Су-33 остаётся в морской авиации: «длинная рука» ВМФ

В нашей сентябрьской публикации, касающейся вопросов отставания 279-го истребительного авиационного полка, базирующегося на тяжёлом авианесущем ракетном крейсере «Адмирал Кузнецов», от французской и американской палубной авиации, мы подробно рассмотрели все сильные и слабые стороны данного авиакрыла: сильные заключаются в отличных конструктивных ЛТХ палубных истребителей Су-33 и МиГ-29К, которые на голову превосходят западные «Супер Хорнеты» и «Рафали» благодаря возможностям сверхманевренного боя, слабые – значительное отставание в области БРЭО данных боевых (на «Сушке» до сих пор установлена устаревшая БРЛС с антенной решёткой Кассегренна, дальность обнаружения цели типа истребитель с ЭПР 3 м2 – 110 км, на МиГ-29К – БРЛС «Жук-М» с аналогичной дальностью обнаружения).
Но РЛС истребителя МиГ-29К имеет преимущество над Н001 Су-33,- она имеет режим «воздух-земля-корабль», а поэтому МиГ-29К – истребитель многоцелевой, способный выполнять подавление ПВО и противокорабельные операции, круг задач Су-33 ограничивается завоеванием господства в воздухе на большом удалении, причём в дальнем воздушном бою он находится на техническом уровне истребителя-перехватчика Су-27. Поставки этой машины в 279-й ИАП также затягиваются, не говоря уже о более современном МиГ-29КУБ. Командование морской авиацией ВМФ России очень долго определялось с будущим составом авиаполка, казалось, Су-33 будет полностью списан со счетов, но 20 марта 2015 года РИА Новости сообщили радостную информацию.
Командующий морской авиацией Игорь Кожин заявил о начале программы модернизации Су-33, после чего они будут переданы в распоряжение 279-го ИАП и продолжат службу на авианосце «Адмирал Кузнецов» до 2025 года. Также было отмечено, что Су-33 сформируют дальний рубеж ПВО АУГ ВМФ, а МиГ-29К – средний, ближний же обеспечат корабельные ЗРК («Кинжал», «Оса-МА», «Кортик»).
Су-33 – боевая машина славного семейства Су-27, а поэтому модернизационный задел у него практически неограниченный. У ОКБ «Сухого» и авиастроительной корпорации «Иркут» есть большой опыт по усовершенствованию данного семейства истребителей. Одним из примеров может послужить и китайский проект палубного J-15S. Это двухместная модификации Су-33, разработанная на основе советских чертежей и документов, а также планера Т-10К, которые были куплены в Украине в 2001 году, до уровня готовности первую одноместную модификацию J-15 удалось довести лишь через 9 лет, специалисты «Шеньян» долго осваивали механизацию складывающегося крыла. На данном этапе J-15S имеет перспективное бортовое РЭО, современную БРЛС, а за счёт ввода в состав экипажа оператора систем и интеграции тактической связи от Су-30МКК, палубный истребитель J-15S получил возможности мини-ДРЛО и воздушного командного пункта.
Наши модернизационные возможности на шаг опережают китайские
Из тактико-технических характеристик Су-33 известно, что при заправке топливных баков на 70% (6500 кг топлива), а также при облегчённом снаряжении подвесок вооружением «воздух-воздух» (в качестве перехватчика, а это около 1 тонны: 2 ракеты Р-27ЭР и 2 х Р-73), взлётная масса составляет 26940 кг. Тяга двух ТРДДФ АЛ-31Ф 3-й серии составляет 12800 кгс на чрезвычайном режиме, значит тяговооружённость самолёта составит 0,95, чего может быть недостаточно для ведения высокоманевренного ближнего боя.
Для увеличения тяговооружённости у нас есть «козырь» в виде более совершенных и мощных двигателей, предназначенных для Су-35С и Т-50 ПАК-ФА. Одним из двигателей считается модификация АЛ-31Ф-М1, тяга каждого составляет 13500 кгс, общая – 27000 кгс, при оснащении данным двигателем тяговооружённость возрастает до 1,0. На страничке разработчика двигателей серии АЛ-31Ф ФГУП ММПП «Салют» уже размещали фото двигателя, установленного в силовом блоке хвостовой части Су-33, т.е. работы в этой области ведутся основательно.
Также существует техническая возможность установки на Су-33 более мощных двигателей АЛ-31Ф-М2/М3, а также АЛ-41Ф1 («Изделие 117С»), суммарная тяга таких «дуэтов» будет 28200, 30600 и 28000 кгс соответственно, т.е. тяговооружённость будет в пределах 1,04 – 1,13. Данные варианты силовых установок позволят морской «Сушке» стать на шаг ближе к поколению 4++. АЛ-31Ф-М3, оснащённый 3-хступенчатым компрессором низкого давления с более широкими лопатками и степенью повышения давления 4,2, разрабатывается «Салютом» ещё с 2002 года, тягу двигателя удалость довести до 15300 кгс, что практически соответствует 15876 кгс американских ТРДДФ Pratt & Whitney F119-PW-100, установленных на F-22A “Raptor”.
Китайцы пока не могут приблизится к созданию двигателя подобной мощности, обладающему к тому же нормальным ресурсом работы, их двигатели быстрее изнашиваются за счёт низкого качества литья лопаток турбины методом направленной кристаллизации (НК). Варианты двигателей оснащены отклоняемым вектором тяги, поэтому Су-33 получит все возможности сверхманевренности, которые присущи Су-30СМ и МиГ-29ОВТ.
Второе важное новшество при модернизации Су-33 – обновление радиолокационного комплекса и БРЭО кабины пилота и систем обнаружения и оповещения, включая систему РЭБ.
Палубные истребители-перехватчики используют устаревший радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27 на основе РЛС Н001 «Меч», данный комплекс не может похвастаться высокой помехозащищённостью, дальностью обнаружения современных истребителей 4++ — 5-го поколений на удалении свыше 50-70 км, также без усовершенствования данного комплекса до версии РЛПК-27ВЭ (РЛС Н001ВЭ), Су-33 не способен к применению ракет с АРГСН Р-77 и более современного вооружения класса «воздух-воздух».
Как и у всей линейки «Фланкеров», носовой радиопрозрачный обтекатель Су-33 «Flanker-D» имеет диаметр, подходящий для различных модификаций «Тихомировских» радаров с диаметром антенной решётки 1076 мм, поэтому КУВ может быть усовершенствован установкой наиболее современных бортовых РЛС Н011М «Барс» (антенная решётка 980 мм) и Н035 «Ирбис-Э» (АР 900мм), парадокс, но ни в одном печатном, либо электронном издании не встречалось информации о возможном применении этих комплексов в составе Су-33.После введения подобных новшеств, некогда устаревший Су-33 сможет не только сравниться с заокеанскими палубными истребителями F/A-18E/F, но и значительно превзойти их в области дальнего воздушного боя, перехвата, а также нанесения ударов по наземным и морским целям. БРЛС «Ирбис-Э» может также частично снять необходимость в палубном самолёте ДРЛО типа Як-44, о котором так часто спорили «гурманы» военно-аналитических форумов, ведь дальность обнаружения станции – 400 км (истребители противника) и 150-220 км (крылатые ракеты). Учитывая, что сейчас у флота только один авианосец, боевой потенциал эскадрильи из 12-14 Су-33 должен быть на уровне многоцелевых истребителей Су-35С, а поэтому очень важной частью планов, озвученных Командованием морской авиации, должна стать доработка пассивных локационных систем самолёта, а также оборудование приборной панели лётчика.
Сейчас кабина пилота представлена одним небольшим монохромным МФИ, стандартным ИЛС, а также нашлемной системой целеуказания, синхронизированной с ОЛС-27К. Оптико-локационная станция имеет достаточные для ведения воздушного боя характеристики(дальность обнаружения в ЗПС – 50, в ППС-15), но возможна и замена на более современную ОЛС-35 с вдвое увеличенными показателями. Бедное индикаторная оснастка кабины должна быть заменена по примеру кабины Су-35С, там в распоряжении лётчика два огромных широкоформатных цветных ЖК МФИ, на которые выводится вся необходимая навигационная и тактическая информация, а также имеется небольшой МФИ под блоком ИЛС и на правой верхней части панели(на последнем выводится авиагоризонт, на первом навигационная информация), следует отметить, что кабина Су-35С исключает наличие механических приборов и оценивается наибольшей «оцифрованностью», как кабины МиГ-35 и Як-130.
Поскольку палубное авиакрыло предусматривает боевые действия на большом удалении от авиабаз и какой-либо помощи с континента, безопасность лётчика и живучесть боевой машины должны быть на высоте, т.е. самолёт должен быть оснащён самыми лучшими системами оповещения. Такие изделия известны нам с 2007 года. Устанавливаются они на многоцелевые фронтовые истребители МиГ-35, это: СОАР – станция обнаружения атакующих ракет в оптическом диапазоне, обнаруживает атакующие ракеты по дымовому следу ракетного двигателя и силуэту, установлено две камеры СОАР – НС-ОАР и ВС-ОАР(нижней и верхней полусферы), система отличается матрицами высокого разрешения, способными обнаружить любую угрозу, от ЗУР ПЗРК до ЗУР комплекса «Patriot» и ракет «воздух-воздух».
Вторая система – СОЛО – станция обнаружения лазерного облучения, необходимая для пеленгации облучения лазерными дальномерами истребителей и ЗРК противника, естественно, в состав оборонительного комплекса улучшенного Су-33 должна входить более совершенная СПО, которая будет сигнализировать об облучении РЛС противника, определять её тип и режим работы(обзор, сопровождение, либо захват). Установленная сейчас на Су-33 СПО-15ЛМ «Берёза» способна лишь выявлять условное направление облучения, степень угрозы и класс, но не имеет возможности точно определять тип облучающей РЛС, точное направление и относительное удаление, на что способна даже устаревшая американская СПО TEWS, установленная на большинство модификаций истребителя F-15.

В статье был описан самый эффективный, на мой взгляд, метод усовершенствования палубных истребителей-перехватчиков Су-33, но на самом деле существует целый ряд других возможностей по наращиванию потенциала данного самолёта, о которых можно рассуждать и писать бесконечно.
Данный самолёт не мог быть выведен из состава ВМФ России не только из-за его совершенных тактических возможностей, включая боевой радиус на высоте до 1450 км, но и из-за относительной молодости боевых машин: самый старший борт был произведён в 1993 году, самый новый – в 1998. И сколько не ходило слухов о консервации и полной замене Су-33 на МиГовскую серию, история доказала, морской «Фланкер» остаётся на страже дальнего рубежа ВМФ России.
/Евгений Даманцев/
army-news.ru
Морская авиация России получила очередную партию модернизированных палубных истребителей Су-33
Как стало известно, в состав авиации ВМФ России передана очередная партия модернизированных палубных истребителей Су-33. В результате модернизации Су-33 получили новейшую систему высокоточного бомбометания «Гефест».
В настоящий момент Су-33 является основным российским палубным истребителем. Все самолёты данного типа сконцентрированы в 279-й отдельном корабельном истребительном авиаполку, куда организационно сводится авиакрыло единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов». Всего с 1994 по 1998-й годы полком от промышленности было получено 25 серийных истребителей Су-33.
Су-33 является самым большим в мире палубным истребителем и способен осуществлять длительное патрулирование и перехват воздушных целей противника на большом удалении от авианосца. С полным запасом топлива и полным боезапасом ракет «воздух-воздух» (на всех 12 точках подвески), радиус действия Су-33 может достигать 1,5 тысячи километров. Правда при эксплуатации с палубы «Адмирала Кузнецова» такое возможно только при взлёте с третьей стартовой позиции, при взлёте же с первой и второй стартовой позиций возможен полёт либо с меньшим запасом топлива, либо с меньшей боевой нагрузкой. Су-33, как и Су-27, на базе которого он и был создан, обладает отличными манёвренными характеристиками, превосходящими таковые у большинства современных истребителей.
Однако, несмотря на впечатляющие лётные и манёвренные характеристики, Су-33, созданный в конце 80-х, является «чистым» истребителем и практически лишён возможности эффективного боевого применения по наземным и морским целям. С целью поднятия боевых возможностей Су-33 в двухтысячных годах была разработана программа модернизации. Модернизированный вариант самолёта получил индекс Су-33М.
Модернизация Су-33 проводится на авиационном заводе «Сухого» им. Юрия Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, а также силами 20-го авиаремонтного завода в городе Пушкине. Как правило, самолёты перегоняются на заводы небольшими партиями, по 2-4 машины. В рамках модернизации Су-33, производятся следующие работы:
- Продление ресурса планера
- Установка новых, более мощных двигателей АЛ-31Ф-М1. Данный двигатель имеет увеличенную до 13500 килограмм тягу в режиме форсажа. Для сравнение — «базовый» двигатель АЛ-31Ф 3-й серии, которыми оснащались Су-33 имели тягу в 12800 кг (при этом по сравнению с «обычным» АЛ-31Ф, которыми оснащались Су-27 двигатели Су-33 имели повышенную на 300 кг тягу). АЛ-31Ф-М1 имеет увеличенный до 2000 часов общий ресурс и до 1000 часов — межремонтный, обладает более совершенной цифровой системой управления и меньшим, по сравнению с «базовым» двигателем расходом топлива.
- Замена станции предупреждения об облучении СПО-15 «Берёза» на современную, гораздо более совершенную станцию Л-150 «Пастель», которой оснащаются все новые и модернизированные самолёты и вертолёты ВВС России.
- Замена приборного оборудования кабины.
- Установка нового прицельно-навигационного комплекса с подсистемой высокоточного бомбометания СВП-24-33 «Гефест». Данная система обеспечивает возможность точного поражения целей свободнопадающими бомбами и прочими неуправляемыми авиационными боеприпасами с больших высот, позволяя самолёту не входить в зону поражения переносных зенитно-ракетных комплексов, зенитной артиллерии и ЗРК малой дальности. СВП-24 обеспечивает для свободнопадающих бомб при сбросе с высоты в 5 километров круговое вероятностное отклонение (КВО) в 30-40 метров, что позволяет небольшой серией бомб достичь такого же эффекта, как и применение управляемых авиабомб.
- По неподтверждённым данным в ходе модернизации Су-33 получают возможность применения и управляемого ракетного оружия класса «воздух-поверхность».
Модернизированные истребители Су-33 продемонстрировали высокую эффективность в ходе боевого похода авианосца «Адмирал Кузнецов» к берегам Сирии в 2016 году. В ходе боевых действий у берегов Сирии палубные истребители Су-33 и МиГ-29К из его авиагруппы совершили 420 боевых вылетов, из них 117 — в ночных условиях и поразили 1252 цели. Действия российской палубной авиации, вместе с ударами крылатых ракет по позициям боевиков, стали одним из факторов, способствующих быстрому освобождению Алеппо («вторая столица» Сирии) сирийскими войсками.
Вероятнее всего, к 2020 году большинство имеющихся в строю Су-33 пройдёт положенный капитальный ремонт и модернизацию. Учитывая, что значительная часть данных самолётов имеет очень высокий остаточный ресурс планера, служить они будут ещё долгие годы и, вполне вероятно, и в дальнейшем будут составлять «ядро» авиагруппы уже «обновлённого» «Адмирала Кузнецова».
Павел Румянцев
dfnc.ru
Су 33 палубный истребитель — Авиация России
Разработанный на базе Су 27, тяжёлый истребитель Су 33 предназначен для палубной авиации, базирующейся на авианосных крейсерах и позиционируется как самолёт противовоздушной обороны и ДРЛО, входящий в состав смешанного авиакрыла совместно с МиГ 29К.
История проекта Су 33
Совместно с началом строительства авианосцев в Советском Союзе в 80-х годах приступили к разработке самолёта палубной авиации в ОКБ Сухого под руководством главного конструктора Михаила Симонова. На первых образцах Су 27К установили и опробовали работу ПГО на взлёте и посадке, проверили в действии тормозной гак.
Сохранив все преимущества базового самолёта Су 27, экспериментальный прототип под индексом Т-10К-1 собрали в 1986 году и в августе 1987 года лётчик-испытатель В.Г. Пугачёв совершил ознакомительный полёт.

Взлёт Су 33
Через шесть месяцев собрали второй экземпляр, оснастив его складывающейся конструкцией крыла и таким же горизонтальным оперением. Этот экземпляр морозным декабрьским днём 22-го числа 1987 года совершил пробный вылет и уже под обозначением, как палубный истребитель Су 33 приступил к дальнейшим полётам.
Спустя семь дней после входа в строй авианесущего крейсера «Тбилиси»(сейчас это «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»), пилот В. Пугачёв выполнил облёт радиолокационных средств и пролёт над кораблём на высоте 30 метров. До 31 октября 1989 года Су 33 имитировал посадку, касаясь палубы и первого ноября, впервые за историю отечественной авиации, была произведена посадка машины обычной схемы на палубу ТАКР «Тбилиси».
Производство серийных самолётов Су 33 началось в 1989 году и первая машина серии опробована в небе лётчиком-испытателем И. Вотинцевым 17 февраля 1990 года. Последовавший спад экономики и разрушение союзного государства привели к сокращению производства самолётов палубной авиации и выпуск ограничился 26 машинами.

Су 33
Конструкция палубного самолёта Су 33
За основу для Су 33 взята традиционная аэродинамическая схема с интегральной компоновкой, отличающаяся применением ПГО. Складывающееся крыло в виде трапеции плавно сливается с корпусом самолёта, образуя единую несущую конструкцию. Размещённое в местах сопряжения крыла и корпуса ПГО повышает коэффициент подъёмной силы и улучшает маневренные возможности, что играет немаловажную роль для самолёта палубной авиации.
Экономичные двигатели АЛ-31Ф-М1 с большим межремонтным ресурсом и тягой в 13500 кгс разнесены по обе стороны фюзеляжа, чтобы избежать эффекта взаимовлияния. Силовые установки оснащены регулируемыми воздушными заборниками, позволяющими развивать скорость, превосходящую скорость звука в два раза. На машинах, прошедших модернизацию, в кабине пилота стоят вместо аналоговых приборов ЖК-дисплеи, отображающие информацию о полёте и состоянии самолёта.

Су 33 в бою
Начиная с 2002 года все Су 33 направлялись на ремонт и модернизацию. По имеющимся данным, в Комсомольске на Амуре уже 19 машин прошли данный процесс (из них две повторно). Нормативы ремонта и модернизации не нарушаются, оставшиеся самолёты также должны быть модернизированы и вернуться в строй.
Характеристики Су 33
- Экипаж – 1 чел
- Длина самолёта – 21,19 м
- Высота самолёта – 5,85 м
- Размах крыла – 14,7 м
- Двигатели – 2 х АЛ-31Ф-М1
- Тяга на форсаже – 2 х 13500 кгс
- Максимальный взлётный вес – 33 т
- Полезная нагрузка – 6500 кг
- Наивысшая скорость на высоте – 2300 км/ч
- Максимальная скорость у земли – 1400 км/ч
- Дальность – 3 тыс. км
- Практический потолок – 17 тыс.м
- Вооружение – 30-мм пушка ГШ-301
- УРВВ – 6 Х Р-73, 8 Х Р-27Р, 2 Х Р-27Т, Х-41 «Москит»
- Неуправляемые ракеты и бомбы – в зависимости от загрузки
Интересные факты об Су 33
В небольшом видеоролике, размещённом в СМИ, видно как самолёт снижается над палубой ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и не касаясь её вновь взмывает в небо. Неискушённому зрителю кажется, что самолёт неудачно заходит на посадку и едва не упав, вновь с трудом набирает высоту. На деле, лётчики таким образом отрабатывают маневр ухода на второй круг с высоты выравнивания – это обязательное тренировочное упражнение из курса боевой подготовки.

Два Су 33 в возвуздухе
Широкая известность палубного истребителя подтверждается таким курьёзным фактом, что прозвище Су 33 получил от комментатора Андрея Блохина популярный российский хоккеист Сушинский по совпадению игрового номера и первых букв его фамилии.
В 1988 году 28 сентября из-за выхода из строя гидравлической системы, опытный образец с бортовым номером 37 на околозвуковой скорости и высоте 2 тыс. метров стал неуправляемым. Лётчик-испытатель Н. Садовников катапультировался и остался жив.
При выполнения полётного задания полковником Тимуром Акапидзе 11 июля 1997 года произошло самопроизвольное отключение электродистанционной системы управления, лётчик не растерялся и успешно катапультировался.
Сложные погодные условия 17 июня 1996 года не дали продолжить тренировочный полёт лётчику В. Кузьменко, он не успел катапультироваться и погиб.
Су 33 с бортовым номером 73 потерян 11 мая 2000 года из-за неисправности в системе управления. Пилотировавший машину полковник В. Кретов немедленно катапультировался и в 50 км от базы удачно приземлился.
На авиашоу в честь дня морской авиации 17 июля 2001 года, лётчик-испытатель Т. Акапидзе выполнил сложный показательный пилотаж, после которого Су 33 внезапно упал и загорелся.
Пилота срочно эвакуировали, но по дороге от сильных ранений он скончался
При выполнении посадки на ТАКР «Адмирал Кузнецов» 5 сентября 2005 года произошёл обрыв аэрофинишёра, Су 33 с номером 82 проскочил посадочную палубу и нырнул в воду. Пилотировавший машину подполковник Ю. Корнеев, не растерявшись, успел катапультироваться.
Видео: Су 33 взлёт и посадка с авианосца
Видео: Су 33 выпустили ракеты по воздушным мишеням
aviarf.ru
Два отремонтированных Су-33 » Военное обозрение
279-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк Морской авиации Северного флота получил два корабельных истребителя Су-33, прошедших ремонт и модернизацию на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ, филиал ОАО «Компания «Сухой»). Отремонтированные самолеты имеют красные бортовые номера «85» (серийный номер 08302) и «88» (серийный номер 09301). Оба самолета совершили перелет парой из Комсомольска-на-Амуре в Североморск 21 февраля 2014 года, совершив промежуточные посадки на аэродромах Толмачево (Новосибирск) и Большое Савино (Пермь).Всего 279-й полк с 1992 по 1997 годы получил 25 серийных истребителей Су-33 постройки КнААЗ, из которых четыре были потеряны в ходе эксплуатации. Оба сданных сейчас после ремонта истребителя «85» и «88» относятся к машинам последних выпусков, причем борт «88» стал вообще последним поставленным серийным Су-33 (в 1997 году). При этом для самолета «88» прошедший ремонт на КнААЗ стал вторым — ранее эта машина проходила там ремонт в начале 2000-х годов.
Чуть ранее в конце 2013 года на КнААЗ был завершен ремонт и модернизация двух других истребителей Су-33 279-го полка — с красными бортовыми номерами «67» и «84». Всего с 2002 года процесс ремонта и модернизации в Комсомольске-на-Амуре прошли 19 истребителей Су-33 (в том числе два самолета — дважды). По имеющимся сведениям, на сегодняшний день в составе 279-го полка имеются 14 летных истребителей Су-33, из которых восемь (с бортовыми номерами «62», «66», «68», «76», «77», «78», «79» и «80») находятся в походе на борту тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», а шесть (с бортовыми номерами «67», «84», «85», «86», «87» и «88») — на береговом аэродроме полка в Североморске. Еще семь самолетов находятся в Североморске на хранении.

Корабельный истребитель Су-33 (бортовой номер «85 красный», серийный номер 08302) во время перелета после ремонта и модернизации из Комсомольска-на-Амуре в Североморск. Толмачево (Новосибирск), 21.02.2014 (с) Андрей Чурсин / russianplanes.net

Корабельный истребитель Су-33 (бортовой номер «88 красный», серийный номер 09301) во время перелета после ремонта и модернизации из Комсомольска-на-Амуре в Североморск. Толмачево (Новосибирск), 21.02.2014 (с) Андрей Чурсин / russianplanes.net

Корабельный истребитель Су-33 (бортовой номер «85 красный», серийный номер 08302) во время перелета после ремонта и модернизации из Комсомольска-на-Амуре в Североморск.Большое Савино (Пермь), 21.02.2014 (с) Владимир Полуянов / russianplanes.net

Корабельный истребитель Су-33 (бортовой номер «88 красный», серийный номер 09301) во время перелета после ремонта и модернизации из Комсомольска-на-Амуре в Североморск.Большое Савино (Пермь), 21.02.2014 (с) Владимир Полуянов / russianplanes.net

Корабельные истребители Су-33 с бортовыми номерами «85 красный» и «88 красный» во время перелета после ремонта и модернизации из Комсомольска-на-Амуре в Североморск проходят парой на эшелоне над Сыктывкаром. 21.02.2014 (с) Петр Акулин / russianplanes.net
topwar.ru
Почему Су-33 до сих пор востребован
Су-33 (Су-27K, Т-10К) — палубный истребитель четвертого поколения. Разрабатывался с 1984 года ОКБ им. Сухого на основе тяжелого истребителя наземного базирования Су-27, производился с 1989, принят на вооружение в 1998.
На современный период времени является основой авиагруппы единственного сохранившегося в составе российского флота авианосца – ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
Задача Су-33 защищать флот, в частности авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» от нападений вражеских истребителей и штурмовиков, поэтому основное оружие отечественного палубного истребителя стрелково-пушечное и ракетное.
Вооружение Су-33
Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа ГШ-301, установленной в наплыве правой половины крыла, с боезапасом в 150 снарядов. ГШ-301 – самое легкое 30-мм орудие в мире, им вооружают многие самолеты ВВС России, так как оно обладает хорошими показателями огневой мощности при компактных размерах.
Ракетный арсенал представлен ракетами средней дальности «воздух-воздух» Р-27, а для ближнего маневренного боя применяется ракета Р-73. Ракета Р-27 имеет модификации, отличающиеся по типу наведения, например Р-27Р (полуактивныму радиолокационныму) и Р-27Т (тепловому). Р-73 носят тепловые головки самонаведения. Согласно стандартному варианту вооружения Су-33 носит 8 ракет Р-27Э (увеличенной дальности действия) и 4 ракеты Р-73
Обновленный вариант
Су-33 способен противодействовать не только вражеским самолетам, но и наносить бомбовые удары по наземным и надводным целям. Для этого в арсенале истребителя есть неуправляемые бомбы (в том числе кассетные) 500, 250 и 100 кг по 8, 28 и 32 шт. Помимо неуправляемых бомб есть возможность подвески управляемых ракет «воздух-поверхность» типа «Москит» и П-800 «Оникс», которые сложно сбить ЗРК противника.
В ходе модернизационных работ на истребитель была установлена высокоточная система бомбометания СВП-24, которая позволила уже обновленному Су-33М метать некорректируемые бомбы как высокоточные, что было продемонстрировано в Сирии. Данный апгрейд позволил Су-33М уничтожать объекты террористов некорректируемыми бомбами, созданными еще в СССР с высоты шесть километров с точностью до 4 метров.
СВП-24 выдает сигнал для сброса бомбы в оптимальной точке на основе анализа данных о позиции цели и самолета, скорости и направлении ветра, атмосферном давлении, баллистики самой бомбы и еще десятка других параметров, что позволяет точно поражать цель даже неуправляемыми бомбами.
Разнообразный арсенал и его способность эффективно применять делает Су-33 многоцелевым самолетом, способным выполнять самые разные боевые задачи.
Особенности
Так как Су-33 — это палубный истребитель, то он приобрел ряд особенностей характерных для этого типа самолетов, а именно: антикоррозионное покрытие в условиях морского климата, складывающееся крыло, для снижения габаритов машины, дополнительное электронное оборудование для взаимодействия с корабельными системами навигации и работы по морским целям, усиленные стойки шасси и т.д.
В связи с ограниченными возможностями военного бюджета на вооружение было принято 26 Су-33, 19 из которых были модернизированы до Су-33М. Модернизация предполагала замену двигателей на более мощные и ресурсоемкие АЛ-31Ф-М1 (1500 взлётов и посадок), установку навигационной системы ГЛОНАСС, уже упомянутой высокоточной системы бомбометания СВП-24 и станции предупреждения об облучении Л-150.
Еще одним отличием Су-33 от своего предшественника Су-27 является переднее горизонтальное оперение, ставшее конструктивным элементом всех будущих модификации истребителя Су-27. Цель этого элемента корпуса – сохранить продольную статическую неустойчивость самолёта, что критически важно для Су-33, так как вместе с ней он сохраняет высокую маневренность, делающую его сложной целью для поражения противником. Параллельно с этим возросла подъемная сила планера.
Отечественные конкуренты
Ближайшим конкурентом среди отечественных самолетов является МиГ-29К, который также является многоцелевым палубным истребителем «4+» поколения. Су-33 разрабатывался одновременно с МиГ-29К, предполагалось, что самолеты будут соседствовать на палубе авианесущего крейсера. МиГ-29К задуман как более легкий и более маневренный истребитель, цель которого быстрое завоевание превосходства в небе в любую погоду.
Су-33 в сравнении с МиГ-29К имеет больший радиус действия в 3000 км против 2000 км у второго, а также способность нести больше бомб. Помимо этого, Су-33 может выступать как самолет заправщик, делясь топливом с другими Су-33 или МиГами с помощью так называемого УПАЗ (устанавливаемый подвесной агрегат заправки). Но МиГ способен нивелировать преимущество Сухого за счет подвесных топливных баков, которые не сильно влияют на его аэродинамику. Су-33 не может носить подвесных топливных баков
Недостатком в сравнении с МиГ-29 является и то, что Су-33 дороже в производстве в 2 раза, поэтому 10 СУ-33 (10×6500 кг) будут нести меньше вооружения, чем 20 МиГ-29К (20×4500 кг). Не забываем, что МиГ меньше по габаритам, поэтому их уместится больше на палубе и во внутренних ангарах того же «Адмирала Кузнецова».
Дело в том, что хоть оба самолета и относят к истребителям, Су-33 отвели функции бомбардировщика и носителя различных современных систем разведки и целеуказания. Об этом можно судить по тому факту, что МиГ-29К вооружают более современными ракетами класса «воздух-воздух» как РВВ-АЕ, а Су-33М нет, хотя данные ракеты может носить его континентальный предшественник Су-27. В связи с тем, что МиГу отводят роль истребителя, его вооружают более современной РЛС и новыми системами РЭБ. Су-33 оставляют задачи, где нужна большая грузоподъемность и дальность.
Как повел себя в Сирии
Боевое применение Су-33 получил в ходе войны в Сирии. С помощью этих самолетов были нанесены бомбовые удары по ИГ* (запрещенная в РФ организация) в провинциях Хомс и Идлиб. Целями были скопления и центры подготовки террористов, заводы по изготовлению разного рода средств массового поражения и склады с боеприпасами. Конкретно в Идлибе игиловцам 15 ноября 2016 года был нанесен болезненный удар, в ходе которого были уничтожены многие полевые командиры, готовившие наступление в Алеппо и Хаме.
Боевых потерь в ходе операции в Сирии среди Су-33 нет, однако по техническим причинам была потеряна одна машина. Во время посадки порвался трос торможения, т.к. не было соблюден правильный угол приземления самолета, в итоге Су-33 свалился за борт и утонул, к счастью летчик успел катапультироваться.
Даже такие потери болезненны для отечественной военной авиации, т.к. Су-33 снят с производства, а на вооружении их осталось 22 единицы.
По ряду причин Су-33 не является экспортным. Это связано с тем, что Су-33 самолет 4-го поколения и у него хватает более передовых конкурентов. Тот же отечественный МиГ-29К, которым его в будущем заменят. Сказывается и стоимость производства Су-33, которая выше в 2 раза по сравнению с МиГ-29К, который по причине относительной дешевизны был заказан Индией для своего флота.
Су-33 являясь самолетом 4 поколения, тем не менее, имеет большой потенциал к модернизации, а так как в армии и флоте остается потребность иметь «длинные руки» для поражения морских и наземных целей Су-33 продолжит эксплуатироваться до 2025 года.
*Террористическая организация, запрещенная на территории России
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики
Одиннадцать лет прошло с первого взлета Су-33 до принятия его на вооружение за два года до начала XXI века. Разрабатываемая ОКБ Сухого модель палубного истребителя четвертого поколения, прозванного в НАТО «Удар во фланг» (Flanker-D), имела лучшие характеристики по сравнению со стоявшим на вооружении МиГ-29К в части большей грузоподъемности и дальности полета. Также самолет мог дозаправляться в воздухе и за счет подвесного контейнера с топливом заправлять другие военные самолеты России.

Для чего он создавался? Основная цель, для которой создавался палубный истребитель Су-33 — контроль воздушного пространства вокруг корабля-матки и «работа» по надводным объектам противника. Крылья и хвост сделаны складывающимися, чтобы истребитель занимал как можно меньше места на корабле. Его автоматически включающиеся воздухозаборники дают возможность достигать скорости вдвое большей, чем скорость звука.
«Адмирал Кузнецов» и Су-33
Так назывался авианосец. Осенью 1989 года палубный истребитель Су-33 (в то время именовавшийся Су-27К) исполнил премьерный старт (и удачно аэрофинишировал на его палубе) с тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (далее по тексту ТАКР «АК»). Который назван так в честь командующего ВМФ СССР с 1939 по 1955 год (с небольшим перерывом) — 14 лет.
Военные самолеты России — СУ-27К и Су-33 — проектировались и создавались под проект создания тяжелых авианесущих крейсеров с прицелом на возможное строительство и авианосцев. Но распад СССР не позволил этим планам осуществиться. В военно-морских силах России имеется только один корабль такого рода – ТАКР «АК».
Преимущества самолета
По сравнению с Су-27, истребитель Су-33 лучше вооружен (больше места для оружейных подвесок) и более эффективно «работает» по поверхности моря. После модернизации модели до 33М:
- Увеличился ресурс двигателя – до полутора тысяч полетов.
- Появилась система навигации ГЛОНАСС.
- Стала более точной «бомбежка» надводных целей, в том числе и управляемыми ракетами.
- Установлено оборудование, предупреждающее о «захвате» истребителя радиолокационным лучом.
- Расширился арсенал вооружений для атаки кораблей противника. Теперь в нем могут принять участие и УРВП — управляемые ракеты типа «воздух-поверхность».
Другие особенности
Самолет Су-33 имеет (дополнительно к перечисленным выше особенностям) модернизированный двигатель АЛ-31Ф-М1, «наплыв» крыла, а вместо тормозного парашюта – посадочный гак, оборудованный специальной сигнализацией для «посадочной» команды ТАКР «АК». Вооружение на истребителе размещается на двенадцати пилонах, 8 из которых закреплены под крыльями, а остальные — на корпусе тяжелого истребителя. В бою с самолетами и вертолетами применяются пушка и ракеты как ближнего боя (неуправляемые), так и управляемые — самонаводящиеся на «тепло» и по локатору. При атаке на надводные цели также может применяться пушка, различного веса неуправляемые бомбы (прицеливание автоматическое, высокоточное) и противокорабельные управляемые ракеты.

Истребитель-бомбовоз
Высокоманевренный и скоростной тяжелый истребитель Су-33, если понадобится, очень быстро и легко переформатируется во вместительный бомбовоз. Если исключить или сильно ограничить ракетное вооружение, то на своих подвесках и балочных держателях (как одно-, так и многозамковых) он способен нести и сбросить на корабль (и с большой долей вероятности попасть в него) 4 тонны бомб ФАБ-500 или 7 тонн ФАБ-250. К сожалению, «умные» бомбы в боекомплект Су-33 не входят. Но при модернизации его до 33М существенно улучшен прицел для бомбометания.
Летно-технические характеристики
- Пилотирование осуществляет один человек.
- Длина — 21 м.
- Высота — 5,7 м.
- Размах крыльев — 14,7 м.
- Ширина (с убранными крыльями) – 7,4 м.
- Площадь крыльев — 67,8 квадратного метра.
- Сила, действующая на крыло (стандартная) – 383 кг/м.
- Сила, действующая на крыло (максимальная) – 486 кг/м.
- Основа шасси СУ-33 — 5,9 м.
- След шасси — 4,44 м.
- Вес (без нагрузки) – 19,6 тонны.
- Вес (со стандартной заправкой и боекомплектом) – 30 тонн.
- Вес (максимальный взлетный) – 33 тонны.
- Вес топлива (стандартная заправка) – 5,4 тонны.
- Вес топлива (наибольшая заправка) – 9,4 тонны.
- Объем баков с топливом – 1 кубометр.
- Вес (посадочный стандартный) – 22,4 тонны.
- Вес (посадочный наивысший) – 26 тонн.
- Тяга (стандартная) – 76,6 кг/м.
- Тяга (форсированная) — 125 кг/м.
- Тяга (модернизированная) — 135 кг/м.
- Вес двигателя – 1,5 тонны.
- Максимальная скорость (посадочная) – до 250 километров в час.
- Максимальная скорость (в зените) – 2300 километров в час.
- Максимальная дальность полета (у поверхности) — до 1000 километров.
- Максимальная дальность полета (в зените) — до 3000 километров.
- Время барражирования (удаление до 255 километров) — 2 часа.
- Высота полета (предельная) — 17 километров.
- Тяговооруженность (стандартная, форсажная) – 0,96.
- Тяговооруженность (максимальная, форсажная) – 0,76.
- Взлетный разбег – 105 метров.
- Посадочный пробег – 90 метров.
Су-33: обзор вооружения
Су-33 — это ПВО корабля-матки. Он базируется на ТАКР «КА» и «сухопутных аэродромах», имеет следующее вооружение (в наибольшей комплектации вес — до 6,5 тонны) и защитное оборудование:
- Пушка одноствольная (30 мм, 150 снарядов).
- Узлов для подвески оружия – десять штук.
- УРВВ – до 10 штук.
- УРВП – две штуки.
- Неуправляемые ракеты (разных типов и весовых категорий) – до четырех, двадцати или до восьмидесяти штук.
- Бомбы (разных типов и весовых категорий) – 8 (полутонна), 28 (четверть тонны) или 32 (центнер) штуки.
- Система обнаружения «захвата» радиолокационным устройством – 1 штука.
- Нашлемная система целеуказания – одна штука.
- Оптико-электронная система обнаружения – одна штука (не имеет аналогов).
- Антенна (угол видимости в зените) — ±50°.
- Антенна (угол видимости по пеленгу) — ±60°.
- Дальность обнаружения воздушной цели (встречный курс) – 100 км.
- Дальность обнаружения теплоконтрастной воздушной цели (встречный курс) – сорок километров.
- Дальность обнаружения воздушной цели (вдогонку) – 40 км.
- Дальность обнаружения теплоконтрастной воздушной цели (вдогонку) – 100 километров.
- Число одновременно захватываемых целей – десять штук.
Летные происшествия
Су-33 — надежный самолет. За тридцать лет произошло только восемь аварий, а фактически четыре, так как остальные произошли при испытательных полетах и «доводке» самолета до принятия его на вооружение. А из оставшихся четырех в двух случаях имел место обрыв троса, которым тормозят палубный истребитель Су-33 (корабельное оборудование), а в двух других — ошибка при пилотировании:
- Осень 1988 года. При осуществлении первого испытательного полета опытный экземпляр самолета утерян (отказ гидросистем). Летчик-испытатель катапультировался.
- Лето 1991 года. Опытный экземпляр утерян (отказ системы управления). Летчик-испытатель катапультировался.
- Зима 1994 года. Ошибка при пилотировании привела к гибели истребителя. Летчик-испытатель катапультировался.
- Лето 1996. Осуществив вылет в ненастную погоду, пилот не справился с управлением и разбился вместе с самолетом. Пилот погиб.
- Весна 2000. Отказ системы управления, Су-33 разбился. Летчик катапультировался.
- Лето 2001. Во время авиашоу, проходившего около города Псков, после исполнения фигур высшего пилотажа самолет немного не дотянул до посадочной полосы и загорелся при жесткой посадке. Летчик-ас погиб.
- Осень 2005. Затонул при осуществлении посадочного маневра (оборвался тормозной трос). Летчик катапультировался.
- Зима 2016. Аналогичное предыдущему летное происшествие с теми же последствиями.
Самолет сегодня
Самолет Су-33 базируется на ТАКР «АК» (10 единиц) и на аэродроме морской авиации Северного Флота России (12 единиц). Таким образом, с учетом потерянных (4 единицы) в различных летных происшествиях всего серийным образом было собрано 26 многоцелевых всепогодных истребителей. Эти истребители наравне с комплексами ПВО наземного базирования обеспечивают противовоздушную оборону Кольской зоны российской Арктики.
Памятник
Летом 2013 года на территории авиазавода (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) был открыт памятник палубному истребителю Су-33. Самолет до середины последнего десятилетия прошлого века производился на этом заводе, а в нынешнем веке подвергся модернизации.

Изображенному на памятнике истребителю присвоен бортовой номер 70, под которым на авиашоу под Псковом выступал и погиб, пытаясь спасти самолет, генерал-майор Тимур Апакидзе.
Интересный факт
На этом история данного самолета не заканчивается. Он принимал участие в военных действиях. Осенью 2016 года Су-33 в составе авиагруппы ТАКР «АК» наносили удары по террористам и мятежникам в провинциях Идлиб и Хомс (Сирия).
Самолет и культура
На данный момент «полетать» на Су-33 можно в авиасимуляторе «Диджитал Комбат Симулятор». Модель 33 имеет проработанную систему вооружения и физики полета. Также «протестировать» палубный истребитель можно в шестой части игры «Эйс Комбат».
Кроме того, данный истребитель можно встретить в аниме «Евангелион». Там он выполняет роль палубного истребителя флота Организации Объединенных Наций.
fb.ru
33 — это… Что такое Су-33?
Су-33 (Су-27К, Т-10К; по кодификации НАТО: Flanker-D) — российский палубный истребитель четвёртого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова. Первый полёт Су-27К состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил взлет и посадку «по-самолётному» на ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Был принят на вооружение 31 августа 1998 года[5] и является одним из основных самолётов палубной авиации ВМФ России.
История создания
Формирование требований к новому палубному истребителю
Истребитель Су-33, согласно постановлению от 18 апреля 1984 года[6], должен был быть разработан на основе тяжелого истребителя четвёртого поколения Су-27, который к тому времени уже прошёл испытания и был запущен в серийное производство. Су-33 должен был сохранить все достоинства и конструктивно-компоновочные решения базового истребителя Су-27[6]. Также комиссией заказчика, которую возглавлял командующий авиацией ВМФ генерал-полковник Кузнецов, было выдвинуто требование к обеспечению высокой эффективности при выполнении задач по уничтожению надводных целей[6]. В итоге, после доработок эскизного проекта, в феврале 1985 года проект Су-27К был утверждён главнокомандующими ВВС и ВМФ СССР[6].
Прототипы
В 1986 году в опытном производстве ОКБ Сухого началась сборка первого прототипа, который не оснащался складывающимся крылом и горизонтальным оперением[7]. Сборка самолёта завершилась в 1987 году, самолёт получил обозначение Т-10К-1 и 17 августа того же года машина впервые поднялась в воздух, управляемая летчиком-испытателем В. Г. Пугачевым[7]. При постройке опытного самолёта все новые детали производились на опытном производстве Сухого, также использовалась часть агрегатов от «обычных» Су-27, которые были поставлены с производства КнААПО[8]. Спустя полгода к летным испытаниям присоединился второй Су-27К, имеющий обозначение Т-10К-2, на котором уже использовалось складывающееся крыло и горизонтальное оперение[7]. Первый полет второй экземпляр выполнил 22 декабря 1987 года[7]. Летом 1988 года складывающимся крылом и горизонтальным оперением был оснащен и первый летный образец[7], однако, 27 сентября 1988 года (спустя месяц после начала его летных испытаний), самолёт потерпел аварию из-за отказа гидросистем[7].
Первые посадка и взлет с палубы
20 октября 1989 года ТАКР «Тбилиси» (ныне «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов») впервые покинул Черноморский судостроительный завод и вышел в море[9]. Корабль был укомплектован ещё не всеми[9] радиолокационными средствами и ракетным оружием, но уже имел все авиационно-технические средства[9], позволяющие выполнять взлеты, посадки и техническое обслуживание самолётов — аэрофинишер, стартовые задержники, газоотбойные щиты, самолётные подъёмники, а также радиотехническую систему посадки «Резистор-К42», оптическую систему посадки «Луна-3», систему видеонаблюдения и корабельные РЛС[9].
Спустя ровно неделю после того, как ТАКР «Тбилиси» был спущен на воду, летчик-испытатель Виктор Пугачев выполнил облет авианосца на высоте 1500 м, после чего сделал несколько кругов вокруг него на высоте 30 м над палубой и вернулся на аэродром Саки[9]. В следующую неделю продолжались испытательные полеты над авианосцем истребителей Су-33 и МиГ-29К, а также летающих лабораторий, которые выполняли тестирование радиолокационных систем корабля, работащих для палубной авиации[9]. В эти дни самолёты пролетали над палубой на высоте 2—3 метров, иногда даже касаясь её и проезжая по всей длине[9], что, фактически, можно назвать посадками, но без зацепления за аэрофинишер[9]. Такие полеты продолжались до 31 октября 1989 года[9], после чего было принято решение, что и самолёт, и летчик-испытатель Виктор Пугачев, и сам авианосец готовы к выполнению первой уже «настоящей» посадки на палубу[9]. На следующий день состоялась первая в истории отечественной авиации посадка самолёта обычной схемы на палубу авианосца[9]. В этот же день на палубу «Тбилиси» совершили первую посадку ещё два новых палубных самолёта — МиГ-29К и Су-25УТГ[9].
На следующий день были выполнены взлеты с палубы авианосца[9]. Первым выполнил взлет штурмовик Су-25УТГ[9], после чего зашёл на посадку, а затем взлетел вновь[9]. Су-33 был установлен на первую взлетную позицию с дистанцией разбега 105 м[9], но сразу же была обнаружена проблема — газоотражающий щит устанавливался на угол 60°, что вызывало отражение раскаленных газов в сторону близко стоящего самолёта и могло повредить его конструкцию[9]. Угол наклона щитов был сразу же изменен до 45°[9], но при попытке взлета не сработали стартовые задержники[9], в результате чего самолёт в режиме полного форсажа простоял на палубе корабля лишних 10 секунд и прожег арматуру поднятого газоотбойного щита[9]. После этого Су-33 был перемещен на угловую палубу[9], откуда он без газоотбойного щита и стартовых задержников выполнил свой первый взлет с палубы авианосца и совершил перелет на аэродром Саки[9]. В дальнейшем Ю. А. Семкиным и В. Г. Пугачевым было выполнено несколько взлетов с корабля с последовательным наращиванием взлетной массы.
Летно-конструкторские испытания успешно завершились 22 ноября 1989 года[9], после чего авианосец был отправлен на доработку и укомплектовывание всем необходимым оборудованием[9].
Серийное производство
Серийное производство Су-33 началось в 1989 году[1] в КнААПО, когда на предприятии был выпущен экземпляр самолёта для статических испытаний[1]. Первая серийная машина (Т-10К-3) была собрана в начале 1990 года[1] и 17 февраля того же года поднялась в воздух[1]. Пилотировал самолёт летчик-испытатель «ОКБ Сухого» Игорь Вотинцев[1]. До конца 1990 года было построено 6 самолётов, все они приняли участие в программе государственных летных испытаний, которые начались в марте 1991 года[1].
В связи с распадом СССР и последующим экономическим кризисом серийное производство палубных истребителей Су-33, можно сказать, не состоялось — всего было построено 26 серийных истребителей[2][3][4], 20[10] из которых эксплуатируются на ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
Модернизация
По данным на 5 октября 2010 года, компания «Сухой» проводит наземные и летные испытания модернизированных истребителей Су-33[11], однако, никакой информации о внесенных изменениях пока не имеется.
Конструкция
Истребитель Су-33 создан по нормальной аэродинамической схеме с применением переднего горизонтального оперения и имеет интегральную компоновку[12]. Трапецевидное крыло[12], имеющее развитые наплывы и плавно сопрягающееся с фюзеляжем, образует единый несущий корпус[12]. двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажными камерами находятся в разнесенных мотогондолах, что снижает их взаимное влияние[12]. Воздухозаборники двигателей размещены под центропланом. Переднее горизонтальное оперение установлено в наплывах крыла и увеличивает как маневренные характеристики самолёта, так и подъёмную силу планера[12], что очень важно для палубного истребителя.
Крыло и оперение
Су-33 со сложенным крылом и ГО на выставкеКрыло истребителя Су-33 выполнено трапециевидным[12], стреловидность по передней кромке равна 42,4°[12], консоли крыла набраны из профилей П44М[12]. Площадь крыла составляет 67,84 м², размах крыла — 14,7 м (при подвесках ракет или оборудования на его законцовках — 14,948 м)[12]. Широко применена механизация крыла, она представлена флаперонами площадью 2,4 м², выполняющими функции закрылков и элеронов, двухсекционными закрылками площадью 6,6 м² и трехсекционным поворотным носком площадью 5,4 м²[12]. Хвостовое горизонтальное оперение состоит из двух цельноповоротных дифференциально отклоняющихся консолей стабилизатора[12]. Размах заднего горизонтального оперения составляет 9,9 м, площадь равна 12,3 м², профиль стабилизатора — С9С[12]. Переднее горизонтальное оперение также выполнено цельноповоротным[12]. Угол стреловидности ПГО составляет 53,5°, размах консолей составляет 6,43 м, площадь оперения равна 2,99 м²[12]. Вертикальное оперение самолёта представляет собой два трапецевидных киля с углом стреловидности по передней кромке 40° и площадью 15,1 м²[12]. Кили имеют профиль У3 и установлены без развала[12], каждый киль оснащен рулем направления с площадью 3,49 м²[12].
Крыло истребителя выполнено складывающимся, что позволяет разместить большее количество самолётов на палубе и в ангарах авианосца[12]. Заднее горизонтальное оперение изначально было выполнено нескладывающимся[8], ширина самолёта при этом составляла 9 м, что было на 1,2 м больше, чем у конкурента МиГ-29К[8]. С применением складывающегося горизонтального оперения ширина самолёта уменьшилась до 7,4 м, что даже на 0,4 м меньше, чем у МиГ-29К[8].
Воздухозаборники и двигатели

Истребитель оснащен регулируемыми воздухозаборниками[12], что позволяет ему развивать скорость, более чем в 2 раза превышающую скорость звука. Воздухозаборники размещены под наплывами крыла и оснащены защитными решётками[12], предотвращающими попадание посторонних предметов в двигатель на взлетно-посадочных режимах. Защитные устройства представляют собой перфорированные титановые панели с большим числом отверстий диаметром 2,5 мм[12]. Они работают в автоматическом режиме — опускаются с убиранием шасси и поднимаются с его выпуском[12].
Истребители Су-33 оснащаются двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажными камерами АЛ-31Ф серии 3 производства НПО «Сатурн». От базового двигателя АЛ-31Ф их отличает повышенная до 12800 кгс тяга[12]. ФГУП ММПП «Салют», занимающееся разработкой и модернизаций авиационных двигателей, на своем официальном сайте в разделе модернизированного двигателя АЛ-31Ф-М1 использует фотографию хвостовой части Су-33[13], что может говорить о применении этих двигателей на данном истребителе. Двигатели АЛ-31Ф-М1 являются дальнейшим развитием двигателя АЛ-31Ф, имея при этом тягу 13500 кгс[13], что на 1000 кгс больше, чем у базового АЛ-31Ф и на 700 кгс больше, чем у АЛ-31Ф серии 3. Также новый двигатель обладает увеличенным межремонтным ресурсом и сниженным расходом топлива[13].
Особенности Су-33
Кокпит Су-33При сохранении всех достоинств базового истребителя Су-27, палубный истребитель Су-33 обладает рядом особенностей[6], среди которых:
- улучшение несущих свойств крыла на взлетно-посадочных режимах за счёт увеличения площади, применения механизации и ПГО
- увеличение тяговооруженности самолёта для обеспечения безопасного короткого взлета с палубы и ухода на второй круг при посадке в случае незацепления за аэрофинишер
- усиление стоек шасси и установка посадочного гака для обеспечения посадки с большими перегрузками и вертикальными скоростями
- установка системы дозаправки в воздухе и применение дозаправки другого самолёта топливом для увеличения боевого радиуса и времени патрулирования
- применение пилотажно-навигационного оборудования для захода на посадку на палубу авианосца
- обеспечение взаимодействия с корабельными радиоэлектронными системами
- увеличение числа одновременно подвешиваемых УРВВ для повышения боевого потенциала самолёта в одном боевом вылете
- складывание консолей крыла и горизонтального оперения с целью снизить габариты самолёта и увеличить их общее число в ангарах и на палубе авианосца
- применение защиты от коррозии конструкции и систем самолёта для обеспечения длительного срока эксплуатации в условиях морского климата
- возможность эффективной работы по надводным целям
В ходе рабочего проектирования конструкция Су-27 потерпела ряд значительных изменений, наиболее значимым стало применение переднего горизонтального оперения[6], что было вызвано необходимостью обеспечения продольной статической неустойчивости самолёта, который с ростом массы БРЛС почти на 200 кг[6] и смещением центра масс мог стать статически устойчивым[6]. В результате испытаний Т-10-24 с передним горизонтальным оперением выяснилось, что с его применением значительно растет подъёмная сила планера, после чего было решено использовать ПГО как неотъемлемый элемент конструкции всех будущих модификаций истребителя Су-27[8].
Эксплуатация
Самолёт принят на вооружение 31 августа 1998 года. Из 25 серийных машин 4 самолета потеряны в авариях. В настоящее время в состав авиагруппы авианосца «Адмирал Кузнецов» входит примерно 10 единиц истребителей СУ-33 из серийной партии. Остальные машины не боеспособны. В ближайшее время 279 КИАП получит партию из 24 новых истребителей МИГ-29К/КУБ.
К 2015 году все истребители СУ-33 будут списаны 1.
Проекты и модификации
Проекты 1970-х годов
- Су-27К — проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианосцев проекта 1160. Отличался от исходной машины лишь конструктивно (усиленное шасси, тормозной гак, складывающиеся консоли крыла).
- Су-28К — проект палубного двухместного штурмовика для оснащения авианосцев проекта 1160. Представлял из себя модификацию Су-27К со специальной системой управления вооружением (СУВ), позволявшей применять различные средства поражения класса «воздух—корабль», «воздух—земля» и «воздух—РЛС». Послужил основой для ряда модификаций — разведчика-целеуказателя (Су-28КРЦ), самолёта РЛДН и других.
- Су-28КРЦ — проект палубного самолёта разведки и целеуказания для оснащения авианосцев проекта 1160. Представлял из себя модификацию Су-28К.
- Су-29К — проект палубного истребителя-перехватчика для оснащения авианосцев проекта 1160. Представлял из себя модификацию Су-27К с улучшенной СУВ, позволявшей применять ракеты «воздух—воздух» большой дальности К-33.
- Су-27КИ — проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1153, а позже для предварительного варианта ТАКР проекта 1143.5.
- Су-27КШ — проект палубного штурмовика на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1153, а позже для предварительного варианта ТАКР проекта 1143.5.
Поздние проекты
- Су-27К — проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1143.5.
- Су-27КУ — проект палубного двухместного учебно-тренировочного самолёта.
- Су-27КРЦ — проект палубного двухместного самолёта разведки и целеуказания.
- Су-27КПП — проект палубного двухместного самолёта-постановщика помех.
- Су-27КТ / Су-27КТЗ — проект палубного двухместного самолёта-топливозаправщика.
- Су-27КУБ / Су-33УБ — проект палубного двухместного учебно-боевого самолёта на базе наработок по Су-27КУ и Су-27КТ. Построен один лётный образец (переделан из Т-10К-4). Программа закрыта.
- Су-33 — обозначение палубных истребителей Су-27К после принятия их на вооружение. Су-33 входят в состав авиагруппы ТАКР «Адмирал Кузнецов».
Происшествия
Всего с момента первого полета Су-33 произошло 7 аварий, 5 из которых были вызваны техническими неисправностями самолёта.
- 28 сентября 1988 года первый опытный экземпляр Т10К-1 (б/н 37) под управлением летчика-испытателя Николая Садовникова на высоте 2000 м и скорости 1270 км/час потерял управление вследствие отказа гидросистем. Пилот катапультировался.[7]
- 11 июля 1991 года из-за отказа ЭДСУ потерян один из самолётов установочной партии (Т10К-8). Пилот полковник Тимур Апакидзе катапультировался.[1]
- 17 июня 1996 года при выполнении тренировочного полета в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу Су-33 (б/н 65) из состава 1-ой АЭ 279-го КИАП. Пилотировавший машину Виталий Кузьменко погиб.[14]
- 11 мая 2000 года при выполнении плановых полетов отдельного корабельного авиационного полка Северного флота потерпел аварию палубный истребитель Су-33 (б/н 71), который пилотировал летчик первого класса полковник Павел Кретов. Летчику удалось катапультироваться из падающей машины и благополучно приземлиться примерно в 54 километрах от базового аэродрома Североморск-3. На самолёте произошёл отказ бортовой системы управления.[14]
- 17 июля 2001 года во время авиашоу, посвященном дню морской авиации в гарнизоне «Остров» под Псковом, при имитации посадки на авианосец потерпел крушение Су-33 (б/н 70), которым управлял Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе. В результате самолёт ударился о взлетно-посадочную полосу и сгорел, летчик погиб.[14]
- 5 сентября 2005 года потерян самолёт Су-33 (б/н 82) под управлением подполковника Юрия Корнеева. Пилот успешно катапультировался. Происшествие произошло при посадке на палубу ТАКР «Адмирал Кузнецов». Из-за обрыва троса аэрофинишера (тормозное устройство) самолёт продолжил движение по палубе, упал в море и затонул.[15]
Лётно-технические характеристики
Источники: А.Фомин «Су-33 — корабельная эпопея»[16], Е.Гордон «Sukhoi Su-27»[17], ОКБ Сухого[18]
Технические характеристики
- Экипаж: 1 человек
- Длина: 21,185 м
- Размах крыла: 14,7 м
- со сложенным крылом: 7,40 м
- с подвешенными ракетами на законцовках: 14,948 м
- Размах заднего ГО: 9,9 м
- со сложенными стабилизаторами: 7,40 м
- Высота: 5,72 м
- Площадь крыла: 67,84 м²
- Профиль крыла: П44М
- Коэффициент удлинения крыла: 3,48
- Коэффициент сужения крыла: 3,76
- Угол стреловидности по передней кромке: 42,5°
- База шасси: 5,87 м
- Колея шасси: 4,44 м
- Масса пустого: 19600 кг
- Масса снаряжённого: 20440 кг (2 × Р-27Э + 2 × Р-73)
- Масса нормальная взлетная:
- с частичной заправкой: 26000 кг
- с полной заправкой: 29940 кг
- Масса максимальная взлетная: 33000 кг
- Масса топлива: 9500 кг
- основной вариант заправки: 5350 кг
- Объём топливных баков: 12100 л
- Нормальная посадочная масса: 22400 кг
- Предельная посадочная масса: 26000 кг
- Двигатель:
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на высоте: 2300 км/ч (2,17 М)
- у земли: 1300 км/ч (1,09 М)
- Посадочная скорость: 235—250 км/ч
- Дальность полета:
- у земли: 1000 км
- на высоте: 3000 км
- Продолжительность патрулирования на удалении 250 км: 2 ч
- Практический потолок: 17000 м
- Нагрузка на крыло:
- при нормальной взлётной массе:
- с частичной заправкой: 383 кг/м²
- с полной заправкой: 441 кг/м²
- при максимальной взлётной массе: 486 кг/м²
- при нормальной взлётной массе:
- Тяговооружённость на форсаже:
- при нормальной взлётной массе:
- с частичной заправкой: 0,96
- с полной заправкой: 0,84
- при максимальной взлётной массе: 0,76
- при нормальной взлётной массе:
- Длина разбега: 105 м (с трамплином)
- Длина пробега: 90 м (с аэрофинишёром)
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: 8,5 g (или 8[19][20])
Вооружение
- Пушечное: 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1 (боезапас 150 снарядов)
- Боевая нагрузка:
- максимальная: 6500 кг
- вариант В-В: 3200 кг (8 × Р-27Э или 6 × Р-73)
- Точки подвески: 12
- УРВВ:
- УРВП: нет
- Неуправляемые ракеты:
- Бомбы: свободнопадающие различного назначения, бомбовые кассеты
- 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500, ЗБ-500) или
- 28 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т.д.) или
- 32 × 100 кг
Авионика
- РЛС: РЛПК-27К
- Антенна:
- Тип: Н001К
- Диаметр: 1075 мм
- Зона обзора:
- по высоте: ±50°
- по азимуту: ±60°
- Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР = 3 м²:
- навстречу: 100 км
- вдогон: 40 км
- Количество одновременно сопровождаемых целей: 10
- Антенна:
- ОЭС: ОЭПС-27К
- Тип: ОЛС-27К («46Ш»)
- Зона обзора:
- по высоте: -15°/+60°
- по азимуту: ±60°
- Поле обзора: 120×75°
- Угол обзора: 60×10°, 20×5°, 3×3°
- Дальность сопровождения теплоконтрастной воздушной цели:
- навстречу: 40 км
- вдогон: 100 км
- Диапазон измеряемых дальностей: 6 км
- Нашлемная система целеуказания:«Щель-3УМ-1»
Экземпляры Су-33
в разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 5 октября 2010. |
Су-33
Экземпляр | Бортовой номер | Примечания | Фотография | ||
---|---|---|---|---|---|
Опытные | |||||
Т10К-0 | сер.№ 01-01 | для стат.испытаний. | Нет | ||
Т10К-10 | сер.№ 03-05 | для стат.испытаний. | Нет | ||
Т10-20КТМ | борт.№ «синий 20» | габаритно-массовый макет, был изготовлен на базе опытного Т10-20, использовался для отработки размещения на палубе авианосца будущих Су-33 | |||
Т10К-1 | борт.№ «синий 37» | первый летный прототип. Первый вылет состоялся 17 августа 1987г. Потерян 27 сентября 1988 г. в результате отказа. Летчик Н.Садовников успешно катапультировался. | Нет | ||
Т10К-2 | борт.№ «синий 39» | Второй летный прототип. Первый вылет состоялся 22 декабря 1987г. Именно этот самолёт, пилотируемый В.Г. Пугачевым, совершил первую посадку на авианосец 1 ноября 1989 г. | Нет | ||
Установочная партия | |||||
Т10К-3 | сер.№ 02-01 | Первый полет 17 февраля 1990 г. | Нет | ||
Т10К-4 | борт.№ «синий 59″(зав.№ 49051002502, сер.№ 02-02) | 1990 г. В 1995-1999 гг. переоборудован в Т10КУБ-1. | Нет | ||
Т10К-5 | борт.№ «синий 69″(зав.№49051002603, сер.№ 02-03) | 1990 г. Постоянный участник МАКС. | |||
Т10К-6 | борт.№ «синий 79″(зав.№ 49051003301, сер.№ 03-01) | 1991 г. | Нет | ||
Т10К-7 | борт.№ «синий 89″(сер.№ 03-02) | 1991 г. После распада СССР машина осталась на территории Украины[2][21][22]. Позднее самолёт был продан Китаю[2][23], где был скопирован в 2010 г. (копия получила наименование J-15[2]). | Нет | ||
Т10К-8 | борт.№ «синий 99″(сер.№ 03-03) | 1991 г. 11 июля 1991 г. в результате отказа СДУ машина была потеряна. Т.Апакидзе успешно катапультировался. | Нет | ||
Т10К-9 | борт.№ «синий 109″(зав.№ 49051003604, сер.№ 03-04) | 1991 г. | |||
Серийные машины | |||||
борт.№№ красный «60» | |||||
борт.№№ красный «61» | Нет | ||||
борт.№№ красный «62» | Нет | ||||
борт.№№ красный»64″ | |||||
борт.№№ красный «65»(зав.№ 49051006105, сер.№ 06-05) | Разбился 17 июня 1996 г. в результате ошибки пилотирования. Летчик В.Кузьменко погиб. | Нет | |||
борт.№№ красный «66» | Нет | ||||
борт.№№ красный «67» | Нет | ||||
борт.№№ красный «68» | Нет | ||||
борт.№№ красный «70»(зав.№ 49051004103, сер.№ 04-03) | Разбился 17 июля 2001 г. в результате ошибки пилотирования. Летчик Т.Апакидзе погиб. | Нет | |||
борт.№№ красный «71» | Нет | ||||
борт.№№ красный «72» | |||||
борт.№№ красный «73» | Разбился 11 мая 2000 г. в результате ошибки пилотирования. Летчик П.Кретов успешно катапультировался. | Нет | |||
борт.№№ красный «76» | Нет | ||||
борт.№№ красный «77»(зав.№ 49051005101, сер.№ 05-01) | Нет | ||||
борт.№№ красный «78» | Нет | ||||
борт.№№ красный «79» | Нет | ||||
борт.№№ красный «80» | |||||
борт.№№ красный «81» | |||||
борт.№№ красный «82» (зав.№ 49051007504, сер.№ 07-04) | Утонул 5 сентября 2005 г. в результате обрыва аэрофинишера при посадке на палубу. Летчик Ю.Корнеев успешно катапультировался. | Нет | |||
борт.№№ красный «83» | Нет | ||||
борт.№№ красный «84» | Нет | ||||
борт.№№ красный «85» | |||||
борт.№№ красный «86» | |||||
борт.№№ красный «87» | |||||
борт.№№ красный «88»(зав.№ 49051009301, сер.№ 09-01) | Нет |
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Су-33 на сайте airwar.ru
- ↑ 1 2 3 4 5 «Взлет», №7-8 2010, стр. 24.
- ↑ 1 2 Gordon Y, 2006, p. 591.
- ↑ 1 2 Фомин А., 2003, стр. 168.
- ↑ Корабельный истребитель Су-33: 10 лет на вооружении российской армии
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Фомин А., 2003, стр. 70,71
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Фомин А., 2003, стр. 80-81.
- ↑ 1 2 3 4 5 Фомин А., 2003, стр. 73-74.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Фомин А., 2003, стр. 91-97.
- ↑ The International Institute For Strategic Studies IISS. The Military Balance 2010. — Nuffield Press, 2010. — С. 225. — 492 с. — ISBN 9781857435573
- ↑ «Сухой» проводит наземные и летные испытания модернизированных истребителей Су-33
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Фомин А., 2003, стр. 190-204.
- ↑ 1 2 3 АЛ-31Ф серии 42 (М1) на сайте ММПП «Салют»
- ↑ 1 2 3 Су-33 погубил своего «крестного отца»
- ↑ Упавший в океан истребитель Су-33 будет уничтожен глубоководными бомбами
- ↑ Фомин А., 2003, стр. 77, 89, 190-220.
- ↑ Gordon Y., 2007, p. 453.
- ↑ Су-33 на сайте ОКБ Сухого
- ↑ Су-33 на сайте Объединенной Авиастроительной Корпорации
- ↑ Су-33 на сайте ОКБ Сухого
- ↑ Авиация и время №3, 2004 год, стр. 12
- ↑ Фомин А., 2003, стр. 121.
- ↑ Китай скопировал российский Су-33 на сайте ukranews.com
См. также
Другие палубные истребители
Интересные факты
- Известный омский комментатор Андрей Блохин дал прозвище Су-33 российскому хоккеисту Максиму Сушинскому, которое совпадает с его первыми буквами фамилии и любимым игровым номером.
Летчики-испытатели Су-33
Литература
- Андрей Фомин. Су-33 — Корабельная эпопея. — М.: «РА Интервестник», 2003. — 248 с. — 3000 экз. — ISBN 5-93511-006-7
- Yefim Gordon. Sukhoi Su-27. — England: Midland Publishing, 2007. — 592 p. — (Famous Russian Aircraft). — ISBN 1-85780-247-0
- Журнал «Взлет», №7-8 2010. РЫНОК КОРАБЕЛЬНЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ. — Москва: «Аэромедиа», 2010. — ISSN 1819-1754.
Ссылки
Видеозаписи
dic.academic.ru