Российский истребитель Су-30СМ: история и ТТХ

30.04.2019

Су-30СМ – российский тяжелый многоцелевой истребитель поколения 4++, предназначенный в первую очередь для завоевания господства в воздухе. По сути, это модификация Су-30МКИ, предназначенная для российских военно-воздушных сил. Первый полет истребитель Су-30СМ совершил в 2012 году.

Су-30МКИ начал разрабатываться в середине 90-х специально для ВВС Индии (МКИ – «модернизированный, коммерческий, индийский»). В свою очередь, истребитель Су-30 – это результат глубокой модернизации истребителя Су-27, которая началась еще в Советском Союзе (1988 год).

На сегодняшний день Су-30СМ считается одним из лучших истребителей в мире, он имеет превосходные характеристики, эту машину по праву можно назвать вершиной развития линейки самолетов Су-27.

Истребитель Су-30СМ способен действовать днем и ночью, в любых погодных условиях, он может не только сбивать самолеты противника, но и уничтожать наземные цели, а также проводить воздушную разведку и давать целеуказание другим самолетам группы (в том числе и бомбардировщикам Су-34).

Первый полет Су-30СМ состоялся 21 сентября 2012 года. В конце того же года самолет был принят на вооружение и Минобороны РФ подписало контракт на поставку 30 истребителей до конца 2016 года. По состоянию на 2014 год российские ВВС заказали 60 истребителей, дополнительные контракты были заключены в 2019 и 2019 году. По состоянию на ноябрь 2019 года в строевые части направлены 71 Су-30СМ. Еще четыре Су-30СМ будут изготовлены для ВВС Казахстана.

В настоящее время несколько самолетов Су-30СМ принимают участие в военной операции в Сирии.

История создания

Эксплуатация советского многоцелевого истребителя Су-27 началась в 1986 году. Стремительно развитие технологий меняло не только бортовое оборудование истребителей и их технические характеристики, но и саму концепцию ведения воздушного боя. Использование РЛС с активной фазированной решеткой позволяло истребителям не только вести воздушный бой, но и управлять группой боевых машин, взяв на себя часть функций самолета ДРЛО.

Исходя из этого, командование ПВО хотело получить новый самолет, который мог бы не только выполнять задачи истребителя-перехватчика, но и использоваться в качестве летающего командного пункта для группы Су-27. Учитывая огромную протяженность границ Советского Союза, а также большое количество неосвоенных районов малым числом пригодных аэродромов, такая машина была просто крайне необходима.

Военные считали, что для выполнения подобных задач лучше подойдет двухместный истребитель, в качестве примера приводился Су-27УБ – учебно-боевая машина с дублированным управлением, но при этом сохранившая боевые возможности одноместного самолета.

Современное радиолокационное и электронное бортовое оборудование истребителя настолько сложно и многофункционально, что полностью реализовать его возможности в скоротечном маневренном воздушном бою одному летчику довольно тяжело. Кроме того, наличие второго члена экипажа дает значительные психологические преимущества во время длительного патрулирования.

Предполагалось, что один из летчиков мог бы управлять самолетом, вести бой на ближней дистанции, а второй – наблюдать за воздушной обстановкой и руководить действиями боевой группы.

Работы над созданием двухместного истребителя-перехватчика начались в ОКБ Сухого в конце 80-х годов. В качестве базовой машины для модернизации был выбран учебно-боевой самолет Су-27УБ. Он имел двухместную кабину, значительную емкость топливной системы, десять точек для подвески вооружения. Чтобы еще больше увеличить дальность полета будущего истребителя, конструкторы решили оснастить его системой дозаправки в воздухе. Ее отработка началась в 1987 году. Первый прототип нового истребителя Су-30 получил обозначение Т-10У-5.

Истребитель получил новую систему дистанционного наблюдения и навигационный комплекс. Место командира группы находилось в задней кабине самолета, оно было оснащено широкоформатным индикатором, на котором отображалась вся информация о текущем расположении группы, характеристиках движения целей и другие данные о воздушной обстановке.

Внешне новый самолет мало чем отличался от базовой модификации – истребителя Су-27УБ, он имел практически те же технические характеристики, прекрасную надежность и хорошую управляемость. Новая машина получила обозначение Су-30, в 1991 году в Иркутске началось ее серийное производство.

Однако затем последовал распад Советского Союза, который стал катастрофой для всех предприятий военно-промышленного комплекса.

В связи с практически полной остановкой закупок новой техники российским Министерством обороны, руководство ОКБ Сухого начало поиски иностранных заказчиков для своей продукции. В кратчайшие сроки был создан Су-30МК – многоцелевой двухместный самолет, первый полет которого состоялся в 1993 году. Была значительно расширена номенклатура вооружения машины, ее взлетная масса возросла с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка увеличилась вдвое, значительно увеличился ресурс силовой установки и планера.

Новый истребитель был предложен Индии – традиционному заказчику советской военной техники и вооружения. Уже в апреле 1994 года состоялось первое заседание российско-индийской рабочей группы, которая изучала возможности поставки Су-30МК в Индию, а также организацию производства новых истребителей в этой стране. В конце 1996 года был подписан контракт о постройке сорока боевых машин Су-30МК для ВВС Индии.

В начале нового тысячелетия конструкторы ОКБ Сухого разработали новую модификацию истребителя – Су-30МКИ. Она была создана специально для индийских военно-воздушных сил. По сути, Су-30МКИ – это машина нового поколения. Самолет был оснащен двигателями с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением, что значительно улучшило маневренность истребителя на всех режимах полета.

Советские (российские) боевые самолеты практически всегда уступали своим западным конкурентам в качестве авионики. Чтобы устранить этот недостаток, БРЭО для нового истребителя было разработано в широкой международной кооперации с участием компаний из Франции, Израиля и Индии. В итоге Су-30МКИ получил новую РЛС с пассивной фазированной решеткой.

Истребитель оказался настолько удачным, что им заинтересовалось и российское оборонное ведомство. В сентябре 2012 года впервые поднялся в небо Су-30СМ, изготовленного по заказу Минобороны России. К концу года две новые машины были переданы российским ВВС.

Подобное решение не выглядит удивительным. Во-первых, Су-30СМ имеет действительно отличные технические характеристики, по маневренности он превосходит все зарубежные аналоги. Во-вторых, создатели уделили много внимания авионике истребителя: благодаря использованию иностранных систем, Су-30СМ ничем не уступает лучшим западным боевым машинам. Однако есть и еще одно объяснение интереса Минобороны: этот самолет уже долгие годы выпускается серийно, его производство полностью отшлифовано, устранены «детские» болезни машины, учтены все пожелания летчиков.

Су-30СМ — многоцелевой самолет. Он способен не только вести воздушный бой и поражать современные и перспективные самолеты противника, но и наносить удары по наземным мобильным или стационарным целям неприятеля. Су-30СМ способен сопровождать и прикрывать ударные авиационные группировки, противодействовать вражеским системам радиоэлектронной борьбы, давать целеуказание самолетам своей группы. Этот истребитель можно использовать и на морских театрах боевых действий: Су-30СМ способен обнаруживать и уничтожать надводные корабли противника самостоятельно или в составе группы самолетов.

Устройство

Су-30СМ – двухместный тяжелый истребитель, оснащенный двумя двухконтурными двигателями АЛ-31ФП с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением. В целом его размеры и компоновка фюзеляжа полностью повторяют истребители Су-30 и Су-30МКИ. Летчики размещены в кабине тандемом.

Одной из главных достоинств Су-30СМ является его сверхманёвренность: самолет неустойчив в продольном канале, поэтому его полет обеспечивает электродистанционная система управления (ЭДСУ), управляющая рулями и поворотными соплами двигателей. Высокая степень маневренности самолета достигается за счет ПГО и двигателей с управляемым вектором тяги.

В состав силовой установки самолета входят два двигателя АЛ-31ФП, размещенных под углом 32 градусов друг к другу. Их сопла могут отклоняться в вертикальной плоскости на ±16° и до ±15° в любом направлении. Это позволяет направлять вектор тяги по рысканью и тангажу. Сопла могут отклоняться как вместе с управляющими плоскостями самолета, так и отдельно от них.

Однако главная «изюминка» Су-30СМ – это его кабина. Самолет оснащен бортовой радиоэлектронной станцией с фазированной решеткой, что позволяет ему обнаруживать и вести пятнадцать воздушных объектов и одновременно атаковать четыре из них. В Су-30СМ использована система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле. Кроме того, кабины пилотов оснащены многофункциональными жидкокристаллическими экранами. Все это обеспечивает летчикам высочайший уровень осведомленности о воздушной обстановке.

На Су-30СМ могут быть установлены подвесные контейнеры с лазерной и инфракрасной прицельной аппаратурой. Истребитель оснащен инерциальной навигационной системой с приемником спутникового сигнала от системы ГЛОНАСС, это обеспечивает высокую точность следования по маршруту. Су-30СМ может совершать автоматический полет на разных режимах, включая полет на малых высотах, заход на посадку, а также во время атаки против наземных и надводных целей. Система, обеспечивающая автоматическое управление, связана с навигационной системой.

Су-30СМ относится к четвертому поколению истребителей, в его конструкции не использована технология малозаметности. На самолете установлены комплексы РЭБ «Сорбция» и «Хибины», которые не только способны подавить сравнительно маломощную РЛС истребителей, но и нейтрализовать наземные радиолокационные комплексы.

Если говорить об электронной начинке Су-30СМ, то следует отметить, что она построена по концепции «открытой архитектуры борта». Это позволяет без труда включать в состав БРЭО новые системы отечественного и зарубежного производства. Именно это определяет высокую универсальность Су-30СМ, позволяющую в кратчайшие сроки переделать истребитель-перехватчик в ударный самолет.

Боевая нагрузка истребителя Су-30СМ составляет 8 тыс. кг. Самолет имеет двенадцать узлов подвески, на которых может быть размещена широкая номенклатура ракетно-бомбового вооружения. Это могут быть шесть управляемых ракет для ведения воздушного боя на средних или коротких дистанциях, неуправляемые авиабомбы массой 500 или 250 кг, контейнеры с НАР. Кроме того, самолет по умолчанию вооружен 30-мм пушкой ГШ-30-1.

Характеристики

  • длина — 21,9 м;
  • высота — 6,36 м;
  • мак. взлетная масса — 34500 кг;
  • макс. скорость — 2125 км/ч;
  • боевой радиус действия — 1500 км.
  • экипаж — 2 человека;
  • вооружение — 30-мм пушка ГШ-30-1, ракетное вооружение;
  • общее количество точек подвески — 12;
  • полная боевая нагрузка — 8000 кг.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Многоцелевой истребитель Су-30МКК. — Российская авиация

Многоцелевой истребитель Су-30МКК.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: Россия
Первый полет: 1999 г.

Су-30МКИ не стал последним самолетом «тридцатой» серии, предназначенным для экспорта. Специально для Китая была создана еще одна модификация «тридцатки» — Су-30МКК, соединившая в себе некоторые особенности самолетов Су-30МКИ и Су-35.

По программе Су-30МКК в ОКБ Сухого в начале 1999 года был доработан первый прототип Су-30 — опытный самолет Т-10ПУ-5 (с синим бортовым номером «05»). После переделки машина совершила первый полет с аэродрома ЛИИ 9 марта 1999 года. Первые три «настоящих» прототипа Су-30МКК строились на КнААПО 19 мая того же года. Вячеслав Аверьянов с заводского аэродрома в Комсомольске на-Амуре поднял в воздух машину с синим бортовым номером «501» а летом завершилась сборка второго серийного Су-30МКК с синим бортовым номером «502». Первый был окрашен в стандартный трех цветныи серо-голубой камуфляжный цвет с надписью «Су-30МКК» на килях второй — в однотонный темно-серый (на китайский манер) с «коньячными» полосами и надписью «Су-30МК» на килях. Третий и четвертый самолеты с черными бортовыми номерами «503» и «504» имели ярко-желтую окраску, поскольку были покрыты грунтовкой (впрочем, борт «503» позже получил серую окраску и синий номер).

Построенные Су-30МКК отличались от Су-30МКИ вертикальным оперением большей площади, высоты и толщины от самолета Су-35, а также штатными серийными двигателями АЛ-31Ф без системы управления вектором тяги Кроме этого на китайском варианте не устанавливался дестабилизатор.

Многоцелевой истребитель Су-30МКК оборудуется модернизированной бортовой РЛС Н001М разработанной в НИИП им В.В.Тихомирова которая позволяет на истребителе применять ракеты РВВ-АЕ и новой оптико-локационной станцией, созданной в ЦКБ «Геофизика» Комплекс бортового оборудования самолета разработан Раменским приборостроительным конструкторским бюро (РПКБ). В нем предусмотрено внедрение ЦВМ нового поколения с новым программным обеспечением связанной с основными подсистемами бортового оборудования и комплекса вооружения мультиплексными каналами информационного обмена. На самолете используется и новая система индикации с многофункциональными дисплеями на жидких кристаллах. На истребителе предусмотрено применение неуправляемого и управляемого высокоточного оружия для поражения наземных целей (в частности ракет Х-59М с телевизионно-командной системой наведения, X-29Т с телевизионной головкой самонаведения противорадиолокационных ракет Х-31П и корректируемых бомб КАБ-500КР. Оружие может подвешиваться в 12 точках его масса может достигать 8 т.

Производство Су-30МКК КнААПО освоило в рекордно короткие сроки. По признанию некоторых конструкторов, работа шла невиданными с советских времен темпами. Прототип Су-30МКК (борт 05) был собран в Москве силами ОКБ и впервые поднят в воздух 20 февраля 1999 года. После этого на КнААПО были собраны два предсерийных самолета (бортовые номера 501 и 502), первый из которых был испытан уже 9 марта (по данным Jane’s Intelligence Review — 19 мая) 1999 года. Пилотировал самолет летчик-испытатель Вячеслав Аверьянов. «Борт 502» свой первый полет осуществил в июне.

27 августа 1999 года Россия и Китай подписали соглашение о поставке в течении трех лет 45 российских истребителей Су-30МКК. Общая сумма контракта составляет около 2 млрд долларов. С российской стороны в нем принимают участие разработчик истребителя «ОКБ Сухого» и КнААПО.

На 10 августа 2000 года всего было собрано 7 истребителей Су-30МКК. Все они должны были быть поставлены КНР в 2000 году. Это видимо и вызвало пристальное внимание российских, китайских и западных экспертов и журналистов к Су-30МКК (борт 502), который участвовал в чжухайском салоне (6-12 ноября 2000 года, КНР).

ЛТХ:

Модификация: Су-30МКК
Размах крыла, м: 14,70
Длина самолета, м: 21,94
Высота самолета, м: 6,375
Площадь крыла, м2: 62,00
Масса, кг
-нормальная взлетная: 26400
-максимальная взлетная: 34500
Масса топлива, кг: 96400
Двигатели: 2 х ТРДДФ АЛ-31ФП
Тяга, кгс: 2 х 12500
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 2200
-у земли: 1350
Практическая дальность, км: 3000
Практический потолок, м: 17300
Экипаж: 2
Вооружение: 30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов, установленной справа в наплыве крыла. На 12 пилонов подвешивается 8000 кг боевой нагрузки (при этом каждый отдельный пилон может брать до 1500 кг.)
-УР класса «воздух-воздух» средней дальности типа Р-27: Р-27Р1, Р-27ЭР1, Р-27Т1, Р-27ЭТ1 и малой дальности Р-73Э;
-бомбы ФАБ-500, РБК-500, ФАБ-250М62, ФАБ-250М54 и ФАБ-100;
-НУРСы С-25, С-13 и С-8;
-управляемые авиационные средства поражения класса «воздух-поверхность»: ракеты Х-29Т и Х-29ТЕ с телевизионным наведением, Х-29Л с лазерным и Х-59М с телевизионно-командным наведением, противорадиолокационные ракеты Х-31П, корректируемые авиабомбы с телевизионно-корреляционной головкой самонаведения КАБ-500КР и КАБ-1500КР, сверхзвуковой ПКР Х-31А.

Первый Су-30МКК борт № 501 на авиасалоне МАКС-2007.

Первый опытный Су-30МКК в полете.

Первый опытный Су-30МКК на авиасалоне.

Второй Су-30МКК борт № 502 на авиасалоне.

Второй Су-30МКК борт № 502 на авиасалоне.

Второй Су-30МКК борт № 502 на авиасалоне.

Второй Су-30МКК.

Второй Су-30МКК на взлете.

Второй опытный Су-30МКК. Пуск ракеты.

Третий опытный Су-30МКК. Испытания системы дозаправки.

Третий опытный Су-30МКК. Пуск ракеты.

Четвертый опытный Су-30МКК.

Четвертый опытный Су-30МКК после посадки.

Су-30МКК ВВС Китая. Фото / Сергей Чайковский.

Су-30МКК ВВС Китая. Фото / Чэнь Сянюй.

Су-30МКК ВВС Китая. Фото / Сергей Чайковский. 

Су-30МКК ВВС Китая. Фото / Олег Сафонов.

Су-30МКК ВВС Китая.

Су-30МКК ВВС Китая. Рисунок.

Проекции второго опытного Су-30МКК. Рисунок.

Су-30МКК. Схема.

.

.

Список источников:
Полигон. Ефим Гордон. Новое поколение «двадцать седьмых».
Крылья России. «Су-27 и его модификации».
Андрей Фомин. Су-27: История истребителя.
Авиация и Время. Вадим Калабанов, Сергей Мороз, Игорь Приходченко. Догнать и перегнать.
Крылья Родины. Михаил Левин. Великолепная семерка.
Авиация и Время. Вячеслав Глазков. Семейство Су-27: давайте разберемся.
Крылья Родины. Николай Якубович. Фронтовой универсал: Истребитель-бомбардировщик Су-30.
Вестник авиации и космонавтики. Истребитель Су-30.
Крылья Родины. Николай Сойко. В семействе Су-30 — очередное прибавление.
Роман Астахов. Русская Сила. Многофункциональный истребитель Су-30МКК.
Фотоархив сайта russianplanes.net

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Су-30

  • Су-30МК — Многоцелевой истребитель.
  • Су-30МКК — Многоцелевой истребитель, 1999.
  • Модификации

    • Су-30МК — экспортный вариант.
    • Су-30МКИ — экспортный вариант для поставки в Индию
    • Су-30МКК — экспортный вариант для поставки в КНР
    • Су-30КИ — одноместная экспортная модификация для поставки в Индонезию
    • Су-30КН — модернизация Су-30

    Поступление на вооружение авиации войск ПВО страны истребителя-перехватчика четвертого поколения Су-27 совпало с принятием на вооружение ВВС США стратегических малогабаритных крылатых ракет ALCM с дальностью пуска около 2500 км, стартующих с борта стратегических бомбардировщиков Боинг B-52 «Стратофортресс». Рубеж перехвата носителей крылатых ракет требовалось вынести на большое удаление от государственных границ СССР, в воздушное пространство над Северным Ледовитым океаном, на трансполярные маршруты американской стратегической авиации.

    Самолеты Су-27, несущие до 10 ракет класса «воздух — воздух» и имеющие практическую дальность около 4000 км, совместно с тяжелыми перехватчиками МиГ-31 явились достойным ответом на новую американскую угрозу. Однако ряд потенциальных возможностей этой уникальной машины не могли быть полностью реализованы. Для повышения потенциала самолета Су-27 в роли перехватчика ПВО требуется второй член экипажа. Первый летчик мог бы управлять самолетом и вооружением, вести ближний маневренный воздушный бой, а второй — решать задачи дальнего ракетного воздушного боя, наблюдать за воздушной обстановкой и выполнять обязанности руководителя при ведении групповых боевых действий. При этом возможности двухместного истребителя ПВО значительно повышались при внедрении системы дозаправки в воздухе. В качестве основы для создания дальнего истребителя ПВО решили использовать двухместный учебно-боевой самолет Су-27УБ, серийное производство которого было освоено Иркутским авиационным заводом в 1985 году. Отработка системы дозаправки топливом в воздухе осуществлялась на втором опытном Су-27УБ (самолет «02-10», или Т10У-2). Типовая система дозаправки в воздухе применена также на истребителе корабельного базирования Су-33, модернизированных истребителях Су-35 и Су-37, а также на ударном самолете Су-32.
    Прототип Су-30МКИ
    Вестник авиации и космонавтики №3/99
    [ JPEG 800×392 52 Кб]
    Первый полет переоборудованной «спарки» состоялся в начале 1987 года, а уже 6 июня того же года экипаж в составе летчиков-испытателей ОКБ И.В.Вотинцева и Н.Ф.Садовникова совершил на этой машине совместно с группой самолетов Су-27 перелет на самый северный в мире военный аэродром Грем-Белл, расположенный на архипелаге Земля Франца-Иосифа, вблизи Северного полюса. 23 июня 1987 года состоялся второй беспосадочный перелет Т10У-2 с тем же экипажем по маршруту Москва — Комсомольск-на-Амуре — Москва протяженностью 13440 км и продолжительностью 15 ч 42 мин с четырьмя дозаправками в воздухе. Тем самым была продемонстрирована возможность использования модернизированного Су-27УБ в качестве «стратегического» истребителя-перехватчика, способного действовать над просторами Сибири и в полярных широтах. К работам по созданию нового самолета ПВО и подготовке его серийного производства на ИАПО были привлечены специалисты завода и Иркутского филиала ОКБ Сухого. В 1988 году началось переоборудование в «боевой» вариант двух серийных «спарок» Су-27УБ. Самолеты получили систему дозаправки в воздухе, новую систему навигации, модернизированную систему дистанционного управления (СДУ) и управления вооружением (СУВ). 31 декабря 1989 года с заводского аэродрома Иркутского авиационного завода поднялся в воздух первый из двух предсерийных самолетов Су-27ПУ (Т10ПУ-5). Вскоре за ним последовали и вторая аналогичная машина — Т10ПУ-6. По результатам летных испытаний модернизированных самолетов было принято правительственное решение о развертывании на ИАПО серийного производства двухместного истребителя. Чтобы подчеркнуть отличия нового самолета от одноместной машины Су-27, ему было присвоено новое обозначение — Су-30. Истребитель-перехватчик Су-30 способен совершать многочасовые (10ч) патрульные полеты с неоднократной дозаправкой в воздухе; использоваться для управления действиями самолетов в группе с сохранением возможности самостоятельного участия в воздушном бою. Внешне он отличается от учебно-боевого Су-27УБ наличием убираемой штанги топливоприемника по левому борту и смещенным вправо обтекателем оптической головки оптико-локационной станции. Усиление конструкции центроплана и шасси позволило эксплуатировать истребитель с большей взлетной массой. Кабины летчиков оснащены индивидуальными санустройствами, крайне необходимыми при многочасовых полетах.
    Вестник авиации и космонавтики №3/99
    [ JPEG 800×552 57 Кб ]
    14 апреля 1992 года совершил свой первый полет серийный истребитель-перехватчик Су-30. Машину пилотировали летчики-испытатели ИАПО Г.Е.Буланов и В.Б.Максименков. Пять первых серийных Су-30 (единственные в ВВС России) находятся в настоящее время в 148-м центре боевого применения и переучивания летного состава ВВС (до недавнего времени — ПВО) в Савостлейке, где активно используются в летно-тактических учениях. В частности, отрабатываются приемы групповых действий в единых боевых порядках с самолетами дальнего радиолокационного наблюдения и наведения А-50 и истребителями-перехватчиками МиГ-31. Отсутствие необходимого финансирования привело к практическому прекращению закупок новых самолетов МО России. В этих условиях ОКБ Сухого, совместно с ИАПО приступило к созданию экспортного варианта истребителя — Су-30К. Он энергично продвигался на внешний авиационный рынок и с 1993 года стал одним из постоянных участников международных авиасалонов. Высокие боевые возможности машины, а также эффективная маркетинговая политика позволили заинтересовать потенциальных покупателей. В июле 1994 года, на переговорах с индийской делегацией, которую возглавлял главнокомандующий ВВС Индии маршал авиации Каул, обсуждались вопросы закупок самолетов Су-30, а также программа модернизации истребителей МиГ-21. Индийские специалисты сделали вывод, что этот истребитель, имеющий систему дозаправки в полете, удовлетворяет требования ВВС по боевому радиусу действия и имеет меньшую стоимость, чем западный такого же класса.
    Вестник авиации и космонавтики №3/99
    [ JPEG 800×427 44 Кб ]
    30 ноября 1996 года был подписан российско-индийский контракт, в соответствии с которым ВВС Индии закупали 40 модернизированных самолетов Су-30МК. Первые восемь самолетов, поставки которых осуществлены в апреле-мае 1997 года, являлись перехватчиками Су-30К. Сборка и контрольные облеты доставленных из Иркутска в разобранном виде на транспортных самолетах Ан-124 «Руслан» истребителей выполнялись в Индии специалистами ИАПО. 11 июля того же года первые «Су» были переданы 24-й истребительной авиационной эскадрилье, дислоцированной на авиабазе Пуна. Летчики и инженерно-технический персонал 24-й эскадрильи в январе-апреле 1997 года прошли стажировку в ОКБ Сухого. Первые две опытные машины, построенные на опытном производстве ОКБ Сухого в Москве, и соответствующие конфигурации Су-30МК (с ПГО и системой УВТ) были впервые продемонстрированы индийской военной делегации на аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова 15 июня 1998 года. В конце 1998 года было объявлено о заключении с Индией нового контракта на закупку в России еще 10 многофункциональных двухместных истребителей Су-30К, которые будут поставлены в течение 1999 года. Ведутся переговоры о приобретении Индией лицензии на серийное производство этого самолета. Строить истребители предполагается на авиационном предприятии в г. Насик, где осуществляется производство по российской лицензии истребителей-бомбардировщиков МиГ-27Л «Бахадур». Общие потребности оцениваются не менее чем в 100 машин типа Су-30МК. Китай выразил заинтересованность в закупке нескольких десятков самолетов Су-30 с расширенными ударными возможностями, призванных заменить стареющий парк бомбардировщиков H-5 (Ил-28) и H-6 (Ту-16). В дальнейшем возможна организация в КНР серийного производства этих многофункциональных истребителей.

    ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ.

    Самолет Су-30МК выполнен по аэродинамической схеме «продольный триплан». Конструкция планера подобна конструкции самолета Су-27УБ. Машина разработана в соответствии с интегральной аэродинамической компоновкой, при которой фюзеляж и крыло самолета образуют единый несущий корпус, набранный из крыльевых профилей, что обеспечивает высокие значения аэродинамического качества и коэффициента подъемной силы на маневре, а также низкий уровень волнового сопротивления на транс- и сверхзвуковых скоростях. Такая компоновка, характеризуемая плавным переходом фюзеляжа в крыло по размаху, позволяет более рационально использовать внутренние объемы самолета (в частности, для дополнительных топливных баков). По сравнению с Су-27УБ на Су-30МК увеличена хорда рулей направления. Планер истребителя выполнен в основном из алюминиевых сплавов с широким использованием титана. Крыло со стреловидностью по передней кромке 42 град имеет автоматически отклоняющийся носок. В кабине самолета установлено катапультное кресло К-36ДМ.

    СИЛОВАЯ УСТАНОВКА.

    На самолете Су-30МК установлены ТРДФФ АЛ-31ФП, по своим характеристикам близкие двигателю АЛ-31Ф и имеющие систему управления вектором тяги. Интегрированная система управления самолетом и двигателем обеспечивает оптимальное отклонение аэродинамических рулевых поверхностей и поворотных сопел. Имеется убирающийся топливоприемник системы дозаправки топливом в полете. Возможна дозаправка одного Су-30 от другого, путём подвески под машину УПАЗ. Испытания Су-30 в качестве дозапращика шла на ОКБ Сухого на машине №01-01. До Су-30 (№ 01-01), система дозаправки была установлена на опытной спарке Су-27УБ (Т-10У-2) № 02-01. На ней она была собственно и отработана.

    ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.

    Вестник авиации и космонавтики №3/99
    [ JPEG 800×463 81 Кб ]
    Самолет Су-30 может оборудоваться системой управления действиями группы истребителей-перехватчиков. На истребителе Су-30МК будет установлена БРЛС с фазированной антенной решеткой. В состав бортового информационного комплекса входит также оптико-электронная локационная система, включающая теплопеленгатор и лазерный дальномер. Имеется аппаратура приборного наведения по помехозащищенной линии, осуществляющая вывод самолета на цель в директорном режиме по командам с наземного ПУ. Навигационное оборудование включает аппаратуру спутниковой навигации, позволяющую работать с системами ГЛОНАСС (Россия) и «Навстар» (США). При этом бортовая аппаратура самолета автоматически переходит на ту систему, которая в данный момент обеспечивает наивысшую точность. Имеется возможность автоматического маловысотного полета в режиме огибания рельефа местности. В каждой кабине установлены многофункциональные цветные индикаторы на жидких кристаллах, имеющих кнопочное обрамление. На дисплеи выводятся двухмерное и трехмерное изображения местности из цифровой базы данных. На модернизированный ИЛС выводится дополнительная информация, обеспечивающая атаку наземных целей. В перспективе предполагается реализовать режим распознавания объектов и наложение радиолокационного и оптолокационного изображения на цифровую карту местности. Выбор информации для представления летчику осуществляется автоматически, в соответствии с полетным заданием (создан специальный сценарий представления информации). Использование высокопроизводительных процессоров в сочетании с новым программным обеспечением позволило внедрить элементы искусственного интеллекта в виде «подсказок» экипажу оптимальных вариантов действий в конкретной боевой обстановке.

    ВООРУЖЕНИЕ.

    Вестник авиации и космонавтики №3/99
    [ JPEG 800×430 61 Кб ]
    Самолет оснащен встроенной пушкой ГШ-301 (30-мм, боекомплект — 150 снарядов), установленной в наплыве в районе ПГО справа. Сбрасываемое вооружение общей массой до 8000 кг размещено на 12 узлах внешней подвески (восьми подкрыльевых и четырех подфюзеляжных). Для действия по воздушным целям самолет может нести до восьми УР средней дальности Р-27Р1 или Р-27ЭР1 с радиолокационной полуактивной системой самонаведения, две Р-27Т1 или Р-27ЭТ1 с ТГС или до десяти РВВ-АЕ с активным радиолокационным самонаведением. Для ведения ближнего воздушного боя вооружение истребителя может включать шесть УР Р-73 с ТГС. Ударное управляемое вооружение включает до шести противорадиолокационных высокоскоростных ракет Х-31П, до шести ракет Х-29Т, Х-29Л с телевизионным корреляционным или лазерным полуактивным самонаведением, две ракеты Х-59МЭ с командным телевизионным наведением (совместно с подвесным контейнером системы наведения АПК-9), шесть корректируемых бомб с телевизионным корреляционным самонаведением КАБ-500КР массой по 500 кг. Неуправляемое вооружение класса «воздух — поверхность» представлено свободнопадающими бомбами массой по 500 кг и 250 кг, до четырех блоков НАР С-13 и С-8. Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса. Открытая архитектура бортового электронного комплекса допускает возможность оснащения самолета также зарубежными системами оружия.

    ГАБАРИТЫ.

    Размах крыла 14,70м; длина самолета (без штанги ПВД) 21,94 м; высота самолета 6,36 м; площадь крыла 62,04 м2.

    МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг:

    пустого 17700, нормальная взлетная 24000 (Су-30МК 25670), максимальная взлетная 33000 (Су-30МК 34000), топлива во внутренних баках 9400, боевая нагрузка 8000.

    ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

    Максимальная скорость 2125 км/ч; максимальная скорость у земли 1380 км/ч; максимальная скороподъемность 230 м/с; практический потолок 17500 м; практическая дальность полета 3000 км; дальность полета с одной дозаправкой в воздухе 5200 км; дальность полета с двумя дозаправками в воздухе 6990 км; длина разбега 550 м; длина пробега 670 м; максимальная эксплуатационная перегрузка 8,5.

    Энциклопедия

    Ссылки

    Источники

    • В.Ильин. Истребитель Су-30. «Вестник авиации и космонавтики», 1999г, № 3
    • Александр Стукалин.

    Помогали

    комментарии (0)
     

    www.airbase.ru

    Су-30 — WiKi

    Су-30 создан на базе платформы Т-10С, ставшей основой для истребителей семейства Су-27/Су-30 и их модификаций, в т. ч. Су-35.

    История создания Су-30 связана с изменением концепции ведения воздушного боя ввиду прогрессивного развития технологий, применяемых в конструкции бортовых антенных радиолокационных станций на базе активной фазированной антенной решётки (АФАР). Такое развитие технологий позволило передать истребителю часть функций самолёта дальнего радиолокационного наведения и обнаружения (ДРЛО) при управлении группой. Наличие одного такого истребителя в ударной группе кардинально изменяло ситуацию при ведении группового воздушного боя и позволяло исключить самолёт ДРЛО из боевых порядков[8]. Возможности такого истребителя позволяют обнаружение целей на большой дальности, управление пуском ракет своей группы, выполнение подсветки целей для ракет дальнего радиуса действия (как РВВ-АЕ) с дальностью поражения до 110 км. При этом акцент делался на использование ракет со всеракурсным наведением, что позволяло реализовывать концепцию «выстрелил и забыл».[9]

    За счёт указанных средств в постановочных учебных боях Су-30 показал своё превосходство над истребителями F-16 и F-15 ВВС США[10][11], а также перспективным истребителем Eurofighter Typhoon ВВС Великобритании[10].

    Также такая концепция тяжёлого истребителя с радаром дальнего радиуса действия позволяла его использовать для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей в том числе управляя звеном бомбардировщиков Су-34. Радар Су-30 позволяет ему вести бой с одним самолётом РЭБ[12].

    Эффективность указанных сценариев применения привела к тому, что Су-30 по результатам учебных воздушных боёв был закуплен на вооружение множеством стран.[13][14]

    РЛС и системы управления вооружением

    Одним из ключевых решений, внедренных на Су-30МКИ, стала открытая архитектура бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО).

    Су-30 оборудован РЛС Н011M Барс, которая обеспечивает обзор пространства, автоматическое обнаружение и сопровождение целей, в том числе в условиях близкого манёвренного воздушного боя, наведение на них авиационных управляемых ракет типов Р-77, Р-73, Р-27, Х-31, РВВ-АЕ и других, а также автоматическое радиолокационное картографирование местности.[12]

    Типовая дальность обнаружения целей[15]:

    • «истребитель типа МиГ-29»: в зоне обзора 300 кв. град:
      • на встречных курсах — до 140 км;
      • на догонных курсах — до 60 км;
    • «железнодорожный мост»: — 80 — 120 км;
    • «группа танков»: — 40-50 км;
    • «эсминец»: — 80—120 км;
    • «авианосец»: — 250 км.

    Кроме этого Су-30 оборудован оптическими станциями обнаружения целей, управление системами наведения вооружением встроено в шлем пилота, что позволяет переключать системы поиска целей буквально поворотом головы[16].

    Средства РЭБ

    Истребитель Су-30, как и бомбардировщик Су-34, в своей концепции не являются самолётами ориентированными на скрытность, так как активно ищут воздушные и наземные цели с помощью собственных мощных радаров и поэтому могут быть легко обнаружены по их излучению. Это отличает Су-30 от истребителей пятого поколения (Су-57 и F-22), которые атакуют цели с выключенными радарами, работая в группе с самолётом ДРЛО, «подсвечивающих» цели.[17] Характерной особенностью самолётов поколения 4++ (Су-30 и Су-34) является возможность самостоятельного поиска цели без помощи самолёта ДРЛО, который является слабым местом звена истребителей пятого поколения, так как может быть уничтожен дальней ракетой, специально предназначенной для поражения самолётов ДРЛО, такой как 40Н6Е для С-400, на дальности 350—400 км.[18] Су-30 и Су-34 больше ориентированы не на скрытность, а на применение мощных средств РЭБ в случае обнаружения противником. Для Су-30 и Су-34 это модули РЭБ Хибины и Сорбция-С[19], боевой опыт применения которых показал возможность нейтрализации не только радаров истребителей, со сравнительно небольшим радиусом действия, но и целых комплексов ПВО (таких как «Кольчуга») под управлением интегрированных систем[20].

    ЭДСУ

    Как и на всех самолётах поколения 4++ в Су-30 используется ЭДСУ, так как самолёт имеет динамическую неустойчивость и самолёт управляется за счёт компьютера отдающего команды рулям. Весьма совершенная ЭДСУ на Су-30, позволяет ему выполнять в автоматическом режиме «Кобру Пугачёва»[21], что позволяет сбрасывать захват Су-30 как цели с «доплеровских радаров».

    Двигатель

    Су-30СМ оборудован двумя двухконтурными форсированными турбореактивными двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ) АЛ-31ФП, что позволяет истребителю быть сверхманёвренным.

      Су-30СМ ВВС Казахстана

    Современные модификации Су-30 производства КНААПОː Су-30М2, Су-30МК2, Су-30МКВ, Су-30МКК, Су-30МК2-В, Су-30МК2-И, Су-30МК2-V.
    Современные модификации Су-30 производства «Иркут»ː Су-30МКИ, Су-30МКИ(А), Су-30МКМ, Су-30СМ.

    Название моделиКраткие характеристики, отличия.
    Су-30К (коммерческий) Коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на базе Су-27УБ с системами дозаправки топливом в полёте и спутниковой навигации (GPS, ГЛОНАСС). Первый полёт — 1993 год. Двигатели — АЛ-31Ф. Ограниченный внутренний объём самолёта не позволяет разместить всё оборудование на борту, что влечёт за собой размещение части аппаратуры в контейнерах на внешних узлах подвески. К ним относятся системы лазерного дальнометрирования и целеуказания для применения управляемого оружия с лазерными ГСН и тепловизионная — для обнаружения целей в инфракрасном диапазоне, позволяющая работать ночью и в сложных метеоусловиях. Самолёт оснащён катапультируемыми креслами К-36ДМ, установленными с наклоном 30°. По своим боевым характеристикам Су-30К может дополнительно применять по морским и наземным целям высокоточное управляемое оружие класса «воздух-поверхность» с дальностью пуска до 250 км. Широкая номенклатура вооружения, способность не только вести воздушный бой, но и атаковать наземные и морские цели. Су-30К получили возможность дополнительно применять высокоточное тактическое оружие класса воздух-поверхность — противокорабельные ракеты Х-31А, ракеты подавления средств ПВО Х-31П, ракеты дальнего телевизионного наведения Х-59М и ракеты ближнего действия Х-29Т, корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500. Одновременно повышена эффективность решения задачи завоевания превосходства в воздухе за счёт применения ракеты с АГСН РВВ-АЕ.
    Су-30КН (коммерческий, новый) Двухместный истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом с ФАР «Перо». Первый полёт — 1999 год. Установлен приёмник А-737 спутниковой навигационной системы с поддержкой ГЛОНАСС и NAVSTAR. В радиолокационную станцию БРЛС Н011М добавлен вычислитель для новых режимов работы (картографирования земной поверхности и селекции движущихся целей). В обеих кабинах самолёта телевизионные экраны индикаторов прямой видимости заменены на жидкокристаллические цветные дисплеи МФИ-55, впоследствии на МФИ-68. В системе управления оружием (СУО) добавлен вычислитель МВК для сопряжения СУО с новыми управляемыми ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» Р-77, Х-31, Х-59, Х-29.
    Су-30М2 Версия Су-30МК2, предназначенная для ВВС России. В 2010 году завершены заводские лётные испытания первого серийного Су-30М2[22].
    Су-30МК (модернизированный, коммерческий) Двухместный ударный самолёт, предназначенный для поставок на экспорт. Первый полёт — 1993 год. Расширилась номенклатура вооружения: Р-77, Х-31, Х-29, Х-59М. Увеличена максимальная взлётная масса с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка возросла с 4 до 8 т, назначенный ресурс планера с 2000 до 3000 часов, двигателя — с 900 до 1500 часов.[23].
    Су-30МК2 (модернизированный, коммерческий, версия 2)Усовершенствованная версия Су-30МК. Первый полёт — 2002 год, двигатели — АЛ-31Ф. РЛС Н001. Вооружение: 6 РВВ-АЕ/Р-27/Р-73/Х-29/Х-31, контейнер РЭП[24]. Экспортная цена — около $50 млн[25].
    Су-30МК2В (модернизированный, коммерческий, вьетнамский) Версия Су-30МК2 для Вьетнама.
    Су-30МК2V Версия Су-30МК2 для Венесуэлы.
    Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский; Flanker-H) Версия Су-30МК для Индии. Первый полёт прототипа — 1997 год. Многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги (АЛ-31ФП), с БРЭО производства в рамках международной кооперации Россия — Франция — Израиль — Индия, с новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
    Су-30МКИ(А) (модернизированный, коммерческий, индийский для Алжира) Версия Су-30МКИ для Алжира. БРЛС Н011М[24].
    Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский; Flanker-G) Версия Су-30МК для Китая. Двухместный истребитель с расширенными возможностями работы по наземным целям, БРЛС Н001М модернизирована в БРЛС Н001ВЭ. Двигатели — АЛ-31Ф. Первый полёт — 1999 год.
    Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малайзийский) Версия Су-30МКИ для Малайзии. БРЛС Н011М[24].
    Су-30СМ (серийный модернизированный) Су-30МКИ для ВВС России. Двигатели АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги. Первый полёт 21 сентября 2012 года.

    На экспортных модификациях Су-30 широко применяется оборудование иностранного производства — бортовые компьютеры, навигационное оборудование и так далее.[источник не указан 1238 дней] ОКБ «Сухой» сотрудничает с поставщиками из Франции, Индии, Израиля.[источник не указан 1238 дней]

    ru-wiki.org

    Су-30 — Википедия РУ

    Су-30 создан на базе платформы Т-10С, ставшей основой для истребителей семейства Су-27/Су-30 и их модификаций, в т. ч. Су-35.

    История создания Су-30 связана с изменением концепции ведения воздушного боя ввиду прогрессивного развития технологий, применяемых в конструкции бортовых антенных радиолокационных станций на базе активной фазированной антенной решётки (АФАР). Такое развитие технологий позволило передать истребителю часть функций самолёта дальнего радиолокационного наведения и обнаружения (ДРЛО) при управлении группой. Наличие одного такого истребителя в ударной группе кардинально изменяло ситуацию при ведении группового воздушного боя и позволяло исключить самолёт ДРЛО из боевых порядков[8]. Возможности такого истребителя позволяют обнаружение целей на большой дальности, управление пуском ракет своей группы, выполнение подсветки целей для ракет дальнего радиуса действия (как РВВ-АЕ) с дальностью поражения до 110 км. При этом акцент делался на использование ракет со всеракурсным наведением, что позволяло реализовывать концепцию «выстрелил и забыл».[9]

    За счёт указанных средств в постановочных учебных боях Су-30 показал своё превосходство над истребителями F-16 и F-15 ВВС США[10][11], а также перспективным истребителем Eurofighter Typhoon ВВС Великобритании[10].

    Также такая концепция тяжёлого истребителя с радаром дальнего радиуса действия позволяла его использовать для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей в том числе управляя звеном бомбардировщиков Су-34. Радар Су-30 позволяет ему вести бой с одним самолётом РЭБ[12].

    Эффективность указанных сценариев применения привела к тому, что Су-30 по результатам учебных воздушных боёв был закуплен на вооружение множеством стран.[13][14]

    РЛС и системы управления вооружением

    Одним из ключевых решений, внедренных на Су-30МКИ, стала открытая архитектура бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО).

    Су-30 оборудован РЛС Н011M Барс, которая обеспечивает обзор пространства, автоматическое обнаружение и сопровождение целей, в том числе в условиях близкого манёвренного воздушного боя, наведение на них авиационных управляемых ракет типов Р-77, Р-73, Р-27, Х-31, РВВ-АЕ и других, а также автоматическое радиолокационное картографирование местности.[12]

    Типовая дальность обнаружения целей[15]:

    • «истребитель типа МиГ-29»: в зоне обзора 300 кв. град:
      • на встречных курсах — до 140 км;
      • на догонных курсах — до 60 км;
    • «железнодорожный мост»: — 80 — 120 км;
    • «группа танков»: — 40-50 км;
    • «эсминец»: — 80—120 км;
    • «авианосец»: — 250 км.

    Кроме этого Су-30 оборудован оптическими станциями обнаружения целей, управление системами наведения вооружением встроено в шлем пилота, что позволяет переключать системы поиска целей буквально поворотом головы[16].

    Средства РЭБ

    Истребитель Су-30, как и бомбардировщик Су-34, в своей концепции не являются самолётами ориентированными на скрытность, так как активно ищут воздушные и наземные цели с помощью собственных мощных радаров и поэтому могут быть легко обнаружены по их излучению. Это отличает Су-30 от истребителей пятого поколения (Су-57 и F-22), которые атакуют цели с выключенными радарами, работая в группе с самолётом ДРЛО, «подсвечивающих» цели.[17] Характерной особенностью самолётов поколения 4++ (Су-30 и Су-34) является возможность самостоятельного поиска цели без помощи самолёта ДРЛО, который является слабым местом звена истребителей пятого поколения, так как может быть уничтожен дальней ракетой, специально предназначенной для поражения самолётов ДРЛО, такой как 40Н6Е для С-400, на дальности 350—400 км.[18] Су-30 и Су-34 больше ориентированы не на скрытность, а на применение мощных средств РЭБ в случае обнаружения противником. Для Су-30 и Су-34 это модули РЭБ Хибины и Сорбция-С[19], боевой опыт применения которых показал возможность нейтрализации не только радаров истребителей, со сравнительно небольшим радиусом действия, но и целых комплексов ПВО (таких как «Кольчуга») под управлением интегрированных систем[20].

    ЭДСУ

    Как и на всех самолётах поколения 4++ в Су-30 используется ЭДСУ, так как самолёт имеет динамическую неустойчивость и самолёт управляется за счёт компьютера отдающего команды рулям. Весьма совершенная ЭДСУ на Су-30, позволяет ему выполнять в автоматическом режиме «Кобру Пугачёва»[21], что позволяет сбрасывать захват Су-30 как цели с «доплеровских радаров».

    Двигатель

    Су-30СМ оборудован двумя двухконтурными форсированными турбореактивными двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ) АЛ-31ФП, что позволяет истребителю быть сверхманёвренным.

      Су-30СМ ВВС Казахстана

    Современные модификации Су-30 производства КНААПОː Су-30М2, Су-30МК2, Су-30МКВ, Су-30МКК, Су-30МК2-В, Су-30МК2-И, Су-30МК2-V.
    Современные модификации Су-30 производства «Иркут»ː Су-30МКИ, Су-30МКИ(А), Су-30МКМ, Су-30СМ.

    Название моделиКраткие характеристики, отличия.
    Су-30К (коммерческий) Коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на базе Су-27УБ с системами дозаправки топливом в полёте и спутниковой навигации (GPS, ГЛОНАСС). Первый полёт — 1993 год. Двигатели — АЛ-31Ф. Ограниченный внутренний объём самолёта не позволяет разместить всё оборудование на борту, что влечёт за собой размещение части аппаратуры в контейнерах на внешних узлах подвески. К ним относятся системы лазерного дальнометрирования и целеуказания для применения управляемого оружия с лазерными ГСН и тепловизионная — для обнаружения целей в инфракрасном диапазоне, позволяющая работать ночью и в сложных метеоусловиях. Самолёт оснащён катапультируемыми креслами К-36ДМ, установленными с наклоном 30°. По своим боевым характеристикам Су-30К может дополнительно применять по морским и наземным целям высокоточное управляемое оружие класса «воздух-поверхность» с дальностью пуска до 250 км. Широкая номенклатура вооружения, способность не только вести воздушный бой, но и атаковать наземные и морские цели. Су-30К получили возможность дополнительно применять высокоточное тактическое оружие класса воздух-поверхность — противокорабельные ракеты Х-31А, ракеты подавления средств ПВО Х-31П, ракеты дальнего телевизионного наведения Х-59М и ракеты ближнего действия Х-29Т, корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500. Одновременно повышена эффективность решения задачи завоевания превосходства в воздухе за счёт применения ракеты с АГСН РВВ-АЕ.
    Су-30КН (коммерческий, новый) Двухместный истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом с ФАР «Перо». Первый полёт — 1999 год. Установлен приёмник А-737 спутниковой навигационной системы с поддержкой ГЛОНАСС и NAVSTAR. В радиолокационную станцию БРЛС Н011М добавлен вычислитель для новых режимов работы (картографирования земной поверхности и селекции движущихся целей). В обеих кабинах самолёта телевизионные экраны индикаторов прямой видимости заменены на жидкокристаллические цветные дисплеи МФИ-55, впоследствии на МФИ-68. В системе управления оружием (СУО) добавлен вычислитель МВК для сопряжения СУО с новыми управляемыми ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» Р-77, Х-31, Х-59, Х-29.
    Су-30М2 Версия Су-30МК2, предназначенная для ВВС России. В 2010 году завершены заводские лётные испытания первого серийного Су-30М2[22].
    Су-30МК (модернизированный, коммерческий) Двухместный ударный самолёт, предназначенный для поставок на экспорт. Первый полёт — 1993 год. Расширилась номенклатура вооружения: Р-77, Х-31, Х-29, Х-59М. Увеличена максимальная взлётная масса с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка возросла с 4 до 8 т, назначенный ресурс планера с 2000 до 3000 часов, двигателя — с 900 до 1500 часов.[23].
    Су-30МК2 (модернизированный, коммерческий, версия 2)Усовершенствованная версия Су-30МК. Первый полёт — 2002 год, двигатели — АЛ-31Ф. РЛС Н001. Вооружение: 6 РВВ-АЕ/Р-27/Р-73/Х-29/Х-31, контейнер РЭП[24]. Экспортная цена — около $50 млн[25].
    Су-30МК2В (модернизированный, коммерческий, вьетнамский) Версия Су-30МК2 для Вьетнама.
    Су-30МК2V Версия Су-30МК2 для Венесуэлы.
    Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский; Flanker-H) Версия Су-30МК для Индии. Первый полёт прототипа — 1997 год. Многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги (АЛ-31ФП), с БРЭО производства в рамках международной кооперации Россия — Франция — Израиль — Индия, с новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
    Су-30МКИ(А) (модернизированный, коммерческий, индийский для Алжира) Версия Су-30МКИ для Алжира. БРЛС Н011М[24].
    Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский; Flanker-G) Версия Су-30МК для Китая. Двухместный истребитель с расширенными возможностями работы по наземным целям, БРЛС Н001М модернизирована в БРЛС Н001ВЭ. Двигатели — АЛ-31Ф. Первый полёт — 1999 год.
    Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малайзийский) Версия Су-30МКИ для Малайзии. БРЛС Н011М[24].
    Су-30СМ (серийный модернизированный) Су-30МКИ для ВВС России. Двигатели АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги. Первый полёт 21 сентября 2012 года.

    На экспортных модификациях Су-30 широко применяется оборудование иностранного производства — бортовые компьютеры, навигационное оборудование и так далее.[источник не указан 1238 дней] ОКБ «Сухой» сотрудничает с поставщиками из Франции, Индии, Израиля.[источник не указан 1238 дней]

    www.http-wikipediya.ru

    Многоцелевой истребитель Су-30МК / Су-30МКИ (Россия)


    Двухместный сверхзвуковой многофункциональный истребитель Су-30МК / Су-30МКИ, созданный совместными усилиями ОКБ им. П.О.Сухого и Иркутского авиационного производственного объединения на базе истребителя Су-30М. Истребитель Су-30МКИ способен одинаково эффективно действовать как по воздушным, включая стратегические крылатые ракеты, так и по наземным и надводным целям. Внушительный запас топлива и применение системы дозаправки в воздухе разрешают совершать многочасовые патрульные полеты и употреблять самолет в качестве дальнего перехватчика.

    К работам по созданию нового самолета ПВО и подготовке его серийного производства на Иркутском авиационном производственном объединении (ИАПО) были привлечены специалисты завода и иркутского филиала ОКБ им. П.О.Сухого, руководимого В.В.Макрицким. В 1988 году началось переоборудование в «боевой» вариант двух серийных «спарок» Су-27УБ, Самолеты получили систему дозаправки в воздухе, новую систему навигации, модернизированную систему дистанционного управления (СДУ) и управления вооружением (СУВ), 31 декабря 1989 г. на заводском аэродроме Иркутского авиационного завода поднялся в воздух первый из двух предсерийных самолетов Су-27ПУ (Т10ПУ-5). Вскоре за ним последовали и вторая аналогичная машина — Т10ПУ-6.


    По результатам летных испытаний модернизированных машин было принято правительственное решение о развертывании в ИАПО серийного производства двухместного истребителя. Чтобы подчеркнуть отличия нового самолета от одноместной машины Су-27, ему было присвоено новое обозначение — Су-30. Истребитель-перехватчик Су-30 способен совершать многочасовые (более 10 часов) патрульные полеты с неоднократной дозаправкой в воздухе; использоваться в качестве лидера группы с сохранением возможности самостоятельного участия в воздушном бою; управлять действиями самолетов в объединенных группах. Внешне Су-30 отличался от учебно-боевого Су-27УБ наличием убираемой штанги топливоприемника по левому борту и смещенным вправо обтекателем оптической головки оптиколокационной станции (по типу корабельного истребителя Су-27К; это несколько улучшило обзор вперед-вниз). Была несколько усилена конструкция центроплана и шасси, что позволило эксплуатировать истребитель с большей взлетной массой. Кабины летчиков оснастили индивидуальными санустройствами, крайне необходимыми при многочасовых полетах.


    14 апреля 1992 г совершил свой первый полет серийный истребитель-перехватчик Су-30. Машину пилотировали летчики-испытатели ИАПО Г.Е. Буланов и В.Б.Максименков. Предполагалось, что самолеты Су-30 получат усовершенствованный вариант БРЛС Н001 «Меч», обеспечивающий возможность использования новых УР класса «воздух-воздух» средней дальности РВВ-АЕ, одновременный пуск двух ракет по воздушным целям, а также ограниченные возможности при действии по наземным целям. Заднюю кабину истребителя предполагалось выполнить реконфигурируемой, что обеспечивало возможность установки в ней индикатора тактической обстановки и другого целевого оборудования, превращавшего Су-30 из «чистого» перехватчика в своеобразный боевой самолет управления, способный наводить на цели другие истребители Су-30 или Су-27, действующие в группе.

    Отсутствие необходимого финансирования привело к практическому прекращению закупок новых самолетов МО России. В этих условиях ОКБ им. П.О.Сухого совместно с ИАПО приступило к созданию экспортного варианта самолета, Су-30К (К-«коммерческий»), получившего расширенные возможности при действиях по наземным целям. Дальнейшим развитием этого направления стал самолет Су-30М (экспортный вариант Су-30МК) с усовершенствованной БРЛС и значительно расширенной номенклатурой вооружения. Работы по созданию Су-30М (Су-30МК) начались в 1991 г., а прототип этого самолета совершил первый полет 14 апреля 1992 г. Внешне он практически не отличался от Су-30. В задней кабине вместо стандартного индикатора прямой видимости, расположенного справа от летчика, в верхней центральной части приборной доски установили телевизионный монохромный индикатор увеличенного формата, на который может выводится видеоинформация от телевизионных головок самонаведения управляемого оружия.


    Первоначально истребитель приобрел способность подавлять ПВО противника при помощи противорадиолокационных ракет с пассивной системой самонаведения (используемый для этих целей в отечественных ВВС «охотник за радарами» МиГ-25БМ был выпущен в начале 80-х годов в ограниченном количестве и к началу 90-х далеко не в полной мере удовлетворял требованиям ВВС). На центральном подфюзеляжном узле подвески модернизированный Су-30 мог нести контейнер с системой целеуказания для противорадиолокационных ракет СПО-32 «Пастэль», в состав БРЭО была включена, также, система постановки активных радиолокационных помех СПС-161. В комплекс вооружения самолета были введены противорадиолокационные ракеты Х-58 и Х-31П.

    Для поражения малоразмерных наземных и морских целей самолет Су-30МК получил ракеты с телевизионной системой самонаведения Х-29Т и корректируемые бомбы КАБ-500, для чего потребовалось включение в состав СУВ телевизионного капала с автономным вычислителем. Для использования УР Х-29Л или Х-25МЛ с лазерным полуактивным наведением мог использоваться лазерный канал системы ОЛС-27 (на исходном Су-27 он применяется лишь для измерения дальности до цепи). В комплекс вооружения самолета ввели тактическую крылатую ракету Х-59М (максимальная дальность — до 115 км) с телевизионной командной системой наведения (самолет должен был нести на под крыльевых узлах две ракеты этого типа, а под фюзеляжем размещался контейнер с аппаратурой управления), В дальнейшем состав вооружения многоцелевого истребителя еще больше расширили.

    Су-30МК энергично продвигался на мировой авиационный рынок, став с 1993 года одним из постоянных участников международных авиационных салонов. Высокие боевые возможности самолета, а также эффективная маркетинговая стратегия сделали свое дело, 24 июля 1994 г. в Россию прибыла индийская делегация, возглавляемая главнокомандующим ВВС, маршалом авиации Каулом. В ходе переговоров с российской стороной обсуждались вопросы закупок самолетов Су-30, а также программа модернизации истребителей МиГ-21, 28 июля индийская делегация посетила ЛИИ им. М.М.Громова, где ей был продемонстрирован самолет Су-30, Индийские специалисты сделали вывод, что самолет Су-30МК, имеющий систему дозаправки в полете, удовлетворяет требования ВВС по боевому радиусу действия и имеет меньшую стоимость, чем западные самолеты аналогичного класса. 30 ноября 1996 г. был подписан российско-индийский контракт, в соответствие с которым ВВС Индии закупали 40 самолетов Су-30МК (Су-30МКИ). Суммарная стоимость контракта оценивается в 1,55 млрд. долларов.

    ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Самолет Су-30МКИ выполнен по аэродинамической схеме «продольный триплан». Конструкция планера подобна конструкции самолета Су-27УБ. Машина разработана в соответствии с интегральной аэродинамической компоновкой, при которой фюзеляж и крыло самолета образуют единый несущий корпус, набранный из крыльевых профилей, что обеспечивает высокие значения аэродинамического качества и коэффициента подъемной силы па маневре, а также низкий уровень волнового сопротивления на транс- и сверхзвуковых скоростях. Такая компоновка, характеризуемая плавным переходом фюзеляжа в крыло по размаху, позволяет более рационально использовать внутренние объемы самолета (в частности, для дополнительных топливных баков). По сравнению с Су-27УБ на самолете Су-30МКИ увеличена хорда рулей направления. Планер истребителя выполнен, в основном, из алюминиевых сплавов с широким использованием титана. В кабине самолета установлено катапультное кресло К-36ДМ.

    СИЛОВАЯ УСТАНОВКА, На первой серийной партии машин Су-30МКИ будут установлены серийные двигатели АЛ-31Ф (2 х 7600/12500 кгс) производства АО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», изготовленные на основе лицензионного соглашения с АО «А. Люлька-Сатурн». На следующем этапе двигатели будут иметь ряд конструкционных отличий, направленных па максимальную унификацию по узлам и агрегатам с ТРДДФ АЛ-31ФП с целью обеспечения возможности их последующей доработки в части установки поворотного сопла. Последняя серийная партия истребителей будет поставляться с двигателями АЛ-31ФП. По своим характеристикам ТРДДФ АЛ-31ФП близок двигателю АЛ-31Ф. Плоскости поворота сопел развернуты наружу на 30°, что позволяет повысить устойчивость движения на минимальной скорости и за счет дифференциального отклонения сопел, а также «разнотяга» осуществлять пространственное отклонение результирующего вектора тяги. Истребитель Су-30МКИ оснащен интегрированной системой управления самолетом и двигателя, обеспечивающей оптимальное отклонение аэродинамических рулевых поверхностей и поворотных сопел. Имеется убирающийся топливоприемник системы дозаправки топливом в полете.

    ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет Су-30МКИ может оборудоваться системой управления действиями группы истребителей-перехватчиков. На истребителе Су-30МК будет установлена модификация БРЛС НО11М. В состав бортового информационного комплекса входит, также, оптико-электронная локационная система, включающая теплопеленгатор и лазерный дальномер. Имеется аппаратура приборного наведения по помехозащищенной линии, осуществляющая вывод самолет на цель в директорном режиме по командам с наземного ПУ. Начиная со второй серии на самолетах Су-30МКИ будет устанавливаться подвесной контейнер с тепловизионным и лазерным обзорно-прицельным оборудованием, находящийся в настоящее время в разработке и обеспечивающий возможность применения высокоточного ударного вооружения, бортовые процессоры индийского производства, авионика фирмы Секстан, включающая инерциально-спутниковую навигационную систему «Тотем» на лазерных гироскопах, широкоугольный индикатор на лобовом стекле (ИЛС) VEh4000 и многофункциональные цветные дисплеи на жидких кристаллах.

    Комплекс бортового оборудования объединяет прицельно-навигационную систему, средства визуализации и управления, интегрированную систему навигации, систему дистанционного управления полетом и ряд других систем. Навигационное оборудование включает аппаратуру спутниковой навигации, позволяющую работать с система ГЛОНАСС (Россия) и «Навстар» (США). При этом бортовая аппаратура самолета автоматически переходит на ту систему, которая в данный момент обеспечивает наивысшую точность. Обеспечивается возможность автоматического маловысотного полета в режиме огибания рельефа местности.

    В кабинax самолeтa Су-30МКИ устанавливaются многофункциональные цветные индикаторы на жидких кристаллах с кнопочным обрамлением, обладающие высокой разрешающей способностью. В дальнейшем число дисплеев будет увеличено до трех. На дисплеи выводится двухмерное и трехмерное изображение местности из цифровой базы данных. На модернизированный ИЛС выводится дополнительная информация, обеспечивающая атаку наземных целей. В перспективе предполагается реализовать режим распознавания объектов и наложение радиолокационного и оптолокационного изображения на цифровую карту местности. Выбор информации для представления летчику осуществляется автоматически, в соответствии с полетным заданием (создан специальный сценарий представления информации). Высокопроизводительные процессоры в сочетании с новым программным обеспечением позволило внедрить элементы искусственного интеллекта в виде «подсказок» экипажу оптимальных вариантов действий в конкретной боевой обстановке.

    ВООРУЖЕНИЕ, Самолет Су-30МКИ оснащен встроенной 30-миллиметровой пушкой ГШ-301 с боекомплектом 150 снарядов, установленной в наплыве в районе ПГО справа. Сбрасываемое вооружение общей массой до 8000 кг размещено на 12 узлах внешней подвески (восьми подкрыльевых и четырех подфюзеляжных). Для действия по воздушным целям самолет может нести до восьми УР средней дальности P-27P1 или Р-27ЭР1 с радиолокационной полуактивной системой самонаведения, две Р-27Т1 или Р-27ЭТ1 с ТГС или до шести РВВ-АЕ с активным радиолокационным самонаведением. Для ведения ближнего воздушного боя вооружение истребителя может включать шесть УР Р-73 с ТГС.

    Ударное управляемое вооружение включает до шести противорадиолокационных высокоскоростных ракет Х-31П, до шести ракет Х-29Т, Х-29Л или Х-25МЛ с телевизионным корреляционным или лазерным полуактивным самонаведением, две тактические крылатые ракеты Х-59М с командным телевизионным наведением (совместно с подвесным контейнером системы наведения АРК-9), шесть корректируемых бомб с телевизионным корреляционным самонаведением КАБ-500КР массой по 500 кг. Неуправляемое вооружение класса «воздух-поверхность» представлено свободнопадающими бомбами массой по 500 кг (до 10 единиц) или 250 кг (31 единица), контейнеры КМГ-У (до семи единиц) или до шести блоков НАР С-13 и С-8 (30 122-миллиметровых или 120 80-миллиметровых ракет соответственно). Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса. Открытая архитектура бортового электронного комплекса допускает возможность оснащения самолета и зарубежными системами оружия. Для борьбы с надводными кораблями самолет предполагается оснастить противокорабельными ракетами.

    Тактико-технические характеристики Су-30МК / Су-30МКИ
    Размах крыла, м — 14.70
    Длина самолета, м — 21.94
    Высота самолета, м — 6.375
    Площадь крыла, м2 — 62.00
    Масса   
    — нормальная взлетная — 24900
    — максимальная взлетная — 34500
    Масса топлива, кг — 9640
    Двигатели — 2 ТРДДФ АЛ-31ФП
    Тяга, кгс — 2 х 12800
    Максимальная скорость, км/ч   
    — на высоте — 2175
    — у земли — 1350
    Практическая дальность, км — 3000
    Практический потолок, м — 19800
    Экипаж — 2

    www.dogswar.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *