Содержание

Су-33 остаётся в морской авиации: «длинная рука» ВМФ

В нашей сентябрьской публикации, касающейся вопросов отставания 279-го истребительного авиационного полка, базирующегося на тяжёлом авианесущем ракетном крейсере «Адмирал Кузнецов», от французской и американской палубной авиации, мы подробно рассмотрели все сильные и слабые стороны данного авиакрыла: сильные заключаются в отличных конструктивных ЛТХ палубных истребителей Су-33 и МиГ-29К, которые на голову превосходят западные «Супер Хорнеты» и «Рафали» благодаря возможностям сверхманевренного боя, слабые – значительное отставание в области БРЭО данных боевых (на «Сушке» до сих пор установлена устаревшая БРЛС с антенной решёткой Кассегренна, дальность обнаружения цели типа истребитель с ЭПР 3 м2 – 110 км, на МиГ-29К – БРЛС «Жук-М» с аналогичной дальностью обнаружения).

Но РЛС истребителя МиГ-29К имеет преимущество над Н001 Су-33,- она имеет режим «воздух-земля-корабль», а поэтому МиГ-29К – истребитель многоцелевой, способный выполнять подавление ПВО и противокорабельные операции, круг задач Су-33 ограничивается завоеванием господства в воздухе на большом удалении, причём в дальнем воздушном бою он находится на техническом уровне истребителя-перехватчика Су-27. Поставки этой машины в 279-й ИАП также затягиваются, не говоря уже о более современном МиГ-29КУБ. Командование морской авиацией ВМФ России очень долго определялось с будущим составом авиаполка, казалось, Су-33 будет полностью списан со счетов, но 20 марта 2015 года РИА Новости сообщили радостную информацию.

Командующий морской авиацией Игорь Кожин заявил о начале программы модернизации Су-33, после чего они будут переданы в распоряжение 279-го ИАП и продолжат службу на авианосце «Адмирал Кузнецов» до 2025 года. Также было отмечено, что Су-33 сформируют дальний рубеж ПВО АУГ ВМФ, а МиГ-29К – средний, ближний же обеспечат корабельные ЗРК («Кинжал», «Оса-МА», «Кортик»).

Су-33 – боевая машина славного семейства Су-27, а поэтому модернизационный задел у него практически неограниченный. У ОКБ «Сухого» и авиастроительной корпорации «Иркут» есть большой опыт по усовершенствованию данного семейства истребителей. Одним из примеров может послужить и китайский проект палубного J-15S. Это двухместная модификации Су-33, разработанная на основе советских чертежей и документов, а также планера Т-10К, которые были куплены в Украине в 2001 году, до уровня готовности первую одноместную модификацию J-15 удалось довести лишь через 9 лет, специалисты «Шеньян» долго осваивали механизацию складывающегося крыла. На данном этапе J-15S имеет перспективное бортовое РЭО, современную БРЛС, а за счёт ввода в состав экипажа оператора систем и интеграции тактической связи от Су-30МКК, палубный истребитель J-15S получил возможности мини-ДРЛО и воздушного командного пункта.

Наши модернизационные возможности на шаг опережают китайские

Из тактико-технических характеристик Су-33 известно, что при заправке топливных баков на 70% (6500 кг топлива), а также при облегчённом снаряжении подвесок вооружением «воздух-воздух» (в качестве перехватчика, а это около 1 тонны: 2 ракеты Р-27ЭР и 2 х Р-73), взлётная масса составляет 26940 кг. Тяга двух ТРДДФ АЛ-31Ф 3-й серии составляет 12800 кгс на чрезвычайном режиме, значит тяговооружённость самолёта составит 0,95, чего может быть недостаточно для ведения высокоманевренного ближнего боя.

Для увеличения тяговооружённости у нас есть «козырь» в виде более совершенных и мощных двигателей, предназначенных для Су-35С и Т-50 ПАК-ФА. Одним из двигателей считается модификация АЛ-31Ф-М1, тяга каждого составляет 13500 кгс, общая – 27000 кгс, при оснащении данным двигателем тяговооружённость возрастает до 1,0. На страничке разработчика двигателей серии АЛ-31Ф ФГУП ММПП «Салют» уже размещали фото двигателя, установленного в силовом блоке хвостовой части Су-33, т.е. работы в этой области ведутся основательно.

Также существует техническая возможность установки на Су-33 более мощных двигателей АЛ-31Ф-М2/М3, а также АЛ-41Ф1 («Изделие 117С»), суммарная тяга таких «дуэтов» будет 28200, 30600 и 28000 кгс соответственно, т.е. тяговооружённость будет в пределах 1,04 – 1,13. Данные варианты силовых установок позволят морской «Сушке» стать на шаг ближе к поколению 4++. АЛ-31Ф-М3, оснащённый 3-хступенчатым компрессором низкого давления с более широкими лопатками и степенью повышения давления 4,2, разрабатывается «Салютом» ещё с 2002 года, тягу двигателя удалость довести до 15300 кгс, что практически соответствует 15876 кгс американских ТРДДФ Pratt & Whitney F119-PW-100, установленных на F-22A “Raptor”.

Китайцы пока не могут приблизится к созданию двигателя подобной мощности, обладающему к тому же нормальным ресурсом работы, их двигатели быстрее изнашиваются за счёт низкого качества литья лопаток турбины методом направленной кристаллизации (НК). Варианты двигателей оснащены отклоняемым вектором тяги, поэтому Су-33 получит все возможности сверхманевренности, которые присущи Су-30СМ и МиГ-29ОВТ.

Второе важное новшество при модернизации Су-33 – обновление радиолокационного комплекса и БРЭО кабины пилота и систем обнаружения и оповещения, включая систему РЭБ.

Палубные истребители-перехватчики используют устаревший радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27 на основе РЛС Н001 «Меч», данный комплекс не может похвастаться высокой помехозащищённостью, дальностью обнаружения современных истребителей 4++ — 5-го поколений на удалении свыше 50-70 км, также без усовершенствования данного комплекса до версии РЛПК-27ВЭ (РЛС Н001ВЭ), Су-33 не способен к применению ракет с АРГСН Р-77 и более современного вооружения класса «воздух-воздух».

Как и у всей линейки «Фланкеров», носовой радиопрозрачный обтекатель Су-33 «Flanker-D» имеет диаметр, подходящий для различных модификаций «Тихомировских» радаров с диаметром антенной решётки 1076 мм, поэтому КУВ может быть усовершенствован установкой наиболее современных бортовых РЛС Н011М «Барс» (антенная решётка 980 мм) и Н035 «Ирбис-Э» (АР 900мм), парадокс, но ни в одном печатном, либо электронном издании не встречалось информации о возможном применении этих комплексов в составе Су-33.

После введения подобных новшеств, некогда устаревший Су-33 сможет не только сравниться с заокеанскими палубными истребителями F/A-18E/F, но и значительно превзойти их в области дальнего воздушного боя, перехвата, а также нанесения ударов по наземным и морским целям. БРЛС «Ирбис-Э» может также частично снять необходимость в палубном самолёте ДРЛО типа Як-44, о котором так часто спорили «гурманы» военно-аналитических форумов, ведь дальность обнаружения станции – 400 км (истребители противника) и 150-220 км (крылатые ракеты). Учитывая, что сейчас у флота только один авианосец, боевой потенциал эскадрильи из 12-14 Су-33 должен быть на уровне многоцелевых истребителей Су-35С, а поэтому очень важной частью планов, озвученных Командованием морской авиации, должна стать доработка пассивных локационных систем самолёта, а также оборудование приборной панели лётчика.

Сейчас кабина пилота представлена одним небольшим монохромным МФИ, стандартным ИЛС, а также нашлемной системой целеуказания, синхронизированной с ОЛС-27К. Оптико-локационная станция имеет достаточные для ведения воздушного боя характеристики(дальность обнаружения в ЗПС – 50, в ППС-15), но возможна и замена на более современную ОЛС-35 с вдвое увеличенными показателями. Бедное индикаторная оснастка кабины должна быть заменена по примеру кабины Су-35С, там в распоряжении лётчика два огромных широкоформатных цветных ЖК МФИ, на которые выводится вся необходимая навигационная и тактическая информация, а также имеется небольшой МФИ под блоком ИЛС и на правой верхней части панели(на последнем выводится авиагоризонт, на первом навигационная информация), следует отметить, что кабина Су-35С исключает наличие механических приборов и оценивается наибольшей «оцифрованностью», как кабины МиГ-35 и Як-130.

Поскольку палубное авиакрыло предусматривает боевые действия на большом удалении от авиабаз и какой-либо помощи с континента, безопасность лётчика и живучесть боевой машины должны быть на высоте, т.е. самолёт должен быть оснащён самыми лучшими системами оповещения. Такие изделия известны нам с 2007 года. Устанавливаются они на многоцелевые фронтовые истребители МиГ-35, это: СОАР – станция обнаружения атакующих ракет в оптическом диапазоне, обнаруживает атакующие ракеты по дымовому следу ракетного двигателя и силуэту, установлено две камеры СОАР – НС-ОАР и ВС-ОАР(нижней и верхней полусферы), система отличается матрицами высокого разрешения, способными обнаружить любую угрозу, от ЗУР ПЗРК до ЗУР комплекса «Patriot» и ракет «воздух-воздух».

Вторая система – СОЛО – станция обнаружения лазерного облучения, необходимая для пеленгации облучения лазерными дальномерами истребителей и ЗРК противника, естественно, в состав оборонительного комплекса улучшенного Су-33 должна входить более совершенная СПО, которая будет сигнализировать об облучении РЛС противника, определять её тип и режим работы(обзор, сопровождение, либо захват). Установленная сейчас на Су-33 СПО-15ЛМ «Берёза» способна лишь выявлять условное направление облучения, степень угрозы и класс, но не имеет возможности точно определять тип облучающей РЛС, точное направление и относительное удаление, на что способна даже устаревшая американская СПО TEWS, установленная на большинство модификаций истребителя F-15.

На изображении индикаторная панель СПО «Берёза», лампочная индикационная панель неспособна предоставить пилоту полный спектр информации об угрозах для самолётаМонохромный круглый МФИ американской СПО «TEWS» имеет гораздо больше информативных возможностей для оповещения лётчика об угрозах

На вооружении американских АУГ, как известно, состоит и увеличивается авиапарк самолётов РЭБ F/A-18G «Гроулер», которые могут вызывать серьёзные проблемы ведения воздушного боя с авиацией НАТО, особенно на большой дальности, у нас подобных разработок для авиации «Кузнецова» пока не внедрялось, но возможность оснащения обновлённых Су-33 комплексами РЭП «Хибины» вполне реализуема, данный комплекс включает в себя один большой контейнер групповой радиоэлектронной борьбы в составе звена/эскадрильи, подвешиваемый на подфюзеляжные (центральные пилоны), а также 2 контейнера индивидуального РЭП (при одиночных ударных операциях). Способности радиопротиводействия данной системы высоки и не позволяют РЛС противника селекционировать количество истребителей в плотно летящем звене на большом удалении.

В статье был описан самый эффективный, на мой взгляд, метод усовершенствования палубных истребителей-перехватчиков Су-33, но на самом деле существует целый ряд других возможностей по наращиванию потенциала данного самолёта, о которых можно рассуждать и писать бесконечно.

Данный самолёт не мог быть выведен из состава ВМФ России не только из-за его совершенных тактических возможностей, включая боевой радиус на высоте до 1450 км, но и из-за относительной молодости боевых машин: самый старший борт был произведён в 1993 году, самый новый – в 1998. И сколько не ходило слухов о консервации и полной замене Су-33 на МиГовскую серию, история доказала, морской «Фланкер» остаётся на страже дальнего рубежа ВМФ России.

/Евгений Даманцев/

army-news.ru

Морская авиация России получила очередную партию модернизированных палубных истребителей Су-33

Как стало известно, в состав авиации ВМФ России передана очередная партия модернизированных палубных истребителей Су-33. В результате модернизации Су-33 получили новейшую систему высокоточного бомбометания «Гефест».

В настоящий момент Су-33 является основным российским палубным истребителем. Все самолёты данного типа сконцентрированы в 279-й отдельном корабельном истребительном авиаполку, куда организационно сводится авиакрыло единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов».  Всего с 1994 по 1998-й годы полком от промышленности было получено 25 серийных истребителей Су-33.

Су-33 является самым большим в мире палубным истребителем и способен осуществлять длительное патрулирование и перехват воздушных целей противника на большом удалении от авианосца. С полным запасом топлива и полным боезапасом ракет «воздух-воздух» (на всех 12 точках подвески), радиус действия Су-33 может достигать 1,5 тысячи километров. Правда при эксплуатации с палубы «Адмирала Кузнецова» такое возможно только при взлёте с третьей стартовой позиции, при взлёте же с первой и второй стартовой позиций возможен полёт либо с меньшим запасом топлива, либо с меньшей боевой нагрузкой. Су-33, как и Су-27, на базе которого он и был создан, обладает отличными манёвренными характеристиками, превосходящими таковые у большинства современных истребителей.

Однако, несмотря на впечатляющие лётные и манёвренные характеристики, Су-33, созданный в конце 80-х, является «чистым» истребителем и практически лишён возможности эффективного боевого применения по наземным и морским целям. С целью поднятия боевых возможностей Су-33 в двухтысячных годах была разработана программа модернизации. Модернизированный вариант самолёта получил индекс Су-33М. 

Модернизация Су-33 проводится на авиационном заводе «Сухого» им. Юрия Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, а также силами 20-го авиаремонтного завода в городе Пушкине. Как правило, самолёты перегоняются на заводы небольшими партиями, по 2-4 машины. В рамках модернизации Су-33, производятся следующие работы:

  • Продление ресурса планера
  • Установка новых, более мощных двигателей АЛ-31Ф-М1. Данный двигатель имеет увеличенную до 13500 килограмм тягу в режиме форсажа. Для сравнение — «базовый» двигатель АЛ-31Ф 3-й серии, которыми оснащались Су-33 имели тягу в 12800 кг (при этом по сравнению с «обычным» АЛ-31Ф, которыми оснащались Су-27 двигатели Су-33 имели повышенную на 300 кг тягу).  АЛ-31Ф-М1 имеет увеличенный до 2000 часов общий ресурс и до 1000 часов — межремонтный, обладает более совершенной цифровой системой управления и меньшим, по сравнению с «базовым» двигателем расходом топлива. 
  • Замена станции предупреждения об облучении СПО-15 «Берёза» на современную, гораздо более совершенную станцию Л-150 «Пастель», которой оснащаются все новые и модернизированные самолёты и вертолёты ВВС России.
  • Замена приборного оборудования кабины.
  • Установка нового прицельно-навигационного комплекса с подсистемой высокоточного бомбометания СВП-24-33 «Гефест». Данная система обеспечивает возможность точного поражения целей свободнопадающими бомбами и прочими неуправляемыми авиационными боеприпасами с больших высот, позволяя самолёту не входить в зону поражения переносных зенитно-ракетных комплексов, зенитной артиллерии и ЗРК малой дальности. СВП-24 обеспечивает для свободнопадающих бомб при сбросе с высоты в 5 километров круговое вероятностное отклонение (КВО) в 30-40 метров, что позволяет небольшой серией бомб достичь такого же эффекта, как и применение управляемых авиабомб.  
  • По неподтверждённым данным в ходе модернизации Су-33 получают возможность применения и управляемого ракетного оружия класса «воздух-поверхность».

Модернизированные истребители Су-33 продемонстрировали высокую эффективность в ходе боевого похода авианосца «Адмирал Кузнецов» к берегам Сирии в 2016 году. В ходе боевых действий у берегов Сирии палубные истребители Су-33 и МиГ-29К из его авиагруппы совершили 420 боевых вылетов, из них 117 — в ночных условиях и поразили 1252 цели. Действия российской палубной авиации, вместе с ударами крылатых ракет по позициям боевиков, стали одним из факторов, способствующих быстрому освобождению Алеппо («вторая столица» Сирии) сирийскими войсками. 

Вероятнее всего, к 2020 году большинство имеющихся в строю Су-33 пройдёт положенный капитальный ремонт и модернизацию. Учитывая, что значительная часть данных самолётов имеет очень высокий остаточный ресурс планера, служить они будут ещё долгие годы и, вполне вероятно, и в дальнейшем будут составлять «ядро» авиагруппы уже «обновлённого» «Адмирала Кузнецова».

Павел Румянцев  

 

dfnc.ru

Су 33 палубный истребитель — Авиация России

Разработанный на базе Су 27, тяжёлый истребитель Су 33 предназначен для палубной авиации, базирующейся на авианосных крейсерах и позиционируется как самолёт противовоздушной обороны и ДРЛО, входящий в состав смешанного авиакрыла совместно с МиГ 29К.

История проекта Су 33

Совместно с началом строительства авианосцев в Советском Союзе в 80-х годах приступили к разработке самолёта палубной авиации в ОКБ Сухого под руководством главного конструктора Михаила Симонова.  На первых образцах Су 27К установили и опробовали работу ПГО на взлёте и посадке, проверили в действии тормозной гак.

Сохранив все преимущества базового самолёта Су 27, экспериментальный прототип под индексом Т-10К-1 собрали в 1986 году и в августе 1987 года лётчик-испытатель В.Г. Пугачёв совершил ознакомительный полёт.

Взлёт Су 33

Через шесть месяцев собрали второй экземпляр, оснастив его складывающейся конструкцией крыла и таким же горизонтальным оперением. Этот экземпляр морозным декабрьским днём 22-го числа 1987 года совершил пробный вылет и уже под обозначением, как палубный истребитель Су 33 приступил к дальнейшим полётам.

Спустя семь дней после входа в строй авианесущего крейсера «Тбилиси»(сейчас это «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»), пилот В. Пугачёв выполнил облёт радиолокационных средств и пролёт над кораблём на высоте 30 метров. До 31 октября 1989 года Су 33 имитировал посадку, касаясь палубы и первого ноября, впервые за историю отечественной авиации, была произведена посадка машины обычной схемы на палубу ТАКР «Тбилиси».

Производство серийных самолётов Су 33 началось в 1989 году и первая машина серии опробована в небе лётчиком-испытателем И. Вотинцевым  17 февраля 1990 года. Последовавший спад экономики и разрушение союзного государства привели к сокращению производства самолётов палубной авиации и выпуск ограничился 26 машинами.

Су 33

Конструкция палубного самолёта Су 33

За основу для Су 33 взята традиционная аэродинамическая схема с интегральной компоновкой, отличающаяся применением ПГО. Складывающееся крыло в виде трапеции плавно сливается с корпусом самолёта, образуя единую несущую конструкцию. Размещённое в местах сопряжения крыла и корпуса ПГО повышает коэффициент подъёмной силы и улучшает маневренные возможности, что играет немаловажную роль для самолёта палубной авиации.

Экономичные двигатели АЛ-31Ф-М1 с большим межремонтным ресурсом и тягой в 13500 кгс разнесены по обе стороны фюзеляжа, чтобы избежать эффекта взаимовлияния. Силовые установки оснащены регулируемыми воздушными заборниками, позволяющими развивать скорость, превосходящую скорость звука в два раза. На машинах, прошедших модернизацию, в кабине пилота стоят вместо аналоговых приборов ЖК-дисплеи, отображающие информацию о полёте и состоянии самолёта.

Су 33 в бою

Начиная с 2002 года все Су 33 направлялись на ремонт и модернизацию. По имеющимся данным, в Комсомольске на Амуре уже 19 машин прошли данный процесс (из них две повторно). Нормативы ремонта и модернизации не нарушаются, оставшиеся самолёты также должны быть модернизированы и вернуться в строй.

Характеристики Су 33

  • Экипаж – 1 чел
  • Длина самолёта – 21,19 м
  • Высота самолёта – 5,85 м
  • Размах крыла – 14,7 м
  • Двигатели – 2 х АЛ-31Ф-М1
  • Тяга на форсаже – 2 х 13500 кгс
  • Максимальный взлётный вес – 33 т
  • Полезная нагрузка – 6500 кг
  • Наивысшая скорость на высоте – 2300 км/ч
  • Максимальная скорость у земли – 1400 км/ч
  • Дальность – 3 тыс. км
  • Практический потолок – 17 тыс.м
  • Вооружение – 30-мм пушка ГШ-301
  • УРВВ – 6 Х Р-73, 8 Х Р-27Р, 2 Х Р-27Т, Х-41 «Москит»
  • Неуправляемые ракеты и бомбы – в зависимости от загрузки

Интересные факты об Су 33

В небольшом видеоролике, размещённом в СМИ, видно как самолёт снижается над палубой ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и не касаясь её вновь взмывает в небо. Неискушённому зрителю кажется, что самолёт неудачно заходит на посадку и едва не упав, вновь с трудом набирает высоту. На деле, лётчики таким образом отрабатывают маневр ухода на второй круг с высоты выравнивания – это обязательное тренировочное упражнение из курса боевой подготовки.

Два Су 33 в возвуздухе

Широкая известность палубного истребителя подтверждается таким курьёзным фактом, что прозвище Су 33 получил от комментатора Андрея Блохина популярный российский хоккеист Сушинский по совпадению игрового номера и первых букв его фамилии.

В 1988 году 28 сентября из-за выхода из строя гидравлической системы, опытный образец с бортовым номером 37 на околозвуковой скорости и высоте 2 тыс. метров стал неуправляемым. Лётчик-испытатель Н. Садовников катапультировался и остался жив.

При выполнения полётного задания полковником Тимуром Акапидзе 11 июля 1997 года произошло самопроизвольное отключение электродистанционной системы управления, лётчик не растерялся и успешно катапультировался.

Сложные погодные условия 17 июня 1996 года не дали продолжить тренировочный полёт лётчику В. Кузьменко, он не успел катапультироваться и погиб.

Су 33 с бортовым номером 73 потерян 11 мая 2000 года из-за неисправности в системе управления. Пилотировавший машину полковник В. Кретов немедленно катапультировался и в 50 км от базы удачно приземлился.

На авиашоу в честь дня морской авиации 17 июля 2001 года, лётчик-испытатель Т. Акапидзе выполнил сложный показательный пилотаж, после которого Су 33 внезапно упал и загорелся.

Пилота срочно эвакуировали, но по дороге от сильных ранений он скончался

При выполнении посадки на ТАКР «Адмирал Кузнецов» 5 сентября 2005 года произошёл обрыв аэрофинишёра, Су 33 с номером 82 проскочил посадочную палубу и нырнул в воду. Пилотировавший машину подполковник Ю. Корнеев, не растерявшись, успел катапультироваться.

Видео: Су 33 взлёт и посадка с авианосца

Видео: Су 33 выпустили ракеты по воздушным мишеням

aviarf.ru

Два отремонтированных Су-33 » Военное обозрение

279-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк Морской авиации Северного флота получил два корабельных истребителя Су-33, прошедших ремонт и модернизацию на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ, филиал ОАО «Компания «Сухой»). Отремонтированные самолеты имеют красные бортовые номера «85» (серийный номер 08302) и «88» (серийный номер 09301). Оба самолета совершили перелет парой из Комсомольска-на-Амуре в Североморск 21 февраля 2014 года, совершив промежуточные посадки на аэродромах Толмачево (Новосибирск) и Большое Савино (Пермь).

Всего 279-й полк с 1992 по 1997 годы получил 25 серийных истребителей Су-33 постройки КнААЗ, из которых четыре были потеряны в ходе эксплуатации. Оба сданных сейчас после ремонта истребителя «85» и «88» относятся к машинам последних выпусков, причем борт «88» стал вообще последним поставленным серийным Су-33 (в 1997 году). При этом для самолета «88» прошедший ремонт на КнААЗ стал вторым — ранее эта машина проходила там ремонт в начале 2000-х годов.


Чуть ранее в конце 2013 года на КнААЗ был завершен ремонт и модернизация двух других истребителей Су-33 279-го полка — с красными бортовыми номерами «67» и «84». Всего с 2002 года процесс ремонта и модернизации в Комсомольске-на-Амуре прошли 19 истребителей Су-33 (в том числе два самолета — дважды). По имеющимся сведениям, на сегодняшний день в составе 279-го полка имеются 14 летных истребителей Су-33, из которых восемь (с бортовыми номерами «62», «66», «68», «76», «77», «78», «79» и «80») находятся в походе на борту тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», а шесть (с бортовыми номерами «67», «84», «85», «86», «87» и «88») — на береговом аэродроме полка в Североморске. Еще семь самолетов находятся в Североморске на хранении.

Корабельный истребитель Су-33 (бортовой номер «85 красный», серийный номер 08302) во время перелета после ремонта и модернизации из Комсомольска-на-Амуре в Североморск. Толмачево (Новосибирск), 21.02.2014 (с) Андрей Чурсин / russianplanes.net

Корабельный истребитель Су-33 (бортовой номер «88 красный», серийный номер 09301) во время перелета после ремонта и модернизации из Комсомольска-на-Амуре в Североморск. Толмачево (Новосибирск), 21.02.2014 (с) Андрей Чурсин / russianplanes.net

Корабельный истребитель Су-33 (бортовой номер «85 красный», серийный номер 08302) во время перелета после ремонта и модернизации из Комсомольска-на-Амуре в Североморск.Большое Савино (Пермь), 21.02.2014 (с) Владимир Полуянов / russianplanes.net

Корабельный истребитель Су-33 (бортовой номер «88 красный», серийный номер 09301) во время перелета после ремонта и модернизации из Комсомольска-на-Амуре в Североморск.Большое Савино (Пермь), 21.02.2014 (с) Владимир Полуянов / russianplanes.net

Корабельные истребители Су-33 с бортовыми номерами «85 красный» и «88 красный» во время перелета после ремонта и модернизации из Комсомольска-на-Амуре в Североморск проходят парой на эшелоне над Сыктывкаром. 21.02.2014 (с) Петр Акулин / russianplanes.net

topwar.ru

Почему Су-33 до сих пор востребован

Су-33 (Су-27K, Т-10К) — палубный истребитель четвертого поколения. Разрабатывался с 1984 года ОКБ им. Сухого на основе тяжелого истребителя наземного базирования Су-27, производился с 1989, принят на вооружение в 1998.

На современный период времени является основой авиагруппы единственного сохранившегося в составе российского флота авианосца – ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Задача Су-33 защищать флот, в частности авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» от нападений вражеских истребителей и штурмовиков, поэтому основное оружие отечественного палубного истребителя стрелково-пушечное и ракетное.

Вооружение Су-33

Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа ГШ-301, установленной в наплыве правой половины крыла, с боезапасом в 150 снарядов. ГШ-301 – самое легкое 30-мм орудие в мире, им вооружают многие самолеты ВВС России, так как оно обладает хорошими показателями огневой мощности при компактных размерах.

Ракетный арсенал представлен ракетами средней дальности «воздух-воздух» Р-27, а для ближнего маневренного боя применяется ракета Р-73. Ракета Р-27 имеет модификации, отличающиеся по типу наведения, например Р-27Р (полуактивныму радиолокационныму) и Р-27Т (тепловому). Р-73 носят тепловые головки самонаведения. Согласно стандартному варианту вооружения Су-33 носит 8 ракет Р-27Э (увеличенной дальности действия) и 4 ракеты Р-73

Обновленный вариант

Су-33 способен противодействовать не только вражеским самолетам, но и наносить бомбовые удары по наземным и надводным целям. Для этого в арсенале истребителя есть неуправляемые бомбы (в том числе кассетные) 500, 250 и 100 кг по 8, 28 и 32 шт. Помимо неуправляемых бомб есть возможность подвески управляемых ракет «воздух-поверхность» типа «Москит» и П-800 «Оникс», которые сложно сбить ЗРК противника.

В ходе модернизационных работ на истребитель была установлена высокоточная система бомбометания СВП-24, которая позволила уже обновленному Су-33М метать некорректируемые бомбы как высокоточные, что было продемонстрировано в Сирии. Данный апгрейд позволил Су-33М уничтожать объекты террористов некорректируемыми бомбами, созданными еще в СССР с высоты шесть километров с точностью до 4 метров.

СВП-24 выдает сигнал для сброса бомбы в оптимальной точке на основе анализа данных о позиции цели и самолета, скорости и направлении ветра, атмосферном давлении, баллистики самой бомбы и еще десятка других параметров, что позволяет точно поражать цель даже неуправляемыми бомбами.

Разнообразный арсенал и его способность эффективно применять делает Су-33 многоцелевым самолетом, способным выполнять самые разные боевые задачи.

Особенности

Так как Су-33 — это палубный истребитель, то он приобрел ряд особенностей характерных для этого типа самолетов, а именно: антикоррозионное покрытие в условиях морского климата, складывающееся крыло, для снижения габаритов машины, дополнительное электронное оборудование для взаимодействия с корабельными системами навигации и работы по морским целям, усиленные стойки шасси и т.д.

В связи с ограниченными возможностями военного бюджета на вооружение было принято 26 Су-33, 19 из которых были модернизированы до Су-33М. Модернизация предполагала замену двигателей на более мощные и ресурсоемкие АЛ-31Ф-М1 (1500 взлётов и посадок), установку навигационной системы ГЛОНАСС, уже упомянутой высокоточной системы бомбометания СВП-24 и станции предупреждения об облучении Л-150.

Еще одним отличием Су-33 от своего предшественника Су-27 является переднее горизонтальное оперение, ставшее конструктивным элементом всех будущих модификации истребителя Су-27. Цель этого элемента корпуса – сохранить продольную статическую неустойчивость самолёта, что критически важно для Су-33, так как вместе с ней он сохраняет высокую маневренность, делающую его сложной целью для поражения противником. Параллельно с этим возросла подъемная сила планера.

Отечественные конкуренты

Ближайшим конкурентом среди отечественных самолетов является МиГ-29К, который также является многоцелевым палубным истребителем «4+» поколения. Су-33 разрабатывался одновременно с МиГ-29К, предполагалось, что самолеты будут соседствовать на палубе авианесущего крейсера. МиГ-29К задуман как более легкий и более маневренный истребитель, цель которого быстрое завоевание превосходства в небе в любую погоду.

Су-33 в сравнении с МиГ-29К имеет больший радиус действия в 3000 км против 2000 км у второго, а также способность нести больше бомб. Помимо этого, Су-33 может выступать как самолет заправщик, делясь топливом с другими Су-33 или МиГами с помощью так называемого УПАЗ (устанавливаемый подвесной агрегат заправки). Но МиГ способен нивелировать преимущество Сухого за счет подвесных топливных баков, которые не сильно влияют на его аэродинамику. Су-33 не может носить подвесных топливных баков

Недостатком в сравнении с МиГ-29 является и то, что Су-33 дороже в производстве в 2 раза, поэтому 10 СУ-33 (10×6500 кг) будут нести меньше вооружения, чем 20 МиГ-29К (20×4500 кг). Не забываем, что МиГ меньше по габаритам, поэтому их уместится больше на палубе и во внутренних ангарах того же «Адмирала Кузнецова».

Дело в том, что хоть оба самолета и относят к истребителям, Су-33 отвели функции бомбардировщика и носителя различных современных систем разведки и целеуказания. Об этом можно судить по тому факту, что МиГ-29К вооружают более современными ракетами класса «воздух-воздух» как РВВ-АЕ, а Су-33М нет, хотя данные ракеты может носить его континентальный предшественник Су-27. В связи с тем, что МиГу отводят роль истребителя, его вооружают более современной РЛС и новыми системами РЭБ. Су-33 оставляют задачи, где нужна большая грузоподъемность и дальность.

Как повел себя в Сирии

Боевое применение Су-33 получил в ходе войны в Сирии. С помощью этих самолетов были нанесены бомбовые удары по ИГ* (запрещенная в РФ организация) в провинциях Хомс и Идлиб. Целями были скопления и центры подготовки террористов, заводы по изготовлению разного рода средств массового поражения и склады с боеприпасами. Конкретно в Идлибе игиловцам 15 ноября 2016 года был нанесен болезненный удар, в ходе которого были уничтожены многие полевые командиры, готовившие наступление в Алеппо и Хаме.

Боевых потерь в ходе операции в Сирии среди Су-33 нет, однако по техническим причинам была потеряна одна машина. Во время посадки порвался трос торможения, т.к. не было соблюден правильный угол приземления самолета, в итоге Су-33 свалился за борт и утонул, к счастью летчик успел катапультироваться.

Даже такие потери болезненны для отечественной военной авиации, т.к. Су-33 снят с производства, а на вооружении их осталось 22 единицы.

По ряду причин Су-33 не является экспортным. Это связано с тем, что Су-33 самолет 4-го поколения и у него хватает более передовых конкурентов. Тот же отечественный МиГ-29К, которым его в будущем заменят. Сказывается и стоимость производства Су-33, которая выше в 2 раза по сравнению с МиГ-29К, который по причине относительной дешевизны был заказан Индией для своего флота.

Су-33 являясь самолетом 4 поколения, тем не менее, имеет большой потенциал к модернизации, а так как в армии и флоте остается потребность иметь «длинные руки» для поражения морских и наземных целей Су-33 продолжит эксплуатироваться до 2025 года.

*Террористическая организация, запрещенная на территории России

Читайте также:

cyrillitsa.ru

Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики

Одиннадцать лет прошло с первого взлета Су-33 до принятия его на вооружение за два года до начала XXI века. Разрабатываемая ОКБ Сухого модель палубного истребителя четвертого поколения, прозванного в НАТО «Удар во фланг» (Flanker-D), имела лучшие характеристики по сравнению со стоявшим на вооружении МиГ-29К в части большей грузоподъемности и дальности полета. Также самолет мог дозаправляться в воздухе и за счет подвесного контейнера с топливом заправлять другие военные самолеты России.

Для чего он создавался? Основная цель, для которой создавался палубный истребитель Су-33 — контроль воздушного пространства вокруг корабля-матки и «работа» по надводным объектам противника. Крылья и хвост сделаны складывающимися, чтобы истребитель занимал как можно меньше места на корабле. Его автоматически включающиеся воздухозаборники дают возможность достигать скорости вдвое большей, чем скорость звука.

«Адмирал Кузнецов» и Су-33

Так назывался авианосец. Осенью 1989 года палубный истребитель Су-33 (в то время именовавшийся Су-27К) исполнил премьерный старт (и удачно аэрофинишировал на его палубе) с тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (далее по тексту ТАКР «АК»). Который назван так в честь командующего ВМФ СССР с 1939 по 1955 год (с небольшим перерывом) — 14 лет.

Военные самолеты России — СУ-27К и Су-33 — проектировались и создавались под проект создания тяжелых авианесущих крейсеров с прицелом на возможное строительство и авианосцев. Но распад СССР не позволил этим планам осуществиться. В военно-морских силах России имеется только один корабль такого рода – ТАКР «АК».

Преимущества самолета

По сравнению с Су-27, истребитель Су-33 лучше вооружен (больше места для оружейных подвесок) и более эффективно «работает» по поверхности моря. После модернизации модели до 33М:

  1. Увеличился ресурс двигателя – до полутора тысяч полетов.
  2. Появилась система навигации ГЛОНАСС.
  3. Стала более точной «бомбежка» надводных целей, в том числе и управляемыми ракетами.
  4. Установлено оборудование, предупреждающее о «захвате» истребителя радиолокационным лучом.
  5. Расширился арсенал вооружений для атаки кораблей противника. Теперь в нем могут принять участие и УРВП — управляемые ракеты типа «воздух-поверхность».

Другие особенности

Самолет Су-33 имеет (дополнительно к перечисленным выше особенностям) модернизированный двигатель АЛ-31Ф-М1, «наплыв» крыла, а вместо тормозного парашюта – посадочный гак, оборудованный специальной сигнализацией для «посадочной» команды ТАКР «АК». Вооружение на истребителе размещается на двенадцати пилонах, 8 из которых закреплены под крыльями, а остальные — на корпусе тяжелого истребителя. В бою с самолетами и вертолетами применяются пушка и ракеты как ближнего боя (неуправляемые), так и управляемые — самонаводящиеся на «тепло» и по локатору. При атаке на надводные цели также может применяться пушка, различного веса неуправляемые бомбы (прицеливание автоматическое, высокоточное) и противокорабельные управляемые ракеты.

Истребитель-бомбовоз

Высокоманевренный и скоростной тяжелый истребитель Су-33, если понадобится, очень быстро и легко переформатируется во вместительный бомбовоз. Если исключить или сильно ограничить ракетное вооружение, то на своих подвесках и балочных держателях (как одно-, так и многозамковых) он способен нести и сбросить на корабль (и с большой долей вероятности попасть в него) 4 тонны бомб ФАБ-500 или 7 тонн ФАБ-250. К сожалению, «умные» бомбы в боекомплект Су-33 не входят. Но при модернизации его до 33М существенно улучшен прицел для бомбометания.

Летно-технические характеристики

  1. Пилотирование осуществляет один человек.
  2. Длина — 21 м.
  3. Высота — 5,7 м.
  4. Размах крыльев — 14,7 м.
  5. Ширина (с убранными крыльями) – 7,4 м.
  6. Площадь крыльев — 67,8 квадратного метра.
  7. Сила, действующая на крыло (стандартная) – 383 кг/м.
  8. Сила, действующая на крыло (максимальная) – 486 кг/м.
  9. Основа шасси СУ-33 — 5,9 м.
  10. След шасси — 4,44 м.
  11. Вес (без нагрузки) – 19,6 тонны.
  12. Вес (со стандартной заправкой и боекомплектом) – 30 тонн.
  13. Вес (максимальный взлетный) – 33 тонны.
  14. Вес топлива (стандартная заправка) – 5,4 тонны.
  15. Вес топлива (наибольшая заправка) – 9,4 тонны.
  16. Объем баков с топливом – 1 кубометр.
  17. Вес (посадочный стандартный) – 22,4 тонны.
  18. Вес (посадочный наивысший) – 26 тонн.
  19. Тяга (стандартная) – 76,6 кг/м.
  20. Тяга (форсированная) — 125 кг/м.
  21. Тяга (модернизированная) — 135 кг/м.
  22. Вес двигателя – 1,5 тонны.
  23. Максимальная скорость (посадочная) – до 250 километров в час.
  24. Максимальная скорость (в зените) – 2300 километров в час.
  25. Максимальная дальность полета (у поверхности) — до 1000 километров.
  26. Максимальная дальность полета (в зените) — до 3000 километров.
  27. Время барражирования (удаление до 255 километров) — 2 часа.
  28. Высота полета (предельная) — 17 километров.
  29. Тяговооруженность (стандартная, форсажная) – 0,96.
  30. Тяговооруженность (максимальная, форсажная) – 0,76.
  31. Взлетный разбег – 105 метров.
  32. Посадочный пробег – 90 метров.

Су-33: обзор вооружения

Су-33 — это ПВО корабля-матки. Он базируется на ТАКР «КА» и «сухопутных аэродромах», имеет следующее вооружение (в наибольшей комплектации вес — до 6,5 тонны) и защитное оборудование:

  1. Пушка одноствольная (30 мм, 150 снарядов).
  2. Узлов для подвески оружия – десять штук.
  3. УРВВ – до 10 штук.
  4. УРВП – две штуки.
  5. Неуправляемые ракеты (разных типов и весовых категорий) – до четырех, двадцати или до восьмидесяти штук.
  6. Бомбы (разных типов и весовых категорий) – 8 (полутонна), 28 (четверть тонны) или 32 (центнер) штуки.
  7. Система обнаружения «захвата» радиолокационным устройством – 1 штука.
  8. Нашлемная система целеуказания – одна штука.
  9. Оптико-электронная система обнаружения – одна штука (не имеет аналогов).
  10. Антенна (угол видимости в зените) — ±50°.
  11. Антенна (угол видимости по пеленгу) — ±60°.
  12. Дальность обнаружения воздушной цели (встречный курс) – 100 км.
  13. Дальность обнаружения теплоконтрастной воздушной цели (встречный курс) – сорок километров.
  14. Дальность обнаружения воздушной цели (вдогонку) – 40 км.
  15. Дальность обнаружения теплоконтрастной воздушной цели (вдогонку) – 100 километров.
  16. Число одновременно захватываемых целей – десять штук.

Летные происшествия

Су-33 — надежный самолет. За тридцать лет произошло только восемь аварий, а фактически четыре, так как остальные произошли при испытательных полетах и «доводке» самолета до принятия его на вооружение. А из оставшихся четырех в двух случаях имел место обрыв троса, которым тормозят палубный истребитель Су-33 (корабельное оборудование), а в двух других — ошибка при пилотировании:

  1. Осень 1988 года. При осуществлении первого испытательного полета опытный экземпляр самолета утерян (отказ гидросистем). Летчик-испытатель катапультировался.
  2. Лето 1991 года. Опытный экземпляр утерян (отказ системы управления). Летчик-испытатель катапультировался.
  3. Зима 1994 года. Ошибка при пилотировании привела к гибели истребителя. Летчик-испытатель катапультировался.
  4. Лето 1996. Осуществив вылет в ненастную погоду, пилот не справился с управлением и разбился вместе с самолетом. Пилот погиб.
  5. Весна 2000. Отказ системы управления, Су-33 разбился. Летчик катапультировался.
  6. Лето 2001. Во время авиашоу, проходившего около города Псков, после исполнения фигур высшего пилотажа самолет немного не дотянул до посадочной полосы и загорелся при жесткой посадке. Летчик-ас погиб.
  7. Осень 2005. Затонул при осуществлении посадочного маневра (оборвался тормозной трос). Летчик катапультировался.
  8. Зима 2016. Аналогичное предыдущему летное происшествие с теми же последствиями.

Самолет сегодня

Самолет Су-33 базируется на ТАКР «АК» (10 единиц) и на аэродроме морской авиации Северного Флота России (12 единиц). Таким образом, с учетом потерянных (4 единицы) в различных летных происшествиях всего серийным образом было собрано 26 многоцелевых всепогодных истребителей. Эти истребители наравне с комплексами ПВО наземного базирования обеспечивают противовоздушную оборону Кольской зоны российской Арктики.

Памятник

Летом 2013 года на территории авиазавода (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) был открыт памятник палубному истребителю Су-33. Самолет до середины последнего десятилетия прошлого века производился на этом заводе, а в нынешнем веке подвергся модернизации.

Изображенному на памятнике истребителю присвоен бортовой номер 70, под которым на авиашоу под Псковом выступал и погиб, пытаясь спасти самолет, генерал-майор Тимур Апакидзе.

Интересный факт

На этом история данного самолета не заканчивается. Он принимал участие в военных действиях. Осенью 2016 года Су-33 в составе авиагруппы ТАКР «АК» наносили удары по террористам и мятежникам в провинциях Идлиб и Хомс (Сирия).

Самолет и культура

На данный момент «полетать» на Су-33 можно в авиасимуляторе «Диджитал Комбат Симулятор». Модель 33 имеет проработанную систему вооружения и физики полета. Также «протестировать» палубный истребитель можно в шестой части игры «Эйс Комбат».

Кроме того, данный истребитель можно встретить в аниме «Евангелион». Там он выполняет роль палубного истребителя флота Организации Объединенных Наций.

fb.ru

33 — это… Что такое Су-33?

Су-33 (Су-27К, Т-10К; по кодификации НАТО: Flanker-D) — российский палубный истребитель четвёртого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова. Первый полёт Су-27К состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил взлет и посадку «по-самолётному» на ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Был принят на вооружение 31 августа 1998 года[5] и является одним из основных самолётов палубной авиации ВМФ России.

История создания

Формирование требований к новому палубному истребителю

Истребитель Су-33, согласно постановлению от 18 апреля 1984 года[6], должен был быть разработан на основе тяжелого истребителя четвёртого поколения Су-27, который к тому времени уже прошёл испытания и был запущен в серийное производство. Су-33 должен был сохранить все достоинства и конструктивно-компоновочные решения базового истребителя Су-27[6]. Также комиссией заказчика, которую возглавлял командующий авиацией ВМФ генерал-полковник Кузнецов, было выдвинуто требование к обеспечению высокой эффективности при выполнении задач по уничтожению надводных целей[6]. В итоге, после доработок эскизного проекта, в феврале 1985 года проект Су-27К был утверждён главнокомандующими ВВС и ВМФ СССР[6].

Прототипы

В 1986 году в опытном производстве ОКБ Сухого началась сборка первого прототипа, который не оснащался складывающимся крылом и горизонтальным оперением[7]. Сборка самолёта завершилась в 1987 году, самолёт получил обозначение Т-10К-1 и 17 августа того же года машина впервые поднялась в воздух, управляемая летчиком-испытателем В. Г. Пугачевым[7]. При постройке опытного самолёта все новые детали производились на опытном производстве Сухого, также использовалась часть агрегатов от «обычных» Су-27, которые были поставлены с производства КнААПО[8]. Спустя полгода к летным испытаниям присоединился второй Су-27К, имеющий обозначение Т-10К-2, на котором уже использовалось складывающееся крыло и горизонтальное оперение[7]. Первый полет второй экземпляр выполнил 22 декабря 1987 года[7]. Летом 1988 года складывающимся крылом и горизонтальным оперением был оснащен и первый летный образец[7], однако, 27 сентября 1988 года (спустя месяц после начала его летных испытаний), самолёт потерпел аварию из-за отказа гидросистем[7].

Первые посадка и взлет с палубы

20 октября 1989 года ТАКР «Тбилиси» (ныне «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов») впервые покинул Черноморский судостроительный завод и вышел в море[9]. Корабль был укомплектован ещё не всеми[9] радиолокационными средствами и ракетным оружием, но уже имел все авиационно-технические средства[9], позволяющие выполнять взлеты, посадки и техническое обслуживание самолётов — аэрофинишер, стартовые задержники, газоотбойные щиты, самолётные подъёмники, а также радиотехническую систему посадки «Резистор-К42», оптическую систему посадки «Луна-3», систему видеонаблюдения и корабельные РЛС[9].

Спустя ровно неделю после того, как ТАКР «Тбилиси» был спущен на воду, летчик-испытатель Виктор Пугачев выполнил облет авианосца на высоте 1500 м, после чего сделал несколько кругов вокруг него на высоте 30 м над палубой и вернулся на аэродром Саки[9]. В следующую неделю продолжались испытательные полеты над авианосцем истребителей Су-33 и МиГ-29К, а также летающих лабораторий, которые выполняли тестирование радиолокационных систем корабля, работащих для палубной авиации[9]. В эти дни самолёты пролетали над палубой на высоте 2—3 метров, иногда даже касаясь её и проезжая по всей длине[9], что, фактически, можно назвать посадками, но без зацепления за аэрофинишер[9]. Такие полеты продолжались до 31 октября 1989 года[9], после чего было принято решение, что и самолёт, и летчик-испытатель Виктор Пугачев, и сам авианосец готовы к выполнению первой уже «настоящей» посадки на палубу[9]. На следующий день состоялась первая в истории отечественной авиации посадка самолёта обычной схемы на палубу авианосца[9]. В этот же день на палубу «Тбилиси» совершили первую посадку ещё два новых палубных самолёта — МиГ-29К и Су-25УТГ[9].

На следующий день были выполнены взлеты с палубы авианосца[9]. Первым выполнил взлет штурмовик Су-25УТГ[9], после чего зашёл на посадку, а затем взлетел вновь[9]. Су-33 был установлен на первую взлетную позицию с дистанцией разбега 105 м[9], но сразу же была обнаружена проблема — газоотражающий щит устанавливался на угол 60°, что вызывало отражение раскаленных газов в сторону близко стоящего самолёта и могло повредить его конструкцию[9]. Угол наклона щитов был сразу же изменен до 45°[9], но при попытке взлета не сработали стартовые задержники[9], в результате чего самолёт в режиме полного форсажа простоял на палубе корабля лишних 10 секунд и прожег арматуру поднятого газоотбойного щита[9]. После этого Су-33 был перемещен на угловую палубу[9], откуда он без газоотбойного щита и стартовых задержников выполнил свой первый взлет с палубы авианосца и совершил перелет на аэродром Саки[9]. В дальнейшем Ю. А. Семкиным и В. Г. Пугачевым было выполнено несколько взлетов с корабля с последовательным наращиванием взлетной массы.

Летно-конструкторские испытания успешно завершились 22 ноября 1989 года[9], после чего авианосец был отправлен на доработку и укомплектовывание всем необходимым оборудованием[9].

Серийное производство

Серийное производство Су-33 началось в 1989 году[1] в КнААПО, когда на предприятии был выпущен экземпляр самолёта для статических испытаний[1]. Первая серийная машина (Т-10К-3) была собрана в начале 1990 года[1] и 17 февраля того же года поднялась в воздух[1]. Пилотировал самолёт летчик-испытатель «ОКБ Сухого» Игорь Вотинцев[1]. До конца 1990 года было построено 6 самолётов, все они приняли участие в программе государственных летных испытаний, которые начались в марте 1991 года[1].

В связи с распадом СССР и последующим экономическим кризисом серийное производство палубных истребителей Су-33, можно сказать, не состоялось — всего было построено 26 серийных истребителей[2][3][4], 20[10] из которых эксплуатируются на ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Модернизация

По данным на 5 октября 2010 года, компания «Сухой» проводит наземные и летные испытания модернизированных истребителей Су-33[11], однако, никакой информации о внесенных изменениях пока не имеется.

Конструкция

Истребитель Су-33 создан по нормальной аэродинамической схеме с применением переднего горизонтального оперения и имеет интегральную компоновку[12]. Трапецевидное крыло[12], имеющее развитые наплывы и плавно сопрягающееся с фюзеляжем, образует единый несущий корпус[12]. двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажными камерами находятся в разнесенных мотогондолах, что снижает их взаимное влияние[12]. Воздухозаборники двигателей размещены под центропланом. Переднее горизонтальное оперение установлено в наплывах крыла и увеличивает как маневренные характеристики самолёта, так и подъёмную силу планера[12], что очень важно для палубного истребителя.

Крыло и оперение

Су-33 со сложенным крылом и ГО на выставке

Крыло истребителя Су-33 выполнено трапециевидным[12], стреловидность по передней кромке равна 42,4°[12], консоли крыла набраны из профилей П44М[12]. Площадь крыла составляет 67,84 м², размах крыла — 14,7 м (при подвесках ракет или оборудования на его законцовках — 14,948 м)[12]. Широко применена механизация крыла, она представлена флаперонами площадью 2,4 м², выполняющими функции закрылков и элеронов, двухсекционными закрылками площадью 6,6 м² и трехсекционным поворотным носком площадью 5,4 м²[12]. Хвостовое горизонтальное оперение состоит из двух цельноповоротных дифференциально отклоняющихся консолей стабилизатора[12]. Размах заднего горизонтального оперения составляет 9,9 м, площадь равна 12,3 м², профиль стабилизатора — С9С[12]. Переднее горизонтальное оперение также выполнено цельноповоротным[12]. Угол стреловидности ПГО составляет 53,5°, размах консолей составляет 6,43 м, площадь оперения равна 2,99 м²[12]. Вертикальное оперение самолёта представляет собой два трапецевидных киля с углом стреловидности по передней кромке 40° и площадью 15,1 м²[12]. Кили имеют профиль У3 и установлены без развала[12], каждый киль оснащен рулем направления с площадью 3,49 м²[12].

Крыло истребителя выполнено складывающимся, что позволяет разместить большее количество самолётов на палубе и в ангарах авианосца[12]. Заднее горизонтальное оперение изначально было выполнено нескладывающимся[8], ширина самолёта при этом составляла 9 м, что было на 1,2 м больше, чем у конкурента МиГ-29К[8]. С применением складывающегося горизонтального оперения ширина самолёта уменьшилась до 7,4 м, что даже на 0,4 м меньше, чем у МиГ-29К[8].

Воздухозаборники и двигатели

Истребитель оснащен регулируемыми воздухозаборниками[12], что позволяет ему развивать скорость, более чем в 2 раза превышающую скорость звука. Воздухозаборники размещены под наплывами крыла и оснащены защитными решётками[12], предотвращающими попадание посторонних предметов в двигатель на взлетно-посадочных режимах. Защитные устройства представляют собой перфорированные титановые панели с большим числом отверстий диаметром 2,5 мм[12]. Они работают в автоматическом режиме — опускаются с убиранием шасси и поднимаются с его выпуском[12].

Истребители Су-33 оснащаются двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажными камерами АЛ-31Ф серии 3 производства НПО «Сатурн». От базового двигателя АЛ-31Ф их отличает повышенная до 12800 кгс тяга[12]. ФГУП ММПП «Салют», занимающееся разработкой и модернизаций авиационных двигателей, на своем официальном сайте в разделе модернизированного двигателя АЛ-31Ф-М1 использует фотографию хвостовой части Су-33[13], что может говорить о применении этих двигателей на данном истребителе. Двигатели АЛ-31Ф-М1 являются дальнейшим развитием двигателя АЛ-31Ф, имея при этом тягу 13500 кгс[13], что на 1000 кгс больше, чем у базового АЛ-31Ф и на 700 кгс больше, чем у АЛ-31Ф серии 3. Также новый двигатель обладает увеличенным межремонтным ресурсом и сниженным расходом топлива[13].

Особенности Су-33

Кокпит Су-33

При сохранении всех достоинств базового истребителя Су-27, палубный истребитель Су-33 обладает рядом особенностей[6], среди которых:

  • улучшение несущих свойств крыла на взлетно-посадочных режимах за счёт увеличения площади, применения механизации и ПГО
  • увеличение тяговооруженности самолёта для обеспечения безопасного короткого взлета с палубы и ухода на второй круг при посадке в случае незацепления за аэрофинишер
  • усиление стоек шасси и установка посадочного гака для обеспечения посадки с большими перегрузками и вертикальными скоростями
  • установка системы дозаправки в воздухе и применение дозаправки другого самолёта топливом для увеличения боевого радиуса и времени патрулирования
  • применение пилотажно-навигационного оборудования для захода на посадку на палубу авианосца
  • обеспечение взаимодействия с корабельными радиоэлектронными системами
  • увеличение числа одновременно подвешиваемых УРВВ для повышения боевого потенциала самолёта в одном боевом вылете
  • складывание консолей крыла и горизонтального оперения с целью снизить габариты самолёта и увеличить их общее число в ангарах и на палубе авианосца
  • применение защиты от коррозии конструкции и систем самолёта для обеспечения длительного срока эксплуатации в условиях морского климата
  • возможность эффективной работы по надводным целям

В ходе рабочего проектирования конструкция Су-27 потерпела ряд значительных изменений, наиболее значимым стало применение переднего горизонтального оперения[6], что было вызвано необходимостью обеспечения продольной статической неустойчивости самолёта, который с ростом массы БРЛС почти на 200 кг[6] и смещением центра масс мог стать статически устойчивым[6]. В результате испытаний Т-10-24 с передним горизонтальным оперением выяснилось, что с его применением значительно растет подъёмная сила планера, после чего было решено использовать ПГО как неотъемлемый элемент конструкции всех будущих модификаций истребителя Су-27[8].

Эксплуатация

Самолёт принят на вооружение 31 августа 1998 года. Из 25 серийных машин 4 самолета потеряны в авариях. В настоящее время в состав авиагруппы авианосца «Адмирал Кузнецов» входит примерно 10 единиц истребителей СУ-33 из серийной партии. Остальные машины не боеспособны. В ближайшее время 279 КИАП получит партию из 24 новых истребителей МИГ-29К/КУБ.
К 2015 году все истребители СУ-33 будут списаны 1.

Проекты и модификации

Проекты 1970-х годов

  • Су-27К — проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианосцев проекта 1160. Отличался от исходной машины лишь конструктивно (усиленное шасси, тормозной гак, складывающиеся консоли крыла).
  • Су-28К — проект палубного двухместного штурмовика для оснащения авианосцев проекта 1160. Представлял из себя модификацию Су-27К со специальной системой управления вооружением (СУВ), позволявшей применять различные средства поражения класса «воздух—корабль», «воздух—земля» и «воздух—РЛС». Послужил основой для ряда модификаций — разведчика-целеуказателя (Су-28КРЦ), самолёта РЛДН и других.
  • Су-28КРЦ — проект палубного самолёта разведки и целеуказания для оснащения авианосцев проекта 1160. Представлял из себя модификацию Су-28К.
  • Су-29К — проект палубного истребителя-перехватчика для оснащения авианосцев проекта 1160. Представлял из себя модификацию Су-27К с улучшенной СУВ, позволявшей применять ракеты «воздух—воздух» большой дальности К-33.
  • Су-27КИ — проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1153, а позже для предварительного варианта ТАКР проекта 1143.5.
  • Су-27КШ — проект палубного штурмовика на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1153, а позже для предварительного варианта ТАКР проекта 1143.5.

Поздние проекты

  • Су-27К — проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1143.5.
  • Су-27КУ — проект палубного двухместного учебно-тренировочного самолёта.
  • Су-27КРЦ — проект палубного двухместного самолёта разведки и целеуказания.
  • Су-27КПП — проект палубного двухместного самолёта-постановщика помех.
  • Су-27КТ / Су-27КТЗ — проект палубного двухместного самолёта-топливозаправщика.
  • Су-27КУБ / Су-33УБ — проект палубного двухместного учебно-боевого самолёта на базе наработок по Су-27КУ и Су-27КТ. Построен один лётный образец (переделан из Т-10К-4). Программа закрыта.
  • Су-33 — обозначение палубных истребителей Су-27К после принятия их на вооружение. Су-33 входят в состав авиагруппы ТАКР «Адмирал Кузнецов».

Происшествия

Всего с момента первого полета Су-33 произошло 7 аварий, 5 из которых были вызваны техническими неисправностями самолёта.

  • 28 сентября 1988 года первый опытный экземпляр Т10К-1 (б/н 37) под управлением летчика-испытателя Николая Садовникова на высоте 2000 м и скорости 1270 км/час потерял управление вследствие отказа гидросистем. Пилот катапультировался.[7]
  • 11 июля 1991 года из-за отказа ЭДСУ потерян один из самолётов установочной партии (Т10К-8). Пилот полковник Тимур Апакидзе катапультировался.[1]
  • 17 июня 1996 года при выполнении тренировочного полета в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу Су-33 (б/н 65) из состава 1-ой АЭ 279-го КИАП. Пилотировавший машину Виталий Кузьменко погиб.[14]
  • 11 мая 2000 года при выполнении плановых полетов отдельного корабельного авиационного полка Северного флота потерпел аварию палубный истребитель Су-33 (б/н 71), который пилотировал летчик первого класса полковник Павел Кретов. Летчику удалось катапультироваться из падающей машины и благополучно приземлиться примерно в 54 километрах от базового аэродрома Североморск-3. На самолёте произошёл отказ бортовой системы управления.[14]
  • 17 июля 2001 года во время авиашоу, посвященном дню морской авиации в гарнизоне «Остров» под Псковом, при имитации посадки на авианосец потерпел крушение Су-33 (б/н 70), которым управлял Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе. В результате самолёт ударился о взлетно-посадочную полосу и сгорел, летчик погиб.[14]
  • 5 сентября 2005 года потерян самолёт Су-33 (б/н 82) под управлением подполковника Юрия Корнеева. Пилот успешно катапультировался. Происшествие произошло при посадке на палубу ТАКР «Адмирал Кузнецов». Из-за обрыва троса аэрофинишера (тормозное устройство) самолёт продолжил движение по палубе, упал в море и затонул.[15]

Лётно-технические характеристики

Источники: А.Фомин «Су-33 — корабельная эпопея»[16], Е.Гордон «Sukhoi Su-27»[17], ОКБ Сухого[18]

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 21,185 м
  • Размах крыла: 14,7 м
    • со сложенным крылом: 7,40 м
    • с подвешенными ракетами на законцовках: 14,948 м
  • Размах заднего ГО: 9,9 м
    • со сложенными стабилизаторами: 7,40 м
  • Высота: 5,72 м
  • Площадь крыла: 67,84 м²
  • Профиль крыла: П44М
  • Коэффициент удлинения крыла: 3,48
  • Коэффициент сужения крыла: 3,76
  • Угол стреловидности по передней кромке: 42,5°
  • База шасси: 5,87 м
  • Колея шасси: 4,44 м
  • Масса пустого: 19600 кг
  • Масса снаряжённого: 20440 кг (2 × Р-27Э + 2 × Р-73)
  • Масса нормальная взлетная:
    • с частичной заправкой: 26000 кг
    • с полной заправкой: 29940 кг
  • Масса максимальная взлетная: 33000 кг
  • Масса топлива: 9500 кг
    • основной вариант заправки: 5350 кг
  • Объём топливных баков: 12100 л
  • Нормальная посадочная масса: 22400 кг
  • Предельная посадочная масса: 26000 кг
  • Двигатель:

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • на высоте: 2300 км/ч (2,17 М)
    • у земли: 1300 км/ч (1,09 М)
  • Посадочная скорость: 235—250 км/ч
  • Дальность полета:
    • у земли: 1000 км
    • на высоте: 3000 км
  • Продолжительность патрулирования на удалении 250 км: 2 ч
  • Практический потолок: 17000 м
  • Нагрузка на крыло:
    • при нормальной взлётной массе:
      • с частичной заправкой: 383 кг/м²
      • с полной заправкой: 441 кг/м²
    • при максимальной взлётной массе: 486 кг/м²
  • Тяговооружённость на форсаже:
    • при нормальной взлётной массе:
      • с частичной заправкой: 0,96
      • с полной заправкой: 0,84
    • при максимальной взлётной массе: 0,76
  • Длина разбега: 105 м (с трамплином)
  • Длина пробега: 90 м (с аэрофинишёром)
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: 8,5 g (или 8[19][20])

Вооружение

  • Пушечное: 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1 (боезапас 150 снарядов)
  • Боевая нагрузка:
    • максимальная: 6500 кг
    • вариант В-В: 3200 кг (8 × Р-27Э или 6 × Р-73)
  • Точки подвески: 12
    • УРВВ:
    • УРВП: нет
    • Неуправляемые ракеты:
    • Бомбы: свободнопадающие различного назначения, бомбовые кассеты
      • 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500, ЗБ-500) или
      • 28 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т.д.) или
      • 32 × 100 кг

Авионика

  • РЛС: РЛПК-27К
    • Антенна:
      • Тип: Н001К
      • Диаметр: 1075 мм
    • Зона обзора:
      • по высоте: ±50°
      • по азимуту: ±60°
    • Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР = 3 м²:
      • навстречу: 100 км
      • вдогон: 40 км
    • Количество одновременно сопровождаемых целей: 10
  • ОЭС: ОЭПС-27К
    • Тип: ОЛС-27К («46Ш»)
    • Зона обзора:
      • по высоте: -15°/+60°
      • по азимуту: ±60°
    • Поле обзора: 120×75°
    • Угол обзора: 60×10°, 20×5°, 3×3°
    • Дальность сопровождения теплоконтрастной воздушной цели:
      • навстречу: 40 км
      • вдогон: 100 км
    • Диапазон измеряемых дальностей: 6 км
  • Нашлемная система целеуказания:«Щель-3УМ-1»

Экземпляры Су-33

в разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 5 октября 2010.

Су-33

ЭкземплярБортовой номерПримечанияФотография
Опытные
Т10К-0сер.№ 01-01для стат.испытаний.Нет
Т10К-10сер.№ 03-05для стат.испытаний.Нет
Т10-20КТМборт.№ «синий 20»габаритно-массовый макет, был изготовлен на базе опытного Т10-20, использовался для отработки размещения на палубе авианосца будущих Су-33
Т10К-1борт.№ «синий 37»первый летный прототип. Первый вылет состоялся 17 августа 1987г. Потерян 27 сентября 1988 г. в результате отказа. Летчик Н.Садовников успешно катапультировался.Нет
Т10К-2борт.№ «синий 39»Второй летный прототип. Первый вылет состоялся 22 декабря 1987г. Именно этот самолёт, пилотируемый В.Г. Пугачевым, совершил первую посадку на авианосец 1 ноября 1989 г.Нет
Установочная партия
Т10К-3сер.№ 02-01Первый полет 17 февраля 1990 г.Нет
Т10К-4борт.№ «синий 59″(зав.№ 49051002502, сер.№ 02-02)1990 г. В 1995-1999 гг. переоборудован в Т10КУБ-1.Нет
Т10К-5борт.№ «синий 69″(зав.№49051002603, сер.№ 02-03)1990 г. Постоянный участник МАКС.
Т10К-6борт.№ «синий 79″(зав.№ 49051003301, сер.№ 03-01)1991 г.Нет
Т10К-7борт.№ «синий 89″(сер.№ 03-02)1991 г. После распада СССР машина осталась на территории Украины[2][21][22]. Позднее самолёт был продан Китаю[2][23], где был скопирован в 2010 г. (копия получила наименование J-15[2]).Нет
Т10К-8борт.№ «синий 99″(сер.№ 03-03)1991 г. 11 июля 1991 г. в результате отказа СДУ машина была потеряна. Т.Апакидзе успешно катапультировался.Нет
Т10К-9борт.№ «синий 109″(зав.№ 49051003604, сер.№ 03-04)1991 г.
Серийные машины
борт.№№ красный «60»
борт.№№ красный «61»Нет
борт.№№ красный «62»Нет
борт.№№ красный»64″
борт.№№ красный «65»(зав.№ 49051006105, сер.№ 06-05)Разбился 17 июня 1996 г. в результате ошибки пилотирования. Летчик В.Кузьменко погиб.Нет
борт.№№ красный «66»Нет
борт.№№ красный «67»Нет
борт.№№ красный «68»Нет
борт.№№ красный «70»(зав.№ 49051004103, сер.№ 04-03)Разбился 17 июля 2001 г. в результате ошибки пилотирования. Летчик Т.Апакидзе погиб.Нет
борт.№№ красный «71»Нет
борт.№№ красный «72»
борт.№№ красный «73»Разбился 11 мая 2000 г. в результате ошибки пилотирования. Летчик П.Кретов успешно катапультировался.Нет
борт.№№ красный «76»Нет
борт.№№ красный «77»(зав.№ 49051005101, сер.№ 05-01)Нет
борт.№№ красный «78»Нет
борт.№№ красный «79»Нет
борт.№№ красный «80»
борт.№№ красный «81»
борт.№№ красный «82» (зав.№ 49051007504, сер.№ 07-04)Утонул 5 сентября 2005 г. в результате обрыва аэрофинишера при посадке на палубу. Летчик Ю.Корнеев успешно катапультировался.Нет
борт.№№ красный «83»Нет
борт.№№ красный «84»Нет
борт.№№ красный «85»
борт.№№ красный «86»
борт.№№ красный «87»
борт.№№ красный «88»(зав.№ 49051009301, сер.№ 09-01)Нет

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Су-33 на сайте airwar.ru
  2. 1 2 3 4 5 «Взлет», №7-8 2010, стр. 24.
  3. 1 2 Gordon Y, 2006, p. 591.
  4. 1 2 Фомин А., 2003, стр. 168.
  5. Корабельный истребитель Су-33: 10 лет на вооружении российской армии
  6. 1 2 3 4 5 6 7 8 Фомин А., 2003, стр. 70,71
  7. 1 2 3 4 5 6 7 Фомин А., 2003, стр. 80-81.
  8. 1 2 3 4 5 Фомин А., 2003, стр. 73-74.
  9. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Фомин А., 2003, стр. 91-97.
  10. The International Institute For Strategic Studies IISS. The Military Balance 2010. — Nuffield Press, 2010. — С. 225. — 492 с. — ISBN 9781857435573
  11. «Сухой» проводит наземные и летные испытания модернизированных истребителей Су-33
  12. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Фомин А., 2003, стр. 190-204.
  13. 1 2 3 АЛ-31Ф серии 42 (М1) на сайте ММПП «Салют»
  14. 1 2 3 Су-33 погубил своего «крестного отца»
  15. Упавший в океан истребитель Су-33 будет уничтожен глубоководными бомбами
  16. Фомин А., 2003, стр. 77, 89, 190-220.
  17. Gordon Y., 2007, p. 453.
  18. Су-33 на сайте ОКБ Сухого
  19. Су-33 на сайте Объединенной Авиастроительной Корпорации
  20. Су-33 на сайте ОКБ Сухого
  21. Авиация и время №3, 2004 год, стр. 12
  22. Фомин А., 2003, стр. 121.
  23. Китай скопировал российский Су-33 на сайте ukranews.com

См. также

Другие палубные истребители

Интересные факты

  • Известный омский комментатор Андрей Блохин дал прозвище Су-33 российскому хоккеисту Максиму Сушинскому, которое совпадает с его первыми буквами фамилии и любимым игровым номером.

Летчики-испытатели Су-33

Литература

  • Андрей Фомин. Су-33 — Корабельная эпопея. — М.: «РА Интервестник», 2003. — 248 с. — 3000 экз. — ISBN 5-93511-006-7
  • Yefim Gordon. Sukhoi Su-27. — England: Midland Publishing, 2007. — 592 p. — (Famous Russian Aircraft). — ISBN 1-85780-247-0
  • Журнал «Взлет», №7-8 2010. РЫНОК КОРАБЕЛЬНЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ. — Москва: «Аэромедиа», 2010. — ISSN 1819-1754.

Ссылки

Видеозаписи

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *