Три грозных достоинства Су-24 » Военное обозрение

44 года назад совершил первый полет фронтовой сверхзвуковой бомбардировщик Су-24 с изменяемой стреловидностью крыла. Мы узнали, чем он напугал НАТО, для чего самолету устройство «Фантасмагория» и куда в случае большой войны Су-24 отнесет атомную бомбу.
Созданный для доставки тактического ядерного оружия, Су-24 быстрее звука летает на малых и сверхмалых высотах, огибая рельеф местности и оставаясь невидимым для радаров противника. А совершенные катапультные кресла позволяют экипажу спастись в критических ситуациях.
Летные и боевые качества самолета были по достоинству оценены в других странах. «Су-24 представляет потенциально наибольшую угрозу государствам Европы среди всех боевых самолетов, находящихся на вооружении фронтовой авиации ВВС СССР, — писал английский журнал «Air international». — Он обладает превосходными характеристиками по показателю боевая нагрузка/радиус действия и способен осуществлять вторжение в режиме следования рельефу местности».
Особую тревогу вызывала большая дальность самолета, о которой свидетельствовали огромные подвесные баки емкостью две и три тысячи литров. На внешней подвеске Су-24 мог нести в трех баках 8000 литров топлива. По оценкам западных экспертов, в радиусе действия постоянно растущих группировок Су-24 на авиабазах в ГДР, Прибалтике и на Украине оказывалась почти вся территория Европы.
В НАТО бомбардировщик получил имя Fencer — фехтовальщик.
Оружие
На восьми точках подвески Су-24 способен доставить на место и обрушить на головы врагу 7,5 тонн различного добра: от неуправляемых ракет до полуторатонных корректируемых бомб. В ассортименте вооружения есть ракеты для уничтожения радаров противника — они управляются из подвешенного к бомбардировщику контейнера с чудным названием «Фантасмагория» и наводятся на цель по ее излучению.
Самолет может нести ракеты для уничтожения взлетно-посадочных полос, небольших кораблей и идущих в надводном положении подлодок. В его арсенале есть разнообразные бомбы: для мостов и бункеров, танковых колонн и рассеянной пехоты.
Су-24 способен минировать местность с воздуха, вести разведку и аэрофотосъемку, передавая информацию на землю по закрытым каналам связи. Для обороны от истребителей бомбардировщик оснащен ракетами класса «воздух-воздух», способными атаковать перехватчик с любого ракурса. Помогает отбиться и прикрытая обтекателем шестиствольная пушка под днищем.
Малозаметность
Несмотря на богатый ассортимент подвесного оружия, основной задачей Су-24 в серьезной войне является доставка в тыл противника одной тактической ядерной бомбы мощностью 150-300 килотонн для уничтожения важного стратегического объекта — например, пусковой установки баллистической ракеты. Под боевую задачу подобраны и летные характеристики — в первую очередь способность бомбардировщика летать со сверхзвуковой скоростью на малых и сверхмалых высотах, огибая рельеф местности и оставаясь невидимым для вражеской ПВО.
— На Су-24 впервые в отечественной авиации пилот и штурман оказались рядом друг с другом. Это очень удобно с точки зрения взаимодействия: штурман может не только что-то подсказать летчику по радио, но и показать жестом. Особенно это важно при полете на малых высотах, когда обстановка на земле стремительно меняется, а время на прицеливание сокращено до предела, — рассказали летчики. — С другой стороны, такая планировка кабины ухудшает обзор: летчику — справа, штурману — слева. Но это тоже вопрос взаимодействия: поле обзора делится на сектора и каждый смотрит за своей стороной.
Самолет оснащен крыльями с изменяемой стреловидностью: от 16 до 69 градусов. Крылья поворачиваются с шагом 5 градусов, позволяя летчику подобрать оптимальный режим для конкретной задачи.
— При полете на сверхмалых высотах возможна болтанка из-за завихрений. Возмущения воздуха достигают земли, отражаются от нее и трясут самолет, — продолжили летчики. — Опять же, уровень прогрева воздуха над полем один, над лесом другой, над морем третий. Поэтому какой-нибудь истребитель с хорошей управляемостью в таком режиме будет трясти. А Су-24 на сверхзвуке со сложенными крыльями (угол стреловидности 69) идет спокойно, как утюжок.
Защита
Бомбардировщик оснащен катапультируемыми креслами К-36, славящимися исключительной надежностью и не раз спасшими жизнь испытателям и боевым летчикам. По своим характеристикам кресло гарантирует безопасное катапультирование на всех высотах и скорости выше 70 километров в час.
11 ноября 1975 года в 63-м бомбардировочном авиаполку экипаж Су-24 готовился к выполнению полета. Была дана команда на запуск двигателей. По мере раскрутки ротора двигателя давление в гидросистеме бомбардировщика стало подниматься и ручки управления самолетом, стоявшие в заднем положении, пошли вперед к нейтрали. Правая, штурманская ручка, короче — чтобы тубус радиолокатора не мешал управлению самолетом, — она зацепилась за чеку системы катапультирования и выдернула ее. Ничего не подозревавший штурман бомбардировщика Османов взлетел в воздух без самолета.
На штатной высоте раскрылся парашют и вскоре Османов благополучно приземлился неподалеку. После происшествия система управления самолетом была усовершенствована. А экипаж бомбардировщика, невольно испытавший систему спасения, получил именные золотые часы от генерального конструктора самолета Павла Сухого и именные защитные шлемы от главного конструктора катапультируемых кресел Гая Северина.
topwar.ru
Су-24
TR | UK | KK | BE | EN |су-24 самолет, су-24
Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer — «Фехтовальщик») — советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. По состоянию на 2011 год средний возраст Су-24, состоящих на вооружении ВВС России, составлял 25—27 лет. К 2015 году было утилизировано 103 самолёта из 124 имевшихся на вооружении, остальные 21 будут утилизированы к 2020 году.. Также в феврале 2012 года объявлено о снятии бомбардировщиков Су-24 с вооружения ВС Республики Беларусь.
Содержание
- 1 История создания и производства
- 2 Конструкция
- 2.1 Модификации
- 2.2 Тактико-технические характеристики
- 3 Боевое применение
- 4 Аварии и катастрофы
- 5 На вооружении
- 5.1 Состоит на вооружении
- 6 Самолёты-памятники и музейные экспонаты
- 6.1 Состоял на вооружении
- 7 Изображения
- 8 См. также
- 9 Примечания
- 10 Литература
- 11 Ссылки
История создания и производства
Первый прототип бомбардировщика Т-6-1.Первоначально, после принятия на вооружение истребителя Су-7Б, предполагалось создание модификации всепогодного самолёта для уничтожения малоразмерных целей, но разработка на базе Су-7, с выполнением требований ТТТ была невозможна, поэтому ОКБ Сухого начало разработку самолёта под шифром С-6, с треугольным крылом, двигателями Р21Ф-300 и тандемным расположением экипажа.
В 1963 году был построен натурный образец, через год проект был изменён на шифр Т-58М — модификацию Су-15, изменилась концепция самолёта, теперь по требованию ТТТ предполагалось создание маловысотного бомбардировщика с укороченным взлётом/посадкой (требовался сверхзвуковой маловысотный полёт с преодолением ПВО).
С 1965 года расположение экипажа изменилось, вместо тандема лётчики располагались рядом из-за больших объёмов РЛС «Орион», двигатели — Р-27Ф-300, для обеспечения короткого взлёта/посадки установлены дополнительные 4 РД36-35.
24 августа 1965 года самолёт получил шифр Т-6, 2 июля 1967 года лётчик-испытатель В. С. Ильюшин совершил первый полёт штурмовика.
В октябре 1967 года были установлены более мощные АЛ-21Ф, это позволило избавиться от 4 РД36-35.
Проработки варианта Т-6 с крылом изменяемой стреловидности начались в 1967 году под руководством О. С. Самойловича. На всех стадиях работы самое непосредственное участие в проектировании принимал П. О. Сухой. Впервые в СССР предусмотрели установку пилонов для подвески внешней нагрузки на подвижных частях крыла. Первый опытный Т-6-2И с новым крылом 17 января 1970 года поднял в воздух лётчик-испытатель B. C. Ильюшин. Т-6 получил официальное обозначение Су-24.
Принято считать, что советский Су-24 проектировался в конце 1960-х — начале 1970-х годов с большой оглядкой на американский F-111, хотя говорить о полном копировании в данном случае не слишком уместно.
17 января 1970 года Су-24 совершил первый полёт. ГСИ были проведены с января 1970 по июль 1974 года. Су-24 принят на вооружение 4 февраля 1975 года. В ходе тестовых полётов возникали «титановые» пожары самолёта, так как двигатель был сделан из сплавов титана и при возгорании лопаток в компрессоре возникало быстрое разрушение самолёта в воздухе.
На базе самолёта были созданы модификации разведчика и постановщика помех. Су-24М/МР/МП/М2 оборудованы системой дозаправки в воздухе.
Испытания Су-24 проведены в более чем 2000 полётов. ГСИ Су-24М проведены с декабря 1976-го по май 1981 года. Постановлением правительства от 22 июня 1983 года самолёт Су-24М был принят на вооружение.
Выпускался на НАПО и КнААПО. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 этих машин.
Модернизированный Су-24М2 совершил первый полёт в 2001 году. Предварительный этап испытаний начат в 2004 году. В 2006 году модернизированный самолёт находился на завершающей стадии испытаний. В 2007 году первые 2 Су-24М2 были переданы в Липецкий центр боевого применения. Поставка всех заказанных Су-24М2 первой партии для ВВС России была завершена в декабре 2009 года.
Конструкция
Самолёт представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений: 16° — на взлёте и при посадке, 35° — в крейсерском дозвуковом полёте, 45° — при боевом маневрировании и 69° — при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. На самолёте трёхстоечное убираемое шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, «плечом к плечу», управление двойное. Катапультные кресла типа К-36ДМ.
На самолёте установлены два ТРДФ АЛ-21Ф-3 с тягой на форсаже 2×11500 кгс. Топливная система имеет ёмкость 11 700 литров, плюс возможна подвеска двух дополнительных баков по 3000 л каждый, что увеличивает перегоночную дальность до 2850 км. В носовой части машины имеется убираемая штанга топливоприёмника воздушной заправки по системе «шланг-конус».
Бортовая цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума» массой 837 кг с РЛС переднего обзора «Орион-А» и РЛС предупреждения о столкновении при маловысотном полёте «Рельеф» обеспечивает автоматический вывод самолёта в заданный район, полёт по запрограммированному маршруту, автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку до высоты 40—50 метров. Также имеется режим автоматического маловысотного полёта с огибанием рельефа местности.
Максимальная взлётная масса машины — 39,7 т, максимальная скорость полёта на высоте составляет 1700 км/ч, потолок — 11 500 м.
Модификации
- Су-24 — базовая модификация
- Су-24М — модернизированный бомбардировщик, первый полёт совершил в 1976 году. Установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр». Способен в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать полёт с огибанием рельефа местности на высоте от 50 м. Выпущено 770 шт.
- Су-24МП — постановщик помех, первый полёт совершил в декабре 1979 года. Выпущено 10 самолётов.
- Су-24МР — самолёт-разведчик, первый полёт совершил в сентябре 1980 года. Выпущено 130 самолётов.
- Су-24МК — экспортный вариант Су-24М, первый полёт совершил в 1987 году.
- Су-24М2 — современная модернизация. Установлена новая навигационная система, которая за счёт интеграции данных, поступающих от различных источников, позволяет осуществлять длительный полёт на высотах 30—50 м (кратковременно — 10—30 м). Расширена номенклатура высокоточного оружия, в состав которого теперь входят ракеты Х-31П и Х-59М.
Тактико-технические характеристики
Су-24 в трёх проекциях.Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Су-24М:
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на высоте 200 м: 1400 км/ч (без подвесок)
- на большой высоте: 1700 км/ч (М=1,35)
- Скорость отрыва: 360—400 км/ч
- Посадочная скорость: 285—310 км/ч
- Боевой радиус: 560 км (на высоте 200 м с ПТБ и нормальной боевой нагрузкой)
- Перегоночная дальность: 2850 км (с ПТБ)
- Практический потолок: 11500 м
- Нагрузка на крыло: 607 кг/м² (при нормальной взлётной массе при χ=16°)
- Тяговооружённость: 0,67 / 0,56 (при нормальной/максимальной взлётной массе на форсаже)
- Длина разбега: 1150—1250 м (при нормальной взлётной массе)
- Длина пробега: 950—1000 м (при нормальной взлётной массе и с тормозным парашютом)
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +6,5G
Вооружение
- Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн.
- Боевая нагрузка: 7500 кг (максимальная), 8 узлов подвески вооружения
- Управляемые ракеты:
- ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8)
- ракеты «воздух-земля»:
- 4 × Х-25МЛ/МР или Х-23
- 3 × Х-29Л/Т или Х-59
- 6 × С-25Л
- 2 × Х-58
- Неуправляемые ракеты:
- 192 (6 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или
- 120 (6 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8М или
- 30 (6 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л или
- 4 × 240 мм С-24 или
- 6 × 266 мм С-25
- Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
- 3 × 1500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и т. д.) или
- 7 × 500 кг (КАБ-500Л/КР, ЗБ-500) или
- 10 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500) или
- 30 или 16 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250) или
- 38 × 100 кг (ОФАБ-100) или
- 7 × контейнеров КМГУ-2
- Пушечные контейнеры: 3 × СППУ-6 с 23 мм пушкой ГШ-6-23 с 400 снарядами
- Подвесной контейнер «Фантасмагория» для целеуказания ракетам Х-58
Боевое применение
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011. |
В Афганской войне (1979—1989) советские Су-24 применялись ограниченно. К боевой работе они привлекались только во время Панджшерской операции 1984 года и прикрытия вывода советских войск в 1988—1989 годах. Су-24 никогда не базировались на территории Афганистана, действуя с советских авиабаз в Средней Азии. Боевых потерь не было.
Иракские Су-24 во время войны в Персидском заливе боевых вылетов не совершали и были перегнаны в Иран (присвоивший эти самолёты после завершения войны).
Самолёты, доставшиеся Азербайджану, ограниченно применялись в ходе Карабахской войны.
Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита.
Наиболее интенсивное боевое применение было у российских самолётов в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было сбито или разбилось три Су-24, ещё три сгорели на аэродроме при подготовке к боевому вылету.
Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии в 2008 году. В официальных российских сводках потерь Су-24 не упоминались, однако часть экспертов указывала на потерю двух самолётов этого типа (см. подробнее). В 2012 году подполковник Владимир Богодухов, получивший за боевые вылеты в Южной Осетии звание Героя России, сообщил в интервью газете «Аргументы и факты», что в ходе войны зенитной ракетой был сбит один Су-24, экипаж самолёта катапультировался и приземлился в расположении российских войск.
Один ливийский Су-24 был сбит огнём повстанцев во время гражданской войны в Ливии 2011 года.
Используется украинской армией в ходе конфликта на востоке страны. Один из украинских самолётов был повреждён в результате попадания ракеты, выпущенной из ПЗРК
Используется сирийскими ВВС в гражданской войне. 23 сентября 2014 года, ракетой Пэтриот сбит СУ-24 вторгшийся на 800 метров в воздушное пространство Израиля.
Аварии и катастрофы
Су-24 считается достаточно сложной в пилотировании машиной и имеет высокий уровень аварийности. Только при проведении лётных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М. После принятия самолёта на вооружение ежегодно происходило 5—6 аварий и катастроф. По свидетельству заместителя главнокомандующего ВВС РФ Виктора Кота, на 1998 год самолёт Су-24 был наиболее аварийным летательным аппаратом в российской военной авиации.
Список аварий и катастроф с участием Су-24:12.10.1989 при взлёте Су-24 врезался в транспортный самолёт Ан-12, погибло 7 человек;
15.04.1999 Су-24 разбился при взлёте с Новосибирского авиазавода. Самолёт совершал облёт после капитального ремонта. Пилоты погибли.
В октябре 1999 в Чечне был сбит Су-24М;
29.01.2000 в Ахтубинске сгорело 3 Су-24М на ВПП;
14.03.2000 разбился фронтовой бомбардировщик Су-24, в Смоленской области в 25 километрах от аэродрома Шаталово, экипаж катапультировался;
07.05.2000 в Чечне сбит Су-24МР пилоты погибли;
27.06.2000 в 19:56 по московскому времени, в авиационном полку в Воронеже произошла авария самолёта Су-24М, пилоты остались живы, жертв нет;
24.09.2000 в городе Пушкин сгорело 3 Су-24, пожар был потушен 5 часов спустя;
11.03.2001 в 23:35 разбился Су-24 на аэродроме Моздока. Пилоты живы;
19.02.2002 под Псковом разбился Су-24, оба пилота погибли;
15.07.2003 Су-24 выпустил УР воздух-земля по деревне в Ленинградской области; один человек пострадал, разрушено несколько зданий;
07.08.2003 в 16:09 по московскому времени разбился Су-24 при заходе на посадку в 5 километрах от взлётно-посадочной полосы аэродрома Бада Читинской области. Оба пилота погибли;
12.02.2004 в 06:52 по московскому времени на аэродроме Хурба разбился Су-24, пилоты катапультировались;
16.01.2006 в Амурской области близ посёлка Возжаевка в Белогорском районе во время учебного полёта разбился Су-24МР, оба пилота выжили. Было осуществлено 20 попыток посадить самолёт. Причина падения — отказ гидравлики привода изменения стреловидности;
15.03.2006 Су-24М потерпел аварию в 11:48 по московскому времени в 56 километрах юго-восточнее Воронежа, экипаж катапультировался;
30.07.2006 разбился Су-24М при взлёте с аэродрома Черняховск, оба пилота погибли. Су-24 вылетел для показательного полёта на параде;
23.08.2007 в Хабаровском крае разбился Су-24 в 115 километрах западнее аэродрома Хурба. Лётчики успешно катапультировались;
09.08.2008 в зоне конфликта (в Южной Осетии) были сбиты два лётчика Службы лётных испытаний истребительной и фронтовой авиации (в/ч 18374) 929-го Государственного лётно-испытательного центра Минобороны им. Чкалова — лётчик-испытатель полковник Игорь Зинов и штурман-испытатель полковник Игорь Ржавитин. Тип самолёта, на котором они были сбиты, официально не сообщался (предположительно Су-24). Игорь Зинов попал в плен и был освобождён 19 августа, Игорь Ржавитин погиб и был посмертно удостоен звания Героя России ;
19.12.2008 в Воронежской области в 38 км к юго-востоку от Воронежа потерпел аварию Су-24. Лётчикам удалось катапультироваться;
В июне 2009 года разбились сразу два самолёта.
17.06.2009 на аэродроме Мончегорск в Мурманской области при посадке разбился фронтовой бомбардировщик Су-24, который упал на взлётную полосу и полностью сгорел, пилоты катапультировались. На земле жертв и разрушений не было. Причина катастрофы — ошибка экипажа;
19.06.2009 в 15:40 мск в районе хутора Костино-Быстрянский Морозовского района Ростовской области разбился Су-24. Оба лётчика катапультировались. Падение самолёта было вызвано отказом системы управления механизацией поворота крыла, в результате чего лётчики не смогли выполнить приземление;
17.02.2010 в 13:00 на аэродроме Пушкин в Ленинградской области загорелся фронтовой бомбардировщик Су-24. Возгорание произошло во время пробега по взлётно-посадочной полосе. Самолёт должен был совершить плановый полёт. По данным агентства «БалтИнфо», которое ссылается на свой источник в военных кругах, самолёт загорелся уже после полёта. Во время посадки самолёт выпустил тормозной парашют, после чего по неизвестной причине бомбардировщик загорелся. Лётчики до последнего пытались спасти машину, но Су-24 сгорел полностью. По словам источника агентства, в момент происшествия на самолёте не было боекомплекта;
20.10.2011 в 06:02 мск при посадке на аэродроме Украинка в Амурской области у бомбардировщика подломилась передняя стойка шасси, самолёт «на брюхе» вынесло за пределы ВПП, он загорелся и перевернулся. Экипаж самолёта — пилот, гвардии майор Олег Носков и штурман, гвардии капитан Виталий Новосельский погибли сразу;
29.12.2011 около 20:00 мск Су-24МР загорелся и взорвался при посадке на аэродроме Мариновка в 60 километрах западнее Волгограда, при этом по команде руководства полётов экипаж катапультировался, пострадавших нет, а самолёт восстановлению не подлежит;
13.02.2012 примерно в 18:40 мск потерпел аварию Су-24М в районе озера Большой Кошкуль в Сафакулевском районе в Курганской области. Экипаж катапультировался.
30.10.2012 в 40 км от села Еткуль Челябинской области Су-24М потерпел крушение. Причиной авиапроисшествия стал срыв радиопрозрачного обтекателя самолёта. Экипаж катапультировался, на земле пострадавших и разрушений нет.
10.11.2012 На военном аэродроме Морозовск Ростовской области Су-24М сгорел при посадке. Причиной аварии оказался отрыв тормозного парашюта. Пилоты благополучно катапультировались.
19.03.2013 Су-24М2 столкнулся со специальным автомобилем АПА-5Д по вине лётчика, неверно выбравшего скорость и ошибочно определившего расстояние до препятствия. Самолёт получил значительные повреждения, исключающие возможность его дальнейшей эксплуатации и боевого применения.
13.10.2014 Бомбардировщик Су-24 Алжирских ВВС разбился во время плановых полётов в 240 км от Алжира. Экипаж погиб.
21.03.2014 в 17:15 Су-24М 7-й бригады тактической авиации Воздушных сил Вооружённых сил Украины разбился при заходе на посадку во время проведения плановых полётов в районе аэродрома Староконстантинов в Хмельницкой области. Экипаж в составе командира эскадрильи подполковника Дениса Кочана и штурмана лейтенанта Панаса Дудника катапультировался. Жертв и разрушений нет, экипаж самолёта не пострадал.
23.10.2014 Су-24МК выполнял боевую задачу вблизи сирийско-израильской границы. При выполнении манёвра самолёт кратковременно вторгся на территорию Израиля. По самолёту была выпущена ракета ЗРК «Патриот», причём Су-24 был поражён уже над сирийской территорией. Экипаж катапультировался, но один из членов экипажа позже скончался от травм.
11.02.2015 Су-24МР потерпел катастрофу в семи километрах от взлётно-посадочной полосы аэродрома «Мариновка», взлетал на разведку погоды, оба пилота погибли.
06.07.2015 Су-24М разбился на взлёте во время тренировочного полёта на аэродроме Хурба в Хабаровском крае, двое пилотов, находившихся на борту, погибли.
На вооружении
Государства, в которых Су-24 состоит на вооружении. Синим цветом выделены текущие эксплуатанты, красным — бывшие. Су-24 ВВС Белоруссии на авиашоу в РадомеСостоит на вооружении
- Россия Россия — 21 Су-24М, Су-24М2, Су-24МР, Су-24МП. К 2015 году было утилизировано 103 самолёта из имеющихся 124, остальные 21 будут утилизированы к 2020 году. По мере поступления в строевые части Су-34, Су-24 снимаются с вооружения, и к 2020 году они должны быть полностью выведены из состава ВВС РФ.
- Украина Украина — 21 Су-24М (+55 на хранении) и 12 Су-24МР, по состоянию на 2013 год. Все украинские Су-24 состоят на вооружении 7-й бригады тактической авиации (Староконстантинов).
- Алжир Алжир — 34 Су-24М/Су-24МК и 4 Су-24Е, по состоянию на 2010 год
- Узбекистан Узбекистан — 23 Су-24, по состоянию на 2010 год
- Иран Иран — 30 Су-24MK по состоянию на 2010 год
- Сирия Сирия — 19 Су-24, по состоянию на 2010 год
- Ангола Ангола — 12 Су-24, по состоянию на 2010 год
- Казахстан Казахстан — 23 Су-24М и 12 Су-24МР, по состоянию на 2010 год
- Азербайджан Азербайджан — 1 Су-24, по состоянию на 2010 год
Самолёты-памятники и музейные экспонаты
Тип | Бортовой номер | Местонахождение | Изображение |
---|---|---|---|
Су-24 | 56 Коричневый | Государственный музей авиации Украины |
Состоял на вооружении
- Белоруссия Белоруссия — 23 Су-24М и 12 Су-24МР, по состоянию на 2010 год. В феврале 2012 года Юрий Жадобин, министр обороны Беларуси, объявил о снятии бомбардировщиков с вооружения.
- Ирак Ирак — часть уничтожена во время войны 1991 года, остальные перелетели в Иран.
- Ливия Ливия — 6 Су-24МК, по состоянию на 2010 год. Уничтожены в ходе Гражданской войны в Ливии.
- СССР СССР — 1000
Изображения
См. также
- Су-34
- General Dynamics F-111
- Panavia Tornado
Примечания
- ↑ 1 2 ОАО «Компания „Сухой“» — Самолёты — Военная авиация — Су-24МК — Историческая справка
- ↑ http://www.sukhoi.org/news/smi/?form=print&id=4305
- ↑ Lenta.ru: Оружие: ВВС России спишут бомбардировщики Су-24 к 2020 году
- ↑ 1 2 Белоруссия отказалась от бомбардировщиков Су-24
- ↑ Охота на «Шелестящую смерть»
- ↑ 1 2 929 ГЛИЦ МО
- ↑ Сухой Су-24
- ↑ 929 ГЛИЦ МО
- ↑ 929 ГЛИЦ МО
- ↑ ВВС РФ получили последнюю партию модернизированных Су-24М2
- ↑ 1 2 Для военной авиации — Киевский завод РАДАР
- ↑ 1 2 Су-24М — Український мілітарний портал. Архивировано из первоисточника 20 мая 2013.
- ↑ Сухой Су-24МР
- ↑ Су-24М2 на сайте авиационной энциклопедии «Уголок неба» airwar.ru
- ↑ А.Фомин. Су-24. — Москва: «Гончаръ», 1996. — 88 с. — (POLYGON Авиационная серия «Красный флаг»). — ISBN 5-86410-004-8.
- ↑ Итоги войны: мир меняется
- ↑ Эксперты подсчитали боевые потери России в южноосетинском конфликте (рус.). Lenta.ru (4 августа 2010). — Эксперты выяснили, что в ходе боевых действий были сбиты два Су-24. Проверено 19 марта 2012. Архивировано из первоисточника 6 мая 2012.
- ↑ ВВС РФ потеряли во время конфликта с Грузией семь самолетов — эксперт
- ↑ Алексей Никольский. Огонь вели по своим
- ↑ Выпускник ЧВВАУШа оставил армию Грузии без связи (Проверено 5 февраля 2013)
- ↑ Gunfire rings out in Libyan capital (CNN, 5 марта 2011)
- ↑ Libya rebels battle against Qaddafi air force (CBS, 5 марта 2011)
- ↑ Блог телекомпании Аль-Джазира за 6.3.2011 (две фотографии сбитого самолёта)
- ↑ М. Никольский. Война в небе Ливии
- ↑ Террористы обстреляли из ПЗРК самолёт АТО.
- ↑ ЦАХАЛ сбил сирийский штурмовик.
- ↑ Су-24/24М. Аварии, катастрофы и боевые потери
- ↑ В Новосибирске разбился фронтовой бомбардировщик Су-24
- ↑ PDA.Lenta.ru: Оружие: Гибель разведчика
- ↑ Lenta.ru: В России: Рядовой одним махом уничтожил три бомбардировщика
- ↑ Lenta.ru: В России: Под Смоленском разбился самолёт Су-24
- ↑ Lenta.ru: Кавказ: В Чечне пропал самолёт-разведчик СУ-24
- ↑ Lenta.ru: В России: Бомбардировщик Су-24М загорелся при посадке
- ↑ Lenta.ru: В России: Три самолёта Су-24 сгорели накануне ревизии
- ↑ Lenta.ru: В России: Су-24 не дотянул до взлетно-посадочной полосы
- ↑ Lenta.ru: В России: На месте падения Су-24 под Псковом найден «чёрный ящик»
- ↑ Lenta.ru: В России: Самолет Су-24 выпустил ракету по деревне в Ленинградской области
- ↑ Lenta.ru: В России: В Читинской области разбился Су-24, пилоты погибли
- ↑ Lenta.ru: В России: В Амурской области упал бомбардировщик Су-24
- ↑ Lenta.ru: Оружие: Экипаж разбившегося Су-24 пытался посадить его 20 раз
- ↑ Lenta.ru: Оружие: Спасатели нашли экипаж разбившегося под Воронежем бомбардировщика
- ↑ ВЗГЛЯД / Су-24 разбился при взлете
- ↑ «РБК», «На Дальнем Востоке разбился фронтовой бомбардировщик», 23 августа 2007
- ↑ 929 ГЛИЦ МО. Архивировано из первоисточника 18 марта 2012.
- ↑ Ржавитин Игорь Викторович. Архивировано из первоисточника 18 марта 2012.
- ↑ Под Воронежем разбился Су-24
- ↑ В Мурманской области разбился Су-24. lenta.ru (17.06.2009). Проверено 17 июня 2009. Архивировано из первоисточника 1 июня 2012.
- ↑ В аварии Су-24 в Мурманской области обвинили лётчика. lenta.ru (18.06.2009). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012.
- ↑ В Ростовской области разбился Су-24. lenta.ru (19.06.2009). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012.
- ↑ Полеты Су-24 в России возобновлены. lenta.ru (29.06.2009). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012.
- ↑ Су-24 сгорел во время торможения(недоступная ссылка — история). gzt.ru (17.02.2010).
- ↑ Су-24 мог загореться из-за тормозного парашюта — эксперт. baltinfo.ru (17.02.2010). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012.
- ↑ не успели катапультироваться и погибли
- ↑ В Волгоградской области взорвался Су-24
- ↑ Названа причина крушения Су-24 в Курганской области. Архивировано из первоисточника 5 ноября 2012.
- ↑ В Челябинской области разбился бомбардировщик Су-24(недоступная ссылка — история). Архивировано из первоисточника 9 мая 2013.
- ↑ Минобороны приостановило полёты Су-24 после инцидента на военном аэродроме в Ростовской области.(недоступная ссылка — история). Архивировано из первоисточника 6 апреля 2013.
- ↑ БОМБАРДИРОВЩИК СУ-24 СГОРЕЛ НА ВОЕННОМ АЭРОДРОМЕ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.(недоступная ссылка — история). Архивировано из первоисточника 1 июля 2013.
- ↑ В Комсомольске-на-Амуре перед судом предстанет военный лётчик, обвиняемый в нарушении правил полётов
- ↑ Algerian military plane crashes during exercise, killing 2
- ↑ NR2.RU: В Хмельницкой области разбился бомбардировщик Су-24М / 21.03.14 / Киев
- ↑ авиация в локальных конфликтах
- ↑ Israel shoots down Syrian aircraft over Golan Heights
- ↑ Источник: Су-24 упал при взлете на разведку погоды.
- ↑ Источник: Под Волгоградом найдены фрагменты тел пилотов разбившегося Су-24.
- ↑ Бомбардировщик Су-24М потерпел катастрофу в Хабаровском крае, Interfax (6 июля 2015). Проверено 6 июля 2015.
- ↑ Фронтовые бомбардировщики Су-24 будут выводиться из состава ВВС и замещаться самолетами Су-34 в плановом режиме до 2020 года
- ↑ ВВС России ускорят модернизацию бомбардировщиков Су-24
- ↑ ВВС России спишут бомбардировщики Су-24 к 2020 году
- ↑ The Military Balance 2010. p.-197
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 246.
- ↑ The Military Balance 2010. p.-373
- ↑ The Military Balance 2010. p.-253
- ↑ The Military Balance 2010. p.-273
- ↑ The Military Balance 2010. p.-294
- ↑ The Military Balance 2010. p.-365
- ↑ The Military Balance 2010. p.-177
- ↑ The Military Balance 2010. p.-178
Литература
- Левин М. Фронтовой бомбардировщик Су-24 и его американский «дядюшка» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1994. — № 10. — С. 1-5. — ISSN 0130-2701.
Ссылки
- Описание Су-24 на сайте компании «Сухой»
- Су-24/24М. Аварии, катастрофы и боевые потери
Самолёты ОКБ им. П. О. Сухого (ОАО «Компания „Сухой“») | |
---|---|
Истребители | Су-9 • Су-11 (1958) • Су-15 • Су-27 (Су-27СМ • Су-27СМ2) • Су-30 • Су-33 • Су-27М • Су-35 • ПАК ФА (Т-50) |
Бомбардировщики/штурмовики | Су-2 (ББ-1) • Су-7 • Су-17/Су-20/Су-22 • Су-24 • Су-25 • Су-25Т • Су-39 • Су-34 |
Разведчики | Су-12 |
Учебные и спортивные | УТБ • Су-25УТГ • Су-26 • Су-28 • Су-27КУБ/Су-33УБ • Су-29 • П-42 • Су-31 |
Гражданские | Су-38 • Су-80 • Superjet 100 |
Проекты | Су-1/3 • Су-4 (ББ-3) • Су-5 • ШБ (ББ-2) • Су-6 Су-7 (1944) • Су-8 • Су-9 (1946) • Су-10 • Су-11 (1947) • Су-13 • Су-15 (1949) • Су-17 (1949) • Т-4 • SSBJ • Ш-90 (Т-12) • МФП (Су-41) • С-37 (Су-47) • Т-60 • Су-37 • С-54 • КР-860 |
Корабельная авиация России и СССР | ||
---|---|---|
Летающие лодки и гидросамолёты | КОР-1 • КОР-2 • КР-1 • М-5 • М-9 • Ю-20 • Model F • Model K | →{{Авианесущие корабли}} |
Вертолёты | Ка-10 • Ка-15 • Ка-25 • Ка-27 • Ка-29 • Ка-31 • Ка-52К • Ка-56 • Ка-60К • Ка-226ТМ • Ка-Х «Чайка» • Ми-11 | |
Истребители / Перехватчики | МиГ-23А • МиГ-23К • МиГ-29К • Су-27КМ • Су-33 • Т-50К • Як-9К1 • Як-39 • Як-141 | |
Штурмовики | Су-24К • Су-25УТГ • Су-28К • Як-36 • Як-38 • Як-38М | |
Бомбардировщики / Торпедоносцы | ПТ-М71 • Ту-91 | |
Самолёты ПЛО / РЛДН | Ан-71К • П-42 • Як-44 | |
Учебные самолёты | МиГ-29КУБ • Су-25УТГ • Су-33УБ • Як-38У | |
Примечания: курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы; 1 — не было специальной корабельной модификации. |
су-24, су-24 дональд кук, су-24 против f-16, су-24 самолет, су-24 сбит, су-24 фото, су-24м кабина, су-24м картинки, су-24м2, су-24мр
Су-24 Информацию О

Су-24 Комментарии
Су-24
Су-24
Су-24 Вы просматриваете субъект
Су-24 что, Су-24 кто, Су-24 описание
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
Фронтовой бомбардировщик Су-24М2. — Российская авиация
Фронтовой бомбардировщик Су-24М2.
Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: Россия
Первый полет: 2001 г.
В декабре 2007 года ВВС России получили шесть модернизированных фронтовых бомбардировщиков Су-24М2. В этом году планируется передать еще около 20 машин. Есть подозрения, что в АХК «Сухой» решили обойтись половинчатой модернизацией, хотя программа обновления парка морально устаревших Су-24 была начата еще в «бородатые» 90-е годы.
Первые модернизированные Су-24М2 поступили в 4-й Центр боевого применения и подготовки летного состава в Липецке в 1999 году. Работы по интеграции новых систем бортового электронного оборудования проводились компанией «Гефест и Т», расположенной в Жуковском. На самолетах вместо БЦВМ «Орбита-10» устанавливался новый бортовой компьютер СВП-24, приемник спутниковой навигации ГЛОНАСС/NAVSTAR, коллиматорный индикатор КАИ-24, телевизионный индикатор ОР-4ТМ. Усовершенствован состав подвесного управляемого бомбового и ракетного оружия, предназначенного для ударов по наземным целям. Доработка машин осуществлялась в Новосибирском авиационном производственном объединении (НАПО) им. В.П.Чкалова. По данным западных СМИ, с 2002 года российские ВВС получили 7 обновленных Су-24М. Алжирские ВВС также получили 7 таких машин под обозначением Су-24МК2, переоборудованных из строевых российских Су-24М.
В июне 2000 года совместно АХК «Сухой» и НИИРЭК был представлен более продвинутый вариант модернизации авионики фронтового бомбардировщика Су-24М2. Обновление предусматривало замену старого индикатора РЛС на новый монитор ИТ-23М с электронно-лучевой трубкой, установку новой гироинерциальной системы вместо СКВ и малогабаритной инерциальной системы МИС-П, приемника А-737 спутниковой системы навигации, индикатора отображения цифровой карты местности, коллиматорного индикатора ИЛС-31 (аналогичный Су-27СМ) вместо системы индикации с прицельно-пилотажным визиром ППВ, а также других новых приборов радиосвязи и системы регистрации полетных данных, предполетной системы ввода данных. Впоследствии в авионику самолета были добавлены цветные жидкокристаллические индикаторы вместо электронно-лучевых, новое программное обеспечение для бортового компьютера. Все эти обновления должны обеспечить применение управляемых ракет Х-31А, Х-31П, Х-59МК, корректируемых авиабомб КАБ-500Кр с телевизионной системой наведения и электронных систем радиоэлектронной борьбы. Сообщается, что усовершенствованный Су-24М2 совершил первый полет в 2001 году и с тех пор выставляется на различных авиашоу с подвешенными управляемыми ракетами и бомбами новых типов.
Первые два Су-24М2 прибыли в Липецк 7 декабря 2007 года. В конце декабря Новосибирский авиазавод отправил четыре Су-24М2 в распоряжение 302-го бомбардировочного авиационного полка 93-й бомбардировочной авиадивизии 11-й воздушной армии, базирующегося на аэродроме Переяславка в Хабаровском крае. Таким образом, план на 2007-й год был выполнен только наполовину — 6 вместо 12 обновленных самолетов. В конце февраля этого года в этот полк прибыли еще 4 модернизированных самолета. Полное перевооружение 302-го полка должно быть завершено к концу этого года. В течение ближайших нескольких лет все строевые Су-24 российских ВВС планируется довести до уровня Су-24М2.
ЛТХ:
Модификация: Су-24М2
Размах крыла, м
-максимальный (69°): 17,64
-минимальный (16°): 10,37
Длина самолета, м: 24,59
Высота самолета, м: 6,19
-при угле 69°: 51,02
-при угле 16°: 55,16
Площадь крыла, м2: —
Масса, кг
-пустого самолета: 22300
-нормальная взлетная: 33500
-максимальная взлетная: 39700
-максимальная посадочная: 28000
Топливо, кг
-внутренние топливо: 9800
-ПТБ: 6590
Тип двигателя: 2 х ТРДФ АЛ-21Ф-3А
Тяга, кН
-нефорсированная: 2 х 76,49
-форсированная: 2 х 110,32
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 1700
-на уровне моря: 1400
Перегоночная дальность, км
-с одной дозаправкой: 4270
-с двумя ПТБ: 2850
Боевой радиус действия, км
-без ПТБ: 390
-с ПТБ: 560
Практический потолок, м: 11000
Макс. эксплуатационная перегрузка: 6,5
Экипаж, ч: 2
Вооружение: одна встроенная 23-мм пушка ГШ-6-23М с 500 снарядами
Боевая нагрузка: 8000 кг на 8 узлах подвески.
Су-24М2 ВВС России.
Су-24М2 ВВС России.
Су-24М2 на авиасалоне МАКС-2001.
Пара Су-24М2 на взлете. Липецкий авиацентр, март 2008 г.
Звено бомбардировщиков Су-24М2 ВВС России.
Су-24М2 ВВС России заходит на посадку.
.
.
Список источников:
Денис Евстафьев. Фронтовой бомбардировщик Су-24М2.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Сухой Су-24М2».
xn--80aafy5bs.xn--p1ai