Сравнение Миг-29 и Су-27: как отличить
Конкуренция всегда была отличным стимулом для технического прогресса. Такое положение дел имело место и в бывшем Советском Союзе. Этот факт подтверждают многочисленные разрабатываемые в то время системы для обороны страны, ведущие соперничество за право называться самыми лучшими.
Слева — Су-27, справа — Миг-29
Содержание
- Подробнее о самолетах
- Технические показатели
- Основные различия
- Параметры
Подробнее о самолетах
Одним из самых очевидных примеров является создание отличных авиаперехватчиков, пополнивших военное вооружение приблизительно в одно время — в начале 80-х годов прошлого столетия. В частности, речь идет о воздушных судах Су-27 и МиГ-29. Если проанализировать фотоснимки военной техники, то модели выглядят очень похожими. Однако по факту это суждение неверное, ведь рассматриваемые модели относятся к разным классам и имеют массу отличий. В первую очередь стоит отметить, что Су-27 относится к тяжелым перехватчикам, а МиГ-29 является легкой военно-воздушной техникой.
Су-27
Технические показатели
Попробуем более тщательно проанализировать, чем отличается Су-27 от МиГ-29, принимая во внимание мнение экспертов. Решение о разделении военных самолетов на тяжелые и легкие было рассмотрено еще в начале 60-х годов. По мнению специалистов, легкие перехватчики смогли бы производить маневренные воздушные бои, называемые летчиками «каруселью». Таким моделям производить маневренный бой намного проще благодаря увеличенной площади крыла и незначительной массе самого судна.
Тяжелые воздушные суда, по задумке конструкторов, должны успешно вести борьбу с бомбардировщиками и уничтожать с дальнего расстояния запущенные врагом ракеты. Для выполнения основного назначения необходима была такая военная техника, у которой была отличная скорость, дальнобойное мощное оружие, хорошо оснащенная РЛС. Именно такие характеристики и были присуще тяжелым перехватчикам, поэтому им удавалось без проблем захватывать вражескую цель и наносить удар по противнику с большого расстояния.
Проанализировав сравнение характеристик военных судов, нетрудно понять, что для сборки тяжелых перехватов требуется намного больше денежных средств. Наверное, именно по этой причине в авиапарке единиц такой военной техники насчитывается намного меньше. Да и к тому же такое положение дел можно объяснить следующим:
- не всегда нужны военные самолеты больших размеров для выполнения боевых сложных задач;
- более дорогой в разработке и обслуживании воздушный транспорт сложнее обслуживать;
- многие страны мира приобретают военную-воздушную технику из статусных соображений, а не для защиты от фактической ядерной угрозы.
Подводя предварительный итог, можно прийти к такому выводу: МиГ-29 против Су-27 проигрывает по размерам и уровню оснащения, однако маневренностью и востребованностью опережает «собрата».
Су-27
Основные различия
Даже после того, как рассматриваемые военные суда были разделены на 2 категории, четкое отличие так и не было отмечено конструкторами. Аналитиков современности также волнует этот вопрос, ведь произведя сравнение МиГ-29 и Су-27, до сих пор не совсем понятно, зачем специалистам потребовалось создавать две весьма схожие модели истребителей.
Более того, после проведения некоторых исследований аналитики пришли к выводу, что легкая и маневренная техника обходится в сборке ненамного дешевле, чем тяжелый Су-27. Однако специалисты все-таки отметили основное отличие этих самолетов:
Легкая модель должна была проникать на вражескую территорию примерно на 120–130 км в случае военный действий. При этом управлять самолетом смогут наземные посты.
Такие характеристики должны были помочь сэкономить на управляющем составе, упростить конструкцию техники, удешевить сборку конструкции.
Техническое оснащение легкого военного транспорта было таким:
- ракеты калибра Р-60 с тепловым наведением, позже замененные на Р-73;
- РЛС обладала дальностью обнаружения для обнаружения ракет Р-27;
- дорогая система связи и РЭБ в самолете не предусматривалась.
Основной задачей Су-27 была разведка вражеской территории, анализ и атака собственными силами. Тяжелый транспорт должен был проникать на вражескую территорию, перехватывать цель, оказывать поддержку своим бомбардировщикам.
Так как наземные службы не управляли техникой, истребитель нуждался в более мощном оснащении:
- бортовой РЛС, превышающей дальность видения МиГ-29 в два раза;
- вдвое большей дальностью полета;
- основным вооружением Р-27, а также ракетами Р-73 для ведения ближнего боя.
Миг-29
Параметры
Точно ответить, какая модель считается лучшей, легкая или тяжелая, довольно сложно. Однако вполне реально проанализировать сравнение МиГ-29 и Су-27, основываясь на летно-технических характеристиках.
Параметры МиГ-29:
- средняя скорость – 2550 км/ч;
- скороподъемность – 330 м/сек;
- боевой радиус – 2100 км;
- масса загруженного самолета – 15240 кг;
- общий параметр длины – 17. 3 м;
- длина размаха крыла – 11.3 м;
- высота – 4.7 м;
- общая площадь крыла – 38 кв. м.
Параметры Су-27:
- средняя скорость – 2500 км/ч;
- скороподъемность – 300 м/сек;
- боевой радиус действия – 3.9 км;
- вес снаряженного транспорта – 23000 кг;
- длина – 22 м;
- высота – 5.9м;
- длина размаха крыла – 14.7 м;
- общая площадь крыла – 62 кв. м.
Практически невозможно найти отличия в конструкции кабины пилота. Инженерам-конструкторам, несмотря на то что во время сборки первых моделей просматривалась жестокая конкуренция, все же удалось добиться обоюдного решения по этому вопросу. И именно этот момент положительно отобразился на экспортном интересе относительно двух самолетов.
Миг-29
Сравнение характеристик доказывает, что по размеру, скоростному режиму, боевому радиусу действия выигрывает Су-27, однако легкий транспорт опережает своего собрата по скороподъемности и маневренности. Стоит отметить, при сборке обеих моделей использовалась двухмерная схема, отмеченная как надежная и долговечная.
Сегодня не так уж и важно определить, чем отличается Су-27 от МиГ-29, так как на смену им приходят более усовершенствованные военные самолеты. Например, легкий истребитель успешно заменил МиГ-33, оснащенный не только усовершенствованной платформой, но и современной аэродинамикой, объемным баком для топлива. Также стоит отметить и еще одну модель, более усовершенствованную и модифицированную – МиГ-35. На смену Су-27 пришли современные истребители – Су-35 и Су-34, оснащенные всеми необходимыми приборами, в которых может нуждаться военная техника.
фото, отличия, размеры, технические характеристики
Сегодня на просторах интернет-пространства ведутся споры о положении дел в авиации России. В основном это касается двух, наиболее распространённых в воинских частях, военных самолётов России — Су-27 и МиГ-29. Сегодня мы видим, что конструкторские бюро Сухого и Микояна с успехом развиваются, участвуют в международных выставках, разрабатывают новые концепции и летательные аппараты. Чтобы лучше понять, почему МиГ-29 и Су-27 стали такими популярными, нужно углубиться немного в историю возникновения обоих планеров.
Суть различий легкого и тяжелого истребителей
В первую очередь различия между самолетами заключаются в массе. Вес пустого МиГ-29 составляет 10900 кг, а Су-27 16300 кг. Несмотря на массу, габариты самолетов отличаются не так сильно. МиГ-29 быстрее набирает высоту и имеет более простое устройство. В первую очередь это касается бортового радиоэлектронного оборудования.
Синий – МиГ-29 Черный – Су-27
У данных истребителей разное предназначение. МиГ проектировался как массовый самолет, который будет использоваться над собственной территорией или окраинах земли противника. Отличие Су заключается в том, что он создавался для работы в тылу противника. У него гораздо больше дальность полета и расширенный боекомплект, а также более сложная авионика.
Товарищ подполковник, расскажите, пожалуйста, как долго Вы летаете на самолетах российского производства? Какой у Вас налет часов?
Общий налет часов – более 2000, из них 1400 в кабине истребителей МиГ-29 и более 500 часов – на Су-30МКМ. Состою на военной службе уже около 30 лет, летная практика в составе Королевских Военно-воздушных Сил Малайзии продолжается 24 года. Первый типом летательного аппарата российской конструкции и изготовления, который мною освоен за годы службы – МиГ-29, включая «спарку» МиГ-29N-УБ и одноместный истребитель МиГ-29N. Как летчик-истребитель я сформировался в кабине МиГа, а потом пересел на «Су».
Сравнивая МиГ-29N и Су-30МКМ, что бы Вы отметили?
По общему техническому уровню Су-30МКМ опережает МиГ-29N на поколение. Разница между двумя данными типами летательных аппаратов огромна. Во-первых, МиГ-29N оснащен обычной механической проводкой от ручки управления самолетов до аэродинамических поверхностей – элеронов, рулей направления и цельно-поворотного горизонтального хвостового оперения. Этим определяется его характеристики устойчивости и управляемости, а также то впечатление, которое получает летчик от процесса пилотирования. Во-вторых, кабина экипажа оборудована, в основном, стрелочными приборами. Словом, МиГ-29N – это «механический самолет».
В отличие от МиГа, Су-30МКМ обладает так называемой «стеклянной кабиной», информационно-управляющее поле которой построено на многофункциональных индикаторах с цветными жидкокристаллическими матрицами. Помимо того, «Су» отличается современной электро-дистанционной системой управления полетом (fly-by-wire, «полет по проводам») которая работает в связке с управляемым вектором тяги. Как Вы видите, на самолете, рядом с которым проходит наша беседа, установлены отклоняемые сопла двигателей. Словом, Су-30МКМ – полностью «цифровой» самолет, и данный факт позволяет отнести его к следующему за МиГ-29 поколению авиационной техники. Все это находит подтверждение в высоких маневренных качествах истребителя: Су-30МКМ обладает значительно лучшей маневренностью.
Давайте обсудим маневренные качества Су-30МКМ в сравнении с истребителями западного происхождения, которые представлены на LIMA’2017.
А что тут обсуждать?! Очевидно, что по маневренности Су-30МКМ заметно превосходит самолеты всех других марок, представленных на нашей выставке и те только. По моему мнению, в мире нет ни одного другого самолета, который бы пере-маневрировал наш истребитель. Да что там «переманеврировать» — мало какой иной истребитель способен повторить те фигуры высшего пилотажа, которые демонстрируют здесь на выставке российские и малайские экипажи!
Кроме МиГ-29N и Су-30МКМ, на вооружении Королевских Военно-Воздушных Сил Малайзии стоят американские истребители F-18D Hornet. Вам довелось опробовать их в воздухе?
Действительно, у нас на вооружении стоят несколько машин типа F-18D. Сам я на них не летал, однако по долгу службы подробно с ними ознакомился и прекрасно представляю их технический уровень. Более того, в ходе боевой подготовки и совершенствования летного и тактического мастерства, мы часто взаимодействуем с эскадрильей «хорнетов», вместе выполняем полеты на отработку воздушного боя и ударов по наземным целям. Поэтому могу утверждать со знанием дела, что летчики Су-30МКМ уверены в превосходстве ее над F-18D, мы знаем, как одержать победу в учебном бою с ним и в случае развертывания реальных военных действий с противником, на вооружении которого стоят «хорнеты». По моему мнению, «Су» обладает значительным превосходством, особенно в ближнем бою.
Принимаете ли Вы участие в полетах в ходе выставки LIMA’2017? Удается ли Вам посмотреть за выступлениями ваших сослуживцев и иностранных коллег?
Ответы на оба Ваших вопроса – утвердительные. Правда, сегодня, в день открытия выставки, я не летал, но буду пилотировать Су-30МКМ завтра – 22 марта.
Сегодня во время показательного выступления экипаж Су-30МКМ Королевских Военно-воздушных Сил Малайзии продемонстрировал высокое мастерство. В частности, летчики намеренно ввели самолет в штопор, но вывели его в горизонтальный полет не сразу, а после пяти-шести витков. Обычно русские и индийские летчики делают два-три витка…
Мои сослуживцы хотели показать отличные свойства самолета и свое мастерство управлениям им. Что касается фигуры, о которой Вы говорите – мы называем ее “tumble and yaw”. Летчики набирают высоту 7000 футов () и умышленно вводят самолет в штопор (“tumble”). Затем какое-то время они дают самолету двигаться без вмешательства экипажа, что находит выражение в том, что машина совершает два-три витка — 360 градусов по курсу. Затем летчики берут управление и выводят машину из штопора в горизонтальный полет. Замечательная аэродинамика и управляемость Су-30МКМ и наличие управляемого вектора тяги позволяют экипажу демонстрировать подобного рода маневры, которые недоступны западным истребителям.
Поделитесь, пожалуйста, цифрами по высоте и скорости, другим параметрам полета которые экипажи самолетов марки «Су» достигают во время выполнения демонстрационной программы на LIMA’2017.
Во время показательных полетов на LIMA, мы разгоняем самолет до максимальной скорости 400 узлов (740 км/ч), и набираем максимальную высоту 7000 футов (3200м). Извините, то не могу сходу пересчитать эти цифры в метрическую систему – мы привыкли к системе измерений, принятой в Королевских Военно-воздушных силах Соединенного Королевства.
Мы уже говорили о том, что на выставке на острове Лангкави представлены несколько типов истребителей, включая американские F-15 и F-18, а также европейские JAS-39, Rafale и Eurofighter Typhoon. На какие характерные особенности этих самолетов Вы бы обратили внимание в сравнении с Су-30СМ и Су-30МКМ? Что отличает их в контексте показательных полетов?
Главное отличие между ними кроется в том, какие фигуры высшего пилотажа показывают экипажи. По характеру маневрирования даже простые зрители без авиационного образования могут легко отличить русские истребители от машин подобного класса от западных производителей авиатехники. Су-30СМ/МКМ лучше всех маневрирует на низких скоростях и бесподобно – на режиме сверхнизких (около нулевых) скоростей. Наш самолет легко одержит победу над любым западным истребителем в ходе маневренного боя на ближней дистанции. Это объясняется тем, что Су-30СМ/МКМ отличает превосходная система управления, отличная аэродинамика и наличие управляемого вектора тяги. Все другие типы истребителей, представленных здесь на выставке, включая шведский Gripen и французский Rafale, не столь хороши, как «Су». Перед тем, как выполнить тот или иной маневр, их летчики вынуждены сначала разогнаться до достаточно высокой скорости поскольку их машины не могут маневрировать на низких скоростях. А вот
Су-30МКМ одинаково хорошо управляется как на высоких, так и на низких скоростях. В этом – его существенное отличие и превосходство над западными истребителями, возможности которых раскрываются только на больших скоростях полета.
Товарищ подполковник, расскажите нашим читателям о ситуации, которая имеет место быть с кадровым составом Королевских Военно-воздушных Сил Малайзии. Порой СМИ пишут об оттоке высокопрофессиональных кадров в коммерческие авиакомпании, где им обещают заплатить больше. На прошлых выставках мы беседовали с малайзийскими летчиками и тогда они подтверждали наличие подобной проблемы. Испытывает ли Министерство Обороны Королевства Малайзия сложности с привлечением молодых людей на военную службу, обучением новых летных кадров?
У нас нет никаких проблем с выпуском летчиков поскольку наблюдается высокий интерес со стороны молодежи к службе в армии и особенно в авиации. Королевские Военно-Воздушные Силы создали и поддерживают устойчивую систему подготовки летного состава. Кроме того, те летчики, что окончили военные училища и освоили конкретный тип летательного аппарата в Академии ВВС, в основной своей массе стараются продолжить службу, а не побыстрее уйти «в коммерцию». Словом, сейчас ситуация выглядит по-иному, чем Вы ее описали, ссылаясь на публикации в СМИ и интервью с летчиками на выставках прошлых лет. Те немногие пилоты, что решили покинуть службу в армии ради карьеры в коммерческой авиации порой объясняют свое желание побольше заработать. Но чаще всего ими движет желание что-то поменять в своей судьбе, или, как они говорят, «начать новую жизнь на гражданке». Не буду их осуждать, ведь у каждого человека есть возможность самому выбирать свой путь. Желание перемен – естественное стремление каждого человека. Наверное, прежде всего этим и объясняется их решения покинуть военную службу, а соображения больших заработков – вторичное. Мое мнение состоит в том, что для хорошего летчика карьера в коммерческой авиации – это совсем не то, что в боевой. Мне порой выпадают встречи за пределами военной базы с авиаторами, кто ранее летал на истребителях, а затем ушел в авиакомпанию или попробовал реализовать свои способности по коммерческой линии. Многие в последствии сожалеют о своем решении уволиться со службы, и откровенно говорят мне, что самое лучшее для летчика – служба в Военно-воздушных силах. Дело в том, что служба в армии дает авиационным специалистам гораздо больше возможности по изучению авиатехники, и, кроме того, дает им уроки жизни. На военной службе способные люди «растут» быстрее, поскольку армия учит их очень многим полезным вещам, которые недоступны для тех, кто предпочел карьеру в гражданской авиации.
Поясните, пожалуйста, свою мысль. Разве переход из армии на работу в авиакомпанию не находит выражение в лучших заработках? А на какую карьеру в плане продвижения по служебной лестнице может рассчитывать летчик, кто решил полностью посвятить себя военной службе?
Дело в том, что служба в ВВС учит очень многому, дает офицерам большой объем знаний, опыта, учит практическим навыкам работы на авиатехнике. Выполнение полетов на боевой машине дает летчику больше, чем на пассажирском авиалайнере. Повторюсь, что те летчики, кто покинул воинскую службу ради работы в пассажирской авиации в большинстве своем были движимы желанием изменить свою судьбу, начать новую жизнь, в том числе и с точки зрения заработка. Их желание перемен вовсе не означает, что нужно что-то поменять в армии. На самом деле, их выбор никак не связан с состоянием дел в Военно-воздушных силах.
Что касается конкретных примеров карьеры офицера в Королевских Военно-Воздушных Силах Малайзии, могу привести Вам случай господина Affendi (chief of air staff, Royal Malaysian Air Force). Он начинал свою карьеру как летчик-истребитель, летал на МиГ-29N. Одно время он был моим командиром и наставником, когда я только начинал карьеру военного летчика. А сегодня господин Affendi – начальник штаба (главком) RMAF, возглавляет один из родов Вооруженных Сил Королевства Малайзия.
Основные характеристики Су-27 и МиГ-29
Среди летно-технических характеристик самолетов выделяют:
Характеристика | Су-27 | МиГ-29 |
Экипаж | В зависимости от модификации 1 или 2 человека | 1 или 2 человека |
Длина | 21,9 м | 17,32 м |
Размах крыла | 14,6 м | 11,36 м |
Высота | 5,9 м | 4,73 м |
Максимальная взлетная масса | 30000 кг | 18480 кг |
Предельная скорость на высоте | 2500 километров в час | 2450 километров в час |
Практический потолок | 18000 метров | 18000 метров |
Практическая дальность на высоте | 3900 километров | 1430 километров |
При сравнении характеристик самолетов удается понять, для каких целей предназначается каждый истребитель. Взлетная масса и габариты МиГ-29 меньше. Стоит отметить, что у Су-27 имеется множество модификаций, которые отличаются по параметрам. Сравниваются две базовые модели массового производства.
По характеристикам Су-27 превосходит МиГ-29, но при этом за все время произведено в 2 раза меньше «Сушек». МиГ начал эксплуатироваться на 2 года раньше Сухого в 1983 году.
Вооружение
Вооружение Миг-29
Легкий истребитель оснащается пушкой 30 мм и подвесным вооружением на выбор. На самолет могут быть установлены ракеты класса воздух-воздух, авиационные бомбы. Узел подвески МиГ-29 позволяет разместить 7 единиц различного вооружения.
Тяжелый истребитель комплектуется 30 мм пушкой. В качестве подвесного вооружения устанавливаются ракеты класса воздух-воздух и воздух-поверхность, авиабомбы и неуправляемые ракеты. У Су-27 десять узлов подвески для вооружения.
Вооружение Су-27
Благодаря большей предельной взлетной массе Сухой лучше вооружен и может поражать больше целей при вылете на задание. Оба истребителя поддерживают модифицированное вооружение. На МиГ и Су может устанавливаться управляемая ракета средней дальности Р-77.
Военный самолёт Су-57
В 2022 году на авиасалоне МАКС-2019 был показан первый вариант для экспорта Су-57Э и другие новейшие военные самолёты России. Многие страны мира признали летательный аппарат привлекательным по тактико-техническим характеристикам и стоимости.
Первый полноценный прототип появился в далёком 2004 году. Тогда инженеры работали над созданием самолета 5-го поколения. Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50 впервые поднял в воздух летчик-испытатель С.Л. Богдан. Тогда он провёл в воздухе чуть меньше часа.
ПО ТЕМЕ — Представлена фотография новейшего российского военного самолёта
В 2022 году Президент России Владимир Путин дал указания о покупке пока 76 единиц истребителей этого класса. На сегодняшний день все государственные испытания успешно завершены, самолёт пошёл в серию и постепенно поступает в воинские подразделения ВКС Российской Федерации.
Характеристики (ТТХ) самолёта Су-57
О тактико-технических этой модели судить очень сложно, так как большинство из них имеют гриф секретности. Однако, если сравнивать боевой комплекс с другими моделями, то можно сказать, что Су-57 по размаху крыльев немного меньше своего собрата Су-27, но однозначно шире своего потенциального противника F-22.
В качестве силовой установки используется двухконтурный турбореактивный двигатель АЛ41-Ф1 «первого этапа» с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (изделие 117). Зимой 2022 года успешно прошли испытания ПАК ФА Т-50 с новым двигателем под названием «Изделие 30».
В авионике присутствуют самые современные модели радиолокационного оборудования. Например, РЛС самолёта Су-57 имеет пять антенн, которые дают пилоту хорошие информативные данные.
Сама конструкция планера и его покрытие обеспечивает самолёту Су-57 малую заметность для радаров противника. Фюзеляж имеет плавные формы без прямых углов, а защитные материалы хорошо поглощают радиоэлектронные сигналы.
В кабине пилота расположены два универсальных многофункциональных индикатора МФИ-35. Дополнительную информацию о полёте, воздушных целях и прочее, пилот может получать на широкоугольной коллимационной системе, а также на визоре шлема.
Новый военный самолет России 2021 Су-57 оснащён авиационной пушкой 9-А1-4071К калибром 30 миллиметров, которая является модификацией одноствольной авиапушки ГШ-301. Это изделие было разработано «Конструкторским бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова» в городе-герое Туле ещё в 80-е годы прошлого века.
Функциональные различия и сходства
Оба истребителя создавались под определенные задачи. Самолеты обладают некоторыми сходствами, среди которых выделяют:
- маневренность;
- возможность многоцелевого применения;
- присутствие электродистанционной системы управления приводами.
Радиолокационная станция обоих самолетов позволяет сопровождать более 10 целей и осуществлять одновременный обстрел 1-2. Дальность обнаружения цели у МиГ-29 составляет 50 километров.
Несмотря на некоторые сходства, Су-27 технически более продвинут. Он способен преодолевать большие расстояние и нести более серьезное вооружение, сохраняя при этом маневренность и высокую скорость. На него устанавливается передовая РЛС, которая позволяет находить цели на большом расстоянии.
Какой самолет сильнее?
Миг-29Су-27
Все сходства и отличия можно найти при подробном изучении технических характеристик истребителей. Стоит отметить, что задача легкого истребителя МиГ-29 заключается в завоевании превосходства в воздухе, в том числе за счет количества самолетов. Производство данного истребителя обходится дешевле, чем модель Сухого.
Во всех ведущих армиях мира примерно 50–70% истребительной авиации представляют легкие истребители. Тяжелые истребители более автономные. Они могут выполнять задачу без управления с наземных постов.
Военный самолёт Су-75
На международном авиасалоне в Дубае в 2022 году Россия взорвала публику, представив самолёт будущего — Су-75 Checkmate заслонил даже раскрученные бренды Boeing и Airbus. Государственная корпорация «Ростех» позиционирует новейший летательный аппарат, как лёгкий тактический самолёт.
ПО ТЕМЕ — Владимир Путин на МАКС-2021 изучил новейший одномоторный истребитель Ростеха
Конструкция планера похожа на уже вышедший в серийное производство Су-57. По неподтвержденным данным, Су-75 Checkmate будет способен развивать максимальную скорость в 2,2 тыс. км/ч, а боевой радиус будет ровняться 1,5 тыс. км, что на 350 км больше, чем у его потенциального противника F-35.
Одним из основных новшеств Су-75 является совершенно новая система наведения и управления огнём. Благодаря этому самолёт способен сопровождать сразу несколько десятков целей, «стрелять назад», обеспечивать поддержку беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), обмениваться данным о ведении боя с другими звеньями. Сообщается, что Су-75 будет выпускаться в нескольких вариантах для решения различных задач.
Случаи реальных боев между самолетами
Самолеты Су и МиГ поставлялись во многие страны, поэтому есть зафиксированные случаи реальных боев между самолетами. Истребители сталкивались в Эфиопо-эритрейском конфликте. В 1998 году в ходе перевооружения ВВС Эритреи закупили 3 единицы МиГ-29 у Беларуси. В ответ ВВС Эфиопии закупили Су-27СК (специализированная экспортная модификация) в РФ. В ходе столкновения против Миг-29 Су-27 продемонстрировали большую эффективность и уничтожили три единицы техники. В конечном итоге эфиопская сторона смогла установить контроль над воздухом.
Улучшенные летно-технические характеристики Су-27 дали ему преимущество в реальном бою. Однако у Миг на момент создания были совсем другие цели и задачи. Перед самым развалом СССР на вооружении находилось 653 единицы Миг-29 и 326 единиц Су-27. Задача легкого истребителя заключалась в завоевании превосходства в воздухе за счет количества и управления с наземных постов. Именно в ВВС СССР МиГ-29 полностью раскрывал свои возможности.
Высотные разведчики
У нас таких самолетов нет ни в строю, ни в разработке. Иное дело – американцы. Правда, ставшие знаменитыми SR-71 «Черный дрозд» американцы уже списали, но зато вовсю разрабатывают беспилотный SR-72. Причем, по имеющимся данным, речь идет о высотном и гиперзвуковом самолете – заявлялось, что скорость SR-72 может достигнуть 6М.
Таким образом, получается, что РФ сохраняет в составе ВКС МиГ-31, доставшиеся ей от СССР, и это выглядит вполне разумным и рациональным – не отказываться же от десятков вполне дееспособных боевых единиц с существующей инфраструктурой просто ради унификации состава! А еще и мы, и американцы проектируем высотный и скоростной летательный аппарат, только мы – в виде перехватчика, они – в виде разведчика. Иными словами, особого различия в этой области у нас с США нет.
И вот, двадцать лет спустя…
Последние оставшиеся в строю МиГ-31БМ к этому времени, конечно, уже уйдут на покой, так что перехватчиков у ВКС РФ не будет. Американцы останутся с двумя тяжелыми истребителями завоевания господства в воздухе F-22 и F-15СX – и у нас будет столько же, Су-57 и Су-35. США будут располагать ударным F-15EX, мы – Су-30СМ и Су-34. В части легких истребителей у американцев – F-35 трех модификаций и, возможно, последние F/A-18, у нас – горстка вконец устаревших МиГ трех модификаций. Штурмовиков не останется ни у нас, ни у них.
Причем, как ни странно, но по тяжелым истребителям мы можем оказаться в плюсе, поскольку американские «Рапторы» к 2040 г. будут находиться на грани полного физического износа. А вот по ударным самолетам и легким истребителям в минусе окажемся, наоборот, мы. В случае с ударными самолетами, это произойдет потому, что США начнут массовое переоснащение своих ВВС на новые самолеты уже после 2020 г., у нас же большое количество Су-30СМ и Су-34 вошли в строй в 2010-2020 гг, и первые из них надо будет уже списывать по причине физического износа.
Современный боевой самолет оперативно-тактической авиации способен служить порядка 30 лет. Примерно столько запланировано для F-35, например. Стратегические бомбардировщики/ракетоносцы, конечно, способны на большее, но не о них речь. И мы должны понимать, что спустя двадцать лет первые самолеты, полученные ВКС РФ по программе ГПВ 2011-2020 гг., необходимо будет выводить из эксплуатации. То есть примерно к 2040 г. во весь рост встанет вопрос обновления парка боевой авиации ВКС и ВМФ РФ.
Израильская секретная программа испытаний МиГ-29 Fulcrum
В рамках секретной программы в середине 1990-х Израиль ненадолго заполучил небольшое количество советских истребителей МиГ-29 Fulcrum, которые в то время почти наверняка представляли самую серьезную угрозу самолетов, с которыми он, вероятно, столкнулся. Хотя источник этих самолетов никогда официально не разглашался, ВВС Израиля подвергли их испытанию, в том числе в неодинаковых воздушных боях, и эти усилия позволили получить захватывающее представление о сильных и слабых сторонах МиГ-29..
Израиль добился значительных успехов в получении предыдущих истребителей МиГ для изучения и оценки. Большинство из них прибыли в Израиль из-за дезертирства из арабских ВВС или с помощью самолетов, захваченных после того, как они были повреждены в бою. В некоторых случаях, как в случае со знаменитым МиГ-21 иракских ВВС под кодовым номером «007», попытки приобрести самолет были в целом более гнусными, о чем вы можете прочитать здесь.
МиГ-21, раскрашенный как знаменитый «007». Этот конкретный самолет был приобретен со склада в Индонезии. БУКВОЭД/ Wikimedia CommonsК середине 1990-х годов ВВС Ирана и Сирии — двух наиболее значительных потенциальных противников Израиля в регионе — начали получать МиГ-29. Эти самолеты представляли собой значительную модернизацию по сравнению с их предыдущим истребительным оборудованием: истребители американского производства времен холодной войны в случае Ирана, некоторые из которых также летали в Израиле, и МиГи более раннего поколения в случае Сирии.
МиГ-29 IRIAF в аэропорту Мехрабад, Тегеран, 2019 г. ДАРА ЗАРБАФ/Wikimedia CommonsК этому моменту израильские ВВС смогли провести всесторонние испытания МиГ-23МЛД Flogger-G, доставленного в страну сирийским перебежчиком в 1989 году. Хотя это была самая передовая версия истребителя Flogger с поворотным крылом в то время и в некоторых отношениях произвел впечатление на израильтян, МиГ-29 к настоящему времени явно превзошел его с точки зрения общих боевых возможностей в воздухе и даже угрожал бросить вызов его F-15 и F-16.
По официальным данным ВВС Израиля, три одноместных МиГ-29Fulcrum-As прибыл в Израиль примерно в апреле 1997 года, после чего «в течение нескольких недель израильские летчики-испытатели изучали самолет и его системы вооружения внутри и снаружи, налетали много часов и проверяли возможности самолета, сталкиваясь с израильскими истребителями».
Отчет израильских ВВС не раскрывает, на какую базу было доставлено трио Fulcrum, хотя летно-испытательный центр, базирующийся в Тель-Нофе, к югу от Тель-Авива в центральной части Израиля, безусловно, играл ключевую роль. Это подразделение отвечает за испытания новых и модифицированных самолетов и испытаний оружия, обеспечение отечественных модификаций самолетов и авионики, а также оценку средств угрозы.
Хотя Израиль так и не признал источник происхождения трех МиГ-29, существует множество свидетельств того, что они принадлежали ВВС Польши — по крайней мере, один источник даже указывает индивидуальную принадлежность одного из польских самолетов. Хотя их национальная маркировка была скрыта, области, окрашенные в серый цвет, соответствуют форме и расположению польских шахматных досок, а цветовая схема также идентична применяемой на польских самолетах.
На нескольких доступных фотографиях самолетов отчетливо видны эмблемы 253-й эскадрильи ВВС Израиля, нанесенные на хвостовые стабилизаторы, что позволяет предположить, что пилоты этого подразделения (тогда летающие на F-16A/B) принимали активное участие в оценке . 900:03 Эмблема 253-й эскадрильи ВВС Израиля на МиГ-29 во время их пребывания в Израиле. Wikimedia Commons
Предположительно, Fulcrums сопровождали в Израиль пилоты и обслуживающий персонал польских ВВС. Отчет израильских ВВС предполагает, что большинство полетов было совершено с неизраильскими пилотами за штурвалом, хотя «несколько» местных летчиков-испытателей также получили возможность самостоятельно управлять самолетом, каждый из которых налетал около 20 часов в полете. МиГ.
Однако прежде чем это могло произойти, израильтяне должны были ознакомиться с самолетом, используя специально подготовленный курс переоборудования. Согласно отчету израильских ВВС, «языковой барьер был главной трудностью: весь учебный материал был написан на русском языке, что вынуждало израильских пилотов пользоваться переводчиком, а иногда и импровизировать».
МиГ-29 польских ВВС после приземления сбрасывает тормозной парашют. Фотография ВВС США, сделанная Master Sgt. Джон Э. Ласки 900:02 Среди тех израильтян, которым удалось полетать на МиГ-29, был «лейтенант. Полковник М», который в то время был командиром Летно-испытательного центра. «Мы привыкли испытывать иностранные самолеты в рамках нашей закупочной процедуры, но МиГ-29 был необычным испытательным полетом», — напомнил он. «Мы ни на секунду не забыли, что этот самолет является самой передовой стратегической угрозой, которая существует на арене сегодня».Даже после освоения теории в воздухе возникали препятствия, включая систему голосового оповещения, которая оповещала пилота и которая была только на русском языке. Кроме того, все приборы в кабине были на кириллице и откалиброваны в метрических, а не в имперских единицах измерения, что привело к добавлению временных табличек на английском языке.
«Поскольку мы привыкли летать на незнакомых самолетах, было несложно с первого раза пилотировать МиГ-29 в одиночку, — сказал подполковник М. — Через несколько минут, сидя в кабине, я было удобно».
«Я не слишком обрадовался первому самостоятельному полету на МиГе», — размышлял подполковник М. «Что было захватывающим, так это тот факт, что так много людей смотрели этот премьерный полет. Не каждый день МиГ взлетает с взлетно-посадочной полосы эскадрильи. Все на базе прекратили свои дела, чтобы посмотреть, как летит реактивный самолет».
Пока МиГи находились в Израиле, каждый день было «несколько» вылетов. Каждый начавшийся испытательный полет подвергался предварительному инструктажу, а затем тщательно анализировался с анализом конкретных контрольных точек.
«Разбор полетов — самая серьезная часть [любой миссии]», — объяснил генерал-лейтенант Г., еще один израильский пилот, летавший на МиГе. «На этот раз они были еще более серьезными. После каждого полета, который длился час, был двух-трехчасовой разбор полетов, а иногда и больше».
Самым ценным, без сомнения, была возможность провести имитацию воздушного боя между МиГ-29и передовые самолеты ВВС Израиля, а именно F-15 и F-16, хотя некоторые источники указывают, что Fulcrum также летал против F-4E.
Один из МиГ-29 во время учебно-боевого вылета с F-15 и F-16. ВВС ИзраиляПротив F-15 и F-16 реактивный самолет советской разработки оказался «серьезным противником», превосходящим в некоторых сценариях израильские истребители.
«Самолет обладает высокой маневренностью, а его двигатели обеспечивают более высокую тяговооруженность, — заметил израильский летчик-испытатель майор Н. — Наши летчики должны быть осторожны с этим самолетом в воздушном бою. Управляемый хорошо обученным профессионалом, он является достойным противником».
Подробности того, как проходили эти разнородные учения воздушного боя, не раскрываются, хотя генерал-лейтенант М. отметил, что преимущества МиГа наиболее ярко проявились «в плотном [поворотном] бою».
«Это передовой самолет, и в ближнем маневренном бою он просто великолепен, — продолжил генерал-лейтенант М. «Он делает крутые повороты, он быстр и, на мой взгляд, как платформа не уступает нашим передовым истребителям».
Удивительно, наверное, израильтяне держали МиГ Н019(NATO Slot Back) импульсно-доплеровский радар пользуется большим уважением, хотя впоследствии было замечено, что это область, в которой истребитель находится в невыгодном положении по сравнению с западными реактивными самолетами той же эпохи.
«У МиГа отличная радиолокационная система, — сказал майор Н. — Меня также очень впечатлила система IRST [инфракрасный поиск и слежение]. Ракетные комплексы дают реактивному самолету значительное преимущество. Я хорошо использовал российский шлем [у которого была возможность наводить ракеты «Арчер» вне линии прицеливания], и я могу сказать, что он работает довольно хорошо. Сказав это, она менее удобна, чем израильская система, и в некоторых отношениях ей не соответствует. В целом работает хорошо».
«Я был приятно удивлен его системами, — сказал генерал-лейтенант Г. — Различные части — радар, нашлемный дисплей и ракеты — очень хорошо сочетаются друг с другом. Самолет оснащен современными управляемыми ракетами класса «воздух-воздух», а также ракетами с радиолокационным наведением. Самолет оснащен системой IRST, которая идентифицирует цели по их тепловым сигнатурам без использования радара. Все это, объединенное на относительно хорошей платформе, дает передовую систему вооружения. МиГ оказался передовым истребителем, похожим на F-15 и F-16».
На тот момент, следует напомнить, пассивный датчик IRST был еще в новинку и встречался лишь на нескольких западных истребителях той эпохи, в то время как на истребителях российского производства он был стандартным.
Польский МиГ-29, купол IRST хорошо виден прямо перед лобовым стеклом. bomberpilot/Wikimedia CommonsУпоминание о ракетном преимуществе МиГа также звучит неожиданно, учитывая, что базовое вооружение «воздух-воздух» первого поколения Fulcrum сегодня обычно рассматривается как один из его недостатков. Однако на этом этапе ВВС Израиля все еще использовали полуактивную радиолокационную головку самонаведения AIM-7 Sparrow, а не активную радиолокационную головку AIM-120 AMRAAM, и им еще предстояло представить последние модели отечественных тепловых ГСН. Ракеты Python, которые были специально разработаны, чтобы превзойти российские аналоги.
Среди других особенностей, заслуживших похвалу израильских пилотов, был уровень автоматизации, который избавлял пилота от некоторых критических частей полета, позволяя ему сосредоточиться на других элементах миссии.
Один из МиГ-29 во время испытаний в Израиле. ВВС Израиля«Одним из величайших инструментов, доступных пилоту этого реактивного самолета, является его способность приземляться самостоятельно, без необходимости участия пилота», — сказал майор Н. «Пункт назначения введен в компьютер перед взлетом. В случае плохой погоды или любых других затруднений, мешающих пилоту приземлиться, ему достаточно нажать кнопку, и самолет приземлится сам».
Тот же пилот также отметил, что эта функция фактически не проверялась во время оценки.
«Еще одна система, о которой стоит упомянуть, это система, которая стабилизирует реактивный самолет на случай, если пилота укачает и он потеряет ориентацию в пространстве. Таких систем нет на западных самолетах, рассчитывая на то, что пилот самостоятельно справится с такими ситуациями», — продолжил майор Н. Это сильно изменилось за последние годы.
Несмотря на подобные функции, которые были разработаны, чтобы облегчить работу пилота, загруженного задачами, было также обнаружено, что человеко-машинный интерфейс в целом был слабым местом МиГа. 900:03 Кабина польского МиГ-29. Jacek Karczmarz/Wikimedia Commons
«Одной из самых больших проблем МиГа является его человеческий фактор, — сказал майор Н. «Большинство установленных систем в целом хороши, но их комбинация и пользовательский интерфейс громоздки и нуждаются в улучшении. Несколько раз мне требовалась определенная информация, которая не показывалась ни на одном из приборов в кабине».
Кроме того, неспособность нести значительное количество оружия класса «воздух-земля» ставит Fulcrum в невыгодное положение по сравнению с западными реактивными самолетами.
Однако типичный советский подход к конструированию самолетов заслужил похвалу израильтян.
«Я был приятно впечатлен общей простотой самолета, — сказал пилот израильского F-16 майор Х. — Важные вещи понятны и просты. Запуск двигателя, например, осуществляется одним нажатием кнопки, после чего пилоту нужно выполнить всего несколько тестов».
Надежность в целом была плюсом, как объяснил генерал-лейтенант Г. «У самолетов было очень мало неисправностей, и, как и у других российских изделий, у МиГ-29надежен, силен и массивен. По сравнению с ними F-15 и F-16 гораздо более хрупкие».
После оценки МиГ-29 ВВС Израиля представили значительно более совершенные версии F-15 и F-16, в виде F-15I Ra’am и F-16I Sufa, оба из которых оптимизированы для дальних ударных миссий без ущерба для их возможностей в воздухе. К ним и к более старым самолетам F-15 и F-16 были добавлены новая авионика и вооружение, а израильские Viper первого поколения с тех пор полностью сняты с производства. Тем временем на вооружение поступил истребитель-невидимка F-35I, известный как Adir, обеспечивающий совершенно новый уровень возможностей. 900:03 Самолеты F-35I Adir и F-16I Sufa ВВС Израиля. ВВС Израиля / майор. Ofer Потрепанный сирийский МиГ-29 на официальном видео, выпущенном в 2020 г. Израиль, скорее всего, столкнется, вступи он в войну с региональным соперником, мало чем отличающимся от тех, что он испытал еще в 1997 году.
Пока сотни МиГ-29s различных версий сегодня остаются в значительной степени передовыми истребителями в разных частях мира, операторы НАТО сейчас находятся в процессе поиска более современных преемников Fulcrum, и Украина также неоднократно обращалась с просьбами о том, чтобы западные истребители заменили ее жесткие Работал и все больше превосходил парк МиГ-29.
Израиль был, конечно, не единственной страной, предпринявшей напряженные усилия по обеспечению безопасности МиГ-29 в целях оценки. Примерно в то же время, в июне 1997 г., правительство США закупило 21 самолет МиГ-29.s из Молдовы якобы для предотвращения их продажи в Иран. Тем не менее, по крайней мере, некоторые из бывших молдавских МиГов были возвращены в летную годность и тайно испытаны, в том числе в несходных боевых боевых действиях против самолетов американского производства.
Часть молдавских МиГ-29 готовят к отправке в США. DoDБолее того, усилия США по эксплуатации иностранной техники, или FME, продолжают тайно использовать вражеские самолеты, включая МиГ-29.и Су-27. Предполагается, что преемник секретного подразделения, известного как «Красные орлы», которое было сосредоточено на полетах на иностранных самолетах в качестве противников для американских летчиков-истребителей во время обучения, летает как на этих типах советской разработки, так и, возможно, на других иностранных самолетах-угрозах из Зоны 51.
На видео 2003 года показаны примеры МиГ-29 и Су-27 над Невадой. Неясно, был ли замешан один из бывших молдавских МиГов, но с тех пор появились сообщения очевидцев о МиГ-29.летает в этом районе. Известно, что другие образцы МиГ-29 были приобретены правительством США в Кыргызстане и Украине, а также использовались в разведывательных и, возможно, учебных целях.
Парк МиГ-29, унаследованный недавно объединенной Германией, также предоставил множество возможностей лучше понять самолет и его вооружение, что продолжалось и после того, как другие операторы Fulcrum также присоединились к НАТО.
Немецкий МиГ-29 Люфтваффе запускает ракету класса «воздух-воздух» Р-27Р с радиолокационным наведением по полномасштабному беспилотнику-мишени QF-4 во время боевой стрельбы в США. ВВС СШАС течением времени и особенно темпами модернизации израильских ВВС угроза, исходящая от МиГ-29, в настоящее время значительно уменьшилась. Процесс демистификации МиГа и разработки эффективных способов противодействия ему получил огромную пользу от краткого периода полусекретной оценки Израилем этих самолетов в Тель-Нофе еще в середине 1990-х годов.
Словакия отправила в Украину первые четыре истребителя МиГ-29
Военная помощь союзников и партнеров значительно улучшила перспективы Украины по освобождению территорий, оккупированных Россией с начала ее ничем не спровоцированного вторжения, заявил 27 апреля глава НАТО Йенс Столтенберг. Киев сообщил, что идут ожесточенные бои за контроль над Бахмутом, восточным городом, который был в эпицентре наступления России.
Столтенберг, выступая перед журналистами в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, сообщил , что «более 98 процентов» боевых машин, заложенных союзниками, уже поставлены.
«Это более 1550 единиц бронетехники, 230 танков и другой техники, включая огромное количество боеприпасов», — сказал он на пресс-конференции с премьер-министром Люксембурга Ксавье Беттелем.
Брифинг в прямом эфире: вторжение России в Украину
Брифинг RFE/RL в прямом эфире дает вам все последние события о полномасштабном вторжении России, контрнаступлениях Киева, военной помощи Запада, глобальной реакции и бедственном положении мирных жителей . Все репортажи RFE/RL о войне
«В общей сложности мы подготовили и оснастили более девяти новых украинских бронетанковых бригад. Это даст Украине сильные позиции для продолжения захвата оккупированных территорий», — сказал Столтенберг.
Не сразу стало ясно, сколько военнослужащих участвовало в учениях, но в западных вооруженных силах бригада насчитывает от 3000 до 5000 солдат.
Глава альянса, однако, предупредил, что «мы никогда не должны недооценивать Россию», несмотря на «беспрецедентную» военную поддержку, которую Украина получила от своих партнеров и союзников.
Москва «готова отправить тысячи военнослужащих с очень высоким уровнем потерь», сказал он.
Заявления Столтенберга прозвучали на фоне сообщений о том, что Киев готовит долгожданное контрнаступление, которое может начаться, как только потеплеет и местность улучшится.
Евгений Пригожин, бизнесмен со связями в Кремле, контролирующий печально известную группу наемников Вагнера, возглавляющую наступление России на Бахмут, заявил 26 апреля, что Киев, скорее всего, начнет свое контрнаступление, которое он назвал «неизбежным», в начале следующего года.
месяц.Украинская сторона не прокомментировала заявление Пригожина.
Территориальный контроль Украины (обновленные дни недели)
Тем временем российские войска продолжали наносить удары по жилым районам Украины, сообщили местные чиновники.
Россияне обстреляли жилой квартал южного города Херсона, погиб один человек, сообщил глава областной военной администрации Александр Прокудин, сообщил 27 апреля. ракеты класса «воздух», в результате чего по меньшей мере один мирный житель погиб и несколько человек получили ранения.
Российские войска обстреляли Николаев четырьмя ракетами С-300, погиб один человек, сообщил глава областной военной администрации Виталий Ким,
«Высокоточное оружие было нацелено на частные дома, историческое здание и многоэтажку [в Николаеве]», — заявил Президент Владимир Зеленский 27 апреля.
Мэр Николаева Александр Сенкевич сообщил часть после забастовки город остался без электричества.
Николаевская область и ее столица в последние месяцы часто становились объектами российских обстрелов.
С самого начала полномасштабного вторжения в Украину Россия отрицает нападение на мирных жителей, несмотря на многочисленные доказательства обратного.
В Донецкой области продолжаются ожесточенные бои на линии фронта Бахмут-Адвиевка-Марьинка, сообщил Генштаб Украины в ежедневной сводке от 27 апреля.
Фотогалерея:Бахмут с воздуха показывает разрушения, когда Россия превращает украинский город в пыль
Аэрофотоснимки показывают масштабы разрушений, нанесенных российскими войсками городу Бахмут на востоке Украины. После нескольких месяцев артиллерийских обстрелов большая часть Бахмута превратилась в тлеющие руины, поскольку украинские войска, уступающие в вооружении, цепляются за осажденный город.
- Электронная почта другу
«Основные усилия нападающий сосредоточил на наступательных операциях в Бахмуте, Авдеевке и Марьинке, где Силы обороны Украины за сутки отразили 54 атаки.