемый как фронтовой бомбардировщик, способен наносить авиаудары по наземным целям в любых погодных условиях и в любое время суток, а также защищаться от самолетов противника ракетами класса «воздух-воздух». В общей сложности по состоянию на конец декабря 2015 года Минобороны получило 83 опытных, предсерийных и серийных Су-34. В настоящее время шесть таких бомбардировщиков применяются в Сирии в составе авиагруппы ВКС России в этой стране.

lenta.ru

Су-34 против F-15E. Ярость небес » Военное обозрение

Всю неделю на страницах “ВО” спорят о тактических бомбардировщиках Су-34 и F-15E. Чей крылатый корабль оказался круче? Закаленный в боях “Страйк игл” или наш “утёнок”, перепахавший всю Сирию и показавший всему миру, что такое настоящая воздушная война. Часть эстетов убеждена, что лучшими являются многоцелевой Су-30СМ или палубный F/A-18F “Супер Хорнет”, но спорщики сами не могут решить, как правильно сравнивать столь разношерстые самолеты.


Дискуссия, как всегда, быстро деградировала до уровня песочницы. Не владея фактами, досточтимая публика стала на ходу придумывать аргументы и расставлять довольно странные приоритеты. Вместо обсуждения БРЭО потратили половину времени на оценку авиационных пушек. Оружия, мягко говоря, второстепенного для бомбардировщиков. Стыдно, господа. Не менее “порадовали” сами авторы, допустив в своих статьях целый ряд ошибок, при том забывая обратить внимание на многие важные факторы. В любом случае, С. Линнику и К. Соколову выражаю благодарность за инициацию интереса к данной теме.

Аналогом истребителя-бомбардировщика F-15E Strike Eagle в российских ВВС следует считать именно ударный Су-34, а не многоцелевой Су-30СМ.

А в ответ:

Именно Су-30СМ является аналогом F-15E, а Су-34 стоит в этом сравнении обособленно.

Господа, в воздухе бьют не по паспорту, бьют по лицу. Все эти самолеты предназначены для нанесения ударов по наземным целям. Все имеют выдающиеся размеры, характеристики и стоимость. Лучшие из лучших. Элита. Боевые машины “первой линии”. “Орлы” и “Сушки” выполняют одни и те же задания. А если так — они являются объектами для сравнения.

Концепция какого самолета наиболее адекватна реалиям современного мира?

На Орла ставят прицельный контейнер Sniper.

Имя ему — LANTIRN. В переводе — ночная прицельная система для работы на малых высотах. Именно она была главной особенностью Орла, и именно под неё создавался F-15E в далеком 1986 году. Считалось, что LANTIRN выведет тактические бомбардировщики на принципиально новый уровень.

Пара подвесных контейнеров c радаром предупреждения о наземных препятствиях, парой инфракрасных камер, лазерным дальномером, датчиками сопровождения цели и коррелятором линии визирования для ракет “Мэврик”.

Позже контейнеры LANTIRN появились на других боевых самолетах (например, F-16, начиная с «Блок 40»), но первопроходцем в области таких систем стал ударный «Орел». Упомянутый Sniper есть дальнейшее развитие LANTIRN’а, при этом он ориентирован не на малые высоты, а на высокоточные бомбежки из стратосферы.

Ввиду очевидных причин социально-экономического характера на вооружении ВКС России прицельно-навигационные контейнеры отсутствуют. Это резко снижает возможности имеющихся истребителей (Су-27, МиГ-29) по борьбе с наземными целями. С другой стороны, отечественная ударная авиация использует встроенные прицельные системы — СВН-24 “Гефест” (Су-24М), “Платан” (Су-34), “Кайра” (уже ставший историей, МиГ-27К). Насколько они хороши в сравнении с LANTIRN — оставим этот вопрос на обсуждение боевикам ИГИЛ.


Немало копий было сломано вокруг бронекапсулы Су-34.

Так зачем ему броня? При полете с отгибанием рельефа броня спасет только от стрелкового оружия. Броня не спасет от ПЗРК, не спасет от ракеты ПВО и не спасет от 30-мм пушки. А много примеров сбитых самолетов от стрелкового оружия?

117 самолетов и 333 вертолета, большая часть которых была подбита огнем из ДШК. Легендарный “стингер” так и остался дешевым пугалом, 3/4 всех потерь авиация 40-й армии понесла от пулеметов басмачей.

4 декабря 1982 г., боевая потеря самолета Су-17м3, 136 апиб (Чирчик), вылет с аэродрома Кандагар, зам. ком АЭ майор Гавриков — старший летчик ст. л-нт Хлебников. Очередь из ДШК прошла через кабину пилотов. По всей вероятности пилоты погибли в воздухе, поэтому никто не катапультировался.

17 января 1984 г., боевая потеря самолета Су-17м3, 156 апиб (Мары-2), вылет с аэродрома Шиндант. После сброса АБ самолет на выводе из пикирования столкнулся с горой и взорвался. При осмотре места падения в заголовнике К-36 обнаружены пробоины от пуль, наиболее вероятно, что летчик погиб при обстреле в момент вывода.

Находись те пилоты в кабине Су-34, они остались бы живы. 17-мм титана достаточно, чтобы остановить пули, выпущенные из любого оружия.

Темой отдельного разговора стали непомерные “излишества” на борту Су-34. Слишком широкая двухместная кабина, биотуалет, кухня, спальное место (для тактического бомбардировщика, чья длительность боевого вылета не превышает пары часов!). Случись такое на американском бомбардировщике, его бы подняли на смех — “не могут воевать без памперсов и кока-колы”.

Зачем-то оборудованный вход со стороны нижней части фюзеляжа. Наконец, “Утенок” вынужден тащить в небо целый газотурбинный генератор! Означает ли это, что отечественные конструкторы лишились рассудка?

В “Сушке” все сделано очень грамотно. Преимущества двухместной кабины известны со времен F-111: лучшая эргономичность и координация действий между пилотом и оператором вооружений. Крошечная микроволновка, спальник и биотуалет — все помещается на месте входного люка в полу в задней части кабины. Не исключено, что “Сушке” когда-нибудь придется действовать в роли “карманного” стратегического бомбаридровщика, как понадобилось её идейному вдохновителю F-111.

Вход через нишу передней стойки шасси. Как минимум, такое решение препятствует попаданию осадков в кабину, что доставляет немало неудобств обычным истребителей со сдвижным/откидным фонарем.

История с газотурбинным генератором имеет простое объяснение. 105 кВт генератор находится в хвостовой балке Су-34 и, помимо своей основной функции, является балластом-противовесом для 1,5-тонной бронированной кабины. Без него “Утёнок” уткнулся бы носом в землю.

Изначально на этом месте планировали ставить РЛС обзора задней полусферы, но, ввиду её сомнительной боевой ценности и высокой цены, конструкторы остановили свой выбор на вспомогательной газотрубинной установке. Наличие автономного генератора позволяет летчикам дежурить на необорудованных аэродромах, находясь в кабине самолета в тепле и с запитанным бортовым оборудованием, в готовности к быстрому запуску двигателей и ускоренному взлету.

Впрочем, эксплуатировать столь мощный, сложный и дорогостоящий самолет с необорудованных аэродромов может придти в голову только кретину. В реальности, они размещены на лучшей авиабазе Сирии, где их лелеют со всех сторон, как и положено суперсамолетам за сотню млн. долл.

Немалую популярность приобрела новость из Сирии о том, что новейшие российские разработки позволяют применять бомбы свободного падения с точностью, соответствующей лучшим образцам ВТО.

Этой новости в обед сто лет. Прицелы с аналоговым вычислителем широко применялись еще во времена Второй мировой. К концу 50-х они достигли своего совершенства. Установленный на истребителе-бомбардировщике F-105 бомбовый прицел-вычислитель AN/ASG-19, связанный с навигационным автоматом, обеспечивал автоматическое бомбометание вслепую с горизонтального полета, с кабрирования и «через плечо».

Главной сложностью был не столько расчет траектории бомбы, сколько получение данных о точном местонахождении объекта. Именно на этот вопрос пытаются ответить современные исследователи, изобретая все более сложные LANTIRN’ы, “Гефесты” и “Платаны” для работы ночью и в сложных метеоусловиях. С инфракрасными и ТВ-камерами, радаром с синтезированной апертурой и набором датчиков для наблюдения за целью.

Пара слов о пушечном вооружении.
У Су-34 — 30 мм пушка с боекомплектом 150 снарядов.

У Орла — 20 мм “Вулкан”, 510 снарядов.

Главный вопрос не в том, чья лучше. Нужна ли она вообще бомбардировщику?

И если более легкий и маневренный Орел еще имеет шанс на применение пушечного вооружения по наземным целям и в воздухе (единственный раз ему пришлось стрелять по наступающим боевикам Аль-Каиды в 2002 году), то у 45-тонного Су-34 такая возможность отсутствует в принципе.

Споры о емкости топливных баков также не имеют смысла, при наличии систем дозаправки в воздухе. Воздушный танкер проводит к цели и заботливо встретит на обратном пути.

Притом, что топливная система Орлов и Сушек обладает примерно схожими показателями. Единственное преимущество F-15E — принятая в ВВС США система дозаправки с использованием жесткой “штанги”. Это позволяет вдвое повысить давление в системе и сократить время дозаправки. Во вторых упрощает сам процесс — пилоту остается лишь следовать за танкером, все остальное сделает оператор штанги.

Автор указывает про разницу в дальности обнаружения целей между локационным комплексом Су-34 Ш-141 и РЛС F-15E AN/APG-70.

APG-70 — это прошлый век. С 2007 года Орлы оснащают радаром APG-82 c АФАР

В целом, сравнивая американский F-15E Strike Eagle и российский Су-34, можно отметить, что эти машины находятся на разном этапе жизненного пути. Су-34 только начинает свою долголетнюю службу, а F-15E уже готовится к её завершению.

К моменту боевого дебюта Су-34, огненный путь Орла составил 30 лет. Пять стран в сплошные руины.

В целом расклад следующий.

Су-34

Пустой — около 20 тонн, макс. Взлетная масса — 45 тонн. Специализированный ударный самолет, как и его предок F-111 принадлежащий к неофициальному классу “карманных” стратегических бомбардировщиков. Единственный из современных боевых самолетов, имеющий бронезащиту кабины.

Су-30СМ

Пустой 18 т, макс. взлетная ~ 29 тонн. Близок по идеологии к Орлу. Вввиду отсутствия прицельного оборудования для работы “по земле”, в отечественных ВКС выполняет функции истребителя.

F-15E

Пустой 14 т, макс. взлетная — 36 тонн. Проверенный киллер, с отличными прицельными комплексами и широким ассортиментом вооружений. От 113-кг планирующих SDB до чудовищных 2268 кг “бункер бастеров” с лазерным наведением.

F/A-18F

Он легче и меньше “Орла”. Сохранят все его свойства, за исключением меньшей боевой нагрузки. Чрезвычайно маневрен. По словам главного конструктора Су-35, “Супер Хорнет” не уступает “Сушке” в ближнем бою. Обладает наименьшей заметностью среди всех истребителей поколения 4+ (ЭПР = 1,2 м). По данным ВМС США, продолжительность боевых вылетов “Супер Хорнетов” достигала 13 часов. Истребители-бомбардировщики взлетали с авианосца в Аравийском море, дозаправлялись и часами висели над горами Афганистана.

Кто победит в этом заочном бою? Кто является самым совершенным тактическим бомбардировщиком?

Ответ — всех порвут “Рэптор” и F-35.

В конструкции Орлов, Сушек и Хорнетов заложен общий недостаток. Эти ударные самолеты созданы на базе истребителей завоевания превосходства в воздухе. С малой нагрузкой на крыло. Основной режим — дозвуковой полет и маневренный воздушный бой.

Крыло среднего удлинения не обладает необходимой жесткостью. При выполнении сверхзвуковых бросков начинается тряска, выматывающая экипаж и приводящая к повреждениям конструкции.

Для бомбардировщиков необходимо жесткое крыло с высокой нагрузкой, которое нивелирует негативные последствия турбулентности на сверхзвуковых режимах полета. Попутно, способствуя снижению лобового сопротивления и расхода топлива.

F-111 решал проблему, складывая крылья за спиной. Действенный, но не самый эффективный способ.

Построив “Рэптор”, янки создали универсальный авиационный комплекс для поражения воздушных и наземных целей. Жесткое трапециевидное крыло малого удлинения отлично подходит для прорывов к целям на сверхзвуковых скоростях. А после того как сброшен смертоносный груз, F-22 превращаются в полноценный истребитель, способный постоять за себя в ближнем бою.

Идеальный воздушный боец! Благодаря пониженной заметности такой самолет имеет большие шансы выполнить боевую задачу. Дополнительные преимущества обеспечивает радар с активной ФАР, имеющий лучшую чувствительность при обнаружении наземных целей. Дальше всех пошли создатели F-35: его радиолокатор APG-81 имеет макс. разрешение 30 х 30 см. С помощью такого устройства можно из стратосферы отличить танк от БМП.

topwar.ru

Су-34 » Военное обозрение


Один из пяти предсерийных самолетов (заводское обозначение Т10В), этот самолет несет муляжи вооружения. На концах крыла — две Р-73, под крылом — Р-27, not гондолами двигателей — КХ-31П, и КХ-59М на подвеске вдоль центральной линии самолета. На этой фотографии хорошо виден обновленный дизайн фюзеляжа Су-ЗА включая его «утиный нос» — обтекатель установленной на борту импульсно-доплеровской РЛС. Это многофункциональная, с высоким разрешением, модель В-004 созданная НПО «Ленинец». Говорят, что РЛС способна находить и захватывать наземные цели в радиусе 200 км

Су-27 ИБ (истребитель-бомбардировщик) стал дальнейшим развитием штурмовика с изменяемой геометрией крыла Су-24, появившегося в середине 1970-х годов. Новый самолет Сухого называли в российских ВВС Т10В, Су-32 ФН и Су-32 МФ, но затем за самолетом закрепилось новое название Су-34, заменившее «родовое» имя Су-27 ИБ. Этот самолет, Борт 02, был одним из первых двух выпущенных машин, которые были переданы в военно-летную часть под Новосибирском 15 декабря 2006 года.


Су-30 МКМ (Малазийский), разработанный при участии Малайзии, наглядно показывает, насколько далеко ушла эта модель вперед от своего оригинала — созданного в годы Холодной войны Су-27. За основу самолета взят планер истребителя-перехватчика индийских ВВС Су-30 МКИ, сделанный в Иркутске, на который установлены РЛС со своим обтекателем и двигатели с изменяемым вектором тяги. При этом в машину интегрированы узлы, созданные по западной технологии — французской (кабина и системы наведения) и южно-африканской (электронная система управления огнем)

Комплекс «Овод-М»
Помимо ракет «воздух-воздух» Р-73, Р-27Р и Р-77, борт 02 несет пару по реактивных снарядов «воздух-земля» КХ-59М (по классификации НАТО — AS-18 «Kazoo»). Являющаяся развитием ранней КХ-59, ракета КХ-59М отличается установленным на пилоне маршевым ТРД и входит в состав комплекса «Овод-М», который включает в себя КХ-59М и систему наведения АПК-9, установленную в «туннеле» между гондолами двигателей Су-34. Телеуправляемая КХ-59М имеет дальность 115 км, и оснащена 320 кг боеголовкой. Первая стадия полета контролируется инерциальной системой наведения, а на заключительной стадии наведение происходит по телевизионной картинке, передающейся установленной в головной части ракеты камерой, и поступающей на экран в кабине летчика через антенну АПК-9.

Хвостовая часть фюзеляжа
Характерное хвостовое «жало» Су-34 стало еще больше по сравнению с Су-27, и вмещает в себя радар, следящий за приближением противника сзади. Точные характеристики этого узла до сих пор не опубликованы, однако по имеющимся данным, внутри сделанного из диэлектрика обтекателя установлена РЛС Н-012. Находившийся прежде в хвостовом обтекателе тормозной парашют перенесен в раскрывающийся раздвижной контейнер, в законцовке центральной балки.

Силовая установка
На Су-34 установлены два турбореактивных двухконтурных двигателя АЛ-31Ф НПО «Сатурн» с форсажем, каждый двигатель управляется автономно с помощью цифровой системы. Двигатель ТРДДФ АЛ-31 Ф с системой дожита создан специально для «тяжелого» Су-34, и развивает тягу до 125 кН. По некоторым данным, вскоре Су-34 будут оснащаться улучшенными двигателями АЛ-35Ф или даже АЛ-41Ф с управляемым вектором тяги, хотя последнее предположение выглядит маловероятным.

Кабина
Во время полета Су-34, продолжительность которого может составлять до 10 часов, два установленных в носовой части кабины рядом друг с другом катапультных кресла предоставляют максимально возможный комфорт для летчиков. На самолете установлены усовершенствованные кресла К-36ДМ 0/0 со встроенной функцией массажа. Экипаж попадает в кабину по интегрированной лесенке, ведущей к люку в нише передней стойки шасси. Кабина представляет собой бронированную капсулу с применением титанового сплава, в задней части которой имеется туалет и маленький камбуз с печкой. Кабина оборудована цифровой системой дистанционного наведения, как и на Су-27, но в данном случае к ней добавлена активная система безопасности полета, отслеживающая высоту полета, профиль местности, принимающая решение о неработоспособности летчика и передаче управления автопилоту, и выдающая информацию о функционировании всех систем самолета. Если потребуется, систему можно также использовать для совершения безопасной посадки в автоматическом режиме.

Ракета КХ-31

КХ-31 (по классификации НАТО — ASCC-17 «Krypton») установлены на пусковых направляющих АКУ-58. КХ-31 Ч оснащены прямоточным твердотопливным двигателем, позволяющим ракете развивать скорость около ЗМ. \ Разработанная в годы холодной войны для подавления западных систем ПВО — и, прежде всего, зенитного ракетного комплекса MIM 104 Patriot, — антирадарная КХ-31П была дополнена противокорабельной ракетой КХ-31 А. Если для захвата целей КХ-31П использует пассивный радар для поражения излучающих электромагнитные волны целей, то КХ-31А использует инерциальную систему наведения в сочетании с активным радаром, который подключается на последнем этапе подлета ракеты к цели. Максимальная дальность последних вариантов этой ракеты, известных на Западе как Модель 2, достигает 200 км.


Силу и маневренность Су-27 используют для демонстрационных полетов не только «Русские витязи», но и пилоты других групп фигурного пилотажа. На этих самолетах (ближний к камере самолет —это двухместный тренировочный Су-27 УБ) летают также «Соколы России» — группа, базирующаяся при Липецком Центре подготовки и переподготовки военных летчиков.

Индия заказала Су-30 в нескольких различных вариантах, начиная с основного Су-ЗОК до многоцелевого Су-30 МКИ, поздние экземпляры которого оборудованы лицензионной СДУ. На снимке один из индийских Су-ЗОК, которые считались стандартом для индийских ВВС, но еще не имели обтекателя «утиный нос» и не были оснащены двигателями АЛ-31ФП с изменяемым вектором тяги.

topwar.ru

Бомбардировщик Су-34 Сухой | огнестрельное оружие России

Бомбардировщик Су-34 Сухой.

Новый фронтовой бомбардировщик Су-34 кодифицирован в НАТО как Fullback/Flanker-C2. Он предназначен для уничтожения морских, наземных, воздушных и надводных целей (в том числе подвижных и малоразмерных) в оперативной и тактической глубине обороны вероятного противника. Применяется независимо от времени суток, в любых погодно-климатических условиях, автономно и в группе. Рассчитан также на ведение разведки. Размещенное на самолете оборудование позволяет гарантированно выполнять указанные задачи с применением всей номенклатуры авиационных боеприпасов, в том числе высокоточных, даже в условиях активного технического и огневого противодействия противника. По своим боевым возможностям модернизированный Су-34 относится к поколению самолетов 4++.

Основные отличия.
В кабине экипажа пилот и штурман находятся рядом. Главная особенность (нет ни на одном самолете мира аналогичного класса) — комфорт: за креслами находится бытовой отсек, в котором можно отдохнуть, стоя в полный рост. Здесь размещены СВЧ-печь вот и биотуалет. Один из пилотов может отдыхать, лежа в пространстве между креслами. На высотах до 11000м кислородные маски не требуются. В катапультных креслах установлены электромассажеры. Системы климат-контроля создают оптимальные условия для выполнения боевых задач. Доступ в кабину осуществляется по трапу у передней стойки шасси. Вся кабина выполнена в виде бронекапсулы. Это существенно повышает защиту летчиков, особенно при выполнении боевых задач на малых и предельно малых высотах в условиях активного огневого противодействия. Самолет оснащен системой дозаправки в воздухе, что увеличивает дальность полета (с одной заправкой) практически вдвое. Использование новых материалов, конструктивные особенности самолета и установленное на нем оборудование свели заметность Су-34 для РЛС, особенно на малых высотах, до уровня КР.

Конструкция.
Самолет выполнен по классической схеме «интегрального продольного триплана». В основу его конструкции положен планер Су-27. В связи с установкой на нем новой более совершенной, чем на Су-27, БРЛС, перекомпоновкой кабины, оборудованием входа в нее через нишу передней стойки шасси возникла необходимость удлинения носовой части. Машина спереди получила ярко выраженную эллиптическую форму.

В значительно удлиненной хвостовой балке за радиопрозрачным обтекателем смонтирована РЛС. Она перекрывает заднюю полусферу, позволяет экипажу получать информацию об атаке на самолет и проволить управляемые пуски ракет типа «воздух — воздух» для отражения нападения. Например, ракеты РВВ-АЕ способны уничтожать и самолеты противника, и выпущенные им YP. Такими возможностями не обладает ни один иностранный фронтовой бомбардировщик. Размещение такого оборудования потребовало смещения тормозного парашюта и изменения конструкции его контейнера на «клавишную».

Для увеличения дальности полета на Су-34 предусмотрена возможность установки двух ПТБ. Они отделяются после расходования запасов топлива. Дозаправка в воздухе также предусмотрена. Особенность заключается в том, что установленная на бомбардировщике система позволяет проводить дозаправку не только от самолета-топливозаправщика, но и от другого бомбардировщика (Су-34, Су-24М), если на нем смонтировано необходимое оборудование.

Новейшее оборудование комплекса бортовой авионики позволяет Су-34 при полете на предельно малых высотах выполнять фигуры высшего пилотажа, следовать рельефу. Это значительно повышает возможности бомбардировщика в преодолении ПВО противника. БЦВК Су-34 способен в автоматическом режиме выводить бомбардировщик в район цели и возвращать его на базу. Этому в немалой степени способствует новый навигационный комплекс, сопряженный со спутниковыми системами навигации.

Прицельное оборудование, в том числе нашлемное, позволяет давать ракете (например, Х-29Т) целеуказание взглядом. Это существенно сокращает время реакции оружия и значительно повышает эффективность его боевого применения. Прицельный комплекс находит малоразмерные цели на расстояниях до 250 км и позволяет сопровождать на подходе до десяти целей одновременно.

В варианте для ВМФ (Су-32ФН) комплект устанавливаемого оборудования несколько видоизменен и позволяет решать задачи по наблюдению за морской поверхностью, разведке, обнаружению ПЛ, поиску мин и борьбе с надводными целями. При этом оборудование для поиска ПЛ на 25-30% превосходит американские аналоги. Бортовая система, осуществляющая радиотехническую разведку, работает в пассивном режиме. При перехвате сигнала о появлении лодки в контролируемом квадрате система в автоматическом режиме обнаруживает ее, идентифицирует национальную принадлежность и вырабатывает целеуказание для бортового оружия. Для спасения экипажа в экстремальных ситуациях используются катапультные кресла. Их конструкция позволяет осуществлять катапультирование даже на стоянке самолета или во время управления.

Конструкция шасси еще более адаптирована к применению с полевых неподготовленных ВПП.

Вооружение.
Новый самолет получил широкую линейку штатного вооружения и оружия, размещаемого на внешних узлах подвески. Су-34 имеет пушечное вооружение, УР малой и средней дальности классов «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», блоки НУР, корректируемые и свободнопадающие авиабомбы.

Вам также могут быть интересны следующие оружейные статьи:

rus-guns.com

Су-34 Фронтовой бомбардировщик

Концепция универсального самолёта, объединившего в себе противоречивые требования высокой маневренности и скорости с одной стороны, и большой боевой нагрузки и дальности полёта с другой, могла быть реализована только на основе применения новейших достижений аэродинамики и авиационной технологии, а также на базе разработки перспективных образцов оборудования и вооружения. К решению этой сложной задачи в середине 80-х годов приступил коллектив ОКБ им. П. О. Сухого, незадолго до этого передавший в серийное производство сверхзвуковой одноместный истребитель-перехватчик Су-27.

Работы по созданию новой ударной машины четвёртого поколения, разрабатывавшейся под шифром Т-10В (впоследствии самолёту присвоили официальное наименование Су-27ИБ, т.е. «истребитель-бомбардировщик»), возглавил генеральный конструктор М. П. Симонов, а главным конструктором машины был назначен Р. Г. Мартиросов, под непосредственным руководством которого было проведено проектирование самолета. Создание нового радиоэлектронного оборудования, которое должно было составить основу системы управления вооружением Т-10В, было поручено НПО «Ленинец» (г. Санкт-Петербург), которое возглавлял Генеральный конструктор Г. Н. Громов. Авиационное вооружение для нового истребителя-бомбардировщика проектировало несколько предприятий — МКБ «Вымпел» (Генеральный конструктор Г. А Соколовский). ОКБ «Звезда» (главный конструктор Г. И. Хохлов) и МКБ «Радуга» (генеральный конструктор И. С Селезнев).

Работы по теме Т-10В велись на базе незавершенного постройкой палубного учебно-тренировочного самолёта Т-10КМ-2 с расположением сидений инструктора и обучаемого пилота рядом. Разработчикам стало очевидно, что самолет с такой компоновкой двухместной кабины имеет значительные резервы для расширения области его применения (в качестве бомбардировщика, разведчика, заправщика, постановщика помех и т д.). ВВС также проявили заинтересованность в двухместном ударном самолёте, предназначенном для замены постепенно устаревающего фронтового бомбардировщика Су-24М.

Самолёт Т-10В значительно отличался от базового варианта Су-27 (Т-10С). В конструкцию внесли ряд принципиальных изменений:

  • увеличили мидель носовой части фюзеляжа;
  • полностью перекомпоновали кабину экипажа, вход в которую осуществлялся через нишу передней опоры шасси;
  • применили новый фонарь;
  • корневые наплывы крыла продлили вперёд, на них установили консоли дестабилизатора:
  • переднюю опору шасси перенесли вперёд, изменили схему её уборки и систему створок ниши:
  • изменили конструкцию воздухозаборников;
  • сняли подфюзеляжные кили:
  • увеличили число точек подвески вооружения.

Первый лётный прототип истребителя-бомбардировщика Т-10В-1 был создан путём переоборудования серийного учебно-боевого Су-27УБ. На НАПО им. В. П. Чкалова в Новосибирске изготовили новую носовую секцию фюзеляжа с бронированной кабиной экипажа, которую затем установили на модернизированный планер «спарки».

Из-за рядного расположения экипажа носовая часть в сечении имела не круглую, а сплющенную форму с острыми боковыми кромками, плавно переходящими в наплывы перед консолями переднего горизонтального оперения Передняя стоика шасси имела совершенно иную конструкцию из-за принципиально измененной компоновки кабины экипажа и того что вход в кабину осуществлялся не сверху через открытый фонарь а снизу через большой люк в нише стоики и дверь в задней стенке кабины В связи с возросшим весом головной части фюзеляжа опора шасси имела два колеса Существенному изменению подверглись воздухозаборники, сделанные нерегулируемыми (высокая максимальная скорость на большой высоте не имела особого значения для истребителя-бомбардировщика, работающего преимущественно у земли) Замене подверглись также двигатели и мотогондолы.

На Т-10В для защиты членов экипажа применили кабину из титановой брони Был также бронирован и расходный топливныи бак. Испытания новой кабины на обстрел показал ее полную надежность «Лишняя» масса брони самолета Т-10В составила 1480 кг.

Впервые опытный экземпляр Су-27ИБ (Т-10В-1 синий бортовой номер «42») поднял в воздух с аэродрома ЛИИ 13 апреля 1990 года один из лучших пилотов фирмы, Заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Иванов Машина проходила летные испытания в 1990—1991 годах.

Большинство новых конструктивных уз лов и систем самолета долгое время отрабатывалось в ОКБ на различных стендах На одном из них например был установлен планер истребителя Су 27 оборудованный выдвижным контейнером тормозного парашюта Надежность срабатывания парашютной системы торможения испытывали под набегающим потоком воздуха Особого внимания к себе потребовала система аварийного покидания, которая даже после установки ее на опытную машину нуждалась в доработке, по сравнению с системой спасения экипажа бомбардировщика Су-24М время катапультирования пилотов на Су-27ИБ сократилось почти в три раза.

Впервые Су-27ИБ был показан публично 13 февраля 1992 года на выставке в Мачулищах (под Минском) в тот период, когда в столице Беларуси собирались главы государств СНГ в том числе и Президент России Борис Ельцин Организаторы выставки рассчитывали, что показав Президенту новую перспективную технику, удастся добиться финансирования продолжения опытно-конструкторских работ, а также постройки предсерийных образцов Представители Министерства обороны и Министерства авиационной промышленности надеялись также в перспективе получить заказы на серийный выпуск новейших самолетов в том числе и Су-27ИБ.

Однако мир узнал о новом советском самолете несколько ранее. Летом 1990 г опытный Су-27ИБ (Т-10В-1) был ненадолго перебазирован на аэродром Новофедоровка (вблизи г. Саки), где располагался испытательный центр авиации ВМФ СССР Странное на первый взгляд решение объяснялось достаточно просто Находящийся в это время на отдыхе в Крыму Президент Советского Союза М С Горбачев знакомился с новой техникой принимавшей участие в учениях Черноморского Флота Посетил он и тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», который вышел на заводские ходовые испытания после очередной достройки Руководство ОКБ им Сухого решило вместе с палубными самолетами продемонстрировать Президенту и новейший фронтовой истребитель-бомбардировщик Летчики-испытатели мастерски выполнили на Су-27ИБ имитацию захода на посадку над палубой крейсера Находившийся на корабле корреспондент агентства ИТАР-ТАСС А Кремко сфотографировал подлетающий к палубе самолет, после чего снимок был распространен по многочисленным каналам агентства Подпись под фотоснимком была довольно забавной «Посадка на палубу ТАКР «Тбилиси». Так появился первый официальный снимок Су-27ИБ.

После этого стала распространяться ложная информация (выгодная ОКБ) что проходы новой двухместной машины над кораблем осуществлялись для изучения условий захода на посадку палубных самолетов Таким образом для Запада была создана иллюзия отработки нового типа учебного палубного самолета, и тем самым на некоторое время удалось отвлечь внимание западных разведывательных служб от создания нового ударного комплекса Но неожиданно секрет очень быстро раскрылся опубликованные после выставки в Мачулищах тем же агентством ИТАР ТАСС фотоснимки Су-27ИБ с полным набором вооружения не оставляли сомнений в предназначении самолета Так первой зимой 1992 года мир узнал о появлении в России нового типа ударного истребителя-бомбардировщика.

После Мачулищ Су-27ИБ был продемонстрирован в полете несколько раз в Жуковском (на авиасалонах в 1992 и 1993 г) Пилотировали машину заслуженный летчик-испытатель Евгений Ревунов и штурман-испытатель 2-го класса Евгений Донченко «ИБ» прошел в одном строю рядом с двумя Су-27П/ПУ из группы Анатолия Квочура, имитируя дозаправку от танкера Ил-78М Затем экипаж, выполнив ряд фигур высшего пилотажа продемонстрировал великолепные летные качества самолета Этот показ позволил опубликовать в прессе целый ряд фотоснимков давших возможность обозревателям достаточно хорошо оценить машину.

18 декабря 1993 года состоялся первый полет предсерийного варианта Су-27ИБ получившего названиеСу-34 (синий бортовой номер «43»). По сути, это был второй опытный самолет, но уже в серийной конфигурации (машина имела заводской шифр Т-10В-2). Истребитель-бомбардировщик предназначался для поражения точечных сильнозащищенных целей в любых погодных условиях, днем и ночью, а также для круглосуточного поиска, обнаружения классификации и уничтожения надводных и подводных целей в любых метеоусловиях при наличии активного радиоэлектронного противодействия Выполнение боевой задачи обеспечивалось установкой на борту совершенного радиоэлектронного оборудования, включавшего многофункциональную РЛС с повышенной разрешающей способностью, обладавшей возможностью «видеть» даже малоразмерные наземные цели и обеспечивать их поражение с высокой точностью.

Благодаря применению интегральной компоновки и новейших материалов в конструкции (в том числе композиционных, титана и т д ), а также отказу от таких «лишних» агрегатов как механизм поворота крыла, эта машина стала способна нести увеличенную по сравнению с Су 24 боевую нагрузку при одновременном увеличении дальности полета и сохранении хороших взлетно-посадочных качеств.

Чисто внешне Су-34 отличался от своего прототипа Су-27ИБ незначительно, однако конструкция претерпела ряд изменений Контейнер тормозного парашюта, который на Су-27 и его модификациях располагался в хвостовой балке, перенесли немного вперед и выполнили выдвижным на посадке Таким образом, в хвостовой балке Су 34 освободили место для полезной нагрузки Кроме того, ее значительно удлинили Наличие в ней большого радиопрозрачного обтекателя позволяло предположить что разработчик намерен установить радиолокационную станцию заднего обзора которая могла бы не только предупреждать экипаж об атаке противника, но и управлять пуском ракет класса «воздух-воздух» (в частности РВВ-АЕ) способных поражать не только самолеты но и управляемые ракеты противника (ни один зарубежный ударный самолет в настоящее время не располагает подобными возможностями).

Передняя опора шасси также имела два колеса На Су-27ИБ основные опоры шасси были сделаны по аналогии с истребителем Су-27 Су-34 же имел совершенно иную конструкцию основных опор Вместо одного колеса большего диаметра конструкторы применили пару колес меньшего диаметра, но увеличенных по ширине и расположенных друг за другом (по типу МиГ-31) по одной продольной оси без сдвига Применение такой конструкции основных опор было вызвано большим весом боевой нагрузки, который сказывается на посадке при остаточном запасе вооружения Такая тележка шасси способствовала эксплуатации самолета и с грунтовых полос при облегченной боевой нагрузке.

Полеты на большие расстояния и длительное время нахождения в воздухе всегда утомительны для экипажа Конструкторы Су-34 учли это и сделали почти невозможное — двухместную кабину пилотов Су-34 (как и Су-27ИБ) удачно скомпоновали не только для боевой работы, но и для отдыха членов экипажа в полете, впервые для такого класса ударных самолетов реализовав концепцию комфортной кабины Она получилась настолько просторной, что во время показа Су-27ИБ Генеральным конструктором М П Симоновым командованию ВВС и ВМФ главком ВВС генерал-полковник П.С. Дейнекин шутливо заметил «Она больше, чем на стратегическом бомбардировщике Ту-160».

В НПО «Звезда» под руководством Г И Северина создали вариант катапультного кресла К-36ДМ, в спинку которого вмонтировали электромассажер За кабиной экипажа находился небольшой отсек, где можно было разогреть пищу а также воспользоваться другими удобствами, отсутствовавшими на других фронтовых бомбардировщиках Компоновка кабины позволяла членам экипажа поочередно покидать рабочие кресла и занимать в закабинном отсеке вертикальное положение в полный пост для отдыха Расстояние между креслами пилота и штурмана достаточно для того чтобы кто-либо из членов экипажа мог лечь в проходе между сидениями и при необходимости отдохнуть лежа До высоты 10000 м в кабине Су-34 (как и на Су 27ИБ) автоматически поддерживались условия, соответствующие высоте полета 2400 м Это позволяло экипажу работать без кислородных масок На бор ту установили и мощную систему кондиционирования воздуха Все это обеспечивало высокую работоспособность летчиков в длительном, продолжительностью до 10 часов полете, еще более увеличивая боевой потенциал Су-34.

Доступ летчиков в кабину истребителя-бомбардировщика как и на прототипе также был упрощен и осуществлялся по трапу через нишу передней стоики шасси.

Создателями Су-34 был учтен опыт боевого применения авиации на малых высотах Как и на Су-27ИБ кабину экипажа выполнили (впервые в мировой практике на машинах данного класса) в виде единой броневой капсулы Аналогичную за щиту имели и другие жизненно важные агрегаты самолета, в частности расход ныи топливный бак и двигатели Все это в сочетании со средствами защиты, реализованными еще на самолете Су 27 обеспечивало Су-34 высокую боевую живу честь в маловысотном полете над территорией противника, насыщенной средствами ПВО.

В закабинном отсеке разместили также основное бортовое радиоэлектронное оборудование а также патронный ящик с боекомплектом пушки ГШ-301 В средней части фюзеляжа расположили интегральные топливные баки с пористым заполнителем а под фюзеляжем по оси симметрии между мотогондолами тандемно разместили два узла подвески противокорабельных ракет или другого тяжелого вооружения класса «воздух-поверхность».

Самолет оснастили цифровой электро-дистанционной системой управления, системой активной безопасности, системой демпфирования продольных колебаний самолета при полете в турбулентной атмосфере Система активной безопасности позволяла выполнять фигуры высшего пилотажа на максимальной скорости у земли (1380 км/ч) следовать рельефу местности преодолевать систему ПВО противника Имелся в ней и режим приведения к горизонту и выведения из штопора.

Система, выполненная с использованием элементов искусственного интеллекта, автоматически контролировала физическое состояние и действия лётчиков, работу бортовых систем и остаток топлива, обеспечивала автоматическое возвращение на аэродром и заход на посадку.

Наличие на самолёте системы активной безопасности наряду с новейшими компьютерами позволило создать дополнительные возможности лётчику и штурману вести прицельное бомбометание, маневрировать под огнём противника.

На Су-34, как и на Су-27ИБ, применили стандартную систему дозаправки топливом в воздухе(аналогичную применённой на Су-27К, Су-ЗО и Су-35). За счёт размещения большого количества топлива в удачно скомпонованном планере Су-34 мог непрерывно лететь на дальность до 4000 км. а с дозаправкой в воздухе — на дальность до 7000 км. Воздушная заправка топливом могла осуществляться от другого Су-34 или Су-24М, оснащённого системой УПАЗ. Новый самолёт по сравнению с другими типами ударных машин значительно лучше оказался приспособлен к быстрой переброске в район, расположенный на большом расстоянии от места постоянного базирования.

Некоторые элементы Су-34 выполнили с учётом технологии Stealth. Например, основной радиопрозрачный обтекатель радара имел острые боковые кромки, плавно переходящие в наплыв ПГО. Таким образом уменьшалась степень отражения излучения РЛС противника при неизменно хорошей аэродинамике. Кроме того, машина имела уменьшенную поверхность отражения радиолокационных лучей по сравнению с другими самолётами данного класса. Я рко выраженная интегральная компоновка планера сочеталась с радикально изменённой, сплюснутой формой носовой части. Это, а также радиопоглощающие покрытия и материалы, смогли сделать Су-34 значительно менее заметным на экранах РЛС, чем такие машины, как Су-24, F-111 и F-15E. Отсутствие подфюзеляжных килей также снизило отражающую поверхность самолёта. По утверждению представителей ОКБ им. П. О. Сухого, при полёте на малой высоте Су-34 будет иметь такую же степень радиолокационной заметности, как и современная крылатая ракета.

Другим элементом, повышающим боевую живучесть Су-34, стало наличие у штурмана-оператора второго управления.

Отличная аэродинамика, огромная ёмкость внутренних топливных баков, обусловленная интегральной компоновкой самолёта, высокоэкономичные двухконтур-ные двигатели с цифровой системой управления, система дозаправки в воздухе, а также подвеска дополнительных топливных баков позволяли Су-34 покрывать большие расстояния, приближающиеся к дальностям полёта средних стратегических бомбардировщиков (Ту-16, Ту-22 и Ту-22М).

Су-34 имел принципиально новую бортовую компьютерную систему и другое радиоэлектронное оборудование, которое многократно дублировалось и могло в автоматическом запрограммированном режиме выводить самолёт в указанный район с большой точностью.

Истребитель-бомбардировщик оснастили навигационным комплексом, включавшим инерциальную систему, средства радионавигации и спутниковое навигационное оборудование. В кабине установили многофункциональные цветные индикаторы на электронно-лучевых трубках, а также индикаторы на лобовом стекле (ИЛС). У лётчиков имелись и нашлемные прицелы, позволявшие осуществлять целеуказание управляемым ракетам (в частности, Х-29Т) при помощи «взгляда», что значительно уменьшало время реакции оружия (это особенно важно в маловысотном полёте). РЛС могла обнаруживать и определять местоположение воздушных целей (в том числе и малоразмерных) на дальностях до 250 км.

По словам Генерального конструктора ОКБ Сухого М.П. Симонова, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), установленный на Су-34, предназначался для выполнения противолодочных операций, ведения разведки, определения минных полей и борьбы с надводными кораблями противника. РЛС самолёта гарантировала обнаружение надводных целей с эффективной площадью рассеивания более 3000 м2 и след подводной лодки на удалении в 150 км (с большой высоты). Комплекс оборудования мог быть использован и для решения поисковых и спасательных задач, а также мониторинга окружающей среды над морем.

БРЭО самолёта имело расширенную номенклатуру вычислительных средств спроектированных в виде автономных информационных модулей. Они состояли из вычислительных блоков большой ЭВМ «Аргон» и специальным образом запрограммированных процессоров, объединённых мультиплексными шинами передачи данных. Все информационные модули управлялись сдвоенной центральной вычислительной системой, которая полностью координировала их работу, обеспечивала обмен данными и предоставление экипажу информации в ходе выполнения полётного задания.

Специалисты ОКБ стремились обеспечить высокую надёжность комплекса БРЭО за счёт использования модульных принципов построения систем, а также резервирования программного обеспечения и элементов оборудования. По словам Главного конструктора Су-34 Ролана Мартиросова, боевое задание этот самолёт может успешно выполнить даже при частичных отказах в некоторых информационных модулях.

При морском патрулировании основные задачи истребителя-бомбардировщика будут выполнятся с помощью РЛС, радиогидроакустических буев (РГАБ). инфракрасной системы и лазерного дальномера. Обнаружение цели будет вестись главным образом, с помощью радара и акустических сигналов, ретранслируемых РГАБ. В некоторых случаях возможно и оптическое (телевизионное) обнаружение цели.

Для обнаружения подводных лодок могут использоваться 72 РГАБ. включая несколько пассивных пеленгаторов, работающих в широком диапазоне частот, активные РГАБ-пеленгаторы и средства взрывного генерирования гидроакустических волн. По словам представителей ОКБ, характеристики РГАБ, которые возможно сбрасывать с Су-34, превосходят характеристики американских радиобуев SSQ-53B, SSQ-77A и SSQ-75.

Датчик магнитных аномалий может использоваться совместно с РГАБ для обнаружения подводных лодок на основе измерений местных параметров магнитного поля Земли. РЛС обе

planetavvs.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *