Три грозных достоинства Су-24 » Военное обозрение


44 года назад совершил первый полет фронтовой сверхзвуковой бомбардировщик Су-24 с изменяемой стреловидностью крыла. Мы узнали, чем он напугал НАТО, для чего самолету устройство «Фантасмагория» и куда в случае большой войны Су-24 отнесет атомную бомбу.

Созданный для доставки тактического ядерного оружия, Су-24 быстрее звука летает на малых и сверхмалых высотах, огибая рельеф местности и оставаясь невидимым для радаров противника. А совершенные катапультные кресла позволяют экипажу спастись в критических ситуациях.

Летные и боевые качества самолета были по достоинству оценены в других странах. «Су-24 представляет потенциально наибольшую угрозу государствам Европы среди всех боевых самолетов, находящихся на вооружении фронтовой авиации ВВС СССР, — писал английский журнал «Air international». — Он обладает превосходными характеристиками по показателю боевая нагрузка/радиус действия и способен осуществлять вторжение в режиме следования рельефу местности».

Особую тревогу вызывала большая дальность самолета, о которой свидетельствовали огромные подвесные баки емкостью две и три тысячи литров. На внешней подвеске Су-24 мог нести в трех баках 8000 литров топлива. По оценкам западных экспертов, в радиусе действия постоянно растущих группировок Су-24 на авиабазах в ГДР, Прибалтике и на Украине оказывалась почти вся территория Европы.

В НАТО бомбардировщик получил имя Fencer — фехтовальщик.

Оружие

На восьми точках подвески Су-24 способен доставить на место и обрушить на головы врагу 7,5 тонн различного добра: от неуправляемых ракет до полуторатонных корректируемых бомб. В ассортименте вооружения есть ракеты для уничтожения радаров противника — они управляются из подвешенного к бомбардировщику контейнера с чудным названием «Фантасмагория» и наводятся на цель по ее излучению.

Самолет может нести ракеты для уничтожения взлетно-посадочных полос, небольших кораблей и идущих в надводном положении подлодок. В его арсенале есть разнообразные бомбы: для мостов и бункеров, танковых колонн и рассеянной пехоты.

Су-24 способен минировать местность с воздуха, вести разведку и аэрофотосъемку, передавая информацию на землю по закрытым каналам связи. Для обороны от истребителей бомбардировщик оснащен ракетами класса «воздух-воздух», способными атаковать перехватчик с любого ракурса. Помогает отбиться и прикрытая обтекателем шестиствольная пушка под днищем.

Малозаметность

Несмотря на богатый ассортимент подвесного оружия, основной задачей Су-24 в серьезной войне является доставка в тыл противника одной тактической ядерной бомбы мощностью 150-300 килотонн для уничтожения важного стратегического объекта — например, пусковой установки баллистической ракеты. Под боевую задачу подобраны и летные характеристики — в первую очередь способность бомбардировщика летать со сверхзвуковой скоростью на малых и сверхмалых высотах, огибая рельеф местности и оставаясь невидимым для вражеской ПВО.

— На Су-24 впервые в отечественной авиации пилот и штурман оказались рядом друг с другом. Это очень удобно с точки зрения взаимодействия: штурман может не только что-то подсказать летчику по радио, но и показать жестом. Особенно это важно при полете на малых высотах, когда обстановка на земле стремительно меняется, а время на прицеливание сокращено до предела, — рассказали летчики. — С другой стороны, такая планировка кабины ухудшает обзор: летчику — справа, штурману — слева. Но это тоже вопрос взаимодействия: поле обзора делится на сектора и каждый смотрит за своей стороной.

Самолет оснащен крыльями с изменяемой стреловидностью: от 16 до 69 градусов. Крылья поворачиваются с шагом 5 градусов, позволяя летчику подобрать оптимальный режим для конкретной задачи.

— При полете на сверхмалых высотах возможна болтанка из-за завихрений. Возмущения воздуха достигают земли, отражаются от нее и трясут самолет, — продолжили летчики. — Опять же, уровень прогрева воздуха над полем один, над лесом другой, над морем третий. Поэтому какой-нибудь истребитель с хорошей управляемостью в таком режиме будет трясти. А Су-24 на сверхзвуке со сложенными крыльями (угол стреловидности 69) идет спокойно, как утюжок.

Защита

Бомбардировщик оснащен катапультируемыми креслами К-36, славящимися исключительной надежностью и не раз спасшими жизнь испытателям и боевым летчикам. По своим характеристикам кресло гарантирует безопасное катапультирование на всех высотах и скорости выше 70 километров в час.

11 ноября 1975 года в 63-м бомбардировочном авиаполку экипаж Су-24 готовился к выполнению полета. Была дана команда на запуск двигателей. По мере раскрутки ротора двигателя давление в гидросистеме бомбардировщика стало подниматься и ручки управления самолетом, стоявшие в заднем положении, пошли вперед к нейтрали. Правая, штурманская ручка, короче — чтобы тубус радиолокатора не мешал управлению самолетом, — она зацепилась за чеку системы катапультирования и выдернула ее. Ничего не подозревавший штурман бомбардировщика Османов взлетел в воздух без самолета.

На штатной высоте раскрылся парашют и вскоре Османов благополучно приземлился неподалеку. После происшествия система управления самолетом была усовершенствована. А экипаж бомбардировщика, невольно испытавший систему спасения, получил именные золотые часы от генерального конструктора самолета Павла Сухого и именные защитные шлемы от главного конструктора катапультируемых кресел Гая Северина.

topwar.ru

Су-24

TR | UK | KK | BE | EN |
су-24 самолет, су-24
Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer — «Фехтовальщик») — советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

По состоянию на 2011 год средний возраст Су-24, состоящих на вооружении ВВС России, составлял 25—27 лет. К 2015 году было утилизировано 103 самолёта из 124 имевшихся на вооружении, остальные 21 будут утилизированы к 2020 году.. Также в феврале 2012 года объявлено о снятии бомбардировщиков Су-24 с вооружения ВС Республики Беларусь.

Содержание

  • 1 История создания и производства
  • 2 Конструкция
    • 2.1 Модификации
    • 2.2 Тактико-технические характеристики
  • 3 Боевое применение
  • 4 Аварии и катастрофы
  • 5 На вооружении
    • 5.1 Состоит на вооружении
  • 6 Самолёты-памятники и музейные экспонаты
    • 6.1 Состоял на вооружении
  • 7 Изображения
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

История создания и производства

Первый прототип бомбардировщика Т-6-1.

Первоначально, после принятия на вооружение истребителя Су-7Б, предполагалось создание модификации всепогодного самолёта для уничтожения малоразмерных целей, но разработка на базе Су-7, с выполнением требований ТТТ была невозможна, поэтому ОКБ Сухого начало разработку самолёта под шифром С-6, с треугольным крылом, двигателями Р21Ф-300 и тандемным расположением экипажа.

В 1963 году был построен натурный образец, через год проект был изменён на шифр Т-58М — модификацию Су-15, изменилась концепция самолёта, теперь по требованию ТТТ предполагалось создание маловысотного бомбардировщика с укороченным взлётом/посадкой (требовался сверхзвуковой маловысотный полёт с преодолением ПВО).

С 1965 года расположение экипажа изменилось, вместо тандема лётчики располагались рядом из-за больших объёмов РЛС «Орион», двигатели — Р-27Ф-300, для обеспечения короткого взлёта/посадки установлены дополнительные 4 РД36-35.

24 августа 1965 года самолёт получил шифр Т-6, 2 июля 1967 года лётчик-испытатель В. С. Ильюшин совершил первый полёт штурмовика.

В октябре 1967 года были установлены более мощные АЛ-21Ф, это позволило избавиться от 4 РД36-35.

Проработки варианта Т-6 с крылом изменяемой стреловидно­сти начались в 1967 году под руковод­ством О. С. Самойловича. На всех стадиях работы самое непосредственное участие в проектировании принимал П. О. Сухой. Впервые в СССР предусмотрели установ­ку пилонов для подвески внешней нагруз­ки на подвижных частях крыла. Первый опытный Т-6-2И с новым крылом 17 января 1970 года поднял в воздух лётчик-испытатель B. C. Илью­шин. Т-6 получил официальное обозначе­ние Су-24.

Принято считать, что советский Су-24 проектировался в конце 1960-х — начале 1970-х годов с боль­шой оглядкой на американский F-111, хотя говорить о полном копировании в данном случае не слишком уместно.

17 января 1970 года Су-24 совершил первый полёт. ГСИ были проведены с января 1970 по июль 1974 года. Су-24 принят на вооружение 4 февраля 1975 года. В ходе тестовых полётов возникали «титановые» пожары самолёта, так как двигатель был сделан из сплавов титана и при возгорании лопаток в компрессоре возникало быстрое разрушение самолёта в воздухе.

На базе самолёта были созданы модификации разведчика и постановщика помех. Су-24М/МР/МП/М2 оборудованы системой дозаправки в воздухе.

Испытания Су-24 проведены в более чем 2000 полётов. ГСИ Су-24М проведены с декабря 1976-го по май 1981 года. Постановлением правительства от 22 июня 1983 года самолёт Су-24М был принят на вооружение.

Выпускался на НАПО и КнААПО. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 этих машин.

Модернизированный Су-24М2 совершил первый полёт в 2001 году. Предварительный этап испытаний начат в 2004 году. В 2006 году модернизированный самолёт находился на завершающей стадии испытаний. В 2007 году первые 2 Су-24М2 были переданы в Липецкий центр боевого применения. Поставка всех заказанных Су-24М2 первой партии для ВВС России была завершена в декабре 2009 года.

Конструкция

Самолёт представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений: 16° — на взлёте и при посадке, 35° — в крейсерском дозвуковом полёте, 45° — при боевом маневрировании и 69° — при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. На самолёте трёхстоечное убираемое шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, «плечом к плечу», управление двойное. Катапультные кресла типа К-36ДМ.

На самолёте установлены два ТРДФ АЛ-21Ф-3 с тягой на форсаже 2×11500 кгс. Топливная система имеет ёмкость 11 700 литров, плюс возможна подвеска двух дополнительных баков по 3000 л каждый, что увеличивает перегоночную дальность до 2850 км. В носовой части машины имеется убираемая штанга топливоприёмника воздушной заправки по системе «шланг-конус».

Бортовая цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума» массой 837 кг с РЛС переднего обзора «Орион-А» и РЛС предупреждения о столкновении при маловысотном полёте «Рельеф» обеспечивает автоматический вывод самолёта в заданный район, полёт по запрограммированному маршруту, автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку до высоты 40—50 метров. Также имеется режим автоматического маловысотного полёта с огибанием рельефа местности.

Максимальная взлётная масса машины — 39,7 т, максимальная скорость полёта на высоте составляет 1700 км/ч, потолок — 11 500 м.

Модификации

  • Су-24 — базовая модификация
  • Су-24М — модернизированный бомбардировщик, первый полёт совершил в 1976 году. Установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр». Способен в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать полёт с огибанием рельефа местности на высоте от 50 м. Выпущено 770 шт.
  • Су-24МП — постановщик помех, первый полёт совершил в декабре 1979 года. Выпущено 10 самолётов.
  • Су-24МР — самолёт-разведчик, первый полёт совершил в сентябре 1980 года. Выпущено 130 самолётов.
  • Су-24МК — экспортный вариант Су-24М, первый полёт совершил в 1987 году.
  • Су-24М2 — современная модернизация. Установлена новая навигационная система, которая за счёт интеграции данных, поступающих от различных источников, позволяет осуществлять длительный полёт на высотах 30—50 м (кратковременно — 10—30 м). Расширена номенклатура высокоточного оружия, в состав которого теперь входят ракеты Х-31П и Х-59М.

Тактико-технические характеристики

Су-24 в трёх проекциях.

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Су-24М:


Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:  
    • на высоте 200 м: 1400 км/ч (без подвесок)
    • на большой высоте: 1700 км/ч (М=1,35)
  • Скорость отрыва: 360—400 км/ч
  • Посадочная скорость: 285—310 км/ч
  • Боевой радиус: 560 км (на высоте 200 м с ПТБ и нормальной боевой нагрузкой)
  • Перегоночная дальность: 2850 км (с ПТБ)
  • Практический потолок: 11500 м
  • Нагрузка на крыло: 607 кг/м² (при нормальной взлётной массе при χ=16°)
  • Тяговооружённость: 0,67 / 0,56 (при нормальной/максимальной взлётной массе на форсаже)
  • Длина разбега: 1150—1250 м (при нормальной взлётной массе)
  • Длина пробега: 950—1000 м (при нормальной взлётной массе и с тормозным парашютом) 
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +6,5G

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн.
  • Боевая нагрузка: 7500 кг (максимальная), 8 узлов подвески вооружения
  • Управляемые ракеты:  
    • ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8)
    • ракеты «воздух-земля»:
      • 4 × Х-25МЛ/МР или Х-23
      • 3 × Х-29Л/Т или Х-59
      • 6 × С-25Л
      • 2 × Х-58
  • Неуправляемые ракеты:  
    • 192 (6 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или
    • 120 (6 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8М или
    • 30 (6 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л или
    • 4 × 240 мм С-24 или
    • 6 × 266 мм С-25
  • Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
    • 3 × 1500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и т. д.) или
    • 7 × 500 кг (КАБ-500Л/КР, ЗБ-500) или
    • 10 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500) или
    • 30 или 16 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250) или
    • 38 × 100 кг (ОФАБ-100) или
    • 7 × контейнеров КМГУ-2
  • Пушечные контейнеры: 3 × СППУ-6 с 23 мм пушкой ГШ-6-23 с 400 снарядами
  • Подвесной контейнер «Фантасмагория» для целеуказания ракетам Х-58

Боевое применение

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

В Афганской войне (1979—1989) советские Су-24 применялись ограниченно. К боевой работе они привлекались только во время Панджшерской операции 1984 года и прикрытия вывода советских войск в 1988—1989 годах. Су-24 никогда не базировались на территории Афганистана, действуя с советских авиабаз в Средней Азии. Боевых потерь не было.

Иракские Су-24 во время войны в Персидском заливе боевых вылетов не совершали и были перегнаны в Иран (присвоивший эти самолёты после завершения войны).

Самолёты, доставшиеся Азербайджану, ограниченно применялись в ходе Карабахской войны.

Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита.

Наиболее интенсивное боевое применение было у российских самолётов в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было сбито или разбилось три Су-24, ещё три сгорели на аэродроме при подготовке к боевому вылету.

Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии в 2008 году. В официальных российских сводках потерь Су-24 не упоминались, однако часть экспертов указывала на потерю двух самолётов этого типа (см. подробнее). В 2012 году подполковник Владимир Богодухов, получивший за боевые вылеты в Южной Осетии звание Героя России, сообщил в интервью газете «Аргументы и факты», что в ходе войны зенитной ракетой был сбит один Су-24, экипаж самолёта катапультировался и приземлился в расположении российских войск.

Один ливийский Су-24 был сбит огнём повстанцев во время гражданской войны в Ливии 2011 года.

Используется украинской армией в ходе конфликта на востоке страны. Один из украинских самолётов был повреждён в результате попадания ракеты, выпущенной из ПЗРК

Используется сирийскими ВВС в гражданской войне. 23 сентября 2014 года, ракетой Пэтриот сбит СУ-24 вторгшийся на 800 метров в воздушное пространство Израиля.

Аварии и катастрофы

Су-24 считается достаточно сложной в пилотировании машиной и имеет высокий уровень аварийности. Только при проведении лётных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М. После принятия самолёта на вооружение ежегодно происходило 5—6 аварий и катастроф. По свидетельству заместителя главнокомандующего ВВС РФ Виктора Кота, на 1998 год самолёт Су-24 был наиболее аварийным летательным аппаратом в российской военной авиации.

Список аварий и катастроф с участием Су-24:

12.10.1989 при взлёте Су-24 врезался в транспортный самолёт Ан-12, погибло 7 человек;

15.04.1999 Су-24 разбился при взлёте с Новосибирского авиазавода. Самолёт совершал облёт после капитального ремонта. Пилоты погибли.

В октябре 1999 в Чечне был сбит Су-24М;

29.01.2000 в Ахтубинске сгорело 3 Су-24М на ВПП;

14.03.2000 разбился фронтовой бомбардировщик Су-24, в Смоленской области в 25 километрах от аэродрома Шаталово, экипаж катапультировался;

07.05.2000 в Чечне сбит Су-24МР пилоты погибли;

27.06.2000 в 19:56 по московскому времени, в авиационном полку в Воронеже произошла авария самолёта Су-24М, пилоты остались живы, жертв нет;

24.09.2000 в городе Пушкин сгорело 3 Су-24, пожар был потушен 5 часов спустя;

11.03.2001 в 23:35 разбился Су-24 на аэродроме Моздока. Пилоты живы;

19.02.2002 под Псковом разбился Су-24, оба пилота погибли;

15.07.2003 Су-24 выпустил УР воздух-земля по деревне в Ленинградской области; один человек пострадал, разрушено несколько зданий;

07.08.2003 в 16:09 по московскому времени разбился Су-24 при заходе на посадку в 5 километрах от взлётно-посадочной полосы аэродрома Бада Читинской области. Оба пилота погибли;

12.02.2004 в 06:52 по московскому времени на аэродроме Хурба разбился Су-24, пилоты катапультировались;

16.01.2006 в Амурской области близ посёлка Возжаевка в Белогорском районе во время учебного полёта разбился Су-24МР, оба пилота выжили. Было осуществлено 20 попыток посадить самолёт. Причина падения — отказ гидравлики привода изменения стреловидности;

15.03.2006 Су-24М потерпел аварию в 11:48 по московскому времени в 56 километрах юго-восточнее Воронежа, экипаж катапультировался;

30.07.2006 разбился Су-24М при взлёте с аэродрома Черняховск, оба пилота погибли. Су-24 вылетел для показательного полёта на параде;

23.08.2007 в Хабаровском крае разбился Су-24 в 115 километрах западнее аэродрома Хурба. Лётчики успешно катапультировались;

09.08.2008 в зоне конфликта (в Южной Осетии) были сбиты два лётчика Службы лётных испытаний истребительной и фронтовой авиации (в/ч 18374) 929-го Государственного лётно-испытательного центра Минобороны им. Чкалова — лётчик-испытатель полковник Игорь Зинов и штурман-испытатель полковник Игорь Ржавитин. Тип самолёта, на котором они были сбиты, официально не сообщался (предположительно Су-24). Игорь Зинов попал в плен и был освобождён 19 августа, Игорь Ржавитин погиб и был посмертно удостоен звания Героя России ;

19.12.2008 в Воронежской области в 38 км к юго-востоку от Воронежа потерпел аварию Су-24. Лётчикам удалось катапультироваться;

В июне 2009 года разбились сразу два самолёта.

17.06.2009 на аэродроме Мончегорск в Мурманской области при посадке разбился фронтовой бомбардировщик Су-24, который упал на взлётную полосу и полностью сгорел, пилоты катапультировались. На земле жертв и разрушений не было. Причина катастрофы — ошибка экипажа;

19.06.2009 в 15:40 мск в районе хутора Костино-Быстрянский Морозовского района Ростовской области разбился Су-24. Оба лётчика катапультировались. Падение самолёта было вызвано отказом системы управления механизацией поворота крыла, в результате чего лётчики не смогли выполнить приземление;

17.02.2010 в 13:00 на аэродроме Пушкин в Ленинградской области загорелся фронтовой бомбардировщик Су-24. Возгорание произошло во время пробега по взлётно-посадочной полосе. Самолёт должен был совершить плановый полёт. По данным агентства «БалтИнфо», которое ссылается на свой источник в военных кругах, самолёт загорелся уже после полёта. Во время посадки самолёт выпустил тормозной парашют, после чего по неизвестной причине бомбардировщик загорелся. Лётчики до последнего пытались спасти машину, но Су-24 сгорел полностью. По словам источника агентства, в момент происшествия на самолёте не было боекомплекта;

20.10.2011 в 06:02 мск при посадке на аэродроме Украинка в Амурской области у бомбардировщика подломилась передняя стойка шасси, самолёт «на брюхе» вынесло за пределы ВПП, он загорелся и перевернулся. Экипаж самолёта — пилот, гвардии майор Олег Носков и штурман, гвардии капитан Виталий Новосельский погибли сразу;

29.12.2011 около 20:00 мск Су-24МР загорелся и взорвался при посадке на аэродроме Мариновка в 60 километрах западнее Волгограда, при этом по команде руководства полётов экипаж катапультировался, пострадавших нет, а самолёт восстановлению не подлежит;

13.02.2012 примерно в 18:40 мск потерпел аварию Су-24М в районе озера Большой Кошкуль в Сафакулевском районе в Курганской области. Экипаж катапультировался.

30.10.2012 в 40 км от села Еткуль Челябинской области Су-24М потерпел крушение. Причиной авиапроисшествия стал срыв радиопрозрачного обтекателя самолёта. Экипаж катапультировался, на земле пострадавших и разрушений нет.

10.11.2012 На военном аэродроме Морозовск Ростовской области Су-24М сгорел при посадке. Причиной аварии оказался отрыв тормозного парашюта. Пилоты благополучно катапультировались.

19.03.2013 Су-24М2 столкнулся со специальным автомобилем АПА-5Д по вине лётчика, неверно выбравшего скорость и ошибочно определившего расстояние до препятствия. Самолёт получил значительные повреждения, исключающие возможность его дальнейшей эксплуатации и боевого применения.

13.10.2014 Бомбардировщик Су-24 Алжирских ВВС разбился во время плановых полётов в 240 км от Алжира. Экипаж погиб.

21.03.2014 в 17:15 Су-24М 7-й бригады тактической авиации Воздушных сил Вооружённых сил Украины разбился при заходе на посадку во время проведения плановых полётов в районе аэродрома Староконстантинов в Хмельницкой области. Экипаж в составе командира эскадрильи подполковника Дениса Кочана и штурмана лейтенанта Панаса Дудника катапультировался. Жертв и разрушений нет, экипаж самолёта не пострадал.

23.10.2014 Су-24МК выполнял боевую задачу вблизи сирийско-израильской границы. При выполнении манёвра самолёт кратковременно вторгся на территорию Израиля. По самолёту была выпущена ракета ЗРК «Патриот», причём Су-24 был поражён уже над сирийской территорией. Экипаж катапультировался, но один из членов экипажа позже скончался от травм.

11.02.2015 Су-24МР потерпел катастрофу в семи километрах от взлётно-посадочной полосы аэродрома «Мариновка», взлетал на разведку погоды, оба пилота погибли.

06.07.2015 Су-24М разбился на взлёте во время тренировочного полёта на аэродроме Хурба в Хабаровском крае, двое пилотов, находившихся на борту, погибли.

На вооружении

Государства, в которых Су-24 состоит на вооружении. Синим цветом выделены текущие эксплуатанты, красным — бывшие. Су-24 ВВС Белоруссии на авиашоу в Радоме

Состоит на вооружении

  • Россия Россия — 21 Су-24М, Су-24М2, Су-24МР, Су-24МП. К 2015 году было утилизировано 103 самолёта из имеющихся 124, остальные 21 будут утилизированы к 2020 году. По мере поступления в строевые части Су-34, Су-24 снимаются с вооружения, и к 2020 году они должны быть полностью выведены из состава ВВС РФ.
  • Украина Украина — 21 Су-24М (+55 на хранении) и 12 Су-24МР, по состоянию на 2013 год. Все украинские Су-24 состоят на вооружении 7-й бригады тактической авиации (Староконстантинов).
  • Алжир Алжир — 34 Су-24М/Су-24МК и 4 Су-24Е, по состоянию на 2010 год
  • Узбекистан Узбекистан — 23 Су-24, по состоянию на 2010 год
  • Иран Иран — 30 Су-24MK по состоянию на 2010 год
  • Сирия Сирия — 19 Су-24, по состоянию на 2010 год
  • Ангола Ангола — 12 Су-24, по состоянию на 2010 год
  • Казахстан Казахстан — 23 Су-24М и 12 Су-24МР, по состоянию на 2010 год
  • Азербайджан Азербайджан — 1 Су-24, по состоянию на 2010 год

Самолёты-памятники и музейные экспонаты

ТипБортовой номерМестонахождениеИзображение
Су-2456 КоричневыйГосударственный музей авиации Украины

Состоял на вооружении

  • Белоруссия Белоруссия — 23 Су-24М и 12 Су-24МР, по состоянию на 2010 год. В феврале 2012 года Юрий Жадобин, министр обороны Беларуси, объявил о снятии бомбардировщиков с вооружения.
  • Ирак Ирак — часть уничтожена во время войны 1991 года, остальные перелетели в Иран.
  • Ливия Ливия — 6 Су-24МК, по состоянию на 2010 год. Уничтожены в ходе Гражданской войны в Ливии.
  • СССР СССР — 1000

Изображения

См. также

  • Су-34
  • General Dynamics F-111
  • Panavia Tornado

Примечания

  1. 1 2 ОАО «Компания „Сухой“» — Самолёты — Военная авиация — Су-24МК — Историческая справка
  2. http://www.sukhoi.org/news/smi/?form=print&id=4305
  3. Lenta.ru: Оружие: ВВС России спишут бомбардировщики Су-24 к 2020 году
  4. 1 2 Белоруссия отказалась от бомбардировщиков Су-24
  5. Охота на «Шелестящую смерть»
  6. 1 2 929 ГЛИЦ МО
  7. Сухой Су-24
  8. 929 ГЛИЦ МО
  9. 929 ГЛИЦ МО
  10. ВВС РФ получили последнюю партию модернизированных Су-24М2
  11. 1 2 Для военной авиации — Киевский завод РАДАР
  12. 1 2 Су-24М — Український мілітарний портал. Архивировано из первоисточника 20 мая 2013.
  13. Сухой Су-24МР
  14. Су-24М2 на сайте авиационной энциклопедии «Уголок неба» airwar.ru
  15. А.Фомин. Су-24. — Москва: «Гончаръ», 1996. — 88 с. — (POLYGON Авиационная серия «Красный флаг»). — ISBN 5-86410-004-8.
  16. Итоги войны: мир меняется
  17. Эксперты подсчитали боевые потери России в южноосетинском конфликте (рус.). Lenta.ru (4 августа 2010). — Эксперты выяснили, что в ходе боевых действий были сбиты два Су-24. Проверено 19 марта 2012. Архивировано из первоисточника 6 мая 2012.
  18. ВВС РФ потеряли во время конфликта с Грузией семь самолетов — эксперт
  19. Алексей Никольский. Огонь вели по своим
  20. Выпускник ЧВВАУШа оставил армию Грузии без связи  (Проверено 5 февраля 2013)
  21. Gunfire rings out in Libyan capital (CNN, 5 марта 2011)
  22. Libya rebels battle against Qaddafi air force (CBS, 5 марта 2011)
  23. Блог телекомпании Аль-Джазира за 6.3.2011 (две фотографии сбитого самолёта)
  24. М. Никольский. Война в небе Ливии
  25. Террористы обстреляли из ПЗРК самолёт АТО.
  26. ЦАХАЛ сбил сирийский штурмовик.
  27. Су-24/24М. Аварии, катастрофы и боевые потери
  28. В Новосибирске разбился фронтовой бомбардировщик Су-24
  29. PDA.Lenta.ru: Оружие: Гибель разведчика
  30. Lenta.ru: В России: Рядовой одним махом уничтожил три бомбардировщика
  31. Lenta.ru: В России: Под Смоленском разбился самолёт Су-24
  32. Lenta.ru: Кавказ: В Чечне пропал самолёт-разведчик СУ-24
  33. Lenta.ru: В России: Бомбардировщик Су-24М загорелся при посадке
  34. Lenta.ru: В России: Три самолёта Су-24 сгорели накануне ревизии
  35. Lenta.ru: В России: Су-24 не дотянул до взлетно-посадочной полосы
  36. Lenta.ru: В России: На месте падения Су-24 под Псковом найден «чёрный ящик»
  37. Lenta.ru: В России: Самолет Су-24 выпустил ракету по деревне в Ленинградской области
  38. Lenta.ru: В России: В Читинской области разбился Су-24, пилоты погибли
  39. Lenta.ru: В России: В Амурской области упал бомбардировщик Су-24
  40. Lenta.ru: Оружие: Экипаж разбившегося Су-24 пытался посадить его 20 раз
  41. Lenta.ru: Оружие: Спасатели нашли экипаж разбившегося под Воронежем бомбардировщика
  42. ВЗГЛЯД / Су-24 разбился при взлете
  43. «РБК», «На Дальнем Востоке разбился фронтовой бомбардировщик», 23 августа 2007
  44. 929 ГЛИЦ МО. Архивировано из первоисточника 18 марта 2012.
  45. Ржавитин Игорь Викторович. Архивировано из первоисточника 18 марта 2012.
  46. Под Воронежем разбился Су-24
  47. В Мурманской области разбился Су-24. lenta.ru (17.06.2009). Проверено 17 июня 2009. Архивировано из первоисточника 1 июня 2012.
  48. В аварии Су-24 в Мурманской области обвинили лётчика. lenta.ru (18.06.2009). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012.
  49. В Ростовской области разбился Су-24. lenta.ru (19.06.2009). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012.
  50. Полеты Су-24 в России возобновлены. lenta.ru (29.06.2009). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012.
  51. Су-24 сгорел во время торможения(недоступная ссылка — история). gzt.ru (17.02.2010).
  52. Су-24 мог загореться из-за тормозного парашюта — эксперт. baltinfo.ru (17.02.2010). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012.
  53. не успели катапультироваться и погибли
  54. В Волгоградской области взорвался Су-24
  55. Названа причина крушения Су-24 в Курганской области. Архивировано из первоисточника 5 ноября 2012.
  56. В Челябинской области разбился бомбардировщик Су-24(недоступная ссылка — история). Архивировано из первоисточника 9 мая 2013.
  57. Минобороны приостановило полёты Су-24 после инцидента на военном аэродроме в Ростовской области.(недоступная ссылка — история). Архивировано из первоисточника 6 апреля 2013.
  58. БОМБАРДИРОВЩИК СУ-24 СГОРЕЛ НА ВОЕННОМ АЭРОДРОМЕ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.(недоступная ссылка — история). Архивировано из первоисточника 1 июля 2013.
  59. В Комсомольске-на-Амуре перед судом предстанет военный лётчик, обвиняемый в нарушении правил полётов
  60. Algerian military plane crashes during exercise, killing 2
  61. NR2.RU: В Хмельницкой области разбился бомбардировщик Су-24М / 21.03.14 / Киев
  62. авиация в локальных конфликтах
  63. Israel shoots down Syrian aircraft over Golan Heights
  64. Источник: Су-24 упал при взлете на разведку погоды.
  65. Источник: Под Волгоградом найдены фрагменты тел пилотов разбившегося Су-24.
  66. Бомбардировщик Су-24М потерпел катастрофу в Хабаровском крае, Interfax (6 июля 2015). Проверено 6 июля 2015.
  67. Фронтовые бомбардировщики Су-24 будут выводиться из состава ВВС и замещаться самолетами Су-34 в плановом режиме до 2020 года
  68. ВВС России ускорят модернизацию бомбардировщиков Су-24
  69. ВВС России спишут бомбардировщики Су-24 к 2020 году
  70. The Military Balance 2010. p.-197
  71. The Military Balance 2010. — P. 246.
  72. The Military Balance 2010. p.-373
  73. The Military Balance 2010. p.-253
  74. The Military Balance 2010. p.-273
  75. The Military Balance 2010. p.-294
  76. The Military Balance 2010. p.-365
  77. The Military Balance 2010. p.-177
  78. The Military Balance 2010. p.-178

Литература

  • Левин М. Фронтовой бомбардировщик Су-24 и его американский «дядюшка» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1994. — № 10. — С. 1-5. — ISSN 0130-2701.

Ссылки

  • Описание Су-24 на сайте компании «Сухой»
  • Су-24/24М. Аварии, катастрофы и боевые потери
  Самолёты ОКБ им. П. О. Сухого (ОАО «Компания „Сухой“»)
Истребители

Су-9 • Су-11 (1958) • Су-15 • Су-27 (Су-27СМ • Су-27СМ2) • Су-30 • Су-33 • Су-27М • Су-35 • ПАК ФА (Т-50)

Бомбардировщики/штурмовики

Су-2 (ББ-1) • Су-7 • Су-17/Су-20/Су-22 • Су-24 • Су-25 • Су-25Т • Су-39 • Су-34

Разведчики

Су-12

Учебные и спортивные

УТБ • Су-25УТГ • Су-26 • Су-28 • Су-27КУБ/Су-33УБ • Су-29 • П-42 • Су-31

Гражданские

Су-38 • Су-80 • Superjet 100

Проекты

Су-1/3 • Су-4 (ББ-3) • Су-5 • ШБ (ББ-2) • Су-6 Су-7 (1944) • Су-8 • Су-9 (1946) • Су-10 • Су-11 (1947) • Су-13 • Су-15 (1949) • Су-17 (1949) • Т-4 • SSBJ • Ш-90 (Т-12) • МФП (Су-41) • С-37 (Су-47) • Т-60 • Су-37 • С-54 • КР-860

  Корабельная авиация России и СССР
Летающие лодки и гидросамолётыКОР-1 • КОР-2 • КР-1 • М-5 • М-9 • Ю-20 • Model F • Model K

→{{Авианесущие корабли}}

ВертолётыКа-10 • Ка-15 • Ка-25 • Ка-27 • Ка-29 • Ка-31 • Ка-52К • Ка-56 • Ка-60К • Ка-226ТМ • Ка-Х «Чайка» • Ми-11
Истребители / ПерехватчикиМиГ-23А • МиГ-23К • МиГ-29К • Су-27КМ • Су-33 • Т-50К • Як-9К1 • Як-39 • Як-141
ШтурмовикиСу-24К • Су-25УТГ • Су-28К • Як-36 • Як-38 • Як-38М
Бомбардировщики / ТорпедоносцыПТ-М71 • Ту-91
Самолёты ПЛО / РЛДНАн-71К • П-42 • Як-44
Учебные самолётыМиГ-29КУБ • Су-25УТГ • Су-33УБ • Як-38У
Примечания: курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы; 1 — не было специальной корабельной модификации.

су-24, су-24 дональд кук, су-24 против f-16, су-24 самолет, су-24 сбит, су-24 фото, су-24м кабина, су-24м картинки, су-24м2, су-24мр


Су-24 Информацию О




Су-24 Комментарии

Су-24
Су-24
Су-24 Вы просматриваете субъект

Су-24 что, Су-24 кто, Су-24 описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Фронтовой бомбардировщик Су-24М2. — Российская авиация

Фронтовой бомбардировщик Су-24М2.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: Россия
Первый полет: 2001 г.

В декабре 2007 года ВВС России получили шесть модернизированных фронтовых бомбардировщиков Су-24М2. В этом году планируется передать еще около 20 машин. Есть подозрения, что в АХК «Сухой» решили обойтись половинчатой модернизацией, хотя программа обновления парка морально устаревших Су-24 была начата еще в «бородатые» 90-е годы.

Первые модернизированные Су-24М2 поступили в 4-й Центр боевого применения и подготовки летного состава в Липецке в 1999 году. Работы по интеграции новых систем бортового электронного оборудования проводились компанией «Гефест и Т», расположенной в Жуковском. На самолетах вместо БЦВМ «Орбита-10» устанавливался новый бортовой компьютер СВП-24, приемник спутниковой навигации ГЛОНАСС/NAVSTAR, коллиматорный индикатор КАИ-24, телевизионный индикатор ОР-4ТМ. Усовершенствован состав подвесного управляемого бомбового и ракетного оружия, предназначенного для ударов по наземным целям. Доработка машин осуществлялась в Новосибирском авиационном производственном объединении (НАПО) им. В.П.Чкалова. По данным западных СМИ, с 2002 года российские ВВС получили 7 обновленных Су-24М. Алжирские ВВС также получили 7 таких машин под обозначением Су-24МК2, переоборудованных из строевых российских Су-24М.

В июне 2000 года совместно АХК «Сухой» и НИИРЭК был представлен более продвинутый вариант модернизации авионики фронтового бомбардировщика Су-24М2. Обновление предусматривало замену старого индикатора РЛС на новый монитор ИТ-23М с электронно-лучевой трубкой, установку новой гироинерциальной системы вместо СКВ и малогабаритной инерциальной системы МИС-П, приемника А-737 спутниковой системы навигации, индикатора отображения цифровой карты местности, коллиматорного индикатора ИЛС-31 (аналогичный Су-27СМ) вместо системы индикации с прицельно-пилотажным визиром ППВ, а также других новых приборов радиосвязи и системы регистрации полетных данных, предполетной системы ввода данных. Впоследствии в авионику самолета были добавлены цветные жидкокристаллические индикаторы вместо электронно-лучевых, новое программное обеспечение для бортового компьютера. Все эти обновления должны обеспечить применение управляемых ракет Х-31А, Х-31П, Х-59МК, корректируемых авиабомб КАБ-500Кр с телевизионной системой наведения и электронных систем радиоэлектронной борьбы. Сообщается, что усовершенствованный Су-24М2 совершил первый полет в 2001 году и с тех пор выставляется на различных авиашоу с подвешенными управляемыми ракетами и бомбами новых типов.

Первые два Су-24М2 прибыли в Липецк 7 декабря 2007 года. В конце декабря Новосибирский авиазавод отправил четыре Су-24М2 в распоряжение 302-го бомбардировочного авиационного полка 93-й бомбардировочной авиадивизии 11-й воздушной армии, базирующегося на аэродроме Переяславка в Хабаровском крае. Таким образом, план на 2007-й год был выполнен только наполовину — 6 вместо 12 обновленных самолетов. В конце февраля этого года в этот полк прибыли еще 4 модернизированных самолета. Полное перевооружение 302-го полка должно быть завершено к концу этого года. В течение ближайших нескольких лет все строевые Су-24 российских ВВС планируется довести до уровня Су-24М2.

ЛТХ:

Модификация: Су-24М2
Размах крыла, м
-максимальный (69°): 17,64
-минимальный (16°): 10,37
Длина самолета, м: 24,59
Высота самолета, м: 6,19
-при угле 69°: 51,02
-при угле 16°: 55,16
Площадь крыла, м2: —
Масса, кг
-пустого самолета: 22300
-нормальная взлетная: 33500
-максимальная взлетная: 39700
-максимальная посадочная: 28000
Топливо, кг
-внутренние топливо: 9800
-ПТБ: 6590
Тип двигателя: 2 х ТРДФ АЛ-21Ф-3А
Тяга, кН
-нефорсированная: 2 х 76,49
-форсированная: 2 х 110,32
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 1700
-на уровне моря: 1400
Перегоночная дальность, км
-с одной дозаправкой: 4270
-с двумя ПТБ: 2850
Боевой радиус действия, км
-без ПТБ: 390
-с ПТБ: 560
Практический потолок, м: 11000
Макс. эксплуатационная перегрузка: 6,5
Экипаж, ч: 2
Вооружение: одна встроенная 23-мм пушка ГШ-6-23М с 500 снарядами
Боевая нагрузка: 8000 кг на 8 узлах подвески.

Су-24М2 ВВС России.

Су-24М2 ВВС России.

Су-24М2 на авиасалоне МАКС-2001.

Пара Су-24М2 на взлете. Липецкий авиацентр, март 2008 г.

Звено бомбардировщиков Су-24М2 ВВС России.

Су-24М2 ВВС России заходит на посадку.

.

.

Список источников:
Денис Евстафьев. Фронтовой бомбардировщик Су-24М2.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Сухой Су-24М2».

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *